Дунгане, происхождение этого народа. Все о востоке Дунгане происхождение

ДУНГАНЕ - народ в Центральной и Средней Азии. Населяют Киргизию, Казахстан и Узбекистан. Помимо этого в Китае живет большая группа хуэйцзу, которые являются родственниками этого народа. Само название дунгане произошло от тюркского слова «дунган». Дунгане оказались на территории Российской империи в конце 19 века, когда было разбито их восстание на северо-западе Китая.

Сейчас общая численность этого народа более 110 тысяч человек. Из них в Киргизии проживают 60 тысяч, а в Казахстане - 52 тысячи. В Узбекистане около 1 тысячи человек, примерно столько же дунган живет в России. Дунганский язык входит в сино-тибетскую языковую семью. Говорят также по-русски и на других языках тех стран, где живут. Пользуются кириллическим письмом. По религии являются сторонниками ислама, придерживающимися его суннитской ветви.

Дунгане - земледельческий народ. Заняты выращиванием овощей и рисоводством поливного типа. Также занимаются такой отраслью сельского хозяйства, как скотоводство. Представители народа разводят крупный рогатый скот и домашнюю птицу. Некоторые оставляют традиционное хозяйство, начинают участвовать в торговле или становятся промышленными рабочими. Следует отметить, что в прошлом именно дунгане способствовали развитию земледелия в этом регионе. Соседи-тюрки многому научились у них в этой области.

Характерны малые семьи, однако сохранились пережитки большой. Они проявляются в большом количестве связей, в которые вовлечен дунганин. Связи могут иметь родственный характер или существовать на уровне землячества. Традиция многоженства имела распространение в прежнее время, сейчас у дунган принята моногамия.

Для деревень характерна упорядоченная планировка. Дунгане строят жилище, возводя стены из кирпича-сырца, камня или глины. Внутри много комнат, дом окружает крытая галерея, на которую можно попасть из дома. Лежанка в спальне отапливается. Они используется не только для сна, но и для еды, сидения. Таково традиционное жилище народа дунган.

Как мужчины, так и женщины народа носят свободные штаны и куртку с застежкой на правой стороне. Отличием женской одежды является вышивка, которой нет на мужской. В наши дни дунгане в основном отказались от национальной одежды или носят лишь отдельные ее части.

Пища готовится на мучной основе, включает лапшу, кашу из риса и другие блюда. Овощи подают с мясом - говядиной, бараниной, курятиной. Мясо жарится на растительном масле. Известно много легких закусок и сладостей. Также дунгане едят много острого (лук, чеснок, перец, уксус). Употребление пищи всегда начинается с чаепития, а последним блюдом обеда является суп. Для еды используют заимствованные у китайцев палочки.

Народное искусство дунган включает устные предания и сказочные истории. Также дожила до нашего времени традиционная медицина. 20 век стал для дунган временем значительного культурного скачка. Они стали теснее общаться с соседними народами, что способствовало развитию общества, бытовой культуры, искусства. У дунган возникла профессиональная литература, появился класс интеллигенции.

Дунгане

Так туркестанцы называют китайцев, принявших мусульманство ? Когда появилось это слово, и что оно буквально значит - еще не выяснено. Китайцы называют Д. теперь cяо-чжао - "младшее население", а себя да-чжао - "старшее население", сами же Д. именуют себя хой-ху . Д. сделались известными с начала 60-х гг., когда они подняли восстание в западных провинциях Китая, Восточном Туркестане и Джунгарии. Цели восстания не выяснены. По-видимому, Д. сочли предосудительным повиноваться правительству язычников и ничего общего не имели с национальным китайским движением против маньчжурской династии. См. Дунганское восстание .

