Душевная драма катерины гроза. Сочинение по произведению на тему: Душевная драма Катерины. Общий вывод по произведению

ДУШЕВНАЯ
ДРАМА КАТЕРИНЫ



Пьеса "Гроза"
написана Островским в 1859 г., незадолго до
реформы 1861 г. В этой драме автор ярко
вырисовывает социально-бытовой и семейный
уклад России того времени. На таком фоне
зреет и постепенно достигает трагического
накала центральный конфликт пьесы,
конфликт вольной души главной героини с "самодурной
силой" окружающей среды.


В образе
Катерины Кабановой - главной героини пьесы,
автор запечатлел всю красоту и широкую
натуру свободолюбивой русской души, ее
тонкую чувствительность, глубокую
совестливость религиозность. С первых сцен
пьесы мы проникаемся к Катерине вниманием и
сочуствием. Живя в тяжелой атмосфере
Кабановского


дома, она с
тихой тоской вспоминает свою вольную жизнь
в родительском доме. Катерина была окружена
материнской любовью да лаской, время
проводила среди любимых цветов и за
вышиванием. С детских лет она привыкла
почитать Бога и следовать в жизни его
великим заповедям. Религия для Катерины -
это и любовь к красоте божьего мира, и
глубокая внутренняя совесть, которая не
позволяет ей притворяться и обманывать. С
чистой и открытой душой, с сердцем, полным
любви, Катерина ищет понимания и ответной
любви в доме мужа. Она с кротостью терпит
сварливые замечания свекрови, не держит
обиды на слабого и покорного во всем своей
матери Тихона, она искренна в своих
побуждениях жить по совести и закону
нравственному. Но в доме Кабанихи, где давно
уже уклад жизни строится по принципу: "делай,
что хочешь, лишь бы все шито-крыто было",
героиня со своей мечтательностью и хрупкой
романтической душой становится чужой и
одинокой.


Тихон
Кабанов - человек недалекий, без характера и
воли. Он не умеет и не способен понять
внутренние переживания жены, да ему и
некогда их заметить: Тихон всегда занят
поиском возможности выпить. Незнакомый с
душевными порывами, томясь под давлением
матери, не умея и не желая что-либо менять,
скользит младший Кабанов по жизни,
потихоньку спиваясь. Выслушать и понять
жену ему некогда: он ослеплен счастливой
возможностью вырваться из-под вездесущего
ока матери. Катерине же остается "терпеть,
пока терпится".


уплыть
ночью по Волге), Катерина не может побороть
свою богобоязненность: "Мне умереть не
страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я
явлюсь перед богом такая, какая я здесь с
тобой, после этого разговору-то, вот что
страшно", - говорит она Варваре. В этом и
состоит главная тема разлада героини с
миром и с самой собой. Душевный конфликт
Катерины, постепенно разрастаясь,
определяет трагический накал и всей пьесы в
целом.

С помощью
Варвары Катерина встает на путь свободной
любви, которая, по мнению Добролюбова, выше
людских предрассудков. Но такой выбор
дается ей не легко. Ведь то, что для человека
с убеждениями Добролюбова лишь "предрассудки",
для народной героини - нравственный закон,
основа патриархальной морали. Нарушить
этот закон, преступить свои жизненные
принципы

Катерине
удается ценой тяжелых душевных мук и
терзаний, ценой непреодолимой борьбы со
стыдом и страхом. Жажда жизни и любви
оказывается сильнее, и выбор сделан - она
признается Борису в своем запретном
чувстве.

Кроткая и
чистая душа Катерины не может смириться со
своим грехопадением, она находится в
мучительном разладе с совестью.
Беспристанно плача, боится она каждого
звука, йюроха, каждого взгляда в ее сторону.
Катерина, не вынося страданий, жаждет
покояния, стремится облегчить совесть
признанием. Тонкая душа ее созвучна природе,
и в тревожном приближении грозы улавливает
героиня угрозы и грядущее наказание. Как
страшное пророчество звучат слова,
обращенные прямо к Катерине: "В омут
лучше с красотой... Куда прячешься, глупая?
От Бога-то не уйдешь!" Не выдерживает
Катерина и на коленях принародно
признается мужу в своем грехе.


Трагическая
развязка конфликта обуславливается тем,
что естественное чувство Катерины
несовместимо с жизнью в обществе Кабановых
и Диких, оно не выдерживает давления
внешних обстоятельств и малодушия. Борис -
заурядный обыватель города Калинова с
мелочной и меркантильной душонкой, не
достоин жертвенной любви Катерины. Струсив
в последний момент, он бросает свою
возлюбленную, уезжая из города, чтобы
сохранить за собой наследство бабушки.


Окруженная
злобой Кабанихи, .всеобщим осуждением и
презрением, терзаемая собственными
душевными муками, Катерина находит
единственный выход в смерти. Как о чем-то
неизъяснимо желанном, манящем и сулящем
избавление, мечтает она о "могилушке"
под деревцем. Очистив душу покаянием,
Катерина уже не боится смерти, а пламенно
желает ее.


В
трагическом финале пьесы Добролюбов видит
проявление высшей формы протеста, победу
героини над царством произвола и
деспотизма, торжество света над тьмой, и в
этом с ним можно согласиться.

Сочинения по литературе: Душевная драма катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Конфликт, составляющий основу сюжета драмы Островского "Гроза", выходит за пределы пьесы. Это конфликт между старым - патриархальными принципами, и новым - стремлением к свободе. Этот конфликт очень важен, но не менее значительны противоречия внутренние, между чувствами и принципами человека. В темном царстве, царстве деспотизма, где "слезы льются за запорами, невидимые и неслышимые", появилась героиня, отличающаяся своей чистотой, поэтически настроенной натурой. В этой исключительности и своеобразии характера героини заключается причина ее глубокой жизненной драмы. Образ Катерины характеризуется непосредственностью, наивностью, нежностью, стремлением к свободе. В этом образе Островский отразил моральную чистоту и красоту русской женщины.

Природа наградила героиню честностью, искренностью, горячим сердцем и конечно же твердостью характера. Островский начал пьесу на прекраснейшем берегу Волги, тем самым он стремился ввести зрителей в атмосферу жизни городка, создать тот общественный фон, без которого нельзя понять драму Катерины. На первый взгляд, жизнь города не сливается с трагической судьбой героини, но Островский показывает нам гнетущую силу общественного мнения, которая в конечном счете привела Катерину к обрыву. Героиня сначала не желает считаться с общественным мнением калиновских обывателей: "Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?" Но ей не удалось вынести тяжесть "людского суда": "Все и ходят за мной целый день, и смеются мне прямо в глаза..." Драма Катерины совершается на глазах у города.

На людях она призналась в измене мужу, на людях бросилась с обрыва в Волгу. Характер Катерины, каким он дан в драме, раскрывает перед нами чуткую натуру, способную меняться и бороться. Героиня представлена в самых различных эмоциональных состояниях - в тихой радости и в тоске, в ожидании счастья и в предчувствии беды, в смятении чувств и в порыве страсти, в глубоком отчаянии и в бесстрашной решимости принять смерть. С самого начала драмы Катерина с удивлением прислушивается к тому, что с ней происходит: "Что-то во мне такое необыкновенное", "точно я снова жить начинаю". Это ощущение возникает из-за Бориса (возлюбленного ее). Поначалу Катерина пытается отогнать от себя даже мысль о нем: "Я его и знать не хочу!" Но уже в следующую минуту она признается: "Об чем ни задумаю, а он так и стоит перед глазами.

И хочу себя переломить, да и не могу никак". Катерина остается верна себе, и "переломить" себя, то есть изменить своему характеру, она не может. Ей остается только терпеть: "Уж лучше я буду терпеть, пока терпится". Ее терпение испытывается уже вскоре, когда ей приходится выслушивать Тихона, говорящего словами Кабановой. Катерина оскорблена тем, что она смеет так бесцеремонно вставать между ней и Тихоном.. В сцене прощания с мужем слышится не только боязнь остаться наедине с искушением, но и предчувствие того неисправимого, что случится после его отъезда. Еще важнее отчаянная, но искренняя попытка обрести близость с Тихоном: "...

как. бы я тебя любила..." В монологе с ключом Катерина пытается сначала отвлечь себя, но она не может, да и не хочет себя обманывать: "Перед кем я притворяюсь-то!" В этом суть: притворяться героиня драмы ни перед кем не будет, и тем более перед собой. Опорная фраза монолога - "А горька неволя, ох, как горька". Горечь неволи, быть может, и толкнула героиню драмы на шаг, который оказался для нее роковым.

Монолог, начавшийся душевным смятением, завершается бесповоротным решением: "Будь что будет, а я Бориса увижу!" Стоя у калитки, Катерина все еще сомневается, надо ли ей идти на встречу, но потом решает, вопреки всему, последовать велению своего сердца. В том, что Катерина не побоялась "людского суда", мы можем убедиться в сцене признания. Для нее невыносимо то положение, в котором она оказалась. Обманывать мужа ей не позволяет чистота души. Недаром она открылась Варваре: "Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу". После того как она все рассказала, она все же осталась верна своему чувству к Борису. Катерина сознает преступность своей любви, но она готова пренебречь всем и связать свою жизнь с ним.

Конец пьесы неоднозначен. С одной стороны, он пессимистичен, так как влюбленные разлучены, а главная героиня погибает, но, с другой стороны, смерть Катерины помогла обличить "темное царство", погубившее ее. Трагический конфликт живого чувства Катерины и мертвого уклада жизни привел ее к обрыву. Катерина любит не так, как заурядный человек, она готова на все ради любимого, даже преступить священные для нее понятия о грехе и добродетели. Читатели и автор сходятся в своей оценке Катерины. Для нас она не падшая женщина, а та, которая нашла в себе силы бороться со старыми устоями жизни, женщина, полная решимости найти свое счастье, пусть даже таким неправедным путем.

Драма «Гроза», опубликованная в 1860 г., явилась своеобразным итогом творческих достижений Островского. В ней более отчетливо раскрылась и его сатирическая мощь, и его способность к утверждению возникающих в жизни прогрессивных тенденций.
В пьесе «Гроза» драматург изобразил не только мертвящие условия «темного царства», но и проявления глубокой ненависти к ним. Сатирическое обличение естественно слилось в этом произведении с утверждением растущих в жизни новых сил, положительных, светлых, поднимающихся на борьбу за свои человеческие права.
Чувства недовольства и стихийного возмущения выразились в решительном протесте главной героини пьесы – Катерины Кабановой. Но протест Катерины перерастает в душевную драму. Замуж она вышла не по любви, ее выдали за Тихона Кабанова только потому, что у его маменьки имелся капитал. Да, Катерина, будучи сильной и цельной натурой, и не смогла бы полюбить такого человека, безвольного, слабого, не имеющего своего мнения, во всем слушающегося только своей маменьки. И когда на пути Катерины встречается Борис, то в ее душе сталкивается два разновеликих и равнозаконных побуждения. С одной стороны, отказаться от любви, оставшись несчастной на всю жизнь, с другой стороны, последовать естественному влечению своего сердца и стать преступницей в собственных глазах (не говоря уже об общественности).
В кабановском царстве, где вянет и иссыхает все живое, Катерину одолевает тоска по утраченной гармонии. Ведь до замужества она «жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле». Поэтому ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь. От нее героине нужно слишком много. Но судьба сводит друг с другом людей, несоизмеримых по глубине и нравственной чуткости. Борис едва ли лучше Тихона по своей бесхарактерности, по своему безволию. Тихон по-настоящему любит Катерину и готов простить ей любые обиды, а Борис, несмотря на свою любовь к Катерине, не задумывается о будущем, не собирается ничего менять. Он живет одним днем, ему сегодня хорошо – и этого вполне хватает для счастья. Более того, Борис не хочет предавать огласке свои отношения с Катериной, он боится, что об их любви узнают. Остается удивляться, почему Катерина полюбила этого человека, к тому же в отличие от робкого Бориса она не желает скрывать свою любовь: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?». Островский противопоставляет высокий любовный полет Катерины бескрылому увлечению Бориса.
Этот контраст наиболее очевиден в сцене их последнего свидания. Тщетны надежды Катерины: «Еще кабы с ним жить, может быть радость бы какую-нибудь я и видела». «Кабы», «может быть», «какую-нибудь»… слабое утешение! Но и тут она находит силы думать не о себе. Это Катерина просит прощения у любимого за причиненные ему тревоги. Борису же и в голову такое прийти не может: «Кто ж знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!». Но разве не напоминала Борису о расплате за любовь к замужней женщине народная песня, исполняемая Кудряшом, разве не предупреждал его об этом же Кудряш: «Эх, Борис Григорьич, бросить надоть!... Ведь это, значит, вы ее совсем загубить хотите…» а сама Катерина разве не об этом говорила Борису? Увы, герой ничего этого просто не услышал. Дело в том, что душевная культура просвещенного Бориса совершенно лишена нравственного «приданого». Калинов для него – трущоба, здесь он чужой человек. У него не хватает смелости даже дослушать Катерину: «Не застали бы нас здесь!». Не такая любовь нужна Катерине.
Катерина равно героична как в страстном, безоглядном любовном увлечении, так и в глубоко совестливом покаянии. Пройдя через грозовые испытания, героиня нравственно очищается и покидает этот греховный мир с сознанием своей правоты: «Кто любит, тот будет молиться». В народе говорят: «Смерть по грехам страшна». И если Катерина смерти не боится, то ее грехи искуплены.
Добролюбов считал образ Катерины близким «к положению к сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе».


Пьеса "Гроза" написана Островским в 1859 г., незадолго до реформы 1861 г. В этой драме автор ярко вырисовывает социально-бытовой и семейный уклад России того времени. На таком фоне зреет и постепенно достигает трагического накала центральный конфликт пьесы, конфликт вольной души главной героини с "самодурной силой" окружающей среды.

В образе Катерины Кабановой - главной героини пьесы, автор запечатлел всю красоту и широкую натуру свободолюбивой русской души, ее тонкую чувствительность, глубокую

Совестливость религиозность. С первых сцен пьесы мы проникаемся к Катерине вниманием и сочуствием. Живя в тяжелой атмосфере

Кабановского дома, она с тихой тоской вспоминает свою вольную жизнь в родительском доме. Катерина была окружена материнской любовью да лаской, время проводила среди любимых цветов и за вышиванием. С детских лет она привыкла почитать Бога и следовать в жизни его великим заповедям. Религия для Катерины - это и любовь к красоте божьего мира, и глубокая внутренняя совесть, которая не позволяет ей притворяться и обманывать. С чистой и открытой душой, с сердцем, полным любви, Катерина ищет понимания и ответной любви в доме мужа. Она с кротостью терпит сварливые замечания свекрови, не держит обиды на слабого и покорного во всем своей матери Тихона, она искренна в своих

Побуждениях жить по совести и закону нравственному. Но в доме Кабанихи, где давно

Уже уклад жизни строится по принципу: "делай, что хочешь, лишь бы все шито-крыто было", героиня со своей мечтательностью и хрупкой романтической душой становится чужой и одинокой.

Тихон Кабанов - человек недалекий, без характера и воли. Он не умеет и не способен понять внутренние переживания жены, да ему и некогда их заметить: Тихон всегда занят

Поиском возможности выпить. Незнакомый с душевными порывами, томясь под давлением матери, не умея и не желая что-либо менять, скользит младший Кабанов по жизни, потихоньку спиваясь. Выслушать и понять жену ему некогда: он ослеплен счастливой возможностью вырваться из-под вездесущего ока матери. Катерине же остается "терпеть, пока терпится".

Переполняющей сердце и невостребованной мужем. Героиня всегда естественна и

Откровенна, в ней нет ни капли фальши: "обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу". Так в первом действии она признается Варваре, что любит Бориса. При этом Катерина полна смятения и ужаса: "...грех у меня на уме. Сколько я, бедная, плакала, что уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха!" Так начинается внутренний конфликт Катерины, затрагивающий ее нравственные устои и религиозные взгляды. Будучи по натуре смелой и реижгелъной (еще в детстве она не боялась одной уплыть

Ночью по Волге), Катерина не может побороть свою богобоязненность: "Мне умереть не

Страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с

Тобой, после этого разговору-то, вот что страшно", - говорит она Варваре. В этом и

Состоит главная тема разлада героини с миром и с самой собой. Душевный конфликт

Катерины, постепенно разрастаясь, определяет трагический накал и всей пьесы в

С помощью Варвары Катерина встает на путь свободной любви, которая, по мнению Добролюбова, выше людских предрассудков. Но такой выбор дается ей не легко. Ведь то, что для человека с убеждениями Добролюбова лишь "предрассудки", для народной героини - нравственный закон, основа патриархальной морали. Нарушить этот закон, преступить свои жизненные принципы Катерине удается ценой тяжелых душевных мук и

Терзаний, ценой непреодолимой борьбы со стыдом и страхом. Жажда жизни и любви

Оказывается сильнее, и выбор сделан – она признается Борису в своем запретном

Чувстве.

Кроткая и чистая душа Катерины не может смириться со своим грехопадением, она находится в мучительном разладе с совестью. Беспристанно плача, боится она каждого

Звука, йюроха, каждого взгляда в ее сторону. Катерина, не вынося страданий, жаждет

Покояния, стремится облегчить совесть признанием. Тонкая душа ее созвучна природе,

И в тревожном приближении грозы улавливает героиня угрозы и грядущее наказание. Как

Страшное пророчество звучат слова, обращенные прямо к Катерине: "В омутлучше с красотой... Куда прячешься, глупая? От Бога-то не уйдешь!" Не выдерживает Катерина и на коленях принародно признается мужу в своем грехе.

Трагическая развязка конфликта обуславливается тем, что естественное чувство Катерины

Несовместимо с жизнью в обществе Кабановых и Диких, оно не выдерживает давления

Внешних обстоятельств и малодушия. Борис - заурядный обыватель города Калинова с

Мелочной и меркантильной душонкой, недостоин жертвенной любви Катерины. Струсив

В последний момент, он бросает свою возлюбленную, уезжая из города, чтобы сохранить за собой наследство бабушки.

Окруженная злобой Кабанихи, .всеобщим осуждением и презрением, терзаемая собственными душевными муками, Катерина находит единственный выход в смерти. Как о чем-то неизъяснимо желанном, манящем и сулящем избавление, мечтает она о "могилушке" под деревцем. Очистив душу покаянием, Катерина уже не боится смерти, а пламенно желает ее.

В трагическом финале пьесы Добролюбов видит проявление высшей формы протеста, победу героини над царством произвола и деспотизма, торжество света над тьмой, и в

Этом с ним можно согласиться.

Характер состоит в способности работать по принципам. А. Н. Островский написал много пьес из жизни купечества. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов назвал их "пьесами жизни". В этих произведениях жизнь купечества описывается как мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного гробового молчания. А если и появляется бессмысленный ропот, то он замирает уже при своем рождении. Свою статью, посвященную разбору пьес Островского, критик Н. А. Добролюбов назвал "Темное царство". Он выложил мысль о том, что самодурство купечества держится только на невежестве и покорности. Но выход будет найден, потому что в человеке нельзя уничтожить стремление существовать достойно.

"...Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак темного царства?" - спрашивает Добролюбов. Ответом на тот самый вопрос послужила новая пьеса драматурга "Гроза".
Написанная в 1860 году, пьеса и духом своим, и названием как бы символизировала процесс обновления общества, которое стряхивало с себя оцепенение от тирании. Гроза издавна была олицетворением борьбы за свободу. И в пьесе это не только явление природы, а ослепительный образ внутренней борьбы, начавшейся в темной купеческой жизни.

В пьесе много действующих лиц. Но главным из них является Катерина. Образ этой женщины не только самый сложный, но он резко отличается от всех других. Недаром критик назвал ее "лучом света в темном царстве". Чем же так отличается Катерина от других "жителей" этого "царства"?

В этом мире нет свободных людей! Ни самодуры, ни их жертвы таковыми не являются. Здесь можно обманывать, как Варвара, но существовать по правде и совести, не кривя душой, нельзя.

Катерина воспитывалась в купеческой семье, дома она "жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле". Но после замужества эта свободная натура попала в железную клетку самодурства.

В доме Катерины вечно было много странниц да богомолок, рассказы которых (да и вся обстановка в доме) сделали ее очень религиозной, от души верящей в заповеди церкви. Неудивительно, что свою любовь к Борису она воспринимает как тяжелый проступок. Но Катерина в религии "поэт". Она наделена ярким воображением и мечтательностью. Слушая различные истории, она как бы видит их наяву. Ей часто снились райские сады и птицы, а когда она входила в церковь, видела ангелов. Даже речь ее музыкальна и напевна, напоминает народные сказания и песни.

Однако религия, замкнутая жизнь, отсутствие выхода для ее незаурядной чувствительности повлияли отрицательно на ее характер. Поэтому, когда во пора грозы она услышала проклятья полоумной барыни, то стала молиться. Когда же увидела на стене рисунок "геенны огненной", ее нервы не выдержали, и она призналась Тихону в своей любви к Борису.

Но религиозность более того как-то оттеняет такие черты героини, как стремление к независимости и правде, смелость и решительность. Самодур Дикой и вечно попрекающая и ненавидящая родных Кабаниха никогда не способны понять других людей. В сравнении с ними или с бесхарактерным Тихоном, лишь порой позволяющим загулять на несколько дней, с ее возлюбленным Борисом, неспособным оценить истинную любовь, характер Катерины становится особенно привлекательным. Она не хочет и не может обмануть и прямо заявляет: "Обманывать-то я не умею; скрыть-то я ничего не мог)".

Любовь к Борису - это все для Катерины: тоска по воле, мечты о настоящей жизни. И во имя этой любви она вступает в неравный поединок с "темным царством". Она не воспринимает свой протест, как возмущение против целой системы, более того не задумывается об этом. Но так устроено "темное царство", что любое проявление независимости, самостоятельности, достоинства личности воспринимается им как смертельный проступок, как восстание против основ господства самодуров. Именно поэтому пьеса кончается смертью героини: ведь она не только одинока, но и раздавлена внутренним сознанием своего "греха".

Гибель смелой женщины - это не крик отчаяния. Нет, это нравственная победа над "темным царством", сковывающим ее свободу, волю, разум. Самоубийство, по учению церкви, непростительный проступок. Но Катерина уже не боится этого. Полюбив, она заявляет Борису: "Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?" А последними ее словами были: "Друг мой! Радость моя! Прощай!"

Можно оправдать или обвинить Катерину за ее роковое решение, но нельзя не восхищаться цельностью ее натуры, жаждой свободы, решительностью. Смерть ее потрясла более того таких забитых людей, как Тихон, который в глаза обвиняет мать в гибели жены.

Значит, поступок Катерины был реально "страшным вызовом самодурной силе". Значит, в "темном царстве" способны рождаться светлые натуры, которые своей жизнью или смертью могут осветить это "царство".