ВоронежскийГосударственный Педагогический Институт

КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ

Гном

В феврале 1874 года в Петербурге открылась посмертная выставка работ русского художника-архитектора В. А. Гартмана.

В день ее открытия среди посетителей заметно выделялся мужчина богатырского роста с пышной бородой, энергичным лицом и смелым взглядом. Это был известный русский художественный критик, выдающийся знаток живописи, архитектуры и музыки Владимир Васильевич Стасов. Выставка была организована по его инициативе.

Вместе с ним выставку осматривал композитор Модест Петрович Мусоргский, автор оперы «Борис Годунов», премьера которой совсем недавно состоялась в Мариинском театре.

Не спеша переходили они от одного экспоната к другому. Тут были самые разнообразные работы: картины, рисунки, эскизы театральных костюмов, архитектурные проекты, макеты, даже мастерски выполненные игрушки. Во всем чувствовался большой талант художника. Конечно, разговор шел об их общем, так рано умершем друге.

Какой это был талантливый человек! - восклицал Стасов. - Потеря его для нашего искусства громадна. Умереть, не дожив даже до полных тридцати девяти лет, в пору самого большого развития таланта! Что за жестокая судьба! Такой богатой фантазии, как у Виктора Александровича, я не встречал ни у одного из наших архитекторов.

Вспомните хотя бы Всероссийскую выставку 1870 года - ведь недаром же за оформление ее павильонов он получил звание академика. А его деревянный театр в Москве, - жаль, Вы не видели его!

Он был весь разборной, его можно было перевезти куда угодно, и все было сделано в русском национальном стиле. А гартмановские театральные декорации! Помните, к опере «Руслан и Людмила», - чудо, да и только! Всего этого на выставке не покажешь…

Но зато, - откликнулся Мусоргский, - здесь есть его замечательные карандашные и акварельные зарисовки, которые он делал с натуры в Италии и во Франции. Сколько тут интереснейших жанровых типов, все как живые, вот-вот заговорят.

Все очень натурально и живо. А пейзажи? До чего хороши! Вот хотя бы эти два средневековых замка. Посмотрите, так и веет поэзией старины, - эта туманная дымка, этот лунный полусвет.

Да, - согласился Мусоргский, - так и кажется, что сейчас появится трубадур, чтобы под окном замка спеть нежную серенаду даме своего сердца.

Вот видите, Гартман ведет вас к музыкальным ассоциациям. Очень жаль, что не все его проекты были выполнены, сколько интересных замыслов осталось в чертежах, макетах. Вот хотя бы этот: Городские ворота в Киеве, ведь их так и не построили, а собирались возводить еще в 1866 году!

Гартман проектировал их как главный въезд в нашу древнюю столицу и задумал, конечно, в русском стиле. Его талант ярче всего раскрывался тогда, когда предстояли задачи народные, художественно-национальные. Вот и здесь, посмотрите: макет часов в виде избушки на курьих ножках из русской сказки!

Остановившись у этого макета, Стасов рассказал Мусоргскому о своей первой встрече с В. А. Гартманом на праздничном маскараде, когда изобретательный художник вызвал всеобщее восхищение мастерски сделанным костюмом Бабы-Яги и своим артистическим воплощением в этот сказочный образ.

А почему бы вам. Модест Петрович, - сказал вдруг Стасов, - не написать музыку по этим замечательным работам Гартмана? И сами вы, я вижу, чувствуете, что многие из них просятся на музыку.

Действительно, какие чудесные, истинно музыкальные сюжеты были на выставке! И этот старый замок, где должна звучать песня трубадура, и тяжелая арба, запряженная волами, - она медленно катится по пыльной дороге. Или вот - какая красота! - эскизы костюмов для танца птенцов в балете «Трильби». Можно сочинить танец «невылупившихся птенцов», легкий, живой, чтобы слышно было в музыке, как долбят цыплята клювиками скорлупу яйца, как они пищат своими тоненькими голосочками.

