Тренировка музыкального слуха онлайн. Как развить абсолютный слух. Упражнения для развития музыкального слуха

Наверняка многие слышали выражение «абсолютный слух». В быту его часто приписывают людям, хорошо разбирающимся в музыке, нотной грамоте, обладающим незаурядными вокальными данными. Однако быть высококлассным музыкантом не означает автоматически обладать абсолютным слухом. Более того, всего несколько процентов населения планеты могут похвастаться этим даром.

Загадочный феномен

Абсолютный музыкальный слух относится к редким феноменам, чей статус сложно даже определить. Является ли он результатом действия неких природных факторов или физиологической (наследственной) особенностью? Результатом уникального развития личности или следствием воздействия социального окружения (семьи, общества)? Либо сложной комбинацией всех факторов? Это тайна, даже спустя столетия изучения, покрыта полумраком.

Предположительно, большинство младенцев имеют этот дар, но достаточно быстро он «перекрывается» другими, более важными для выживания навыками. Основным вопросом, благодаря которому возникает элемент таинственности, является следующий: почему в одной и той же среде воспитания, при одинаковых условиях для музыкального развития, у одного из детей формируется абсолютный слух, а у другого - нет?

Статистика

За годы глубоких исследований ученые накопили богатый статистический материал. Оказалось, что абсолютный слух формируется исключительно в детском возрасте, более того - именно в дошкольном, в период доминирования непроизвольного усвоения навыков. Этот факт единодушно подтверждается всеми исследователями абсолютного слуха. При этом формирование редкого навыка требует в качестве обязательного условия наличия в семье ребенка музыкального инструмента, у которого высота звука фиксирована. Например, клавишные, ряд духовых инструментов (баян, аккордеон) и другие. Причины этого, предположительно, кроются не столько в области психологии способностей человека, сколько в психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).

Абсолютный музыкальный слух устойчиво сохраняет свой статус феномена как выдающееся, исключительное в определенном отношении явление. Это обуславливается сравнительно малой его распространенностью. По данным исследователей, абсолютным слухом обладают 6-7% от числа профессиональных музыкантов и не более 1% всех слушателей музыки.

Определение

Абсолютным слухом считается способность людей определять «на слух» абсолютную высоту звуков. Музыканты с этим даром помнят шкалу абсолютных высот 12-полутонового октавного звукоряда. Они способны безошибочно определить высоту любого звука без посторонней помощи. В свою очередь, абсолютный слух подразделяется на:

  • Пассивный - способность сопоставлять высоту слышимого звука.
  • Активный - способность голосом воспроизводить заданный звук (обладателей «активного слуха» абсолютное меньшинство).

Также существует понятие относительного слуха - не врожденного, а выученного навыка, когда люди в состоянии правильно определить высоту звука при помощи «подсказок» (объекта сопоставления, например камертона).

Развитие абсолютного слуха: за и против

Более столетия ведутся споры о том, можно ли эту редкую природную способность развивать, тренировать. Теоретически это возможно, ведь под действием каких-то факторов он формируется у детей. Однако критики обучающих методик аргументируют тем, что массового «наплыва» обученных абсолютному музыкальному слуху музыкантов не наблюдается.

В разное время разными людьми изобретались методики искусственного приобретения абсолютного слуха, которые не нашли широкого применения в практике по очень простой причине: они не были востребованы в среде профессиональных музыкантов. По общему мнению, абсолютный слух, хотя и существенно облегчает осуществление музыкальной деятельности, но не гарантирует ее успешности, а иногда даже осложняет ее. Кроме того, многочисленные достоверные факты, свидетельствующие о том, что далеко не все прославленные музыканты обладали абсолютным слухом, подтверждают тезис о том, что данная способность не является обязательной или определяющей.

Моральный аспект

И все же проблема абсолютного слуха претендует на разряд вечных, так как заключается в делении всех участников музыкального сообщества на два «лагеря»: людей, обладающих даром, и не обладающих им. Этого противостояния невозможно избежать.

Иначе говоря, обладание абсолютным слухом является не предметом сознательного выбора, а некоего «благословения свыше». На первый взгляд ущемленными кажутся люди, имеющие относительный слух: в сравнении с «абсолютниками» они нуждаются в помощи камертона или любого другого источника звуковых эталонов. Кроме того, при выполнении той или иной операции, связанной с определением высоты звуков, «абсолютники» демонстрируют безоговорочное превосходство, что не может не действовать на самооценку обладателей относительного слуха.

Самым ярким следствием создавшейся ситуации является формирование своеобразного комплекса профессиональной неполноценности у лиц с относительным слухом. Это происходит, несмотря на достаточную распространенность утверждения о том, что высоко развитый относительный слух вполне состоятелен, а иногда даже более эффективен при осуществлении музыкальной деятельности.

Научный подход

Музыкальный слух сегодня рассматривается дифференцированно в следующей градации уровней: мелодический, гармонический, тональный, политональный, ладовый, внутренний, оркестровый, полифонический, ритмический, физический (естественный), певческо-интонационный, тонкий, острый, абсолютный, хоровой, оперный, балетный, драматический, стилистический, полистилистический, поэтический, этнический и полиэтнический (абсолютный слух).

Им обладают композиторы, дирижеры, фольклористы, первый скрипач оркестра, аранжировщики, настройщики фортепиано, органов. Многие исследователи едины в том, что абсолютный музыкальный слух - это продукт, сконцентрировавшийся на базе разносторонних природных явлений, генетики человека. Его следует развивать, улавливая голоса природы, пение птиц, крики животных и даже техногенные (промышленные) звуки.

Как развить абсолютный слух

Можно ли развить 100%-й слух тренировками - вопрос спорный. Обычно людей, добивающихся хороших результатов, называют обладателями псевдоабсолютного слуха. Целесообразно развивать талант у дошколят, если они способны к музыке. Доказано: для полноценного восприятия музыки наиболее благоприятная пора - это детство, когда в семье от родителей воспринимаются основы музыкальной культуры, воспитывается способность воспринимать, понимать, чувствовать, переживать музыкальные образы.

Модели развития абсолютного слуха

В России практикуют несколько моделей развития. В их основе - два принципа управления интонацией и слухом:

  • устный (по тексту);
  • ассоциативный (по нотам).

Процесс освоения сводится к тому, что на каждом уроке пропевается вся гамма со словами, затем каждый ученик поет ее на переменах, по дороге домой, после выполнения домашнего задания, на досуге. У него она постоянно в голове. Когда в основном текст модели закрепился в памяти, что не представляет сложности по аналогии с поэтическими текстами песен, текст пропевается в разбивку в самых различных вариантах. В дальнейшем тональность следует изменять и пробовать пропевать текст уже в новой тональности, в результате чего ученик начинает оперировать, модулировать в любых тональностях.

Регулярные упражнения с пропеваниями развивают внутренний музыкальный слух. Ученик начинает слышать и определять, какой звук издается, — ми, соль, фа, ля и т. д. По аналогии с тем, чему научены композиторы, фольклористы, этнографы, дирижеры, обладающие абсолютным слухом.

Уроки истории

На что способен человек с абсолютным слухом? В истории известен случай, происшедший с великим Л. Бетховеном. Случилось так, что физический слух у него пропал во время дирижирования произведением на концерте, но помогал абсолютный, внутренний музыкальный слух, способствовавший тому, чтобы композитор смог продирижировать симфоническим оркестром (310 участников-музыкантов).

Физическая глухота не помешала другому оперному композитору - Н. С. Дагирову (оперы «Айгази», «Ирчи-казак», в соавторстве с Г. А. Гасановым «Хочбар», балет «ПартуПатима»), не слышавшему постановки своих монументальных произведений, но чувствовавшему и воспринимающему их внутренним абсолютным слухом. С утерей физического не пропадает внутренний слух. Личность, обладающая абсолютным слухом, сможет синтонировать достаточно точно, отобразить, отбить ритм наиболее близко к услышанному.

