Русская литература пестрит разнообразными речевыми оборотами. Для того, чтобы сделать речь более яркой и выразительной, люди часто используют образные средства языка и стилистические приемы: , сравнение, инверсию и другие. Каждый в своей жизни при чтении той или иной литературы наверняка встречался с таким понятием как гипербола, даже не подозревая о значении этого термина.
Вконтакте
Использование в литературе
Гиперболы в литературе очень любят использовать все без исключения писатели. Делают они это для того, чтобы украсить свои произведения, сделав их более эмоциональными, яркими, наполненными.
И это совсем не удивительно, ведь без этой стилистической фигуры и ей подобных любое произведение было бы пустым, скучным и абсолютно неинтересным. Навряд ли такие произведения захватили бы внимание читателя, будоража его воображение, вызывая в нем многочисленные яркие эмоции.
Гипербола же, в свою очередь, как раз и помогает добиться таких необходимых эффектов. Так что такое гипербола в ? Это художественное средство изображения, основанное на чрезмерном преувеличении действительности.
Совет! Еще одно определение гиперболы – это преувеличение именно до неправдоподобности, поэтому очень важно помнить и иметь в виду, что её не нужно понимать буквально!
Для чего нужна гипербола?
Они освобождают читателя от рамок реальности и приписывают сверхъестественные характеристики природным явлениям и людям. Гипербола в литературе играет отнюдь не последнюю роль, так как она делает нашу речь более живой, и позволяет прочувствовать эмоциональное и душевное состояние рассказчика или автора текста.
Это позволяет им четко и правильно передать словесную атмосферу рассказа. Функция гиперболы как приема — придавать яркости, эмоциональности и убедительности тексту. Также ее часто используют писатели-юмористы для создания в своих произведениях комических образов для персонажей, позволяя фантазии читателя оживить их в своем воображении.
Как найти гиперболу в тексте?
Выполнить задание «найдите в тексте гиперболы » достаточно просто, так как среди всех других речевых оборотов они выделяются тем, что в них имеются явные преувеличения. Примеры употребления: «у этой девушки от удивления были глаза размером с блюдца» или, «эта собака была размером со слона».
Все эти фразы являются видимым преувеличением действительности , ведь вы не встретите на улице девушку с такими большими глазами или же собаку размером со слона, ведь таковых попросту нет и не может быть в природе. Это самые простые примеры использования рассматриваемого стилистического приема в русском литературном языке.
Внимание! Чтобы найти в тексте гиперболу, достаточно обратить свое внимание на явное значительное преувеличение.
Что такое гипербола в Русском языке?
Лингвистика именует какое-либо излишнее преувеличение свойств, качеств, явлений или действий для формирования эффектного и привлекающего внимание создаваемого образа гиперболой. Она используется не только в литературном языке .
В обычной разговорной речи она также является частым гостем. Отличием первого варианта применения от второго заключается в том, что в своей речи человек использует уже существующие высказывания, а писатель стремится создать свое, эксклюзивное высказывание, для того чтобы выделить собственное произведение из множества других.
Примеры
Примеры гиперболы из художественной и разговорной речи:
- «реки крови»;
- «вечно опаздываете»;
- «горы трупов»;
- «сто лет не виделись»;
- «напугать до смерти»;
- «сто раз говорила»;
- «миллион извинений»;
- «море поспевшей пшеницы»;
- «жду уже целую вечность»;
- «целый день простояла»;
- «хоть залейся»;
- «дом за тысячу километров»;
- «извечно опаздывает».
Примеры в художественной литературе
Можно сказать, что все классические произведения держатся на передаче эмоций автора читателю, который перемещает его в созданную собой ситуацию. Гипербола в литературе, в классических произведениях очень активно использовалась многими известными авторами.