_____________________________________________________________________________________________

ДУНГАНЕ

На территории Южного Казахстана, в Киргизии и Синьцзяне (Китай) проживает этнос дунгане – ответвление народа хуэй (хуэй-цзу), обитающего во Внутреннем Китае (Нинся-Хуэйский автономный район, небольшое количество – в других местах страны). В КНР проживает около 10 млн. хуэй-цзу. Выделяются три основные этнографические группы хуэй: северная, юго-западная (юньнаньско-сычуаньская) и юго-восточная (гуандунская). Хуэй и дунгане исповедуют религию ислам, говорят на диалектах китайского языка. В результате восстания против правительства и последовавших за ними репрессий их предки были вынуждены переселиться в XVIII в. на запад страны из провинций Ганьсу и Шэньси.

Согласно данным переписи 1999 г. в Казахстане было около 37 000 дунган (большая часть которых находится в Джамбульской области), в северной Киргизии – около 52 000. В настоящее время в нашей республике проживает 60000 дунган. На территории России было зарегистрировано 800 дунган (перепись 2002 г.). Дунгане заняты в земледелии, торговле на рынках, общественном питании.

Сообщения об этом народе встречаются в сочинениях лиц, побывавших в Западном Китае. Так, например, в «Сибирском вестнике» был опубликован дневник Путимцева, который в 1811 г. совершил поездку из Бухтарминской крепости в город Кульджа. Он пишет, что тунгане, живущие в Кульдже и его окрестностях, занимаются земледелием и мелкой торговлей, содержат харчевни. Далее он сообщает, что тунгане, или дунгане, мусульмане суннитского толка и говорят на китайском языке.

Возникли разные предположения о происхождении этого народа. Среди местных жителей Восточного Туркестана бытовало мнение о том, тунгане (дунгане), из числа которых нередко призывали мужчин на службу в китайские гарнизоны, происходят от воинов Александра Македонского. По одной версии, приведенной в статье А. Калимова “Дунганский язык”, помещенной в 5-ом томе сборника “Языки народов СССР” (1968), основу этногенеза хуэй составили ассимилированные китайцами арабо-персидские пленные, приведенные ханами-чингизидами в конце XIV века из Средней Азии в Китай.

Известный ученый Г.Е. Грум-Гржимайло в своем этнологическом исследовании “Материалы по этнологии Амдо и области Куку-нора” один из небольших абзацев посвятил этому народу: “Кроме монголов в юаньскую эпоху в провинцию Гань-су проник народный элемент, до той поры остававшийся чуждым этой стране – уроженцы Персии, Хивы, Самарканда и других местностей иранской Азии, которые, будучи уведены на восток Чингис-ханом, сплотились здесь, благодаря единству религии, в единый народ – современных дунган”.

Некоторые ученые считают, что основным компонентом в период возникновения этого народа являлись племена южных гуннов.

Исследователь этнологии и этнографии тюркских народов Курбангали Халид приводит следующие версии: дунганы – потомки 10 000 арабских воинов, посланных аббасидским халифом по просьбе китайского императора для подавления восстания в его стране в 188 году хиджры; они являются потомками переселенцев из Самарканда и Бухары; их предки – оставшаяся в Китае часть войска эмира Тимура.

Существует легенда, связывающая происхождение дунган с тремя тысячами арабских воинов, посланных пророком Мухаммедом в Китай. В заметке о жизни дунган, поселившихся в Семиреченской области, приведена следующая легенда. Во времена правления танского императора Тай-цзуна в Срединное государство прибыл дядя пророка Мухаммеда по матери вельможа Ван-гэ-ши (ибн Хамза), во главе трех тысяч мужей сопровождая священную книгу Коран. Тай-цзун приказал правителю своей столицы Чан-ань построить мечеть. По просьбе китайского императора Ван-гэ-ши поселился в столице со своей свитой. Впоследствии, когда число пришельцев увеличилось, Тай-цзунь велел построить мусульманские храмы в Нанкине и Кантоне. Авторы статьи отметили, что сами себя дунгане называют “тунъгани”.

По другой версии, некий император из династии Тан, правящей в 618 – 907 гг., однажды увидел сон, в котором от гибели его спас некий юноша. По разъяснению мудрецов, чудовище, грозившее смертью их правителю – это опасность в виде соседних кочевых народов, а образ юноши, одетого в зеленую одежду, символизировал появившуюся на западе новую религию. Император отправил послов в Аравию с просьбой о помощи. Прибывшие в Китай арабские и персидские воины участвуют на стороне китайцев в войне с кочевниками. От их брака с китайскими женщинами рождаются дети, образовавшие новую этническую общность дунган.

Китай в эпоху Тан имел контакты как с Центральной Азией, так и с арабскими правителями. В середине VIII века, когда китайский царедворец и генерал тюркского происхождения Ань Лушань во главе пограничного войска восстал против императора Су-цзуна, на помощь последнему пришел халиф Абу Джафар Аль-Мансур, приславший в Китай своих воинов. Ань Лушань был разгромлен, а арабские воины остались в Китае. Здесь имеются мавзолеи арабов, почитающихся святыми, и китайские дунгане-мусульмане воспринимают их как своих прародителей, читая на могилах суры Корана. Так, например, в 742 году в тогдашней китайской столице Чанъань (ныне – Сиань) была построена знаменитая мечеть, позже названная Большой Сианьской мечетью.

По другой версии легенды, в пределы Китая с запада пришел отряд в две тысячи человек. Они потребовали себе земли для поселения, а затем китайских девушек в жены. Воинственные пришельцы внушали китайцам страх, поэтому им выделили земли, однако никто из местных женщин не хотел вступать с чужеземцами в брак. Губернатор предложил им явиться на городской праздник и выбрать женщин среди вдов, сидящих вместе со старухами в третьем ряду зрителей, ибо в первом ряду находились девицы, во втором – замужние женщины. Пришельцы явились на городскую площадь, спрятав оружие под одеждой. Заметив красивых девушек и молодых женщин, сидящих в первом и втором рядах, воины захватили их. Китайцы пробовали их защитить, но вынуждены были отступить перед вооруженными гостями. Потомки этих воинов сохранили религию отцов – ислам. Они употребляли в качестве родного язык своих матерей, но считали себя особым народом.

Наиболее близкой к истине представляется мнение исследователя этногенеза и истории восточных народов Н.А. Аристова, который считал, что “… тюркские примеси к китайцам весьма резко проявляются 15 миллионами дунган северного и западного Китая, которые видимо суть потомки окитаенных хуннов, тюрков-тукю и уйгуров, десятками и сотнями тысяч принимавших китайское подданство, водворявшихся на севере Китая и получивших китайский язык, одежду и значительную часть обычаев, но сохранивших большую часть своей тюркской крови, а с нею и тюркского характера и наклонностей. С принятием через посредство тюрков-соплеменников мусульманства, эти окитаенные тюрки приобрели, вдобавок к прежней, новую преграду, отделяющую их от китайцев…”.

Видимо, одним из компонентов народа хуэй была южная ветвь сяньбийских племен, подчинившаяся Китаю в 632 г. и осевшая в районе между Ганьчжоу и Лянчжоу. В древних летописях они упоминаются как хэланьцы по названию горы Хэлань в окрестностях Нинся, провинция Ганьсу. Среди материалов, содержащихся в издании “Системы личных имен у народов мира” (М., «Наука», 1989), приведено сообщение о том, что предки дунган (в основном выходцы из различных районов Северного Китая, главным образом из провинции Шэньси, Ганьсу, а также из Синьцзяна и даже Маньчжурии) в разное время переселялись на территорию, входившую в состав Российской империи. Но основная масса дунганских переселенцев прибыла в Среднюю Азию в 1876 – 1883 гг., после поражения восстания мусульманского населения на северо-западе Китая против маньчжуро-китайского владычества (1862–1878).

В социолингвистическом справочнике “Языки народов Казахстана”, изданной в 2007 г., приведена информация об этнической и религиозной неоднородности дунгане, большую часть которых представляют хуэй, принявшие ислам. Среди предков этого народа указывают китаизированных тангутов, в состав которых вошли ирано- и тюркоязычные группы. Часть хуэй, после подавления мусульманских восстаний, бежала в XIX веке на запад, где и получила название дунгане, неизвестное населению внутреннего Китая. Группы хуэй, живущие в Южном и Юго-Западном Китае, предположительно являются потомками арабских колонистов, поселившихся здесь в VII – X веках и смешавшихся с китайцами. Часто к хуэй относят все китайскоязычное мусульманское население Китая.

Самоназвание дунган – хуэй-хуэй, хуэй-мин, ло-хуэй-хуэй (лао хуэй хуэй) или җун-ян жын (чжунъ юань жэнь). Термин дунган в Синьцзяне стало употребляться окружающими народами в качестве названия тех хуэй-цзу, которые были массово переселены из провинций Ганьсу и Шэньси в качестве военных поселенцев - главным образом в 1871 г. во время образования Илийского генерал-губернаторства с центром в Кульдже.

До середины XX века терминами хуэй, хуэй-хуэй, хуэй-цзу, хуэй-минь обычно обозначали все мусульманское население Китая, независимо от этнической принадлежности. Затем дунган стали называть хуэй или хуэй-цзу, а уйгуров – вэйур-цзу, вэйур жэнь (weiwur ren) и чантоу ‘чалмоносцы’. Северо-западные хуэй-цзу иногда именую себя чжунъ юань жэнь (zhong yuan ren), букв. ‘люди Центральной равнины’ (зона бассейна рек Вэйхэ и Хуанхэ). Это имя сохранилось также у дунган, поселившихся в конце XIX в. в Кыргызстане и Казахстане: среднеазиатские и синьцзянские дунганы чаще всего называют себя zwn-jan (джунъян, жун-ян). Первым предположением было то, что данное название является своеобразной произносительной нормой слова дунган. Однако при более внимательном рассмотрении выяснилось: приведенное самоназвание является диалектной формой упомянутого словосочетания zhong yuan (ren).

Выдающийся ученый и путешественник Чокан Валиханов упоминает дунган в "Дневнике поездки в Кульджу 1856": "Между китайцами есть мусульмане, называемые хой-хой . Это потомки тюрков, переселенных в Китай еще за три столетия. Они утратили свою народность, носят китайское платье, косу, говорят по-китайски, но имеют свои мечети и содержат намаз. Мечеть построена как китайская кумирня, и китайская надпись глаголет, что это храм Божий. У них свои муллы, называемые ахун . Бога вместо Аллаха они в своем разговоре называют фоя , а Мухеммеда - Мемети ".

Более подробную информацию об этом народе он изложил в примечении к следующим строкам из своего замечательного труда "О состоянии Алтышара, или шести восточных городов китайской провинции Нан-лу (Малой Бухарии) в 1858-1859 годах": "Тунгени, по китайски хой-хой, китайские мусульмане из провинций Шаньси, Ганьсу и Сычуань; все тунгени живут в Малой Бухарии по частным домам, они содержат рестораны (фузул) или же промышляют извозом по подряду для доставки чайных транспортов".

Ниже приведем содержание написанного Ч. Валихановым примечания:

"Об этом любопытном народе до сих пор было очень мало известно. Члены нашей миссии постоянно смешивали их с малобухарцами и называли обыкновенно туркестанацами. Путинцев и Бернс сообщают о них известия не совсем точные, а потому считаем не излишним сказать о них несколько подробно. Китайцы называют их хой-хой , что значит "мусульманин", сами себя они называют дунгени или тунгени .

Переселение этого народа в Китай, как говорят их ученые, происходило в разное время и из разных мусульманских стран6 это доказывается тем, что одни из них следуют учению имама Ханифи, другие - имама Шафи. Тунгени носят китайскую одежду, имеют китайский тип лица и говорят китайским языком. В своих либайсы (мечетях) читают молитвы на арабском языке с китайскими комментариями.

Тунгени - ревностные магометане: подстригают усы, не курят табак, не пьют вина и чувствуют омерзение к свинине, но это не мешает им вступать в брак с китаянками, тем более охотно, что при этом пользуются правом воспитывать детей в своем законе. Тунгени напоминают собой польских татар и подобно им отличаются особенной честностью, так что китайское правительство ими преимущественно замещает полицейские должности. Характерную черту этой нации составляет промышленный дух, развитый в высшей степени.

Надо полагать, что общество тунгеней многочисленно, потому что нет уголка империи, где бы их не было. В Кульдже и Чугучаке они составляют значительную массу населения. Миссионер де ла Брюньер говорит, что 1/3 населения города Ляодунь в Маньчжурии - магометане. Несмотря на единство религии, тунгени чуждаются малобухарцев и других среднеазиатцев, которые в свою очередь мало отличают их от китайцев. В последнее восстание в Кашгаре резали их на одинаковых правах с неверными".

Ив. Селицкий в небольшой заметке “Сельскохозяйственная промышленность переселившихся из Илийского края в Семиреченскую область таранчей и дунган”, помещенной в “Киргизской степной газете” (№ 30 от 29 июля 1901 г.) , приводит историко-этнологическую справку о том, что кульджинские таранчи, большое количество которых переселилось в пределы Семиречья, относятся к потомкам 7000 кашгарских мусульман из разных городов Восточного Туркестана, выселенных китайцами в Илийскую долину для земледелия и обеспечения продовольствием китайских войск. Автор статьи обращает внимание на то, какие названия бытовали у соседних народов для этноса, впоследствии принявшего этноним уйгур: “Своеобразно преобладающему характеру занятий за этими мусульманскими кашгарлыками упрочилось название таранчей; китайцы же называли таранчей хуйзы и наравне с прочими мусульманами, по носимым почетными таранчами чалмам, - чанту, а калмыки зовут, как и всех мусульман, - котан…”.

Ив. Селицкий называет переселившихся из Илийского края таранчей многострадальными, а дунган воинственными. О последних он пишет следующее: “Дунгане (собственно по-тюркски турган ‘оставшийся’) называются китайцами сяо-чжао ‘младшее население’, а сами себя именуют хой-ху. Это тоже пришельцы в Илийский край с китайской территории”. Свою заметку автор завершает исторической справкой: “По возвращении Кульджи, в силу трактата 12 февраля 1881 г., китайцам, илийские таранчи и дунгане перешли в Семиреченскую область, первые в числе 11 слишком тысяч семей и вторые – до 1500 семей, где и предались обычным своим мирным занятиям – земледелию, огородничеству, садоводчеству и отчасти торговле”.

По сообщению дореволюционного этнографа, автора труда “Таварих хамсэ” Курбангали Халида, китайцы называли дунган собирательным именем шао жу (малый народ, малое потомство), в противоположность им себя – да жу (большой народ, большое потомство). По всей вероятности, названия сяо-чжао и шао-чжу представляют собой фонетические варианты одного и того же сложного этнонима.

В исследовательской литературе встречается разное написание термина дунган: дунгань, тунгань, dungan, дунгень, тунгень. На основе фонетического сходства слов профессор Синьцзянского университета Хай Фэн выдвинул версию о происхождении слова дунгань от китайского тунькэнь, что в переводе значит ‘военные поселения пограничных земель’. Это предположение вызывает сомнение уже потому, что в современной китайской литературе рассматриваемый этноним имеет отличную от лексемы тунькэнь фонетическую форму и встречается в составе сложных слов дунгань-жэнь и дунгань-цзу. Слово дунгань китайцы применяют для обозначения лишь той части народа хуэй-цзу, которая проживает на территории Казахстана и Средней Азии.

На одном из сайтов Интернета относительно этнонима дунган приведен интересный пример так называемой народной этимологии. В 1862-1877 годах в провинциях Шэньси, Ганьсу и Нинься произошло антицинское восстание предков дунган – хуэйцзу. Восстание жестоко подавили маньчжуро-китайские войска. Остатки повстанцев решили уйти за пределы Китая на запад, где проживали мусульмане Российской империи. Они прошли несколько тысяч километров труднопроходимых дорог, пересекли границу Цинской империей. Местные жители спрашивали переселенцев, откуда они пришли, те якобы отвечал: Dungan, что на шэньсийском диалекте значит "С востока". И со временем слово “дунган” распространялось и стало названием китайских мусульман-хуэйцев в царской России.

В казахском языке существуют сингармонические варианты указанного слова: dungğan (dunğan) ~ dünggen (düngen). Этимологическое исследование рассматриваемого этнонима вызвано встреченным в статье О.И. Завьялова “Сино-мусульманские тексты: графика – фонология – морфонология” (Вопросы языкозна¬ния, 1992, № 6) замечанием о том, что происхождение названия дунган неизвестно. Курбангали Халид высказал мнение о его тюркском происхождении. Место возникновения нового имени (Восточный Туркестан), его фонетический облик, а также этимологический анализ явно свидетельствуют об этом.

В морфемном отношении данное слово распадается на две части: корень dun- ~ dün- ~ dön- и аффикс причастия прошедшего времени -gan (-gen). В тюркских языках упомянутый корень имеет несколько связанных между собой значений, основным из которых являются ‘поворачиваться; вращаться; возвращаться; обращаться в какую-нибудь веру’, т.е. ‘принимать новую религию’. Указанный глагол употреблялся и в значении ‘отвращаться от чего-либо’, если следовал за существительным в форме исходного падежа: татарск. Üz dīne’nnän dünep, sez’neng dīn’gä kerde ‘Отвратившись от своей веры, принял вашу религию’. При рассмотрении одного из самоназваний северо-западной части хуэй-цзу и дунган – словосочетания лао хуэй-хуэй (ло хуэй), что переводится как ‘почтенные мусульмане’, обнаруживается следующий интересный факт: в буквальном переводе приведенный выше этноним значит ‘старые вернувшиеся’.

Китайское слово lao имеет прямое значение ‘старый’ и переносное – ‘почтенный, уважаемый’, так как старость является почтенным возрастом. Второй компонент словосочетания huwei ‘вернувшийся; обращенный’ является по сути синонимом тюркской лексемы düngän ~ dünggän. Само слово huwei является сложным и образовано, по всей видимости, путем объединения двух основ: hui ‘вернуться, обратиться’ + wei ‘быть, становиться’, т.е. стать обращенным в ислам. Синьцзянские уйгуры называют дунган китайских huihui. Cледовательно, название китайского происхожденияхуэй и тюркского – дунган имеют одну и ту же семантическую основу, т.е. этимон - ‘обращенные [в мусульманство]’. Антонимом слова düngän в этом случае выступает термин qalmaq ‘калмак; калмык’ – производный от тюркского глагола qal- ‘остаться’, употреблявшийся в значении ‘оставшийся в язычестве’.

Исследование генезиса народа хуэй-цзу и этимологический анализ названия дунган позволит приблизиться к разгадке происхождения этноса, говорящего на китайских диалектах, но исповедывающего ислам. Ученые-этнологи правомерно считают, что дунгане представляют собой народ, возникший из разных этнических компонентов. Основой их формировании были местные народы Северо-Западного Китая с участием тюркских, иранских, арабских компонентов на основе китайского языка и мусульманской религии.

Современный ареал расселения и численность

Всего: 110000
Киргизия : 58409 () , 59994 ()

Казахстан : 51577 ()

Россия : 1651 ()

Язык Религия Родственные народы
Дунгане
Китай
традиционный китайский : 東干族
упрощённый китайский : 东干族
Dunganese name
Dungan: Хуэйзў
Xiao"erjing: حُوِ ذَو
Romanization: Huejzw
Hanzi: 回族

Дунгане - народ, проживающий в Киргизии , южном Казахстане и Узбекистане . Также в КНР проживает более 9,8 млн китаеязычных мусульман хуэйцзу , которых часто относят к той же национальности. Дунгане являются потомками хуэйцзу , часть которых, как и более многочисленные уйгуры , переселились на территорию Российской империи в 1880-х годах после поражения антицинского восстания дунган в северо-западном Китае. Самоназвание дунган в записи современной дунганской кириллической письменностью - хуэйхуэй (ср. кит. 回回 ), хуэймин (кит. 回民 ) «народ хуэй», лохуэйхуэй (кит. 老回回 ) «почтенные хуэйхуэй » или җун-ян жын (кит. 中原人 , «люди Центральной равнины»). Свой язык (см. дунганский язык) они именуют соответственно «языком народности хуэй » (дунг. хуэйзў йүян ; ср. кит. 回族语言 ) или «языком Центральной равнины» (җун-ян хуа , ср. кит. 中原话 ). В СССР в процессе национально-государственного размежевания в Средней Азии, инициированного в 1924 г., в качестве официального наименования для китаеязычных мусульман был выбран использовавшийся и ранее в русской литературе этноним «дунгане». Во внутреннем Китае это слово не было известно. В Синьцзяне оно стало употребляться окружающими народами в качестве названия (но не самоназвания) тех хуэйцзу , которые были массово переселены из провинций Ганьсу и Шэньси в качестве военных поселенцев - главным образом в 1871 г. во время образования Илийского генерал-губернаторства с центром в Кульдже. По одной из версий, слово «дунгане» имеет тюркское происхождение. По другой, недавно предложенной профессором Синьцзянского университета Хай Фэн, слово дунгань восходит к китайскому слову тунькэнь (屯垦) - «военные поселения пограничных земель», широко распространенному в Синьцзяне в период его освоения цинским Китаем. В китайской литературе слова дунганьжэнь (东干人)"дунгане", дунганьцзу 东干族 «национальность дуньгань » употребляется только по отношению к дунганам СССР/стран СНГ.

Один из многих ресторанов на Дордойском рынке в Бишкеке, рекламирующих «дунганскую кухню»

В настоящее время дунгане наиболее широко представлены в населении Джамбульской области Казахстана (около 40 тыс. человек; 36,9 тыс. во всем Казахстане по переписи 1999 г. ), а также в северной Киргизии , где этот народ насчитывает приблизительно 55 тыс. или 1,2 % населения республики (51 766 по переписи 1999 г. ) В России , согласно переписи 2002 года , проживает 800 дунган.

В селе Милянфан

Дунгане в Киргизии

Известные дунгане

  • Масанчи, Магазы - участник революционного движения, Гражданской войны, борьбы за установление Советской власти в Средней Азии и Казахстане.
  • Ванахун, Манзус - участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза
  • Манеза, Майя
  • Шиваза, Ясыр Джумазович - дунганский советский писатель
  • Чиншанло, Зульфия - казахстанская тяжелоатлетка, чемпионка мира и Олимпийских игр

В Средней Азии, инициированного в 1924 г., в качестве официального наименования для китаеязычных мусульман был выбран использовавшийся и ранее в русской литературе этноним «дунгане». Во внутреннем Китае это слово не было известно. В Синьцзяне оно стало употребляться окружающими народами в качестве названия (но не самоназвания) тех хуэйцзу , которые были массово переселены из провинций Ганьсу и Шэньси в качестве военных поселенцев - главным образом в 1871 г. во время образования Илийского генерал-губернаторства с центром в Кульдже. По одной из версий, слово «дунгане» имеет тюркское происхождение. По другой, недавно предложенной профессором Синьцзянского университета Хай Фэн, слово дунгань восходит к китайскому слову тунькэнь (屯垦) - «военные поселения пограничных земель», широко распространенному в Синьцзяне в период его освоения цинским Китаем. В китайской литературе слова дунганьжэнь (东干人)"дунгане", дунганьцзу 东干族 «национальность дуньгань » употребляется только по отношению к дунганам СССР/стран СНГ.

В настоящее время дунгане наиболее широко представлены в населении Джамбульской области Казахстана (около 40 тыс. человек; 36,9 тыс. во всем Казахстане по переписи 1999 г. ), а также в северной Киргизии , где этот народ насчитывает приблизительно 55 тыс. или 1,2 % населения республики (51 766 по переписи 1999 г. ) В России , согласно переписи 2010 года , проживает 1651 дунганин, что более чем вдвое выше показателя предыдущей переписи (за 2002 год) - 800.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ 2017淮工中亚留学生. Студенты Центральной Азии в г.Ляньюнган. Students from central Asia in Lianyungang.

    ✪ Lanzhou Jiatong University

    ✪ Как Казахстан с нуля создал национальный торговый флот - история Казмортрансфлот

    Субтитры

Известные дунгане

Примечания

Америка Современный ареал расселения и численность

Всего: 110000
Киргизия : 58409 () , 59994 ()

Казахстан : 51577 ()

Россия : 1651 ()

Язык Религия Родственные народы
Дунгане
Китай
традиционный китайский : 東干族
упрощённый китайский : 东干族
Dunganese name
Dungan: Хуэйзў
Xiao"erjing: حُوِ ذَو
Romanization: Huejzw
Hanzi: 回族

Дунгане - народ, проживающий в Киргизии , южном Казахстане и Узбекистане . Также в КНР проживает более 9,8 млн китаеязычных мусульман хуэйцзу , которых часто относят к той же национальности. Дунгане являются потомками хуэйцзу , часть которых, как и более многочисленные уйгуры , переселились на территорию Российской империи в 1880-х годах после поражения антицинского восстания дунган в северо-западном Китае. Самоназвание дунган в записи современной дунганской кириллической письменностью - хуэйхуэй (ср. кит. 回回 ), хуэймин (кит. 回民 ) «народ хуэй», лохуэйхуэй (кит. 老回回 ) «почтенные хуэйхуэй » или җун-ян жын (кит. 中原人 , «люди Центральной равнины»). Свой язык (см. дунганский язык) они именуют соответственно «языком народности хуэй » (дунг. хуэйзў йүян ; ср. кит. 回族语言 ) или «языком Центральной равнины» (җун-ян хуа , ср. кит. 中原话 ). В СССР в процессе национально-государственного размежевания в Средней Азии, инициированного в 1924 г., в качестве официального наименования для китаеязычных мусульман был выбран использовавшийся и ранее в русской литературе этноним «дунгане». Во внутреннем Китае это слово не было известно. В Синьцзяне оно стало употребляться окружающими народами в качестве названия (но не самоназвания) тех хуэйцзу , которые были массово переселены из провинций Ганьсу и Шэньси в качестве военных поселенцев - главным образом в 1871 г. во время образования Илийского генерал-губернаторства с центром в Кульдже. По одной из версий, слово «дунгане» имеет тюркское происхождение. По другой, недавно предложенной профессором Синьцзянского университета Хай Фэн, слово дунгань восходит к китайскому слову тунькэнь (屯垦) - «военные поселения пограничных земель», широко распространенному в Синьцзяне в период его освоения цинским Китаем. В китайской литературе слова дунганьжэнь (东干人)"дунгане", дунганьцзу 东干族 «национальность дуньгань » употребляется только по отношению к дунганам СССР/стран СНГ.

Один из многих ресторанов на Дордойском рынке в Бишкеке, рекламирующих «дунганскую кухню»

В настоящее время дунгане наиболее широко представлены в населении Джамбульской области Казахстана (около 40 тыс. человек; 36,9 тыс. во всем Казахстане по переписи 1999 г. ), а также в северной Киргизии , где этот народ насчитывает приблизительно 55 тыс. или 1,2 % населения республики (51 766 по переписи 1999 г. ) В России , согласно переписи 2002 года , проживает 800 дунган.

В селе Милянфан

Дунгане в Киргизии

Известные дунгане

  • Масанчи, Магазы - участник революционного движения, Гражданской войны, борьбы за установление Советской власти в Средней Азии и Казахстане.
  • Ванахун, Манзус - участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза
  • Манеза, Майя
  • Шиваза, Ясыр Джумазович - дунганский советский писатель
  • Чиншанло, Зульфия - казахстанская тяжелоатлетка, чемпионка мира и Олимпийских игр