Девушка с веслом: Возвращение

Фото из книги: Соболевский Н.Д. Скульптурные памятники и монументы в Москве, 1947

Есть несколько расхождений в том, что пишут об этих скульптурах. Точно, что скульптур было две. Первую установили в парке Горького в центре фонтана на главной магистрали парка в 1935 году, но убрали в 1936-м или до открытия летнего сезона 1937 года в 1937 году, при этом на кадрах кинохроники 1936 года она присутствует. Как о модели для первого варианта в публикациях в интернете упоминается часто Вера Волошина, 1919 года рождения. Но в 1935 году эта девушка жила в Кемерово и училась в школе. Автор книги "Вера Волошина" (её текст есть в интернете) Г.Н. Фролов приводит её автобиографию, написанную ею в конце августа 1938 года для поступления на подготовительные курсы Московского института кооперативной торговли, автобиография из её личного дела в этом институте и это личное дело сохранилось. Вот фрагмент автобиографии: "Родилась в 1919 году в г. Кемерово. В 1927 году поступила в школу. В 1935 году вступила в ВЛКСМ. В 1937 году закончила десятилетку и поехала учиться в Московский центральный ордена Ленина институт физической культуры. Сейчас по состоянию здоровья заниматься в нем не могу и подаю заявление на подготовительные курсы вашего института". На фотографии А. Гринберга ниже из газеты "Советское искусство" за 17 июля(№33) 1935 года скульптура уже практически в законченном виде. В общем, кто ему позировал для первого варианта неизвестно, но точно, что не Вера Волошина.

Текст к фотографии в газете, начальная буква имени в инициалах Шадра указана в нем неверно: «Скульптор А.Д. Шадр заканчивает большую монументальную композицию «Девушка с веслом», которая будет установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка им. Горького. Скульптура изображает юную советскую спортсменку во весь рост с веслом в руке. Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом около 12 метров». На фото: скульптура «Девушки с веслом» в мастерской А.Д. Шадра».

Первый вариант скульптуры на фотографии из семейного архива М. Евстафьева:

Образ оказался для озабоченных соблюдением приличий слишком приближенным к современности - обнаженная девушка,стоящая в непринужденной позе, совсем не с отрешенным выражением лица, не античная богиня, а девушка из повседневной жизни. Вот отзыв из публикации А. Карра и Л. Лунца "Реконструкция московских парков"(с. 50) из сборника "Проблемы садово-парковой архитектуры", изданном в 1936 году: " Всяческого одобрения заслуживает включение в ансамбль парка архитектурно-скульптурных форм. В то же время и в этой области в парке не все благополучно. Так, например, фигура девушки с веслом (скульптор Шадр), оформляющая один из новых фонтанов парка, не создает цельного образа советской физкультурницы и не свободна от некоторых элементов эротического порядка и излишней стилизованности".

Тогдашние критики, если бы выражались более прямолинейно, то думаю, назвали бы её голой бесстыжей девкой. Так что скульптуру отправили в парк культуры и отдыха тоже имени Горького в Луганск, сколько она там простояла и почему убрали неизвестно.

Ленинград, девушки с веслами после парада физкультурников, 1932 год

Первый вариант скульптуры в парке Горького, фотография из журнала "Архитектура СССР", 1935, №11-12, с.48-49, воспроизведенная в книге В. З. Паперного "Культура Два", издание 2016 г.

Первый вариант на фотографии из "Вечерней Москвы" за 11 авг. (№184) 1935 года. Ранее, 4 августа(№178), газета сообщала детали установки скульптуры: "«ДЕВУШКУ С ВЕСЛОМ» привезли сегодня рано утром в парк им. Горького. Эта гигантская скульптура работы скульптора И. Д. Шадр, изготовленная из гипса, распилена сейчас на 8 частей.

Скульптурные мастерские «Всекохудожника» уже приступили к установке «девушки с веслом» в центре фонтана, на площади Пятилетки. Пятиметровая девушка с веслом водружается на пьедестал из красного гранита, окруженный кольцом падающей воды фонтана. Глубокий бассейн фонтана, до краев наполненный водой. облицован черным полированным лабрадором. Будущим летом гипсовая скульптура будет заменена бронзовой".

Второй вариант, фото Х.Формана, 1939 год

Газета "Советское искусство" за 28 мая(№24) 1937 года сообщала, что в этот день открывается выставка московских скульпторов в музее изобразительных искусств и эта выставка продлится месяц. Среди работ упоминается новый вариант "Девушки с веслом" Шадра.

Второй вариант получал не столь однообразно негативные оценки. Ниже три отзыва посетивших эту выставку из разных номеров газеты "Советское искусство" за 1937 год.

А. Волгин(№25, 29 мая): "Знакомая москвичам по Парку культуры и отдыха на редкость неудачная «Девушка с веслом» Шадра, пошлейшая «Девушка на пляже» Златовратского могут у кого угодно отбить любовь к скульптуре".

В. Бакшеев(№27, 11 июня): "Я хочу показать на нескольких примерах, как плохо наши скульпторы знают человеческое тело. Очень удачная по своей пластичности, по пропорциям торса «Девушка» Шадра - голову имеет как бы приставленную с другой фигуры. Ee слишком крутой поворот в профиль неестественен".

М. Нейман(№35,29 июля): "В ряду физкультурных композиций заметно выделяются «Девушки с веслами» и
«Девушки с цветами». Авторы первых - Шадр, Иодко и Филдс. Все они вполне сложившиеся, но очень непохожие друг на друга мастера. При сопоставлении их работ Шадр выигрывает в монументальности, a Иодко в выразительности образа".

В предновогоднем номере "Советского искусства" за 29 дек. (№60) 1937 года был напечатан шарж на Шадра, сопровождаемый такими словами:

"Когда, мы говорим o скульпторе Шадре собеседники всегда вспоминают:
- Это создатель «Девушки с веслом»?
Тaк скульптор в представлении зрителя вечно связан c одним из его произведений. И здесь художники связали скульптора и его произведение. А где кончается одно и начинается другое - читатель и сам разберется".

Второй вариант, уже с другой моделью - Зоей Бедринской (по мужу Белоручевой). В некоторых текстах о скульптуре утверждается, что она была разрушена во время немецкой бомбардировки. Однако, на рекламном плакате ЦПКиО 1947 года скульптура девушки с веслом присутствует (скан РГБ):

Дата поступления этого плаката в электронную библиотеку РГБ - 30 июля 2018 года, ранее я этот плакат не видел, но и до этого были убедительные аргументы, что во время войны скульптура не была разрушена. Во-первых, она присутствует на плане парка в книге "ЦПКиО имени Горького. Справочник. Путеводитель", изданной в 1950 году, как пишет К.Кухер в своей книге о парке Горького. Во-вторых, также в книге Н.Д. Соболевского "Скульптурные памятники и монументы в Москве" 1947 года издания автор пишет о скульптуре как существующей. Напротив, немного ранее в книге Н.Д. Соболевский упоминает об установленных в 1923 году скульптурах на территории Первой всероссийской сельскохозяйственной выставки и в этом случае отмечает, что эти работы не уцелели. Пишет он и о действительно уничтоженных при немецком налете скульптурах, стоявших в нишах здания Большого театра, и барельефе на фронтоне, а также о том, что скульптуры и барельеф были восстановлены уже в 1942 году.


Если говорить о периоде времени с 1950 года по 1953 год включительно(год смерти Сталина), я думаю, что трусоватые чиновники, они же неуёмные борцы за нравственность, точно бы не решились на разрушение скульптуры при его жизни (при нем её установили, значит, его её вид устраивал), потом какое-то время еще она простояла по инерции. На скульптурах, устанавливаемых в уже послевоенный сталинский период чиновники, близкие к искусству, давали себе полную волю. Весьма показательный образец их бредового влияния ниже, хотя, конечно, и скульпторы не в меньшей мере несут ответственность за подобные "шедевры":

Фото из книги Олтаржевский В.К. Строительство высотных зданий в Москве, 1953

Или вот еще образец: композиция "Готов к труду и обороне" для здания МГУ на Ленинских горах:

К растиражированным в советское время девушкам и женщинам с веслами эти работы никакого отношения не имеют, это работы других скульпторов, в основном, Ромуальда Иодко, но не только его. Что касается работ Иодко, есть два варианта, один проходит как "женщина с веслом" (1935 год), тут весло в правой руке, а второй как "девушка с веслом" (1936 год), у неё весло в левой руке, модель одна и та же. Их можно посмотреть, пройдя по ссылке в конце этого поста.

Фото Э.Евзерихина, 1938 год

Фото Наума Грановского, 1930-е:

Фото С. Васина, 1939 год

Фото Марка Маркова-Гринберга

К открытию сезона в парке в 1937 году в газете "Советское искусство" за 17 мая того года описывалось, что нового в парке ждет посетителей. В частности, вот касающееся "Девушки с веслом": «Около фонтана на площади Пятилетки сделаны четыре новых водоема, которые окружат стеной падающей воды шадровскую "Девушку с веслом"».

Кадр кинохроники, использованный в документальном фильме "Я шагаю по Москве. Фильм о фильме" 2010 года:

Из книги Ю.Д. Колпинского "И. Шадр. Альбом" 1964 года, считается, что это копия первого варианта:

Фото из буклета "Вида Москвы" 1936 года, первый вариант:

Кадры кинохроники, 1936 год, первый вариант:

Первый вариант в парке Луганска (тогда Ворошиловграда), парк был открыт 18 августа 1936 года:

В отличии от пьедестала в Москве, в Луганске пьедестал сам по себе являлся художественным произведением. Еще одна фотография из Луганска:

Фотографии, где она видна лишь издалека.

Фотография Х. Формана, 1939 год:

Появляется её силуэт и в кадрах фильма "Новая Москва" 1938 года, в парке по сюжету - молодежный маскарад.

У вдовы Шадра сохранились гипсовые модель в полный рост этюда первого варианта и голова второго, в 1956 году они попали в Третьяковку, где были сделаны их бронзовые отливы. Старая фотография 1964 года этюда первого варианта была выше. И как я понимаю, отлив головы в запасниках затерялся или о нем просто забыли, а сейчас (в 2011 году) нашли. Телекадры новостей телеканала Культура от 25 апреля: отлитая из бронзы, по сохранившейся гипсовой модели, голова, как утверждают, второго варианта скульптуры и этюд первого варианта:

Кадры из сюжета телеканала "Вести-Москва". Девушка, вторая модель, производит впечатление столь скромной, что, на мой взгляд, не очень сочетается с совершенно обнаженной фигурой:

В газете "Московские новости" за 3-10 дек. (№84) 1995 года был опубликован материал журналистки Ольги Мартыненко "В защиту «Девушки с веслом»: Кто позировал Ивану Шадру?" Вот что там было, в частности, написано:

«Иван Шадр искал по спортивным обществам натуру для задуманной им «Девушки с веслом». Зоя Бедринская, окончившая к тому моменту техникум, работала в мастерской архитектора Каро Алабяна <...> и занималась гимнастикой в обществе ЦДКА. Ее красота и классическое сложение привлекли внимание скульптора. После долгих уговоров она согласилась позировать. Три месяца Шадр лепил голову, но дальше было сложнее, ибо речь шла об обнаженной натуре. Шадр, по словам Зои Дмитриевны, советовался с искусствоведом Абрамом Эфросом: одевать «Девушку» или нет? Решили не одевать. Для Зои это было невыносимо, и потому на каждом сеансе присутствовала жена Шадра. В общей сложности девушка позировала 6 месяцев, несколько раз Шадр давал ей отдых <...>. Шадр, говорит Зоя Дмитриевна, относился к «Девушке» трогательно, как к собственному ребенку, почти каждый вечер ходил на нее смотреть, нередко вместе со своей натурщицей <...>». (Цит. по: Золотоносов М.Н. Парк тоталитарного периода и советская садово-парковая скульптура 1930-х годов: номенклатура, семантика, культурный контекст//Russian Studies. Ежеквартальник русской филологии и культуры, т. 2, №2 (1996) С.127, купюры в тексте - Золотоносова. Кроме того, Золотоносов пишет, что Бедринская сама обратилась в газету в 1995 году и сообщила, что моделью для скульптуры Шадра была именно она. Её обращение в газету он связывает с собственной публикацией в "Московских новостях" в номере за 3-10 сентября 1995 года "Среди кузнечиков: Замет­ки о неписьменной культуре", что в ней было, касающееся скульптуры Шадра, он не поясняет.

Михаил Золотоносов

Золотоносов М. Γλυπτοκρατος. Исследование немого дискурса. Аннотированный католог

садово-паркового искусства сталинского времени. - СПб.: ООО ИНАПРЕСС, 1999, с. 20-29.

I. Доминирующей скульптурой ЦПКиО им. М.Горького являлась «Девушка с веслом», созданная Иваном Дмитриевичем Шадром (1887 - 1941) и установленная как украшение центрального фонтана (фото «второго паркового варианта» см.: Проспект 1937: обложка и с.32). Как «массовая продукция», «Девушка» выполнялась из «тоталитарного» железобетона, имела высоту 4,6 м, была установлена на плинте 1,35х1,3 м высотой 0,75 м, стоила 23 000 руб. (Прейскурант 1937). На Ленинской площади ЦПКиО, в центре фонтана (арх. А.В.Власов), скульптура была установлена в 1937 году (фото см.: Вечерняя Москва. 1937. 10 июня; проект центрального фонтана ЦПКиО см. Власов 1936: 37). До этого стояла в центре водоема (фото см. Архитектура СССР. 1935. № 10/11, вклейка к с. 49).

В том, что Шадр, ученик А.Майоля. обратился к обнаженной натуре, нет ничего удивительного (особенно с учетом соответствующего социального заказа). Закономерно и обращение к «водному мифу», в сталинской культуре очень важному и по традиции связанному с женщиной. Удивительнее другое: использование вульгарной эротической образности. Весло в скульптуре теряет свой бытовой смысл и становится очевидным фаллическим символом; оно отсылает либо к уключине, в которую вставляется весло (ср. «ключ» и «замок»), либо к тирсу Диониса, являвшемуся метафорой фаллоса; наконец, следует помнить, что обнаженная девушка-гребец с эрегированными сосками (эрегированные соски и массивный бюст были и у статуи «Освобожденный Восток» работы И. Д. Шадра) стала украшением фонтана, который является символом «вечной жизни» (Лихачев 1982: 42), но также моделирует водометанием извержение спермы. Впрочем, и Б.Л.Пастернак не был слишком изыскан, когда дал своей героине «вагинальную» фамилию «Люверс»: люверс - это отверстие в парусе для продевания снасти.
20

Говоря о пластических прототипах шадровского симулякра, прежде всего следует указать на Венеру Таврическую (Эрмитаж) с ее удлиненными пропорциями и Афину Лемнию работы Фидия, стоявшую на Афинском акрополе (ок. 450 г. до н. э.), которая опирается на копье левой рукой. Отсюда поза богини-победительницы. Может быть, точнее говорить не о какой-то конкретной Афине, а о целом кластере «Афин», имея в виду Афину на здании Конногвардейского манежа в Ленинграде-Петербурге (Раков 1996: 13; копье в правой руке) и Афину, установленную на Главной аллее Летнего сада (Раков 1996: 12; копье в левой руке). Кстати, к этому же разряду статуй, установленных на крышах ленинградских зданий, относится Беллона (богиня круга Марса) на фасаде здания казарм Кавалергардского полка (Шпалерная ул., 41/43). Следующим номером в списке античных прототипов идет «Статуя эллинистического монарха» (II в. до н. э.) (см. Античная скульптура 1961: илл. 75), также опирающегося на копье левой рукой (фигура монарха обнажена). Не исключено, что весло как чисто мужской атрибут перешло к «Девушке» от прототипа XVIII века - медного Нептуна, который держал в левой руке трезубец (установлен в Петергофе на морской террасе у Екатерининского корпуса дворца Монплезир; выполнен неизвестным скульптором по рисунку Петра I в 1716 г.; см. Декоративная скульптура 1981: раздел «Петродворец», илл. 24 - 26). Перекодировка в этом случае имела тройной характер: «петровский», мифологический (Древняя Греция), мужской персонаж трансформировался в сталинский, советско-мифологический (спортивный), женский. При этом и возникла двусмысленность семантики (особенно с заменой мужского трезубца на женское весло). Кстати, у Нептуна гениталии были закрыты повязкой. Отмечена также связь с фигурой Навигации скульптора Д.Иенсена на крыше павильона для ботика Петра I (1891) и с двумя фигурами нимф реки с веслами, входящими в оформление фонтана «Нептун» в Верхнем саду Петергофа (1652 - 1660, бронза) работы Х.Риттера и Г.Швейгера (Шумов 1989; точные данные см. Каталог 1977).
21

Возможно также, что на Шадра могли оказать влияние фигура «Победитель в метании копья» (1927, бронза, 40 см) М. Г. Манизера (см. Манизер 1940: альбом иллюстраций), статуэтка работы Н.И.Шильникова «Физкультурница с веслом» (Скульптура 1932: альбом иллюстраций, раздел «Массовая скульптура»), скульптура М.Л.Симонович «Лыжница» (1935) (фото см. Искусство. 1935. № 6. С. 148), статуя работы Г.И.Мотовилова «Физкультурник с веслом» (1935, изображение не найдено) и «Копьеносец» (1935) Д.П.Шварца (цемент, 3 м), предназначенный для оформления главного входа стадиона «Электрик» в Москве (фото см. Нейман 1955; Искусство. 1936. № 1. С. 141). Стоит также упомянуть многочисленные фотографии, на которых изображались гребцы, державшие весла в вертикальном положении. К примеру, такая фотография была опубликована в газете «Парк культуры и отдыха» (1934. 31 авг. № 30. С. 1): на ней изображены двое юношей и одна девушка с веслами в левой руке, поставленными вертикально (аналогичное фото см. также в книге Советский эрос 1997: 68).

Обилие возможных современных прототипов говорит прежде всего о том, что Шадр запечатлел типовой жест эпохи , подведя своего рода итог пластическим поискам многих скульпторов, нашел удачный симбиоз античного и спортивного кодов, воплощенный в образе фаллической женщины.

Особого рассмотрения заслуживает история создания скульптуры. Сама железобетонная статуя не сохранилась, обстоятельства ее сноса нам не известны, существует только бронзовая отливка 117х79х34, по поводу которой накопились противоречивые мнения. По одной версии, это этюд для скульптуры, выполненный самим Шадром (Колпинский 1964. илл. 53 - 54). По другой версии, «гипсовая "Девушка" в конце 50-х годов стараниями жены Шадра вместе с другими его работами была переведена в бронзу <...>. Отливку делал известный мастер Владимир Лукьянов» (Мартыненко 1995).
22

Однако при сопоставлении сохранившихся фотографий «парковой девицы» с бронзовой становится очевидным их существенное анатомическое и эстетическое различие. В бронзе девушка приземистее, у нее гораздо шире таз и бедра, она полнее, мясистее, у нее короче и толще ноги. Для ЦПКиО же была сделана более стройная, более длинноногая и узкобедрая, с ногами и фигурой куда более романтичными и возбуждающими, но при этом с сильными мускулистыми руками. Поэтому, скорее всего, бронза является не уменьшенной копией парковой статуи, а самостоятельным этюдом, в котором гораздо сильнее подчеркнуто женское «земное» начало, находящееся в русле традиции А.Майоля.

Отвергнув эту традицию, Шадр в 1934 - 1935 гг. создал «первый парковый вариант» (название дано нами условно): самое раннее его упоминание обнаружено в газете «Советское искусство», 1935, 17 июля, № 33. На фото А.А.Гринберга работа Шадра была изображена в мастерской скульптора, а в подписи к фотографии говорилось:

«Скульптор А.(!) Д. Шадр заканчивает большую монументальную композицию "Девушка с веслом", которая будет установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка им. Горького. Скульптура изображает юную советскую спортсменку во весь рост с веслом в руке. Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом около 12 метров» (фото воспроизведено в Шадр 1978". илл. 41; Московские новости, 1996. 18 - 25 авг. № 33. С.24).

К слову сказать, статуя Афины Парфенос работы Фидия имела высоту тоже 12 метров.

Однако «первый парковый вариант» (фото в ЦПКиО см. Архитектура СССР. 1935. № 10/11, вклейка к с. 49) был отвергнут, о чем общественности сообщила директор парка Бетти Глан в интервью «Вечерней Москве» 10 мая 1936 г.:

«Этим летом парк украсят новые скульптуры наших советских мастеров. У парашютной вышки устанавливается фигура "Парашютистка" работы скульптора Шварца. Скульптор Янсон-Манизер закончила свое новое произведение "Балерина" <...> У берега большого пруда водружается скульптура "Юность" Фильдса. Он же работает сейчас над двумя большими скульптурными группами на тему о физкультуре. В соответствии с критикой и замечаниями посетителей парка скульптор Шадр переделал фигуру "Девушка с веслом", которая отливается сейчас из бронзы.
По вечерам на темнозеленой стене Нескучного сада будут пылать слова великого вождя народов тов. Сталина: "Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее", выписанные гигантскими неоновыми буквами» (Глан 1936; подчеркнуто нами. - М. 3.).
23

Возможно, Шадр «переборщил», создав в «первом парковом варианте» не столько женщину в ее привычном для сталинского социализма облике детородного орудия, сколько модель фаллической женщины, прежде всего испугавшей длиной ног, объемом мышц плечевого пояса и вытянутостью пропорций. Кроме того, как показывает сравнительное изучение фотографий первого и второго парковых вариантов, первый отличала сексапильная прическа: волосы очень туго натянуты и закручены в два «рожка», лоб и затылок полностью открыты, форма головы четко обрисована. Кстати, такую идеально обтянутую головку пловчихи - для придания блеска и сохранения прически в воде - еще покрывали желатином, окончательно превращавшим волосы в подобно резиновой купальной шапочки.

