Почему кунсткамера. Что такое кунсткамера? Описание, история и современность

Васильева Елизавета

В конце XII – начале XVIII в. начинается новая эпоха в истории и культуре России. Московское государство превращается в могущественную Российскую империю. Этот период условно называют «петровским барокко», однако русские зодчие этого времени обращались не только к барокко, но и к наследию ренессанса, и к формам классицизма, уже появившегося в это время во Франции.

Огромную роль в становлении и развитии архитектуры XVIII века сыграло основание Петербурга, как города нового типа.

В 1714 году в Петербурге появился первый в России музей, который назвали на немецкий манер "Кунсткамерой", то есть "кабинетом редкостей".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

по истории и культуре Санкт - Петербурга

на тему:

« Кунсткамера . История создания Кунсткамеры»

Выполнила: ученица 9 класса

ГБОУ гимназия №526

Васильева Елизавета.

Преподаватель

Шокурова Е.Н.

I. Введение.

II. История Кунсткамеры

1. Строительство и реставрации Кунсткамеры.

2. Разделы Кунсткамеры.

3. Исторические хроники.

III. Заключение.


Введение

В конце XII – начале XVIII в. начинается новая эпоха в истории и культуре России. Московское государство превращается в могущественную Российскую империю. Этот период условно называют «петровским барокко», однако русские зодчие этого времени обращались не только к барокко, но и к наследию ренессанса, и к формам классицизма, уже появившегося в это время во Франции.

Огромную роль в становлении и развитии архитектуры XVIII века сыграло основание Петербурга, как города нового типа.

В 1714 году в Петербурге появился первый в России музей, который назвали на немецкий манер "Кунсткамерой", то есть "кабинетом редкостей".


Над городом, задуманным Петром Великим и построенным по его приказу, – три парящих символа: ангел на шпиле Петропавловского собора, кораблик над Адмиралтейством и планетарная (армиллярная) сфера над Кунсткамерой. Три символа – христианской веры, покорения стихий и постижения Вселенной. И хотя армиллярная сфера была утрачена в пожаре 1747 г. и вновь появилась на башне Кунсткамеры только через двести лет, первый общедоступный музей России, несмотря на все перемены, сохранял дух Просвещения, участвуя по мере сил в грандиозном деле инвентаризации Вселенной, завещанном Петром.

Здания Музея расположены в историческом центре Санкт-Петербурга на стрелке Васильевского острова. Именно в здании Кунсткамеры в XVIII – XIX вв. располагалась основанная Петром Великим Санкт-Петербургская академия наук, которая стала колыбелью современной Российской академии наук, Санкт-Петербургского государственного университета, Библиотеки академии наук, Главной астрономической обсерватории и еще десятков других современных российских научных и музейных учреждений. Недаром изображения здания Кунсткамеры являются логотипами не только нашего Музея, но и Российской академии наук в целом.

Комплекс зданий, в котором располагается Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН – МАЭ РАН, это историческое здание Кунсткамеры и пристроенный к нему в XIX в. так называемый «Музейный флигель». Основное здание Музея антропологии и этнографии – выдающийся образец барокко петровской эпохи. Это самое старое музейное здание в мире.

Цель моего исследования – подробнее познакомиться с историей одного из самых знаменитых классицистических зданий Cанкт-Петербурга.

В своем реферате я попыталась ответить на вопросы: Когда было построено здание? Кем построено? Когда и кем реставрировался музей? Какое назначение имеет сейчас здание? Все эти вопросы в истории музея неоднозначны, чем и вызвали мой интерес.

Для достижения поставленной в реферате цели, я уделила внимание таким проблемам как история строительства Кунсткамеры, история жизни архитекторов и значение музея в 18 веке и сейчас. В своей работе я постаралась глубже раскрыть историю здания, как общепризнанному символу Санкт-Петербурга.

История Кунсткамеры

Одним из достижений Петра I было создание естественнонаучного музея – Кунсткамеры. Своё начало она берёт от коллекции голландского учёного – Рюйша, который создал коллекцию анатомических препаратов. Её купил Пётр во время своего Великого посольства.

Впоследствии музей пополнился другими коллекциями, и вошла в состав Академии наук России. Для пополнения музея проводились различные академические экспедиции, в ходе которых собирались и скупались различные редкие предметы.

После академических экспедиций коллекции всех отделов Кунсткамеры пополнились весьма основательно. В путеводителе тех лет говорится: "в нашем хранилище находится не только все, что в иностранных кунсткамерах между редчайшими и достопамятнейшими почитается вещами, но и такие вещи, которых нигде не обретается". Это было действительно так. Коллекций скопилось столько, что для них уже не хватало места, и многие из них стояли нераспакованными. Комнаты были завалены ящиками, тюками и посылками; ко многим шкафам было не подойти. Музей был похож скорее на склад, чем на научное учреждение.

Петровская Кунсткамера в XVIII веке обладала уникальными коллекциями по естественной истории и этнографии. Благодаря собранным учеными сокровищам музей обогатился таким количеством экспонатов, каковым "множеством ни один в Европе кабинет славиться не мог". Он по-прежнему оставался единственным и центральным русским музеем. В первой половине XVIII века в Кунсткамере было собрано огромное количество всевозможных экспонатов. Они были привезены со всех частей света, кроме Австралии. Такого богатого собрания не было в то время ни в одном музее Европы. Все собранные экспонаты поделили по разным группам и разместили в разных кабинетах: Кунст-кабинете, Натур-лаборатории, Императорском кабинете, Физическом кабинете, Мюнц-кабинете, Библиотеке. Все материалы нужно было привести в систему, описать их, составить каталоги и устроить экспозицию. Этим также занимались первые академики. Теперь в Кунсткамере не скапливались беспорядочно случайные "раритеты", "монстры" и "курьезы". Их место заняли систематические собрания животных, насекомых, минералов, а также этнографических коллекций.

От большого пожара 1747 года Кунсткамера сильно пострадала: сгорела часть музейных коллекций и библиотечных книг. Часть коллекций удалось спасти, но ущерб Кунсткамере был нанесен страшный. Долгие годы после пожара велись восстановительные работы, и только в 1766 году музей вновь открылся для обозрения. Но здание еще долго оставалось без купола башни. Его восстановили не скоро - после войны в 1948 году. Постепенно Кунсткамера восполнила свои потери и одновременно преобразовалась. Она стала уникальным музеем природы и человека, подобного которому не было больше не только в России, но и в странах западной Европы.

В Императорском кабинете, созданном в память и во славу Петра, устало откинулся на спинку кресла сам Петр - знаменитая "восковая персона". Широко раскрытыми глазами он смотрел перед собой, и его лицо пугало своей жизненностью. Его вылепил из воска Растрелли с алебастровой маски, снятой после смерти Петра. Туловище статуи было выточено из дерева, а руки и ноги крепились на шарнирах, так что им можно было придавать любое положение. "Восковая персона" восседала на том самом кресле, на котором сиживал сам царь в торжественных случаях: оно стояло на возвышении, под балдахином. Хранились в Кунсткамере и другие вещи Петра: токарные станки, приборы, зеленый суконный мундир Преображенского полка, прострелянная на войне шляпа, знакомая многим дубинка Петра с набалдашником из слоновой кости.

Коллекции Кунсткамеры накапливались, и им со временем стало тесно. По мере развития науки и накопления материалов от Кунсткамеры стали отделяться различные научные и научно-технические учреждения: химическая лаборатория, астрономическая обсерватория, ботанический сад, типография. В 1764 году была создана особая Академия художеств, и в ее ведение отошло все, что было связано с художественными ремеслами и искусством.

Серьезные перемены в жизнь Академии Наук и Кунсткамеры внес XIX век. В 1818 году был учрежден Азиатский музей, и тем самым было положено начало востоковедной науке. В начале XIX века один за другим на базе коллекций Кунсткамеры было создано несколько академических музеев: Минералогический музей, Анатомический кабинет, Зоологический, Ботанический и Этнографический музеи. Позже из этих музеев выросли или академические институты, или существующие и сейчас музеи.

Прежний тип музеев с их устаревшими принципами выставок экспонатов все меньше удовлетворял изменяющимся и научным, и просветительным целям. Теперь музеи начали вести самостоятельную научную работу и в то же время превращались в экскурсионную аудиторию с новыми требованиями к музейным выставкам.

Этнографический музей был выделен в 1837 году. Позже он стал единственным в стране музеем для двух тесно связанных наук - этнографии и антропологии. Он так и стал называться - Музей антропологии и этнографии. Он унаследовал не только коллекции Кунсткамеры, но и ее старинное здание.

Строительство здания Кунсткамеры

Здание Кунсткамеры принадлежит к числу немногих хорошо сохранившихся памятников русского зодчества первой четверти XVIII века. Оно предназначалось для библиотеки и коллекций первого русского музея, основанного Петром I. Первоначально под Кунсткамеру были отведены палаты Кикина близ Смольного двора. Небольшие по размерам, они могли служить для музея лишь временным пристанищем.

Заложенное в 1718 году и завершенное в 1734 году здание Кунсткамеры имеет сложную историю. Его строительство осуществлялось архитекторами И. Маттарнови, Г. Киавери, М. Земцовым.

Здание имеет три этажа и разделяется башней на две одинаковые части. Башня украшена рустовкой, скульптурой в нишах, колоннадой в 2 яруса и увенчена фонариком с куполом, несущим глобус. Башня в виде двух восьмериков с золоченным куполом. Первоначально Кунсткамера была деревянной, боковых крыльев не было, позже – кирпичной, оштукатуренной и выкрашенной в голубовато-бирюзовый цвет «под Рамтерелли». В качестве основного декора стен применены обычные плоские наличники стен и фленки.

Восточный корпус с большим двухэтажным залом предназначался под библиотеку, симметричный ему западный корпус с таким же залом - под музейные коллекции. В центральном объеме и башне размещались анатомический театр и первая русская обсерватория. В круглом зале третьего этажа был установлен так называемый "Готторпский глобус".

В 1747 году здание пострадало от пожара и было восстановлено в 1754-1758 годах архитектором С. И. Чевакинским, упростившим его первоначальный облик. Сгоревшая вышка башни не была восстановлена. Архитектурная обработка главного фасада Кунсткамеры в том виде, в каком она была осуществлена, не вполне отвечает замыслу Матарнови. Отсутствует задуманное им скульптурное оформление. Плоские лопатки членят стену по вертикали. Лопатки на выступающих углах рустованы. Характерен для зодчества начала XVIII века мотив неглубоких круглых ниш под окнами.

В помещениях первого этажа Кунсткамеры сохранилась лепная обработка сводов, выполненная в 1760-х годах в стиле барокко. В 1777-1779 годах в связи с 50-летием Академии наук помещения были украшены четырьмя скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся ученых. До нашего времени дошли два гипсовых аллегорических барельефа, исполненных скульптором М. П. Павловым в 1778 году. Один из них изображает "Россию", другой - "Празднующую Европу". Из скульптурных портретов сохранился один барельеф с изображением великого математика XVIII века Л. Эйлера. Отдельные помещения Кунсткамеры (в том числе "Египетский зал") расписаны в 1819-1825 годах художником Ф. Рихтером. В 1887 году в связи с ростом этнографических коллекций Академии наук Кунсткамера была расширена путем пристройки флигеля по переулку.

В 1947-1948 годах архитектором Р. И. Капланом-Ингелем в соответствии с первоначальным проектом над башней Кунсткамеры восстановлена вышка. В настоящее время в залах Кунсткамеры экспонируются коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии наук, том числе предметы, хранившиеся в петровской Кунсткамере. Помещения башни заняты Музеем М.В. Ломоносова. Здесь хранится знаменитый Готторпский глобус, восстановленный после пожара 1747 года.

Выбор места для нового здания, по преданию, был сделан непосредственно Петром I. Его внимание привлекли две сосны, росшие на диком берегу Невы. Петр приказал осторожно срубить эти деревья с причудливо переплетенными и вросшими в ствол сучьями, а наиболее курьезные части их передать в Кунсткамеру. Этот один из самых ранних экспонатов Кунсткамеры и сегодня можно увидеть в экспозиции музея. На месте, где росли деревья, было решено заложить фундамент для постоянного здания Музея. Размеры задуманной постройки по тому времени были необычайно велики: длина ее достигала без малого 100 м (97.2 м), а ширина равнялась 15 м. Петр I интересовался состоянием постройки и неоднократно торопил ее окончание. Однако при его жизни здание достроено не было. К началу 1725 г. были возведены лишь стены. Кладка башни, венчавшей здание, и внутренняя отделка были осуществлены Академией уже после смерти царя-реформатора.

Первоначальный проект здания был составлен архитектором Георгом Иоганном Маттарнови, начавшим постройку, но не закончившим ее (1718–1719). После смерти Маттарнови работами руководил Николай Федорович Гербель (1719–1724), несколько видоизменивший проект. Так, оконные проемы украшались кирпичной кладкой, что выглядело богаче, но не соответствовало тому, что было на первоначальном чертеже. Нижний остов башни из двухэтажного стал трехэтажным. При Гербеле здание было выстроено вчерне, с незаконченной башней, в кладке которой появились угрожающие трещины.

Сменивший Гербеля итальянский архитектор Гаэтано Киавери (1724–1727), обнаружив дефекты в башне, настоял на создании комиссии, в которой приняли участие известнейшие архитекторы того времени Доменико Трезини, Михаил Земцов и ряд других зодчих. По предложению комиссии башня была разобрана. Г. Киавери составил новый проект оформления здания. Облик всей башни резко меняется. Нижняя объемная часть становится выше. Вместо четырех павильонов вокруг цилиндра башни появляется легкая колоннада. Высота цилиндрической части башни увеличивается. Наконец, башня увенчивается вышкой с установленной на ней астрономической (армиллярной) сферой.

Указанный вариант оформления башни является последним из нескольких выполненных Г. Киавери по требованию известного астронома Делиля, приглашенного Петром для работы в обсерватории. По проекту Г. Киавери над боковыми ризалитами по фасаду со стороны набережной вместо скромной балюстрады появились вычурные барочные фронтоны с богатой скульптурой на академические мотивы. Г. Киавери не достроил вышку башни, которую по его проекту завершил в 1734 г. архитектор Михаил Земцов.

Одновременно М. Земцов заканчивал верхнюю часть башни, увенчанную сферой. Кроме того, в 1735 г. из липового дерева мастером Кохом (вероятно по рисункам М. Земцова) были выполнены скульптуры, установленные в нишах северного и южного фасадов. Двенадцать статуй олицетворяли собой разные науки

Круглый зал первого этажа предназначался для Анатомического театра, в зале же третьего этажа был установлен «славный Готторпский глобус», переданный академии наук по сенатскому указу от 30 сентября 1725 г..

Здание значительно пострадало во время пожара 1747 г. В последующие годы оно было восстановлено С.И. Чевакинским без верхнего яруса башни. Одновременно производились работы по укреплению берега, близость которого к зданию Кунсткамеры давно вызывала опасение архитекторов. В бурную погоду волны Невы достигали ее фундамента и подмывали его. В результате работ по укреплению берег Невы был отодвинут от здания Кунсткамеры на 5 м. От стрелки Васильевского острова до 7-й линии появилась деревянная, из половинчатых бревен, набережная, а перед академическими домами выросли на высоких сваях 2 новые нарядные пристани

Первоначальный облик был возвращен зданию только в 1948 г., когда башню увенчала знаменитая армиллярная сфера (проект Р.И. Каплан-Ингеля). Капитального ремонта здания не проводилось с середины XVIII в., поэтапный ремонт и реконструкция здания были начаты лишь в 1998 г. и из-за недостаточного финансирования они далеки от завершения.

В 1887 г. Музею было предоставлено сравнительно просторное выставочное помещение, состоящее из двух залов (архитектор Р.Р. Марфельд) в здании, пристроенном перпендикулярно зданию Кунсткамеры. В этом помещении 23 сентября 1889 г. и открылась первая экспозиция объединенного Музея антропологии и этнографии. В 1912 г. над Музейным флигелем был надстроен третий этаж.

Разделы музея

В Кунсткамере имеются богатейшие коллекции по традиционной культуре и быту коренных народов Североамериканского континента - эскимосов , алеутов и ндейцев . Особый интерес вызывают композиции: сцена лечения больного шаманом , ритуальный танец вызова дождя и другие.

На этой экспозиции представлены быт и культура японцев и айну . Одним из основных промысловых занятий на острове было рыболовство, и Кунсткамера обладает большим собранием разнообразных снастей : крючков, сетей, ловушек. , выставленные на экспозиции, поражают отделкой и сложной конструкцией.

Зал, посвящённый Африке, знакомит посетителей с историей и бытом многих народов, населяющих Африку южнее Сахары . На экспозиции представлены различные орудия труда, бывшие главными орудиями земледельцев. Также представлены предметы, искусно вырезанные из дерева и кости.

В Китае проживает 50 национальных меньшинств, и экспозиция, посвящённая народам Китая, характеризует лишь основные стороны их быта и культуры. Китай считается родиной фарфора , и музей располагает многими предметами из фарфора, а также предметами из перегородчатой эмали , камня, дерева и кости.

В зале Монголии интерес вызывает жилище кочевника - юрта , а также экспонаты с традиционным монгольским орнаментом. Им украшали одежду, орудия труда, сёдла, попоны и многое другое.

Раздел музея, посвященный народам - один из самых богатых. В Кунсткамере большое собрание резного дерева, привезённого из разных районов Индии. Также представлены коллекции различных масок, старинные театральные костюмы, куклы театра марионеток.

Индонезийский раздел обращает внимание на кинжалы - крисы . Лезвие этих кинжалов изготовлялось из особой стали и часто имело форму языка пламени. Также интересны материалы экспозиции, рассказывающие о .

Здесь представлены примитивные орудия труда охотников и собирателей.

Анатомический раздел

В этом разделе собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразные природные редкости, например, сиреномелия , двухголовый ягнёнок, и многое другое.

Первоначальная коллекция Кунсткамеры насчитывала более 2000 экспонатов и была куплена Петром I в 1717 году у её создателя , голландского анатома за 30 000 гульденов

История Кунсткамеры и русской науки XVIII в.

Раздел включает три экспозиции, объединённые под условным названием . Экспозиция «Зал заседаний („Конференц-зал“) » представляет повседневную деятельность первого научного учреждения России и биографию . Две другие экспозиции - « » и «Большой Готторпский Глобус-Планетарий» - освещают ранний период истории Кунсткамеры, когда в башне здания располагались Астрономическая обсерватория, служба точного времени и условная линия Петербургского меридиана .


Готторпский глобус

Начало коллекции Петр I положил еще в XVII веке. Однако по приезде в Санкт-Петербург оказалось, что помещения маловаты, да и на охрану коллекции понадобился целый штат смотрителей. Если бы коллекция не пополнялась, то может быть, все оставалось бы как есть. Но со всей страны привозили различные экспонаты, и вскоре «кабинет» оказался явно тесноватым

Особенно после того, как в Санкт-Петербург было доставлено одно из самых примечательных творений того времени – Готторпский глобус. Он представлял собой полый шар диаметром 3,11 метра и весом 3,5 тонны, выполненный по железному каркасу. Его внутренняя и наружная поверхности расписаны по оклеенному холсту: на наружной – карта Земли, на внутренней – небесные Созвездия.

Глобус-планетарий был изготовлен в 1654-1664 годах в Голштинии по заказу Фридриха III под руководством географа и придворного астронома голштинских герцогов Адама Олеария. Диковинка была подарена Петру I в ходе Северной войны и в 1717 году прибыла в Северную Пальмиру.

Кикины палаты

Уже в следующем, 1718 году, музейные экспонаты перенесли в дом опального вельможи Александра Васильевича Кикина, который в ходе расследования дела царевича Алексея был убит. Домочадцев из его двухэтажного дома выселили, а его здание конфисковали. Тогда же Петр решил приспособить его под Кунсткамеру и Библиотеку. Новое место получило название Кикиных палат.

Под экспонаты были отведены 8 комнат (залов). В первой комнате были расставлены препараты в стеклянных сосудах из коллекций голландского анатома Рюйша, приобретенные Петром во время Великого посольства. Здесь можно было увидеть искусно препарированные головки детей, отдельные части человеческого тела, всевозможных мелких животных, птиц и тому подобные диковинные, невиданные вещи.

Кстати, в том же году в Санкт-Петербург со всей России начали присылать свои диковинки. Из Выборга прислали овцу с двумя языками и двумя глазами с каждой стороны, из Тобольска – барашков, одного – с восемью ногами, другого – с тремя глазами. Кроме того, были здесь и «странные мыши с собачьими мордами» и много чего еще…

Живые экспонаты

Особую «жуть» у посетителей вызывал зал живых экспонатов – люди-уроды. Их называли монстрами и они отличались от обычных людей какими-нибудь странными особенностями. Так, монстр Фома был коротышкой, всего 126 сантиметров. К тому же у него на руках и на ногах росло всего лишь по два пальца, похожих на клешни рака. Монстры жили при Кунсткамере и их показывали зрителям, как и все остальные экспонаты.

С 1719 года Кунсткамера открылась для посетителей. Чтобы увеличить посещаемость музея, Петр I решил на зависть всей Европе не взимать входную плату с посетителей, наоборот, каждому при посещении выдавалось угощение – чашечка кофе или рюмка водки. На эти цели из государственной казны выделялось по 400 рублей. Для посетителей познатнее были еще и бонусы: дамам выдавали конфеты к кофе (в те времена их называли «цукерброды»), а кавалерам водку заменяли на венгерское токайское вино с закусками…

К тому времени стало ясно: экспонаты прибывают так стремительно, что Кикины палаты – это временное пристанище музея. Для Кунсткамеры начали строить новое здание, правда «растянули удовольствие» аж до 1734 года. Справедливости ради, следует сказать, что переезд состоялся несколько раньше, в 1727 году.

Ломоносов стал свидетелем страшного пожара

И еще один факт, о котором нельзя не упомянуть: в башне здания Кунсткамеры с 1741 по 1765 годы проработал знаменитый Михайло Ломоносов, основатель Российской Академии наук и университета. В башне был открыт первый планетарий и работала астрономическая обсерватория. Именно в этот период (1747 год) разразился самый разрушительный пожар. Во-первых, почти все здание было уничтожено огнем, а во-вторых, что не менее обидно, не пощадил «красный петух» и часть экспонатов. Но, в конце концов, одни диковинки были заменены другими, а здание почти полностью восстановили.

О Кунсткамере были наслышаны все прогрессивные ученые того времени. Достаточно сказать, что экспонаты для нее поставляли в свое время такие выдающиеся люди, как Д. Кук, Ф. Ф. Беллинсгаузен, Н. Н. Миклухо-Маклай и многие другие знаменитые путешественники. К слову, к 1800 году было собрано около двух миллионов экспонатов, из них 250000 этнографических, полмиллиона археологических и 380.000 антропологических объектов со всего света.

«Дети» одной матери

Время от времени от Кунсткамеры «отпочковывались» музеи. В частности, в 1838 году был открыт отдельный Зоологический кабинет, который со временем стал основой для Зоологического музея, ныне являющегося одним из крупнейших музеев мира. Число экспонатов в нем более 30 тысяч. Кроме этого, самостоятельными единицами стали Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Ботанический, Минералогический музеи…

О Кунсткамере можно рассказывать долго. Но лучше, как говорится, один раз увидеть, чем сто раз услышать. А потому помните – Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого Российской Академии наук широко открыл двери для всех жителей и гостей Санкт-Петербурга.


Заключение

Кунсткамера, основанная ещё Петром I , является одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга. Более того, данный музей является одним из известнейших музеев мира.

Кунсткамера является естественнонаучным и историческим музеем, потому что в нём собраны различные музейные предметы, связанные с анатомией, антропологией, этнографией, историей.

В музей входят коллекции, связанные с этими науками. Сам он отнесён к Российской Академии Наук.

31 января 1714 года, 300 лет назад, Петр I отдал распоряжение перевезти все свои коллекции диковинок из Москвы в новую столицу России – Санкт-Петербург – и разместить их в служебном помещении Летнего дворца на Фонтанке. До этого коллекция хранилась в Москве. Император распорядился называть собрание своих диковинок Куншткамерой – кабинетом редкостей.

Список использованной литературы

1. Бюрикова Н.В. История архитектуры: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006.

2. История Русской Архитектуры. Второе издание исправленное и дополенное. - М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре - М, 1956.

3. Игорь Грабарь. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. - Спб.: Лениздат - Санкт-Петербург, 1994/

Объект культурного наследия РФ № 7810180000 Координаты : 59°56′30″ с. ш. 30°18′16″ в. д.  /  59.94167° с. ш. 30.30444° в. д.  / 59.94167; 30.30444 (G) (Я)

Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев» - анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук . Башню Кунсткамеры венчает Армиллярная сфера .

Этимология

В 1777-1779 годах интерьеры были украшены 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных (скульптор М. П. Павлов), в 1819-1825 - росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия материалов в 1830-х годах Кунсткамера была разделена на ряд музеев: , Этнографический, Ботанический , Минералогический .

Архитектура

Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Маттарнови , который и разработал проект здания. С 1719 по 1724 гг., начиная с уже исполненных фундаментов, строительство ведёт Гербель . Архитектор внёс ряд изменений в проект Маттарнови: низкая двускатная кровля, увенчанная галереей, заменена на высокую вальмовую крышу с переломом двух углов ската; угловые ризалиты получают гладкие стены и завершаются крупными барочными фронтонами с волютами ; коньки кровли двух крыльев здания изолированы от объёма башни, максимально выделяя её; вместо невысокой башни, завершающейся балюстрадой, появляется ещё один ярус с куполом . Прообразом трёхъярусной башни с куполом и астрономической сферой могла быть башня Munzthurm (Монетный двор) Шлютера . В одной из докладных записок Гербель сообщает,

что кирпич в строении кладется на железный вид от воды, а выше с лица красный, а в середине и в простенках много белого .

К октябрю 1722 года были возведены стены и устроена кровля. Отделка помещений и установка музейного оборудования велась с 1723 по 1724 годы. В это же время выполнялся ряд переделок и укрепление сводов, возведены два этажа башни, Х. ван Болесом разработан детальный проект столярных и металлических изделий купола.

После смерти Гербеля в 1724 году работы вёл архитектор Киавери . Из-за обнаружившихся дефектов конструкций решено заново возвести центральную часть. В 1726 году в ещё недостроенное здание были перевезены коллекции. С 1729 года под руководством Земцова внутри здания производились разные «починки и доделки». С установкой в нишах северного и южного фасадов 12 статуй в 1735 году окончательно заканчивается строительство здания.

  • Австралия и Океания

Здесь представлены примитивные орудия труда охотников и собирателей.

  • Анатомический раздел

В этом разделе собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразные природные редкости, например, сиреномелия , двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое.

  • История Кунсткамеры и русской науки XVIII в.

Раздел включает три экспозиции, объединённые под условным названием «Музей М. В. Ломоносова» . Экспозиция «Зал заседаний („Конференц-зал“) Петербургской академии наук » представляет повседневную деятельность первого научного учреждения России и биографию М. В. Ломоносова . Две другие экспозиции - «Астрономическая обсерватория Петербургской академии наук » и «Большой Готторпский Глобус-Планетарий» - освещают ранний период истории Кунсткамеры, когда в башне здания располагались Астрономическая обсерватория, служба точного времени и условная линия Петербургского меридиана .

Знаменитые сотрудники

Издания

  • Койманс Л. = De doodskunstenaar. De anatomische lessen van Frederik Ruysch. - СПб. : Наука, 2008. - 448 с. - ISBN 978-5-02-025550-0 .

См. также

  • Астрономическая обсерватория Петербургской академии наук

Напишите отзыв о статье "Кунсткамера"

Примечания

Ссылки

  • Официальный сайт
  • на YouTube
  • Информация о сайте
  • Информация о музее на сайте
  • на сайте
  • Кунсткамера // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин , Д. Н. Ушаков (т. 2-4) ; сост. Г. О. Винокур , Б. А. Ларин , С. И. Ожегов , Б. В. Томашевский , Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова . - М . : ГИ «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : ГИНС (т. 2-4), 1935-1940.
  • // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. - СПб. , 1907-1909.
  • Кунсткамера - статья из Большой советской энциклопедии .
  • Кунсткамера // Энциклопедия «Кругосвет ».

Отрывок, характеризующий Кунсткамера

– Как зарежешь, на чем поедем? – сказал Балага, подмигивая.
– Ну, я тебе морду разобью, ты не шути! – вдруг, выкатив глаза, крикнул Анатоль.
– Что ж шутить, – посмеиваясь сказал ямщик. – Разве я для своих господ пожалею? Что мочи скакать будет лошадям, то и ехать будем.
– А! – сказал Анатоль. – Ну садись.
– Что ж, садись! – сказал Долохов.
– Постою, Федор Иванович.
– Садись, врешь, пей, – сказал Анатоль и налил ему большой стакан мадеры. Глаза ямщика засветились на вино. Отказываясь для приличия, он выпил и отерся шелковым красным платком, который лежал у него в шапке.
– Что ж, когда ехать то, ваше сиятельство?
– Да вот… (Анатоль посмотрел на часы) сейчас и ехать. Смотри же, Балага. А? Поспеешь?
– Да как выезд – счастлив ли будет, а то отчего же не поспеть? – сказал Балага. – Доставляли же в Тверь, в семь часов поспевали. Помнишь небось, ваше сиятельство.
– Ты знаешь ли, на Рожество из Твери я раз ехал, – сказал Анатоль с улыбкой воспоминания, обращаясь к Макарину, который во все глаза умиленно смотрел на Курагина. – Ты веришь ли, Макарка, что дух захватывало, как мы летели. Въехали в обоз, через два воза перескочили. А?
– Уж лошади ж были! – продолжал рассказ Балага. – Я тогда молодых пристяжных к каурому запрег, – обратился он к Долохову, – так веришь ли, Федор Иваныч, 60 верст звери летели; держать нельзя, руки закоченели, мороз был. Бросил вожжи, держи, мол, ваше сиятельство, сам, так в сани и повалился. Так ведь не то что погонять, до места держать нельзя. В три часа донесли черти. Издохла левая только.

Анатоль вышел из комнаты и через несколько минут вернулся в подпоясанной серебряным ремнем шубке и собольей шапке, молодцовато надетой на бекрень и очень шедшей к его красивому лицу. Поглядевшись в зеркало и в той самой позе, которую он взял перед зеркалом, став перед Долоховым, он взял стакан вина.
– Ну, Федя, прощай, спасибо за всё, прощай, – сказал Анатоль. – Ну, товарищи, друзья… он задумался… – молодости… моей, прощайте, – обратился он к Макарину и другим.
Несмотря на то, что все они ехали с ним, Анатоль видимо хотел сделать что то трогательное и торжественное из этого обращения к товарищам. Он говорил медленным, громким голосом и выставив грудь покачивал одной ногой. – Все возьмите стаканы; и ты, Балага. Ну, товарищи, друзья молодости моей, покутили мы, пожили, покутили. А? Теперь, когда свидимся? за границу уеду. Пожили, прощай, ребята. За здоровье! Ура!.. – сказал он, выпил свой стакан и хлопнул его об землю.
– Будь здоров, – сказал Балага, тоже выпив свой стакан и обтираясь платком. Макарин со слезами на глазах обнимал Анатоля. – Эх, князь, уж как грустно мне с тобой расстаться, – проговорил он.
– Ехать, ехать! – закричал Анатоль.
Балага было пошел из комнаты.
– Нет, стой, – сказал Анатоль. – Затвори двери, сесть надо. Вот так. – Затворили двери, и все сели.
– Ну, теперь марш, ребята! – сказал Анатоль вставая.
Лакей Joseph подал Анатолю сумку и саблю, и все вышли в переднюю.
– А шуба где? – сказал Долохов. – Эй, Игнатка! Поди к Матрене Матвеевне, спроси шубу, салоп соболий. Я слыхал, как увозят, – сказал Долохов, подмигнув. – Ведь она выскочит ни жива, ни мертва, в чем дома сидела; чуть замешкаешься, тут и слезы, и папаша, и мамаша, и сейчас озябла и назад, – а ты в шубу принимай сразу и неси в сани.
Лакей принес женский лисий салоп.
– Дурак, я тебе сказал соболий. Эй, Матрешка, соболий! – крикнул он так, что далеко по комнатам раздался его голос.
Красивая, худая и бледная цыганка, с блестящими, черными глазами и с черными, курчавыми сизого отлива волосами, в красной шали, выбежала с собольим салопом на руке.
– Что ж, мне не жаль, ты возьми, – сказала она, видимо робея перед своим господином и жалея салопа.
Долохов, не отвечая ей, взял шубу, накинул ее на Матрешу и закутал ее.
– Вот так, – сказал Долохов. – И потом вот так, – сказал он, и поднял ей около головы воротник, оставляя его только перед лицом немного открытым. – Потом вот так, видишь? – и он придвинул голову Анатоля к отверстию, оставленному воротником, из которого виднелась блестящая улыбка Матреши.
– Ну прощай, Матреша, – сказал Анатоль, целуя ее. – Эх, кончена моя гульба здесь! Стешке кланяйся. Ну, прощай! Прощай, Матреша; ты мне пожелай счастья.
– Ну, дай то вам Бог, князь, счастья большого, – сказала Матреша, с своим цыганским акцентом.
У крыльца стояли две тройки, двое молодцов ямщиков держали их. Балага сел на переднюю тройку, и, высоко поднимая локти, неторопливо разобрал вожжи. Анатоль и Долохов сели к нему. Макарин, Хвостиков и лакей сели в другую тройку.
– Готовы, что ль? – спросил Балага.
– Пущай! – крикнул он, заматывая вокруг рук вожжи, и тройка понесла бить вниз по Никитскому бульвару.
– Тпрру! Поди, эй!… Тпрру, – только слышался крик Балаги и молодца, сидевшего на козлах. На Арбатской площади тройка зацепила карету, что то затрещало, послышался крик, и тройка полетела по Арбату.
Дав два конца по Подновинскому Балага стал сдерживать и, вернувшись назад, остановил лошадей у перекрестка Старой Конюшенной.
Молодец соскочил держать под уздцы лошадей, Анатоль с Долоховым пошли по тротуару. Подходя к воротам, Долохов свистнул. Свисток отозвался ему и вслед за тем выбежала горничная.
– На двор войдите, а то видно, сейчас выйдет, – сказала она.
Долохов остался у ворот. Анатоль вошел за горничной на двор, поворотил за угол и вбежал на крыльцо.
Гаврило, огромный выездной лакей Марьи Дмитриевны, встретил Анатоля.
– К барыне пожалуйте, – басом сказал лакей, загораживая дорогу от двери.
– К какой барыне? Да ты кто? – запыхавшимся шопотом спрашивал Анатоль.
– Пожалуйте, приказано привесть.
– Курагин! назад, – кричал Долохов. – Измена! Назад!
Долохов у калитки, у которой он остановился, боролся с дворником, пытавшимся запереть за вошедшим Анатолем калитку. Долохов последним усилием оттолкнул дворника и схватив за руку выбежавшего Анатоля, выдернул его за калитку и побежал с ним назад к тройке.

Марья Дмитриевна, застав заплаканную Соню в коридоре, заставила ее во всем признаться. Перехватив записку Наташи и прочтя ее, Марья Дмитриевна с запиской в руке взошла к Наташе.
– Мерзавка, бесстыдница, – сказала она ей. – Слышать ничего не хочу! – Оттолкнув удивленными, но сухими глазами глядящую на нее Наташу, она заперла ее на ключ и приказав дворнику пропустить в ворота тех людей, которые придут нынче вечером, но не выпускать их, а лакею приказав привести этих людей к себе, села в гостиной, ожидая похитителей.
Когда Гаврило пришел доложить Марье Дмитриевне, что приходившие люди убежали, она нахмурившись встала и заложив назад руки, долго ходила по комнатам, обдумывая то, что ей делать. В 12 часу ночи она, ощупав ключ в кармане, пошла к комнате Наташи. Соня, рыдая, сидела в коридоре.
– Марья Дмитриевна, пустите меня к ней ради Бога! – сказала она. Марья Дмитриевна, не отвечая ей, отперла дверь и вошла. «Гадко, скверно… В моем доме… Мерзавка, девчонка… Только отца жалко!» думала Марья Дмитриевна, стараясь утолить свой гнев. «Как ни трудно, уж велю всем молчать и скрою от графа». Марья Дмитриевна решительными шагами вошла в комнату. Наташа лежала на диване, закрыв голову руками, и не шевелилась. Она лежала в том самом положении, в котором оставила ее Марья Дмитриевна.
– Хороша, очень хороша! – сказала Марья Дмитриевна. – В моем доме любовникам свидания назначать! Притворяться то нечего. Ты слушай, когда я с тобой говорю. – Марья Дмитриевна тронула ее за руку. – Ты слушай, когда я говорю. Ты себя осрамила, как девка самая последняя. Я бы с тобой то сделала, да мне отца твоего жалко. Я скрою. – Наташа не переменила положения, но только всё тело ее стало вскидываться от беззвучных, судорожных рыданий, которые душили ее. Марья Дмитриевна оглянулась на Соню и присела на диване подле Наташи.
– Счастье его, что он от меня ушел; да я найду его, – сказала она своим грубым голосом; – слышишь ты что ли, что я говорю? – Она поддела своей большой рукой под лицо Наташи и повернула ее к себе. И Марья Дмитриевна, и Соня удивились, увидав лицо Наташи. Глаза ее были блестящи и сухи, губы поджаты, щеки опустились.
– Оставь… те… что мне… я… умру… – проговорила она, злым усилием вырвалась от Марьи Дмитриевны и легла в свое прежнее положение.
– Наталья!… – сказала Марья Дмитриевна. – Я тебе добра желаю. Ты лежи, ну лежи так, я тебя не трону, и слушай… Я не стану говорить, как ты виновата. Ты сама знаешь. Ну да теперь отец твой завтра приедет, что я скажу ему? А?
Опять тело Наташи заколебалось от рыданий.
– Ну узнает он, ну брат твой, жених!
– У меня нет жениха, я отказала, – прокричала Наташа.
– Всё равно, – продолжала Марья Дмитриевна. – Ну они узнают, что ж они так оставят? Ведь он, отец твой, я его знаю, ведь он, если его на дуэль вызовет, хорошо это будет? А?
– Ах, оставьте меня, зачем вы всему помешали! Зачем? зачем? кто вас просил? – кричала Наташа, приподнявшись на диване и злобно глядя на Марью Дмитриевну.
– Да чего ж ты хотела? – вскрикнула опять горячась Марья Дмитриевна, – что ж тебя запирали что ль? Ну кто ж ему мешал в дом ездить? Зачем же тебя, как цыганку какую, увозить?… Ну увез бы он тебя, что ж ты думаешь, его бы не нашли? Твой отец, или брат, или жених. А он мерзавец, негодяй, вот что!
– Он лучше всех вас, – вскрикнула Наташа, приподнимаясь. – Если бы вы не мешали… Ах, Боже мой, что это, что это! Соня, за что? Уйдите!… – И она зарыдала с таким отчаянием, с каким оплакивают люди только такое горе, которого они чувствуют сами себя причиной. Марья Дмитриевна начала было опять говорить; но Наташа закричала: – Уйдите, уйдите, вы все меня ненавидите, презираете. – И опять бросилась на диван.
Марья Дмитриевна продолжала еще несколько времени усовещивать Наташу и внушать ей, что всё это надо скрыть от графа, что никто не узнает ничего, ежели только Наташа возьмет на себя всё забыть и не показывать ни перед кем вида, что что нибудь случилось. Наташа не отвечала. Она и не рыдала больше, но с ней сделались озноб и дрожь. Марья Дмитриевна подложила ей подушку, накрыла ее двумя одеялами и сама принесла ей липового цвета, но Наташа не откликнулась ей. – Ну пускай спит, – сказала Марья Дмитриевна, уходя из комнаты, думая, что она спит. Но Наташа не спала и остановившимися раскрытыми глазами из бледного лица прямо смотрела перед собою. Всю эту ночь Наташа не спала, и не плакала, и не говорила с Соней, несколько раз встававшей и подходившей к ней.
На другой день к завтраку, как и обещал граф Илья Андреич, он приехал из Подмосковной. Он был очень весел: дело с покупщиком ладилось и ничто уже не задерживало его теперь в Москве и в разлуке с графиней, по которой он соскучился. Марья Дмитриевна встретила его и объявила ему, что Наташа сделалась очень нездорова вчера, что посылали за доктором, но что теперь ей лучше. Наташа в это утро не выходила из своей комнаты. С поджатыми растрескавшимися губами, сухими остановившимися глазами, она сидела у окна и беспокойно вглядывалась в проезжающих по улице и торопливо оглядывалась на входивших в комнату. Она очевидно ждала известий об нем, ждала, что он сам приедет или напишет ей.
Когда граф взошел к ней, она беспокойно оборотилась на звук его мужских шагов, и лицо ее приняло прежнее холодное и даже злое выражение. Она даже не поднялась на встречу ему.
– Что с тобой, мой ангел, больна? – спросил граф. Наташа помолчала.
– Да, больна, – отвечала она.
На беспокойные расспросы графа о том, почему она такая убитая и не случилось ли чего нибудь с женихом, она уверяла его, что ничего, и просила его не беспокоиться. Марья Дмитриевна подтвердила графу уверения Наташи, что ничего не случилось. Граф, судя по мнимой болезни, по расстройству дочери, по сконфуженным лицам Сони и Марьи Дмитриевны, ясно видел, что в его отсутствие должно было что нибудь случиться: но ему так страшно было думать, что что нибудь постыдное случилось с его любимою дочерью, он так любил свое веселое спокойствие, что он избегал расспросов и всё старался уверить себя, что ничего особенного не было и только тужил о том, что по случаю ее нездоровья откладывался их отъезд в деревню.

Со дня приезда своей жены в Москву Пьер сбирался уехать куда нибудь, только чтобы не быть с ней. Вскоре после приезда Ростовых в Москву, впечатление, которое производила на него Наташа, заставило его поторопиться исполнить свое намерение. Он поехал в Тверь ко вдове Иосифа Алексеевича, которая обещала давно передать ему бумаги покойного.
Когда Пьер вернулся в Москву, ему подали письмо от Марьи Дмитриевны, которая звала его к себе по весьма важному делу, касающемуся Андрея Болконского и его невесты. Пьер избегал Наташи. Ему казалось, что он имел к ней чувство более сильное, чем то, которое должен был иметь женатый человек к невесте своего друга. И какая то судьба постоянно сводила его с нею.
«Что такое случилось? И какое им до меня дело? думал он, одеваясь, чтобы ехать к Марье Дмитриевне. Поскорее бы приехал князь Андрей и женился бы на ней!» думал Пьер дорогой к Ахросимовой.
На Тверском бульваре кто то окликнул его.
– Пьер! Давно приехал? – прокричал ему знакомый голос. Пьер поднял голову. В парных санях, на двух серых рысаках, закидывающих снегом головашки саней, промелькнул Анатоль с своим всегдашним товарищем Макариным. Анатоль сидел прямо, в классической позе военных щеголей, закутав низ лица бобровым воротником и немного пригнув голову. Лицо его было румяно и свежо, шляпа с белым плюмажем была надета на бок, открывая завитые, напомаженные и осыпанные мелким снегом волосы.
«И право, вот настоящий мудрец! подумал Пьер, ничего не видит дальше настоящей минуты удовольствия, ничто не тревожит его, и оттого всегда весел, доволен и спокоен. Что бы я дал, чтобы быть таким как он!» с завистью подумал Пьер.

Несмотря на то, что Россия вела тяжелую долголетнюю войну, создавала флот, строила новую столицу, Петр I стремился сделать все возможное, чтобы просвещение стало государственной политикой. Он понимал, что без образованных людей страна никогда не сможет стать по настоящему передовой и могущественной.

В 1714 году в Петербурге появился первый в России музей, который назвали на немецкий манер " Кунсткамерой ", то есть "кабинетом редкостей". Первыми экспонатами музея стали предметы личной коллекции самого Петра, их перевезли в новую столицу из Москвы и разместили в Летнем дворце царя в Летнем саду . Основу этого собрания редкостей составили предметы, которые Петр привез из Европы во время поездки с Великим Посольством: это были минералы, изделия из камня, слоновой кости, сандалового дерева из Индии, других азиатских стран, в коллекцию входило также собрание анатомических препаратов голландского анатома Рюйша. Дополнял уникальное собрание огромный Готторпский глобус - своеобразный маленький планетарий, внутри которого можно было наблюдать движение звездного неба. Этот необычный подарок Петр получил в Европе от герцога Голштинского.

Небольшой Летний дворец не мог стать настоящим хранилищем для уникальной коллекции: очень скоро отведенное для нее помещение стало тесным. "Кабинет редкостей" решили перевести в отдельное здание. Новым музейным помещением в 1718 году стали так называемые Кикины палаты - дом, конфискованный у опального вельможи Александра Васильевича Кикина. Теперь появилась возможность свободно расставить все ценные предметы коллекции, так, что их можно было рассматривать. Первый российский музей стал публичным, сам царь хорошо знал все предметы коллекции и любил их показывать.

В Кикиных палатах разместился не только музей: сюда же привезли царскую библиотеку редких книг, как русских, так и на иностранных языках. Здесь же появилась первая химическая лаборатория.

Стремясь к тому, чтобы редкостей в музее становилось все больше, Петр издал специальный указ, в котором говорилось: "Если кто найдет в земле или на воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть..да зело велики или малы перед обыкновенными, также старые надписи на каменьях, железе или меди…". Со всей России в музей стали поступать новые экспонаты, в те, кто бывал за границей, должны были привозить диковинные предметы оттуда.

Петр по-настоящему гордился своим детищем и хотел, чтобы первый российский музей находился в центре столицы, рядом с правительственными зданиями. Поскольку при жизни Петра городским центром планировали сделать Васильевский остров, именно здесь в 1718 началось году строительство нового здания Кунсткамеры. Существует легенда, будто бы Петр, гуляя по берегу острова, заметил необыкновенную сосну: ее ствол был причудливо изогнут. Петр назвал дерево монстром, приказал спилить сосну и сохранить ее необычную часть, а на том месте, где она росла, построить новое здание музея.

Автором проекта здания Кунсткамеры принято считать архитектора Г. Маттарнови, хотя многие исследователи считают, что над этим проектом работали и другие архитекторы. К сожалению, сам Петр не успел увидеть здание Кунсткамеры законченным: строительство шло очень медленно. Коллекции из Кикиных палат в новую Кунсткамеру перевели в 1726 году. Специальное помещение на третьем этаже отвели для огромного Готторпского глобуса.

В 1724 году была основана Петербургская Академия наук , Кунсткамера вошла в ее состав.

Открытие Кунсткамеры в комплексе с библиотекой в новом великолепном здании стало важным событием для страны. По сути, еще нигде в Европе не было ничего подобного. Кунсткамера стала настоящим украшением молодой столицы и местом, куда непременно старались привести всех важных гостей Петербурга.

Текст подготовила Галина Дрегуляс

Для тех, кто хочет узнать больше :
1. Мавродин В.В. Основание Петербурга. Л, 1983.
2. Пукинский Б. К. Санкт - Петербург. 1000 вопросов и ответов. СПб, 1999

КУНСТКАМЕРА - Первый публичный музей в Российской империи, естественно-научный.

Кунсткамера ос-но-ва-на в Санкт-Пе-тер-бур-ге в 1714 году по рас-по-ря-же-нию ца-ря Пет-ра I . В ос-но-ву Кунсткамеры по-ло-же-ны лич-ные со-б-ра-ния Пет-ра I, ана-то-мические кол-лек-ции, хра-нив-шие-ся в Главной ап-те-ке, и другие экс-по-на-ты. В 1714-1718 годах кол-лек-ции раз-ме-ща-лись в Санкт-Пе-тер-бур-ге в Лет-нем двор-це Пет-ра I, в 1718-1727 году в до-ме А. В. Ки-ки-на - «Ки-киных па-ла-тах» (от-кры-ты для по-се-ще-ния в 1719 году). Над-зор за кол-лек-ция-ми пер-во-на-чаль-но по-ру-чен лейб-ме-ди-ку Р. К. Аре-ски-ну, а по-сле его смер-ти в 1719 году - Л. Л. Блю-мен-тро-сту (смотри в статье Блю-мен-трост). В 1718-1728 годах на стрел-ке Ва-силь-ев-ско-го ост-ро-ва для раз-ме-ще-ния кол-лек-ций по-строе-но пер-вое в Рос-сии здание, спе-ци-аль-но спро-ек-ти-ро-ван-ное для нужд пуб-лич-но-го му-зея. Его вен-ча-ла баш-ня с мо-де-лью ар-мил-ляр-ной сфе-ры на ку-по-ле (ар-хи-тек-то-ры Г. И. Мат-тар-но-ви, Н. Ф. Гер-бель, Г. Киа-ве-ри; строи-тель-ст-во верх-не-го яру-са баш-ни за-вер-ше-но в 1734 году М. Г. Зем-цо-вым). В баш-не был ус-та-нов-лен Гот-торп-ский гло-бус (уни-каль-ный гло-бус- пла-не-та-рий - по-лая вра-щаю-щая-ся сфе-ра, на на-руж-ной сто-ро-не ко-то-рой изо-бра-же-на по-верх-ность Зем-ли, а на внут-рен-ней - кар-та звёзд-но-го не-ба), а так-же раз-ме-ще-на ас-тро-но-мическая об-сер-ва-то-рия Пе-тербургской АН (ны-не Му-зей М. В. Ло-мо-но-со-ва). По «Про-ек-ту уч-ре-ж-де-ния Ака-де-мии...» (1724 год) Кунсткамера и раз-ме-щён-ная в ней биб-лио-те-ка (ны-не Биб-лио-те-ка Рос-сий-ской ака-де-мии на-ук) пе-ре-шли в ве-де-ние Пе-тербургской АН. По-сле на-зна-че-ния Блю-мен-тро-ста пре-зи-ден-том АН прак-тическое ру-ко-во-дство Кунсткамерой до 1761 года осу-ще-ст-в-лял И. Д. Шу-махер. В декабре 1747 года при по-жаре бы-ли ут-ра-че-ны боль-шин-ст-во эт-но-гра-фических кол-лек-ций Кунсткамеры и Гот-торп-ский гло-бус (вос-соз-дан в 1751 году с учё-том но-вых гео-гра-фических от-кры-тий), на-не-сён су-ще-ст-вен-ный ущерб са-мо-му зда-нию (в 1754-1758 году пе-ре-строе-но архитектором С. И. Че-ва-кин-ским без верх-не-го яру-са баш-ни, вос-соз-дан-но-го в 1947-1948 году по про-ек-ту Р. И. Ка-пла-на-Ин-ге-ля). В 1766 году, по-сле ре-мон-та, Кунсткамера от-кры-та для по-се-ти-те-лей.

На про-тя-же-нии XVIII века шёл про-цесс ин-тен-сив-но-го по-сту-п-ле-ния но-вых кол-лек-ций в Кунсткамеру. Сре-ди пер-вых - ес-те-ст-вен-ное со-б-ра-ние «жи-вот-ных чет-ве-ро-но-гих, птиц, рыб, змей, яще-риц, ра-ко-вин и дру-гих ди-ко-вин-ных про-из-ве-де-ний из Ост- и Вест- Ин-дии» ам-стер-дам-ско-го ап-те-ка-ря А. Се-бы, со-б-ра-ние ана-то-мических пре-па-ра-тов голландского вра-ча и ана-то-ма Ф. Рёй-са (при-об-ре-те-ны Пет-ром I), те-ра-то-ло-гическое соб-ра-ние, фор-ми-ро-вав-ше-еся в со-от-вет-ст-вии с ука-зом Пет-ра I 1718 года «О при-но-се ро-див-ших-ся уро-дов...» за воз-на-граж-де-ние, и другие. В 1720-х годах в Кунсткамеру по-сту-пи-ло об-шир-ное со-б-ра-ние по эт-но-гра-фии на-ро-дов Си-би-ри немецкого учё-но-го и пу-те-ше-ст-вен-ни-ка Д. Г. Мес-сер-шмид-та. Во 2-й половине 1730-х годов в Кунсткамеру пе-ре-да-на кол-лек-ция ма-те-ма-тических и ме-ха-нических ин-ст-ру-мен-тов, мо-нет и ме-да-лей, со-б-ран-ная Я. В. Брю-сом. Бо-га-тые кол-лек-ции по-сту-пи-ли от уча-ст-ни-ков 2-й Кам-чат-ской экс-пе-ди-ции 1733-1743 годов.

В конце 1730-х годов в Кунсткамере ве-лась ра-бо-та по сис-тема-ти-за-ции кол-лек-ций. В 1741 году из-дан ил-лю-ст-ри-ро-ван-ный пу-те-во-ди-тель по му-зею «Па-ла-ты Санкт-Пе-тер-бург-ской им-пе-ра-тор-ской ака-де-мии на-ук, Биб-лио-те-ки и Кун-ст-ка-ме-ры...» (2-е издание в 1744 году), в 1741-1745 годах в 2 то-мах на латинском язы-ке - ка-та-лог экс-по-на-тов Кунсткамеры «Musei Im-pe-rialis Petropolitani».

По-сле по-жа-ра 1747 года АН пред-при-ня-ла ме-ры по вос-ста-нов-ле-нию ут-ра-чен-ных кол-лек-ций, в част-но-сти в середине 1750-х годов в Ки-тай пос-лан ле-карь Ф. Л. Ела-чич. В по-след-ней тре-ти XVIII века в Кунсткамеру по-сту-пи-ли кол-лек-ции, со-б-ран-ные уча-ст-ни-ка-ми Ака-де-мической экс-пе-ди-ций 1768-1774 годов, пер-вые эт-но-гра-фические экс-по-на-ты из Япо-нии и Южной Аме-ри-ки, а так-же Океа-нии и Северо-Западной Аме-ри-ки, со-б-ран-ные 3-й кру-го-свет-ной экс-пе-ди-ци-ей Дж. Ку-ка. В 1776 году из-дан ка-та-лог кол-лек-ций Кунсткамеры «Опыт о Биб-лио-теке и Ка-би-не-те ред-ко-стей и ис-то-рии на-ту-раль-ной Санкт-Пе-тер-бург-ской Ака-де-мии на-ук», со-став-лен-ный И. Г. Бак-мей-сте-ром (на французском языке; русский перевод 1779 год), а в 1793 году - ка-та-лог «Ка-би-нет Пет-ра Ве-ли-ко-го», со-став-лен-ный О. П. Бе-ляе-вым (на русском языке, части 1-2; 2-е издание, части 1-3, 1800 год). В 1-й тре-ти XIX века в Кунсткамеру по-сту-пи-ли эт-но-гра-фич. кол-лек-ции, со-б-ран-ные во вре-мя кру-го-свет-ных пу-те-ше-ст-вий И. Ф. Кру-зен-штер-ном и Ю. Ф.Ли-сян-ским (1803-1806 годы), Ф. П. Лит-ке и М. Н. Ста-ню-ко-ви-чем (1826-1829 годы) и другими.

Во 2-й половине XVIII века Кунсткамеру воз-глав-ля-ли вид-ные отечественные учё-ные П. С. Пал-лас (1767-1771 годы) и С. К. Ко-тель-ни-ков (1771-1797 годы). По-след-ний ди-рек-тор еди-ной Кунсткамеры - Н. Я. Озе-рец-ков-ский (1800-1827 годы). Как еди-ный му-зей Кунсткамера функ-цио-ни-ро-ва-ла до пер-вых де-ся-ти-ле-тий XIX века, ко-гда на её ба-зе бы-ли соз-даны Ази-ат-ский музей (1818 год), Бо-та-ни-че-ский (1823 год; ны-не Бо-та-ни-чес-ко-го института РАН имени В. Л. Ко-ма-ро-ва), Еги-пет-ский (1825 год, ны-не кол-лек-ция в Эр-ми-та-же), Зоо-ло-ги-че-ский (1832 год; ны-не Зоо-ло-ги-чес-ко-го института РАН), Ми-не-ра-ло-ги-чес-кий (1836 год; ны-не имени А. Е. Ферс-ма-на РАН) му-зеи, а так-же в 1836 году ка-би-не-ты - Эт-ногра-фи-чес-кий (ны-не Ан-тро-по-ло-гии и эт-но-гра-фии му-зей, функ-цио-ни-рую-щий в ис-то-рическом зда-нии быв-шей Кунсткамеры) и Ну-миз-ма-ти-чес-кий (ны-не кол-лек-ция в