Древние цивилизации средней азии. Древние народы передней азии Народы, языковая принадлежность которых неизвестна

Следы преоывания человека на территории Передней Азии относятся к древнейшей археологической эпохе - раннему палеолиту. В Сирии и Палестине были найдены орудия шелльского и ангельского типов; поселения ашельского времени были обнаружены в пещерах Эт-Табун, на горе Кармел и Умм-Катафа, к ю.-в. от Иерусалима.

К следующему периоду, эпохе мустье, относятся находки в Ираке и Палестине костных остатков неандертальского человека. Так, на горе Кармел, в пещерах Эт-Табун и Эс-Схул, были обнаружены остатки двенадцати скелетов. Палеолитические орудия были обнаружены также в Малой Азии и Верхней Месопотамии.

Раскопки пещеры Эль-Вад (гора Кармел) в одном из слоев дали остатки кремневых изделий и костей животных, которые были датированы поздним мезолитом. Это так называемая натуфийская культура охотников и рыболовов, в хозяйстве которых наблюдаются уже зачатки примитивного земледелия.

Еще более широкое распространение на территории Передней Азии имеют неолитические памятники. Помимо Месопотамии, Сирии и Палестины они найдены в Малой Азии и Иране. Здесь следует упомянуть о земледельческом поселении близ Персеполя (Иран), о поселениях Телль- Хассун и Телль-Халаф (Сирия) и др., для которых характерно наличие в их инвентаре прекрасной расписной посуды в сочетании с орудиями из камня.

В эпоху энеолита и бронзы переднеазиатские земледельческие культуры находят свое дальнейшее развитие. В их инвентаре по-прежнему большое место занимает расписная керамика; целый ряд предметов изготовляется из кремня, но при этом множество орудий сделано из металла (медь или бронза) 2 .

Весьма благоприятные условия для развития оседлой жизни, земледельческого и скотоводческого хозяйства в далекой древности сложились в Южной Месопотамии. Древнейшие поселения появились здесь в начале IV тысячелетия до н. э., в эпоху позднего неолита и энеолита. Население, находившееся еще на стадии первобытно-общинных отношений, занималось охотой и рыболовством, но постепенно переходило к земледелию и скотоводству. Были приручены первые домашние животные - овца, коза, свинья. Население строило свои поселки на островах среди болот, на искусственных земляных насыпях; осушая болота, оно создавало древнейшую систему искусственного орошения. Наряду с широко распространенными каменными орудиями, появлялись первые медные орудия.

Архаические памятники Южной Месопотамии, относящиеся к IV тысячелетию до н. э., по месту наиболее типичных находок принято делить на три периода, следовавших один за другим: культуры Эль-Обейда, У рука и Джемдет-Насра. В течение этих трех периодов хозяйственное и культурное развитие общества Нижней Месопотамии ушло далеко вперед. Закончилось заселение Месопотамской низменности, значительного прогресса достигло сельское хозяйство - были освоены * ячмень и пшеница, приручены бык и осел, развились ремесла, завязался обмен с соседними областями, появился колесный и речной транспорт.

Рост производительных сил, разделение труда, накопление богатств создали предпосылки для разложения первобытно-общинного строя и возникновения классового рабовладельческого общества. К началу III тысячелетия до н. э. в Месопотамии и прилегающих к ней областях возникли первые рабовладельческие государсава. Позднее, в силу тех же социально-экономических процессов, классовые рабовладельческие общества сложились и в других областях Передней Азии - Малой Азии, Сирии, южной Аравии.

Древнейшее население Передней Азии было весьма разнородным в культурном и языковом отношении. В условиях восточного рабовладельческого общества, когда племенные объединения оседлого населения были уже в значительной мере разрушены, а государственные границы в высшей степени непостоянны, этнические общности были, как правило, неустойчивы и границы распространения культурных и языковых признаков часто не совпадали. Языковые общности определялись преимущественно предшествующим племенным расселением, видоизменяясь в результате культурного взаимодействия, завоеваний, насильственных переселений и т. п. Что же касается менее развитых племен периферии, живших еще в условиях первобытно-общинного строя, то для них основной этнической единицей являлось племя или объединение племен, характеризуемое общностью управления, территории и диалекта, а также эндогамной структурой и сознанием действительного или воображаемого кровного родства. Близкие или родственные между собой племена объединялись сходными чертами культуры и языка.

Решение проблем этногенеза современных народов Передней Азии, исходя из этнического состава древнего мира,- дело очень сложное. Оно требует привлечения и комплексного использования самых различных материалов - антропологических, археологических, этнографических, лингвистических. При рассмотрении этнического состава древней Передней Азии за основу берется языковый признак, как более четко различимый.

Языковая классификация

Языковая классификация древних народов Передней Азиизатрудняется недостаточным знакомством с их языками. В то время как одни народы древности оставили большое количество письменных памятников, доступных научному изучению, от языков других народов остались лишь отдельные фрагменты. От многих народов остались одни их названия, часто даже не самоназвания, а имена, данные им другими народами. Все это вызывает споры и нередко лишает возможности отнести тот или другой народ к определенной лингвистической группе.

Можно с достаточной определенностью говорить о двух крупных языковых группах древнего мира, каждая из которых объединяет ряд народов, нередко весьма отдаленных друг от друга как территориально, так и хронологически,- индоевропейской и семитской. Однако после выделения этих двух больших групп остается значительное число народов, весьма различных не только в культурном, но также и в языковом и отчасти в антропологическом отношении. Языки некоторых из этих народов обнаруживают известную связь с языками двух-трех других народов, но наличие этой связи не всегда убедительно доказывается и часто отрицается теми или другими исследователями, Большинство этих народов является древнейшими аборигенами различных областей Передней Азии.

Уже задолго до начала нашей эры они сошли с исторической арены и утратили свой язык, сохранившийся лишь в письменных памятниках и в заимствованиях, проникших в другие языки. Были попытки объединить все указанные народы в одну большую группу: Н. Я. Марр и его последователи ошибочно пытались объединить их под именем яфетических; некоторые другие ученые предлагали для большинства этих народов пользоваться чисто условным термином «азианиты» 1 . Именно с этой группы мы и начнем рассмотрение этнического состава древней Передней Азии.

Древнейшие народы Передней Азии

Образование первых государств на юге Месопотамии связано с народом, известным под именем шумеров, или шумерийцев. Этот же народ, по-видимому, создал культуры Эль-Обейда, Урука и Джемдет-Насра. Шумерская культура находилась в тесном взаимодействии с культурой аккадийцев, семитического по языку народа, утвердившегося в средней части Месопотамии. Этнический термин «шумер» - аккадийского происхождения, сами шумеры не имели общего самоназвания. Первые шумерские письменные памятники восходят к концу IV тысячелетия до н. э. Они встречаются на территории от современного Мосула до Бахрейнских островов. Древнейшие тексты показывают, что шумерские имена употреблялись на всей территории Южной Месопотамии. К середине III тысячелетия до н. э. в северных районах, а к середине II тысячелетия до н. э. и в южных районах Месопотамии шумерские имена сменились семитскими. К этому времени шумерский язык исчез из обихода, сохраняясь лишь в богослужении и в науке 2 .

Место шумерского языка в языковой классификации не установлено; не обнаружено сколько-нибудь существенного сходства ни с одним из известных языков.

Дошедшая до нас портретная скульптура Южной Месопотамии позволяет предположить существование в древности двух антропологических типов. Один из них представлен круглолицыми брахикефалами с волнистыми волосами, крупными чертами лица, прямым носом почти без переносицы и маленьким подбородком; второй - брахикефалами ассироидного, или арменоидного типа с крупным орлиным или загнутым носом и пышной курчавой растительностью на голове и лице. Второй тип обычно отождествляют с семитоязычными народами, в первом исследователи склонны видеть шумеров.

В восточной части Месопотамской низменности и далее к востоку, в горах западной части Иранского нагорья, жили различные народы, по предположению некоторых исследователей - родственные между собой в языковом отношении. На территории современного Хузистана обитали эламиты. Произведенные здесь раскопки дали богатейший археологический материал, самые древние находки относятся к IV тысячелетию до н. э. Древнейшие эламские пиктографические памятники датируются рубежом IV и III тысячелетий до н. э. С середины III тысячелетия эламиты усвоили аккадийскую систему письменности, приспособив ее к своему языку. Но язык эламитов просуществовал долго: некоторые средневековые источники говорят о том, что в Хузистане непонятный персам и арабам язык сохранялся вплоть до X в. н. э.

По соседству с эламитами в горах Загроса, на территории современного Луристана, жили касситы, которые в первой половине II тысячелетия до н. э. сыграли значительную роль в политической, а отчасти и в культурной истории Месопотамии. Касситам приписывается введение в Вавилонии коневодства, с ними же связываются находки лури- станской бронзы, относящейся ко второй половине II тысячелетия. Ряд признаков связывает касситский язык с эламским; в то же время некоторые его лексические элементы, возможно, носят индоевропейский характер.

В середине III тысячелетия до н. э. в долине р. Диала создали самостоятельное государство лулубеи. Позднее ими же был основан ряд княжеств к югу от оз. Резайе.

Некоторые исследователи считают эламитов, касситов и лулубеев родственными в языковом отношении и объединяют их в одну каспийскую группу языков. Сюда же относят некоторые народы (каспиев, гелов, та- пуров), известные с V в. античным авторам на побережье Каспийского моря. Возможно, что к этой же группе принадлежали и народы, населявшие в древности территорию Южного Азербайджана и западного Ирана, - кутии, парсуа, маннеи. Некоторые из перечисленных народов в разное время играли более или менее значительную политическую роль. Кутии (гутеи) к концу III тысячелетия временно завладели Двуречьем; то же сделали касситы в XVIII в. до н. э.; маннеи в IX-VIII вв. до н. э. создали к югу от Урмии собственное государство (в него частично вошло и государство лулубеев), противостоявшее Урарту и Ассирии, а в начале VI в. до н. э." слившееся с Мидией.

О физическом облике всех этих народов трудно сказать что-либо определенное. По-видимому, здесь было несколько антропологических типов- высокие европеоидные долихокефалы; с прямым носом, представители брахикефалЬного арменоидного типа, а также негроиды - низкорослый тип с толстыми губами и носом, сходный с типом дравидских народов южной Индии.

К северо-западу от каспийской группы народов на территории Армяно- Курдского нагорья, восточной части Малой Азии, Северной Месопотамии и значительной части Сирии жили различные народы, иногда объединяемые под именем «алародийских». Новейшие исследователи 1 считают, что языки этих народов могут быть отнесены к языкам кавказской группы, составляя в ней, однако, особую ветвь.

К северу от Нижней Месопотамии в III-II тысячелетиях до н. э. были распространены хуррийские, или субарейские, говоры (область Субир у шумеров, Субартум у аккадийцев). Носители этих близких между собой говоров, повидимому, называли себя хурри. Древнейшие тексты на хуррийском языке относятся к середине III тысячелетия до н. э.; в конце II тысячелетия до н. э. хуррийские тексты исчезли. Одни исследователи считают хурритов исконным населением Сирии, Палестины, Месопотамии и даже гор Загроса, другие признают их лишь исконным населением Северной Месопотамии и, возможно, Армении, а появление их в Сирии и к востоку от Тигра объясняют позднейшими переселениями. Неолитическая культура указанных областей, восходящая, по крайней мере, к началу IV тысячелетия до н. э., по своему общему уровню выше культуры Южной Месопотамии. Лишь постепенно, с III тысячелетия, началось культурное и политическое преобладание более южных областей. В XVI-XIV вв. в Северной Месопотамии и в северной Сирии начала складываться мощная хуррийская держава Митанни. После ее падения и заселения этих областей арамейскими.племенами отдельные хуррийские княжества сохранялись до VII в. до н. э. в горах Армянского Тавра и в долине верхнего Евфрата. Судя по дошедшим до нас изображениям, все население северной Сирии и Северной Месопотамии принадлежало к арменоидному антропологическому типу.

Начиная с середины И тысячелетия до н. э. в хеттских и ассирийских текстах упоминаются на Армяно-Курдском нагорье мелкие племенные образования, или «царства». В IX в. до н. э. здесь возникло быстро росшее государство Урарту с центром близ оз. Ван; с этого же времени появились и надписи урартских царей. Государство Урарту просуществовало до VI в. до н. э. Народ Урарту по языку был близок хурритам. Однако представляется мало вероятным, чтобы территория, которую охватывало государсаво Урарту, была населена исключительно носителями урартского или хуррийского языка; по-видимому, здесь имелись и племена, говорившие на языках, гораздо более близких к современным закавказским - грузинскому и армянскому. По сохранившимся изображениям, урартийцы, так же как и хурриты, принадлежали к арменоидному типу.

Северо-восточная часть Малой Азии в III тысячелетии до н. э. была населена народом, носившим название хаттов. Хатты и хаттский язык исчезли к середине II тысячелетия до н. э. Новейшие исследователи 1 относят хаттский язык к хуррийско-урартийской группе и считают его родственным кавказским языкам. Хаттский язык, повидимому, оказал большое влияние на позднейшие языки населения Малой Азии, в частности на хеттский.

Не представляется возможным установить с достоверностью древнейший этнический состав западной части Малой Азии. Как греческие, так и восточные источники дают лишь отрывочные, часто противоречивые сведения об именах населявших ее народов. Рассмотрение этих данных в нашем кратком очерке могло бы только запутать и без того сложную картину этногенеза народов Передней Азии.

Азия является самой большой частью света по площади и численности населения. На ее территории проживает более 4 миллиардов человек, эта сумма оставляет около 60% от всего населения нашей планеты. Границы Азии вмещают в себя множество государств, поэтому население здесь самое разнообразное. Каждый народ имеет свою историю и культурную наследие, которое в совокупности с другими создает богатый колорит для этой части света.

Чтобы лучше изучить Азию, узнать традиции и обычаи других народов, мы разберем поэтапно население, разделяя его на пять географических областей.

Народы Центральной Азии

(Народы Дальнего Востока в национальных костюмах )

Территория Центральной Азии (или Средней Азии) не располагала к благоприятному ведению сельского хозяйства, поэтому здесь преобладающим представителем этноса стали степные кочевники.

Первые, кто задумался о создании государства кочевников, стали скифы. Скифы являлись древним ираноязычным народом, не имевшим письменности и обладающим неизвестным языком (предполагается, что их язык трансформировался в современный осетинский). Однако из-за раздробленности скифам не удалось создать мощную единую империю, поэтому первое государство для кочующих народов организовали хунны (древний народ, обитающий на территории Китая).

