У соседей громко бегает ребенок. Причины того, что ребенок ходит на носочках

Со старшим сыном Алешей мы начали заниматься бегом, когда ему было три года. Сейчас ему одиннадцать, следовательно, наш спортивный стаж - восемь лет. Почему я начал с ним заниматься? В первую очередь потому, что хотелось видеть его здоровым. А кроме того, очень хотелось как можно раньше открыть для него то чувство радости, которое я сам испытывал от выступления в соревнованиях, когда еще активно занимался лыжным спортом.

Наши совместные занятия начались незаметно. Каждый день мы направлялись с ним в детский сад, до которого было примерно 3 км. Ехали на троллейбусе, и от дома до остановки быстро проходили расстояние 400 м. Иногда выходили с опозданием, и приходилось бежать. Стал замечать, что эти пробежки даются Алеше значительно легче, чем я ожидал. Стали бегать уже сознательно, и вскоре почувствовали, что дистанция для нас коротка. Тогда побежали до следующей остановки (примерно 800 м), позднее до третьей (это уже больше километра), и через 2 года, когда ему было 5 лет, мы перестали пользоваться троллейбусом и все 3 км преодолевали бегом-шагом, а то и просто бегом. Вечером повторяли этот путь в обратном направлении. Бегали как бы играя. Алеше это нравилось, и часто он сам предлагал перейти с ходьбы на бег. Во время бега мы все время разговаривали, и по его ответам можно было легко контролировать дыхание. Если ответы становились слегка отрывистыми, темп тут же снижали, но делалось это незаметно для него. Лишь много позднее он научился сам поддерживать темп на пределе «свободного разговора», и только тогда получил разрешение самостоятельно бегать на соревнованиях.

Боясь перегрузить Алешу, я постоянно сдерживал его попытки увеличить скорость, но вскоре понял, что это приносит как раз обратный эффект. Стал позволять ему делать небольшие ускорения, каждый раз проверяя частоту пульса. В спокойном состоянии она у него 70-75 ударов в минуту, при равномерном беге средней интенсивности поднимается до 96-100 ударов, а при ускорениях достигает 120-130. Заметил, что в среднем через 3 мин после ускорения частота уже вновь находится в пределах 100 ударов при простом снижении темпа бега. При резкой остановке частота пульса снижается почти так же, но его субъективные ощущения при этом хуже: дыхание учащается, щеки краснеют, выступает пот. Итак, ускорения я ему разрешаю, но никогда не позволяю после резко останавливаться. Кстати, когда был снят запрет на ускорения, желание ускоряться заметно уменьшилось.

Предвижу вопрос: что же, так весь год и бегали? А если дождь? А зимой? Конечно, при плохой погоде изредка ездили на троллейбусе, а зимой не бегали, но шагом (по возможности быстрым) ходили все время. По выходным дням становились на лыжи и проходили иногда до 15 км. Правда, самостоятельно он проходил 2-3 км, а остальное расстояние шел на буксире, в качестве которого использовались два связанных резиновых бинта. Двигаясь со сравнительно высокой для него скоростью, он привыкал правильно направлять лыжи при поворотах, а на подъемах активно помогал мне, работая палками. Так что нагрузки нам хватало и зимой.

С пятилетнего возраста начали заниматься спортивным ориентированием. Постепенно осваивали чтение карты, работу с компасом, движение по азимуту, учились сличать карту с местностью и другие технические приемы. Продолжаем и сейчас заниматься этим.

Кроме того, мы всегда отдавали должное спортивным играм (футболу, бадминтону, настольному теннису), а дома у нас есть поролоновый коврик, на котором ребята любят кувыркаться, прыгать, делать стойки, мостики и т. д. Таким образом, Алеша хоть и не обладал высокими физическими данными, но рос подвижным, гибким и достаточно ловким.

Шел 1980 г., приближалась Московская олимпиада. В ее честь Калужский облсовет ДСО «Спартак» и клуб любителей бега «Пульс» организовали для всех желающих конкурс под названием «Олимпийская тропа». По условиям конкурса в течение месяца перед олимпиадой по субботам и воскресеньям участники бегут или идут на километраж. Контрольное время - 2 ч. Победители определяются по сумме километров за все дни конкурса. Мы сразу почувствовали, что это как раз то, что нам надо: и соревнование и игра одновременно. В первый день Алеша легко пробежал 10 км. Он был самым маленьким среди взрослых участников, и на него почти сразу обратили внимание. Мнения любителей бега разделились. Одни весело приветствовали его, другие подходили ко мне и убеждали, что в его возрасте так много бегать нельзя.

Так или иначе, но Алеша почувствовал общую доброжелательность. Уважаемые в городе члены КЛВ «Пульс», о которых он раньше только слышал с моих слов, подходили к нему и без тени превосходства, как равному, пожимали руку, поздравляли с успехом. Что это значило для семилетнего мальчика, объяснять по-видимому не требуется. В последующие дни у Алеши появился на тропе друг-соперник 9-летний Витя Орлов, отец которого тоже участвовал в конкурсе. Вдвоем мальчики пробегали уже по 15-16 км, из которых только 3-4 км шли шагом. После каждого дня бега проводил тщательное медицинское обследование сына. По моим наблюдениям, все было нормально, у него жалоб тоже не было. После бега в субботу он за сутки успевал полностью восстановиться и в воскресенье бежал не хуже, а иногда и лучше, чем накануне. Бегал по-прежнему с удовольствием.

Всего Алеша пробежал 128 км за 8 беговых дней. По окончании конкурса он прошел медицинское обследование в Калужском областном врачебно-физкультурном диспансере. Оно подтвердило, что состояние здоровья хорошее: данные анализов, электрокардиограмма, давление крови - в норме, противопоказаний к занятиям бегом нет. С тех пор медосмотры мы проходим регулярно весной и осенью.

В сентябре того же года мы приняли участие еще в одном замечательном соревновании - IV пробеге памяти С. П. Королева в подмосковном Калининграде. Решили для начала вместе пробежать дистанцию 10 км. Тогда-то Алеша впервые почувствовал, что бежать не только интересно, но и трудно. Сначала все шло нормально. С общего старта уходим одними из последних, но постепенно улучшаем свою позицию. На втором километре замечаем невдалеке похожую на нас пару. Как потом узнали - Алексей Лукаш с девятилетним сыном Сергеем. Бегут легко, спокойно. Видно, что бегать привыкли, могут и побыстрее, но отец считает, что быстрее пока не нужно. Несколько километров бежим вместе, но на седьмом километре Алеша начинает уставать. Немного снижаем темп. Лукаши уходят вперед. Алеша начинает злиться, но сил от этого не прибавляется, скорее наоборот. Говорит о желании остановиться и сойти, Я соглашаюсь, но предупреждаю, что через несколько минут он отдохнет и будет очень жалеть, что не добежал до конца. «К тому же, - говорю, - на твоей майке написано «Калуга». Подумают, что калужане такие уж слабаки?» Он задумался и говорит: «Ладно, попробую продержаться». Бежим медленно, постепенно становится легче, вот уже скорость почти прежняя. На финише Алеша ускоряется, я его рывок как бы не замечаю, и он, страшно довольный, обгоняет меня на два шага. Вскоре он мне говорит: «А знаешь, если бы мы сошли, я бы действительно очень пожалел».

Вот так прошли первые четыре года наших занятий бегом, и, как мне кажется, значение этих лет трудно переоценить. Бег стал для Алеши увлечением, дал ему хорошее здоровье и работоспособность, а кроме того явился очень хорошей формой воспитания. Об этом мне хотелось бы сказать подробнее.

Рассказывая о наших первых пробежках, я часто упоминал о том, что мы разговаривали во время бега. Как я понял позднее, разговор на бегу оказался важен не только для контроля дыхания. Еще важнее оказалось то, как сын воспринимал содержание этих разговоров. Говорили о многом, чаще всего приходилось отвечать на его бесконечные «почему?», говорили о жизни, о технике бега (и тут же пробовали применить это на практике), шутя выучили таблицу умножения, азбуку Морзе, научились определять расстояние по числу шагов и многое другое. Любопытно, что на бегу все это постигалось им необыкновенно легко и все это он до сих пор хорошо помнит. Много говорили с ним о честности в спортивной борьбе, об уважении к сопернику, о чувстве команды, о спортивном патриотизме и его примерах. На бегу он особенно остро воспринимал рассказы о том, как в 1954 г. «терпел» на дистанции 50 км лыжник В. Кузин, как в борьбе с К. Чатуэем и Г. Цири проигрывал и все же побеждал В. Куц, как почти без сознания в страшной жаре бежал X. Пярнакиви, как боролись на олимпиадах В. Веденин и В. Капитонов.

Конечно, не обходилось и без обсуждения отрицательных примеров. Я всегда старался узнать его собственное мнение. И вот стал замечать, что, отдавая должное героям спорта, Алеше больше импонируют те спортсмены, которые в трудные для своей команды время оставались до конца верными ей, или те, которые помогали сопернику на дистанции, хотя сами из-за этого проигрывали. Хорошо, думал я, если такие примеры станут для Алеши главными на всю жизнь. Ну а пока приятно уже то, что он думает об этом.

Вообще мне кажется, что в трудной беговой обстановке появляется необыкновенная легкость восприятия и эффективность воздействия слова. Например, одно дело твердить о вреде курения, и совсем другое - сказать об этом тогда, когда дорог каждый глоток воздуха.

Так что, дорогие папы и мамы, подумайте над таким способом внушения нужных мыслей. Я, по крайней мере, почувствовал большое воспитательное значение тех разговоров немного позднее, когда он пошел в школу.

Как у всех, начало учебы вызвало некоторые трудности с режимом дня. Но мальчик довольно быстро привык к новому режиму. Более того, он вдруг проявил интерес еще и к музыке (в семье у нас до него музыкантов не было). Проверили способности, оказалось, кое-что есть. Стал проситься в музыкальную школу. Разрешили готовиться, но с условием, чтобы это не помешало основной учебе. Обещал и слово держит: сейчас в обеих школах учится отлично. Уроки готовит сам, без напоминаний (считаю, что сказались разговоры о честности спортивной борьбы), немного ревниво, но доброжелательно и без зависти относится к успехам товарищей (уважение к сопернику), радуется успехам своего класса и сожалеет при неудачах (чувство команды).

Бегать мы продолжаем, но теперь уже не каждый день. Вместе бегаем примерно 3 раза в неделю. Дистанции от 7 до 15 км. По выходным дням - на «Олимпийскую тропу» или участвуем в каком-нибудь пробеге в Калуге или в области. Теперь уже бегаем раздельно - каждый в свою силу и на свою дистанцию. Алеша пока в соревнованиях больше 10 км не бегал, но на «Олимпийской тропе» уже преодолевал и 30 км. Медицинская проверка после этого снова показала нормальное состояние организма.

Тренировка у нас рассматривается как подготовка к какому-либо конкретному пробегу. Это интереснее, чем тренироваться вообще, без видимой цели. О пробегах мы знаем заранее: из календаря КЛБ «Пульс». Главным стартом года считаем пробег памяти С. П. Королева в Калининграде, где стартовали уже четыре раза. Этот пробег, проводимый КЛБ «Муравей», считаем образцом организации соревнований для любителей бега. Кстати, до сих пор это был единственный пробег, где на дистанции 10 км официально допускались участники в возрасте до 10 лет, и стоило видеть, с каким удовольствием бежали там малыши и как много их там было.

Ну а теперь специально для тех, кто не согласен с таким способом воспитания, приведу результат другого (облегченного) варианта.

Дочь Юля на два года младше Алеши. Ходила в детский сад, расположенный рядом с домом, так что бегать было незачем. Однако в шесть лет и она заявила: «Вы все бегаете, а я?» Стали брать и ее. Конечно, бежать за нами она не могла, но мы ее и не подгоняли. Алеша убегал вперед, возвращался, а мы с Юлей бежали и шли вместе. Стали брать ее на «Олимпийскую тропу», и, оказалось, не зря, В 1981 г. именно ее 105 км (из общих 790) обеспечили победу нашей семейной команде. Но главное не в победах, а в том, что и она полюбила бег. Сейчас, в 9 лет, девочка пробегает без остановки не больше 6 км, но бегом-шагом проходит и до 15 км. Мы с ней не делаем никаких волевых усилий: бежим только в том случае если есть желание. Контроль обычный: по дыханию и пульсу. Бегает один раз среди недели и по выходным дням. В соревнованиях (кроме конкурса) еще не участвовала. Зимой ходит с нами на лыжах. За счет буксировки ходим довольно быстро и много (16-17 км). Воспитанием на бегу я с ней стал заниматься позже только потому, что еще не видел результатов невольного эксперимента с Алешей. Кстати, Юля очень любит бегать со мной именно из-за возможности поговорить. Занимался я с ней меньше, и примерно пропорциональны этому ее школьные успехи. Второй свой учебный год она заканчивала с одной четверкой, и в музыке успехи довольно скромные, зато очень общительна и любит выступать в художественной самодеятельности. Замечаний по поведению нет. Немного рассеяна и нуждается в большем контроле.

Доволен ли я своими детьми? Пока доволен. Они не капризны, редко болеют, охотно помогают в домашних делах, хорошо учатся при минимальном контроле с нашей стороны. И все же забот с ними немало, как и со всеми детьми - недостатков у каждого из них хватает. Будут ли они хорошими спортсменами? Если захотят, то будут. Но этот вопрос пусть решат сами, когда подрастут. Я же хочу вырастить их просто здоровыми, жизнерадостными людьми, любителями бега, лыж и ориентирования. Пусть любят эти виды спорта всю жизнь, и пусть будут счастливы.

Ну а если вы, дорогие родители, решили тоже использовать такой способ воспитания, то позвольте предупредить вас о двух подводных камнях, которые могут вызвать крушение корабля ваших надежд. Первый - родительское тщеславие. При малейших успехах родителям может показаться, что их ребенок способен на большее, и возникает большой соблазн форсировать его подготовку. Ребенка нельзя заставлять бежать быстро. Пусть бежит как хочет, лишь бы хотел. Не нужна слава, нужны здоровье и радость. Второй камень - «медные трубы», испытание славой. Легко получаемые призы и грамоты «самому молодому участнику» или «за участие в...» легко могут вскружить голову юному победителю, и тем болезненней будут переноситься неизбежные в будущем поражения. Сколько таких юных чемпионов не только не стали хорошими спортсменами, но и вообще не остались в спорте. Я считаю, что уже с самого начала нужно учить ребенка объективно оценивать свои достижения и обязательно учить его проигрывать достойно, подобно тому, как в борьбе самбо учат сначала правильно падать, а уж потом всему остальному.

Итак, нужно ли самим родителям заниматься с детьми бегом? Считаю, что нуясно. Вижу это и по своему личному опыту и по наблюдениям за детьми, отцы (а иногда и матери) которых поступают так же. Уверен даже в большем: кроме родителей, это и делать-то некому - спортшколы любят получать подготовленных бегунов, а не новичков.

И последнее. Начиная с детьми «играть в бег», родители получают превосходный стимул для собственных занятий бегом, как произошло, например, со мной.

Если ребенок во время ходьбы не полностью наступает на всю стопу, а передвигается на носочках, многие родители начинают переживать по такому поводу. Может ли ходьба на цыпочках быть симптомом какого-то опасного заболевания, до какого возраста такое передвижение считают нормой и что делать родителям, если малыш уже долгое время ходит на носочках?


Причины

До 3 лет

Малыш, который только обучается навыку ходьбы, довольно часто становится на носочки. И если ребенку еще не исполнилось трех лет, беспокоиться не нужно.

Для ребенка в 1 год и в 1,5 года эпизодическая ходьба на цыпочках – абсолютно нормальное явление.

Если мама взяла за руку малыша 2 года, а он начал ходить на носочках, поводов для переживаний тоже нет. Ведь пока крохе не исполнилось 3 года, он еще только учится ходьбе и улучшает этот навык. Многие детки пробуют ходить разными способами, пока не научатся это делать правильно. И одним из таких способов имеет право быть ходьба на носочках.



Хождение на носочках до 1,5 лет не является поводом для беспокойства

Чаще всего ребенок становится при ходьбе на носочки из-за неравномерного напряжения мускулатуры ног, которое называют мышечной дистонией.

Другими причинами ходьбы на цыпочках бывают:

  • Частое пребывание в ходунках. Кроха учится делать первые шаги на пальчиках и потом научиться ставить стопы по-другому ему бывает сложно.
  • Высокая активность. Малыш полон энергии и прямо бегает на носочках.
  • Жажда познания и любознательность. Кроха стремится быстрее вырасти и периодически становится на носочки.
  • Подражание маме, которая ходит на каблуках. Также ребенок может увидеть балерин и пробовать ходить, как они.
  • ДЦП. В случае такой причины ходьбы на носочках у ребенка будут присутствовать и другие симптомы данного заболевания.
  • Родовая травма. Она может повлиять на работу мозга малыша, но, как правило, данную причину выявляют и лечат задолго до первых шагов.
  • Пирамидная недостаточность. Так называют нарушения работы той части нервной системы, которая отвечает за передвижение тела.
  • Психологические проблемы. Когда в семье малыша что-то не ладится, кроха ощущает внутренний дискомфорт и начинает ходить на носочках подсознательно, будто крадется.

Более взрослые дети

Если ребенок в 4 года, 5 лет или старше продолжает ходить на носочках, причиной может быть неврологическая болезнь.

В случае хождения на носочках ребенка старше 4 лет покажите его неврологу

Кроме того, дети старше трех лет могут ходить на цыпочках по следующим причинам:

  • Стараются привлечь к себе внимание.
  • Копируют кого-то.
  • Пытаются выглядеть выше.

Случается, ребенок приподнимается на носочки, когда к чему-то дотягивается, не хочет на что-либо наступить или замерз. Эти причины не должны вызывать беспокойства.



Что делать?

Родителям, которые переживают из-за постоянной ходьбы своего малыша на носочках, стоит обратиться к невропатологу. Специалист определит, нет ли у крохи других симптомов, указывающих на неврологические патологии, а также в случае необходимости назначит обследования. Будьте готовы во время визита к врачу ответить на такие вопросы:

  1. Каким было течение беременности и не было ли проблем во время родов?
  2. Не было ли у малыша во время внутриутробного развития и процесса родов кислородной недостаточности?
  3. Малыш становится на носочки во время ходьбы постоянно или эпизодически? В каких обстоятельствах он начинает ходить таким образом?
  4. Есть ли помимо ходьбы на цыпочках другие симптомы, которые вас настораживают?

Если ходьба на цыпочках связана с дистонией мускулатуры, ребенку нужно обеспечить возможность больше двигаться – вставать, лазать, ползать, ходить на четвереньках, ходить по-утиному, по наклонных и мягких поверхностях, босиком.



Активные игры с малышом всегда приветствуются

Также в зависимости от причины ходьбы на носочках ребенку могут посоветовать:

  • Физиотерапию.
  • Электрофорез.
  • Ванны с травяными настоями (используют ромашку, череду, пустырник , лаванду).
  • Лечебную гимнастику.
  • Парафиновые сапожки (у процедуры есть свои противопоказания, поэтому назначать ее должен лишь врач).
  • Плавание.
  • Правильный подбор ортопедической обуви (обратите внимание на наличие жесткого задника и фиксации подъема стопы липучками или шнуровкой).



Специальная ортопедическая обувь должна быть назначена ортопедом

Нужен ли массаж и как его делать?

Большинству малышей, чьи мамы жалуются на ходьбу на цыпочках, рекомендован массаж, который можно проводить как в лечебном учреждении, так и в домашних условиях. Во время массажа маме следует:

  1. «Рисовать» на стопе крохи большим пальцем «восьмерки».
  2. Поглаживать ножки ребенка, начиная от кончиков пальцев до бедер.
  3. Большими и указательными пальцами разминать икроножные мышцы малютки.
  4. Двигать стопы от себя, а потом на себя.
  5. Катать ребенка на фитболе так, чтобы малыш шагал по мячу.
  6. Встряхивать стопы малютки.
  7. По отдельности массировать каждый пальчик.
  8. Поколачивать детскую стопу тыльной стороной пальцев.



Массаж стоп рекомендуется малышам, которые ходят на носочках

Мнение Е. Комаровского

Известный педиатр называет хождение на цыпочках нормой для детей младше двух-трех лет и утверждает, что через этап ходьбы подобным образом проходят почти все малыши, когда осваивают навык ходьбы, особенно, если ребенок часто бывает в ходунках. Популярный врач отмечает, что пристальное внимание данному симптому уделяют из-за его связи с некоторыми опасными неврологическими заболеваниями. Однако в ситуациях, когда ходьба на носочках не сопровождается симптомами нарушения работы нервной системы, по словам Комаровского, ничего предпринимать не требуется.

Подробнее об этом смотрите в передаче доктора Комаровского.

Малыш подрос, и к огромной радости родителей, начинает делать первые самостоятельные шаги. Взрослые часто умиляются, как их любимый человечек аккуратно ступает на носочках. До определенного возраста походка как у балерины считается нормой. Но если малыш, достигший двухлетнего возраста, продолжает ходить на пальчиках – это повод обратиться к врачу.

Почему ребенок ходит на носочках

Передвижение малыша на цыпочках является нормальным явлением, когда кроха бежит или быстро идет, пытается дотянуться до какого-либо предмета или что-то рассмотреть. Причиной может послужить возбужденное состояние малыша, вызванное всплеском эмоций. В остальных случаях при ходьбе должен опираться на полную стопу.

Существует несколько причин отклонения от нормальной постановки стопы при ходьбе:

Гипертонус икроножных мышц Причиной хождения на носочках может служить мышечная дистония. В этом случае тонус мышц распределяется по стопе или ножке неравномерно . На одних участках мышцы излишне расслаблены, а на других наблюдается их гипертонус.
Пирамидальная недостаточност, или несуществующий диагноз Пирамидальная недостаточность, как таковая, не является диагнозом, хотя именно такой вердикт выносит доктор, когда не может установить точную причину хождения малыша на пальчиках. Доктор Комаровский говорит: «Такая запись в карте ребенка появляется, когда врач сталкивается с непонятными проблемами в двигательной сфере». На самом деле, это говорит о том, что участки мозга, отвечающие за движение ребенка, пока еще недостаточно развиты .
Длительное использование «ходунков» Когда малыш находится в , он при ходьбе опирается не на полную стопу, а на пальчики, так как не достает всей ступней до пола. Если вы пользовались ходунками достаточно долго, малыш мог привыкнуть к хождению на носочках. Теперь, когда кроха ходит самостоятельно, он просто следует приобретенной привычке .
Подражание взрослым Иногда малыш встает на носочки, так как хочет казаться выше и взрослее. Он видит, к примеру, что когда мама ходит на шпильке, ее пятка расположена выше уровня пола. Подражая ей, или увиденной по телевизору балерине, кроха при ходьбе старательно отрывает пятки от пола .
Психологический дискомфорт Когда в доме напряженная атмосфера , малыш чувствует себя некомфортно, он на уровне сознания «прячется», старается быть незаметным, как бы крадется на цыпочках.
Чрезмерная возбудимость или подвижность ребенка К группе риска относятся детки, которые родились раньше срока или просто эмоциональные и легковозбудимые малыши.

Кроме того, на носочках бегают детки, которые вечно куда-нибудь торопятся и просто не успевают наступать на всю стопу.

Кроме того, малыш может ходить на пальчиках по более прозаичным причинам . Если кроха несколько раз нечаянно наступал на свои игрушки или другие твердые или острые предметы, испытывая при этом неприятные ощущения, он инстинктивно уменьшает площадь соприкосновения ножки и пола. То же самое происходит, если у ребенка банально мерзнут ножки, когда он ходит босиком.

Однако ряд причин, которые присутствуют у ребенка 2 лет, требуют повышенного внимания и лечения, к ним относятся:

  • Гипертонус мышц.
  • Синдром .
  • Психологическая травма и испуг ребенка.
  • Повышенная нервная возбудимость.
  • Нарушения в работе опорно-двигательного аппарата.

Чтобы быть уверенным, что здоровью вашего малыша, бегающего на носочках, ничего не угрожает, необходимо проконсультироваться у специалистов .

Как отучить ребенка ходить на носочках

Прежде чем отучать ребенка ходить на пальчиках, нужно выяснить причину балетной походки малыша.

Для этого следует проконсультироваться со специалистами:

  • Педиатром.
  • Ортопедом.
  • Детским невропатологом.

Только врачи могут подобрать правильную тактику лечения, согласно выявленному диагнозу.

Заниматься развитием ребенка нужно всегда и при первой удобной возможности:


По какой бы причине малыш ни начал ходить на носочках, нельзя сильно акцентировать на этом его внимание и ругать его за неправильную походку. Делать замечания и поправлять малыша нужно спокойно и ненавязчиво, иначе можно достичь обратного результата.

Независимо от причины, всем деткам помогут такие мероприятия, как:

Лечебная физкультура ЛФК способствует улучшению кровообращения тканей, способствует снижению тонуса мышц.

Достаточно выполнять с малышом несколько простых упражнений:

  • Прыжки с приземлением на всю стопу
  • Упражнения, способствующие нормализации координации движений
  • Попеременная ходьба по твердой, мягкой и наклонной поверхности
  • Ходьба вприсядку, как уточка
  • Ходьба на внутренней и внешней стороне стопы

Нелишним мероприятием будет ежедневная зарядка по утрам.

Массаж Массаж способствует активизации кровообращения, нормализуется тонус мышц, состояние связок, сухожилий и суставов .

Несложный массаж ножек могут делать и сами родители:

  • Разминаем икроножные мышцы большим и указательным пальцем
  • Чертим на ступне малыша восьмерки
  • Выполняем движение стопы ребенка на себя и от себя

Первые результаты можно заметить уже после нескольких сеансов.

Плавание Современным и эффективным способом исправления патологии признан специальный бассейн с шариками. Кроме того занятия плаванием способствует улучшению координации движения и развитию моторики .
Ортопедическая обувь Использовать ортопедическую обувь нужно только после консультации со специалистами .

Если причина хождения на носочках не связана с серьезным заболеванием, лучше прибегнуть к другим способам ее устранения, так как бегать дома босиком полезно для развития ребенка.

Парафиновые обертывания Сапожки из парафина согревают ножки и оказывают расслабляющее действие на мышцы ног.

Процедура противопоказана деткам с сахарным диабетом и с проблемами сердечно – сосудистой системы .

Медикаментозное вмешательство Использовать лечебные препараты и специальные процедуры нужно, если только не помогают другие методы и строго по назначению врача.

Если у ребенка не выявлено отклонений в нервной системе или тонусе мышц, значит, он просто пытается подражать взрослым или использует алгоритм движения, к которому привык во время нахождения в ходунках.

В этом случае во время ходьбы или игры нужно создать такую ситуацию, когда опора на полную стопу окажется единственным удобным способом передвижения:

  • Прыжки с небольшой высоты . Можно предложить малышу спрыгивать с небольшой высоты, например, с невысокой скамеечки, приземляясь на обе ступни, поиграть в цаплю, стоя или прыгая сначала на одной, потом на другой ножке.


  • . Движение, при котором вес ребенка полностью переносится вначале на одну, потом на другую ножку, также способствует тому, что ребенок опирается на полную ступню.


  • Использование фитбола . В качестве упражнения можно использовать ходьбу по фитболу. При этом рядом с ребенком должны находиться двое взрослых. Один поддерживает его на мяче, а второй следит, чтобы малыш полностью опирался на стопу.


Комаровский на видео: что делать, если ребенок ходит на носочках

Возможные последствия и осложнения при продолжительном хождении на носках

Если малыш в 2 года все еще продолжает ходить на носочках, нужно обязательно принимать меры, так как только полная опора на ступню считается нормой при хождении. В противном случае без надлежащей нагрузки пятка ребенка может перестать расти, а передняя часть стопы расширится. При этом атрофируются сухожилия и мышцы голеностопного сустава.

Это приводит к таким патологиям, как:

  1. Неправильная осанка . Нарушения в развитии рефлексов опорно-двигательного аппарата фиксируются нервной системой, превращая положение тела при ходьбе на носочках в неправильную осанку. Искривление позвоночника, в свою очередь, ведет к неправильному функционированию внутренних органов ребенка.
  2. Деформация стоп , которая может привести к искривлению ножек малыша.
  3. Отставание ребенка в общем физическом развитии.

Как видно, достаточно безобидное хождение на носочках детей в раннем возрасте, может в дальнейшем привести к серьезным последствиям. Поэтому родители должны внимательно наблюдать за развитием своего малыша и вовремя принимать необходимые меры.

ВАШ РЕБЕНОК ЗАБАВНО ХОДИТ?

Манера ходить детей в 1,5-2 года отличается таким же разнообразием, как и их личности. Большинство детей начинают ходить, расставляя носки в стороны - это способствует сохранению равновесия. Едва вы начинаете волноваться по поводу такой походки, как ребенок принимается ходить, разворачивая ступни вовнутрь. И вновь не торопитесь последовать совету бабушки, уверенной, что малыша нужно показать врачу-ортопеду. В большинстве случаев походка становится совершенно нормальной к 3 годам.
Пальцы ног, обращенные вовнутрь. Этим в первые 2 года жизни страдают почти все детишки. Такая постановка стопы возникает по двум причинам:
- Согнутые ножки (и это нормально!) достаются в наследство от эмбриональной позы, в которой ребенок пребывал в материнском чреве.
- Нормальное плоскостопие. Очень редко у малышей появляется прогиб на ступне в возрасте до 3 лет.
Чтобы компенсировать этот недостаток, дети при ходьбе разворачивают ступни вовнутрь, добиваясь подобия такого прогиба, что позволяет им более равномерно распределить свой вес.
Нормальный порядок развития ног ребенка таков:
- согнутые ножки с рождения до 3 лет
- расставленные в стороны носки ног (поза балерины), когда малыш начинает ходить
- пальцы ног, обращенные вовнутрь, - с 18 мес. до 2-3 лет
- ходьба на выпрямленных ножках, начиная с 3 лет
- вывернутые внутрь коленки с 3 лет до подросткового возраста
Если ваш ребенок бегает, не спотыкаясь, не стоит беспокоиться по поводу его скосолапленных вовнутрь ступней - это исправится само собой. Однако если малыш спотыкается, причем все больше и больше, вам может понадобиться лечение у ортопеда. Его начинают приблизительно между 18 месяцами и 2 годами. (Как правило, лечение заключается в применении распорок между специальными ботиночками - это позволяет держать ступни развернутыми. Когда ребенок ложится спать, распорки снимают.)
Такое положение стопы, при котором пальцы ног обращены вовнутрь, может возникать при искривлении большеберцовой кости (внизу) или внутренней части бедра (верхней кости ноги). Как различить две эти формы искривлений? Поставьте ребенка прямо. Если его коленные чашечки повернуты вперед, здесь, скорее всего, искривление большеберцовой кости, а если они повернуты друг к другу ("целующиеся" коленки), то это - искривление внутренней части бедра.
Правильное положение во время сна и когда ребенок сидит может в значительной мере уменьшить оба этих недостатка.
- Иногда говорят: "Как ветка гнется, так и дерево растет", это справедливо и в отношении ножек ребенка. Старайтесь препятствовать тому, чтобы малыш спал в эмбриональной позе. Если он упорствует и продолжает спать именно так, сшейте вместе брючины его пижамки.
- Старайтесь не давать ребенку поджимать под себя ноги и сидеть на них - это усугубляет искривление большеберцовой кости.
- Чтобы уменьшить искривление внутренней части бедра, не разрешайте малышу сидеть в позе, напоминающей букву ЛУ, ему полезно почаще сидеть, скрестив ноги или вытянув их в стороны.
Плоскостопие. Скорее всего, плоские ступни не останутся у ребенка надолго - обычно к 3 годам на ступне появляется выемка. Для исправления плоскостопия, сохраняющегося после 3 лет, могут понадобиться супинаторы. Как определить, является ли плоскостопие действительно проблемой для вашего ребенка? Посмотрите внимательно сзади на малыша, когда он без обуви стоит на жесткой поверхности. Проведите линию или приставьте линейку вдоль ахиллесова сухожилия и до пола. Если эта линия окажется прямой, плоскостопие вряд ли будет беспокоить вашего ребенка, поэтому никакого лечения не нужно. Если же эта линия наклоняется вовнутрь, малышу могут помочь особые пластиковые вставки, которые помещают в обычную обувь. Это устройство поддерживает выемку на ступне и пятку, способствуя выпрямлению костей лодыжки и ноги. Большинство ортопедов считают, что лечение ребенка с сильным плоскостопием с помощью этих вставок надо начинать приблизительно в 3 года и продолжать лет до 7, что позволит свести к минимуму болезненность ног и опасность последующих деформаций костей и суставов.
Хождение на цыпочках. Большинство детей в своем развитии проходят через такую стадию, когда передвигаются на цыпочках, и никто не знает, почему они это делают - то ли это привычка, то ли просто обезьяничание. Если такая манера ходьбы сохраняется длительное время, попросите врача осмотреть мышцы на икрах ребенка и проверить плотность ахиллесова сухожилия.
Хромота и необычная походка. Очень важно вовремя обратить внимание на странную походку ребенка и сообщить об этом доктору. Хромоту всегда нужно воспринимать всерьез, если она появляется у маленьких детей, и спешить на медицинскую консультацию. Если ваш малыш стал ходить каким-нибудь необычным образом (например, как утенок или вразвалку), обязательно расскажите о своих наблюдениях врачу.
Отказ от ходьбы. Если малыш, который совсем недавно нормально ходил, вдруг совершенно неожиданно отказывается делать это, обязательно посоветуйтесь с врачом. Припомните, что могло произойти:
- Возможно, малыш сильно испугался во время последнего падения и потому не хочет ходить? Постарайтесь вспомнить и записать подробности того дня, когда началась эта пешеходная забастовка.
- Попробуйте осмотреть ребенка. Разденьте его, ощупайте и осмотрите его ножки и ступни - нет ли на них синяков, покраснения, вспуханий или уплотнений, не больно ли, когда вы нажимаете на кости бедра и лодыжки. Сравните одну ногу с другой: подвигайте бедренный и коленный суставы, ступню. Не вздрагивает ли ребенок в этот момент от боли? Осмотрите подошвы ног и слегка постучите по ним, чтобы проверить, не больно ли малышу (возможно, в коже застряла заноза или кусочек стекла).
- Не болен ли ребенок? Может быть, у него повысилась температура, его лихорадит?
- Не было ли за последнее время каких-нибудь неприятных, эмоционально травмирующих событий?
Возьмите малыша, свои записи и сходите на прием к врачу, чтобы провести более тщательный осмотр.
Боль роста. Рост не болезнен, по крайней мере физически. Большинство ортопедов считают появление болей роста мифом. Боли, о которых идет речь, появляются по ночам и будят ребенка, он начинает жаловаться: "У меня болят ножки". Если помассировать ножки, наступает облегчение. Постепенно ребенок просто перерастет этот период. Я считаю, что причина таких болей вполне может быть связана с мышцами, уставшими от прыганья и скаканья весь день напролет. Кроме того, у некоторых детей такие боли проходили, когда им в ботиночки вкладывали вставки, поднимающие выемку на ступне. В результате более правильно перераспределялась нагрузка на мышцы при вставании и ходьбе, что особенно важно при плоскостопии.

ОТ 18 ДО 24 МЕСЯЦЕВ: БОЛЬШИЕ МЫСЛИ

Теперь малыш гораздо больше осведомлен о том, кто он такой, где находится, что он может и, к великому своему огорчению, чего не может делать - пока не может. Основой такой существенно возросшей осведомленности является быстрое развитие способности думать и рассуждать, т.е. умственное развитие ребенка. (С этой точки зрения для данного раздела совсем не подходит отрицательный смысл, вкладываемый в выражение: "Рассуждаешь, как младенец".)
Около 18 месяцев все способности ребенка - двигательные, речевые, умственные - получают существенное развитие. Он бегает быстрее, говорит более отчетливо, соображает лучше. Главным достижением в этом возрасте, которое к тому же помогает ребенку лучше использовать свои возросшие возможности двигаться, говорить, общаться, является умственное развитие. Теперь ребенок представляет себе слова и понятия еще до того, как произнесет их вслух, или что-то сделает. Благодаря этой способности малыш становится еще более забавной личностью, с которой интересно общаться.

Двигательные навыки: бег, карабканье, прыжки

Переход от медленной ходьбы к бегу - важнейшая характеристика двигательного развития на этом этапе. Кажется, что кто-то поставил более мощный мотор и колеса на эту маленькую машинку, и ребенок использует свои новые возможности на полную мощность.

Аккуратнее с локтями

Вы находитесь в магазине, и вдруг ваш малыш убегает от вас. Вы успеваете схватить его за запястье. Он упирается и тянет вас в свою сторону, а вы его - в свою. В результате слабый сустав может сместиться и произойдет подвывих локтевого сустава. Не волнуйтесь, ваш врач или врач из травмопункта безболезненно вправит локоть на место. Поэтому впредь, если вам надо успеть поймать малыша, старайтесь удержать его за руку выше локтя.

Гонки с преследованием

Приготовьтесь к такой сцене. Вы собираетесь с ребенком на прогулку. Открываете дверь, делаете шаг за порог - и тут, подобно ракете, малыш проносится мимо вас и удирает. Вы пускаетесь вдогонку. Так мирно начинавшаяся прогулка превратилась в гонки. Малыш наслаждается преследованием, хотя иногда и падает, когда, улепетывая, оглядывается на вас и теряет равновесие. Начинающий любитель бега с препятствиями очень любит широкие проходы и длинные коридоры (в магазине, театре, церкви). Это его дороги, и ему предопределено их открывать. Может, поэтому 2-летние малыши (а с ними и родители в этот период) существенно худеют?
Помимо того, что у ребенка теперь есть "скоростные колеса", еще и другая причина толкает его убегать от родителей - а это время постепенно исчезает боязнь остаться одному и к 18 месяцам жизни этот страх иногда полностью покидает малыша. Если вы слишком утомились от преследования, а ваш бегун по-прежнему не дается в руки, попробуйте сделать так. Пока он находится еще на таком расстоянии, что может вас слышать, прокричите ему: "До свиданья, Боб!" и поверните обратно. Это очень часто заставляет малыша остановиться и еще раз взвесить, хочется ли ему заблудиться так далеко от дома. Поскольку его "домашняя база" отправилась в другую сторону, он тоже может вернуться.
Интересно, что сейчас ребенок бегает не только быстрее, но и осторожнее, чем на предыдущей стадии развития, когда ему нужно было поднимать головку вверх, чтобы лучше сохранять равновесие. Теперь он смотрит вниз, на свои летящие ножки и довольно ловко увертывается от предметов, которые ему попадаются на бегу.

Карабканье

По лестнице - вверх и вниз. Ближе к своему второму дню рождения малыш уже умеет подниматься по лестнице без поддержки, однако по-прежнему встает двумя ножками на каждую ступеньку. Спускаясь вниз, он еще нуждается в поддержке.
Хлопоты, связанные с детской кроваткой. Ваш верхолаз-любитель может попробовать (и не без успеха) вскарабкаться по своей кроватке. Если такие упражнения у него получаются и при опущенном в самое низкое положение матрасе, это означает, что детская кроватка уже небезопасна и нельзя оставлять в ней малыша одного. Теперь он уже дорос до настоящей, взрослой кровати.

Прыжки от избытка радости

Овладев таким множеством двигательных навыков, малыши начинают отовсюду прыгать. Теперь ребенок может несколько секунд простоять на одной ноге, опираясь на что-нибудь, но иногда достигает такого совершенства, что уже ни на что не опирается. Прыжки и огромное удовольствие от только что освоенных новых видов шагов естественным образом ведут к освоению ритмичных движений. Переключайтесь на танцевальную музыку - спектакль начинается. Малыш вертится по кругу, поднимает ножки и топает ими, с удовольствием наблюдает за собственными шажками. Все эти движения сопровождаются немыслимыми ужимками. Большое удовольствие получают дети, если они могут покачаться, сидя у вас на ноге, или подпрыгивать на ваших коленях ("вниз-вверх"). Кроме того, малыши в этом возрасте очень любят повторять одни и те же движения снова и снова, выполняя их все лучше, например, спрыгивать с возвышения. При этом они стараются поудачнее приземлиться и сделать это "еще разок", к раздражению ждущих родителей, которые вечно куда-нибудь опаздывают.
- БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ! Производимые малышом перестановки могут создать весьма небезопасную ситуацию. Например, он может пододвинуть стул к окну или свое креслице к балкону. Поскольку вы не захотите прибивать гвоздями к полу свою мебель, постарайтесь убрать предметы, которые он может поднять, подальше. А главное, постоянно держите в поде зрения самого любителя перестановок.

Детям свойственно вести достаточно активный образ жизни, при котором нет минуты свободного времени. По данной причине многие взрослые считают лишним участие в спортивной жизни ребенка, которая и без того насыщенна событиями. Однако иногда все-таки стоит задуматься о качестве в ущерб количеству, в особенности в случае со спортивным воспитанием. Речь о беге. Любой ребенок любит быстро бегать и игры в догонялки, но лишь единицы делают это правильно. А неверная техника бега, в свою очередь, способна отрицательным образом сказаться на здоровье. Вследствие этого, целесообразно научить ребенка правильно бегать, чтобы данный этап в его развитии стал не только интересным, но и полезным.

Основы бега

Когда ребенок учится бегать нужно обьяснить ему, что основой любого вида бега является дыхание , в соответствии с которым определяются скоростные и временные показатели тренировок. Ритмичность движения обуславливается темпом самого бега:

  1. Прогулочный бег. В данном случае на вдох и выдох должно приходиться по 4 шага.
  2. Бег умеренной интенсивности. При ускорении темпа соотношение шагов снижается до 3.
  3. Быстрый бег . Максимальный темп предполагает максимально быструю вентиляцию легких. В таком случае на вдох и выдох должно хватать по два шага.


Дети, не достигшие школьного возраста должны учиться бегать в быстром ритмичном темпе с хорошей координацией верхних и нижних конечностей. Важно менять техническую и типовую составляющие бега соответственно имеющимся условиям:

  • по неровной поверхности темп должен быть замедленным;
  • при поднятии в гору — бег должен осуществляться посредством мелких шагов, при спуске — широких.

Бег в игровой форме требуют способности резкой смены темпа и интенсивности. Верно выполняемый бег обуславливается небольшим наклоном корпуса вперед и прямым взглядом. Движения согнутых рук и плечей должны быть незажатыми, пальцы находятся в полусогнутом положении.

Виды бега для детей

Ребенка можно научить следующим техникам бега, которые станут полезными для его здоровья:

1. Бег с поднятием колен вверх

Такая разновидность бега всегда комбинируется с пешей ходьбой или простой пробежкой. Техническая сторона сводится к следующему:

  • нога в согнутом положении поднимается соответственно прямому углу, после чего на пол ставится носок стопы;
  • шаг должен быть коротким;
  • голова должна быть в высоко поднятом положении, корпус — прямым, немного наклоненным назад;
  • руки должны лежать на поясе.

Продолжительность такого занятия составляет 10-20 секунд.


2. Бег на носочках

Такая техника предполагает отсутствие касания пола пятками. Бег осуществляется посредством коротких шагов. Руки должны находиться в поднятом положении или располагаться на поясе. Длительность тренировки аналогична предыдущей — 10-20 секунд.


3. Бег с использованием широкого шага

Суть такого бега заключается в усилении толчка и увеличении продолжительности полета. Это выглядит, будто ребенок совершает прыжки. Данный тип бега делает возможным использование различных гимнастических снарядов в виде палок, мячей и скакалок . При этом должна соблюдаться дистанция в 10-20 метров.

4. Бег с отведением согнутой ноги

Такая техника бега также разбавляется классической пробежкой. После наклона вперед нога в согнутом положении по завершении толчка направляется назад. Одновременно с этим, необходимо доставить до ягодицы пяточной частью стопы. Местоположение рук — пояс. Длительность тренировочного процесса в среднем равна 15 секундам.

5. Перекрестный бег

Нижние конечности в практически прямом положении захлестываются перекресток. Когда производится постановка ноги на поверхность , должна задействоваться стопа.

6. Бег с прыжками

Такой бег выполняется в энергичном темпе, сопровождаясь широкими движениями. Толчок выполняется в верхнем и переднем направлениях.

7. Быстрый бег

Тренировка характеризуется быстрым темпом с использованием широких и стремительных шагов. При этом корпус должен быть направлен вперед. Важно соблюдать прямое положение головы, а также развернутость и отсутствие напряжения в плечах. Нога,осуществляющая толчок, после отталкивания полностью выпрямляется, а нога, совершающая маховые движения, выносится в верхне-переднем направлении. Руки должны совершать активные движения, совпадающие с тактом ног.

Быстрый бег актуален в соревновательных тренировка х. Его продолжительность может составлять 8 секунд. Повторы можно совершать до 5 раз , чередуя их с отдыхом.


Польза бега

И в завершении хочется обратить внимание на пользу , которую несёт бег для детского организма:

  1. Развивается система дыхания.
  2. Увеличивается объем легких, пропадает одышка .
  3. Происходит укрепление системы сердца и сосудов .
  4. При нагрузках физического типа уменьшается сердцебиение, и повышается выносливость.
  5. В правильном направлении формируются все мышечные структуры.
  6. Регулярные занятия бегом способствуют нормализации и улучшению качества сна.
  7. Повышается аппетит. При этом важно следить за здоровым питанием.
  8. Организм очищается от вредных компонентов.
  9. Кровь, насыщаясь кислородом, быстрее бежит по сосудам, что способствует улучшению питания всех органов и тканей.
  10. Улучшается мозговая деятельность.
  11. Повышается устойчивость к стрессовым и депрессивным состояниям.

При регулярных тренировках и следованию приведенных рекомендаций можно быть уверенными в здоровье и крепком иммунитете ребенка.

Видео. Тренировка детей по легкой атлетике