Памятник николаю гоголю. Памятник николаю гоголю на гоголевском бульваре. «С баб-ягами никчемушная борьба»

Памятник Николаю Гоголю был открыт на Гоголевском бульваре 2 марта 1952 года - в канун 100-летней годовщины его смерти - и по иронии судьбы стал вторым памятником Гоголю на этом месте. Благодаря необычной истории и общей культовости места установки монумент стал одним из наиболее известных в Москве.

Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852) - признанный классик русской литературы, прозаик, поэт, драматург и публицист. Детство Гоголя прошло в Полтавской губернии в обстановке малороссийского быта: впоследствии детские впечатления легли в основу написанных им малороссийских повестей и обусловили этнографические интересы писателя. Писатель рано обнаружил в себе литературные наклонности и, переехав в Петербург, сумел развить их, обнаружив интерес столичной публики к малороссийскому быту. Однако, на каком-то этапе уверившись в своём пророческом предназначении, Гоголь ударился в мистицизм и, уделяя много времени идее духовного самосовершенствования, стал отрицать достоинства написанных им ранее произведений. Тем не менее, многие его повести, рассказы и комедии - "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Ревизор", "Тарас Бульба", "Мёртвые души", "Вий", "Петербургские повести" и другие - стали яркой классикой русской литературы.

Памятник выполнен с портретным сходством: весьма бодрого вида Гоголь, словно слегка ухмыляясь, смотрит прямо перед собой. Писатель одет по моде 19 века - в шинель, поверх которой накинута крылатка - и держит в левой руке книгу. Скульптура установлена на высоком ступенчатом постаменте из гранита, на котором размещена надпись:

Вокруг монумента размещены любопытные фигурные фонари с бронзовыми львами в подножии: хотя они отлично вписались в обстановку, в действительности они остались "в наследство" от предыдущего памятника Гоголю.

История памятника Гоголю

Памятник Гоголю имеет необычную историю, одновременно комедийную и драматическую: дело в том, что это уже второй памятник писателю на этом месте.

Впервые идея установить памятник Гоголю появилась после установки памятника Пушкину в 1880 году, в тот же год была открыта подписка для сбора необходимых средств. В 1909 году, к 100-летию со дня рождения писателя, по проекту скульптора Николай Андреева и архитектора Фёдора Шехтеля в конце Пречистенского бульвара (современный Гоголевский бульвар) была установлена скульптура, изображающая Гоголя в довольно драматическом образе: скульптор изобразил его в период душевного кризиса; сгорбленный и погруженный в размышления, писатель сидел, закутавшись в плащ, словно озяб. На пьедестале разместились бронзовые барельефы с изображениями персонажей из наиболее известных произведений автора.

Вокруг памятника обустроили сквер и установили фигурные фонари со львами.

Фото: памятник Николаю Гоголю на Пречистенском бульваре (у Арбатской площади), 1909, pastvu.com

Идея "скорбящего" Гоголя изначально вызвала в обществе споры, так как его привыкли видеть сатирическим писателем, однако, впоследствии достоинства работы Андреева были оценены.

После Революции 1917 года памятник сначала не вызывал нареканий, так как скорбный Гоголь вписывался в образ "жертвы царизма", однако, в 1930-х его начали критиковать в прессе и в среде интеллигенции, а в 1951 году демонтировали и перенесли в Донской монастырь. В 1959 году памятник переехал ещё раз - теперь во двор бывшей усадьбы графа Алексея Толстого на Никитском бульваре, где Гоголь провёл последние 4 года жизни.

В 1952 году на месте прежнего памятника был установлен новый: работы скульптора Николая Томского и архитектора Льва Голубовского. Теперь писатель бодро стоял во весь рост и излучал оптимизм. Согласно любопытной городской легенде, причиной замены монумента стала неприязнь Иосифа Сталина к "скорбному" Гоголю: советский лидер недолюбливал "грустную" скульптуру, мимо которой ему приходилось регулярно ездить на машине из Кремля на Кунцевскую дачу, и её заменили на "весёлую".

Однако, новый Гоголь был очень холодно принят общественностью и стал объектом издевательских шуточек, анекдотов и четверостиший:

Что любопытно, сам скульптор Николай Томский в 1957 году оценил свою работу довольно критично: выступая на Съезде художников, он отметил, что памятник Гоголю стал его самым неудачным монументальным произведением, так как был выполнен в спешке к юбилейной дате.

Тем не менее, впоследствии к новому "весёлому" Гоголю все привыкли, да и район Арбатской площади изменился настолько, что старый памятник уже никак не мог в него вписаться, а новый вполне справлялся с ролью скульптурной доминанты.

С 1960-х годов, во время Перестройки и в наши дни не раз обсуждалась возможность возвращения исторического памятника на изначальное место и переноса нового в какое-то другое, однако, в целом идея такой рокировки не нашла поддержки и не была осуществлена.

Интересно, что первый памятник писателю простоял на своём месте 42 года - ровно столько прожил сам Гоголь, а после его переноса во двор на Никитском бульваре сложилась уникальная ситуация: теперь "грустного" и "весёлого" Гоголей разделяют всего 350 метров.

Памятник Николаю Гоголю на Гоголевском бульваре находится вблизи Арбатской площади. Добраться до него можно пешком от станции метро "Арбатская" Филёвской и Арбатско-Покровской линий.


Памятник Гоголю, созданный Н. А. Андреевым

В небольшом сквере во дворике бывшего дома А. С. Талызина на Никитском бульваре находится памятник русскому писателю Николая Васильевичу Гоголю. Его автор, скульптор Николай Андреевич Андреев, отказавшись от всех условных и идеализирующих приемов, характерных для монументальной городской скульптуры, создал живой и противоречивый образ человека, творчество которого хорошо знал и любил. В жизни этого монумента, имеющего вековую историю (его открытие, приуроченное к 100-летию со дня рождения Гоголя, состоялось 26 апреля 1909 года), было все: и этапы полного забвения и неприятия, и время переосмысления и искреннего восхищения.

ВСЛЕД ЗА ПУШКИНЫМ

Идея создания памятника Н. В. Гоголю в Москве родилась 10 июня 1880 г. сразу после открытия на Тверском бульваре памятника А. С. Пушкину. За два дня до этого в большом зале Благородного собрания проходил последний пушкинский праздник, устроенный Обществом любителей российской словесности, действительным членом которого с 1836 года являлся и Н. В. Гоголь. На церемонии присутствовали лучшие представители русской литературы и ее исследователи: И. С. Аксаков, П. В. Анненков, Я. К. Грот, Ф. М. Достоевский, А. Н. Майков, А. Н. Островский, А. Ф. Писемский, Я. П. Полонский, М. И. Сухомлинов, Н. С. Тихонравов, И. С. Тургенев. Известный драматический писатель А. А. Потехин, действительный член Общества, заключая свою торжественную речь, сказал: «Почтив Пушкина, мы ничем не утешим столько его великую тень, как положив в эти дни чествования его памяти начало всенародной подписки на памятник Гоголю... И пожелаем, господа, да будет Москва пантеоном русской литературы, да воздвигнется памятник Гоголю в центре России — Москве!»

Идею Потехина дружно поддержали: за короткий срок была создана временная Комиссия, а затем и постоянный Комитет по сооружению монумента во главе с московским генерал-губернатором великим князем Сергеем Александровичем.
Уже 1 августа 1880 года в России открылась повсеместная подписка «на составление капитала» для сооружения памятника Н. В. Гоголю. Гоголевский фонд складывался из разных источников. В его пользу были даны спектакли в обеих столицах и в провинции, сборы от них шли из Чернигова, Уральска, Екатеринбурга, Херсона, Тулы, Торжка. Объявление о сборе средств было опубликовано в прессе, по разным учреждениям России были разосланы подписные листы. П. П. Демидов, крупный уральский заводчик, лично пожертвовал на памятник 5000 рублей и выразил желание выслать «еще всю медь, сколько таковой потребуется для отливки статуи и иных украшений памятника». К концу 1890 года капитал достиг 52 тысяч рублей, и Общество любителей российской словесности постановило образовать Комитет по сооружению в Москве памятника Н. В. Гоголю, первое заседание которого состоялось 6 апреля 1896 года. К этому времени пожертвований и процентов поступило уже более 70 тысяч рублей, и Комитет счел собранную сумму достаточной, чтобы приступить к сооружению памятника.

46 БЕСПОЛЕЗНЫХ ПРОЕКТОВ

На упомянутом заседании был рассмотрен вопрос о выборе места для постановки памятника в Москве. В этом качестве рассматривались Арбатская, Лубянская и Театральная площади, Страстной и Рождественский бульвары. Как памятному месту, связанному с пребыванием писателя в Москве, Комитет отдал предпочтение Арбатской площади — в той ее части, где она примыкает к Пречистенскому бульвару. Через нее Гоголь «часто направлялся то в церковь св. Саввы, то на Девичье поле к своему приятелю Погодину». Неподалеку отсюда, в доме графа А. П. Толстого на Никитском бульваре, 7а, прошли последние годы жизни писателя. После многочисленных обсуждений место для будущего памятника было утверждено.
Вслед за этим была разработана программа конкурса на лучший проект памятника. Вот, что писал в то время журнал «Художественные сокровища России»: «Объявлен конкурс на постановку памятника Гоголю в Москве. Условия следующие. Памятник предполагается из бронзы. Гоголь должен быть изображен в сидячем положении, в костюме своего времени. Пьедестал должен соответствовать обстановке того места (Арбатская площадь, в конце Пречистенского бульвара), где будет стоять памятник. Лицевой стороной он будет обращен на Знаменку. Памятник будет окружен сквером. <...> Форма и размер памятника предоставляются составителю проекта. Аллегорические фигуры не допускаются, равно как и барельефы. Материалы: гранит, порфир, бронза...»
В результате на конкурс было представлено 44 проекта памятника в моделях и два проекта в рисунках. 14 февраля 1902 года на очередном заседании комитета подводились итоги конкурса. Проекты памятника Гоголю были выставлены для всеобщего обозрения в Историческом музее. Для присуждения премий было отобрано четыре проекта (среди авторов-номинантов были академик архитектуры П. П. Забелло, архитектор В. В. Шервуда, скульпторы С. М. Волнухин и Р. Р. Бах). Несмотря на то, что некоторые работы, представленные на конкурс, были премированы, ни одна из них не была рекомендована для сооружения памятника. По словам очевидцев, все они скорее напоминали «каминные часы или кондитерские торты».

С ЛЕГКОЙ РУКИ ОСТРОУХОВА

В 1906 году председателем Комитета по сооружению памятника Гоголю становится вновь избранный московский городской голова Н. И. Гучков, и в деятельности этого органа начинается новый этап.
13 февраля 1906 года на первое заседание Комитета, проходившее под председательством Н. И. Гучкова, был приглашен И. С. Остроухов, который становится одним из главных и активнейших его деятелей. На этом же заседании комитет постановляет: «...нового конкурса не устраивать, а поручить составление проекта скульптору Андрееву, не связывая его никакими условиями, кроме стоимости».

Н. А. Андреев

В первом конкурсе Андреев не участвовал, тем не менее, именно он получил столь почетный и выгодный заказ. Произошло это благодаря Илье Семеновичу Остроухову. Художник и коллекционер, многолетний попечитель Третьяковской галереи, он был хорошо знаком с Андреевым и высоко ценил его творчество. Именно Остроухов содействовал приобретению произведений Андреева в галерею (в 1905 году Советом галереи были куплены андреевские портреты писателей Петра Боборыкина и Льва Толстого), помогал с частными заказами и даже выдвигал (безуспешно) кандидатуру своего подопечного в академики. К счастью, Остроухову удалось доказать, что конкурсы ни к чему не приведут, и убедить членов Комитета отдать выполнение заказа Николаю Андрееву. Жена скульптора, М. П. Гортынская, позже вспоминала: «...Остроухов даже предложил, что если хоть один из членов комитета будет против эскиза Андреева — Комитет вправе обратиться к другому скульптору». (Надо заметить, что Андреев уже не раз в своем творчестве обращался к образу писателя. В 1904 году он выполнил бюст Гоголя для памятника, установленного на станции Миргород, который был создан на средства Киево-Воронежской железной дороги, а двумя годами ранее, к 50-летию со дня смерти писателя, для так называемых «сред» московских художников скульптор выполнил камерный бюст).
В качестве экспертов для суждения о проекте Андреева собрание наметило художника В. А. Серова, архитектора Ф. О. Шехтеля и артиста Малого театра А. П. Ленского.
Спустя всего два месяца, уже к следующему заседанию Комитета по сооружению в апреле 1906 года, Николай Андреевич Андреев выставил проект памятника Гоголю в саду при доме Остроухова в Трубниковском переулке. Проект был утвержден, а Комитет принял на себя обязательство выплатить скульптору вознаграждение в размере 30 тысяч рублей.
С Орловым, имеющим в Москве большую мраморно-гранильную мастерскую, был заключен контракт на производство всех гранитных работ на памятнике, включая поставку гранита для пьедестала, цоколя, подзора и тумбочек для решетки. Два громадных монолита гранита (около 1000 пудов каждый) для пьедестала привезли из Финляндии.
Для изготовления металлических частей решетки и фонарей заключили контракты с московской фирмой Э. Виллера. Было решено, что отливку бронзовых частей памятника выполнит петербургская фирма «А. Моран, преемник». Бронзу для отливки памятника предоставили наследники П. П. Демидова, которые также пожертвовали комитету 110 пудов штыковой меди.
Работы по сооружению памятника Гоголю велись самым активным образом. Первоначально скульптор работал над моделями в своей мастерской, которую с 1900 года снимал во дворе особняка В. И. Орлова в Большом Афанасьевском переулке (в 1957 году здесь, на доме 27, стр. 3, была установлена мемориальная доска). Андреев все делал сам: лепил из глины огромную фигуру писателя в натуральную величину, выполнял эскизы барельефов. Впоследствии по андреевским эскизам отлили решетку с венками и изящные фонари со стилизованными львиными масками (их прообразом стали львы с пилонов ворот Английского клуба на Тверской).
Летом 1906 года на Пречистенском бульваре начались подготовительные работы по сооружению фундамента памятника, в который были положены золотые и серебряные монеты, а сверху — медная доска с надписью.
Через девять месяцев из мастерской скульптора сюда были перевезены бронзовая фигура, барельефы и камни. Вот как описывает памятник Гоголю один из членов комиссии после его осмотра на месте: «Композиция такая: Гоголь задумчиво сидит, закутавшись в николаевский плащ, который он придерживает правой рукой; вся фигура красиво драпируется широкими складками этого плаща; в лице великого писателя художником великолепно передана тонкая наблюдательность, загадочная замкнутость и сверкающий юмор Гоголя...» Особенно всем нравятся барельефы, которые в виде бронзового пояса делят прямоугольный пьедестал на две неравные части.
Существует версия, что в установке памятника принимал участие член Комиссии Федор Шехтель, который искусно вписал монумент в городской ландшафт. Но скорее Андреев просто принял во внимание советы Шехтеля, который к тому времени был уже очень известным и авторитетным архитектором.

К открытию памятника по гипсовой модели Андреева петербургским медальером А. Жаккаром была вычеканена планета — памятная медаль в количестве 303 экземпляров (из них в бронзе — 300, в серебре — 2, в золоте — 1).
В марте 1908 года, когда встал вопрос о торжествах по случаю открытия памятника, при Московской городской думе была создана исполнительная комиссия в составе десяти человек, а при Обществе любителей российской словесности — Гоголевская комиссия из четырнадцати энтузиастов.

РОЖДЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

Созданию памятника предшествовал очень важный подготовительный период — период рождения художественного образа. Свою работу Андреев начал с путешествия на Полтавщину, где длительное время прожил в селе Шишаки, стоящем на реке Псел.
На Украине Андреев встретился с сестрой Гоголя Ольгой Васильевной Гоголь-Головней, которая умерла несколько месяцев спустя.

Эта встреча сыграла основополагающее значение в процессе формирования художественного образа писателя. Андреев набросал несколько портретов Ольги Васильевны, оплечных и в рост, но самое главное — он услышал живые воспоминания о «позднем» Гоголе.
В период работы над памятником скульптор перечитал произведения писателя. Из воспоминаний М. П. Гортынской: «...В мастерской у него всюду лежали сочинения Гоголя, его портреты... Память у Николая Андреевича была очень хорошая, и он часто цитировал наизусть целые пассажи из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» или передавал по-украински свои разговоры с жителями Шишаков». Андреев «относился к Гоголю с исключительной любовью и считал его величайшим писателем». Он называл Гоголя скульптором в литературе: «Так рельефны его персонажи, обобщены все их характерные черты, отброшено все лишнее, и вместе с тем они живые, хотя и монументальные».
Для передачи внешнего облика Андреев тщательно изучил иконографию писателя. В мастерской скульптора были собраны известные портреты Гоголя: профильный портрет, выполненный Э. А. Дмитриевым-Мамоновым (один из самых точных портретов писателя, сделанный незадолго до его смерти)

Работы Моллера

И, конечно, портреты Гоголя кисти Александра Иванова, созданные для картины «Явление Христа народу».

Для того чтобы глубже изучить и понять лицо писателя, скульптор сделал с них копии.
Подобно Гоголю, Андреев долго искал «натуру» для своих образов. В Государственной Третьяковской галерее хранится несколько больших и малых альбомов, заполненных рисунками типов украинских крестьян разного возраста, портретными зарисовками и эскизами.
Во время поездки на Украину Андреевым были найдены многие прототипы гоголевских героев для барельефов пьедестала. На рисунках с пометкой «Шишаки» — образы Остапа и Андрия, Чуба, Вакулы, Солохи, Рудыя Панько. Весьма интересны сделанные на Украине пейзажные наброски, которые помогли скульптору в формировании художественных образов, передаче национального колорита. В одном из писем Андреев примечательно говорит, что типы барельефа наконец-то «вывелись» (то есть родились на свет).
Впрочем, скульптор находил свои персонажи и в Москве. Так, на Смоленском рынке был найден худой, длинноносый натурщик, с которого Андреев лепил фигуру Гоголя.

Часто художественные образы скульптора — это собирательные типы, а не портрет одного конкретного человека. Газетный репортер как-то спросил Андреева о прототипе Городничего: «С кого?» Скульптор ответил: «Мало ли их! Тип распространенный весьма...»
Сама жизнь подсказывала образы гоголевских героев. Cо слов Андреева известно, что Коробочку он «подглядел» в провинции, в губернском правлении, куда зашел однажды по делам. В письме к Остроухову, рассказывая о своей поездке на Украину, Андреев написал: «Даже Коробочка нашлась (по секрету — сестрица Николая Васильевича Ольга Васильевна)».
К слову, имена многих прототипов гоголевских персонажей, изображенных на барельефах, не являются секретом. Так, натурой для Земляники послужил актер Константин Рыбаков. Для образа Бобчинского была использована маска, снятая с актера Художественного театра Ивана Москвина, который был занят в постановке «Ревизора» в 1908 году.

