Презентация на тему шинель гоголя. Презентация на тему "«Шинель» Н.В. Гоголь ". Как через повесть “Шинель” писатель искал путь к душе живой

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Презентацию на тему "Н. В. Гоголь "Шинель"" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 23 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Николай Васильевич Гоголь

Повесть «Шинель» Урок – презентация учителя русского языка и литературы ГОУ школа №102 Санкт – Петербурга Поречиной Е.Н.

Слайд 2

Слайд 3

Несмотря на то что «Шинель» вышла почти одновременно с центральным произведением Гоголя «Мертвые души» (1842), она не осталась в тени. Повесть произвела сильнейшее впечатление на современников. Белинский, по-видимому прочитавший «Шинель» еще в рукописи, сказал, что это «одно из глубочайших созданий Гоголя». Известна крылатая фраза: «Все мы вышли из гоголевской "Шинели"». Эту фразу записал французский литератор Мелькиор де Вогюэ со слов одного русского писателя. К сожалению, Вогюэ не сообщил, кто был его собеседником. Скорее всего, Достоевский, но высказывалось предположение, что это мог сказать и Тургенев. Так или иначе, фраза афористически точно характеризует влияние Гоголя на русскую литературу, осваивавшую тему «маленького человека», углублявшую свой гуманистический пафос.

Слайд 4

Тема. Проблематика. Конфликт

В «Шинели» поднимается тема «маленького человека» - одна из постоянных в русской литературе. Первым затрагивает эту тему Пушкин. Его маленькие люди - это Самсон Вырин («Станционный смотритель»). Евгений («Медный всадник»). Как и Пушкин, Гоголь раскрывает в самом прозаическом персонаже способность к любви, самоотречению, самоотверженной защите своего идеала.

Слайд 5

В повести «Шинель» Гоголь ставит социальные и нравственно-философские проблемы. С одной стороны, писатель выступает с резкой критикой того общества, которое превращает человека в Акакия Акакиевича, протестуя против мира тех, кто «натрунились и наострились вдоволь» над «вечными титулярными советниками», над теми, у кого жалование не превышает четырехсот рублей в год. Но с другой стороны, гораздо более существенно обращение Гоголя ко всему человечеству со страстным призывом обратить внимание на «маленьких людей», которые живут рядом с нами. Ведь Акакий Акакиевич заболел и умер не только и не столько потому, что у него украли шинель. Причиной его смерти стало и то, что он не нашел поддержки и сочувствия у людей.

Слайд 6

Конфликт маленького человека с миром вызывается тем, что у него отнимают его единственное достояние. Станционный смотритель теряет дочь. Евгений - возлюбленную. Акакий Акакиевич - шинель. Гоголь ужесточает конфликт: для Акакия Акакиевича целью и смыслом жизни становится вещь. Однако автор не только снижает, но и возвышает своего героя.

Слайд 7

Акакий Акакиевич Башмачкин

Портрет Акакия Акакиевича рисуется Гоголем подчеркнуто незавершенным, недовоплощенным, иллюзорным; целостность Акакия Акакиевича должна быть впоследствии восстановлена с помощью шинели. Рождение Акакия Акакиевича выстраивает модель алогичного и грандиозно-космического гоголевского мира, где действуют не реальные время и пространство, а поэтическая вечность и человек перед лицом Рока. Вместе с тем это рождение является мистическим зеркалом смерти Акакия Акакиевича: только что родившая Акакия Акакиевича мать именуется Гоголем «покойницей» и «старухой», сам Акакий Акакиевич «сделал такую гримасу», будто предчувствовал, что будет «вечным титулярным советником»; крещение Акакия Акакиевича, происходящее сразу же после рождения и дома, а не в церкви, скорее напоминает отпевание покойника, нежели крестины младенца; отец Акакия Акакиевича тоже оказывается как бы вечным покойником («Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий»).

Слайд 8

Ключом к образу Акакия Акакиевича является скрытое гоголевское противопоставление «внешнего» и «внутреннего» человека. «Внешний» - косноязычный, невзрачный, глуповатый переписчик, не способный даже «переменить кое-где глаголы из первого лица в третье», хлебающий с мухами свои щи, «вовсе не замечая их вкуса», покорно терпящий издевательства чиновников, сыплющих «на голову ему бумажки, называя это снегом». «Внутренний» человек как будто говорит нетленное: «Я брат твой». В мире вечном Акакий Акакиевич - аскет-подвижник, «молчальник» и мученик; уединившись от соблазнов и греховных страстей, он осуществляет миссию личного спасения, на нем как будто лежит знак избранничества. В мире букв Акакий Акакиевич обретает счастье, наслаждение, гармонию, здесь он полностью доволен своим жребием, ибо осуществляет служение Богу: «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?»

Слайд 9

Слайд 10

Петербургский северный мороз становится дьявольским соблазном, какой Акакий Акакиевич не в силах преодолеть (старая шинель, издевательски называемая чиновниками капотом, прохудилась). Портной Петрович, наотрез отказываясь подновлять старую шинель Акакия Акакиевича, выступает в роли демона-искусителя. Новенькая шинель, в которую облачается Акакий Акакиевич, символически означает как евангельскую «ризу спасения», «светлые одежды», так и женскую ипостась его личности, восполняющую его неполноту: шинель - «вечная идея», «подруга жизни», «светлый гость». Аскета и затворника Акакия Акакиевича охватывает любовный пыл и греховная горячка. Впрочем, шинель оказывается любовницей на одну ночь, заставляя Акакия Акакиевича совершить ряд непоправимых роковых ошибок, выталкивая его из блаженного состояния замкнутого счастья в тревожный внешний мир, в круг чиновников и ночной улицы. Акакий Акакиевич, таким образом, предает в себе «внутреннего» человека, предпочтя «внешнего», суетного, подверженного людским страстям и порочным наклонностям.

Слайд 11

Слайд 12

Пагубная мысль о теплой шинели и ее приобретение резко меняют весь образ жизни и характер Акакия Акакиевича. Он едва не допускает ошибки во время переписывания. Ломая свои привычки, соглашается пойти на вечеринку к чиновнику. В Акакии Акакиевиче, больше того, просыпается ловелас, устремляющийся в погоню за дамой, «у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения». Акакий Акакиевич пьет шампанское, объедается «винегретом, холодной телятиной, паштетом, кондитерскими пирожками». Он изменяет даже любимому делу, и расплата за измену своему поприщу не замедлила его настигнуть: грабители «сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал». Акакий Акакиевич теряет всю свою тихую кротость, совершает несвойственные его характеру поступки, он требует от мира понимания и помощи, активно наступает, добивается своего.

Слайд 13

Слайд 14

По совету чиновников Акакий Акакиевич отправляется к «значительному лицу». Столкновение с генералом происходит как раз тогда, когда Акакий Акакиевич перестает быть «внутренним» человеком. Сразу после угрожающего вопля «значительного лица» Акакия Акакиевича «вынесли почти без движения». Уходя из жизни, Башмачкин бунтует: он «сквернохульничал,произнося страшные слова», следовавшие «непосредственно за словом "ваше превосходительство"». После смерти Акакий Акакиевич меняется со «значительным лицом» местами и в свою очередь осуществляет Страшный Суд, где нет места рангам и званиям, и генерал и титулярный советник одинаково держат ответ перед Высшим Судией. Акакий Акакиевич является по ночам зловещим призраком-мертвецом «в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели». Успокоился и исчез призрак Акакия Акакиевича только тогда, когда ему под руку попалось «значительное лицо», справедливость как будто восторжествовала, Акакий Акакиевич словно осуществил грозное Божье наказание, облекся в генеральскую шинель.

Слайд 15

Фантастический финал произведения - утопическое осуществление идеи справедливости. Вместо покорного Акакия Акакиевича появляется грозный мститель, вместо грозного «значительного лица» - лицо подобревшее и смягченное. Но на самом деле этот финал неутешителен: возникает ощущение богооставленности мира. Бессмертная душа охвачена жаждой мщения и вынуждена сама же это мщение и творить.

Слайд 16

P.S. Знаменитый маленький человек Башмачкин остался, в общем, для читателя загадкой. Точно про него известно только, что он - маленький. Не добрый, не умный, не благородный, Башмачкин всего лишь представитель человечества. Самый что ни на есть рядовой представитель, биологическая особь. И любить, и жалеть его можно только за то, что он тоже человек, «брат твой», как учит автор. В этом «тоже» заключалось открытие, которое пылкие поклонники и последователи Гоголя часто трактовали превратно. Они решили, что Башмачкин хороший. Что любить его надо за то, что он жертва. Что в нем можно открыть массу достоинств, которые Гоголь забыл или не успел вложить в Башмачкина. Но сам Гоголь не был уверен, что маленький человек - герой безусловно положительный. Поэтому он и не удовлетворился «Шинелью», а взялся за Чичикова…

Слайд 17

Вопросы и задания к повести «Шинель» (1) 1. Докажите, что повествование в повести ведется от лица рассказчика, который не совпадает с автором. В чем смысл изменения отношения повествователя к Акакию Акакиевичу на протяжении повести? 2. Подтвердите примерами мысль о том, что главный герой повести лишен "лица" от рождения (имя, фамилия, портрет, возраст, речь и т. д.). 3. Докажите, что образ Акакия Акакиевича "живет" в двух измерениях: в обезличенной действительности и в бесконечной и вечной Вселенной. Почему именно попытка героя обрести свое "лицо" приводит его к гибели?

Слайд 20

7. Повесть «Шинель»: а) фантастическая; б) жизнеподобная; в) романтическая. 8. Акакий Акакиевич: а) синонимичен пушкинскому « маленькому человеку»; б) это другой вид; в) его нельзя отнести к маленьким людям. 9. Главный вывод автора: а) «маленький человек» достоин уважения; б) он продукт бесчеловечного государства; в) он сам виноват в своей «малости».

Слайд 21

Вопросы и задания к повести «Шинель» (2) 1. Однажды Гоголю рассказали историю о том, что один чиновник страстно хотел иметь ружьё. Необычайной экономией и усиленными трудами скопил немалую по тем временам сумму в 200 рублей. Именно столько стоило лепажевское ружьё (Лепаж был искуснейшим оружейником того времени), предмет зависти каждого охотника. Ружьё, бережно положенное на носу лодочки, исчезло. Очевидно, его стянуло в воду густым камышом, сквозь который пришлось плыть. Поиски были тщетны. Ружьё, из которого не было сделано ни одного выстрела, навеки похоронено на дне Финского залива. Чиновник слёг от горячки (деталь, сохранённая в повести). Сослуживцы пожалели его и в складчину купили ему новое ружьё. Почему Гоголь ружьё заменил шинелью и переосмыслил финал повести? 2. Почему автор так подробно описывает, как собирались деньги на шинель, как покупалось сукно, подкладка, воротник, как она шилась? 3. Расскажите о портном Петровиче и месте этого персонажа в повести. 4. Как изменяется герой, увлечённый мечтой о шинели? 5. Как относится Гоголь к своему герою и когда это отношение начинает меняться? 6. Смешон или жалок Башмачкин? (Обоснуйте с цитатами из произведения.)

  • Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

  • «Маленький человек»

    В повести Н. В. Гоголя

    «Шинель»


    У портного

    Башмачкин принес свою шинель на починку…


    Несмотря на то что «Шинель» вышла почти одновременно с центральным произведением Гоголя «Мертвые души» (1842), она не осталась в тени. Повесть произвела сильнейшее впечатление на современников. Белинский, по-видимому прочитавший «Шинель» еще в рукописи, сказал, что это «одно из глубочайших созданий Гоголя». Известна крылатая фраза: «Все мы вышли из гоголевской "Шинели"». Эту фразу записал французский литератор Мелькиор де Вогюэ со слов одного русского писателя. К сожалению, Вогюэ не сообщил, кто был его собеседником. Скорее всего, Достоевский, но высказывалось предположение, что это мог сказать и Тургенев. Так или иначе, фраза афористически точно характеризует влияние Гоголя на русскую литературу, осваивавшую тему «маленького человека», углублявшую свой гуманистический пафос.


    Тема. Проблематика. Конфликт

    В «Шинели» поднимается тема «маленького человека» - одна из постоянных в русской литературе. Первым затрагивает эту тему Пушкин. Его маленькие люди - это Самсон Вырин («Станционный смотритель»). Евгений («Медный всадник»). Как и Пушкин, Гоголь раскрывает в самом прозаическом персонаже способность к любви, самоотречению, самоотверженной защите своего идеала.


    В повести «Шинель» Гоголь ставит социальные и нравственно-философские проблемы. С одной стороны, писатель выступает с резкой критикой того общества, которое превращает человека в Акакия Акакиевича, протестуя против мира тех, кто «натрунились и наострились вдоволь» над «вечными титулярными советниками», над теми, у кого жалование не превышает четырехсот рублей в год. Но с другой стороны, гораздо более существенно обращение Гоголя ко всему человечеству со страстным призывом обратить внимание на «маленьких людей», которые живут рядом с нами. Ведь Акакий Акакиевич заболел и умер не только и не столько потому, что у него украли шинель. Причиной его смерти стало и то, что он не нашел поддержки и сочувствия у людей.


    Конфликт маленького человека с миром вызывается тем, что у него отнимают его единственное достояние.

    Станционный смотритель теряет дочь.

    Евгений - возлюбленную.

    Акакий Акакиевич - шинель. Гоголь ужесточает конфликт: для Акакия Акакиевича целью и смыслом жизни становится вещь. Однако автор не только снижает, но и возвышает своего героя.


    Портрет Акакия Акакиевича рисуется Гоголем подчеркнуто незавершенным, недовоплощенным, иллюзорным; целостность Акакия Акакиевича должна быть впоследствии восстановлена с помощью шинели. Рождение Акакия Акакиевича выстраивает модель алогичного и грандиозно-космического гоголевского мира, где действуют не реальные время и пространство, а поэтическая вечность и человек перед лицом Рока.

    Вместе с тем это рождение является мистическим зеркалом смерти Акакия Акакиевича: только что родившая Акакия Акакиевича мать именуется Гоголем «покойницей» и «старухой», сам Акакий Акакиевич «сделал такую гримасу», будто предчувствовал, что будет «вечным титулярным советником»; крещение Акакия Акакиевича, происходящее сразу же после рождения и дома, а не в церкви, скорее напоминает отпевание покойника, нежели крестины младенца; отец Акакия Акакиевича тоже оказывается как бы вечным покойником («Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий»).


    Ключом к образу Акакия Акакиевича является скрытое гоголевское противопоставление «внешнего» и «внутреннего» человека. «Внешний» - косноязычный, невзрачный, глуповатый переписчик, не способный даже «переменить кое-где глаголы из первого лица в третье», хлебающий с мухами свои щи, «вовсе не замечая их вкуса», покорно терпящий издевательства чиновников, сыплющих «на голову ему бумажки, называя это снегом».

    «Внутренний» человек как будто говорит нетленное: «Я брат твой» . В мире вечном Акакий Акакиевич - аскет-подвижник, «молчальник» и мученик; уединившись от соблазнов и греховных страстей, он осуществляет миссию личного спасения, на нем как будто лежит знак избранничества. В мире букв Акакий Акакиевич обретает счастье, наслаждение, гармонию, здесь он полностью доволен своим жребием, ибо осуществляет служение Богу: «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?»



    Петербургский северный мороз становится дьявольским соблазном, какой Акакий Акакиевич не в силах преодолеть (старая шинель, издевательски называемая чиновниками капотом, прохудилась). Портной Петрович, наотрез отказываясь подновлять старую шинель Акакия Акакиевича, выступает в роли демона-искусителя. Новенькая шинель, в которую облачается Акакий Акакиевич, символически означает как евангельскую «ризу спасения», «светлые одежды», так и женскую ипостась его личности, восполняющую его неполноту: шинель - «вечная идея», «подруга жизни», «светлый гость». Аскета и затворника Акакия Акакиевича охватывает любовный пыл и греховная горячка. Впрочем, шинель оказывается любовницей на одну ночь, заставляя Акакия Акакиевича совершить ряд непоправимых роковых ошибок, выталкивая его из блаженного состояния замкнутого счастья в тревожный внешний мир, в круг чиновников и ночной улицы. Акакий Акакиевич, таким образом, предает в себе «внутреннего» человека, предпочтя «внешнего», суетного, подверженного людским страстям и порочным наклонностям.



    Пагубная мысль о теплой шинели и ее приобретение резко меняют весь образ жизни и характер Акакия Акакиевича.

    Он едва не допускает ошибки во время переписывания.

    Ломая свои привычки, соглашается пойти на вечеринку к чиновнику. В Акакии Акакиевиче, больше того, просыпается ловелас, устремляющийся в погоню за дамой, «у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения».

    Акакий Акакиевич пьет шампанское, объедается «винегретом, холодной телятиной, паштетом, кондитерскими пирожками».

    Он изменяет даже любимому делу, и расплата за измену своему поприщу не замедлила его настигнуть: грабители «сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал».

    Акакий Акакиевич теряет всю свою тихую кротость, совершает несвойственные его характеру поступки, он требует от мира понимания и помощи, активно наступает, добивается своего.



    По совету чиновников Акакий Акакиевич отправляется к «значительному лицу». Столкновение с генералом происходит как раз тогда, когда Акакий Акакиевич перестает быть «внутренним» человеком. Сразу после угрожающего вопля «значительного лица» Акакия Акакиевича «вынесли почти без движения».

    Уходя из жизни, Башмачкин бунтует: он « сквернохульничал,произнося страшные слова», следовавшие «непосредственно за словом "ваше превосходительство"».

    После смерти Акакий Акакиевич меняется со «значительным лицом» местами и в свою очередь осуществляет Страшный Суд, где нет места рангам и званиям, и генерал и титулярный советник одинаково держат ответ перед Высшим Судией.

    Акакий Акакиевич является по ночам зловещим призраком-мертвецом «в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели». Успокоился и исчез призрак Акакия Акакиевича только тогда, когда ему под руку попалось «значительное лицо», справедливость как будто восторжествовала, Акакий Акакиевич словно осуществил грозное Божье наказание, облекся в генеральскую шинель.


    Фантастический финал произведения - утопическое осуществление идеи справедливости. Вместо покорного Акакия Акакиевича появляется грозный мститель, вместо грозного «значительного лица» - лицо подобревшее и смягченное.

    Но на самом деле этот финал неутешителен: возникает ощущение богооставленности мира. Бессмертная душа охвачена жаждой мщения и вынуждена сама же это мщение и творить.


    Знаменитый маленький человек Башмачкин остался, в общем, для читателя загадкой. Точно про него известно только, что он - маленький. Не добрый, не умный, не благородный, Башмачкин всего лишь представитель человечества. Самый что ни на есть рядовой представитель, биологическая особь. И любить, и жалеть его можно только за то, что он тоже человек, «брат твой», как учит автор.

    В этом «тоже» заключалось открытие, которое пылкие поклонники и последователи Гоголя часто трактовали превратно. Они решили, что Башмачкин хороший. Что любить его надо за то, что он жертва. Что в нем можно открыть массу достоинств, которые Гоголь забыл или не успел вложить в Башмачкина.

    Но сам Гоголь не был уверен, что маленький человек - герой безусловно положительный. Поэтому он и не удовлетворился «Шинелью», а взялся за Чичикова…


    Вопросы и задания к повести «Шинель» (1)

    1. Докажите, что повествование в повести ведется от лица рассказчика, который не совпадает с автором. В чем смысл изменения отношения повествователя к Акакию Акакиевичу на протяжении повести?

    2. Подтвердите примерами мысль о том, что главный герой повести лишен "лица" от рождения (имя, фамилия, портрет, возраст, речь и т. д.).

    3. Докажите, что образ Акакия Акакиевича "живет" в двух измерениях: в обезличенной действительности и в бесконечной и вечной Вселенной. Почему именно попытка героя обрести свое "лицо" приводит его к гибели?


    Тест

    1. «Кривой глаз и рябизна по всему лицу»- это о ком:

    а) об Акакии Акакиевиче;

    б) о Петровиче;

    в) о « значительном лице».

    2. Имя Акакий Акакиевич получил:

    а) по святцам;

    б) кума настояла;

    в) матушка дала.

