Догоны и сириус. Дикое племя догонов знало о космосе практически все задолго до ученых

Страна загадочных догонов – это излучина реки Нигер, сердце западноафриканского Сахеля. Здесь сходятся Сахара и зона саванн. Догоны проживают на территории Мали и Буркина-Фасо. Ни одна ни другая страна не относится к разряду «туристических» – в них отсутствует развитая инфраструктура, за пределами столиц практически нет хороших отелей, дорог мало. Так что при посещении плато Бандиагара, где живут догоны, надо рассчитывать на походный или полупоходный образ жизни. Прямых рейсов ни в столицу Мали Бамако, ни в столицу Буркина-Фасо Уагадугу из Москвы нет. Перелет через Париж авиакомпанией «Эр Франс», а далее – по обстоятельствам. Перед поездкой необходимо позаботиться о прививках, поскольку страны Западной Африки неблагополучны с точки зрения эпидемических и прочих заболеваний, связанных с питанием и питьем.

Там, где мутные воды Нигера широкой дугой огибают буроватые обрывы ожелезненных песчаников, за иссохшим плато Бандиагара живут догоны. «Гран-Лярус», обстоятельная французская энциклопедия, уделяет этому народу всего несколько строчек: «Догоны сохранили свою специфическую древнюю культуру». Затем следует несколько слов о догонских масках. Но разве найдется в Африке племя или народность, у которой их не было? И хотя догонскую работу по дереву специалисты считают шедевром африканского искусства, самое интересное у этого племени – его духовная культура. Его удивительно стройные мифы. Его – да позволят нам это выражение – «теория мироздания».

Странная «бледная лиса»

Догонов насчитывается триста тысяч. Не самая маленькая и не самая крупная африканская народность, за пределами узкого круга специалистов мало кому известная. Когда-то, лет за тысячу до наших дней, они жили в верховьях Нигера, в области Мандэ, самом центре древней империи Мандинго. Тогда их жилища усеивали склоны гор Курула. В этот горный район догоны, как говорят их предания, попали из области Дьягу, откуда Нигер начинает свой извилистый путь к океану. Переселение за переселением, смешение с другими племенами – вот вкратце вся ранняя история догонов. В середине десятого столетия до Мандэ – родины догонов того времени – докатилась волна ислама. Натиск ее был не так уж силен, словно растеряла она силу в безлюдье Сахары, и люди отказались принять новую религию. Одно из догонских племен – ару отправилось вниз по Нигеру искать новую родину. Постепенно все родичи перебрались в район плато Бандиагара, вытеснив оттуда к концу XIII века прежних жителей – племя теллем. Тогда-то, в эпоху переселения, и зародилось деление догонов на четыре племени: дьон, ару, оно и домно. Поскольку каждое из них добиралось до Бандиагары своим путем, то и селилось оно отдельно от других, в своем собственном районе. Теперь все переменилось: нередко представители различных племен живут в одной деревне, но прежняя обособленность сохраняется. Впрочем, общению нередко препятствует языковой барьер: разговорный язык догонов, «догосо», делится на множество диалектов, порой разительно отличающихся один от другого. Общим остается только ритуальный «сигисо» – архаичный и понятный теперь уже лишь посвященным – язык знахарей и колдунов, язык жрецов древней религии, язык «бледной лисы».

«Бледная лиса» – маленький светлорыжий зверек, которого догоны считают своим прародителем, водится в изобилии в их горах. «Бледная лиса» в свое время умела говорить на языке «сигисо» и рассказала догонам их мифы.

Два этнографа

Волею исторических судеб догоны, как и большинство суданских народностей, в конце XIX века оказались под французским владычеством. Им при этом до некоторой степени «повезло»: колонизаторы не слишком-то жаловали их труднодоступный засушливый край. Может быть, оттого Бандиагара и стала этнографическим заповедником.


Дорогу в эти места проложил в начале века лейтенант колониальных войск Луи Деплань. Культура «дикарей» его не интересовала, но, составляя их список, он отметил догонов. Открывателем этой культуры для европейцев надо считать Марселя Гриоля. Ему было чуть больше тридцати, когда в составе Транссуданской экспедиции он попал в Бандиагару. К тому времени в Европе уже хорошо знали африканскую скульптуру: ритуальные и культовые статуэтки из бронзы, слоновой кости, черного дерева. Молодого ученого привлекла иная сторона духовной жизни африканцев. Едва ли не первым из европейцев он занялся изучением ритуальных масок. Тщательно допытывался до смыслового значения цвета, декора, орнамента – каждой линии, каждого выступа на маске. Он подружился со многими знатоками древних обычаев: Оготеммели, Оньонлу, Акундьо Доло, со жрецами – Манда из Оросонго и Номмо из Нандули, и еще многими другими догонами. «Наши отношения были подлинно сердечными», – напишет много лет спустя Жермена Дитерлен, верная спутница Гриоля. Экспедиции отправлялись одна за другой. Стараясь как можно полнее познакомиться с жизнью догонов, Гриоль приезжал к ним и в сезон дождей, и в жару, когда в выжженной безжалостным солнцем стране становилось трудно даже собственным жителям. А что уж говорить о пришельцах! Деплань написал в сердцах в рапорте: «Я не встречал столь мало приспособленной для человека страны, как земля догонов».

Вторая мировая война прервала полевые исследования, а когда после многолетнего перерыва Гриоль вернулся к своим друзьям, те встретили его с почетом и решили посвятить в самую сокровенную свою тайну – миф о сотворении мира. Это решение верховных жрецов и патриархов родов представители племени выполняли больше месяца. Тридцать три дня шла предварительная подготовка.

У догонов нет письменности. Миф заучивают наизусть и в таком виде передают потомкам. Существуют, правда, тысячи вспомогательных знаков. Но это лишь мнемонические средства, иллюстрирующие основные идеи мифа. Ежедневно после многочасового сеанса обучения таинственным знакам мифа учитель-догон приходил на совет старейшин и сообщал об успехах белых учеников. На тридцать четвертый день Гриоль услышал наконец «светлое слово» – сущность догонского мифа. При жизни Гриоль успел опубликовать только одно-единственное краткое сообщение о догонской концепции мироздания. В 1956 году он умер во время очередной экспедиции в страну своих исследований.


Жители области Санга, где работал Гриоль, воздали ему наивысшую почесть, какой до тех пор не заслужил ни один европеец: памяти умершего ученого была посвящена самая главная, самая торжественная церемония похоронного обряда – снятие траура, или «дамана», что на священном языке значит «большой запрет». Когда умирает человек, на его близких родственников налагают множество запретов: нельзя есть многих вещей, нельзя выполнять определенные работы. Срок запрета зависит от положения, которое занимал умерший в племени при жизни. Дело в том, что на «снятие траура» приглашаются старейшины всех родов племени. Каждый из них является на поминки в сопровождении многочисленной свиты. Хозяева не жалеют для гостей просяного пива и еды. Нередко на угощение уходит весь урожай семейного поля. Чем знатнее был покойник, тем больше гостей, тем больше пива надо для «дамана», тем дольше носят траур…

Уступы плато Бандиагара в Мали, к которым прилепились хижины догонов

Французского этнографа поминало все племя. За две луны до начала церемонии юноши ушли в саванну собирать дерево и травы, а потом в деревнях закипела работа: делали маски и браслеты, сплетали травяные юбки, красили парики.

Под вечер, надев угловатые самодельные траурные обновки, подпоясавшись белыми кушаками, посвященные начали на окраине деревни медленный нескончаемый танец. Под ритмичное уханье барабанов извивающаяся змейкой цепь танцоров отправилась в скалы. Туда, где на голой площадке установлена громадная глыба камня – «Аммагину» – Дом бога. Здесь, перед алтарем, всю ночь продолжалась священная пляска, видеть которую разрешено немногим – лишь тем, кто принят в мужское братство племени. Догоны провожали душу ученого к Амма, высшую тайну которого они открыли чужому человеку, да к тому же европейцу.

К утру танцоры вернулись в деревню. На пыльной площади возобновились печальные пляски. Многочисленные гости уже расселись на циновках. Пир длился до вечера. В косых лучах предзакатного солнца малыши поднесли предводителю танцоров дары: кувшины просяного пива, блюдо риса, связку вяленой рыбы, немного соли. В последний раз пустилась вдоль деревни вереница танцоров, поливая землю пивом и посыпая зерном. Все мужчины и женщины устремились вслед. Каждый человек держал в руках глиняный черепок. Шествие направилось к южной околице селения, потому что духи умерших живут где-то далеко к югу от страны догонов. Отчаянно бубнили барабаны. Выстроились в ряд, каждый зашвырнул как можно дальше свой черепок и без оглядки пустился наутек… Душа усопшего ученого переселилась в дом догонского бога. Перед капищем всю ночь стояли горшок с просяным бульоном и кувшин пива – пусть душа человечья отпразднует свое переселение…

Прошло девять лет. В Париже под редакцией Жермены Дитерлен вышла первая часть собранных французскими этнографами преданий – «Бледная лиса», космогонический миф догонов. Книга была тщательно прокомментирована Гриолем и его ученицей. Но за пределами узкого круга специалистов она не вызвала интереса. Впрочем, работа и не была предназначена широкой публике.

Хижины догонов нередко украшены орнаментом, содержащим сюжеты из прошлой жизни племени

Однако десять лет спустя появилась другая книга. Выпустил ее Эрик Геррье, астроном из Марселя, страстный любитель археологии и этнографии. Наблюдая за первыми шагами человека по лунной поверхности, Геррье вспомнил, что когда-то читал нечто похожее. Только где, в каком фантастическом романе? Память заработала и привела в неожиданное: «Бледная лиса»! Первое в истории человечества прилунение живо напоминал о описание в догонском мифе прибытия «ковчега Номмо», а следы астронавтов вызывали в памяти след медной сандалии Номмо.

Геррье перечитал миф, разыскал более раннюю работу Гриоля «Суданская система Сириуса». Астронома поразил и содержащиеся в этих работах сведения. Они были обычны для этнографа, записывающего миф, и не вызывали у него чрезмерного интереса, но астрономы, видно, не часто заглядывают в работы гуманитариев. Космогоническая систем адогонов удивительно совпадала с новейшими теориями и гипотезами! Гриоль и Дитерлен старались как можно вернее, как можно объективнее передать первичный материал. Их вовсе не интересовал простой вопрос: откуда у догонов такие знания? А Геррье задал его в первую очередь.

Он встретился с Жерменой Дитерлен. Очень скоро Геррье убедился, что почтенная дама – этнограф имеет самое приблизительное представление о космических полетах. Астроном облегченно вздохнул. Отпадал важнейший упрек, который скептики могли адресовать Гриолю и Дитерлен: они, мол, вложили в уста догонов то, что знали сами. Геррье решил переложить миф на язык наших дней, воспользоваться современными научными понятиями.

Здесь стоит сделать маленькое отступление. Как уже сказано, догонские мифы передаются изустно, с помощью целого арсенала мнемонических знаков, с каждым из которых связаны образы, метафоры, сравнения. Часто слово в мифе имеет несколько иное значение, чем в обиходном языке. В рассказе нельзя менять ни единого слова, ни одной буквы, потому что это может нарушить целое, исказить смысл. Гриоль и Дитерлен записывали прежде всего фабулу мифа. Потом они приводили пояснения самих оигонов к рассказанному. Комментарий Геррье – это попытка переложить догонский миф на язык современной науки, сопоставить его с современными гипотезами строения Вселенной.

«Вначале был Амма…»

«Вначале был Амма, бог в виде круглого яйца, который покоился ни на чем, – так начинается догонский миф. – Он состоял из четырех овальных, слитых друг с другом частей. Кроме этого, не было ничего». Имя бога – Амма – в современном языке значит «держать сжатым», «крепко обнимать», «удерживать на одном месте». И Амма удерживал, сжимал четыре основных элемента: воду («ди»), воздух («оньо»), огонь («яу») и землю («минне»). Амма имел форму маленького просяного зернышка «по». А «по» у догонов – основной элемент мира.

Главная задача верховного существа в любой мифологии – творить мир. И Амма в каждой из четырех своих частей вызывает взрыв, «который и является причиной существования». Потому он и получает свой основной эпитет «крутящийся вихрь». В дальнейшем поясняется, что вихрь этот кружится по спирали. Такой образ можно приписать и маленькому атому с электронным облаком, вращающимся вокруг ядра, и гигантской звездной системе – галактике: ведь большинство известных галактик относятся к классу спиральных.

(Как ни относись к комментарию Эрика Геррье, нельзя отделаться от мысли, что маленькое африканское племя поклонялось в образе Амма вечному потоку энергии…)

Творческий процесс Амма продолжался довольно оригинально. Он стал создавать знаки, «придающие всему миру цвет, форму, вещество». Знаки выходят изнутри вещей. Мы называем такие знаки химическими элементами. Вся совокупность знаков называется у догонов «невидимый Амма». Прежде всего были созданы два «направляющих знака» и восемь «главных». «Направляющие знаки» принадлежат Амма и только ему.

Коль скоро речь зашла о химических элементах, нетрудно предположить, что такими «направляющими знаками» могут определяться два элемента, играющие особую роль в строении космоса – водород и гелий. Тогда «главные знаки» можно отождествлять с группами периодической системы элементов. Правда, такое сравнение весьма рискованно, потому что в другом месте мифа знаки делятся на 22 семьи «царственных вещей», и тогда общее их число, упомянутое в мифе, в два с лишним раза превышает число известных нам химических элементов. Таким образом, аналогии и сравнения здесь выглядят весьма сомнительно. Но возникают они не случайно.