К лету 1936 г. появился «второй парковый вариант», видимо, более устроивший общественность. Изменилась не только прическа, которая стала более вольной и менее сексуальной. Исчезли мужские мускулы рук. Девушка стала тоньше и романтичнее. Один из рецензентов отмечал в статье о выставке 1937 года: «Показанный новый вариант "Девушки с веслом" Шадра несомненно удачнее предыдущего, хотя Шадром и здесь не изжиты моменты известного позирования, холодности в трактовке формы» (.Маслов 1937). Можно предположить, что в подтексте такого недовольства содержалось осуждение отказа от майолевского физиологизма и женственности: в идеале женщина не должна быть самодостаточной, она предназначена для продолжения рода, о чем должны недвусмысленно свидетельствовать широкие бедра и большая грудь, которых не вылепил скульптор.

Различным вариантам «Девушки» соответствовали две натурщицы, о которых точно известно, что они позировали Шадру: Вера Волошина и Зоя Бедринская. Вероятнее всего, что с Волошиной были сделаны тяжелоногие «майолевские» этюды или «первый парковый вариант» (не менее вероятно, что «майолевские» этюды вылеплены вообще без натурщицы, как «цитата»), а второй Шадр лепил с романтически прелестной Бедринской. Во всяком случае имеющиеся в наличии варианты «Девушки» раскрывают смысловой диапазон поисков скульптора: между «женщиной» и «девушкой», между сексуальностью зрелого тела со слишком выпуклыми формами, готовыми плодоносить, и воплощением мужской мечты о «фалличсской» длинноногой, мускулистой, самовлюбленной, холодной диве с вытянутыми сосками, к которым никто не подпущен, пугающей и эротически раздражающей недосягаемостью и совершенством. Шадр как будто вспомнил афоризм Шопенгауэра: «Только отуманенный половым влечением рассудок мужчины мог назвать прекрасным низкорослый, узкоплечий, широкобедрый пол» (цит. по Вересаев 1985. 358).

В результате дива оказалась стройна, «физиологический» живот отсутствует, никакого намека на атлетизм, на смесь Венеры и Дискобола первого паркового варианта не осталось. Особенно же разжигают мужскую чувственность атараксия и поза, не оправданная никаким духовным состоянием (что было обязательным у А.Майоля, О.Родена или А.Т. Матвеева), но продиктованная откровенным желанием гетеры, чтобы телом любовались,
24

Чтобы тело было «окутано взглядом других» и ничто не мешало видеть все подробности. В окончательном варианте скульптуры хорошо видно то, что Умберто Эко проницательно назвал «лукавой фригидностью», понимая под этим «вкус к тому, чтобы разжигать <...> желание, не страдая от чрезмерности своего» (Эко 1995. 256).

Как заметила Т.Чередниченко, «"Девушка с веслом" далека от наивности. Многое в холоде гипса 30-х - от разгоряченных 20-х» (Чередниченко 1994: 34). Точнее сказать - от 1890-1900-х, от «секретных альбомов» и «секретных карточек», модели которых были лишены психологии и бесстрастно демонстрировали скрытое (иллюстрации см. Scheid 1994). Тело окончательного паркового варианта «Девушки с веслом» напоминает именно эти открытки,стилистика которых, к слову сказать, сильно повлияла на визуальный ряд«нэповского модерна» середины 1920-х гг.

Современники генезис «Девушки» из «секретных карточек» ощущали достаточно остро, откуда и постоянные намеки на криминальный в серединетридцатых годов эротизм: «Эта ленивая статичность особенно раздражает вогромной скульптуре Шадра "Девушка с веслом". Преувеличенно вытянутая, со слабыми изнеженными формами, девушка стоит в "изящной" позе,опираясь на весло. Но весло "не работает": видно, что девушке не приходилось грести им. Если бы не фантазия художника, она могла бы опереться одерево, о плечо спутника (! - М. 3.) и меньше всего на весло или копье.Гораздо удачнее "проблема весла" разрешена в другой скульптуре (Иодко)<..->» (.Самойлов 1937) . Забавно, что рецензент хотел видеть тот вариант«Девушки», который ранее уже стоял в ЦПКиО и который подвергся критике - вероятно, за излишнюю маскулинность, в сочетании с прочими параметрами статуи воспринятую как гиперэротизм. У Р.Р.Иодко (см. II, III, IV) действительно эротизм отсутствовал, чего не скажешь о работе Шадра.

Не менее примечательно сходство позы «Девушки с веслом» с позой модели
1930-х годов - артистки Славской (на фотографии, экспонировавшейся навыставке «Советский эрос», открывшейся 14 мая 1996 г. в Музее Анны Ахматовой, см. Буклет 1996; Золотоносов 1997. 39): Шадр стремился тело осмыслить эстетически, и отсюда различные культурные коды (в том числе неофициальный код «карточек»), которые скульптор одновременно использовал. Славская на фотографии 1930-х гг. демонстрируют специфически советский способ консервации эротизма:
«низ» (опорная нога прямая, другая немного согнута в колене) выполнен «античным» языком; левая, согнутая в колене, нога является частью S -образной линии, интерпретируемой как эротический знак;
«верх»: правая рука, поднятая за голову и демонстрирующая подмышку, напоминает о дореволюционном «мягком порно» (язык «карточек»); является частью S -образной линии; остроугольная левая рука, опирающаяся на бедро, отсылает к «спортивному» языку;
25

Спортивный переход от "верха" к "низу": слишком узки бедра, в результате очень слабо намечена S -образная линия от правой руки через живот левое бедро, обязательная в языке «карточек». Наконец, нет и томного наклона головки, продолжающего S -образную линию, голова посажена по-спортивному прямо.

Симптоматично, что этой же схемой описывается и второй парковый вариант работы Шадра (только здесь согнута в колене не левая, а правая нога): S -образная, существовавшая в одном из этюдов (восходившем А.Майолю) заметно выпрямлена, что, однако, не лишило статую следов языка «карточек». С этой точки зрения интересна упомянутая в примеч. 58 скульптура Шадра «Освобожденный Восток» (1928) с исключительносексапильным «закрученным» телом (пространственная S -образная)дополнительным акцентом в виде складки на обнаженной спине, рисовавшей все ту же S -образную (иллюстрации см. на стр. 146 наст. изд.).

Кстати, у женского тела, вылепленного Шадром, втянут живот и выгнута диафрагма, что объединяет «Девушку с веслом» с артисткой Славской, но отличает от Венеры Таврической, у которой на зрителя смотрит спокойный круглый живот, а диафрагма вогнута. За этим стоит отход от прежнего эротического канона и переход к новому, еще не в полной мере утвердившемуся. Новый канон ориентирован не на умиротворенную Венеру, а на исступленную, экстатическую вакханку.

Поза «Девушки» - с учетом генезиса - указывает на то, что перед зрителями стоит в прямом смысле общее тело , принадлежащее коммуне и доступное для воображаемого эротического использования каждым: вряд ли АлександруМатвееву, создавшему в 1932 и 1937 гг. ряд шедевров в жанре «ню» (мелкая пластика), пришло бы в голову делать обнаженную женщину высотой с трехэтажный дом. Терялись интимность, душевность; возникали сексуальный вызов, публичность, порнография.

О «коммунальном теле» писал М. М. Бахтин, анализируя человека на греческой площади: «Человек был весь вовне, притом в буквальном смысле это слова. <...> Быть вовне - быть для других, для коллектива, для своего народа» (Бахтин 1975: 284, 285).

В сталинском скульптурном мифе «овнешнение» превращалось в раздевание
и становилось идеологической акцией, что делало раздевание монументальным потому еще более неприличным: стриптиз оказывался государственным делом. Неудивительно, что Зоя Бедринская созналась, что позировала, лишь спустя 60 лет после того, как стояла обнаженной перед 37-летним скульптором.
26

II. Скульптура Р.Р.Иодко «Девушка с веслом» (1936). Была установлена в ЦПКиО им. М.Горького, им. С.М.Кирова и по всей стране. Изображение см. Творчество. 1937. N 7. С. 13; Красный спорт. 1937. 19 мая; 1938. 11 янв.; Советское искусство. 1937. 5 авг. № 36; Проспект 1939. 2-я стр. обложки; Кировские острова 1952: альбом иллюстраций: «У лодочной станции»; Иодко 1952.

Самая распространенная скульптура эпохи, ставшая ее символом. «<...> Почти в каждом городском парке, где имеется вода, можно встретить "девушку с веслом" и "девушку, прыгающую в воду". В Таллине, в парке Кадриорг эта статуя трижды повторяется на одном пруду» (Тарасова 1953. 10). Фотографии запечатлели «Девушку» в г. Горьком (Красный спорт. 1937. 25 авг.), в парке ЦДКА (Там же. 1939. 28 июня), у водной станции санатория РККА в Сочи {Курортная газета. (Сочи). 1937. 23 марта}, в парке санатория химиков (Сочи) (Курортная газета. 1937. 3 марта), на пляже санатория РККА в Гурзуфе [Курортные известия (Ялта). 1937. 19 июля}. В этой тотальности было нечто природное (=докультурное): статуя распространена как дерево. Именно «Девушка с веслом» Иодко была увековечена в постмодернистском послании Т.Ю.Кибирова.

О популярности можно косвенно судить по числу публикаций фотоизображения в одной лишь газете «Красный спорт» в 1937 - 1939гг.:
«Девушка с веслом» Иодко - 4 раза
(и еще один раз «Женщина с веслом» того же Иодко, см. III);
«Прыжок в воду» (IV) - 2 раза;
«Футболисты» (XXX) Циммермана и Петросяна - 2 раза;
«Парашютистка» (XXXIV) Шварца - 2 раза;
прочие (I, XVII, XXXI, XXXII, 1^ХХ1У, 1^ХХУ) - по одному разу.
27

Материал - гипс, высота 2,5 м. В отличие от «Девушки» И.Шадра, одета в купальник. Безликая «спортивная» фигура, в меру приземистая и мощная. Статуя напоминает манекен в витрине магазина; это в точном смысле симулякр по отношению к работе Шадра, что подчеркнуто зеркальностью (весло в левой руке, а у «Девушки» Шадра - в правой) и наличием купальника, который скрыл эрегированные соски оригинала. Н.Щекотов назвал статую Иодко в числе лучших работ текущего года (Щекотов 1937: 8). С ним, однако, не соглашался Б.Маслов: он отмечал дефицит непосредственности и свежести.
«В статуе есть моменты позирования, нарочитой красивости <...>> (Маслов 1937), осторожно замечал рецензент.

Работа Иодко еще в большей мере, чем статуя Шадра, демонстрирует одно из главных эстетических свойств глиптотеки Парка: неопределенность мимики, отсутствие специфических черт и индивидуального выражения, предельную, «родовую» обобщенность, напоминающую «возвышенную одухотворенность» греческих статуи V в. до н.э. Это же касается и взгляда:
«До IV века у взгляда греческой статуи нет ни индивидуальной жизненности, ни какого-нибудь определенного выражения; это абстрактный взгляд вне времени и пространства, ни на что не обращенный, не отражающий никакого характера или переживания» (Виппер 1985: 121).

Именно в этой эстетике создавалась советская парковая скульптура (и не только парковая: монументы Ленину и Сталину изображали не конкретных исторических персонажей, а Ленина и Сталина как массовндные варианты неоязыческих идолов вообще).

III. Скульптура Р. Р. Иодко для фонтана «Женщина с веслом» (1935), первоначально установленная - без фонтана - на московском стадионе «Электрик» в Черкизово (фото см. Искусство. 1936. №1. С. 142). Скульптура стояла в полукруглой нише стены стадиона. Критик М.Н.Райхинштейн посчитал эту статую крайне неудачной:
«Вначале предполагалось поместить ее в центре у фонтана <...>. Сообразно с этим Иодко построил весьма сложный силуэт. Когда затем от фонтана решили отказаться и придвинули статую к стене, сложные кривые линии ее силуэта оказались в сильном противоречии с простыми линиями обрамления ниши» (Райхииштейн 1936: 142 - 143).

Фигура опирается на левую ногу, правая нога поставлена на кубическую подставку, колено сильно выдвинуто вперед; правой рукой женщина опирается на весло (на фото в журнале «Искусство» его нет), левая опущена и касается бедра; на женщине трусы и футболка. Лицо абсолютно бессмысленно, по поводу чего М.Н.Райхинштейн не удержался от замечания:
28

«В качестве общего недостатка, присущего всем статуям на стадионе, следует отметить абстрактность и невыразительность их голов. Если у греков тело говорило больше, чем лицо, то это было понятно в условиях того времени. Нам же в этом случае не следует брать пример у античности <...>. Здоровое тело мы ценим только тогда, когда оно одухотворено яркой человеческой мыслью» (Райхинштейн 1936: 144)77.

Отказавшись от всех сложностей силуэта, приведших к неудаче с «Женщиной с веслом», Иодко в «Девушке с веслом» пришел к предельной простоте.

Забавно, что в парке санатория Центросоюза (Кисловодск) стояла «Женщина с веслом» Иодко, которой вместо весла в руку вставили теннисную ракетку, нелепо торчавшую вертикально (фото см. Курортная газета. 1937. 11 июня). На периферии и это изделие Иодко пришлось по вкусу; см., например, фото этой статуи в парке санатория Интуриста в Кисловодске Красный спорт. 1938. 7 дек.), в парке санатория «Пролетарий» (Евпатория) [ Крымский комсомолец. (Симферополь). 1937. 30 июля] и в парке санатория «Красная звезда» (Ялта) (Курортные известия. 1938. 10 окт.).

Большое несчастье для произведения изобразительного искусства — быть перетиражированным. Так, в русской живописи прекрасная картина Ивана Шишкина "Утро в сосновом лесу" была почти погублена многочисленными репродукциями и безобразными самодельными копиями, которые любили вешать в общественных местах, а также фантиками любимых детьми конфет "Мишка косолапый". То же самое пооизошло и с лучшим произведением советского скульптора И. Д. Шадра. "Девушка с веслом" - стало именем нарицательным для безликих гипсовых скульптур, в многочисленных количествах устанавливаемых в скверах и парках.

Десятилетиями люди по всему Советскому Союзу представляли себе утерянный шедевр как нечто, совершенно непохожее на то, что создал г-н Шадр, не зная, что статуи затянутых в купальники или в тренировочные костюмы девушек с веслами - лишь невыразительные подражания работы второстепенных скульпторов, не решавшихся сердить цензуру.

«Само выражение “девушка с веслом” стало идиомой, обозначающей советский китч, - рассказывает московский историк искусства и куратор Екатерина Деготь. - Услышав его, все, кто все еще помнит Советский Союз, начинают смеяться».

Но сам оригинал не дает повода для иронии — это одно из лучших произведений (1936) скульптора, который посвятил этой работе немало сил и времени. Голову лепил три месяца, столько же времени работал над фигурой. (Позировать обнаженной натурщица стеснялась, поэтому на этих сеансах, чтобы ее приободрить, всегда присутствовала жена скульптора.) В том, что забыт оригинал, но живет память о его дурных копиях — пресловутых декоративно-парковых поделках, вины автора нет. Хотя, возможно, их рождению невольно посодействовал сам скульптор, подав дурно понятый пример: Иван Шадр первым установил свою «Девушку с веслом» (8-метровая статуя из тонированного бетона) не в зале музея, а «на улице» — в ЦПКиО имени Горького. Он поступил так в соответствии со своим творческим кредо, будучи убежденным в том, что скульптура должны выйти из закрытых «хранилищ прекрасного» непосредственно к зрителям, стать частью их повседневной жизни. «Скульптура должна не экспонироваться — жить!» — говорил Иван Шадр.

В 1935 году исходная версия «Девушки с веслом» г-на Шадра возвышалась в смелой позе над центральным фонтаном парка. Ее левая рука лежала на бедре, правая вертикально держала весло. Ее волосы были плотно скручены, а мускулистое тело полностью открыто.

Позднее ее заменили новым вариантом. В 1936 году газета «Вечерняя Москва», ссылаясь на директора парка, писала, что это было сделано «в соответствии с критикой и замечаниями посетителей». Художественные стандарты менялись, и, по мнению историков, статуя была сочтена слишком чувственной, чересчур явно модернистской.

Вторая версия скульптуры была мягче, менее мускулистой, более женственной—и в то же время более холодной и классической.

Она по-прежнему оставалась обнаженной, но классическое русское искусство долгое время терпимо относилось к наготе. «Обнаженная натура должна была соответствовать “хорошему вкусу”, - объясняет г-жа Деготь. - Сексуальность не разрешалась. Она считалась вульгарной».

Однако вскоре воцарился новый стандарт, и ставить одетые статуи стало безопаснее. В дальнейшем бесчисленные скульпторы по всей стране продолжали ваять одетых девушек с веслами в рамках официальной компании по поощрению советского спорта. «Каждый мелкий начальник в каждом маленьком городке хотел свою собственную “Девушку с веслом”», - говорит заведующая отделом скульптуры ХХ века Третьяковской галереи Людмила Марц.

Впоследствии эта работа из ЦПКиО «пропала». В других парках появились поставленные на поток ее тяжеловесные копии, далекие от оригинала. Когда же мастер сам сделал повторение своей скульптуры и ее поставили в парке Луганска (тогда Ворошиловграда) на Украине, скульптор Кирилл Афанасьев в своем письме Ивану Шадру сообщал, что «ее любил весь город. Тоненькая, стройная, она стояла в парке около ивы, у водоема».

Г-н Шадр умер от болезни в 1941 году, в том же году под бомбами погибла его вторая «Девушка с веслом». Вера Волошина, послужившая моделью для исходной статуи, ушла воевать с немцами, попала в плен и была казнена.

Однако подлинный Шадр все же дожил до наших дней. Скульптор сделал уменьшенную - меньше человеческого роста - гипсовую копию своей первой «Девушки с веслом», а в 1950-х годах по настоянию его жены эта копия была переведена в бронзу для московской Третьяковской галереи - крупнейшего хранилища русского искусства.

Там прошлой весной ее и обнаружила ассоциация гребного спорта г-жи Аникеевой, решившая сделать «Девушку с веслом» своим символом.

Сделать из полимербетона копию статуи высотой в 6 футов 7 дюймов подрядили супружескую чету скульпторов. Новая статуя была установлена на этой неделе в Парке Горького. Там она и останется - как символ возрождения парка.

Самое ранее упоминание о «Девушке с веслом» историки обнаружили в газете «Советское искусство» № 33 от 17 июля 1935 года.
Журналист сообщал: «Скульптор Шадр заканчивает большую монументальную композицию «Девушка с веслом», которая будет установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка им. Горького. Скульптура изображает юную советскую спортсменку во весь рост с веслом в руке. Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом - около 12 метров»…
Скульптура Девушка с веслом - один из классических символов советской эпохи. Без гипсовой копии этого изваяния трудно было представить себе пионерский лагерь или профсоюзную базу отдыха. Производство Девушек поставили на поток ещё в 30-е годы прошлого века, чтобы приобщить к культуре и искусству широкие пролетарские массы. Впрочем, ни к культуре, ни к искусству подобные статуи отношения не имели. Грузные дамы в трусах и майках или строгих купальниках вряд ли соответствовали понятиям о прекрасном. Зато были идеологически выдержаны - считалось, что эти довольно скромные скульптуры являются наиболее правильным олицетворением советской женщины-спортсменки.

Автором растиражированной, привычной гражданам СССР Девушки с веслом был советский скульптор Ромуальд Иодко. Первая его работа называлась Женщина с веслом- дама в трусах и майке была установлена в 1935 году на московском стадионеЭлектрик в Черкизове. Девушку с веслом - уже в купальнике - Иодко создал для парка водного стадиона Динамо в 1936 году. Именно эти скульптуры и были массово растиражированы по всей стране.
Растиражированные статуи Девушки с веслом Ромуальда Иодко представляли собой «моральный» образ советской женщины. При этом мало кто помнит, что в том же 1936-м в Москве появилась и другая Девушка с веслом, и уж её-то точно можно было причислить к настоящим произведениям искусства. Правда, судьба статуи оказалась незавидной.
От мужиков до девушки
Автором забытой Девушки с веслом стал известный советский скульптор Иван Шадр. Его настоящая фамилия - Иванов, а псевдоним он выбрал в честь родного города Шадринска.
Родился мастер в 1887 году в семье столяра, кроме него в семье было ещё 13 детей. В 1901-м он успешно сдал экзамен по рисунку в Художественно-промышленную школу Екатеринбурга. Через шесть лет, по её окончании, отправился странствовать по России.
Поступить в Академию художеств Шадру не удалось, пришлось подрабатывать уличным пением в Санкт-Петербурге. В 1910-м он уехал в Париж, где брал уроки у великого Огюста Родена на муниципальных курсах скульптуры и рисования. В 1911 году парижские учителя отправили Ивана на стажировку в Рим в Институт изящных искусств.

Иван Шадр брал уроки у Огюста Родена
Вернувшись в Россию, гражданскую войну мастер пережил в Омске. Здесь выпускники Сибирского кадетского корпуса за 18 тысяч рублей заказали ему памятник генералу Корнилову. Потом сам Колчак приказал скульптору изготовить монумент в честь освобождения Сибири и… разработать эскизы денежных знаков серии «Возрождение России». Однако все проекты остались нереализованными. Красные освободили Омск, а Шард оказался в подвале ВЧК.
Его должны были расстрелять как пособника белогвардейцев, но… Сибревкому внезапно понадобился мемориал жертвам белого террора. Художника быстро приговорили к расстрелу условно и заставили работать.
После того, как Шард изготовил памятник Марксу с рельефами Карла Либкнехта и Розы Люксембург, заблудшего скульптора простили окончательно. В 1922 году поседевший ваятель вернулся в Москву, где получил от ВХУТЕМАСа просторную мастерскую на Масловке.
В историю Шадр вошёл благодаря сразу нескольким творениям. Во-первых, он автор так называемых денежных мужиков. Фигуры рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля были созданы по заказу Гознака для воспроизведения на банкнотах. Их можно увидеть, к примеру, на купюрах 15 тыс. и 25 тыс. руб. эмиссии 1923 года, а также на «советской конвертируемой валюте» - червонцах.
Натурная скульптура “Ленин в гробу” сделала Шадра главным мастером довоенной ленинианы. Всего же он создал 16 скульптурных изображений вождя пролетариата.
В 1927-м Шадр создал статую Булыжник в стиле Родена, которую почти сразу признали классическим произведением и переименовали в Булыжник - оружие пролетариата. Его бронзовая версия установлена на пл. Краснопресненская Застава в Москве.

“Булыжник - оружие пролетариата”
Скульптура “Булыжник - оружие пролетариата” стала одним из самых узнаваемых образов в СССР
В Киеве копия Булыжника обосновалась на пл. Красная Пресня около кинотеатраЖовтень. Памятник успешно пережил волну «ленинопада» и даже стал объектом иронии: около пивной на ул. Жилянской поставили монумент-пародию Штопор - оружие пролетариата.
Девушку с веслом Шадр создал по заказу московского Центрального парка культуры и отдыха им. Горького. Директор парка Бетти Глан заказала для главного парка страны пятьдесят скульптур. Работы выполняли известные мастера: Янсон-Манизер («Балерина»), Шварц («Парашютистка»), Фильдс («Юность»), Мотовилов («Физкультурник с веслом»), Шильников («Физкультурница») и другие. Иван Дмитриевич Шадр должен был своей монументальной фигурой замкнуть «смысловой круг пространственной композиции ландшафта».
Установили её в 1936 году у главного входа в парк в окружении фонтанов. Она должна была стать символом своего времени, эталоном советской женщины. Шадр, по мнению исследователей его творчества, запечатлел типовой жест эпохи, подведя итог пластическим поискам многих скульпторов, нашёл удачный симбиоз двух кодов - античного и спортивного.

И. Д. Шадр в своей мастерской в Москве работает над скульптурной композицией «Девушка с веслом».
Но московские власти были иного мнения. В высоких кабинетах посчитали, что Шадр переборщил. Ему требовалось создать женщину в привычном для сталинского социализма облике матери и труженицы без выраженных половых признаков. Вместо этого скульптура пугала современников длиной атлетических ног, мышцами плеч, вытянутостью пропорций, а главное - сексапильностью.
Девушка и правда получилась «слишком живой». Её женственность и привлекательность оценили бы в другом месте и в другое время, но не в Советском Союзе 1930-х. На скульптора сразу обрушились критики. Им не понравилось абсолютно всё. Вот выдержка из «Вечерней Москвы» от 11 августа 1935 года:
«…Мы наблюдаем спекуляцию вульгарной эротической образностью. Весло здесь теряет свой бытовой смысл и становится очевидным фаллическим символом; оно отсылает нас к уключине, в которую вставляется весло… Наконец, следует помнить, что обнаженная девушка-гребец с эрегированными сосками стала украшением фонтана, который моделирует водометание как извержение спермы…».Скульптор прочитал отзывы и впал в депрессию.
Депрессия – рабочее состояние художника. Однако Иван Дмитриевич Шадр – особый случай, он много повидал на своем веку. Скульптору, после таких жизненных передряг, мнение столичных критиков – как слону дробина. Художник впал в депрессию от того, что его открытие - выстраданный эстетический идеал - было отвергнуто властной волей. Что же не понравилось власти?
Русский искусствовед Михаил Золотоносов в недавней статье ответил на этот вопрос:
«…Шадр запечатлел типовой жест эпохи, подведя итог пластическим поискам многих скульпторов. Он нашел удачный симбиоз античного и спортивного кодов, воплощенный в образе фаллической женщины.
Возможно, художник «переборщил», создав в первом парковом варианте не столько женщину в ее привычном для сталинского социализма облике детородного орудия, сколько модель сексуальной женщины, прежде всего испугавшей длиной ног, объемом мышц плечевого пояса и вытянутостью пропорций.
Волосы ее очень туго натянуты и закручены в два «рожка», лоб и затылок полностью открыты, форма головы четко обрисована… Скульптура брызгала небесным эротизмом. Античное торжество тела подавляло приземленный массовый спорт…».
Шадра заставили «устранить» ошибки. Второй парковый вариант удовлетворил эстетику власти. Изменилась не только прическа, которая стала менее сексуальной, у девушки исчезли мускулы рук, появились широкие бедра и большая грудь. Новая Девушка была пониже ростом, всего 8 метров. Её установили на прежнем месте в московском парке Горького.Перед зрителями предстала женщина, утратившая самодостаточность и предназначенная исключительно для продолжения рода.

Депрессия художника продолжалась несколько месяцев. Он излечился только тогда, когда ему разрешили предложить свою Лолу (первый вариант «Девушки с веслом») любому городскому парку, который согласится ее принять. Транспортировку и установку двенадцатиметровой скульптуры должен был оплачивать сам автор.
Одесса, Херсон и Николаев отказались от шедевра. Здесь партийные власти «держали руку на пульсе». В Ворошиловграде же скульптуру приняли. По воспоминаниям луганских старожилов, скульптура оказалась в их городе при содействии наркома обороны Климента Ворошилова - того самого, в честь которого Луганск дважды переименовывали в Ворошиловград.
Секретарь местного горкома КП(б)У Самуил Шац посмотрел на транспортную накладную «стратегического груза» из самой Москвы (!), щелкнул каблуками и приказал установить «памятник» в городском парке. «Девушка с веслом» простояла тут на берегу пруда до самой войны и погибла от артиллерийского снаряда.
Трагические факты об оригинале и натурщице:
Моделей для своих работ Шадр искал на московских спортивных площадках. Там он и обратил внимание на студентку Веру Волошину, когда та выполняла тренировочные прыжки в воду с вышки. Красивая девушка спортивного телосложения хорошо подходила на роль эталона советской женщины. Именно она и стала прототипом для знаменитой скульптуры.
Биография Волошиной тоже хорошо вписывалась в советскую идеологию. Родилась она в 1919 году в Кемерове. Отец - шахтёр, мать - учительница. С начальных классов школы Волошина увлеклась спортом, занималась гимнастикой и лёгкой атлетикой. В седьмом классе выиграла чемпионат Кемерова по прыжкам в высоту. После школы поступила в московский Центральный институт физкультуры.


Моделью для скульптуры Шадра была спортсменка Вера Волошина.
На следующий день после начала войны, 23 июня 1941 года, Волошина с подругой пришли в московский райвоенкомат, чтобы написать заявление о добровольном направлении на фронт. Но подругам отказали и предложили повоевать на трудовом фронте.
До осени Волошина копала окопы и противотанковые рвы на подступах к Москве. Осенью добилась зачисления в разведывательно-диверсионный отряд для работы в тылу врага. Совершила семь удачных походов в немецкий тыл.
В ноябре в её часть прибыло пополнение. Среди новичков оказалась ученица московской школы Зоя Космодемьянская. Её зачислили в группу, в которой Волошина была комсоргом. Почти сразу девушки подружились - их сблизило то, что обе были сибирячками.
На своё первое задание Волошина ушла 21 октября - в район станции Завидово. Вернулась целой и невредимой. «Мамочка, пожалуйста, поменьше думайте обо мне, со мной ничего не случится, я же родилась в рубашке, буду жить сто лет», - писала она родным в Кемерово. После этого у неё было ещё шесть удачных засылок в тыл к немцам.

Своё последнее боевое задание Волошина выполнила 21 ноября 1941 года. По её предложению партизаны заминировали дороги в районе села Крюково под Наро-Фоминском, а потом забросали гранатами дома, где жили гитлеровцы. Но группа диверсантов попала под обстрел. Волошина прикрывала огнём из автомата отход группы, была ранена в плечо и попала в плен. После пыток немцы повесили её в лесу.
В тот же день, в 10 км от Крюково, в центре деревни Петрищево была повешена и Зоя Космодемьянская. Но если у голгофы Зои стояли очевидцы, то Вера погибла одна. Поэтому Космодемьянская ушла в бессмертие, а о Волошиной забыли на долгие годы…
Скульптура, стоявшая в Парке культуры, была разрушена в начале Великой Отечественной войны, во время одной из бомбёжек осенью 1941-го.

К:Скульптуры 1936 года

«Де́вушка с весло́м» - общее название скульптур , выполненных в разное время скульпторами Иваном Шадром и Ромуальдом Иодко , ставшее нарицательным для обозначения подобных им гипсовых статуй («гипсового соцреализма »), которые в советское время украшали парки культуры и отдыха .

История

Работы И. Д. Шадра

Работы Р. Р. Иодко


Ошибочно считается, что скульптуры Ивана Шадра послужили прототипами для создания дешёвых гипсовых копий, которые были массово установлены в парках практически по всему СССР . На самом деле в их основу была положена работа скульптора Р. Р. Иодко с тем же названием, выполненная им для парка водного стадиона «Динамо» в 1936 году . Скульптура была высотой 2,5 м, из гипса. В отличие от шадровской «Девушки», скульптура Иодко одета в купальник, весло она держит в левой руке.

  • О девушке с веслом есть песни: Валерия Сюткина , групп «Аквариум » (альбом «Лошадь белая »), «Красная Плесень » (альбом «Профессор Бибизинский ») и «Ундервуд » (альбом «Красная кнопка »).
  • В песне Владимира Высоцкого «На таможне» есть такие строки: «Доктор зуб высверлил. Хоть слезу мистер лил, но таможенник вынул из дупла, чуть поддев лопатою, мраморную статую - целенькую, только без весла».
  • В песне группы ДДТ «Новые Блокадники» есть такие слова: «Мы лепили любовь - вышла баба с веслом».
  • у композитора и баяниста ансамбля "Березка " В. Темнова есть, помимо прочих, куплет ("Париж"):
На площади Согласия Музеи все облазил я, Скульптурами Родена Любовался; "Весна", "Мыслитель", "Поцелуй" - Слепил он множество статуй, А Девушку с веслом - Не догадался!..

Напишите отзыв о статье "Девушка с веслом"

Примечания

Ссылки

Литература

  • Вергасов Ф.
  • // Золотоносов М. Γλυπτοκρατος. Исследование немого дискурса. Аннотированный каталог садово-паркового искусства сталинского времени. - СПб., 1999, с. 20-29.
  • / Автор-составитель Вадим Серов (статья Девушка с веслом )

Отрывок, характеризующий Девушка с веслом

«Весна, и любовь, и счастие!» – как будто говорил этот дуб, – «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они – из спины, из боков; как выросли – так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».
Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он всё так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.
«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!» Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

По опекунским делам рязанского именья, князю Андрею надо было видеться с уездным предводителем. Предводителем был граф Илья Андреич Ростов, и князь Андрей в середине мая поехал к нему.
Был уже жаркий период весны. Лес уже весь оделся, была пыль и было так жарко, что проезжая мимо воды, хотелось купаться.
Князь Андрей, невеселый и озабоченный соображениями о том, что и что ему нужно о делах спросить у предводителя, подъезжал по аллее сада к отрадненскому дому Ростовых. Вправо из за деревьев он услыхал женский, веселый крик, и увидал бегущую на перерез его коляски толпу девушек. Впереди других ближе, подбегала к коляске черноволосая, очень тоненькая, странно тоненькая, черноглазая девушка в желтом ситцевом платье, повязанная белым носовым платком, из под которого выбивались пряди расчесавшихся волос. Девушка что то кричала, но узнав чужого, не взглянув на него, со смехом побежала назад.
Князю Андрею вдруг стало от чего то больно. День был так хорош, солнце так ярко, кругом всё так весело; а эта тоненькая и хорошенькая девушка не знала и не хотела знать про его существование и была довольна, и счастлива какой то своей отдельной, – верно глупой – но веселой и счастливой жизнию. «Чему она так рада? о чем она думает! Не об уставе военном, не об устройстве рязанских оброчных. О чем она думает? И чем она счастлива?» невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей.
Граф Илья Андреич в 1809 м году жил в Отрадном всё так же как и прежде, то есть принимая почти всю губернию, с охотами, театрами, обедами и музыкантами. Он, как всякому новому гостю, был рад князю Андрею, и почти насильно оставил его ночевать.
В продолжение скучного дня, во время которого князя Андрея занимали старшие хозяева и почетнейшие из гостей, которыми по случаю приближающихся именин был полон дом старого графа, Болконский несколько раз взглядывая на Наташу чему то смеявшуюся и веселившуюся между другой молодой половиной общества, всё спрашивал себя: «о чем она думает? Чему она так рада!».
Вечером оставшись один на новом месте, он долго не мог заснуть. Он читал, потом потушил свечу и опять зажег ее. В комнате с закрытыми изнутри ставнями было жарко. Он досадовал на этого глупого старика (так он называл Ростова), который задержал его, уверяя, что нужные бумаги в городе, не доставлены еще, досадовал на себя за то, что остался.
Князь Андрей встал и подошел к окну, чтобы отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Он отворил окно. Ночь была свежая и неподвижно светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, черных с одной и серебристо освещенных с другой стороны. Под деревами была какая то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое где листьями и стеблями. Далее за черными деревами была какая то блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево, с ярко белым стволом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвездном, весеннем небе. Князь Андрей облокотился на окно и глаза его остановились на этом небе.
Комната князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах над ним тоже жили и не спали. Он услыхал сверху женский говор.
– Только еще один раз, – сказал сверху женский голос, который сейчас узнал князь Андрей.
– Да когда же ты спать будешь? – отвечал другой голос.
– Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз…
Два женские голоса запели какую то музыкальную фразу, составлявшую конец чего то.
– Ах какая прелесть! Ну теперь спать, и конец.
– Ты спи, а я не могу, – отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она видимо совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье ее платья и даже дыханье. Всё затихло и окаменело, как и луна и ее свет и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия.
– Соня! Соня! – послышался опять первый голос. – Ну как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, – сказала она почти со слезами в голосе. – Ведь этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.
Соня неохотно что то отвечала.
– Нет, ты посмотри, что за луна!… Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, – туже, как можно туже – натужиться надо. Вот так!
– Полно, ты упадешь.
Послышалась борьба и недовольный голос Сони: «Ведь второй час».
– Ах, ты только всё портишь мне. Ну, иди, иди.
Опять всё замолкло, но князь Андрей знал, что она всё еще сидит тут, он слышал иногда тихое шевеленье, иногда вздохи.
– Ах… Боже мой! Боже мой! что ж это такое! – вдруг вскрикнула она. – Спать так спать! – и захлопнула окно.
«И дела нет до моего существования!» подумал князь Андрей в то время, как он прислушивался к ее говору, почему то ожидая и боясь, что она скажет что нибудь про него. – «И опять она! И как нарочно!» думал он. В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул.

На другой день простившись только с одним графом, не дождавшись выхода дам, князь Андрей поехал домой.
Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; всё было полно, тенисто и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами.