Проверочная работа «Лирика И.А. Бродского. Литературные тесты Проверочный тест по бродскому

Проверочная работа « ЛИРИКА И.А. БРОДСКОГО» 11 класс

    Какой прием использован: “Сопроводив мой безотрадный труд” - в этой строчке слышится ахматовское “Иди один и исцеляй слепых, // чтобы узнать в тяжёлый час сомненья // учеников злорадное глумленье // и равнодушие толпы”.

    Определите основную тему стихотворени я

    Укажите средство выразительности: «бросил страну, что меня вскормила»

    Укажите средство выразительности: «сухая вода»

    Укажите средство выразительности: « Всё разлетелось к черту , на куски…… черт ! Всё не по-людски!»

    Укажите средство выразительности: «вороненый зрачок конвоя».

    В какой строчке стихотворения «Я входил вместо дикого зверя в клетку...» есть мотив смерти?

    По какому случаю написано стихотворение «Я входил вместо дикого зверя в клетку...»

    Какая строчка стихотворения «Я входил вместо дикого зверя в клетку...» передает восприятие героем жизни такой, какая она есть.

    Прием – намек на реальное литературное, историческое, политическое явление, которое мыслится как общеизвестное. У Бродского: «Но пока мне рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность» читается цветаевское «Дерном-глиной заткните мне рот» («Плач Ярославны»1921)

    Приём – напоминание о других литературных произведениях через использование характерных для них образов, мотивов, речевых оборотов: В 6 сонете из цикла « Двадцать сонетов к Марии Стюарт» Бродского

Я вас любил. Любовь еще (возможно,

что просто боль) сверлит мои мозги,…

    Какому стилю принадлежат слова: «черт», « все разлетелось на куски», « не по-людски», «кликуха».

    Как называется единая синтаксическая конструкция, которая разрывается ритмической паузой и переносится в следующий стих:

О всего человека вам остается часть

Речи. Часть речи вообще. Часть речи.

Или

в морях бескрайних - в целом мире я
не вижу для себя уж лестной правды.

    «Ни страны, ни погоста»

    Укажите прием, рассчитывающий на память и ассоциативное восприятие читателя:

Я памятник себе воздвиг иной

К постыдному столетию спиной

    Какая строчка в стихотворении «Ни страны, ни погоста» стала пророческой?

    Определите синтаксическую фигуру:

Пускай меня низвергнут и снесут, пускай в самоуправстве обвинят, пускай меня разрушат, расчленят, -

    Определите размер стихотворения « Я памятник себе воздвиг иной»

Не удивительно, что многие не воспринимают Иосифа Бродского как поэта. Его текст - большинство читателей не могут воспринимать вообще. Если учесть, что один из ста интеллигентов является и интеллектуалом, а только каждый десятый интеллектуал способен понимать образы стихотворца, то легко догадаться – каждый тысячный сопереживает поэту. То есть дело не в писателе, а в читателе. Далеко не каждому посильно удерживать в памяти сложнейшую стилистическую конструкцию и образ – одновременно, чтобы уловить смысл прочитанного, а тем самым и замысел автора.

В этом суть отказа Бродскому со стороны большинства издательств: "Ваши стихи не могут быть приняты: причина - в явной поэтической несостоятельности ваших стихов". То есть редко кому удаётся насладиться в полной мере лирикой Бродского. Приведу выдержку из его стихотворения "КОЛЫБЕЛЬНАЯ ТРЕСКОВОГО МЫСА" (1975).

То, чего нету умножь на два:
в сумме получишь идею места.
Впрочем, поскольку они - слова,
цифры тут значат не больше жеста,
в воздухе тающего без следа,
словно кусочек льда.

Сразу оговорю моё отношение к Бродскому. Поэт среднего уровня, совсем не гений, но неординарен в своей оригинальности.
Такой же недоучка как и Есенин, но последний всё же сумел достучаться до русской души своей простотой и откровенностью, неповторимыми яркими образами. Бродский - ударился в заумь и блеснул своим умом и проницательностью, но форма его творений сложна для восприятия и понимания, чужда русскому человеку.
Золотые россыпи удачных стихов - почти ни разу не сложились в цельное произведение, которое захотелось бы перечитать или выучить наизусть. Я уже не говорю - спеть.

Что я хотел сказать заголовком эссе? Только одно: всем хочется казаться умнее, развитее. Отсюда и мода на томик Бродского на книжной полке, а не на понимание сущности его творчества. Мода проходит, а Иосиф Бродский останется в памяти потомков ровно настолько, насколько они приближены к уровню его таланта своей культурной и образовательной матрицей.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Владимир Юденко. Иосиф Бродский. Духовное наследие России.
http://www.proza.ru/2010/04/10/1432
2. Владимир Юденко. Поэзия подразделяется...
И об Иосифе Бродском.
http://www.proza.ru/2008/09/02/5
3. Владимир Юденко. Иосиф Бродский и мыши... Очерк.
http://www.proza.ru/2009/02/28/380
4. Владимир Юденко. Эссе о глагольных рифмах и не только...
http://www.proza.ru/2010/06/01/892
5. Владимир Юденко. Иван Бунин. Наше духовное наследие.
http://www.proza.ru/2010/09/28/770
6. Владимир Юденко. Что отличает интеллектуалов...
http://www.proza.ru/2009/12/02/1465
7. Владимир Юденко. Анна Ахматова. Духовное наследие России.
http://www.proza.ru/2010/04/13/669

© Copyright: Владимир Юденко, 2011
Свидетельство о публикации №21108151555

Контрольный тест по литературе 2-ой половины

20 века.

2вариант

1. Какое из перечисленных произведений не относится к «прозе лейтенантов», созданной писателями-фронтовиками 1923-1924 годов рождения?

А) «Батальоны просят огня» Ю. Бондарева

Б) «Живые и мертвые» К. Симонова

В) «Третья ракета» В. Быкова

Г) «Навеки девятнадцатилетние» Г. Бакланова.

А) А. Твардовский Б) О. Берггольц В) Е. Евтушенко Г) К. Симонов

3 .Главная идея «производственных» пьес – это:

А) изображение условий труда

Б) осмысление истоков и условий научно-технического прогресса

В) выявление недостатков социалистического образа жизни

Г) конфликт работников на производстве

4 . Кто из этих писателей обращался к «деревенской прозе»?

А) В. Белов, В. Астафьев Б) С. Довлатов, С. Соколов

В) В. Шаламов, А. Солженицын Г) В. Быков, Б. Васильев

5. На Ангаре построена плотина ГЭС, и искусственное море должно затопить деревню, расположенную на одноименном речном острове. Укажите автора и название произведения, о котором идет речь.

А) В. Распутин «Прощание с Матерой» Б) В. Астафьев «Царь-рыба»

В) В. Распутин «Пожар» Г) Ч. Айтматов «Плаха»

6 .Историческая романистика занимает ведущее место в творчестве:

А) Д. Балашова, Н. Задорнова Б) В. Ерофеева, А. Битова

В) Ю. Трифонова, В. Аксенова Г) В. Шаламова, А. Солженицына

7. Первыми выразили «лейтенантскую» точку зрения на события 1941-1945 годов писатели: А) К. Симонов, А. Сурков Б) А. Толстой, М. Шолохов

В) Ю. Бондарев, К. Воробьев Г) В. Астафьев, Г. Владимов

8 .Тема сражения под Москвой стала основной в произведении:

А) «Волоколамское шоссе» А. Бека Б) «орбатова

В) «Взятие Великошумска» Л. Леонова Г) «Жизнь и судьба» В. Гроссмана

9. В «производственных» пьесах ставились традиционные для того времени вопросы взаимоотношений человека:

А) с человеком Б) с его делом В) с обществом Г) с государством

10 .Кто из поэтов так сформулировал свой поэтический принцип: «Людей неинтересных в мире нет»?

А) А. Вознесенский Б) Ю. Кузнецов В) Е. Евтушенко Г) И. Бродский

11 .По определению В. Шаламова, в его рассказах человеческая природа исследуется « в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Эти рассказы называются:

А) «Лагерные рассказы» Б) «Колымские рассказы»

В) «Рассказы заключенного» Г) «Таежные рассказы»

12. Сталинградская битва как кульминация Второй мировой войны – центральная тема произведений: А) «Обелиск» В. Быкова Б) «Горячий снег» Ю. Бондарева

В) «Жизнь и судьба» В. Гроссмана Г) «Зоя» М. Алигер

13 .Какое обвинение было предъявлено И. Бродскому на суде, за которым последовала ссылка?

