Под каким псевдонимом писал вениамин зильбер. Каверин вениамин александрович. мультипликационный фильм

Дата рождения:

Место рождения:

Псков, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Москва, СССР

Род деятельности:

Направление:

Социалистический реализм

Роман, повесть, рассказ

Язык произведений:

Рассказ «Одиннадцатая аксиома»

Награды и премии:

Адреса в Ленинграде

Произведения

Романы, повести

Воспоминания, эссеистика

Награды и премии

Экранизации и постановки

(настоящая фамилия Зильбер ; 6 (19) апреля 1902, Псков - 2 мая 1989, Москва) - русский советский писатель. Лауреат Сталинской премии второй степени (1946).

Биография

Родился 6 (19) апреля 1902 года в семье капельмейстера 96-го пехотного Омского полка Абеля Абрамовича Зильбера и его жены - урождённой Ханы Гиршевны (Анны Григорьевны) Дессон, владелицы музыкальных магазинов. Старшая сестра Каверина - Лея Абелевна Зильбер (в замужестве Елена Александровна Тынянова, 1892-1944) - вышла замуж за его друга детства Ю. Н. Тынянова. Старший брат Каверина - крупный советский вирусолог Л. А. Зильбер (1894-1966). Кроме того, в семье росли ещё трое старших детей - Мирьям (в замужестве Мира Александровна Руммель, 1890 - после 1988, жена первого директора Народного дома им. А. С. Пушкина Исаака Михайловича Руммеля), Давид, впоследствии военный врач, и Александр (1899-1970), композитор, взявший псевдоним Ручьёв. Жена Каверина - детская писательница Л. Н. Тынянова (1902-1984), младшая сестра Ю. Н. Тынянова. Сын - Николай Вениаминович Каверин (р. 11.10.1933, Ленинград), доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН, зав. лабораторией физиологии вирусов Института вирусологии имени Д.И.Ивановского РАМН. Дочь - фармаколог.

Окончил Институт восточных языков по отделению арабистики (1923) и историко-филологический факультет Ленинградского государственного университета (1924). Был близок к младоформалистам. В 1929 защитил диссертацию «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского».

Псевдоним «Каверин» взят в честь гусара, приятеля молодого Пушкина (выведенного им под собственной фамилией в «Евгении Онегине»).

Уж тёмно: в санки он садится.
«Пади, пади!» - раздался крик;
Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин .
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Стразбурга пирог нетленный
Меж сыром Лимбургским живым
И ананасом золотым.

Первый рассказ «Хроника города Лейпцига за 18… год» опубликовал в 1922. В начале 1920-х годов входил в литературную группу «Серапионовы братья». Ранние рассказы написаны на фантастические сюжеты. Обращение к реальной жизни отразилось в романе «Девять десятых судьбы» (1926) и др. В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».

Роман «Исполнение желаний» (2 кн., 1935-1936) и роман-трилогия «Открытая книга» (1953-1956) посвящены изображению творческого труда, научным исканиям советской интеллигенции. Наибольшую известность приобрел приключенческий роман «Два капитана» (2 кн., 1940-1945, Сталинская премия, 1946), в котором показана советская молодежь. Романы «Открытая книга» и «Два капитана» были неоднократно экранизированы.

Подписал обращение в защиту Ю. Даниэля и А. Синявского. Подготовил для Четвертого съезда СП СССР (1967) речь «Насущные вопросы литературы», которую ему запретили зачитывать. В 1968 он в «Открытом письме» объявил о разрыве с К. Фединым, когда тот не допустил до читателя «Раковый корпус» Солженицына.

Адреса в Ленинграде

1930-1946 - дом Придворного конюшенного ведомства - набережная канала Грибоедова, 9.

Произведения

Романы, повести

  • «Мастера и подмастерья», сборник (1923)
  • «Конец Хазы», роман (1926)
  • «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» роман (1928).
  • «Художник неизвестен», роман (1931) - один из последних формальных экспериментов в ранней советской литературе
  • «Исполнение желаний» роман (книги 1-2, 1934-1936; новая редакция 1973).
  • «Два капитана» роман (книги 1-2, 1938-1944)
  • «Открытая книга» роман (1949-1956).
  • «Семь пар нечистых» повесть (1962)
  • «Косой дождь» повесть (1962)
  • «Двойной портрет», роман (1967) - рассказывает об уволенном с работы учёном, который по доносу попадает в лагерь
  • «Перед зеркалом», роман (1972) - раскрывает судьбу одной русской художницы, особенно останавливаясь на периоде эмиграции, бережно включая в художественное повествование подлинные документы
  • «Наука расставания», роман (1983)
  • «Девять десятых судьбы»

Сказки

  • «Верлиока» (1982)
  • «Городок Немухин»
  • «Сын стекольщика»
  • «Снегурочка»
  • «Немухинские музыканты»
  • «Лёгкие шаги»
  • «Сильвант»
  • «Много хороших людей и один завистник»
  • «Песочные часы»
  • «Летающий мальчик»
  • «О Мите и Маше, о Веселом трубочисте и Мастере золотые руки»

Воспоминания, эссеистика

  • «Здравствуй, брат. Писать очень трудно...». Портреты, письма о лит-ре, воспоминания (1965)
  • «Собеседник». Статьи (1973)
  • «Освещенные окна» (1976)
  • «Вечерний день». Письма, воспоминания, портреты (1980)
  • «Письменный стол». Воспоминания, письма, эссе (1984)
  • «Счастье таланта» (1989)

Награды и премии

  • орден Ленина (1962)
  • два ордена Трудового Красного Знамени
  • орден Красной Звезды
  • орден Дружбы народов
  • Сталинская премия второй степени (1946) - за роман «Два капитана»

Издания

(для книг, переиздававшихся неоднократно, указаны только первые издания)

  • Мастера и подмастерья. Рассказы. М.-Пб. Круг. 1923.
  • Рассказы. М. Круг. 1925.
  • Конец хазы. Повести. Л. Жизнь искусства. 1926.
  • Девять десятых судьбы. Роман. М.-Л. Госиздат. 1926.
  • Ночь на 26 октября. Рассказ. Л. Прибой. 1926. 63 с.
  • Осада дворца. Повесть для юношества. М.-Л. Госиздат. 1926.
  • Пролог. Путевые рассказы. М.-Л. 1931.
  • Скандалист, или вечера на Васильевском острове. Л. Издательство писателей в Ленинграде 1931 г. 214 с.
  • Художник неизвестен. Л. 1931.
  • Черновик человека. Рассказы. Л. 1931.
  • Исполнение желаний. Роман. Л. Гослитиздат. 1937.
  • Сказка о Митьке и Маше о веселом трубочисте и мастере золотые руки. М.-Л. Детиздат. 1939.
  • Два капитана. Роман. Л. Гослитиздат. 1941.
  • Домик на холме. Рассказы. М.-Л. Детгиз. 1941.
  • Наши защитники. Рассказы. Л.-М. Искусство. 1941. 28 с.
  • Салют. М. Военмориздат. 1941. 8 с.
  • Трое. Рассказ. М. Военмориздат. 1941. 8 с.
  • Ленинград. Август 1941. Фронтовые рассказы. Молотов. 1942.
  • Дом на холме. Пьеса в 4-х действ. М.-Л. Искусство. 1942. 72 с.
  • Орлиный залет и др. рассказы. М.-Л. Детгиз. 1942. 48 с.
  • Рассказы. М. Военмориздат. 1942. 48 с.
  • Мы стали другими. Рассказы. М. Советский писатель. 1943.
  • Школа мужества. Рассказы. Воронеж. 1950.
  • Открытая книга. Роман. М. Молодая гвардия. 1953.
  • Неизвестный друг. Повесть. М. Советский писатель. 1960.
  • Три сказки. М. Детгиз. 1960.
  • Из разных книг. М. Молодая гвардия. 1961. 240 с.
  • Очерк работы. М. Советская Россия. 1964.
  • Двойной портрет. Роман. М. Молодая гвардия. 1967. 224 с.
  • Перед зеркалом. Роман в письмах. М. Советский писатель. 1972.
  • Петроградский студент. Роман. М. Советский писатель. 1976.
  • Освещенные окна. М. Современник 1976 г. 380 с.
  • Вечерний день. Письма. Встречи. Портреты. М. Советский писатель. 1980. 505 с.
  • Письменный стол. Воспоминания и размышления. М. Советский писатель. 272 с.
  • Ночной Сторож, или Семь Занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году. Рассказы. М. Детская литература. 1982.
  • Верлиока. Сказочная повесть. М. Современник. 1983. 215 с.
  • Летящий почерк. М. Художественная литература. 1986. 415 с.
  • Сказки. Баку. Гянджлик. 1986.
  • Двухчасовая прогулка. Роман и повести. М. Современник. 1989.
  • Эпилог. Мемуары. М. Московский рабочий. 1989. 544 с.
  • Собрание сочинений в 2-х томах. М. АСТ-Пресс. 1994. 560 с, 592 с.
  • Собрание сочинений в восьми томах. М. Художественная литература. 1980-1983.

Экранизации и постановки

  • 1955 - «» (реж. Владимир Венгеров).
  • 1973 - «Открытая книга » (реж. Владимир Фетин).
  • 1976 - «» (реж. Евгений Карелов).
  • 1977-1979 - «Открытая книга » (реж. Виктор Титов).
  • 1978 - Поворот - (реж. Вадим Абдрашитов)
  • 1981 - «Немухинские музыканты » (реж. Мария (Мариэта) Муат).
  • 2001 - мюзикл «Норд-Ост» (по роману «Два капитана», авторы Алексей Иващенко и Георгий Васильев)

Память

  • В честь В. А. Каверина назван астероид Вениакаверин (2458 Veniakaverin).
  • Памятник литературным героям романа «Два Капитана» - Татаринову и Григорьеву расположен в городе Пскове в сквере перед Псковской областной детской библиотекой имени В. А. Каверина.
  • Площадь «Двух капитанов» (г. Полярный Мурманской области) названа в честь одноименного романа В.А. Каверина. В 1943-44 гг на Северном флоте, в Полярном В.А. Каверин служил, будучи военкором «Известий». Здесь же была написана вторая часть романа. Действие другого романа В.А. Каверина - «Наука расставания» (1983) происходит во фронтовом Полярном, его главный герой - военкор Незлобин.

Вениамин Александрович Каверин родился 6 апреля (19 н.с.) 1902 года в семье военного музыканта, капельмейстера полка. Уже в отроческие годы большое влияние на Каверин оказал Ю.Н. Тынянов, также живший и учившийся в Пскове и женившийся на старшей сестре Каверина. В свою очередь Каверин женился на младшей сестре Тынянова.

Каверин учился в псковской гимназии, в 1919 уехал в Москву, окончил там среднюю школу и поступил в университет на историко-филологический факультет, пробовал в это время свои силы как поэт.

В 1920 Каверин переехал в Петроград, поселившись первоначально у Тынянова. Он учится на филологическом отделении университета и параллельно на арабском отделении Института живых восточных языков. Став одним из победителей конкурса Дома литераторов на лучший рассказ, Каверин увлекся прозой и вскоре вступил в организовавшуюся в это время литературную группу «Серапионовы братья» (И. Груздев, М. Зощенко, Вс. Иванов, Л. Лунц, Н. Никитин, Е. Полонская, М. Слонимский, Н. Тихонов, К. Федин).

В 1923 Каверин окончил Институт восточных языков, в 1924 - университет, оставшись в нем в аспирантуре. Одновременно Каверин преподавал в Институте истории искусств. Главным итогом филологической работы Каверин явилось исследование о русском писателе, журналисте и востоковеде XIX в. О.И. Сенковском «Барон Брамбеус: История Осипа Сенковского» (Л., 1929).

В рядах «Серапионовых братьев» Каверин занял вместе с Лунцем самый левый, «западный» фланг, отстаивая принципы динамичной, изящно построенной «сюжетной» прозы. На другом фланге были «орнаменталисты», занятые «местным колоритом» и «плетением словес». Споры носили преимущественно теоретический характер. Речь у «серапионов» шла об общем деле создания новой культуры. Сообща они сделали мало, но литературная судьба каждого отдельного «серапиона» состоялась. Дьяволы и прочая романтическая нечисть, населявшие раннюю прозу Каверина, много говорят о его литературных мечтаниях, но реальная задача перед ним встала иная: «поиски героя», как определил ее для себя и для всех «серапионов» Тихонов. От романтического самопогружения к реалистическому самопознанию - такова оказалась писательская эволюция Каверина.

Для прозаика профессиональную литературную жизнь Каверин начал удивительно рано - в 21 год он уже выпустил сборник рассказов «Мастера и подмастерья» (1923 ). Не одному Шкловскому казалось, что Каверин «научился слишком легко», и не один Юрий Олеша ему говорил: «Зачем вам писать? Ведь вы уже научились». Однако сам Каверин достаточно быстро понял, что учиться нужно гораздо более существенным вещам, чем «сумма приемов»: нужно было пройти ту школу «...самоизучения, которую создал для себя Толстой, прежде чем была написана первая строка "Детства"»,- размышлял писатель в поздние годы. Такой «школой самоизучения» стали для Каверина первые же его крупные вещи - романы «Скандалист» (1928 ) и особенно «Исполнение желаний» (1935-1936 ). В главных персонажах обоих романов - студентах Нагине и Трубачевском - без труда распознается авторское лицо. Наибольший читательский успех Каверина, связанный с созданием «Двух капитанов» (1939-1944 ), определился как раз удачной разработкой образа главного героя романа - Сани Григорьева, разыскивающего затерявшиеся следы русской арктической экспедиции. В этом романе свой внутренний опыт прозаику удалось воплотить в образ нужного эпохе романтика действия, а не одной лишь мечты

Тема Каверина - это тема исполнения долга, предначертанного человеку с младенческих лет, тема борьбы людей доброй воли против несправедливых условий человеческого существования, против тех, кто при любых условиях извлекает для себя корыстную выгоду.

Не только в художественной, но и в мемуарной прозе, занимающей очень существенное место в его работе 1960-80-х («В старом доме», «Петроградский студент», «Освещенные окна», «Вечерний день», «Письменный стол» и др.), Каверин делает героями лишь тех людей, кто, по его мнению, был рыцарски предан своим идеалам и бескорыстно им служил. Эта благородная черта априорно объединяет в глазах писателя таких разных художников, как Тынянов и К.Г. Паустовский, Зощенко и Н.А. Заболоцкий, А.П. Гайдар и Е.Л. Шварц.

В «Эпилоге» (1989 ), в частности, рассказано, почему Каверин вынужден был покинуть Ленинград вскоре после начала войны, во время уже начавшейся блокады. Хотя он работал военным корреспондентом ТАСС, это не избавило его от настойчивых домогательств со стороны Управления ленинградским НКВД. По счастливому стечению обстоятельств Каверин удалось перевестись в Москву и быть командированным на Северный флот. Впечатления от этого периода жизни легли в основу романа «Наука расставания» (1985 ).

В 1947 Каверин окончательно переезжает в Москву, продолжая, по его собственным словам, «считать себя ленинградцем». В поздние годы он жил в основном в писательском пос. Переделкино под Москвой, давая о себе знать не только своими произведениями, но и выступлениями в защиту культурных свобод и гонимых художников. Общественный резонанс вызвала его речь на Втором съезде СП (1954 ), в которой он «реабилитировал» историческую прозу Тынянова и драматургию М.А. Булгакова. Каверин принял активное участие в создании и издании сборнике «Литературная Москва» (1956 ), ставших заметным явлением культурной «оттепели». Известны его выступления в защиту А.И. Солженицына, А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля, а также доклад «Насущные вопросы литературы» (1967 ), предназначенный для IV съезда СП (произнести его не удалось, а напечатан он был лишь в 1971 за границей - в ФРГ). В последние 2 года жизни Каверин помогал созданию и изданию альманаха молодых писателей «Весть» (1989 ), в котором, в частности, была напечатана ставшая знаменитой «поэма» Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки».

Художественное слово, по Каверину, противостоит злу и отвергает его. Изнутри оно оборачивает к борьбе душу самого писателя. На эту тему Каверин начал размышлять еще в романе «Художник неизвестен» (1931 ) - наиболее интересном с эстетической точки зрения произведении довоенного периода. Профессия писателя не только «накладывает отпечаток» на его личную жизнь - она изменяет и направляет ее течение, с неумолимой последовательностью раскрывает его человеческую биографию, его судьбу.

Вениамин Александрович Каверин родился 6(19) апреля 1902 года в Пскове; умер 2 мая 1989 года в Москве. Настоящая фамилия - Зильбер; творческий псевдоним взят в честь Петра Павловича Каверина - гусара, дуэлянта-забияки и разгульного кутилы, в чьих проделках нередко принимал участие юный Пушкин.

Родился в семье капельмейстера 96-го пехотного Омского полка, из шести детей которого Вениамин был самым младшим. С детства огромное влияние на него оказывал старший брат Лев, впоследствии всемирно известный ученый-микробиолог и иммунолог, академик, один из создателей вирусной теории рака. В 1912 г. Каверин поступил в Псковскую гимназию, где проучился 6 лет. В 1919 г. переехал в Москву, окончил там среднюю школу и поступил на историко-филологический факультет университета. Увлекался сочинением стихов, но после суровых отзывов О. Э. Мандельштама и В. Б. Шкловского оставил версификационные опыты. Одновременно служил в студенческой столовой, потом работал в библиотеке Московского военного округа и в художественном подотделе Московского совета.

В 1920 г. по совету Юрия Тынянова (мужа сестры Каверина), которого считал своим литературным учителем, переехал в Петроград, где продолжил образование на философском факультете университета, одновременно обучаясь на арабском отделении Института живых восточных языков. Как филолога его привлекали малоизученные страницы русской литературы начала XIX-го века: сочинения В. Ф. Одоевского, А. Ф. Вельтмана, О. И. Сенковского. В 1923 г. он окончил Институт восточных языков, в 1924 г. – университет, оставшись в нем в аспирантуре. Одновременно Каверин преподавал в Институте истории искусств. В 1929 г. Каверин защитил кандидатскую диссертацию по русской филологии под названием «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского», принесшую автору звание научного сотрудника первого разряда.

Важную роль в творческом формировании писателя сыграло его участие в литературной группе «Серапионовы братья», в составе которой были Вс. Иванов, М. Зощенко, К. Федин и другие. В 1922 году был опубликован первый рассказ; в том же году Каверин женился на Л. Н. Тыняновой (1902-1984), впоследствии детской писательнице. В 1923 г. увидел свет первый сборник рассказов Каверина «Мастера и подмастерья», в 1925 г. - повесть «Конец Хазы», а в 1931 г. - роман «Художник неизвестен».

Был период, когда он пытался сочинять пьесы (в начале 30-х некоторые даже имели успех - их ставили первоклассные режиссеры, сам Вс. Мейерхольд предлагал сотрудничество), но, по собственному признанию Каверина, с ремеслом драматурга он был не в ладах. С начала 1930-х Каверин кардинально меняет область литературного творчества и приступает к написанию романов, в которых ставил задачу не только передать свои знания жизни, но и выработать собственный литературный стиль. Первым из них стал «Исполнение желаний» - он, как и несколько последующих («Два капитана», «Открытая книга»), пользовался большой популярностью. Замысловатое сюжетное построение и подчеркнутая контрастность, с какой писатель рисует портреты своих героев, - отличительные способности этих книг.

Во время войны Каверин работал корреспондентом газеты «Известия». В 1944 году была опубликована последняя часть самого известного из произведений писателя - романа «Два капитана»; в том же году этот роман был удостоен Сталинской премии. Неизвестно, как сложилась бы судьба Каверина, не напиши он этот роман; вполне возможно, что писатель разделил бы участь своего старшего брата, академика Льва Зильбера, которого трижды арестовывали и отправляли в лагеря.

Из поздних произведений Каверина необходимо отметить роман «Перед зеркалом» (1971), повесть «Верлиока» (1982), а также автобиографические книги «В старом доме» (1971) и «Освещенные окна» (1976).

В поздние годы Каверин жил, в основном, в писательском поселке Переделкино под Москвой, давая о себе знать не только своими произведениями, но и выступлениями в защиту культурных свобод и гонимых художников. Он добивался литературной реабилитации Тынянова и Булгакова, подписал обращение в защиту Синявского и Даниэля, поддерживал Солженицына. Членом правления Союза писателей Каверин стал только в 1986 году, всего за три года до смерти.

Он не прекращал писать до последних дней, даже когда уже не было полной уверенности в том, что все замыслы удастся осуществить. Одной из последних работ Каверина стала книга о его лучшем друге Ю. Тынянове «Новое зрение», написанная в соавторстве с критиком и литературоведом Вл. Новиковым.

Похоронен Вениамин Каверин на Ваганьковском кладбище. В июне 1995 г. состоялось открытие памятника «Два капитана», который расположен у здания Псковской областной детской библиотеки. В апреле 1997 г. у здания главпочтамта в Пскове на месте дома, где родился Каверин, открыта мемориальная доска.

Произведения Каверина начали экранизировать уже в 1926 году. На одном только Ленфильме были сняты кинофильм «Чужой пиджак», кинофильм в двух сериях «Два капитана» и телефильм в девяти сериях «Открытая книга». Наиболее удачной он считал телевизионную версию повести «Школьный спектакль». По знаменитым «Двум капитанам» было снято три фильма. А 19 октября 2001 года в Москве состоялась премьера мюзикла «Норд-Ост», созданного по мотивам этого романа. 11 апреля 2002 года на Северном Полюсе авторами мюзикла Георгием Васильевым и Алексеем Иващенко был водружен флаг «Норд-Оста» с бессмертным девизом полярников «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Фантастические элементы присутствуют во многих произведениях Каверина. Его ранняя проза - рассказы «Хроника города Лейпцига за 18.. год» (1922), «Манекен Футерфаса» (1923), «Пятый странник» (1923), а также рассказы «Инженер Шварц», «Столяры» и «Щиты», вошедшие в сборник «Мастера и подмастерья» (1923) - обнаруживает влияние немецкого романтизма и экспрессионизма; в более поздних рассказах - «Большая игра» (1925), «Ревизор» (1926), «Голубое солнце» (1927), «Друг микадо» (1927), «Сегодня утром» (1927) и др., включенных в сборник «Воробьиная ночь» (1927) - ощутимую роль играет сатирический гротеск. К фантастике писатель вернулся в 1960-80-е гг., создав несколько произведений детской фантастики: повесть «Верлиока» (1981), сказочные рассказы «Легкие шаги» (1963), «Снегурочка» (1967), «Летающий мальчик» (1969), «Сын стекольщика» (1979), «Рисунок» (1980).

87 лет жизни этого человека вместили целую эпоху. Воспитанный на традициях классической литературы, он пытался отразить в своих книгах героев нового типа, рожденных в других исторических условиях.

На его главном романе воспитывалось несколько поколений, впитывая из него не приверженность идеологическим постулатам, а истинность идеалов дружбы, стойкости в достижении цели и элементарной порядочности, которым сам Вениамин Александрович Каверин оставался верен и в долгом литературном труде, и в жизни.

«Кажется, я был способный мальчик…»

Он был младшим ребенком в многочисленной семье военного музыканта Зильбера, служившего в Омском пехотном полку. Вениамин Александрович Каверин родился весной 1902 года, когда большая семья уже больше 5 лет проживала в Пскове. Одаренными были все 6 детей Зильберов, достигнув впоследствии серьезных высот не только в музыке, но и в науке. Так, Александр стал видным композитором и дирижёром, взявшим впоследствии псевдоним Ручьёв, Елена - музыковедом, Лев - основателем целой научной школы советской медицинской вирусологии.

Основательностью интеллектуального и творческого багажа для будущей жизни дети капельмейстера Зильбера во многом были обязаны своей матери - Анне Григорьевне. Она была пианисткой, выпускницей Московской консерватории, обладавшей хорошим образованием и широтой взглядов, что сделало их дом популярным местом общения прогрессивной молодежи провинциального Пскова. Очевидно, что именно под её влиянием будущий писатель быстро приобщился к чтению.

Любимый писатель - Стивенсон

Он стал настоящим книгоглотателем, поглощая в больших количествах литературу самого разного свойства: сказки Андерсена и Перро, книги Диккенса и Виктора Гюго, произведения русских классиков, приключенческие Романы Фенимора Купера и Эмара, повести о Шерлоке Холмсе и бульварные книжонки о благородных разбойниках и сыщиках. Как вспоминал потом Вениамин Александрович Каверин, ему особенно нравился поразивший способностью завладевать вниманием без остатка, посредством «силы сцепления слов, рождающей чудо искусства».

Кроме матери, уделявшей развитию детей большое внимание, огромным авторитетом для мальчика был старший брат Лев. Человеком, оказавшим большое влияние на формирование литературных вкусов будущего писателя и привившим ему настоящую страсть к литературе, стал друг и одноклассник Льва - Юрий Тынянов - впоследствии знаменитый литературовед и писатель, автор «Подпоручика Киже», «Кюхли» и «Смерти Вазир-Мухтара». Тынянов на долгое время стал настоящим другом и для Каверина. Интересно, что он потом женился на сестре Льва и Вени - Елене, а сам Вениамин Александрович Каверин впоследствии был женат всю долгую жизнь на сестре Тынянова - Лидии Николаевне.

Его университеты

За время обучения в Псковской губернской гимназии, в которой он провел 6 лет, единственной проблемой для Каверина была математика. С гимназических времен он пробует писать стихи, что было в то время обычным делом для юношей с гуманитарным складом ума.

Детство Каверина закончилось в 1918 году после захвата Пскова германскими войсками, и среднюю школу он заканчивал уже в Москве. Там он поступает в университет. Затем он переезжает в столицу - Петроград. Там, посредством Тынянова, сближается со многими известными литераторами - В. Шкловским, Е. Шварцем, Вс. Ивановым и др. О занятиях литературой, в частности стихосложением, мечтает и Каверин. Вениамин Александрович, биография которого стала в итоге примером беззаветного служения русской словесности, получил первые суровые уроки на этом пути. Самым жестоким по отношению к его поэтическим творениям показал себя Осип Мандельштам: «От таких, как ты, поэзию надо защищать!».

Со стихотворениями было покончено, и Каверин решает посвятить себя науке. Он поступает на истфил Петроградского университета и одновременно на арабское отделение Института живых восточных языков.

Первый опыт прозаика

И всё-таки преодолеть тягу к сочинительству Каверину было не суждено. Однажды после экзамена, посвященного теории Лобачевского, он увидел афишу о литературном конкурсе, проводившемся Десять минут, которые заняла дорога до дома, Каверин называл потом судьбоносными, определившими главные черты его жизни. Он решает перейти на прозу и обдумывает свой рассказ, с которым он примет участие в конкурсе.

Первый прозаический опыт Каверина под названием «Одиннадцатая аксиома» был отмечен всего лишь третьей премией. Суммы 3000 рублей хватило только на шесть ирисок - так обесценивались деньги в 1920 году, но это был его первый литературный гонорар, его первый писательский успех. О нём всегда помнил Каверин. Вениамин Александрович - биография, список книг, изданных по всему миру, были свидетельством высокой оценки его труда и таланта - до конца дней вспоминал эти шесть ирисок.

«Серапионовы братья»

1 февраля 1921 года состоялось первое заседание литературного кружка, получившего название «Серапионовы братья». В собраниях впоследствии принимали участие множество «сочувствовавших» и единомышленников, но канонический состав был постоянен: Лев Лунц, Илья Груздев, Елена Полонская, Всеволод Иванов, Михаил Слонимский, Константин Федин. Одним из постоянных членов объединения стал Каверин. Вениамин Александрович, произведения которого стали к тому времени регулярно появляться в печати, активно участвовал в собраниях. Он оставался верен «братству» и творческим принципам, провозглашенным им, до конца - Каверин и полвека спустя отмечал начало «серапионова летосчисления» - 1 февраля - как самый важный праздник.

А принципы эти были на редкость не ко времени. Само название, заимствованное отцами-основателями кружка у сборника новелл классика немецкого романтизма Эрнеста Теодора Амадея Гофмана, говорило о полной аполитичности. В этом сборнике упоминалось литературное содружество, названное в честь легендарного христианского пустынника и аскета Серапиона, и провозглашение главной ценностью литературного труда его качество, без учета мировоззрения и политических взглядов автора, было на третьем году Советской власти почти провокацией.

Жестокое время

Скоро и самим «братьям» стала ясна наивность их благородного побуждения. Идейные расхождения среди них стали проявляться всё отчетливей. «Западники» - Лунц, Каверин, Слонимский - ставили выше других сюжетные, авантюрные жанры, «восточное крыло» - М. Зощенко, Вс. Иванов - тяготело к описанию быта с использованием фольклорных мотивов. Различие в литературных приоритетах поначалу не мешало сохранению творческого и дружеского единства, но под мощными ударами официальной критики и жизненных обстоятельств рухнуло и оно.

Время разметало "братьев" по разным сторонам, сделав некоторых принципиальными противниками. Лунц в 1924 году трагически рано ушел из жизни; Иванов, Слонимский, Никитин стали рьяно воспевать пафос революционной борьбы; Тихонов и Федин позже занимали руководящие посты в Союзе писателей СССР, жестко проводя линию партии, не щадя любое инакомыслие. Когда после 1946 года под мощное давление идеологических органов попал Зощенко, лишь один из «Серапионовых братьев» оказал ему поддержку и сохранял с ним теплые отношения - Вениамин Каверин. Он же окончательно порвал отношения с Фединым, когда тот в 1968 году не допустил издания «Ракового корпуса» Солженицына.

Упорный труд и верность принципам

В «серапионовские» времена основоположник пролетарской литературы Максим Горький отмечал, что один из самых талантливых писателей молодого поколения - Вениамин Александрович Каверин. «Два капитана» (1940-1945) - роман, с которым прежде всего олицетворяется имя писателя, - по слухам, очень нравился Сталину, и он утвердил награждение Каверина в 1946 году Сталинской премией, после выхода второй книги о приключениях Сани Григорьева. Огромной популярностью пользовались «Исполнение желаний» (1935-1936) и «Открытая книга» (1953-1956). Во время войны Каверин активно работал на Северном флоте, за что был награжден орденом Красной звезды.

Возможно, всё это помогло Каверину избежать репрессий, подобных тем, которым подвергся его старший брат Лев, многие свои исследования в области вирусологии проводивший, находясь в лагерях. Письмо Сталину с просьбой о его освобождении было подписано и Кавериным. Официальная критика неоднократно обрушивалась на писателя, обвиняя его книги в аполитичности и развлекательности.

Несмотря на это, писатель не предавал убеждений. Он участвовал в издании альманаха «Литературная Москва» (1956), запрещенного партийными властями. Каверин публично отказался участвовать в травле Бориса Пастернака в 1958 году, выступал с письмом в защиту Даниэля и Синявского, боролся за издание книг М. Булгакова и А. Солженицына.

Наследие писателя и человека

Возможно, официальным властям было удобней считать его кабинетным писателем, не оказывающим серьезного влияния на массовое сознание и отдельные умы читателей. Но такое мнение нельзя считать достоверным, учитывая объем и качество написанного Кавериным.

«Два капитана» только при жизни писателя переиздавались более 70 раз, их и «Открытую книгу» неоднократно экранизировали. Читающие люди знают такие вещи, как «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» (1928), «Неизвестный друг» (1957), «Семь пар нечистых» (1962), «Двойной портрет» (1963), «О. Сеньковский (Барон Брамбеус)» (1929, 1964), «Перед зеркалом» (1972) и др.

Он автор множества рассказов и эссе, десятков детских сказок. Особенный след оставили его воспоминания, особенно книга «Эпилог» (1979-1989), над редакцией которой он работал до последнего часа, до своего ухода, случившегося в мае 1989 года. Но даже эти тома не могут рассказать все о жизни Вениамина Александровича Каверина. Истинный облик этого писателя и человека сохраняется в памяти и воспоминаниях современников спустя десятилетия, а масштаб его дарования, как отмечают многие литературоведы и простые читатели, еще только предстоит оценить по-настоящему.

Советская литература

Вениамин Александрович Каверин

Биография

Каверин Вениамин Александрович (1902 - 1989) родился в семье музыканта в Пскове. Окончил Институт восточных языков (1923) и историко-филологический факультет ЛГУ (1924).

Впервые напечатался в альманахе «Серапионовы братья» в 1922 г. (рассказ «Хроника города Лейпцига за 18… год»). Для ранних произведений В. А. Каверина характерны поиски героев, материала, жанра; среди них и фантастические рассказы («Мастера и подмастерья», 1923, «Бубновая масть», 1927), и детективные повести («Конец Хазы», 1926, «Большая игра», 1926), и повесть, посвященная работе и жизни ученых («Скандалист, или Вечера на Васильевском острове», 1929), и очерки о социалистическом преобразовании деревни («Пролог», 1931), и, наконец, историко-литературная работа («Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского», 1929). Этот период творчества В. А. Каверина, в соответствии с программой «Серапионовых братьев», отмечен стремлением выработать свою повествовательную манеру, свой писательский почерк, что дало основание рапповской критике обвинить молодого писателя в «формализме».

В дальнейшем, в романе для юношества «Два капитана» (книга 1−2, 1938−44) и в трилогии «Открытая книга» (1949−56) этот почерк становится все более определенным. Замысловатое сюжетное построение и подчеркнутая контрастность, с какой писатель рисует портреты своих героев, - отличительные способности этих книг. В «Двух капитанах» борьба деятельных и прекраснодушных героев с их опасными, изворотливыми противниками изобилует особенно изобретательно придуманными сюжетными ходами. Происки предприимчивых авантюристов, опасности, которых удается избежать только в результате счастливого стечения обстоятельств, неожиданные препятствия, возникающие на пути героев, тайны и случайные совпадения - все это позволяет причислить роман В. А. Каверина к приключенческому жанру. Вместе с тем история Сани Григорьева, представляющая собой воплощение юношеских мечтаний о романтических путешествиях, научных открытиях и подвигах, в чем-то типична для биографий многих советских молодых людей; это соединение реалистического начала с увлекательными необыкновенными приключениями немало способствовало тому, «Два капитана» стали одной из популярнейших книг для юношества.

Многообразие прозаических жанров у В. А. Каверина связано с широтой интересов писателя. В его книгах можно встретить моряков, летчиков, ученых, школьников, литераторов, инженеров, военных. Писатель входит во все тонкости профессии своих героев, раскрывает их образы не только в дружеских, родственных и любовных связях, но и главным образом в их «производственной» деятельности. Это особенно сказывается в образах каверинских ученых и литераторов, весь смысл жизни которых сосредоточен в работе, изображенной писателем увлеченно и поэтому увлекательно. Характерно, что и в этих сочинениях В. А. Каверин обнаруживает склонность к сюжетным усложнениям. В романе «Исполнение желаний» (кн. 1−2, 1934−36) научная деятельность и житейский обиход ученых, посвятивших себя историко-литературным изысканиям, предстают перед читателем в неожиданном, почти детективном аспекте; в «Открытой книге», героиня которой доктор Власенкова работает в области микробиологии, борьба честных ученых с авантюристами от науки развертывается в целой цепи сложных сюжетных построений.

В 1962 г. В. А. Каверин опубликовывает повесть"Семь пар нечистых", посвященную первым дням Великой Отечественной войны. Герои повести - заключенные одного из северных лагерей, встречают войну безоружными, лишенными права защищать свою Родину. В повести рассказано, как они завоевывают это право в бою, и рассказано с безыскусственностью и резкостью, не свойственными писателю в прежних его вещах. Тема повести - единство советских людей; несмотря на то, что атмосфера культа личности Сталина порождала взаимное недоверие, герои повести - советские люди, с первых дней войны объединяются в стремлении отстоять завоевания революции.

Каверин Вениамин Александрович (имя при рождении – Вениамин Абелевич Зильбер) (1902 - 1989 гг.) – широко известный писатель, родом из Пскова. Отец его был музыкантом, мать - хозяйкой лавки, где продавали музыкальные инструменты.

В своей семье, он был самым младшим ребенком. С 1912 по 1918 годы учился в Псковской гимназии. В гимназии был награжден за хорошую учебу. В 1923 году завершил обучение в Институте восточных языков, и поступает на факультет истории и филологии ЛГУ. Псевдоним "Каверин" появляется благодаря гусару П.П.Каверину, другу А.С. Пушкина. Начальным печатным словом автора стал рассказ «Хроника города Лейпцига за 18... год», напечатанным в альманахе «Серапионовы братья» в 1922 году. Нужно отметить, что первые рассказы далеки от реальной жизни. Реалии проявятся в последующих романах «Девять десятых судьбы», и в коллективном романе «Большие пожары», опубликованном в журнале «Огонек». На его счету имеется диссертация, защищенная в 1929 году. Но славу и популярность Каверину принес захватывающий роман о приключениях «Два капитана», где описаны душевные поиски легких на подъем молодых людей, погрузившихся в романтические мечтания. Роман состоит из двух книг, годы издания которых совпали с Великой Отечественной войной.

Его романы «Два капитана» и «Открытая книга» экранизировала не одна киностудия. Во время войны, едет работать на Северный флот, во время пребывания там, изучает и исследует работу военных, проводит беседы с морскими офицерами, помогает сотрудникам из военных периодических изданий.