Вывод

Видеть, запоминать, записывать, учиться улавливать и слышать живущую вокруг музыку - это цель и задача модели развития абсолютного слуха сначала в дошкольном, затем в школьном воспитании и образовании. Развитие музыкального слуха в абсолютный ведет к дифференцированному восприятию тембров-голосов народных, симфонических, джазовых и других коллективов. Ведь основная цель человеческого общества на Земле - это изучение и совершенствование окружающей жизни в пространстве и времени на новом витке спирали эволюции.

Каждый человек, если он любит петь, мечтает исполнять композиции так, чтобы затем ему восторженно рукоплескал зал. А нужно-то для этого всего ничего - иметь идеальный слух. Но как этого добиться? Существуют специальные упражнения для развития слуха.

Какие бывают виды слуха

Как ни странно, но музыкальный слух - понятие довольно сложное и не поддающееся безапелляционному отрицанию или утверждению («У меня есть слух/У меня нет слуха»). Дело в том, что у каждого человека можно найти тот или иной подвид музыкального слуха. Можно ли развить определенный вид слуха, однозначно ответить нельзя, поскольку этих видов очень много.

1) Ритмический слух, то есть способность чувствовать ритм, эмоциональную составляющую мелодии.

2) Ладовый слух, отвечающий за способность разбираться в аккордах.

3) Интонационный слух, позволяющий понимать характер музыки (веселый или грустный).

4) Внутренний слух - способность воспроизвести нотную запись мелодии.

5) Интервальный слух - умение петь музыкальные интервалы и определять высоту звука.

6) Абсолютный слух - уникальная способность определять высоту тона любого звука без сопоставления его с эталонным звучанием.

Как развить музыкальный слух

Если вы не знаете, как самостоятельно развить любой из видов музыкального слуха, попытайтесь ежедневно делать следующие упражнения.

1) Для развития ритмического слуха пытайтесь читать стихи под музыку, танцуйте под любимую музыку, считая такты. Кстати, мы развиваем музыкальный и ритмический слух именно двигаясь, поэтому пластика тела имеет не последнее значение для музыканта. Верно и обратное: любой танцор должен обладать идеальным слухом. Это взаимосвязанные вещи.

2) Прослушивайте любимые композиции, для начала лучше короткие, а затем пытайтесь воспроизвести эту вещь собственным голосом, но без музыки. Затем проверьте себя, включив оригинал.

3) Пойте однотонные гаммы (нотный ряд «до - си» и «си - до»), даже несмотря на то, что это скучно и неинтересно. Для развития слуха это бесценный опыт.

4) Пойте «хроматические гаммы» (их играют только на черных клавишах фортепиано в одном тоне). Такие гаммы помогают лучше развить понимание разности ладов.

5) Подбирайте любимые мелодии на музыкальном инструменте, даже не зная точных нот. В конце концов, когда-нибудь вас будет практически невозможно отличить от оригинала.

6) Запишитесь в музыкальную школу. Именно музыкальные педагоги помогут развить музыкальный слух с помощью специальной дисциплины под названием «сольфеджио».

Как развить абсолютный слух?

Как ни странно, но никак. С абсолютным музыкальным слухом человек может только родиться. Поэтому вопрос о том, как развить абсолютный музыкальный слух, не совсем уместен. При отсутствии абсолютного врожденного музыкального слуха лучше сосредоточиться на развитии других видов слуха - интонационного, ритмического, внутреннего и т.п.

Видео по теме статьи

Музыка - неотъемлемая часть жизни многих людей, но не каждый человек музыкален от рождения. Бывает, слышишь любимую песню и так и хочется спеть вместе с любимым артистом, однако боязнь услышать неодобрительные комментарии уничтожает желание на корню. Однако даже музыкальный слух - всего лишь дело практики и усердных занятий.

Что такое слух?

Самое просто объяснение заключается в том, что музыкальный слух — это определенные навыки и способности, которые позволяют полноценно воспринимать музыку и слышать все ее невероятные звуки или даже мелкие погрешности. Без таких способностей не обходится ни один музыкант, звукорежиссер и даже продюсер.

Абсолютный музыкальный слух

Считается, что натренировать абсолютный слух невозможно, который живет с человеком с самого рождения, и шанс иметь абсолютный слух выпадает одному человеку из десяти тысяч. Что говорит о том, что многие поистине великие музыканты не имели абсолютного слуха. Абсолютный слух заключается в способности определять в точности высоту тона любого звука без помощи эталонов. Проще говоря, это врожденная способность улавливать структуру музыки.

Относительный, или интервальный, слух

Позволяет определять величину музыкальных интервалов, а также воспроизводить их. в данном случае определяется путем сопоставления с эталоном.

Внутренний слух

Данный вид слуха связан с мыслительной деятельностью. Проще говоря, представлять мысленно музыку и отдельные ее составляющие. Зачастую это происходит по нотным записям или просто по памяти.

Интонационный слух

Позволяет воспринимать музыку, определяя ее характер, экспрессию, тон. Самый эффективный способ - специализированный учебный курс сольфеджио. Важно, чтобы направлен он был на эстетическое воспитание, а не техническое.

Ритмический слух

Это способность чувствовать эмоциональную выразительность ритма. Каждый может научиться слышать и чувствовать ритм.

И это далеко не полный список известных человечеству однако это те важные составляющие, на которых базируется классическое понимание музыкального слуха. Натренировав их, человек обретает способность слышать и понимать мелодию. Однако вопрос, если ли музыкальный вкус у конкретного человека, остается открытым.

Человеческий мозг имеет определенные отделы, которые как раз и отвечают исключительно за музыкальный слух. Находится данный участок в слуховой зоне, и чем больше нервных окончаний в нем содержится, тем лучше развит слух у человека. Определить, как обстоит дело со слухом у конкретного человека, можно в домашних условиях, не прибегая к магнитной томографии. Для этого можно просто попробовать повторить услышанную мелодию, пусть это будет припев из любимой песни. Главное - держать ритм. И даже если первый раз оказался провальным, паниковать точно не стоит, лучше потратить силы на усердные занятия и больше тренироваться.

Как начать слышать музыку?

Развитие музыкального слуха - задача, с которой справиться гораздо проще, чем кажется. Идеальный вариант - отправиться на уроки сольфеджио к профессиональному преподавателю. Суть этого предмета как раз и заключается в том, чтобы развивать слух и музыкальную память. Однако, если такой возможности нет, стоит запастись тонной терпения и заниматься самостоятельно. Что же для этого нужно?

  • Первый способ - любой музыкальный инструмент. Этот вариант один из самых доступных и эффективных. Развивает все перечисленные выше виды слуха. Хотите натренировать их по максимуму? Учитесь играть на любом инструменте. С самого детства мечтали научиться играть на гитаре? Настало время сделать это. Благодаря занятиям вы не только на слух запомните, как должна звучать каждая нота, но и отлично натренируете чувство ритма и наконец-то начнете понимать музыку. Такой вариант подойдет для особо терпеливых и тех, у кого достаточно времени.

  • Второй способ - пение. Самый простой и очевидный метод развить музыкальный слух. Для этого понадобится наличие пианино, но не пугайтесь, если дома такового не имеется. К счастью, мы живем в современном мире, который дает нам возможность воспользоваться бесплатными онлайн-версиями, которых пруд пруди на просторах Интернета. Развитие слуха начинается с гамм, ежедневно играйте и пойте их вместе с фортепиано. Когда мастерство будет отточено и с гаммами вы будете чувствовать себя уверенно, приступайте к следующему этапу - интервалы, аккорды или мелодии. Важно побороть в себе стеснение, если от этого чувства не избавиться, то занятия будут бессмысленны. Выбирайте такое время для занятий, чтобы никого не было дома.
  • Третий способ - упражнения, которые очень напоминают медитацию. Такой способ отлично помогает развить именно внимательность к звукам, возможность вслушиваться в мелодии и понимать их. Привыкли бродить по улице в наушниках? Пора прекращать это занятие. Оставьте наушники дома, прогуляйтесь без них, стараясь прислушиваться ко всем доносящимся звукам. Неважно что это будет, обрывки диалогов, звуки большого города, шум лесных деревьев, хруст снега или шорох листьев. Только обращая внимание на все окружающие звуки, вы поймете, как их много вокруг. Такое упражнение можно проводить и в домашних условиях, не поленитесь потратить пять минут в день, чтобы послушать, как шумит вода, как жужжит холодильник, шум с улицы, лай соседской собаки.
  • Четвертый способ - вслушивайтесь в голоса. Пусть даже обычный разговор с человеком станет упражнением. Вслушивайтесь в голос вашего собеседника, старайтесь запомнить его звучание. Такую манипуляцию можно проворачивать и при просмотре фильмов, запоминая голоса актеров. После можно провести маленький экзамен, пытаться угадать актера только по голосу.
  • Пятый способ - думайте при прослушивании музыки, учитесь слышать ее. Почти каждый современный человек скажет, что слушает музыку каждый день, по пути на работу/учебу/в магазин. Для многих это способ отвлечься, и это здорово, что можно слушать музыку и не думать ни о чем. Но мы ставим цель развить музыкальный слух, поэтому теперь вам нужно не просто слушать музыку, а пытаться услышать ее, вникнуть в суть и структуру. Тренируйтесь отличать музыкальные инструменты друг от друга. Такое упражнение не только способствует развитию слуха, но и научит более тонко слышать музыку, замечая все детали, что подарит еще большее наслаждение при прослушивании. Впоследствии вам захочется более сложных композиций, и это здорово, ведь это значит только, что прогресс есть и вы не стоите на месте.
  • Шестой способ - учитесь чувствовать ритм. С этой целью отлично справляется такой прибор, как метроном. Работа с этим приспособлением крайне проста - отстукивайте пальцем или рукой ритм, который задает метроном. Как только с этим упражнением вы начнется справляться на отлично, следует перейти к распознаванию ритма в мелодиях. Начинать следует с композиций, в которых присутствуют барабаны, по этому музыкальному инструменту распознать ритм в разы проще. Самый сложный уровень в распознавании ритма - классическая музыка. Не менее эффективный ответ на вопрос, как развить музыкальный слух, - танцы. Практиковаться можно как и на занятиях с тренером, так и дома самостоятельно. Во время танца попробуйте словить ритм и двигаться в такт музыке.

  • Седьмой способ - поищите источник звука. В этом упражнении можно попросить поучаствовать кого-нибудь из домочадцев. Суть упражнения следующая: закройте глаза и попросите своего ассистента издавать звуки из разных частей комнаты. Ваша задача - угадать, откуда идет звук. Такое несложное задание больше похоже на детскую игру, однако задача в разы усложняется, если попросить помощника выходить за пределы комнаты и двигаться по всей квартире. Если ассистента не имеется, можно просто выйти на улицу, присесть на лавочку в оживленном месте, прислушиваться к окружающим звукам.

Проверка на наличие слуха

Для того чтобы достоверно определить, есть ли музыкальный слух у человека, следует обратиться к преподавателю, самостоятельно сделать это будет непросто. Наличие слуха диагностируется по следующим критериям:

  • Оценка интонации.
  • Развитость музыкальной памяти.

Упражнения

Проверка музыкального слуха и заключается в следующем упражнении: преподаватель отстукивает каким угодно предметом определенный ритм, а испытуемый должен его повторить максимально достоверно. Если ритм был воспроизведен без нареканий, это свидетельствует о наличии слуха. Упражнения можно усложнять, для того чтобы определить уровень развитости слуха.

Оценка интонации заключается в том, что педагог напевает знакомую мелодию и просит испытуемого ее повторить. Это упражнение позволяет также выявить вокальные способности. Но это упражнение не главный показатель в проверке слуха. Даже при слабом и не очень чистом голосе у человека может быть развит отличный слух, который позволит без проблем освоить игру на каком-либо инструменте.

Все еще задаетесь вопросом, как проверить музыкальный слух? Есть ответ: музыкальная память или так называемая игра в прятки. Упражнение крайне простое: испытуемый поворачивается спиной к инструменту, в то время как преподаватель нажимает любую из клавиш. Задача проверяемого - отыскать ту самую клавишу по памяти. Если человек способен в точности отгадать все ноты при нажатии на клавишу и прослушивания звука, он обладает отличным музыкальным слухом.

Тренировка слуха - это сложный процесс, который сопровождается включением мозга, а не бездумными упражнениями. Это значит, что даже получение элементарных знаний о музыке уже способствует развитию музыкальных способностей. Начните с простой нотной грамоты, изучайте классическую музыку. Богатство звуков, гармония, звучание инструментов - то, что так необходимо желающим развить музыкальный слух.

Музыкальный слух – это способность человека воспринимать музыкальные произведения и определять в них какие-либо недостатки или наоборот, оценивать достоинства музыки.

Некоторые люди воспринимают звуки только определённого происхождения и совершенно не различают звуки музыки. А некоторые музыканты, естественно обладающие музыкальным слухом, не восприимчивы к посторонним звукам. Также есть люди, отлично различающие звуки только одного рода и совершенно не воспринимающие звуки другого. Таким образом, развитие слуха обладает индивидуальными различиями.

Невнимательность или «музыкальная глухота»

Большинство случаев «музыкальной глухоты» – это всего лишь невнимательность. К примеру, когда человек занимается каким-то делом, он совершенно невнимателен к звукам. То есть, ухо то, конечно, воспринимает звук, а вот мозг, сосредоточенный на основном занятии, не фиксирует происходящий звук. Естественно он его и не будет обрабатывать за ненадобностью.

Слух необходимо развивать, так как он способен прогрессировать лучше любого другого чувства. Существуют специальные упражнения для развития музыкального слуха, практикуя которые можно развиваться в восприятии и определении музыкальных звуков и не только. Добавив к упражнениям необходимый уход за музыкальным слухом можно достичь определённых высот в музыке. А при небрежном отношении и невнимательности – запустить свой слух. Далее рассмотрим несколько упражнений для развития музыкального слуха.

Первое упражнение

Первое упражнение на внимательность и интерес. Прогуливаясь по улице необходимо прислушиваться к разговорам прохожих и удерживать в голове некоторое время обрывок услышанный вами. Применяя данное упражнение на практике, через какое-то время вы будете способны удерживать в памяти сразу несколько обрывков разговоров.

Второе упражнение

Прислушиваясь к разговорам прохожих, старайтесь запомнить не только фразу, но ещё и голоса людей, чтобы услышав какой-то голос в следующий раз, вспомнить фразу произнесённую обладателем этого . Практикуя это упражнение, обратите внимание, на то, что каждый человек обладает присущей только ему манерой разговора.

Третье упражнение

Это упражнение также основывается на запоминании голоса. Существует забавная , где перед главным участником усаживают несколько человек, с которыми он знаком и завязывают ему глаза. Люди по очереди произносят какие-либо слова, а главный герой игры должен определить, кому принадлежит голос. Такое упражнение очень полезно для развития слуха.

Четвёртое упражнение

Следующее упражнение заключается в том, чтобы прослушать несложное музыкальное произведение и затем попытаться его пропеть. Такое простое упражнение способствует интенсивному развитию слуха и вниманию к музыкальным звукам. Сначала можно побаловаться прямо-таки песнями, запоминать с первого раза и её мелодию, вариант посложнее и поинтереснее – попробовать повторить по памяти отрывок музыки инструментальной. Спустя какое-то время почувствуется легкость в воспроизведении мелодий и можно будет перейти к более сложным произведениям.

Пятое упражнение

Это упражнение, как ни странно, основывается на прослушивании лекций. Так что студентам будет легче развивать слух и внимательность, чем, людям, общающимся в ограниченном кругу. Упражнение заключается в следующем: необходимо после прослушивания лекции попытаться воспроизвести не только запомнившуюся информацию, но и попытаться повторить её с той же интонацией, что и преподаватель.

Повторяя вышеизложенные упражнения для развития музыкального слуха изо дня в день, можно достичь больших вершин в развитии не только музыкального слуха, но и внимательности, интереса к окружающему миру. А это уже новая ступень к реализации человеком его творческого потенциала, причём, с более профессиональным подходом к делу.

Давайте посмотрим видео, в котором раскрываются вопросы музыкального слуха и определяются его основные виды:

Умение слышать мелодию, чисто воспроизводить её голосом, писать собственные композиции, в которых преобладают приятные созвучия – всё это возможно только лишь при наличии хорошего музыкального слуха. Многие придерживаются мнения, что наличие таких способностей – природный дар, и если не повезло родиться с абсолютным слухом, то тут уже ничего не поделаешь. На самом деле, любой человек может заняться развитием этих навыков, достигнув впечатляющих результатов.

Основные разновидности

В среде музыкантов принято различать несколько видов музыкального слуха, среди которых:

  1. Абсолютный . Обладатель таких данных может воспроизвести любой звук или ноту, входящую в его вокальный диапазон, без предварительной настройки с инструментом. Считается большой редкостью.
  2. Относительный . Является самым распространённым явлением среди профессиональных музыкантов. Этот вид слуха очень похож на абсолютный, но его владельцам перед пением понадобится настройка на определённую тональность или ноту.
  3. Внутренний слух можно определить красноречивой фразой – «слышу, но не могу воспроизвести». При регулярных занятиях сольфеджио его можно приблизить к относительному и даже абсолютному.

Существуют также и подтипы музыкального слуха – мелодический и гармонический. Владельцам мелодического слуха легче подбирать и воспроизводить мелодию, чувствовать её движение, интервальный состав. При гармоническом музыкальном слухе люди воспринимают фактуру аккордов целиком, не разбивая их на отдельные звуки, и именно поэтому им проще подобрать песню на гитаре, чем пытаться наиграть соло-партию.

Занятия по развитию музыкального слуха

Упражнения могут быть следующими:

  1. Требуется стать с закрытыми глазами на место, где не видно говорящих, но слышны их голоса. Проверьте себя по голосовому и зрительному различию. Повернувшись лицом, сопоставьте свои умения, определив, кому принадлежит голос. Проделывая такое упражнение, можно со временем остро настроить слух и научиться сосредотачиваться на звуковых эффектах.
  2. Интонационная распевка. Игра на развитие музыкального слуха издается на рояле по формуле: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до, которую следует пропеть от начала до конца, затем вернуться от последней ноты к первой, но без аккомпанирования. Если попали – плюс, если нет – продолжение следует.
  3. Музыкальные дидактические игры на развитие слуха - интервальное пение. Под инструментальное сопровождение исполняется распевка: до-ре, до-ми, до-фа, после чего продолжается самостоятельное пение с чередованием звуков без инструмента.
  4. Музыка для развития музыкального слуха. Если решено освоить музыкальное искусство дома, поставьте полюбившуюся композицию и, прослушав ее часть, повторите услышанное. Действие проводится в течение дня с паузами.
  5. Обучение нотам. Добиться тонкого слуха позволит знание нотной грамоты, по которой нужно создавать разную тональность произведения.
  6. Изучение классических мотивов. Благодаря тонкой подаче мелодии классического направления, звуковое восприятие становится особо чувствительным и благоприятно влияет на развитие музыкального слуха дошкольников.

Фактор чистоты пения

Чтобы пение было чистым, учитываются такие нюансы:

  1. Вокальная позиция. У лиц с опущенным небом во рту, произношение получается нечистое. Чтобы это исправить, каждый раз перед распевкой необходимо надавливать на небо языком, как бы толкая его вверх.
  2. Направление звука. В зависимости от исполнения произведения подбирается тембр голоса. Репертуар должен соответствовать индивидуальному баритону.
  3. Мелодия и ее изменение. Чтобы лучше понимать тональность звуков при исполнении песен, следует в процессе обучения и развития слуха изменять ее интонацию. В качестве тренировки можно выбрать легкое четверостишье или песенку, и по ходу ее исполнения корректировать тональность.