Значение слова ГИПЕРБОЛА в Литературной энциклопедии
ГИПЕРБОЛА
[греч. — ????????] — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности, напр. «я говорил это тысячу раз». Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приемами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры и т. п. («волны вставали горами»). Изображаемый характер или ситуация также могут быть гиперболическими. Г. свойственна и риторическому, ораторскому стилю, как средство патетического подъема, равно как и
538 романтическому стилю, где пафос соприкасается с иронией. Из русских авторов к Г. особенно склонен Гоголь, из новейших поэтов — Маяковский (см. « Стилистика) ».
Литературная энциклопедия. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГИПЕРБОЛА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ГИПЕРБОЛА в Словаре терминов изобразительного искусства:
- (от греческого hyperbole - излишек, преувеличение) стилистический, художественный прием, основанный на преувеличении реального признака, которому приписываются невозможные в реальности … - ГИПЕРБОЛА в Словаре литературоведческих терминов:
- (от греч. hyperbole - преувеличение, излишек) - вид тропа: чрезмерное преувеличение чувств, значения, размера, красоты и т. п. описываемого … - ГИПЕРБОЛА в Большом энциклопедическом словаре:
(от греч. hyperbole - преувеличение) разновидность тропа, основанная на преувеличении ("реки крови"). Ср. … - ГИПЕРБОЛА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
- риторическая фигура преувеличения (или, напротив, уничижения) истины, как, напр., в выражениях "кровь лилась ручьями", "пот катился градом". Намеренное уничижение … - ГИПЕРБОЛА в Современном энциклопедическом словаре:
- ГИПЕРБОЛА
(от греческого hyperbole - преувеличение), поэтический прием: разновидность тропа, основанная на преувеличении ("реки крови"). Сравни … - ГИПЕРБОЛА в Энциклопедическом словарике:
I ы, ж. Стилистическая фигура, состоящая в образном преувеличении. Гиперболический - характеризую-щийся гиперболой, свойственный гиперболе. Гиперболизировать - преувеличивать. | Примеры … - ГИПЕРБОЛА в Энциклопедическом словаре:
, -ы, ж. В поэтике: слово или выражение, заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа; вообще - преувеличение. II … - ГИПЕРБОЛА
ГИП́ЕРБОЛА (от греч. hyperbol; - преувеличение), разновидность тропа, осн. на преувеличении ("реки крови"). Ср. Литота … - ГИПЕРБОЛА в Большом российском энциклопедическом словаре:
ГИП́ЕРБОЛА (греч. hyperbol;), плоская кривая (2-го порядка), состоящая из двух бесконечных ветвей. Г. - множество точек М, разность расстояний … - ГИПЕРБОЛА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
? риторическая фигура преувеличения (или, напротив, уничижения) истины, как, например, в выражениях "кровь лилась ручьями", "пот катился градом". Намеренное уничижение … - ГИПЕРБОЛА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
гипе"рбола, гипе"рболы, гипе"рболы, гипе"рбол, гипе"рболе, гипе"рболам, гипе"рболу, гипе"рболы, гипе"рболой, гипе"рболою, гипе"рболами, гипе"рболе, … - ГИПЕРБОЛА в Словаре лингвистических терминов:
Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета, явления. В сто сорок солнц закат пылал … - ГИПЕРБОЛА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
-ы, ж. , лит. Образное выражение, чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Примеры гипербол: вино лилось … - ГИПЕРБОЛА в Тезаурусе русской деловой лексики:
- ГИПЕРБОЛА в Новом словаре иностранных слов:
1) (гр. hyperbole) стилистическая фигура, состоящая в образном преувеличении, напр. : наметали стог выше тучи или вино лилось рекой … - ГИПЕРБОЛА в Тезаурусе русского языка:
‘литературный прием’ Syn: преувеличение, гиперболизация (кн.), утрирование (кн.) Ant: преуменьшение, … - ГИПЕРБОЛА в Словаре синонимов Абрамова:
см. … - ГИПЕРБОЛА в словаре Синонимов русского языка:
кривая, преувеличение, прием, … - ГИПЕРБОЛА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
1. ж. 1) Стилистический прием, заключающийся в чрезмерном преувеличении каких-л. качеств или свойств изображаемого предмета, явления и т.п. с целью … - ГИПЕРБОЛА в Словаре русского языка Лопатина:
гип`ербола, … - ГИПЕРБОЛА в Полном орфографическом словаре русского языка:
гипербола, … - ГИПЕРБОЛА в Орфографическом словаре:
гип`ербола, …
На вопрос приведите пожалуйста примеры гиперболы... заданный автором Sветлая лучший ответ это Ударил Змей Горыныч Ивана-царевича и вогнал по колено в сыру землю...
Ответ от Ѐита Драгилева
[гуру]
Гипербола (греч. hyperbole - избыток, преувеличение; от hyper - через, сверх и bole - бросок, метание) - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли, например «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит».
Язык, как явление, часто использует одни и те же слова для обозначения различных понятий. Термин «гипербола» был введён в научный обиход древнегреческим математиком Аполлонием Пергским. Но если в математике слово «гипербола» используют в его первоначальном греческом значении, то средневековый латинский вариант этого слова - hyperbole - с ХIII века стал использоваться для обозначения стилистического и риторического приема чрезмерного преувеличения каких-либо свойств изображаемого предмета, явления и т. д. , с целью усиления впечатления.
В стилистике гипербола используется с целью усилить выразительность речи. У этого слова есть антоним - литота (см.) , то есть намеренное преуменьшение (мальчик с пальчик, мужичок с ноготок, дюймовочка). И есть синоним - преувеличение.
Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления. Например: «В сто сорок солнц закат пылал» (Маяковский). Используется гипербола для усиления эмоционального воздействия на читателя, а также для того, чтобы ярче выделить в изображаемом явлении те или иные стороны. Например: «И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел» (М. Ю. Лермонтов). Или у Н. В. Гоголя: «Шаровары, шириной в Черное море» ; «Рот величиной в арку Главного штаба». Наибольшую роль гипербола приобретает в сатире. Гипербола может быть идеализирующей и уничтожающей.
Гипербола проявлялась в человеческом мышлении и сознании с первобытного строя. Мышление первобытных людей, несомненно, сильно отличалось в своих особенностях от мышления людей цивилизованных.
Важная особенность первобытнообщинного сознания заключалась также в том, что в нем еще не было расчлененности реально существующего и фантастического. Первобытные охотники не только высоко ценили в явлениях каждого рода наиболее полноценных и мощных его представителей - его родоначальников и управителей, и не только одушевляли их в своем воображении; они вместе с тем наивно и бессознательно преувеличивали их физические размеры, их силу, ум, хитрость, ловкость и т. п. Они мыслили, но принципу гиперболы, переходящей в фантастику. Это было неизбежным следствием зависимости первобытных людей от сил природы, непонимания ими закономерностей ее жизни, неспособности овладеть этими закономерностями и вытекающих из всего этого чувств страха, зависимости, беззащитности или же удивления, преклонения, благодарности.
Тейлор приводит к этому утверждению несколко примеров. Так, он цитирует высказывание одного миссионера о взглядах североамериканских индейцев: «Они говорят... что все животные каждого вида имеют старшего брата, который служит как бы началом и корнем всех других особей; этот старший брат удивительно силен и велик. Старший брат бобров, говорили они мне, может быть величиной с нашу хижину». Или: «царем» змей, в воображении негров Юго-Западной Африки, «было громадное чудовище, превосходящее их всех величиной и считавшееся как бы прародителем их». Тейлор ссылается и на первобытные верования, отразившиеся и в стaринных русских сказках, согласно которым «на острове Буяне» «живет змея, старейшая из всех змей, вещий ворон - старший брат всех воронов. Птица, самая большая и старая из всех птиц, с железным клювом и медными когтями, и Пчелиная матка, старейшая из пчел» .
Ответ от Алсу
[гуру]
Преувеличение---"Раскроет рот шире Мексиканского залива"(Маяковский)
"Он три тарелки съел"(Крылов"Демьянова уха")
Ответ от Irina ostrenko
[гуру]
Редкая птица долетит до середины Днепра (Гоголль)
В сто сорок солнц закат пылал (Маяковский)
Я видывал, как она косит -
Что взмах - то готова копна (Некрасов)
В русском языке присутствует ряд слов, которые при одинаковом написании и произношении несут совершенно разную смысловую нагрузку. Данное отверждение смело относится и к математико-лингвистическому понятию “гипербола”, которое присутствует в таких несвязанных между собой направлениях как математика и литература. Рассмотрим его подробнее.
Что такое гипербола в литературе?
Термин “гипербола” в переводе с греческого трактуется как “преувеличение”. Современное определение понятие гласит, что гипербола – это стилистический прием образного выражения, в основе которого является преувеличение какого-либо явления, действия либо предмета.
- Данная стилистическая фигура получила широкое распространение в художественных произведениях с целью усилить впечатления от описания, в т. ч. народной поэзии, частушках.
- Объектом преувеличения могут стать явления, события, предметы, сила, чувства.
- Эффектная форма может как идеализировать объект, так и нести уничижительный посыл.
- Гипербола является образным выражением, поэтому не стоит дословно принимать смысл фразы, в которой она находится.
Не стоит путать гиперболу с другим аллегорическим термином – метафорой. Характерной чертой первой всегда является преувеличение.
Пример
“Ступни его были огромны, как лыжи”.
При беглой оценке фразы может показаться, что речь идет о метафоре, но это не так. После оценки реальных габаритов лыж становится понятно, что имеет место гипербола.
Что такое гипербола в математике?
Математический термин “гипербола” характеризует множество точек плоскости, абсолютная величина разности расстояний от которых до фокусов есть постоянная величина. Данные точки образуют кривую, относящуюся к числу канонических сечений. Впервые понятие “гипербола” ввел математик Древней Греции Апполоний Пергский в 200-ых годах до н.э.
Перемещаясь в декартову систему координат, возьмем произвольную точку кривой – т. L(х,y) и определим фокусы гиперболы через т. A 1 (-c,0) и т. A 2 (c,0). Тогда определение гиперболы можно представить в виде выражения ∣ |A 1 L | – |A 2 L| ∣ = 2a , где a – действительная полуось гиперболы. При этом обязательным является условие 2a < 2c.
- Переводя запись данного выражения координатную форму и избавляясь от иррациональности получается √(x + c )² + y² −√ (x − c )² + y² = ± 2 a ⇒ к аноническое выражение такой фигуры как гипербола представляет уравнение x 2 / a 2 – y 2 / b 2 = 1, где линии a и b – длины действительной и мнимой полуосей.
- Если a = b, перед вами равносторонняя гипербола.
- Характерной чертой гиперболы является наличие двух идентичных (симметричных) кривых.
- Касательные, к которым устремляется гипербола, но никогда их не достигает, носят название асимптоты.
- Оптическое свойство гиперболы заключается в том, что луч, выпущенный из одного фокуса, продолжает свое движение так, как если бы он вышел из другого фокуса.
Литературные тропы - это художественные приёмы, слово или выражение, используемые автором для усиления выразительности текста и усиления образности языка.
К тропам относятся , сравнение , эпитет , гипербола, . В этой статье пойдёт речь о гиперболе и её антониме - литоте.
В википедии говорится, что гипербола - это слово из греческого языка и обозначает преувеличение. Первая часть слова «гипер» есть во многих словах со значением преувеличения, превышения: гипертония, гипергликемия, гипертиреоз, гиперфункция.
Гипербола в литературе - это художественное преувеличение . Кроме того, понятие гипербола есть в геометрии, и там она обозначает геометрическое место точек.
В данной статье будет идти речь о гиперболе с литературной точки зрения. Её определение, как давно она известна, кем и где употребляется. Она встречается повсюду: в литературных произведениях, в ораторских речах, в повседневных разговорах.
Гипербола в художественной литературе
Она известна с давних времён. В древнерусских былинах часто встречается преувеличение при описании героев-богатырей и их подвигов:
Гиперболы часто бывают в сказках и народных песнях: “то моё, моё сердечко стонет, как осенний лес гудит.”
Часто использует гиперболы автор древнерусской повести Про князя Всеволода он пишет: „Ты можешь Волгу раскропить вёслами, а Дон шеломами вычерпать“, чтобы показать, какая многочисленная у него дружина. Здесь преувеличение применяется для возвышенной поэтической характеристики князя.
С этой же целью Н. В. Гоголь употребляет гиперболы для поэтического описания реки Днепр: „дорога, без меры в ширину, без конца в длину“. „Редкая птица долетит до середины Днепра.“ „И нет реки. равной ему в мире.“
Но чаще Гоголь использует её в сатирических своих произведениях с иронией и юмором, высмеивая и преувеличивая недостатки своих героев.
Гиперболы в монологах героев гоголевского”Ревизора“:
- Осип – «как будто бы целый полк затрубил в трубы.»
- Хлестаков - «…Тридцать пять тысяч одних курьеров», «как прохожу … просто землетрясенье, всё дрожит и трясётся», «меня сам государственный совет боится».
- Городничий - «В муку бы стёр вас всех!».
Часто Гоголь употребляет художественные преувеличения на страницах своего произведения «Мёртвые души».
«Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти…»
Эмоциональные и громогласные гиперболы в стихах В. Маяковского:
- «В сто сорок солнц закат пылал…»
- ” Светить и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца”
В стихах А. Пушкина , С. Есенина и у многих других поэтов используются художественные преувеличения при описании событий и пейзажа.
«Не видать конца и края
Только синь сосёт глаза.»
С. Есенин
В разговорной речи преувеличение употребляют повседневно не задумываясь. Особенно часто мы прибегаем к нему в состоянии аффекта, раздражения, чтобы собеседник лучше понял наши чувства.
«Я уже сто раз звонила, представила тысячи неприятностей, чуть не умерла от беспокойства,”
«Двадцать раз тебе объясняешь, а ты всё равно делаешь не так.»
«Снова опаздываешь, опять целую вечность прождала.»
Иногда при объяснении в любви:
«Я люблю тебя, как никто любить не умеет, сильнее всех в мире.»
Литота и её значение
Антоним гиперболы - литота, художественное преуменьшение . В своей разговорной речи люди постоянно пользуются и преувеличением и преуменьшением.
Не успеешь глазом моргнуть и жизнь пролетела. Когда ждёшь, секунда годами тянется. Талия тоненькая, тоньше тростинки.
Гипербола и литота вместе с другими художественными приёмами делают русскую речь выразительной, красивой и эмоциональной.
Не пропустите: художественный прием в литературе и русском языке.
Увеличение и уменьшение в фантастических произведениях
Писатели, создавая художественный текст своего произведения, могут реалистично описывать жизнь, не прибегая к преувеличению или преуменьшению окружающих предметов. Но некоторые авторы преуменьшают или преувеличивают не только слова, но и предметы окружающего мира, создавая фантастический нереальный мир.
Ярким примером служит сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» . Героиня сказки попадает в такой мир, где она и все встречавшиеся ей герои меняют свои размеры. Такой приём нужен авторам, чтобы выразить свои мысли и взгляды на какие-то проблемы и подсказать пути их искоренения. Можно вспомнить «Гулливер в стране лилипутов» Джонатана Свифта.
Писатели с сатирической, романтической и героической направленностью в творчестве часто прибегают к фантастике. Она творческая, самобытная, придуманная автором, но основана на реальных социально-бытовых условиях жизни авторов. Писатель создаёт фантастическое произведение, но его ситуации перекликаются с реальными событиями.
Когда проходит социальная действительность, давшая повод создать это фантастическое произведение, то новому поколению уже не всё понятно, откуда появились такие фантастические вымыслы.
Гипербола и литота делают художественный текст выразительнее, помогают точнее передать эмоции. Без них творческое произведение было бы скучным и безликим. Не только авторы, но и обычные люди в повседневных разговорах не могут обойтись без них, хотя не знают их названий, а просто эмоционально выражают свои чувства и мысли.