Прообразом Добчинского стал актер Федотов, игравший эту роль в Малом театре.
Тараса Бульбу скульптор лепил с «короля репортеров» В. А. Гиляровского — длинноусого, в вечной смушковой папахе и жупане, славившегося атлетическим телосложением и силой.

Образ Марьи Антоновны, дочери Городничего, взят с портрета актрисы Асенковой, перерисованного из книги «Русская портретная галерея. Собрание портретов замечательных русских людей, начиная с XVIII столетия с краткими их биографиями».

Образ Оксаны из «Ночи перед Рождеством» Андреев привез с Украины, но для нее же ему позировали сестра, Капитолина Андреевна и его знакомая Е. А. Кост. Разные люди, внешне несхожие, часто служили прототипами одного и того же героя.
Сохранилось обращение московского городского головы Н. И. Гучкова (март 1907 г.) в контору Московских императорских театров с просьбой оказать содействие художнику Н. А. Андрееву в получении разрешения «брать из костюмерных складов Московских императорских театров к себе на дом костюмы, относящиеся к эпохе Н. В. Гоголя, необходимые ему при его работе по исполнению барельефа, окружающего памятник».
Работа над памятником велась четыре года (1904 — 1909). В результате созданный Андреевым монумент превзошел все, даже самые смелые, ожидания и никого не оставил равнодушным. По словам современников, все в нем было «смело ново»: и неизвестный доселе образ писателя, и художественное решение пьедестала, и трактовка самой сути парадной городской скульптуры в целом. По условиям первых конкурсов, пьедестал должен был оставаться чистым и, хотя Андрееву была дана творческая свобода, скульптор, зная эти условия, отступил от них.
На суд современников Андреев выставил не парадное произведение, а камерный, реалистически переданный психологический образ писателя. Фигура сидящего, согбенного старика, закутанного в плащ, который только что сжег свое последнее произведение и знает, что время его сочтено, сильно отличалась от традиционной трактовки образов монументальной городской скульптуры.

Несмотря на стремление Андреева к крупномасштабным обобщенным формам (ведь перед скульптором была поставлена задача создания городской скульптуры, организующей городскую площадь и бульвар), памятник производит впечатление камерного произведения.
Фигура писателя находится на высоком кубическом гранитном постаменте. На нем — надпись: Г О Г О Л Ь. В нижней части постамент украшает рельефный многофигурный фриз, опоясывающий его с четырех сторон. В бронзе запечатлены герои гоголевских произведений — живые, веселые, динамичные. Какая-либо сюжетность в этих фризах отсутствует, это просто калейдоскоп образов. Они выполнены графически, четко в плоскостной манере — в отличие от самой фигуры, трактованной в реалистическом стиле.
На фасадной композиции изображены персонажи «Ревизора». Хлестаков привстал на цыпочки, самозабвенно врет. Перед ним застыла семья Городничего, за ней — шеренга чиновников с Бобчинским и Добчинским в центре.

На фризе справа от писателя — образы героев «Миргорода» и «Вечеров на хуторе близ Диканьки». В центре изображен Тарас Бульба, фигура которого является смысловым акцентом в композиции, и поэтому она крупнее, чем другие персонажи; рядом с ним изображены сыновья Остап и Андрий, а также Чуб, Вакула, Солоха, Оксана, Рудой Панько.

Барельеф, расположенный с тыльной стороны постамента, изображает героев «Петербургских повестей». По художественной трактовке эта часть фриза сильно отличается от трех других частей. Пластика фигур теряет свою графичность, становится более легкой, можно сказать импрессионистичной (вспомним, что на творчество Андреева во многом повлиял скульптор-импрессионист Трубецкой).

Фигуры заднего плана едва намечены рельефом, они как бы растворяются в петербургском тумане, в свете тусклых фонарей проспекта, тогда как моделировка фигур на переднем плане более четкая и объемная. Все персонажи в движении — как и публика на Невском проспекте: Чартков, с картиной под мышкой; Башмачкин, кутающийся в плащ; энергично жестикулирующий, в театральной позе Поприщин; собирательные образы петербуржских жителей — легкомысленная кокетка, щеголь, величественная дама, бесстрастные чиновники и другие. Впереди всех Андреев изобразил юную спешащую куда-то женщину — ускользающий, нежный образ незнакомки.
Созданные Андреевым гоголевские герои на барельефах созвучны слову писателя в «Мертвых душах»: «И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы».

Памятник мирно и благополучно простоял на Пречистенском (ныне Гоголевском) бульваре больше половины советской эпохи. Но, как считается, вызвал раздражение у самого Сталина, так как унылый Гоголь не соответствовал общей идеологии оптимизма послевоенной эпохи. Памятник убрали в 1952 году (или в 1951?). Его место занял новый и более жизнерадостный Гоголь работы Томского.

Андреевского Гоголя сослали в Государственный Научно-Исследовательский Музей Архитектуры, который расположился в Донском монастыре. Там памятник оказался в хорошей компании. Рядом спасались скульптуры с триумфальной арки, фрагменты храма Христа спасителя, Иверской часовни, Красных ворот, Сухаревой башни.
Однако андреевский Гоголь в Донском монастыре пробыл недолго. В хрущевскую «оттепель» о нем вспомнили и нашли тихое место, недалеко от прежнего. В 1956 году его перенесли во двор дома № 7 по Никитскому бульвару. Новое место выбрано очень удачно: писатель прожил в этом доме последние годы и умер в нем. Здесь за несколько дней до смерти он сжег черновики второго тома «Мертвых душ».

«Самосожжение» Гоголя. Картина работы И. Репина (1909)

Теперь в Москве (небывалый случай для любого города) на расстоянии нескольких сот метров находятся два памятника одном и тому же лицу. Но памятники совершенно разные.

Памятник Н. В. Гоголю на Никитском бульваре в Москве.

Юрий Пелевин

Андреев, Николай Андреевич. 1904–1909

В 1909 году по народной подписке был установлен на Пречистенском (ныне Гоголевском) бульваре памятник Гоголю в граните и бронзе.

Н.А. Андрееву удалось соединить конструктивную ясность форм с изломанными линиями и заостренным силуэтом общей композиции. Это обусловило яркую характерность и необычность монументального образа.

Скульптор изобразил Гоголя в последний, трагический период жизни, когда писатель окончательно утратил веру в себя и в свое творчество. Памятник проникнут осознанием внутреннего надлома и драматизма творческих исканий писателя. Подойдя вплотную, можно увидеть его сумрачное, болезненное лицо, на котором едва заметна грустно-извиняющаяся улыбка. Андреевский образ Гоголя был воспринят интеллигенцией как воплощение трагедии творческой личности, он был созвучен душевным настроениям многих мастеров русской культуры на переломе двух веков.

Памятник Гоголю – произведение большого таланта, и одно из лучших творений в истории отечественной монументальной скульптуры.

Однако появление в Москве нового памятника отнюдь не вызвало всеобщего восторга. В правой, промонархической печати в адрес скульптора раздавались многочисленные упреки в его непатриотичности, в том, что он исказил образ великого писателя, который столь дорог истинно русским людям. Раздражение было чрезвычайно велико: раздавались возгласы, что работу Андреева «нужно взорвать, уничтожить… тогда, по крайней мере, когда-нибудь, кто-нибудь воздвигнет достойное и Гоголя и Москвы». Мнение многих недовольных выразил, как это ни странно, Василий Розанов, парадоксалист, мыслитель на свою особь и противник тривиальных суждений. В статье «Отчего не удался памятник Гоголю» его собеседник заявляет: «Памятник не годится … он поставлен не великому человеку, а какому-то больному существу, до которого нам нет дела». Розанов развивает эту мысль: «Памятник ставится «всему» в человеке, ставится «целому» человека и творца. Это - непременно. <…> Но тут идея памятника столкнулась с фактом в человеке: «конец» Гоголя есть сожжение 2-го тома «Мертвых душ», безумие и смерть. Андреев волей-неволей взялся за это, и его Гоголь с упреком, недоумением и негодованием смотрит на толпу у своего подножия,- готовый бросить в печь свои творения...

Это - болезнь, этого конца не надо было изображать» (Розанов В.В. Отчего не удался памятник Гоголю // Розанов В.В. Сочинения. – М.: «Советская Россия», 1990. С. 347.).

Андреевский «Гоголь», действительно, не вписывается в общепринятые представления о том, каким должен быть памятник великому человеку, памятник действительно, во многом нетрадиционен. И это касалось не только необычных пластических форм, но, главного, общего концептуального замысла.

Национальные герои на городских площадях предстоят во всем своем торжествующем величии, вызывая у зрителей гордость и воодушевление, или, во всяком случае, чувство сопричастности, близости к своим кумирам. А на Пречистенском бульваре сидел отчужденный, надломленный и глубоко несчастный человек, замкнутый в себе.

В сущности, и царские, и советские власти только терпели памятник Гоголю и то лишь до поры до времени. В 1952 году, когда по всей стране вознеслись триумфальные монументы «Великому вождю», болезненный Гоголь выглядел явным диссонансом. И его убрали… в монастырь. А на его месте ведущий мастер соцреализма Н.В. Томским воздвиг «от советского правительства» официозный памятник Николаю Васильевичу – величественному и улыбчивому. Трагедия творчества отменялась.

На скамейках сидят влюбленные, любители пива и тусовок. Играют дети. Я помню, как и меня дедушка катал на саночках вокруг памятника. И я часто его просил: «Пойдем гулять к генералу».

Однако андреевский «Гоголь» в Донском монастыре (филиале Музея архитектуры) пробыл недолго. В хрущевскую «оттепель» о нем вспомнили и нашли тихое место, недалеко от прежнего. В 1956 году его перенесли во двор дома № 7 по Никитскому бульвару. Новое место выбрано очень удачно: писатель прожил в этом доме последние годы и умер в нем. Здесь за несколько дней до смерти он сжег черновики второго тома «Мертвых душ».

Теперь в Москве (небывалый случай для любого города) на расстоянии нескольких сот метров находятся два памятника одном и тому же лицу. Но памятники совершенно разные. Настолько разные, что, кажется, поставлены двум людям, которые даже не были знакомы друг с другом. Один общепризнанный гений, доброжелательный к соплеменникам, а другой – несостоявшийся писатель, подававший надежды, но неудачник, осознавший в конце концов свое творческое бессилие.

В этих двух монументальных произведениях (и дело даже не в Гоголе и в понимании его творчества) воплощены две разные концепции городской скульптуры. Что она должна воплощать? Общепринятое значение выдающейся личности, вознесенной на пьедестал? Или это еще одна творческая попытка осмыслить его внутренний мир, его деяния и жизнь?

К Гоголю, теперь сидящему в маленьком скверике, лучше всего приходить в осенние сумерки, когда в воздухе висит серая морось. Тогда скорбное звучание скульптуры сливается с пасмурной мелодией города и грустным настроем человека.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://artclassic.edu.ru/

Валерий Турчин,

фото Вадима Некрасова

Памятник Гоголю - символ России

Памятник, открываемый Гоголю в Москве, овеществляет, бронзирует мысль о Гоголе, утвердившуюся в душе русского народа. Памятник выражает собою, что Гоголь призван как великий учитель, как великий наставник русского народа: ибо только людям с таким значением, Русь ставит памятники. Нет русского современного человека, частица души которого не была бы обработана и прямо сделана Гоголем. Вот его значение.

В.В.Розанов. Русь и Гоголь. 1909.

26 апреля 1909 года. Пасмурный, серенький денек. Порывы холодного ветра. Весна еще только вся в предчувствиях, и, кажется, не лето, а осень близко. При призрачном свете далекого солнца за облаками движутся толпы людей - движутся к Пречистенскому бульвару, когда тот завершается у Арбатской площади. У них цель одна: присутствовать при открытии памятника Н.В. Гоголю. Дело не только в жажде зрелищ, до которых Москва всегда охоча. Создание его - дело всенародное, задуманное давно и наконец осуществленное. Настроение в толпе праздничное, на домах развеваются флаги, многие идут с букетами цветов. Для соблюдения порядка были натянуты канаты вдоль тротуаров, около них дежурят городовые. Через них протискиваются те, кто спешит на торжественную литургию в храм Христа Спасителя.

Служит многочисленное духовенство во главе с епископом Трифоном. Хор мощно и слаженно исполняет церковные песнопения. Звуки уносятся под высокие своды, там прозвучав в последний раз. Около 12 часов присутствующие в храме длинной вереницей направляются вдоль Пречистенского бульвара к памятнику. За духовенством шли представители власти; бросались в глаза расшитые золотом мундиры, роскошные дамские туалеты, иностранные гости привлекали внимание своими мундирами, а нередко и национальными одеждами. Толпа у памятника была столь плотная, что делегации с венками с трудом протискивались среди массы людей. Вместо предполагавшихся 1500 почетных гостей у памятника оказалось более четырех тысяч человек! На них укоризненно взирали пустые трибуны. Они были сооружены для почетных гостей, однако на них никого не пускали, так как не имелось уверенности, что конструкция их совершенна и что они не рухнут из-за ошибки инженеров. Русский абсурд, так талантливо воспринимавшийся писателем, тут проявился во всей полноте, доказав, что Гоголь всегда прав…

Сам памятник укрыт брезентом и мало кто знал, каким представлен великий писатель. С эскизами знакомы были только члены жюри и городская администрация, которые прибыли к самому открытию. Некоторое время ситуация была неопределенной, что-то тревожное имелось в самой атмосфере, и в ожидании долгожданного события многие гадали, что же удалось сделать скульптору, каков «наш» Гоголь?

И вот свершилось! Городской голова дал знак, и завеса, укутавшая монумент, пала. Эффект этот оказался несколько смазан, так как хаос в толпе невольно отвлекал внимание, но все же картина впечатляла. Все замерли. Арбатская площадь вся заполнена народом, пестрели школьные знамена, под которыми выстроились учащиеся городских начальных школ. Над делегациями высились разноцветные стяги и венки, которые подняли вверх, чтобы не помялись. Детский хор исполнил «гоголевскую» кантату, начали произноситься речи, которые мало кому были слышны. Толпа гудела. Памятник всех сильно удивил. Он стоял в середине специально обустроенной площадки, окруженной железной оградой в ампирном стиле, по сторонам четыре громоздких фонаря, поставленных на спины львов. К нему вели ступени из светлого камня. Так что окружение памятника было стильным и благородным.

На высоком почти черном, на самом деле темно-темно-зеленом гранитном пьедестале, на гранитной же скамье восседал бронзовый Гоголь. В скорбной позе, укутанный в альмавиву, с поникшей вниз головой. Писатель погружен сам в себя, в свои скорбные мысли. Для него вокруг нет никого. В фигуре - вселенская скорбь, Weltschmerz . Всем почудилось что-то жуткое. Молчание воцарилось на площади и около памятника. Пугал не только скорбный лик. Страшна была и костлявая рука, просунувшаяся из-под плаща. Затем уже разгорелись споры. «Буря разноречий», как выразился один очевидец.

Сама погода в тот день соответствовала статуе на постаменте. Скрываясь в складках покрова, фигура словно хотела спрятаться от холодного ветра, не видеть этого серого неба. Весь вид бронзового писателя как бы выражал отвращение к окружающей обстановке: «не мое это, не мое!». Скульптор прекрасно передал настроения позднего Гоголя, Гоголя сжигающего вторую часть «Мертвых душ», автора «Выбранных мест из переписки с друзьями», писателя полного масонского мистицизма, боящегося и ждущего смерти. Об авторе «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Миргорода», «Ревизора» тут вспомнить было трудно.

Современникам показалось, что скульптор сделал писателя слишком «человечным», скорее проиллюстрировав часть его биографии, чем характеризовав его полностью. Всем же (ну, не всем, конечно, но многим) хотелось увидеть Гоголя-поэта, способного сочетать и смех, и слезы. А так, «больная птица». Такое сравнение было у многих на устах. Его повторяли и в прессе. Но все, однако, при этом понимали, не соглашаясь в большинстве своем с трактовкой Андреева, что работа перед ними мастерская, не банальная, далекая от академических шаблонов.

На барельефы, которые лентою охватывают постамент чуть ниже середины, внимания никто сразу не обратил, их будут рассматривать позже, когда удастся подойти к памятнику поближе. И если они покажутся вполне удовлетворительными, то суждения о самой фигуре в основном будут отрицательными.

Так что же случилось с автором, почему возникла такая концепция монумента, которая была понята немногими? Почему постепенно шла реабилитация, если так можно сказать, этого произведения, почему ныне мы почитаем его как подлинный шедевр, а саму идею, полную трагического пафоса, воспринимаем как истинную?

Мысль о необходимости постановки памятника Гоголю в Москве возникла в 1880 году во время знаменитых Пушкинских празднеств. На одном из заседаний Общества любителей российской словесности, где присутствовали, в частности, Достоевский, Тургенев, Островский, Писемский, Аксаков и др., возникла мысль, что в продолжение «утешения великой тени поэта» надо положить начало всенародной подписки на памятник Гоголю в Москве, превратив город в пантеон русской литературы. «Гоголевский фонд» стремительно набирал средства, и был создан специальный комитет во главе с московским генерал-губернатором. Последний из них, Н.И. Гучков, довел дело до конца. Вопрос, который долго обсуждался, где быть памятнику. Назывались самые разные места, и Лубянская и Театральная площади, и Рождественский и Никитский бульвары. Тем не менее остановились на Арбатской площади, и не на ней, собственно, ибо там находилась извозчичья биржа, а на конце Пречистенского бульвара, примыкавшего к площади.

Заказ на сооружение монумента был дан скульптору А.Н. Андрееву, к тому времени уже успешно работавшему и хорошо известному по выставкам. Комитет предложил ему сделать модель, и если кто из членов комитета будет возражать, заказ будет аннулирован. Андреев с этим предложением согласился. В конце апреля 1906 года модель памятника была готова, продемонстрирована комитету и им единогласно одобрена.