В музыкальных школах развитие слуховых данных происходит в основном на уроках сольфеджио. Под руководством педагога учащиеся поют гаммы, интервалы, одноголосные и многоголосные интонационные упражнения. С каждым годом обучения вокальные примеры становятся сложнее, начинают появляться мелодии, написанные в народных ладах (лидийский, фригийский и т. д.), а также содержащие в себе сложные ритмические фигуры.

Если вы не знаете, как развить музыкальный слух в домашних условиях, то самый простой способо - это пробовать петь любимые песни как под запись, так и самостоятельно .

Обратите внимание! Тренировка слуха должна быть регулярной и систематической – только так вы сможете улучшить слух, научиться исполнять сложные вокальные партии. В каждое занятие нужно включать следующие этапы:

  • повторение ранее изученного материала;
  • изучение новой темы (сложные интервалы, пение отдельных звуков аккордов вместе с инструментом);
  • закрепление знаний на примере какой-нибудь популярной мелодии или классической музыки.

Только при комплексном подходе можно обеспечить правильное развитие музыкального слуха.

На нашем сайте будут выкладываться упражнения для развития музыкального слуха.

Владельцам смартфонов на Android пригодится программа под названием «Абсолютный Слух». В приложение «вшито» более сотни разновидностей аккордов, интервалов, гамм и мотивов, а также возможность писать мелодические и ритмические диктанты. Для устройств, поддерживающих iOS, существует аналог этой программы – «Perfect Pitch!».

Доказано, что при желании, упорстве и наличии музыкальной среды можно развить прекрасный слух. Часто родители не знают, как сделать это, они думают, что нужно долго и упорно тренироваться. Оказывается, развить эту способность можно в форме интересной игры.

Развитие музыкального слухазаключается в формировании долговременной памяти для каждого из услышанных сигналов. Тренировки практически не занимают много времени, но требует ежедневной практики. Многие мамы задумываются, как развить музыкальный слух в домашних условиях. Начинать занятия можно сразу после рождения, ведь дети стремятся подражать родителям. Любые мероприятия и уроки нужно проводить в хорошем настроении.

Начинать развитие способностей можно с двух месяцев, для этого подойдут обычные погремушки. Разнообразные звуки, которые издают колокольчики, пищащие и звенящие игрушки, побудит кроху к музицированию. Он сам будет дотягиваться и извлекать из каждой разные звуки, сравнивая их между собой.

По мере роста малыша мамы начинают понимать, как развивать слух, ведь этим простым методом пользовались их мамы и особенно бабушки. Нужно петь песенки и рассказывать сказочные истории, меняя голос с тихого на громкий, с протяжного на отрывистый, с сумбурного на ритмичный.

Слух тренируется быстрее и эффективнее других чувств. Существуют специальные упражнения, направленные на лучшее восприятие и определение звуков, с которыми возможно достичь в музыке неплохих результатов.

Регулярная тренировка слуха требуется каждому, кто занимается музыкой и другой активной творческой деятельностью.

Умение различать определенные сигналы по частоте звучания говорит о наличии способностей у человека. У детей обычно слабо проявляются музыкальные качества, поэтому с ними нужно выполнять специальные упражнения для развития слуха. С трех лет можно начинать знакомить ребят со звуками разной высоты. Сначала он сможет различать только контрастные звуки в разных октавах.

Часто дети не слишком охотно соглашаются на обучение, даже те, которые обладают большими способностями. В этих случаях нельзя насильно заставлять дошкольника заниматься, а лучше заинтересовать его самыми привлекательными или забавными сторонами таких уроков.

Уроки проводятся в игровой форме. Они должны вызывать интерес и азарт, но только не как обучающий урок. Способности к музыке важны не только для дошкольников, которые готовятся заниматься вокалом или обучаться игре на инструменте. Хорошие способности необходимы абсолютно всем детям, поскольку они хорошо влияют на развитие ума и интеллекта.

Родители, которые занимаются с детьми, развивают его слух, следят за речью и другими необходимыми в жизни навыками, могут впоследствии радоваться их прекрасным достижениям.