Нагибин юрий маркович биография личная жизнь. Нагибин Юрий Маркович (1920—1994)

Настоящий отец Нагибина - Кирилл Александрович Нагибин - погиб в 1920 году. Кирилл Александрович был дворянином, и его расстреляли как участника белогвардейского восстания в Курской губернии.

Кирилл Александрович оставил беременную жену Ксению Алексеевну своему другу адвокату Марку Левенталю, который усыновил Юрия. Лишь в зрелые годы Юрию Марковичу рассказали, кто его настоящий отец.

Мать Юрия Нагибина дала ему отчество Маркович, чтобы никто не узнал о его дворянском происхождении. Это позволило Юрию с отличием окончить школу и беспрепятственно поступить на сценарный факультет ВГИКа.

Вот что пишет Ю. М. Нагибин о своем происхождении в дневнике: «Мое анкетное существование весьма резко отличается от подлинного. Один из двух виновников моего появления на свет так основательно растворился среди всевозможных мифических отчимов, что можно подумать, будто я возник только из яйцеклетки. Но вытравить отца мне удалось лишь из анкетного бытия. В другом, в плоти и крови, существовании моем он непрестанно напоминает о себе».

Впрочем, и отчима Нагибина - Марка Левенталя, который работал в Москве адвокатом, в 1927 году сослали в республику Коми (там он и умер в 1952). Нагибин ездил к отчиму в тайне от своих знакомых и друзей. Вот что он пишет в своем дневнике по этому поводу в 1952 году:

«Я должен быть ему (Марку Левенталю) благодарен больше, чем любой другой сын - своему отцу, кормившему, поившему, одевавшему его. Я его кормил, поил, одевал. В этом отношении мое чувство совершенно свободно. Но благодаря ему я узнал столько боли всех оттенков и родов, сколько мне не причинили все остальные люди, вместе взятые. Это единственная основа моего душевного опыта. Всё остальное во мне - дрянь, мелочь».

В 1928 году мать Нагибина вышла замуж за писателя Якова Рыкачёва, который поощрял первые литературные опыты Юрия.

В 1938 Юрий поступил в Первый московский медицинский институт, но вскоре перевёлся во ВГИК, который не окончил из-за войны. В 1940 году опубликовал первый рассказ. Его дебют поддержали Ю. Олеша и В. Ката­ев. В 1940 принят в Союз писателей.

С января 1942 года инструктор 7-го отдела Политуправления Волховского фронта, с июля 1942 года старший инструктор 7-го отделения политотдела 60-й армии Воронежского фронта. После тяжёлой контузии в бою работал до конца войны специальным военным корреспондентом газеты «Труд». В 1943 году вышел первый сборник рассказов.

Работал в малой форме (рассказы, изредка повести), писал киносценарии, по которым снято более 40 фильмов. Член редколлегии журналов «Знамя» (1955-1965), «Наш современник» (1966-1981). Член правления СП РСФСР с 1975 года, правления СП СССР с 1981 года. Заслуженный работник культуры ПНР.

В 1966 году поставил свою подпись под пись­мом в защиту А. Синявского и Ю. Даниэля. В 1993 году подписал «Письмо 42-х».

Юрий Нагибин был женат шесть раз. Одной из его жён была Белла Ахмадулина. Впрочем, безмерное увлечение женщинами вредило Нагибину как писателю. Женолюбство писателя не совпадало с принятым каноном советского человека. Поэтому в дневнике Юрия Марковича в 1968 году появляется такая запись: «очередное проявление административной грации: меня вычеркнули в последний момент из списка едущих на летнюю Олимпиаду. Причина всё та же: морально неустойчив. Как же, потерял жену и посмел жить с другой бабой».

Творчество

Нагибин часто переживал о том, что ему приходится писать не то, что он думает на самом деле. Но писатель оправдывает себя тем, что «я мог зарабатывать только пером. И на мне было еще три человека. Берут - хорошо, дают деньги. Я приезжаю домой - там радовались».

Временами Юрию Марковичу приходилось выдумывать статьи и выдавать их за реальную жизнь для того, чтобы хоть как-то выжить: «один раз продержался на том, что писал месяц для газеты о Сталинском избирательном округе. (Это было в 1950 году). А там у меня какие-то цыгане табором приходят голосовать за Сталина с песнями-плясками, а их не пускают. Они кричат, что хотят отдать свои голоса за любимого вождя… Грузинский летчик-инвалид, сбитый в бою, приползает на обрубках… Редактор спрашивает: „Скажите, что-нибудь из этого все-таки было?“. Я говорю: „Как вы считаете, могло быть?“. Он: „Но мы же могли сесть!“. Но не только не сели, а еще и премиальные получили!»

Нагибин делит литературу на халтуру и искусство. Причем, халтуру сравнивает с водкой: «Халтура заменила для меня водку. Она почти столь же успешно хотя и с большим вредом позволяет отделаться от себя. Если бы родные это поняли, они должны были бы повести такую же самоотверженную борьбу с моим пребыванием за письменным столом, как прежде с моим пребыванием за бутылкой. Ведь и то, и другое - разрушение личности. Только халтура - более убийственное».

Халтурой Нагибин называет писание газетных статей посвященных вождю и восхваляющих существующий строй и сценариев к советским кинофильмам. Но, в то же время, писатель осознает другую сторону своей деятельности: «стоит подумать, что бездарно, холодно, дрянно исписанные листки могут превратиться в чудесный кусок кожи на каучуке, так красиво облегающий ногу, или в кусок отличнейшей шерсти, в котором невольно начинаешь себя уважать, или в какую-нибудь другую вещь из мягкой, теплой, матовой, блестящей, хрусткой, нежной или грубой материи, тогда перестают быть противными измаранные чернилами листки, хочется марать много, много».

Не менее важными для писателя являются поездки за границу, Нагибин за свою жизнь посещает более 30 стран. Поездки для писателя как «глоток чистого воздуха», впрочем, дело даже не в поездках, а в тоске по поездке, тоске по Ленинграду, Парижу и невиданной сроду Ниагаре. Из этого могут возникнуть «дивные звуки» (да и возникли - «Моя Венеция»), а не из туристско-гостиничного мыкания.

Юрий Маркович Нагибин был талантливейшим писателем, но ему дорого пришлось заплатить за теплое место под солнцем в советской системе. Большую часть своего таланта он потратил на «халтуру», вымышленную ложь, прославляющую советский строй. Такова была плата за беспартийность и материальное благополучие. Единственной отдушиной для Юрия Нагибина стал его дневник, который впоследствии оказался самым лучшим и самым откровенным произведением писателя.

Библиография

Вечные спутники. (1972-79) Цикл

  • Огненный протопоп.
  • Остров любви.
  • Царскосельское утро.
  • Заступница.
  • Сон о Тютчеве.
  • Злая квинта.
  • Как был куплен лес.
  • Смерть на вокзале.
  • И кошка его бабушки по имени Крыса

Разное

  • А льва жалко.
  • Бабье царство. Киносценарий
  • Безлюбый.
  • Берендеев лес (1977) - по мотивам рассказа снят фильм «Портрет жены художника» (1981)
  • Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана. Повесть
  • Богояр.
  • Большое сердце. (1944) Сборник рассказов
  • Бунташный остров. (1994) Повесть
  • Ваганов. (1946) Рассказ
  • В апрельском лесу. Рассказ
  • Веймар и его окрестности. Рассказ
  • Война с черного хода.
  • Встань и иди. (1987) Сборник. рассказов
  • В те юные годы.
  • Гардемарины, вперёд!(1987). Сценарий
  • Гардемарины - III (1992). Сценарий
  • Где-то возле консерватории. (1973)
  • Гибель пилота. (1965) Рассказ
  • Гимн дворняжке.
  • Далеко от войны. (1964) Повесть
  • Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя. (опубл. в 1995) Роман
  • Две силы. (1944) Сб. рассказов
  • Двойная ошибка. (1940) Рассказ
  • Девочка и эхо. Киносценарий
  • Дерсу Узала. Киносценарий
  • Директор. Киносценарий
  • Дневник. (опубл. в 1995) Книга
  • Загадка Кальмана. Киносценарий
  • Зерно жизни. (1948) Сб. рассказов
  • Зимний дуб. (1953) Рассказ
  • Как скажешь, Аурелио. (1966, опуб. в сборнике «На тихом озере», из-во «Советская Россия») Рассказ
  • Квасник и Буженинова. (1986) Повесть
  • Книга детства. (1968-1975)
  • Кнут. (1941) Рассказ
  • Комаров. (1953) Рассказ
  • Красная палатка. Роман
  • Красная палатка. Киносценарий
  • Любовь вождей (1991) Сборник рассказов
  • Машинистка живет на шестом этаже. (1971)
  • Мещерская сторона. Рассказ
  • Молодожён. (1964) Рассказ
  • Молодожён. (1964) Киносценарий
  • Москва… как много в этом звуке… (1987) Сборник статей
  • Моя золотая тёща. (1994) Автобиографическая повесть
  • Мягкая посадка. (1980) Повесть
  • На Хортице. Рассказ
  • Недоделанный
  • Ночной гость. (1955) Рассказ
  • Павлик. (1959) Повесть
  • Переводчик. (1945) Рассказ
  • Перед праздником. (1960) Сборник рассказов
  • Переулки моего детства. (1971) Сборник рассказов
  • Пик удачи. (1970) Повесть
  • Писатель щедрый и радостный… Вступительная статья
  • Погоня. (1962) Рассказ
  • Последняя охота. (1957) Рассказ
  • Председатель. (1964) Киносценарий
  • Прекрасная лошадь.
  • Путь на передний край. (1957) Повесть
  • Разговор. Рассказ
  • Ранней весной. (1957) Рассказ
  • Рассказы синего лягушонка. (1991) Сб. рассказов
  • Река Гераклита. (1984) Сборник рассказов
  • Самый медленный поезд. Киносценарий
  • Свет в окне. (1956) Рассказ
  • Связист Васильев. [Линия, 1942] Рассказ
  • Сильнее всех иных велений. [Князь Юрка Голицын]. Повесть
  • Скалистый порог. (1955) Рассказ
  • Слезай, приехали. Рассказ
  • Срочная командировка, или Дорогая Маргарет Тэтчер… (1989) Повесть
  • Срочно требуются седые человеческие волосы. (1968) - по мотивам рассказа снят фильм «Поздняя встреча» (1979)
  • Старая черепаха.
  • Страницы жизни Трубникова. (1962) Повесть
  • Телефонный разговор.
  • Терпение - по мотивам рассказа снят фильм «Время отдыха с субботы до понедельника» (1984)
  • Трубка. (1952) Рассказ
  • Трое и одна и еще один.
  • Тьма в конце туннеля. (1994) Автобиографическая повесть
  • Ты будешь жить. (1972)
  • Хазарский орнамент. (1956) Рассказ
  • Чайковский. Киносценарий
  • Человек с фронта. (1943) Сборник рассказов
  • Четунов, сын Четунова. (1954) Рассказ
  • Чистые пруды. (1962) Книга
  • Чужое сердце. (1968) Повесть
  • Школьный альбом.
  • Итальянская тетрадь.(2011) серия эссе, рассказов

Критика

  • Штут С. Рассказ в строю. (1952)
  • Тарасенков А. Мнимые конфликты и правда жизни. (1953)
  • Атаров Н. Человек из глубины пейзажа. (1972)
  • Фоменко Л. Побеждает художник. (1973)
  • Герасимова Л. Сегодняшнее и вечное. (1978)
  • Богатко И. А. Ю. Нагибин: Литературный портрет. (1980)
  • Сахаров В. Мелодия прозы. (1980)
  • Кардин В. «По существу ли эти споры?» (1983)
  • Золотусский И. Возвышающее слово. (1988)
  • Иванова Т. Практик литературы. (1988)
  • Холопова В. Ф. Парадокс Любви: Новелистика Ю. Нагибина. (1990)
  • Лавров В. «С отвращением читая жизнь мою…» (1995)
Гражданство:

СССР
Россия

Род деятельности: Дебют:

«Двойная ошибка»

Награды:
Произведения на сайте Lib.ru

Ю́рий Ма́ркович Наги́бин (3 апреля , Москва - 17 июня , Москва) - русский писатель -прозаик, журналист и сценарист.

Биография

Настоящий отец Нагибина - Кирилл Александрович Нагибин - погиб в 1920 году. Он был дворянином и его расстреляли как участника белогвардейского восстания в Курской губернии. Кирилл Александрович оставил беременную жену Ксению Алексеевну своему другу адвокату Марку Левенталю, который усыновил Юрия. Лишь в зрелые годы Юрию Марковичу рассказали, кто его настоящий отец.

Мать Юрия Нагибина дала ему отчество Маркович, чтобы никто не узнал о его дворянском происхождении. Это позволило Юрию с отличием окончить школу и беспрепятственно поступить на сценарный факультет ВГИКа .

О Ксении Алексеевне, матери Нагибина рассказывает в своих воспоминаниях "Четыре друга на фоне столетия", записанных писателем и журналистом Игорем Оболенским , близкий друг Юрия Марковича - Вера Прохорова:

Я хорошо знала его мать. Ксения Алексеевна красавица была невероятная – тонкие черты лица, золотые волосы. Она была жестким человеком, довольно острым на язык. Юрку обожала. Хотя когда я спросила ее, хотела ли она ребенка, Ксения Алексеевна ответила: «Вы с ума сошли, Вера, я со всех шкафов прыгала, чтобы случился выкидыш. Но сын все равно родился. Лишь когда мне его принесли покормить, я почувствовала к нему нежность".

Вот что пишет Ю. М. Нагибин о своем происхождении в дневнике: «Мое анкетное существование весьма резко отличается от подлинного. Один из двух виновников моего появления на свет так основательно растворился среди всевозможных мифических отчимов, что можно подумать, будто я возник только из яйцеклетки. Но вытравить отца мне удалось лишь из анкетного бытия. В другом, в плоти и крови, существовании моем он непрестанно напоминает о себе».

Впрочем, и отчима Нагибина - Марка Левенталя, который работал в Москве адвокатом, в 1927 году сослали в республику Коми (там он и умер в 1952). Нагибин ездил к отчиму втайне от своих знакомых и друзей. Вот что он пишет в своем дневнике по этому поводу в 1952 году: «Я должен быть ему (Марку Левенталю) благодарен больше, чем любой другой сын - своему отцу, кормившему, поившему, одевавшему его. Я его кормил, поил, одевал. В этом отношении мое чувство совершенно свободно. Но благодаря ему я узнал столько боли всех оттенков и родов, сколько мне не причинили все остальные люди, вместе взятые. Это единственная основа моего душевного опыта. Всё остальное во мне - дрянь, мелочь».

В 1928 году мать Нагибина вышла замуж за писателя Якова Рыкачёва, который поощрял первые литературные опыты Юрия.

С января 1942 года инструктор 7-го отдела Политуправления Волховского фронта , с июля 1942 года старший инструктор 7-го отделения политотдела 60-й армии Воронежского фронта . После тяжёлой контузии в бою работал до конца войны специальным военным корреспондентом газеты «Труд ». В 1943 году вышел первый сборник рассказов.

Работал в малой форме (рассказы, изредка повести), писал киносценарии, по которым снято более 40 фильмов. Член редколлегии журналов «Знамя » (1955-1965), «Наш современник » (1966-1981). Член правления СП РСФСР с 1975 года, правления СП СССР с 1981 года. Заслуженный работник культуры ПНР.

В 1966 году поставил свою подпись под пись­мом в защиту А. Синявского и Ю. Даниэля . В 1993 году подписал «Письмо 42-х ».

Юрий Нагибин был женат шесть раз. Одной из его жён была Белла Ахмадулина . Впрочем, безмерное увлечение женщинами вредило Нагибину как писателю. Женолюбство писателя не совпадало с принятым каноном советского человека. Поэтому в дневнике Юрия Марковича в 1968 году появляется такая запись: «очередное проявление административной грации: меня вычеркнули в последний момент из списка едущих на летнюю Олимпиаду. Причина всё та же: морально неустойчив. Как же, потерял жену и посмел жить с другой бабой».

Творчество

Нагибин часто переживал о том, что ему приходится писать не то, что он думает на самом деле. Но писатель оправдывает себя тем, что «я мог зарабатывать только пером. И на мне было еще три человека. Берут - хорошо, дают деньги. Я приезжаю домой - там радовались».

Временами Юрию Марковичу приходилось выдумывать статьи и выдавать их за реальную жизнь для того, чтобы хоть как-то выжить: «один раз продержался на том, что писал месяц для газеты о Сталинском избирательном округе. (Это было в 1950 году). А там у меня какие-то цыгане табором приходят голосовать за Сталина с песнями-плясками, а их не пускают. Они кричат, что хотят отдать свои голоса за любимого вождя… Грузинский летчик-инвалид, сбитый в бою, приползает на обрубках… Редактор спрашивает: „Скажите, что-нибудь из этого все-таки было?“. Я говорю: „Как вы считаете, могло быть?“. Он: „Но мы же могли сесть!“. Но не только не сели, а еще и премиальные получили!»

Нагибин делит литературу на халтуру и искусство. Причем, халтуру сравнивает с водкой: «Халтура заменила для меня водку. Она почти столь же успешно хотя и с большим вредом позволяет отделаться от себя. Если бы родные это поняли, они должны были бы повести такую же самоотверженную борьбу с моим пребыванием за письменным столом, как прежде с моим пребыванием за бутылкой. Ведь и то, и другое - разрушение личности. Только халтура - более убийственное».

Халтурой Нагибин называет писание газетных статей, посвященных вождю и восхваляющих существующий строй, и сценариев к советским кинофильмам. Но в то же время писатель осознает другую сторону своей деятельности: «стоит подумать, что бездарно, холодно, дрянно исписанные листки могут превратиться в чудесный кусок кожи на каучуке, так красиво облегающий ногу, или в кусок отличнейшей шерсти, в котором невольно начинаешь себя уважать, или в какую-нибудь другую вещь из мягкой, теплой, матовой, блестящей, хрусткой, нежной или грубой материи, тогда перестают быть противными измаранные чернилами листки, хочется марать много, много».

Не менее важными для писателя являются поездки за границу, Нагибин за свою жизнь посещает более 30 стран. Поездки для писателя как «глоток чистого воздуха», впрочем, дело даже не в поездках, а в тоске по поездке, тоске по Ленинграду, Парижу и невиданной сроду Ниагаре. Из этого могут возникнуть «дивные звуки» (да и возникли - «Моя Венеция»), а не из туристско-гостиничного мыкания.

Юрий Маркович Нагибин был талантливейшим писателем, но ему дорого пришлось заплатить за теплое место под солнцем в советской системе. Большую часть своего таланта он потратил на «халтуру», вымышленную ложь, прославляющую советский строй. Такова была плата за беспартийность и материальное благополучие. Единственной отдушиной для Юрия Нагибина стал его дневник, который впоследствии оказался самым лучшим и самым откровенным произведением писателя.

Нагибин очень ответ­ственно относился к писательскому творче­ству, он до конца продумывал свои рассказы и фиксировал их в планах, прежде чем на­писать. Затем они претерпевали лишь стили­стическую правку. Он пишет эпизоды, не судьбы, выявляя существенное в незначи­тельном и повседневном. Благодаря этому, а также любви писателя к среднерусским лесам и болотам Мещерского края его проза обна­руживает родство с прозой К. Паустовского . Но тот воспринимал природу как любитель пеших прогулок, а Нагибин - как охотник (напр., «Когда утки в поре», 1963). По содержанию рассказы Нагибина очень разнообразны, хотя пре­обладают у него темы войны, природы, люб­ви; он показывал людей всех слоёв общества, занятий и возрастных групп, часто и детей. Объединяет все его произведения то, что централь­ное место в них занимают человеческие от­ношения, вера в доброе в человеке, удачные психологические мотивировки и безупреч­ность писателя в вопросах совести, чести, долга. Основной темой своего творчества Нагибин на­звал однажды «пробуждение человека», а значит, узнавание заново своего окружения, более осознанное, положительное отношение к другому, а через это - к самому себе.

Библиография

Вечные спутники. (1972-79) Цикл

  • Огненный протопоп.
  • Остров любви.
  • Царскосельское утро.
  • Заступница.
  • Сон о Тютчеве.
  • Злая квинта.
  • Как был куплен лес.
  • Смерть на вокзале.
  • И кошка его бабушки по имени Крыса
  • Сирень

Разное

  • А льва жалко.
  • Бабье царство . Киносценарий
  • Безлюбый.
  • Берендеев лес (1977) - по мотивам рассказа снят фильм «Портрет жены художника » ()
  • Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана. Повесть
  • Богояр.
  • Большое сердце. (1944) Сборник рассказов
  • Бунташный остров. (1994) Повесть
  • Ваганов. (1946) Рассказ
  • В апрельском лесу. Рассказ
  • Веймар и его окрестности. Рассказ
  • Война с черного хода.
  • Встань и иди. (1987) Сборник. рассказов
  • В те юные годы.
  • Гардемарины, вперёд!(1987). Сценарий
  • Гардемарины - III (1992). Сценарий
  • Где-то возле консерватории. (1973)
  • Гибель пилота. (1965) Рассказ
  • Гимн дворняжке.
  • Далеко от войны. (1964) Повесть (по мотивам повести снят фильм «Жди меня, Анна »)
  • Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя. (опубл. в 1995) Роман
  • Две силы. (1944) Сб. рассказов
  • Двойная ошибка. (1940) Рассказ
  • Девочка и эхо . Киносценарий
  • Дерсу Узала . Киносценарий
  • Директор. Киносценарий
  • Дневник. (опубл. в 1995) Книга
  • Загадка Кальмана. Киносценарий
  • Зерно жизни. (1948) Сб. рассказов
  • Зимний дуб. (1953) Рассказ
  • Как скажешь, Аурелио. (1966, опуб. в сборнике «На тихом озере», из-во «Советская Россия») Рассказ
  • Квасник и Буженинова. (1986) Повесть
  • Книга детства. (1968-1975)
  • Кнут. (1941) Рассказ
  • Комаров. (1953) Рассказ
  • Красная палатка. Роман
  • Красная палатка . Киносценарий
  • Любовь вождей (1991) Сборник рассказов
  • Машинистка живет на шестом этаже. (1971)
  • Мещерская сторона. Рассказ
  • Молодожён. (1964) Рассказ
  • Молодожён . (1964) Киносценарий
  • Москва… как много в этом звуке… (1987) Сборник статей
  • Моя золотая тёща. (1994) Автобиографическая повесть
  • Мягкая посадка. (1980) Повесть
  • На Хортице. Рассказ
  • Недоделанный
  • Олежка женился (1964) Рассказ
  • Ночной гость. (1955) Рассказ - снят одноименный кинофильм ()
  • Павлик. (1959) Повесть
  • Переводчик. (1945) Рассказ
  • Перед праздником. (1960) Сборник рассказов
  • Переулки моего детства. (1971) Сборник рассказов
  • Пик удачи. (1970) Повесть
  • Писатель щедрый и радостный… Вступительная статья
  • Погоня. (1962) Рассказ
  • Последняя охота. (1957) Рассказ
  • Председатель . (1964) Киносценарий
  • Прекрасная лошадь.
  • Путь на передний край. (1957) Повесть
  • Разговор. Рассказ
  • Ранней весной. (1957) Рассказ
  • Рассказы синего лягушонка. (1991) Сб. рассказов
  • Река Гераклита. (1984) Сборник рассказов
  • Самый медленный поезд . Киносценарий
  • Свет в окне. (1956) Рассказ
  • Связист Васильев. [Линия, 1942] Рассказ
  • Сильнее всех иных велений . [Князь Юрка Голицын]. Повесть
  • Скалистый порог. (1955) Рассказ
  • Слезай, приехали. Рассказ
  • Срочная командировка, или Дорогая Маргарет Тэтчер… (1989) Повесть
  • Срочно требуются седые человеческие волосы. (1968) - по мотивам рассказа снят фильм «Поздняя встреча » ()
  • Старая черепаха.
  • Страницы жизни Трубникова. (1962) Повесть
  • Телефонный разговор.
  • Терпение - по мотивам рассказа снят фильм «Время отдыха с субботы до понедельника » ()
  • Трубка. (1952) Рассказ
  • Трое и одна и еще один.
  • Тьма в конце туннеля. (1994) Автобиографическая повесть
  • Ты будешь жить. (1972)
  • Хазарский орнамент. (1956) Рассказ
  • Чайковский . Киносценарий
  • Человек с фронта. (1943) Сборник рассказов
  • Четунов, сын Четунова. (1954) Рассказ
  • Чистые пруды . (1962) Книга
  • Чужое сердце. (1968) Повесть
  • Школьный альбом.
  • Итальянская тетрадь.(2011) серия эссе, рассказов
  • Ярослав Домбровский . Киносценарий

Критика

  • Штут С. Рассказ в строю. (1952)
  • Тарасенков А. Мнимые конфликты и правда жизни. (1953)
  • Атаров Н. Человек из глубины пейзажа. (1972)
  • Фоменко Л. Побеждает художник. (1973)
  • Герасимова Л. Сегодняшнее и вечное. (1978)
  • Богатко И. А. Ю. Нагибин: Литературный портрет. (1980)
  • Сахаров В. Мелодия прозы. (1980)
  • Кардин В. «По существу ли эти споры?» (1983)
  • Золотусский И. Возвышающее слово. (1988)
  • Иванова Т. Практик литературы. (1988)
  • Холопова В. Ф. Парадокс Любви: Новелистика Ю. Нагибина. (1990)
  • Лавров В. «С отвращением читая жизнь мою…» (1995)

Примечания

Литература

Вера Прохорова. Литературная запись и оригинальный текст Игоря Оболенского . Четыре друга на фоне столетия: Рихтер, Пастернак, Булгаков, Нагибин и их жены. – Москва, Астрель, 2012, ISBN 978-5-271-40033-9

Ссылки

  • Дневник Юрия Марковича Нагибина Первое издание Юрия Кувалдина Издательство «Книжный сад» 1995
  • Нагибин, Юрий Маркович в библиотеке Максима Мошкова
  • Нагибин, Юрий Маркович (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Страница о Юрии Нагибине в онлайн энциклопедии «Кругосвет»
  • Кувалдин Ю. Заблудившийся писатель

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 3 апреля
  • Родившиеся в 1920 году
  • Родившиеся в Москве
  • Умершие 17 июня
  • Умершие в 1994 году
  • Умершие в Москве
  • Сценаристы по алфавиту
  • Сценаристы СССР
  • Сценаристы России
  • Кавалеры ордена Отечественной войны I степени
  • Награждённые медалью «За оборону Ленинграда»
  • Кавалеры ордена Октябрьской Революции
  • Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
  • Кавалеры ордена «Знак Почёта»
  • Юрий Нагибин
  • Писатели России XX века
  • Русские писатели XX века
  • Авторы исторических романов
  • Детские писатели по алфавиту
  • Детские писатели СССР
  • Детские писатели России
  • Авторы знаменитых дневников
  • Писатели СССР
  • Члены КПСС
  • Похороненные на Новодевичьем кладбище
  • Мемуаристы России
  • Мемуаристы СССР

Wikimedia Foundation . 2010 .

В конце 1960-начале 1970-е годах в СССР волей случая был поставлен биологический эксперимент: обычная советская семья вырастила львенка...

Литературный сценарий биографического фильма об императоре Александре Павловиче - от воцарения двадцатичетырехлетнего великого князя до исчезновения старца Федора Кузьмича...

Крестьянская изба-пятистенка. В чистой горнице немецкий солдат бреется перед зеркальцем, прислоненным к горшку с геранью. Другой солдат ставит пластинки на граммофон с большой трубой. Сквозь хрип и скрежет слышится сентиментальная немецкая песенка: "Tranen mur Tranen da fliBen darnieder".

Историческая повесть рассказывает о молодости будущего поэта, астраханского поповича и парижского студиозуса Василия Кирилловича Тредиаковского.

Брошенная террористом-одиночкой бомба убила реакционера из реакционеров, душителя свободы, тупого, высокомерного истукана - великого князя, близкого родственника императора. Убийца был схвачен на месте и осужден к повешению; в тюрьме его навещала вдова убитого...
Литературный киносценарий основан на событиях русской истории начала XX века, но является художественным, а не документальным произведением.

Белая сирень.
Вниманию читателей предлагается сборник произведений известного русского писателя Юрия Нагибина.

На исходе лета семейная пара отправились на Валдай по грибы. Оставив дома назойливые мелочи быта, мужчина и женщина заново осознали свои чувства...

"Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана" - повесть о прославленном короле оперетты, привившем традиционному жанру новые ритмы и созвучия, идущие от венгерско-цыганского мелоса - чардаша.

Юрий Нагибин - Богояр

Скворцовы давно собирались на остров Богояр; пути туда из Ленинграда комфортабельным трехпалубным туристским теплоходом вечер и ночь. На осмотр острова со всеми его пейзажными красотами и скромными достопримечательностями уходит от силы полдня, потом отдых, всевозможные развлечения, глубокий сон, как в детской колыбели, под легкую качку озерной волны, и ты - дома.

Петрищев занимался рыбалкой не для отдыха - для дела. Он всегда обеспечивал себе первомайскую выпивку острожным боем, а празднование Великого Октября - утиной охотой. Но однажды он попался рыбохране, и теперь его судят за браконьерство...
Рассказ из цикла "Зеленая птица с красной головой".

Нагибин Юрий Маркович, биография которого представлена в этой статье, - известный писатель и сценарист. Годы его жизни - 1920-1994. Он родился в Москве 3 апреля 1920 года. Кирилл Александрович, отец будущего писателя, незадолго до появления на свет Юрия был расстрелян - он участвовал в белогвардейском восстании в Курской губернии. Кирилл Александрович успел "завещать" Ксению Алексеевну, свою беременную жену, другу Марку Левенталю. Он и усыновил Юрия, который только в зрелые годы узнал о том, кем был его настоящий отец. Вскоре Марк Левенталь также был репрессирован (его сослали). Вторым отчимом для Юрия Марковича стал Яков Рыкачев. Он был первым литературным писателя, который пробудил у него вкус к словесному творчеству.

Учеба, военные годы

Нагибин в 1938 году с отличием окончил школу, а затем продолжил обучение в Московском медицинском институте. У него не возникло интереса к врачебному делу, и он решил перейти во ВГИК, на сценарный факультет. Окончить институт, однако, не получилось. ВГИК в начале войны был эвакуирован в Алма-Ату, а Юрия Нагибина призвали в армию. Он был отправлен в отдел политуправления на Волховский фронт осенью 1941 года. Первые его рассказы появились в печати незадолго до войны. Это "Двойная ошибка" (1940 год) и "Кнут" (1941 год).

В 1942 году Юрий Маркович находился на Воронежском фронте, был "инструктором-литератором". В этом же году он был принят в Союз писателей СССР. Фронтовые обязанности Нагибина были следующие: ведение радиопередач, выпуск пропагандистских листовок, разбор вражеских документов. Он был дважды контужен на фронте, а после выздоровления по состоянию здоровья комиссован. После этого Юрий Нагибин работал в газете "Труд" Его фронтовой опыт отразился в рассказах, в 1943 году опубликованных в сборнике "Человек с фронта", в 1944-м - "Две силы" и "Большое сердце", а в 1948-м - "Зерно жизни".

Дружба с Андреем Платоновым

В конце 40-х - начале 50-х годов Юрий Нагибин подружился с Андреем Платоновым (годы жизни - 1899-1951). Как позже он вспоминал в своей автобиографии, в результате этого целый период его литературной учебы был отмечен тем, что отчим вытравлял Платонова из его фраз.

Нагибин становится известным

В начале 1950-х годов к Нагибину пришла авторская известность. Читатели заметили такие рассказы, как "Трубка" (1952 год), "Комаров" и "Зимний дуб" (оба написаны в 1953 году), "Четунов" (1954 год), "Ночной гость" (1955 год). А "Свет в окне" и "Хазарский орнамент", опубликованные в 1956 году в "Литературной Москве", вызвали в партийной печати гнев (вместе с "Рычагами" Но уже буквально через год в "Библиотечке "Огонька" были напечатаны рассказы, сделанные по законам соцреализма, и писателя "реабилитировали". Юрий Кувалдин отмечал, что Нагибину приходилось постоянно балансировать на грани правоверности и диссидентства.

Циклы произведений Нагибина

Большинство рассказов Юрия Марковича, объединенные "сквозными" героями, общей темой и образом повествующего, составляют циклы: историко-биографический, охотничий, военный, цикл путевых рассказов и др. Автор долгие годы рассматривался в основном как новеллист, который стремится в малом рассказать о большом.

Военный цикл

Военные рассказы Нагибина отмечены поиском индивидуальной авторской манеры. В последнее, 11-томное, собрание сочинений автор включил лучшие из них, среди которых можно отметить следующие: "Связист Васильев" (впервые напечатан в 1942 году в газете "Красная Звезда" под названием "Линия"), "На Хортице", "Переводчик" (1945 год), "Ваганов" (1946 год). Кроме того, военный материал был использован Юрием Марковичем в следующих повестях: 1957 года "Путь на передний край", 1959 года "Павлик" и 1964 года "Далеко от войны". Раскрытие героизма простого солдата и военных будней становится все более драматичным и психологически углубленным, появляется рельефность и тонкость в контурах характеров. Среди произведений данной тематики особенно выделяется повесть "Павлик". Ее главный герой с помощью разума преодолевает страх смерти.

"Охотничий" цикл

"Охотничий" цикл сложился за десятилетие - с 1954 по 1964 год. Он включает более двадцати рассказов. Они обязаны своим рождением пейзажам окрестностей и Мещеры. Рассказы Юрия Нагибина испытывают заметное влияние классической традиции в литературе, восходящей к "Запискам охотника" Тургенева. Повествование в них ведется от первого лица. Это такие произведения Юрия Нагибина, как "Погоня" и "Ночной гость" (1962 год), "Молодожен" и "Мещерская сторона" (1964 год). Здесь Нагибин выступает тонким художником мира природы и испытателем характеров людей в естественной среде. Во взаимоотношениях между природой и человеком рассматривается как экологическая сторона, так и социально-нравственная.

Деревенская тема, первый сценарий для фильма

Эти рассказы подготовили развитие деревенской темы. В ход пошли наблюдения и материалы послевоенных журналистских лет, времен создания очерков о колхозной жизни для "Смены", "Социалистического земледелия", "Труда", "Правды". В итоге в 1962 году появилась повесть "Страницы жизни Трубникова". Именно она стала основой сценария для фильма "Председатель", поставленного режиссером А. Салтыковым в 1964 году. Этот фильм стал настоящим событием. За столкновениями Семена Силуянова и Егора Трубникова, людей, одержимых своими идеями, прочитывалось столкновение двух противоположных систем взглядов, жизненных принципов - индивидуалистического и общественного.

Новый сценарий

Творчество Юрия Марковича органично вписывалось в тенденции деревенской прозы, набиравшие силу в 1950-1960 годы. Однако сразу же после выхода первой картины попытался повторить кинематографический успех Юрий Нагибин. Фильмы по его сценариям начали появляться один за другим. Юрий Маркович вскоре предложил проект новой картины "Директор". Автор в заявке прямо сообщал, что волею судьбы в свое время он вошел в семью Ивана Лихачева, одного из основоположников автомобилестроения нашей страны, бывшего чекиста и революционного матроса, партийного выдвиженца. Юрий Нагибин женился на его дочери. Таким образом, сюжетной основой стала жизнь тестя Нагибина, роман с женой которого, то есть со своей тещей, откровенно опишет несколько позже Юрий Нагибин.

Биография писателя интересует многих, особенно его личная жизнь, о которой следует сказать отдельно.

Личная жизнь Нагибина

Юрий Маркович был женат шесть раз. Одной из его супруг являлась Юрий Маркович говорил, что с каждой женщиной он был счастлив по-своему. Каждая из них вносила что-то особенное в его жизнь, как признавался Юрий Нагибин. Жена Алла Григорьевна, переводчица - последняя супруга писателя - прожила с ним дольше всех. Они были счастливы вместе почти 25 лет. Нагибин выразил свою любовь к ней в романтической сказке под названием "Рассказ синего лягушонка", о которой мы поговорим чуть позже.

Продолжение работы над сценариями

Во время создания первого варианта фильма "Директор" погиб известный актер. Второй вариант, снятый после большого перерыва, мало чем запомнился. Тем не менее Нагибин продолжил создавать сценарии, доходные в то время. Акира Куросава, известный японский режиссер, по его сценарной обработке произведения Владимира Арсеньева снял фильм "Дерсу Узала", который был отмечен "Оскаром" (правда, за режиссерскую работу). В активе Юрия Нагибина всего было более тридцати картин: "Девочка и эхо", "Бабье царство", "Чайковский", "Самый медленный поезд", "Красная палатка", "Загадка Кальмана" и др.

"Городские" циклы

Писатель Юрий Нагибин не ограничился производственной и деревенской темами. Он создавал и городские циклы, которые составили следующие книги: "Чистые пруды" (1962 года), "Книга детства" (годы создания - 1968-1975), "Переулки моего детства" (опубликована в 1971 году). Здесь Юрий Нагибин обращается к истокам формирования характера Сережи Ракитина, своего лирического героя, а также его поколения в целом.

Не только фоном, но и "героем" цикла становится сама Москва с ее городскими нравами и бытом. Во множестве дальнейших публицистических статей развивалась тема столицы. Они были собраны в книге 1987 года "Москва... Как много в этом звуке". Этот город он считал единственной своей привязанностью, хотя Нагибин объездил практически весь мир, за исключением Южной Америки. В Москве он прожил почти всю свою жизнь. Юрий Маркович был отличным знатоком истории площадей, переулков и улиц столицы. Не случайно его последней книгой был "Всполошный звон" - произведение, посвященное родному городу. Успех произведений Нагибина в 60-70-е годы в целом объясняется естественной искренностью интонаций, лирической исповедальностью, ясностью и легкостью слога, богатой метафоричностью, необычной ритмической структурой с финальным аккордом, в котором обязательно давалась оценка рассказанной истории с морально-этической точки зрения.

Тема творчества

В 1970-е годы Юрия Нагибина привлекает тема творчества на историко-культурном и современном материале. Это нашло отражение в цикле художественных микроэпопей "Вечные спутники" (годы создания - 1972-1979). Их героями стали Лермонтов, Пушкин, протопоп Аввакум, Чайковский, Тютчев, Анненский, Рахманинов и др. Эти произведения особой оригинальностью не отличаются. По признанию самого автора, его не приближало, а только отталкивало от поставленной задачи полное знание материала. Творческий полет появлялся тогда, когда память освобождалась от фактов, сковывающих воображение. Для того чтобы воссоздать "духовный пейзаж", нужна была в первую очередь опора на "первовидения", на чувства и "память зрения". Отсюда обвинения в авторском произволе и субъективизме.

Любовь в творчестве Нагибина

Среди устойчивых тем творчества Нагибина, варьировавшихся по-разному в разное время, - разнообразная и яркая любовь, а также драматизм упущенного или несостоявшегося счастья. Писал ли Нагибин сказку или реалистическую вещь, во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной у него сложилась довольно устойчивая система характеров: он всегда беззащитен и раним, а она устойчивее и сильнее в этом мире. В начале 1980-х годов светлую, с ностальгическими мотивами прозу сменила большая острота и злободневность, трагическая напряженность, тенденция к социально-философским отступлениям. Его сатира с пародией и фарсом, а также эротика стали неожиданностью. "Рассказы синего лягушонка" представляют собой исповедь «лягушки с человеческой памятью и тоской», которая у него осталась от былой жизни. А любимая его в постчеловеческом бытии превратилась в грациозную косулю. Новую прозу Нагибина критика осудила за "отсутствие нравственной определенности".

Последние произведения

"Синий лягушонок" в последние годы жизни не то чтобы сменил в очередной раз свою шкуру, но вывернул себя наизнанку. Автор с демонстративным самообнажением, не лишенным шутовского самолюбования, показал наиболее потаенные страницы собственной биографии. Он решил воссоздать историю жизни отца и своего отношения к этому человеку ("Встань и иди", 1987 год), вспомнил свою первую любовь в произведении 1994 года "Дафнис и Хлоя...". В этом же году он описал свой роман с тещей в книге "Моя золотая теща", а также оставил повесть-завещание под названием "Тьма в конце туннеля", крайне пессимистическую. "Дневник" 1995 года, опубликованный посмертно, полон крайней откровенности и нелицеприятных оценок окружения писателя.

Смерть Нагибина

17 июня 1994 года в Москве умер Нагибин Юрий Маркович. Биография его и сегодня интересна многим. Популярностью у наших современников продолжают пользоваться именно последние его произведения. Критики время от времени ломают копья, обсуждая книги Юрия Нагибина. В "нагибиноборчестве" были замечены, например, Александр Солженицын и Виктор Топоров.

Юрий Нагибин – выдающийся писатель, один из классиков советской литературы, сценарист, публицист, коренной москвич, родился 03.04.1920 г.

Детство

О том, что писатель имеет дворянское происхождение, стало известно уже тогда, когда он стал знаменитым и популярным. Долгие годы мать и отчим Марк Левенталь, которого Нагибин и считал родным отцом, хранили секрет его рождения в строжайшей тайне. И даже отчество мальчику было дано не от родного отца.

Собственно говоря, по документам никакого отчима не было. Родной отец Юрия, белогвардейский дворянин, был расстрелян за несколько месяцев до рождения сына. Узнав о гибели мужа, его мать, белокурая красавица, пришла в отчаяние и даже пыталась избавиться от ребенка. К счастью, эти попытки потерпели неудачу.

Опорой и поддержкой отчаявшейся женщине стал друг мужа, известный в Москве адвокат Марк Левенталь, который женился на ней и таким образом официально стал отцом Нагибина. Впрочем, и этому браку не суждено было долго просуществовать.

В 1927 в первой же волне массовых сталинских чисток Левенталя навсегда высылают из Москвы. Из далекой Коми он уже не возвращается. О том, что он ездил повидаться с отцом, Нагибин рассказал только после его смерти.

Вырос же он с отчимом – писателем Яковом Рыкачевым. Нельзя сказать, что у них сложились близкие отношения. Однако именно отчим заметил, что у мальчика очень яркое воображение и предложил ему попробовать написать первый рассказ.

Об этом литературном опыте Нагибин вспоминает с улыбкой. Рассказ оказался очень неуклюжим. Зато мальчику понравился сам процесс фантазировать на бумаге. Не в восторге от этих опытов была только мать.

Проба пера

Все время, пока он учился в школе, Нагибин продолжал писать: статьи в стенгазеты, рассказы для себя, подражания известным писателям. Но после получения аттестата мать настояла на том, чтобы была приобретена серьезная профессия, и документы были поданы в медицинский институт. Там Юрий проучился всего лишь год.

Возможно, он бы не решился пойти против воли матери, если бы не узнал о том, что во ВГИКе открылся новый факультет, который занимался подготовкой киносценаристов. Соблазн был слишком велик, и Нагибин забирает документы из медицинского, успешно сдает экзамены и становится студентом главного киновуза страны.

Всего через год, в 1940-м он публикует свой первый рассказ в одном из московских журналов. К удивлению самого автора, он был очень хорошо встречен не только читателями и соратниками по писательскому цеху, но и литературными критиками, которые в те времена могли перечеркнуть писательское будущее всего одной жесткой рецензией.

В данном случае все произошло наоборот – в том же году по рекомендации Катаева молодой Нагибин был принят в Союз Писателей.

Военные годы

Казалось бы, все складывается как нельзя более удачно. Но мирную жизнь нарушила война. Начинающий писатель добровольно отправляется на фронт и становится сначала инструктором политуправления, много времени проводит на передовых, поддерживая боевой дух красноармейцев.

В 1942 попадает в госпиталь после ранения и тяжелой контузии, которое не дает ему возможности вернуться в ряды действующей армии.

Не желая оставаться в тылу, Нагибин снова просится на фронт. И после нескольких рапортов в различные инстанции добивается повторной отправки в должности военкора одной из центральных московских газет «Труд». В этом качестве он и проходит всю войну до победы. Тогда же он начинает писать правдивые рассказы о фронтовой жизни, первый сборник который выходит в 1943 году.

Эти рассказы сильно отличатся от ладных и «причесанных» классических произведений советской литературы. Они описывают не «славные» биографии, а различные эпизоды из жизни простых людей. Их радости и печали, взаимоотношения с близкими, переживания и реакции в сложных жизненных ситуациях. Именно правдивость и искренность, с которой Нагибин описывал своих героев, сделали произведения такими популярными.

Мирная жизнь

Вернувшись с фронта, Нагибин продолжает писать рассказы на военную тематику. У него появляется возможность работать по основной своей специальности – создавать сценарии к кинофильмам. За годы своего творчества он написал более 40 киносценариев. Мало кто знает, что в их число входят сценарии популярных сериалов о приключениях гардемаринов, снятых режиссером Светланой Дружининой.

Не прекращает он и свое литературное творчество. Хотя далеко не всегда ему удается писать то, что он хочет. Это сейчас можно иметь и свободно высказывать собственное мнение. А раньше за это можно было поплатиться не только карьерой, но и сломанной судьбой, особенно в послевоенные сталинские времена.

Нагибин не скрывает того, что писал рассказы на заказ. Писал такими какими их хотели видеть, такими, за которые готовы были платить. Это долгое время разрывало его изнутри. В какой-то период он начал прикладываться к бутылке, но быстро понял, что это не облегчает, а лишь усугубляет ситуацию.

И тогда он уходил в свободное творчество, писал совершенно другие произведения, часть которых была опубликована через много лет после их создания.

Настоящей отдушиной для него стал цикл рассказов о природе, созданный после поездки в Мещерский край по приглашению одного из друзей. Он очень страстно описывает красоту русской природы, наблюдая за ней внимательным и острым глазом охотника. Но все равно в центре его произведений остается простой и искренний человек, который стремится к тому, чтобы стать лучше.

Личная жизнь

Нагибин любил женщин и был любим женщинами. И если его творчество соответствовало советским литературным канонам, по крайней мере, он старался держаться в общепринятых рамках, то его личная жизнь не однажды обсуждалась начальственными лицами в литературных трудах.

Но что делать – таким уж он был. Ему нужна была муза, и если страсть уходила он не мог уже творить так искренне и плодотворно. Поэтому он женился по страстной любви, затем разводился и снова искал себе жену. И так шесть раз. Причем первый брак был заключен, когда ему едва исполнилось всего 20 лет, а последний – в 1968 году (почти в 50).

Белла Ахмадулина была одной из спутниц жизни Юрия Нагибина

Все женщины его жизни были яркими и неординарными, но настоящим бриллиантом среди них стала поэтесса . Правда, прожили они вместе всего несколько лет. Двум творческим личностям такого масштаба сложно существовать рядом. Но и после развода они остались в хороших отношениях и продолжали общаться.