Биография художника лосенко антона павловича. "Ломоносов русской живописи": Антон Павлович Лосенко - художник исторического жанра второй половины XVIII в. И будет живо все, доколь продлится свет

Антон Павлович Лосенко (1737 – 1773)

Одним из первых учеников Академии стал талантливый юноша Антон Павлович Лосенко (1737 – 1773). Он родился в украинском городе Глухове в казачьей семье. Уже в детском возрасте у него проявились способности к пению и рисованию. Маленького Антона Лосенко отдали в местную певческую школу, а в 1744 году, когда ему было семь лет, отправили в Петербург вместе с другими маленькими певцами. В Петербурге он пел в придворной певческой капелле. Одновременно он брал частные уроки рисования, и, когда у подростка стал «ломаться» голос, его определили в ученики к художнику Ивану Аргунову, работы которого мы изучали на нашей экспозиции. Через пять лет обучения у Аргунова, в 1758 году, Антон Лосенко, показавший незаурядные способности, был отправлен в только что открытую Академию художеств. Там преподавали приглашённые И.И.Шуваловым Л. – Ж.Ф. Лагрене, Ж.-Л. де Велли и Л.Ж. Ле Лоррен – известные французские живописцы, оставившие – особенно Лагрене – заметный след в русском искусстве. Первые произведения Лосенко – портреты, распространённый жанр в то время. В нашем собрании – портреты И.И.Шувалова, поэта А.П.Сумарокова и актёров Я.Д.Шумского и Ф.Г.Волкова.Портрет И.И.Шувалова

Портрет небольшой, не отвечающий традициям парадного портрета, но всё же образ несколько приподнятый, торжественный. Художник стремится подчеркнуть значительность этого человека, и, наверное, своё вполне объяснимое уважение к нему. Фигура И.И. Шувалова дана в повороте, рукой он указывает на что-то за пределами картины. Как будто он общается с невидимым нам собеседником. И.И. Шувалов представлен в мундире, на груди его – звезда и лента, это орден Белого Орла, и крест, украшенный бриллиантами – орден св. Анны.Портрет Ф. Г. Волкова

Фёдор Григорьевич Волков (1729 – 1763) – актёр, основатель любительской театральной труппы в Ярославле в 1750 году. На основе этой труппы был создан в Петербурге первый русский профессиональный публичный театр. Ф. Волков изображён в парадном красном плаще, с короной, кинжалом и маской. Все эти атрибуты показывают, что он играл трагические и героические роли. Молодое миловидное лицо, обрамлённое тёмными кудрями, сразу вызывает симпатию своей приветливой улыбкой. Существует предание о его смерти, чем и вызвано разночтение в дате смерти артиста. Ко времени коронации Екатерины II Ф.Г. Волков подготовил пышное представление под названием «Торжествующая Минерва» (Минерва – римское название греческой богини мудрости Афины). В тот день было очень холодно, и артист, он же режиссёр, со всей ответственностью руководил празднеством, простудился и вскоре умер. Приподнятый, героический образ артиста, яркое сочетание зеленой одежды и красного плаща, как и включение в портрет аллегорических предметов, восходит к декоративным традициям барокко.Портрет Я. Д. Шумского. 1760 Портрет Якова Даниловича Шумского (? – 1812) представляет соратника Ф.Г. Волкова, также актёра. Он участвовал в создании любительской труппы в Ярославле и входил в состав первого русского профессионального театра в Петербурге. Изображён в какой-то роли.
Портрет А. П. Сумарокова

Александр Петрович Сумароков (1717 – 1777) – известный поэт и драматург. Его трагедии на темы из русской истории разыгрывались на подмостках петербургского театра и пользовались успехом. Под конец жизни был забыт.

В конце 1760 года А.П. Лосенко отправляется в качестве пенсионера в Париж. Там он продолжил своё профессиональное образование в мастерской художника Жана Ресту, приверженца стиля барокко. Поэтому в отчётной пенсионерской работе А Лосенко «Чудесный улов рыбы» так сильны черты этого уходящего в историю стиля.Чудесный улов рыбы. 1762 Как указано в Каталоге русской живописи XVIII века, эта картина представляет собой варьированную копию произведения на ту же тему художника Ж. Жувене.

Сюжет основан на евангельской истории, рассказанной апостолом Иоанном. После того, как Иисус Христос воскрес, он несколько раз появлялся перед своими учениками, но они не сразу узнавали его. Однажды ученики ловили рыбу на Генисаретском озере, но ничего не поймали. Вдруг перед ними появился воскресший Христос. Он велел им закинуть сеть с правой стороны, и они вытащили много рыбы. Подробней вы сами можете прочитать об этом в Библии: «Евангелие от Иоанна», глава 21. Похожую историю, относящуюся к более ранним событиям из жизни Христа, рассказал евангелист Лука: глава 5, абзацы 1-7.

В центре картины представлен Христос. Над его головой мы видим сияние. В круговой композиции показано множество народа – здесь и ученики, и разные другие люди. Все они возбужденно жестикулируют, удивляясь и восхищаясь при виде чуда. Картина, как мы видим, соответствует традициям барокко.

В это время пенсионеры, находившиеся в Париже, получают предписание срочно возвратиться в Петербург. Новая императрица, Екатерина II, желает получить отчёт об их работе. Лосенко представил Академическому совету свою картину «Чудесный улов рыбы» и получил всеобщее одобрение. Совет решил ходатайствовать о продлении ему пенсионерства. Двор в это время находился в Москве, где проходила коронация императрицы. Картину представил императрице сам И.И. Шувалов, гордый успехом своего воспитанника. Императрица распорядилась приобрести картину для Эрмитажа, откуда она и попала впоследствии в Русский музей.

По возвращении в Париж, Лосенко написал картину с изображением апостола Андрея Первозванного, представляющую собой штудию человеческого тела. В декабре 1765 года Лосенко уже находился в Италии. Совет Академии разрешил ему оставаться в Италии в течение трёх лет. Там он написал обнажённые фигуры натурщиков, которые назвал «Каин» и «Авель». Действительно, они достаточно экспрессивны и выразительны, чтобы можно было бы присвоить им эти имена. По заказу И.И. Шувалова Лосенко написал картину «Зевс и Фетида» на тему из «Илиады» Гомера.
Зевс и Фетида. 1769 Зевс – главный бог в Древней Греции, «отец богов». Фетида - нереида, речное божество, дочь морского божества Нерея (не путать с богом морей Посейдоном). Фетида была матерью знаменитого героя «Илиады» Ахилла. Она была женой царя Пелея, смертного человека, поэтому и сын её Ахилл был смертным, тогда как сама Фетида, хоть и небольшое божество - нереида, но была бессмертной. И она всячески оберегала своего сына, помогала ему, и он пользовался её помощью. Так, например, однажды в стане греков, к которому принадлежал и Ахилл, произошёл раскол из-за гнева Ахилла. На кого же он разгневался? – На царя Агамемнона, отобравшего у него пленницу, Ахилл так был разгневан, что отказался воевать, а вы помните, что шла война с троянцами. Поэма «Илиада» так и начинается: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…» и так далее. Если вы почитаете «Илиаду» сами, то наверняка получите удовольствие. Перевёл эту поэму на русский язык поэт Николай Иванович Гнедич, современник А.С.Пушкина. На перевод поэмы Пушкин восторженно написал:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи:

Старца великого тень чую смущённой душой.

Какие последствия принёс «гнев Ахилла»? Ахилл не только перестал воевать, но и попросил свою мать заступиться за него перед Зевсом. И вот Фетида отправилась на гору Олимп, где жили боги, и обратилась к самому Зевсу с просьбой Ахилла наказать греков. Картина написана так, как будто перед нами ожившие античные статуи. Зевс в изображении Лосенко явно повторяет известные статуи, а Фетида имеет совершенно антикизированное лицо. Картина полностью соответствует зстетике классицизма. Интересно то, что художник придаёт лицу Зевса доброе, сочувствующее выражение, а Фетида даже осмеливается с лаской дотронуться до бороды «отца богов». Дальнейшие события, которые описаны в поэме, мы пересказывать не будем.Владимир и Рогнеда

А.П.Лосенко вскоре возвратился в Петербург и получил заказ от совета Академии написать картину на тему из русской истории. Была выбрана тема из книги М.В.Ломоносова «Древняя российская история». Дадим слово исследователю: тема «…в программном изложении звучала следующим образом: «Владимир, утвердясь на новгородском владении, посылает к полоцкому князю Рогвольду, чтоб ему отдал дочь свою Рогнеду в супружество; гордым ответом Рогнеды раздражённый, Владимир подвигнул все свои силы, столичный полоцкий город взял силою, Рогвольда с двумя сынами лишив жизни, с высокомысленною Рогнедою невольно сочетался» (Цит. по книге: Петинова Е.Ф. Русские живописцы XVIII века. Биографии. – СПБ.: «Искусство – СПб», 2002. – С. 220). Владимир не впервые совершал столь жестокие поступки. В борьбе за престол он когда-то убил своего брата, имел множество жён, как турецкий султан, то есть был не лучше других князей. Но впоследствии он ввёл на Руси христианство, покаялся в грехах и поэтому причислен к святым. Но это произошло позднее, а здесь он ещё язычник. Рогнеда, дочь князя полоцкого, не хотела выходить за него, так как он был сыном служанки, пленницы, хотя отец его был князь. Художник показывает, что Владимир раскаивается в своём жестоком поступке - войне и убийстве отца и братьев Рогнеды, он склонился перед Рогнедой, прижал руку к груди. Обратите внимание не его лицо: оно красиво и неподвижно, ничего не выражает. Согласно эстетике классицизма чувства героев, как мы уже говорили ранее, должны быть выражены жестами и позами, а лица оставаться прекрасными, переживания не должны нарушать красоту. Тема раскаяния, нравственности непременно звучала в произведениях академистов, так как искусство было призвано улучшать и совершенствовать нравы. Рогнеда отворачивается от Владимира, показывая своё пренебрежение. За ней стоит няня. Она прижимает платок к глазам, тем самым показывая своё горе. Молодая служанка на первом плане с почти античным профилем полна гнева. Обратите внимание на цвет и композицию: красный всегда используется для одежды главных героев. На Владимире и Рогнеде надеты красные плащи. Существует предание, что художнику позировали артисты в театральных костюмах. В то время русская история не была ещё достаточно изучена, и быт, костюмы, обстановка не были известны. Поэтому здесь мы видим греческие колонны и вазу. Композиция подчинена принципу треугольника, вершиной которого является голова Владимира. Такая композиция соответствует законам классицизма и основана на произведениях эпохи Возрождения, прежде всего, Рафаэля. Она вносит впечатление покоя и завершённости действия. Нельзя не заметить, что композиционно картина несколько перегружена – на втором плане помещены фигуры воина в шлеме и человека в мирской одежде. Этого спутника ассоциируют с дядей князя Владимира, Добрыней, который всюду его сопровождал и помогал ему. Он был братом матери Владимира, пленницы. Картина имела большой успех как первое произведение русского художника на тему из русской истории. Лосенко получил звание академика и буквально через несколько дней – профессора. Вскоре он был назначен директором Академии. Из-за непомерной занятости хозяйственными делами он не мог уделять времени творчеству. Скульптор Э.-М. Фальконе, работавший в это время над «Медным всадником», хорошо знал Лосенко и сочувствовал ему. Он писал императрице Екатерине II: «Уже дано я страдаю, не зная, к кому обратиться; я впрочем, говорил, но безрезультатно. Речь идёт о Лосенкове, искусном, честном и несчастном. /… /Вы думаете, что он пишет Ваши картины. О, совсем нет! Оглушённый, измученный, огорчённый, обременённый тьмою академических мелочей, ни в одной академии мира не касающихся профессора, Лосенко не может коснуться кисти. Его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации. К этому нечувствительны, им жертвуют» (Цит. по указ книге Петиновой Е.Ф. с 222). Действительно, Фальконе оказался прав. А.П. Лосенко вскоре умер. «Ему не исполнилось тридцати семи лет, когда смерть прервала его блистательную деятельность. Настолько ярким было его дарование и как художника, и как педагога, что на время - на те четыре года, которые пробыл в Академии, - он затмил всех вокруг» (Глинка Н.И. Беседы о русском искусстве. XVIII век. - СПб.: «Книжный мир», 2001. - С.100).

В этом зале бывают представлены картины П.И. Соколова «Меркурий и Аргус»(1776), И.П. Чернова «Возвращение блудного сына»(1795) и другие. Они не выходят за пределы «штудий», демонстрирующих умение художника изображать обнажённое тело. Сюжеты, взятые из мифологии и Библии, известны.

Несмотря на развитие академического искусства и активное формирование стиля классицизма, интерес к портрету в обществе и среди художников не угасал. Наиболее выдающимися портретистами были живописцы Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский, а в скульптуре – Ф.И. Шубин.

– изображение событий прошлого. Но это не всегда реалистическое изображение. Порой событие преднамеренно героизируется или прославляется.

Сюжеты исторической живописи весьма разнообразны: от действительно реальных событий до мифологических.

Анто́н Па́влович Лосе́нко (1737-1773)

Портрет мужчины. Неизвестный художник. Этот портрет считается автопортретом Антона Лосенко
Антон Павлович Лосенко – русский живописец украинского происхождения. Работал в стиле классицизма .
Родился в городе Глухове (ныне Сумская область Украины) в 1737 г. Рано осиротел. Он выжил, благодаря голосу и прекрасному слуху: его отправили в Петербург, где в 1744-1753 гг. он учился певческому искусству, служил в придворной капелле. Но в 16 лет его голос стал ломаться, а затем пропал совсем. И здесь проявились его художественные способности. Он был определен в живописную мастерскую И.П. Аргунова . С 1758 г. занимался в Академии художеств. От Академии А. Лосенко для продолжения учёбы направили в Париж (1760-1765), где он посещал мастерские Ж. Рету и Ж.-М. Вьена, затем изучал искусство в Риме (1766-1769). Здесь он копирует Рафаэля , пишет натурщиков, изучает искусство итальянского Возрождения . Здесь он пишет свои лучшие в пластическом отношении картины «Каин» и «Авель».

А. Лосенко «Авель» (1768)
Убийство Авеля Каином – библейский сюжет, упоминаемый в 4 главе Бытия: первый сын Адама и Евы (Каин) убил своего родного брата Авеля из-за того, что жертва, принесенная Авелем, оказалась угодной Богу, в отличие от жертвы Каина.
В этот период художник написал картины «Чудесный улов рыбы» (1762) и «Зевс и Фетида» (1769), которые созданы на стыке барокко и классицизма.

А. Лосенко «Чудесный улов» (1762). Государственный Русский музей (Петербург)
Картина написана на библейский сюжет: «Во время оно, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть ».
В 1770 г., уже вернувшись в Петербург, художник создал полотно «Владимир и Рогнеда», получив за него звание академика исторической живописи.

А. Лосенко «Владимир перед Рогнедой» (1770)
Рогне́да – полоцкая княжна, дочь князя полоцкого Рогволода. События, связанные с Рогнедой, подробно изложены в «Лаврентьевской летописи». Рогнеда была объявлена невестой Ярополка Святославича, великого князя киевского. Брат Ярополка Владимир, в то время князь новгородский, был сильно унижен Рогнедой, так как тоже сватался к ней, но получил унизительный отказ: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы. Ответ Рогнеды свидетельствовал о политическом выборе её отца Рогволода в пользу Киева, что вело к войне с Новгородом.
Оскорблённый отказом, Владимир с войском пришёл под стены Полоцка, когда Рогнеду уже собирались везти к Ярополку. Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе. Весной 978 г. город был взят. В отместку за нанесенное оскорбление князь Владимир решил унизить и обесчестить род Рогнеды и по совету своего дяди и наставника Добрыни надругался над Рогнедой на глазах её родителей, а затем убил их. Рогнеду он принудительно взял в жёны (этот момент изображён на картине). В это же время, по преданию, она получила имя Горислава.
Картина Лосенко достаточно психологична: в центре её изображено противостояние двух героев картины. Рогнеда в кресле одной рукой пытается оттолкнуть Владимира, а другой держится за случайную ткань. Владимир в данный момент насильник и язычник, но в его лице совсем другие чувства, даже нечто вроде ужаса и сострадания. Одной рукой он держит её отталкивающую руку, а вторую руку прижимает к груди, пытаясь уверить девушку в искренности своих чувств. Слева, за креслом Рогнеды, плачет старая кормилица со смиренным и скорбным лицом. За Владимиром – его дружина, у каждого из них эта сцена вызывает различные чувства.
За эту картину Лосенко получил звание академика и должность адъютант-профессора, а вскоре и профессора.
С 1772 г. А. Лосенко становится директором Академии художеств. В 1773 г. он начал работу над картиной «Прощание Гектора с Андромахой».

А. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой» (1773). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Сюжет этой картины взят из «Илиады» Гомера. Написана она в духе классицизма на тему гражданского долга. Но картина не окончена – смерть помешала художнику довести работу до конца.
А.П. Лосенко скончался в 1773 г. и похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.

Портретная галерея А. Лосенко

Кисти художника принадлежит ряд выразительных классицистических портретов, среди которых наиболее известен портрет актера Ф.Г. Волкова.

А. Лосенко. Портрет актёра Ф. Волкова (1763). Государственный Русский музей (Петербург). Второй вариант картины находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве
Фёдор Григо́рьевич Во́лков (1729-1763) – русский актёр и театральный деятель. Создал первый постоянный русский театр. Считается основателем русского театра.
Основная отличительная черта портретов Лосенко – интерес к конкретному живому человеку, к его духовному миру. Мы видим на портрете молодого человека, полного радостных надежд, открытого людям и готового делиться со всеми щедростью своей души.
А. Лосенко создал ряд портретов деятелей русской культуры: И.И. Шувалова, А.П. Сумарокова, Я. Шуйского и др.

А. Лосенко. Портрет президента Академии художеств И.И. Шувалова

А. Лосенко. Портрет Павла I в детстве
А. Лосенко прожил недолгую жизнь (всего 35 лет), но уже при жизни был оценён как один из лучших европейских художников. Составил «Изъяснение краткой пропорции человека», по которому учились многие поколения русских художников.

Художник-живописец, классицист, мастер исторической картины, рисовальщик. Профессор Петербургской Императорской Академии художеств.

Лосенко родился на Украине в крестьянской семье, рано осиротел. В юности пел в придворном хоре императрицы Екатерины II, подобно будущим графам крестьянским детям Разумовским. Позже был определен в Императорскую Академию художеств, где был одним из первых учеников в классе рисунка. После получения за конкурсную картину золотой медали в конце курса обучения, у него появилась возможность стажировки в Европе.

В Париже Лосенко обучается у Ж. Рету, представителя позднего французского академизма. Первым результатом его занятий явилось многофигурное полотно "Чудесный улов рыбы" (1762).

Достоинства и недостатки картины были соответственно оценены Академией художеств: "Во всем находим приобретенную им честь в рассуждении и его прилежности... и талантов, которые подают несравненно большую в нем надежду, есть ли дозволено ему будет упражняться". Явившийся в Академию вслед за своей картиной (она была отправлена в Петербург раньше), Лосенко был послан в Москву, где исполнил известный портрет "первого русского актера" Федора Волкова (1763).

Лосенко не только достигает портретного сходства (о чем можно судить по описаниям Н. И. Новикова), но создает достаточно глубокое для своего времени произведение, раскрывает призвание и духовное богатство Волкова, который, по словам Новикова, был "другом совершенным, великодушным, бескорыстным..."

Лосенко пишет ряд портретов близких ему деятелей культуры, стараясь отразить их характер и личность, не акцентируя внимания на костюме и атрибутах.

Соратники Лосенко, профессоры Угрюмов и Соколов, считали его наиболее совершенным мастером анатомического рисунка. На его произведениях учились поколения студентов Академии.

Летом 1763 года Лосенко вновь уезжает в Париж. Его рисунки на темы античной мифологии отмечены там золотыми медалями. Большое внимание в этот период уделяет художник работе с обнаженной натурой, а в 1764 году посылает в Петербург "одну картину, этюд с натуры колерами, эскиз..." Речь шла о картине "Венера и Адонис" или "Смерть Адониса", этюде "Апостол Андрей Первозванный" и эскизе "Изгнание из храма" (местонахождение неизвестно).

Осенью 1765 года Лосенко отправляет в Петербург картину "Авраам приносит в жертву сына своего Исаака", более выразительную в цвете, чем "Чудесный улов рыбы".

В декабре того же года художник переезжает в Рим, где живет более трех лет и работает над лучшими антиками для "совершенства рисунку" рисует "из славных... картин Рафаэлевых в Ватикане и других местах" "упражняется в колерах". Результатом упорного труда явились, как и называл Лосенко, "академические фигуры в величину натурального чело века" - "Авель" (1769, Харьковский художественный музей) и "Каин" (1768).

Лишенные "сюжетной привязки¦, эти произведения знаменовали большие достижения в творческом развитии Лосенко.

Весной 1769 года Лосенко возвращается в Россию. Высокая оценка ждет его лучшие произведения: "Каин", "Авель", "Правосудие" (рисунок с работы Рафаэля). В этой оценке - гордость успехами талантливого живописца.

С осени 1769 года Лосенко начинает работать над картиной "Владимир и Рогнеда", первым произведением, посвященным отечественной истории. Картина положила начало разработке национальной исторической темы, к чему призывали М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков, обращаясь к Академии. Картина нашла живой отклик среди современников Лосенко, а Совет Академии избрал его в академики и удостоил профессорского звания.

Последняя картина Лосенко - "Прощание Гектора с Андромахой" (1773) - написана на сюжет "Илиады" и утверждает гражданственность, патриотизм на примере древних.

Василий Майков посвятил своему другу, первому русскому историческому живописцу стихи, в которых отразилась высокая оценка современниками деятельности художника:

Все живо, что твоя рука изобразила

И будет живо все. доколь продлится свет.

Единого тебя смерть в младости сразила

Единого тебя, Лосенко, с нами нет!

Мастера исторической живописи Ляхова Кристина Александровна

Антон Павлович Лосенко (1737–1773)

Антон Павлович Лосенко

В 1770 году на выставке в Петербургской академии демонстрировалась картина А. П. Лосенко «Владимир и Рогнеда». Картина ошеломила зрителей, доселе не видевших подобных произведений. Автор композиции, известный художник, по праву считается основоположником русской исторической живописи.

Русский художник Антон Павлович Лосенко родился в городе Глухове Черниговской губернии. В шестнадцатилетнем возрасте он поступил в мастерскую к знаменитому портретисту И. П. Аргунову, а с 1758 по 1760 год учился в Петербургской академии художеств у Ж. Л. Де-Вильи, Л. Ж. Ле-Лоррена и Л. Ж. Ф. Лагрене (в те годы в Академии, основанной в 1757 году, преподавали практически одни иностранные живописцы).

В 1760 году талантливого молодого художника послали за границу, во Францию и Италию. В Париже Лосенко написал картину «Чудесный улов рыбы» (1762, Русский музей, Санкт-Петербург), в которой классицистические традиции сочетаются с необычной для того времени человечной трактовкой образа Христа. С 1766 по 1769 год Лосенко жил в Риме. Он изучал античное искусство, делал копии с полотен Рафаэля и других мастеров Возрождения, писал натурные этюды.

В 1769 году художник вернулся на родину. Ему предложили написать картину на звание академика исторической живописи. Сюжетной основой для будущей работы Лосенко стала старинная легенда о Владимире и Рогнеде, рассказывающая, что новгородский князь Владимир попросил полоцкого князя Рогвольда выдать за него свою дочь Рогнеду. Девушка отказалась, и Владимир, собрав войско, двинулся на полоцкое княжество. Он убил Рогвольда и двух его сыновей, а Рогнеду силой заставил стать его женой. История князя Владимира и Рогнеды была хорошо известна Лосенко, в XVIII веке о ней рассказывали все исторические труды, в том числе и «Древняя российская история» М. В. Ломоносова.

Художник показал на своем полотне тот драматический момент, когда Владимир, ворвавшийся в покои княжны, сообщает ей о смерти ее близких. С большим мастерством автор передает чувства и переживания героев. Глубокое горе и отчаяние застыло на лице Рогнеды, окруженной рыдающими служанками. Над ней склонился Владимир. Весь его облик (выражение лица, жесты рук, поза) передают горячее желание получить прощение и благосклонность девушки.

Черты прекрасного лица Рогнеды отличаются классицистической условностью, но князь Владимир написан с натуры. Моделью для его образа послужил современник Лосенко, известный драматический актер И. А. Дмитриевский. Идеализирована и молодая служанка, сидящая справа от Рогнеды. Она тоже страдает и сочувствует своей хозяйке, но горе ничуть не портит ее красивого лица.

Обратившись к историческому сюжету, Лосенко поднимал очень важные для своего времени проблемы. Деспотический произвол осуждали произведения художественной литературы, трагедии, которые ставились на театральных сценах в XVIII веке, но для живописи подобное явление было несколько неожиданным.

Осуждая своего героя, автор в то же время стремится облагородить его. С этой целью художник использует звучные цвета, одевая Владимира в одежду ярких красных, зеленых, оранжевых оттенков, контрастирующих с более холодными, приглушенными тонами костюма Рогнеды.

В 1770-х годах классицистический стиль еще только начинал проникать из Европы в Россию, и картина Лосенко с ее уравновешенной композицией и обращением к античности способствовала этому. Об античности напоминает не только трактовка образов, но и детали интерьера - колонна за спиной Владимира, греческая ваза, стоящая на полу. Но эти черты классицизма сочетаются с реалистичными элементами. Так, в фигурах воинов, пришедших с князем, нет ничего идеализированного и театрального, вероятно, художник писал их с натуры.

А. П. Лосенко. «Владимир и Рогнеда», 1770, Русский музей, Санкт-Петербург

В композиции нет традиционных для русской живописи того времени деталей: арок, драпировок, кулис. Лосенко не хотел изображать своих героев в античных одеяниях (на голове Владимира нет шлема с гребнем). Он пытался одеть персонажи в национальные костюмы, но уровень этнографических знаний об эпохе Древней Руси в XVIII столетии был невысок, поэтому мастеру пришлось довольствоваться театральными костюмами, поступившими в академию из придворного театра.

Вскоре после окончания работы над «Владимиром и Рогнедой» живописец представил свое творение на суд зрителей. Публика с восторгом встретила картину. Хотя произведения с исторической тематикой создавались многими художниками, до Лосенко никто не показывал так эмоционально и глубоко человеческие чувства и переживания. Картина принесла Лосенко звания академика и адъюнкт-профессора. В 1772 году он был назначен профессором и директором Петербургской академии художеств.

Исторические и мифологические сюжеты, которые являлись в стенах Академии приоритетными, должны были воспитывать у зрителей чувства патриотизма, любви к родине. Главным героем произведений многих художников был смелый и отважный воин, гражданин, готовый отдать жизнь во благо своей страны. Именно такого героя изобразил Лосенко в поздней работе «Прощание Гектора с Андромахой» (1773, Третьяковская галерея, Москва).

Художник поместил своих героев перед воротами Трои. Андромаха с маленьким сыном на руках уговаривает мужа отказаться от похода и остаться с ней, но Гектор непоколебим, он не может забыть о воинском долге. Лосенко запечатлел момент произнесения Гектором клятвы. Античный герой стоит, окруженный троянцами, в развевающемся алом плаще. Высоко поднятая голова и широкий жест руки выделяют его среди других человеческих фигур. Андромаха, чей тонкий профиль напоминает женские лики древнеримских барельефов, внимательно слушает речь мужа. Рядом с ней стоит плачущая служанка, чье горе кажется очень искренним и убедительным. В образе этой женщины гораздо больше задушевности и естественности, чем в идеализированном облике ее хозяйки.

В торжественной и величественной сцене прощания черты классицизма сочетаются с реалистичностью в изображении троянских воинов и с непосредственностью передачи человеческих переживаний.

Лосенко не успел завершить «Прощание Андромахи с Гектором», он скончался в возрасте 36 лет от болезни сердца. Автор прекрасных портретов (президента Академии художеств И. И. Шувалова, 1760; актера Ф. Г. Волкова, 1763 - оба в Русском музее, Санкт-Петербург), рисунков, выдающийся педагог, он много сделал для развития русского искусства. Современники называли художника «Ломоносовым русской живописи».

Из книги Про трех китов и про многое другое автора Кабалевский Дмитрий Борисович

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Из книги Тайный русский календарь. Главные даты автора Быков Дмитрий Львович

Из книги Мастера исторической живописи автора Ляхова Кристина Александровна

Карл Павлович Брюллов (1799–1852) Однажды Николай I решил заказать Брюллову историческую картину. Самодержец велел художнику изобразить Ивана Грозного вместе с женой в избе, а за ее окном - сцену взятия Казани. Но мастер отказался. «Государь, если я займу первый план двумя

Из книги Шедевры европейских художников автора Морозова Ольга Владиславовна

Антон Рафаэль Менгс (1728–1779) Автопортрет Ок. 1773. Государственный Эрмитаж, Санкт-ПетербургАвтопортрет написан Менгсом на пике своей славы. В 1771 году он стал президентом Академии Св. Луки в Риме, а также членом многих других академий Европы. За год до написания этой работы

Из книги Эпоха становления русской живописи автора Бутромеев Владимир Владимирович

Богдан (Готфрид) Павлович Виллевальде 1818–1903 Виллевальде родился в Павловске. Первоначально обучался живописи частным порядком у приезжего художника Юнгштедта. В 1838 году поступил в Петербургскую Императорскую академию художеств. Занимался под руководством

Из книги 100 шедевров русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Брюллов Карл Павлович (1799–1852) Итальянский полдень (итальянка, снимающая виноград) Эта картина создавалась как парная к «Итальянскому утру» (1823, Кунстхалле, Киль) и была отправлена в Россию в качестве отчетной во время пребывания художника в Италии.Брюллов

Антон Павлович Лосенко

Одним из крупнейших художников второй половины XVIII в. был А. П. Лосенко, видный деятель Академии художеств, много сделавший для развития исторического жанра.

"Ломоносов русской живописи" - так называли Антона Павловича Лосенко (1737-1773) его почитатели.

Антон Павлович Лосенко (1737 - 1773) происходил из крестьянской семьи.

Его детские годы прошли на Украине, затем в Петербурге, в придворном хоре певчих.

Он учился у И. П. Аргунова, потом в Академии художеств.

В двух заграничных командировках он хорошо ознакомился классическим и современным искусством, с памятниками античной культуры.

Уже в ранней работе «Жертвоприношение Авраамово» (1765) Лосенко создал полную движения композицию и вместе с тем проявил большой интерес к изучению натуры (прекрасно написаны обнаженная фигура Исаака, руки и ноги Авраама).

В произведениях конца 1760-х гг. - «Зевс и Фетида», «Каин» - отчетливо выражены ясность, спокойствие и строгость композиции - особенности, характеризующие стиль классицизма.

Современники высоко ценили эти работы Лосенко, подчеркивая их национальное значение: «Стыдитесь, бессмысленные подражатели иностранных, смотря на сего художника: никто вам не поверит, что в России не могут родиться великие люди».

Государственный Русский музей

В 1770 г. Лосенко написал картину «Владимир и Рогнеда».

В ней осуждено преступное злоупотребление властью: князь новгородский (затем - киевский) Владимир, отвергнутый полоцкой княжной Рогнедой, обрушился с дружиной на Полоцк, разгромил город и, убив отца и братьев Рогнеды, насильно взял ее в жены.

Картина должна была воспитывать зрителей в духе «разумности» и уважения к людям; она произвела чрезвычайно сильное впечатление на современников.

Образы картины отличаются большой жизненной конкретностью: драматические переживания Владимира и Рогнеды сопоставлены с тихим отчаянием прислужниц княжны и холодным любопытством воинов.

Картина «Владимир и Рогнеда» положила начало созданию в Академии ряда произведений живописи и скульптуры на сюжеты из национальной истории, - произведений, в которых затрагивались злободневные проблемы общественно-политической жизни.

Актуальность и гражданский пафос произведений Лосенко, выразительность образов, прекрасное знание натуры и уверенное мастерство сделали его основоположником прогрессивного направления в русском историческом жанре конца XVIII - начала XIX в. и дали право современникам называть его «Ломоносовым русской живописи».

Государственный Русский музей

Лосенко был незаурядным портретистом. В правдивых портретных работах он воплотил образы крупных деятелей русской культуры своей эпохи: основателя Академии художеств И. И. Шувалова, поэта и драматурга А. П. Сумарокова, актера Я. Д. Шумского.

Особенно значителен относящийся к 1763 г. портрет друга Лосенко, выдающегося общественного деятеля того времени, актера Федора Волкова, которого В. Г. Белинский назвал «отцом русского театра».

Личность Федора Григорьевича Волкова, основателя театра в Ярославле и замечательного актера-трагика, была интересной и значительной.

Портрет Волкова был написан Лосенко в 1763 году в Москве. Это единственное живописное изображение знаменитого актера. Волков представлен с театральными атрибутами: в плаще, с мечом и маской в руках. Лицо привлекает прямотой, интеллектом и активностью.

Его поза кажется минутной остановкой во время игры.

В этом Лосенко выступает как предшественник Рокотова с его углубленным интересом к конкретному живому человеку, его душевным движениям.

Лосенко Антон «Портрет А.П.Сумарокова» 1760г. Холст, масло 74х64,5 Государственный Русский музей

Лосенко Антон «Портрет И.И.Шувалова» 1760 Холст, масло 85х70,5 Государственный Русский музей

Прощание Гектора с Андромахой

Действие происходит у городских ворот. Герой Трои, cын троянского царя Приама, Гектор прощается, перед единоборством с Ахиллом, со своей верной женой Андромахой, держащей на руках грудного ребенка.

Предчувствуя свою гибель, он просит покровительства богoв и молит, чтобы сын его вырос мудрым, храбрым и славным.

Чувство гражданского долга в душе Гектора побеждает личные чувства привязанности к семье.

Образ Гектора наделен героическими чертами идеального героя - это мужественный и стойкий воин, благородный в своих помыслах. Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену, представленную художником.

Однако подлинно патетичен лишь главный герой - Гектор, в образах остальных персонажей Лосенко соединяет сдержанно-величавое и естественно-суровое начало, гармонически организуя композицию и жаркий колорит картины

Картина строго скомпонована, соразмерна в своих частях.

Величественная архитектура усиливает её героическое звучание.

Несмотря на известную условность и театральность, свойственную исторической живописи стиля классицизма, произведение Лосенко полно драматического действия и проникнуто высоким гражданственным пафосом.

На сюжеты Библии

"Десять заповедей Моисея"

Жертвоприношение Авраама

Товий с ангелом

Приключения Товии и его спутника и хранителя - архангела Рафаила - рассказаны в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет).

История начинается в Ниневии во времена изгнания евреев в Ассирию в VIII в. до н. э., где Товит, набожный иудей, жил со своей женой Анной и их сыном.

Он заботился о своих соплеменниках, находившихся в нужде, и пекся о подобающем погребении тех, кто встречал свою смерть от рук царя.

За это он жестоко преследовался, имущество его было конфисковано, он с семьёй собрался бежать.

Однажды, когда он прилег отдохнуть на дворе (то есть, вне дома, поскольку был, согласно иудейскому закону, "нечистым", так как в этот день он погребал одного умершего), воробьиный помет упал ему на глаза, от этого у него образовались бельма, и он ослеп.

Чувствуя, что смерть близка, Товит наказал своему сыну Товии отправиться в Мидию, чтобы раздобыть там немного денег (в свое время он положил 10 талантов серебра на хранение у израильтянина Гаваила, жившего в Гарах Мидийских).

Товия прежде всего стал искать спутника для своего путешествия и встретил архангела Рафаила, который согласился сопровождать его.

(Товия принял ангела за обычного смертного.

Отличительный признак ангела - крылья - были позднехристианской условностью, заимствованной у римского античного образа крылатой богини Победы). Получив благословение слепого Товита, эта пара отправилась в путь, оплакиваемая Анной, матерью Товии.

Собака юноши следовала за ними по пятам. Добравшись до реки Тигр, Товия спустился к воде, чтобы помыться, как вдруг из воды на него кинулась большая рыба, желавшая поглотить его.

По указанию Рафаила он схватил ее и выпотрошил, отделив сердце, печень и желчь. Архангел объяснил, что курение, сделанное из ее жареного сердца и печени, изгоняют демонов, а желчь этой рыбы излечивает бельма.

По прибытии к месту назначения Товия собрал деньги; затем, по совету ангела, они отправились к одному родственнику, дочь которого, Сарра, стала невестой Товии.

Но Сарра, к несчастью, была околдована демоном, что уже было причиной смерти семерых ее предыдущих мужей.

Тем не менее свадьба Товии и Сарры состоялась, хотя и не без опасений.

Демона успешно изгнали с помощью печени и сердца пойманной рыбы, которые положили в кадильницу и курили.

Тогда супружеская чета в спальне своей вознесла благодарственную молитву.

Когда они возвратились в Ниневию, Товия употребил желчь, чтобы вернуть зрение отцу.

Архангел, когда Товия предложил ему вознаграждение за все, что он для него сделал, обнаружил себя, и отец и сын пали перед ним на колени.

Хотя эта история в том виде, в каком она дошла до нас, датируется II в. до н. э., она включает в себя элементы далекого фольклора - ассирийского и персидского.

Среди народных сказок Европы также имеются такие, которые напоминают ее, например, "Дорожный товарищ" Андерсена. Художники иллюстрировали большинство эпизодов, особенно "Товия и ангел" - оба одеты как странники, их сопровождает собака.

"Большая рыба" считалась крокодилом, чья печень и сердце использовались в древней магии в качестве талисмана, предохраняющего от демонов.

Когда Товия показан вытаскивающим рыбу, она изображается размером не больше форели.

Излечение слепоты Товита обычно представлено как своего рода помазание, хотя Рембрандт и другие северные художники, писавшие после него, изображают хирургическую операцию по удалению катаракты.

Это объясняется использованием этого слова в голландской Библии для обозначения "белизны" в глазах Товита.

Чудесный улов

В сентябре 1760 года А. П. Лосенко вместе с архитектором В. К. Баженовым был направлен в пенсионерскую поездку в Париж.

Там он совершенствовал свое мастерство в мастерской Ж. Рету (1692-1768), одного из последних представителей французской высокой исторической живописи.

В первый год занятий Лосенко приступил к картине со сложной многофигурной композицией «Чудесный улов».

Работа молодого художника - видоизмененная копия одноименной картины Ж. Жувене (1705; Лувр, Париж).

Закончено полотно не позднее 20 ноября 1762 года, когда Лосенко отбыл из Парижа в Петербург. Полотно «Чудесный улов» было высоко оценено Советом Академии. Однако впоследствии отношение к этому произведению сложилось неоднозначное.

О чудесном улове рыбы рассказано в Евангелии от Луки (Лк., 5:1-11).

Христос вошел в рыбацкую лодку Симона Петра, чтобы из нее проповедовать собравшемуся народу, а затем сказал Петру и его спутникам, чтобы они закинули сети. И сети были настолько наполнены рыбой, что Иакову и Иоанну, находившимся в другой лодке, пришлось прийти к ним на помощь. Все они были поражены и испуганы.

Сцена на полотне Лосенко изображает берег моря Галилейского, на котором собрался народ, чтобы узреть чудо Господне.

Петр припал на одно колено перед Иисусом Христом. Андрей вместе с Иаковом и Иоанном, сыновьями Зеведеевыми, тащат сети.

Надо полагать, «Чудесный улов» произвел впечатление на Екатерину II, так как она распорядилась приобрести картину для Императорского Эрмитажа

Андрей Первозванный

Отчетная пенсионерская работа Лосенко, экспонировалась на публичной выставке Императорской Академии художеств в 1766 году.

Андрей Первозванный - один из двенадцати апостолов, брат Петра. Назван Первозванным, так как был первым, кого Иисус призвал к служению.

Поступила в 1923 году из Музея Академии художеств.

А.Н.Савинов

Автопортрет