Последнее произведение гайдна. Гайдн, йозеф - биография. Произведения для фортепиано

Биография

Юность

Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда) родился 31 марта 1732 года в имении графов Гаррахов - нижнеавстрийском селе Рорау , недалеко от границы с Венгрией, в семье Маттиаса Гайдна (1699-1763). Родители, серьёзно увлекавшиеся вокалом и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 году отправили его к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае , где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 году Йозефа заметил Георг фон Рейттер , директор капеллы венского собора св. Стефана . Ройттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет пел в хоре (в том числе несколько лет - вместе со своими младшими братьями).

Пение в хоре было для Гайдна хорошей, но единственной школой. По мере развития его способностей ему стали поручать трудные сольные партии. Вместе с хором Гайдн часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах, принимал участие в придворных торжествах. Одним из таких событий было отпевание Антонио Вивальди в 1741 году.

Служба у Эстергази

Творческое наследие композитора включает 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, оратории («Сотворение мира» и «Времена года»), 14 месс, 26 опер .

Список сочинений

Камерная музыка

  • 12 сонат для скрипки и фортепиано (в том числе соната ми минор, соната Ре мажор)
  • 83 струнных квартета для двух скрипок, альта и виолончели
  • 7 дуэтов для скрипки и альта
  • 40 трио для фортепиано, скрипки (или флейты) и виолончели
  • 21 трио для 2 скрипок и виолончели
  • 126 трио для баритона , альта (скрипки) и виолончели
  • 11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов

Концерты

35 концертов для одного или нескольких инструментов с оркестром, в том числе:

  • четыре концерта для скрипки с оркестром
  • два концерта для виолончели с оркестром
  • два концерта для валторны с оркестром
  • 11 концертов для фортепиано с оркестром
  • 6 органных концертов
  • 5 концертов для двухколёсных лир
  • 4 концерта для баритона с оркестром
  • концерт для контрабаса с оркестром
  • концерт для флейты с оркестром
  • концерт для трубы с оркестром

Вокальные произведения

Оперы

Всего 24 оперы, в том числе:

  • «Хромой бес» (Der krumme Teufel), 1751 г.
  • «Истинное постоянство»
  • «Орфей и Эвридика, или Душа философа», 1791 г.
  • «Асмодей, или Новый хромой бес»
  • «Ацис и Галатея», 1762 г.
  • «Необитаемый остров» (L’lsola disabitata)
  • «Армида», 1783 г.
  • «Рыбачки» (Le Pescatrici), 1769 г.
  • «Обманутая неверность» (L’Infedelta delusa)
  • «Непредвиденная встреча» (L’Incontro improviso), 1775 г.
  • «Лунный мир» (II Mondo della luna), 1777 г.
  • «Истинное постоянство» (La Vera costanza), 1776 г.
  • «Вознагражденная верность» (La Fedelta premiata)
  • «Роланд-паладин» (Orlando Раladino), героико-комическая опера на сюжет поэмы Ариосто «Неистовый Роланд »
Оратории

14 ораторий, в том числе:

  • «Сотворение мира»
  • «Времена года»
  • «Семь слов Спасителя на кресте»
  • «Возвращение Товия»
  • Аллегорическая кантата-оратория «Рукоплескания»
  • ораториальный гимн Stabat Mater
Мессы

14 месс, среди которых:

  • малая месса (Missa brevis, F-dur, около 1750 г.)
  • большая органная месса Es-dur (1766 г.)
  • месса в честь св. Николая (Missa in honorem Sancti Nicolai, G-dur, 1772 г.)
  • месса св. Цецилии (Missa Sanctae Caeciliae, c-moll, между 1769 и 1773 гг.)
  • малая органная месса (В-dur, 1778 г.)
  • Мариацелльская месса (Mariazellermesse, C-dur, 1782 г.)
  • месса с литаврами, или Месса времён войны (Paukenmesse, C-dur, 1796 г.)
  • месса Heiligmesse (B-dur, 1796 г.)
  • Нельсон-месса (Nelson-Messe, d-moll, 1798 г.)
  • месса Тереза (Theresienmesse, B-dur, 1799 г.)
  • месса с темой из оратории «Сотворение мира» (Schopfungsmesse, B-dur, 1801 г.)
  • месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse, B-dur, 1802 г.)

Симфоническая музыка

Всего 104 симфонии, в том числе:

  • «Оксфордская симфония»
  • «Траурная симфония»
  • 6 Парижских симфоний (1785-1786 гг.)
  • 12 Лондонских симфоний (1791-1792 гг., 1794-1795 гг.), в том числе симфония № 103 «С тремоло литавр»
  • 66 дивертисментов и кассаций

Произведения для фортепиано

  • Фантазии, вариации

Память

  • В честь Гайдна назван кратер на планете Меркурий .

В художественной литературе

  • Стендаль опубликовал жизнеописание Гайдна, Моцарта, Россини и Метастазио в письмах.

В нумизматике и филателии

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Альшванг А. А. Иосиф Гайдн. - М .-Л. , 1947.
  • Кремлев Ю. А. Йозеф Гайдн. Очерк жизни и творчества. - М ., 1972.
  • Новак Л. Йозеф Гайдн. Жизнь, творчество, историческое значение . - М ., 1973.
  • Баттерворт Н. Гайдн. - Челябинск, 1999.
  • Й. Гайдн - І. Котляревський: мистецтво оптимізму. Проблеми взаємодії мистецтва, педагогіки та теорії і практики освіти: Збірник наукових праць / Ред.‑упорядн. - Л. В. Русакова. Вип. 27. - Харків, 2009. - 298 с. - ISBN 978-966-8661-55-6 . (укр.)
  • Dies . Haydn’s Biographie. - Вена, 1810. (нем.)
  • Ludwig . Joseph Haydn. Ein Lebensbild. - Нордг., 1867. (нем.)
  • Pohl . Mozart und Haydn in London. - Вена, 1867. (нем.)
  • Pohl . Joseph Haydn. - Берлин, 1875. (нем.)
  • Lutz Görner Joseph Haydn. Sein Leben, seine Musik. 3 CDs mit viel Musik nach der Biographie von Hans-Josef Irmen. KKM Weimar 2008. - ISBN 978-3-89816-285-2
  • Arnold Werner-Jensen . Joseph Haydn. - München: Verlag C. H. Beck, 2009. - ISBN 978-3-406-56268-6 . (нем.)
  • H. C. Robbins Landon . The Symphonies of Joseph Haydn. - Universal Edition and Rockliff, 1955. (англ.)
  • Landon, H. C. Robbins; Jones, David Wyn . Haydn: His Life and Music. - Indiana University Press, 1988. - ISBN 978-0-253-37265-9 . (англ.)
  • Webster, James; Feder, Georg (2001). «Joseph Haydn». The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Published separately as a book: (2002) The New Grove Haydn. New York: Macmillan. 2002. ISBN 0-19-516904-2

Примечания

Ссылки

На нашем сайте) написал до 125 симфоний (из них первые были рассчитаны на струнный оркестр, гобои, валторны; последние же, кроме того, на флейту, кларнеты, фаготы, трубы и литавры). Из оркестровых сочинений Гайдна известны еще «Семь слов Спасителя на кресте» и свыше 65 «дивертисментов», «кассаций» и т. п. Кроме того Гайдн написал 41 концерт для самых разнообразных инструментов, 77 струнных квартетов, 35 трио для фортепиано, скрипки и виолончели, 33 трио для других инструментальных комбинаций, 175 пьес для баритона (любимый инструмент графа Эстергази), 53 фортепианных сонаты, фантазии и т. п., и множество других инструментальных произведений. Из вокальных сочинений Гайдна известны: 3 оратории, 14 месс, 13 офферторий, кантаты, арии, дуэты, трио и т. п. Гайдн написал еще 24 оперы, большая часть которых предназначена была для скромного домашнего театра графа Эстергази; их исполнения в других местах не желал сам Гайдн. Он сочинил также австрийский национальный гимн.

Портрет Йозефа Гайдна. Художник Т. Харди, 1791

Значение Гайдна в истории музыки основывается главным образом на его симфониях и квартетах, не потерявших и в наши дни живого художественного интереса. Гайдн явился завершителем того процесса отделения инструментальной музыки от вокальной, который еще задолго до него начался на почве танцевальных форм и главными представителями которого до Гайдна были С. Бах , сын его Эм. Бах, Саммартини и др. Сонатная форма симфонии и квартета, как она была выработана Гайдном, послужила основой инструментальной музыки для всего классического периода.

Йозеф Гайдн. Лучшие произведения

Велика также заслуга Гайдна и в развитии оркестрового стиля: он первый положил начало индивидуализации каждого инструмента, выделению его характерных, оригинальных свойств. Один инструмент у него часто противопоставляется другому, одна оркестровая группа – другой. Оттого оркестр Гайдна отличается неведомою дотоле жизнью, разнообразием звучностей, выразительностью, особенно, в последних сочинениях, не оставшихся без влияния Моцарта , бывшего другом и поклонником Гайдна. Гайдн расширил также форму квартета, и благородством своего квартетного стиля придал ей особое и глубокое значение в музыке. «Старая веселая Вена», с её юмором, наивностью, сердечностью и, порой, безудержной резвостью, со всеми условностями эпохи менуэта и косички, нашла отражение в сочинениях Гайдна. Но когда Гайдну надо было передать в музыке настроение глубокое, серьезное, страстное, он и здесь достигал силы, небывалой у его современников; в этом отношении он примыкает прямо к Моцарту и


Йозеф Гайдн - композитор классической музыки родом из столицы Австрии, г.Вена. Основатель муз-жанров: симфония, струнный квартет. Один из трех легендарных классиков представителей Венской школы. Музыка Й. Гайдна на то время была очень авангардной и отличалась резкими изменениями настроения, необычными романтическими оттенками.

Слушать классическую музыку написанную Йозефом Гайдном.

В прямом эфире радио звучат самые известные творения. Представляем вашему вниманию онлайн радио на волне которого транслируются музыкальные произведения этого великого композитора.

Родился 31.03.1732 в Австрийском городе Рорау, (Умер: 31.05.1809 г., Вена, Австрия)

За свою жизнь он написал очень много музыкальных произведений:

Опер - 24
Симфоний - 106
Струнные квартеты - 83
Сонаты для фо-но - 52
Трио для баритона - 126
Ораторий - 3
Месс - 14
Концертов 36

Самые популярные произведения Гайдна:

Cello Concerto No. 1
Cello Concerto No. 2
Harmoniemesse
Il ritorno di Tobia
La canterina
La fedeltà premiata
La vera costanza
L"infedeltà delusa
L"isola disabitata
Missa brevis
Missa brevis Sancti Joannis de Deo
Missa Cellensis
Missa in Angustiis
Missa in tempore belli
Missa Sancti Bernardi von Offida
Missa Sancti Nicolai
Orlando paladino
Piano Sonata Hob. XVI/52
Piano Trio No. 39
Schöpfungsmesse
Sinfonia Concertante
String Quartet, Opus 76, No. 3
String Quartets, Op. 20
String Quartets, Op. 33
String Quartets, Op. 76
The Seasons
Theresienmesse
Variations in F minor
Variations in F minor, Hob. XVII:6
Аптекарь
Армида
Гимн Австро-Венгрии
Гимн Германии
Концерт для трубы с оркестром
Лунный мир
Песнь немцев
Семь слов Спасителя на кресте
Симфония № 1
Симфония № 100
Симфония № 101
Симфония № 103
Симфония № 104
Симфония № 45
Симфония № 49
Симфония № 53
Симфония № 6
Симфония № 88
Симфония № 90
Симфония № 92
Симфония № 94

Найдите хорошую мелодию - и ваша композиция, какова бы она не была, будет прекрасной и непременно понравится. - Franz Joseph Haydn


Слушать Йозефа Гайдна онлайн бесплатно, музыку и композиции в хорошем качестве звучания на волне онлайн радио. Дата обновления: 17.08.2018 HAYDN radio music

Слушать радио США



Лучшие песни Джаза, легендарные исполнители чьи имена знает весь мир. Слушайте самые популярные Jazz мелодии в прямом эфире американской радио

Джаз музыка с Вибрафоном звучит для вас, уникальные муз-композиции с перкуссией слушайте в эфире американской джазовой радиостанции. Инструментальная

Франц Йозеф Гайдн родился в 1732 г. в селе Рорау в Нижней Австрии в семье каретника и кухарки. Его родители - страстные любители музыки - часто устраивали у себя дома музыкальные вечера, что в немалой степени способствовало пробуждению у юного Франца Йозефа интереса к этому искусству, а народное австрийское творчество, с которым он познакомился в родных пенатах, нашло отражение в его лучших сочинениях.

Талант Гайдна проявился рано - он обладал не только прекрасным музыкальным слухом, но и восхитительным голосом, приводивших окружающих в восторг. Необыкновенный ребенок обратил на себя внимание школьного учителя и церковного регента Франка, который сопроводил его в небольшой город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал петь в церковном хоре, обучился нотной грамоте, игре на скрипке и клавесине.

В 1740 г. Хайнбург в поисках одаренных мальчиков для соборного хора приехал композитор и капельмейстер Георг Ройтер. Юный Гайдн не мог не привлечь внимания маэстро. В результате этого благоприятного стечения обстоятельств Йозеф попал в Вену, в хоровую капеллу при кафедральном соборе Св. С тефана. Перед талантливым юношей отрылась возможность получить настоящее музыкальное образование.

«Наряду с школьными занятиями я изучал там искусство пения, клавир и скрипку у очень хороших мастеров. Я пел дискантом, как в соборе, так и при дворе с большим успехом до восемнадцатого года моей жизни», - вспоминал Гайдн в 1776 г.

Однако руководитель капеллы Ройтер, отличавшийся суровым нравом, мало внимания уделял композиторским опытам Йозефа, а служба в соборе оставляла мало времени для учебы. Так пролетели первые девять лет в Вене. А в 1749 г. Гайдна без малейшего сожаления выгнали из капеллы... Дело в том, что у юноши начал ломаться голос. Таким образом семнадцатилетний Йозеф Гайдн оказался предоставлен самому себе. Наступили годы нужды, случайных подработок, самоучения и неловких еще музыкальных экспериментов.

"Потом у меня пропал голос, и мне пришлось целых восемь лет влачить жалкое существование… Я сочинял преимущественно по ночам, не зная, имею ли я какой-либо дар к композиции или нет, и записывал свою музыку усердно, но не совсем правильно..." (из автобиографических заметок 1776 г.)

Невзирая на трудное материальное положение, он усердно занимался изучением творений Эммануила Баха, который стал его любимым композитором, и теорией композиции. Одновременно он не чурался и юношеских проказ, которые устраивали его товарищи. Это сблизило Йозефа с бытовой музыкой Вены, что вместе с австрийским фольклором впоследствии выразилось в творчестве Гайдна.

В это время им были написаны сонаты для клавесина. Их издание обратило внимание на молодого композитора.

Первым же крупным произведением Гайдна стала опера "Хромоногий бес", созданная в 1751 г.

В 1755 г. материальное положение Гайдна немного улучшилось благодаря его участию в любительских музыкальных вечерах помещика Фюрнберга. А в 1759 г. по рекомендации того же Фюрнберга композитор получил должность капельмейстера при дворе чешского графа Максимилиана Морцина. У того при дворе была небольшая капелла из двенадцати музыкантов, для которой Гайдн писал дивертисменты развлекательного характера. Здесь же были написаны и его первые симфонии.
В 1761 г. Гайдн оставил графа Морцина и поступил на службу к венгерскому князю Павлу Антону Эстергази, копеллой которого руководил в течении тридцати лет до 1791 г.

В эти годы композитор много и напряженно работал. Из написанного можно выделить симфонии "Утро", "Полдень", "Вечер" (1761 г.), мессы, оперы, произведения для баритона.

В начале 70-х гг. музыку Гайдна стали пронизывать грустные, а подчас трагические мотивы. Причиной тому была неудачная женитьба (свою малограмотную супругу Гайдн называл не иначе, чем "исчадие ада") и неудовлетворенность работой у Эстергази. Так на свет появились "Траурная" и "Прощальная" симфонии (1772 г.).

Пробуя свои силы во всех родах музыкального сочинения, наибольшего успеха Гайдн достиг в области инструментальной музыки. Он, как никто до него тонко понимал оркестровый колорит, внеся огромный вклад в развитие этого направления.

В начале 90-х Йозеф Гайдн совершил две поездки в Лондон. Там, для концертов Соломона им были созданы лучшие, по признанию современников, симфонии, которые еще более упрочили славу Гайдна.

В последнии годы Гайдн жил в Вене. Здесь композитор написал свои две знаменитые оратории: "Сотворение Мира" (1798 г.) и "Четыре времени года" (1801 г.).
После 1802 г. Гайдн перестал сочинять музыку. Умер композитор 31 мая 1809 г.

Музыкальное наследие:

Оперы: " Хромой бес" (Der krumme Teufel, либретто И. Ф. Курц - Бернардон, по сюжету пьесы А. Р. Лесажа "Le Diable Boiteux", прим. 1751 г.; под названием "Новый хромой бес" - Der neue krumme Teufel, пост, 1758 г.); оперы-сериа - "Ацис и Галатея" (либретто Дж. Б. Мильявакка, 1762 г.), "Необитаемый остров" (L"lsola disabitata, либретто П. Метастазио), "Армида" (либретто Дуранди по поэме "Освобожденный Иерусалим" Тассо, 1783 г.), "Душа философа" (L"Anima del filosofo, либретто К. Ф. Бадини, 1791 г.); оперы-буффа - "Певица" (La Canterina, 1766 г.), "Аптекарь" (Lo Speziale, либретто К. Гольдони), "Рыбачки" (Le Pescatrici, либретто К. Гольдони, 1769 г.), "Обманутая неверность" (L"Infedelta delusa), "Непредвиденная встреча" (L"Incontro improviso, либретто К. Фриберта по пьесе Ф. Данкура, поставлена 1775 г.), "Лунный мир" (II Mondo della luna, либретто К. Гольдони, поставлена 1777 г.), "Истинное постоянство" (La Vera costanza, 1776 г.), "Вознагражденная верность" (La Fedelta premiata, по пьесе "L"Infedelta fedde" Лорeнци); героико-комическая опера - "Роланд-паладин" (Orlando Раladino, либретто Н. Порта по сюжету поэмы "Неистовый Роланд" Ариосто); немецкие кукольные оперы (названные Гайдном комическими операми) -
"Филемон и Бавкида" , "Совет богов" (Der Gotterrat oder Jupiters Reise auf die Erde, пролог к "Филемону и Бавкиде"), "Наказанная жажда мести, или Сгоревший дом" (Die bestrafte Rachgier, oder Das abgebrannte Haus, 1773 г.), "В канун субботы" (Herebschabbas, 1773 г.), "Покинутая Дидона" (Didone ahbandonata, либретто И. фон Пауэрсбаха), Четвёртая часть Геновефы (Genovevens vierter Teil, либретто И. фон Пауэрсбаха, исполнена 1777 г.)

Произведения для хора и голосов с оркестром: оратории - "Возвращение Товия" (El Ritorno di Tobia, текст Дж. Г. Боккерини, 1774-1775 гг.), "Семь слов спасителя на кресте" (Die Sieben Worte des Erlosers am Кгеиzе, текст И. Фриберта, переложение одноимённой оркестровой пьесы Гайдна, 1794 г.; новый текст И. Гайдна и Г. ван Свитена, около 1796 г.), "Сотворение мира" (Die Schopfung, текст Г. ван Свитена по поэме "Потерянный рай" Мильтона, 1798 г.), "Времена года" (Die Jahreszeiten, текст Г. ван Свитена по поэме Дж. Томcoна, 1801 г.)

14 месс, в том числе: малая месса (Missa brevis, F-dur, около 1750 г.), большая органная месса Es-dur (1766 г.), месса в честь свыше Николая (Missa in honorem Sancti Nicolai, G-dur, 1772 г.), месса свыше Цецилии (Missa Sanctae Caeciliae, c-moll, между 1769 и 1773 гг.), малая органная месса (В-dur, 1778 г.), Мариацелльская месса Mariazellermesse, C-dur, 1782 г.), месса с литаврами, или Месса времён войны (Paukenmesse, C-dur, 1796 г.), месса с темой "Свят, свят" (Heiligmesse, B-dur, 1796 г.), Нельсон-месса (Nelson-Messe, d-moll, 1798 г.), месса Тереза (Theresienmesse, B-dur, 1799 г.), месса с темой из оратории "Сотворение мира" (Schopfungsmesse, B-dur, 1801 г.), месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse, B-dur, 1802 г.)

Разные хоровые произведения: в том числе - "Избрание капельмейстера" (Die Erwahlung eines Kapellmeisters, для солистов, хора и оркестра, около 1790 г.), "Буря" (The Storm, для солистов, хора и оркестра, 1792 г.), "Хор датчан" (Chor der Danen, 1796 г.)

Произведения для оркестра: 104 симфонии, в том числе - № 6, "Утро" (Le Matin, D-dur, 1761 г.), № 7, "Полдень" (Le Midi, C-dur, 1761 г.), № 8, "Вечер и буря" (Le Soir е la tempesta, G-dur 1761 г.), № 22, "Философ" (Der Philosoph, Es-dur, 1764 г.), № 26, Стенания (Lamentatione, d-moll, около 1765 г.), № 30, "Аллилуйя" (Alleluja, C-dur, 1765 г.), № 31, "С наигрышем рога, или На тяге" (Mit dem Hornsignal, oder Auf dem Anstand, D-dur, 1765 г.), № 43, "Меркурий" (Es-dur, до 1772 г.), № 44, "Траурная симфония" (Trauer symphonie, e-moll, до 1772 г.), № 45, "Прощальная симфония" (Abschiedssymphonie, называется также - Симфония при свечах, fis-moll, 1772 г.), № 48, "Мария Тереза" (C-dur, около 1773 г.), № 49, "Страдание" (La Passione, f-moll, 1768 г.), № 53, "Величественная" (L"Imperiale, D-dur, около 1775 г.), № 55, "Школьный наставник" (Der Schulmeister, Es-dur, 1774 г.), № 59, "Пламя" (Feuersymphonie, A-dur, до 1769 г.), № 60, "Рассеянный" (Simfonia per la commedia intitolata "II Distratto", C-dur, не ранее 1775 г.), № 63, "Рокселана" (La Roxelane, C-dur, около 1777 г.), № 69, "Лаудон" (Laudon, C-dur, 1778-1779 гг.), № 73, "Охота" (La Chasse, D-dur, 1781 г.), № 82, "Медведь" (L"Ours, C-dur, 1786 г.), № 83, "Курица" (La Poule, g-moll, 1785 г.), № 85, "Королева" (La Reine de France, B-dur, 1785-1786 гг.), № 92, "Оксфордская" (Oxford, G-dur, около 1788 г.), № 94, "С ударом литавр, или Сюрприз" (Mit dem Paukenschlag, The Surprise, G-dur, 1791 г.), № 100, "Военная" (Die Militarsymphonie, G-dur, 1794 г.), № 101, "Часы" (Die Uhr, A-dur, 1794 г.), № 103, "С тремоло литавр" (Mit dem Paukenwirbel, Es-dur, 1795 г.), № 104, "Соломон" (D-dur, 1795 г.)

Кроме того, симфонии : B-dur (около 1760 г.), B-dur (первоначальная редакция струнного квартета ор. 1, № 5, 1754 или 1762 гг.), симфония-концерт для скрипки, виолончели, гобоя, фагота и оркестра (B-dur, ор. 84, 1792 г.), 16 увертюр, в том числе к 11-и операм, 3-м ораториям и увертюры (C-dur и D-dur), пассион для оркестра-Семь слов спасителя на кресте (для 2 флейт, 2 гобоев, 2 фаготов, 4 валторн, 2 труб, ударных и струнных; по заказу кафедрального собора в Кадиксе, Испания, 1785 г., переложение для струн. квартета - ор. 51, 1787 г.; в ораторию-около 1796 г.)

Танцы : свыше 100 менуэтов для оркестра; свыше 30 немецких танцев; 6 маршей, в том числе венгерский национальный марш

Концерты для одного и нескольких инструментов с оркестром : 35 концертов, в том числе 2 для клавира, 4 для скрипки, 4 для виолончели, 3 для валторны, 2 для баритона (смычкового), по одному - для контрабаса, флейты, трубы, 2 баритонов, 2 валторн, 5 для 2-колёсных лир, 13 дивертисментов с клавиром

Произведения для ансамбля инструментов :
47 дивертисментов для разного состава инструментов, в том числе 8 ноктюрнов для 9 инструментов, 9 скерцо и 6 сюит для 8 инструментов, Детская симфония; 83 струн, квартета для 2 скрипки, альта и виолончели, в том числе с названиями: 6 солнечных (Sonnenquartette, ор. 20. № 4-Ссора в Венеции-The Row In Venice, D-dur, 1772 г.), 6 русских (Die russischen Quartet-ten, ор. 33, называются также Девичьи - Jungfernquartette, № 3 - Птичий квартет - Vogelquartett, C-dur, 1781 г.), 6 прусских (Die preussischen Quartetten, ор. 50, № 6 - Лягушечий квартет - Froschquartett, D-dur, 1787 г.), Семь слов спасителя на кресте (Die Sieben Worte des Erlosers am Kreuze, op. 51, переложение одноимённого пассиона для оркестра, 1787 г.), "Жаворонок" (Lerchenquartett, D-dur, ор. 64, 1790 г.), "Всадник" (Reiterquartett, c-moll, op. 74, № 3, 1793 г.), 6 Эрдеди-квартетов (Erdody-Quartette, op. 76; № 2-квартет с менуэтом ведьм - Quintenquartett mit dem Hexenmenuett, d-moll; № 3 - Императорский - Kaiserquartett, C-dur; № 4 - Восход солнца - The Sunrise, B-dur, около 1797 г.), Неоконченный (op. 103, B-dur, 1803 г.)

Произведения для 3 инструментов : трио -
41 трио для клавира, скрипки (или флейты) и виолончели, 21 трио для 2 скрипки и виолончели, 126 трио для баритона (смычкового), альта (скрипки) и виолончели, 11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов

Произведения для 2 инструментов:
25 дуэтов для баритонов (смычковых) и виолончели с басом или без, 6 дуэтов для скрипки и альта

Произведения для фортепиано в 2 руки :
52 сонаты для фортепиано, 12 пьес для фортепиано, в том числе анданте с вариациями (t-moll, 1793 г.), ариетта с 18 (20) вариациями (A-dur, до 1768 г.), 6 лёгких вариаций (C-dur, 1790 г.), 91 танец для клавира (в том числе 53 менуэта, 24 немецких танца, 5 контрдансов, 8 в цыганском стиле, 1 кадриль и 1 английский танец)

Произведения для фортепиано в 4 руки :
2 пьесы, в том числе вариации (Учитель и ученик - II Maestro е lo scolare), 32 пьесы для музыкальной шкатулки

Обработки шотландских, ирландских и валлийских песен для 1-2 голосов с фортепиано или с трио (скрипка, виолончель, и фортепиано, всего около 439 песен в том числе: 150 шотл, песен, изданных У. Непиром, 1792-1794 гг.; 187 шотландских, ирландских и валлийских песен на слова Р. Бёрнса, В. Скотта и др., изд. Томпсоном, впервые в 1802 г.; 65 разных песен, изданных У. Уайтом, 1804 и 1807 г., кроме того, 26 неопубликованных. народных песен, указанных Гайдном в перечне сочинений)

Музыка к спектаклям: к итальянским комедиям: "Удивительная маркиза" (La Marchesa Nespola), "Вдова" (La Vedova), "Врач" (II Dottore), "Craнарепло" (все соч. в 1762 г., поставлена в Эйзенштадте, 1762 г.); к пьесам: "Пожар" (Die Feuerbrunst, 1774 г.), "Рассеянный" (Der Zerstreute, по одноимённой пьесе Ж. Ф. Реньяра), "Альфред, или Король-патриот" (по пьесе "The Patriot King or Alfred and Elvira" Бикнелла, 1796 г.)

1 апреля 1732 года в селе Рорау, Австрия родился композитор Йозеф Гайдн. Родители, имевшие особенное отношение к пению и музицированию, очень быстро обнаружили в Йозефе музыкальные способности. В пять лет его отправили в Хайнбург-на-Дунае к родственникам, где он стал изучать музыку и хоровое пение. В 1740 г. на него обратил внимание директор капеллы венского собора св. Стефана Георг фон Ройттер, который позже и взял его в капеллу. На протяжении девяти лет Гайдн пел в хоре, несколько из них - со своими братьями. Он быстро учился, и со временем ему стали давать трудные сольные партии. Гайдн набирался практического опыта, так как церковный хор нередко выступал на городских свадьбах, похоронах, других праздневствах, а также на придворных торжествах, и это не считая церковных песнопений и репетиций.

В 1749 года Гайдна выгнали из хора из-за ломки голоса. Следующие десять лет Гайдн меняет несколько работ, старается наверстать необходимые знания в музыкальном образовании, изучает теорию композиции и творчество Эммануила Баха. Он пишет оперу «Хромой бес», порядка десятка квартетов, мессы brevis, F-Dur и G-dur (обе еще во время участия в хоре), а также свою первую симфонию(1759).

В 1759 Гайдн занимает пост капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина. В его распоряжении - небольшой оркестр, для которого он пишет свои симфонии. В 1760 году Гайдн бракосочетается с Марии-Анной Келлер; с ней он был счастлив, хотя и сожалел о том, что у них не было детей.

Через некоторое время Карл фон Морцин сталкивается с финансовыми проблемами, и ему приходится свернуть деятельность своего оркестра.

В 1761 Гайдна берут вторым капельмейстером, теперь уже при дворе одной из могущественных и влиятельнейших семей Австро-Венгрии - семьи князей Эстерхази. В его обязанности входят руководство оркестром, сочинение музыки, постановка опер и камерное музицирование. За 30 лет работы при дворе Эстерхази Гайдн пишет много сочинений, становясь все более известным. В этот период он вместе с Моцартом и Бетховеном формирует т.н. «венскую классическую музыку», характеризирующимся своими формами инструментальной музыки. Приобретается все большую популярность жанр симфонии, в которой превалирует гомофонно-гармоническая фактура и динамизирующие музыкальное звучание полифонические эпизоды.

В 1790 умирает князь Эстерхази, и оркестр вынужден распуститься. Гайдн снова ищет работу, и в следующем году подписывает контракт на трудовую деятельность в Англии. В последующее время Гайдн продолжает писать, не только в Англии, но и в Австрии. В Лондоне он пишет признанные лучшими симфонии для концертов Соломона.

В Вене он пишет две свои известные оратории: «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). Последняя по праву считается образцом, эталоном классицизма в музыке. Благодаря этим ораториям, Гайдн приобрел поистине потрясающую популярность как композитор инструментальной музыки.

После этих ораторий писал все меньше в связи с ухудшающимся здоровьем. После «Harmoniemesee» 1802 г. он оставил лишь неоконченный струнный квартет ор. 103 и наброски 1806 года. Умер Гайдн 21 мая 1809 года.

За свою жизнь Гайдн написал 104 симфонии, 52 фортепианные сонаты, 83 квартета, оратории, 14 месс, несколько опер.