Учтем, что, наряду с открытием памятника, проводился еще ряд важных мероприятий. В актовом зале Университета, созданном Д.Джилярди, разместились российские и иностранные профессора, академики, государственные мужи. В речах их давалась та или иная характеристика личности Гоголя, его наследия. На следующий день проводилось совместное заседание ученых Университета и Общества любителей российской словесности. Вечерами в Большом театре показывали «Майскую ночь» Римского-Корсакова и в Малом - «Ревизора» и «Театральный разъезд». Для избранной публики состоялся раут в городской Думе, а заключительным актом торжеств явился банкет в «Метрополе». Фельетонисты заметили две особенности в завершившемся мероприятии. Во-первых, за исключением Валерия Брюсова тут не присутствовали современные писатели и поэты, а во-вторых, вокруг памятника собирались представители всех сословий и всех политических партий и направлений. Радикалы смешивались с либералами, социалисты с черносотенцами. И у всех был «свой» Гоголь…

Нас интересует не только общественный резонанс на открытие памятника. Важно, что хотел им сказать сам мастер, его создавший, какие настроения он выразил, в чем истинный смысл его создания, значение которого раскрывается ныне все полнее и полнее. Не признанный и непонятый современниками, этот монумент уже в 1920-е годы кажется достойным и полным глубокого смысла 1 . Правда, в 1952 году по прямому указанию Сталина памятник был снят и отправлен на хранение в Музей архитектуры при Академии архитектуры СССР 2 . На его месте был открыт другой «другому» Гоголю работы скульптора Н.В. Томского и архитектора Л.Г. Голубовского. Андреевский памятник был в 1959 году установлен во дворе дома №7а по Никитскому бульвару (тогда Суворовскому). Там с 1848 года жил писатель и в 1852 году там же скончался.

Ограда и фонари остались на старом месте, а новый приют зеленоватой бронзы на темном пьедестале среди деревьев выявил какие-то новые черты в трактовке образа. Гоголь кажется здесь беззащитным, еще более уставшим от жизни. Правда, далеко не многие гости столицы и москвичи знают, где обитает «их» Гоголь. Тот же, который занял его место, кажется неким схематично исполненным истуканом, лишенным проявления всяких чувств. Если андреевского Гоголя невольно сравнивали со статуей Пушкина работы Опекушина, что на Тверском бульваре, причем не в пользу последнего, то о сравнении «двух Гоголей» и говорить не приходится, одно - ремесло, другое - искусство, причем искусство полное символики и большого, не сразу открывающегося смысла. Того смысла, который созвучен нашим дням.

Так что Андреев сумел найти образ, сущность которого все больше и больше раскрывается со временем.

Увлеченный борьбой импрессионизма и стиля модерн в 1900-х годах, Андреев понял, что радикальный выход из такой ситуации он сможет найти, обратившись к большим формам. Собственно, он поступает так же, как и знаменитый тогда Паоло Трубецкой. Его памятник Александру III был открыт в Санкт-Петербурге в том же 1909 году, что и Гоголь в Москве.

Трубецкой также вырвался из плена импрессионизма, признанным мастером которого он являлся, и создал выдающееся произведение. Характерно, что у этих двух мастеров, ушедших от эскизности и желания передавать мгновения, стремление работать с masse générale приводит к изменению стилистики. У них появляется тяга к определенной экспрессионистичности, заостренности образа, которые современники приняли за гротеск. Они новаторы, и их монументальные работы лучшее, что было создано в таком жанре в дореволюционные годы в России. Их работы - определенный ответ на ситуацию, сложившуюся к годам революции 1905–1907 годов (характерно, что замысел у двух скульпторов откристаллизовался к 1906 году). Установленные в годы так называемой реакции, они соответствовали определенным идейным исканиям в обществе, среди либералов и социалистов. Хотя заказаны были в одном случае царской семьей, в другом Комитетом на собранные «народные» средства, но с благословения высших административных кругов.

Либералы, купечество и коллекционер И.С.Остроухов были «за» памятник. Они видели в нем выражение протеста против самодержавия. Сатирик бичевал гниль и мерзость царского правления и, измученный, пал. Письмо Белинского гневно оценившего «Выбранные места из переписки с друзьями», стало в 1900-е годы широко известно, яростно обсуждалось. Трагедия гения - так трактовались последние годы жизни Гоголя. Он - жертва царизма. Новая и смелая форма произведения убеждала в том, как многое доступно крупному мастеру. Другие круги, противоположные либералам, также видели идейную подоплеку памятника, и она им решительно не нравилась. Острый взор андреевского Гоголя обращен не только в прошлое; он зрит и в настоящее. Его боль за Россию - боль и за сегодняшнее состояние страны.

Андреев был в 1900-е годы молодым мастером, правда, успешным, одаренным. По духу своему бунтарским. Так он отказался от официального заказа на памятник великому князю Сергею Александровичу. Ему хотелось выражать значительные идеи.

Андреев начал готовиться к участию в конкурсе еще в 1904 году, когда жил на Украине, делал наброски. В 1906 году он вновь поехал туда для сбора материала. Побывал в Миргороде, Яновщине, посетил сестру Гоголя, зарисовывал местные типажи. Там поразил его ярый шовинизм националистически настроенной интеллигенции, не «признающей» Гоголя. Так был дан первый толчок для размышлений о писателе гонимом, отверженном. Дальше такая трактовка увлекала Андреева все больше и больше. Он просматривал иконографию писателя (к тому времени вышел иконографический альбом Фишера), читал мемуары современников. Наконец, скульптор советуется с психиатром Баженовым, читает специальную литературу. Концепция «позднего Гоголя» стала явно ведущей, и она нашла выражение в самом памятнике.

Общей массой смотрится вся бронзовая фигура писателя. Пример статуи Оноре де Бальзака работы Огюста Родена повлиял несомненно. Там фигура французского романиста представлена задрапированной не то в халат, не то в рясу доминиканского монаха. И тут и там ценилась общая масса, слабо расчлененная, скрывающая анатомию тела. Таким образом, больше внимания может привлечь только голова, выражение лица. Оно опущено вниз для того, чтобы быть в тени. Тень сакрализирует форму, придавая ей оттенок таинственности. Тень - это иной мир, противоположный свету реального бытия. Зритель обращает внимание на «больное» выражение лика, на длинный нос, на опущенные веки, из под которых видны зоркие глаза. Те, кто знали иконографию писателя, полагали, что он тут «непохож». Однако для монумента проблема сходства отнюдь не самая главная. Важно сходство «историческое». А оно здесь есть.

