Основная мысль рассказа евгений онегин. Сочинение на тему «Евгений Онегин

«Пушкин Евгений Онегин» - А. С. Пушкин. Очерки. И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Ещё неясно различал. В каком произведении А.С. Пушкина мы уже встречались с симметричным построением сюжета? Не то... не то, избави боже! Пушкин издавал роман главами, по мере написания. Сюжет. О вы, почтенные супруги! А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Роман в стихах.

«Евгений Онегин игра» - Царскосельский Лицей. Подведем итоги: Евгений Онегин Владимир Ленский Татьяна Ларина Ольга Ларина. Пушкин друг Онегина, с которым познакомился и подружился в Петербурге. Урок-игра по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». К какому направлению в литературе Пушкин окончательно переходит в романе «Евгений Онегин».

«Уроки по Пушкину Евгений Онегин» - Роман «Евгений Онегин». Анна Ахматова. Подведение итога урока. Вступительное слово учителя. Геройный мир романа. Урок-пролог к изучению романа А.С.Пушкина « Евгений Онегин». Композиция романа. План урока. А.С.Пушкин.

«Роман Онегин» - Блиц - опрос. На каком языке было написано письмо Татьяны Онегину? Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни». Писарев. Какого экономиста читал Онегин? Художественный метод в искусстве и литературе. Литературное направление, утвердившееся в русской литературе в начале 19 столетия.

«О Евгении Онегине» - Из-за гибели Дуни в конце романа прототипом княгини Татьяны выступает Анна Керн. Владимир Ленский - сам Пушкин или скорее его идеализированный образ. Роман Толстого «Анна Каренина» является продолжением романа «Евгений Онегин». Автограф Пушкина - автопортрет с Онегиным на набережной Невы. Последний авторский вариант романа был напечатан в 1837 году.

«Евгений Онегин роман» - Для анализа мы выбрали 1 и 8 главы романа, раскрывающие эволюцию образа героя. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!.. Евгений Онегин –образ «лишнего» человека в романе Пушкина «Евгений Онегин». Почему Евгения Онегина считают «лишним» человеком? План исследования: Результаты работы Таблица. Основной принцип в изображении меняющегося героя – принцип «противоречия».

Этот роман не принадлежит к тем произведениям, в которых автор или сам от себя, или устами кого-нибудь из действующих лиц высказывает свою идею, причем все содержание произведения, все его действие должно подтвердить правильность этой идеи, убедительно ее раскрыть и развернуть во всех подробностях. «Евгений Онегин» не похож и на произведения вроде «Полтавы», «Медного всадника», «Бориса Годунова» и др. В них автор нигде не высказывает своей основной идеи, но действующие лица так выбраны и охарактеризованы, события так развиваются, что для внимательногочитателя мысль, идея автора (обычно очень четкая и ясная) сама как бы вытекает из содержания произведения. Читая «Евгения Онегина», кажется сначала, что автор ничего не хотел им доказать, никакой ясной, конкретной идеи в свой роман не вкладывал. Он показывает нам разнообразные картины русской жизни, развертывает перед нами судьбы разных людей, рисует характерные для эпохи типы представителей дворянского общества — словом, изображает действительность такой, какая она есть, во всей ее жизненной правде, ничего не подбирая специально, никаких событий не сгущая нарочно. Но если внимательно всмотреться в ту жизнь, которую рисует Пушкин в романе, вдуматься в ту правду, которую он нам показывает, то поневоле читатель должен прийти к определенным выводам: неправильно, нехорошо устроена та жизнь, которую так широко и богато развернул перед нами Пушкин! Счастливыми могут быть в ней только самодовольные пошляки, обыватели, посредственности, люди, стоящие на невысоком моральном и умственном уровне, вроде деревенских соседей Онегина или отца Татьяны и Ольги — «доброго малого», никогда не читавшего книг и считавшего их «пустой игрушкой», проводившего свою спокойную жизнь в еде и питье… Такой же оказалась и Ольга, скоро забывшая своего убитого жениха и нашедшая счастье в браке с молодым офицером; такова же была и ее мать, насильно выданная за нелюбимого человека; она * Рвалась и плакала сначала, * С супругом чуть не развелась; * Потом хозяйством занялась, * Привыкла и довольна стала. Люди же благородные, с высокими требованиями к жизни, тонко и сильно чувствующие, всегда несчастны. Или они гибнут, как Ленский, и притом в значительной степени по вине своего неправильного отношения к жизни, или же продолжают жить с опустошенной душой, без надежд на счастье, как Онегин и Татьяна. Ни богатство, ни высокое положение в обществе нисколько не облегчают им жизнь. Находить удовлетворение, счастье в работе для какой-нибудь высокой цели, для помощи другим они не в состоянии по своему воспитанию и положению, а устроить себе личное счастье им мешает их характер, их ошибки, связанные с их воспитанием и положением. Они осознают эти ошибки, но слишком поздно, чтобы их можно было исправить. Пушкин отчетливо показывает, что во всех этих роковых ошибках виноваты не его герои, а та среда, та обстановка, которая сформировала такие характеры, которая сделала несчастными этих по существу или по своим задаткам прекрасных, умных и благородных людей. Помещичий, крепостнический строй, непосильный тяжелый труд крестьян и полное безделье помещиков, господ делали несчастными, коверкали жизнь не только крепостных рабов, но и лучших, наиболее чутких из их господ. Это грустное убеждение в ненормальности всего жизненного уклада, в невозможности настоящего счастья, в том, что почти нет в окружающем поэта дворянском обществе благородных, честных людей, звучит у Пушкина и в лирических отступлениях «Евгения Онегина».В конце шестой главы необычайно сильными и резкими выражениями Пушкин характеризует то самое светское, дворянское общество, которое он изображает в своем романе, ту среду, которая неумолимо искажает, черствит, ожесточает всякую чистую, благородную душу, попавшую в эту обстановку. Разве только высокий поэтический дар, «поэтическое вдохновение» может спасти от духовного разложения человека, воспитанного этой средой и вращающегося в ней. В окончательном тексте романа Пушкин сократил эти горькие выпады против светского общества, а полный текст перенес в примечания к роману в последних грустных строках романа. Поэт завидует людям, рано покинувшим жизнь с ее горестями: * Блажен, кто праздник жизни рано * Оставил, не допив до дна * Бокала полного вина, * Кто не дочел ее романа * И вдруг умел расстаться с ним, * Как я с Онегиным моим. Однако «Евгений Онегин» вовсе не пессимистическое произведение. Пушкин в нем вовсе не говорит о безнадежности борьбы со злом, не предлагает опускать руки и только грустить о неосуществимом счастье. В самом романе столько светлых картин, столько радующей душу красоты в изображении жизни, природы, столько проникновенных изображений хороших, честных, высоких чувств, переживаний и поступков, что эта светлая сторона содержания романа берет верх над печальными размышлениями автора. А главное, так ясно, четко, художественно реалистично показаны Пушкиным все общественные причины неблагополучия жизни героев романа, все обстоятельства, создавшие характеры действующих лиц и предопределившие их судьбу, что перед читателем сразу возникает вопрос о необходимости борьбы с этими причинами, этими обстоятельствами. Пушкин так точно и ярко, образно указывает главного врага — бесцельную и бездельную жизнь людей дворянского класса, обеспеченную трудом крепостных крестьян, что этим самым подсказывается и то, что нужно сделать, чтобы люди, подобные Татьяне, Онегину, Ленскому, могли жить счастливо, содержательно, интересно. Неизбежность борьбы с калечащими людей условиями жизни, с крепостническим, самодержавным строем вытекала для общественно настроенного, внимательного, чуткого человека при чтении «Евгения Онегина», как и всех реалистических произведений Пушкина. Эту борьбу и вели лучшие люди того времени — декабристы, сам Пушкин, а позже-революционные демократы. И русская реалистическая литература, в частности такие романы, как «Евгений Онегин» Пушкина, показывая верно, без прикрас, смягчений и утешений, всю жестокую правду жизни, всегда помогала и помогает этой издавна ведущейся борьбе лучших людей за счастье народа, всего человечества.

Этот роман не принадлежит к тем произведениям, в которых автор или сам от себя, или устами кого-нибудь из действующих лиц высказывает свою идею, причем все содержание произведения, все его действие должно подтвердить правильность этой идеи, убедительно ее раскрыть и развернуть во всех подробностях. “Евгений Онегин” не похож и на произведения вроде “Полтавы”, “Медного всадника”, “Бориса Годунова” и др. В них автор нигде не высказывает своей основной идеи, но действующие лица так выбраны и охарактеризованы, события так развиваются, что для внимательного читателя мысль, идея автора (обычно очень четкая и ясная) сама как бы вытекает из содержания произведения.

Читая “Евгения Онегина”, кажется сначала, что автор ничего не хотел им доказать, никакой ясной, конкретной идеи в свой роман не вкладывал. Он показывает нам разнообразные картины русской жизни, развертывает перед нами судьбы разных людей, рисует характерные для эпохи типы представителей дворянского общества – словом, изображает действительность такой, какая она есть, во всей ее жизненной правде, ничего не подбирая специально, никаких событий не сгущая нарочно. Но если внимательно всмотреться в ту жизнь, которую рисует Пушкин в романе, вдуматься в ту правду, которую он нам показывает, то поневоле читатель должен прийти к определенным выводам: неправильно, нехорошо устроена та жизнь, которую так широко и богато развернул перед нами Пушкин! Счастливыми могут быть в ней только самодовольные пошляки, обыватели, посредственности, люди, стоящие на невысоком моральном и умственном уровне, вроде деревенских соседей Онегина или отца Татьяны и Ольги – “доброго малого”, никогда не читавшего книг и считавшего их “пустой игрушкой”, проводившего свою спокойную жизнь в еде и питье… Такой же оказалась и Ольга, скоро забывшая своего убитого жениха и нашедшая счастье в браке с молодым офицером; такова же была и ее мать, насильно выданная за нелюбимого человека; она

Рвалась и плакала сначала, С супругом чуть не развелась; Потом хозяйством занялась, Привыкла и довольна стала.

Люди же благородные, с высокими требованиями к жизни, тонко и сильно чувствующие, всегда несчастны. Или они гибнут, как Ленский, и притом в значительной степени по вине своего неправильного отношения к жизни, или же продолжают жить с опустошенной душой, без надежд на счастье, как Онегин и Татьяна. Ни богатство, ни высокое положение в обществе нисколько не облегчают им жизнь. Находить удовлетворение, счастье в работе для какой-нибудь Высокой цели, для помощи другим они не в состоянии по своему воспитанию и положению, а устроить себе личное счастье им мешает их характер, их ошибки, связанные с их воспитанием и положением. Они осознают эти ошибки, но слишком поздно, чтобы их можно было исправить.

Пушкин Отчетливо показывает, что во всех этих роковых ошибках виноваты не его герои, а та среда, та обстановка, которая сформировала такие характеры, которая сделала несчастными этих по существу или по своим задаткам прекрасных, умных и благородных людей. Помещичий, крепостнический строй, непосильный тяжелый труд крестьян и полное безделье помещиков, господ делали несчастными, коверкали жизнь не только крепостных рабов, но и лучших, наиболее чутких из их господ. Это грустное убеждение в ненормальности всего жизненного уклада, в невозможности настоящего счастья, в том, что почти нет в окружающем поэта дворянском обществе благородных, честных людей, звучит у Пушкина и в лирических отступлениях “Евгения Онегина”.

В конце шестой главы необычайно сильными и резкими выражениями Пушкин характеризует то самое светское, дворянское общество, которое он изображает в своем романе, ту среду, которая неумолимо искажает, черствит, ожесточает всякую чистую, благородную душу, попавшую в эту обстановку. Разве только высокий поэтический дар, “поэтическое вдохновение” может спасти от духовного разложения человека, воспитанного этой средой и вращающегося в ней. В окончательном тексте романа Пушкин сократил эти горькие выпады против светского общества, а полный текст перенес в примечания к роману в последних грустных строках романа. Поэт завидует людям, рано покинувшим жизнь с ее горестями:

Блажен, кто праздник жизни рано Оставил, не допив до дна Бокала полного вина, Кто не дочел ее романа И вдруг умел расстаться с ним, Как я с Онегиным моим.

Однако “Евгений Онегин” вовсе не пессимистическое произведение. Пушкин в нем вовсе не говорит о безнадежности борьбы со злом, не предлагает опускать руки и только грустить о неосуществимом счастье. В самом романе столько светлых картин, столько радующей душу красоты в изображении жизни, природы, столько проникновенных изображений хороших, честных, высоких чувств, переживаний и поступков, что эта светлая сторона содержания романа берет верх над печальными размышлениями Автора.

А главное, так ясно, четко, художественно реалистично показаны Пушкиным все общественные причины неблагополучия жизни героев романа, все обстоятельства, создавшие характеры действующих лиц и предопределившие их судьбу, что перед читателем сразу возникает вопрос о необходимости борьбы с этими причинами, этими обстоятельствами. Пушкин так точно и ярко, образно указывает главного врага – бесцельную и бездельную жизнь людей дворянского класса, обеспеченную трудом крепостных крестьян, что этим самым подсказывается и то, что нужно сделать, чтобы люди, подобные Татьяне, Онегину, Ленскому, могли жить счастливо, содержательно, интересно. Неизбежность борьбы с калечащими людей условиями жизни, с крепостническим, самодержавным строем вытекала для общественно настроенного, внимательного, чуткого человека при чтении “Евгения Онегина”, как и всех реалистических произведений Пушкина. Эту борьбу и вели лучшие люди того времени – декабристы, сам Пушкин, а позже-революционные демократы.

И русская реалистическая литература, в частности такие романы, как “Евгений Онегин” Пушкина, показывая верно, без прикрас, смягчений и утешений, всю жестокую правду жизни, всегда помогала и помогает этой издавна ведущейся борьбе лучших людей за счастье народа, всего человечества.

(No Ratings Yet)

Какова главная мысль, главная идея “Евгения Онегина”?

Другие сочинения по теме:

  1. Изучение творческой истории “Онегина” постоянно побуждало к различным предположениям об истинном замысле Пушкина, который якобы сильно отличался от осуществленного им....
  2. Пушкин при жизни дважды осуществил полное издание “Евгения Онегина” (1833, 1837), и, казалось бы, никаких проблем у текстологов, призванных определять...
  3. Это поиск и познание самого себя, поиск смысла жизни во всех ее противоречиях”. Аналогичная идея, как можно убедиться, организует художественную...
  4. Поэма А. Т. Твардовского “Василий Теркин” – это высочайшее достижение поэтического мастерства, проявление гражданской позиции, понимание сути русского национального характера....
  5. В “Береге” Бондарев опирается на образно-ассоциативное мышление, а не на понятийное. Публицистические эпизоды в романе – только один из моментов....
  6. В черновике у Пушкина вместо слов “судьба и жизнь” было написано “царей судьба” – значит, и политические разговоры могли вести...
  7. Интерпретируя авторское предисловие к отдельному изданию первой главы “Евгения Онегина”, современный исследователь пишет, что Пушкин решил “представить новый тип произведения...
  8. В начале XIX в. рационалистические традиции в литературе были продолжены писателями-декабристами и их окружением. А. Бестужев-Марлинский, например, мотивировал необходимость примечаний...
  9. В романе Толстого “Война и мир” главной, основной и любимой для автора мыслью, пронизывающей все главы романа от его начала...
  10. Чего же он искал? Напомним: он – человек незаурядным и чуткий к новому, он умел быстро улавливать сущность новых веяний....
  11. Когда Пушкин, выбирая между “романом в стихах” и “поэмой”, остановился на первом жанровом обозначении, он задал читателям и критикам “Евгения...
  12. Евгений Онегин уже давно стал определением образа героя, который считатет жизнь нудной – такого себе русского Чайльд Гарольда. Александр Сергеевич...
  13. В научном понимании пространства бывали периоды, когда оно описывалось как абсолютно монотонное и пустое вместилище материальных объектов (Ньютон). Однако и...
  14. В неопубликованном предисловии к изданию двух последних глав “Евгения Онегина” (по тогдашнему счету – восьмой и девятой) Пушкин предупреждал читателей,...
  15. Эстетика Муравьева строится на основе нового субъективного мировоззрения. Прекрасное для него – не дедукция чисто логической, разумной, объективной истины, как...

Анализ романа «Евгений Онегин» Пушкина — тема, идея, жанр, проблематика, главные герои, сюжет и композиция.

«Евгений Онегин» Пушкин анализ

Роман А. Пушкина «Евгений Онегин» — первый реалистический роман не только в российской, но и в мировой литературе.

Год написания: 1823-1831

Жанр — социально-психологический роман в стихах.

Тема — изображение русской жизни первой четверти XIX века

Главные герои: Евгений Онегин, Владимир Ленский, Татьяна Ларина, Ольга Ларина

Композиция: строится «зеркально»: письмо Татьяны — ответ Онегина — письмо Онегина — ответ Татьяны.

Основной конфликт романа: конфликт двух жизненных философий, конфликт человека и общества, конфликт человека и окружения.

Проблематика «Евгений Онегин»

Человек на фоне эпохи, времени, смысл ее существования на земле.

— Проблема образования и воспитания; — Литературного творчества;

— Верности в супружеской жизни; — Человеческих взаимоотношений;

— Любовь; — Семейных отношений.

«Евгений Онегин» сюжет

Роман начинается с сетований молодого дворянина Евгения Онегина по поводу болезни своего дядюшки, вынудившей Евгения покинуть Петербург и отправиться к одру больного, чтобы проститься с ним. Обозначив таким образом завязку, автор посвящает первую главу рассказу о происхождении, семье, жизни своего героя до получения известия о болезни родственника. Повествование ведётся от имени безымянного автора, представившегося добрым приятелем Онегина. Евгений родился «на брегах Невы», то есть в Петербурге, в не самой успешной дворянской семье:

Онегин получил соответствующее воспитание - сначала, имея гувернантку Madame (не путать с нянькой), затем - гувернёра-француза, не утруждавшего своего воспитанника обилием занятий. Пушкин подчёркивает, что образование и воспитание Евгения были типичны для человека его среды (дворянина, которым с детства занимались учителя-иностранцы).

Жизнь Онегина в Петербурге была полна любовными интригами и светскими развлечениями, но эта постоянная череда забав привела героя к хандре. Евгений уезжает к дяде в деревню. По прибытии оказывается, что дядя умер, а Евгений стал его наследником. Онегин поселяется в деревне, но и здесь его одолевает депрессия.

Соседом Онегина оказывается приехавший из Германии восемнадцатилетний Владимир Ленский, поэт-романтик. Ленский и Онегин сходятся. Ленский влюблён в Ольгу Ларину, дочь местного помещика. На всегда весёлую Ольгу не похожа её задумчивая сестра Татьяна. Ольга младше сестры на один год, она внешне красива, но неинтересна Онегину:

Встретив Онегина, Татьяна влюбляется в него и пишет ему письмо. Однако Онегин отвергает её: он не ищет спокойной семейной жизни. Ленский и Онегин приглашены к Лариным на именины Татьяны. Онегин не рад этому приглашению, но Ленский уговаривает его поехать, обещая, что никого из гостей-соседей не будет. На самом деле, приехав на торжество, Онегин обнаруживает «пир огромный», что его злит не на шутку.

На обеде у Лариных Онегин, дабы заставить Ленского ревновать, неожиданно начинает ухаживать за Ольгой. Ленский вызывает его на дуэль. Поединок заканчивается смертью Ленского, и Онегин уезжает из деревни.

» (из статей 8, 9)

«Прежде всего, в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения «Евгений Онегин» есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица. Историческое достоинство этой поэмы тем выше, что она была на Руси и первым и блистательным опытом в этом де. В ней Пушкин является не просто поэтом только, но и представителем впервые пробудившегося общественного самосознания — заслуга безмерная!

…Форма романов вроде «Онегина» создана Байроном… Байрон писал о Европе для Европы… эта личность… стремилась… к суду над его прошедшею и настоящею историею… Пушкин писал о России для России… он далек был от того, чтобы соблазниться создать что-нибудь в байроновском роде, пиша русский роман… И зато его «Онегин» — в высшей степени оригинальное и национально-русское произведение. Вместе с современным ему гениальным творением Грибоедова — «Горе от ума» — стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе. До этих двух произведений, как мы уже и заметили выше, русские поэты еще умели быть поэтами, воспевая чуждые русской действительности предметы, и почти не умели быть поэтами, принимаясь за изображение мира русской жизни…

…Вместе с «Онегиным» Пушкина его (Грибоедова) «Горе от ума» было первым образцом поэтического изображения русской действительности в обширном значении слова. В этом отношении оба эти произведения положили собою основание последующей литературе, были школою, из которой вышли и Лермонтов и Гоголь. Без «Онегина» был бы невозможен «Герой нашего времени », так же как без «Онегина» и «Горя от ума» Гоголь не почувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины и истины.

…Тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи. Чтоб верно изображать какое-нибудь общество, надо сперва постигнуть его сущность, его особность, а этого нельзя иначе сделать, как узнав фактически и оценив философски ту сумму правил, которыми держится общество. У всякого народа две философии: одна ученая, книжная, торжественная и праздничная, другая — ежедневная, домашняя, обиходная. Часто обе эти философии находятся более или менее в близком соотношении друг к другу, и кто хочет изображать общество, тому надо познакомиться с обеими, но последнюю особенно необходимо изучить… И вот глубокое знание этой-то обиходной философии и сделало «Онегина» и «Горе от ума» произведениями оригинальными и чисто русскими.

К числу великих заслуг Пушкина принадлежит и то, что он вывел из моды и чудовищ порока и героев добродетели, рисуя вместо их просто людей.

В двадцатых годах текущего столетия русская литература от подражательности устремилась к самобытности: явился Пушкин. Он любил сословие, в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества и к которому принадлежал сам, и в «Онегине» он решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с ним и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху, то есть в двадцатых годах текущего столетия».

Характеристика Онегина

«Поэт очень хорошо сделал, выбрав себе героя из высшего круга общества. Онегин — отнюдь не вельможа, Онегин — светский человек…

…Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека! Это мало, многие добродушно верили и верят, что сам поэт хотел изобразить Онегина холодным эгоистом. Это уже значит — имея глаза, ничего не видеть. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям… Онегин не был ни холоден, ни сух, ни черств… в душе его жила поэзия… вообще он был не из числа обыкновенных, дюжинных людей. Невольная преданность мечтам, чувствительность и беспечность при созерцании красот природы и при воспоминании о романах и любви прежних лет — все это говорит больше о чувстве и поэзии, нежели о холодности и сухости. Дело только в том, что Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому что человек с озлобленным умом бывает недоволен не только людьми, но и самим собою. Дюжинные люди всегда довольны собою, а если им везет, то и всеми. Жизнь не обманывает глупцов; напротив, она все дает им, благо немногого просят они от нее — корма, пойла, тепла…

Онегин — добрый малый, но при этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность… В душе его еще тлелась искра надежды — воскреснуть и освежиться в тиши уединения, на лоне природы, но он скоро увидел, что перемена мест не изменяет сущности некоторых неотразимых и не от нашей воли зависящих обстоятельств… Онегин — страдающий эгоист… Его можно назвать эгоистом поневоле…

Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мертвую, холодную апатию? Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца? Довольно и этого знать, чтоб не захотеть больше ничего знать…»

Характеристика Ленского и Ольги

«В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности. Тогда это было совершенно новое явление, и люди такого рода тогда действительно начали появляться в русском обществе.

Ленский был романтик и по натуре и по духу времени. Нет нужды говорить, что это было существо, доступное всему прекрасному, высокому, чистая душа и благородная. Но в то же время «он сердцем милый был невежда», вечно толкуя о жизни, никогда не знал ее. Действительность на него не имела влияния: его радости и печали были созданием его фантазии. Он полюбил Ольгу, — и что ему была за нужда, что она не понимала его, что, вышедши замуж, она сделалась бы вторым, исправленным изданием своей маменьки, что ей все равно было выйти — и за поэта, товарища ее детских игр, и за довольного собою и своею лошадью улана? Ленский украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых у ней не было и о которых она и не заботилась… Ленский видел в ней фею, сильфиду, романтическую мечту, нимало не подозревая будущей барыни. В простом желании Онегина подшутить над ним он увидел и измену, и обольщение, и кровавую обиду. Результатом всего этого была его смерть, заранее воспетая им в туманно-романтических стихах…

Люди, подобные Ленскому, при всех их неоспоримых достоинствах, нехороши тем, что они или перерождаются в совершенных филистеров, или …делаются этими устарелыми мистиками и мечтателями, которые так же неприятны, как и старые идеальные девы, и которые больше враги всякого прогресса, нежели люди просто, без претензий, пошлые. …Становя себя центром мира, они спокойно смотрят на все, что делается в мире, и твердят о том, что счастие внутри нас, что должно стремиться душою в надзвездную сторону мечтаний и не думать о суетах этой земли, где есть и голод, и нужда… Ленские не перевелись и теперь; они только переродились. В них уже не осталось ничего, что так обаятельно прекрасно было в Ленском… в них только претензии на великость и страсть марать бумагу. Все они поэты, и стихотворный балласт в журналах доставляется одними ими. Словом, это теперь самые несносные, самые пустые и пошлые люди.

…Ольга — существо простое, непосредственное, которое никогда ни о чем не рассуждало, ни о чем не спрашивало, которому все было ясно и понятно по привычке и которое все зависело от привычки. Она очень плакала о смерти Ленского, но скоро утешилась, вышла за улана и из грациозной и милой девочки сделалась дюжинною барынею, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время».

Характеристика Татьяны

«Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую, сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину…

Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Вся жизнь ее проникнута тою целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения. Страстно влюбленная, простая деревенская девушка, потом светская дама, Татьяна во всех положениях своей жизни всегда одна и та же; портрет ее в детстве, так мастерски написанный поэтом, впоследствии является только развившимся, но не изменившимся.

…Татьяна — существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины. При счастии взаимности любовь такой женщины — ровное, светлое пламя; в противном случае — упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри. Счастливая жена, Татьяна спокойно, но тем не менее страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собою детям… но не по рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве, в строгом выполнении своих обязанностей нашла бы свое величайшее наслаждение, свое верховное блаженство. И все это без фраз, без рассуждений, с этим спокойствием, с этим внешним бесстрастием, с этою наружною холодностью, которые составляют достоинство и величие глубоких и сильных натур.

Это дивное соединение грубых, вульгарных предрассудков с страстию к французским книжкам и с уважением к глубокому творению Мартына Задеки возможно только в русской женщине. Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило ее душе; ум ее спал, и только разве тяжкое горе жизни могло потом разбудить его, да и то для того, чтоб сдержать страсть и подчинить ее расчету благоразумной морали… Дикое растение, вполне предоставленное самому себе, Татьяна создала себе свою собственную жизнь, в пустоте которой тем мятежнее горел пожиравший ее внутренний огонь, что ее ум ничем не был занят.

Без книги она была бы совершенно немым существом, и ее пылающий и сохнущий язык не обрел бы ни одного живого, страстного слова, которым бы могла она облегчить себя от давящей полноты чувства. И хотя непосредственным источником ее страсти к Онегину была ее страстная натура, ее переполнившаяся жажда сочувствия, — все же началась она несколько идеально. Татьяна не могла полюбить Ленского и еще менее могла полюбить кого-нибудь из известных ей мужчин: она так хорошо их знала, и они так мало представляли пищи ее экзальтированному, аскетическому воображению… И вдруг является Онегин. Он весь окружен тайною, его аристократизм, его светскость, неоспоримое превосходство над всем этим спокойным и пошЛым миром, среди которого он явился таким метеором, его равнодушие ко всему, странность жизни — все это произвело таинственные слухи/ которые не могли не действовать на фантазию Татьяны, не могли не расположить, не подготовить ее к решительному эффекту первого свидания с Онегиным. И она увидела его, и он предстал перед нею, молодой, красивый, ловкий, блестящий, равнодушный, скучающий, загадочный, непостижимый, весь неразрешимая тайна для ее неразвитого ума, весь обольщение для ее дикой фантазии… Есть женщины, которых внимание мужчина может возбудить к себе только равнодушием, холодностью и скептицизмом, как признаками огромных требований на жизнь или как результатом мятежно и полно пережитой жизни; бедная Татьяна была из числа таких женщин…

…Объяснение Онегина с Татьяною в ответ на ее письмо. Как подействовало на нее это объяснение, — понятно: все надежды бедной девушки рушились, и она еще глубже затворилась в себе для внешнего мира.

Итак, в Татьяне, наконец, совершился акт сознания (после посещения дома Онегина): ум ее проснулся. Она поняла наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви. Но поняла ли она, в чем именно состоят эти другие интересы и страдания, и если поняла, послужило ли это ей к облегчению ее собственных страданий? Конечно, поняла, но только умом, головою, потому что есть идеи, которые надо пережить и душою и телом, чтоб понять их вполне, и которых нельзя изучить в книге. И потому книжное знакомство с этим новым миром скорбей если и было для Татьяны откровением, это откровение произвело на нее тяжелое, безотрадное и бесплодное впечатление: оно испугало ее, ужаснуло и заставило смотреть на страсти, как на гибель жизни, убедило ее в необходимости покориться действительности, как она есть, и если жить жизнью сердца, то про себя, во глубине своей души, в тиши уединения, во мраке ночи, посвященной тоске и рыданиям. Посещение дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девочки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина.

Теперь перейдем прямо к объяснению Татьяны с Онегиным. В этом объяснении все существо Татьяны выразилось вполне. В этом объяснении высказалось все, что составляет сущность русской женщины с глубокою натурою, развитою обществом, все: и пламенная страсть, и задушевность простого, искреннего чувства, и чистота и святость наивных движений благородной натуры, и резонерство, и оскорбленное самолюбие, и тщеславие добродетелью, под которою замаскирована рабская боязнь общественного мнения, и хитрые силлогизмы ума, светскою моралью парализовавшего великодушные движения сердца…

Татьяна не любит света и за счастие почла бы навсегда оставить его для деревни; но пока она в свете — его мнение всегда будет ее идолом, и страх его суда всегда будет ее добродетелью…

…Татьяна — тип русской женщины… Восторженные идеалисты, изучившие жизнь и женщину по повестям Марлинского, требуют от необыкновенной женщины презрения к общественному мнению. Это ложь: женщина не может презирать общественного мнения, но может им жертвовать скромно, без фраз, без самохвальства, понимая всю великость своей жертвы, всю тягость проклятия, которое она берет на себя, повинуясь другому, высшему закону — закону своей натуры, а ее натура — любовь и самоотвержение…»

«Итак, в лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития, и с какою истиною, с какою верностию, как полно и художественно изобразил он его! Мы не говорим о множестве вставочных портретов и силуэтов, вошедших в его поэму и довершающих собою картину русского общества, высшего и среднего; не говорим о картинах сельских балов и столичных раутов, — все это так известно нашей публике и так давно оценено ею по достоинству… Заметим одно: личность поэта, так полно и ярко отразившаяся в этой поэме, везде является такою прекрасною, такою гуманною, но в то же время по преимуществу артистическою. Вез де видите вы в нем человека, душою и телом принадлежащего к основному принципу, составляющему сущность изображаемого им класса; короче, везде видите русского помещика… Он нападает в этом классе на все, "что противоречит гуманности, но принцип класса для него — вечная истина… И потому в самой сатире его так много любви, самое отрицание его так часто похоже на одобрение и на любование… Вспомните описание семейства Лариных во второй главе и особенно портрет самого Ларина… Это было причиною, что в «Онегине» многое устарело теперь. Но без этого, может быть, и не вышло бы из «Онегина» такой полной и подробной поэмы русской жизни, такого определенного фактора для отрицания мысли, в самом же этом обществе так быстро развивающейся…

«Онегин» писан был в продолжение нескольких лет, — и потому сам поэт рос вместе с ним, и каждая новая глава поэмы была интереснее и зрелее. Но последние две главы резко отделяются от первых шести: они явно принадлежат уже к высшей, зрелой эпохе художественного развития поэта. О красоте отдельных мест нельзя наговориться довольно, притом же их так много! К лучшим принадлежат ночная сцена между Татьяною и нянею, дуэль Онегина с Ленским и весь конец шестой главы. В последних двух главах мы и не знаем, что хвалить особенно, потому что в них все превосходно; но первая половина седьмой главы (описание весны, воспоминание о Ленском, посещение Татьяною дома Онегина) как-то особенно выдается из всего глубокостию грустного чувства и дивно-прекрас- ными стихами… Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является такой любящею, такой гуманною. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества! «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. Удивительно ли, что эта поэма была принята с таким восторгом публикою и имела такое огромное влияние и на современную ей и на последующую русскую литературу? А ее влияние на нравы общества? Она была актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперед для него!.. Этот шаг был богатырским размахом, и после него стояние на одном месте сделалось уже невозможным… Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина» — как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор…»