Мертвые души основная идея. «Мертвые души», анализ произведения Гоголя. Видоизменение жанра авантюрно-плутовского романа в процессе работы

Николай Васильевич Гоголь – один из самых загадочных писателей 19 века. Его жизнь и творчество полно мистики и тайн. Наша статья поможет качественно подготовится к уроку литературы, к ЕГЭ, тестовым заданиям, творческим работам по поэме. При анализе произведения Гоголя “Мёртвые души” в 9 классе важно опираться на дополнительный материал, чтобы ознакомиться с историей создания, проблематикой, разобраться, какие художественные средства использует автор. В “Мертвых душах” анализ специфичен по причине содержательной масштабности и композиционных особенностей произведения.

Краткий анализ

Год написания – 1835 -1842 гг. В 1842 году опубликован первый том.

История создания – идея сюжета подсказана Гоголю Александром Сергеевичем Пушкиным. Автор около 17 лет работал над поэмой.

Тема – нравы и жизнь помещиков на Руси 30-х годов 19 века, галерея человеческих пороков.

Композиция – 11 глав первого тома, объединённых образом главного героя – Чичикова. Несколько глав второго тома, которые уцелели и были найдены и опубликованы.

Направление – реализм. В поэме есть и романтические черты, но они вторичны.

История создания

Николай Васильевич писал своё бессмертное детище около 17 лет. Эту работу он считал самой важной миссией в своей жизни. История создания “Мёртвых душ” полна пробелов и загадок, а также мистических совпадений. В процессе работы над произведением автор тяжело заболел, будучи на грани смерти, он внезапно чудесным образом исцелился. Гоголь принял этот факт за знак свыше, который даровал ему шанс закончить своё главное произведение.

Идею “Мертвых душ” и сам факт их существования как социального явления подсказал Гоголю Пушкин. Именно Александр Сергеевич, по словам автора, натолкнул его на мысль написать масштабное произведение, способное раскрыть всю сущность русской души. Поэма была задумана как произведение в трёх томах. Первый том (опубликованный в 1842 году) был задуман, как собрание человеческих пороков, второй – давал возможность героям осознать свои ошибки, а в третьем томе – они меняются и находят путь к правильной жизни.

Будучи в работе, произведение много раз правилось автором, менялись его основная мысль, персонажи, сюжет, сохранялась только суть: проблематика и план произведения. Второй том “Мёртвых душ” Гоголь закончил незадолго до своей смерти, но по некоторым сведениям он же сам и уничтожил эту книгу. По другим источникам, она была передана автором Толстому или кому-то из близких знакомых, а после – утеряна. Существует мнение, что эта рукопись до сих пор хранится у потомков высшего общества гоголевского окружения и когда-нибудь будет найдена. Третий том автор не успел написать, но о его предполагаемом содержании есть сведения из достоверных источников, будущая книга, её идея и общая характеристика, обсуждались в литературных кругах.

Тема

Смысл названия “Мёртвых душ” двоякий: это само явление – продажа мёртвых крепостных душ, переписывание их и передача другому хозяину и образ людей, подобных Плюшкину, Манилову, Собакевичу – их души мертвы, герои глубоко бездуховны, пошлы и аморальны.

Главная тема “Мёртвых душ” – пороки и нравы общества, жизнь русского человека 1830-х годов 19 века. Проблемы, которые поднимает автор в поэме, стары, как мир, но показаны и раскрыты они так, как свойственно исследователю человеческих характеров и душ: тонко и масштабно.

Главный герой – Чичиков скупает у помещиков давно умерших, но ещё числящихся крепостных крестьян, которые нужны ему только на бумаге. Таким образом он планирует разбогатеть, получив оплату за них в опекунском совете. Взаимодействие и сотрудничество Чичикова с такими же мошенниками и шарлатанами, как он сам, становится центральной темой поэмы. Желание разбогатеть всеми возможными способами свойственно не только Чичикову, но и многим героям поэмы – это болезнь века. То, чему учит поэма Гоголя, находится между строк книги – русскому человеку свойственен авантюризм и тяга к “лёгкому хлебу”.

Вывод однозначен: самый правильный путь – жить по законам, в ладу с совестью и сердцем.

Композиция

Поэма состоит из полного первого тома и нескольких сохранившихся глав второго тома. Композиция подчинена главной цели – раскрыть картину русской жизни, современной автору, создать галерею типовых персонажей. Поэма состоит из 11 глав, насыщена лирическими отступлениями, философскими рассуждениями и чудеснейшими описаниями природы.

Всё это время от времени прорывается сквозь основной сюжет и придаёт произведению неповторимую лиричность. Произведение заканчивается колоритным лирическим размышлением о будущем России, её силе и могуществе.

Первоначально книга была задумана как сатирическое произведение, это повлияло на общую композицию. В первой главе автор знакомит читателя с жителями города, с главным персонажем – Павлом Ивановичем Чичиковым. Со второй по шестую главы автором даётся портретная характеристика помещиков, их неповторимый уклад жизни, калейдоскоп причуд и нравов. Следующие четыре главы описывают жизнь чиновничества: взяточничество, самоуправство и самодурство, сплетни уклад жизни типичного русского города.

Главные герои

Жанр

Чтобы определить жанр “Мёртвых душ”, необходимо обратится к истории. Сам Гоголь определил его как “поэма”, хотя структура и масштабность повествования близки повести и роману. Прозаическое произведение названо поэмой в силу его лиричности: большого количества лирических отступлений, замечаний и комментариев автора. Также стоит учесть, что Гоголь провёл параллель между своим детищем и поэмой Пушкина “Евгений Онегин”: последняя считается романом в стихах, а “Мёртвые души” – наоборот, поэмой в прозе.

Автор подчёркивает равнозначность в своём произведении эпического и лирического. Критика придерживается другого мнения по поводу жанровых особенностей поэмы. К примеру, В. Г. Белинский назвал произведение романом и с этим мнением принято считаться, так как оно вполне обосновано. Но по традиции гоголевское произведение называют поэмой.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 3599.

Определить основную идею поэмы «Мертвые Души» не совсем просто. Объясняется это, прежде всего, тем, что мы имеем теперь лишь небольшую часть этого произведения, – лишь первую часть, да отдельные разрозненные куски второй – то, что не было уничтожено самим Гоголем . Таким образом, судить обо всем идейном содержании произведении мы не имеем возможности. А затем положение критика затрудняется тем, что в его распоряжении есть толкования, которые дал «Мертвым Душам» сам автор, и обещания, которые он хотел выполнить при окончании поэмы, но не успел. По собственному признанию Гоголя, он сам сначала писал без всяких серьезных целей. Пушкин дал ему сюжет, благодарный для его таланта; Гоголь увлекся комизмом тех положений, которые легко вплетались в этот сюжет, – и стал писать «карикатуру», «не определивши себе обстоятельного плана, не давши себе отчета, что такое должен быть сам герой. Я думал просто, – говорит Гоголь, – что смешной проект, исполнением которого занят Чичиков, наведет меня на разнообразные лица и характеры». Это свободное, чисто художественное творчество и помогло Гоголю создать лучшие страницы первой части «Мертвых Душ» – те страницы, которые вызвали у Пушкина восклицание: «Господи! как грустна Русь». Восклицание это поразило Гоголя – он увидал, что из «шалости» его пера, из его шутливого, несерьезного, произведения может выйти нечто крупное, идейно содержательное. И вот, поощренный Пушкиным, он задумал показать в «Мертвых Душах» «с одного боку Россию», т. е. полнее, чем в «Ревизоре » , изобразить отрицательные стороны русской жизни.

Чем более углублялся Гоголь в свое произведение, – тем слабее делалось влияние Пушкина; чем самостоятельнее делалось отношение Гоголя к его работе, – тем сложнее, искусственнее, тенденциознее делались его замыслы. Прежде всего, он проникся идеей расширить пределы изображаемого, – захотел показать Россию уж не «с одного бока», а всю целиком – зло и добро, в её жизни заключенное; потом он стал думать о «плане» для своего уже начатого произведения, – он задавал себе «тревожные вопросы о «цели» и «смысле» своего труда. И тогда поэма «Мертвые Души» в его воображении разрослась в три части. Вероятно, позднее он усмотрел в ней аллегорический смысл. По его идее, три части «Мертвых Душ» должны были, в законченном виде, соответствовать трем частям «Божественной Комедии » Данте : первая часть, посвященная изображению только зла – должна была соответствовать «Аду »; вторая часть, где зло не было так отвратительно, где начинается просвет в душе героя, где выводятся уже некоторые положительные типы – отвечала бы «Чистилищу», – и, наконец, в заключительной третьей части, Гоголь хотел представить в апофеозе все то добро, которое заключалось в душе «русского человека», – эта часть должна была соответствовать «Раю». Таким образом, появилось то искусственное громоздкое построение «Мертвых Душ», та хитрая систематизация материала, с которым не справился Гоголь.

Но, кроме этой задуманности композиции, Гоголю помешала свободно творить еще и моральная тенденция. Все выраставшие заботы о своем «душевном деле», об очищении своего сердца, пагубным образом отразились на его творчестве. И вот, «Мертвые Души» понемногу обратились в какую-то «сточную трубу», куда он сливал свои воображаемые и действительные «пороки» . «Герои мои потому близки душе, говорит он, что они из души, – все мои последние сочинения – история моей собственной души». Он сам сознавался, что, когда в нем усиливалось желание избавиться от разных душевных пороков, он «стал наделять своих героев, сверх их собственных «гадостей» – своими собственными. И, по его словам, это помогло ему самому сделаться лучше...

