"Чему может научить Робинзон Крузо?". Урок внеклассного чтения по роману Д. Дефо «Робинзон Крузо Конспект по произведению робинзон крузо

Конспект

метапредметного урока в 5-м классе

по роману Даниэля Дефо

«Приключения Робинзона Крузо »

Уроки выживания Робинзона Крузо.(2 часа)

Учителя: Кузякина М.Ф.

Лукьянова Ю.А.

Дата проведения: 22.05.2015.

Цели урока :

Развитие монологическую речь учащихся по теме

Формирование коммуникативных навыков

Формирование умение вести беседу на английском и русском языках о прочитанном произведении

Формирование языковой догадки на английском и русском языках.

Образовательный компонент :

Расширение общего кругозора учащихся.

Знакомство с шедевром зарубежной литературы, с бытом и традициями страны изучаемого языка.

Расширение социокультурных связей.

Развивающий компонент :

Формировать способность учащихся выражать свою точку зрения по прочитанному на английском и русском языках

Развитие творческого мышления, готовности к коммуникации, языковой догадки, ценностных ориентаций, лексических навыков.

Воспитательный компонент :

Создание условий для развития учащихся интереса к изучению литературы и иностранного языка.

Ознакомление учащихся с ремёслами и особенностями сельскохозяйственного труда

Практический компонент :

Формирование речевых навыков, умения анализировать отрывки произведения, умения вести беседу, умение представлять проекты.

Методы обучения:

Коммуникативный с использованием индивидуальной и групповой работы учащихся.

Личностно- ориентированный

Метод проектов

Эмоционально- деятельный

Аудиовизуальный

Оборудование: проектор, класс с подключением к интернетресурсам, экран, костюмы для представления проектов, макет острова.

Предварительная подготовку :

1.дети были распределены на группы, исходя из практических навыков, приобретенных Робинзоном на острове:

    Посев и выращивание с/х продуктов

    пошив одежды из «шкур» животных

    Плетение заграждения (плетня)

    Лепка посуды из глины

    Изготовление силков для ловли птиц

    Дойка козы

    Изготовление плота

Каждая группа должна изучить технологический процесс, рассказать фрагмент из книги, иллюстрирующий жизнь Робинзона, представить практическую реализацию его с видео- и фотоподтверждением (обязательное условие- участие родителей)

2.Каждая группа готовит макет острова и защищает его

3.задание всему классу: подготовиться к викторине по содержанию романаи подготовить свои вопросы для блиц-турнира

4.Индивидуальное задание: подготовить презентацию о Даниэле Дефо на английском языке и рассказ Робинзона о себе на английском языке.

Ход урока :

1 этап. Организационный момент.

Цель этапа: создание благоприятной психологической атмосферы и подготовка учащихся к продуктивной работе на уроке.

2 этап урока. Вступительное слово учителя . Учитель называет тему урока, сообщает цели урока.

Итак, сегодня мы продолжим разговор об английской литературе эпохи Просвещения, о великом английском писателе Даниеле Дефо и его бессмертной книге "Приключение Робинзона Крузо ". Жизнь Даниеля Дефо удивительна, полна необычных и увлекательных приключений, испытаний.

Рассказ о жизни и творчестве Даниеля Дефо с использование презентации "Даниель Дефо" . Комментарии учителя и учеников на английском языке.

Учитель. Дефо был, безусловно, ярким представителем своей эпохи. Он сумел организовать множество деловых предприятий, многие из которых были, увы, неудачными. Он пережил поклонение современников и старость в бедности, преследование кредиторов и славу талантливого публициста, сочетавшуюся с загадочной и даже скандальной репутацией. Он был мастером литературной мистификации, нередко позволявшим себе в печати анонимно спорить с самим собой. Наконец, он снискал себе славу бесстрашного разведчика, выполнявшего весьма деликатные и ответственные поручения. Однако подлинную славу Дефо обрел лишь на 60 году жизни, когда опубликовал роман, принесший ему мировую славу. И действительно, в романе получили отражение богатейший опыт писателя, его тяготение к документальности, страсть к приключениям, восторг при виде беспредельно расширяющихся торговых горизонтов. Именно об этом романе великий просветитель Руссо написал слова, взятые нами в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку. (Ученики читают эпиграф.) К обсуждению вопроса о значении романа мы ещё вернемся в конце урока, когда будем подводить его итоги.

3 этап. Формирование навыка монологической речи учащихся.

Цель этапа: Ознакомить ребят с автобиографией Д. Дефо,используя презентацию. Обсудить полученную информацию.

Итак, какова же история создания и публикации романа? Рассказ учеников на английско и русском языке с использованием материалов презентации.

Учитель. Роман написан в начале XVIII века. Этот век вошёл в историю как эпоха Просвещения. Безусловно, будучи энергичным и предприимчивым человеком, который не был безучастен к происходившим вокруг событиям, Дефо не мог не обратить внимание на основные особенности этой эпохи при создании образа главного героя.

Каковы же эти идеи? (Рассказ ученика с опорой на карточку 2 раздаточного материала).

3 этап. Формирование навыки языковой догадки и аудирования.

Цель этапа: Формировать навык аудирования, учить выражать своё отношение к герою книги, научить ребят отгадывать и загадывать загадки. Работа с текстом произведения. Беседа с учениками по предлагаемым вопросам с опорой на текст романа.

В романе "Приключения Робинзона Крузо " Робинзон сам рассказывает историю своей жизни. Мы знакомимся с героем задолго до того, как он попадает на остров.

Как вы думаете, почему Дефо делает рассказчиком Робинзона, а не сам повествует о жизни героя?

Так автор добивается большей выразительности повествования, живой, непосредственной формы, простоты и безыскусственности. Дефо подчеркивает безысходность положения героя. В романе, безусловно, видна реалистическая достоверность, искренность.

Учитель:-Прослушайте рассказ Робинзона о себе и попробуйте найти ответы на следующие вопросы (вопросы выводятся на доску):

В какой семье родился Робинзон?

Как его воспитывали родители?

Что главное должен был усвоить Робинзон в детстве?

Приучают ли его родители к труду?

Готов ли Робинзон к какой-либо деятельности?

Как он оказывается в Америке и чем там занимается?

Сколько лет он провел на острове?

Кто стал его другом?

Выступление ученика на английском языке на тему «Рассказ Робинзона о себе»

После того, как дети отгадали загадки, мальчик рассказывает рассказ из жизни Робинзона Крузо, а дети затем отвечают на вопросы об услышанном.

    Where did he live?

    How long did he spend on the desert Ireland?

    How was his friend’s name?

  1. What did he do after his adventure?

Дети представляют загадки на английском языке о разных ремёслах и предметах.

4 этап.Блиц-турнир.

1.Назовите первый дурной поступок Робинзона Крузо.

2.Сколько лет Р.К.был в плену у разбойников?

А) 1 год б) 2 года б) 1, 5 года в) 8 месяцев.

3.В какой стране оказался Робинзон после побега из плена?

4.Где ночевал Робинзон в первую ночь после кораблекрушения:

А)на дереве б)в гроте в) в лодке г) в пещере

5. Робинзон переправлял вещи с тонущего корабля

А) на плоту б) на лодке в)вплавь в) на бревне

6.Первую палатку Робинзон сделал

А) из веток деревьев б) из паруса и жердей в)из досок

7.Как Робинзон отсчитывал дни пребывания на острове:

А)делал зарубки на столбе

Б)делал записи в судовом журнале

В)вязал узелки на веревке

8. Назовите животных, которых Робинзон взял с тонущего корабля на остров

9.Какую мебель первой сделал Робинзон:

А) сундук б) стол и стул в) кровать

10 .Как Робинзон боролся с птицами, уничтожавшими посевы:

А) стрелял из ружья б)ставил пугала в) ставил кормушки с ядом г) подвесил трупы птиц на столбе

11. Как сделал Р обинзон первую лодку:

А) выдолбил из дерева б) сколотил из досок в) связал из бревен

12.Робинзон сшил одежду:

А) из шкур животных б) из листьев пальм в) из старых матросских курток

13.Перечисли членов семейства Робинзона на острове.

14.Какое ужасное открытие совершил Робинзон, путешествуя по острову?

15.Как Робинзон назвал дикаря, которого спас?

16.К чему не удалось приучить Робинзону спасенного дикаря:

А) солить пищу б) варить пищу

17.Зачем дикари приезжали на остров:

А) на отдых б) на ритуальные пляски в) есть пленников г) для поклонения идолам

18.Кем оказался Пятнице спасенный дикарь:

А) братом б) отцом в) дядей г) сыном

19. Сколько времени провел Робинзон на острове?

20.Как наказали пиратов:

Ф) расстреляли б) оставили на острове в) сдали в руки правосудия в Англии

5 этап. Формирование коммуникативных навыков. Обсуждение подготовленных проектов в группах .

Цели этапа : Научить учащихся выражать своё мнение на основе просмотренного материала, учить применять изученное на практике.

Дети в группах представляют проекты об изученных профессиях и показывают свои макеты, а затем все рассказывают, как они создавали свои проекты.

5этап. Подведение итоговурока.

Цели этапа : Подвести итоги,систематизировать знания о прочитанном.

Обобщение материала. Подведение итогов урока.

Таким образом, роман Даниеля Дефо, в котором рассказывается история жизни Робинзона Крузо на острове, несомненно, проникнут просветительскими идеями: в нем прославляются разум, трудолюбие, оптимизм. Жизнь на острове сделала человека, голова которого была "набита всякими бреднями", разумным. Он приобрел знания, жизненный опыт, многому научился. Ещё раз вернемся к карточке 2 . Действительно, роман стал подлинным манифестом эпохи Просвещения. Именно в нем европейский читатель увидел героя-труженика, свободный, всепобеждающий творческий разум которого даже на необитаемом острове находится в постоянном поиске самого себя, своего предназначения, в поиске истины. Таким образом, Робинзон Крузо в одиночестве, в общении с природой оказывается перед необходимостью постоянно воспитывать свой характер.

Вернемся к эпиграфу урока. Можем ли мы согласиться со словами Ж.Ж.Руссо?

Я надеюсь, что урок, посвященный роману Дефо, заставит каждого из вас по-новому взглянуть на историю выживания человека на необитаемом острове, историю его взаимоотношений с природой, поиска смысла собственного бытия.

Домашнее задание : сочинение о любимой профессии (по английскому языку)

Сочинение на тему «Чему научил Робинзона остров?» (по литературе)



Урок литературы в общеобразовательной школе.
5 класс.
Тема «Путешествие Робинзона Крузо»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: познакомиться с произведением Д. Дефо, формирование у обучающихся серьезного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом; создание характеристики образа главного героя.
Задачи:
Образовательные:
Проанализировать характер главного героя, его поведение, душевные и нравственные качества.
Расширение общего кругозора учащихся.
Выявить знание текста учащимися.
Определить человеческие качества Робинзона, которые помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы каждому современному человеку.
Развивающие:
Развивать связную устную речь учащихся, работать над составлением связного высказывания;
Развивать способность учащихся выражать свою точку зрения
Воспитательные:
Прививать любовь пятиклассников к чтению зарубежной литературы.
Оборудование:
1. Портрет писателя.
2. Книга Д. Дефо “Робинзон Крузо”.
3. Выставка рисунков учащихся.
5. Музыкальная миниатюра, передающая звуки моря.
6. Оформленная доска. Эпиграф.
7. Карточки с названием 5 видов зерновых культур.
Ход урока
Организационный момент: Приветствие, просьба сесть за парты, настрой на работу.
Вступительная беседа
Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. А так как он у нас необычный, то и начнем мы его тоже не совсем обычно.
Сейчас я предложу вашему вниманию музыкальный фрагмент, а вы, закрыв глаза, попробуйте представить себе то явление природы, которое передано с помощью звука, мелодии. (Учитель включает на 2-3 минуты музыкальный фрагмент, символизирующий шум бьющихся волн о берег. Начало шторма).
Что вы только что услышали в музыке, представили и почувствовали? (Я услышал в музыке шум ветра, сильно плещутся волны о берег, становится тревожно)
Ребята, как вы думаете, случайно ли я вам предложила послушать именно такую музыку, символизирующую волны?(море сыграло важную роль в жизни главного героя романа Даниэля Дефо)
Благодаря морскому шторму мы узнали интересную историю о Робинзоне Крузо.
3. Формулирование темы и целей урока
Значит, чему будет посвящен наш урок? (путешествию Робинзона Крузо)
Какова цель урока? (познакомиться с произведением, с главным героем и понять, какие качества помогли главному герою преодолеть все испытания)
Итак, тема нашего урока «Путешествие Робинзона Крузо» Откройте тетради, запишите число, тему урока.
Основная часть
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Николая Павловича Смирнова-Сокольского
Книга щедро расплачивается за любовь к ней.Книга учит даже тогда, когда вы этого и не ждёте, и, Может быть, не хотите.Власть книги огромна.
Как вы понимаете эти слова? (Любая книга оказывает на нас, на наше воспитание большое влияние, да если мы этого не ждем. Любая книга нас воспитывает и дарит нам большой опыт в жизни.) К этому эпиграфу мы вернемся в конце урока.
Кто является автором произведения «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»? (Даниэль Дефо)
Давайте вспомним немного о писателе и его биографии. Сейчас ученик напомнит нам некоторые страницы из биографии Даниэля Дефо. Представьте, что писатель на несколько минут оказался в нашем классе. Итак слушаем и смотрим.(ученик рассказывает о писателе от его имени)
Как возник сюжет романа? Сюжет романа писатель взял из жизни. В Англии в начале века нашумела история об одном моряке, который прожил на необитаемом острове 4 года и 4 месяца, пока его не подобрал проходивший мимо корабль.
Теперь, ребята, вы знаете, что история эта реальная, т.е. взята из жизни моряка, существовавшего на самом деле.
Понравилось вам прочитанное произведение.
К сегодняшнему уроку вам нужно было нарисовать самые интересные моменты из книги. Некоторые работы я поместила на доску. Итак, какие эпизоды вам понравились больше всего?
Я вижу, что произведение вам понравилось, запомнилось и произвело на вас впечатление.
Кто является главным героем книги? (Робинзон Крузо).
– Где впервые мы встречаемся с героем книги? Откуда возникла такая фамилия и имя? (Найдите ответ в тексте и зачитайте.).
О чём мечтал Робинзон в детстве? (О море, о приключениях).
Послушайте, пожалуйста, строки из стихотворения Константина Батюшкова “Тень друга”. (Прочитает ученица).
Можно ли эти слова отнести к Робинзону, до или после его жизни на острове?
Я берег покидал туманныйКазалось, он в волнах свинцовых утопал.Вечерний ветр, валов плесканье,Однообразный шум и трепет парусов,И кормчего на палубе взыванье.Как очарованный, у мачты я стоялИ сквозь туман и ночи покрывалоСветила севера любезного искал,Вся мысль моя была в воспоминанье….
– Эти слова можно отнести к Робинзону Крузо. Мы можем представить, как он стоит на палубе и вспоминает прожитые годы на острове.
– На жизненном пути Робинзона подстерегали разные опасности. Например, какие?
– Встреча с дикими львами, дикарями, пиратами, людоедами, а также остался жив после кораблекрушения и землетрясения.
– Робинзон жил на необитаемом острове, но, тем не менее, знал, какой день недели, месяц, число. Какое изобретение ему в этом помогло?
– Деревянный календарь, на котором он каждый день делал надсечки.
– Какие ещё изобретения пришлось сделать для себя Робинзону на необитаемом острове?
– Изготовил посуду, приручил коз, построил себе жильё, хижину, научился изготавливать муку, печь хлеб, из глиняной чашки и жира коз сделал светильник, в середину вставил бечеву – это изобретение заменяло лампочку, укрепил своё жилище.
– У вас на столах лежат карточки с названием пяти зерновых культур: пшеница, рис, ячмень, гречка, овёс. Вам нужно сориентироваться и поднять карточки с правильным названием.
– В выращивании каких сельскохозяйственных культур Робинзон проявил себя как агроном? Где взял семена?
– Рис, ячмень. Запасы были с корабля. Они были не пригодны в пищу, т.к. их погрызли крысы. Крузо высыпал их на землю из мешочка за ненадобностью и забыл про них. Шли дожди, и семена проросли.
Какие ремёсла, профессии освоил Робинзон на острове?
– Агронома, строителя, охотника, рыбака,плотника.
Физминутка–Ребята, как вы думаете, Робинзон обладал чертами характера положительного или отрицательного персонажа?
– Положительного.
– Можем ли мы назвать его героем и почему?
– Конечно, Робинзон - герой. Он не поддался панике, вёл себя мужественно, стойко, придумывал разные изобретения, облегчающие жизнь.
Подумайте над очень сложным вопросом и дайте аргументированный ответ:
Все ли качества Робинзона всё же положительные?
– Я постараюсь вам помочь разобраться. Вспомните, как он поступает с козой и козленком, с птицами, которые клевали зерно у него на рисовом поле, с дикарями, приехавшими на свой остров устраивать ритуальные каннибальские пиры.
– В данных примерах Робинзон жестокий, потому что лишает жизни других живых существ. Но героя можно оправдать, потому что если бы он этого не делал, то сам бы умер от голода или бы его съели людоеды. Мы же ведь тоже любим животных, но покупаем в магазине мясные продукты и используем их в пищу.
– Кто заменял Робинзону общество человека на острове?– Собаки, кошки, попугай.
– Кто был первым человеком на острове, ставшим преданным другом Робинзона? Как его звали? Почему? – Пятница. В честь дня недели, когда Робинзон нашёл его на острове.
– Расскажите о взаимоотношениях главного героя и Пятницы.
Прочитайте из текста (чтение текста)
Т.е. Робинзон и пятница стали преданными друзьями, которые могли в любую минуту отдать свою жизнь друг за друга.
– Как же закончилась эта история Робинзона Крузо?
–Робинзон и Пятница были спасены англичанами.
Подведение итогов урока
– Мы с вами уже знаем, что человек может в любую минуту оказаться сложной, казалось бы, безвыходной ситуации,.– Какие черты характера Робинзона помогли выжить на необитаемом острове в течение 28 лет? Напишите качества в тетрадь.
– Мужество, трудолюбие, выносливость, упорство, смекалка, изобретательность, оптимизм.
Что помогло Робинзону– Только упорство, настойчивость, смелость помогли главному герою выдержать все испытания с честью. Любовь и жажда жизни давали Робинзону надежду на возвращение домой. К концу повествования перед нами предстаёт умный, гуманный, милосердный человек.
А теперь вернемся к эпиграфу урока. Вам нужно ответить на вопросы письменно. Как прочитанная книга пригодиться в жизни? Чему она учит?
Домашнее задание.
Письменное задание закончить дома.

Наша жизнь богата на неожиданности и часто испытывает людей на прочность - мы ежедневно узнаём об этом из “Новостей”. И хотя Робинзон жил почти триста лет назад, он может научить нас многому. Он может помочь нам оставаться людьми - чтобы с нами ни произошло.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра по книге Д. Дефо "Робинзон Крузо"»

Роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» -
книга о безграничных возможностях человека

Материал будет полезен учителям, работающим в 6 классе.
Урок-приключение и путешествие, в процессе которого учащиеся 6 класса
демонстрируют умения находить выход в экстренных ситуациях. Задания
довольно разные: ученики состязаются в умении ловить рыбу, мастерить предметы из пластилина, расшифровывают «размытые письма» и др. Самым интересным моментом является встреча с Робинзоном, который с удовольствием отвечает на вопросы ребят.
Цель:
- показать учащимся глубоко воспитательное значение книги;
- убедить в том, что история жизни Робинзона Крузо на необитаемом острове – это гимн созидательному труду человека;
- научиться находить выход в экстремальных ситуациях.
Задачи:
- развитие в учениках творческих способностей, социальной компетентности;
- обучение вдумчивому восприятию текста, быстрому реагированию на создавшуюся ситуацию;
- воспитание значимой личности.
Оборудование: портрет Д. Дефо, иллюстрации к произведению; нарисованный корабль на листе ватмана; ткань для имитации моря; стол + кресло; игрушки (кошка и собака); листы оценивания; микрофоны для интервью; диск с кинофильмом; диск с музыкой; бутылки + миска с водой; памятки написания сенкана; календари для награждения в конце урока всех участников; конверты с заданиями; зонт, пластилин, воздушные шары, иголки; предметы для ролевой игры.
Тип урока: интегрированный урок – приключение и путешествие.
Эпиграф: «Ты знаешь, что ты – человек…»
В Симоненко

План урока:

1.Оргмомент.
2.Проверка домашнего задания.

4.Конкурс «Рыболовы».

6.Конкурс «Размытое письмо».
7.Физкультминутка.
9.Ролевая игра «Экстремальная ситуация».
10.Подведение итогов урока.
11.Домашнее задание.
12.Заключительное слово.

Ход урока

1.вучит музыка в исполнении А. Пугачёвой «Робинзон».
Дети заходят в класс под музыку, танцуют и присаживаются на свои места.
Учитель: Здравствуйте, мои дорогие робинзончики. Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке, а также рада видеть всех гостей. Недаром наш урок начался именно под эту музыку. Мы завершаем работу над замечательнейшим произведением Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
2.Проверка домашнего задания. Сочинение – миниатюра. «Каким я представляю себе Р. Крузо?»
3.Постановка целей и задач урока.
У нас сегодня необычный урок. Это будет урок – приключение и в некотором смысле путешествие… И я предлагаю вам, ребята, побыть в роли Робинзона.
Откройте тетради и запишите тему урока и эпиграф.
Объявление целей урока (записаны на доске).
У нас 4 команды смелых и знающих робинзонов, решившихся на столь отчаянное приключение. Ваши группы будут маленькими корабликами, путешествующими по бескрайнему морю. Ведут корабли увлечённые и эрудированные капитаны. …именно они в конце урока оценят работу членов экипажа. Я буду оценивать в целом работу команд.
А теперь, юные искатели приключений, - в путь! Он будет непрост, но я надеюсь, что вы знаете, что в опасных странствиях дороже золота ценятся знания, умения и дружба.
4.Конкурс «Рыболовы».
На прошлом уроке мы с вами выясняли, какими ремёслами овладел Робинзон на острове. Напомните мне их…
1.Охотник;
2.Строитель;
3.Зверолов;
4.Пастух;
5.Земледелец;
6.Пекарь;
7.Гончар;
8.Портной;
9.Рыболов.
Сейчас мы выясним, какая команда лучше умеет рыбачить. Ваша задача – ответить на мои вопросы, связанные с произведением. За каждый верно отгаданный вопрос вы получите рыбку. Приготовились…
Вопросы:
1.Сколько лет прожил Р. Крузо на острове? (28 лет, 2 месяца, 19 дней)
2.Что выполняло роль календаря у Крузо? (деревянный столб)
3.«Ненужный хлам…, зачем ты мне теперь». О каком хламе идёт речь? (мешок с деньгами)
4.Как звали друга Робинзона? (Пятница)
5.Что испугало Робинзона на острове? (следы)
6.Какая находка на корабле оказалась для него дороже «корабля с золотом»? (ящик плотника)
Умнички, вы замечательно справились с этим заданием. Капитаны подсчитывают улов и выставляют оценки за этот вид работы, а наши приключения на этом не заканчиваются.
5.Конкурс «Мастер на все руки».
Теперь вы продемонстрируете своё творческое мастерство. Представьте, что вы оказались на необитаемом острове. И вам, как и Робинзону, нужно продемонстрировать свои способности делать что-то своими руками. Ваша задача – слепить из пластилина своими руками тот предмет, который будет написан на листочке, находящемся в воздушном шарике. Но это должно быть сделано не только быстро, но и красиво, и аккуратно. (музыка)
Ложка, чашка, корзинка, стол.
6.Конкурс «Размытое письмо».
Ребята, за бортом что-то искрится и бьётся об него. Давайте же взглянем, что там… Да это бутылки, возможно, в них какое-то послание, которое поможет человеку выбраться из беды… Срочно вскройте их и прочитайте… Это будет нелегко сделать, так как письма размыло морской водой… Но настоящие герои справятся с любой задачей… Раздаю бутылки, вскрываем, читаем… (музыка)
“Потерпел… Нахожусь… острове… Помогите… Крузо…”
7.Физкультминутка. Кадры из кинофильма «Р. Крузо». Шторм.
(Фонограмма – шум моря).
Учитель:
Начинается шторм. Встали все.
Было тихо, тихо (разводят руки в стороны)
Вдруг подул ветер (руки вверх, имитируют ветер)
Волны поднялись высоко – высоко (на носочки, руки вверх)
Загремел гром (топают)
Засверкала молния (хлопают в ладоши)
И пошел дождь (пальчиками перебирая, стучат по столу)
Стало тихо, тихо (разводят руки в стороны)
8.Пресс - конференция с Робинзоном Крузо.
Учитель: Я вижу впереди остров. На острове человек. Он кричит, подает нам сигналы. Капитан, давайте команду!
Капитан: Причалить к острову! Взять человека на борт!
Учитель: Конечно же, это Робинзон Крузо! (музыка БИ-2 «Последний герой»)
Выходит Робинзон Крузо.
Учитель: Дорогой Робинзон! Мы очень рады видеть тебя в целости и сохранности. Наши ученики прочитали твоё послание о бедствии, и вот ты с нами. Мы, конечно, понимаем, насколько ты устал, но ребятам не терпится задать тебе несколько вопросов. Ты готов принять участие в пресс – конференции? (Дети задают вопросы Крузо.) Спасибо огромное за твои содержательные ответы. До свидания, Робинзон!
9.Ролевая игра «Экстремальная ситуация». Музыка. Пока вы будете выполнять этот вид работы, наши кораблики отправятся в обратный путь.
Представьте, что вы оказались на тонущем корабле. Рядом – необитаемый остров. Спасаясь, вы можете взять с собой только 5 предметов.
Ваша задача - выбрать из предложенного списка самое необходимое. Свой выбор обоснуйте.
Ножницы, нитки, тетрадь, мобильный телефон, гречка, спички, фасоль, шапка, часы, тарелка, ложка, книга, рис, ручка.
10.Подведение итогов урока.
Вот мы и вернулись домой.
Ответьте на несколько вопросов:
1.Какие качества воспитывает это произведение в человеке? (выносливость)
2.Является ли история Робинзона гимном созидательному труду человека? В чём он выражается? (труд стал основой жизни Робинзона)
3.Какое главное качество должно преобладать над человеком в экстремальной ситуации? (рассудительность, самообладание, спокойствие)
4.Как вы понимаете эпиграф? (в любой ситуации нужно оставаться человеком)
Капитаны, оцените работу каждого члена экипажа и сдайте листы.
11.Домашнее задание.
Составить сенкан к образу Пятницы (1 вариант), к слову остров (2 вариант). Памятки есть в тетради.
12 Заключительное слово.
Наша жизнь богата на неожиданности и часто испытывает людей на прочность. И хотя Робинзон жил почти триста лет назад, он может научить нас многому. Он может помочь нам оставаться людьми – что бы с нами ни произошло.
Спасибо всем огромное за работу на уроке. До новых встреч.

СЦЕНАРИЙ

Класс: 5 «в»
Учитель: Павлова В.А.
Тема урока: - Жизнь и творчество Даниеля Дефо. Роман «Робинзон Крузо».
Тип урока: изучение новой темы.
Структура урока: Урок - анализ.

Цели урока: - понять особенности произведений зарубежной литературы;
- выявить имеющиеся знания о творчестве Дефо;
- познакомиться с особенностями жанра романа;
- проанализировать роман Дефо «Робинзон Крузо»;
- вызвать интерес к проблемам, затронутым в романе;
- развить фантазию и речь учащихся.
Наглядность: Портрет писателя, иллюстрации; выставка иллюстраций к роману Д. Дефо.
Форма досугового общения: дискуссия, беседа.
Игровые формы по типу: игра – викторина.

Ход урока:
Организационный момент. Вступительное слово учителя.
- Поприветствуем наших гостей. Здравствуйте! Садимся.
Мы с вами завершили русскую литературу и переходим к зарубежной литературе. Этот урок посвящен судьбе и творчеству английскому писателю Даниелю Дефо и удивительный роман «Робинзон Крузо». Мы познакомимся с особенностями жанра романа; научимся развивать фантазию и речь; проанализируем роман Дефо «Робинзон Крузо».
ВА: - Ни одна литература в мире не существует отдельно. Всемирная литература – это живой организм, сложная система, которая живёт и развивается вместе со всем человечеством. Писатели окликаются на книги других писателей, спорят или соглашаются с ними. Конечно, мировая литература не полна без русской, но и русская литература невозможно представить себя без взаимодействия с мировой. Знать зарубежную литературу необходимо и для того, чтобы почувствовать себя путешественником по далёким и неведомым странам. На этом уроке мы и отправились в такое путешествие.
- А вы любите путешествовать? (Да, Нет). А приключения?
- Приключения Что таит для нас это слово? Почему мы так любим эти книги?
- Читайте книги о приключениях, в них много мужества, любви, честности. Мы узнаём, кто является героями приключенческих книг, и какие увлекательные события в них описываются.

В.А.: - Сейчас мы переходим ко второму этапу урока.
II. Индивидуальное выступление учащихся.
УЧИТЕЛЬ: - Мы послушаем выступления Филипповой Айты. Она нам приготовила сообщение и расскажет о великом английском писателе Даниеле Дефо.
Айта: Д.Дефо родился в семье торговца свечами Джеймса Фо. Дефо – это псевдоним. Семья была пуританская, очень строгих правил и веры. Став достаточно взрослым, Дефо занимался предпринимательством. Бывали дни, когда он был сказочно богат, но тут же мог тот час потерять. Он участвовал в двух восстаниях, после которых чудом уцелел. Приветствовал возвращение монархии. Стал журналистом. У него обнаружился литературный талант: он стал сочинять сатирические стихи, памфлеты, очерки.
-Спасибо Айта, садись.

ВА: - Урок начнем с определения жанра романа.
Что такое роман?
Роман – большая по объёму повествовательное художественное произведение – обычно в прозе – со сложным сюжетом. (Написан роман в 1719 году.)
- Почему я начала именно с этого? Дефо – одна из самых загадочных литературных фигур своей эпохи. Дефо говорил, что в Робинзоне Крузо он изобразил самого себя, свою жизнь. Но не только свою. Об этом мы узнаем от Платоновой Ани. Она нам приготовила история создания романа «Робинзон Крузо».
История создания романа «Робинзон Крузо».
Аня: В возрасте 59 лет (1819 год) Даниэль Дефо опубликовал первый и лучший роман. Замысле романа был подсказан писателю действительным путешествиям: в 1704 году шотландский моряк, Александр Селькирк, после ссоры с капитаном высадился на незнакомом берегу с небольшим запасом провизии и оружия. Четыре года он жил на острове.
Т.О. Дефо взялся за известный факт. Переменил имя героя. Перенёс с острова с Тихого океана в Атлантический. Отодвинул время действия примерно на 50-т лет назад. Увеличился срок в 7 раз, а само повествование – на сотни страниц.
- Хорошо, садись.
Пересказ.
В.А.: - Послушаем еще наших ребят. Они перескажут вкратце роман «Робинзон Крузо». Малышев Сережа и попов Миша.

ВА: - Переходим к третьему этапу урока, где перечисленное понятие помогут вам при анализе произведения.
Анализ произведения. Игра-Викторина.
- Для более детального и убедительного анализа мы проведем игру - Викторину. Опережающее задание прочитать дома роман, было дано.
УЧИТЕЛЬ: - Условие игры: Задаётся вопрос, вы отвечаете. За активность получите оценки. Участвуют все.
Вопросы:
- Он не знал куда попал? Как вы думаете на материк или на остров? (ответ: На остров).
- Каковы первые действия Робинзона на острове? (ответ: Он перевёз имущество с разбитого корабля).
- Где Робинзон провёл первую ночь на острове: (ответ: в дереве).
- Какое название Робинзон дал своему острову? (ответ: Остров Отчаяния).
- Как он узнал, что это остров? (ответ: Поднялся на самую вершину холма и осмотрелся. Кругом расстилалась море, за которым нигде не было видно земли).
- Какие ещё сделал открытия? (ответ: Растительность была дикая; людей нет; хищник зверей не вводятся).
- Как Робинзон выбрал место для жилья? (Место это должно удовлетворить следующим условиям: здоровая местность, питьевая вода, тень, защита от хищников, вид на море).
- Что и почему в первую очередь строит Робинзон? Насколько основательно подходит он к этому занятию? (ответ: Робинзон строит частокол вокруг будущего «дворца». На обработку одного кола уходило три дня. Робинзон боялся хищников и людей). Стр. 200
- Что было второй после ружья необходимой вещью для прогулок Робинзона по острову? Из чего она была изготовлена? (ответ: Зонт из козьих шкур).
- Как Робинзон убедил себя, что всё не так уж плохо? (ответ: Он составил реестр «зла» и «добра», т.е. на листе записал все плюсы и минусы своего положения. Поразмыслив, он понял, что отчаиваться не стоит).
- Что помогло Робинзону, остаться человеком? (ответ: Здесь уместно вспомнить рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни». Возможны разные варианты ответа: удача, вера, труд, отсутствие воображения, сила духа и т.д.)

Закрепление (закрепление изученного).

Закрепим наши знания. Тема романа - человек, оставленный один на один с природой и совершенно отрезанный от цивилизации.
ВА: - Что узнали о главном герое? (ответ: Робинзон родился в 1632 году в Йорке, отец его приехал из Бремена, занимался торговлей. Это была почтенная семья. Робинзон Крузо был третьим сыном, к профессии его не готовили, дело он должен был унаследовать. Отец хотел видеть его юристом, Робинзон же с детства бредил морскими путешествиями. К началу действия романа Робинзону 13 лет).
ВА: - Сколько лет прожил Робинзон на острове в полном одиночестве? (ответ: 23 года).
- Что Робинзон испытал на себе? (ответ: преодоление препятствий).
- Он находился на необитаемом острове? (ответ: Да. В джунгли и вынужден бороться за своё существование).
- Какой он из себя человек? (ответ: сильный духом, характером).

Заключительное слово. Вывод. Слово учителя.
В.А.: - И в заключении. На этом уроке вы познакомились с приключенческим произведениям зарубежного писателя – англичанина Даниеля Дефо.
- Скажите: К какому жанру относится это произведение? (ответ: роману).
- Какова основная идея? (ответ: Человек может победить природу)
- В русской литературе к жанру Робинзонате можно отнести какое произведение? (ответ: «Васюткино озер» о повесть Астафьева).
- Все посмотрите на доску и посмотрите на рисунки ребят и какая самая наибольше вам понравилось.
Итог урока. Рефлексия
- Подведение итогов, что Вы узнали?
- Что приключенческая литература может отражать серьезные идеи - это жанр «робинзонады» распространение в русской литературе.
В.А.: - Автор показывает нам, как человек сражается с природой и побеждает её. «Робинзон Крузо» на своём острове – один, лишенный помощи себе подобных и всякого рода орудия обеспечивающий себя.
- Робинзон, как и Васюта не растерялся, попав в экстремальную ситуацию, он нашёл в себе силы для того, чтобы выжить в суровых условиях тайги. И этим вызывает огромное восхищение читателя. Прожил в экстремальных ситуациях почти 30-ть лет. Слово экстремальный, что оно означает от англ. «экстрим» - чрезвычайный.
VII. Домашнее задание. На странице 200. ответить на 1 вопрос (Как он характеризует героя?) 5-6 предложений

Выставление оценок самым активным участникам.

86. Тема: Даниель ДЕФО. «РОБИНЗОН КРУЗО».

5 класс лит-ра 20.04.16

Цели : знакомство учащихся с еще одним представителем зарубежной литературы; обратить их внимание на интерес писателя к человеческой личности, подчиняющей себе природу; донести мысль о том, что труд оказался условием и способом спасения жизни, проанализировать характер главного героя, его поведение, душевные и нравственные качества.

Предметные умения: знать биографию и творчество Д. Дефо, содержание прочитанного произведения, уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, анализировать поведение и характер героя.

Метапредметные УУД:

Личностные: осваивает новые виды деятельности, делает выводы, осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Знакомство со статьей в учебнике о жизни и творчестве
Д. Дефо (стр 199 – 200) или выступления учащихся (Жизнь и творчество Д.Дефо)

    Закрепление (письменно в тетрадях ответить на вопросы)

Он мечтал о путешествиях, хотел повидать мир, чужие страны

Почему он не стал священником?

Что Д.Дефо считал важным в человеке?

В каком возрасте он написал первый роман?

4 . 28

Сколько лет провел Робинзон на острове?

5. 1719

В каком году была написана книга «Робинзон Крузо»?

    Вопросы:

1. Кто такой Даниель Дефо?

2. Назовите даты жизни писателя. 1660-1731

3. Что вы знаете о родителях знаменитого романиста?

4. В каких странах побывал Дефо, с чем это связано?

5. Имя Робинзон стало нарицательным. Кого теперь называют «робинзонами»? тех, кто оказыв вдали от людей наедине с природой

    Пояснение понятия «приключенческая литература» (Это книги, где действия совершаются в далёких, неизведанных краях, с героями происходят всевозможные происшествия). Запись в тетради

II . Работа по теме урока

    Беседа по прочитанному материалу.

Сюжет романа писатель взял из жизни. В Англии в начале века нашумела история об одном моряке, который прожил на необитаемом острове 4 года и 4 месяца, пока его не подобрал проходивший мимо корабль.

Теперь, ребята, вы знаете, что история эта реальная, т.е. взята из жизни моряка, существовавшего на самом деле. А теперь давайте проведём блиц-беседу по книге.

Какие эпизоды из книги вам больше всего понравились? Расскажите о них. (2-3 примера ).

Кто является главным героем книги? (Робинзон Крузо).

Где впервые мы встречаемся с героем книги? Откуда возникла такая фамилия и имя? (Найдите ответ в тексте и зачитайте. ).

Робинзон Крузо родился в 1632 году в городе Йорке в зажиточной семье иностранного происхождения. Отец был родом из Бремена. Нажив торговлей хорошее состояние, он оставил дела и переселился в Йорк. Здесь он женился на женщине, родные которой назывались Робинзонами – старинная фамилия. По ним и мальчика назвали Робинзоном. Фамилия отца Крейцнер, но, по обычаю англичан коверкать иностранные слова, их стали называть Крузо.

О чём мечтал Робинзон в детстве? (О море, о приключениях).

    Назовите дату, когда Робинзон Крузо отправился в своё первое приключение на море. (1 сентября 1651 года в Лондон.).

    Лирическая страничка.

Послушайте, пожалуйста, строки из стихотворения К. Батюшкова “Тень друга”. Можно ли эти слова отнести к Робинзону, до или после его жизни на острове?

Я берег покидал туманный
Казалось, он в волнах свинцовых утопал.
Вечерний ветр, валов плесканье,
Однообразный шум и трепет парусов,
И кормчего на палубе взыванье.
Как очарованный, у мачты я стоял
И сквозь туман и ночи покрывало
Светила севера любезного искал,
Вся мысль моя была в воспоминанье….

Эти слова можно отнести к Робинзону Крузо. Он стоит на палубе и вспоминает прожитые годы на острове.

На жизненном пути Робинзона подстерегали разные опасности. Например, какие?

Встреча с дикими львами, дикарями, пиратами, людоедами, а также остался жив после кораблекрушения и землетрясения

Робинзон жил на необитаемом острове, но, тем не менее, знал, какой день недели, месяц, число. Какое изобретение ему в этом помогло?

Деревянный календарь, на котором он каждый день делал надсечки.

Какие ещё изобретения пришлось сделать для себя Робинзону на необитаемом острове?

Изготовил посуду, приручил коз, построил себе жильё, дачу, научился изготавливать муку, печь хлеб, из глиняной чашки и жира коз сделал светильник, в середину вставил бечеву – это изобретение заменяло лампочку, укрепил своё жилище.

У вас на столах лежат карточки с названием пяти зерновых культур: пшеница, рис, ячмень, гречка, овёс. Вам нужно сориентироваться и поднять карточки с правильным названием.

В выращивании каких сельскохозяйственных культур Робинзон проявил себя как агроном? Где взял семена?

Рис, ячмень. Запасы были с корабля. Они были не пригодны в пищу, т.к. их погрызли крысы. Крузо высыпал их на землю из мешочка за ненадобностью и забыл про них. Шли дожди, и семена проросли.

Какие ремёсла освоил Робинзон на острове?

Агронома, строителя, охотника, рыбака, бондаря, столяра.

Ребята, как вы думаете, Робинзон обладал чертами характера положительного или отрицательного персонажа?

Положительного.

Можем ли мы назвать его героем и почему?

Конечно, Робинзон - герой. Он не поддался панике, вёл себя мужественно, стойко, придумывал разные изобретения, облегчающие жизнь.

Подумайте над очень сложным вопросом и дайте аргументированный ответ:Все ли качества Робинзона всё же положительные?

Я постараюсь вам помочь разобраться. Вспомните, как он поступает с козой и козленком, с птицами, которые клевали зерно у него на рисовом поле, с дикарями, приехавшими на свой остров устраивать ритуальные каннибальские пиры.

В данных примерах Робинзон жестокий, потому что лишает жизни других живых существ. Но героя можно оправдать, потому что если бы он этого не делал, то сам бы умер от голода или бы его съели людоеды. Мы же ведь тоже любим животных, но покупаем в магазине мясные продукты и используем их в пищу.

Кто заменял Робинзону общество человека на острове?

Собаки, кошки, попугай.

Кто был первым человеком на острове, ставшим преданным другом Робинзона? Как его звали? Изменилась ли жизнь главного героя после этого? (Свой ответ учащиеся должны подтвердить примерами из текста).

Пятница. В честь дня недели, когда Робинзон нашёл его на острове.

    Расскажите о взаимоотношениях главного героя и Пятницы.

Д. Дефо – великий гуманист . Учитель знакомит учащихся с лексическим значением слов, записанных на доске:

Гуманист – деятель или сторонник гуманизма.

Гуманизм – гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.(Ребята записывают понятия в тетрадь)

Вспомните, как проявил себя Робинзон по отношению к приговорённым пиратам? Какие черты характера проявляются в этом поступке? Как по-вашему, повлияли ли взгляды автора на характер своего героя?

Робинзон – это мудрый и добрый человек. Он даже к врагам своим проявляет милосердие.

Как же закончилась эта история?

Робинзон и Пятница были спасены англичанами.

Мы с вами уже знаем, что человек может в любую минуту оказаться сложной, казалось бы, безвыходной ситуации, но ему выстоять помогают нравственные качества характера.

Какие черты характера Робинзона помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы сегодня каждому современному человеку?

Ученики:

Мужество, трудолюбие, выносливость, упорство, смекалка, изобретательность, оптимизм.

    Чтение VI главы романа «Робинзон Крузо».

Аналитическая беседа по вопросам :

1. Что больше восхитило вас в действиях героя?

2. Какими чертами характера обладал герой?

3. Как ведет себя Робинзон в первые дни пребывания на острове?

4. Вспомните, как Робинзон спасал уцелевшие в крушении вещи. Расскажите.

5. Что заставило человека выстроить для себя надежное убежище-дом?

6. Подумайте, что изменилось в характере Робинзона за время его испытаний?

7. Какие еще «робинзонады» вы знаете? (Ж. Верн. «Таинственный остров», В. Астафьев. «Васюткино озеро».)

III . Рефлексия

Подытожим нашу беседу и сделаем выводы:

1. Каким был герой в начале романа?
2. Изменился ли взгляд на жизнь героя книги в конце произведения?
3. Что повлияло на это? Что помогло Робинзону выжить на необитаемом острове в течение 28 лет?

(Ученики высказывают свои суждения)

Учитель:

А теперь вернемся к эпиграфу урока и ответим на вопрос:

Как вы думаете, пригодиться лично вам эта книга?

IV . Домашнее задание: прочитать сказку Х. К. Андерсена «Снежная королева».