Нод рассматривание картины саврасова грачи прилетели. Составление рассказа по картине Саврасова А. К. «Грачи прилетели» в подготовительной группе детского сада. С великой милостью















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи: формировать умение строить текст в определенной композиционной форме; формировать умение отбирать речевые средства, работать с синонимами, антонимами; учить выражать в слове свои впечатления, представления; умение воспринимать авторское видение мира, его позицию по средствам проникновения в мир художественных образов.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация картин русских художников о весне, репродукция картины Саврасова “Грачи прилетели”, на столах учащихся карточки с дополнительным материалом.

Ход урока

Сообщение темы и цели.

Уж тает снег, бегут ручьи, Алексей Плещеев

В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала...
- О чем эти стихи? (О весне )

Какие изменения в природе характеризуют приход весны? (Выслушиваются ответы учащихся)

Весной просыпается и расцветает природа. Поэты, писатели, художники любовались весной. Ей посвящали свои стихи, музыку, писали картины.

Послушайте пьесы П. И. Чайковского “Март ”, “Апрель ” из цикла “Времена года” и рассмотрите картины русских художников о весне.

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Посмотрите на картину Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”. Каким настроением проникнута эта картина?

Сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение – описание по картине Саврасова “Грачи прилетели”

Работа по картине.

Иван Алексеевич Бунин

Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело и важно.
Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу “зайчики” трепещут...

О каких приметах весны говориться в стихотворении Бунина?

Рассмотрите картину.

Какое настроение вызывает у вас картина, грустное или радостное?

(радостное и грустное, слегка печальное настроение)

На картине художник изобразил природу. Как называется такой жанр изобразительного искусства? (Это пейзаж .)

Это лирический русский пейзаж. Алексей Кондратьевич Саврасов был родоначальником именно такого пейзажа.

Лирический пейзаж – поэтический, взволнованный, задушевный.

На своей картине Саврасов мастерски передаёт состояние природы. Это своего рода рассказ о том, что происходит в природе с приходой весны.Образ весенней природы, созданный художником, – это лирическое переживание увиденного, несколько грустное, трогательное, волнующее зрителя.

Можно ли назвать этот пейзаж красивым? (Пейзаж простой, скромный, незамысловатый, но очень близкий, навевающий легкуюгрусть.Все обыденно, но показано с каким-то волнующим чувством)

Как художник показывает нам приближение весны? (В поле растаял снег, обнажилась темно-бурая, пропитанная влагой земля.Но нет еще яркого солнца, небесная лазурь затянута свинцово-белыми облаками, хотя край неба уже голубеет.)

Какие краски преобладают на картине? (Желто-голубые, серовато-коричневые, желтовато-бурые, голубые, голубовато-серые.)

Общее ощущение от красок картины светлое. Оно строится на мягком, нерезком сопоставлении чуть холодноватых оттенков голубовато-серого неба, воды, снега с серо-коричневыми тонами оттаявшей земли, веток и стволов деревьев, забора. Такие переходы делают изображение более реальным.

Что мы видим на переднем плане картины? (Деревья с густой сеткой ветвей, с многочисленными грачиными гнездами.)

Обратите внимание на то, как художник тщательно прописал каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, с какой любовью показал на ближнем плане грача с веточкой в клюве. И все это жизненно и правдиво, не оставляет зрителя равнодушным.

Что вы видите на заднем плане?(Деревню, бескрайние дали, просторы, широту русской земли.)

И деревня, и поля изображены не очень подробно. Почему? (Художник хотел, чтобы наше внимание ничто не отвлекало от грачей, они ведь самое главное на картине.)

Давайте определим особенности композиции картины, то, как расположены на ней различные элементы, как продуманы передний, средний и задний планы. Главное на картине грачи на деревьях. Они сразу привлекают наше внимание. Все остальное как бы на фоне их, “позади”. Стройный силуэт церквушки спрятан за деревьями. Линия горизонта как бы приближена к среднему плану, чтобы на фоне неба четко выделить деревья с грачами. Небо занимает большую часть картины, и деревца уходят высоко вверх. Да и все здесь устремлено кверху. Используя такой композиционный прием, художник дает нам возможность ярче почувствовать прилет грачей, их появление в родных местах.

Нам кажется, что художник где-то рядом. Где он может быть, откуда он наблюдает за грачами? (Где-то рядом в левом углу, может быть, на чердаке большого дома или в мезонине у открытого окна.)

Что вы ощущаете, глядя на картину? (Легкий ветерок, запах талой земли, ласковое весеннее солнышко, свежесть весеннего воздуха.)

Какие звуки могли бы услышать? (Птичьи крики, гомон, шум, взмах крыльев, журчание ручьев.)

Что, на ваш взгляд, было дорого самому художнику на этой картине? (Грачи.Они обрадовали и взволновали художника своим прилетом, и он сумел показать радость птиц, вернувшихся на родину.)

Работая над картиной, Саврасов хотел показать не только пробуждение природы, но еще любовь и верность этих птиц своей родине. Здесь изображен тихий скромный уголок России, но для грачей он самый дорогой, и выводить свое потомство они будут только здесь. Чувство любви к Родине было присуще и самому художнику.

Попробуйте описать грачей, какие они?

На доске пары антонимов. Подбирая слова из списка антонимов, охарактеризуйте грачей.

(Мирные - драчливые, радостные - печальные, спокойные - крикливые, шумные - смирные, спокойные - суетливые, счастливые - грустные, беспечные - трудолюбивые.)

Найти в следующем небольшом тексте о весне слова, которые не подходят к содержанию картины, и заменить их антонимами.

Тает посветлевший снег. Стройные деревца будто наклонились от тяжести грачиных гнёзд. Небо покрыто голубыми облаками.Чистая вода стекает в пруд.

Написание сочинения и его проверка

Рассмотрите репродукцию картины известного русского пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”. Прочитайте, какое описание дала ей искусствовед Н. Борисовская.

На картине А.К. Саврасова “Грачи прилетели” мы видим уголок русской деревни с небольшой церквушкой, деревянным домом, нераспустившимися берёзами. Пейзаж изображает серую грязноватую весну. Снег едва начал таять, образуя тёмные лужи. Но “обещание” весны сквозит в каждой детали картины.

Прилетели первые вестники весны - неугомонные грачи. Они летают над деревьями, хлопочут о жилье. Деловитый грач под берёзой несёт в клюве веточку.

Сколько звуков в этой картине! Перекликаются птицы, и звенит капель, шелестит ветер в мокрых ветках, и поскрипывают кривые стволы, звучит колокол.

Ожидание весны передано и красками. В “унылом” колорите картины проглядывают, подобно первому весеннему лучу, оттенки розового, голубого, сиреневого, золотистого цветов, которыми выписаны бескрайние дали, высокое небо и возносящиеся к нему ветви деревьев.

Художник воспринимает природу как живое существо. Живописная тема пейзажа великолепно выражена в поэтических строках Ф. Тютчева:

Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит.

Проанализируйте, с чего начинает описание автор текста.

  1. Какая основная мысль этого текста?
  2. Как она раскрывается?
  3. Какое настроение у Н. Борисовской?
  4. Что она чувствует, видя репродукцию картины?
  5. Что вы могли бы добавить к описанию картины?
  6. Найдите слова, с помощью которых части текста “связываются” в единое целое.
  7. Объясните, почему многие предложения в тексте начинаются с красной строки.
  8. Как вы думаете, почему в этом тексте много прилагательных? Найдите их.

Примерный план (готовый план)

1. Художник и его картина.

2. Пробуждение весны.

3. Грачи - главные герои картины.

4. Изобразительные средства картины.

5. Отношение к картине.

Сочинение учащегося.

Передо мной картина А. Саврасова “Грачи прилетели”. На ней изображены первые птицы – грачи на деревьях.

На переднем плане картины изображены грачи на голых березках. Эти березки старенькие, обломанные, и на них сидят хлопотливые грачи, они вьют гнезда. Под березками лежит талый и грязный снег. Справа от старых кривых березок образовалась большая лужа из талого снега. Около лужи голый кустик. Под березами виднеются обломанные ветки берез и следы птиц.

На среднем плане, за березами, автор изобразил старый мокрый забор. За забором стоят деревянные строения. Старый дом, наверное, жилой. Около него стоит церквушка, она старая, но действующая. Около нее стоит часовня, она тоже старая и облезлая.

На заднем плане, за двором и деревней, стелется тающее поле. На нем проталины, мокрый снег.

Художник изобразил небо тусклым и вечерним. На нем весенние серые облака.

Когда художник писал эту картину, наверное, было пасмурное небо, и он его передал на картину.

После того, когда я посмотрела на картину, у меня мнение такое: эта картина - хорошая и написана с душой. Мне она нравится.

Сочинение учащегося.

На картине мы видим набухшие талой водой потемневшие сугробы, крыши деревенских домишек, забор. Талая вода наполнила небольшой пруд. Вдали виднеются поля, которые уже освободились от снега. Среди низких домов возвышаются церковь и колокольня. Над всем этим высокое весеннее небо, оно еще не стало чистым, но голубизна уже проглядывает сквозь облака.

В центре картины корявые берёзки, на них много грачиных гнёзд. Грачи суетятся, кричат, шумят, у них очень важная пора – они строят гнёзда. Они кричат радостно и взволнованно оттого, что вернулись на родину. Глядя на картину, мы как будто слышим их радостные беспокойные крики. Птицам сейчас нужны каждый прутик, каждая веточка. Мы видим, как под деревом на снегу трудолюбивый грач крепко держит в клюве маленькую веточку.

Смотрю на картину и ощущаю запах весны, слышу её звуки. Художник показал красоту ранней весны. Он вложил в картину свою душу.

Передо мной картина А.Саврасова “Грачи прилетели”.

А.К.Саврасов – замечательный русский художник. Перед нами его картина “Грачи прилетели”

Итог урока.

Написание сочинения.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 101

Дзержинского района Волгограда»

Конспект занятия на тему:

курса «Образ Родины»

Составитель:

учитель начальных классов

МОУ СШ № 101

Назарова О.О.

Волгоград, 2016

Знакомство с картиной Саврасова А.К. «Грачи прилетели».

Цели: Приобщить детей к прекрасному миру живописи, поэзии, музыки. Познакомить учащихся с историей создания картины. Научить внимательно рассматривать картины, рассказывать об их содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения

Образовательные задачи:

- Учить детей рассматривать репродукции картин, отвечать на поставленные вопросы; совершенствовать умение подбирать слова – определения к существительным.

- Формировать умения детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности;

Закрепить представления детей о том, что изображение природы, называется пейзажем;

Развивающие задачи :

- Развивать творческое воображение.

- Развивать умение словесного описания картины;

Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины;

Обогащать и активизировать словарь детей;

Развивать наблюдательность, зрительное внимание и память;

Воспитательные задачи:

Интерес к искусству.

Любовь к родному краю, живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту.

Форма проведения: занятие-беседа

Оборудование : у учителя – компьютер, мультимедийный проектор, презентация для урока, демонстрационная репродукция картины А.Саврасова «Грачи прилетели», Отрывок из цикла П.И.Чайковского «Времена года» ; у учащихся на партах – репродукции картин, листы-помощники.

Предварительная работа: рассматривание картин о природе, чтение рассказов и стихов о природе.

Планируемые результаты:
проявление интереса к искусству А,К.Саврасова; умение делиться с педагогом и другими детьми впечатлениями о картине.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг.момент.

Продолжите фразу. Поэты пишут…(

Чтение детьми заранее выученных стихотворений.

Что общего у этих стихотворений?

Какое любимое ваше время года и почему?

Назовите признаки каждого времени года.

Продолжите фразу. Композитор пишет… ( Фраза вывешивается на доску)

Прослушивание отрывков из цикла П.И.Чайковского «Времена года.».

Ребята, как можно показать времена года.

А ещё как?

Придумайте фразу, которая закончилась бы словом картины.

( Фраза вывешивается на доску)

(Стихи.)

1. Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело. И.Суриков

2. Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе. К.Бальмонт

3. Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли;

Если в роще над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета,

Значит, это уже … лето. Е.Трутнева

4. Светает рано по утрам

Проталины и тут и там,

Ручей шумит как водопад

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?

(Они о временах года)

(Музыку)

(написать стихотворение или рассказ, написать музыку)

(нарисовать или написать картину)

(Художник пишет…)

Знакомство с творчеством Саврасова А. К.

Сегодня мы с вами поближе познакомимся с творчеством А.К.Саврасова. Послушайте его биографию.(слайд 1-2)

(слайд 3-24)

В каком жанре написаны эти картины? Это натюрморт, портрет или пейзаж. Объясните.

Какие времена года вы увидели на этих картинах?

Выберите картины которые соответствуют данному стихотворению.

Выступление обучающегося.

Чтение стихотворения Ивана Бунина учащимся.

Бушует талая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.
… Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.
Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи, каком стоишь

И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.

Знакомство с репродукцией А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

Почему вы решили,что именно эта картина соответствует данному стихотворению?

История создание картины (слайд 25)

Беседа по репродукции

Ребята, а теперь очень внимательно рассмотрите картину

У вас на партах есть листы-помощники, где вы можете записывать понравившиеся слова, словосочетания, которые можно будет использовать в описании данной картины.

Почему эту картину мы называем пейзажем?

Какие краски преобладают на картине? - Какое настроение вызывает у вас эта картина: грустное, печальное, радостное?

Перечислите всё, что вы увидели на картине?

Закройте на глаза, представьте, что вы очутились около этих березок. Какие звуки вы можете услышать?

Что в картине является главным? –

Что изображено на переднем плане?. - Эти птицы - первые вестники весны. Они принесли на своих черных крыльях теплый свежий ветер, радостную суету, новые надежды. Грачи вернулись на Родину - к своим гнездам. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны. Чем они заняты?

Что помогает почувствовать движение, которое Саврасов передает, изображая картину весны?

Обратите внимание, как художник тщательно прорисовал ветки встрепенувшихся, оживших от птичьего шума берез. Они как будто тянутся к небу, несмотря на тяжесть гнезд. Посмотрите внимательно, Алексей Кондратьевич прописал не только каждую веточку на дереве, но и на снегу, на земле. Здесь же мы видим и трудолюбивого грача с веточкой в клюве. Кажется, он вот-вот взлетит и продолжит свой нелегкий труд.

Что вы можете сказать о том, как А.К. Саврасов изобразил снег?

Что изображено позади берез, на заднем плане?) - Передний план получает своё естественное продолжение в дальнем плане, открывающемся за селением справа и слева. Художником прекрасно выражена протяжённость полей: под косыми лучами неяркого солнца на чёрной земле местамивыделяются узкие пласты ещё не растаявшего снега. Эти создается впечатление огромного пространства, запечатленного на полотне.

Как художник изобразил небо?

Ребята, а как выдумаете, можно ли нарисовать воздух?- Какие характеристики воздуха вы ещё можете добавить?) - Как Вы думаете, что хотел передать Алексей Саврасов в своём произведении?

Ребята, а как вы думаете какими качествами обладал художник.

(На ней изображена природа)

(голубые, серо-голубые, желтоватые, серовато-коричневые и т.д.)

(грачи, гнезда, церковь, поле, небо, берёзы, старые домики, снег, пруд)

(крики птиц, шум березовых крон, шум воды, стекающей в пруд)

(березы с грачиными гнездами, грачи)

(ремонтом старых гнезд, постройкой новых).

(грачи, которые летают над гнездами)

(снег ещё не растаял, он посерел, от березок на него падают робкие тени)

(деревушка, старая церковь, бескрайние луга и поля

(небо ещё невысокое, блёклое, с серо-голубыми облаками, светло-голубое вверху и затянутое тёмной полоской на горизонте) (воздух по-весеннему прозрачен и легок)

(Выслушиваются ответы учащихся)

Подведение итогов.

- Какой вы увидели сегодня Родину? Какие воспоминания вызвала у вас эта картина?

Напишите свой рассказ или картину о Родине.

(Дети на выбор выполняют задание. Организуется выставка рисунков. Рассказы зачитываются.)

Цели:

Учить составление описательные рассказы по пейзажной картине;

Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;

Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цель:

Учить составление описательные рассказы по пейзажной картине;

Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;

Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы.

Словарная работа:

Обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнение, метафоры.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций на тему: «Весна»;

Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Март»;

Слушание музыкальных произведений: Х. Чайковский «Времена года» («Март», «Апрель»), Вивальди «Времена года» («Весна»);

Чтение стихов о весне.

Материал:

Репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»;

Магнитофон

Обруч

Картины с изображением птиц

Ход занятия

I. – Ребята, отгадайте загадку.

Тает снегом,

Ожил лужей,

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной)

Правильно, это весна.

Послушайте стихотворение А. Плещеева «Весна».

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

II. – После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля.

Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна.

В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники – грачи.

III. – Посмотрите вверх на птиц. Это первые весенние птицы. Подуйте на них. Они как будто ожили, почувствовав теплый весенний ветерок.

Ребята, узнали вы среди этих птиц грача. Покажите. Правильно. Грачи прилетают в наши края раньше других птиц. Над высокими березами разносится радостный гомон (садятся).

IV. – Ребята, посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А. К. Саврасов в своей картине «Грачи прилетели».

Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине?

(Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда).

Расскажите о грачах. Что они делают?

(Поправляют, ремонтируют гнезда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые, смешные, шумливые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о своих планах на будущее. Как они обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать и т.д.).

Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд?

(Здесь спокойно, тихо, здесь красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.

Какие деревья выбрали грачи?

(Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветви упругие. Гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева).

Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце?

Как вы догадались?

(Солнце скрылось за облаками. Оно еще неяркое, ленивое. Чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-желтого цвета. На снегу видны тени от берез.

Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака),

Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо?

(Небо покрыто голубовато-серыми тучами, серо-желтые, пушистые, задумчивые, прозрачные, немного хмурые и т.д.)

Ребята, расскажите, каким вы видите снег?

(Потемневшим, рыхлым, сырым, холодным, мокрым, подтаявшим, печальным, талым и т.д.).

Ребята, а сейчас я предлагаю вам «войти в картину». Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?

(Немного холодно, радостно, чувствуется свежесть, бодрость, трепетное ожидание солнца, тепло весны, легкая печаль по уходящей белоснежной зиме).

Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»?

(Ответы детей).

V. – Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ? Рассказать о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и о уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам.

(Дети по деланию рассказывают по картине).

МДОУ д/с «Ландыш»

г. Балашова

Конспект

Открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Ёлочка»

для детей с туберкулезной интоксикацией

Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины

А. Саврасова «Грачи прилетели»

Провела: воспитатель I

квалификационной категории

Мосина С. И.


Конспект НОД в старшей группе по теме: «Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Тема: «Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Художественное творчество»
Цель. Развивать у детей художественное восприятие произведений живописи.
Задачи.
Образовательные. Учить понимать содержание пейзажа, красоту природы, которую изобразил художник. Закрепить представление о цвете, как выразительном средстве.
Речевые. Побуждать передавать в речи свои впечатления о картине, высказывать оценочные суждения.
Развивающие. Развивать творческие способности детей.
Воспитательные. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Предварительная работа.

Выставка пейзажной живописи русских художников.
Слушание произведения П.И. Чайковского «Времена года».
Знакомство с пословицами, поговорками о природе; приметами.
Просмотр слайдов из серии «Весна».
Знакомство с биографией художника А.К. Саврасова.
Рассказ о русском народном празднике – Дне Герасима-Грачевника.
Экскурсии в природу.

Оборудование.

Мольберт с репродукцией картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», указка.
Макет деревенской избы, русские национальные костюмы, печеные «жаворонки» на палочках.
Проигрыватель, пластинка с записью голосов птиц, музыки П.И. Чайковского «Времена года»: «Март»; А. Вивальди «Времена года».

Дети в русских народных костюмах под русскую народную мелодию входят в зал и становятся в круг.

Воспитатель.

Вот и дождались мы весны! Перезимовали! В народе издавна бытовал красочный обрядовый праздник день Герасима-Грачевника. Начинался он рано-рано утром с весенних закличек. После долгих зимних холодов чистыми, звонкими голосами дети зазывали весну песнями, просили хорошего урожая. Играли на дудочках и глиняных свистульках. Печеных жаворонков натыкали на шесты и бегали по дворам, зазывая весну. Давайте и мы с вами покличем весну!
Дети читают заклички.
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!

Иди, матушка весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел –
Белый снег сошел.
А за ним и апрель –
Отворяй окно и дверь.
А придет месяц май –
Солнце в терем приглашай!

Жаворонок – дуда,
Прилети к нам сюда.
Нам зима-то надоела,
Всю соломушку поела.
Прилети ты к нам,
Принеси ты нам
Лето теплое,
Весну красную!

Грачи-куличики,
Из-за моря летите,
Весну красную несите!
Лютая зима пристоялась,
По полям – лесам разгулялась.
Холод, стужу напустила,
Ручки – ножки познобила,
Белый снег натрясла,
Все тепло унесла.

Дети водят хоровод «Веснянка» под русскую народную мелодию в обработке П. И. Чайковского.

Воспитатель.

Ребята, вспомните и назовите приметы, поговорки, пословицы, относящиеся к этому празднику.Герасим-Грачевник грачей на Русь ведет.
Грач зиму расклевал.
Март – протальник.
Увидел грача – весну встречай!
Март февралю-бокогрею меньший брат.
Грач на горе – весна на дворе.
Март с водой, апрель – с травой.
Жаворонок на проталине распевает, зовет весну красную, вызывает.

Воспитатель.

Мы позвали весну-красну, вспомнили пословицы, поговорки, приметы о весне и птицах. А теперь пойдем за околицу, посмотрим, не прилетели ли к нам вестники весны – грачи. Но прежде чем пойти, давайте вспомним, как нужно вести себя в природе.В лесу нельзя ломать деревья. В лесу, в поле на лугу нельзя кричать, бегать, шуметь, чтобы не испугать обитателей живой природы.

Воспитатель.

Правильно, ребята. Удивительный мир окружает нас – это мир природы. В нем много разных жильцов: деревья, травы, насекомые, птицы, звери и цветы. В природе надо быть осторожным, чтобы не раздавить или не повредить ее маленьких обитателей. Нужно внимательно вслушиваться и всматриваться, чтобы обнаружить красивое и интересное. Оно всегда рядом с нами. Теперь мы можем отправиться на прогулку в природу.
Дети подходят к картине.

Воспитатель.

Посмотрите, что это за птицы? Грачи.

Воспитатель.

Правильно, это грачи. Прислушайтесь, что вам слышится?
Включает пластинку с записью голосов птиц. Птичий гомон, шум ветвей деревьев, которые колышет ветер, скрип их стволов.

Воспитатель.

Мне тоже послышались эти звуки, когда я увидела эту картину. Написал ее русский художник-пейзажист А.К. Саврасов. Давайте рассмотрим пейзаж.
- Нравится, ли вам картина?
- Что именно в ней нравится?
- Какое время года изобразил А. Саврасов?
- По каким признакам можно сказать о приближении весны?
- Почему так хорошо видны следы птиц на снегу?
- Где стоят березы? Опишите их.
- Почему ветки на березах голые?
- Мы не видим, художника, не слышим его голоса, но как он нам рассказал о красоте природы? (Кистью и красками)
- Какие краски преобладают в картине?
- Что написано голубым цветом? (Что серым, что коричневым?)
- Как бы вы назвали картину?
- Какие чувства вызывает у вас эта картина?
- Что хочется делать, глядя на нее? (Так и хочется попасть в березовую рощу, вдохнуть запах талого снега, земли, тихонько постоять и понаблюдать за хлопотами неугомонных вестников весны)

Воспитатель.

Видеть удивительный мир природы, его красоту, помогают нам художники. Вспомните и расскажите о картинах природы, которые мы наблюдали в нашем городе.
Рассказы 2-3 детей.

Воспитатель.

Эти уголки природы дарили нам много радости. Такую же радость мы испытали, глядя на картину Саврасова и как-будто слышали его слова: «Посмотрите, полюбуйтесь, как красива наша природа!» Чтобы мы всегда могли любоваться красотой леса, луга, пруда, реки, природу надо беречь и охранять. И художник призывает не только любоваться природой, но и говорит, передавая ее красоту: «Любите и берегите ее!» Я думаю, что мы последуем его совету.
Сейчас я взмахну волшебной палочкой, и вы станете художниками. Нарисуйте то, что считаете характерным для этого времени года. Приглашаю вас в нашу художественную мастерскую.
Дети рисуют под музыку.
Когда работы высохнут, они самостоятельно относят их к красному (те, кто считает, что его работа выполнена аккуратно и заслуживает, чтобы ее поместили на выставке) и зеленому (те, у кого есть недостатки в paбoтe) флажкам.

Воспитатель.

Вы хорошо поработали и теперь можно оформлять выставку.
Дети вместе с воспитателем отбирают и помещают рисунки на выставку.

Составление описательного рассказа по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе

Ковтунова Светлана Анатольевна, воспитатель Детского сада п.ВНИИСС Рамонского муниципального района Воронежской области
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД, в ходе которой дети старшей группы учатся составлять описательный рассказ. Материал будет полезен воспитателям детского сада.
Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе)
Цель:
Знакомство детей с культурным наследием русского народа; закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности.
Задачи:
- Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели»,
- развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы;
- учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать,
- учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине,
- обогащать словарный запас определениями, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения и сравнения;
- закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе;
- уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период.
Предварительная работа
1. Знакомство со стихотворениями о весне Ф.И.Тютчева «Весна», «Весенние воды», С.Я.Маршака «Весенняя песенка», Апрель».
2. Наблюдение примет наступающей весны в природе с воспитателями и родителями.
Оборудование
Репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели», энциклопедия мирового искусства «Мастера русской живописи».
Музыкально-техническое оснащение
Музыкальный центр, музыкальные инструменты (бубны, трещетки, ложки, шумелки), голоса птиц в DVD-записи, А.Вивальди альбом «Времена года», «Весна», И.Штраус «Деревенские ласточки».

Ход занятия

Звучит музыка А.Вивальди из альбома «Времена года» «Весна».
- Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
(А.Плещеев)
- О каком времени года это стихотворение?
- О весне.
- Весна – это праздник пробуждения природы. Какие чудеса происходят весной?
- Тает снег, появляются проталинки. Просыпаются деревья от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев. Из далеких стран возвращаются домой перелетные птицы.
- Первыми возвращаются грачи, их называют вестниками весны. Сегодня вы узнаете о грачах много интересного.
Неслучайно наше занятие проходит в мультистудии, мы с вами продолжим знакомство с прекрасной книгой «Мастера русской живописи». Она расскажет нам о еще одном великом русском художнике Алексее Кондратьевиче Саврасове. Вот его портрет.
(Показ портрета)
И главном произведении этого художника «Грачи прилетели». Уже более ста лет работа Саврасова «Грачи прилетели» является символом русского пейзажа.
(Обратить внимание детей на мольберт, на котором находится картина)
Художник просто и проникновенно изобразил первые шаги весны. Что же вы видите на картине?
- На березы прилетела стая грачей.
- Расскажите о грачах, что они делают?
- Грачи ремонтируют старые гнезда и строят новые.
- Что делает грач у корней березы?
- ОН нашел веточку и держит ее в клюве.
- Как вы думаете, грачи радостные или грустные?
- Они радостные, веселые, ведь они вернулись домой на родину.
- Грачи громко кричат, разговаривают на грачином языке, покажите, как они разговаривают.
- Гра-гра-гра!
- Какой первый звук мы слышим? Он твердый или мягкий?
- Твердый звук «Г».
- Где грачи строят свои гнезда?
- На вершинах деревьев (берез).
- Грачи – дружные птицы. Вернувшись из дальних стран, они осматривают старые гнезда, ремонтируют их и вьют новые по нескольку гнезд на одном дереве. Такие места называют грачевниками. Вот они! Как называются такие места?
- Грачевники.
- Что вы можете рассказать о деревьях?
- С правой стороны картины молодые, стройные березки, а в середине – старые, корявые.
- На каких березах больше гнезд и почему?
- На старых, потому что ветки у них толстые, крепкие, гнезда хорошо на них закреплены.
- А когда распустятся листочки, гнезд совсем не будет видно, птенцы будут в безопасности.
- Что можно сказать о небе? Какое оно?
- На небе голубовато-серые тучи. Оно низкое, грустное, немного хмурое. Солнце спряталось за облако, на снег падает тень от берез.
- Посмотрите на землю. Что можно сказать о земле?
- Земля еще покрыта мокрым, рыхлым, серым, потемневшим снегом, кое-где видны проталины.
- Что еще вы видите на картине?
- За березами виднеется старая деревянная постройка, а за ней – церковь с куполами.
- Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?
- Прилетели грачи, значит скоро будет тепло, но все-таки немного жаль уходящую белоснежную зиму.
- Ребята, вам понравилась картина А.Саврасова «Грачи прилетели»?
(Ответы детей)
Давайте сочиним рассказ по этой замечательной картине. Расскажем о солнце, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам.
(Дети пожеланию рассказывают по картине, а воспитатель записывает их на диктофон)

Молодцы, ребята! У нас получился хороший коллективный рассказ, который вместе с нами могут послушать ребята из соседних групп.
А теперь мне хотелось бы, чтоб вы поиграли в игру «Грачи прилетели».
Правильно слова читайте,
С одного места на другое перелетайте!
(Дети перелетают с одного места на другое, прочитав слова: парк, поляна, грачевник, береза)



- Ребята, каких еще перелетных птиц вы знаете. Назовите их и посадите названную птицу на дерево.


(Дети рассаживают птиц на дерево)



- Все птицы красивые. Они радуют нас не только красотой своего внешнего вида, но и своими песнями. Давайте послушаем их пение.
(Звучит DVD-запись с голосами птиц)

А теперь еще раз внимательно посмотрите на птиц, а затем закройте глазки.
Птиц запоминаем,
Глазки закрываем.


(Убрать какую-нибудь птицу)
Глазки открываем,
Кого не стало отвечаем.
(Игра повторяется несколько раз)
Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе зазывали птиц. Давайте и мы с вами позовем их закличкой. А помогут нам наши музыкальные инструменты.



(Исполнение заклички)



Уж вы, пташечки, щебетушечки,
Прилетайте к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам.
(После исполнения заклички дети кладут музыкальные инструменты. Звучат крики птиц, едва слышимые)
- Слышите, ребята? Что это?
- К нам летят перелетные птицы!
- Посмотрите, вот летит птичья стая, а вот еще одна и еще!

Они услышали нашу закличку и поспешили вернуться на родину.
(Дети находят иллюстрации полетов птиц)