Васильев хореограф. Владимир васильев. Владимир Васильев в фильме "Фуэте"

Один из самых выдающихся танцовщиков мира, народный артист СССР, солист балета (1958 - 1988 гг.) и художественный руководитель Большого театра (1995 - 2000 гг.), хореограф, режиссер. Участник спектаклей труппы Мориса Бежара «Балет XX века», Марсельского балета, театра Неаполя «Сан-Карло», театра Арена ди Верона и др. Педагог, профессор, заведующий кафедрой хореографии ГИТИСа. Снимался в кино и на телевидении. Лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, двух Государственных премий России, премий имени В. Нижинского «Лучший танцовщик» (1964 г.) и Мариуса Петипа (1972 г.), лауреат международных конкурсов и др. Член Попечительского совета Творческого центра ЮНЕСКО. Художник, автор поэтического сборника «Цепочка дней». Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» III степени, Св. , Св. Благоверного князя Даниила Московского, французским орденом «За заслуги».

«Каторгой в цветах» назвала жизнь артистов балета великая актриса Фаина Раневская. И это определение в полной мере подходит к жизни народного артиста СССР Владимира Васильева. Его многолетний труд, без отдыха, без передышки для души и тела, по заслугам усыпан цветами, и эхо грома оваций не затихло до сих пор. Танцовщиков такого уровня, как Васильев, можно перечислить по пальцам. Может быть, поэтому так ценны слова его собрата по искусству Сержа Лифаря, который сказал: «Я хорошо знал Нижинского, он считался лучшим танцовщиком в мире. Но теперь я могу с полной ответственностью утверждать, что Васильев превзошел своего знаменитого предшественника во всем. Он великолепен».

Будущий «бог балета» родился 18 апреля 1940 г. в Москве, в семье рядовых работников фабрики по производству технического войлока. Отец, Виктор Иванович Васильев, работал шофером директора, а мать, Татьяна Яковлевна Кузьмичева, - начальником отдела сбыта. Послевоенная Москва жила своими проблемами, а у мальчишек была одна задача - не скучать. Вот и Володя «за компанию» с другом в 1947 г. пришел в хореографический кружок Кировского дома пионеров. И оказалось, что мир танца - это его стихия. Педагог Елена Романовна Россе, отметив особую одаренность мальчишки, сразу предложила ему перейти в старшую группу. Васильев быстро пошел «на повышение»: через год, занимаясь уже во Дворце пионеров, он вместе с ансамблем впервые выступил на сцене Большого театра с русскими и украинскими танцами, а в 1949 г. был принят в Московское академическое хореографическое училище в класс Е. Лапчинской. Затем одаренный юноша занимался у знаменитого премьера Большого театра М.М. Габовича, который точно отметил характерную особенность ученика: «Володя Васильев танцует не только всем своим телом, но каждой клеточкой его, пульсирующим ритмом, плясовым огнем и взрывчатой силой».

Уже в годы учебы Васильев поражал редким сочетанием экспрессии, виртуозной техники с несомненным актерским талантом и умением перевоплощаться. На отчетном концерте выпускников в 1958 г. он не только показал традиционные вариации и па-де-де, но и создал исполненный глубокого трагизма образ 60-летнего ревнивца Джотто из балета «Франческа да Римини». Именно об этой роли были сказаны пророческие слова педагога МАХУ Тамары Степановны Ткаченко: «Мы присутствуем при рождении гения!»

Сразу же по окончании училища Васильев был принят в балетную труппу Большого театра, где поначалу у него были характерные роли: цыганский танец в опере «Русалка», лезгинка в опере «Демон», Пан в хореографической сцене «Вальпургиева ночь» - первая большая сольная партия. Но от проникновенного взгляда великой Галины Улановой не ускользнул огромный потенциал, еще дремлющий в молодом танцовщике, и она предложила ему стать ее партнером в классическом балете «Шопениана». Поверил в его талант и только начинающий тогда балетмейстер Юрий Николаевич Григорович. Он предложил 18-летнему выпускнику училища центральную партию в своей постановке балета С. Прокофьева «Каменный цветок», в которой Васильев сразу завоевал любовь и признание зрителей и критики. Последовали другие главные партии современного и классического репертуара: Принц («Золушка», 1959 г.), Андрей («Страницы жизни», 1961 г.), Базиль («Дон Кихот», 1962 г.), Паганини («Паганини», 1962 г.), Фрондосо («Лауренсия», 1963 г.), Альберт («Жизель», 1964 г.), Ромео («Ромео и Джульетта», 1973 г.).

Так практически сразу Васильев стал ведущим танцовщиком Большого театра, и балетмейстеры ставили главные партии в расчете на его удивительное мастерство. Но подлинным триумфом стала для Владимира роль Спартака в одноименном балете, поставленном Григоровичем на музыку Хачатуряна (1968 г.). «В 28 лет он станцевал роль, - напишет о нем великий танцовщик Асаф Мессерер, - которая сразу встала в тот избранный, имеющий общекультурное и вневременное значение ряд, где Лебедь Анны Павловой, Джульетта Галины Улановой, Кармен Майи Плисецкой. И при этом все писавшие о Васильеве сходились в одном: ничего "божественного" в "боге танца" нет - ни в лице, ни в фигуре. По-есенински русый, темноглазый; лицо хорошей лепки, но усталое, оно не привлекает. Словом, он не из тех, кому вслед оглядываются». И все же в танце Васильев превращался в бога. В каждой новой работе он опровергал установившееся мнение о своих возможностях артиста и танцовщика, доказывая, что он - действительно «гениальное исключение из правил» (М. Лиепа), личность, способная воплотить на сцене любой образ: и классического балетного Принца, и горячего испанца Базиля, и русского Иванушку, и безумно влюбленного восточного юношу, и мощного народного вождя, и кровавого царя-деспота.

Владимир обладал феноменальной техникой и тонким актерским мастерством, он умел перевоплощаться и удивительно тонко чувствовал музыку. Балетмейстеры называли Васильева «живым воплощением композиторского замысла». Он движением «акцентировал» и расставлял «интонации», как настоящий музыкант. «По разноликости он не идет ни в какое сравнение ни с кем, - сказал патриарх русского балета Ф. Лопухов, - он ведь и тенор, и баритон, и, если хотите, бас».

Почти все лучшие спектакли и образы, созданные танцовщиком в первый период творчества, связаны с именем Ю. Григоровича. Это и Щелкунчик (1966 г.), и Голубая птица (1963 г.), и принц Дезире (1973 г.) в балетах П.И. Чайковского, и уже упомянутый знаменитый Спартак, за роль которого Васильев был удостоен Ленинской премии и премии Ленинского комсомола, Иван Грозный в одноименном балете на музыку С.С. Прокофьева (1975 г.), Сергей в «Ангаре» А. Эшпая (1976 г., Государственная премия). Однако постепенно между балетмейстером и танцовщиком наметилось серьезное различие в творческих позициях, переросшее в затяжное противостояние, в результате которого в 1988 г. Васильев, а вслед за ним его партнерша и супруга Екатерина Максимова и ряд других ведущих солистов, оставшись без ролей, были вынуждены расстаться с Большим театром.

