Мария загорская. Эмоциональный интеллект как основа успеха Уникальный человек с безграничными возможностями

Посвящение Загорской Маше

Мечта и воздух дали бал,
А легкие хотели лопнуть!
Шагал и рядом не шагал,
А мир бы мог тихонько вздрогнуть!
Илья Сощин

Загорская Мария Константиновна - человек с безграничными возможностями.

Загорская Мария Константиновна, жительница Лосиноостровского района.
Мария родилась в 1968 году в Москве. В Лосинке, на Оборонной улице, семья живет с 1970 года. Отец Маши, Константин Иванович Загорский, - художник кино. Заслуженный художник России, дважды лауреат Госпремии. Окончил ВГИК. Много лет работал на киностудии имени Горького. Мама, Лидия Дмитриевна по образованию биолог, окончила МГУ. Брат Иван, тоже художник, окончил Строгановское училище. Как и отец, работает в кино, участвовал во многих известных проектах.
Мария - выпускница 1986г. школы №529 СВАО. О своих школьных годах Маша вспоминает с теплотой. Училась хорошо, посещала кружок рисования, занималась общественной работой. Самые радужные воспоминания сохранились об одноклассниках: никто не задирал, не дразнил, ребята часто бывали в гостях. О своей первой учительнице - Надежде Ивановне, вспоминает с чувством благодарности за то, что поощряла умную и старательную ученицу, учила ребят быть добрыми и милосердными к окружающим людям. С особенным чувством благодарности и любви рассказывает о своей учительнице русского языка и литературы Летуновской Наталье Евгеньевне.
После окончания школы, Маша пошла по стопам своего отца и брата: поступила в Художественное училище памяти 1905-го года на факультет промышленной графики. Ей нравится авангард, фэнтези. Ее собственные картины, по утверждению самой художницы, - это ее сны, мечты, вплетенные в реальность. Она пишет натюрморты, пейзажи, портреты, абстрактные композиции. Иногда солнечные, яркие, иногда приглушенные, печальные, но и в тех и в других огромная жажда жизни и любви.
По окончании училища, Маша поступила в Государственный специализированный институт искусств, а в 2000 году стала членом Московского союза художников. С 2005 года она постоянная участница московских и всероссийских выставок. Её работы находятся в Музее Человека, в частных собраниях и галереях в России и за рубежом. В 2007 году состоялась её персональная выставка в Центральной библиотеке иностранной литературы, в Мраморном зале.
Мария очень чистый и светлый человек, ни на мгновение не сомневающийся в доброте и открытости этого мира, восторженно принимающий каждого, кто встречается ей на пути.
Несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, у Маши детский церебральный паралич, жизнь её очень насыщенна. Маше всегда не хватает времени. Творчество, спорт, семья. А ещё она очень счастливая мама. Её сыну Дмитрию 18 лет. Как и мама, хорошо рисует, но музыка привлекает его больше. Дмитрий - студент 3 курса музыкального колледжа имени Прокофьева, лауреат многих конкурсов, бронзовый призер Дельфийских игр исполнителей в номинации «гусли».
В настоящее время учит рисовать ребятишек с ограниченными возможностями в Новогиреево. На Магаданской улице д. 9, в ЦСО у неё салон, который так и называется – “Салон Маши Загорской”. Это известное в Лосинке место интеллектуального отдыха и общения людей с ограниченными возможностями. В салоне часто бывают именитые гости. Был здесь и Никас Сафронов.
Стихи Маши Загорской – очень важная часть её творческой жизни. Выстраданные, близкие и понятные каждой женщине.

Люби меня, пожалуйста, люби…
Я так хочу
Душевного покоя…
Любить меня,
Быть может, и не стоит, -
Но всё ж прошу –
Разлукой не зноби!
Люби меня –
И я опять воспряну
Из зыби злой,
Из скорбной темноты,
Люби меня –
И я счастливой стану,
И поднимусь
До звездной высоты…

Она пишет не только о любви. Стихотворение - размышление «Люди»:
Люди – дети, люди – кошки,
Люди – коршуны и блошки,
Наглецы и недотроги –
То красивы, то убоги,
Великаны, лилипуты
Кто-то умный, кто-то глупый;
Люди веселы и строги,
Люди дьяволы и боги…
У Маши Загорской пока вышло три книги стихов. Первая – «И заново в плену открытий» была издана в 1993 году на русском и английском языках. В неё вошли стихи, проза, а также живопись и графика автора. Вторая книга «На краю любви» – лирика с графическими рисунками издана в 2000 году. Эти стихи Маши хочется читать и перечитывать многократно. Они – лирический дневник молодой женщины, познавшей многосложность человеческих отношений, вероятно оттого, что Маша обладает редчайшей добродетелью – принимать другого таким, каков он есть, не осуждая и не оценивания.
Её стихи помогают жить, радоваться каждому дню. Многие из них посвящены маме и сыну, другие открывают читателю красоты земли. В них радость жизни – солнце, дождь, ветер и, конечно, движение.
Маша вот уже 10 лет занимается конным спортом.
«Верхом на коне, - говорит она, - я чувствую себя кентавром. Будто здоровые ноги коня – мое продолжение. Появляется ощущение силы, свободы. В общем, полный восторг».
Маша записалась в МККИ (конноспортивный клуб для людей с ограниченными возможностями), начала тренироваться. Постепенно стала участвовать в соревнованиях, не раз становилась чемпионкой России среди инвалидов, выезжала за рубеж. Была участницей Межрегиональных игр стран Тихоокеанского бассейна, проходивших в Канаде в 2007 году. Заняла 2-е и 3-е места. Была участницей Паралимпийских игр в Китае. Любит путешествовать, общаться с людьми. Отдыхала в Болгарии, Венгрии. В 1989 году в составе молодежной группы ездила в Польшу, где встречалась с Папой Римским Иоанном Павлом II.
Мечта её жизни:
Чтобы на все хватало времени и сил и чтобы вдохновение не уходило.
Надеемся, что так и будет!

27. МАРИЯ ЗАГОРСКАЯ
Маша Загорская родилась в Москве в 1968 году. Она талантливая художница, поэтесса и спортсменка - наездница. Имея вторую группу инвалидности с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич), она ведёт активный образ жизни.
Училась она в самой обычной школе № 529 СВАО г. Москвы. Закончила Художественное училище памяти 1905 года факультет промышленной графики, Государственный специализированный институт искусств. В 2000 году стала членом Московского союза художников, а позднее членом союза художников России, автором многочисленных живописных и графических работ. Принимала участие в выставках в Мраморном зале Библиотеки иностранной литературы, на Крымском валу, Кузнецком мосту, в Манеже.
Искусство Марии Загорской известно и за рубежом. Её работы по произведениям М. Булгакова, Г. Маркеса, находятся в частных коллекциях Англии, Норвегии, Франции, Израиля, Испании. Творческий поиск Марии простирается от лирико - романтического реализма через неомодернизм к своему собственному стилю. Ей нравится авангард и фэнтези. Её картины- это её сны и мечты, вплетенные в реальность. Она пишет натюрморты, пейзажи, портреты, абстрактные композиции.
У Маши вышли книги: Первая - «И заново в плену открытий» на русском и английском языках, с иллюстрациями. В неё вошли стихи, проза, живопись и графика автора. Вторая книга «На краю любви» с лирикой и графическими рисунками. Её стихи выстраданные, близкие и понятные каждой женщине.
Люби меня, пожалуйста, люби…
Я так хочу душевного покоя…
Любить меня, быть может, и не стоит,
Но всё прошу разлукой не зноби!
Люби меня – и я опять воспряну
Из зыби злой, из скорбной темноты.
Люби меня – и я счастливой стану,
И поднимусь до звёздной высоты.

Другое стихотворение-размышление.
Люди – дети, люди – кошки,
Люди – коршуны и блошки,
Наглецы и недотроги –
То красивы, то убоги,
Великаны, лилипуты
Кто-то умный, кто-то глупый;
Люди веселы и строги,
Люди дьяволы и боги…

С большим интересом Мария относится к детской литературе, создает серию иллюстраций к сказкам.
Помимо творческого Мария обладает ещё одним талантом. Она - мастер спорта и пятикратная чемпионка России по конной выездке, участница Паралимпийских игр в Гонконге. Регулярно выступает на соревнованиях по Паралимпийской выездке в России и за рубежом.

Сохрани меня, Ангел, от злобы,
От жестокой зависти дня.
Помоги ощутить радость,
Помоги мне увидеть тебя.

Несмотря на недуг, Маша вышла замуж, родила сына, а теперь уже стала и бабушкой. Сын музыкант, художник, прекрасно играет на саксофоне. У него родилась дочь.
А Маша, к сожалению, осталась одна и ищет свою Любовь. Она считает, что главное – развить любовь. Маша говорит: «Даже из пепла рождается цветок, нужны только любовь, терпение и надежда. Творчество – это белый парус, который направляет меня вперёд, и остаётся неизменным, вечным.»
Такие личности, как Мария Загорская дают силы жить людям, у которых практически нет физических недостатков, но… нет и благодарности за это, и которых малейшие неприятности выбивают из колеи. Несомненно, поняв те трудности, которые приходится преодолевать Маше Загорской, у которой болят ноги, позвоночник, и каждый шаг даётся трудом, вдохновляешься на преодоление своих трудностей и решение своих задач.
Мария Загорская утверждает, что каждый человек талантлив. Счастье, конечно, если человек с детства попадает в благожелательную среду. Но не всем такое выпадает, поэтому за реализацию своего таланта надо браться самому, никого не обвиняя в своей беде.

Посвящение Загорской Маше

Мечта и воздух дали бал,

А легкие хотели лопнуть!

Шагал и рядом не шагал,

А мир бы мог тихонько

вздрогнуть!

Илья Сощин

Уникальный человек с безграничными возможностями

Загорская Мария Константиновна - выпускница 1986г. школы №529, жительница нашей Лосинки. Очень чистый и светлый человек, ни на мгновение не сомневающийся в доброте и открытости этого мира, восторженно принимающий каждого, кто встречается ей на пути.

Несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, у Маши детский церебральный паралич, жизнь её очень насыщенна. Маше всегда не хватает времени. Творчество, спорт, семья. А ещё она очень счастливая мама. Её сыну Дмитрию 18 лет. Как и мама, хорошо рисует, но музыка привлекает его больше. Дмитрий - студент 3 курса музыкального колледжа имени Прокофьева, лауреат многих конкурсов, бронзовый призер Дельфийских игр исполнителей в номинации «гусли».

Мария Константиновна Загорская родилась в 1968 году в Москве. В Лосинке, на Оборонной улице, семья живет с 1970 года. Отец Маши, Константин Иванович Загорский, - художник кино. Заслуженный художник России, дважды лауреат Госпремии. Окончил ВГИК. Много лет работал на киностудии имени Горького. Мама, Лидия Дмитриевна по образованию биолог, окончила МГУ. Брат Иван тоже художник, окончил Строгановское училище. Как и отец, работает в кино. Участвовал во многих известных проектах.

О своих школьных годах Маша вспоминает с теплотой. Училась хорошо, посещала кружок рисования, занималась общественной работой. Самые радужные воспоминания сохранились об одноклассниках: никто не задирал, не дразнил, ребята часто бывали в гостях. О своей первой учительнице - Надежде Ивановне, вспоминает с чувством благодарности за то, что поощряла умную и

старательную ученицу, учила ребят быть добрыми и милосердными к окружающим людям. С особенным чувством благодарности и любви рассказывает о своей учительнице русского языка и литературы Летуновской Наталье Евгеньевне.

После окончания школы, Маша пошла по стопам своего отца и брата: поступила в Художественное училище памяти 1905-го года на факультет промышленной графики. Ей нравится авангард, фэнтези. Ее собственные картины, по утверждению самой художницы, - это ее сны, мечты, вплетенные в реальность. Она пишет натюрморты, пейзажи, портреты, абстрактные композиции. Иногда солнечные, яркие, иногда приглушенные, печальные, но и в тех и в других огромная жажда жизни и любви.

По окончании училища, Маша поступила в Государственный специализированный институт искусств, а в 2000 году стала членом Московского союза художников. С 2005 года она постоянная участница московских и всероссийских выставок. Её работы находятся в Музее Человека, в частных собраниях и галереях в России и за рубежом. В 2007 году состоялась её персональная выставка в Центральной библиотеке иностранной литературы, в Мраморном зале.

В настоящее время учит рисовать ребятишек с ограниченными возможностями в Новогиреево. На Магаданской улице д. 9, в ЦСО у неё салон, который так и называется - “Салон Маши Загорской”. Это известное в Лосинке место интеллектуального отдыха и общения людей с ограниченными возможностями. В салоне часто бывают именитые гости. Был здесь и Никас Сафронов.

Стихи Маши Загорской - очень важная часть её творческой жизни. Выстраданные, близкие и понятные каждой женщине.

Люби меня, пожалуйста, люби…

Я так хочу

Душевного покоя…

Любить меня,

Быть может, и не стоит, -

Но всё ж прошу -

Разлукой не зноби!

Люби меня -

И я опять воспряну

Из зыби злой,

из скорбной темноты,

Люби меня -

и я счастливой стану,

И поднимусь

до звездной высоты…

Она пишет не только о любви. Стихотворение - размышление «Люди»:

Люди - дети, люди - кошки,

Люди - коршуны и блошки,

Наглецы и недотроги -

То красивы, то убоги,

Великаны, лилипуты

Кто-то умный, кто-то глупый;

Люди веселы и строги,

Люди дьяволы и боги…

У Маши Загорской пока вышло три книги стихов. Первая - «И заново в плену открытий» была издана в 1993 году на русском и английском языках. В неё вошли стихи, проза, а также живопись и графика автора. Вторая книга «На краю любви» - лирика с графическими рисунками издана в 2000 году. Эти стихи Маши хочется читать и перечитывать многократно. Они - лирический дневник молодой женщины, познавшей многосложность человеческих отношений, вероятно оттого, что Маша обладает редчайшей добродетелью - принимать другого таким, каков он есть, не осуждая и не оценивания.

Её стихи помогают жить, радоваться каждому дню. Многие из них посвящены маме и сыну, другие открывают читателю красоты земли. В них радость жизни - солнце, дождь, ветер и, конечно, движение.

Маша вот уже 10 лет занимается конным спортом.

«Верхом на коне, - говорит она, - я чувствую себя кентавром. Будто здоровые ноги коня - мое продолжение. Появляется ощущение силы, свободы. В общем, полный восторг».

Маша записалась в МККИ (конноспортивный клуб для людей с ограниченными возможностями), начала тренироваться. Постепенно стала участвовать в соревнованиях, не раз становилась чемпионкой России среди инвалидов, выезжала за рубеж. Была участницей Межрегиональных игр стран Тихоокеанского бассейна, проходивших в Канаде в 2007 году. Заняла 2-е и 3-е места. Была участницей Паралимпийских игр в Китае. Любит путешествовать, общаться с людьми. Отдыхала в Болгарии, Венгрии. В 1989 году в составе молодежной группы ездила в Польшу, где встречалась с Папой Римским Иоанном Павлом II.

Мечта её жизни:

Чтобы на все хватало времени и сил и чтобы вдохновение не уходило.

Надеемся, что так и будет. Такие слова - пожелание прозвучали в адрес Маши на встрече со старшеклассниками в её родной школе в дни празднования 45-летнего юбилея школы в феврале 2015 года. Встреча была яркой, волнующей, восторженной. Маша рассказывала о себе, читала свои стихи. Душевно и проникновенно исполняли её стихи ученики школы. Редкое для 21 века звучание гуслей в исполнении сына Маши - Дмитрия, заворожило и очаровало всех. Ребята и учителя смогли увидеть выставку её картин.

Владеть страстями выгоднее, чем умом

В последние годы одним из самых модных понятий психологии стал так называемый эмоциональный интеллект - EQ. Этим словосочетанием ученые обозначают способность человека понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружающих. Считается, что EQ куда более важный фактор для успеха человека, чем «обычный» интеллект - IQ. Именно благодаря ему люди становятся крупными бизнесменами, топ-менеджерами и эффективными политиками. В последнем номере научного журнала «Вопросы психологии» опубликована статья белорусского психолога Ирины Андреевой, посвященная тому, что увеличивает и что уменьшает показатели эмоционального интеллекта.

Если они такие умные, то почему они такие бедные?

Развитые страны с воодушевлением принялись измерять интеллект своих граждан. Соблазнительно было получить простое средство, позволяющее отличить умного от дурака. Тесты интеллекта применялись везде: в армии, в школе, в иммиграционных центрах, при приеме на работу. Миллионы людей честно пытались решить многочисленные варианты тестов IQ, выискивали закономерности в квадратиках с кружочками и вставляли пропущенные в логическом ряду цифры.

Но все сильнее звучали голоса критиков. Среди прочих упреков в адрес IQ был и такой: этот показатель не позволяет сколько-нибудь точно предсказать реальный успех человека в жизни. За примерами далеко ходить не нужно. Президент США, мягко говоря, престижная должность. Однако ее занимают и те, чей IQ высок, как нью-йоркские небоскребы, и те, у кого этот показатель, как говорится, ниже плинтуса. Независимо от своего IQ и те и другие победили на выборах и правили с примерно одинаковой степенью успешности.

В мире существует организация под названием «Менса», куда входят только люди с очень высоким IQ. На своем сайте они честно признаются: «Есть менсаиты небогатые, и есть - миллионеры. Диапазон занятий определить невозможно. В „Менсе“ состоят профессора и водители грузовиков, ученые и пожарные, программисты и фермеры, художники, военные, музыканты, рабочие, полицейские». То есть коэффициент интеллекта не является решающим в жизненном успехе.

Может быть, тогда существует какая-то другая характеристика, которая помогает человеку подниматься на социальный верх?

EQ как могильщик IQ

«Традиционный коэффициент интеллекта, или IQ, показывает возможности человека оперировать информацией, логическими правилами, схемами и т. д. Для успеха в жизни этого явно недостаточно. Нужно как минимум еще понимать чувства, эмоции как свои, так и других людей, управлять ими. Поэтому исследователи обратились к так называемому эмоциональному интеллекту - EQ», - говорит Леонид Бурлачук, профессор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.

Эмоциональный интеллект - понятие молодое. Если IQ уже отпраздновал свое столетие, то EQ вошел в оборот только в 90-х годах ХХ века. «Понятие „эмоциональный интеллект“ введено американским психологом Линдсеем Гарднером. Этот ученый предположил, что существует не один вид интеллекта, влияющий на успешность жизнедеятельности человека, а несколько. Среди них был назван и эмоциональный. Чуть позднее вышла в свет книга еще одного американца, Дэниела Големана, „Эмоциональный интеллект“, она в значительной мере способствовала укоренению этого понятия не только в психологии, но и в обыденном сознании», - рассказывает Бурлачук.

После этого началось создание средств, позволяющих его измерять. Сейчас существуют десятки тестов, измеряющих EQ (правда, для русскоязычной среды из них адаптировано всего несколько).

Чтобы пройти такой тест, не нужно напрягать мозги, как в случае с проверкой IQ. Некоторые из тестов эмоционального интеллекта требуют лишь оценить степень своего согласия с каждым высказыванием из списка. Например: «Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни», «Люди охотно изливают мне душу», «Когда я в сильном гневе, я могу что-нибудь сломать, разбить и даже ударить человека» и т. д.

Возможность количественно измерять эмоциональный интеллект позволила ученым оценивать, насколько это качество влияет на достижения человека. Большинство исследований доказывают, что EQ - один из ключевых факторов успеха. Хорошо развитый эмоциональный интеллект позволяет добираться до вершин бизнеса, менеджмента и политики.

Но остаются еще вопросы. Является ли высокий EQ врожденным качеством, запрограммированным в генах? Если нет, то как можно его повысить?

Правое полушарие и андрогинность

Наследственность или среда? Эта дилемма считается одной из самых дискуссионных в психологии. Ученые с жаром спорят, насколько то или иное качество заложено в человеке от природы, а насколько оно порождено воспитанием, школой и социальным окружением.

Этот спор идет и в отношении эмоционального интеллекта. Одни психологи утверждают, что уровень EQ заложен в генах как некое биологическое свойство мозга. Если его и можно изменить, то очень ненамного. Их оппоненты настаивают - эмоциональный интеллект вполне можно наращивать.

В своей статье белорусский психолог Ирина Андреева из Полоцкого государственного университета, которая уже много лет занимается проблемой эмоционального интеллекта, проанализировала результаты множества разных исследований и попыталась разобраться в том, что же все-таки влияет на EQ.

Например, в одном из исследований обнаружилось, что уровень эмоционального интеллекта ребенка связан с аналогичным качеством его матери, но с отцовскими характеристиками связь не прослеживается. Это явный аргумент против «генетической» теории в пользу «воспитательной», ведь гены наследуется от родителей в равной степени, а возится с ребенком больше мать.

Но, с другой стороны, уставлена четкая связь между EQ и доминированием правого или левого полушария мозга, которое во многом задается от рождения. Как известно, людей можно условно разделить на «правополушарных» (у них лучше развито образное мышление, они более творческие и т. д.) и «левополушарных» (они более рациональны, у них получше с математикой, логикой и прочими точными дисциплинами). Согласно некоторым исследованиям, у правополушарных с эмоциональным интеллектом дело обстоит гораздо лучше.

Еще одна зависимость: чем выше уровень образования родителей и семейный доход, тем более высокими являются показатели эмоционального интеллекта у подростков. Но здесь сложно понять, что причина, а что следствие. Возможно, родители стали богатыми благодаря своей врожденной эмоциональности, и эти гены они передали своему чаду. Но есть и другой вариант: обеспеченная и образованная семья больше занимается с ребенком, более гуманно его воспитывает, и в результате у него высокий EQ.

В любом случае воспитание в детстве - один из ключевых факторов. «Склонность родителей к обсуждению эмоциональных проблем способствует лучшему пониманию ребенком собственных эмоций и развитию у него способности к саморегуляции… В эмоционально благополучных семьях складывается особая воспитательная стратегия, во главу угла которой ставится внимание не столько к поведению и событиям в жизни ребенка, сколько к его переживаниям», - пишет Ирина Андреева.

Отдельно психологи рассматривают половой вопрос: насколько ребенку прививают качества, свойственные мальчикам или девочкам. Выяснилось, что ни чисто мужской, ни чисто женский характер не способствует высокому EQ. Наилучший вариант - это андрогинность, то есть сочетание качеств обоих полов. Андреева утверждает: «Андрогинность как предпосылка эмоционального интеллекта может формироваться в результате определенной стратегии воспитания в семье, при которой у девочек поощряются самоконтроль и выдержка, в то время как проявления сопереживания и нежных чувств у мальчиков не встречают осуждения у взрослых. Андрогинные испытуемые в зависимости от ситуации могут быть то независимыми и сильными, то мягкими, заботливыми и добрыми».

В своей работе Андреева практически не рассматривает повышение эмоционального интеллекта у взрослых людей. Между тем именно на этом делают немалые деньги тысячи фирм, в том числе и в странах бывшего СССР. «Повысь своей эмоциональный интеллект!», «Стань лидером - увеличь свой EQ!» - таких объявлений в Интернете немало. Научных данных об эффекте от таких тренингов и программ нам найти не удалось, но надеемся, что он все-таки есть.

Источник: psyfactor.org

Читайте также: