Проблематика, конфликт, идейный смысл романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Идейно-нравственные искания героев. «Мысль народная» в романе. Проблематика романа «Война и мир» Льва Толстого - сочинение

БЛЮДО "МАКИ" ТАРЕЛКА МЕДНАЯ
ТАРЕЛКА КУЗНЕЦОВА
ПЕПЕЛЬНИЦА ЧАШКА ВАЗА ДЛЯ ФРУКТОВ ИКОНА
УТЮГ ЧЕРНИЛЬНИЦА ШКАТУЛКА ДУБОВАЯ КАДКА



Не совсем верное утверждение, что лишь с приходом определенного возраста нас буквально «накрывает волной ностальгии», когда мы слышим мелодию юности, либо видим какие-то атрибуты того времени. Даже совсем маленький ребенок начинает тосковать по любимой игрушке, если кто-то ее забрал, либо спрятал. Мы все в какой-то степени влюблены в старые вещи, потому что они хранят в себе дух целой эпохи. Нам мало прочитать об этом в книгах или на страницах интернета. Мы хотим обладать реальной антикварной вещью, которую можно потрогать, ощутить ее запах. Только вспомните ваши ощущения, когда вы брали в руки книгу советских времен со слегка пожелтевшими страницами, источающими сладковатый аромат, особенно при их перелистывании, либо когда вы смотрели на черно-белые фотографии ваших родителей или бабушек и дедушек, те самые с неровной белой каймой. Кстати, для многих такие кадры остаются самыми любимыми до сих пор, несмотря на низкое качество подобных снимков. Дело здесь не в изображении, а в том ощущении душевной теплоты, наполняющем нас, когда они попадаются нам на глаза.

Если же в нашей жизни не осталось «предметов из прошлого» в связи бесконечными переездами и сменой места жительства, то купить антиквариат можно в нашем антикварном интернет магазине . Особой популярность сейчас пользуются магазины антиквариата, ведь далеко не у всех есть возможность посещать подобные торговые точки, да и сосредоточены они преимущественно лишь в крупных городах.

У нас Вы сможете купить антиквариат самой различной тематики

Чтобы расставить все точки над «i», следует сказать, что магазин антиквариата представляет собой специальное заведение, которое осуществляет покупку, продажу, обмен, реставрацию и экспертизу антикварных вещей и оказывает ряд других услуг, связанных с продажей антиквариата.

Антиквариат - это некоторые старинные вещи, имеющие достаточно высокую ценность. Это могут быть: старинные украшения, техника, монеты, книги, предметы интерьера, статуэтки, посуда и прочее.

Однако, в ряде стран, антиквариатом считаются разные вещи: в России статус «старинной вещи» получает предмет, которому уже более 50 лет, а в США - предметы, изготовленные до 1830 года. С другой стороны, в каждой стране различные антикварные вещи имеют разную ценность. В Китае старинные фарфор представляет собой большую ценность, нежели в России, либо США.

Иными словами, при покупке антиквариата следует помнить, что его цена зависит от следующих характеристик: возраста, уникальности исполнения, способа изготовления (всем известно, что ручная работа ценится намного выше, чем массовое производство), исторической,художественной, либо культурной ценности и других причин.

Магазин интиквариата - достаточно рискованный бизнес. Дело не только в трудоемкости поиска необходимого товара и длительном периоде времени, в течение которого данный предмет будет продан, но и в умении отличить подделку от оригинала.

Кроме того, магазин по продаже антиквариата должен соответствовать ряду стандартов, чтобы завоевать должную репутацию на рынке. Если речь идет об антикварном интернет-магазине, то он должен иметь широкий ассортимент представленных товаров. Если же магазин антиквариата существует не только на просторах всемирной паутины, то он к тому же должен быть достаточно большим, чтобы клиенту было в нем удобно бродить между предметов старины, а, во-вторых, иметь красивый интерьер и приятную атмосферу.

В нашем магазине антиквариата есть очень редкие вещи, способные произвести впечатление даже на маститого коллекционера

Антиквариат имеет магическую силу: прикоснувшись к нему однажды, вы превратитесь в его большого поклонника, антикварные предметы займут достойное место в интерьере вашего дома.

В нашем антикварном интернет-магазине вы сможете купить антиквариат самой различной тематики по доступным ценам. Для облегчения поиска все товары разделены на специальные группы: живопись, иконы, сельский быт, предметы интерьера и проч. Также в каталоге вам удастся найти старинные книги, открытки,плакаты, столовое серебро, фарфоровую посуду и многое другое.

Кроме того, в нашем антикварном интернет магазине Вы сможете приобрести оригинальные подарки, мебель и кухонную утварь, способные оживить интерьер вашего дома, сделать его более изысканным.

Продажа антиквариата в России, как и во многих европейских городах, вроде Парижа, Лондона и Стокгольма имеет свои особенности. В первую очередь, это высокие затраты на покупку антиквариата, однако ответственность магазина по продаже антикварных вещей тоже достаточно высока, так как данные вещи представляют собой определенную материальную и культурно-историческую ценность.

Осуществляя покупку антиквариата в нашем магазине, Вы можете быть уверены в подлинности приобретаемых вещей

В нашем антикварном магазине работают только квалифицированные консультанты и специалисты-оценщики, которые без особого труда отличают оригинал от подделок.

Мы стремимся сделать наш антикварный интернет-магазин интересным и для коллекционеров, и для поклонников старины и для самых обычных ценителей прекрасного, имеющих хороший вкус и знающих цену вещам. Таким образом, одним из наших приоритетных направлений является постоянное расширение ассортимента как за счет дилеров, так и благодаря сотрудничеству с другими компаниями, занимающимися продажами антиквариата.

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» можно сравнить с огромной Вселенной, океаном, вобравшим все оттенки человеческих судеб, чувств, размышлений. Это роман-эпопея, который охватывает жизнь человека во всех ее проявлениях. Реальные исторические события (Шенграбен, Аустерлиц, Тильзитский мир, Бородино) определяют эпический размах изображенной Толстым жизни, однако ее глубинный смысл открывается лишь при обращении к частным судьбам конкретных героев, ведь людей во все времена волновали их счастье, здоровье, любовь, дружба, ненависть, рождение детей, смерть близких. Все идет своим чередом и не зависит от политической близости или вражды Наполеона и Александра. Эту-то жизнь Толстой и называет «настоящей».Толстой показал, что историческая жизнь – лишь часть того огромного материка, который называется человеческой жизнью. «Настоящей» жизнью для автора является естественное течение человеческой частной жизни, которая шире и богаче жизни исторической («Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте…»). Основами этой «настоящей жизни» как раз и становятся те вечные, общечеловеческие нравственные ценности, которые делают эту жизнь одухотворенной и осмысленной: семья и любовь, духовный поиск и естественность, истинная любовь к Отечеству и «простота, добро, правда».

Роман «Война и мир» выявляет систему нравственных ценностей Толстого, основные нравственные идеалы автора: естественность как синоним нравственности, истинный патриотизм, «народное чувство», способность к духовному преображению, стремление к духовному совершенству как основа человеческой жизни.

Путь исканий Андрея Болконского: проблемы чести, нравственного выбора, истинной любви и патриотизма

Исторический комментарий. Тулон – город на юге Франции. В 1793 году приверженцы королевской власти изгнали представителей революционной власти и вели осаду в Тулоне. Наполеон участвовал в осаде Тулона, шел впереди штурмующей колонны, был ранен. Тулон сдался. Это было первое выигранное Наполеоном сражение, обычный офицер впервые обратил на себя внимание, о нем впервые узнали в Париже. Бонапарт получил чин бригадного генерала, началось его стремительное восхождение к императорству. Наполеону было тогда 24 года.

Духовная жизнь человека, по Толстому, сложный, многогранный процесс. Душа любимых героев Толстого стремится к движению, преображению – и эта способность человека является нравственным идеалом автора. Пьер Безухов и Андрей Болконский проходят на страницах романа сложный путь духовных исканий.

Впервые мы встречаем князя Андрея в салоне Анны Павловны Шерер. Он холоден, немногословен, гримаса презрения всякий раз готова исказить его красивое лицо; чувствуется, что его тяготит всё, что его окружает: «Эта жизнь, которую я веду здесь – не по мне!» - скажет князь Андрей Пьеру об угнетающей его порочности светской жизни, объясняя причину своего решения пойти на войну. Князь Андрей не хочет допустить, чтобы случайности жизненного потока распоряжались его судьбой: не он будет соответствовать окружающей жизни, а жизнь должна быть по нём. Он верит в свое высокое предназначение, верит в свою звезду, в свой Тулон. Эта вера связана с осознанием его «сил великих», данных ему природой, и с фамильной «болконской» гордостью. Князь Андрей считает, что вправе добиться славы, и поэтому он идет на войну, оставляя свою жену, в тревоге и замирании ждущую появления их ребенка. У Болконского свое понимание славы: «Слава – та же любовь к людям, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы», «слава – та же любовь людская». Понимание славы тесно связано в сознании Болконского с пониманием героической личности; Наполеон для князя Андрея – прежде всего герой, а герой, чтобы быть таковым, должен стремиться к славе. В мечтах князя Андрея армия попадает в безвыходное положение – и он один спасает ее и выигрывает сражение.

Впервые несовпадение желаемого и настоящего открылось князю Андрею во время Шенграбенского сражения, успех которого во многом зависел от действия батареи капитана Тушина. Этот маленький капитан, на вид такой невоенный, даже смешной, оказался настоящим героем, никому, однако, кроме Болконского, неизвестным и даже чуть не наказанным после сражения. Вместо желаемого Тулона – урок героизма, который получен от невзрачного капитана, робеющего перед начальством. Жизнь предстала князю Андрею в несовпадении видимого и настоящего: «Всё это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся».

Во время аустерлицкого сражения, казалось бы, наступил момент славы: князь Андрей поднимает знамя и увлекает за собой солдат. Однако в самый момент этого несомненного подвига к Болконскому не приходит высокое состояние духа, которое бы отвечало этой минуте; вместо этого что-то случайное, второстепенное, бессмысленное бросается в глаза. Героическая минута оказалась наполненной той самой мелочной суетой, которая всегда была оскорбительна для князя Андрея в жизни. Наполеон, представший ему на фоне огромного, бесконечного неба, кажется ему не героем, а маленьким человечком с его «мелким тщеславием». В этот момент действительно ценным для князя Андрея становится это огромное небо Аустерлица. Небо навсегда останется с князем Андреем как символ величия, идеальности, но и отрешенности, холодности. Небо - это совершенство, которое князь Андрей искал и не находил на земле. Навсегда непереходим для князя Андрея разрыв между идеальным совершенством «неба» и реальной жизнью «земли», земной реальности отношения людей. Разрыв между высоким и обыденным, земным – трагическая тема образа князя Андрея.

Многое переоценивает князь Андрей после войны 1805-1807 годов: ничтожность «идеи Тулона» перечеркнула прежнюю систему ценностей, обратила князя Андрея в тихое течение обычной земной жизни. Однако ему не будет дано мирное семейное счастье, которое так высоко ценимо автором, которое естественно и привычно для Ростовых. Почти на глазах Болконского умирает от родов жена Лиза; он ею пренебрегал когда-то, презирая в ней светскую пустоту, но он слишком многим пренебрегал когда-то и был высокомерен к обычным, невыдающимся людям. Позже князь Андрей скажет Пьеру, что он был виновен перед женой и надеялся оправдаться, однако жизнь не дает князю Андрею возможность оправдания. Он живет в своем имении Богучарово тихой домашней жизнью: когда крестят ребенка, он замирает от страха, как бы не утопили; сидя на маленьком детском стульчике, дрожащими руками капает из склянки лекарство во время болезни сына. Есть новая человечность в этом «опрощенном» князе Андрее, занятом будничными заботами, узнавшем прозу самых обычных чувств, но есть и другое – безрадостность этого опрощения. Простая жизнь не просто дается князю Андрею, тайная её глубина и значительность для него не открыта. Словно какая-то пелена заслонила от Болконского светлую, ясную сторону жизни, и он погружается в томительное, безрадостное существование, в котором нет весны и молодости, не случайно слово «молодые» становится для князя Андрея синонимом слова «другие»: «Пускай другие, молодые вновь поддаются на этот обман…» Это одна из самых драматичных полос жизни Болконского, когда он готов отречься не только от молодости и счастья, но и от самого будущего: «Наша жизнь кончена!», «Он должен доживать свою жизнь».