Но феномен Васильева всегда привлекал выдающихся деятелей зарубежного театра. Владимир обратил на себя внимание еще в 1959 г., завоевав первую премию и золотую медаль на VII Международном фестивале молодежи и студентов в Вене, а затем Гран-При и золотую медаль на I Международном конкурсе артистов балета в Варне (1964 г.). «Золотой дуэт» - Васильев и Максимова - был причислен чиновниками к «выездным» и достойно представлял советское балетное искусство на лучших сценах мира, несмотря на то что Владимир всегда имел собственное мнение и открыто высказывал его. Так, однажды перед очередной поездкой на приеме у тогдашнего министра культуры Е. Фурцевой он в ответ на ее сомнительный комплимент: «Вы же наши, настоящие советские люди. Вы же не Нуриев, который взял и остался», - заявил: «Знаете, Екатерина Алексеевна, может, настанет такое время, что мы одну из улиц назовем "улица Нуриева"», - чем вверг министра в шок.

После ухода из Большого Васильев много и с огромным успехом выступал за рубежом: Гранд-опера, Римская опера, театр «Колон», Ковент-Гарден, Метрополитен-опера и т. д. Морис Бежар специально для него поставил в своем театре «Балет XX века» версию балета И. Стравинского «Петрушка». 1987 год стал годом исполнения роли профессора Унрата в постановке Ролана Пети «Голубой ангел» на музыку М. Констана («Марсельский балет»). 1988 год принес артисту первое исполнение партии Зорбы в постановке Лоркой Мясина «Грек Зорба» на музыку М. Теодоракиса («Арена ди Верона»), а также первое исполнение главных партий в возобновлении Лорки Мясиным одноактных балетов Леонида Мясина «Пульчинелла» И. Стравинского (Пульчинелла) и «Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха (Барон) в театре «Сан-Карло» (Неаполь). В 1989 г. Беппо Менегатти поставил спектакль «Нижинский» с Васильевым в главной роли (театр «Сан-Карло»).

Выступления Васильева (а позднее и его балеты) всегда вызывали особое отношение публики - французы назвали его «Богом танца», итальянцы, узнавая на улицах, пытались носить на руках, в Аргентине (после премьеры его постановки на музыку аргентинских композиторов «Фрагменты одной биографии») он стал просто национальным героем, в Америке его избрали почетным гражданином города Тусона.

Кроме Екатерины Максимовой, которую он всегда называл своей Музой, Васильев танцевал с такими знаменитыми балеринами, как , Ольга Лепешинская, Раиса Стручкова, Марина Кондратьева, Нина Тимофеева, Наталья Бессмертнова, Ирина Колпакова, Людмила Семеняка, Алисия Алонсо и Хосефина Мендес (Куба), Доминик Кальфуни и Ноэль Понтуа (Франция), Лилиана Кози и Карла Фраччи (Италия), Рита Пулворд (Бельгия), Жужа Кун (Венгрия) и др.

Невероятная виртуозность танцовщика, пластическая выразительность, исключительное ощущение музыки, драматический талант, глубина мысли и огромная сила эмоционального воздействия явили новый тип современного артиста балета. Эталоны исполнительского мастерства, заявленные Васильевым, для которого не существует ни технических сложностей, ни ограничений амплуа или сюжета, во многом остаются недосягаемыми до сих пор - например, Гран-При Международного конкурса артистов балета, который он завоевал в 1964 г., на последующих конкурсах так больше и не был никому присужден. Поэтому закономерно, что в конце прошлого столетия по опросу ведущих специалистов мира именно Владимир Васильев был признан «Танцовщиком XX века».

Огромный творческий потенциал Владимира Викторовича реализовался и в хореографии. Его балетмейстерским дебютом стал «Икар» С. Слонимского на сцене Кремлевского дворца съездов (1971 г., вторая редакция - 1976 г.). Наряду с этой и последующими оригинальными работами («Эти чарующие звуки.», «Я хочу танцевать», «Макбет», «Анюта») мастер предлагает зрителю свое видение классических балетов («Ромео и Джульетта», «Золушка», «Дон Кихот»,

«Лебединое озеро», «Жизель»). Обращается Васильев к постановке концертных номеров и хореографических миниатюр - «Двое», «Классическое па-де-де», «Русская», «Два немецких танца» и «Шесть немецких танцев», «Ария», «Менуэт», «Вальс», «Карузо», «Шут», «Петрушка», «Элегия», «Увертюра на еврейские темы», «Синкопы», - а также больших хореографических композиций на музыку Шестой симфонии П.И. Чайковского и Увертюры к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. И зачастую постановки Васильева восторженно принимает публика, особенно те, где он сам и Екатерина Максимова исполняют центральные партии. В настоящее время балеты в постановке Владимира Викторовича идут не только на сцене Большого театра, но и в 19 других театрах России и мира.

Творческие интересы Васильева привели его в кино. Как драматический актер он снялся в художественных фильмах «Жиголо и Жиголетта» (1980 г.), «Фуэте» (1986 г.), в фильме-оратории «Евангелие для лукавого» (1992 г.). В них, так же как и в оригинальных телебалетах «Анюта» (1982 г.) и «Дом у дороги» (1983 г.), он выступил не только как исполнитель, но и как хореограф и режиссер-постановщик. У него обнаружился редкий дар и в построении кадра, и в ощущении конструкции целого, и, главное, в монтаже музыкального видеоряда. Васильев изобрел термин «монтажная хореография» и осуществил ее в своих экранных работах. Специалисты отмечают, что при этом он «держит в голове свой единственный фарватер - музыку». А музыкальный вкус у него безукоризненный. Интересными экспериментами стали работы Васильева на драматической сцене: хореография сказки-комедии «Принцесса и Дровосек» в театре «Современник» (1969 г.) и рок-оперы «Юнона и Авось» в театре Ленком (1981 г.), режиссура и хореография музыкально-драматических композиций «Сказка о Попе и работнике его Балде» (1989 г.), «Художник читает Библию» (1994 г.).

Раскрылся Васильев и как педагог. В 1982 г. он окончил хореографический факультет ГИТИСа по специальности балетмейстер-постановщик и сразу же начал там преподавать. С 1985 по 1995 г. Владимир Викторович заведовал кафедрой хореографии ГИТИСа, а в 1989 г. ему было присвоено звание профессора. Казалось, что уж дальше развиваться просто некуда. Но Васильева не без основания считают не только сверходаренным артистом, но и сверходаренной личностью. Этот много читающий человек и пишет как профессиональный литератор, и многие с нетерпением ждут, когда он засядет за письменный стол и создаст серьезные зарисовки о своем творческом пути и о балете в целом. Ведь пока свет увидел только его первый поэтический сборник «Цепочка дней» (1999 г.). К тому же Васильев замечательно рисует этюды, пейзажи, натюрморты. Пишет маслом, причем все лучше и интереснее. В разные периоды жизни он увлекался различными видами спорта: играл в футбол, в волейбол, фехтовал, боксировал, занимался прыжками в воду, плаванием. В настоящее время предпочитает теннис. Иногда со стороны кажется, что артист сильно «распыляется», не отдает себя целиком чему-то одному, самому значительному. Но в понимании самого танцовщика это неразрывные звенья одной цепи. И когда ему задают вопрос «зачем?», в ответ слышат любимое словосочетание Владимира Викторовича: «Я давно хотел.»