Таинственная сиги-толо

Догоны хорошо знают звездное небо. Звезда Гиены соответствует у них Проциону, звезда Льва – бете Овна, есть звезды Акациевого дерева, Риса, Сорго и множество других. «Глазами мира» называются Полярная звезда и Южный Крест. Есть в догонской астрономии удивительные сведения. Так, «звездой Дерева бала» они зовут один из четырех крупных спутников Юпитера, тех самых, с которыми европейцев познакомил Галилей. Правда, с помощью телескопа у старшего брата Земли открыта целая дюжина спутников, но у догонов телескопов нет и по сей день… Впрочем, на мысль о знакомстве предков этого народа с оптическими приборами наводит и название «Двойной глаз мира», данное альфе Южного Креста. В любой телескоп видно, что эта звезда двойная. Догонский символ Сатурна – две концентрические окружности – напоминает о знаменитых кольцах этой планеты, также недоступных нашему зрению. В языке «сиги-со» существует специальный термин «то-логонозе», или «обращающаяся звезда». Так называют спутники любого небесного тела. Все эти сведения, вызывающие уважение к догонской астрономии, меркнут рядом с их «теорией» «сиги-толо». Так именуют они прекраснейшую из небесных звезд, хорошо всем знакомый Сириус.

Видимый нам свет – только фрагмент звездной системы. Ее образуют главная звезда, или Сириус А, невидимый простым глазом белый карлик Сириус В, его догоны называют «по-толо» (а «по», как мы знаем, считается мельчайшей частичкой энергии, ее зерном), и еще одна невидимая звезда «эмме-я-толо» с планетой-спутником «ньян-толо». Относительно двух последних звезд и планеты догоны говорят, что они находятся так близко от Сириуса А, что не всегда видны. Хотя Сириус одна из ближайших к Земле звезд – до него всего 8, 5 световых лет, его спутник Сириус В открыт только в январе 1862 года Кларком, причем теоретическая орбита была вычислена всего лет десять до этого. Что же касается Сириуса С, то существование его до сих пор вызывает жаркие споры среди астрономов.

Но вот что говорят догоны: «Звезда «по-толо» обращается вокруг «сиги-толо». Один оборот длится 50 лет… «По-толо» регулирует движение «сиги-толо», которая движется по неправильной кривой». Именно искривленные движения Сириуса А привели ученых к открытию незаметного соседа. Период обращения Сириуса В составляет 50 земных лет… Кстати, о существовании меньшого брата звезды знают и близкие соседи догонов, например бамбара. А далеко на юге континента готтентоты называют Сириус «звездой рядом».

«По-толо» совершает вокруг Сириуса точно такой же оборот, что и «по» вокруг своего зародыша в лоне Амма… Когда «по-толо» находится вблизи звезды, та усиливает свой блеск; когда «по-толо»

удаляется, она начинает мигать так, что наблюдателю кажется, будто он видит много звезд». Впечатляющая картина, если учесть, что Сириус В не виден невооруженным глазом! На символическом догонском рисунке системы Сириуса «по-толо» показана кружком с точкой в центре. Но, как считают африканисты, на подобных изображениях ни одна точка не может появиться случайно. Геррье полагает, что этот рисунок – символ белого карлика. «Белые карлики как бы «вызревают» внутри звезд – красных гигантов – и «появляются на свет» после отделения наружных слоев гигантских звезд», – говорит советский астроном И. Шкловский.

Быт догонов сегодня ничем не подтверждает их глубокие познания в астрономии

А что говорят об этом догоны?

«По-толо» – самая тяжелая звезда… Она настолько тяжела, что все люди, вместе взятые, не смогли бы поднять маленького кусочка ее». Теперь сравните это с данными современной астрономии: масса Сириуса В составляет 0, 98 массы Солнца, а диаметр этой звезды всего в два с половиной раза больше диаметра Земли. Это дает фантастическую плотность: один кубический сантиметр весит примерно 50 тонн! Так что качественно догоны не ошиблись. Миф дает объяснение и высокой плотности вещества: «По-толо» состоит из трех основных элементов: «оньо» (воздуха), «ди» (воды) и «яу» (огня). «Минне» (земля) заменена другим элементом – «сагала», «который сверкает ярче железа». Современная астрофизика утверждает, что в процессе эволюции звезд происходит постепенное уплотнение и разогрев ядра. Когда температура его достигает ста миллионов градусов, начинается реакция синтеза трех ядер гелия в одно углеродное. Эта гелиевая вспышка длится недолго, но приводит к серьезным изменениям. Дальнейшая эволюция может пойти разными путями. Если масса звезды достаточно велика (в два-три Солнца примерно), гелиевое тело сбрасывает с себя оболочку. Ядро после катастрофического сжатия превращается или в «черную дыру», или в белого карлика, или в нейтронную звезду. Если сбрасывание вещества происходит быстро, вспыхивает сверхновая: блеск звезды возрастает в десять, а то и в сто миллионов раз, а потом медленно тускнеет в течение десятилетий. И вот оказывается, что догонский миф неоднократно упоминает о взрыве «по-толо»: когда люди были на Земле всего лишь год, звезда внезапно заблестела, а потом постепенно, в течение двухсот сорока лет блеск ее уменьшался. И дальше: содержимое «по-толо» извергалось в форме зерен «по». В системе мнемонических знаков догонов есть специальный рисунок: круг, внутри которого помещены направленные к центру штрихи, – так символически изображается уменьшение размеров звезды. Что это, случайность? Но тогда их слишком много в мифах африканского племени.

Когда французские этнографы спрашивали стариков, откуда у догонов такие необыкновенные сведения, те отвечали, что все космические объекты из группы Сириуса они наблюдают из пещеры. А где сама пещера? Это строжайшая тайна. Открыть ее белым жрецы наотрез отказались. Гриолю удалось только услышать еще одно упоминание, будто в пещере в большом количестве собраны «доказательства». Пояснять этот термин старцы не стали…

Почему же догоны столь большое место в своих преданиях уделяют мирам далеким и, казалось бы, совсем не связанным с земной жизнью? Оказывается, связь существует, и самая прямая: «Вначале место звезды «по-толо» было там, где сейчас находится Солнце. Солнце тоже было там. Но звезда «по-толо» удалилась от Земли, а Солнце осталось». В одной из частей «Бледной лисы» описывается, как люди были перенесены с планеты, солнцем которой была до своего взрыва «по-толо». Догонская метафора определяет это путешествие как «удачный брак». На рисунке-символе, изображающем этот «брак», Сириус превосходит размером Солнце! Радиус Сириуса А действительно в 1, 7 раза больше солнечного.

Сокровенная тайна Амма

«По» есть изначальный образ материи… Творческая воля Амма заключена была в «по», говорят догоны. Это начало всех вещей, потому что оно самое малое из всех. Если вспомнить, что Амма выступает в роли бога-энергии, то можно поразиться точности формулировки: мельчайшая частица является началом материи. «Все вещи, которые создал Амма, берут свое начало в маленьком зернышке «по». Начиная с самой мелкой, все вещи создает Амма, прибавляя одни и те же элементы. Все вещи Амма начинает создавать такими же маленькими, как «по»; потом он добавляет к созданным вещам новые порции маленьких «по». По мере того как Амма соединяет зерна «по», вещь становится все больше и больше». Вряд ли образованный человек сможет доступнее объяснить неграмотному строение вещества.

«Когда развивается жизнь, она развивается в вихре, который повторяет первое творение Амма. Жизнь развилась в тот же самый момент, когда сочетались зерна «по».

Сложный, архаичный, образный язык мифа порой иносказаниями переносит информацию, казалось бы, невероятную для первобытного народа.

«Слово «по» произошло от того же корня, что и слово «пок», что значит «закручиваться в спираль». «По», закрученное в себя самого, хранит «слово» до того момента, когда Амма прикажет освободить это «слово», дабы передать его всем творениям. «По» может превратиться в страшной силы ветер, но об этом нельзя говорить». Геррье считает, что тут говорится о возможности перехода материи в энергию – ни больше ни меньше. Не слишком ли смела эта интерпретация? Возможно. Но так говорят – дословно – догоны, и эта фраза составляет самую сокровенную тайну их мифов.

А вот другой фрагмент. Всем известно, какую важную роль в процессах органического синтеза играют ферменты, то есть вещества, ускоряющие химические реакции. Ферменты были открыты в конце прошлого века. А догоны из поколения в поколение учат строки своего мифа: «Заключенная в зерне жизнь благодаря «слову» подобна брожению пива в калебасе…»

Космические странствия

В «Бледной лисе» описаны две «космические одиссеи» (так называет их Геррье). Сначала рассказывается о путешествии на Землю существа по имени Ого, потом о прибытии на Землю «корабля» Номмо и первых людей.

Ого во многом напоминает известного нам Сатану. Приближенный бога Амма, он взбунтовался против своего покровителя и овладел частью его знаний. Ого трижды отправлялся в космический полет. (Эта часть мифа рассказана весьма путано, и этнографы считают, что в ней отразились действительные события: три этапа переселения догонов в Бандиагара.)

Первый «ковчег» Ого Амма превратил в Землю. Затем последовало второе путешествие – на маленьком «корабле», который двигался, подгоняемый «ветром», заключенным в зернах «по». Эта важная информация позволяет сделать далеко идущие интерпретации… При желании, разумеется.

Летел Ого со звезды «сигитоло» – Сириуса. При этом детально и подробно рассказывается, как он вел свой «корабль», чтобы его движение совпало с движением Земли («вступило с Землей в удачный брак», как говорят догоны). Все это настолько напоминает рассуждения современной теории космических полетов, что Геррье делает вывод: догонский миф передает теоретические и практические знания максимально детально. Для того, наверное, считает он, чтобы эта информация была подробно передана далеким потомкам.

Совсем иной оказалась задача Номмо. Ему поручил заселить Землю сам Амма. С этой целью был выстроен огромный двухпалубный «корабль» с круглым дном. «Корабль» Номмо был разделен на шестьдесят отсеков, содержащих «все земные существа и способы бытия»: мир, небо, землю, деревню, дом собраний, женский дом, домашний скот, деревья и птиц, обработанное поле, раковины каури, огонь и слово, танец и работу, путешествие, смерть, похороны… Но нынешним догонам известно содержимое только первых двадцати двух отсеков. «Остальное придет в сознание людей позже и изменит мир» – так говорят они сами…

Остается загадкой, кто и когда сообщил западноафриканским догонам, находящимся на столь специфическом уровне социального развития, такие мудрые сведения о космосе и космологии вообще

«Корабль» подвесили на медной цепи, а потом по сигналу Амма он стартовал в проделанное в небе отверстие: отправился в путь из той части космоса, где «по-толо» родила жизнь, которую теперь предстояло передать на Землю. Приближаясь к нашей планете, «корабль» восемь «периодов» кружился по небу, занимая его, словно гигантская радуга – от горизонта до горизонта. Кружился с востока на запад, отклоняясь то к северу, то к югу. Он вращался вокруг собственной оси и при спуске описал «двойную спираль». Упомянутому вращению помогал «кружащийся вихрь», вырывавшийся из корабля наружу через отверстия, имевшие «форму этого ветра».

В момент приземления «корабль» скользнул по грязи, а яма, образовавшаяся после удара его о грунт, заполнилась водой и стала озером Дебо. На его берегах, на холме Гурао, до сих пор гигантский дольмен, изображающий «корабль Номмо», а в небольшом отдалении, среди менгиров, олицетворяющих Сириус и Солнце, еще одним камнем, гораздо меньших размеров, символически изображена Земля.

«Выйдя из корабля, Номмо поставил прежде всего на землю левую ногу. Это означало, что берет он Землю в свое владение. След, оставленный ступней Номмо, напоминает след медной сандалии».

За Номмо по очереди покинули «корабль» остальные его обитатели. Когда «корабль» опустел, Амма втянул в небо цепь, поддерживавшую его, и небо закрылось. Началась земная жизнь.

Номмо погрузился в воды озера Дебо, откуда его заботливый глаз наблюдает за людьми, пока не придет условленный час его возрождения – «день слова». Наблюдать же за жизнью людей необходимо – ведь для того и прибыл раньше, чем Номмо, на Землю Ого, чтобы мешать им. Тут уж нужен глаз да глаз…


Новое время безжалостно отбросило мифы, как надоевшую игрушку. Оказывается, не все в преданиях старины было выдумкой. Вспомните о Шлимане, откопавшем в строгом соответствии с мифом Трою; о преданиях полинезийцев, точно воспроизводящих историю народа. И вот уже люди наших дней старательно перелопачивают подернутые дымкой времени сказания, отыскивая в них рациональное зерно, память о доисторических временах. Возможно, такое зерно есть и в догонском мифе. Конечно, наивно полагать, что толчок развитию земной цивилизации дал визит кучки космических странников. В общем-то спорна сама возможность такого визита. Исследование мифов на «космическое зерно» открывает простор для смелых догадок, оригинальных гипотез. К сожалению, здесь много места и для подтасовок, и для шарлатанства… Видимо, еще не время однозначно оценить догонские предания. Может найтись и другая интерпретация, отличная от толкования Геррье. Что ж! Можно ведь обратиться к детальным и надежным записям Гриоля и Дитерлен. А может быть, другим исследователям удастся еще больше «разговорить» догонских хранителей тайн? Что выяснится тогда? Оправдается ли «космическая версия» Геррье, или она сама окажется мифом, только уже XX века, ясно одно: в любом случае наши знания о прошлом человечества обогатятся.

И небольшой африканский зверек, бледная лиса, поможет в постижении истины…

Для некоторых групп догонов, взаимопонимание между которыми затруднено или невозможно, и бамана . Французским , государственным языком Мали, владеют единицы.

Общая численность около 800 тысяч человек (2007, оценка). В основном мусульмане , в ряде районов сохраняются традиционные верования, около 10 % - христиане (католики и протестанты).

Догонские языки

Этно-лингвистическое деление

По языковому критерию догоны разделяются на несколько крупных и множество мелких групп. Свои языковые особенности (иногда очень значительные) имеются практически в каждом догонском селении. В приведённой таблице они отсортированы по языковой принадлежности и численности. Небольшая группа бангана, находящаяся в ареале северных догонов, отделена от последних в связи с тем, что по некоторым современным представлениям их язык не входит в догонскую семью и рассматривается как изолят .

Народ Язык Численность Расселение (на территории Мали, если не указано дополнительно) Примечание
южные догоны
доон томо-кан 178 000 168 тыс. человек на юго-западе от г. Банкас, около 10 тыс. человек в Кот-д’Ивуар и Буркина Фасо
того тене-кан (того) 92 232
тенгу тене-кан (тенгу) 67 788
восточные догоны
дьямсай дьямсай 164 000 между городами Коро и Бумбум
торо-тегу торо-тегу 3654
центральные догоны
томмом томмо-со 75 852 говорят на наречиях центральнодогонского языка
торо (бомму) торо-со 63 000
доном донно-со 57 000 в районе г. Бандиагара
западные догоны
момбо (колум) момбо-со (колум-со) 24 000
ампари ампари 6552
северные догоны
бондум (довой) бондум(-дом) 31 000 к северу от плато Бандиагара, основное поселение - Борко
догул догулу(-дом) 20 000 к северо-востоку от г. Бандиагара
тираниге (дулери) тираниге-дига 5292
тебул-уре 3500
нанга нанга(-дама) 3150
янда янда(-дом) 2500
буду буноге 882
ана 500
бангана бангери (бангиме) 1512 на северо-западе от г. Бандиагара говорят на изолированном языке
Всего 790 102

История

Уступ Бандиагара

Догоны возводят себя к правящим группам Древнего Мали . Согласно этногенетическим преданиям, их предки, теснимые фульбе , пришли в -XII веках с верховий Нигера - из страны Манден , вытеснив местное население (телем или курумба) и частично усвоив их культуру и, очевидно, переняв их языки. От телем остались пещерные святилища и погребальные комплексы в скалистых отрогах восточной и южной Бандиагары (среди инвентаря - керамика, наконечники стрел и копий, бронзовые и железные браслеты, деревянная скульптура, фрагменты ткани, плетения и т. п.). О прямых контактах догонов с телем традиция не сообщает. Связь с народами манден подтверждается социальными связями родовых групп, близостью искусства, танцев, обрядов и т. п. В XVI веке догоны входили в раннегосударственное образование Сонгай , в XVI-XIX веках (в разной степени вовлечённости для различных групп) - в Масина . Контакты догонов с исламизированными фульбе , начавшиеся на рубеже XVIII -XIX веков , привели к захвату последними Бандиагары к середине XIX века.

Традиционная культура

Деревянная догонская статуя, возможно, фигура предка, XVII-XVIII век

Традиционная культура типична для народов Суданской подобласти Западной Африки . Её изучение было в середине XX века монополизировано представителями школы М. Гриоля, что привело к игнорированию сложившихся ранее альтернативных взглядов (Л. Деплань и др.). В культурном отношении различаются догонов плато и предгорий, подступающих к долине Нигера (центральные, западные и северные догоны), и догонов цепи горных уступов и равнины Сено к юго-востоку от них (южные и восточные догоны). Изолированное положение страны догонов способствовало консервации архаичных элементов культуры либо вторичной архаизации. Основные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие, в горах - террасное, местами - ирригационное (сорго, просо-элевсина, бобы; основным предметом обмена и торговли служит лук). Крупный рогатый скот на обменной основе отношений выпасается фульбе. С бозо догонов связывают отношения шуточного родства.

С культом предков связано мужское общество масок Ава, при посвящении в которое (9-12 лет) совершается обрезание . Практикуется и женское обрезание . Процессии и пляски с масками проводятся в связи с похоронами, началом сельскохозяйственных работ, ежегодными ритуалами в честь Амма и Лебе, 60-летними культовыми циклами и др.

Частично сохраняются традиции наскальной живописи (изображения людей и животных, геометрические фигуры). Со 2-й половины XIX века под влиянием тукулёров распространяется ислам, с конца XIX - начала XX века - христианство. Догоны, получившие образование и живущие в городах, обладают высоким статусом, занимают влиятельное положение в политике и культуре.

В современной культуре

Литература

  • Beaudoin G. Les Dogon du Mali. P.,1997.
  • Calame-Griaule G. Ethnologie et langage: la parôle chez les Dogon. P., 1965
  • Desplagnes L. Le Plateau central nigerien. P., 1907
  • Griaule M. Dieu d’eau. Entretiens avec Ogotemmêli. P., 1948
  • Griaule M. Masques dogons. P., 1938
  • Griaule M., Dieterlen G. The Dogon of the French Sudan. 1948
  • Guerrier E. La cosmogonie des Dogon. L’arche du Nommo. P., 1975
  • Hochstetler, J. Lee, J. A. Durieux and E. I. K. Durieux-Boon. 2004. «Sociolinguistic Survey of the Dogon language area.» SIL Electronic Survey Reports 2004-004: 187 p.
  • Laude J. African Art of the Dogon: The Myths of the Cliff Dwellers. N.Y., 1973
  • Palau Marti M. Les Dogons. P., 1957
  • Paulme D. Organisation sociale des Dogons. P., 1940
  • Wanono N. & Renaudea, M. Les Dogon. P., 1996

Ссылки

  • Пришедшие на плато Бандиагара. Статья из сборника "На суше и на море", 1978
  • «Dogon and Sirius » from The Skeptic’s Dictionary .
  • «Excerpt from The Sirius Mystery » by James Oberg.

Догоны проживают на юго-востоке Республики Мали в западной Африке. Эта народность насчитывает примерно 800 тыс. человек, из которых подавляющее большинство — мусульмане, небольшая часть христиан, еще меньшая — язычников. У догонов есть собственные языки и своя богатая история. Другие цивилизации на догонскую культуру повлияли мало. Это и понятно, поскольку живут они в труднодоступных районах, куда завоеватели и миссионеры долго не могли попасть. О происхождении догонов известно немного. Их предки поселились на территории Мали в Х-ХII веках, вытеснив другие племена и частично переняв их традиции. Строго говоря, догоны мало чем отличаются от многих других племен этого региона.

Но что же тогда привлекает к ним внимание уфологов и астрономов? А то, что, будучи довольно отсталым африканским племенем, догоны обладают удивительными знаниями о созвездии Большого Пса. Чтобы осознать глубину познаний догонов, нужно окунуться в их верования.

Небесный творец в религии догонов — Амма, сначала Амма был лишь пустотой, существовавшей вне пространства и времени. Кроме этой пустоты не существовало ничего, пока Амма не открыл глаза. Его мысль «вышла из спирали», и наш мир начал стремительно расти — эта идея, по мнению некоторых исследователей, является мифологическим переложением Теории Большого взрыва. Бог-творец создал Номмо — первое живое существо. Вскоре оно разделилось, и часть его восстала против Амма. Вопреки воле своего творца, Номмо (вернее, его ««отделившаяся» часть — Ого) построил корабль и после долгого путешествия спустился на Землю. Амма не простил ослушания и в итоге решил уничтожить свое непокорное дитя: согласно местным верованиям, Номмо прибыл на Землю во время «огненного шторма»». Якобы, именно благодаря ему догоны обрели ценные знания о Вселенной.

Мифология догонов тесно связана с Сириусом — самой яркой звездой ночного неба, входящей в созвездие Большого Пса. Сириус в 22 раза ярче Солнца и, по легендам, именно на нем находится «родина» бога Аммы.

В мифах догонов Сириус описывается в виде двойной звезды — совсем как в представлениях астрономов. Вокруг Сириуса А (по догонски Сиги толо) вращается невидимый глазу белый карлик — Сириус В (в догонском языке — По толо). В наше время ученые уверены в правильности этой трактовки. Вот только если Сириус А мы можем наблюдать невооруженным взглядом, то Сириус В можно рассмотреть только через телескоп. Белый карлик был обнаружен лишь в 1862 году, и откуда догоны о нем узнали — непонятно. Но это еще не все: догоны «знают» и то, что период вращения Сириуса В составляет 50 земных лет (по современным астрономическим данным — 51 год), и каждые полвека устраивают праздник Сиги, знаменуя тем самым «возрождение мира». Обычное совпадение? Но ведь догонам известно и то, что Сириус В представляет собой белый карлик — эту звезду они даже обозначают камнем белого цвета.

Что удивительно, по мнению догонских жрецов, вокруг Сириуса А вращается еще одна звезда — Сириус С (это пока условное обозначение). Официально ее существование пока не подтверждено, но в 1995 году астрономы Дювент и Бенест сообщили, что наблюдали Сириус С. Возможно, Сириус С действительно существует и представляет собой малую звезду.

Считается, что помимо знаний о Сириусе, догоны еще в древности располагали также информацией о строении Солнечной системы — они, например, были осведомлены о кольцах Сатурна. Вдобавок, они разделяют небесные тела на планеты, звезды, спутники и т.д. Догоны уверены, что на других планетах тоже живут люди, хотя они и отличаются от нас с вами.

Доказательства контакта

Обо всех этих знаниях известно благодаря книге «Бледный Лис» французского антрополога Марселя Гриоля. Он и его коллега Жермен Дитерлен изучали догонскую культуру больше двадцати лет. Гипотезу о контакте с внеземными цивилизациями выдвигали и другие исследователи. Одним из них был, например, писатель Роберт Темпль, опубликовавший книгу «Тайна Сириуса». Во второй половине XX века внимание публики привлекла также работа французского астронома Эрика Гэррье, в которой он убедительно доказывал правдивость идеи палеоконтакта.

Впрочем, многие ученые активно критикуют эти предположения. Один из них — антрополог из Бельгии Вальтер ван Бик, который потратил на общение с догонами двенадцать лет жизни. По его словам, за все время нахождения среди этого народа он не слышал ровным счетом ничего, что упоминалось бы в труде Марселя Гриоля — ни о каком Сириусе или строении Солнечной системы.

Но возможно ведь и то, что ван Бик общался с теми представителями догонов, которые не обладают такими знаниями… Дело в том, что догонские легенды могут пересказывать лишь посвященные — олубару. Известно, что Марсель Гриоль долго беседовал с несколькими догонами, имеющими доступ к тайным знаниям. Один из патриархов — догон по имени Онгнонлу — описал Гриолю основу системы традиционных верований. Впоследствии слова Онгнонлу дополнили другие знатные догоны.

Трудности перевода

Догонские представления о строении небесных тел далеки от строго научного понимания. Их знания о Сириусе являются частью их традиционных верований и тесно переплетаются с мифами. Чтобы обозначить движение Сириуса В вокруг Сириуса А, догоны делали зарисовки. Это могли быть фигуры, выложенные на земле или начертанные на камне. О Сириусе сложены и устные предания. В одной из догонских ритуальных песен есть такие слова:

Дорога маски — это звезда Дигитария (Сириус В), эта дорога идет подобно Дигитарии.

Во всяком случае, на таком варианте перевода настаивал французский этнограф Марсель Гриоль, знающий тонкости догонских наречий. Но существует и альтернативный, дословный перевод этих строк, который полностью меняет их смысл:

Дорога маски — это прямая вертикаль, эта дорога идет прямо.

Версии и предположения

Некоторые исследователи пытались объяснить загадку догонов, не прибегая к «инопланетным» версиям. Но эти попытки порой лишь более укрепляли позиции гипотезы о палеоконтакте.

Взять, к примеру, распространенную версию о древних телескопах. Известно, что догоны контактировали с древними египтянами. Теоретически, они могли унаследовать астрономические знания от них. Другой вопрос — было ли что наследовать? Ведь даже если предположить, что у древних египтян имелись примитивные телескопы, они все равно не позволили бы разглядеть Сириус В: о нем стало известно лишь с появлением современного оборудования.

Еще одна версия гласит, что догоны могли иметь… собственный телескоп. Правда, в данном случае речь идет всего лишь о природном явлении, способном заменить оптику. Существует предположение, что вода, вращаясь с постоянной скоростью в замкнутом пространстве, при определенных условиях могла образовать гигантское вогнутое зеркало и позволила бы различить отражающиеся в ней небесные тела. Якобы так можно увидеть звезды, которые скрыты от невооруженного глаза…

Не менее странная гипотеза гласит, что догоны обладали уникальным зрением, которое позволило им увидеть Сириус В. Действительно, натренированный глаз способен различать предметы на значительном удалении. Но в случае с Сириусом В даже самое острое зрение будет бессильно. А вообще, если верить словам Марселя Гриоля, догоны знали не только о самом факте существования Сириуса В, но также о его орбите, массе и плотности. Не говоря уже о познаниях африканского племени относительно других небесных тел. Объяснить все это какими-то древними устройствами или физиологическими особенностями догонов, невозможно.

Существует, правда, еще одна версия, которая может дать исчерпывающий ответ на вопрос о тайне догонов: познания об астрономических телах принесли европейские миссионеры, посетившие догонов еще до экспедиции Марселя Гриоля. Конец XIX столетия (Сириус В был открыт немного раньше) стал периодом наибольшей активности христианских миссий, и, возможно, впоследствии догоны вплели рассказы белокожих гостей в свою традиционную систему ценностей, и следующие поколения приняли их за настоящие древние традиции предков.

С другой стороны, представить, что европейские миссионеры рассказывали африканцам о строении нашей Вселенной, а не об Иисусе Христе, не так-то просто. Впрочем, и версия о том, что совершенно ненужные в быту астрономические знания оставили дикому племени инопланетяне, тоже звучит довольно нелепо.

Палеоконтакт: правда и вымысел

На наш вопрос известный уфолог, координатор объединения «Космопоиск» Вадим Чернобров ответил:

— На основании имеющихся фактов мы видим, что в некоторых астрономических вопросах уровень догонов даже превосходил современный. Откуда они получили эти знания — загадка. Доподлинно неизвестно даже то, в какой из деревень находятся основные материальные свидетельства этих познаний. Главный интерес вызывают, конечно, данные о Сириусе. В одном из догонских мифов рассказывается о состоящей из трех звезд системе. Согласно сведениям догонов, третья звезда (пока неизвестный науке Сириус С) вращается вокруг Сириуса А по более длинной траектории. Официальная наука долго не признавала идею существования Сириуса С, но потом ученые наблюдали рентгеновское излучение системы Сириуса, и стало ясно, что третья звезда, возможно, существует.

Но примеры палеоконтакта встречаются нередко. В том числе — на территории России. Взять, к примеру, айнов. Этот народ населял когда-то обширную территорию Южного Сахалина, Курильских островов, южной оконечности Камчатки и современной Японии. Происхождение мифологии айнов остается загадкой.
О возможной связи в прошлом между айнами и высокоразвитой цивилизацией труды еще не написаны, но главное доказательство существовавших когда-то палеоконтактов — странные статуэтки айнами за несколько тысяч лет до нашей эры. Эти статуэтки, видимо, долгое время сохранялись в качестве семейных реликвий, но затем (вероятно, в момент прихода японцев) айны стали закапывать их в землю с соблюдением траурных ритуалов. Статуэтки хоронили, обкладывая со всех сторон камнями и накрывая каменными плитами. В таком странном виде догу — самое древнее из возможных доказательств посещения Земли пришельцами — находят до сих пор.

6904
Народ Язык Численность Расселение (на территории Мали, если не указано дополнительно) Примечание
южные догоны
доон томо-кан 178 000 168 тыс. человек на юго-западе от г. Банкас, около 10 тыс. человек в Кот-д’Ивуар и Буркина Фасо
того тене-кан (того) 92 232
тенгу тене-кан (тенгу) 67 788
восточные догоны
дьямсай дьямсай 164 000 между городами Коро и Бумбум
торо-тегу торо-тегу 3654
центральные догоны
томмом томмо-со 75 852 говорят на наречиях
торо (бомму) торо-со 63 000
доном донно-со 57 000 в районе г. Бандиагара
западные догоны
момбо (колум) момбо-со (колум-со) 24 000
ампари ампари 6552
северные догоны
бондум (довой) бондум(-дом) 31 000 к северу от плато Бандиагара, основное поселение - Борко
догул догулу(-дом) 20 000 к северо-востоку от г. Бандиагара
тираниге (дулери) тираниге-дига 5292
тебул-уре 3500
нанга нанга(-дама) 3150
янда янда(-дом) 2500
буду буноге 882
ана 500
бангана бангери (бангиме) 1512 на северо-западе от г. Бандиагара говорят на изолированном языке
Всего 790 102

История [ | ]

Уступ Бандиагара

Догоны возводят себя к правящим группам Древнего Мали . Согласно этногенетическим преданиям, их предки, теснимые фульбе , пришли в -XII веках с верховий Нигера - из страны Манден , вытеснив местное население (или) и частично усвоив их культуру и, очевидно, переняв их языки. От телем остались пещерные святилища и погребальные комплексы в скалистых отрогах восточной и южной Бандиагары (среди инвентаря - керамика, наконечники стрел и копий, бронзовые и железные браслеты, деревянная скульптура, фрагменты ткани, плетения и т. п.). О прямых контактах догонов с телем традиция не сообщает. Связь с народами манден подтверждается социальными связями родовых групп, близостью искусства, танцев, обрядов и т. п. В XVI веке догоны входили в раннегосударственное образование Сонгай , в XVI-XIX веках (в разной степени вовлечённости для различных групп) - в Масина . Контакты догонов с исламизированными фульбе , начавшиеся на рубеже XVIII -XIX веков , привели к захвату последними Бандиагары к середине XIX века.

Традиционная культура [ | ]

Деревянная догонская статуя, возможно, фигура предка, XVII-XVIII век

Традиционная культура типична для народов Суданской подобласти Западной Африки . Её изучение было в середине XX века монополизировано представителями школы М. Гриоля , что привело к игнорированию сложившихся ранее альтернативных взглядов (Л. Деплань и др.). В культурном отношении различают догонов плато и предгорий, подступающих к долине Нигера (центральные, западные и северные догоны), и догонов цепи горных уступов и равнины Сено к юго-востоку от них (южные и восточные догоны). Изолированное положение страны догонов способствовало консервации архаичных элементов культуры либо вторичной архаизации. Основные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие, в горах - террасное, местами - ирригационное (сорго, просо-элевсина, бобы; основным предметом обмена и торговли служит лук). Крупный рогатый скот на обменной основе отношений выпасается фульбе. С бозо догонов связывают отношения.

В современной культуре [ | ]

Догоны упоминаются в приключенческом романе Алексея Санаева «Уругуру» . Есть упоминание в «Энциклопедии относительного и абсолютного знания », том 5 .

Догоны и миф о фигурируют в романе Тома Роббинса «Сонные глазки и пижама в лягушечку».

Также догоны и их космология упоминаются в романе Филипа Дика «ВАЛИС».

Примечания [ | ]

  1. Подразумевается африканская лисица (лат. Vulpes pallida )
  2. Marcel Griaule et Germaine Dieterlen. Le Renard pâle: Le mythe cosmogonique
  3. М. Palau-Marti, La création du monde (compte-rendu). - «Revue de l’histoire des religions» за 1966 год, т. 170, N 1 с. 78-82.
  4. Marcel Griaule, Dieu d’eau: entretiens avec Ogotemmêli. Paris, Fayard, 1975
  5. Bernard R. Ortiz de Montellano. The Dogon Revisited (неопр.) . Проверено 13 октября 2007. Архивировано 15 февраля 2013 года.
  6. Philip Coppens (author).

Удивительное племя древней культуры живет к югу от Сахары в Республике Мали. Племя догонов до сих пор очаровывает своим знанием о звездах. Им были знакомы вещи, о которых они не могли знать, их познания в астрономии предвосхитили открытия ученых.

Мифология догонов содержит ссылки на Сириус В – звезду, невидимую для человеческих глаз. Судя по легендам, информацию им передали Номмо – пришельцы из космических глубин. Многие считают знания африканского племени неопровержимым доказательством того, что в прошлом нас посещали инопланетяне.

Догонов насчитывается от 400 до 800 тысяч с достаточно необычной культурой. Исследователи Африки восторгаются интересной архитектурой, искусством и интригующими обрядовыми масками здешних жителей. Но более захватывающим является не то что можно увидеть, а то, что можно услышать.

Знания племени догонов продемонстрировали весьма развитую космологию. Роберт Темпл, автор опубликованной в 1976 году истории «Тайны Сириуса» писал, что уже во время первых контактов с антропологами члены племени поразили большими знаниями о «небесных сферах».

Это не очень подходило цивилизационному этапу развития племени, на котором они находились, но догоны точно знали, что Земля вращается вокруг Солнца и оборот по орбите занимает год. Они хорошо знали о суточном вращении планеты вокруг своей оси и говорили, это «дает иллюзию, что небо кружится».

«Догоны свободны от иллюзий, которые были у наших европейских предков, считавших, что небо и звезды вращаются вокруг Земли», — пишет Роберт Темпл в своей книге. Об этом мы знаем от французского антрополога Марселя Гриоля, который в 1934-1956 годах находился среди догонов.

За время, прожитое среди догонов Марсель, завоевал доверие старейшин племени и один из шаманов, называемый Оготеммели, рассказал антропологу о мифах и верованиях своих людей. История шамана стала основой для ряда публикаций Марселя и другого антрополога Жермена Дитерлена.

Записи антропологов скорее всего не обрели бы известность за узкими пределами круга специалистов, к счастью упомянутый Роберт Темпл осветил таинственное племя. Он обратил внимание на уникальные астрономические знания, и решил проверить, откуда у догонов такая информация. Жившие обособленно и по сути в одиночестве они знали намного больше, чем то, что Земля вращается вокруг Солнца и своей оси.

В племени знали о самых близких планетах, о кольцах Сатурна и лунах Юпитера, которые для европейцев открыл Галилей с помощью телескопа. Они различали типы звезд и были осведомлены о существовании других солнечных систем в галактике, и даже знали, что они бывают обитаемы. Кроме того, догоны издавна имели довольно хорошие знания о кровообращении и его роли в передаче кислорода. Это кажется удивительным, но похоже источник их знаний надо искать в далеком прошлом, а мы приобрели эти знания только в 18 веке.

По мнению Роберта Темпла, «догоны сохранили традиции, которые выходят за рамки понимания земного мира». Мифология догонов очень детально рассказывает о созвездии Сириуса. Само по себе это может показаться не очень странным, поскольку Сириус яркая звезда небосклоне, привлекавшая внимание людей на протяжении веков. Но догоны знали о существовании не только видимого Сириуса А, но и Сириуса В – белого карлика, который с Земли без мощного телескопа невидим.

Сами африканцы называют его «Сиги-толо», а антропологи для описания использовали слово «Дигитария». Более важным от названия является то, чего оно касается. Догоны говорят о теории Сириуса В, которая согласуется со всеми известными научными фактами. Они знали, что звезда не видна, но знали о её существовании.

Задолго до открытия астрономов жрецы племени догонов знали продолжительность вращения в 50 лет и это действительно так. Они знают, что Сириус А не находится в центре своей орбиты, а Сириус В «построен» из специфического материала, который называется сагала, и на Земле его нет. И все это действительно правда!

Откуда у африканского племени, развивавшегося «внутри себя» и в отчуждении от соседних цивилизаций могла появиться такая подробная информация о космосе? А вот это действительно волнующий вопрос в отношении знаний племени догонов. Если верить старой легенде от глубины появления племени, а не верить у нас никаких видимых причин, то и здесь события касаются популярной теории о древних космонавтах.

ИНОПЛАНЕТЯНЕ И ДОГОНЫ.

Все свои знания об окружающем мире и пространстве догоны получили от Номмо, прибывших на Землю в «ковчеге», который «приземлился в вихре, напоминающим движение коловорота». На планету ковчег приземлился на северо-востоке от современного жизненного пространства догонов, что указывает на Египет. Затем из корабля вышли земноводные существа, которые могли жить и в море, и пребывать на суше.

Интересная легенда о появлении небесных гостей не является уникальной. Аналогичную историю мы узнаем из шумерской традиции, где появляются «те, кто пришел с небес», этот же мотив звучит и в египетской мифологии, которая имеет точки соприкосновения с догонской.

Пришельцы дали догонам цивилизацию и социальную организацию, рассказали им несколько вещей о космосе и о своем мире. Инопланетяне прибыли из созвездия Сириуса, поэтому о нем рассказывали больше всего. Многое в памяти жрецов за минувшие тысячи лет вытерлось временем, однако важные моменты им удалось сохранить.

Роберт Темпл не остановился на достигнутом и создал огромный клубок мифов, переводов и языковых сопоставлений. Идея должна была подтвердить, что Номмо были инопланетянами, посетившими не только догонов, а Древний Египет, где жили предки племени.

В «Тайне Сириуса» автор книги среди египетских и шумерских сказаний находит доказательства, подтверждающие его идею. Он обращает внимание на важную роль Сириуса в Египте: восход звезды означал начало года. Темпл утверждает при этом, что «в прошлом Землю посетили разумные существа из планетной системы Сириуса».

Автор интересно соединяет Шумер с Египтом, Египет с Мали, Ануннаков с Номмо, священников с инопланетянами, а в догонских ритуалах и искусстве он находит следы ракет, морского десанта и русалок. Все конечно в истории можно пояснить значительно проще и без космического вмешательства. Хотя в этом случае пропадает уверенность, что история будет правдивой, тем более мы говорим не о лженаучном, а об альтернативном развитии.

Источников знаний догонов ищут в загрязнении культуры, якобы в одном из контактов с «западом» кто-то рассказал африканцам о Сириусе, а те тут же включили знания в свою систему верований. Среди теоретиков находится, например, Уолтер ван Бик, который в издании «Current Anthropology» описал свой визит к догонам.

Ряд опросов провел ван Бик пристально расспрашивая людей о «сиги толе». Все ответы уверяли, что о звезде догоны впервые услышали от самого Марселя Гриоля. Впрочем, исследование Уолтера ван Бика наткнулось на серьезную критику – он не завоевал уважение и авторитет у африканцев, поэтому все ответы были однотипными.

Несколько других исследователей пытались отыскать «внедрение» космической информации в раннем периоде. Ной Брош отмечает, что все могло случиться в 19 веке, когда контакт с догонами могли установить члены экспедиции Анри-Александра Деландера. Брош предполагает, что позже изучавший их легенды Гриоль взял за имеющиеся древние корни то, что несколько десятилетий ранее жители современного Мали слышали от другого француза.

Да, подобные вещи иногда случаются. Однако теорию о внеземном происхождении знаний догонов не так просто разрушить. Прежде всего сторонники версии отмечают главное: Гриоль или Деландер не могли сказать о супертяжелой материи, поскольку астрономы установили, что Сириус В является белым карликом лишь в 20-е годы 20-ого столетия.

К тому же, дело доходит и до пары других сомнений, например, 400-летние артефакты изображают ход Сириуса В вокруг своего большего соседа. Догоны регулярно отмечают праздники, связанные с этой звездой, и традиция идет по крайней мере, с 13 века. Иначе говоря, племя знало о Сириусе за столетия до прихода к ним первых европейцев.

Местные верят, что рядом со звездами А и В есть еще маленький и абсолютно невидимый Сириус С. Астрономы пока не нашли любопытный объект, но многие исследователи к версии, что мифология догонов верна, и небесное тело будет обнаружено.

Если Сириус С действительно будет обнаружен и подтвержден, то это станет окончательным подтверждением теории посещения Земли древними космонавтами. Сегодня еще не время делать вывод о существовании чужих цивилизаций. Говорят, прибывшие потерпели аварию и до прилета помощи погостили на у нас на планете. Именно так обстоит дело в отношении древних догонов и гостей с Сириуса.