Микаэл таривердиев и его женщины. «Последний романтик» Микаэл Таривердиев. — Он часто признавался вам в любви

В Украине отменены гастроли народного артиста СССР, который собирался приехать с моноспектаклем «Из Петербурга с любовью… Размышления…»

Широко разрекламированный моноспектакль народного артиста СССР Олега Басилашвили «Из Петербурга с любовью… Размышления…», который должны были показать в Одессе и Киеве, отменен. «Причиной послужила сложная ситуация в Украине», — сообщили организаторы гастролей. «ФАКТАМ» удалось пообщаться с популярным актером и получить информацию из первых уст.

— Сразу хочу заметить: мои симпатии к украинскому народу неизменны, — заверил Олег Басилашвили . — Хочу, чтобы это была дружественная нам страна — богатая, с сильной экономикой и сельским хозяйством. Чтобы между нами были налажены крепкие экономические связи, которые бы помогали обеим странам процветать. То, что сейчас происходит в Украине, наводит меня на тяжкие размышления. В последнее время стараюсь осторожно высказываться относительно подобных ситуаций. Наверное, сказывается личный печальный опыт депутата высшего собрания. Сегодня Совет Федерации и Государственная Дума, к сожалению, лишь ярко отображают происходящее наверху. Именно поэтому на экстренном заседании единодушно одобряется использование российских войск на территории Украины, Крыма в частности.

Нужно отдавать отчет в том, почему Украина стремится на Запад. Думается, исключительно в силу одной причины — опасается опять попасть в Российскую империю, быть под диктатом Москвы. Запад — это альтернатива. Хороша она или плоха, судить не мне. Однако именно в Западе большинство населения Украины видит сегодня сильное плечо.

— Вашей фамилии нет в числе более 80 представителей российской культуры, которые подписали письмо в поддержку политики Путина в Украине и Крыму. Почему?

— Если российское руководство заботится о русскоязычном населении соседней страны, то для этого имеются абсолютно другие инструменты решения проблемы. Тем, кто хочет уехать из Украины, наверное, можно предоставить условия для жизни в нашей стране. Есть большие территории, восток вообще не заселен. Можно выделить подъемные, чтобы люди смогли построить дома, заняться сельским хозяйством. Пусть каждый человек перечислит для этих целей 100 рублей, и уже соберется миллиардная сумма. Нужно искать пути решения проблем без применения оружия. Ведь очень долгое время мы жили мирно. И главное — знали, что и как делать совместно. Помнится, на съезде народных депутатов РСФСР ввели понятие частной собственности, заставили работать рубль, уничтожили товарный дефицит, дали стране возможность двигаться в рыночном поле, приняли Конституцию, основанную на декларации прав человека.

— Ностальгируете?

— Нисколько. Разве что по детству — по маме, папе, бабушке, нашей квартире. По студии Художественного театра, когда мы были молоды. По девушкам, в которых я влюблялся и они меня любили. А по советской жизни — нет. Теперь я прекрасно понимаю, что мы жили в нищем братстве. Слово «братство» хорошее, а «нищее» — плохое. Все были равны в бедности. Моя мама — доктор филологических наук, автор «Словаря языка Пушкина», отец — директор Московского политехникума связи имени Подбельского. Дед по отцовской линии был грузинским крестьянином, а по материнской — известный архитектор храмов, окончил духовную семинарию. Детство мое прошло в Москве и было обычным, как у всех мальчишек в довоенное и военное время. Театром я грезил с самого детства. Когда впервые попал во МХАТ — детище Станиславского и Немировича-Данченко, буквально обмер от возвышенного чувства, очень захотелось в тот неповторимый мир. Подальше от жуткой действительности.

Была у нас дача в Хотьково — половина избы. Без особых удобств, без холодильника. Вырыли яму и в ней хранили продукты, прикрыв крапивой. Закупки делали в Москве, отец никогда не брал казенную машину — возил все в общественном транспорте, в авоськах. Привезенными продуктами мы питались в течение недели. Это что — нормально?

Когда смертельно заболела мама, врач сказал: «Отвезите туда, где ей больше нравится, жить осталось месяцев девять-десять». Она решила поселиться на даче, обожала это место. Я взял такси, поехал вместе с ней на центральный рынок, купил то, что долго не портится: картошку, кабачки… Загрузил в багажник и повез в Хотьково. А мама говорит: «Олег, что о нас подумают? Как ты мог взять такси? Ведь это стыдно. Все же на электричках добираются сюда». Так думала доктор филологических наук. Разве это нормальная жизнь? Другое дело, когда нынешние богачи нарочито и бесстыдно «демонстрируют себя». Это мерзость. Вот так вот: одна крайность и другая. Нужно найти какую-то середину.

— Возможно ли это сейчас?

— Пока нет. Мы еще не избавились от «совковости». Во времена СССР я много гастролировал по миру. Тогда все актеры ездили за границу с двумя чемоданами: в одном лежала одежда, в другом — еда. Ведь на суточные, которые нам платили, можно было купить разве что один бутерброд. Однажды на гастролях в Японии я получил огромный, по меркам советского человека, гонорар. Попросил одну из актрис пойти со мной в магазин. Хотел купить жене туфли, а у той актрисы был точно такой, как у моей супруги, размер ноги. В итоге весь гонорар потратил на шесть пар обуви. Зато весь коллектив, знакомые, родственники восторгались: какой заботливый муж. И никто не заметил, что все это, в конечном итоге, от нищеты. В США, например, считается неприличным ездить на дорогих машинах и демонстрировать свое богатство. У нас все наоборот. Впрочем, подрастает уже поколение, которое будет вести себя достойным образом.

— Совсем недавно вам вручили «Золотую маску» — «за выдающийся вклад в театральное искусство».

— Ранее я получал эту награду за роль князя К. в «Дядюшкином сне», это было очень приятно. Когда же вручают ее за возраст и почет…

— Часто можно услышать от актеров: мои роли — это мои дети.

— Я бы не был столь категоричным. Безусловно, за шесть десятилетий любимые работы есть и у меня, но нынче осталось шесть спектаклей. Предлагают новые роли, но всячески стремлюсь отбояриться. Я их просто не могу играть — не мое это. В кино вообще не снимаюсь, потому что за последнее время мне предложили только один интересный сценарий — фильм о Жукове, где я должен был играть Сталина. Сценарий очень глубокий, но потом выяснилось, что на картину денег не дают. После этого меня пригласили уже в восьмисерийный фильм под названием «Сталин». Прочитав сценарий, я понял, что о Сталине грубым и примитивным языком говорить нельзя, поскольку это был выдающийся политический деятель, с гигантским умом. Да, коварный, жестокий, бесчеловечный. Именно через эти характеристики можно понять, почему сын сапожника, человек, не доучившийся в духовной семинарии, мог подчинить себе половину земного шара. Однако в сценарии, который предложил режиссер Бортко, есть исключительно жестокий человек, который выпивает, к примеру, в бане с истопником. Но так в наше время говорить о Сталине несерьезно и кощунственно.

— Вас помнят, в первую очередь, по фильмам «Осенний марафон», «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «О бедном гусаре замолвите слово».

— Когда смотрю старые ленты, мне не стыдно за то, что я там сделал. Хотя первые годы после выхода этих картин меня подчас охватывало чувство стыдливости. Есть картины, которыми можно даже гордиться. К примеру, чтобы сняться в «Вокзале для двоих», я два месяца практически прожил в одной из подмосковных колоний. Мало кто знает, что эта роль писалась с реальной истории. «Виновным» в аварии был композитор Микаэл Таривердиев. Когда его автомобиль сбил человека, за рулем сидел не композитор, а актриса Людмила Максакова. К счастью, Микаэл не попал в колонию, его освободили по амнистии.

— Любимый зрителями другой ваш фильм — «Осенний марафон» — вышел на экраны ровно 35 лет назад.

— Хорошо, что напомнили! «Осенний марафон» вошел в список картин, которые претендовали на «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», но ввод советских войск в Афганистан стал причиной бойкота наших кинематографистов на столь престижном конкурсе. Этот фильм в моей биографии стоит как бы особняком. Он помог осознать многое из того, чего ранее я не понимал в кинематографе. Оказалось, без четкой гражданской позиции артист может быть очень хорошим, но все-таки в нем многого будет недоставать.

Должен заметить, роль Бузыкина доставила мне немало хлопот. Ведь я никогда не попадал в ситуацию, изложенную автором сценария. Поэтому во время репетиций буквально изводил режиссера Данелия и партнеров по площадке расспросами о том, что именно сейчас должен чувствовать и думать мой герой. Кстати, эта роль была специально написана под Александра Калягина. Но что-то там произошло, и стали пробоваться Леонид Куравлев, Николай Губенко, Станислав Любшин. Как говорил сам Георгий Данелия, вся актерская сборная Советского Союза.

