Андрей каверин настоящая фамилия. Каверин, вениамин александрович. Вениамин Александрович Каверин

Советская литература

Вениамин Александрович Каверин

Биография

Каверин Вениамин Александрович (1902 - 1989) родился в семье музыканта в Пскове. Окончил Институт восточных языков (1923) и историко-филологический факультет ЛГУ (1924).

Впервые напечатался в альманахе «Серапионовы братья» в 1922 г. (рассказ «Хроника города Лейпцига за 18… год»). Для ранних произведений В. А. Каверина характерны поиски героев, материала, жанра; среди них и фантастические рассказы («Мастера и подмастерья», 1923, «Бубновая масть», 1927), и детективные повести («Конец Хазы», 1926, «Большая игра», 1926), и повесть, посвященная работе и жизни ученых («Скандалист, или Вечера на Васильевском острове», 1929), и очерки о социалистическом преобразовании деревни («Пролог», 1931), и, наконец, историко-литературная работа («Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского», 1929). Этот период творчества В. А. Каверина, в соответствии с программой «Серапионовых братьев», отмечен стремлением выработать свою повествовательную манеру, свой писательский почерк, что дало основание рапповской критике обвинить молодого писателя в «формализме».

В дальнейшем, в романе для юношества «Два капитана» (книга 1−2, 1938−44) и в трилогии «Открытая книга» (1949−56) этот почерк становится все более определенным. Замысловатое сюжетное построение и подчеркнутая контрастность, с какой писатель рисует портреты своих героев, - отличительные способности этих книг. В «Двух капитанах» борьба деятельных и прекраснодушных героев с их опасными, изворотливыми противниками изобилует особенно изобретательно придуманными сюжетными ходами. Происки предприимчивых авантюристов, опасности, которых удается избежать только в результате счастливого стечения обстоятельств, неожиданные препятствия, возникающие на пути героев, тайны и случайные совпадения - все это позволяет причислить роман В. А. Каверина к приключенческому жанру. Вместе с тем история Сани Григорьева, представляющая собой воплощение юношеских мечтаний о романтических путешествиях, научных открытиях и подвигах, в чем-то типична для биографий многих советских молодых людей; это соединение реалистического начала с увлекательными необыкновенными приключениями немало способствовало тому, «Два капитана» стали одной из популярнейших книг для юношества.

Многообразие прозаических жанров у В. А. Каверина связано с широтой интересов писателя. В его книгах можно встретить моряков, летчиков, ученых, школьников, литераторов, инженеров, военных. Писатель входит во все тонкости профессии своих героев, раскрывает их образы не только в дружеских, родственных и любовных связях, но и главным образом в их «производственной» деятельности. Это особенно сказывается в образах каверинских ученых и литераторов, весь смысл жизни которых сосредоточен в работе, изображенной писателем увлеченно и поэтому увлекательно. Характерно, что и в этих сочинениях В. А. Каверин обнаруживает склонность к сюжетным усложнениям. В романе «Исполнение желаний» (кн. 1−2, 1934−36) научная деятельность и житейский обиход ученых, посвятивших себя историко-литературным изысканиям, предстают перед читателем в неожиданном, почти детективном аспекте; в «Открытой книге», героиня которой доктор Власенкова работает в области микробиологии, борьба честных ученых с авантюристами от науки развертывается в целой цепи сложных сюжетных построений.

В 1962 г. В. А. Каверин опубликовывает повесть"Семь пар нечистых", посвященную первым дням Великой Отечественной войны. Герои повести - заключенные одного из северных лагерей, встречают войну безоружными, лишенными права защищать свою Родину. В повести рассказано, как они завоевывают это право в бою, и рассказано с безыскусственностью и резкостью, не свойственными писателю в прежних его вещах. Тема повести - единство советских людей; несмотря на то, что атмосфера культа личности Сталина порождала взаимное недоверие, герои повести - советские люди, с первых дней войны объединяются в стремлении отстоять завоевания революции.

Каверин Вениамин Александрович (имя при рождении – Вениамин Абелевич Зильбер) (1902 - 1989 гг.) – широко известный писатель, родом из Пскова. Отец его был музыкантом, мать - хозяйкой лавки, где продавали музыкальные инструменты.

В своей семье, он был самым младшим ребенком. С 1912 по 1918 годы учился в Псковской гимназии. В гимназии был награжден за хорошую учебу. В 1923 году завершил обучение в Институте восточных языков, и поступает на факультет истории и филологии ЛГУ. Псевдоним "Каверин" появляется благодаря гусару П.П.Каверину, другу А.С. Пушкина. Начальным печатным словом автора стал рассказ «Хроника города Лейпцига за 18... год», напечатанным в альманахе «Серапионовы братья» в 1922 году. Нужно отметить, что первые рассказы далеки от реальной жизни. Реалии проявятся в последующих романах «Девять десятых судьбы», и в коллективном романе «Большие пожары», опубликованном в журнале «Огонек». На его счету имеется диссертация, защищенная в 1929 году. Но славу и популярность Каверину принес захватывающий роман о приключениях «Два капитана», где описаны душевные поиски легких на подъем молодых людей, погрузившихся в романтические мечтания. Роман состоит из двух книг, годы издания которых совпали с Великой Отечественной войной.

Его романы «Два капитана» и «Открытая книга» экранизировала не одна киностудия. Во время войны, едет работать на Северный флот, во время пребывания там, изучает и исследует работу военных, проводит беседы с морскими офицерами, помогает сотрудникам из военных периодических изданий.

Вениамин Александрович Каверин родился 6 апреля (19 н.с.) 1902 года в семье военного музыканта, капельмейстера полка. Уже в отроческие годы большое влияние на Каверин оказал Ю.Н. Тынянов, также живший и учившийся в Пскове и женившийся на старшей сестре Каверина. В свою очередь Каверин женился на младшей сестре Тынянова.

Каверин учился в псковской гимназии, в 1919 уехал в Москву, окончил там среднюю школу и поступил в университет на историко-филологический факультет, пробовал в это время свои силы как поэт.

В 1920 Каверин переехал в Петроград, поселившись первоначально у Тынянова. Он учится на филологическом отделении университета и параллельно на арабском отделении Института живых восточных языков. Став одним из победителей конкурса Дома литераторов на лучший рассказ, Каверин увлекся прозой и вскоре вступил в организовавшуюся в это время литературную группу «Серапионовы братья» (И. Груздев, М. Зощенко, Вс. Иванов, Л. Лунц, Н. Никитин, Е. Полонская, М. Слонимский, Н. Тихонов, К. Федин).

В 1923 Каверин окончил Институт восточных языков, в 1924 - университет, оставшись в нем в аспирантуре. Одновременно Каверин преподавал в Институте истории искусств. Главным итогом филологической работы Каверин явилось исследование о русском писателе, журналисте и востоковеде XIX в. О.И. Сенковском «Барон Брамбеус: История Осипа Сенковского» (Л., 1929).

В рядах «Серапионовых братьев» Каверин занял вместе с Лунцем самый левый, «западный» фланг, отстаивая принципы динамичной, изящно построенной «сюжетной» прозы. На другом фланге были «орнаменталисты», занятые «местным колоритом» и «плетением словес». Споры носили преимущественно теоретический характер. Речь у «серапионов» шла об общем деле создания новой культуры. Сообща они сделали мало, но литературная судьба каждого отдельного «серапиона» состоялась. Дьяволы и прочая романтическая нечисть, населявшие раннюю прозу Каверина, много говорят о его литературных мечтаниях, но реальная задача перед ним встала иная: «поиски героя», как определил ее для себя и для всех «серапионов» Тихонов. От романтического самопогружения к реалистическому самопознанию - такова оказалась писательская эволюция Каверина.

Для прозаика профессиональную литературную жизнь Каверин начал удивительно рано - в 21 год он уже выпустил сборник рассказов «Мастера и подмастерья» (1923 ). Не одному Шкловскому казалось, что Каверин «научился слишком легко», и не один Юрий Олеша ему говорил: «Зачем вам писать? Ведь вы уже научились». Однако сам Каверин достаточно быстро понял, что учиться нужно гораздо более существенным вещам, чем «сумма приемов»: нужно было пройти ту школу «...самоизучения, которую создал для себя Толстой, прежде чем была написана первая строка "Детства"»,- размышлял писатель в поздние годы. Такой «школой самоизучения» стали для Каверина первые же его крупные вещи - романы «Скандалист» (1928 ) и особенно «Исполнение желаний» (1935-1936 ). В главных персонажах обоих романов - студентах Нагине и Трубачевском - без труда распознается авторское лицо. Наибольший читательский успех Каверина, связанный с созданием «Двух капитанов» (1939-1944 ), определился как раз удачной разработкой образа главного героя романа - Сани Григорьева, разыскивающего затерявшиеся следы русской арктической экспедиции. В этом романе свой внутренний опыт прозаику удалось воплотить в образ нужного эпохе романтика действия, а не одной лишь мечты

Тема Каверина - это тема исполнения долга, предначертанного человеку с младенческих лет, тема борьбы людей доброй воли против несправедливых условий человеческого существования, против тех, кто при любых условиях извлекает для себя корыстную выгоду.

Не только в художественной, но и в мемуарной прозе, занимающей очень существенное место в его работе 1960-80-х («В старом доме», «Петроградский студент», «Освещенные окна», «Вечерний день», «Письменный стол» и др.), Каверин делает героями лишь тех людей, кто, по его мнению, был рыцарски предан своим идеалам и бескорыстно им служил. Эта благородная черта априорно объединяет в глазах писателя таких разных художников, как Тынянов и К.Г. Паустовский, Зощенко и Н.А. Заболоцкий, А.П. Гайдар и Е.Л. Шварц.

В «Эпилоге» (1989 ), в частности, рассказано, почему Каверин вынужден был покинуть Ленинград вскоре после начала войны, во время уже начавшейся блокады. Хотя он работал военным корреспондентом ТАСС, это не избавило его от настойчивых домогательств со стороны Управления ленинградским НКВД. По счастливому стечению обстоятельств Каверин удалось перевестись в Москву и быть командированным на Северный флот. Впечатления от этого периода жизни легли в основу романа «Наука расставания» (1985 ).

В 1947 Каверин окончательно переезжает в Москву, продолжая, по его собственным словам, «считать себя ленинградцем». В поздние годы он жил в основном в писательском пос. Переделкино под Москвой, давая о себе знать не только своими произведениями, но и выступлениями в защиту культурных свобод и гонимых художников. Общественный резонанс вызвала его речь на Втором съезде СП (1954 ), в которой он «реабилитировал» историческую прозу Тынянова и драматургию М.А. Булгакова. Каверин принял активное участие в создании и издании сборнике «Литературная Москва» (1956 ), ставших заметным явлением культурной «оттепели». Известны его выступления в защиту А.И. Солженицына, А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля, а также доклад «Насущные вопросы литературы» (1967 ), предназначенный для IV съезда СП (произнести его не удалось, а напечатан он был лишь в 1971 за границей - в ФРГ). В последние 2 года жизни Каверин помогал созданию и изданию альманаха молодых писателей «Весть» (1989 ), в котором, в частности, была напечатана ставшая знаменитой «поэма» Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки».

Художественное слово, по Каверину, противостоит злу и отвергает его. Изнутри оно оборачивает к борьбе душу самого писателя. На эту тему Каверин начал размышлять еще в романе «Художник неизвестен» (1931 ) - наиболее интересном с эстетической точки зрения произведении довоенного периода. Профессия писателя не только «накладывает отпечаток» на его личную жизнь - она изменяет и направляет ее течение, с неумолимой последовательностью раскрывает его человеческую биографию, его судьбу.

(настоящая фамилия - Зильбер) (1902-1989)

русский писатель, драматург, мемуарист

В сознании массового читателя Каверин Вениамин Александрович является автором одного произведения: обычно вспоминают его роман «Два капитана», который выдержал 42 издания за 25 лет. О других произведениях говорят гораздо реже. В то же время Каверин - яркое явление в истории отечественной культуры, но значение его личности в развитии литературы и искусства осознано еще в недостаточной степени.

Сама его семья может стать предметом для особого разговора. Вениамин родился в Пскове и был младшим, шестым ребенком в семье военного музыканта, капельмейстера полка. Мать закончила Московскую консерваторию, ее брат был известным пианистом. Хотя она не работала по специальности, но очень много сделала в плане музыкального просветительства. Она организовала в Пскове музыкальный магазин и приглашала в город знаменитостей.

Естественно, что всех детей учили музыке. Поэтому брат Александр стал композитором, а сестра Елена - музыковедом. Особое влияние на Вениамина оказал его старший брат Лев и круг его друзей, среди которых был будущий знаменитый писатель и ученый Юрий Тынянов .

Сам Лев Зильбер тоже многого добился в жизни. Он стал одним из создателей вирусной теории рака, открыл и описал возбудителя дальневосточного клещевого энцефалита и тем самым предотвратил эпидемию. За свои заслуги Л. Зильбер был удостоен звания академика.

Прежде чем стать писателем, Вениамин, закончив школу, продолжил учебу сразу в двух институтах - на этнолого-лингвистическом отделении филологического факультета Петроградского университета, который закончил в 1924 году, и на арабском факультете Института живых восточных языков. Его он закончил годом раньше. Вениамин Каверин практически не участвовал в революционных событиях, не воевал во время гражданской войны, друзья даже называли его «книжным мальчиком».

Но зато этот человек сразу же попал в благоприятную литературную среду. Его сестра вышла замуж за Ю. Тынянова, сам он женился на сестре Тынянова. В доме бывали крупнейшие деятели культуры той поры - Е. Поливанов, В. Шкловский, Б. Эйхенбаум. Каверин учился не только у них, но и у своих друзей - Михаил Зощенко , Н. Тихонова, К. Федина, которые впоследствии образуют литературную группу под названием «Серапионовы братья».

Свою литературную деятельность Вениамин Каверин начинает со стихов, и пишет их прилежно, установив для себя определенную ежедневную литературную норму. Однако вскоре по совету Ю. Тынянова переходит на прозу и к стихам больше не возвращается.

Уже первые литературные опыты Вениамина Александровича Каверина обратили на себя внимание и были отмечены положительно. В 1920 году он получил третью премию Дома литераторов за рассказ «Одиннадцатая аксиома». Как и многие другие начинающие писатели, Каверин решил показать свои произведения Горькому, который отметил, что у молодого человека «есть все для того, чтобы стать оригинальным писателем». Уже в первых рассказах проявились и основные особенности прозы Вениамина Каверина: он всегда избирал острый, динамичный сюжет, тяготел к фантастическим и просто необычным коллизиям, особое внимание уделял нравственным проблемам.

После окончания института, Каверин в течение шести лет занимался научной работой. В 1929 году он написал диссертацию под названием «Барон Брамбеус», посвященную О.И. Сенковскому, которую в том же году опубликовал в виде книги. В дальнейшем Вениамин Каверин постоянно выступал с научными и критическими статьями по актуальным проблемам современной литературы. Пушкинское творчество и современные нравственные проблемы соединились под пером писателя в романе «Исполнение желаний» (1934-1936).

В тридцатые годы Вениамин Александрович Каверин начал писать произведения и для детей. Он одновременно сочиняет сказки и пишет роман «Два капитана». Правда, из-за начавшейся войны работа затянулась. Вторую книгу Каверин завершает только в 1944 году, а в 1945 году публикует уже весь роман.

В этом произведении многое было непривычным и новым. История Сани Григорьева, его становление как личности и профессионального летчика наслаивается на историю предпринятого им поиска пропавшей экспедиции.

Вениамин Каверин строит свой роман не только на сочетании нескольких сюжетных линий, но и как сложное, многостилевое повествование, в котором переплетаются черты разных литературных жанров. Почти детективная история давнего предательства построена по канонам приключенческого романа тайн. В то же время автор соединяет стилистику романа воспитания с элементами производственного романа, отражая духовное становление главного героя. Динамику действия усиливают мастерская проработка сюжета, постоянное переплетение судеб героев, смена рассказчиков и формы повествования, которое ведется то от первого, то от третьего лица.

Предложенная Кавериным новая схема сюжетного построения традиционного романа воспитания и разнообразие стилевых решений вызвали неоднозначные отзывы о романе в критике. Критики обрушились на него с рядом негативных рецензий, даже упрекая Вениамина Каверина в чрезмерной развлекательности.

Однако Вениамин Александрович Каверин всегда считал себя писателем сюжетным. Хотя основная его жизнь протекала в стенах кабинета и, кроме чтения, увлечением была только музыка, он вовлекал своих героев в самые замысловатые приключения. Так, в романе «Открытая книга» (1956) вместе с героиней Татьяной Власенковой, прототипом которой была академик АМН СССР З.В. Ермольева, мы открываем пенициллин.

В романе «Перед зеркалом» знакомимся с удивительной историей художника. Автор создает ее на основе переписки, которая расшифровывается буквально на глазах читателя. Каверин повсюду лиричен и в то же время исторически конкретен. Его герои переживают сложные душевные драмы, характерные для человека XX века, когда люди часто оказывались перед необходимостью сделать нравственный выбор. Перед таким же выбором стоял и сам писатель. Вениамин Каверин предпочел отправиться на фронт военным корреспондентом. И прошел войну до конца, хотя на его руках оказались две семьи - его собственная и Ю. Тынянова, который был неизлечимо болен.

Особое место в творчестве Каверина заняли его «школьные повести» - «Загадка» (1984) и «Разгадка» (1985). Сам писатель называл их рассказами, однако по стилю и сюжетной организации они гораздо ближе к повестям. В центре - проблема самоопределения молодого человека в окружающем его мире. Каверин отстаивает право героя на собственное мировосприятие, формирование своего отношения к жизни.

Поскольку писатель был в центре многих интересных событий своего времени, он не мог не обратиться к жанру воспоминаний и писал их на протяжении почти двух десятилетий, создав около десяти книг.

Особое место в творчестве Вениамина Каверина занимают сказки. Они стали естественным продолжением его интереса к фантастике, зародившегося еще в 20-е гг. Писатель не просто работал в этом жанре более сорока лет, но и постоянно искал новые жанровые формы для отражения восприятия сказочного мира как реального.

Он проложил своеобразную ниточку от сказок Андерсена и скандинавских писателей к современной литературной форме. Сказки Каверина «Ночной сторож, или семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году» (1981) окрашивает присущий всему его творчеству оттенок иронии. Только здесь он соединяется со сказочными мотивами и образами, как бы предупреждая читателя: «сказка ложь, да в ней намек». Сказки Вениамина Каверина отличает максимальное приближение к реалиям повседневной жизни. Сказочные черты героев всегда соответствуют их человеческим качествам. Для их характеристики автор использует разнообразные стилевые приемы: различные виды деталей, тонкую игру эпитетов, символику цвета и звука, оригинальные метафоры.

Параллельно с работой над сказками Каверин пишет повесть «Верлиока» (1982), также основанную на фольклорном материале. В ней писатель вновь прибегает к синтезу жанров, соединяя элементы мифа и притчи. Правда, теперь он использует лишь фольклорную символику, отталкиваясь от которой создает оригинальное повествование, где реальность соединена с вымыслом, а ирония - с гротеском.

Каверин Вениамин Александрович дожил до глубокой старости, продолжая работать до конца своих дней.

Дата рождения:

Место рождения:

Псков, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Москва, СССР

Род деятельности:

Направление:

Социалистический реализм

Роман, повесть, рассказ

Язык произведений:

Рассказ «Одиннадцатая аксиома»

Награды и премии:

Адреса в Ленинграде

Произведения

Романы, повести

Воспоминания, эссеистика

Награды и премии

Экранизации и постановки

(настоящая фамилия Зильбер ; 6 (19) апреля 1902, Псков - 2 мая 1989, Москва) - русский советский писатель. Лауреат Сталинской премии второй степени (1946).

Биография

Родился 6 (19) апреля 1902 года в семье капельмейстера 96-го пехотного Омского полка Абеля Абрамовича Зильбера и его жены - урождённой Ханы Гиршевны (Анны Григорьевны) Дессон, владелицы музыкальных магазинов. Старшая сестра Каверина - Лея Абелевна Зильбер (в замужестве Елена Александровна Тынянова, 1892-1944) - вышла замуж за его друга детства Ю. Н. Тынянова. Старший брат Каверина - крупный советский вирусолог Л. А. Зильбер (1894-1966). Кроме того, в семье росли ещё трое старших детей - Мирьям (в замужестве Мира Александровна Руммель, 1890 - после 1988, жена первого директора Народного дома им. А. С. Пушкина Исаака Михайловича Руммеля), Давид, впоследствии военный врач, и Александр (1899-1970), композитор, взявший псевдоним Ручьёв. Жена Каверина - детская писательница Л. Н. Тынянова (1902-1984), младшая сестра Ю. Н. Тынянова. Сын - Николай Вениаминович Каверин (р. 11.10.1933, Ленинград), доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН, зав. лабораторией физиологии вирусов Института вирусологии имени Д.И.Ивановского РАМН. Дочь - фармаколог.

Окончил Институт восточных языков по отделению арабистики (1923) и историко-филологический факультет Ленинградского государственного университета (1924). Был близок к младоформалистам. В 1929 защитил диссертацию «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского».

Псевдоним «Каверин» взят в честь гусара, приятеля молодого Пушкина (выведенного им под собственной фамилией в «Евгении Онегине»).

Уж тёмно: в санки он садится.
«Пади, пади!» - раздался крик;
Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин .
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Стразбурга пирог нетленный
Меж сыром Лимбургским живым
И ананасом золотым.

Первый рассказ «Хроника города Лейпцига за 18… год» опубликовал в 1922. В начале 1920-х годов входил в литературную группу «Серапионовы братья». Ранние рассказы написаны на фантастические сюжеты. Обращение к реальной жизни отразилось в романе «Девять десятых судьбы» (1926) и др. В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».

Роман «Исполнение желаний» (2 кн., 1935-1936) и роман-трилогия «Открытая книга» (1953-1956) посвящены изображению творческого труда, научным исканиям советской интеллигенции. Наибольшую известность приобрел приключенческий роман «Два капитана» (2 кн., 1940-1945, Сталинская премия, 1946), в котором показана советская молодежь. Романы «Открытая книга» и «Два капитана» были неоднократно экранизированы.

Подписал обращение в защиту Ю. Даниэля и А. Синявского. Подготовил для Четвертого съезда СП СССР (1967) речь «Насущные вопросы литературы», которую ему запретили зачитывать. В 1968 он в «Открытом письме» объявил о разрыве с К. Фединым, когда тот не допустил до читателя «Раковый корпус» Солженицына.

Адреса в Ленинграде

1930-1946 - дом Придворного конюшенного ведомства - набережная канала Грибоедова, 9.

Произведения

Романы, повести

  • «Мастера и подмастерья», сборник (1923)
  • «Конец Хазы», роман (1926)
  • «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» роман (1928).
  • «Художник неизвестен», роман (1931) - один из последних формальных экспериментов в ранней советской литературе
  • «Исполнение желаний» роман (книги 1-2, 1934-1936; новая редакция 1973).
  • «Два капитана» роман (книги 1-2, 1938-1944)
  • «Открытая книга» роман (1949-1956).
  • «Семь пар нечистых» повесть (1962)
  • «Косой дождь» повесть (1962)
  • «Двойной портрет», роман (1967) - рассказывает об уволенном с работы учёном, который по доносу попадает в лагерь
  • «Перед зеркалом», роман (1972) - раскрывает судьбу одной русской художницы, особенно останавливаясь на периоде эмиграции, бережно включая в художественное повествование подлинные документы
  • «Наука расставания», роман (1983)
  • «Девять десятых судьбы»

Сказки

  • «Верлиока» (1982)
  • «Городок Немухин»
  • «Сын стекольщика»
  • «Снегурочка»
  • «Немухинские музыканты»
  • «Лёгкие шаги»
  • «Сильвант»
  • «Много хороших людей и один завистник»
  • «Песочные часы»
  • «Летающий мальчик»
  • «О Мите и Маше, о Веселом трубочисте и Мастере золотые руки»

Воспоминания, эссеистика

  • «Здравствуй, брат. Писать очень трудно...». Портреты, письма о лит-ре, воспоминания (1965)
  • «Собеседник». Статьи (1973)
  • «Освещенные окна» (1976)
  • «Вечерний день». Письма, воспоминания, портреты (1980)
  • «Письменный стол». Воспоминания, письма, эссе (1984)
  • «Счастье таланта» (1989)

Награды и премии

  • орден Ленина (1962)
  • два ордена Трудового Красного Знамени
  • орден Красной Звезды
  • орден Дружбы народов
  • Сталинская премия второй степени (1946) - за роман «Два капитана»

Издания

(для книг, переиздававшихся неоднократно, указаны только первые издания)