Вот и после назначения (кстати, Указом Президента РФ) в 1995 г. художественным руководителем - директором Большого театра Васильев дал слово заниматься только организационными вопросами. Ему удалось вывести театр из тяжелого кризисного состояния, в котором он находился в те годы: новый директор утвердил современную контрактную систему, возродил традиции бенефисов кордебалета, хора и оркестра, организовал собственную видеостудию театра и подготовил постоянный цикл передач на телеканале «Культура». Но лишь только работа наладилась, Васильев вновь вернулся к хореографии и постановке спектаклей (хотя клялся больше этого не делать), организовал Академию классического танца в Бразилии, провел множество благотворительных акций в поддержку реконструкции Большого театра. Но и это только капля в море. А в сентябре 2000 г. Васильев. был освобожден от занимаемой должности «в связи с сокращением штата». Но свою задачу он выполнил сполна: Большой триумфально вернулся на мировые сцены.

В настоящее время Владимир Викторович активно сотрудничает со многими театрами страны и мира, участвует (и возглавляет) в работе жюри различных международных конкурсов артистов балета, дает мастер-классы, репетирует, готовит новые спектакли и роли. В конце 2000 г. в Римской опере с триумфальным успехом прошла премьера спектакля «Долгое путешествие в Рождественскую ночь», посвященного П.И. Чайковскому, главную роль в котором исполнил 60-летний Васильев, а в 2001 г. - премьеры его постановок «Дон Кихот» в труппе «Токио-балет» (Япония) и «Золушка» в Челябинском театре оперы и балета. Продолжает Владимир Викторович и общественную деятельность на благо балета и развития искусства. Он является почетным профессором МГУ, действительным членом Международной академии творчества и Академии российского искусства, секретарем Союза театральных деятелей России, заместителем председателя исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО. А еще Васильев вот уже на протяжении 15 лет является бессменным художественным руководителем конкурса «Арабеск».

Остается только удивляться, когда он при этом находит время заниматься своим постоянным и давним увлечением - живописью. И работ у Васильева немало. Они были представлены на трех персональных выставках его работ. Пишет, как правило, на даче в Снегирях или в деревне Рыжевка под Костромой, где они с женой всегда проводят отпуск. Екатерина Максимова - особая страница в биографии Владимира Викторовича. Даже в Энциклопедии русского балета наравне с его многочисленными званиями написано: «Муж Е.С. Максимовой». Васильев вспоминает: «В начале нашей совместной жизни с Катей у нас была одна комната величиной в восемь метров. Чтобы добраться до окна, приходилось перелезать через постель. Теперь у меня множество забот: квартира, дача, две машины, гастроли и общественные обязанности. Стал ли я счастливее, чем тогда, когда у нас ничего не было? Нет». Друзья признают, что он человек очень добрый, ответственный, но вечно занятой, и из-за этой загруженности боится показаться кому-то чванливым или недосягаемым, но именно на таких подвижниках и держится русское искусство. Вот и поэт Андрей Вознесенский считает, что «Владимир Васильев - это орден Владимира для нашего искусства».

Валентина Скляренко

Из книги «100 знаменитых москвичей», 2006

Владимир Викторович Васильев

Владимир Викторович Васильев. Родился 18 апреля 1940 года в Москве. Советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, театральный режиссёр, актёр, художник, поэт, педагог. Народный артист СССР (1973).

Отец - Виктор Иванович Васильев, шофер.

Мать - Татьяна Яковлевна Васильева, работала в отделе сбыта на войлочной фабрике.

В хореографии оказался совершенно случайно. Тогда он ходил во второй класс школы. Как-то гулял во дворе и его друг позвал во Дворец пионеров заниматься танцами. Как вспоминал Васильев, на первое занятие он пришел босиком. Прежде всего, мальчика поразила учительница: "Мы же были дети дворов, после войны, а здесь явилось такое волшебное создание. У нее была потрясающая прическа, ее сопровождал аромат духов, и мне показалось, что вышла какая-то богиня. И она нас начала учить вальсу. Знаете - первый танец, а для меня это действительно оказалось просто".

Он оказался настолько способным учеником, что после того, как закончилось его первое занятие, учительница попросила Владимира остаться, чтобы... показать другой группе, как правильно нужно танцевать вальс! "Я был просто потрясен: первое занятие - и мне сразу предложили такое! Потом еще было много чего, она вызвала мою маму, рассказала, что у меня талант...".

Так с 1947 года он начал заниматься танцами, это, как оказалось, определило всю его дальнейшую судьбу.

Позже поступил в Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), которое окончил в 1958 году, класс знаменитого педагога М.М. Габовича.

В 1958-1988 годах - ведущий солист балетной группы Большого театра. Дебютировал в 1959 году в партии Данилы в балете «Каменный цветок» Сергея Прокофьева. А год спустя стал первым исполнителем роли Иванушки в балете «Конёк-горбунок».

За годы своей блестящей карьеры он станцевал практически все ведущие партии классических и современных балетов. Среди наиболее значимых работ - Базиль в балете «Дон Кихот» Л.Ф. Минкуса, Петрушка в одноимённом балете И.Ф. Стравинского, Щелкунчик в балете П.И. Чайковского, Спартак в балете А.И. Хачатуряна, Ромео в «Ромео и Джульетта» Прокофьева, принц Дезире в «Спящей красавице» П.И. Чайковского и многие другие.

Владимир Васильев в балете "Спартак"

Выступал также в балетах зарубежных постановщиков - Р. Пети, М. Бежара, Л. Ф. Мясина. Создал яркие, запоминающиеся образы, зачастую предлагая новое их прочтение. Артист обладает высочайшей техникой танца, даром пластического перевоплощения и большим актёрским мастерством.

Сам он, отвечая на вопрос о своих лучших работах на балетной сцене, говорил: "Могу назвать лишь две самые, которые я сильно не любил: одна - это голубая птица в "Спящей красавице", а вторая - юноша в балете "Шопениана". Я их просто ненавидел - в них не было какого-то развития: ну что, ну голубая птичка, ну порхает и порхает. Эти две роли меня просто абсолютно не цепляли".

При этом большого мастера, строгого к себе, неизменно одолевало чувство неудовлетворенности: "За всю жизнь я станцевал много спектаклей, даже не скажу, сколько именно, но ни один меня никогда не удовлетворял, по крайней мере - мое выступление. Знаете, никогда не оставалось такого чувства: "Боже, я сделал это просто здорово!". Всегда было - то в первом акте что-то не так, то во втором. В другом спектакле вроде и все получилось, а вот какого-то слияния с музыкой не было. Не знаю, наверное, художник всегда должен оставаться неудовлетворенным. Вообще, я себя никогда не считал гениальным".

С 1961 года снимался в кино, дебютировав в роли Иванушки в фильме-балете «Сказка о Коньке-Горбунке» режиссеров Зои Тулубьевой и Александра Радунского по одноименной сказке П. Ершова.

Позже снялся в лентах «Похищение» (артист Васильев), «Ромео и Джульетта» (Ромео), «Жиголо и Жиголетта» (Сид Котмен).