    3. Имя «значительного лица»:

    а) Григорий Петрович;

    б) Иван Иванович Ерошкин;

    в) не то Иван Абрамович, не то Степан Варламович.


    4. Акакий Акакиевич:

    а) положительный герой;

    б) отрицательный герой;

    в) противоречивый характер.

    5. Пейзаж:

    а) играет важную роль;

    б) не играет особой роли;

    в) его здесь нет.

    6. Шинель:

    а) художественная деталь;

    б) символ;


    7. Повесть «Шинель»:

    а) фантастическая;

    б) жизнеподобная;

    в) романтическая.

    8. Акакий Акакиевич:

    а) синонимичен пушкинскому « маленькому человеку»;

    б) это другой вид;

    в) его нельзя отнести к маленьким людям.

    а) «маленький человек» достоин уважения;

    б) он продукт бесчеловечного государства;

    в) он сам виноват в своей «малости».

    Вопросы и задания к повести «Шинель» (2)

    1. Однажды Гоголю рассказали историю о том, что один чиновник страстно хотел иметь ружьё. Необычайной экономией и усиленными трудами скопил немалую по тем временам сумму в 200 рублей. Именно столько стоило лепажевское ружьё (Лепаж был искуснейшим оружейником того времени), предмет зависти каждого охотника. Ружьё, бережно положенное на носу лодочки, исчезло. Очевидно, его стянуло в воду густым камышом, сквозь который пришлось плыть. Поиски были тщетны. Ружьё, из которого не было сделано ни одного выстрела, навеки похоронено на дне Финского залива. Чиновник слёг от горячки (деталь, сохранённая в повести). Сослуживцы пожалели его и в складчину купили ему новое ружьё.

    Почему Гоголь ружьё заменил шинелью и переосмыслил финал повести?

    3. Расскажите о портном Петровиче и месте этого персонажа в повести.

    4. Как изменяется герой, увлечённый мечтой о шинели?

    5. Как относится Гоголь к своему герою и когда это отношение начинает меняться?

    6. Смешон или жалок Башмачкин? (Обоснуйте с цитатами из произведения.)


    Подбери цитаты из повести «Шинель»




    Для Вас выполнила презентацию учитель русского языка и литературы

    КГУ Жамбылской основной школы

    Жаканова Зульфия Жаскеновна


    Спасибо всем за просмотр Презентация приемлема для 9-10 классов

    Урок литературы в 9 классе.

    Провела: Плескачева Н.В.,

    учитель русского языка и литературы.

    МКОУ «Кисловская СШ»

    Быковского района

    Волгоградской области.

    Тема: «Человек, Лицо, Вещь » (По мотивам повести «Шинель»)

    Цели и задачи урока:

    - познакомить с повестью Н. В. Гоголя “Шинель”;

    - определить тему, идею,

    Раскрыть художественное новаторство Гоголя в развитии темы «маленького человека».

    - проследить раскрытие темы “маленького человека” в русской литературе;

    - учить анализу текста;

    Работа с литературоведческими понятиями “портрет”, “деталь” и др.

    Развитие навыков монологической речи;

    Развитие навыков работы с критической литературой;

    Воспитание любви и уважения к личности человека.

    Эпиграфы :

      «Он проповедовал любовь враждебным словом отрицанья»

    А. Н. Некрасов

    2. «Когда люди совершенно ограблены… они ищут спасенья у потусторонней силы!»

    М. А. Булгаков

    3. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя»

    Ф. М. Достоевский

    Оборудование : компьютер, проектор, презентация к уроку

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Приветствие учащихся.

    II. Актуализация знаний.

    Учитель. Тема нашего урока «Человек, Лицо, Вещь» (По мотивам повести «Шинель»). Слайд 1

    Назвать цели урока.

    Эпиграфы. Слайд 2

    В начале урока я хочу, чтобы вы посмотрели небольшой ролик по повести Н. В. Гоголя «Шинель» и еще раз вспомнили сюжет и героев, с которыми знакомились, читая гоголевское произведение. Слайд – ролик 3

    Слайд 4

    Какова история создания повести? Послушайте, что говорят об этом современники Н. В. Гоголя.

    Однажды при Гоголе был рассказан анекдот, который его вдохновил на создание повести “Шинель”. Он звучал так: жил один бедный чиновник, но страстный охотник. Он долго копил на ружье, о котором мечтал. Его мечта сбылась, но он его потерял, плывя по Финскому заливу. Вернувшись домой, от расстройства он умер.

    ІІІ. Проверка домашнего задания. Слайд 5

    Цель : выявить знания учащихся по сюжету повести.

      Чин гоголевского чиновника? (Вечный титулярный советник)

      Кто это? Догадайтесь по описанию:

    а) «Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих 400 рублей в год жалованья или около того» (Мороз)

    б) «И долго потом среди самых веселых минут, представлялся ему (?) низенький чиновник с лысиной на лбу, со своими проникающими словами» (Один молодой человек)

    в) «Сначала его называли просто Григорий и был крепостным человеком у какого – то барина…» (Петрович).

    3. Восстановите предложение.

    «Мало сказать: он служил ревностно, нет… (он служил с любовью)

    Слайд 6 - «Притча о человеке»

    ІV. Слово учителя .

    В жаркий летний день древние афиняне увидели на площади Демосфена с горящим фонарем в руках.

    Ты что ищешь?- спросили они.

    Я ищу человека, - отвечал Демосфен и продолжил свой путь. Через время афиняне опять обратились к Демосфену:

    Так что же ты ищешь, Демосфен?

    Я ищу человека...

    Кого: его, меня..?

    Я ищу Че-ло-ве-ка!

    - Так что же это значит – быть Человеком?

    - Чем человек отличен от вещи?

    На эти и другие вопросы нам поможет ответить Н. В. Гоголь и его повесть «Шинель»

    - Так о чем же эта повесть? (О «маленьком человеке», человеке не просто униженном, - убитом)

    Слайд 7

    Что означает термин «маленький человек» и когда мы встречались с ним?

    (Когда изучали А. С. Пушкина. С. Вырин – «Станционный смотритель»).

    Слайд 8.

    Задание: По ходу изучения темы запишите определения: «маленький человек», человек, индивидуальность, личность, лицо, вещь.

    Слайд 9 - Тема замысла

    Что лежит в основе писательского замысла?

    (В основе замысла Н. В. Гоголя лежит конфликт между "маленьким человеком" и обществом, конфликт, ведущий к бунту, к восстанию смиренного. Повесть "Шинель" описывает не только случай из жизни героя. Перед нами предстает вся жизнь человека: мы присутствуем при его рождении, наречении именем, узнаем, как он служил, почему ему необходима была шинель и, наконец, как он умер. У ее истоков стояли Карамзин и Пушкин, Гоголь и Достоевский. В своих произведениях: «Бедная Лиза», «Станционный смотритель», «Шинель» и «Бедные люди» - они раскрывали читателям внутренний мир простого человека, его чувства и переживания..)

    Чем вызван конфликт «маленького человека» с обществом? (Тем, что у него отнимают его единственное достояние: Самсон Вырин теряет дочь, Евгений – возлюбленную, Акакий Акакиевич – шинель)

    С темой мы определились, а какова идея повести?

    Слайд 10 – Идея

    (Гоголь показал не только жизнь «маленького человека», но и его протест против несправедливости жизни. Пусть этот бунт робкий, почти фантастический, но герой выступает за свои права, против основ существующего порядка)

    Повесть Гоголя небольшая, но многозначная.

    Слайд 11.

    Возьмем первую проблему – государство и человек.

    Слайд 12

    Представлено ли в повести государство? Кем или чем?

    Слайд 13

    (Чиновниками, и самим Петербургом, как столицей государства)

    V. Работа с учебником.

    Слайд 14 - учебник

    Задание : Откройте учебник на странице 263, Прочитайте вступительную статью

    Слайд 15

    Найдите и зачитайте описание столичного города в повести «Шинель».

    Каким мы видим Петербург?

    Город пышный, город бедный,

    Дух неволи, стройный вид,

    Свод небес зелено-бледный,

    Скука, холод и гранит.

    Стр. 270, 281, 282, 284

    Слайд 16

    Петербург показан контрастно: город богатых и бедных

    Чем подчеркивается богатство и величие столицы?

    (Богатой архитектурой, витринами магазинов, где выставлены вещи, одеждой прохожих -вещи)

    А чем заняты чиновники разного уровня?

    (Они заняты своими делишками, все они на одно лицо!)

    Слайд 17 . Вывод.

    Описание столицы подчеркивает контрастность состояние государства; рассказ о разного уровня чиновниках выражает горькую мысль писателя о никчемности и пошлости государственной власти – все заняты своими делишками, никто не думает ни о порядке, ни о гражданах. По мнению Гоголя, все на одно лицо.

    VІ. Работа с повестью.

    Слайд 18.

    Учитель. Рассмотрим вторую проблему – Человек.

    Задание: найдите портрет Акакия Акакиевича – «маленького человека», зачитайте.

    Кого мы видим в этом описании? (Чиновника)

    А чего нет у этого чиновника? (Лица, неповторимого человеческого лица)

    Можно назвать его личностью?

    Что мы понимаем под личностью?

    Докажите, что чиновник есть, а неповторимого человеческого лица нет, как нет личности?

    (Внутренние монологи Акакия Акакиевича, потеря права на собственное имя)

    Что самое страшное в повести? Сцена ограбления? Финал? (Нет. Самое странное - название)

    Почему повесть названа «Шинель», а не ограбление человека, например?

    Слайд 19 - Вывод

    Вещь заменила человека, а как следствие этого исчез и портрет героя.

    Только ли у Акакия Акакиевича нет лица?

    (Нет, лица нет у Петровича, и у значительного лица, у чиновников)

    Учитель. Вспомните табакерку Петровича. Какой – то генерал с заклеенным лицом. Белая бумажка вместо лица.

    Почему?

    (Мундир заменил личность, Чин затмил человека.)

    Что же делать человеку в этом мире?

    Слайд 20

    Их несколько. Первый – достаточно призрачный: вопреки всему стать другим, остаться человеком, а значит личностью.

    Кто из героев повести почувствовал жалость к Акакию Акакиевичу, услышав его жалобный голос, и что испытал? Стр. 267 (Молодой человек, испытавший самое настоящее потрясение. И услышал звенящие слова: «Я брат твой»)

    Второй – можно повторить путь главного героя и стать …никем, легко заменимым колесиком и винтиком огромного бюрократического механизма.

    Зачитайте строки, доказывающие, что Акакий Акакиевич всего лишь винтик – стр 292

    Вывод: Акакий Акакиевич не состоялся как личность, не стал значительным лицом.

    А ведь это тоже путь предлагаемый Гоголем, - стать значительным.

    Учитель. Ребята, подумайте, а кого поразила эта болезнь - стать значительным?

    (Оказывается, все герои подвержены ей. Петрович стр 279)

    Значительное лицо, который «был в душе добрый человек, хорош с товарищами. Услужлив, но генеральский чин совершенно сбил его с толку». Стр. 288

    А главный герой? Он разве не повержен этой болезни? Даже для него автор не делает исключения!

    Вспомните, о какой шинели мечтает Акакий Акакиевич? Гоголь подчеркивает, что шинель для Акакия Акакиевича стала чем – то большим, чем деталь одежды.

    Ощутил ли Башмачкин свою значительность и благодаря чему?

    (Да, один раз в жизни, и благодаря шинели, а не благодаря своим достоинствам)

    Скажите, стремление к значительности было естественным для Акакия Акакиевича?

    (Для него – нет, для других – да)

    Давайте докажем.

    (На вечеринке ему неуютно, по дороге домой он чувствует себя не лучшим образом, нелепая попытка найти защиту у значительного лица)

    Слайд 21- Визит к «значительному лицу»

    А мог ли разговор со значительным лицом сложиться иначе?

    (Да, не будь у него в приемной третьего лица, перед которым надо сыграть роль крупного начальника)

    Слайд 22 – ролик

    Жизнь быстро все расставляет по своим местам: потеря шинели, болезнь, смерть. И врач советует заказать сосновый гроб, так как дубовый дорог для Акакия Акакиевича.

    Слайд 23

    Вывод: Холодный Петербург встретил и проводил Акакия Акакиевича Башмачкина по одежке. Ценность человека определяется по формальным признакам, по внешним данным – одежде, чину, дому, но иначе быть и не может: такова суть государственного устройства.

    Может ли быть иначе? (Нет. Такова сущность государственного устройства)

    Какой горький вывод об Акакии Акакиевиче делает гоголь? Зачитайте отрывок. (стр 292)

    Что утверждает? (Нет ничего ценнее человека! Горько то, что гибнет само звание человека, когда людей делят на «значительных» и «маленьких»

    Изменилось ли что – то в Петербурге, в государстве после смерти Акакия Акакиевича?

    Поднимается ли Акакий Акакиевич до протеста против власти?

    (Нет, он искал и нашел свою шинель)

    Задание. А теперь посмотрите на экран.

    Слайд 24

    I . Маленький человек: Самсон Вырин, Евгений, Акакий Акакиевич Башмачкин

    II . Маленький человек: Самсон Вырин,

    Евгений

    Акакий Акакиевич Башмачкин

    Какая запись вам кажется правильной?

    I. Все одного качества, в одном ряду.

    I I . Все «маленькие люди», но разных видов.

    Какие видовые особенности каждого вы отметили бы?

    (Вырин – внешняя бедность и высокая духовная нравственность в христианском смысле.

    Евгений - внешняя бедность, но внутренняя цельность: мечта о человеческом счастье

    Акакий Акакиевич – внешняя бедность, но и внутренняя нищета, духовное убожество, не человек, а «существо хуже мухи»).

    Учитель. Подведите итог, соотнеся с темой урока.

    Слайд 25 – итог

    Своей повестью Гоголь хотел сказать, что это страшно, когда ценность человека определяется по формальным признакам: мундир, чин, дом… но страшно и то, что в мире с такими ценностями человек не может оставаться человеком, значит и личностью. Это значит он теряет неповторимое человеческое лицо.

    Неужели все так безнадежно? Есть ли в повести какое – нибудь положительное начало?

    Слайд 26. - Гоголь

    Да, оно в повествователе.

    Слайд 27

    Обратите внимание на первый эпиграф, на слова Некрасова «Он проповедовал любовь враждебным словом отрицанья». Вот оно положительное начало: позиция повествователя. его горькая ирония, неприятие такого государства, таких чиновников, таких людей.

    Слайд 28 - Рефлексия

    Почему же вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели»?

    Слайд 29 – вывод

    «Шинелью» Н. В. Гоголь положил во всей мировой литературе начало защите «маленького человека» от несправедливости господствующего общества. Гоголевское направление в искусстве стали называть натуральной школой. Повесть «Шинель» положила начало этому направлению

    Слайд 30

    Задание на дом: Ответьте на вопрос письменно.

    В чем, по вашему мнению, проявились традиции и новаторство Гоголя в создании образа «маленького человека»

    Ширина блока px

    Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

    Подписи к слайдам:
    • Презентация по теме <<"Маленький человек " в повести Н.В. Гоголя "Шинель">>. Презентация подготовлена О.В.Евдокимовым, учителем русского языка и литературы Санкт-Петербургской школы № 288 Адмиралтейского района
    • Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852 гг.), автор повести "Шинель".
    • Вопросы: - В каком году состоялась первая публикация повести? - Как назывался сборник повестей, какие повести, кроме повести "Шинель", входили в этот сборник?
    Зима в Санкт- Петербурге. Такая она могла быть в 1842 году. Исаакиевский собор. Санкт-Петербург. Зимний день. Санкт-Петербург. Зимний вечер.
    • Санкт-Петербург. Зимний вечер.
    “Все мы вышли из “Шинели” Гоголя”, - так оценил Ф. М. Достоевский значение гоголевской повести для многих поколений русских писателей «Замысел «Шинели» долго складывался в художественном воображении Гоголя. Первые наброски относятся к 1839 году. Завершена повесть была только через четыре года после описываемых событий», то есть в конце 1842 года и увидела свет в 1843 году в третьем томе «Сочинений Николая Гоголя».
    • «Замысел «Шинели» долго складывался в художественном воображении Гоголя. Первые наброски относятся к 1839 году. Завершена повесть была только через четыре года после описываемых событий», то есть в конце 1842 года и увидела свет в 1843 году в третьем томе «Сочинений Николая Гоголя».
    • Характерные фигуры «безродных» титулярных советников в русской литературе - чиновник Башмачкин в гоголевской «Шинели», Аксентий Иванович Поприщин в «Записках сумасшедшего», Акинф Степанович Пантелеев в «Женитьбе» Гоголя, Макар Девушкин в «Бедных людях» Достоевского, отставной титулярный советник Мармеладов в «Преступлении и наказании».
    Автограф Н.В. Гоголя. Рукописная страница из повести "Шинель» Имя Ака́кий (древнегреч. Ἀκακιος) - мужское имя, в переводе с греческого языка означает «не делающий зла», «неплохой», «смиренный». Чин титулярного советника для многих чиновников в середине 1840-х годов являлся пределом мечтаний; этот чин давал им личное дворянство и право получения потомственного почётного гражданства их потомкам. В русской литературе сформировался образ титулярного советника как неудачника. В XIX веке титулярные советники, как правило, занимали должности старших помощников столоначальников в департаментах министерств, старших помощников секретарей, протоколистов, помощников регистраторов и переводчиков в Сенате. Жалование титулярного советника по «Своду уставов о службе гражданской» 1842 года составляло всего лишь 75 рублей. В критической литературе, посвященной истории написания «Шинели», указывается некое событие, как будто бы побудившее писателя создать гениальную повесть. П.А. Аненков вспоминает, что однажды в присутствии Н.В. Гоголя был рассказан анекдот, имеющий в своей основе истинное происшествие, случившееся с одним чиновником, который насилу скопил деньги на ружье… и при первой охоте утерял его в водах Финского залива. Эта потеря так расстроила чиновника, что он даже заболел, но друзья, узнавшие о причине болезни, организовали сбор денег и подарили незадачливому сослуживцу новое ружье. «Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком написанные строчки, и только разве если, неизвестно откуда взявшись, лошадиная морда помещалась ему на плечо… тогда только замечал он, что он не на середине строки, а скорее на середине улицы». Испытывая чувства сострадания к "маленьким людям", Гоголь рассказывает о судьбе бедного, ничем не примечательного петербургского чиновника - «вечного титулярного советника». Лишенный внешней привлекательности, Акакий Акакиевич Башмачкин обнаруживает ту же бесцветность и безликость и в своем речевом повелении - в его языке преобладают указательные и служебные слова: «этак», «право», «того».
    • Испытывая чувства сострадания к "маленьким людям", Гоголь рассказывает о судьбе бедного, ничем не примечательного петербургского чиновника - «вечного титулярного советника». Лишенный внешней привлекательности, Акакий Акакиевич Башмачкин обнаруживает ту же бесцветность и безликость и в своем речевом повелении - в его языке преобладают указательные и служебные слова: «этак», «право», «того».
    <<Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным... Что ж делать! виноват петербургский климат. Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться. Фамилия чиновника была Башмачкин... Имя его было Акакий Акакиевич>>.
    • <<Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным... Что ж делать! виноват петербургский климат. Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться. Фамилия чиновника была Башмачкин... Имя его было Акакий Акакиевич>>.
    • Вопросы: - Какой смысл заключает в себе фамилия Акакия Акакиевича? - Расскажите о том, как именно служил Акакий Акакиевич в канцелярии?
    • Он ревностно выполнял свои обязанности, очень любил переписывание бумаг, однако роль его в департаменте была очень незначительна, из-за чего над ним нередко смеялись его сослуживцы- чиновники.
    • <<Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме>>.
    • Акакий Акакиевич уменьшил расходы: по вечерам прекратил пить чай, старался ходить на цыпочках, чтобы не истёрлись ботинки, реже отдавал прачке бельё в стирку, а дома, чтобы не изнашивать одежду, носил только халат.
    Вопросы:
    • Вопросы:
    • - Не заметили ли вы каких-либо изменений во внутренней жизни Акакий Акакиевич в течение того времени, когда он собирает средства на шитье новой шинели?
    • - Расскажите о том, как существовал Акакий Акакиевич, возвратившись после службы домой?
    • <<Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его>>.
    • Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того”. Это мороз. Акакий Акакиевич с некоторых пор начал чувствовать, что его как-то особенно сильно стало припекать в спину и плечо. Оказалось, дело в полностью прохудившейся шинели. Поэтому титулярный советник решил отнести прохудившуюся шинель к портному Петровичу.
    • <<...После субботы Петрович "сильно косил глазом", гривенник с благодарностью взял, но насчет шинели остался тверд: "Извольте заказать новую">>.
    Акакий Акакиевич имел обыкновение со всякого истрачиваемого рубля откладывать по грошу в небольшой ящичек, запертый на ключ, с прорезанною в крышке дырочкой для бросания туда денег. По истечении всякого полугода он ревизовал накопившуюся медную сумму и заменял ее мелким серебром. Так продолжал он с давних пор, и, таким образом, в продолжении нескольких лет оказалось накопившейся суммы более чем на сорок рублей. Итак, половина была в руках; но где же взять другую половину? Где взять другие сорок рублей? Акакий Акакиевич думал, думал и решил, что нужно будет уменьшить обыкновенные издержки, хотя, по крайней мере, в продолжение одного года: изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи, а если что понадобится делать, идти в комнату к хозяйке и работать при ее свечке; ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее, по камням и плитам, почти на цыпочках, чтобы таким образом не истереть скоровременно подметок; как можно реже отдавать прачке мыть белье, а чтобы не занашивалось, то всякий раз, приходя домой, скидать его и оставаться в одном только демикотоновом халате, очень давнем и щадимом даже самим временем. Надобно сказать правду, что сначала ему было несколько трудно привыкнуть к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, - и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность - словом, все колеблющиеся и неопределенные черты. Огонь порою показывался в глазах его…
    • Акакий Акакиевич имел обыкновение со всякого истрачиваемого рубля откладывать по грошу в небольшой ящичек, запертый на ключ, с прорезанною в крышке дырочкой для бросания туда денег. По истечении всякого полугода он ревизовал накопившуюся медную сумму и заменял ее мелким серебром. Так продолжал он с давних пор, и, таким образом, в продолжении нескольких лет оказалось накопившейся суммы более чем на сорок рублей. Итак, половина была в руках; но где же взять другую половину? Где взять другие сорок рублей? Акакий Акакиевич думал, думал и решил, что нужно будет уменьшить обыкновенные издержки, хотя, по крайней мере, в продолжение одного года: изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи, а если что понадобится делать, идти в комнату к хозяйке и работать при ее свечке; ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее, по камням и плитам, почти на цыпочках, чтобы таким образом не истереть скоровременно подметок; как можно реже отдавать прачке мыть белье, а чтобы не занашивалось, то всякий раз, приходя домой, скидать его и оставаться в одном только демикотоновом халате, очень давнем и щадимом даже самим временем. Надобно сказать правду, что сначала ему было несколько трудно привыкнуть к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, - и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность - словом, все колеблющиеся и неопределенные черты. Огонь порою показывался в глазах его…
    • <<В первый же день он отправился вместе с Петровичем в лавки. Купили сукна очень хорошего <...> Петрович сказал, что лучше сукна и не бывает. На подкладку выбрали коленкору (хлопчато-бумажная материя - О.В.), но такого добротного и плотного, который, по словам Петровича, был еще лучше шелку и даже на вид казистей и глянцевитей. Куницы не купили, потому что была, точно, дорога; а вместо ее выбрали кошку, лучшую,какая только нашлась в лавке, кошку, которую издали можно было всегда принять за куницу>>.
    • Наконец шинель была сшита
    • Наконец шинель была готова. Петрович сшил ее на славу. Акакий Акакиевич был в прекрасном расположении духа. В новой шинели он пошел прогуляться по зимнему Петербургу
    • Вопросы: - Что меняется в "маленьком человеке" Акакии Акакиевиче после того, как он облачился в новую шинель? Приведите примеры.
    • И вот однажды морозным утром Акакий Акакиевич вошёл в департамент в новой шинели. Все сослуживцы-чиновники принялись хвалить и поздравлять его, а вечером пригласили на именины к помощнику столоначальника.
    • Вопросы:
    • - Искренне ли радовались чиновники, поздравляя Акакия Башмачкина с обновкой? О чем говорит такая их "радость" относительно новой шинели титулярного советника?
    • <<Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постели, пока не потемнело. Потом, не затягивая дела, оделся, надел на плеча шинель и вышел на улицу>>.
    • <<Где именно жил пригласивший чиновник, к сожалению, не можем сказать <...>, но верно, по крайней мере, то, что чиновник жил в лучшей части города, - стало быть, очень не близко от Акакия Акакиевича>>.
    • <<Сначала надо было Акакию Акакиевичу пройти кое-какие пустынные улицы с тощим освещением, но по мере приближения к квартире чиновника улицы становились живее, населенней и сильнее освещены. Пешеходы стали мелькать чаще, начали попадаться и дамы, красиво одетые, на мужчинах попадались бобровые воротники, реже встречались ваньки с деревянными решетчатыми своими санками, утыканными позолоченными гвоздочками, - напротив, все попадались лихачи в малиновых бархатных шапках, с лакированными санками, с медвежьими одеялами, и пролетали улицу, визжа колесами по снегу, кареты с убранными козлами. Акакий Акакиевич глядел на все это, как на новость>>.
    • На вечере Акакий Акакиевич чувствовал себя неуютно, ему хотелось поскорее уйти, но его задержали до самой полуночи. Наконец он потихоньку надел свою шинель и вышел на улицу.
    • Идти было далеко, так как Акакий Акакиевич жил на пустынной окраине, поэтому он шел по безлюдным ночным улицам
    Стояла темная зимняя ночь
    • На площади к нему подскочили "какие-то люди с усами"
    • <<…И вдруг со словами: «А шинель-то моя!» - сняли шинель с плеч>>.
    • Вопрос: - Скажите, кто в повести Н.В. Гоголя жалеет Акакия Акакиевича Башмачкина, этого "маленького", беззащитного и слабого человека?
    • И толкнули бедного Акакия Акакиевича в снег...
    • Вопросы: - Сформулируйте свое отношение к произошедшему ограблению Акакия Акакиевича? Почему такие чувства вызывает у вас пожилой титулярный советник?
    • Акакий Акакиевич закричал, подбежал к будочнику, но тот не пошевелил и пальцем
    • В совершенном беспорядке вернулся он домой. От частного пристава помощи ждать нечего
    • Многим сослуживцам-чиновникам стало жаль Акакия Башмачкина, и чиновники советовали обратиться за помощью к «значительному лицу» потому, что это лицо ещё недавно было незначительным.
    • Вопросы: - Охарактеризуйте "значительное лицо", припомните его портрет?
    • <<Человек этот с равными себе был человек вроде бы и ничего; но как только случалось ему быть в обществе, где были люди хоть одним чином пониже его, так он был просто хоть из рук вон>>.
    • "Значительное лицо", генерал, накричал на бедного титулярного советника, да так, что тот «вышел на улицу, ничего не помня».
    • В Петербурге в то время было ветрено, морозно, а шинель была старая, и, вернувшись домой, Акакий Акакиевич слёг в постель
    • На другой же день обнаружилась у него сильная горячка. В бреду он заказывал себе шинель у Петровича, чтоб была с западнями для воров, то чудилось ему, как он стоит перед генералом. Наконец он испустил дух. Ни комнаты, ни вещей его не опечатывали, потому что, во-первых, не было наследников, а во-вторых, оставалось очень немного наследства, именно: пучок гусиных перьев, десть белой казенной бумаги, три пары носков, две-три пуговицы, оторвавшиеся от панталон, и уже известный читателю капот. Кому все это досталось, Бог знает: об этом, признаюсь, даже не интересовался рассказывающий сию повесть.
    • Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое... ”В департаменте о нем спохватились лишь на четвертый день".
    • Вопросы: - В чем, по вашему, смысл прожитой жизни Акакия Акакиевича? - Что хотел сказать нам писатель, рассказывая печальную повесть о "маленьком человеке"?
    • Акакия Акакиевича свезли и похоронили. И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое <...> существо, переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу, но для которого все же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь, и на которое так же потом нестерпимо обрушилось несчастие...
    • “По Петербургу пронеслись вдруг слухи, что у Калинкина моста и далеко подальше стал показываться по ночам мертвец в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели и под видом стащенной шинели сдирающий со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели...” Генерал, у которого был с прошением Акакий Акакиевич, скоро почувствовал что-то вроде сожаления. “Неделю спустя он даже послал к нему чиновника узнать, что он и как и нельзя ли в самом деле чем помочь ему; когда донесли ему, что Акакий Акакиевич умер скоропостижно в горячке, слышал упреки совести и весь день был не в духе”. Но потом развеялся у приятеля. Кто-то узнал в мертвеце Акакия Акакиевича. Не было никакой возможности угомонить мертвеца. Однажды через эти места проезжало «значительное лицо». Мертвец сорвал и с его плеч шинель, и с криком «твоей-то шинели мне и нужно было!», исчез и более уже не появлялся.
    • Вопросы: - В чем смысл этого последнего эпизода, в котором упоминается призрак Акакия Акакиевича?
    • Николай Васильевич Гоголь, автор повести "Шинель"

    Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Шинель».


    Цели урока:

    • познакомить с повестью Н. В. Гоголя “Шинель”;
    • проследить раскрытие темы “маленького человека” в русской литературе;
    • учить анализу текста;
    • работа с литературоведческими понятиями “портрет”, “деталь” и др.
    • развитие навыков монологической речи;
    • воспитание любви и уважения к личности человека.

    надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно

    напоминал бы стуком, что есть несчастные…

    А. П. Чехов


    История создания повести «ШИНЕЛЬ»

    • В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Первый набросок повести имел название “Повесть о чиновнике, крадущем шинели”. В этом наброске просматривались анекдотические мотивы, комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя, и повесть печатается, завершая цикл “Петербургских повестей. ” Место действия – Петербург - выбран не случайно.

    • Почему местом действия выбран Петербург?

    Главный герой – чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин. Можно ли его назвать «маленьким человеком»?

    В каком произведении главный герой – «маленький человек»?

    • «Маленький человек» в литературе - это обозначение довольно разнородных героев, объединных тем, что они занимают одно из низших мест социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединенная с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью). Поэтому «Маленький человек» часто выступает в оппозиции к другому персонажу, человеку высокопоставленному, «значительному лицу» (по словоупотреблению, принятому в русской литературе под влиянием «Шинели», 1842, Н.В.Гоголя), а развитие сюжета строится главным образом как история обиды, оскорбления, несчастья.

    Словарная работа

    • Ревностно - старательно
    • Фавориты - любимцы
    • Департамент - часть или отдел государственного учреждения
    • Швейцарская - комната служителей у дверей
    • Посибаритствовал на постели - понежился
    • Ваньки - легковой извозчик; обычно крестьянин, приехавший на заработки в город
    • Будочник - низший полицейский чин
    • Алебарда - пешее оружие на длинном древке
    • Частный - пристав, чин полиции, которому доверена часть города
    • Чухонка - петербургское прозвище пригородных финнов

    В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»


    • Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы?
    • - Каков быт Акакия Акакиевича? Как живет этот человек?
    • - Каково отношение к нему сослуживцев?
    • - Какое сравнение использует Гоголь, чтобы показать унизительность положения этого человека?
    • - Посмотрите, что попытались показать иллюстраторы? Подберите строчки из текста.

    • Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение:

    АКАКИЙ - смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный

    • - Как вы думаете, почему именно такое имя дал своему герою писатель?
    • - Какие чувства вызывает у вас герой? Когда вы смеялись, а когда сочувствовали ему?
    • Прочитайте сцену разговора с Петровичем. А каково авторское отношение к герою?
    • Башмачкин - несчастный или посмешище?

    • Появление шинели приоткрывает душевный мир героя.
    • -Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник?
    • - Прочтите эпизод, изображенный иллюстраторами.
    • - Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича.
    • - Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи героя в то время, когда он впервые надел шинель.

    • - Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?
    • -Являются ли эти перемены коренными, постоянными или только внешними, временными? Почему?

    • - Достоин ли Башмачкин человеческого звания или он полное ничтожество?
    • - Где кульминация повести?
    • - Что происходит с Акакием Акакиевичем?
    • Потрясение, буря эмоций, чувств, но Гоголь не дает прямой речи персонажа – только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни.

    • - Как отнесся будочник к словам Башмачкина?
    • - В чем заключается особый драматизм этой ситуации?
    • -Какие чувства вызывает в данный момент Акакий Акакиевич?

    • - К кому обращается Акакий Акакиевич?
    • -Посмотрите на иллюстрацию. Что удалось изобразить иллюстраторам?
    • - Давайте прочитаем сцену встречи со значительным лицом, стараясь верно передать интонацию.
    • - Каким же вы увидели чиновника?
    • - Почему у него даже нет имени, только средний род-лицо?

    • - Давайте вспомним финал повести и подумаем, почему именно так заканчивается повесть? Зачем Гоголю нужна смерть героя и его «фантастическая жизнь после смерти»?
    • - За что наказывается значительное лицо?
    • - Как вы понимаете авторскую позицию?
    • - О чем же это произведение?
    • Несмотря на отсутствие любовной линии, это произведение о любви к человеку , о необходимости видеть в каждом Божье творение.
    • -Башмачкин – несчастный или посмешище?
    • - Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока (слова Чехова). Зачем же нужно это напоминание?

    Домашнее задание

    • Башмачкин – несчастный или посмешище? Поразмышляйте над этим вопросом (письменно).
    • «История одного города», страницы 3 – 14 учебника читать, пересказывать.