— А выбрали вас.

— Меня абсолютно самовольно пригласила ассистентка по актерам Елена Судакова. Когда же фильм вышел на экраны, на Данелия обиделись не только знакомые мужчины, считавшие, что именно их он вывел в качестве прототипа героя. Надулись и дамы, решившие, что картина показывает полную беспросветность их женской жизни. Причем пострадавшими считали себя и жены, и любовницы. Началось с фестиваля в Сан-Себастьяне, где «Осенний марафон» получил главный приз — «Золотую раковину». Фильм смотрела переводчица, которая под финал картины (когда стало ясно, что Бузыкин не бросит жену) вскочила и крикнула режиссеру: «Вы подлец, Георгий Николаевич!» И выбежала из зала. Потом выяснилось, что она уже три года влюблена в женатого мужчину, а он от жены никак не уйдет. Как-то Данелия сказал в сердцах, что если бы он нашел выход из ситуации, в которой оказался герой его «Осеннего марафона», то ему следовало бы присудить не приз на кинофестивале, а Нобелевскую премию.

Георгий Николаевич тоже снялся в картине. Он сыграл Отто — немецкого офицера с повязкой на глазу в фильме, который семья Бузыкиных смотрит по телевизору. А концовку ведь хотели изменить, чтобы главный герой все-таки вернулся к жене. Бузыкин — советский человек и должен вернуться к жене, а Алла (Марина Неелова) осталась бы в стороне. Однако Данелия заявил, что это невозможно. И еще одна вещь. В финале Бузыкин обреченно бежит трусцой вслед за профессором-иностранцем. Во время работы над лентой Данелии снился страшный сон. Будто он сдает картину, а директор «Мосфильма» спрашивает: «А куда это ваш герой бежит? Там же Финский залив. Стало быть, в Швецию…» И Данелия просыпался в холодном поту.

Норберт Кухинке, сыгравший профессора, был корреспондентом журнала «Шпигель» из ФРГ. После того как Данелия взял его на роль немецкого профессора Хансена, возникли разногласия на уровне ЦК КПСС. Если профессор немецкий, то возникла бы необходимость пояснить, из ФРГ он или из ГДР. Однако при любом раскладе было невозможно продать фильм либо в западногерманский, либо в восточногерманский прокат. Поэтому национальность профессора Хансена была заменена на датскую. Норберт, ушедший в канун 2014 года из этого мира, — уникальная личность. Он живо интересовался нашей архитектурой, православием. Пытался приблизить мировосприятие немцев к нашему. На съемочной площадке старательно выполнял указания режиссера.

Каждый кинофильм, на мой взгляд, это, в общем, сказка. Любой. «Осенний марафон» — тоже сказка в какой-то степени. Небывалая и в то же время будничная история. Казалось бы, обычный треугольник: муж, жена и любовница. Муж не знает, что ему делать, идет на компромисс. А ведь эту историю конформизма, компромисса можно перенести на всю нашу интеллигенцию. Когда человек говорит: да в конце концов, какая разница, пожму я руку Шершавникову (эпизодическая роль в «Осеннем марафоне». — Авт. ) или не пожму? Ну, пожму, что от этого изменится? И вот мы сейчас все пожимаем руки, и таким образом шершавниковы выходят наверх, становятся нашими руководителями. Об этом фильм, по большому счету. Поэтому он привлекает внимание многих зрителей. Сегодня эта картина очень ко времени.

Его автобиография называлась «Я просто живу». Хотя был он совсем не «простым». Композитор, отдающий музыке всего себя. Человек бесконечно элегантный и любящий всё красивое. Мужчина, жизнь которого была наполнена головокружительными романами. Но жил он, судя по этим историям, действительно просто - с любовью к жизни.

Несколько историй из жизни композитора, который посвятил себя искусству музыки и по-настоящему владел искусством жить...

В своей книге «Я просто живу» Микаэл Леонович написал: «Всему, что было во мне хорошего, я научился у моей матери. А всё плохое - это то, чему я не смог у нее научиться». Мама Микаэла, Сато Григорьевна, до безумия обожала своего сына. Но однажды, когда она увидела, что Микаэл с мальчишками во дворе поджаривает жука, она засунула его палец в огонь, сказав, что жуку так же больно, как и ему. Юный Таривердиев навсегда запомнил этот урок.


Когда Микаэлу было шесть лет, родители отдали его в музыкальную школу при Тбилисской консерватории. К восьми он уже был автором нескольких фортепианных пьес, а к десяти - целой симфонии. При этом Таривердиев в своих мемуарах вспоминал, что во времена его детства в Тбилиси самым сложным для него была не учеба в школе, а решение совершенно иной проблемы - он должен был выбрать, в какой из двух известных в городе мальчишеских «банд» участвовать. К счастью, самым большим грехом этих «банд» было выяснение отношений между собой с помощью кулаков, а предводителями этих отрядов были Володька Бураковский, позже - академик и знаменитый кардиолог, а другого звали Женька Примаков. Тоже весьма известный человек.

Свой первый гонорар Таривердиев получил в 1949 году, когда состоялся его дебют как композитора. Он написал две балетные сцены, которые поставили в Театре оперы и балета имени Палиашвили. Время было голодное, а отец Микаэла сидел в лагере. Но свой первый гонорар Микаэл потратил… на шляпу.

С поступлением Таривердиева в Гнесинку связана интересная история. В Ереване 18- летний Микаэл однажды чуть было не женился на племяннице Арама Хачатуряна. Была объявлена помолвка, но в отсутствие Таривердиева у его невесты случился роман с известным музыкантом, и, узнав об измене, Таривердиев расстался с девушкой. В Москве, увидев Микаэла на экзамене, Арам Ильич спросил: «Как ты собираешься после всего этого ко мне поступать?» Микаэл Леонович ответил: «Если вы сочтете меня недостойным, то не примете». Выдержав конкурс в 7 человек на место, Таривердиев единственный с оценкой «5+» поступил в класс Арама Хачатуряна и стал его любимым студентом.


В период учебы в Гнесинке Таривердиеву нужен был какой-нибудь заработок, чтобы прожить. Ему предлагали играть на пианино в ресторане, но это для него было неприемлемо - и он предпочёл разгружать вагоны на Рижском вокзале.

Мечтой Таривердиева в юности было приехать в Тбилиси на «Мерседесе», в котором сидела бы Лолита Торрес (аргентинская певица, популярная в 1960-е годы). Кстати, Микаэл Леонович со временем таки приобрел «Мерседес». И с Лолитой Торрес тоже познакомился.

Таривердиев увлекался спортом, причем довольно необычным: верховой ездой, велогонками, боксом. У него были права на вождение катера, а еще он одним из первых в СССР увлекся виндсёрфингом. 50-летие композитор отметил вместе с другом Родионом Щедриным так: они в Сухуми ушли в море на сёрфах, в километре от берега сложили паруса и, качаясь на волнах, распили по сувенирной бутылочке коньяка.

В 60-е годы Таривердиев был влюблен в актрису Людмилу Максакову. Как-то раз они ехали на машине ночью по Ленинградскому проспекту. Максакова была за рулем и насмерть сбила человека. Таривердиев взял вину на себя и был осуждён на два года. А его возлюбленная уехала с заседания суда с друзьями. Таривердиева спасла амнистия, но с Максаковой он больше никогда не общался. Эта история позже стала сюжетом для фильма «Вокзал для двоих».

Примерно через неделю после выхода фильма «Семнадцать мгновений весны» Таривердиеву в Союзе композиторов показали телеграмму от знаменитого французского композитора Франсиса Ле (автор музыки к кинофильму «Мужчина и женщина»): «Поздравляю с успехом моей музыки в вашем фильме». Таривердиев посмеялся над телеграммой, не придав ей значения, и оставил на столе у референта Тихона Хренникова, где она и лежала.

Однако через несколько дней на радио позвонил человек, назвавшийся представителем французского посольства. Он заявил, что музыка к «Семнадцати мгновениям» украдена у Ле. Через день последовал аналогичный звонок на киностудию им. Горького. Таривердиев продолжал считать это шуткой, но на радио «на всякий случай» перестали передавать музыку к фильму, а на студии пошли разговоры о том, что советскому правительству придется заплатить 50 тыс. долларов за плагиат.

Поняв, что дело принимает серьезный оборот, композитор позвонил атташе французского посольства, и тут выяснилось, что никогда звонка оттуда не было. Более того, Франсис Ле прислал по этому поводу возмущённую телеграмму, заявил, что это провокация. Кстати, потом обнаружилось, что телеграмма была напечатана на обычной машинке с латинским шрифтом и полоски бумаги были просто приклеены к бланку международной телеграммы, купленной в обычном почтовом отделении Москвы. Никто её не получал, просто кто-то принёс и оставил на столе. Таривердиев считал, что автором телеграммы был знаменитый своими розыгрышами Никита Богословский.


Премьера «Семнадцати мгновений» принесла Таривердиеву популярность, в которой было много приятного. Так Юрий Андропов, например, с подачи Юлиана Семенова, выдал Таривердиеву автомобильный пропуск, по которому можно было останавливать и парковать машину где угодно. Микаэл Леонович с удовольствием включился в эту игру, однажды ради эксперимента остановил машину на Красной площади и был в восторге, что это удалось.

Песня «На Тихорецкую состав отправится…» была написана Таривердиевым задолго до съемок фильма «Ирония судьбы». Однажды Рязанов напевал эту песенку в присутствии Таривердиева и заметил мимоходом, что песенка эта народная и войдёт в его новый фильм «Ирония судьбы». «Что это за разговоры! — возмутился Таривердиев. — Это песня не народная, и у неё есть автор. Эта песня моя … ». Микаэл Леонович написал её, когда Ролан Быков ставил свой первый спектакль в театре МГУ и нужна была песня. Рязанов предложил Таривердиеву прочитать сценарий «Иронии судьбы» и написать еще пару песен. Изначально режиссер планировал пригласить в фильм разных композиторов. Но вышло иначе. Вместо двух песен Таривердиев написал дюжину, и все они так понравились Рязанову, что больше в картину он никого приглашать не стал.

Царственная прима вахтанговской сцены встречает очередную круглую дату в расцвете сил, физических и творческих. С десятилетиями Максакова практически не меняется, оставаясь объектом восхищенного мужского внимания, и в канун юбилея звезды нашего театра и кино мы решили вспомнить о мужчинах, с которыми ее сводила личная жизнь и творческая судьба, встречи с которыми так или иначе на ее судьбу повлияли. В большинстве своем это были люди под стать самой Максаковой - красивые, талантливые, успешные.

Отец

К сожалению, наш дом был очень дамский, - вспоминает Максакова годы детства, - настоящий женский монастырь. Мужчин в нем почти не было.

По словам актрисы, в детстве она и не представляла себе, что такое мужчина и зачем он вообще нужен, росла с мамой, певицей Большого театра Марией Максаковой, бабушкой и няней. Отца она не то что не знала - долгие годы она просто не знала, кто он. Большой театр в те годы был придворным театром Сталина, поговаривали даже, что вождь неравнодушен к Максаковой и что Людмила - его дочь.

С матерью тема отца не обсуждалась в принципе. Имя его тщательно скрывалось, и лишь много лет спустя Людмила узнала, что это был баритон Большого Александр Волков, отказавшийся, впрочем, признать отцовство. Его судьба сложилась неожиданным образом: в 1941-м он выступал перед бойцами у самой линии фронта, заночевал в деревне, утром проснулся - а вокруг сплошной "гутен таг". Волков сумел перебраться в США, позже открыл там школу драматического и оперного искусства.

А Людмила, мать которой не хотела для дочери судьбы родни "предателя Родины", сидела взаперти, ей не разрешалось приводить подруг, мать загрузила ее уроками и музыкой, отправив учиться в Центральную музыкальную школу - на виолончель.

Святослав Кнушевицкий и Василий Лановой

"Музыкальная каторга" - так сегодня называет Людмила Максакова свои занятия на виолончели. Она таскала на себе огромный инструмент, к тому же тогда и речи не было о красивых футлярах - у виолончели был чехол, "сшитый из какой-то тряпки".

Отрада в этих занятиях была одна - ее педагог. Святослав Кнушевицкий, участник струнного трио Ойстрах - Оборин - Кнушевицкий, был не только выдающимся виолончелистом, но и прекрасным человеком - сердечным, добрым, тактичным. И Людмила, конечно, влюбилась, в первую очередь в него, а вовсе не в инструмент в тряпичном футляре. Потом Кнушевицкий перестал преподавать в ЦМШ и на этом, как говорит Максакова, "роман с виолончелью закончился". Девочка стала готовиться к филфаку МГУ.

"И вдруг на экране телевизора я увидела картинку, непохожую на всю остальную действительность, какой-то красавец совершенно неописуемый!" Из телевизора на Людмилу однажды взглянул брюнет с огромными глазами, одетый в бархатный камзол. И потом он произнес что-то по-французски... Передача была о Щукинском училище, а прекрасным принцем был Василий Лановой в роли кавалера де Грие из "Манон Леско". Встреча роковым образом повлияла на будущее девушки: оказывается, на Арбате есть место, где много таких молодых людей и где могут научить читать по-французски, - "Щука"!

А через несколько лет она уже стояла с Лановым на одной сцене: в "Принцессе Турандот" он играл принца, а Максакова - рабыню, в него безумно влюбленную.

Лев Збарский

В середине 60-х это была одна из самых блестящих пар столицы: молодая прима и первая красавица Вахтанговского Людмила Максакова и художник Лев Збарский - обаятельный, талантливый, отбоя не знавший от заказов художник "Современника" и "Мосфильма".

Они были молоды, любили друг друга и ради друг друга не жалели себя. Лев был необычайно требователен к внешнему виду жены и, вспоминает Максакова, вполне мог сказать ей перед выходом на улицу: "Пока не переоденешься, мы никуда не пойдем!" И Людмила послушно переодевалась. Он набирал заказы, не успевал их освоить, желая все делать на высшем уровне, и как-то раз один директор театра, устав ждать, просто запер Збарского в комнате, чтобы тот, наконец, сделал работу. И Людмила всю ночь сидела рядом со Львом, помогала ему: рисовала фигурки, которые тот в два росчерка "одевал" в нужную одежду.

Как раз в это время Збарский и Мессерер "выбили" себе чердак в доме на Поварской и обустраивали там мастерские. "Там не было еще горячей воды, день и ночь толклись люди, - вспоминает Максакова. - Я готовила иногда на полсотню человек, а под утро стояла на кухне и, падая с ног, мыла посуду".

На фоне такой жизни Максакова забеременела. Беременность была тяжелой, она лежала на сохранении, а родив, отвезла ребенка в родительскую квартиру - в неустроенной мастерской маленькому Максиму жить было немыслимо. График жизни Людмилы вышел на пик: каждый вечер после спектакля - Поварская, где надо было постоянно убираться после посиделок, с утра - к сыну, вечером - снова театр...

Конец большой любви положила неизбывная усталость.

Микаэл Таривердиев

История отношений с этим мужчиной уже обросла легендами, которые неожиданно для влюбленных (к тому времени уже бывших) даже оказались экранизированы.

Начиналось все как всегда в полном блеске: вновь сошлись два красивых и талантливых человека. Таривердиев был обеспечен, удачлив, умел ухаживать - их роман длился три года и был прерван трагедией.

Сегодня ее излагают по-разному. Вера Таривердиева описывает происшедшее так: Людмила и Микаэл ехали ночью по Ленинградке, "Волгу" вела она, и вдруг из-за кустов на дорогу выпал пьяный - прямо под колеса. Таривердиев тут же пересел за руль, взял вину на себя, получил 2 года - ровно столько и шло следствие. А вскоре попал на премьеру "Вокзала для двоих"...

Максакова недавно рассказала другую историю: за рулем был Таривердиев, "Волга" неслась по Горького, на "зебру" выскочил парень, спешивший на свидание. Стороны сходятся лишь в том, что случившееся разом покончило с отношениями Людмилы и Микаэла и, уверена Максакова, ускорило его уход.

Петер Игенбергс

Они познакомились в день, когда ей присвоили звание заслуженной артистки. В подъезде Максакова столкнулась с незнакомцем в смешной ушанке - заграничным поклонником подруги, в компании его называли просто Уля. В тот же вечер Уля сделал Люде предложение.

По словам Максаковой, она с полгода дрожала, а потом рассудила, что сын у нее растет без отца (Збарский уже жил в Америке), а она, став официальной женой гражданина ФРГ, получает определенный статус. Все это случилось, но в середине 70-х. Как жена иностранца она лишилась предложений в кино, отовсюду были изъяты ее фото, начались проблемы в театре. Со временем, впрочем, сошедшие на нет.

Главное - рядом был человек, за которым она, наконец, оказалась как за каменной стеной. Петер, по образованию физик (его учебник по плазменной физике штудируют в университетах), а по занятиям - бизнесмен, стал настоящим отцом для Максима, сделал все, чтобы его дочь Маша родилась в немецкой клинике. В ответ на вопрос, подает ли ей сегодня муж кофе в постель, Максакова смеется, что Петер, возможно, даже не знает, как зажигается плита. И вообще, мужчина в переднике - не ее герой.

Кстати

Людмила Максакова - народная артистка РСФСР. По окончании Щукинского училища (1961) - актриса Академического театра им. Вахтангова. В театре и кино работала у таких режиссеров, как Рубен Симонов, Григорий Чухрай, Петр Фоменко, Станислав Говорухин, Петр Тодоровский, Алла Сурикова, Юрий Грымов. Лауреат Государственной премии РФ, кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени. Мать солистки Мариинского театра и депутата Госдумы Марии Максаковой-Игенбергс.

В Астрахани именем Марии Петровны Максаковой названы улица, концертный зал филармонии, детская школа искусств, а также вокальный фестиваль. Оперную певицу Марию Максакову, уроженку Астрахани, тут уважают. Неслучайно её внучка – тоже оперная певица и тоже Мария Петровна Максакова – избиралась в Госдуму прошлого созыва именно от астраханской «Единой России». Сейчас в центре скандала.

Из верной патриотки и рьяной сторонницы Владимира Владимировича дорогого она вдруг превратилась в оппозиционера, использующего выражение «в Украине» и считающего присоединение Крыма незаконным. Чтобы не голосовать за решение по Крыму, Мария Петровна-младшая даже улетела в Таиланд. Правда, карточка её всё равно проголосовала, как и карточка её нынешнего мужа, тоже бывшего депутатом, из-за которого она, собственно говоря, и попала в весь этот блудняк.

Теперь Максакова с мужем живут «в Украине» и нещадно бичуют свою бывшую родину и её власти. И вот что делать с улицей, концертным залом, школой искусств и фестивалем? Мария Петровна Максакова теперь будет жупелом, а в Астрахани её имя на каждом шагу. Не будут же специально табличку вешать рядом, что, дескать, названо в честь великой бабки, а не в честь сомнительной внучки.

Вообще, семейка эта весьма любопытная. Дочь бабки и мать внучки актриса Людмила Максакова – тот ещё персонаж. В неё был влюблён Микаэл Таривердиев, она сбила пьяного на дороге, а он взял вину на себя. Фильм «Вокзал для двоих» – это про тот случай. Людмила Максакова не пришла на последнее заседание суда – уехала с друзьями. Таривердиеву присудили двушечку, но, поскольку он два года отсидел в СИЗО, его выпустили, после чего он решительно порвал с Максаковой. А не порвал бы, кто знает, написал бы он свои шедевры или бы спился.

Первым мужем Людмилы Максаковой был известный художник Лев Збарский, сын Бориса Збарского, забальзамировавшего Ленина. У них родился сын Максим, но, когда Збарский решил эмигрировать (один, без жены), Максакова заявила, что он не родной отец, и записала сына на свою фамилию. Лев Збарский умер от рака в Нью-Йорке год назад, одинокий и никому не нужный.

Максим Максаков в настоящее время является обвиняемым по уголовному делу – якобы он взял от Минспорта миллионы на пропаганду спорта и здорового образа жизни, но деньги присвоил, а в отчёты вставлял публикации из СМИ, которые выходили и так.

Второй муж Людмилы Максаковой – отец Марии Максаковой-внучки – вообще гражданин ФРГ Петер Ингебергс, из-за чего она носит двойную фамилию. Родилась, кстати, в Мюнхене и имеет двойное гражданство.

В Госдуме Максакова прославилась лишь тем, что сфотографировалась с открытым ртом во время исполнения гимна. Сделала ли она что-то полезное для области, жители которой своими голосами избрали её в парламент, я не знаю, не слышал. Ну ещё воздержалась при принятии закона о запрещении усыновления сирот в США. Ну пыталась смягчить закон против гомосексуальной пропаганды. В принципе, понятно, почему её не пустили в Госдуму нового созыва.

Главная причина, конечно, её замужество с депутатом от КПРФ Денисом Вороненковым, который также весьма колоритная фигура – решала и разводила, находится под следствием и объявлен в федеральный розыск. Ради брака с Максаковой, связями которой он намеревался воспользоваться, он бросил семью с двумя детьми. Но связи не помогли, мужа прессовали, пытались лишить неприкосновенности, из-за этого у Максаковой случился выкидыш.

И вот результат: сидят оба «в Украине» и режут правду-матку. Ничего нового, правда, не сказали, но украинцы наивные, как дети, которые радуются, если им дали петушка на палочке. Не удивлюсь, если выяснится, что всё это очередная разводка.

09 августа 2017

Две музы композитора излагают противоположные версии случившегося

Тридцать пять лет назад Эльдар Рязанов закончил работу над картиной «Вокзал для двоих», ставшей одной из самых успешных в фильмографии режиссера. В основу сюжета комедии легла реальная история, произошедшая в самом центре Москвы.

Праздник со слезами на глазах

Дело было так: в последние годы приснопамятной хрущевской оттепели, когда заново начали официально праздновать День победы 9 мая, шумная богемная компания отмечала праздник в ресторане «Националь». Оказалась в этой компании и года три как сложившаяся пара – актриса Людмила Максакова и композитор Микаэл Таривердиев . Их отношения ни для кого не были секретом, и дело даже шло к свадьбе. Во время застолья к Людмиле подсел знакомый журналист и поинтересовался: как там Гриша? Речь шла о Григории Чухрае , у которого Максакова недавно снялась в картине «Жили-были старик со старухой».

Но пылкий любовник, в крови которого бушевал не только кавказский темперамент, но и изрядная доля алкоголя, изменился от ревности в лице и был готов к драке. Журналист исчез, Микаэла удалось успокоить, но продолжать веселье он отказался и отправился к своей роскошной «Волге» с оленем на капоте – символом невероятного шика в те времена. Людмила и кое-то из гостей последовали за ним, уселись на места для пассажиров, а сам Микаэл взялся за руль.

Машина быстро набрала скорость, поскольку раздражение Таривердиева требовало острых ощущений. И на одном из переходов (естественно, наземных – других тогда не было) прямо под колеса «Волги» выскочил молодой человек, который тут же и был сбит. Максакова рассказывала, что все сидевшие в машине уговаривали Микаэла остановиться, но он продолжал гнать машину, как будто не слышал, вероятно, пребывая в шоке.

Через некоторое время виновники аварии все-таки вернулись на место происшествия. Там уже работала милиция, пострадавшего – 16-летнего юношу, спешившего на свидание, – увезла «скорая». Через три дня он скончался.

На Таривердиева завели уголовное дело, но у него был прекрасный адвокат, и всё закончилось условным сроком, который, к тому же, истек к моменту вынесения приговора. А вот отношения между Максаковой и Таривердиевым тогда и закончились. «Микаэлу было совестно за то, что струсил, а мне - неловко за него, моего любимого человека, который так ужасно себя повел» — рассказывала Людмила Васильевна.

Правда жизни против правды искусства

Эту историю долго и со смаком обсуждали в киношной тусовке, но в прессу она не просочилась – не те были времена, когда журналисты отслеживают каждый шаг знаменитостей. Так бы она и забылась, если бы к началу 80-х Эльдар Рязанов и его верный друг и соавтор по сценариям Эмиль Брагинский не озаботились поисками сюжета для своей очередной трагикомедии, которые так полюбились зрителям. Тогда-то они и вспомнили о том происшествии.

Авторы «усадили» за руль жену главного героя, отправив в колонию благородного и ни в чем неповинного мужа. На премьере зал неистовствовал от восторга – так зрителям понравился фильм. И только Микаэл Таривердиев был в ужасе. Он ничего не знал о сюжете фильма и пришел порадоваться за своего приятеля Рязанова. А когда увидел, то решил, будто бы всем вокруг известно, что фильм про него. Но никто ничего не знал, да и не очень интересовался тем, как все было на самом деле.

И только через много лет, после кончины Таривердиева в 1996 году, вдова композитора Вера Гориславовна Таривердиева поведала журналистам собственную версию того, что случилось тогда на улице Горького (ныне Тверская – прим. ред .). И эта версия полностью совпадала с сюжетом Рязанова и Брагинского: за рулем сидела Максакова, а наказание отбывал Микаэл Левонович Тривердиев. Такую версию она якобы слышала от мужа и верила в нее свято. Но Людмила Максакова, до интервью вдовы ни разу не проронившая ни слова по этому поводу, возмутилась: «Это чудовищный миф! Ведь все произошло в центре Москвы, на глазах у десятков свидетелей!».

Обеих женщин можно понять: одна отстаивает свое доброе имя, вторая романтизирует горячо любимого и безвременно покинувшего ее мужа. Как бы то ни было, фильм «Вокзал для двоих» и через 35 лет занимает верхние строчки телевизионных рейтингов. Благодаря таланту Рязанова, Брагинского и исполнителей главных ролей – Людмилы Гурченко и Олега Басилашвили – правда искусства оказалась сильнее правды жизни.