Русский романтизм история возникновения. Предпосылки появления романтизма. это своеобразная реакция на Французскую революцию

Романтизм в европейской литературе

Европейский романтизм 19 века замечателен тем, что по-своему большинству произведения его имеют фантастическую основу. Это многочисленные сказочные легенды, новеллы и повести.

Основными странами, в которых романтизм как литературное направление проявился наиболее выразительно, являются Франция, Англия и Германия.

Данное художественное явление имеет несколько этапов:

1. 1801-1815 годы. Начало формирования романтической эстетики.

2. 1815-1830 годы. Становление и расцвет течения, определение основных постулатов данного направления.

3. 1830-1848 годы. Романтизм облекается в более социальные формы.

Каждая из вышеперечисленных стран внесла свой, особенный вклад в развитие означенного культурного явления. Во Франции романтические литературные произведения имели более политическую окраску, писатели были враждебно настроены по отношению к новой буржуазии. Это общество, по мнению французских деятелей, губило целостность личности, ее красоту и свободу духа.

В английских преданиях романтизм существовал уже достаточно давно, однако до конца XVIII века не выделялся в качестве отдельного литературного направления. Английские произведения, в отличие от французских, наполнены готикой, религией, национальным фольклором, культурой крестьянского и рабочего обществ (в том числе и духовного толка). Кроме того, английские проза и лирика наполнены путешествиями в дальние страны и исследованиями чужих земель.

В Германии романтизм как литературное направление сформировался под влиянием идеалистической философии. Основами стали индивидуальность и свобода человека, угнетаемые феодализмом, а также восприятие вселенной как единой живой системы. Почти каждое немецкое произведение пронизано размышлениями о бытии человека и жизни его духа.

Наиболее знаменитыми произведениями европейской литературы в стиле романтизма являются:

1. трактат «Гений христианства», повести «Атала» и «Рене» Шатобриана;

2. романы «Дельфина», «Коринна, или Италия» Жермены де Сталь;

3. роман «Адольф» Бенжамена Констана;

4. роман «Исповедь сына века» Мюссе;

5. роман «Сен-Мар» Виньи;

6. манифест «Предисловие» к произведению «Кромвель»

7. роман «Собор Парижской богоматери» Гюго;

8. драма «Генрих III и его двор», серия романов о мушкетерах, «Граф Монте-Кристо» и «Королева Марго» Дюма;

9. романы «Индиана», «Странствующий подмастерье», «Орас», «Консуэло» Жорж Санд;

10. манифест «Расин и Шекспир» Стендаля;

11. поэмы «Старый моряк» и «Кристабэль» Колриджа;

12. «Восточные поэмы» и «Манфред» Байрона;

13. собрание сочинений Бальзака;

14. роман «Айвенго» Вальтера Скотта;

15. сборники новелл, сказки и романы Гофмана.

Романтизм в русской литературе

Русский романтизм XIX века был прямым следствием бунтарских настроений и предвкушения переломных вех в истории страны. Социально-исторические предпосылки зарождения романтизма в России -- обострение кризиса крепостнической системы, общенациональный подъём 1812, формирование дворянской революционности.

Романтические идеи, настроения, художественные формы явственно обозначились в русской литературе на исходе 1800-х гг. Первоначально, однако, они скрещивались с разнородными доромантическими традициями сентиментализма (Жуковский), анакреонтической «лёгкой поэзии» (К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, юный Пушкин, Н.М. Языков), просветительского рационализма (поэты-декабристы -- К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский и др.). Вершиной русского романтизма первого периода (до 1825) явилось творчество Пушкина (ряд романтических стихотворений и цикл «южных поэм»).

После 1823 в связи с поражением декабристов романтического начала усиливаются, обретают самостоятельное выражение (позднее творчество писателей-декабристов, философская лирика Е.А. Баратынского и поэтов - «любомудров» -- Д.В. Веневитинова, С.П. Шевырёва, А.С. Хомякова).

Получает развитие романтическая проза (А.А. Бестужев-Марлинский, ранние произведения Н.В. Гоголя, А.И. Герцена). Вершиной второго периода стало творчество М.Ю. Лермонтова. Иное вершинное явление русского Р. и одновременно завершение романтической традиции в русской литературе -- философская лирика Ф. И. Тютчева.

В литературе того времени выделяется два направления:

Психологическое - которое было основано на описании и анализе чувств и переживаний.

Гражданское - основано на пропаганде борьбы с современным обществом.

Общей же и главной идеей всех романистов служило то, что поэт или писатель должен был вести себя согласно тем идеалам, которые он описывал в своих произведениях.

Самые яркие примеры романтизма в литературе России XIX века - это:

1. повести «Ундина», «Шильонский узник», баллады «Лесной царь», «Рыбак», «Ленора» Жуковского;

2. сочинения «Евгений Онегин», «Пиковая дама» Пушкина;

3. «Ночь перед Рождеством» Гоголя;

4. «Герой нашего времени» Лермонтова.

романтический европейский русский американский

В литературе.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Основатели философского романтизма: братья Шлегели (Август Вильгельм и Фридрих), Новалис , Гёльдерлин , Шлейермахер .

    Романтизм в живописи

    Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма . Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудочности» и отсутствии «движения жизни». В 20-30-х годах работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью; в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от «тусклой повседневности». Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия. Первым, кому удалось закрепить новое направление и «оправдать» романтизм, был Теодор Жерико .

    Одним из ответвлений романтизма в живописи является стиль бидермейер .

    Романтизм в литературе

    Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер , Людвиг Тик , Новалис , братья Ф. и А. Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф.Шеллинга

    Немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм , Гофмана . Гейне , начиная своё творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.

    Романтизм получил распространение и в других европейских странах, например, во Франции (Шатобриан , Ж.Сталь , Ламартин , Виктор Гюго , Альфред де Виньи , Проспер Мериме , Жорж Санд), Италии (Н. У. Фосколо , А. Мандзони , Леопарди), Польше (Адам Мицкевич , Юлиуш Словацкий , Зыгмунт Красинский , Циприан Норвид) и в США (Вашингтон Ирвинг , Фенимор Купер , У. К. Брайант, Эдгар По , Натаниэль Готорн , Генри Лонгфелло , Герман Мелвилл).

    Также к французским романтикам причислял себя Стендаль , однако он подразумевал под романтизмом нечто иное, нежели большинство его современников. В эпиграф романа «Красное и чёрное » он взял слова «Правда, горькая правда», подчеркнув своё призвание к реалистическому исследованию людских характеров и поступков. Писатель был пристрастен к романтическим незаурядным натурам, за которыми признавал право «отправляться на охоту за счастьем». Он искренне считал, что только от уклада общества зависит, сможет ли человек реализовать свою вечную, данную самой природой тягу к благополучию.

    Поэты-романтики стали использовать ангелов , особенно падших , в своих произведениях .

    Романтизм в русской литературе

    Виднейшими представителями романтизма в музыке являются: Ференц Лист , Франц Шуберт , Людвиг ван Бетховен (позднее), Иоганнес Брамс , Фредерик Шопен , Феликс Мендельсон , Роберт Шуман , Луи Шпор , А. А. Алябьев , М. И. Глинка , Даргомыжский , Балакирев , Н. А. Римский-Корсаков , Мусоргский , Бородин , Кюи , П. И. Чайковский.

    Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства, и достойна только отрицания. Мечта - это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.

    Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства - никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.

    Если в литературе и живописи романтическое направление в основном завершает своё развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее. Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини; последующий этап (1830-50-е гг.) - творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века.

    В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности, причем в новом освещении - в её конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества - едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант - излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).

    Присущий романтической музыке глубокий интерес к человеческой личности выразился в преобладании в ней личного тона. Раскрытие личной драмы нередко приобретало у романтиков оттенок автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность. Так, например, многие фортепианные произведения Шумана связаны с историей его любви к Кларе Вик. Автобиографический характер своих опер всячески подчеркивал Вагнер.

    Внимание к чувствам приводит к смене жанров - господствующее положение приобретает лирика, в которой преобладают образы любви.

    С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы. Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии. С образами природы тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма (одно из первых сочинений - «большая» симфония C-dur Шуберта).

    Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики. Музыка впервые научилась воплощать сказочно-фантастические образы чисто музыкальными средствами. В операх XVII-XVIII веков «неземные» персонажи (как, например, Царица ночи из моцартовской «Волшебной флейты») разговаривали на «общепринятом» музыкальном языке, мало выделяясь на фоне реальных людей. Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто совершенно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок). Яркий образец - «Сцена в волчьем ущелье» в «Волшебном стрелке» Вебера.

    В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогащали и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору - народным песням, балладам, эпосу (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др.). Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические лады. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось.

    Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализации мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопоставления мажора и минора и т. д.).

    Поскольку в центре внимания романтиков уже не человечество в целом, а конкретный человек с его неповторимым чувствованием, соответственно и в средствах выражения общее все больше уступает место единичному, индивидуально своеобразному. Уменьшается доля обобщенных интонаций в мелодике, общеупотребительных аккордовых последований в гармонии, типовых рисунков в фактуре - все эти средства индивидуализируются. В оркестровке принцип ансамблевых групп уступил место солированию почти всех оркестровых голосов.

    Важнейшим моментом эстетики музыкального романтизма была идея синтеза искусств, которая нашла наиболее яркое выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной музыке Берлиоза, Шумана, Листа.

    Ссылки

    • Вершинин И. В., Луков Вл. А. Федотова Л. В.
    • Хрулев В. И. Романтизм как тип художественного мышления: Учебное пособие. - Уфа: Башкирский ун-т, 1985. - С. 15-38.
    • Федоров Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время. - Рига: Зинатне, 1988.- С. 26-164.

    Романтизм - направление в европейской и американской литературе конца XVIII - первой половины XIX века. Эпитет "романтический" в XVII века служил для характеристики авантюрных и героических сюжетов и произведений, написанных на романских языках (в противоположность тем, что создавались на языках классических). В XVIII веке это слово обозначало литературу Средневековья и Возрождения. В конце XVIII века в Германии, затем в других странах Европы, в том числе - в России, слово романтизм стало названием художественного направления, противопоставившего себя классицизму

    Идеологические предпосылки романтизма - разочарование в Великой Французской революции в буржуазной цивилизации вообще (в ее пошлости, прозаичности, бездуховности). Настроение безнадежности, отчаяния, "мировой скорби" - болезнь века, присуща героям Шатобриана, Байрона, Мюссе. В то же время им свойственно ощущение скрытого богатства и беспредельных возможностей бытия. Отсюда у Байрона, Шелли, поэтов-декабристов и Пушкина - энтузиазм, основанный на вере во всемогущество свободного человеческого духа, страстная жажда обновления мира. Романтики мечтали не о частных усовершенствованиях жизни, а о целостном разрешении всех ее противоречий. У многих из них преобладают настроения борьбы и протеста против царящего в мире зла (Байрон, Пушкин, Петефи, Лермонтов, Мицкевич). Представители созерцательного романтизма нередко склонялись к мысли о господстве в жизни непостижимых и загадочных сил (рок, фатум), о необходимости подчиниться судьбе (Шатобриан, Колридж, Саути, Жуковский).

    Для романтиков характерно стремление ко всему необычному - к фантастике, народным преданиям, к "минувшим векам" и экзотической природе. Они создают особый мир воображаемых обстоятельств и исключительных страстей. Особенно, в противовес классицизму, большое внимание уделяется духовному богатству личности. Романтизм открыл сложность и глубину духовного мира человека, его неповторимое своеобразие ("человек - малая Вселенная"). Плодотворным было внимание романтиков к особенностям национального духа и культуры разных народов, к своеобразию различных исторических эпох. Отсюда - требование историзма и народности искусства (Ф.Купер, В.Скотт, Гюго).

    Романтизм ознаменовался обновлением художественных форм: созданием жанра исторического романа, фантастической повести, лиро-эпической поэмы. Необычайно расцвета достигла лирика. Существенно расширены возможности поэтического слова за счет его многозначности.

    Высшее достижение русского романтизма - поэзия Жуковского, Пушкина, Баратынского, Лермонтова, Тютчева

    Романтизм первоначально возник в Германии, чуть позднее в Англии; он получил широкое распространение во всех европейских странах. Всему миру были известны имена: Байрон, Вальтер Скотт, Гейне, Гюго, Купер, Андерсон. Романтизм возник в конце 18 века и просуществовал до 19 века. Это было время гигантских общественных потрясений, когда рушился феодально-средневековый мир и на его обломках возникал и утверждался капиталистический строй; время буржуазных революций. Возникновение романтизма связано с острой неудовлетворенностью социальной действительностью; разочарованием в окружающем и порывам к иной жизни. К смутному, но властно притягательному идеалу. Значит, характерной чертой романтизма является неудовлетворенность действительностью, полное разочарование в ней, неверие, что жизнь может быть построена на началах добра, разума, справедливости. Отсюда резкое противоречие между идеалом и действительностью (стремление к возвышенному идеалу). Русский романтизм возникает в иных условиях. Он сформировался в эпоху, когда стране еще только предстояло вступить в полосу буржуазных преобразований. В нем сказалось разочарование передовых русских людей в существующих самодержавно-крепостнических порядках, неясность их представлений о путях исторического развития страны. Романтические идеи в России как бы смягчены. На первых парах романтизм был тесно связан с классицизмом и сентиментализмом. Родоначальниками русского романтизма принято считать Жуковского и Батюшкого.

    Главная тематика романтизма - тема романтизма. Романтизм - художественный метод, сложившийся в начале 19 века. Для романтизма характерен особый интерес к окружающей действительности, а также противопоставление реального мира идеальному.

    Важное место в мировом искусстве занимает эпоха романтизма. Это направление просуществовало достаточно небольшое количество времени в истории литературы, живописи и музыки, но оставило большой след в формировании тенденций, создании образов и сюжетов. Предлагаем подробнее ознакомиться с этим явлением.

    Романтизм – это художественное направление в культуре, характеризующееся изображением сильных страстей, идеального мира и борьбы личности с обществом.

    Само слово «романтизм» вначале имело значение «мистический», «необычный», но позже приобрело несколько другой смысл: «иной», «новый», «прогрессивный».

    История возникновения

    Период романтизма приходится на конец XVIII века и первую половину XIX века. Кризис классицизма и излишняя публицистичность Просвещения привели к переходу от культа разума к культу чувства. Связующим звеном между классицизмом и романтизмом стал сентиментализм, в котором чувство становилось рациональным и естественным. Он стал своеобразным истоком нового направления. Романтики пошли дальше и полностью погрузились в иррациональные размышления.

    Истоки романтизма стали зарождаться в Германии, в которой к тому времени было популярно литературное движение «Буря и натиск». Его приверженцы высказывали достаточно радикальные идеи, что послужило становлению среди них романтического бунтарского настроя. Развитие романтизма продолжилось уже во Франции, России, Англии, США и других странах. Основоположником романтизма в живописи считается Каспар Давид Фридрих. Родоначальником в русской литературе – Василий Андреевич Жуковский.

    Основными течениями романтизма стали народно-фольклорное (основано на народном творчестве), байроническое (меланхолия и одиночество), гротескно-фантастическое (изображение нереального мира), утопическое (поиск идеала) и вольтеровское (описание исторических событий).

    Основные черты и принципы

    Главной характеристикой романтизма является преобладание чувства над разумом. Из реальности автор переносит читателя в идеальный мир или сам томится по нему. Отсюда еще один признак – двоемирие, создающееся по принципу «романтической антитезы».

    Романтизм по праву можно считать экспериментальным направлением, в котором фантастические образы умело вплетаются в произведения. Эскапизм, то есть уход от реальности, достигается мотивами прошлого или погружением в мистику. В качестве средств для ухода от реальности автор выбирает фантастику, прошлое, экзотику или фольклор.

    Отображение эмоций человека через природу является ещё одной особенностью романтизма. Если говорить о своеобразии в изображении человека, то часто он предстает перед читателем одиноким, нетипичным. Появляется мотив «лишнего человека», бунтаря, разочаровавшегося в цивилизации и сражающегося против стихии.

    Философия

    Дух романтизма был пропитан категорией возвышенного, то есть созерцанием прекрасного. Приверженцы новой эпохи пытались переосмыслить религию, объясняя ее, как ощущение бесконечности, и ставили идею необъяснимости мистических явлений выше идей атеизма.

    Суть романтизма заключалась в борьбе человека против общества, преобладанием чувственности над рациональностью.

    Как проявил себя романтизм

    В искусстве романтизм проявился во всех сферах, кроме архитектуры.

    В музыке

    Композиторы романтизма по-новому смотрели на музыку. В мелодиях звучал мотив одиночества, большое внимание уделялось конфликту и двоемирию, с помощью личного тона авторы для самовыражения добавляли в произведения автобиографичность, использовались новые приемы: например, расширение тембровой палитры звука.

    Как и в литературе, здесь появился интерес к фольклору, а в операх добавились фантастические образы. Основными жанрами в музыкальном романтизме стали ранее непопулярные песня и миниатюра, перешедшие из классицизма опера и увертюра, а также поэмные жанры: фантазия, баллада и другие. Самые известные представители этого направления: Чайковский, Шуберт и Лист. Примеры произведений: Берлиоз «Фантастическая история», Моцарт «Волшебная флейта» и другие.

    В живописи

    Эстетика романтизма имеет свой неповторимый характер. Самый популярный жанр в картинах романтизма — пейзаж. Например, у одного из самых известных представителей русского романтизма Ивана Константиновича Айвазовского это бурная морская стихия («Море с кораблем»). Один из первых художников-романтиков, Каспар Давид Фридрих, ввел в живопись пейзаж от третьего лица, показав человека со спины на фоне таинственной природы и создав ощущение, что мы смотрим глазами этого персонажа (примеры произведений: «Двое, созерцающие луну», «Скалистые берега острова Рюгин»). Превосходство природы над человеком и его одиночество особенно чувствуется в картине «Монах на берегу моря».

    Изобразительное искусство в эпоху романтизма становилось экспериментальным. Уильям Тёрнер предпочитал создавать полотна размашистыми мазками, с почти незаметными деталями («Метель. Пароход у входа в гавань»). В свою очередь, предвестник реализма Теодор Жерико также писал картины, мало похожие на изображения реальной жизни. Например, на картине «Плот Медузы» умирающие от голода люди выглядят, как атлетически сложенные герои. Если говорить о натюрмортах, то все предметы на картинах постановочно расставлены и вычищены (Чарльз Томас Бейл «Натюрморт с виноградом»).

    В литературе

    Если в эпоху Просвещения за редким исключением отсутствовали лирические и лироэпические жанры, то в романтизме они играют главную роль. Произведения отличаются образностью, оригинальностью сюжета. Либо это приукрашенная реальность, либо это вовсе фантастические ситуации. Герой романтизма обладает исключительными качествами, оказывающими влияние на его судьбу. Книги, написанные два века назад, до сих пор пользуются спросом не только среди школьников и студентов, но и среди всех интересующихся читателей. Примеры произведений и представители направления представлены ниже.

    За рубежом

    Среди поэтов начала XIX века можно назвать Генриха Гейне (сборник «Книга песен»), Уильяма Вордсворта («Лирические баллады»), Перси Биши Шелли, Джона Китса, а также Джорджа Ноэла Гордона Байрона — автора поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда». Большую популярность получили исторические романы Вальтера Скотта (например, « », «Квентин Дорвард»), романы Джейн Остин (« »), поэмы и рассказы Эдгара Аллана По (« », « »), рассказы Вашингтона Ирвинга («Легенда о Сонной Лощине») и сказки одного из первых представителей романтизма Эрнеста Теодора Амадея Гофмана («Щелкунчик и Мышиный король», « »).

    Также известны произведения Сэмюэла Тейлора Колрижда («Сказания старого морехода») и Альфреда де Мюссе («Исповедь сына века»). Примечательно, с какой лёгкостью читатель попадает из реального мира в вымышленный и обратно, вследствие чего они оба сливаются в одно целое. Отчасти это достигается простым языком многих произведений и непринужденным повествованием о столь необычных вещах.

    В России

    Родоначальником русского романтизма считается Василий Андреевич Жуковский (элегия « », баллада « »). Со школьной программы всем знакома поэма Михаила Юрьевича Лермонтова « », где особое внимание уделяется мотиву одиночества. Поэта не зря называли русским Байроном. Философская лирика Федора Ивановича Тютчева, ранние стихотворения и поэмы Александра Сергеевича Пушкина, поэзия Константина Николаевича Батюшкова и Николая Михайловича Языкова, — всё это оказало большое влияние на развитие отечественного романтизма.

    Раннее творчество Николая Васильевича Гоголя также представлено в этом направлении (например, мистические повести из цикла « »). Интересно, что романтизм в России развивался параллельно с классицизмом и иногда эти два направления не слишком резко противоречили друг другу.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Первую половину девятнадцатого столетия с полным правом можно назвать "эпохой романтизма". Как литературное направле­ние, как метод изображения человека и действительности роман­тизм формируется еще в начале столетия, но ведущее место зани­мает в тот период, что последовал за событиями 1812 года и ко­торый принято называть "двадцатыми годами". С этой поры на дол­гий временной период (вплоть до 1840-х годов) именно романтизм будет определять общий характер русской культуры (и литературы, в частности).

    Что же способствовало этому? Прежде всего остановимся на исторических предпосылках возникновения русского романтизма, ведь именно исторические события, особенности той или иной эпо­хи формируют в общественном сознании те настроения, чувства и идеи, которые неизбежно находят отражение в различных литера­турных направлениях и методах.

    Настроение, господствовавшее в русском обществе в 1820-е годы, то, что можно назвать "духом эпохи", во многом определя­лось победоносным завершением войны с наполеоновской Францией.

    "Между тем война со славою была кончена. Полки наши возв­ращались из-за границы. ... Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами. Солдаты весело разговаривали между собою, вмешивая поминутно в речь немецкие и французские слова. Время незабвен­ное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество !"

    Эти строки из пушкинской повести "Ме­тель"(1830) можно считать наиболее полной и выразительной соци­ально-исторической характеристикой двадцатых годов девятнадцатого столетия. Отечественная война 1812 года, заграничные похо­ды 1813-1815 годов, триумфальное взятие Парижа, "битва народов" при Ватерлоо - все эти исторические события давали немало при­меров удивительной храбрости и силы духа, ярких воинских подви­гов и необычайных проявлений милосердия, стремительных взлетов и трагических падений человеческих судеб. Русские полководцы - генералы П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Я. П. Кульнев, А. П. Ермолов и другие - проявляли поразительную доблесть и в глазах современников являлись легендарными личностями, титанами.

    Неудивительно, что в общественном сознании окрепла и заня­ла одно из ведущих мест уверенность в необыкновенных способнос­тях человека, возможности кардинально менять свою судьбу и судьбу всего мира. Видную роль в формировании этой поистине ро­мантической идеи сыграла такая историческая личность как Напо­леон Бонапарт. Невозможно переоценить значение его натуры и судьбы в истории мировой романтической культуры. Наполеон, ка­залось, служил наиболее убедительным подтверждением излюбленной идеи романтизма - идеи исключительной личности. Бедный корси­канский поручик становится генералом французской армии, затем консулом, императором Франции, чуть было не достигает мирового господства: в начале девятнадцатого века волею Наполеона свер­гаются многовековые монархии, он властно "перекраивает" карту Европы, уничтожая старые государства и создавая новые, его войска сражаются в Африке. И все это достигается благодаря лич­ным качествам Бонапарта: его исключительной храбрости, уму, энергии, силе воли, наконец, нечеловеческой жестокости и эгоиз­му.

    Когда же император посетил чумные бараки в Яффе, где от неизле­чимой болезни умирали ветераны его армии, современники поверили в победу Бонапарта над самой смертью, а этот полный мужества и милосердия поступок был воспет и историками, и живописцами, и поэтами, в том числе и А. С. Пушкиным, написавшем в 1830 году стихотворение "Герой". На долгие годы личность и судьба Наполеона Бонапарта будут вдохновлять нес­колько поколений писателей-романтиков.

    Другим кумиром романтического поколения 1820-х годов был Дж. Г. Байрон . Не только творчество великого английского поэ­та-романтика, но и его личность оказывали сильнейшее воздейс­твие на душевный склад, мировоззрение, поступки людей того вре­мени. Рано проявившаяся исключительная поэтическая одаренность Байрона, его пренебрежение знатным происхождением и литератур­ными авторитетами, независимое поведение и демонстративная ра­зочарованность (ставшая модой для европейского юношества первой трети века), его экзотическое путешествие по странам Востока, "бунтарские" речи в Палате лордов, разлука с родиной, преследо­вавшей поэта, скитания по европейским странам, дружба с карбо­нариями (деятелями национально-освободительного движения Ита­лии), наконец, смерть в греческом городе Миссолунги, куда Бай­рон приехал для участия в освободительной войне против турецко­го ига, - все это заставляло видеть в Байроне такую же исключи­тельную, необыкновеную личность, как и Наполеон.

    Еще одной социально-исторической предпосылкой формирования русского романтизма был характер правления Александра I в 20-е годы ХIХ столетия . Пришедший к власти в 1801 году молодой импе­ратор пообещал и даже начал проводить определенные социальные реформы: комиссия под руководством М. М. Сперанского работала над проектом конституции, вышел императорский указ о "вольных землепашцах", была ослаблена цензура, не преследовались законом различные общественные кружки и объединенения. Но теперь, после окончания войны с Наполеоном, "дней Александровых прекрасное начало" сменилось явным поворотом в сторону реакции. Прекрати­лась работа по созданию российской конституции, многие минис­терства возглавляли государственные деятели, придерживающиеся консервативных взглядов, усилилась цензура, преследовались про­явления "вольнодумства" и в литературе, и в общественной дея­тельности, и в образовании. Русское крестьянство, народ-победи­тель не только не получил желанного освобождения от крепостной зависимости, но и узнал еще более страшную форму закабаления - военные поселения, где крестьянин-землепашец к тому же еще и "тянул солдатскую лямку". Все это не могло не вызывать в об­щественном сознании чувства неудовлетворенности существующим порядком вещей, самой действительностью, что также является од­ной из ведущих идей романтизма. Таким образом, социально-исто­рическая обстановка 1820-х годов подготовила развитие и гос­подствующую роль в русской культуре романтизма.

    Необходимо обозначить также и историко-культурные предпосылки возникновения и развития русского романтизма. С одной стороны, несомненное и благотворное влияние на идеологию и поэ­тику романтического направления оказали достижения классицизма и сентиментализма, которые были ведущими направлениями русской литературы предшествующей эпохи - в XVIII столетии . С другой стороны, после победных заграничных походов русской армии, в период активной внешнеполитической жизни государства российское общество и его культура были открыты влиянию западноевропейско­го романтизма , к тому времени уже ставшего ведущим направлением в культуре Германии и Англии, Франции и Италии. Все разнообра­зие романтического творчества зарубежных писателей стало дос­тупным и вызывало восторг у русской публики: читатели "упива­лись" игрой фантизии в повестях немецкого прозаика Э. Т. А.Гоф­мана, чарующими строками лирики английских поэтов "озерной шко­лы" (У. Водсвордт, С. Кольридж, Р. Саути и др.), мятежной мощью и пряной экзотикой поэм Байрона, глубокими философскими раз­думьями французских писателей Ламартина и Шатобриана. Русская литература чутко восприняла все открытия западноевропейских мастеров художественного слова, и русский романтизм, ставший ведущим литературным направлением в первой трети девятнадцатого столетия, по своему художественному совершенству, по разнообра­зию и сложности литературных явлений, входящих в него, не усту­пает вершинным образцам мировой литературы.

    Как и любое литературное направление, русский романтизм включал в себя сложный комплекс идей. Остановимся на наиболее существенных из них.

    1. Наиболее ярко проявлялся в романтическом произведении культ необыкновенной личности. Романтический герой - это всегда натура неординарная, яркая, исключительная. Это относится как к персонажам баллад и поэм, повестей и романов, так и к лиричес­кому герою романтической поэзии. Необъятность внутреннего мира, сила страстей, мощь личности, удивительные дарования, - такими свойствами щедро наделяли писатели-романтики своих героев. Иск­лючительными, в полной мере романтическими личностями являются и Войнаровский, главный герой поэмы К. Ф. Рылеева, все силы, думы, жизнь свою отдавший за свободу родной Украины; и герои гоголевской повести "Тарас Бульба", где старый Тарас и его старший сын Остап предстают воплощением удали и мужества, а младший сын Андрий - всепобеждающей силы любви, заставившей его бросить Отчизну, семью, боевых товарищей, любви, которой будет верен молодой казак и на пороге смерти; и вольнолюбивый Мцыри, силу души которого воспел М. Ю. Лермонтов в одноименной поэме. Поистине космической необъятностью внутреннего мира отличается лирический герой лермонтовской поэзии, слышащий то, как "звезда с звездою говорит", и утверждающий:

    В душе моей, как в океане,

    Надежд разбитых груз лежит.

    ("Нет, я не Байрон..." 1832)

    При этом необходимо отметитить, что романтический герой не обязательно является средоточием необыкновенных достоинств. Не положительность, а исключительность прежде всего привлекали писателей-романтиков, поэтому они могли сделать главным героем, а то и воспеть в своих произведениях и эгоистичного ревнивца (по­эма "Цыганы"), и преступников-душегубов (еще одна пушкинаская поэма - "Братья-разбойники"), и жестоких колдунов (повести Го­голя "Вечер накануне Ивана Купалы" и "Страшная месть"), и даже самого духа зла (поэма Лермонтова "Демон"). Конечно, в большин­стве этих произведений, как и во многих других творениях русс­кого романтизма, осуждается то страшное и злое, что есть в ду­шах подобных персонажей. Но нельзя не заметить и того, что эти необычайные злодеи привлекают внимание романтических писателей гораздо чаще, чем положительные, но заурядные натуры. Только тогда, когда русская литература сумеет преодолеть этот культ исключительной личности, с сочувствием и пониманием изобразит жизнь обыкновенного человека, произойдет и смена литературных направлений, ведущее место займет реализм.

    2. Не менее значимым в идеологии русского романтизма было и чувство недовольства окружающей действительностью. Именно оно было "движущей пружиной " романтического мировоззрения, не поз­воляло погрузиться в душевную успокоенность, отрешенность и оцепенение. Вот почему не может быть в принципе никакого "пас­сивного" или "консервативного" романтизма, это литературное направление, в основе которого лежит стремление "оттолкнуться" от не удовлетворяющей романтика действительности, а следова­тельно, порыв к движению. Это недовольство могло выражаться в романтической литературе в самых разнообразных формах:

    в прямых высказываниях повествователя в повестях и поэмах или лирическо­го героя стихотворения –

    И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,

    Такая смешная и глупая шутка.

    (М. Ю. Лермонтов "И скучно, и грустно..." 1840);

    устами персонажа -

    Я мало жил и жил в плену,

    Таких две жизни за одну,

    Но только полную тревог,

    Я променял бы если б мог.

    (М. Ю. Лермонтов "Мцыри" 1839);

    в поступках и образе жизни героя, явно направленных против существуюшего порядка вещей -

    Мы жили в горе, средь забот,

    Наскучила нам эта доля,

    И согласились меж собой

    Мы жребий испытать иной:

    В товарищи себе мы взяли

    Булатный нож да темну ночь;

    Забыли робость и печали,

    А совесть отогнали прочь.

    (А. С. Пушкин "Братья-разбойники" 1822);

    в трагической поворотах сюжета, вызванных несправедливостью и несовершенством окружающей действительности, мстительным роком, злой волей высших сил -

    Ездок оробелый не скачет, летит;

    Младенец тоскует, младенец кричит;

    Ездок погоняет, ездок доскакал...

    В руках его мертвый младенец лежал.

    (В. А. Жуковский "Лесной царь" 1818);

    наконец, в том чувстве "светлой грусти", которое, словно дымка, овевает самые "мирные" по настроению романтические описания:

    Луны ущербный лик встает из-за холмов...

    О тихое небес задумчивых светило,

    Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!

    Как бледно брег ты озлатило!

    Сижу задумавшись; в душе моей мечты;

    К протекшим временам лечу воспоминаньем...

    О дней моих весна, как быстро скрылась ты,

    С твоим блаженством и страданьем!

    (В. А. Жуковский "Вечер" 1806).

    Существовала и еще одна, более "скрытая" форма недовольст­ва, когда оно проявлялось не столько в осуждении окружающей действительности, сколько в восторженном описании чего-то дале­кого, недостижимого . Так, славное историческое прошлое Украины, воспетое в "Тарасе Бульбе" Н. В. Гоголя, оттеняло безысходность современного писателю существования, в котором бесконечно длит­ся нелепая судебная тяжба двух помещиков, героев "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем".

    3. Существенную роль в комплексе ведущих идей романтизма играло романтическое двоемирие. В произведениях писателей-ро­мантиков реальной, во многом не совершенной, действительности противопоставлялся идеальный мир, средоточие всего лучшего. Противопоставление реального и идеального миров определяет ос­новной конфликт романтического произведения. Чрезвычайно разно­образны варианты изображения идеального мира в творчестве писа­телей, принадлежащих к романтическому направлению, но все же можно остановиться на наиболее часто встречающихся.

    Достаточно много писателей (и среди них те, кого мы назы­ваем литераторами-декабристами) находили свой идеальный мир в прошлом . Наиболее часто для поэтов К. Ф. Рылеева и В. К. Кю­хельбекера, для автора романтических повестей А. А. Бестужева таким идеалом являлся древний Новгород. В их изображении ста­ринный русский город выглядел совершенным государственным обра­зованием, воплощением истинной демократии, поскольку все важ­нейшие вопросы в нем решало городское Вече, выражающее "мнение народное". Такая же степень идеализации отличала и образы исто­рических деятелей России. Стремясь дать современникам пример для подражания, Рылеев в своих "Думах" создает целую галерею исключительных героев, напоминая читателям о людях, составивших славу России. Но рылеевские Иван Сусанин, княгиня Ольга, Волын­ский, Петр 1 воплощают в себе не столько историческую правду, сколько мечту поэта-гражданина об идельном правителе или насто­ящем патриоте.

    "Славна кончина за народ!

    Певцы, герою в воздаянье,

    Из века в век, из рода в род

    Передадут его деянье.

    Вражда к неправде закипит

    Неукротимая в потомках,

    И Русь священная узрит

    Неправосудие в обломках".

    Так, сидя в крепости, в цепях,

    Волынский думал справедливо,

    Душою чист и прав в делах,

    Свой жребий нес он горделиво.

    (К. Ф. Рылеев "Волынский" 1822)

    Таким видели прошлое России сторонники гражданского романтизма, противопоставляя данный идеальный образ современной безотрадной действительности.

    Поиски идеального мира осуществлялись и в другом направле­нии, писатели обращались к изображению "естественной среды ". Это могли быть не испорченные цивилизацией народы: гордые гор­цы, вольные цыгане. Так, в поэме Лермонтова "Мцыри" создан именно такой идеальный образ жизни горцев, и герой всем сердцем стремится

    В тот чудный мир тревог и битв,

    Где в тучах прячутся скалы,

    Где люди вольны как орлы.

    (М. Ю. Лермонтов "Мцыри" 1839)

    Понятие "естественная среда" не менее часто относилось и к природе. Она могла выступать в роли идеального мира, где успо­каивается измученная душа и обретается счастье.

    Бывало, все - и солнце за горой,

    И запах лип, и чуть шумящи волны,

    И шорох нив, струимых ветерком,

    И темный лес, склоненный над ручьем,

    И пастыря в долине песнь простая,

    Веселием всю душу растворяя,

    С прелестною сливалося мечтой;

    Вся жизни даль являлась пред тобой...

    (В. А. Жуковский "Тургеневу..." 1813)

    Такое понимание природы пронизывает лучшие пейзажные зари­совки литературы русского романтизма: лирическое отступление об украинской ночи в повести "Майская ночь или Утопленница" и опи­сание запорожских степей в повести "Тарас Бульба", созданные Гоголем; виды Кавказских гор в романтических поэмах Пушкина и Лермонтова; картины тихого вечера или таинственной ночи в эле­гиях Жуковского.

    Часть русских романтиков, и прежде всего, Жуковский, свое понимание идеального мира связывали с потусторонней действи­тельностью, неведомым "т а м". Если земная жизнь чаще всего приносила лирическому герою или персонажам баллад страдания, то за гранью гроба, в "небесной стране" встречались разлученные, вознаграждалась добродетель, соединялись любящие.

    Сей гроб - затворенная к счастию дверь;

    Отворится... жду и надеюсь!

    За ним ожидает сопутник меня,

    На миг мне явившийся в жизни.

    (В. А. Жуковский "Теон и Эсхин" 1814)

    Но где бы ни искали писатели-романтики свой идеальный мир, реальная действительность неизбежно противопоставлялась любому из выбранных вариантов.

    4. Еще одной существенной идеей русского романтизма явля­лось убеждение в независимости внутреннего мира героя от окру­жающей среды. Романтическая личность никогда не поддается влия­нию контрастирующей с нею действительности, исключительные спо­собности, сила чувств героя, его убеждения и мироощущение оста­ются неизменными до конца повествования. Невозможно представить романтического персонажа, изменившего самому себе. Так, лермон­товский Мцыри, которого сама судьба вернула к стенам монастыря, продолжает до последнего мгновения жизни мечтать о свободе. Стойкость и мужество - вот отличительные свойства Остапа, героя повести Гоголя "Тарас Бульба", и они неизменно сопутствуют пер­сонажу и в бурсацкой юности, и в битвах с "ляхами", и в плену, и на плахе. Грозный владыка Ордал может отправить в изгнание Арминия, разлучив бедного певца с царевной Минваной, но их лю­бовь сильнее и социального неравенства, и людского мнения, и времени, и расстояния, и даже самой смерти (баллада Жуковского "Эолова арфа"). Герой пушкинской поэмы Алеко, добровольно присоединившись к вольному племени цыган, не может принять их жизнен­ной философии, их понимания свободы и потому обречен на вечное одиночество эгоиста:

    Оставь нас, гордый человек!

    Ты не рожден для дикой доли,

    Ты для себя лишь хочешь воли...

    (А. С. Пушкин "Цыганы", 1824)

    В этой неизменности внутеннего мира героя была и безуслов­ная художественная слабость романтического метода, не учитываю­щего и не показывающего воздействие среды на личность; но также и его удивительная благотворная сила, поскольку именно литера­тура романтизма, как никакая другая, призывала человека пове­рить в собственные силы, противостоять губительному влиянию жизненных обстоятельств. Не случайно, романтическое направление выдвигается на первый план в самые непростые исторические эпо­хи.

    Этому комплексу идей должны были соответствовать опреде­ленные черты поэтики . Отметим наиболее существенные из них.

    1. Большое значение имели принципы, по которым осуществля­лось изображение романтического героя. Прежде всего следует обозначить каноны, обязательные детали романтического портрета. Он должен был предельно ясно обозначать незаурядность натуры, богатство внутреннего мира персонажа. Писатели-романтики непре­менно подчеркивали такие особенности внешности, как "горящие" ("пылающие", "сверкающие" и т.д.) глаза, высокое чело, мраморно-белую кожу, вольно вьющиеся кудри, кривящийся в горестной усмешке рот.

    Таким, типично романтическим, является описание наружности Андрия, героя гоголевской повести "Тарас Бульба": "...ясною твердостью сверкал глаз его, смелою дугою выгнулась бархатная бровь, загорелые щеки блистали всею яркостью девственного огня, и, как шелк, лоснился молодой черный ус».

    Канонические детали романтического портрета можно обнаужить в самых различных про­изведениях 1 трети Х1Х столетия: "... и на челе его высоком не изменялось ничего" (А. С. Пушкин "Кавказский пленник"), "... в глазах вдруг пламень засверкал" (К. Ф. Рылеев "Войнаровский"), "...венец из радужных лучей не украшал его кудрей"(М. Ю. Лер­монтов "Демон").

    Примечательно, что в описании костюма романтического пер­сонажа писатели чаще всего придерживались одного из двух поляр­ных вариантов. В первом случае герой "одевался" в черный плащ, (камзол, кафтан, сюртук и т.д.), который должен был служить контрастным фоном для мраморного чела и огненного взора. При этом отсутствовало подробное описание костюма - ничто не должно было отвлекать от лица, осененного печатью исключительности.

    И зрит: к оленю подбегает

    С винтовкой длинною в руке,

    Окутанный дохою черной

    И в длинношерстном чебаке,

    Охотник ловкий и проворный...

    (К. Ф. Рылеев. "Войнаровский", 1825)

    Во втором случае, наоборот, описание одежды персонажа поражает своим богатством красок и подробным детализированием, но это связано с национальным или историческим характером данного кос­тюма. Как и в первом случае, главная цель подобного описания состояла в том, чтобы подчеркнуть незаурядность романтической личности, что осуществлялось при "погружении" персонажа в исторический или экзотическо-национальный контекст. Вообще этногра­физм, интерес к культурно-бытовому своеобразию той или иной на­циональности был характерен для идеологии романтизма. Свои веч­ные поиски "народного духа" романтики стремились осуществить, обращаясь к фольклору той или иной нации, любовно изучая и опи­сывая обряды, обычаи, предметы быта и костюмы. Именно благодаря романтической литературе для широкого круга читателей стали близки и интересны разнообразные национальные культуры. В пол­ной мере разнообразие национальных костюмов далекой историчес­кой эпохи представлено в повести Гоголя "Тарас Бульба".

    С тщательностью профессионального этнографа и мастерством живописца автор воссоздает детали старинного одеяния, касается ли это одежды запорожских казаков ("Бурсаки вдруг преобрази­лись; на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафь­янные красные с серебряными подковами; шаровары шириною в Чер­ное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками для трубки. Казакин алого цвета, сукна яр­кого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были засунуты за пояс; сабля брякала по ногам."); или польских рыцарей ("...польские витязи, один другого красивей, стояли на валу. Медные шапки сияли, как солнца, оперенные белы­ми, как лебедь, перьями. На других были легкие шапочки, розовые и голубые, с перегнутыми набекрень верхами. Кафтаны с откидными рукавами, шитые золотом и просто выложенные шнурками...."); или богатой горожанки-еврейки ("На голове ее был красный шелковый платок; жемчуги или бусы в два ряда украшали ее наушники; две-три длинные, все в завитках, кудри выпадали из-под них...").

    Не менее значимым для характеристики романтического героя был пейзаж, на фоне которого он представал перед читателем. Природный фон должен был предельно ясно обозначить необыкновен­ность натуры героя, служить своего рода параллелью к его душев­ному состоянию. Использование писателем природных образов с этой целью получил название романтического параллелизма. Осо­бенно часто авторами романтических произведений проводились следующие параллели:

    1) душевные переживания центрального персонажа - буря,

    гроза:

    И в час ночной, ужасный час,

    Когда гроза пугала вас,

    Когда, столпясь при алтаре,

    Вы ниц лежали на земле,

    Я убежал. О, я как брат

    Обняться с бурей был бы рад!

    Глазами тучи я следил,

    Рукою молнии ловил...

    Скажи мне, что средь этих стен

    Могли бы дать вы мне взамен

    Той дружбы краткой, но живой,

    Меж бурным сердцем и грозой?...

    (М. Ю. Лермонтов "Мцыри", 1839);

    2) мощь, широта души героя - бескрайняя стихия (море, океан, дремучие леса, степи и т. д.):

    "... они почувствовали близость Днепра. Вот он сверкает вдали и темной полосою отделился от горизонта. Он веял холодны­ми волнами и расстилался ближе, ближе и, наконец, обхватил по­ловину всей поверхности земли. Это было то место Днепра, где он, дотоле спертый порогами, брал наконец свое и шумел, как мо­ре, разлившись по воле, где брошенные в средину его острова вы­тесняли его еще далее из берегов и волны его стлались широко по земле, не встречая ни утесов, ни возвышений."

    (Н. В. Гоголь "Тарас Бульба", 1835);

    3) величие внутреннего мира персонажа - гора, на вершине которой "помещается" герой :

    Как часто пленник над аулом

    Недвижим на горе сидел!

    У ног его дымились тучи...

    (А. С. Пушкин "Кавказский пленник", 1821).

    Этим же "правилам" следовали и романтики-живописцы, изоб-

    ражая в качестве фона на создаваемых ими портретах заснеженные

    пики гор или грозовые тучи.

    Таким образом, все многообразие приемов изображения роман­тического героя преследовало одну цель - предельно полно обоз­начить его исключительность.

    2. Раскрытию необыкновенных свойств романтического героя способствовал и сюжет произведения. Он неизменно включал в себя яркие, исключительные события, поскольку именно в таких сюжет­ных линиях и поворотах в наибольшей степени проявлялась незау­рядность персонажа. Романтическое произведение насыщено описа­ниями приключений, таинственных или мистических происшествий, битв, поединков, историй любви или ненависти. Людмилу, героиню баллады Жуковского, увозит на кладбище жених-мертвец:

    Мчатся всадник и Людмила.

    Робко дева обхватила

    Друга нежною рукой,

    Прислонясь к нему главой.

    Скоком, летом по долинам,

    По буграм и по равнинам,

    Пышет конь, земля дрожит;

    Брызжут искры из копыт;

    Пыль катится вслед клубами;

    Скачут мимо них рядами

    Рвы, поля, бугры, кусты;

    С громом зыблются мосты.

    (В. А. Жуковский "Людмила", 1808)

    Попадает в плен к черкесам, а затем бежит из него при по­мощи влюбленной в него горянки герой пушкинской поэмы "Кавказс­кий пленник". Сражается за свободу Украины против тирании Петра 1 заглавный герой поэмы Рылеева "Войнаровский"; сосланный в Якутию, он неожиданно встречает там свою жену, с которой был разлучен и которая добровольно отправилась в Сибирь, чтобы най­ти любимого. Насыщена удалыми приключениями, героическими сражениями, взрывами разнообразных чувств, трагическими событиями жизнь героев гоголевской повести "Тарас Бульба". В мир чертей и ведьм, колдунов и русалок попадают герои повестей Гоголя, вхо­дящих в сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки", и в полной мере проявляют эти персонажи присущие им исключительные свойс­тва души во всех необыкновенных происшествиях, что выпадают на их долю. Скитается по горам Кавказа, сражается с барсом лермон­товский Мцыри.

    Разнообразны сюжеты романтических произведений, но всегда им присуща увлекательность и яркость составляющих фабулу собы­тий, отсутствие интереса к повседневному, неспешному существо­ванию. Писатели-романтики были убеждены: достойна для изображе­ния только незаурядная жизнь исключительного героя.

    3. Исключительности героя и его судьбы должен был соот­ветствовать особый романтический стиль. Он представляет собой эмоционально-окрашенную речь , что достигается благодаря щедрому использованию писателем разнообразных тропов: эпитетов, сравне­ний, метафор, олицетворений и др.

    Что видимо очам - сей пламень облаков,

    По небу тихому летящих,

    Сие дрожанье вод блестящих,

    Сии картины берегов

    В пожаре пышного заката -

    Сии столь яркие черты -

    Легко их ловит мысль крылата,

    И есть слова для их блестящей красоты.

    (В. А. Жуковский "Невыразимое", 1819)

    Но романтический стиль характеризуется не только насыщен­ностью языка разнообразными тропами, но также и единством рече­вой манеры и персонажей, и повествователя. В полной мере это ощущается в повести Гоголя "Тарас Бульба". Живописность, обилие используемых метафор, сравнений, эпитетов и т.д., постоянная взволнованность, приподнятость интонации присуща речи всех ге­роев повести, будь это суровый Тарас ("Как двум концам сего па­лаша не соединиться в одно и не составить одной сабли, так и нам, товарищи, больше не свидеться на этом свете!"); или пылкий Андрий ("Не слыхано на свете, не можно, не быть тому, < ... > чтобы красивейшая и лучшая из жен понесла такую горькую часть, когда она рождена на то, чтобы пред ней, как пред святыней, преклонилось все, что ни есть лучшего на свете..."); или жалкий Янкель ("Кто бы смел связать пана Андрия? теперь он такой важ­ный рыцарь... далибуг, я не узнал. И наплечники в золоте, и на поясе золото, и везде золото, и все золото; так, как солнце взглянет весною, когда в огороде всякая пташка пищит и поет и всякая травка пахнет, так и он весь сияет в золоте...").

    Такая же повышенная эмоциональность отличает и авторское слово, в особенности, многочисленные, как и полагается в романтичесой повести, лирические отступления: "Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! вот откуда разливается воля и казачество на всю Украйну!" Единство душевного настроя автора и героя, проявляющееся прежде всего в стиле произведения, - важнейший момент романтической поэтики, неизбежно оказывающий глубокое воздействие на читателя.

    Романтизм оставался ведущим направлением в русской литера­тур двадцатых и тридцатых годов Х1Х столетия . Комплекс романти­ческих идей оказал влияние на формирование и того поколения, что вышло 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь, и тех мо­лодых людей, кто готов был в годы николаевской реакции бросить вызов земле и небесам, погрузиться в мировую скорбь или разоча­рованность, но не превратиться в "умеренных и аккуратных" мол­чалиных, столь процветающих в последекабристской России. Черты романтической поэтики господствовали в русской литературе на протяжении нескольких десятилетий, читатели всей душой погружа­лись в яркий и чарующий мир романтической литературы.

    Русский романтизм господствовал в эпоху, которую мы называем теперь "золотым веком русской поэзии". Русский романтизм подарил нам таинственные баллады и светлые элегии В. А. Жуковского, полные смеха и чудес малороссийские повести Н. В. Гоголя и насыщенные страстями и жаждой воли южные поэмы А. С. Пушкина, окрашенную гражданским пафосом поэзию К. Ф. Рылеева и бескрайнюю мощь творчества М. Ю. Лермонтова. Романтиками были такие не похожие друг на друга писатели, как В. Ф. Одоевский и Е. А. Баратынс­кий, А. А. Бестужев-Марлинский и Н. В. Кукольник, Н. А. Полевой и А. И. Одоевский. Романтизму отдали дань в начале своего творческого пути те писатели, что составят гордость литературы русского реализма: Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. К. Толс­той, Ф. И. Тютчев. Романтизм был ведушим направлением во всей русской культуре первой трети Х1Х века, в рамках этого направ­ления творили многие великие деятели искусства России: живопис­цы О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, И. К. Айвазовский, скуль­птор И. П. Мартос, композитор А. Н. Верстовский, архитектор А. А. Штакеншнейдр и многие другие. Поэтому русский романтизм сле­дует считать одним из важнейших и интереснейших этапов в разви­тии русской культуры в целом, и литературы в особенности.


    Похожая информация.