Наравне с ними на территории Центральной Азии обосновались и другие народы - монголы, уйгуры, басмалы и онгунты, народы тюркской языковой группы, карлуки. Примечательной особенностью для народов Средней Азии стало неприятие китайских ценностей, большинство из них имели собственную идеологическую систему или примыкали к чужим, а Китайская идеология так и не смогла перебраться за границы Великой Китайской стены.

Уже во время существования Советского Союза произошли депортации в Среднюю Азию. Большая часть депортируемых - чеченцы, ингуши, татары, карачаевцы, калмыки. Во время войны в Азию отправляли немцев и финнов.

Если говорить о культурном наследии, то в Средние века народы Центральной Азии создали очаг Просвещения. Здесь развивалась научно-исследовательская область, изучалась медицина, постигалась астрология, появилось большое количество скульпторов, художников и архитекторов.

В ранние периоды народы склонялись к язычеству - совершали жертвоприношения, молились о защите, просили хорошего урожая и плодородной почвы. Чуть позже население приняло другие вероисповедания, например, карлуки стали исповедовать ислам, а тибетцы ушли в буддизм.

Народы Западной Азии

(Праздник Навруз у Иракских Курдов )

Первыми в Западной Азии (или Передней Азии) государство создали шумеры - древнее население Южной Месопотамии, обладавшие собственным языком и стоявшие у истоков возникновения цивилизации Тигра и Евфрата. Вместе с ним на территории Передней Азии обитали семитские народы, являющиеся предками арабов, мальтийцев и евреев. Большое влияние на формирование современных народов оказало переселение тюркских народов из Средней Азии, благодаря им появились турки, азербайджанцы. Присутствовали и кочевые народы, например, амореи, являющиеся потомками праотца Сифа.

В Западной Азии преобладает сельское хозяйство, а промышленная составляющая полуичло развитие лишь при существовании СССР. В странах Азии возделываю различные сельскохозяйственные культуры - сажают пшеницу, выращивают яблоки и виноград, разводят цитрусовые и финики, засаживают плантации табака и мака. Присутствует и скотоводство - разводят домашних животных для получения молока. Шерсти и мяса, преимущественно - коз, коров, овец, птиц. Из-за религиозных соображений свиней на территории Передней Азии практически не разводят.

Если говорить о культурных ценностях в рамках семейных взаимоотношений, то большая часть народов придерживается религиозных норм. Привычным делом является полигамия, однако на практике в современном мире она присутствует лишь у староверов. Распространена традиция брака с выплатой калыма, у кочевников бытует запрет на создание брака за пределами племени.

У кочевых народов развито устное творчество, включающее большое количество фольклорных направлений (сказки, былины, повести, рассказы о создании племен). Народная медицина представлена комплексом из многолетнего врачевания и использования природных ресурсов, малая часть народов привносит в медицину и магические поверья с устоявшимися суевериями.

Народы Южной Азии

(Сингальский танец, Шри-Ланка )

К древнейшему населению Южной Азии относятся ведды (коренное население острова Шри-Ланка) и андаманцы (коренные жители одноименных островов). Первую цивилизацию создают дравиды, являющиеся населением Южной Индии. Дравидов разделяли на северных, центральных и южных, каждая ветвь классификации подразделялась на несколько народов. Северные дравиды - ораоны, брагуи, малто; южные - телугу, тамилы, каннара; центральные - пенго, годны, койя. В 17 веке в Южную Азию стаи приезжать колонизаторы, таким образом список народов пополнился англичанами, голландцами, французами и португальцами.

В настоящее время население Южной Азии насчитывает более 200 народов, большая часть из них относятся к малочисленным (до 10 тысяч человек). Большинство народов занято земледелием, меньшая часть проживает в городах, вкладывая силы в промышленность и сферу обслуживания. Некоторые племенные группы и вовсе занимаются примитивным производящим хозяйством, в горных местностях сохранились группы с отсталой формой культуры и экономики.

Народы Южной Азии чтут многовековые традиции, распространены этнические произведения - их читают, ставят спектакли, декларируют перед публикой. Популярностью пользуются кукольные театры. Большинство племен верят в магию и переселения душ, изготавливают тотемы и амулеты для защиты. Народная медицина в основном состоит из магических уверований и использования лечебных трав, широко распространена практика йоги.

Народы Юго-Восточной Азии

(Посещение Тайского монастыря )

Изначально на территории Юго-Восточной Азии обитали батаки, ниасцы и ментавейцы, но переселенцы смешались с древним населением, привнеся новые народы. Позже образовалась и вторая волна поселенцев, принесшая в список этносов малайцев и яванцев. В Таиланд еще до начала нашей эры переселились народы тайской языковой группы - сиамцы (тайцы) и лао. На территории Вьетнама проживали вьеты, тямы.

Основные группы народов, проживающих в Юго-Восточной Азии: филиппинцы, малайцы, тайцы, вьеты, индонезийцы, пунаны, кубу.

Раньше главным занятием населения Юго-Восточной Азии являлось плужное земледелие с выращиванием риса, сейчас все больше народов отдает предпочтение развитию современных отраслей хозяйства и промышленности.

На семейные отношения сильно повлияла религиозная составляющая, с исламом на эту территорию пришла полигамия. Многие племена долгое время сохраняли традиции родовых общин, но сейчас большая часть отдала предпочтение привычным моногамным бракам.

Культурное наследие здесь широко развито в театральных постановках: театр кукол, теней, жестов, марионеток, загримированных актеров. Успехом пользуются: балет, пьесы на этническую тему, постановки по мотивам индийских произведений.

Религия различная - от ислама до буддизма, некоторые племена до сих пор сохраняют остатки индуистских верований с верой в стихию, переселения душ и богов. Ранее даже совершались жертвоприношения с использованием магических заклинаний.

Народы Восточной Азии

(Праздник Дракона на улицах Китая )

Самым крупным народом Восточной Азии является хань (или китайцы), также присутствуют корейцы, тибетцы, японские народы, тайские народы. Самыми многочисленными народами являются китайцы, японцы и корейцы.

В большинстве стран распространены земледелие, животноводство и горнодобывающая промышленность. Некоторые народы занимаются производством тканей и машиностроением.

Культурное наследие сформировалось под влиянием религиозных учений, на территории Восточной Азии самыми распространенными являются буддизм, конфуцианство и синтоизм, а менее распространенная религия - христианство.

Отличительной особенностью культурного наследия в Восточной Азии является мифология, многие мифы отражают становление древних цивилизаций, прежние обычаи, образование племен, происхождение народных групп. Еще оной особенностью является длительное существование письменности, зародившейся в начале 2 тысячелетия до н.э. Древнейшей системой была иероглифика, которая до сих пор существует в Китае и Японии, пережив некоторые видоизменения.

Азия является самой большой частью света и с Европой образует материк Евразию. От Европы ее условно отделяют по восточным склонам Уральских гор. Азия омывается с севера Северным Ледовитым океаном и отделена от Северной Америки Беринговым проливом. С востока омывается Тихим океаном, на юге - Индийским. А на юго-западе границы проходят по морям Атлантического океана, и от Африки ее отделяет Суэцкий канал и Красное море. Из-за такой огромной территории, Азии характерно разнообразие в природе, климате.

А как следствие, разнообразны и народы стран Азии, говорящие на разных языках, имеющие свои, порой очень редкие национальные этнические корни, исповедующие разную религию. Формирование их началось очень давно. Именно в Азии зародились древнейшие в мире цивилизации. На ее территории по сей день существуют редкие племена, в которых живут всего несколько сот человек.

Половина человечества

Народы Азии самые многочисленные. Среди них больше всего китайцев, бенгальцев, хиндустанцев и японцев. Это почти три миллиарда человек - половина населения Земли.

Первые поселения, а затем первые государства возникали в бассейнах рек Хуанхэ, Тигр, Евфрат, Инд. Орошаемые земли, благоприятный для жизни климат способствовали увеличению численности населения. Народы Азии начали расселяться, заселять другие территории, благоприятные для жизни. В эпоху великого переселения люди кочевали на север, юг, восток, а также на запад - в Европу. Наиболее заселенными и сегодня остаются Южная, Восточная и Западная Азия.

Родина религий

Множество религий существует на Земле, но именно Азия - родина трех самых изветных в мире. Это буддизм, ислам и христианство. В Юго-Западной Азии в первом тысячелетии нашей эры возникло христианство. Развиваясь, оно распалось на несколько направлений. Самые значительные - это православие, католицизм и протестанство. Мусульмане - это приверженцы ислама, который возник на Аравийском полуострове в седьмом веке нашей эры и теперь очень силен в и на юго-западе. Древнейшая религия буддизм зародилась в Южной Азии в шестом веке до нашей эры, А в настоящее время широко распространена у народов Восточной и Юго-Восточной Азии.

В Азии есть религии, которых придерживаются только народы отдельных стран. Это японский синтоизм, индийский и бангладешский индуизм, китайское конфуцианство.

Регионы Азии

Вообще на всей территории Азии выделяют пять обширных регионов: Северная, Южная, Центральная, Восточная и Западная. От названия территорий получили свои обобщающие названия и народы Азии. Есть два господствующих племени. Монгольское живет в северной и восточной Азии, а среднеазиатское - в западной и южной. Юго-восток в большинстве своем заселен малайцами и дравидами. Эти племена по численности на втором месте. По языковому признаку народы Азии представлены гиперборейцами и высокоазиатами. Гиперборейцы - это жители Крайнего Севера: коряки, чукчи, чуваши, юкагиры, жители Курил, котты и остяки, живущие на Енисее. В большинстве своем все они до сих пор язычники или принимают российское православие.

Монгольская языковая группа

Высокоазиатская языковая группа делится, в свою очередь, на подгруппы многосложных и односложных языков. В первой подгруппе - уральцы и алтайцы. Алтайцы - это монголы, тунгусы и тюрки. Монголы делятся на бурят и калмыков в западной части и собственно монголов в восточной части.

Развитие языка, литературы и культуры монголов и калмыков происходило под воздействием буддистов из Индии. У тунгусов же очень сильным было и остается китайское влияние. Народы тюркской языковой подгруппы распадаются еще на четыре. Первая - с центром в сибирском городе Якутске, которая и название свое - "якуты" - получила от названия города.

Восточные тюрки

Вторая - это восточные тюрки, народы Средней Азии,говорящие на древних ждагатайском и югурском языках. На территории современной Средней Азии живут киргизы, казахи, туркмены, таджики и узбеки. Современные исследования показывают что здесь, как и в Китае, происходило становление мировой цивилизации. А при этом еще столетие назад эти народы жили в феодально-патриархальных государствах. Да и до сих пор здесь сильны средневековые обычаи и традиции, почитание старших, замкнутость в своих национальных группах, настороженность к чужим. Сохранилась традиционная одежда, жилье, да и весь жизненный уклад. Жаркий климат и засушливые климатические условия способствовали развитию у народов этих стран выносливости, приспособленности к экстремальным ситуациям и в то же время сдержанности в эмоциях и чувствах, пониженной общественно-политической активности. У народов Средней Азии очень сильны родоплеменные и - особенно - религиозные связи. В среднеазиатских странах жестко насаждался ислам. Его укоренению способствовала простота вероучения и несложность его ритуалов. При сравнительно большом психологическом сходстве народы Центральной Азии во многом самобытны. Так, казахи и киргизы, как и монголы, издревле занимались разведением овец и лошадей, вели кочевой образ жизни, подолгу жили вдали от людей. Отсюда их сдержанность в общении и любовь к животным. Узбекский народ издревле занимался торговлей и земледелием. Поэтому это общительный предприимчивый народ с бережным отношением к земле и ее богатствам.

Арабо-персидская подгруппа

Приуральские татары, жители Казани и Астрахани, и их соплеменники на Северном Кавказе составляют третью тюркскую подгруппу, а турки и османы - четвертую, юго-западную ветвь тюркского племени. Народы четвертой языковой подгруппы развивались под арабским и персидским влиянием. Это потомки канглов, которые жили у берегов и основали империю сельджуков. Империя распалась под напором монголов, и народы были вынуждены переселяться в Армению, потом в а при Османе основали Оттоманскую Турецкую империю. Так как древние османы вели или полностью оседлый или кочевой образ жизни, то сейчас это смесь различных расовых типов, у которых обнаруживается родство с другими тюркскими народностями. Персидские и закавказские тюрки сельджукского происхождения очень перемешаны т. к. их численность уменьшалась беспрерывными войнами, и они вынужденно смешивались со славянами, греками, арабами, курдами и эфиопами. При всей этнической разнородности народы юго-западной тюркской ветви объединяет сильная мусульманская религия и культура, которая тоже пЕРЕНЕСЛА византийское и арабское влияние. Турки и османы - народ солидный, серьезный, не суетливый, не болтливый, не навязчивый. Сельские жители трудолюбивы и выносливы, очень гостеприимны. Городские жители любят праздность, наслаждения жизни и в тоже время фанатично религиозны.

Односложная языковая группа

Вторая по численности подгруппа монгольской языковой группы - это многочисленные Тибета, древние гималайские Бирмы, Сиаме, а также остающиеся по сей день первобытнЫми народы Южной Азии. Они составляют односложную языковую группу.

Развитие народов на Тибете, в Бирме и Сиаме происходило под влиянием древнейшей культуры Индии и буддизма. А вот немногочисленные народы Восточной Азии испытывали и испытывают сильнейшее влияние Китая.

Народ Поднебесной

Китайцы - древнейший народ мира. Этногенез длился несколько тысячелетий. В религии присутствуют три учения - конфуцианство, буддизм и даосистцизм. До сих пор у многих народов жив культ предков, пронизывающий в Китае все верования.

Потомственные селяне - ачаны, выращивающие разные сорта риса, живут в провинциях Юньнань, Джингпо, Дачанг. Хсийские мечи ачанского народа очень популярны в Китае. Фермеры байской национальности живут на Юньнань-Гуйчжойском плато. У людЕЙ этой национальности богатая история и древНейшая культура. На берегах реки Хуанкхе занимаются сельским хозяйством и скотоводством люди самого немногочисленного народа в Китае баоань. Буйский народ насчитывает более двух миллионов и живет в регионе, где находится водопад Хьюангуошу. Чай и хлопок выращивают фермеры буланской национальности. Дауры живут на побережьях реки Неньджанг. На протяжении двадцати столетий бамбуковые плантации провинций Юньнань и Лингчанг возделывают дэнги. А поселения дунов окружают пихтовые леса регионов Дженьюань, Джиньпинь и Тианьчжунь.

Самураи

Японский народ и его возникновение рассматривают с трех позиций. Первая - японцы в расовом смысле как этногруппа и национальность. Общепризнано, что современные японцы - это потомки Их предки - древние народы Юго-Восточной Азии. Начиная с третьего века до нашей эры, в результате смешивания монголоидов Китая, Кореи и Маньчжурии возник расовый тип как фундамент этнического японца. А под сам термин "японец политический" в девятнадцатом веке объединили несколько этнических групп японского архипелага. А как нация японцы появились с возникновением Японии как государства.

Графическую систему японского языка составляют и хирагана и еще четыре тысячи китайских иероглифов. Язык входит в группу тунгусо-алтайских и считается изолированным. Современная японская культура - это опера ноо, театры кабуки и кукольный бункару, японская поэзия и живопись, это оригами, икебана, чайная церемония, японская кухня, самураи, боевые искусства.

Земли Средней Азии (или в некоторых источниках Центральной Азии) масштабные, их омывает Каспийское море и окружает Алтайское нагорье, а также Южная Сибирь и горные вершины Тянь-Шань. Эта территория была идеальна для скотоводства поэтому кочевники селились здесь.

Какие народы проживают в Средней Азии

Срeдняя Азия — очeнь дрeвняя цивилизация. И к кореному населению этих земель относят:

  • узбеков;
  • туркменов;
  • каракалпаков;
  • казахов;
  • киргизов;
  • таджиков.

Народы Средней Азии

Также к коренному населению можно отнести:

  • среднеазиатских персов и арабов;
  • бухарских евреев;
  • памирские народы.


В Средней Азии в нынешние дни проживает приблизительно 70 млн. человек. По статистике можно распределить численность населения по странам:

  • Узбекистан — 32 млн или 55% от всего поселения Средней Азии;
  • Казахстан — 18 млн человек или 28% ;
  • Таджикистан — 8,5 млн человек или 8%;
  • Киргизия — 6 млн или 6%;
  • Туркмения — 5,5 млн или 5%;
  • Другие страны — менее 1%.

Языковые группы

К самым титульным народностям среднеазиатских земель относят тюркоязычные племена, которые владеют тюркской речью:

  • казахи и узбеки;
  • туркмены и каракалпаки;
  • киргизы.

А вот памирские народы и таджики — это иранский народ. Последние владеют одноименной разговорной речью, хотя язык относят к одной из разновидностей персидской речи. Национальными меньшинами можно считать такие народы:

  • украинцы;
  • азербайджанцы;
  • русские;
  • уйгуры;
  • турки;
  • армяне;
  • дунгане;
  • немцы;
  • корейцы;
  • татары.

Религия

Так сложилось исторически, что азиатские страны поддерживают ислам и чаще всего ханафитский мазхаб в суннитском направлении. Эта вера распространена в каракалпаков, киргизов, узбеков, туркменов, таджиков и казахов. А вот иранцы, азербайджанцы и узбеки — шиитский мазхаб в иснаашаритском направлении. Памирские народы — это шииты исмаилиты. Отличия между этими направлениями не масштабное, разница в основателях школ и различных взглядов на некоторые вопросы. Православное христианство распространенно лишь у народных меньшинств. Католицизм, буддизм, бахаизм, индуизм и даже зороастризм — но это одиночные случаи.

Занятия народов Средней Азии

Каждый народ приспосабливался по-разному к жизни, поэтому умения друг от друга существенно отличались. Для таджиков, бухарских евреев и узбеков первое место занимала культура и знания различных областей науки, а также строительство городов и земледелие. Поэтому, для них оседлый способ жизни — наиболее подходящий. А вот казахи, киргизы, туркмены и каракалпаки, наоборот, были кочевниками или полукочевниками и связывали свою жизнь со скотоводством. В наши дни все эти народности перешли на некочевой образ жизни, с постоянным местом жительства.

Древние традиции всех племен

Таджики. Делятся на горных и равнинных, поэтому традиции несколько отличаются. Дом этого народа всегда делился на 2 части (мужскую и женскую). Мастерили дома предпочтительно из глины. Могли проживать большими семьями, поддерживая традиции взаимопомощи. Не редко встречается многожонство. Поддерживали традицию выкупа невесты в ее отца (калым). Применяли знания по древнему солнечному календарю при сажании различных культур.

Узбеки. Очень схожи с таджиками, даже соседствуют. Для жилья узбеки сооружают юрты. Живут большими не разделенными семьями, где главой семьи выступает самый старший в семье мужчина. Все в доме послушно подчиняются. При женитьбе также выплачивается калым. Если жена теряет мужа, а в его семье есть еще братья, то она сразу же становиться женой младшего. Начиная с 13-летнего возраста девочек отдавали замуж.

Каракалпаки. Этот народ поселялся племенами, где в каждом своем объединении свой быт и культура. Живут в юрте или в таме.

Казахи. Увлекаются заготавливанием молочных продуктов на длительное время. К зиме готовятся заблаговременно.

Туркмены. Живут в циновках или в юртах. Живут большими семьями. Особенность — готовили пищу в больших котлах, для всех членов семьи.

Киргизы . Пища делиться по сезонности: летняя или зимняя еда. Очень цениться кумис. Также востребованы шаманы и шаманки, разные обряды по вызову дождя.

Эти все народности похожи, правда со временем стали немного отличаться. Но большие семьи, уважение к старшим — это большое достижение. Народы Средней Азии очень трудолюбивы, поэтому живут в достатке. А еще они всегда стремятся к чему-то новому, но не забывают о своих традициях и культуре.

ТЕМА 4. ЭТНИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УЗБЕКСКОГО НАРОДА

1. Древнейшие народы Средней Азии - исторические предки узбекского народа.

2. Тюркоязычные племена и их роль в этногенезе узбекского народа.

Формирование тюркоязычной народности.

3. Этнические процессы в Средней Азии на завершающих этапах формирования узбекского народа.

Этногенез узбекского народа - одна из сложных и актуальных проблем исторической науки. Проблема этногенеза узбекского народа впервые была поставлена на научную основу в 40-х. гг. XX в. В русской и зарубежной литературе предшествующего периода господствовала точка зрения, согласно который историю узбекского народа следует начинать с XV-XVI вв., когда в Средней Азии появились племена завоевателей, носивших название "узбеки". Начало принципиально новому пониманию было положено А.Ю. Якубовским. Он пришел к заключению, что завоеватели-узбеки растворились в местном тюркском населении Мавераннахра. Таким образом, этническая история узбекского народа восходит к древнейшим временам и насчитывает тысячелетия.

Кто же являлся древними предками узбеков и составлял первый этнический пласт в процессе их формирования? Наиболее ранние сведения о народонаселении земледельческих оазисов и степей Средней Азии в древнейший период содержатся в "Авесте", древнеиранских, индийских источниках, трудах древнегреческих, римских, китайских историков.

По сообщениям древнегреческих историков, все кочевые народы назывались общим собирательным именем "скифы". Основными скифскими племенами являлись, по Страбону и Арриану, даи (лат.- дахи), которые жили за Каспийским морем, а затем "те, которые жили дальше от них на восток, - массагеты и саки". Оседло-земледельческое население в древнегреческих источниках называлось обычно по имени местности: хорезмийцы, согдийцы, бактрийцы, жители Маргианы и т.д. Скифы и остальные народности говорили на языках иранской группы, относящихся в основном к восточной ее ветви.

В персидских источниках (ахеменидских клинописных надписях VIв. до н.э.) термин "скиф" не применяется: персы называли обитавшие в Средней Азии народы "саками" и различали три сакских народа (племенные группы): сака- хаумварака - по-видимому, жили на территории Ферганы и Памира и носили шапки в виде башлыка, застегнутого под подбородком (как и хорезмийцы); сака-тиграхауда - в среднем течении Сырдарьи, на территории Чача и Южном Казахстане (и, возможно, Киргизии); название это обычно переводится "саки в острых шапках"; сака- тиай-тара-дарайя - "заморские" или "заречные" саки, которые обитали в горных и степных областях правобережья Амударьи на юге Средней Азии, рядом с согдийцами. Позже у Ксеркса (V . до н.э.) появляется четвертое имя - дага, тождественное с племенем даи (греческое) и дахи (латинское).



Наряду с древнеперсидскими и греко-римскими источниками, сведения об этническом составе населения Средней Азии содержит "Авеста"- священная книга зороастризма (VII-VI вв. до н.э.), где народы, живущие в Средней Азии называются именами "шака", "тата" и "даха", а кочевые скотоводческие племена упоминаются как "туры", и территория, на которой они обитали "Тураном". В индийском эпосе "Махабхарата", китайской "Истории Старшего дома Хань" (I в до н.э.) сообщается о саках, которые первоначально якобы занимали территорию в западной части Восточного Туркестана, жили на Памире и по Тянь-Шаню; откуда расселили до озера Балхаш и низовьев р. Чу, заняв часть Ферганы и древнего Чача.

На основании археологических и лингвистических данных, полученных в последние годы, исследователи приходят к выводу, что саки были тюркоязычными, да и античные авторы, характеризуя ираноязычные племена, саков выделяли особо и отдельно описывали их образ жизни, обычаи, быт, культуру и другие особенности.

Таким образом, древнейшими предками узбекского народа являлось население Хорезма, Согда, бассейнов рек Сурхандарьи, Кашкадарьи, Чирчика, Ташкентского оазиса и Ферганской долины: саки, хорезмийцы, согдийцы, бакрийцы, шашцы, ферганцы, жившие на этой территории с глубокой древности. У каждой из этих народностей, сформировавшихся в результате этнических процессов, протекавших на территории Средней Азии была собственная культура. Языки этих народностей принадлежали к числу восточно-иранских. Этнический массив состоял из оседлых и кочевников, последние до рубежа нашей эры были в основном восточно-иранскими, за исключением входивших в сакийский племенной союз.

Именно они составили первый этнический пласт в процессе формирования узбекского народа на самом его раннем этапе- с IV-III тысячелетия до н.э. до I тысячелетия н.э.