Поражала и высовывающаяся рука, словно готовая схватить добычу. Мало кто знает, что для нее «позировала» рука скульптора В.Н. Домогацкого, приятеля Андреева. Жест выразительный, запоминающийся. Все в этом произведении дышит скрытой силой, затаенной энергией. Гоголь представлен больным, но сила духа его несомненна. А это главное. Человек смертен, но душа его устремлена к великому, ему одному известному. Гоголь страдает, однако страдает он по России.

И это важно, это выразил скульптор.

Гоголь исподлобья взирает вокруг, словно мучительно пытаясь понять, что же происходит. Нет ответа. И боль его навек остается с ним. Трактовка оригинальная, образ трагичен. Скорее это показ не только определенного биографического момента, ставшего главным. Перед нами символ России, мучительно искавшей и ищущей путей своего развития. Много и часто думающей об этом. Но где, собственно, ответ? Так образ писателя стал больше, значительнее самого писателя, стал образом России.

Некоторые считают, что рельефы исполнены в иной манере, чем сама статуя, и полагают, что это нехорошо. Однако это было единственное правильное решение. Символ нуждался в дополнениях, комментариях. Не слишком искушенные зрители с интересом рассматривали рельефы - своеобразные пластические иллюстрации к известным произведениям писателя. У них не имелось хулителей, все признавали рельефы совершенными. Конечно, в их трактовке сказывалось влияние театральных постановок, и, верно, для ряда типажей позировали некоторые известные московские артисты. Наконец, в рельефах отмечалась некоторая шаржированность. Тарас Бульба и его сыновья представлялись равными героям «Ревизора» и «Мертвых душ». Однако это единство стиля всех четырех рельефов казалось необходимым. А так их мастерство лепки, острота силуэтирования, само построение композиций - совершенны. Они и дают понять, чем, собственно, явился Гоголь для отечественной литературы, а шире - и для русской культуры в целом.

Фигура писателя представляет в исполнении мастера пример круглой скульптуры, секрет которой был открыт в эпоху итальянского Ренессанса, а затем и маньеризма. Смысл такой формы заключается в том, что пластика не просто «кругла», но рассчитана на осмотр со всех точек зрения с разных пунктов окружающего пространства (так говорилось в старинных трактатах). Такая форма трудна для исполнения, так как мысленно автор должен представлять себя на месте предполагаемого зрителя. И смысл тут заключается в том, что форма как бы заставляет смотрящего обходить ее вокруг, и каждый новый взгляд дает дополнение к тому, что открылось раньше. Осмотр предполагает определенное «исполнение» формы в пространстве, некую многоракурсность, то есть она как бы диктует то, как ее следует воспринимать.

Так как фигура писателя вознесена на постамент, ничто не препятствует подобному восприятию. Некогда сама фигура эффектно смотрелась на фоне неба, и эта связь с высоким пространством еще больше придавала ей энергетических сил. Казалось, что темная масса бронзы оживала. В этом кроется нечто магическое. Статуя явно предполагает ритуальное отношение к ней, поклонение. Если, как многие хотели бы, памятник вернется на «свое» место, то к нему, соответственно, вернется и былая сила, несколько приглушенная в небольшом пространстве московского дворика.

Характерно, что в память открытия в Москве монумента Гоголю Андреевым была исполнена плакетка, заказанная Комитетом. На одной ее стороне находится бюст писателя, на другой боковое изображение памятника.

В период кризиса монументального искусства такие произведения, как андреевский Гоголь, внушали надежду, что не все еще потеряно. И они стали символом надежд на великие свершения.

Гоголь из года в год понимается все сложнее и сложнее. В произведениях его видна бездна смыслов, аллюзий, символов. В дореволюционной России только единицы догадывались об этом. Теперь благодаря исследованиям маститых историков литературы и философов нам открываются глубинные слои его художественно-философской мысли. Да и андреевский памятник понимается также сложнее и многограннее.

Многое нам дала эпоха Серебряного века.

Она же оставила нам в наследство памятник Н.В.Гоголю работы скульптора А.Н.Андреева.

1 Смущавший ранее многих замысел этот кажется теперь и значительным, и убеждающим. См.: Терновец Б.Н. Русские скульпторы. М., 1924. С.35.

2 История передвигаемых памятников в России еще не написана, но могла быть поучительной. Так перемещались монументы Петра I Растрелли в Петербурге, Пушкина на Тверской в Москве, Александра III Трубецкого и др. То, что делалось на века, оказывалось игрушкой в руках политиканов.

Памятник Гоголю на Гоголевском бульваре (Москва, Россия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

По случаю 100-летия со дня смерти великого писателя в 1952 году поставили статую Николая Васильевича в рост, с офицерской выправкой, жизнерадостного, приветствующих прохожих. Надпись на новом памятнике, исполненном Н. Томским, вызывает недоумение: «Великому русскому художнику слова Н. В. Гоголю от правительства Советского Союза». Все памятники выдающимся людям ставились благородными потомками от имени народа, от имени России, а не переменной составляющей - правительства!

Памятников Гоголю в Москве сейчас сразу два, причем находятся они на расстоянии трех сотен метров друг от друга. Первый отлили в 1909 году и установили на Гоголевском бульваре, но в годы Советской власти он показался партийной верхушке слишком скорбным, и его заменили на новый - с оптимистичной трактовкой образа писателя.

Банальная композиция новоявленного памятника на месте «сосланного» дала повод острословам шутить, что статуя, похоже, облачена в шинель Акакия Башмачкина, и держит этот чиновник в руках том сочинения Сталина. Справедливости ради следует сказать, что сам Томский принародно поведал, что считает самым неудачным памятник Гоголю, выполненный им в чрезвычайной спешке к юбилею писателя. Как бы то ни было, эта творческая неудача Томского высится на бульваре и по сей день.

Как добраться

Памятник Николаю Васильевичу Гоголю находится в конце Гоголевского бульвара у Арбатской площади (Гоголевский бульвар д. 33/1). Проще всего добраться до него можно приехав на станцию метро Арбатская (Филевской линии). Выходите на улицу к кинотеатру Художественный. У кинотеатра спускаетесь в подземный переход и переходите Арбатскую площадь. На противоположной стороне поворачиваете налево и по Арбатской площади идете до начала Гоголевского бульвара д. 33/1. Здесь на центральной части бульвара и расположен памятник Николаю Васильевичу Гоголю.

Адрес: Москва, ст. м. Арбатская, Арбатская площадь, Гоголевский бульвар.