Литературный проект по ознакомлению дошкольников с творчеством детского писателя Н. Н. Носова. Педразвитие конкурс « Самые внимательные читатели.»

Это забавный рассказ о Костике и Шурике. Два друга нашли оконную замазку, и тут начались их приключения. Отправились товарища в кино, где замазкой испачкали штаны одному посетителю, чуть не съели ее вместо пряника, а потом и вообще потеряли.

Рассказ Замазка скачать:

Рассказ Замазка читать

Однажды стекольщик замазывал на зиму рамы, а Костя и Шурик стояли рядом и смотрели. Когда стекольщик ушел, они отковыряли от окон замазку и стали лепить из нее зверей. Только звери у них не получились.

Тогда Костя слепил змею и говорит Шурику:

Посмотри, что у меня получилось?

Шурик посмотрел и говорит:

Ливерная колбаса.

Костя обиделся и спрятал замазку в карман. Потом они пошли в кино. Шурик все беспокоился и спрашивал:

Где замазка?

А Костя отвечал:

Вот она, в кармане. Не съем я ее!

В кино они взяли билеты и купили два мятных пряника. Вдруг зазвонил звонок. Костя бросился занимать место, а Шурик где-то застрял. Вот Костя занял два места. На одно сел сам, а на другое положил замазку. Вдруг пришел незнакомый гражданин и сел на замазку.

Костя говорит:

Это место занято, здесь Шурик сидит.

Какой такой Шурик? Здесь я сижу, - сказал гражданин.

Тут прибежал Шурик и сел рядом с другой стороны.

Где замазка? - спрашивает.

Тише! - прошептал Костя и покосился на гражданина.

Кто это? - спрашивает Шурик.

Не знаю.

Что ж ты его боишься?

Он на замазке сидит.

Зачем же ты отдал ему?

Я не давал, а он сел.

Так забери!

Тут погас свет и началось кино.

Дяденька, - сказал Костя, - отдайте замазку.

Какую замазку?

Которую мы из окна выковыряли.

Из окна выковыряли?

Ну да. Отдайте, дядя!

Да я ведь не брал у вас!

Мы знаем, что не брали. Вы сидите на ней.

Гражданин подскочил на стуле.

Чего ж ты раньше молчал, негодный?

Так я ведь говорил вам, что место занято.

Когда же ты говорил? Когда я сел уже!

Откуда же я знал, что вы сядете?

Гражданин встал и принялся шарить на стуле.

Ну, где же ваша замазка, злодеи? - проворчал он.

Постойте, вот она! - сказал Костя.

Вот, на стуле размазалась. Мы сейчас счистим.

Счищайте скорей, негодные! - кипятился гражданин.

Садитесь! - кричали на них сзади.

Не могу, - оправдывался гражданин. - У меня тут замазка.

Наконец ребята соскоблили замазку.

Ну, теперь хорошо, - сказали они. - Садитесь.

Гражданин сел.

Стало тихо.

Костя уже хотел смотреть кино, но тут послышался шепот Шурика:

Ты уже съел свой пряник?

Нет еще. А ты?

Я тоже нет. Давай есть.

Послышалось чавканье. Костя вдруг плюнул и прохрипел:

Послушай, у тебя пряник вкусный?

А у меня невкусный. Мягкий какой-то. Наверное, растаял в кармане.

А замазка где?

Замазка вот, в кармане... Только постой! Это не замазка, а пряник. Тьфу! В темноте перепутал, понимаешь, замазку и пряник. Тьфу! То-то я гляжу, что она невкусная!

Костя со злости швырнул замазку на пол.

Зачем же ты ее бросил? - спросил Шурик.

А на что мне она?

Тебе не нужна, а мне нужна, - проворчал Шурик и полез под стул искать замазку. - Где же она? - сердился он. - Вот ищи теперь.

Сейчас я найду, - сказал Костя и тоже исчез под стулом.

Ай! - послышалось вдруг откуда-то снизу. - Дядя, пустите!

Кто это там?

Я, Костя. Пустите меня!

Да я ведь не держу тебя.

Вы мне на руку наступили!

Чего ж ты полез под стул?

Я замазку ищу.

Костя пролез под стулом и встретился с Шуриком нос к носу.

Кто это? - испугался он.

Это я, Шурик.

А это я, Костя.

Ничего не нашел.

И я не нашел.

Давай лучше кино смотреть, а то все пугаются, в лицо ногами тыкают, думают - собака.

Костя и Шурик пролезли под стульями и уселись на свои места.

Перед ними на экране мелькнула надпись: "Конец".

Публика бросилась к выходу. Ребята вышли на улицу.

Что это за кино мы смотрели? - говорит Костя. - Я что-то ничего не разобрал.

А я, думаешь, разобрал? - ответил Шурик. - Какая-то чепуха на постном масле. Показывают же такие картины!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 4 города Данкова Липецкой области

Составила - Балашова Маргарита Валентиновна

Данков

Тема занятия: КВН по рассказам Н.Н.Носова

Цель занятия: создание устойчивой положительной мотивации к чтению

книг на примере жизни, творчества и произведений Н.Н.Носова.

Задачи: способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей;

обобщить знания учащихся о рассказах Н.Н.Носова; развивать интерес к чтению книг, расширять литературный кругозор учащихся;

развивать мышление детей, их речь;

воспитывать наблюдательность, трудолюбие, стремление к получению знаний; помочь понять смысл дружбы и коллектива; содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.

Метапредметные:

Познавательные: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: умение формулировать ответы, умение сотрудничать с одноклассниками. Личностные: формирование положительного отношения к процессу чтения, книгам: обогащение духовного мира детей через интерес к внутреннему миру людей на примерах литературных героев.

Предметные: умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, догадываться о чем идет речь, правильно строить ответы на вопросы.

Оборудование: презентация, портрет писателя, выставка книг Н.Носова, выставка рисунков учащихся, плакат: « Все герои Носова как живые, а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру, благородству» С.В.Михалков,

В.П.Катаев: «…Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого человеческого существа, которое называется «мальчик»…«Тот, кто сдружился с книгами Николая Носова, станет человеком с заглавной буквы – отважным, жизнерадостным, беззаветно любящим нашу Родину» А.Алексин

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:
поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем

II . Постановка темы и цели занятия.

Сегодня мы ребята с вами проводим внеклассное мероприятие по произведениям необыкновенного человека, талантливого великого детского писателя.

Его книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. Он автор многих рассказов и повестей «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома». Но самый знаменитый роман – сказка « Приключения Незнайки и его друзей».

Пред Носовым снимите шляпу,
Ведь это сам Незнайкин папа!
И кстати, весёлых рассказов немало,
К тому же, ещё для ребят написал он!

III. Содержание занятия.

1.О жизни и творчестве Н.Н.Носова

Вспомним жизнь и творчество Н.Н. Носова.

Отгадаем кроссворд.

    Город, в котором прошло детство Николая Носова?(Ирпень)

    Название первого рассказа, написанного Носовым? (Затейники)

    В каком журнале был напечатан первый рассказ? (Мурзилка)

    Что писал Носов кроме рассказов? (Повести)

    Что выпускал он вместе с двоюродными братьями? (Журнал)

    Для кого Носов писал свои первые рассказы? (Для сына)

    Для кого написаны произведения Николая Носова? (Для детей)

    Кто главный герой его романа- сказки? (Незнайка)

    В каком институте учился Носов? (Кинематографии)

    Как назывался журнал, выпускаемый Носовым и братьями? (Икс)

    Кем работал Николай Николаевич после окончания института? (Режиссером)

    Город, в котором родился Николай Носов? (Киев)

IV .

2. Представление команд.

У нас созданы три команды. Командам необходимо составить название команды из предложенных букв.1: з е и к и т й н а; 2: а т е р ы ф н а з ; 3: е н з н й и а к.

Команда «Затейники» Наш девиз: Затейники не знают скуки – Мы умельцы на все руки! Наш девиз: не унывать, Все пройти и все узнать. Команда «Фантазеры» Наш девиз: Фантазерам нет и дела, До житейских серых дней. Фантазировать умеем, чтоб всем было веселей.

Команда «Незнайки» Наш девиз:
Нас Незнайками называют,
Но таланты наши знают!
Пляшем, пишем и читаем
Обо всём на свете знаем!

Знает каждый человек,
Что умней НЕЗНАЕК, нет!

3.Конкурс «Разминка»

В каком рассказе ребята кидались в шляпу? (" Живая шляпа"Н.Носова)
Кто забрался под шляпу в рассказе «Шляпа»? (Кот Васька) Как звали мальчиков в рассказе «Живая шляпа»? (Вовка, Вадик)

В каком рассказе Мишутка и Стасик сочиняли небылицы? (“Фантазеры”.) Какие овощи рвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы) Как звали мальчика в рассказе “Заплатка”? (Бобка.)

Как звали мальчиков в рассказе «Замазка»? (Костя и Шурик)

Что сделали мальчики, когда ушёл стекольщик? (Отлепили замазку)

Как звали мальчика из рассказа «Бабушка Дина»? (Славик)

4.Конкурс “Бюро находок”.

Определить, из каких произведений Н. Носова убежали эти предметы? (показываю вещи, каждая команда за правильный ответ получает фишку).
Нитки, иголки, ткань – “Заплатка”
Книга " Три поросенка" - " Затейники" Картофель - «Живая шляпа» Мимоза, рамка с фотографией – «Бабушка Дина» Огурец – «Огурцы» Мороженое – «Фантазеры»

5. Конкурс « Сложи картинку."

Кто быстрее сложит иллюстрацию и назовёт, из какого произведения получилась картинка.

6. Конкурс «Определи отправителя»

Помогите, пожалуйста, узнать, от кого телеграммы. «Спасибо, милая мама! На душе у меня теперь радостно! Я не вор!» («Огурцы» Котька) «Наш кот пропал. Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?» (« Живая шляпа». Вадик) «Помогите найти замазку, потерял в кинотеатре» (« Замазка» Шурик) «Нам не стыдно. Мы же никого не обманываем. Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.»(«Фантазеры» Стасик) « Мне бы еще пуговицы научиться пришивать!»(«Заплатка» Бобка) «Её дядя Василий на заводе в спецодежде снял. А когда она в праздник наденет красивое платье, её и не узнать!» («Бабушка Дина, Славик)

7.Конкурс «Угадай пропущенное слово». Каждая команда получает карточку с фразами, где пропущены слова. Задание: вставить пропущенные слова; определить, из какого рассказа фразы. «- Знаешь, Светочка, твоя мама очень красивая, и моя мама очень красивая, но моя мама всё-таки… (красивее твоей мамы. «Бабушка Дина») «- Не пойду я! У дедушки ружье. Он выстрелит и… (убьет меня. « Огурцы») «- А я, думаешь, разобрал? - ответил Шурик. - Какая-то чепуха на…(постном масле. «Замазка»)

«- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - …(и откусила. «Фантазеры»)

«- Что ты! Разве шляпы бывают…(живые? « Живая шляпа»)

8. Конкурс « Черный ящик»

Определить,о каком предмете идет речь.

9.Конкурс «Соотнеси пословицу и рассказ»

Беритесь дружно, не будет грузно. (На горке). У страха глаза велики. (Живая шляпа).

Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай. (Огурцы).

Терпенье даёт уменье. (Заплатка). Враньё не ведет в добро.(Карасик) Правду говорить смело – доброе дело.(Фантазеры)

10. Конкурс «Определи рассказ»

По опорным словам назвать произведение Н.Носова. Если команда не знает, отвечает другая команда.

Скамейка, варенье, Африка, море. («Фантазёры»)

Волк, одеяло, стол. («Затейники»)

Комод, кочерга, картошка, диван. («Живая шляпа»)

Нитки, забор, солдат («Заплатка»)

Кинотеатр, стулья, пряники («Замазка»)

11. Конкурс капитанов.

Тест с вопросами по рассказам Н. Носова. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответов. Нужно выбрать из них единственный правильный и выделить букву ответа.

1. Кто испугался волка под кроватью? а) Валя «Затейники» б) Ира «Фантазёры» в)Мишка «Тук – тук – тук» 2. Что бросал Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»? а) клюшку б) игрушку в) картошку 3.Как звали героев в рассказе « Затейники»? а) Костя и Мишка б)Валя и Петя в) Котька и Павлик 4. Что подарила мама Виталику? а) аквариум с рыбкой б) котенка в) телефон 5. Как называлась рыбка? а) золотая рыбка б) серебристый карасик в)окунь 6. Как звали котенка в рассказе «Карасик»? а ) Мурзик б)Васька в)Пушок 7. В какую игру играли Валя и Петя в рассказе «Затейники»? а) «Волк и семеро козлят» б) «Три поросенка» в) «Три охотника » 8. Кто намазал сестренке губы вареньем? а)Игорь б)Мишутка в)Стасик 9.Куда забрались Котька и Павлик, возвращаясь с рыбалки? а) сад б) огород в)дачу 10. У кого были замечательные штаны? а) Бобки б) Кости в)Павлика 13 конкурс «Расшифруй слова»

Расшифровать фразу и назвать произведение.

Ключ к шифру - алфавит.

1 команда: «17 16 19 13 21 11 , / 21 / 20 6 2 33 / 17 18 33 15 10 12 / 3 12 21 19 15 29 11? ».

«Послушай, / у /тебя/пряник / вкусный? »- рассказ «Замазка».

2 команда: «20 1 12 10 6 / 19 3 10 19 20 12 10 / 15 6 / 17 18 16 5 1 32 20 19 33 ».

«Такие / свистки /не / продаются» - рассказ «Карасик».

3 команда: «19 21 14 6 13 / 17 16 18 31 20 30 / 19 21 14 6 11 / 10/ 9 1 26 10 20 30 /

«Сумел / порвать, / сумей / и / зашить/ Мухой.» - рассказ «Огурцы»

14. Конкурс «Найди лишнюю картинку»

Необходимо определить: какая из предложенных картинок «лишняя» и назвать произведение.

    Рыба, удочка, огурцы, арбуз («Огурцы»)

    Шляпа, картофель, кочерга, огурец («Живая шляпа»)

    Брюки, забор, нитка, портной («Заплатка»)

    Милицейский свисток, рыба, собака , котлета(«Карасик»)

15. Конкурс «Кто произносит фразу? »

1. "Я вот обедаю, - думал он, - а Мурзик, бедный, в подвале сидит".(«Карасик» Виталик) 2. - Мама, я тебе огурцов принес!(«Огурцы» Котька)

3. - Ну, это что! - сказал он. - Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел. («Фантазеры»Стасик) 4- Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!. («Заплатка» Бобка) 5. - Пойдем вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я ее кочергой тресну.(«Живая шляпа» Вовка) 6. Мама и папа уехали на два года работать на Север, а я живу с бабушкой Динь. Бабушка Динь хорошая. («Бабушка Дина» Славик)

16.Конкурс «Блиц-турнир».

Что было орудием стрельбы по шляпе? (Картошка)

Где лежала шляпа? (На комоде)

Во что играли Вовка и Вадик из рассказа «Живая шляпа»? (Раскрашивали картинки)

Из чего сделан был свисток? (Из железа)

Кого мама назвала разбойником, а Виталик – глупой головой? (Мурзика)

Что на экране прочитали Костя и Шурик из рассказа «Замазка»? (Конец)

Кто замазывал на зиму рамы? (Стекольщик)

Что слепил из замазки Костя. (Змею)

Какого цвета были у Бобки штаны? (Зелёные, защитного цвета)

На что похожа заплатка на Бобкиных штанах? (Огурец)

Сколько раз Бобка пришивал заплатку? (Два) О чем спорили дети в детском саду? (Чья мама красивее)

17 конкурс « Самые внимательные читатели.»

Я буду поочерёдно задавать вопросы командам, а вы будете на них отвечать. Если команда не может ответить на вопрос, то на него отвечают болельщики противоположной команды и тем самым приносят очки своей команде.

* Как звали девочку в рассказе «Фантазёры», на которую Игорь свалил вину? (ИРА)

* Как звали котёнка в рассказе «Карасик» ? (МУРЗИК)

* Как звали котёнка в рассказе « Живая шляпа»? (ВАСЬКА)

* Какой фильм видели мальчики в рассказе «Замазка» ? (НИКАКОГО, ПОТОМУ ЧТО ОНИ ИСКАЛИ ЗАМАЗКУ)

*Что сделала мама, когда Котька принёс огурцы из колхозного сада? (ЗАСТАВИЛА ОТНЕСТИ ИХ ОБРАТНО)

* Какую сказку читали дети в рассказе «Затейники» ? (ТРИ ПОРОСЁНКА)

* Какой проступок совершили герои рассказа Н.Н. «Огурцы» Павлик и Котька?

* Как вы относитесь к Павлику? (Он нечестный, трус, не хочет отвечать за свои поступки.)

* Легко ли было Котьке возвращаться на поле? (Нет, ему было стыдно.)

* Почему у Котьки было радостно на душе, когда он бежал домой? (Он признался в своём поступке, попросил прощенья, хотя это было трудно .)

*Куда, купив пряники, отправились Шурик и Костя, мальчики из рассказа «Замазка»? (В кинотеатр.)

* Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняют небылицы? («Фантазёры»)

* На чём Стасик летал нам Луну в рассказе «Фантазёры»? (На ракете)

V . Подведение итогов занятия. Награждение победителей

Его герои озорные,

Весёлые и очень уж смешные.

Носов-детских книг творец.

Ну, какой он молодец

Сколько книг смешных, чудесных
Написать он нам успел.
Доброту, и смех, и юмор,
Показать всем нам хотел.

Любимых книг прекрасные страницы

Пусть оживут!

Вот фантазеры: Стасик, Мишка,

И Костя с Витей.

Вы помните рассказ «Тук, тук, тук»?

Дружка везли однажды в чемодане-

А как замазку потеряли?

Я думаю, что стоит посмотреть!

Вот Мишка кашу варит,

Старается, пыхтит.

А каша из кастрюли

Всё лезет и бежит.

Чтоб добрыми, весёлыми

И умными вам стать!

Я советую, друзья:

«Книги Носова берите!
Не пожадничайте дня -
Озорной рассказ прочтите.
Отдохнете от хлопот,
Вдоволь посмеетесь,
И подальше от забот,
В детство унесетесь.

Заканчивается наша конкурсная программа. Думаю, что вам понравился тот удивительный мир сказок и рассказов, созданных Н. Носовым.

«Все герои Николая Носова « как живые », а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру», так сказал С. В. Михалков. Надеюсь, что любовь и интерес к произведениям Н.Носова у вас только начались.

Использованная литература:

1. Н.Носов «Фантазеры» Москва. 1987г.

Татьяна Павлюченко
Литературный проект по ознакомлению дошкольников с творчеством детского писателя Н. Н. Носова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Солнышко»

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТВОРЧЕСТВОМ ДЕТСКОГО ПИСАТЕЛЯ Н . Н. НОСОВА

(подготовительная группа)

Тема : «Увлекательное путешествие по страницам

рассказов Николая Носова »

Воспитатель : Павлюченко Т. Е.

«В рассказах я хотел поставить проблемы : воспитание честности, смелости, чувства товарищества, воли, настойчивости в достижении цели, осмеяние зависти, трусости, лживости, хвастовства, грубости». - писал советский писатель Н . Носов

Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка . Огромное её воспитательное, познавательное и эстетическое значение.

Актуальность :

На сегодняшний день мы все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают и не хотят читать книги. Наше время проигрывает с точки зрения детской литературы , редко на полках магазинов можно встретить книги новых авторов с действительно интересными и смысловыми сказками, потому мы всё чаще обращаемся к писателям , давно зарекомендовавшим себя. Так или иначе, встречаем на своем пути детские рассказы Носова , читать которые, начав однажды, уже не остановишься, пока не познакомишься со всеми персонажами и их приключениями.

Произведения Николая Носова близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Герои рассказов Н. Носова обязательно заняты , каким – ни будь интересным делом : они строят инкубатор, разводят пчёл, работают на огороде, ездят в лес за ёлкой или варят кашу. После прочтения текста детям хочется прослушать их еще несколько раз. Пример героев побуждает читателей взяться за такое же увлекательное дело.

В данном проекте я решила работать с произведениями детского писателя Николая Николаевича Носова . Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность рассказов Носова , их заразительность, и необыкновенный юмор.

Тип проекта : Информационно – творческий

Состав участников проекта : дети подготовительной группы.

Продолжительность проекта : 1месяц.

Цел проекта :

Развитие речевой и эмоциональной отзывчивости через произведения Н. Носова .

Проживание и понимание морально – нравственных основ человека в социальной среде.

Создание условий для формирования знаний у детей о творчестве писателя Н . Н. Носова .

Воспитание интереса, любви и уважения к литературному творчеству Н . Н. Носова .

Задачи проекта :

-Познакомить дошкольников с биографией и творчеством писателя , его многочисленными произведениями.

Расширять читательский кругозор.

Совершенствовать диалогическую речь, закреплять умение отвечать на поставленные вопросы взрослого.

Формировать умение узнавать и правильно называть произведения Н. Н. Носова .

Учить детей быть внимательными к своим сверстникам, к близким людям, совершать для них добрые дела, побуждать детей к положительным поступкам. Развивать умение высказывать свою точку зрения.

Приобщать родителей к семейному чтению.

Пути реализации проекта :

Пополнение книжного уголка.

Организация выставки рисунков.

Посещение детской библиотеки .

-Описание продукта , полученного в результате проекта

Материально-технические ресурсы :

Электронная библиотека; биография Николая Носова ; презентация «Носов »

Н. Н. Носов , «Фантазёры» , «Затейники» , «Мишкина каша» , «Автомобиль» и другие.

Ожидаемый результат :

Сформированность знаний детей о Н. Н. Носове , как о детском писателе .

Дети должны умет слушать и высказывать своё мнение.

Дети должны быть внимательны к своим сверстникам, к близким людям, совершать для них добрые дела и поступки.

Рассказывать о героях, выражая своё мнение к ним.

Поддерживать интерес к рассказам Н. Н. Носова с помощью домашнего чтения, посещения детской библиотеки .

Литература :

1. Николай Носов «Фантазёры» . Издательство «Детская литература » Москва 1969 г.

2. Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома» . Издательство «Детская литература » Москва 1969 г.

3. Николай Носов «Мишкина каша» . Издательство «Самовар» Москва 2010 г.

4. Николай Носов «Заплатка» . Издательство «Детская литература » Москва 1981 г.

5. Хрестоматия для дошкольников .

6. О творчестве замечательного писателя Николая Николаевича Носова , статья 2007 год, Наталья Буртовая.

7. Детская литература//под ред . Е. Е. Зубаревой М., 1985 г.

8. Детская литература // под ред . А. В. Терновского М., 1977 г.

9. Русская литература для детей . // под ред. Г. Д. Полозовой М., 1998 г

10. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду . Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

11. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 5-6 лет. - М.: Просвещение, 2009.

12. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М.: Просвещение, 1982.

13. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе . Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Подготовительный этап :

изучить методическую и художественную литературу .

создать выставку книг Н. Н. Носова с иллюстрационным материалом.

пополнить аудиотеку записями с рассказами Носова .

оформить консультационный материал по темам : «Почему важно читать детям сказки» , «Какие книги полезны детям?» , «Читаем детям рассказы Н. Н. Носова » .

Основной этап

1. Познавательные беседы и занятия :

Знакомство с биографией Н. Н. Носова .

Знакомство с творчеством Н . Н. Носова .

Самостоятельное составление смешных стихотворений из произведения «Как Незнайка был писателем » , подбирая рифму.

Пересказ произведения Носова «Живая шляпа» , «Огурцы» .

Рассматривание иллюстраций к книгам Н. Носова художника-иллюстратора И. Семенова.

2. Чтение художественной литературы :

Произведения Н. Носова : «Заплатка» , «На горке» , «Фантазеры» , «Огурцы» , «Карасик» , «Живая шляпа» , «Затейники» , «Леденец» , «В метро» , «Замазка» , «Шурик у дедушки» и др.

Слушание аудиокниги «Приключения Незнайки» , «Мишкина каша»

3. Занятия художественно-эстетического цикла :

Рисование по произведениям Н. Носова

Заключительный этап :

Просмотр презентации «Николай Николаевич Носов и его творчество »

Выставка детских рисунков «Рассказы Н. Носова »

Экскурсия в детскую библиотеку .

Викторина по произведениям Н. Н. Носова .

Просмотр художественного фильма «Дружок» по произведениям Н. Носова

Приложение к проекту

Пересказ художественного произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа»

с использованием сюжетных картинок

Цель : Развитие связной речи путем овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок.

Задачи : Закрепить умение составления рассказа по серии сюжетных картинок; продемонстрировать способы построения сюжетного рассказа. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи посредством последовательного разложения сюжетных картинок; умение располагать картинки в заданной последовательности; учить исправлять деформированный сюжет путем перестановки сюжетных картинок; формировать у детей навыки совместной деятельности и взаимоконтроля путем работы в группе. Обогащение словаря прилагательными с помощью проговаривания и подбора их к существительным. Воспитание гуманного отношения к домашним животным.

Оборудование : шляпа, прищепки для пальчиковой игры, набор сюжетных картинок.

I. Организационный момент : (Беседа)

Воспитатель : - Ребята, что это за предмет? (шляпа) - Интересно, откуда она могла появиться здесь? (ответы) - Мне кажется - это какой - то неумеха бросил ее здесь. - Ребята, а вы знаете, как правильно ухаживать за своими вещами? (ответы детей) – Да, у каждой вещи должно быть свое место. - Как вы думаете, в какое время года можно носить этот головной убор? (ответы детей) . - Знаете, ребята, раньше люди были очень воспитанные, и при встрече они снимали свои шляпы, тем самым приветствовали друг друга. Давайте и мы поприветствуем друг друга, скажем добрые слова приветствия. Повторяйте за мной :

1.«Приветствие»

Воспитатель снимает шляпу, обращаясь к рядом стоящему ребенку : - «Доброе утро, Андрюша» (дети продолжают) .

2. Д/И «Подбери предлог»

Ребята, когда мы вошли в комнату, где лежала наша шляпа? (Дети : Шляпа лежала на полу) .

А сейчас где наша шляпа? (на голове) . - Кто скажет, где лежит наша шляпа теперь? (на столе, под стулом, около стола, в шкафу) .

Молодцы.

3. Д/И «Какой? Какая? Какое?»

(Согласование сущ. с прил. в роде, числе и падеже. Расширение и пополнение словаря прилагательными). - Ребята, а мне очень интересно узнать, какая наша с вами шляпа - по цвету? (Чёрная) .

Возьми прищепку и прикрепи за поля шляпы. – По размеру? (большая)

По времени года? (весенняя, осенняя?

По материалу, из которого она сделана? (шляпа из фетра. Она какая) (фетровая) (новое слово) .

- По предназначению : ее носят мужчины или женщины? (мужская, женская) .

А если ее носят дети, то какая она? (детская ) .

Ребята, смотрите, какая у нас замечательная, нарядная шляпа!

II. Основная часть :

Ребята, а как вы думаете, бывает ли шляпа Живой? (ответы детей) .

Посмотрите, кая у меня замечательная книга! Я хочу вам прочитать мой любимый рассказ Н. Н. Носова , который так и называется «Живая шляпа» . (Показывает детям книгу Носова , из которой вылетают страницы).

Ребята, что же делать, мы не сможем прочесть этот рассказ. (Дети говорят, что помогут, составят рассказ, по картинкам) .

Вы мне поможете составить рассказ по картинкам? (ответы детей) .

Возьмите иллюстрации и пройдём за стол.

(Дети раскладывают на стол иллюстрации, находят последовательность) .

Ребята, у кого самое начало рассказа, с чего все началось?

Составление рассказа :

1. Котенок Васька сидел около комода и ловил мух. Шляпа лежала на комоде. (Около чего сидел котенок Васька? Где лежала шляпа)

2. Вадик и Вовка сидели за столом и рисовали. Вдруг позади них что-то упало. Они обернулись и увидели, что шляпа лежит на полу. (Что делали Вадик и Вовка? Что они услышали позади себя? Что увидели мальчики)

3. Вовка подошел к шляпе и хотел ее поднять. Но шляпа зашевелилась и поползла к нему. (Что хотел сделать Вовка? Как вела себя шляпа в этот момент)

4. Мальчики испугались и выбежали из комнаты. (Куда побежали мальчики)

5. На кухне мальчики взяли клюшку и лыжную палку, и пошли пугать шляпу. Но шляпа их не испугалась. (Что взяли Вовка и Вадик на кухне? Испугалась ли их шляпа)

6. Тогда мальчики взяли картошку и стали стрелять (кидать) в шляпу. Одна картошка попала в шляпу. И из-под нее выбежал котенок. (Чем мальчики стреляли в шляпу? Кто выбежал из-под шляпы)

Ребята, как вы думаете, котенку Ваське было страшно под шляпой? (ответы детей) .

Динамическая пауза :

Наверное, он представлял себя львом, которого поймали охотники! Давайте и мы как Вовка и Вадик отправимся охотиться! (Охотники крадутся тихо) .

Словесная игра «Мы охотимся на льва…» (игра на координацию речи с движением, игра на дыхание, снятие эмоционального напряжения, закрепление предлогов в речи).

Молодцы.

Вторичное рассказывание.

Ребята, кто из вас может рассказать эту историю от начала до конца? (спрашивается 2-3 ребенка) .

Вам понравился рассказ? Кто запомнил фамилию автора? Молодцы. (Дается оценка каждого ребенка на занятии.)

Ребята, как вы думаете, эта история придуманная или могла быть на самом деле? (ответы детей) .

III. Заключительная часть :

Ребята, такой замечательный рассказ, а шляпа какая-то грустная, не яркая не веселая. Наверное, ее можно украсить?

Чем будем украшать? (ответы детей) .

Молодцы, только это мы с вами сделаем завтра.

«Пересказ рассказа Н. Носова «Огурцы» .

Цель :

развитие устной связной речи на примере художественных произведений.

Задачи :

Учить пересказывать по опорным картинкам. Развивать грамматические навыки. Обогащать словарный запас. Отвечать на вопросы целым предложением. Воспитывать интерес к художественно литературе .

Ход занятия

Воспитатель : Дети, сегодня мы будем учиться пересказывать рассказ Николая Носова (демонстрация портрета писателя ) .

Воспитатель : Какие произведения этого автора мы с вами уже читали?

Дети : «Приключения Незнайки» , «На горке» .

Воспитатель : А о чём будет новый рассказ Н. Носова , вы скажите сами как только отгадаете загадку :

Летом в огороде – свежие зелёные,

А зимою в бочке - жёлтые солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас?

Дети : (огурцы)

Воспитатель : Когда их много, они – огурцы. А когда один?

Дети : Огурец.

Воспитатель : Есть что? (показывает картинки)

Дети : Огурец, огурцы.

Воспитатель : Нет чего?

Дети : Огурца, огурцов.

Воспитатель : Подошёл к чему?

Дети : К огурцу, к огурцам.

Воспитатель : Доволен чем?

Дети : огурцом, огурцами.

Воспитатель : Думаю о чём?

Дети : Об огурце, об огурцах.

Воспитатель читает рассказ. В процессе чтения помещает на доску иллюстрации по порядку.

Проводится беседа по содержанию рассказа.

Воспитатель : Кто главные герои рассказа?

Где живут дети : в городе или в деревне?

Куда отправились дети?

Куда забрели дети на обратном пути?

Что делали мальчики на колхозном огороде?

Как отнеслась мама к тому, что Котька пришел с огурцами?

О чём думал Котька, когда нёс огурцы обратно?

Что Котька сказал сторожу?

В каком настроении Котька возвращался домой?

Физминутка : «Дружно за руки берись»

Игра : «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Воспитатель называет разные поступки, дети оценивают их, поднимая и опуская большой палец в кулачке.

1. Павлик взял с собой Котьку ловить рыбу.

2. Мальчики забрались в чужой огород.

3. Мальчики убежали от сторожа.

4. Павлик подумал, что ему достанется от родителей и отдал огурцы Котьке.

5. Котька рассказал маме, где взял огурцы.

6. Мама отправила Котьку к сторожу.

7. Котька решил, что бросит огурцы в канаву, а скажет, что отнёс.

8. Котька подумал : «Нет! Отнесу, а то дедушке из-за меня попадёт!»

9. «Дедушка, я принёс огурцы обратно,» - произнёс Котька.

10. Котька сказал : «Павлик брал, и я взял» .

11. Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.

Воспитатель : Дети, в народе говорят : «Не тобой положено, не тобой и возьмётся» . Как вы понимаете эту пословицу?

Кому из героев рассказа нужно так сказать?

Дети :

Нельзя брать чужого. -

Нужно отвечать за свои поступки. -

Упражнение на эмоциональную разгрузку : «Хмуриться не будем!»

Раз, два, три, четыре, пять!

Хмуриться не будем,

Про печаль забудем,

Станем улыбаться,

Весело смеяться!

Улетели все печали,

Лица радостными стали!

«Пирамида добра»

Воспитатель : Дети, всё, что мы хотим пожелать Котьке и самим себе, мы вложим в нашу пирамиду.

Дети по очереди говорят пожелания, кладут ладонь и выстраивают пирамиду.

Будь честным!

Будь трудолюбивым!

Будь смелым!

Будь умным!

Будь здоровым!

Будь счастливым!

Воспитатель : Дети, наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся!

Конспект литературной викторины в подготовительной группе

на тему : «Произведения Николая Носова » .

Цель : В игровой форме обобщить и систематизировать знания воспитанников о жизни и творчестве Н . Н. Носова , расширять кругозор. Познакомиться с произведениями Н . Носова .

Задачи : Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления : умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.

Прививать интерес к книге.

Воспитывать бережное отношение к книгам.

Способствовать активизации каждого ребенка в деятельности (групповая работа) .

Оборудование : Выставка книг Н. Носова , портрет писателя , набор предметов для конкурсов.

Подготовка : Чтение рассказов «На горке» , «Фантазеры» , «Живая шляпа» , «Заплатка» , «Огурцы» , «Леденец» , просмотр мультфильма «Приключение Незнайки и его друзей» .

Ход мероприятия.

Под музыку в зал заходит дети, и становятся на своих местах.

Воспитатель : Здравствуйте ребята. Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие. А в какое - вы узнаете, отгадав загадку.

Ты беседуй чаще с ней – будешь в четверо умней (книга) .

Мы отправляемся путешествовать по произведениям Николая Николаевича Носова .

Воспитатель :

Книга нам расскажет,

Книга нам покажет.

Почему садится солнце,

Где прибой о берег бьется.

Где тепло, а где мороз,

Листья все смахнул с берез.

Если книгу прочитаем.

Много интересного узнаем.

Итак, начнем нашу игру викторину.

1 задание «Блиц – вопросы»

1. Назовите имя и отчество Носова . (Николай Николаевич)

2. Где и когда родился? (Он родился в Киеве в 1908 году)

3. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа» ? (картофель)

4. В каком журнале Н. Носов напечатал свой первый рассказ? («Мурзилка» )

5. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы? («Фантазеры» )

6. В какой сказке Н. Носов рассказал нам о человечках коротышках? (Приключения Незнайки и его друзей»)

7. Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (огурцы)

8. На чем путешествовали Незнайка и его друзья в Зеленый город? (на воздушном шаре)

9. Как звали мальчика в рассказе «Заплатка» ? (Бобка)

10. Кто сочинял из коротышек стихи?

11. Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка)

12. Что Шурик прибил к калитке в рассказе «Шурик у дедушки» ? (дверную ручку и калошу) .

2 задание. Бюро находок.

Определите из каких произведений Н. Носова потерялись предметы .

1. Шляпа – «Живая шляпа»

2. Нитки, иголки, ткань, - Заплатка

3. Воздушный шар – сказка Приключение Незнайки и его друзей

4. Лопата, песок – «На горке»

5. Огурцы – «Огурцы»

6. Кастрюля с кашей – «Мишкина каша»

Воспитатель : А сейчас мы с вами перенесемся в рассказ Н. Носова «Живая шляпа» и немного поиграем.

Игра «попади в цель» .

Дается картофель и шляпа. Необходимо картофелем попасть в шляпу.

3 задание «Эпизод» назовите произведение и его героев.

1. Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловит рыбу. Но в этот день им не повезло : рыба совсем не ловилась. Зато, когда шли обратно, они забрались в колхозный огород… (Мальчиков звали Павлик и Котька. «Огурцы» )

2. Миша перепугался : «Что теперь мама скажет!» Взял он две половинки и прислонил друг к дружке. Они ничего, держатся. Даже незаметно, что сахарница разбита. (Леденец. Мальчик Миша)

3. «Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла : «Кто варенье съел?» Я говорю : «Ира» . Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье». (Фантазеры. Ира, Мишутка, Стасик, Игорь)

4. «Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее» (На горке. Котька Чижов) .

5. «Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату» (Живая шляпа, Котенок Васька, Вовка и Вадик)

6. «Сумел порвать, сумей и зашить» (Заплатка, Бобка)

4 задание. «Мимические мотивы»

Рассказ – загадку загадайте

И без слов вы передайте,

Рассказа или сказки содержанье,

Используя лишь движение или лица выражение.

Для первой команды : («Огурцы» , «Заплатка» )

Для второй команды : («Леденец» , «Мишкина Каша» )

Воспитатель : А сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать ее.

Он забавный коротышка

И живет в своей стране :

Интересной детской книжке

Увлекательной вполне.

Шляпу носит он с полями,

Поднимая к верху чуб,

Узнаваемый друзьями,

Он забавен, но не глуп.

И всегда он Первым, смело,

Но, не зная ничего

Брался за любое дело,

Чтоб все знали про него.

Так рождались приключенья;

(Поражая всю страну,

От волшебных превращений

До полетов на Луну.

Дети : Незнайка!

Звучит музыка, под музыку вбегает Незнайка с растрепанной книжкой.

Воспитатель : А вот и он, встречайте!

Незнайка : Ой – ой – ой… Куда это я попал?

Воспитатель : Ты попал в детский сад .

Незнайка : Вы меня узнали? Я прилетел к вам из Цветочного города.

А вы знаете всех моих друзей? Давайте поиграем, я буду загадывать вам загадки про моих друзей, а вы будите их отгадывать. Хотите? Тогда слушайте внимательно.

Задание «Загадки от Незнайки»

1. Одевается он всегда в черный костюм, а когда садится за стол, надевает на нос очки и начинает читать какую-нибудь книгу. (Знайка)

2. Он всегда ходит в белом халате, и на голове носит белый колпак с кисточкой и лечит коротышек от всех болезней. (Доктор Пилюлькин)

3. У него есть разные музыкальные инструменты, и он часто играет на них. Все слушают музыку и очень хвалят его. (музыкант Гусля)

4. Одевается он всегда в длинную блузу, которую называет «балахон» . У него длинные волосы. Стоит у мольберта с палитрой в руках (художник Тюбик)

5. В доме жил охотник. У него была маленькая собачка Булька и еще было ружье, которое стреляло пробками. (Пулька)

6. Он знаменитый астроном, сделал из увеличительных стекол большую подзорную трубу. (Стекляшкин) .

Незнайка : Молодцы ребята!

Воспитатель : Незнайка! Я вот заметила, что у тебя книжка вся такая потрепанная, ты что ли не знаешь, как нужно с книгами обращаться?

Незнайка : Почему не знаю, знаю! Странички надо заминать, в книге надо рисовать, обязательно нужно пить чай с бутербродом и его класть на книгу, а еще книга хорошо используется как подставка под цветочный горшок.

Воспитатель : Что ты, Незнайка, так с книгой нельзя обращаться! Давай дети тебе расскажут, как правильно надо обращаться с книгой.

Команда Затейники; команда Фантазеры

1. Брать книгу надо только чистыми руками.

2. Не рвать и не загибать страницы.

3. Не рисовать в книге.

4. Пользоваться закладкой

5. Надо обернуть книгу.

6. Если порвалась страничка нужно ее заклеить.

Незнайка : Я понял, спасибо ребята! Теперь я знаю, как надо обращаться с книгой!

Воспитатель : Незнайка, мы знаем, что твоя любимая песня «В траве сидел кузнечик» , у нас есть оркестр, который исполнит песню, хочешь послушать?

Незнайка : Хочу.

Воспитатель : Садись на стульчик и слушай.

Дети исполняют песню «В траве сидел кузнечик» .

Незнайка : Молодцы! Ребята, я должен возвращаться к своим друзьям. Но мы еще встретимся, и я расскажу вам, как я летал на Луну. До свидания!

5 Задание «Собери картинку»

Детям предлагается собрать картинку и сказать из какого она рассказа.

Воспитатель : А теперь, как герои рассказа Носова «Огурцы» вы отправитесь на рыбалку.

От каждой команды по 2 человека. Одному надо удочкой поймать рыбу из пруда, а второму снять ее с удочки и положить в ведро. Кто быстрее все сделает, та команда получает фишку.

Игра рыболов. Импровизированной удочкой с магнитом надо поймать как можно больше рыбок.

6 задание. Что лишнее.

Необходимо по набору картинок, определить : какая из них лишняя и назвать из какого произведения.

Рыба, удочка, огурцы, помидор. (огурцы, лишняя помидор)

Шляпа, картофель, лыжная палка, собака (живая шляпа, лишняя собака)

Брюки, иголка, нитка, швейная машинка. (заплатка, швейная машинка)

Калоша, дверная ручка, удочка, кошка. (Шурик у дедушки)

Воспитатель : Часто говорят : Книги – наши друзья»

Давайте послушаем стихи про книги.

Пока книга сделается книгой

Огромный путь она пройти должна

И столько знаний требуется разных

Труда, забот, чтоб родилась она.

Книга наш друг, большой и умный,

Не даст скучать и унывать.

Затеет спор – веселый, шумный

Позволит новое узнать.

Расскажет книжка про героев,

На юг, на север поведет.

С ней даже космос как-то ближе :

Она на все ответ найдет.

И пусть девчонки и мальчишки,

Вся озорная детвора ,

Сегодня скажут звонко-звонко :

«Спасибо, книжная страна!»

Воспитатель : Итак, все испытания вы прошли,

Воспитатель : Вы, ребята, получили очень дорогой подарок – книгу. Книги рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, книги обогащают наш ум, душу. Помогают преодолеть трудности, стать смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книги, важно думать над их содержанием.

Я думаю, что с сегодняшнего дня вы еще бережнее будите обращаться с книгой, чаще просить своих родителей читать их, а те, кто пойдут в школу, скоро научится читать их сами.

Под музыку дети уходят.

Хромова Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №6"
Населённый пункт: г. Королев, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект «По страницам произведений Николая Носова»
Дата публикации: 17.11.2018
Раздел: дошкольное образование

Проект «По страницам произведений Николая

Носова»

Подготовила воспитатель 1 категории Хромова Галина Николаевна

МБДОУ г. Королёв Московской области

«Детский сад компенсирующего вида № 6 «Дюймовочка»

«В рассказах я хотел поставить проблемы: воспитание честности, смелости, чувства

товарищества, воли, настойчивости в достижении цели, осмеяние зависти, трусости,

лживости, хвастовства, грубости» – писал писатель Н. Носов

Актуальность

Перед педагогами всегда стояла задача эмоционального развития, или формирования

нравственных качеств личности дошкольников. Важность «социально-

эмоционального» или «нравственного» воспитания очевидна. Именно в дошкольном

возрасте складываются эмоционально-нравственные основы личности и отношение к

другим людям. Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь

общества и природы, мир человеческих и чувств и взаимопониманий. Она развивает

мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы

русского литературного языка. Огромное её воспитательное, познавательное и

эстетическое значение.

Цель проекта:

- знакомство детей с творчеством Н.Носова

- развитие речевой и эмоциональной отзывчивости через произведения Н.Носова и

проживание, и понимание морально-нравственных основ человека в социальной

Задачи:

1. Познакомить детей с творчеством детского писателя Николая Носова.

2. Учить понимать веселые, смешные, забавные сюжеты произведений Носова.

3. Содействовать развитию диалогической речи детей, обогащать и активизировать

словарь, повышать выразительность речи.

4. Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности,

творческие способности дошкольников.

5. Воспитывать нравственные качества личности ребёнка.

6. Взаимодействовать со специалистами в проектной деятельности.

7. Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.

Тип проекта – исследовательско - творческий

Предмет исследования – произведения Н. Носова

Период проекта – краткосрочный (1 месяц)

Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы компенсирующей

направленности для детей с нарушениями речи 5-6 лет, родители, педагоги –

специалисты

Ожидаемые результаты:

Заинтересовать детей творчеством Николая Носова.

Привлечь интерес к слушанию рассказов.

Учить детей видеть проблему и наметить пути решения (с помощью взрослого) .

Научить работать в команде.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

Составление паспорта проекта.

Подбор детской художественной литературы для чтения детям (произведений Н.

Н. Носова)

Подготовка презентации.

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Создание развивающей среды: подобрать материалы, атрибуты театрализованной

деятельности; иллюстрированный материал, произведения Н.Н. Носова, мультфильмы

по рассказам писателя.

Оформление консультационного материала для родителей «Биография Н.Носова»,

«Как развивать речь у детей?», «Какую пользу приносит книга детям?».

2 этап. Выполнение

Познавательная

деятельность

Беседа «Откуда книга к нам пришла» (история создания книги)

Беседа на нравственные темы «Что такое дружба?», «Хорошие и

плохие поступки»

Беседа «Художники-иллюстраторы»

Беседа с практическими действиями «Как оказать первую

Беседа «Правила поведения на дороге»

Проведение познавательного занятия «Мой любимый

детский писатель – Н.Носов».

Проведение занятия по ознакомлению с художественной

литературой «Расскажи о любимом герое!».

деятельность

Подвижные игры «Фантазеры», «Узнай товарища», «Цветные

автомобили»

Сюжетно-ролевые игры: игра «Автомобиль», «Библиотека»,

«Строительство Цветочного города», «Варим кашу»

Упражнение «Поставь себя на место героя рассказа»

Дидактические игры: «Заплатка», «Позови ласково», «Передача

чувств», «Узнай рассказ по иллюстрации»

Пантомимическая игра «Узнай героя»

Художественно-

деятельность

Самостоятельное составление смешных стихотворений из

произведения «Как Незнайка был писателем», подбирая рифму.

Чтение произведения «Незнайка и его друзья»

Чтение и беседа по рассказам «Заплатка», «Телефон», «Живая

шляпа», «Карасик», «Ступенька», «Тук-тук-тук», «Затейники»,

«Замазка», «Фантазёры», «Метро», «Огурцы», «Автомобиль»

Просмотр мультфильмов о Незнайке.

Инсценировка рассказа «Заплатка», «Фантазёры»

Продуктивная

деятельность

Изготовление поделки из бумаги «Шляпа»

Рисование на тему «Обложка для книг Н.Носова»

Рисование в раскрасках «Незнайка и его друзья»

Оформление книжки-самоделки «Калейдоскоп рассказов»

3 этап. Заключительный

Презентация «Детям о Николае Николаевиче Носове ».

Ооформление художественно-продуктивной выставки семейных работ по знакомым

произведениям Н.Носова «Детский писатель Николай Носов и его книжные герои».

Литературно-музыкальный досуг «По страницам произведений Н.Носова»

Выводы .

За время проекта дети познакомились с краткой биографией детского писателя Н.Н.

Носова, также познакомились с новыми произведениями писателя. Дети

пересказывали рассказ Н.Н. Носова, близко к тексту или по вопросам, задаваемым

педагогом, участвовали в инсценировках. Обыгрывали поступки героев произведений

в играх. Интересно прошел литературно-музыкальный досуг по рассказам

произведения Носова. Выставка поделок, рисунков, сделанных детьми группы

совместно с родителями по произведениям Носова. У дошкольников стал проявляться

устойчивый интерес к художественной литературе. В группе созданы необходимые

условия для ознакомления детей с творчеством Носова. Родителей приобщили к

семейному чтению литературных произведений, вовлекли в жизнь детского сада.

Литература.

1.Н.Носов «Большая книга рассказов».2014

2.А. Левертинов «Биография Николая Носова».1998

3.Н.Носов «Приключения незнайки и его друзей».1991

4.Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей; Лада – Москва, 2010.

5.Н.Семенова «Н.Носов в детской литературе».1991

6. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго...: Пособие для чтения и рассказывания

7. Коротнова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми

старшего дошкольного возраста/Дошкольное воспитание, 2001.

7. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. –

9. Петровский В. А. "Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста". М -

10. Колпакова Н. «Развитие эмоционально- нравственной сферы и навыков общения у

детей старшего дошкольного.

МОУ «Гавриловская сош»

Филиал Дёминская начальная школа – детский сад

«Детство детей в произведениях Н.Н.Носова»

(Социальный проект)

Проект разработали и

реализовали обучающиеся

1-2 классов

под руководством

Гореловской В.Н.

2016г.

Оглавление

Ì Пояснительная записка……………………….………………………...1

ÌÌ Этапы разработки и реализации проекта……………...……………..3

2.1.Подготовительный этап………………………………………………..5

2.2.Основной этап………………………………………………………..…6

2.3.Заключительный этап…………………………………………………8

Ì Ì Ì Вывод…………………………………………………………………...9

ÌÝ Список использованной литературы………………………………9

Приложения

Ì Пояснительная записка

2016 год объявлен в России годом Кино. Всем известно, что любой фильм начинается с огромной работы режиссёров и авторов-сценаристов. Только тогда получается фильм интересным, когда герои вживутся в образы своих героев. Фильмы для детей должны быть понятны девчонкам и мальчишкам. Через жизненные переживания героев дети учатся правильно вести себя в современном мире. В настоящее время дети читают всё меньше и меньше. А какие интересные рассказы писали о детях и для детей советские писатели…. Но на уроках очень мало времени отводится на изучение этих произведений, поэтому мы решили разработать и реализовать проект.

Тема проекта: « Детство детей в произведениях Н.Н.Носова»

Цель проекта: развитие творческой, активной, социально-компетентной и развивающейся личности младших школьников через знакомство с произведениями Н.Носова.

Задачи:

Формировать навыки самостоятельного чтения, умение видеть проблему и наметить пути её решения;

Расширять читательский и культурный кругозор учащихся;

Развивать творческие способности учащихся;

- воспитывать добро, справедливость, честность, уважение к людям через произведения Н. Носова; - совершенствовать навыки работы в коллективе, добрые отношения в группах, сотрудничество; - воспитывать уважение к своим товарищам .

Участники проекта:

учащиеся 1-2класса МОУ «Гавриловская средняя школа» филиал Дёминская начальная школа – детский сад.

Срок реализации : февраль-апрель 2016г.

Ожидаемые результаты:

Проект будет способствовать развитию личности ребенка и воспитанию интереса к предмету литературного чтения.

В ходе работы над проектом ребята познакомятся с биографией писателя, с незнакомыми произведениями, будут совершенствовать навыки актёрского мастерства.

Реализация проекта – выступление с инсценировкой рассказа Н.Носова «Заплатка» в детском саду.

ÌÌ Этапы разработки и реализации проекта.

2.1. Подготовительный этап.

1.1.Анкетирование учащихся и обработка данных

2.2. Основной этап.

2.1.Беседа по прочитанному рассказу.

2.2.Обсуждение характеров и манер поведения героев.

2.3.Распределение ролей.

2.7.Объявление о выступлении в детском саду.

2.3.Заключительный этап.

3.2.Анкетирование учащихся.

1. Подготовительный этап.

1.1.Анкетирование учащихся и обработка данных.

Учащимся были предложены следующие вопросы:

2. Читаешь ли ты книги из библиотеки?(да -36%, нет-64%)

3.Читают ли книги твои родители? (да – 36%, нет -24%, не знаю -40%)

4.Назови 5 рассказов Н.Носова? (назвали 5 рассказов и больше 40%, меньше 5 рассказов 60%)

1.2.Знакомство с биографией Н.Н.Носова и его произведениями (работа в группах).

Биография Н.Н.Носова (подробнее в ПРИЛОЖЕНИИ1)

Н. Н. Носов родился 23 ноября 1908 г. (до революции) в Киеве, на Украине - После 7 класса ушел рабочим на завод, одновременно учился - Потом поступил в московский институт кинематографии, а, окончив его, стал работать режиссером в кино. Рассказы для детей Носов пишет не так давно. Начало его писательской деятельности было неожиданным. Подрастал сын, требовал новых стихов, сказок, и Носов стал сочинять для него и его друзей небольшие истории. Один из первых напечатанных рассказов Носова - «Затейники» (1938 г-). С этого времени мы все любим и читаем писателя Носова. Уже свыше 40 лет дети многих стран читают его веселые и умные произведения. Сам Н. Н. Носов объясняет, почему он стал детским писателем: «Когда я был маленьким, я очень любил читать о дальних странах, удивительных приключениях и о необыкновенных людях, т. е. о людях взрослых, а не о малышах, с которыми ничего интересного не происходит. Потом, когда я сам сделался взрослым, я часто вспоминал о минувшем детстве и увидел, что и моя жизнь в те годы была удивительно интересная. И мне захотелось рассказать детям о них самих: о том, какие они замечательные, интересные люди, как они живут, о чем думают, какие в их жизни бывают трудности, вообще обо всем, что с ними случается. И поэтому я стал детским писателем».

Ученикам было дано задание - посетить библиотеку и прочитать рассказы Н.Носова. Кириллову Антону было поручено проследить, что бы ученики читали разные рассказы.

Ученики 1 класса рисовали рисунки по рассказам Н.Носова.

Ученики 2 класса нарисовали плакат по творчеству Н.Носова и составили кроссворд.

1.3.Викторина по произведениям Н.Н.Носова.

1.В каком рассказе мы с Мишкой прокатились на бампере машины? ("Автомобиль") 2.Чем похвастался Мишка перед ребятами в рассказе "Бенгальские огни"? (Бенгальскими огнями)

3. Почему рассказ назван "Живая шляпа"? (Под шляпой сидел котёнок и двигался вместо со шляпой) 4. Что взяли ребята в руки, на случай, если шляпа к ним полезет? (Клюшку и лыжную палку) 5. Чем швырялись мальчики в шляпу? (Картошкой) 6.В каком рассказе ребята Костя и Шурик слепили змею из замазки? ("Замазка") 7.Почему кино не понравилось ребятам? (Они его не успели посмотреть) 8.Как зовут героя рассказа "Заплатка"? (Бобка 9.Как Бобка порвал штаны? (Полез через забор, зацепился за гвоздь) 10. Почему мама не поставила заплатку? (Сказала:" Сумел порвать, сумей и зашить!") 11. На что была похожа заплатка, которую в первый раз поставил Бобка? (на сушёный гриб) 12.Чем обвёл Бобка на штанах вокруг заплатки? (Чернильным карандашом) 13.О чем пожалел Бобка, когда научился пришивать заплатки? (О том, что не научился пришивать пуговицы)

14.Кто сидел дома, пока все строили горку? (Котька Чижов) 15.Что сделал Котька, чтобы не скользить, пока забираешься на горку? (Посыпал песком)

Победителями викторины стали:

1место - Кириллов Антон – 2класс

2 место – Смирнов Виктор -2 класс

3 место – Смирнова Кристина 1класс

1.4. Чтение и работа над рассказом Н.Носова «Заплатка».

2.Основной этап.

2.1. На уроке литературного чтения ученики второго класса прочитали выразительно рассказ «Заплатка». Все ребята были задействованы в обсуждении поступков детей. Особенно ученики восхищались поведением Бобки, который сумел пришить заплатку, хоть и не с первого раза. Некоторые ребята решили, если потребуется то, сами пришьют заплатки, а не будут просить об этом маму.

2.2.Ученики смогли предположить возраст героев рассказа, место действия. Дети выяснили черты характеров героев, манеры поведения, интонацию голоса и решили попробовать себя в роли героев.

2.3.Распределение ролей:

Бобка- Кириллов Антон

Ребята - Смирнов Витя

Мама – Смирнова Кристина

2.4.Отработка исполнения ролей.

Участники инсценировки на первой неделе ежедневно читали текст произведения по ролям, старались «вжиться» в образ героя. На второй неделе юные артисты смогли провести репетицию без чекста, так как слова уже запомнили.

2.5.Подготовка костюмов с помощью родителей.

Ребята представили, в какой одежде могли быть дети во время написания рассказа, некоторые ученики подтверждение предположений нашли в интернете (посмотрели иллюстрации к рассказу). На помощь в изготовлении костюмов пришли родители.

2.6. Изготовление декораций для сценок.

Так как основным местом действия были улица(двор) и комната дома, то было решено изготовить декорацию для двух сцен.

Двор - деревья, скамейка, дома.

Комната дома – стол, стулья, ковёр на стене.

2.7.Объявление о выступлении в детском саду. Поход в детский сад.

Когда всё было готово ребята сходили к воспитателю детского сада Веселовой О.И. и сделали объявление о предстоящем показе сценки.

3.Заключительный этап.

3.1.Выступление с постановкой по рассказу Н.Носова «Заплатка» в детском саду.

12апреля 2016 года в 11ч дети показали свою постановку малышам. На память оставили ребятам рисунки и плакат по творчеству Н.Н.Носова. Библиотекарь продемонстрировала ребятам книжки – малышки с рассказами Н.Носова.

3.2.Анкетирование учащихся.

1.Какие рассказы Н.Носова ты прочитал?(10 рассказов) (10 рассказов прочитали 100%учащихся)

2.Тебе понравилось выполнять поручение при работе над проектом?(да 86% , не знаю -14%)

3.Тебе понравилось выступление в детском саду?(да 76% нет 12%)

4. Тебе хочется взять другие книги в библиотеке и их почитать?(да …%, не знаю….%)

3.3Оформление альбома о работе над проектом.

В течение всей работы над проектом ребята вели фотографирование основных моментов. Снимки распечатали и оформили альбом, который является отчётом о проделанной работе.

ÌÌÌ Вывод

Работа над проектом принесла удовлетворение всем учащимся. За время работы ребята смогли выполнить как индивидуальные, так и групповые задания. Хорошо, что родители не остались в стороне от общего и полезного дела, а оказали спонсорскую помощь в изготовлении костюмов и декораций. Привлечение библиотекаря Хохловой И.К. , также принесло свои результаты, так как, ученики изъявили желание и в дальнейшем посещать библиотеку.

Ценность проекта заключается и в том, что ребята раскрыли свои актёрские способности и смогли организовать выступление перед малышами детского сада. Такое мероприятие надолго останется в памяти детей.

ÌÝ Список использованной литературы

1.Герои Николая Носова в иллюстрациях лучших художников: Путешествие по книгам // Когда улыбается читатель/ ред.-сост. Л.В. Нестерович. – Минск.: Красико-Принт, 2010.

2. Котомцева И.В. Фантазёры и затейники: Урок внеклассного чтения по творчеству Н. Носова: / Крук Н.В., Котомцева И.В. // Библиотечные уроки по чтению 1-4 классы. – М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010.

3. Яценко И. Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чткнию: 2 класс. – М.: ВАКО, 2007

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Биография Н.Н.Носова

Знаменитый детский писатель советских времен Николай Носов, придумавший известного героя Незнайку, в жизни был нелюдимым и молчаливым человеком со сложным и непреклонным характером, но это совсем не мешало ему создавать очень веселые и забавные произведения. Биография Николая Носова особо не отличалась от жизнеописаний миллионов других его соотечественников, родившихся в лихие годы войн и революций, однако находивших в себе силы жить и творить. Носов был удостоен множества наград и медалей, среди них - «Орден Красной Звезды» (1943 г.), Сталинская премия III степени (1952 г.), Государственная премия РСФСР им. Крупской Н. К. (1969 г.). Николай Носов: биография Писатель родился в Киеве 23 ноября 1908 года. Его отец был артистом, а заодно подрабатывал железнодорожником. Все свое детство Николай провел в небольшом городишке Ирпень под Киевом, где он и пошел учиться в гимназию. Биография Николая Носова рассказывает о том, что у своих родителей будущий писатель не был единственным ребенком, у него были еще два брата и сестра. Маленький Коля обожал ходить на концерты и выступления отца. И родители начали всерьез задумываться над тем, что, возможно, их мальчик станет артистом. Коля захотел играть на скрипке, но дело оказалось ему не под силу, и он забросил это занятие.

Биография Носова Николая Николаевича дальше рассказывает, что детство и юность писателя пришлись на тяжелые годы Первой мировой и Гражданской войн. Голод и холод были спутниками его семьи. В итоге все ее члены переболели тифом, но Бог миловал, никто из них не умер. Сам Николай потом вспоминал, что он болел дольше и тяжелее всех, надежды на выздоровление почти не оставалось. Но, вопреки всему, он выжил, и его мама просто плакала от радости, когда он выздоровел. Так он понял, что слезы бывают не только от горя. Кроме музыки и театра Носова влекло к фотографии, шахматам, электротехнике. Времена были тяжелые, поэтому ему приходилось с 14 лет подрабатывать торговлей газетами, косарем, землекопом. После революции их гимназия стала школой-семилеткой. После ее окончания в 1924 году Носов сначала идет разнорабочим на Ирпеньский бетонный завод, а затем - на кирпичный завод в Буче. С юности будущий писатель сильно увлекся химией, у него была даже своя лаборатория на чердаке, где он с друзьями проводил свои опыты. Тогда-то он и начал мечтать о профессии химика и захотел поступить в Киевский политехнический институт. Для этого он пошел учиться в вечернюю профшколу, по окончании которой его планы резко поменялись. В свои 19 лет он решил, что будет учиться в Киевском художественном институте. Затем, после двух лет обучения, в 1929 году переводится в Московский институт кинематографии Николай Носов. Биография содержит сведения о том, что в 1932 году он успешно его закончил и пошел работать режиссером и постановщиком анимационных, учебных и научных фильмов. Дальше Николай Носов пробует себя в качестве детского писателя в 1938 году. Первый его рассказ вышел под названием «Затейники», потом появились «Живая шляпа», «Чудесные брюки», «Фантазеры», «Мишкина каша» и другие. Печатались все эти рассказы в журнале «Мурзилка». В 1945 году был издан первый сборник рассказов «Тук-тук-тук», а еще через год вышел другой его сборник - «Ступеньки». Сам Николай Носов признавался, что детским писателем стал совершенно случайно. Все началось с того, что он начал придумывать и рассказывать веселые истории своему сынишке, и дальше понял - это для него лучшее занятие, которым он бы мог заниматься. Носов начал основательно изучать не только детскую литературу, но и детскую психологию. Писатель считал, что к малышам надо относиться с любовью, теплом и большим уважением, именно поэтому его книги стали популярными у детской аудитории. Другие произведения для детей В 1947 году вышел еще один приключенческий сборник Николая Носова «Веселые рассказы». А самыми известными стали его повести «Веселая семейка», «Дневник Коли Синицына». В 1952 году Николая Носова наградили Сталинской премией III степени за повесть «Витя Малеев в школе и дома». Чуть позже, в 1954 году, по ней был снят детский фильм «Два друга». Он показывал детям на примерах своих героев, что такое дружба, отзывчивость, взаимопомощь, и как сложно жить без всего этого. Такие нехорошие качества, как зависть, тщеславие и ложь, очень уж осуждал Николай Носов. Биография (для детей она тоже доступна и понятна) указывает на то, что во всех его произведениях прослеживается нравственная воспитательная тема. Незнайка Самыми известными произведениями Носова стали приключенческие истории о Незнайке. Все началось с первого его произведения «Винтик, Шпунтик и пылесос», а за ними появилась трилогия «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Самым первым иллюстратором его произведений о Незнайке стал Лаптев А.М., который и подарил детскому зрителю образ непоседливого мальчишки в шляпе.

26 июля 1976 года в Москве на 68 году жизни и скончался всеми любимый писатель Николай Носов.