Итак, сам Гоголь дает нам три толкования идеи «Мертвых Душ» – 1) начало её (первая часть) – бесхитростное изображение своеобразных лиц и характеров, взятых из русской жизни. Характерная черта, объединяющая почти всех героев первой части – безотрадная пошлость, полная бессознательность жизни, непонимание её целей и смысла: с «этого боку» представил он «русское общество», 2) произведение «Мертвые Души» должно было охватить всю Россию, – все зло и добро, в ней заключенное. В таком широком толковании русской действительности видел Гоголь «службу» перед родиной – и 3) произведение это должно было служить ему лично, в деле его духовного самосовершенствования. На себя он смотрел, как на «моралиста», который не только укажет согражданам на то зло, которое вносят в жизнь отдельные порочные деятели, но нарисует и те идеалы, которые спасут родину.

Идея «Мертвых Душ» с точки зрения критики и читателя

Нетрудно понять, что теперь для читателя «Мертвых Душ» не совсем понятна эта авторская идея: он имеет перед глазами только первую часть поэмы, в которой мелькают лишь случайные обещания на то, что в будущем рассказ примет иной характер, – до личного «душевного дела» писателя читателю нет дела. Поэтому приходилось судить произведение, оставив замыслы автора, не копаясь в его душе. И вот, современная и последующая критика, вопреки Гоголю, сама определила идею произведения. Как раньше в «Ревизоре», так и в «Мертвых Душах» усмотрено было желание автора указать на безобразие русской жизни, которое, с одной стороны, зависело от крепостного права, с другой стороны, – от системы управления Россией. Таким образом, идея «Мертвых Душ» большинством была признана обличительной, автор – причислен к благородным сатирикам, смело бичующим зло современной действительности. Словом, произошло то же, что раньше было с «Ревизором»: 1) идея автора была одна, а результаты его творчества привели к выводам, которых он совсем не желал, не ожидал... 2) как относительно «Ревизора», так и относительно «Мертвых Душ» нам приходится устанавливать идею произведения не только без помощи автора, но даже вопреки его желаниям: мы должны видеть в этом произведении картину отрицательных сторон русской жизни, и в этой картине, в её освещении, усмотреть великий общественный смысл произведения.

Цели урока: 1. напомнить учащимся о важнейших событиях в

период создания «Мертвых душ».

2. познакомить с творческой историей поэмы

«Мертвых душ»; вызвать интерес к этому

произведению;

3.познакомиться с главным героем – Чичиковым

в процессе работы над первой главой.

4. помочь учащимся увидеть губернский город NN

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе

10 класс (2 часа)

Тема: Николай Васильевич Гоголь.

Творческая история «Мертвых душ». Композиция. Жанр. Роль 1 главы в раскрытии идейного замысла писателя.

«Чичиков… нашел, что город ничем

не уступал другим губернским городам.

(Все города были тогда примерно

такими же).

Н.В.Гоголь.

Учитель русского языка и литературы

Сушкова Неля Александровна.

Цели урока: 1. напомнить учащимся о важнейших событиях в

Период создания «Мертвых душ».

2. познакомить с творческой историей поэмы

«Мертвых душ»; вызвать интерес к этому

произведению;

3.познакомиться с главным героем – Чичиковым в

В процессе работы над первой главой.

4. помочь учащимся увидеть губернский город NN/

Предварительная подготовка к уроку (вопросы для самостоятельной работы):

  1. Какие события общественной жизни России 30-х годов 19 века оказали влияние на жизнь Н.В.Гоголя и его современников?
  2. Рассказать о взаимоотношениях Н.В.Гоголя с А.С.Пушкиным.
  3. Какие произведения создал Н.Гоголь по совету А.Пушкина.

Поисково-творческая работа с текстом: на протяжении урока ведется работа с изобразительно-выразительными средствами языка.

Работа с перфокартами: контрольный срез знаний по теме урока.

Ход урока:

1. Беседа по вопросам домашнего задания:

Ребята, сегодня мы с вами приступаем к изучению поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Мы познакомимся с историей создания поэмы, а также с главным героем Чичиковым. Определим роль 1 главы в раскрытии идейного замысла писателя.

Итак, обратимся к вопросам домашнего задания.


1. Какие события в общественной жизни России 30-х годов 19 века оказали влияние на жизнь Н.Гоголя?

30-е годы 19 века – это время реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания, расправы царизма с восставшими, крушения всяких надежд на свободу.

М.Лермонтов в стихотворении «Дума», обращаясь к своим современникам, дал общественно-политическую характеристику эпохе 30-х годов: духовный застой, равнодушие к царящему в жизни злу.

Современник Н.Гоголя А.Герцен писал: «Первые годы, последовавшие из-за 1825 г, были ужасны. Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа. Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние…». А.Герцен вопрошал6 «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования…?»

В.Белинский в своей статье о стихотворении М.Лермонтова «Дума» передает весь ужас своей эпохи. Он писал:»Это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!...И кто же из людей нового поколения не найдет в нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него воплем, свои стоном?»

В такой обстановке Н.Гоголь решил написать «Мертвые души», которые « потрясли всю Россию».

2. Каковы были взаимоотношения Пушкина с Гоголем. Какие произведения написаны Гоголем по совету А.Пушкина?

В 1831 году Гоголь познакомился с друзьями Пушкина – А.Дельвигом, В.Жуковским, П.Плетневым, а затем и с самим А.Пушкиным.

Гоголь читал все произведения своего кумира, для него много значило дружеское внимание Ии одобрение Пушкина. Замысел и «Ревизора», и «Мертвых душ» Гоголю помог найти Пушкин.

В 1837 году Гоголь находился за границей в Париже, где его и застало известие об убийстве Пушкина, что явилось для него тяжелейшим потрясением.

2. Слово учителя об истории создания «Мертвых душ».

Да, ребята, действительно, Пушкин высоко ценил талант Гоголя, и он посоветовал ему заняться литературой.

Запишите тему урока и эпиграф.

Гоголь приступил к написанию «Мертвых душ» в 1835 году. «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь», - писал он. А чтобы показать всю Русь, надо ее хорошо знать.

Он наблюдает жизнь, собирает различные материалы, изучает русскую действительность, видит в ней много подлецов, казнокрадов, взяточников.

В «Мертвых душах» огромное количество действующих лиц. Все социальные слои крепостной России: чиновники, помещики, крепостные крестьяне. Да и сам автор выступает как действующее лицо.

«Мертвые души» были задуманы трехчастным произведением по налоги с «Божественной комедией» Данте: ад, чистилище, рай..

- На уроках культурологи вы изучали «Божественную комедию» Данте, вспомните, каков ее сюжет?

Коли мы говорим об аналогии, как выдумаете, кого из героев поэмы Гоголь задумал провести через чистилище к нравственному и духовному возрождению?

Безусловно, вы правы. Только Чичикова и Плюшкина автор хотел провести через чистилище к духовному и нравственному возрождению Ведь только эти герои имеют биографию. Если есть прошлое, значит, есть и будущее. Остальные герои статичны, в них нет движения, а если нет движения – нет жизни. Гоголь как бы воплощает христианский завет: «…и последние будут первыми».

6 лет Гоголь работал над 1 томом. Во 2 и 3 томах Гоголь хотел показать положительных героев, а также нравственное возрождение Чичикова. Этого писателю не удалось. 2 том Гоголь сжег, а к 3 так и не приступил. Из дошедших до нас черновиков видно, что положительные герои ему не удались.

Гоголь очень любил Россию и свято верил в ее достойное будущее, но пути преобразований он не видел.

«Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. – Не дает ответа».

Изначально «Мертвые души» были задуманы как роман, но позже Гоголь определяет жанр своего произведения как эпическая поэма.

Почему поэма? Каковы особенности этого жанра?

В поэме много лирических отступлений и вставных конструкций, в которых автор передает сои чувства, переживания, что характерно для этого жанра.

Какова композиция этого произведения?

Замысел изъездить с Чичиковым всю Русь определил и характер композиции. Она построена как история похождений приобретателя Чичикова, покупающего «мертвые» души.

1 глава - губернский город

2-6 гл. – посвящены помещикам, «хозяевам жизни»:

2гл. -Манилов

3 гл. - Коробочка

4 гл. – Ноздрев

5 гл. – Собакевич

6 гл. Плюшкин

7-10 гл. – губернское общество

11 гл. - биография Чичикова.

Говоря о Гоголе, мы не можем не остановиться на художественной особенности его творчества. Гоголь – гениальный русский сатирик. Сила Гоголя – в его юморе. Это «смех сквозь слезы». И с первых страниц поэмы мы слышим эту горькую иронию, переходящую в сатиру.

3.Аналитическая работа с текстом произведения.

Итак, мы приступаем к работе над 1 главой. Ее можно считать

экспозицией поэмы и в то же время завязкой , так как здесь мы знакомимся с главным героем, который приехал в губернский город N.

С какой целью герой приехал в город? Подтвердите текстом.

(У него есть какой-то замысел. Это и является завязкой действия.)

А теперь нам понадобятся таблицы, положите их перед собой и будем одновременно работать с тестом и с таблицей.

Анализ 1 главы. «Знакомство с городом N».

Кто приехал в город N? (какой-то господин).

Чем он так замечателен? Что вы о нем можете сказать? (..ничего нельзя о нем сказать определенного, он никакой: «ни толстый и ни тонкий, ни стар, ни молод, недурен, но и не красавец»).

Обратил ли кто-нибудь внимание на нового человека в городе? (никто, обратили внимание только на его бричку),

Почему на бричку? (потому что по экипажу мужики судят о человеке).

Далее мы следуем за своим героем и оказываемся в гостинице. Какое впечатление оставляет описание гостиницы? Ощущение запущенности, заброшенности, разрухи… Но она была такая, какие бывают гостиницы в любом губернском городе: ни лучше, ни хуже.)

- Вот наш герой осматривает свою комнату, может быть, мы сейчас с ним познакомимся поближе, узнаем, что это за человек? (нет, вместо героя мы опять видим только его вещи6 чемодан, ларчик, колодки, жареная курица, которые много говорят о свеем хозяине).

- Во всякой гостинице есть общая зала, куда и отправляется наш герой. Какое впечатление произвело на вас это описание? (Опять же запущенность, кругом грязь и самое главное, такую залу можно найти в любом губернском городе.В тексте много слов, которые подчеркивают типичность явления: те же, та же, все то же, что и везде.)

Что вы можете сказать об этом эпизоде? (Гоголь опять подчеркивает типичность явления, но самое главное, что поражает, нигде нет людей, а только перечисляются наименования блюд).

Продолжаем следовать за Чичиковым. Куда он отправляется после обеда?

(посмотреть город).

Остался ли Чичиков доволен осмотром города? (да, город никак не уступал другим губернским городам).

Далее Чичиков заглянул в городской сад. Что вы можете сказать об этом эпизоде? (Здесь особенно чувствуется присутствие автора. Только здесь уже не добрый юмор, а едкая ирония. Ведь сад имеет очень жалкий вид, а как расписан в газетах. Гоголь обличает и лицемерие и чинопочитание граждан.)

И вот наступил следующий день! Куда же отправился Чичиков? (наносить визиты городским сановникам).

Кого он посетил первым? (губернатора).

Что мы можем сказать о губернаторе? (был ни толст, ни тонок, был большой добряк, сам вышивал по тюлю)

Достаточно ли это для характеристики главы города? (Нет, губернатор должен заботиться о благосостоянии своих граждан, а город в запущенном состоянии и жителей мы не видим вообще.)

Кого он еще посетил? (прокурора, вице-губернатора…)

Как эти визиты характеризуют Чичикова? (Чичиков хорошо знает людей, он знает, как кому польстить, как создать о себе благоприятное впечатление. В итоге его все приглашали в гости. Так было получено и приглашение на бал в дом губернатора).

Чичиков, как глиняный сосуд, принимает обличие, которое в нем хотят видеть. Он, как зеркало, отражает все, что видит.

Понаблюдаем за героем, когда он готовится к вечеринке. Чем вызвана такая внимательность к своему внешнему виду? (Чтобы должным образом решить свои дела, он должен был производить на всех хорошее впечатление. И он знал, как это сделать.)

Следуя за Чичиковым, мы оказываемся у губернаторского дома.И что же мы видим? (Только что Чичиков ехал по темным, безлюдным улицам, а губернаторский дом освещен как для бала, словом, все как нужно. Опять типичность явления: губернаторский дом в любом городе должен выделяться своим богатством.)

И вот мы с Чичиковым на балу. Как характеризует Гоголь гостей на вечеринке? Что это за люди, похожие на мух? Чем они занимаются? (Ничем. Они бестолково носятся врозь и кучами. Они хотят, чтобы их заметили. Может удастся занять какую-нибудь должность, хоть немного, но выше той, которую они имеют. В развернутой метафоре дается характеристика их жизненных целей. И неважно, кто в этих фраках. Они все обезличены, главное – одежда, мундир, фрак – показатель социальной принадлежности).

А какие здесь мужчины? В чем суть сопоставления «Толстых» и «Тонких»?

(Опять же, мужчины здесь как и везде, обезличены, они разделяются только по габаритам. Одни – толстые, другие – тонкие. Толстые – это почетные чиновники города, они заботятся о своем благополучии. А тонкие, наоборот, с радостью проматывают состояние, оставленное им в наследство. Это те, кто управляет городом и которые ни на минуту не задумывались о благосостоянии города и его жителей.

С кем еще знакомится Чичиков на вечеринке? (С помещиками Маниловым и Собакевичем).

Ребята, вот мы с вами и закончили анализ 1 главы. Подведем итоги.

Какова была цель нашего урока? Достигли ли мы ее? (Комментарий учащихся.)

Итак, мы познакомились с историей создания «Мертвых душ», определили жанр произведения, познакомились с композицией, с главным героем Чичиковым и губернским городом.

Нам осталось с вами определить роль 1 главы в раскрытии идейного замысла писателя. Это вы сделаете самостоятельно.

Но прежде, чем вы приступите к творческой работе , мы проведем небольшой тест на выявление знаний по истории создания поэмы.

  1. Закрепление. Контрольный срез по изученному материалу.

(Работа с перфокартами).

  1. Назовите эпоху, отраженную в поэме «Мертвые души».

А) конец 20-х – начало 30-х гг. 19 века.;

Б) 30 – 40-е гг. 19 в.,

В) Отечественная война 1812 г.

  1. Сюжет «Мертвых душ» был подсказан:

А) В.А.Жуковским;

Б) А.С.Пушкиным;

В) В.Г.Белинским.

  1. В основе сюжета «Мертвых душ» лежит:

А) конфликт между помещиками и городскими чиновниками;

Б) драматическая судьба капитана Копейкина;

В) авантюра Чичикова с покупкой «Мертвых душ».

4.Известно, что замысел Гоголя – «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров» - предопределил композицию поэмы. Она построена:

А) как любовные похождения Чичикова, занятого поисками богатой невесты;

Б) как история похождений «предпринимателя» Чмчмкова, покупающего «мертвые души»;

В) как попытки главного героя найти свой путь деятельности и смысл жизни.

5.Какое впечатление вначале произвел Чичиков на жителей губернского города:

А) человека, с которым «никак нельзя говорить, как с человеком близким… никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич, такой подлец!»;

Б) опытного светского человека, умеющего поддержать разговор на любую тему, говорящего «ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует»;

В) человека-манекена, «ни то ни се».

6. Укажите, в чем суть аферы Чичикова:

А) «мертвые души» нужны Чичикову для приобретения весу в обществе;

Б) «мертвые души» нужны Чичикову для удачной женитьбы;

В) Чичиков хотел заложить умерших крестьян в Опекунский совет под видом живых, а затем, получив под залог ссуду, скрыться.

7.Какова судьба второго и третьего томов «Мертвых душ»:

б) не были написаны Гоголем;

В) написан второй том, белову4ю рукопись которого Гоголь сжег за девять дней до смерти; к третьему писатель не приступал.

8. Кого из писателей можно сравнить с Н.В.Гоголем (по стилю, характеру обличительного смеха, способу отражения действительности);

А) А.П.Чехова;

Б) М.Е.Салтыкова-Щедрина;

В) Ф.М.Достоевского.

9. Н.В.Гоголь скончался 21 февраля 1852 года. Царское правительство запретило писать о его смерти. И все же появился небольшой некролог: «Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова?!..»

А) В.Г.Белинский;

Б) Н.Г.Чернышевский;

В) И.С.Тургенев.

Проверить тесты во время выполнения творческого задания и объявить в конце урока.)

5. Творческая работа. Наблюдение над стилем писателя.

Наступило время для творческой работы. Вам нужно еще раз обратиться к тексту 1 главы и выписать слова, словосочетания, синтаксические фигуры и тропы, которые говорят о типичности явлений, описанных в 1 главе и сделать выводы.

6.Итоги урока:

Объявить оценки за контрольный срез;

Заслушать 1-2 творческие работы;

Вывод: Мир Гоголя – это предметный мир, вещественный. Вещи громко заявляют о себе, они независимы, самодостаточны. А материальный мир у Гоголя пустой. Чем он наполнен? Чем живут чиновники? Ничем. Сплетни, пересуды, обман, стремление к самообогащению.

Прокомментировать и объявить оценки, полученные в ходе работы на уроке.

7. Домашнее задание: Перечитать 2-3 главу, сделать сравнительную характеристику 2-х помещиков: Манилова и Коробочки, руководствуясь планом сравнительной характеристики героев.


Поэма «Мертвые души» была задумана Гоголем как грандиозная панорама российского общества со всеми его особенностями и парадоксами. Центральная проблема произведения - духовная смерть и возрождение представителей основных российских сословий того времени. Автор обличает и высмеивает пороки помещиков, продажность и пагубные страсти чиновничества.

Само название произведения имеет двоякое значение. «Мертвые души» - это не только умершие крестьяне, но и другие фактически живые персонажи произведения. Называя их мертвыми, Гоголь подчеркивает их опустошённые, жалкие, «мертвые» душонки.

История создания

«Мертвые души» - поэма, которой Гоголь посвятил значительную часть своей жизни. Автор неоднократно менял концепцию, переписывал и переделывал произведение. Изначально Гоголь задумал «Мертвые души» как юмористический роман. Однако, в итоге решил создать произведение, которое обличает проблемы российского общества и послужит его духовному возрождению. Так и появилась ПОЭМА «Мертвые души».

Гоголь хотел создать три тома произведения. В первом автор планировал описать пороки и разложение крепостнического общества того времени. Во втором дать своим героям надежду на искупление и возрождение. А в третьем намеревался описать дальнейший путь России и ее общества.

Однако, Гоголь успел закончить лишь первый том, который появился в печати в 1842 году. До самой своей смерти Николай Васильевич работал над вторым томом. Однако, перед самой смертью автор сжег рукопись второго тома.

Третий том «Мертвых душ» так и не был написан. Гоголь не смог найти ответ на вопрос, что будет дальше с Россией. А, может быть, просто не успел об этом написать.

Описание произведения

Однажды, в городе NN появился очень интересный персонаж, сильно выделяющийся на фоне других старожил города - Павел Иванович Чичиков. После своего приезда он начал активно знакомиться с важными лицами города, посещал пиры и обеды. Спустя неделю приезжий уже был на «ты» со всеми представителями городской знати. Все были в восторге от нового человека, внезапно появившегося в городе.

Павел Иванович отправляется за город, чтобы нанести визиты знатным помещикам: Манилову, Коробочке, Собакевичу, Ноздреву и Плюшкину. С каждым помещиком он любезничает, к каждому пытается найти подход. Природная изворотливость и находчивость помогают Чичикову получить расположение каждого помещика. Помимо пустых разговоров, Чичиков беседует с господами о крестьянах, которые умерли после ревизии («мертвые души») и изъявляет желание их купить. Помещики не могут взять в толк, зачем Чичикову нужна такая сделка. Однако, соглашаются на нее.

В результате своих визитов Чичиков приобрел более чем 400 «мертвых душ» и торопился быстрее закончить дела и уехать из города. Полезные знакомства, заведенные Чичиковым по приезду в город, помогли ему уладить все вопросы с документами.

Через некоторое время помещица Коробочка проговорилась в городе, что Чичиков скупает «мертвые души». Весь город узнал о делах Чичикова и недоумевал. Зачем такому уважаемому господину покупать умерших крестьян? Бесконечные толки и домыслы пагубно действуют даже на прокурора, и от страха он умирает.

Поэма заканчивается тем, что Чичиков спешно уезжает из города. Покидая город, Чичиков с грустью вспоминает свои планы покупки мертвых душ и залога их в казну в качестве живых.

Главные герои

Качественно новый герой в русской литературе того времени. Чичикова можно назвать представителем новейшего, только что зарождающегося в крепостной России класса - предпринимателей, «приобретателей». Активность и деятельность героя выгодно отличает его на фоне других персонажей поэмы.

Образ Чичикова отличается своей невероятной многогранностью, многоликостью. Даже по внешности героя трудно сразу понять, каков человек и что он из себя представляет. «В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Сложно понять и охватить натуру главного героя. Он изменчив, многолик, способен подстроиться под любого собеседника, придать лицу нужное выражение. Благодаря этим качествам Чичиков без труда находит общий язык с помещиками, чиновниками и завоевывает себе нужное положение в обществе. Умение очаровывать и располагать к себе нужных людей Чичиков использует для достижения своей цели, а именно получение и накопление денег. Еще отец учил Павла Ивановича иметь дела с теми, кто богаче и бережно относиться к деньгам, так как лишь деньгами можно проложить путь в жизни.

Чичиков зарабатывал деньги не честно: обманывал людей, брал взятки. Со временем махинации Чичикова приобретают все больший размах. Павел Иванович стремится к увеличению своего состояния любыми путями, не обращая внимания ни на какие нравственные нормы и принципы.

Гоголь определяет Чичикова как человека с подлой натурой и также считает его душу мертвой.

В своей поэме Гоголь описывает типичные образы помещиков того времени: «хозяйственники» (Собакевич, Коробочка), а также не серьезные и расточительные господа (Манилов, Ноздрев).

Николай Васильевич мастерски создал в произведении образ помещика Манилова. Под одним этим образом Гоголь подразумевал целый класс помещиков с похожими чертами. Основные качества этих людей - сентиментальность, постоянные фантазии и отсутствие активной деятельности. Помещики такого склада пускают хозяйство на самотек, не занимаются ничем полезным. Они глупы и пусты внутри. Именно таким был Манилов - в душе не плохим, но бездарным и глупым позером.

Настасья Петровна Коробочка

Помещица, однако значительно отличается складом характера от Манилова. Коробочка - хорошая и аккуратная хозяйка, все в поместье у нее ладится. Однако, жизнь помещицы крутится исключительно вокруг ее хозяйства. Коробочка не развивается духовно, ничем не интересуется. Она не смыслит абсолютно ничего в том, что не касается ее хозяйства. Коробочка - также один из образов, под которым Гоголь подразумевал целый класс подобных ограниченных помещиков, которые не видят ничего дальше своего хозяйства.

Автор однозначно относит помещика Ноздрева к не серьезным и расточительным господам. В отличие от сентиментального Манилова, в Ноздреве кипит энергия. Однако, эту энергию помещик пускает не во благо хозяйства, а ради своих сиюминутных удовольствий. Ноздрев играет, впустую тратит деньги. Отличается своей легкомысленностью и праздным отношением к жизни.

Михаил Семенович Собакевич

Образ Собакевича, созданный Гоголем, перекликается с образом медведя. Что-то от крупного дикого зверя есть во внешности помещика: неповоротливость, степенность, сила. Собакевича заботит не эстетическая красота окружающих его вещей, а их надежность и долговечность. За грубой внешностью и суровым характером скрывается хитрый, умный и изворотливый человек. По мнению автора поэмы, таким помещикам, как Собакевич не составит труда адаптироваться к грядущим на Руси изменениям и реформам.

Самый не обычный представитель класса помещиков в гоголевской поэме. Старик отличается своей чрезвычайной скупостью. Причем, Плюшкин жаден не только по отношению к своим крестьянам, но и по отношению к себе самому. Однако, такая экономия делает Плюшкина по-настоящему бедным человеком. Ведь именно его скупость не позволяет ему обрести семью.

Чиновничество

У Гоголя в произведении есть описание нескольких городских чиновников. Однако, автор в своем произведении существенно не дифференцирует их между собой. Все чиновники в «Мертвых душах» - шайка воров, проходимцев и казнокрадов. Эти люди по-настоящему заботятся лишь о своем обогащении. Гоголь буквально в нескольких чертах описывает образ типичного чиновника того времени, награждая его самыми не лестными качествами.

Анализ произведения

В основу сюжета «Мертвых душ» заложена авантюра, задуманная Павлом Ивановичем Чичиковым. На первый взгляд план Чичикова кажется невероятным. Однако, если разобраться, российская действительность тех времен с ее правилами и законами давала возможности для всевозможных махинаций, связанных с крепостными крестьянами.

Дело в том, что после 1718 года в Российской империи была введена подушная перепись крестьян. За каждого крепостного крестьянина мужского пола барин должен был платить налог. Однако, перепись проводили достаточно редко - раз в 12-15 лет. И если кто-то из крестьян сбежал или умер, помещик был вынужден все равно платить за него налог. Умершие или сбежавшие крестьяне становились обузой для барина. Это и создавало благоприятную почву для различного рода махинаций. Провести такого рода аферу надеялся и сам Чичиков.

Николай Васильевич Гоголь отлично знал, каким образом устроено российское общество с ее крепостнической системой. И весь трагизм его поэмы заключен в том, что афера Чичикова абсолютно не противоречила действующему российскому законодательству. Гоголь обличает искаженные отношения человека с человеком, а также человека с государством, говорит об абсурдных законах, действующих в то время. Из-за таких искажений становятся возможными события, которые противоречат здравому смыслу.

«Мертвые души» - классическое произведение, которое как никакое другое написано в стиле Гоголя. Достаточно часто Николай Васильевич в основу своего произведения закладывал какой-то анекдот или комичную ситуацию. И чем более смешна и необычна ситуация, тем трагичнее представляется реальное положение вещей.

Зачем Чичиков скупает мёртвые души? Этот вопрос нередко появляется у читателей, и не только потому, что они, может быть, не очень внимательно прочитали произведение, но в связи с тем, что смысл чичиковской аферы не вполне ясен.

Дело в том, что по законам Российской империи 1830-1840-х годов умершие крепостные крестьяне до следующей ревизии формально считались живыми, поэтому могли быть предметом торговых операций их владельцев. Скупив большое количество такого рода крестьян, Чичиков мог считаться богатым помещиком, что придало бы ему вес в обществе. Однако это не главная цель афериста Чичикова. У него была возможность реализовать свой фиктивный капитал. Узнав о недосмотре в законодательстве, касающемся мёртвых душ, Чичиков воскликнул про себя: «Эх я Аким-простота — ищу рукавиц, а обе за поясом! Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока ещё не подавали новых ревизских сказок, приобрети их, положим, тысячу, а, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу, вот уж двести тысяч капиталу». Чичиков знает, что для подобной операции нужно быть также владельцем земли, помещиком, и намерен использовать другую возможность обогащения: «Правда, без земли нельзя ни купить, ни заложить. Да ведь я куплю на вывод, на вывод; теперь земли в Таврической и Херсонской губерниях отдаются даром, только заселяй».

Итак, Чичиков собирается использовать недосмотр государства и извлечь свою выгоду. Следует отметить, что подобные случаи происходили и в реальности. Об одном из них Пушкин и рассказал Гоголю, чтобы тот использовал его в качестве сюжета художественного произведения. Гоголь воспользовался советом Пушкина, создав гениальную поэму о России. Какова же главная мысль поэмы, что преступно в чичиковской афере?

Чичиков наносит государству экономический ущерб, собираясь обманным путем получить земли и деньги. Ведь на деле Чичиков не заселит эти земли, и государство отдаст их не только бесплатно, но и впустую. Не менее значителен и моральный ущерб от этой аферы, поскольку Чичиков, покупая у помещиков умерших крестьян, вовлекает их в своё преступление. В поэме изображены пять визитов Чичикова к помещикам, и каждый из этих визитов показывает, как эта преступная сделка воздействует на людей. Манилов дарит своих крестьян Чичикову по наивности, происходящей от отсутствия характера и бессмысленного «прекраснодушия». Через этот образ Гоголь предупреждает об опасности беспечности и умственной лени. Коробочка продаёт мёртвые души, подчиняясь давлению Чичикова. Он в этом случае выступил в роли искусителя, смутив старую помещицу до такой степени, что она, никогда не выезжавшая из своего поместья, отправилась в город узнавать, почём нынче мёртвые души. Разговором о мёртвых душах Чичиков довёл шулера и мота Ноздрёва до неистовства, и дело едва не дошло до рукоприкладства. Предложение продать мёртвые души, сделанное Собакевичу, вызвало у него мгновенный отклик. При этом помещик обнаружил присущие ему цинизм и жадность. Помещик Плюшкин же искренне радуется выпавшей «удаче» сбыть ради копеечной выгоды множество умерших и беглых крестьян.

Читатель, быть может, не сразу задумывается, но потом всё яснее понимает скрытый ущерб преступного предприятия Чичикова — нравственный. Завладев формально умершими людьми, Чичиков вместе с их именами увозит с собой и память о них, то есть они более не принадлежат тому месту, где жили и умерли. Чичиков словно «вымывает» плодородный слой почвы — крестьян; «грунт» нации исчезает в никуда. Такова глубочайшая смысловая метафора, стоящая за этой историей. И наконец, сделав умерших предметом купли-продажи, Чичиков распространяет свою алчность и на загробный мир. Эта нравственно-религиозная идея была особенно близка Гоголю, она пронизывает всё его творчество.