  • Мастера и подмастерья. Рассказы. М.-Пб. Круг. 1923.
  • Рассказы. М. Круг. 1925.
  • Конец хазы. Повести. Л. Жизнь искусства. 1926.
  • Девять десятых судьбы. Роман. М.-Л. Госиздат. 1926.
  • Ночь на 26 октября. Рассказ. Л. Прибой. 1926. 63 с.
  • Осада дворца. Повесть для юношества. М.-Л. Госиздат. 1926.
  • Пролог. Путевые рассказы. М.-Л. 1931.
  • Скандалист, или вечера на Васильевском острове. Л. Издательство писателей в Ленинграде 1931 г. 214 с.
  • Художник неизвестен. Л. 1931.
  • Черновик человека. Рассказы. Л. 1931.
  • Исполнение желаний. Роман. Л. Гослитиздат. 1937.
  • Сказка о Митьке и Маше о веселом трубочисте и мастере золотые руки. М.-Л. Детиздат. 1939.
  • Два капитана. Роман. Л. Гослитиздат. 1941.
  • Домик на холме. Рассказы. М.-Л. Детгиз. 1941.
  • Наши защитники. Рассказы. Л.-М. Искусство. 1941. 28 с.
  • Салют. М. Военмориздат. 1941. 8 с.
  • Трое. Рассказ. М. Военмориздат. 1941. 8 с.
  • Ленинград. Август 1941. Фронтовые рассказы. Молотов. 1942.
  • Дом на холме. Пьеса в 4-х действ. М.-Л. Искусство. 1942. 72 с.
  • Орлиный залет и др. рассказы. М.-Л. Детгиз. 1942. 48 с.
  • Рассказы. М. Военмориздат. 1942. 48 с.
  • Мы стали другими. Рассказы. М. Советский писатель. 1943.
  • Школа мужества. Рассказы. Воронеж. 1950.
  • Открытая книга. Роман. М. Молодая гвардия. 1953.
  • Неизвестный друг. Повесть. М. Советский писатель. 1960.
  • Три сказки. М. Детгиз. 1960.
  • Из разных книг. М. Молодая гвардия. 1961. 240 с.
  • Очерк работы. М. Советская Россия. 1964.
  • Двойной портрет. Роман. М. Молодая гвардия. 1967. 224 с.
  • Перед зеркалом. Роман в письмах. М. Советский писатель. 1972.
  • Петроградский студент. Роман. М. Советский писатель. 1976.
  • Освещенные окна. М. Современник 1976 г. 380 с.
  • Вечерний день. Письма. Встречи. Портреты. М. Советский писатель. 1980. 505 с.
  • Письменный стол. Воспоминания и размышления. М. Советский писатель. 272 с.
  • Ночной Сторож, или Семь Занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году. Рассказы. М. Детская литература. 1982.
  • Верлиока. Сказочная повесть. М. Современник. 1983. 215 с.
  • Летящий почерк. М. Художественная литература. 1986. 415 с.
  • Сказки. Баку. Гянджлик. 1986.
  • Двухчасовая прогулка. Роман и повести. М. Современник. 1989.
  • Эпилог. Мемуары. М. Московский рабочий. 1989. 544 с.
  • Собрание сочинений в 2-х томах. М. АСТ-Пресс. 1994. 560 с, 592 с.
  • Собрание сочинений в восьми томах. М. Художественная литература. 1980-1983.

Экранизации и постановки

  • 1955 - «» (реж. Владимир Венгеров).
  • 1973 - «Открытая книга » (реж. Владимир Фетин).
  • 1976 - «» (реж. Евгений Карелов).
  • 1977-1979 - «Открытая книга » (реж. Виктор Титов).
  • 1978 - Поворот - (реж. Вадим Абдрашитов)
  • 1981 - «Немухинские музыканты » (реж. Мария (Мариэта) Муат).
  • 2001 - мюзикл «Норд-Ост» (по роману «Два капитана», авторы Алексей Иващенко и Георгий Васильев)

Память

  • В честь В. А. Каверина назван астероид Вениакаверин (2458 Veniakaverin).
  • Памятник литературным героям романа «Два Капитана» - Татаринову и Григорьеву расположен в городе Пскове в сквере перед Псковской областной детской библиотекой имени В. А. Каверина.
  • Площадь «Двух капитанов» (г. Полярный Мурманской области) названа в честь одноименного романа В.А. Каверина. В 1943-44 гг на Северном флоте, в Полярном В.А. Каверин служил, будучи военкором «Известий». Здесь же была написана вторая часть романа. Действие другого романа В.А. Каверина - «Наука расставания» (1983) происходит во фронтовом Полярном, его главный герой - военкор Незлобин.

Вениамин Каверин прошел долгий жизненный путь, был свидетелем многих переломных исторических событий, которые он описал в своих произведениях. Его персонажами стали новые герои. Главный его роман стал настольной книгой для нескольких поколений молодежи, научив их честности, стойкости, верности, умению дружить. Сам писатель придерживался этих идеалов в течение всей своей жизни.

Именем писателя В.А. Каверина астрономы назвали астероид Вениакаверин (2458 Veniakaverin).

Как все начиналось?

Писатель появился на свет в провинциальном Пскове в большом семействе военного музыканта и пианистки с консерваторским образованием. Из шестерых детей Вениамин был самым младшим. Все весьма талантливые, все добились успехов в искусстве и науке. С раннего детства будущий писатель много читал - классику, приключения. Любимым писателем был Стивенсон.

Влияние других людей в творчестве писателя

Огромную роль в становлении будущего литератора сыграл его старший брат Лев , который станет позже вирусологом, основателем целой научной школы, и одноклассник Льва, Юрий Тынянов, в дальнейшем тоже известный беллетрист и мастер слова. Друзья позже породнились: Каверин взял в жёны сестру Тынянова, а Юрий стал мужем сестры Вениамина.

В гимназические времена единственной серьезной проблемой у будущего мастера слова была математика.

Каверин в юности пробует силы в поэзии. В те времена стихосложение было широко распространено среди молодежи с гуманитарным складом ума.

Получение новой фамилии

Настоящая фамилия его была Зильбер, он придумал себе вымышленное имя по имени П.П. Каверина, одного из приятелей молодости А.С. Пушкина, описанного поэтом в 1-й главе «Евгения Онегина».

Студенческая пора

В 1919 г. В.А. Каверин перебирается в Москву, чтобы получить аттестат и поступить на историко-филологический факультет Московского университета.

Ему удается сочетать учебу и работу. Он ведет деятельную общественную жизнь, принимает участие в работе пушкинского семинара под руководством Всеволода Иванова, посещает литературные встречи с известными поэтами. По рекомендации друга в 1920 г. переезжает в Петроград и продолжает учебу сразу на двух факультетах.

Увлечение поэзией после того как его стихи раскритиковали О.Э. Мандельштам и В.Б. Шкловский, быстро остыло. Зато рассказ «Одиннадцатая аксиома» в 1920 г. выиграл конкурс и заинтересовал М. Горького.

«Серапионовы братья»: начало писательской деятельности

Огромное значение для воспитания В.А. Каверина как мастера слова имела его причастность к группе литераторов «Серапионовы братья», которая возникла в 1921 г. Название кружка руководители позаимствовали из произведения немецкого романтика Гофмана. Оно намекало на христианского аскета Серапиона и должно было обозначать высокое качество литературы и ее аполитичность. В первые годы советской власти такая позиция была непозволительна. Вскоре молодые люди поняли свою наивность, и среди них начались идеологические разногласия: группировка разделилась на западное крыло и восточное. Первые предпочитали приключенческие жанры, а вторые уделяли внимание изображению бытовых и фольклорных сюжетов.

Первое время это не мешало творческому сотрудничеству, но постепенно они совсем разошлись во взглядах, чему способствовали серьезные нападки критиков.

Однако свою первую новеллу, сочиненную в стиле Гофмана, Каверин опубликовал в сборнике этого кружка.

В течение 20-х годов писатель занимался одновременно литературной деятельностью и наукой: окончил аспирантуру и завершил книгу «Барон Брамбеус: История Осипа Сенковского », засчитанную ему за диссертацию.

Лучшие произведения

В 30-е годы Каверин начинает писать крупные прозаические произведения. Сначала появился роман «Исполнение желаний», посвященный творческим исследованиям ученых. Этой же теме посвящена трилогия «Открытая книга», написанная после войны. Романы оценили высоко: сюжет был построен достаточно замысловато, герои подчеркнуто контрастны. И это стало отличительным чертой стиля автора.

Большинству книголюбов мастер слова известен как создатель популярного романа «Два капитана ». Романтические приключения и одухотворенность военной генерации молодежи покоряли книголюбов всех возрастов.

Память о героях книги «Два капитана»

Из окон псковской детской библиотеки виден памятник главным персонажам его книги «Два капитана» - капитану Татаринову и Саньке Григорьеву.

В Полярном Мурманской области находится площадь «Двух капитанов», получившая наименование по заглавию любимой книги. На Северном флоте в военные годы В.А. Каверин служил военным корреспондентом, за что получил орден Красной Звезды. Именно здесь было создано продолжение эпопеи, за которую ему в 1946 г. вручили Сталинскую премию. Вероятно, именно это позволило ему не подвергнуться репрессиям подобно старшему брату.

Последние годы

Характером Вениамин Александрович был очень миролюбивым, старался никогда не вступать ни в какие литературные и общественные конфликты. Он не был диссидентом. В советское время его литературная судьба складывалась довольно благополучно. Все его книги публиковались при жизни, за исключением последней книги воспоминаний. Была, конечно, критика, которая была связана с идеологией, но от нее никто не был застрахован. Каверин поступал по совести, он не вступал в партию и не всегда желал подчиняться ее установкам.

Так было в 1955 г., когда литераторам разрешили самим издать сборник «Литературная Москва », который буквально через год запретили.

В 1958 г., когда Каверин, верный своим принципам, единственный из всех писателей старшего поколения не стал травить Бориса Пастернака.

Так было и в 1962 г., когда Каверин во вступлении к «Жизни господина де Мольера » упомянул о другом романе М.А. Булгакова.

Так, было и тогда, когда он отказался подписать письмо, направленное против врачей-убийц, и когда подписал обращение в защиту Ю. М. Даниэля и А. Д. Синявского.

Лучшие романы В.А. Каверина не один раз экранизировали. Целые поколения молодежи учились у его героев мужеству, порядочности, стойкости, умению любить и дружить.