Почти каждая картина, эскиз, макет вызывает музыкальные замыслы. Да, безусловно, надо написать музыку на темы выставки Гартмана…

Прошло совсем немного времени, и Модест Петрович Мусоргский написал десять фортепианных пьес, объединенных в прекрасную сюиту «Картинки с выставки». Неподвижные картины и макеты ожили в звуках. Музыка всех этих пьес настолько образна, что, слушая ее, мы почти зримо представляем работы художника, хотя и не видели их.

Начинается сюита небольшой вступительной частью, названной «Прогулка». Музыка «Прогулки» звучит также и между отдельными пьесами сюиты, связывая их, словно композитор (а с ним и слушатели) прохаживается по залам выставки и останавливается возле каждой работы художника.

Широко, вольно звучит музыка «Прогулки»; мелодия нетороплива и размеренна, как шаги человека, который медленно идет по залам выставки. Ясно чувствуется русский характер музыки, и не удивительно: ведь перед нами работы русского художника.

Но вот «Прогулка» закончилась. Первая «картинка» - «Гном». Уродливый, забавный карлик семенит на своих коротеньких ножках, иногда спотыкаясь, иногда неловко подпрыгивая. В мелодии слышны эти спотыкания и сердитое ворчание гнома. Причудливые изломы мелодии, судорожный ритм передают ужимки этого смешного, уродливого человечка. Но дальше музыка изменяется: композитор хочет показать нам больше, чем художник.

Гартман сделал забавную игрушку (эскиз не сохранился, так как выставленные работы продавались, поэтому на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно ), а Мусоргскому мало одного внешнего рисунка «героя», - в музыке зазвучала жалоба и даже страдание, душевное волнение. Не жалуется ли на судьбу этот маленький человечек, не горько ли ему от того, что он не такой, как все другие существа, а смешной и уродливый? И вы уже не смеетесь, музыка пьесы наполняется человеческими чувствами и создает психологический образ обиженного существа.

В «Картинках с выставки» Мусоргский показал, как богаты выразительные средства музыки, как много разных образов, картин, настроений можно передать в музыкальных произведениях.

Мы видим, что музыка, как и другие виды искусства, отражает всю многогранность жизни, может быть средством осуждения социального угнетения и несправедливости, выражать передовые идеи своего времени. Мусоргский нашел в картинах художника не только темы для музыкальных картин, - он нашел в них определенное социальное содержание и подчеркнул его своей музыкой.

Сюита долго не исполнялась в концертах, пианисты считали ее очень трудной. Первое концертное исполнение состоялось в 1903 году - с большим успехом ее сыграл молодой пианист Г. Н. Беклемишев, впоследствии - профессор Киевской консерватории.

С тех пор «Картинки с выставки» прочно вошли в концертный репертуар пианистов всего мира.

«Картинки с выставки» оркестровались много раз, но наиболее удачно эту деликатную задачу удалось решить Морису Равелю.

Его оркестровка безупречна с технической точки зрения, и, кроме того, в ней очевиден такт Равеля, его стремление наиболее полно сохранить и передать композиторский замысел Мусоргского. Первое исполнение оркестровой версии состоялось в Париже 19 октября 1922 года. Мастерство Равеля-оркестровщика сделало эту вещь одним из самых известных произведений Мусоргского - по крайней мере, в Европе.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 12 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Мусоргский. Прогулка (в исп. симфонического оркестра), mp3;
Мусоргский. Гном (в исп. симфонического оркестра), mp3;
Мусоргский. Прогулка, Гном (в фортепианном исполнении), mp3;
3. Сопроводительная статья, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.

ВоронежскийГосударственный Педагогический Институт

Мусоргский

«Картинки с выставки»

«Гном»

Контрольная работа

по гармонии

студентки Ш курса заочного

отделения музыкально-

педагогического факультета

Воронеж 1998 год


«Не музыки надо нам, не слов,

не палитры и не резца… мысли

живые подайте, живую беседу с людьми

ведите какой бы сюжет вы ни избрали

для беседы...»

Из письма М.П.Мусоргского

Первым большим законченнымпроизведением после оперы «Борис Годунов» были «Картинки с выставки». Этостало новой страницей в творчестве не только самого Мусоргского, но и вфортепианной программной музыке его времени.

В трудной жизни Мусоргскогоредким островком чистой радости и полного упоения творчеством стал июнь 1874года.

В это время 35-ти летнийкомпозитор создал произведение поистине уникальное в мировой музыкальнойлитературе - фортепианную сюиту «Картинки с выставки».

Название точно соответствуетсодержанию «Картинки» написаны Мусоргским под впечатлением посмертной выставкихудожника и архитектора В.К.Гартмана.

Гартман был человеком живым, легким в общении, увлекающимся. Богатство фантазии и воображения, изобретательность во всяких выдумках и розыгрышах делали художника незаменимым в дружеской компании. С Мусоргским Гартмана связывали теплаядружба и взаимное уважение. Поэтому страшная весть о скоропостижной смертидруга в 1873 году потрясла Модеста Петровича.

Свое произведение, рожденное под впечатлением выставки в память о друге, Мусоргский первоначальноозаглавил «Гартман».

Устроители на выставкесобрали картины, акварели, архитектурные проекты, эскизы театральных декорацийи костюмов, рисунков с натуры, а также художественные изделия - например,каменные часы в русском стиле в виде избушки на курьих ножках, щипцы для раскалыванияорехов. Здесь представлены были жанровые сцены и типы, нарисованные Гартманом вгоды его путешествий по Италии, Франции и Польше, а также заимствованные изрусской национальной поэзии и жизни. Из них 10 произведений Мусоргскийпереложил на язык музыки, которые составили преоригинальную сюиту - чередование картинных зарисовок.

«Картинки с выставки» былисозданы им на взлете вдохновения и в необычайно короткий срок - за 3 неделииюня 1874 года. Во время работы он сообщает Стасову: «Мой дорогой generallissime, Гартман кипит как кипел «Борис, - звуки и мысль ввоздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге. Хочускорее и надёжнее сделать... До сих пор считаю удачным». (2.106)

Это признание удачи особенно ценно,потому что автор всегда был до придирчивости строг к себе.

Он очень вольно подошёл кистолкованию отдельных произведений Гартмана. Взяв за основу отдельного номерасюиты сюжет того или иного рисунка, эскиза или макета, он предоставлял затем полную свободу своей фантазии. Так выросла целая серия музыкальныхзарисовок. Сюда вошли картинки быта и природы, портреты, комические и дажесказочные сценки.

По словам Семёна ИсааковичаШлифштейна сюита оригинальна.

Оригинальность заключается,прежде всего в самом типе сюиты: не романтическая сюита - карнавал, аразнородные мотивы самой жизни вперемежку с народно-сказочной фантастикой иобразами прошлого, романтическое, ирреальное уживается в «Картинках» с жизненно повседневным, «высокое» с «низким». (6.)

При этом ещё одной особенностью «Картинок» является внутреннее единство - единство самого подхода композитора к воплощаемому им миру художника. Замечательноепроизведение Мусоргского не знает аналогий ни в европейском, ни в русском музыкальномискусстве. Оригинальность построения крепко связанного между собой одной музыкальной темой в русском стиле - «Прогулкой» создала практически уникальный по форме образец программной сюиты. У Гартмана прототипа«Прогулки» нет, этот образ создан самим Мусоргским. Стасов пояснял: «Произведение «Прогулка» как бы иллюстрирует переход зрителя к следующемуэкспонату выставки и что здесь Мусоргский изобразил сам себя» (1.14)

«Именно в этой теме«перехода» от одной картинки к другой видна, по выражению автора, егофизиономия. Тема спокойная, распевная, напоминающая одноголосный запев схоровым подхватом, свойственные русским песням»(2.107)

Но вместе с тем Мусоргскийпридал теме обобщённый характер.

Особое место отведено в«Картинках с выставки» изображению фантастического. Один из фантастическихобразов «Гном» представляет собой в творчестве Мусоргского совершенно новый образ. Это не бытовая изобразительность и не народная сказочность, апоэтический вымысел, мир творческого воображения.

