Основная и Малая сцены. Театр Маяковского. Основная и Малая сцены Театр маяковского здание

Академический театр имени Владимира Маяковского в Москве – один из самых старинных и прославленных. Его давние традиции, легендарные постановки, маститые режиссеры и известные артисты стали достоянием российской культуры. В разные годы в театре им. В. Маяковского играли Фаина Раневская, Армен Джигарханян, Мария Бабанова, Александр Лазарев-старший, Максим Штраух, Лидия Сухаревская, Ольга Яковлева. Благодаря большому творческому и материальному потенциалу, театр имени Маяковского соединяет в своих постановках ценности прошлого с новыми тенденциями мирового искусства.

У театра им. В. Маяковского два адреса: великолепное основное здание с залом на 1148 мест, с которого началась творческая жизнь замечательного коллектива, находится на , а площадка-филиал «Сретенка», которая открыта в 2014 года, – в Пушкарёвом переулке, дом 21.

Из истории театра

Основное здание театра было построено в 1886 году: архитекторы К.В.Терский и Ф.О. Шехтель спроектировали его для выступлений гастролирующих европейских артистов. Тогда он назывался театром «Парадиз». После национализированному театру дали название «ТеРевСат» (Театр революционной сатиры), а в 1922 году великий Всеволод Мейерхольд на его основе создал свой «Театр революции».

Изначально репертуар «Театра революции» складывался из зарубежных пьес; русская классика и современная отечественная драматургия в нём появились позже. После в жизни театра оставили творческий след многие талантливые режиссёры. Каждый из них привносил свои тенденции в развитие коллектива и открывал для зрителей новые талантливые имена.

Современное название театр имени В. Маяковского получил в 1954 году. С 1967 года им руководил А. Гончаров, и в ту пору на сцене театра играли Е. Леонов, А. Джигарханян, В. Самойлов, Т. Доронина, Н. Гундарева, А. Ромашин, Т. Васильева, А. Болтнев, И. Розанова, Н. Русланова. Коллектив с таким блестящим составом создавал подлинные шедевры.

Современная деятельность

С 2011 года театром имени Маяковского руководит обладатель высших театральных премий России режиссёр Миндаугас Карбаускис. Репертуар театра при нем разнообразен и широк: классика и современные постановки для самой разной публики, включая юношество и детей от 3-х лет. Среди нынешних актёров театра много имён, знакомых всей России: Светлана Немоляева, Игорь Костолевский, Михаил Филиппов, Евгения Симонова и другие.

Старинное здание на Большой Никитской, 19/13 – прекрасный образец настоящего театра, располагающего полной инфраструктурой: от вместительного гардероба до роскошно убранного основного зала на 1148 зрительских мест с амфитеатром и ложами. К услугам публики – стильные интерьеры и буфеты, фойе и коридоры с фотопортретами известных любимых актёров — вся особая и непередаваемая атмосфера и романтика театральной жизни. Малый зал-трансформер вмещает 120 мест для зрителей. В здании филиала «Сретенка» трансформируются и сцена, и зрительный зал на 230 зрителей. Три сцены дают его сотрудникам возможность работать во многих направлениях драматургии от классики до модерна, от солидных «взрослых» форм до студенческих работ.

2016-2019 moscovery.com

В 1886 году специально для именитых гастролеров из-за рубежа. На этой сцене играли такие известные артисты как французская актриса Сара Бернар, итальянская актриса Элеонора Дузе, французский актер и теоретик театра Бенуа-Констан Коклей-старший и другие. На рубеже XIX-XX веков театр назывался "Интернациональным" в силу всеевропейского состава выступающих здесь артистов. После Октябрьской революции, с 1920 года в здании располагался Театр революционной сатиры (Теревсат).

Первым руководителем Театра революции был назначен режиссер Всеволод Мейерхольд. Поставленное им "Доходное место" Александра Островского стало образцом новаторского прочтения классической пьесы, а спектакль того же года "Озеро Люль" драматурга Алексея Файко был одним из ярких примеров конструктивизма в сценическом искусстве.

В 1931-1942 годы руководителем театра стал режиссер и педагог Алексей Попов. В эти годы были поставлены спектакли "Поэма о топоре", "Мой друг" Николая Погодина, "Ромео и Джульетта" Уильяма Шекспира, "Собака на сене" Лопе де Вега, "Бесприданница" Александра Островского, "Мария Стюарт" Фридриха Шиллера и другие спектакли.

В 1943-1954 годы театр был переименован в Московский театр драмы, с 1954 года - Московский театр имени Владимира Маяковского. В 1964 году театр стал академическим.

В 1943-1967 годы театр возглавлял режиссер Николай Охлопков. Были поставлены спектакли "Молодая гвардия" Александра Фадеева, "Мать", "Зыковы" Максима Горького, "Гроза" Александра Островского, "Гамлет" Уильяма Шекспира, "Клоп" Владимира Маяковского, "Иркутская история" Александра Арбузова, "Мамаша Кураж и ее дети" Бертольта Брехта, "Смерть Тарелкина" Александра Сухово-Кобылина.

С 1968 года по 2001 год художественным руководителем театра был режиссер Андрей Гончаров. Популярностью у зрителей в те годы пользовались спектакли: "Таланты и поклонники" Александра Островского, "Дети Ванюшина" Сергея Найденова, "Разгром" Александра Фадеева, "Трамвай Желание" Теннесси Уильямса, "Человек из Ламанчи" по Мигелю Сервантесу, "Банкрот", "Леди Макбет Мценского уезда" Николая Лескова, "Жизнь Клима Самгина" Максима Горького, "Плоды просвещения" Льва Толстого, "Закат" Исаака Бабеля и другие.

В январе 2002 года художественным руководителем Театра имени Владимира Маяковского был назначен режиссер и актер Сергей Арцибашев, до этого 10 лет возглавлявший созданный им "Театр на Покровке". Среди главных постановок - "Женитьба", "Мертвые души", "Как поссорились..." Николая Гоголя, "Карамазовы" по Федору Достоевскому.

20 мая 2011 года Департамент культуры города Москвы назначил художественным руководителем театра режиссера Миндаугаса Карбаускиса, обладателя высших театральных премий России.

В разные годы в Театре имени Маяковского играли знаменитые актеры: Мария Бабанова и Михаил Астангов, Максим Штраух и Лев Свердлин, Фаина Раневская и Лидия Сухаревская, Армен Джигарханян и Ольга Яковлева, Наталья Гундарева и Александр Лазарев-старший.

Сегодня труппа театра представлена такими мастерами, как Светлана Немоляева, Игорь Костолевский, Михаилл Филиппов, Евгения Симонова, Галина Анисимова, Игорь Кашинцев, Игорь Охлупин, Ольга Прокофьева, Даниил Спиваковский, Анатолий Лобоцкий, Анна Ардова. В современном репертуаре театра - премьеры "Господин Пунтила и его слуга Матти" Бертольта Брехта в постановке Миндаугаса Карбаускиса, "Дядюшкин сон" Федора Достоевского в постановке Екатерины Гранитовой.

Свое 90-летие Московский академический театр имени Владимира Маяковского "Юбилей-OFF" 28 октября 2012 года, в ходе которого зрители имели доступ везде, куда обычно им вход закрыт. Под сценой, в гардеробе и гримерках, репетиционных залах и на строительной площадке Малой сцены театра на Сретенке прошли маленькие неофициальные театральные представления с участием актеров театра имени Маяковского, рассказывающие о театре, его традициях, истории, режиссерах и актерах.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В среду состоялся экстренный сбор труппы, на котором, однако, Сергей Арцибашев не смог присутствовать, поскольку находится в больнице. Как будут развиваться события в легендарном коллективе, предсказать невозможно, но история вызвала широкий резонанс. В числе тех, кто переживает за своих бывших коллег, – актер Эммануил ВИТОРГАН, который ответил на вопросы «Новых Известий».

– Эммануил Гедеонович, в Театре Маяковского произошли события, которые вы предрекали еще в 2006 году, когда увольнялись из театра. Наконец, труппа собралась и решила высказать недовольство своему художественному руководителю. Для вас это значимая новость?

– У меня нет торжества по поводу случившегося. Все мы живые люди. Мы живем определенное количество лет, которое нам предназначено, и каждый живет по-своему. Руководитель Театра Маяковского живет по своим правилам, по своим законам, которые меня лично не устраивали, и я ушел. Все остальные наши первачи остались. И дай им Бог здоровья и всего самого-самого наилучшего, естественно. Я с удовольствием бы сказал, что ошибался, когда покидал театр, потому что там остался огромный коллектив, который я бесконечно уважаю, с которым работал двадцать с лишним лет… Но все же у меня нет торжества по поводу случившегося: мол, наконец-то, ребята собрались и сказали все, что думают… На мой взгляд, безусловно, это надо было делать раньше. Безусловно! И то, что Арцибашев небесталанный человек, – это тоже безусловно. Если бы его вовремя остановили и направили в иное русло, то сегодня столь экстренных событий не произошло бы…

– Кто бы его «направил»? Артисты?

– Не только артисты, но и Управление культуры… Ведь талант Арцибашева, как художника и как режиссера, был мощным для его Театра на Покровке. И это проявлялось. Думаю, что если бы Сергей оставался там, то все было бы в порядке, и этот экстренный сбор труппы не случился бы. Но в Театре Маяковского на него обрушился колоссальный объем работы. Ведь здесь не только основная сцена, но и филиал, и черный зал театра, плюс Арцибашев сохранил за собой и «Покровку». Конечно, масштаб совершенно колоссальный!

– В прошлом году аналогичный конфликт произошел в Театре Станиславского. Может быть, конфликты – в театральной природе? Или не хватает роли профсоюза?

– К сожалению, так устроено наше государство: в бывшие времена у нас профсоюз еще играл какую-то роль – от малого коллектива до большого – к нему прислушивались во всех инстанциях. А сейчас профсоюз, не в обиду будет сказано, не может заставить правительство или президента изменить какое-то мнение.

– А при Гончарове в советские времена было иначе?

Лучшие дня

– При Гончарове никто пикнуть не смел. И атмосфера в театре была другой. Андрей Александрович был человеком театра, и этот дом был для него единственным домом в жизни. Я думаю, что одна из причин его ухода из жизни была в том, что он в последнее энное количество лет не создал ни одного спектакля такой мощи и масштаба, какие он делал до сих пор. Вот вам и художники. Все запланировано: взлеты и падения. А вообще Театр Маяковского – очень мощный по художественным руководителям. Мейерхольд, Охлопков, Гончаров. Никто гвоздя без их разрешения не мог вбить… И сейчас, когда встречаю своих бывших коллег, все вспоминают Гончарова с удовольствием.

– Я заметил: в холле вашего культурного центра висят фотографии легендарных артистов и режиссеров Театра Маяковского. И кажется, это те самые снимки, которые вы обнаружили на задворках театра?

– Да, это они. Это их я вытаскивал из кучи строительного мусора. У нас ведь по всем ярусам была вывешена история театра. И какие там только артисты не работали! В итоге портреты были выброшены во двор под дождь. Я случайно это увидел и о-зве-рел. К сожалению, я не спас очень много фотографий. Но те, что спас – те висят у меня. И кое-что лежит, потому что надо их обрабатывать. Это все произошло с приходом Арцибашева. И тоже явилось одной из главных причин моего ухода. Я не выношу, когда люди неблагодарны друг другу.

Московский академический театр имени Владимира Маяковского - драматический театр в Москве , основанный в 1922 году как Театр Революции ; с 1943 года назывался Московским театром драмы , современное название появилось в 1954 году . В 1964 году театру было присвоено звание академического .

История

Здание театра, в то время известное как «театр Парадиз », было построено в 1886 году по проекту архитектора К. В. Терского (автор фасада - Ф. О. Шехтель). Поначалу в помещении выступали европейские звезды, приезжавшие на гастроли; на этой сцене играли такие всемирно известные артисты, как Сара Бернар , Элеонора Дузе , Поссарт , Муне-Сюлли , Коклен-старший , Коклен-младший и другие знаменитости. На рубеже XIX - веков театр даже назывался «Интернациональным».

1920-е годы

Мейерхольд руководил Театром Революции два года. B 1923-1924 годах театр фактически возглавлял Валерий Бебутов , в 1924 году, по рекомендации Мейерхольда, главным режиссёром стал Алексей Грипич , который переориентировал театр на современную советскую драматургию. Ведущими актерами театра в 20-х годах были Дмитрий Орлов , Константин Зубов , Мария Бабанова , Ольга Пыжова , Сергей Мартинсон , Михаил Лишин , Георгий Милляр , Михаил Астангов .

В 1926 году Грипич покинул театр; на протяжении 1927-1930 годов спектакли ставили режиссёры разных школ, в том числе пришедшие из ГосТиМа ученики Мейерхольда Владимир Люце и Василий Фёдоров ; наиболее значительные постановки этого периода принадлежат Алексею Дикому - «Человек с портфелем» А. Файко , оформленный Николаем Акимовым (1928), и «Первая Конная» Вс. Вишневского (1930) .

1930-е годы

Но в 1935 году Алексей Попов был назначен художественным руководителем Центрального театра Красной Армии , и очень скоро Театр Революции погрузился в кризис. На протяжении недолгого периода в театре сменилось несколько художественных руководителей, в их числе были Илья Шлепянов и Николай Петров , отдельные спектакли ставили Леонид Волков , Андрей Лобанов и Юрий Завадский , но отсутствие единого руководства и продуманной репертуарной политики приводило к случайному выбору пьес, к постепенному разрушению ансамблевости и торжеству «премьерства». Этот период в истории театра был отмечен лишь отдельными творческими удачами, в числе которых прежде всего «Таня» А. Арбузова , поставленная в 1939 году А. Лобановым .

Но даже в эти, не лучшие для театра годы рождались актёрские шедевры, такие как Диана Марии Бабановой («Собака на сене»), Елизавета Юдифи Глизер («Мария Стюарт»), Карандышев Сергея Мартинсона («Бесприданница»).

Театр Николая Охлопкова

В 1941 году театр был эвакуирован в Ташкент; в его здании Н. М. Горчаков организовал единственный тогда в Москве драматический театр (Московский театр драмы) с привлечением части труппы Театра Ленсовета, где зрители впервые увидели «Русских людей» К. М. Симонова и «Фронт» А. Е. Корнейчука . После возвращения Театра Революции в Москву в 1943 году эти труппы были объединены с ним под названием «Московский театр драмы»; тогда же художественным руководителем был назначен Николай Охлопков , возглавлявший театр по 1967 год .

Театр Андрея Гончарова

С по 2001 год , до самой смерти руководил театром Андрей Александрович Гончаров . Придя в театр, переживавший кризис, Гончаров вдохнул в него новую жизнь; событиями театральной жизни стали поставленные им в первые годы спектакли «Дети Ванюшина» по пьесе А. Найдёнова и «Трамвай „Желание“ » Теннесси Уильямса (спектакль шёл на сцене театра 24 года и выдержал более 700 представлений ). Одним из самых популярных московских спектаклей, наряду с «Трамваем „Желание“ », стал и «Разгром » приглашённого Гончаровым Марка Захарова . В те годы на сцене Театра им. Маяковского выступали Евгений Леонов , Армен Джигарханян , Владимир Самойлов , Татьяна Доронина , Наталья Гундарева , Анатолий Ромашин , Павел Морозенко , Георгий Мартиросьян , Татьяна Васильева , Андрей Болтнев , Ирина Розанова , Нина Русланова , Людмила Нильская , Александр Парра .

Выдающиеся постановки

  • - «Поэма о топоре» Н. Ф. Погодина . Постановка А. Д. Попова; художник И. Ю. Шлепянов , музыка Н. Н. Попова; премьера состоялась 6 февраля
  • - «Мой друг» Н. Ф. Погодина. Постановка А. Д. Попова
  • - «После бала» Н. Ф. Погодина. Постановка А. Д. Попова
  • - «Ромео и Джульетта » У. Шекспира . Постановка А. Д. Попова и И. Шлепянова; художник И. Шлепянов
  • - «Таня» А. Н. Арбузова . Постановка А. Лобанова
  • - «В горах моё сердце » Уильяма Сарояна
  • - «Разгром » по А. Фадееву. Режиссёр Марк Захаров .
  • - «Трамвай „Желание“ » Теннесси Уильямса . Режиссёр А. Гончаров.

Сегодняшний день театра

14 марта 2011 года артисты театра имени Маяковского, среди которых Игорь Костолевский , Михаил Филиппов и Евгения Симонова , обратились с открытым письмом к своему художественному руководителю и директору с просьбой о его отставке. Большая часть театральной труппы была недовольна работой худрука и «убедительно просила» Арцибашева, совмещавшего посты руководителя двух театров - на Покровке и имени Маяковского. По мнению труппы, это привело к крайнему ухудшению состояния дел в «Маяковке» .

Труппа

Действующие актёры

  • Анна Багмет
  • Татьяна Орлова

Актёры в прошлом

  • Вадим Кондратьев (режиссёр, актёр)

Умершие

  • Анна Воронова (1992-2003)
  • Игорь Кашинцев (1993-2015)

Современный репертуар

Расположение

  • Основная сцена : 125009, Москва, Большая Никитская улица , дом 19/13.
  • Малая сцена : 125009, Москва, Большая Никитская улица , дом 19/13.
  • Сцена на Сретенке : 107045, Москва, Пушкарев пер. , 21

Напишите отзыв о статье "Московский академический театр имени Владимира Маяковского"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Московский академический театр имени Владимира Маяковского

Анисья Федоровна охотно пошла своей легкой поступью исполнить поручение своего господина и принесла гитару.
Дядюшка ни на кого не глядя сдунул пыль, костлявыми пальцами стукнул по крышке гитары, настроил и поправился на кресле. Он взял (несколько театральным жестом, отставив локоть левой руки) гитару повыше шейки и подмигнув Анисье Федоровне, начал не Барыню, а взял один звучный, чистый аккорд, и мерно, спокойно, но твердо начал весьма тихим темпом отделывать известную песню: По у ли и ице мостовой. В раз, в такт с тем степенным весельем (тем самым, которым дышало всё существо Анисьи Федоровны), запел в душе у Николая и Наташи мотив песни. Анисья Федоровна закраснелась и закрывшись платочком, смеясь вышла из комнаты. Дядюшка продолжал чисто, старательно и энергически твердо отделывать песню, изменившимся вдохновенным взглядом глядя на то место, с которого ушла Анисья Федоровна. Чуть чуть что то смеялось в его лице с одной стороны под седым усом, особенно смеялось тогда, когда дальше расходилась песня, ускорялся такт и в местах переборов отрывалось что то.
– Прелесть, прелесть, дядюшка; еще, еще, – закричала Наташа, как только он кончил. Она, вскочивши с места, обняла дядюшку и поцеловала его. – Николенька, Николенька! – говорила она, оглядываясь на брата и как бы спрашивая его: что же это такое?
Николаю тоже очень нравилась игра дядюшки. Дядюшка второй раз заиграл песню. Улыбающееся лицо Анисьи Федоровны явилось опять в дверях и из за ней еще другие лица… «За холодной ключевой, кричит: девица постой!» играл дядюшка, сделал опять ловкий перебор, оторвал и шевельнул плечами.
– Ну, ну, голубчик, дядюшка, – таким умоляющим голосом застонала Наташа, как будто жизнь ее зависела от этого. Дядюшка встал и как будто в нем было два человека, – один из них серьезно улыбнулся над весельчаком, а весельчак сделал наивную и аккуратную выходку перед пляской.
– Ну, племянница! – крикнул дядюшка взмахнув к Наташе рукой, оторвавшей аккорд.
Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала.
Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de chale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел и они уже любовались ею.
Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.
– Ну, графинечка – чистое дело марш, – радостно смеясь, сказал дядюшка, окончив пляску. – Ай да племянница! Вот только бы муженька тебе молодца выбрать, – чистое дело марш!
– Уж выбран, – сказал улыбаясь Николай.
– О? – сказал удивленно дядюшка, глядя вопросительно на Наташу. Наташа с счастливой улыбкой утвердительно кивнула головой.
– Еще какой! – сказала она. Но как только она сказала это, другой, новый строй мыслей и чувств поднялся в ней. Что значила улыбка Николая, когда он сказал: «уж выбран»? Рад он этому или не рад? Он как будто думает, что мой Болконский не одобрил бы, не понял бы этой нашей радости. Нет, он бы всё понял. Где он теперь? подумала Наташа и лицо ее вдруг стало серьезно. Но это продолжалось только одну секунду. – Не думать, не сметь думать об этом, сказала она себе и улыбаясь, подсела опять к дядюшке, прося его сыграть еще что нибудь.
Дядюшка сыграл еще песню и вальс; потом, помолчав, прокашлялся и запел свою любимую охотническую песню.
Как со вечера пороша
Выпадала хороша…
Дядюшка пел так, как поет народ, с тем полным и наивным убеждением, что в песне все значение заключается только в словах, что напев сам собой приходит и что отдельного напева не бывает, а что напев – так только, для складу. От этого то этот бессознательный напев, как бывает напев птицы, и у дядюшки был необыкновенно хорош. Наташа была в восторге от пения дядюшки. Она решила, что не будет больше учиться на арфе, а будет играть только на гитаре. Она попросила у дядюшки гитару и тотчас же подобрала аккорды к песне.
В десятом часу за Наташей и Петей приехали линейка, дрожки и трое верховых, посланных отыскивать их. Граф и графиня не знали где они и крепко беспокоились, как сказал посланный.
Петю снесли и положили как мертвое тело в линейку; Наташа с Николаем сели в дрожки. Дядюшка укутывал Наташу и прощался с ней с совершенно новой нежностью. Он пешком проводил их до моста, который надо было объехать в брод, и велел с фонарями ехать вперед охотникам.
– Прощай, племянница дорогая, – крикнул из темноты его голос, не тот, который знала прежде Наташа, а тот, который пел: «Как со вечера пороша».
В деревне, которую проезжали, были красные огоньки и весело пахло дымом.
– Что за прелесть этот дядюшка! – сказала Наташа, когда они выехали на большую дорогу.
– Да, – сказал Николай. – Тебе не холодно?
– Нет, мне отлично, отлично. Мне так хорошо, – с недоумением даже cказала Наташа. Они долго молчали.
Ночь была темная и сырая. Лошади не видны были; только слышно было, как они шлепали по невидной грязи.
Что делалось в этой детской, восприимчивой душе, так жадно ловившей и усвоивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни? Как это всё укладывалось в ней? Но она была очень счастлива. Уже подъезжая к дому, она вдруг запела мотив песни: «Как со вечера пороша», мотив, который она ловила всю дорогу и наконец поймала.
– Поймала? – сказал Николай.
– Ты об чем думал теперь, Николенька? – спросила Наташа. – Они любили это спрашивать друг у друга.
– Я? – сказал Николай вспоминая; – вот видишь ли, сначала я думал, что Ругай, красный кобель, похож на дядюшку и что ежели бы он был человек, то он дядюшку всё бы еще держал у себя, ежели не за скачку, так за лады, всё бы держал. Как он ладен, дядюшка! Не правда ли? – Ну а ты?
– Я? Постой, постой. Да, я думала сначала, что вот мы едем и думаем, что мы едем домой, а мы Бог знает куда едем в этой темноте и вдруг приедем и увидим, что мы не в Отрадном, а в волшебном царстве. А потом еще я думала… Нет, ничего больше.
– Знаю, верно про него думала, – сказал Николай улыбаясь, как узнала Наташа по звуку его голоса.
– Нет, – отвечала Наташа, хотя действительно она вместе с тем думала и про князя Андрея, и про то, как бы ему понравился дядюшка. – А еще я всё повторяю, всю дорогу повторяю: как Анисьюшка хорошо выступала, хорошо… – сказала Наташа. И Николай услыхал ее звонкий, беспричинный, счастливый смех.
– А знаешь, – вдруг сказала она, – я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, спокойна, как теперь.
– Вот вздор, глупости, вранье – сказал Николай и подумал: «Что за прелесть эта моя Наташа! Такого другого друга у меня нет и не будет. Зачем ей выходить замуж, всё бы с ней ездили!»
«Экая прелесть этот Николай!» думала Наташа. – А! еще огонь в гостиной, – сказала она, указывая на окна дома, красиво блестевшие в мокрой, бархатной темноте ночи.

Граф Илья Андреич вышел из предводителей, потому что эта должность была сопряжена с слишком большими расходами. Но дела его всё не поправлялись. Часто Наташа и Николай видели тайные, беспокойные переговоры родителей и слышали толки о продаже богатого, родового Ростовского дома и подмосковной. Без предводительства не нужно было иметь такого большого приема, и отрадненская жизнь велась тише, чем в прежние годы; но огромный дом и флигеля всё таки были полны народом, за стол всё так же садилось больше человек. Всё это были свои, обжившиеся в доме люди, почти члены семейства или такие, которые, казалось, необходимо должны были жить в доме графа. Таковы были Диммлер – музыкант с женой, Иогель – танцовальный учитель с семейством, старушка барышня Белова, жившая в доме, и еще многие другие: учителя Пети, бывшая гувернантка барышень и просто люди, которым лучше или выгоднее было жить у графа, чем дома. Не было такого большого приезда как прежде, но ход жизни велся тот же, без которого не могли граф с графиней представить себе жизни. Та же была, еще увеличенная Николаем, охота, те же 50 лошадей и 15 кучеров на конюшне, те же дорогие подарки в именины, и торжественные на весь уезд обеды; те же графские висты и бостоны, за которыми он, распуская всем на вид карты, давал себя каждый день на сотни обыгрывать соседям, смотревшим на право составлять партию графа Ильи Андреича, как на самую выгодную аренду.
Граф, как в огромных тенетах, ходил в своих делах, стараясь не верить тому, что он запутался и с каждым шагом всё более и более запутываясь и чувствуя себя не в силах ни разорвать сети, опутавшие его, ни осторожно, терпеливо приняться распутывать их. Графиня любящим сердцем чувствовала, что дети ее разоряются, что граф не виноват, что он не может быть не таким, каким он есть, что он сам страдает (хотя и скрывает это) от сознания своего и детского разорения, и искала средств помочь делу. С ее женской точки зрения представлялось только одно средство – женитьба Николая на богатой невесте. Она чувствовала, что это была последняя надежда, и что если Николай откажется от партии, которую она нашла ему, надо будет навсегда проститься с возможностью поправить дела. Партия эта была Жюли Карагина, дочь прекрасных, добродетельных матери и отца, с детства известная Ростовым, и теперь богатая невеста по случаю смерти последнего из ее братьев.
Графиня писала прямо к Карагиной в Москву, предлагая ей брак ее дочери с своим сыном и получила от нее благоприятный ответ. Карагина отвечала, что она с своей стороны согласна, что всё будет зависеть от склонности ее дочери. Карагина приглашала Николая приехать в Москву.
Несколько раз, со слезами на глазах, графиня говорила сыну, что теперь, когда обе дочери ее пристроены – ее единственное желание состоит в том, чтобы видеть его женатым. Она говорила, что легла бы в гроб спокойной, ежели бы это было. Потом говорила, что у нее есть прекрасная девушка на примете и выпытывала его мнение о женитьбе.
В других разговорах она хвалила Жюли и советовала Николаю съездить в Москву на праздники повеселиться. Николай догадывался к чему клонились разговоры его матери, и в один из таких разговоров вызвал ее на полную откровенность. Она высказала ему, что вся надежда поправления дел основана теперь на его женитьбе на Карагиной.
– Что ж, если бы я любил девушку без состояния, неужели вы потребовали бы, maman, чтобы я пожертвовал чувством и честью для состояния? – спросил он у матери, не понимая жестокости своего вопроса и желая только выказать свое благородство.
– Нет, ты меня не понял, – сказала мать, не зная, как оправдаться. – Ты меня не понял, Николинька. Я желаю твоего счастья, – прибавила она и почувствовала, что она говорит неправду, что она запуталась. – Она заплакала.
– Маменька, не плачьте, а только скажите мне, что вы этого хотите, и вы знаете, что я всю жизнь свою, всё отдам для того, чтобы вы были спокойны, – сказал Николай. Я всем пожертвую для вас, даже своим чувством.
Но графиня не так хотела поставить вопрос: она не хотела жертвы от своего сына, она сама бы хотела жертвовать ему.
– Нет, ты меня не понял, не будем говорить, – сказала она, утирая слезы.
«Да, может быть, я и люблю бедную девушку, говорил сам себе Николай, что ж, мне пожертвовать чувством и честью для состояния? Удивляюсь, как маменька могла мне сказать это. Оттого что Соня бедна, то я и не могу любить ее, думал он, – не могу отвечать на ее верную, преданную любовь. А уж наверное с ней я буду счастливее, чем с какой нибудь куклой Жюли. Пожертвовать своим чувством я всегда могу для блага своих родных, говорил он сам себе, но приказывать своему чувству я не могу. Ежели я люблю Соню, то чувство мое сильнее и выше всего для меня».

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».