Пастораль. Что такое пастораль

Пастораль, как жанр искусства, была особенно популярна в Италии в начале 16 века, когда были опубликованы работы Саннадзаро «Аркадия». Он описал идиллический мир, населенный нимфами и пастухами, которые погружали читателей в ностальгию по более простой жизни. Источником для его произведения были работы Вергилий. Антураж пасторальных литературных произведений быстро перекочевал в живопись. В Венеции Джорджоне и молодой Тициан быстро оживили стихотворные строки изобразительными эквивалентами.

Истоки

Традиционно «Сельский концерт» приписывается Джорджоне, но в настоящее время считается, что это работа Тициана в юности. Эта таинственная картина предназначается, чтобы быть аллегорией поэзии, чьи символы — флейта и льющаяся вода — распределяются между двумя обнаженными женщинами идеальной красоты. Эти нереальные нимфы существуют только в воображении двух мужчин, которых они вдохновляют. Такое объяснение сюжету соответствовало вкусу распространенного в итальянской живописи одновременного изображения видимого и невидимого.

Характеристика сюжетно-тематического жанра

Тициан хотел соединить два мира — венецианскую аристократию с одной стороны, и нимф и пастухов с другой стороны, объединенных музыкой. Тема музыки в спокойном пейзаже формирует аллегорию. Тициан придает особое значение ландшафту в пасторали:

  • Природа не используется в качестве простого декора;
  • Пейзаж – это отражение определенного состояния внутреннего мира, настроения;
  • Краски приглушенные и слегка размытые;
  • Поиск баланса показан посредством интеграции фигур в обстановку, где человек и природа должны сосуществовать в полной гармонии, как у Вергилия — счастливая жизнь в тенистой роще, пастухи с музыкой и песнями.

Джорджоне и Тициан — мастер и ученик — развивали пастораль в отдельный жанр. С 1509 два художника начали работать в тесном сотрудничестве, поэтому их стиль написания картин трудно отличить.

Виды пейзажа в живописи

В 15 веке

В начале 15 века пейзаж был создан как жанр в Европе и демонстрировал места проживания или путешествий людей. В век гармонии и порядка, Ренессанс, пасторальные картины были более приемлемы в обществе, чем натуральное изображение леса или поляны. Сложность естественного ландшафта или непогода не были популярными мотивами – добавлялись пасторальные черты, чтобы рассеять глубоко укоренившиеся страхи и предрассудки людей перед непонятными природными явлениями, сделать эмоциональный посыл картин позитивным.

В 17 веке

Среди художников 17 века, работающих в Риме, Клод также создавал пасторальные идиллии. Этот жанр вошел в моду в Голландии – примером может служить портрет работы Рембрандта «Саския ван Эйленбюрх в образе Флоры». Слово «пейзаж» переводится с голландского как «участок обрабатываемой земли».
Нежная лирическая пастораль показывает горы, долины, деревья, реки и леса. Небо почти всегда включается в сюжет, и великолепная погода является элементом композиции.

Бытовая живопись

Барокко

Излюбленными темами барочной живописи является все та же пастораль:

  • Галантные дамы и кавалеры;
  • Невероятно красивые пейзажи;
  • Изящная передача фигур людей;
  • Куртизанки и любовь.

Такие символы, как Венера и любовь, вернулись в жанр живописи и смешались в сценах придворной жизни, придавая композиций чувственный, веселый и свежий тон.

Пастораль во времена барокко и рококо называли очаровательным, галантным стилем. Название происходит от слова «Galer» или «галантный».

Фигура женщины является источником вдохновения в живописи. Женщина с чувственной и красивой фигурой соблазняет или принимает участие в запрещенных приключениях – эти сцены помогают «идеальному» обществу идентифицировать себя с персонажами идиллических пасторальных историй.

Романтизм

Попытка соединить романтический стиль неземной беззаботной жизни и настроение ландшафтных традиций жанра пейзажа продолжалась в 19 веке под сильным влиянием сложившихся традиций живописи.

Аллегория как жанр в живописи

В пасторалях этого периода присутствуют:

  • приглушенная цветовая палитра,
  • мягкая атмосфера и непрямое освещение работы,
  • спокойствие сельского пейзажа,
  • поучительный исторический контекст, вписанный в современные пейзажи.

Эволюция картин академического искусства пасторали происходит медленно и незаметно в течение длительного времени.

В 19 веке

Промышленная революция в 19 веке заставила людей покинуть фермы и сельскую местность. Растущая реакция живописцев против философии Просвещения выразилась в романтическом направлении искусства. Ностальгия по сельской идиллии и природе снова прочно укрепилась в жанрах живописи. Пасторали излучали духовность, свободу, добродетель, как противовес последствиям индустриализации.

В 20 веке

Художники романтического периода и до 20 века пытались передать эти идеалы в своих работах. Они отвергали рационализм, правила, упорядоченность, которые были характерны неоклассическому стилю. Как и барочные художники, романтические художники надеялись вдохновить на эмоциональный отклик зрителей. Пастораль романтического периода была направлена на ностальгическое стремление к сельской жизни, познанию тайн жизни, силы и величия природы. Пастораль прекрасно вписывается в современную жизнь. Полотна современных художников с идиллическими изображениями можно видеть в частных коллекциях и на выставках.

Пастораль - (лат. pastoralis , фр. pastorale , пастушеский , сельский ) - жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь. Пасторалью может называться:

  1. Пасторальная музыка, к которой могут относиться как большие, так и малые произведения, посвящённая изображению природы или сельской жизни. Для музыкальной пасторали характерны размеры 6/8, 12/8, плавное спокойное движение мелодии, зачастую удваиваемое в терцию. Примеры пасторалей имеются в творчестве А. Вивальди, Д. Скарлатти, Ф. Куперена, И. С. Баха и других композиторов. Известна также «Пасторальная симфония» Бетховена.
    Пасторалью, также может называться симфонический эпизод в музыкально-сценическом произведении, рисующий картины природы (например, пастораль в музыке Ж.Бизе к Арлезианке А.Доде).
  2. Небольшая опера, пантомима, балет, написанные на идеализированные сюжеты из сельской жизни. Первые пасторали, возникшие в 14–15 вв. являются предшественниками классической оперы (например, французское «представление с песнями» Сказание о Робэне и Марион). В музыкальном театре пастораль сохранилась до 18–19 вв. (опера Моцарта Король-пастух, 1775; балет Делиба Сильвия, 1876; и др.). Пасторальные оперы писали К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо.
  3. Буколическая (от греч. «пастух») поэзия античности, посвящённая изображению жизни пастухов. Синонимы - эклога и идиллия.
  4. Вид европейской литературы, копирующий буколическое мировоззрение.
  5. Жанр придворного театра, возникший в Италии в 16 в. и получивший распространение в странах Западной Европы. Пастораль представляла собой небольшую пьесу, часто вводившуюся в программу придворных празднеств. В ней изображалась сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных манерами, чувствами и лексикой аристократии.

    Пастораль фактически ведет свое начало не от истинно театральных жанров – комедии и трагедии, но от «пастушеской» поэзии (в частности, от Буколик Вергилия). В популярности пасторали мы находим косвенные свидетельства в пользу теории бесконфликтности театра итальянского Ренессанса. Пастораль рисовала особый, приукрашенный, идеализированный мир, не имеющий никакого отношения к реальной действительности. Именно пастораль в наибольшей степени соответствовала цельному и гармоничному ренессансному мироощущению, – и фактически разрушала театральное искусство, превращая спектакль в «живые картины». Тем не менее, пастораль сыграла существенную роль в истории и теории мирового театра. В пасторали окончательно закрепился драматургический канон, разработка которого была начата в ренессансной итальянской трагедии, а позже – была доведена до совершенства в теоретических работах французских классицистов: пятиактная структура, единство места, времени и действия, строгое социальное разделение персонажей по жанрам.

Мой миленький дружок, Любезный пастушок...

Так поет пастушка Прилепа, поджидая своего возлюбленного - Миловзора. Богач Златогор пытается прельстить юную красотку несметными сокровищами, но она отвергает его домогательства, оставаясь верной Миловзору. По этому случаю весело поют и танцуют все окрестные пастушки и пастушки. Таково содержание небольшого эпизода - пасторали «Искренность пастушки» из третьей картины оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама».

Название «пастораль» происходит от латинского слова «пасторалис» - «пастушеский». Истоки этого жанра уходят в Древнюю Грецию и в Древний Рим, где поэты и писатели противопоставляли городу идеализированную жизнь на лоне природы, отличающуюся в их представлении бесхитростностью нравов, простодушной искренностью и верностью в любви.

В XVII-XVIII вв. мода на пасторальные сюжеты в театре, поэзии, изобразительном искусстве широко распространилась в придворно-аристократических кругах европейских стран. Множество пасторальных сюжетов вошло в старинные оперы.
Для композиторов пасторальные темы послужили поводом к созданию, особенно в программной инструментальной музыке, многих до сих пор глубоко впечатляющих образов природы, сельской жизни, народного юмора и праздничного веселья. Так, серию пасторальных картин представляет собой программа цикла из четырех оркестровых концертов «Времена года» А. Вивальди.

«Пасторальной» назвал Л. Бетховен свою 6-ю симфонию. Здесь каждая часть имеет свой заголовок: «Пробуждение радостных чувств при прибытии в деревню», «Сцена у ручья»,- «Веселое сборище крестьян», «Гроза. Буря», «Пение пастухов. Радостные, благодарные чувства после грозы».

В начале XX в. М. Равель, использовав сюжет пасторального романа древнегреческого писателя Лонга, создал балет «Дафнис и Хлоя», оркестровые сюиты из которого часто звучат в симфонических концертах.

Что такое пастораль? Наиболее яркие примеры пасторали?

  1. Если мне не изменяет память, то это муз. произведение хiv-xvii в Европе про пастухов и пастушек. Идильный сельский образ.
  2. Пастораль пастораль или пастушеская поэзия так наз. особый вид поэзии, где в качестве героев выступают пастухи и пастушки.
    Пастораль (pastorale франц. и итал. , пастушеский, сельский) в музыке так называются сочинения мирного, идиллического характера. Сюда относятся, напр. :
    а) пасторальная музыка небольшая пьеска преимущественно в 6/8, 9/8;
    b) пастушеская веселая песня (pastorello);
    с) танец, похожий на musette или siciliano, но только в более медленном темпе;
    d) небольшая опера, пантомима или балет, где главными действующими лицами являются пастухи или пастушки; наконец,
    е) симфония, в которой изображается сельская жизнь, природа, напр. шестая (пасторальная) симфония Бетховена.
  3. Пастораль (от лат. pastoralis - пастушеский) .
    Поэзия.
    Пастораль, или как прежде называли, буколики собственно пастушеская поэзия, зародившаяся в Сицилии, а затем, особенно по словоупотреблению нового времени, вообще деревенская сельская поэзия, изображающая картины также из мирной жизни земледельцев, рыбаков. К пасторали относятся и деревенские идиллии. Форма пасторали может быть как драматической, так и повествовательной, а также смешанной. Сюда входят и небольшие стихотворения (часто в диалогах) и поэмы, и сценические произведения, и романы. Древнейшие и лучшие образцы пасторальной поэзии дали греческий поэт Феокрит, Бион и Мосх. У римлян славились буколики Виргилия. Лонг написал знаменитый пастушеский роман Дафнис и Хлоя, вызвавший многочисленные подражания; а имена его героев употреблялись в поэзии, как нарицательные, вплоть до новой литературы 19 века. Затем в эпоху раннего Возрождения появляется Амето Боккаччио. Особенно же сильное влияние на пасторальную литературу оказал роман Саннацаро Аркадия. Успех Аркадии был огромный; о нем свидетельствуют и более полусотни изданий ее в Италии, и переводы ее на многие европейские языки.
    В русской литературе 18 века пасторали писали Костров, Богданович, Сумароков и другие, дававшие им название эклоги. Позже Дельвиг и Майков. К пасторали относятся превосходные и до нашего времени популярные переводы Жуковского из Гебеля.
    http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt1/lt1-5612.htm
    Театр.
    Пастораль - жанр придворного театра, возникший в Италии в 16 в. и получивший распространение в западно-европейских странах. Истоки пасторали в эклоге - литературном жанре сельской поэзии античности (Феокрит, Вергилий) и раннего Возрождения (Петрарка, Боккаччо) . Пастораль представляла собой небольшую пьесу, часто вводившуюся в программу придворных празднеств. В ней идиллически изображалась условная сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных чувствами, манерами и языком придворных аристократов. В Италии среди первых пастушеских драм - "Эгле" Джиральди Чинтио (1545), "Аретуза" Лоллио (1563), Вначале пастораль исполняли придворные-любители. Несколько позднее в пасторали стали принимать участие профессиональные актеры. Спектакли сопровождались музыкой, пением. Итальянские художники (С. Серлио и др.) создали для постановок пасторали нарядную несменяемую пейзажную декорацию.
    Музыка.
    Небольшая опера, пантомима, балет (или их отдельная сцена) , написанные на идиллический сюжет из сельской жизни. Первые пасторали возникли в 14-15 вв. и явились предшественниками оперы ("Сказание о Робэне и Марион"). Среди французских авторов пасторали в 17-18 вв. - Ж. Б. Люлли, Н. Дезед, А. Детуш и др. В 18-19 вв. в жанре пасторали создавались оперы ("Король-пастух" Моцарта, 1775), балеты ("Сильвия" Делиба, 1876).
    Иногда термином пастораль называется симфонический эпизод в музыкальном произведении рисующий картину природы (пастораль в музыке Ж. Бизе к драме "Арлезианка" Доде) .

Словарь Ушакова

Пастораль

пастора ль , пасторали, жен. (от лат. pastoralis - пастушеский).

1. Произведение (преим. драматическое), идиллически изображающее простую пастушескую жизнь (ист. лит. ).

2. Музыкальное произведение идиллического характера с преобладанием сельских мелодий (муз. ).

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Пастораль

(франц. pastorale от лат. pastoralis - пастушеский) - литературный жанр, рисующий идеализированную жизнь беззаботных пастухов и пастушек среди вечно прекрасной природы.

Рб: роды и жанры литературы

Род: буколика

Пример: Лонг. "Дафнис и Хлоя" (III в. до н.э.)

* "Распространенная сюжетная схема пасторали такова: любовь галантного пастуха к жестокосердной пастушке или нимфе, перипетии любви, безмерные страдания чувствительного серд-ца и непременно счастливый конец" (И.В. Шталь). *

Словарь музыкальных терминов

Пастораль

(от лат. pastoralis - пастушеский)

1. Опера, пантомима или балет, идеализированно показывающие сцены сельской жизни.

2. Вокальная или инструментальная пьеса, рисующая картины приро­ды или сцены сельской жизни.

3. Пастушья песня.

4. Вставная сцена в опере или другом спектакле, написана в стиле пастораль (1) - напр., пастораль из оперы «Пиковая дама» П. Чайковского.

Шекспировская энциклопедия

Пастораль

литературный и драматический жанр, берущий начало в произведениях античных поэтов (Теокрит, Вергилий). Воспевает жизнь простых деревенских жителей, в особенности пастухов и пастушек. Определяющей чертой пасторали является противопоставление придворной (городской) распущенности и деревенской простоты и праведности, идеализация сельской жизни, подчиненной только природным циклам, и ностальгия по Золотому веку.

Шекспир нередко использует приемы пасторали, но всегда в сложной и полемической манере. Наиболее явственно черты этого жанра прослеживаются в его пьесах *"Как вам это понравится" и *"Зимняя сказка".

Мир Лема - словарь и путеводитель

Пастораль

(от фр. pastorale - сельский) направление в искусстве, идиллическое изображение сельской жизни; "Никакие другие фантазии не очаровывали человечество своей неизменной свежестью на протяжении столь долгого времени, как зовущий вдаль пастушеский рожок и застигнутые врасплох нимфы под шелестящей сенью дерев у журчащих ручьев" (Й.Хейзинга):

* "Но именно так поступает научная фантастика в социологическом плане, когда малюет пасторальные и идиллические утопии". Фантастика и футурология *

* Но опять же - акция таких произведений концентрируется на демонстрации конфликтов, возникающих между человеческой подлостью и высшими сообществами Галактики, об устройстве которых точно ничего узнать невозможно, кроме общих фраз вроде той, что это существа, добившиеся духовной власти над материей либо занимающиеся чем-то вроде йоги, окружающие же их условия нарисованы как пасторально-аркадийскими, так и ни о чем не говорящими мазками (например, Город и звезды А. Кларка). Фантастика и футурология *

Вестминстерский словарь теологических терминов

Пастораль

♦ (ENG pastorale)

(ит.) - кантата или музыкальное произведение, воспевающее жизнь и деятельность духовного лица.

Энциклопедический словарь

Пастораль

(франц. pastorale, от лат. pastoralis - пастушеский),

  1. жанровая разновидность новоевропейской литературы 14-18 вв. (эклога, поэма, стихотворная драма), связанная с идиллическим мировосприятием (см. также Буколика, Идиллия).
  2. Опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением пастушеской жизни.
  3. Вокальное или инструментальное произведение, рисующее картины природы или сцены сельского быта.

Пастораль - (латинское pastoralis, франц. Pastorale — пастушеский, сельский) - литературный, живописный, музыкальный и в театральный жанр, в котором в поэтической форме описывается мирная и простая сельская жизнь.

Пасторалью называют:

1. Пасторальную музыку, представленную большими и малыми произведениями, в которой описывается природа или сельская жизнь. Для музыки пасторалей характерными размерами являются 12/8 и 6/8, плавная спокойная мелодия, которая часто удваивается в терцию. К примеру пасторали написаны Д. Скарлатти, А. Вивальди, Ф. Купереном, И. С. Бахом и другими композиторами. Существует и «Пасторальная симфония», автором которой является Бетховен.

Пастораль – это и название симфонического эпизода в произведении музыкально-сценического жанра, в котором изображена природа (к примеру, пастораль в музыкальном сочинении Ж.Бизе к Арлезианке А.Доде).

2. Небольшую оперу, балет, пантомиму, которые описывают идилии сельской жизни. Впервые пасторали появились в XIV–XV веках, им предшествовала классическая опера (французское «представление с песнями» Сказание о Робэне и Марион). В музыкальном театре пастораль продолжала существовать до XVIII–XIX веках (балет Делиба Сильвия, 1876 г., опера Моцарта Король-пастух, 1775 г. и др.). Оперы в стиле пасторалей были написаны К. В. Глюком, Ж. Б. Люлли, В. А. Моцартом, Ж. Ф. Рамо.

3. Буколическую (от греческого «пастух») поэзию античных времен, в которой изображалась жизнь пастухов. Синонимы -идиллия, эклога.

4. Европейскую литературу, описывающую буколическое мировоззрение.

5. Жанр придворного театра, который появился в Италии в XVI века и стал популярен в Западной Европе. Пастораль писали как небольшую пьесу, она часто использовалась в программе праздников в королевском дворе. Эта пьеса описывала сельскую жизнь с галантными пастухами и пастушками, которые имели аристократические манеры, чувства и лексику.

Пастораль по сути была построена не на театральных жанрах (комедии, трагедии), а скорее на «пастушеской» поэзии (как например, Буколик Вергилия). Популярность пастораля говорит нам о косвенных свидетельствах подтверждающих теорию бесконфликтности театра Италии эпохи Ренессанса. В пасторале представлялся особенный, немного украшенный, идеализированный образ мира, который мало связан с реальностью. Как раз пастораль оказалась способной передать единое и гармоничное мироощущение периода Ренессанса, – и по сути уничтожила театральное искусство, представляя спектакль с «живыми картинами». Однако, роль пасторали в теории и истории театра была огромна. В пасторали был окончательно закреплен драматургический канон, разрабатывать который начали в итальянской трагедии периода Ренессанса, а затем ее усовершенствовали теоретические работы французских классицистов: структура состоящая из 5 актов, целостность места, действия, времени, персонажи стали строго разделяться по жанрам.

Мой миленький дружок, любезный пастушок…

Эти слова использованы в песни пастушки Прилепы, она поет это ожидая своего возлюбленного Миловзора. Богач Златогор желает обольстить молодую красавицу предлагая ей несметные сокровища, но он ей не по нраву, она верна своему Миловзору. По этому поводу местные пастушки и пастухи исполняют веселые песни и танцы. Об этом рассказывается в одном из эпизодов пасторали под названием «Искренность пастушки», которая принадлежит к 3-ей картине оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама».

Термин «пастораль» произошел от лат. «пасторалис» (пастушеский). История данного жанра началась еще в Древней Греции и в Древнем Риме, где писатели и поэты пытались найти противопоставление городу и идеализированную жизнь на природе, в которой, как им казалось, существовали простые нравы, искренние чувства и верная любовь.

В XVII-XVIII веках пасторальные сюжеты использовались в поэзии, театре, изобразительном искусстве в кругах аристократии и вреди придворных европейских стран. Большая часть пасторальных сюжетов стала частью старинных опер.

Композиторы использовали пасторали для создания, в особенности в программно-инструментальной музыке, природных образов, которыми по сей день восхищаются люди, они описывали сельскую жизнь, народный юмор и веселье праздника. К примеру, пасторальные картины включены в программу цикла из 4 концертов для оркестра «Времена года» А. Вивальди.

Л. Бетховен называл «пасторальной» свою шестую симфонию. У каждой из ее частей есть свой заголовок: «Пробуждение чувств радости по прибытию в деревню», «Сцена у ручья», «Веселое собрание крестьян», «Пение пастухов, «Гроза. Буря». Чувства, которые раскрывают радость и благодарность после грозы».

В начале 20 века М. Равелем был использован сюжет из пасторального романа написанного древнегреческим писателем Лонгом, он создал балет «Дафнис и Хлоя», сюиты для оркестра из которого часто можно услышать в симфонических концертах.

Хотите знать, что такое рапсодия? .