Владимир Васильев в фильме "Жиголо и Жиголетта"

В качестве режиссера снял фильм-спектакль «Анюта», в котором также сыграл роль Петра Леонтьевича, а позже - музыкальную драму «Фуэте», в которой исполнил главных персонажей - Андрея Ярославовича Новикова и Мастера.

Владимир Васильев в фильме "Анюта"

Владимир Васильев в фильме "Фуэте"

С 1971 года начал работать как хореограф, поставил множество балетов на советской и зарубежной сцене, а также телебалеты.

В 1982 году окончил балетмейстерское отделение ГИТИСа. В 1982-1995 годах преподавал тамже хореографию. В 1985-1995 годах - заведующий кафедрой хореографии (с 1989 года - профессор).

В 1989 году случился грандиозный скандал в Большом театре. Тогда ведущие артисты театра, среди которых были Владимир Васильев и Екатерина Максимова, написали открытое письмо в газету «Правда». Они утверждали, что русский балет деградирует и обвиняли в диктате художественного руководителя труппы Юрия Григоровича.

Скандал закончился увольнением Васильева и Максимовой. Они работали за рубежом: парижская Гранд-Опера, Миланская Ла-Скала, Метрополитен Опера, Римская опера. Позже вернулись на родину.

"Балет занимает всю мою жизнь, и все мое творчество было посвящено только ему" , - говорил Владимир Васильев.

В 1995-2000 годах работал художественным руководителем балетной труппы и директором Большого театра.

С 1989 года - действительный член Международной академии творчества, с 1990-го - Академии российского искусства. Также с 1990 года - секретарь Союза театральных деятелей России, заместитель председателя исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.

С 1992 года - член жюри Российской независимой премии в области высших достижений литературы и искусства «Триумф».

С 1995 года - почетный профессор МГУ.

С 1998 года - президент Фонда Г.С. Улановой.

В 1990-1995 годах - председатель жюри, а с 1996-го - художественный руководитель Открытого конкурса артистов балета «Арабеск» (Пермь). В 2008 году «Арабеск» совпал с пятидесятилетием творческой деятельности супружеской пары и поэтому X конкурс был посвящён им.

В 1999 году по инициативе и непосредственном участии В. Васильева была открыта балетная школа Большого театра в Жоинвилле (Бразилия).

В 2003 году был в составе жюри конкурса «Евровидение для молодых танцоров 2003» в Амстердаме.

С 2004 года - председатель жюри ежегодного Международного детского фестиваля «Танцолимп» в Берлине.

В 2014 году выступил в партии Ильи Андреевича Ростова в мини-балете «Первый бал Наташи Ростовой» на сборную музыку (хореография Раду Поклитару), показанном на открытии Зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи.

В 2015 году в честь 75-летнего юбилея танцора состоялась премьера балетного спектакля «Donna nobis pasem» на музыку Баха. Юбиляр выступил как постановщик балета, партии исполнили танцоры Татарского академического театра имени Мусы Джалиля.

Пишет стихи и картины. "Это иммунитет для меня - воплощать себя в стихах, живописи", - пояснял Васильев.

Владимир Васильев и Екатерина Максимова. Больше, чем любовь

Рост Владимира Васильева: 185 сантиметров.

Личная жизнь Владимира Васильева:

Жена - (1939-2009), балерина, народная артистка СССР, его постоянный сценический партнёр.

Екатерина была внучкой расстрелянного в 1937-м учёного-философа. Познакомились они в Москве в конце сороковых годов. Владимиру тогда было девять лет, а Екатерине - десять. Они оба страстно увлеклись балетом. Екатерина долго не обращала на него особого внимания, лишь в последнем классе балетного училища Владимир понял, что не может без нее и признался Максимовой в любви. Она ответила взаимностью.

Они стали одной из самых красивых пар мирового балета, им рукоплескали президенты и монархи, королева Великобритании называла их "гениями балета". Они были знакомы 60 лет, и почти полвека женаты - до смерти Максимовой.

Жили в посёлке Снегири под Москвой, куда перебрались в начале 1970-х.

Очень хотели иметь детей, но не получилось.

Фильмография Владимира Васильева:

1961 - Сказка о Коньке-Горбунке - Иванушка
1961 - СССР с открытым сердцем (документальный)
1969 - Похищение - артист Васильев
1969 - Москва в нотах
1970 - Трапеция (фильм-спектакль)
1970 - Парад аттракционов (документальный)
1973 - Дуэт (документальный)
1974 - Ромео и Джульетта - Ромео
1975 - Спартак (фильм-балет) (фильм-спектакль) - Спартак
1978 - Щелкунчик (фильм-спектакль) - Щелкунчик, принц
1980 - Жиголо и Жиголетта (Zhigolo i Zhigoletta) (короткометражный) - Сид Котмен
1980 - Большой балет (фильм-концерт) (фильм-спектакль)
1981 - 50 лет театру кукол Сергея Образцова (фильм-спектакль)
1982 - Дом у дороги (фильм-спектакль) - Андрей
1982 - Анюта (фильм-спектакль) - Петр Леонтьевич, отец Анюты
1985 - Анна Павлова (документальный)
1986 - Фуэте - Андрей Ярославович Новиков / Мастер
1987 - Балет от первого лица (документальный)
1988 - Гран па в белую ночь
1990 - Катя и Володя (документальный)
1991 - Откровения балетмейстера Федора Лопухова (документальный)
2005 - Взлеты и падения Мариса Лиепы (документальный)
2006 - 100 лет неодиночества. Игорь Моисеев (документальный)
2006 - Как уходили кумиры. Арам Хачатурян (документальный)
2007 - Как уходили кумиры. Марис Лиепа (документальный)
2007 - Нериюс (Nerijus) (документальный)
2009 - Фуэте длиною в жизнь... (документальный)
2009 - Синее море... белый пароход... Валерия Гаврилина (документальный)
2009 - Савелий Ямщиков. Числюсь по России (документальный)
2010 - Татьяна Вечеслова. Я - балерина (документальный)
2011 - Ия Саввина. Гремучая смесь с колокольчиком (документальный)

Режиссерские работы Владимира Васильева:

1981 - Мир Улановой (документальный)
1982 - Анюта (фильм-спектакль)
1986 - Фуэте

Балетные партии Владимира Васильева:

Большой театр:

1958 - «Русалка» А. Даргомыжского, хореография Е. Долинской, Б. Холфина - цыганский танец;
1958 - «Демон» А. Рубинштейна - танец «лезгинка»;
1958 - хореографическая картина «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского - Пан;
1958 - «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина - Солист;
1959 - «Каменный цветок» С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича - Данила;
1959 - «Золушка» С. Прокофьева, хореография Р. Захарова - Принц;
1959 - «Танцевальная сюита» на музыку Д. Шостаковича в постановке А. Варламова - Солист - первый исполнитель;
1960 - хореографическая миниатюра «Нарцисс» на музыку Н. Черепнина, хореография К. Голейзовского - Нарцисс - первый исполнитель («Вечер новых хореографических миниатюр»);
1960 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского - Бенволио;
1960 - «Шурале» Ф. Яруллина в постановке Л. Якобсона - Батыр;
1960 - «Конёк-горбунок» Р. Щедрина в постановке А. Радунского - Иванушка - первый исполнитель;
1961 - «Лесная песня» М. Скорульского, балетмейстеры О. Тарасова, А. Лапаури - Лукаш - первый исполнитель;
1961 - «Страницы жизни» А. Баланчивадзе, хореография Л. Лавровского - Андрей;
1962 - «Паганини» С. Рахманинова в постановке Л. Лавровского - Паганини;
1962 - «Спартак» А. Хачатуряна в постановке Л. Якобсона - Раб - первый исполнитель;
1962 - «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского - Базиль;
1963 - «Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича в постановке А. Мессерера - Солист - был в числе первых исполнителей этого балета;
1963 - «Лауренсия» А. Крейна, хореография В. Чабукиани - Фрондосо;
1963 - «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича - Голубая птица;
1964 - «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа в редакции Л. Лавровского - Альберт;
1964 - «Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Фокина - Петрушка;
1964 - «Лейли и Меджнун» С. Баласаняна, хореография К. Голейзовского - Меджнун - первый исполнитель;
1966 - «Щелкунчик» П. И. Чайковского в постановке Ю. Григоровича - Щелкунчик-принц - первый исполнитель;
1968 - «Спартак» А. Хачатуряна в постановке Ю. Григоровича - Спартак - первый исполнитель;
1971 - «Икар» С. Слонимского в собственной постановке - Икар;
1973 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского - Ромео;
1973 - «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа во второй редакции Ю. Григоровича - Принц Дезире - первый исполнитель;
1975 - «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича - Иван Грозный;
1976 - «Ангара» А. Эшпая в постановке Ю. Григоровича - Сергей - первый исполнитель;
1976 - «Икар» С. Слонимского в собственной постановке (вторая редакция) - Икар - первый исполнитель;
1979 - большое адажио из балета «Ромео и Юлия» Г. Берлиоза, хореография и постановка М. Бежара - Ромео - первый исполнитель в СССР;
1980 - «Макбет» К. Молчанова в собственной постановке - Макбет - первый исполнитель;
1986 - «Анюта» на музыку В. Гаврилина по А. Чехову в собственной постановке - Пётр Леонтьевич - первый исполнитель;
1988 - концертный номер «Элегия» на музыку С. Рахманинова - Солист;
«Золотой век» Д. Шостаковича, хореография Ю. Григоровича - Борис

Другие театры:

1977 - «Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Бежара - Юноша (театр «Балет ХХ века», Брюссель);
1987 - «Голубой ангел» на музыку М. Констана, хореография Р. Пети - профессор Унрат (Марсельский балет, Франция);
1988 - «Грек Зорба» на музыку М. Теодоракиса, хореография Лорки Мясина - Зорба («Арена ди Верона», Италия);
1988 - «Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха, хореография Л. Мясина - Барон (Театр Сан-Карло, Неаполь, Италия);
1988 - «Пульчинелла» на музыку И. Стравинского, хореография Л. Мясина - Пульчинелла (Театр Сан-Карло);
1989 - «Нижинский», режиссёр Б. Менегатти - Нижинский (Театр Сан-Карло);
1994 - «Золушка» С. Прокофьева - хореограф и роль мачехи Золушки (Кремлёвский балет);
2000 - «Долгое путешествие в Рождественскую ночь» на музыку П. Чайковского и И. Стравинского, режиссёр Б. Менегатти - Маэстро (Римская опера);
2009 - «Дягилев Мусагет. Венеция, август 1929» на сборную музыку, режиссёр Б. Менегатти - Дягилев (Римская опера на сцене Муниципального театра)

Постановки Владимира Васильева:

1969 - «Принцесса и Дровосек», сказка-комедия Г. Волчек и М. Микаэлян (Театр «Современник»;
1971 - «Икар», балет С. Слонимского (Большой театр, 1976 - вторая редакция);
1977 - «Тахир и Зухра», опера-балет Т. Джалилова (Большой театр имени Алишера Навои, Ташкент);
1978 - «Эти чарующие звуки...», балет на музыку А. Корелли, Дж. Торелли, В.-А. Моцарта, Ж.-Ф. Рамо (Большой театр);
1980 - «Макбет», балет К. Молчанова (Большой театр; 1981 - Новосибирский театр оперы и балета; 1984 - Немецкая государственная опера, Берлин; 1986 - Будапештская опера, Венгрия; 1990 - театр «Кремлёвский балет»);
1981 - «Юнона и Авось», рок-опера А. Рыбникова, режиссёр М. Захаров (Ленком);
1981 - вечер памяти «В честь Галины Улановой» / Hommage d’Oulanova (постановщик и один из исполнителей, концертный зал «Плейель», Париж);
1981 - «Я хочу танцевать» на музыку русских композиторов (Государственный центральный концертный зал «Россия»; 1990 - Большой театр);
1981 - «Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинских композиторов (концертный зал «Россия»; 1990 - Большой театр);
1983 - хореографическая композиция на музыку П. Чайковского (Балет Елисейских полей, Париж; 1990 - Большой театр);
1986 - «Анюта», балет на музыку В. Гаврилина по рассказу А. Чехова (Большой театр, театр «Сан-Карло», Рижский театр оперы и балета; 1987 - Челябинский театр оперы и балета имени М. И. Глинки; 1990 - Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, Казань; 1993 - Пермский театр оперы и балета имени П. И. Чайковского; 2008 - Омский музыкальный театр; Воронежский театр оперы и балета; 2009 - Красноярский театр оперы и балета; 2011 - Самарский театр оперы и балета);
1988 - «Элегия», концертный номер на музыку С. Рахманинова (Большой театр);
1988 - «Паганини», новая редакция балета Л. Лавровского на музыку С. Рахманинова (театр «Сан-Карло»; 1995 - Большой театр);
1989 - «Сказка о Попе и работнике его Балде», музыкально-драматическая композиция на музыку Д. Шостаковича (Концертный зал им. П. И. Чайковского, постановщик и сорежиссёр Ю. Борисова; первый исполнитель роли Балды);
1990 - «Ромео и Джульетта», балет С. Прокофьева (Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко; 1993 - Литовская национальная опера, Вильнюс; 1999 - Латвийская национальная опера, Рига; 2002 - Муниципальный театр Рио-де-Жанейро);
1991 - «Дон Кихот», балет Л. Минкуса (Американский театр балета; 1994 - «Кремлёвский балет»; 1995 - Литовская национальная опера; 2001 - «Токио-балет», Япония; 2007 - Национальный театр, Белград);
1993 - «Аида» Дж. Верди, хореографические сцены в опере (режиссёр Ф. Дзеффирелли (Римская опера; 2004 - Арена ди Верона; 2006 - театр «Ла Скала»);
1994 - «Золушка», балет С. Прокофьева («Кремлёвский балет», постановщик и первый исполнитель роли мачехи Золушки; 2002 - Челябинский театр оперы и балета; 2006 - Воронежский театр оперы и балета);
1994 - «Жизель», балет А. Адана, новая хореографическая редакция на основе хореографии Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа (Римская опера; 1997 - Большой театр);
1994 - «Ностальгия» на музыку русских композиторов (театр «Кремлёвский балет», постановщик и первый исполнитель главной партии);
1994 - «Художник читает Библию», музыкально-драматическая композиция (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина);
1995 - «О, Моцарт! Моцарт...», реквием на музыку В.-А. Моцарта, Н. Римского-Корсакова, А. Сальери («Новая опера», Москва);
1995 - «Хованщина» М. Мусоргского, хореографические сцены в опере (режиссёр Б. Покровский, Большой театр);
1996 - «Лебединое озеро», балет П. И. Чайковского, хореографическая редакция с использованием фрагментов хореографии Л. Иванова (Большой театр);
1996 - «Травиата» Дж. Верди (Большой театр);
1997 - хореографическая композиция на музыку увертюры к опере М. Глинки «Руслан и Людмила» (Большой театр);
1999 - «Балда», балет на музыку Д. Шостаковича (Большой театр; 2006 - Театр оперы и балета Санкт-петербургской консерватории);
2009 - «Заклятие рода Эшеров», балет на музыку Г. Гетти (Большой театр, новая сцена);
2015 - «Даруй нам мир», балет на музыку Мессы си минор И. С. Баха (Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля)