«Конечно, ни о какойиллюстративности музыки здесь не может быть и речи, так глубоко «личностна»звучащая в ней «нота» у самого композитора. (У Гартмана - этовсего-навсего детская ёлочная игрушка, изображающая кривоногого безобразного карлика)» (6.219.)

Причудливые изломы мелодии,судорожный ритм передают ужимки этого смешного, уродливого человека. Но иногдавсё-таки прорываются интонации жалобы, стона, это заставляет наспосочувствовать гному, этому обездоленному существу, его затаённому горю.

Мусоргский как волшебникоживляет фигурку, отталкиваясь от гротескности к экспрессивности персонажа. Для воплощения фантастического портрета в музыке композитор выбирает музыкальные краски с удивительной точностью. Кажется, что гном затаился иосторожно перебегает с места на место. Он топчется на месте, спотыкается,его маленькие кривые ножки заплетаются. Он то чего -то боится, то начинаетохать, стонать, жаловаться, то опять бежит без оглядки.

Этот образ рисует иизломанная мелодия, которая ассоциируется с быстрыми, угловатыми движениями, и чередование быстрых пробегающих звуков с длинными, замирающими. Все этопохоже на движения перебегающего с места на место испугавшегося, скрывающегосячеловека. Гном кажется злым, жалким, испуганным, обиженным. Это подчёркивает холодная мрачная тональность ми бемоль минор. Но вместе с тем это сказочный,фантастический образ. Это ощущение усиливает гармония неустойчивая, застывшая инеопределенная в 1-ой теме, опирающаяся на уменьшенный септаккорд исинкопированный «хромающий» ритм во 2-ой теме. 2-ая тема, благодаря синкопированномуритму и нисходящим ходам по секундам, кажется ещё осторожнее, ещётаинственнее.

«Ещё от Глинки в русской школе идёт традиция воплощения фантастики и сказочности черезжизненно-равные звучания цело-тонной гаммы, умещённого септаккорда. Используетих и Мусоргский. Однако при всех устрашающих чертах гном у Мусоргского остаетсяигрушкой: застывшая, неустойчивая гармония и короткие форшлаги в окончанияхфаз придают музыке оттенок игрушечности, скерцозности, отодвигают трагическое всферу сказочности(1.16.)

Средняя часть пьесы болеетрагическая. Она выражает чувства гнома, даёт его характеристику. Гном как выостанавливается и начинает размышлять. Но тяжёлые, горестные мысли еговыдают и мрачная ладовая окраска, и острые интонационные тяготения, ираскачивающиеся басы. И вот наступают минуты полного отчаяния. На громкойдинамике ff идёт длинная нисходящая хроматическая линия, создающаявпечатление плача, страдания, горя. «В музыке нет света и радости: фантастическая игрушка лишена надежды на тепло и человеческое счастье» (1.17.)

Но вот гном насторожился, как бы почувствовал опасность.

Здесь начинается реприза. Возвращается синкопированный ритм 2-ой темы 1-ой части. Но это тема звучитболее трагично и гневно. Последняя фраза налетает как ураган и уносит за собойпечали и горести гнома. Отзвучала музыка, но так хочется верить, что бедныймаленький гном пройдёт свой путь «по лесным кочкам и трущобам» и выйдет туда,где сияет солнце и ждёт его счастье.

И хотя «Картинки с выставки»единственное из значительных фортепианных произведений Мусоргского, в нёмотражена индивидуальность автора, неповторимая образность его мышления.

«Виртуозность безстереотипных форм виртуозности, выработанных фортепианной музыкойромантического направления, живопись, как средство образной конкретизации ивыявления внутренней душевной сути изображаемого, выражающей себя черезинтонацию внешнего поведения и жеста, - так можно было бы сформулировать тоновоё в области фортепианной стилистики, что пришло вместе с «Картинками свыставки» в культуру русского и мирового пианизма»(5.221)

«Картинки с выставки» былиизданы 5 лет спустя после смерти Мусоргского. Композиторов-симфонистов постоянно привлекало в них богатство красок. Одно из оркестровых переложений цикла осуществил французский композитор - импрессионист МорисРавель.

Фрагментыурока

· Дети, все бросайте игры,

Слушайте рассказ!

Жили-были где-то гномы

Далеко от нас...

Эти гномы были крошки,

Жили все в лесах.

Ростом хоть не больше кошки,

А внушали страх.

Вот с таким таинственным, загадочным существом мы с вами сегодня познакомимся. А расскажет нам окрошечном сказочном человечке музыка великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Ребята, а что вы знаете о гномах, как вы их себепредставляете? В каких сказках живут гномы? (Ответы детей)

· Но герой пьесы «Гном» Мусоргского не вполне похож навеселых и милых бородатых гномов, о которых пишут сказочники.

Однажды Модест Петрович Мусоргский был на выставке своего друга - художника Виктора КарловичаГартмана. Это выставка ему настолько понравилась, что вернувшись домой онпревратил свои впечатления от увиденных картин, экспонатов, рисунков в живыемузыкальные картинки, которые он назвал «Картинки с выставки».На языкемузыкальных звуков он рассказал и о избушке в чаще леса, в которой жилаковарная Баба Яга, и озорные невылупившие-ся птенцы. Музыка рисует намстаринный средневековый замок и богатырские ворота. Мусоргскому запомнилсянабросок ёлочной игрушки - гномика, маленького неуклюжего уродца на кривых ножках. Так художник изобразил щипцы для орехов.

Послушайте эту пьесу иподумайте какое у гнома настроение, какой он по характеру, что выпредставляете под эту музыку?

Звучит «Гном» М.П.Мусоргского.

(Ответы детей)

· Пьеса М.П.Мусоргского очень живописна. Слушая её, мыясно представляем себе, как маленький человечек переваливаясь, пробежалнемножко и остановился - трудно бегать на таких коротких и тоненьких ножках. Потом он устал, пошёл медленнее и всё так же старательно и неуклюже. Похоже, он даже сердится за это на себя. Оборвалась музыка. Упал, наверное.

· Ребята, а если бы вы были художниками, то прослушавэту музыку какими бы красками изобразили этого гнома?

(Ответы детей)

· Ребята, а образ гнома одинаков на протяжении всегопроизведения или меняется?

(Ответы детей)

· Да, ребята. Если вначале произведения Мусоргскийиспользует в пьесе «ковыляющие», коротенькие музыкальные фразы, которые сменяетзатем одна длинная тянущаяся нота: остановка.

Но вот снова та же«ковыляющая» фраза, только играется она немного медленнее и тише - словно гномзасомневался, заосторожничал, прислушался к чему-то...

В финале - трагический вопльдуши, взрыв отчаяния, кажется, что гном плачет.

Последняя фраза налетает нанас как ураган и уносит печаль и горести гнома.

Отзвучала музыка, и мывместе с гномом словно прошли весь его путь по лесным кочкам, через колоды ивалежник - туда, где сияет солнце и очень хочется верить, что этому маленькомунесчастному гномику улыбается счастье.

Давайте послушаем этопроизведение ещё раз.

Звучит «Гном»М.П.Мусоргского.

· А сейчас, чтобы лучше подружиться с гномом давайтеспоём о нём песенку.

«Пёстрый колпачок»муз.Г.Струве

сл.Н.Соловьёвой


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абызова Е.Н. «Картинкис выставки».

Мусоргского- М.: Музыка, 1987г. 47с.

2. Абызова Е.Н. «МодестПетрович Мусоргский» - 2-ое издание М.: Музыка, 1986г. 157 с.

3. Вершинина Г.Б. «… Вольнао музыке глаголить» -

М.:»Новаяшкола» 1996 г. с.192

4. Фрид Э.Л. «МодестПетрович Мусоргский»: Популярная монография - 4-е изд.-Л.: Музыка, 1987г. с.110

5. Фейнберг С.Е.«Пианизм, как искусство» - М.: Музыка,

6. Шлифштейн С.И. «Мусоргский.Художник. Время. Судьба».

М.: Музыка.1975 г., с. 335

«Картинки с выставки» были изданы 5 лет спустя после смерти Мусоргского. Композиторов-симфонистов постоянно привлекало в них богатство красок. Одно из оркестровых переложений цикла осуществил французский композитор - импрессионист Морис Равель.

Фрагменты урока

·Дети, все бросайте игры,

Слушайте рассказ!

Жили-были где-то гномы

Далеко от нас...

Эти гномы были крошки,

Жили все в лесах.

Ростом хоть не больше кошки,

А внушали страх.

Вот с таким таинственным, загадочным существом мы с вами сегодня познакомимся. А расскажет нам о крошечном сказочном человечке музыка великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Ребята, а что вы знаете о гномах, как вы их себе представляете? В каких сказках живут гномы? (Ответы детей)

·Но герой пьесы «Гном» Мусоргского не вполне похож на веселых и милых бородатых гномов, о которых пишут сказочники.

Однажды Модест Петрович Мусоргский был на выставке своего друга - художника Виктора Карловича Гартмана. Это выставка ему настолько понравилась, что вернувшись домой он превратил свои впечатления от увиденных картин, экспонатов, рисунков в живые музыкальные картинки, которые он назвал «Картинки с выставки».На языке музыкальных звуков он рассказал и о избушке в чаще леса, в которой жила коварная Баба Яга, и озорные невылупившие-ся птенцы. Музыка рисует нам старинный средневековый замок и богатырские ворота. Мусоргскому запомнился набросок ёлочной игрушки - гномика, маленького неуклюжего уродца на кривых ножках. Так художник изобразил щипцы для орехов.

Послушайте эту пьесу и подумайте какое у гнома настроение, какой он по характеру, что вы представляете под эту музыку?

(Ответы детей)

·Пьеса М.П.Мусоргского очень живописна. Слушая её, мы ясно представляем себе, как маленький человечек переваливаясь, пробежал немножко и остановился - трудно бегать на таких коротких и тоненьких ножках. Потом он устал, пошёл медленнее и всё так же старательно и неуклюже. Похоже, он даже сердится за это на себя. Оборвалась музыка. Упал, наверное.

·Ребята, а если бы вы были художниками, то прослушав эту музыку какими бы красками изобразили этого гнома?

(Ответы детей)

·Ребята, а образ гнома одинаков на протяжении всего произведения или меняется?

(Ответы детей)

·Да, ребята. Если вначале произведения Мусоргский использует в пьесе «ковыляющие», коротенькие музыкальные фразы, которые сменяет затем одна длинная тянущаяся нота: остановка.

Но вот снова та же «ковыляющая» фраза, только играется она немного медленнее и тише - словно гном засомневался, заосторожничал, прислушался к чему-то...

В финале - трагический вопль души, взрыв отчаяния, кажется, что гном плачет.

Последняя фраза налетает на нас как ураган и уносит печаль и горести гнома.

Отзвучала музыка, и мы вместе с гномом словно прошли весь его путь по лесным кочкам, через колоды и валежник - туда, где сияет солнце и очень хочется верить, что этому маленькому несчастному гномику улыбается счастье.

Давайте послушаем это произведение ещё раз.

Звучит «Гном» М.П.Мусоргского.

·А сейчас, чтобы лучше подружиться с гномом давайте споём о нём песенку.

«Пёстрый колпачок» муз.Г.Струве

сл.Н.Соловьёвой

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Абызова Е.Н. «Картинки с выставки».

Мусоргского - М.: Музыка, 1987г. 47с.

2.Абызова Е.Н. «Модест Петрович Мусоргский» - 2-ое издание М.: Музыка, 1986г. 157 с.

3.Вершинина Г.Б. «...Вольна о музыке глаголить» -

М.:»Новая школа» 1996 г. с.192

4.Фрид Э.Л. «Модест Петрович Мусоргский»: Популярная монография - 4-е изд.-Л.:Музыка, 1987г. с.110

5.Фейнберг С.Е. «Пианизм, как искусство» - М.:Музыка,

6.Шлифштейн С.И. «Мусоргский. Художник. Время. Судьба».

М.:Музыка. 1975 г., с. 335