А) в плагиате Б) в измене Родине В) в тунеядстве Г) в воровстве

14 .Как называется рассказ В. Шукшина, главный герой которого носил прозвище, ставшее неотъемлемой характеристикой почти всех героев этого автора?

А) «Чудик» Б) «Психопат» В) «Горе» Г) «Крепкий мужик»

15. Какие из ниже перечисленных русских писателей стали лауреатами Нобелевской премии?

А) В. Набоков Б)И. Бунин В)А. Ахматова Г) Б. Пастернак

Работа со стихотворением Б. Окуджавы

ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли -

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом - солдат...

До свидания, мальчики!

Мальчики,

постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

не жалейте ни пуль, ни гранат

и себя не щадите,

и все-таки

постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

вместо свадеб - разлуки и дым,

наши девочки платьица белые

раздарили сестренкам своим.

Сапоги - ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон...

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

что идете войной наугад...

До свидания, девочки!

постарайтесь вернуться назад.

1958год

Определите основную тему стихотворения. Определите основную мысль стихотворения (выпишите из текста). Какие чувства вызывает у вас стихотворение? Почему? Выпишите эпитеты из стихотворения. О чем просит автор лирических героев? (выпишите из текста) Почему автор называет войну подлой? Если бы вы были художником, какие краски использовали для написания картины по тексту стихотворения? Почему?

Введение. 3

1. Творческий путь Иосифа Бродского. 4

2. Космогония И.Бродского. 6

3. Лирика. 13

Заключение. 15

Список литературы.. 17


Введение

В каждом искусстве, помимо чувств и вдохновения, есть еще и большой труд, есть техника мастерства. Большому художнику надо владеть в совершенстве этой техникой, потому что она является той материальной основой, тем фундаментом, на котором строится художественное произведение.

Самый замечательный замысел может не дойти до читателя, если автор не позаботился облечь его в достойную форму. У истинного художника содержание и форма сливаются воедино; они неразделимы. И потому, изучая творчество какого-либо художника слова, погружаясь в мир его идей и образов, наша литературоведческая наука не оставляет без внимания и форму его произведений.

Истинно поэтическое произведение всегда имеет определенный адрес, всегда обращено к действительному или воображаемому собеседнику. Поэт всегда хочет в чем-то убедить, что-то доказать или, во всяком случае, передать волнующие его чувства своему слушателю или читателю; если он хорошо знает, что ему нужно сказать, если он сам глубоко пережил то, что его волнует, тогда речь его становится доходчивой, убедительной и зажигает наши сердца ответным чувством.

Но, конечно, при этом ему нужно хорошо владеть средствами своего искусства. Совершенно необходимо научиться облекать свои мысли в достойную литературную форму.

Цель данной работы – рассмотреть «космогонию как пространственную организацию».

рассмотреть творчество И.Бродского;

рассмотреть космогонию И.Бродского;


1. Творческий путь Иосифа Бродского

Бродский родился 24 мая 1940 в Ленинграде. Его, едва ли не самого «несоветского» подданного СССР назвали Иосифом в честь Сталина. Уже с ранних лет в жизни Бродского многое символично. Детство прошло в маленькой квартире в том самом «питерском» доме, где до революции жили Д.С.Мережковский и З.Н.Гиппиус и откуда они отправились в эмиграцию. В школе, которую посещал Бродский, некогда учился Альфред Нобель: в 1986 Бродский станет Нобелевским лауреатом. О детстве он вспоминал неохотно: «Обычное детство. Я не думаю, что детские впечатления играют важную роль в дальнейшем развитии».

В отрочестве проявились его самостоятельность и строптивость. В 1955, не доучившись, Бродский поступает работать на военный завод фрезеровщиком, выбрав для себя самообразование, главным образом, чтение. Пожелав стать хирургом, идет работать помощником прозектора в морге госпиталя при ленинградской тюрьме «Кресты», где помогает анатомировать трупы. За несколько лет он опробовал больше десятка профессий: техника-геофизика, санитара, кочегара, фотографа и т.д. Ищет работу, которую можно совмещать с творчеством. Писать стихи впервые попробовал в 16 лет. Подтолкнуло писать впечатление от чтения сборника Бориса Слуцкого. Первое стихотворение было опубликовано, когда Бродскому было семнадцать лет, в 1957: Прощай, / позабудь / и не обессудь. / А письма сожги, / как мост. / Да будет мужественным / твой путь, / да будет он прям / и прост...

На рубеже 1950–1960-х изучает иностранные языки (английский и польский), посещает лекции на филологическом факультете ЛГУ. В 1959 знакомится со сборником стихотворений Е.А.Баратынского, после чего окончательно укрепляется в желании стать поэтом: «Читать мне было нечего, и когда я нашел эту книжку и прочел ее, тут-то я все понял, чем надо заниматься…».

Читательские впечатления Бродского этой поры бессистемны, но плодотворны для развития поэтического голоса. Первые стихи Бродского, по его собственному призванию, возникли «из небытия»: «Мы пришли в литературу Бог знает откуда, практически лишь из факта своего существования, из недр» (Беседа Бродского с Дж.Глэдом). Восстановление культурной преемственности для поколения Бродского подразумевало прежде всего обращение к русской поэзии Серебряного века. Однако и здесь Бродский стоит особняком. По собственному признанию, Пастернака он не «понимал» до 24 лет, до той же поры не читал Мандельштама, почти не знал (до личного знакомства) лирики Ахматовой. Безусловной ценностью обладало для Бродского – с первых самостоятельных шагов в литературе и до конца жизненного пути – творчество М.Цветаевой. Бродский больше отождествляет себя с поэтами начала 19 в. В Стансах городу (1962) соотносит свою судьбу с судьбой Лермонтова. Но и здесь сказывается характерная черта поэта: боязнь быть на какого-то похожим, растворить свою индивидуальность в чужих смыслах. Бродский демонстративно предпочитает лирику Е.Баратынского, К.Батюшкова и П.Вяземского пушкинским традициям. В поэме 1961 Шествие пушкинские мотивы поданы сознательно отчужденно, отстраненно, и помещенные автором в чужеродный контекст, они начинают звучать откровенно иронично.

Творческие предпочтения Бродского были обусловлены не только желанием избегать банальности. Аристократичная уравновешенность «просветленной» пушкинской музы была менее близка Бродскому, чем традиция русской философской поэзии. Бродский воспринял медитативную интонацию, склонность к поэтике размышления, драматизм мысли. Постепенно он уходит далее в прошлое поэзии, активно впитывая наследие 18 в., – Ломоносова, Державина, Дмитриева. Освоение допушкинских пластов русской словесности позволяет ему увидеть огромные области поэтического языка. Бродский осознал необходимость синтеза преемственности и выявления новых выразительных возможностей русского классического стиха.

2. Космогония И.Бродского

С начала 1960-х начинает работать как профессиональный переводчик по договору с рядом издательств. Тогда же знакомится с поэзией английского поэта-метафизика Джона Донна, которому посвятил Большую элегию Джону Донну (1963). Переводы Бродского из Донна часто неточны и не очень удачны. Но оригинальное творчество Бродского стало уникальным опытом приобщения русского слова к доселе чуждому ему опыту барочной европейской поэзии «метафизической школы». Лирика Бродского впитает основные принципы «метафизического» мышления: отказ от культа переживаний лирического «я» в поэзии, «суховатая» мужественная интеллектуальность, драматичная и личная ситуация лирического монолога, часто – с напряженным ощущением собеседника, разговорность тона, использования «непоэтической» лексики (просторечья, вульгаризмов, научных, технических понятий), построение текста как череды доказательств в пользу какого-то утверждения. Наследует Бродский у Донна и других поэтов-метафизиков и «визитную карточку» школы – т.н. «кончетти» (от итал. – «понятие») – особый вид метафоры, сближающий далекие друг от друга понятия и образы, у которых между собой, на первый взгляд, нет ничего общего. И поэты английского барокко в 17 в., и Бродский в 20 в. использовали такие метафоры, чтобы восстановить разрушенные связи в мире, который кажется им трагически распавшимся. Такие метафоры – в основе большинства произведений Бродского.

Метафизические полеты и метафорические изыски у Бродского соседствовали с боязнью высоких слов, ощущением нередкого в них безвкусия. Отсюда его стремление уравновешивать поэтическое прозаическим, «занижать» высокие образы, или, как выражался сам поэт – «нацеленность на „нисходящую метафору"». Показательно, как описывает Бродский свои первые религиозные переживания, связанные с чтением Библии: «в возрасте лет 24-х или 23-х, уже не помню точно, я впервые прочитал Ветхий и Новый Завет. И это на меня произвело, может быть, самое сильное впечатление в жизни. Т.е. метафизические горизонты иудаизма и христианства произвели довольно сильное впечатление. Библию трудно было достать в те годы – я сначала прочитал Бхагавад-гиту, Махабхарату, и уже после мне попалась в руки Библия. Разумеется, я понял, что метафизические горизонты, предлагаемые христианством, менее значительны, чем те, которые предлагаются индуизмом. Но я совершил свой выбор в сторону идеалов христианства, если угодно... Я бы, надо сказать, почаще употреблял выражение иудео-христианство, потому что одно немыслимо без другого. И, в общем-то, это примерно та сфера или те параметры, которыми определяется моя, если не обязательно интеллектуальная, то, по крайней мере, какая-то душевная деятельность».

Отныне почти каждый год поэт создавал в канун либо в самый день праздника стихи о Рождестве. Его «Рождественские стихи» сложились в некий цикл, работа над которым шла более четверти века.

В начале 1960-х круг общения Бродского очень широк, но ближе всего он сходится с такими же юными поэтами, студентами Технологического института Е.Рейном, А.Найманом и Д.Бобышевым. Рейн познакомил Бродского с Анной Ахматовой, которого она одарила дружбой и предсказала ему блестящее поэтическое будущее. Она навсегда осталась для Бродского нравственным эталоном (ей посвящены стихотворения 1960-х Утренняя почта для А.А.Ахматовой из г.Сестрорецка, Закричат и захлопочут петухи..., Сретенье, 1972, На столетие Анны Ахматовой, 1989 и эссе Муза плача, 1982).

По холмам поднебесья,

по дороге неблизкой,

возвращаясь без песни

из земли италийской,

над страной огородов,

над родными полями

пролетит зимородок

и помашет крылами.

И с высот Олимпийских,

недоступных для галки,

там, на склонах альпийских,

где желтеют фиалки, -

хоть глаза ее зорки

и простор не тревожит, -

видит птичка пригорки,

но понять их не может.

Между сосен на кручах

птица с криком кружится

и, замешкавшись в тучах,

вновь в отчизну стремится.

Помнят только вершины

Тест по литературе, в котором проза от нетерпения перемешалась с поэзией, как то часто случается в жизни. Снова вернулись видеовопросы (теперь они доступны и на мобильных устройствах) и законные шесть вариантов ответа. Общая сложность теста слегка повысилась. Но пугаться не стоит, ведь многое зависит от подхода к процессу.

Почти все вопросы имеют несколько вариантов решения: здесь и ассоциации, и чувство литературного вкуса, и логические выводы, и, конечно, знания, причём не обязательно строго книжные. Пробежаться по всему тесту можно и за 5 минут. Но будет ли это иметь смысл - решайте сами. Немало интересных моментов можно заметить только вникнув в суть вопроса или хотя бы внимательно его прочитав.

Очередной тест Аскбуки литературы предлагает вам набор вопросов по стихотворным аудио воплощениям, т.е. песням, основанным на классических (или почти классических) поэтических произведениях. Вообще, данный материал по сути является не только тестом, но и своеобразной информационной статьёй. Когда-то раньше на нашем сайте появилась заметка по аудио-поэзии , повествующая о художественном чтении стихотворений классиков. Подразумевалось, что за ней последует продолжение, посвящённое исключительно песням, а за ним ещё одно, акцентированное на кино. Но этого по разным причинам так и не случилось. Зато теперь мы предлагаем вам тест, который по задумке сможет не только проверить знания, но и косвенно рассказать о некоторых интересных музыкально-поэтических композициях.

Литературный тест: знаменитые писатели и поэты в кино

Биографии хороших писателей редко бывают скучны. Кажется, они просто не приспособлены для скуки. Приключения и страсти, любовь и война, предательство и гибель близких, сложный моральный выбор и зачастую самоубийство... Это их жизнь, отчасти поэтому мы их любим. Если, конечно, не считать таланта к написанию гениальных произведений, иначе картина была бы не полной.

Писатель рассказывает о себе, пусть и не явно, пусть и под другим именем, в другом времени и обстоятельствах. Но личность проследить можно всегда. Это усиливает интерес к жизни автора и рождает впоследствии всяческие биографические и художественно-биографические произведения посторонних деятелей искусства. Большинство из этих поделок внимания не стоит, но разговор сегодня не о них, а о художественных фильмах, посвящённых знаменитым писателям или поэтам, их жизни, страданиям и творчеству.