Библиография Владимира Васильева:

2001 - «Цепочка дней» (сборник стихов)


Владимир Васильев стал в отечественном балете поистине человеком-эпохой. Между тем, начало жизни будущего танцовщика, казалось бы, не предвещало балетной карьеры.

Будущий знаменитый танцовщик появился на свет в 1940 году в Москве. Родители его не были связаны с искусством вообще и с балетом в частности: отец был шофёром, мать – начальником сбыта. Семья была счастливой, несмотря на идеологические различия (отец был убежденным атеистом, а мать – православной христианкой). Раннее детство Владимира пришлось на тяжёлые годы войны – отец мальчика был на фронте, мать в три смены работала на заводе.

В детстве у Владимира было много друзей, и один из них пригласил его в хореографический кружок в Доме пионеров, где занимался сам. Преподаватель Е. Р. Россе разглядела его талант, и семилетний Владимир начал обучаться искусству танца. В кружке он довольно быстро стал лучшим учеником – настолько, что другие ребята разучивали движения на его примере. В 1948 году детский хореографический ансамбль выступал на сцене Большого театра, Владимир участвовал в исполнении украинского и русского танцев – и именно тогда он в полной мере осознал своё желание связать жизнь с балетом.

В 1949 году Владимир Васильев поступил в Московское хореографическое училище, где тоже становится одним из лучших. Уже в студенческие годы проявляются те качества, которые впоследствии будут отличительными чертами танцовщика: экспрессия, лёгкость прыжка, сила и мужественность танца, актёрские данные. Обучается он у Михаила Габовича, который характеризовал своего ученика следующим образом: «Володя Васильев танцует не только всем своим телом, но каждой клеточкой его, пульсирующим ритмом». Ещё более определённо высказалась о нём Т. Ткаченко после его выступления в балете «Франческа да Римини», где юноша убедительно раскрыл глубоко трагичный образ старого мужа героини: «Мы присутствуем при рождении гения!»

В 1958 году, завершив учебу, Владимир Васильев становится артистом Большого театра. Он выступает в характерных образах в оперных хореографических сценах – цыганский танец в «Русалке» А. Даргомыжского, лезгинка в «Демоне» Н. Рубинштейна. Исполнение им роли Пана в «Вальпургиевой ночи» в «Фаусте» Ш. Гуно привлекло к нему внимание , и с нею он исполнил свою первую классическую партию в Большом театре – солист в балете « ».

Поистине триумфальным оказалось выступление Владимира Васильева в балете « » в 1959 году в постановке . Балетмейстер доверил ему главную роль – Данилы. Этот успех открыл для молодого танцовщика путь к различным центральным партиям: Принц в « », Батыр в «Шурале», Фрондосо в « », заглавные роли в балетах «Паганини» и « » и другие.

Для некоторых партий Владимир Васильев стал первым исполнителем: солист в «Танцевальной сюите» А. Варламова на музыку , Лукаш в балете О. Тарасовой и А. Лапаури музыку М. Скорульского «Лесная песнь», Иванушка в « » Р. Щедрина в постановке А. Радунского. Танцовщик участвовал в первом исполнении двух хореографических редакций балета А. Хачатуряна « »: в постановке он исполнил роль раба, а в постановке – заглавную партию. Принимал он участие в первом исполнении и других балетов в постановке : главная роль в « », принц Дезире в «Спящей красавице», в одноимённом балете на музыку , Сергей в «Ангаре» на музыку А. Эшпая. Он был первым танцовщиком, исполнившим в СССР роль Ромео в балете М. Бежара на музыку Г. Берлиоза « ». Ценил танцовщика и другой балетмейстер – К. Голейзовский, создавший для него миниатюру «Нарцисс» и партию Меджнуна в балете «Лейли и Меджнун» на музыку С. Баласаняна.

Выдающийся отечественный танцовщик назвал В. Васильева «гениальным исключением из правил», имея в виду его исключительную способность к перевоплощению. Он был одинаково убедителен в образе лиричного Щелкунчика-принца, героического Спартака, страстного Базиля в « ». Балетмейстер Ф. Лопухов, сопоставляя балетные образы с оперными голосами, говорил, что В. Васильев – это «и тенор, и баритон, и бас». Выступления В. Васильева за рубежом были так же успешны, как на родине: его называли «богом танца» во Франции, он удостоился звания почетного гражданина американского города Тусона и Буэнос-Айреса. Его талант оценил такой известный итальянский режиссер, как Франко Дзефирелли – в его фильме-опере « » В. Васильев поставил и исполнил испанский танец.

Ещё в студенческие годы возникло чувство между Владимиром Васильевым и балериной . В 1961 году они стали супругами, и стала для танцовщика не только женой, но и постоянной партнёршей, которую он называл своей музой.» на музыку В. Гаврилина по рассказу А. П. Чехова «Анна на шее», «Макбет» на музыку К. Молчанова. Он ставил и бессюжетные балеты, главными «действующими лицами» в которых становились музыка и раскрывающий её танец: «Эти чарующие звуки» на музыку А. Корелли, Ж. Ф. Рамо и В. А. Моцарта, «Ностальгия» на фортепианную музыку русских композитов, «Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинских композиторов. В 2015 году В. Васильев создал уникальную постановку на музыку Мессы си минор «Даруй нам мир», в которой сочетаются элементы оратории, балета и драматического действа.

Балет – главная, но не единственная область творчества Владимира Васильева: он занимается живописью и пишет стихи.

Музыкальные Сезоны

Сегодня 76-летие отмечает Влади́мир Ви́кторович Васи́льев - советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, театральный режиссер,художник и актёр, педагог.

Родился Владимир Викторович 18 апреля 1940 года в семье работников войлочной фабрики. Когда началась война, ему едва исполнился годик. Война разъединила семью: отец Владимира Викторовича ушел на фронт, а мама трудилась на родном заводе в 3 смены, разрываясь между годовалым сыном и работой. Спасением стали шесть старших маминых сестер – родные тети, для которых маленький мальчик был смыслом не потерять разум в то страшное и сложное время.