Внутреннее возрождение князя Андрея началось со времени встречи с Пьером в Богучарово. Впервые после возвращения и переосмысления жизни князь Андрей получает возможность высказаться и быть понятым. Мысли, которые он высказывает, трагичны: жить возможно только для себя (родные – это тоже «я»), взаимопонимание между людьми невозможно, потому что у каждого своё понимание добра и зла, справедливости и несправедливости, у каждого своя личная правда, общей правды нет и быть не может. И опять во всей своей страшной простоте встаёт вопрос: зачем? Зачем жить, в чём смысл жизни? Без решения этих вопросов ни Пьер, ни Андрей не могут жить. Однако происходит странное: чем более говорил князь Андрей, чем мрачнее были его слова, тем «взгляд его оживлялся больше». Князь Андрей оживает именно потому, что между людьми есть отвергаемая им духовная связь и жить возможно не только для себя. «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

По Толстому, жизнь оказывается богаче, мудрее любого нашего о ней предположения. Разве мог князь Андрей предполагать, отправляясь по опекунским делам в отрадненское имение Ростовых, что там его ожидает чудо, способное перевернуть всю его жизнь? Антитеза помогает более глубоко понять состояние героя: весенняя природа, излучающая тепло и радость, и состояние князя Андрея, которое давно уже стало для него привычным, - состояние долгой, нескончаемой тоски, ощущение жизненной пустоты.

Чудо явилось князю Андрею мгновенно - в облике черноволосой тоненькой девушки, в которой было столько радости жизни, яркости и счастья (не случайно так «многоцветно» описание Наташи: черный, желтый, белый – и все это на фоне яркой майской зелени). Ощущения Болконского Толстой отражает в довольно парадоксальных деталях: ему стало «отчего-то больно», «невольно с любопытством спрашивал себя». Мир Наташи, в котором князь Андрей увидел то, чего уже давно не было в его жизни, прежде всего счастье, для героя Толстого тайна, притягательная и одновременно раздражающая, поскольку уже не позволяет князю Андрею оставаться в его безнадежной тоске. Мир Наташи более явственно показывает, насколько князь Андрей одинок: для него все еще «молодые» - это «другие», все еще яркая и светлая сторона жизни закрыта другой – тусклой и безрадостной. Лексический повтор слова «досадовал» подчеркивает, что Болконский и не желает пока стать частью этого яркого – но все же другого мира («Он досадовал на этого глупого старика…досадовал на себя за то, что остался»).

Но все же энергия жизни настолько сильна, что властно втягивает Болконского в свою орбиту, словно князь Андрей распахивает окно не только в сад, но в саму жизнь. Магия отрадненской ночи очаровывает его своей красотой: «Серебристо-освещенные дерева, серебристые листья и стебли, блестящая росой крыша, ярко-белые стволы и сучья». Основным в описании ночи становится мотив света – свет струится отовсюду, выявляя могучую силу красоты, объединяющей небо и землю в единое целое. Художественное пространство становится в этом отрывке беспредельным, постоянно расширяющимся, охватывающим и каждый стебель серебристых дерев, и блестящую крышу, и луну, и небо. НЕБО! Вот что впервые после Аустерлица вновь пришло к Болконскому: беззвездное весеннее небо в Отрадном стало для князя Андрея пробуждением от тяжкого сна безверия и обреченности. И впервые слово «молодые» оказалось отнесенным не только к Наташе, но и князю Андрею: «В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул». Одно лишь прикосновение к миру Наташи стало для князя Андрея новой эпохой жизни: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год…надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась».

Эпизод ночи в Отрадном композиционно обрамлен двумя встречами князя Андрея со старым дубом. Не случайно Толстой использует прием олицетворения: словно не описание природы, не пейзаж в обычном смысле слова, сколько особая философия отношения к жизни, отраженная в метафорическом образе дуба. Обломанная кора, «старые болячки» этого «сердитого и презрительного урода» говорят о недоверии к весне и счастью, к обновлению самой жизни. Прием антитезы позволяет нам более отчетливо, явственно увидеть этого темного, старого, мрачного великана среди «улыбающихся берез». Все: не только весна, но любовь и счастье – «глупый, бессмысленный обман». Градация позволяет нам более ярко ощутить энергию презрения и отрицания, исходящую от старого дуба: «Нет ни весны, ни солнца, ни счастья». Однако на обратном пути из Отрадного князь Андрей с трудом разглядел среди «шатра темной, сочной зелени» своего старого знакомца: «Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно». «Весеннее чувство радости и обновления» показывается Толстым как всеобщий закон жизни, основа которой - движение, изменение, преодоление неверия и отчаяния.

Потрясенный, князь Андрей понимает, что прикоснулся к одной из величайших стихий мира – стихии вечного движения и самообновления жизни: «Все лучшие минуты вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна – все это вдруг вспомнилось ему». Все эти минуты объединяет одно – это минуты открытий, прозрений, прикосновений к вечным тайнам жизни и смерти. Эпизод ночи в Отрадном имеет огромное значение для понимания концепции образов Андрея Болконского и Наташи Ростовой, для открытия авторской философии жизни как вечного движения и естественного обновления.

Встретившись с Наташей в Отрадном, князь Андрей окончательно решает: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год. Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь». «Чтобы не для одного меня шла моя жизнь» - постоянная тема князя Андрея. Именно это побуждает его принять участие в законодательной комиссии Сперанского. Но одна встреча с Наташей на балу рушит иллюзии князя Андрея в действительной пользе этой комиссии. Князь Андрей вдруг вспомнит своих богучаровских мужиков, Дрона-старосту и поймёт, как далека была его законодательная деятельность от их реальной жизни. И всё это открыла для князя Андрея не столько даже сама Наташа, сколько её облик. Всё, что казалось «таинственно и привлекательно в Сперанском, вдруг стало ясно и непривлекательно».

Любовь к Наташе – новый и наиболее счастливый этап жизни князя Андрея. «Я не жил прежде, теперь только я живу», Для Наташи не было мучительных вопросов о смысле жизни, над разрешением которых бились и Пьер, и Андрей, но самим своим существованием, тем, что жила, и тем, как жила, Наташа уже отвечала на все эти вопросы. Князь Андрей «не думал о ней, он только воображал её себе, и вследствие этого вся жизнь его представлялась ему в новом свете». В исканиях князя Андрея и Пьера сам образ Наташи – это словно особое средство, особенный способ познания жизни. Любовь к Наташе наполнила смыслом жизнь князя Андрея, придала ей особую поэзию. Однако в том, что счастье жизни с Наташей оказалось разрушенным, есть доля вины и князя Андрея. Для Наташи год ожидания оказался роковым, так как она жила каждым мигом, каждой минутой, чего не понял князь Андрей. Наташа различала жизнь именно по минутам, каждая из которых должна быть прожита полноценно, максимально насыщенно, потому что каждая невосполнима.

Разрыв с Наташей возобновляет страдания князя Андрея от «неидеальности» жизни, которые он знал всегда. Он не может простить Наташе её падения, он хотел видеть и видел в ней идеал, но Наташа оказалась реальной, земной – это для князя Андрея трудно перенести. Впечатление краха соединяется у Болконского с начавшейся войной, вторжением завоевателей, пожаром Смоленска, разорением родового имения Болконский Лысых Гор. Однако любимые герои Толстого всегда умели забыть свои личные боли и обиды перед лицом опасности, грозящей России. Именно служение России спасает князя Андрея. «Служить в рядах» - так решает Болконский.

Война 1812 года принесла князю Андрею еще одно новое ощущение – счастье прощения, отчего любовь к Наташе стала более тёплой, глубокой. «Мужчина не должен и не может забывать, прощать», «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу», - считал прежде князь Андрей, однако преодолевая надменность непрощения, он тем самым продолжает свой духовный путь. Андрей Болконский – образ трагический и потому, что его жизненный путь обрывается на страницах романа, и потому, что ему так и не удалось преодолеть роковой разрыв между «небом» и «землей», между идеальным и неидеальным. «Он слишком хорош, он не может, не может жить», - сказала Наташа княжне Марье. Князь Андрей действительно «слишком хорош», действительно «не может жить». Неидеальная, мирская, земная любовь к Наташе борется в князе Андрее с надмирной любовью ко всем, а значит, ни к кому в отдельности. И всегда бывшее символом князя Андрея небо - далёкое, высокое, совершенное, но леденящее – побеждает.

Однако духовный след Андрея Болконского на земле не прервался, не исчез: не случайно роман заканчивается эпизодом с Николенькой – сыном князя Андрея. Путь чести Болконских продолжается: «А отец? Отец! Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен…»

В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.

  1. Главная проблема – судьба народа. Народ – основа нравственных устоев общества.
  2. Общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.
  3. Истинный и ложный патриотизм.
  4. Назначение женщины – сохранение семейного очага.

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ

ВОЙНА МИР
1. Военные столкновения враждующих армий 1. Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.
2. Вражда, непонимание, эгоистический расчет 2. Это крестьянский сход
3. Разъединение 3. «Омут жизни», «вздор и путаница» будничных интересов
4. Конфликты и столкновения между людьми, все, что вносит разлад. 4. Весь народ, без различия сословий, одушевленный единым чувством боли за поруганное Отечество.
5. Дуэли и поединки между героями 5. Это ближайшее окружение человека, которое он всегда носит с собой (внутренний мир)
6. Конфликт человека с самим собой 6. Весь свет, Вселенная.
7. Насилие и кровопролитие, зло. 7. Братство людей, независимо от национальности и классовых различий.
8. Все, что разрушает гармонию. 8. Здоровье, труд, отдых, интересы, увлечения, дружба.
Это смерть Это жизнь

ГЕРОИ

Всего в романе свыше 550 лиц. Из них свыше 200 – это реальные исторические личности.

КОМПОЗИЦИЯ

В романе 4 тома и эпилог

1 том – 1805 год

2 том – 1806 – 1811 годы

3 том – 1812 год

4 том – 1812 – 1813 годы

Эпилог – 1820 год

Главные художественные приемы, использованные Толстым для создания панорамы русской жизни – это:

  1. Приемы сопоставления и противопоставления
  2. «Срывание всех и всяческих масок».
  3. Психологизм повествования – внутренний монолог

ЖАНР

«ВОЙНА И МИР» - ЭТО РОМАН – ЭПОПЕЯ

1. Картины русской истории Шенграбенское и Аустерлицкое сражение, Отечественная война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение
2. События общественной и политической жизни Масонство, первые организации декабристов
3. Отношения помещиков и крестьян Преобразования Пьера, Андрея.
4. Показ различных слоев населения Поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне
5. Широкая панорама бытовых сцен Балы, обеды, охота, посещение театра и др.
6. Огромное количество человеческих характеров Свыше 550 персонажей
7. Большая протяженность во времени 15 лет
8. Широкий охват пространства Петербург, Москва, дворянские поместья, Австрия, Смоленск, Бородино.

ИЗОБРАЖЕНИЕ СВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Общая цель при изучении романа – выяснить, какие нормы жизни Толстой утверждает, какие отрицает. Знакомство с романом начинаем с эпизода вечера в салоне А.П.Шерер в июле 1805 г. Конкретная цель – определить, во-первых, отношение автора к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает; во-вторых, посмотреть, однородно ли это общество и, в –третьих, разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору, позволяет нам включиться в политическую атмосферу эпохи: именно в июле 1805 года происходит разрыв дипломатических отношений России с Францией. Почему это произошло?

Действие начинается в июле 1805 года в салоне А. Шерер. Эти сцены знакомят нас с представителями придворной аристократической среды: фрейлина Шерер, министр князь Василий Курагин, его дети – бездушная красавица Элен, «беспокойный» дурак Анатоль, «спокойный» дурак Ипполит, княгиня Лиза Болконская и др.

Отрицательное отношение Толстого к героям проявилось в том, что автор показывает, насколько в них все фальшиво, идет не от сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой отрицает нормы жизни высшего общества и за внешней его благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает пустоту, эгоизм, корыстолюбие и карьеризм «сливок» общества.

Выделяются среди гостей Анны Павловны два человека. Это Пьер Безухов и А. Болконский.

Умный и робкий, наблюдательный и естественный взгляд Пьера, гримаса скуки на красивом лице князя Андрея. Уже по портретам видно, что они здесь чужие. С самого момента их появления в салоне чувствуется конфликт Пьера и князя Андрея с аристократической средой. Анна Павловна приветствовала Пьера поклоном, «относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне» и относилась к нему со страхом.

"Война и мир" была написана в 60-е года прошлого века. Правительство Александра отменило крепостное право, но не дало крестьянам земли, они бунтовали. Россия и Запад, исторические судьбы России и ее народа - это были самые злободневные вопросы времени. Они постоянно волновали Толстого. Толстой всегда был против революции, но надеялся путем просвещения, реформ, конституций, то есть утопическим путем воздвигнуть идеальный социальный строй.

"Война и мир" - одно из самых замечательных произведений литературы. Годы работы над романом - это время напряженнейшего труда писателя. Творческие искания Толстого всегда были связаны с жизнью. Роман задумывался как грандиозное исследование полувековой истории России в ее острых столкновениях и сопоставлениях с Европой, как постижение национального характера русского народа и всего строя его жизни.

В романе поставлены психологические, социальные, исторические, нравственные проблемы, говорится об истинном и ложном патриотизме, о роли личности в истории, о национальном достоинстве русского народа, о дворянстве, в романе действуют свыше двухсот исторических лиц. Представляя события с человеческой, нравственной стороны, писатель нередко проникал и в их подлинную историческую сущность.

Наполеон претендовал на великую роль в истории, рассчитывал творить историю, подчиняя ее собственной воле. Толстой говорит, что он деспот не только по положению но и по убеждению. Он развенчивает его величие. "Нет величия там, где нет простоты, добра и правды", - писал Толстой. В "Войне и мире", этом романе-исследовании, огромная роль отводилась картине характеров и нравов. Он воссоздает душевные переживания разных людей этого времени, их духовные устремления.

Лучшими представителями дворянства являются Пьер Безухов и Андрей Волконский. Они оба стремятся к разумному устройству общества, оба неустанно стремятся дойти до правды. В конечном итоге они доходят до обращения к народу, к сознанию необходимости служить ему, слиться с ним, отрицают все формы либерализма. Характерно, что вообще дворянская культура того времени представлена в романе преимущественно этими умственными и нравственными исканиями "образованного меньшинства". Внутренний мир человека, исследование души - вот одна из философских проблем, волнующих Толстого. У Толстого свой собственный взгляд на историю.

Философские рассуждения в его романе - это его мысли, его думы, его мировоззрение, его понятие жизни.

Одна из важных проблем "Войны и мира" - это соотношение личности и общества, руководителя и массы, жизни частной и жизни исторической. Толстой отрицал роль личности в истории. Он отказывался признать силой, руководящей историческим развитием человечества, какую бы то ни было "идею", а также желания или власть отдельных, пусть даже и "великих" исторических деятелей. Он говорил, что все решает "дух войска", утверждал, что существуют законы, управляющие событиями. Эти законы неизвестны людям.

Одна из философских проблем романа - это вопрос о свободе и необходимости. По-своему и оригинально решает Толстой этот вопрос. Он говорит, что свобода человека, исторического деятеля - кажущаяся, человек свободен лишь в том, чтобы не идти наперекор событиям, не навязывать им свою волю, а просто соответствовать истории, меняться, расти и таким путем влиять на ее ход. Глубока мысль Толстого в том, что человек тем менее свободен, чем ближе он поставлен к власти. В своих философско-исторических взглядах Толстой был близок Герцену.