Этой семье невероятно повезло - в 1945 году с фронта вернулся отец, и они снова были все вместе. Пока взрослые возрождали страну из пепла, будущий балетмейстер Васильев играл в мяч, ловко прыгал по крышам и не уступал в отваге и бесстрашии старшим товарищам, чем заслужил уважение всего двора. Один из друзей пригласил маленького Владимира с собой в танцевальный кружок, находящийся в Кировском Доме пионеров. С первого взгляда чуткий педагог Елена Романовна Россе разглядела в белокуром сорванце любовь к танцу. Восьмилетний Васильев Владимир балетмейстер был прирожденный. Он с первого раза воспроизводил новый материал. На его примере разучивали движения и считали лучшим учеником. В 1949 году Васильев поступил в хореографическое училище Большого театра , а через год добиться первенства среди однокурсников.


В 1958 году Васильев был принят в труппу Большого театра , где сразу зарекомендовал себя как танцор характерных образов. Будущий балетмейстер Васильев Владимир Викторович начал с исполнения ярких, колоритных образов в операх «Русалка» и «Демон». Сольная партия в «Вальпургиевой ночи» стала для него счастливым билетом. Именно в роли Пана он обратил на себя внимание Галины Улановой , встреча с которой повлияла на всю дальнейшую его жизнь. Её педагогический талант, дружба и вера в профессиональное будущее Васильева помогли сформировать личность великого режиссера, постановщика и танцора. Совместная работа в «Шопениане» стала бесценным опытом и открыла Владимира Викторовича как прекрасного исполнителя классических партий.


После прихода в Большой театр Ю.Н. Григоровича юный танцор принял участие в его постановке «Каменный цветок», чем завоевал расположение не только балетмейстера, но и любовь самого привередливого критика – зрителя. После такого триумфа Владимир Викторович был задействован в главных ролях всего разнообразного репертуара Большого театра: «Золушке», «Страницах жизни», «Дон Кихоте», Паганини в одноимённой постановке, «Лауренсии», «Жизели», «Ромео и Джульетте».


Золушка


Дон Кихот


Жизель - Ирина Колпакова, Альберт - Владимир Васильев


Джульетта - Екатерина Сергеевна Максимова, Ромео - Владимир Викторович Васильев


Васильеву еще не исполнилось 25 лет, когда были воплощены на сцене сольная партия в «Танцевальной сюите» (постановка А. А. Варламова), Иванушка в балете Р. К. Щедрина «Конек-Горбунок» (постановка А. И. Радунского, 1960), Раб в «Спартаке» А. И. Хачатуряна (постановки Л. В. Якобсона), Лукаш в «Лесной песне» Г. Л. Жуковского (постановка О. Г. Тарасовой и А. А. Лапаури). Непростая задача – после очередного успеха доказывать, что ты лучший, и это – не предел твоих возможностей.


Спарктак


Лукаш "Лесная песня"


Красивая и трогательная история была и в личной жизни Васильева. Еще в годы обучения он познакомился с Екатериной Максимовой , которая отличалась особой принципиальностью, иногда переходящей в упрямство, что мешало ей в предметном обучении, но было решающим в освоении танца. Сила, заключенная в столь хрупкой девочке, привлекала и одновременно пугала Владимира Васильева.


Летом 1961 года они поженились, а медовый месяц провели в самом романтичном городе на планете – Париже. Это уникальный случай, ведь в Советском Союзе не выпускали совместно супругов за границу. Там была представлена картина, в которой по мистическому совпадению Максимова и Васильев сыграли влюбленных. «СССР с открытым сердцем» позволила молодоженам насладиться таким отдыхом. Вместе они прожили долгую и счастливую жизнь.


Со временем к Васильеву пришла и мировая известность. Морис Бежар, Франко Дзеффирелли, Ролан Пети, Лорка Мясин приглашали его в свои постановки на главные роли. Любовь публики не знала границ – французы боготворили русскую легенду, аргентинцы провозгласили национальным героем, а в США, несмотря на сложную политическую ситуацию, Васильев стал почетным гражданином одного из городов. Особые отношения сложились с гостеприимной Италией. Римская опера, «Ла Скала», «Сан-Карло» не раз принимали на своих сценах балетмейстера, где зрители наслаждались его виртуозной игрой и совершенной пластикой.


Фильм-опера "Травиата", режиссёр Ф. Дзефирелли, 1982.


Говорят, что талантливый человек талантлив во всём, и это полностью про Васильева. Ему мало было танцевать на сцене самому – он стал великим балетмейстером! Первую собственную работу балетмейстер Васильев поставил в 1971 году, это был балет «Икар». Свое мироощущение мастер так же воплотил во «Фрагментах одной биографии», «Ностальгии», «Лебедином озере» и многих других произведениях.



Лебединое озеро


Вся страна с восторгом наблюдала церемонию открытия Олимпийских игр в Сочи в 2014 году ! Особенно трогательным моментом для меня стал Первый бал Наташи Ростовой. Владимир Викторович принимал участие в этой постановке! Предлагаю вспомнить эти чудесные мгновения. Танцуют Светлана Захарова и Владимир Васильев!


Свое 75-летие в прошлом году легендарный танцовщик и хореограф отметил в Большом театре, где был показан спектакль по Мессе си минор Баха под названием Dona Nobis Pacem («Даруй нам мир») , который Васильев поставил в Татарском академическом театре оперы и балета им. Мусы Джалиля. Это и опера, и балет, и 3D-инсталляция. Философская притча о судьбе человечества и каждого человека в отдельности. Месса о любви и радостях, о потерях, обидах и горечи.


Васильев на финальной репетиции спектакля


Поздравление от Илзе Лиепа, сопредседатель Стратегического совета Союза женских сил

Писать подобные посты невероятная радость, охватывает чувство гордости за свою страну, так богатую на талантливых людей!

Владимир Васильев - актер, режиссёр, хореограф, солист балета, народный артист СССР. Участник спектаклей самых известных театров мира (Арена ди Верона, Сан-Карло и др.). Обладатель множества государственных и международных премий. В статье будет представлена краткая биография Владимира Васильева. Итак, приступим.

Знакомство с танцами

Владимир Васильев (биография, семья артиста описаны ниже) появился на свет в Москве в 1940 году. Родители мальчика были рядовыми работниками на войлочной фабрике. Мама возглавляла отдел сбыта, а отец трудился шофёром директора. Как-то Володя отправился вместе с другом в хореографический кружок Дома пионеров. Танцы очень понравились мальчику, и он решил ими заниматься. Елена Россе (первый педагог Васильева) отметила его особую одарённость. Она предложила Владимиру сразу пойти в старшую группу. Через год мальчик уже выступал с ансамблем на сцене Большого театра.

Учёба

Московское хореографическое училище - вот куда в 1949 году был принят Владимир Васильев. Балет стал главным занятием его жизни. Преподавала мальчику Е. Лапчинская, а потом с Владимиром занимался знаменитый М.М. Габович.

Уже в годы учёбы Васильев поражал окружающих редким сочетанием актёрского таланта, виртуозной техники, экспрессии и умения перевоплощаться. В 1958 году на отчётном концерте выпускников он не только показал па-де-де и классические вариации, но и потрясающе воплотил на сцене образ ревнивца Джотто из спектакля «Франческа да Римини».

Начало карьеры

Сразу после окончания училища молодого человека взяли в основной состав танцоров Большого театра. Поначалу Владимир исполнял лишь две характерные роли: лезгинку в опере «Демон» и цыганский танец в «Русалочке». Первой сольной партией Васильева был Пан в одной из сцен «Вальпургиевой ночи». А потом танцор познакомился с Галиной Улановой. Великая балерина сразу разглядела дремлющий во Владимире огромный потенциал и предложила стать её партнёром в «Шопениане». Также в талант Васильева поверил и Юрий Григорович. Начинающий балетмейстер предложил ему центральную партию в постановке «Каменный цветок». После этого спектакля Васильев Владимир сразу завоевал признание и любовь не только зрителей, но и критиков.

Потом последовали главные партии в таких балетах, как «Золушка» (Принц, 1959), «Страницы жизни» (Андрей, 1961), «Дон Кихот» (Базиль, 1962), «Паганини» (Паганини, 1962), «Лауренсия» (Фрондосо, 1963), «Жизель» (Альберт, 1964). Но подлинным триумфом для Васильева стала роль Спартака (1968) в одноимённой постановке Григоровича. Музыку к балету написал Хачатурян.

Уход из Большого

На начальном этапе карьеры Владимира практически все его лучшие образы и спектакли создавались при участии Юрия Григоровича. Это и «Голубая птица» (1963), и «Щелкунчик» (1966), и принц Дезире в балете Чайковского, и упомянутый выше «Спартак». Кстати, за роль предводителя рабов Васильев получил Ленинскую премию. Но со временем между танцовщиком и балетмейстером появились серьёзные противоречия в творческих принципах, которые переросли в затяжное противостояние. В начале 1988 года Владимир вместе с женой Екатериной Максимовой и рядом ведущих солистов остались без ролей и ушли из Большого театра.

Выступления за границей

После этого они начали выступать за рубежом: Метрополитен-опера, Ковент-Гарден, Колон, Римская опера и т. д. Специально для героя данной статьи Морис Бежар поставил в собственном театре «Балет XX века» (версия Стравинского - «Петрушка»). В 1987 г. Васильев Владимир исполнил роль профессора Унрата в «Голубом ангеле» (музыка М. Константа). А через год принял участие в постановке «Грек Зорба». Также танцовщик исполнил главные партии в таких одноактных балетах, как «Парижское веселье» и «Пульчинелла». В 1989 году Владимир появился в ключевой роли в спектакле «Нижинский», который поставил Беппо Менегатти.

Всем известна главная партнёрша Васильева по сцене и по жизни - супруга Екатерина Максимова. Владимир Викторович называл её музой. Но за всю карьеру ему доводилось танцевать с такими легендарными балеринами, как Людмила Семеняка, Ирина Колпакова, Наталья Бессмертнова, Нина Тимофеева, Марина Кондратьева, Раиса Стручкова, Ольга Лепешинская, Майя Плисецкая, Жужа Кун (Венгрия), Рита Пулворд (Бельгия), Карла Фраччи и Лилиана Кози (Италия), Ноэль Понтуа и Доминик Кальфуни (Франция), Хосефина Мендес и Алисия Алонсо (Куба).

Хореограф

Имея большой творческий потенциал, Васильев Владимир смог реализоваться и в этой области. Его дебютной работой стал «Икар», вышедший в 1971 году на сцене Кремлёвского дворца съездов. В дальнейшем Васильев предлагал зрителю как оригинальные балеты («Анюта», «Макбет», «Я хочу танцевать», «Эти чарующие звуки»), так и спектакли в собственной интерпретации («Жизель», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Золушка», «Ромео и Джульетта»).

Также Владимир Викторович занимался постановкой хореографических миниатюр и концертных номеров: «Синкопа», «Элегия», «Петрушка», «Шут», «Карузо», «Вальс», «Менуэт», «Ария», «Русская», «Классическое па-де-де», «Двое». Есть на счету балетмейстера и большая хореографическая композиция - опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Публика отлично принимала постановки Васильева. Особенно те, где он исполнял центральные партии вместе с Екатериной Максимовой. В данный момент постановки героя этой статьи можно увидеть не только на сцене Большого, но и в девятнадцати других театрах нашей страны и мира.

Кинематограф

Такие творческие люди, как Васильев Владимир, не ограничиваются лишь одной сферой. Как драматический актёр он снялся в нескольких художественных картинах: «Жиголо и Жиголетта», «Фуэте» и «Евангелие от лукавого». Помимо этого, танцовщик принимал участие в оригинальных телебалетах «Дом у дороги» и «Анюта». Причём он был не только исполнителем, но ещё и хореографом, а также режиссёром-постановщиком. У Васильева обнаружился редкий талант и в монтаже музыкального видеоряда, и в ощущении общей конструкции, и в построении кадра. Владимир Викторович придумал понятие «монтажная хореография» и вполне успешно внедрил его в собственные экранные работы. Специалисты отмечают, что при этом он ориентируется только на один критерий - музыку. А в данном плане вкус у артиста безукоризненный.

Новая должность

В 1995 году Владимир Викторович Васильев, биографическая справка о котором представлена в этой статье, был назначен руководителем Большого театра. Герой данного повествования занимался исключительно организационными вопросами. Васильев смог вывести театр из тяжёлого кризиса, в котором тот находился долгое время. Владимир Викторович утвердил контрактную систему, организовал видеостудию при учреждении, подготовил цикл программ на канале «Культура» и возродил бенефисы оркестра, хора и кордебалета.

После того как работа театра наладилась, Васильев занялся постановкой спектаклей и хореографией. Также он провёл много благотворительных акций, чтобы поддержать реконструкцию театра. В сентябре 2000 года Владимира Викторовича освободили от занимаемой должности по причине «сокращения штата». Но поставленную перед ним задачу хореограф выполнил: Большой вернул себе былую славу.

Увлечения

Самым серьёзным и давним хобби Васильева является живопись. Владимир Викторович посвящает ей всё свободное время. Самые любимые художники артиста - Маслов, Зверев, Фонвизин, Врубель, Коровин, Левитан, Серов, Дюрер, Босх, Рембрандт, Монэ, Ван-Гог. В основном на полотнах Васильева можно увидеть пейзажи, в которых он пытается передать всю красоту и великолепие русской природы. Пишет бывший танцор в двух местах - деревне Рыжевка (Костромская область) и на даче в Снегирях.

В разном возрасте артист увлекался такими видами спорта, как плавание, прыжки в воду, бокс, фехтование, волейбол и футбол. Сейчас играет только в теннис. Владимир Викторович очень много читает - книги по искусству, историческую и мемуарную литературу. Любимые писатели - Астафьев, Булгаков, Чехов, Достоевский; поэты - Ахматова, Бунин, Пушкин. Также герой данной статьи обожает слушать классическую музыку. Артист симпатизирует таким композиторам, как Прокофьев, Стравинский, Мусоргский, Чайковский, Бах, Моцарт.

  • В 1993 году в честь Васильева прошёл Московский фестиваль балета.
  • Артист отлично пишет пейзажи. На данный момент прошло уже десять персональных выставок живописи Васильева.
  • В 1995 году хореограф получил литовское гражданство.
  • Жена Екатерина Максимова была постоянной партнёршей танцора и выдающейся балериной.
  • У супругов нет детей.
  • Пять лет Владимир Васильев, биография которого представлена выше, был во главе Большого театра (1995-2000).
  • В 2001 году герой данной статьи опубликовал сборник стихотворений «Цепочка дней».