Роман назван "Война и мир". Смысл названия: мир отрицает войну. Мир - это труд и счастье, война - это разобщение людей, разрушение, смерть и горе. Тема сочинения очень трудная, скорее она годится для выпускников института филологического факультета или аспирантов, которые занимаются исследованиями в-творчестве Толстого.

Я недостаточно полно отразила в своем сочинении все философские проблемы 4-х томного романа "Война и мир", да это и понятно: нельзя на двух листах уместить все мысли Толстого, он же гений, но главные я все же отразила.

Можно было бы еще добавить о том, как решает Толстой вопрос о роли женщины в обществе. Он отрицательно относился к эмансипации женщины, если Тургенев, Чернышевский женщину рассматривали в другом аспекте, то Толстой считает, что для женщины место - домашний очаг. Поэтому Наташа Ростова просто мать и жена в конце романа. А жаль! Она.ведь была не просто девушкой, а одаренным человеком, излучающим тепло и свет, хорошо пела. В этой позиции я с Толстым не могу согласиться, потому что умной женщине мало быть просто домашней "гусыней", ей все равно хочется большего. И если у Наташи был богатый духовный мир, то куда же он делся, ушел в домашний быт? В этом Толстой-консерватор.

Мало он написал и о тяжелом положении крепостного крестьянства, всего несколько страниц на всю громадную эпопею. Сцена богучаровского бунта - единственно яркий эпизод этого плана. Я думаю, это отразилось бы в его другом романе "Декабристы".

Проблема настоящей жизни.
Князь Андрей Болконский. Он пытался найти настоящую жизнь на войне, уйдя в армию и разочаровавшись в той жизни, которую вел. Князь понял одно: скучная, однообразная светская жизнь не для него. На войне он жаждал славы, признания, желал отличиться, составляя стратегические планы и представляя, как он спасет армию в критический момент. Но после ранения под Аустерлицем, когда князь Андрей вернулся домой и здесь на его глазах умерла жена, оставив ему маленького сына, все, к чему он стремился на войне, отошло на второй план. Болконский осознал, что это не есть настоящая жизнь, и его поиски таковой продолжились.
Проблема счастья в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Пьер возвращается в общество ранее оставленное им, возвращается в поисках счастья, но, с какой-то стороны, его спасает война развязавшаяся с французами. Он пытается посвятить себя войне, для того, чтобы снова постараться забыть былое и отыскать так нужное ему счастье. Но как всегда попытки его тщетны и ни какая армия ему не только не в счастье, но даже и в тягость. Пьер понимает, что он не рожден для военной жизни. И все снова возвращается на круги своя.

Проблема великого человека

В своем романе Л. Н. Толстой ярко выразил мысль о том, что великим человек может быть только в том случае, если он неразрывно связан с народом, если он искренне разделяет его взгляды, стремления, веру. Если он живет теми же идеалами, мыслит и поступает так же, как поступил бы любой сознательный человек. Только в народе главная сила, только в связи с народом может проявиться настоящая, сильная личность.

Показ особого характера войны 1812 года как войны народной.

Народный характер войны показан Толстым различными способами. Используются авторские историко-философские рассуждения о роли личности и народа в истории вообще и войне 1812 года в частности, рисуются живые картины выдающихся исторических событий; народ может изображаться (хотя и крайне редко) как целое, общее (например, замечания о том, что мужики не везли в Москву сено, что все жители покидали Москву и т, д.) и как бесчисленное множество живых рядовых персонажей. Побуждения и чувства всей нации концентрируются в образе представителя народной войны полководца Кутузова, ощущаются лучшими представителями дворянства, сблизившимися с народом.

Проблема истинного и ложного патриотизма.

Настоящими патриотами являются русские солдаты. Роман насыщен многочисленными эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми. Мы видим истинный патриотизм и героизм народа в изображении классических сцен под Шенграбеном, Аустерлицем, Смоленском, Бородиным.
Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые афишки, призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина.