Когда грудничок начинает говорить первые слова. Когда ребенок должен начать говорить: советы мамам.

Когда ребенок должен разговаривать? Этот вопрос волнует большую часть родителей, ведь речь – важный показатель благополучия и своевременного развития малыша. Формирование речи начинается в раннем детском возрасте – практически с самого рождения. Первым средством, с помощью которого малыш сообщает о своих требованиях, становится плач. По мере взросления он осваивает и другие способы общения, радуя родителей первыми осмысленными звуками и словами.

В дополнение к наблюдениям, специалист будет применять стандартизированные тесты, в поисках ключевых вех в развитии детского языка. Патолог также оценит. Если ребенок пытается общаться по-другому, например, указывая кивок, указывая на развитие звуков и ясности речи.

  • То, что ребенок понимает.
  • Что может сказать ребенок.
  • Оральный моторный статус ребенка.
Если специалист приходит к выводу, что лингвистическая терапия необходима, участие родителей имеет решающее значение: вы будете посещать сеансы терапии и участвовать во всем процессе; Патологоанатом расскажет вам, как вы можете работать дома с ребенком, чтобы улучшить свои речевые и языковые навыки.

Как устроена речь

Чтобы понять, со скольки лет дети начинают говорить и что предшествует этому процессу, нужно сначала узнать побольше о нашей речи. Речь – это форма общения с помощью определенных языковых конструкций, то есть звуков, слов, словосочетаний и предложений. Процесс, сопровождающий это общение, очень сложный и состоит из двух механизмов, тесно взаимодействующих между собой: понимание (внутренняя речь) и собственная (внешняя) речь человека. Восприятие и понимание обращенных слов становится возможным благодаря речевому слуху – способности различать и анализировать звуки. Именно с помощью речевого слуха, который вырабатывается в первый год жизни, ребенок начинает узнавать и различать слова. А впоследствии на этой базе происходит развитие внешней речи – малыш пытается воспроизвести слова, которые слышит от кого-то. Он делает это снова и снова, пытаясь добиться более точного произношения, и таким образом постепенно учится говорить.

Причины речи и отсроченного языка

Дети всегда находят способ выразить себя. Есть много вещей, которые могут задержать речь ребенка. Задержка у нормально развитого ребенка может быть вызвана. Многие дети с задержками речи имеют моторно-оральные проблемы, а это означает, что в области мозга, ответственных за произнесение речи, происходит неэффективное общение. Ребенок сталкивается с трудностями при использовании и координации губ, языка и челюстей для создания узнаваемых звуков в качестве разговора. Проблемы со слухом часто связаны с отсутствием речи, поэтому ребенок должен оцениваться аудиологом, когда подозревается в отсрочке языка. У ребенка, у которого есть трудности со слухом, есть проблемы в понимании и формулировании идей, имитации и использовании языка. Слабые инфекции, которые получили адекватное лечение, не должны оказывать никакого влияния на речь. Устные расстройства, такие как проблемы с языком или небом полости рта. . Оана Михальчеа, психолог-логопед.

Этапы речевого развития

Существуют определенные стадии становления речи, через которые проходит каждый ребенок. Однако важно понимать, что все показатели – когда ребенок начинает лепетать, произносит слова и фразы – являются приблизительными, а само понятие норма может несколько отличаться у разных детей за счет индивидуальных особенностей. Большую роль играет наследственность: если кто-то из родителей заговорил поздно, то и от ребенка первых слов придется подождать. Кроме того, время, когда начинает говорить девочка и мальчик, чаще всего отличается.

Поговорите с Оана Михальчеа, психологом с лозунгом, о том, когда нужно беспокоиться о том, что за спиной стоит речь. Многие матери встревожены, если маленькие дети не говорят свободно в возрасте двух лет. У них есть реальные причины для беспокойства? Получите самые полезные материалы для родителей непосредственно в папке «Входящие».

Оана Михальча: У каждого ребенка свой ритм развития. Есть дети, которые хорошо говорят с 1 года до полутора лет, но также дети, чей язык развивается после 3 лет. Если бы мы обобщали, то в возрасте 2 лет у детей должно было быть не менее 30 слов лексики и иметь возможность делать простые предложения. Тем не менее, язык развивается в этом возрасте, и родители не должны волноваться, если их карлик не попадает в общие ориентиры до трех лет, если только это не связывает это с другими трудностями развития.

Ученые выяснили, что активное формирование речи начинается с первого месяца жизни ребенка. Как уже было замечено, первым появляется восприятие и понимание, а затем уже и собственная осознанная речь.

Речевые умения и навыки общения

Исключение составляют случаи, когда есть другие трудности, и необходимо вмешаться раньше, потому что темпы приобретения медленнее. Также важно, чтобы родители, осознавая проблемы с речью, обращались за помощью к специалисту в возрасте до 5-6 лет. Чем больше он будет использовать дефектный речевой режим, тем труднее будет его исправить. Это подразумевает неправильное произношение или упущение одного или нескольких звуков на этом языке.

Дети дошкольного возраста часто испытывают трудности с отправкой ярких или дующих звуков. Оана Михальча: Есть много детей, которые примерно в возрасте 3 лет начинают заикаться. Это связано с различием между ритмом выпуска идей и их способностью выражать их в устной форме. Другими словами, их разум принимает это вперед, и ребенок ускоряется, достигая этого повторения слогов или слов. Это может быть генетическое наследство, дисфункция или даже травма, которая все еще заставляет маленького страдать.

1-2 месяца

Ребенок способен отличить человеческую речь от каких-либо других звуков. С помощью рефлекторного крика он может сообщить о дискомфорте, что является первым проявлением внешней речи. Ближе ко второму месяцу появляется улыбка, а затем смех.

5-6 месяцев

Оана Михальча: Мы помогаем малышам через сеансы речевой терапии после создания положительных и надежных отношений между специалистом и ребенком, которые будут участвовать в мероприятиях и играх, которые будут обучать мускулатуру фонографа, который научит его Правильные движения для звука.

Если да, то какие наиболее распространенные причины и какие советы вы дали родителям? Бывают ситуации, когда ребенок страдает от травмы, в которой он или она испытывает трудности или отказывается выражать себя, а также случаи, когда дети, которые становятся препятствуемыми в общении, после того, как вся семья была вынуждена говорить или слишком сильно их исправляла. Поэтому диагноз предполагает как оценку ребенка, так и сбор информации об окружающей среде и ее жизненном контексте. Первой целью, которую должен установить логопед, является не коррекция произношения, а предоставление ребенку уверенности и мотивации для общения!

Понимает некоторые наиболее часто используемые обращения. Возникает лепет – многократное повторение слогов и произнесение других, более сложных звуков: БА-БА-БА, МА-МА-МА и т.д.

7 месяцев

Во втором полугодии жизни малыш произносит цепочки звуков, напоминающие слова. Сознательно имитирует звуки речи.

Появление первых слов у детей - волшебный момент для каждой семьи и для маленького человека. Вдруг родители могут понять, чего хочет ребенок без испытания и ошибки, и без необходимости плакать или хмуриться. Простая «вода» приносит воду, а слово «мать» приносит ее матери врасплох, «мууу» говорит родителям, что игрушка из руки - корова, и они наслаждаются и улыбаются.

Но иногда первые слова ждут или развитие языка задерживается, а затем возникает беспокойство. Ниже мы обсудим, как поощрять исходный язык у детей, используя принципы обучения, описанные и научно демонстрируемые прикладным поведенческим анализом. Теперь закажите книгу Джилл Реплей и Трейси Муркетт, из которой вы узнаете, как использовать естественные инстинкты и способности ребенка, чтобы дать ему лучшее начало в жизни.

12 месяцев

Это тот возраст, когда ребенок начинает говорить МАМА и другие первые простые слова: БАБА, ДАЙ. Пытается произносить более сложные слова, чаще в виде их усеченных форм.

В полтора года ребенок способен понимать обращенные к нему слова, произносить простые фразы (действие плюс предмет). Допускается пропуск членов предложения и неполное произношение слов.

Прикладной анализ поведения, ориентированный на словесное поведение, описывает четыре основных единицы языка. Способность уравновешивать звуки, которые он исходит с родительскими, необходима для того, чтобы приобрести более сложные коммуникативные навыки. Спрос - прежде чем вы сможете говорить, ребенок плачет, тянется к тому, что хочет или показывает объект. После того, как он произносит слова, он может спокойно спросить, чего хочет, ему гораздо легче понять. В случае запроса мотивация прямо - ребенок говорит, чтобы получить то, что он хочет. Но имейте в виду, что это также требование сказать «нет», мотивация заключается в том, чтобы избежать или прекратить неприятные действия. Комментарий - очень часто дети делятся со знакомыми взрослыми, что они видят, слышат, обоняют, чувствуют, вкушают. Цель - просто радость взаимодействия, и это поведение поддерживается ответами на одобрение взрослых. Пример: ребенок видит собаку на улице и говорит «ветчину», и мой отец говорит: «Да, папа, щенок!» В отличие от просьбы, ребенок не хочет комментировать комментарий. Ответ - возникает, когда взрослый задает вопрос или что-то говорит, и ребенок отвечает или завершает. Пример: Бабушка спрашивает: «Сколько вам лет?», «Ребенок» говорит «два».

  • Имитация - ребенок учит большинство способностей посредством подражания.
  • Пример: мама говорит «ба», а ребенок говорит «ба».
  • Ребенок мотивирован взаимодействием с собеседником.
Итак, у нас есть две последовательности языка, инициированные взрослым, и две, инициированные ребенком.

Время, когда ребенок начинает говорить предложениями из трех-четырех слов и начинает использовать грамматические конструкции (употреблять окончания, приставки и т.д.). Он хорошо понимает речь, когда к нему обрашаются, может выполнить несложные инструкции.

Достаточно развита фразовая речь - ребенок может построить полноценную фразу из нескольких слов с использованием местоимений, предлогов, наречий, прилагательных и других частей речи. Неправильное произношение некоторых звуков считается вариантом нормы для этого возраста.

Имя и проверка понимания

Учитывая эту классификацию, мы продвигаемся к практическим способам поощрения речи у детей. Перед способностями говорящего формируются способности слушателя, то есть ребенок сначала понимает разговорный язык, а затем начинает выражать себя. Поэтому очень важно поговорить с ребенком и назвать его объектами, которые он видит, теми, с которыми знакомы знакомые люди.

Прежде чем он сможет поговорить, ребенок может посмотреть на мяч или показать его, когда взрослый спрашивает: «Где мяч?» Или можно посмотреть на человека, которого спросили: «Ты видишь моего отца?» И ребенок смотрит на отца. Если родители не используют имена и понимание с ребенком, то ожидается, что разговорный язык будет отложен.

Примерно к трем годам процесс становления речи считается практически завершенным. Все основы уже заложены, а дальнейшее речевое развитие – это лишь совершенствование уже сложившихся навыков.

Первое слово

Время, когда малыш произносит первое слово, чаще всего приближено к первому дню рождения. В этот период ребенок пробует соединять однотипные слоги, и на смену лепету приходят полноценные слова. Из МА-МА-МА получается МАМА – чаще всего именно это слово становится первым. Данному факту есть очень простое объяснение: мама находится с малышом большую часть времени, он видит ее постоянно и именно с ней связаны все основные эмоции и переживания. Мгновение, когда ребенок говорит «мама», запоминается на всю жизнь и становится определенной вехой в развитии и взрослении крохи.

Если, например, в комнате только папа, а мать спрашивает, где находится папа, и ребенок смотрит, это не совсем убедительное доказательство того, что ребенок отличает своего отца от других людей. Но если в комнате есть мои дедушки и бабушки, и моя мама спрашивает: «Где мой папа?» И ребенок смотрит на отца и улыбается, тогда он с большей вероятностью понимает значение слова «отец».

Точно так же, если мы попросим их принести мяч, и перед ним стоит только мяч, мы не можем знать, знает ли он мяч или просто приносит объект к его руке. Но если мяч находится на шаре, ботинке и кубе, и ребенок приносит мяч по требованию, то шансы для него больше, чтобы связать слово с объектом, на который он ссылается.

С помощью слов ребенок обозначает для себя не только близких ему людей, но и интересные объекты, вещи, события. Чуть позже появляются слова, обозначающие чувства, состояние или эмоции, например АЙ-АЙ, БО-БО. Затем начинается активное расширение словарного запаса. Необходимо отметить, что на речевое развитие оказывают влияние многие факторы, как внешние, так и физиологические. Если обратить внимание, когда начинают разговаривать девочки, то становится понятно, что они на два-три месяца опережают противоположный пол.

Имитация ребенка взрослым

Мы хотим развить способность ребенка повторять то, что мы говорим, и что мы можем сделать, чтобы показать ребенку, как весело общаться, чтобы подражать тому, что он говорит. Очень полезно поощрять различные подражания «нанана», «мамама», «дадада» путем подражания, так что ребенок мотивирован практиковать произношение как можно большего количества различных звуков.

Спрос на то, что может сказать ребенок

Кроме того, чтобы ребенок говорил с нами вокально, мы можем быть теми, кто инициирует речевую сессию, но с чем-то уже в затишье ребенка. Таким образом, у нас есть больше шансов подражать нам, чем если мы просим об этом, например, «ререр» или «сасаса», которые ребенок не может произнести. Не случайно родителей называют «матерью» и «отцом». Помимо этого, взрослые нашли способы помочь ребенку понять как можно быстрее.

Первая фраза

Приблизительно к полутора годам слова начинают объединяться между собой – так получаются первые фразы, которые сперва больше напоминают словосочетания. В этом возрасте ребенок уже способен объяснить простые вещи: «МАМА, ДАЙ», «ЭТО МОЕ», «ИДЕМ ДОМОЙ». В два года в лексиконе появляется больше местоимений и простых прилагательных: «МНЕ БОЛЬНО», «Я ПОШЕЛ», «КИСКА БЕЛАЯ». Общий словарный запас включает в себя от 50 до 100 слов.

Чтобы помочь ребенку добраться, она должна предоставить упрощенные версии своих обычных существительных и глаголов. Популярная мудрость предлагает такие слова, как «папа», «нани», «хопа», «нана» и т.д. родители могут найти свои собственные упрощения для удовлетворения потребностей общения с ребенком. Однако иногда бывает так, что родители отказываются использовать этот «разговор о ребенке» и дают детям только «взрослую» версию слов, и в этом случае часто говорят разговорный язык.

Дословный ребенок может в своих спонтанных затишьях говорить вещи, которые напоминают слова, мы можем иметь смысл в контексте. Например, ребенок стоит за столом и ест бананы. Кроме того, когда ребенок говорит «мама» в свои затишья, мать может быстро приблизиться к нему и сказать: «Мама, ты позвонил мне, малыш, вот моя мать!» Таким образом, спонтанные колыбели получают чувство коммуникации, их поощряют, и ребенок начинает использовать осмысленные звуки быстрее. Маленький ребенок испытывает звуки, не контролирует их, и эта игра приносит радость и готовит его к следующему этапу - речи.

К тому моменту, когда ребенку исполнится 2,5 года, он должен знать около 200-300 слов, уметь называть свое имя, использовать в разговоре прилагательные и некоторые другие части речи. В этом возрасте малыши начинают активно интересоваться окружающим миром и задавать вопросы. Поэтому, когда дети начинают говорить, мама должна всячески поощрять этот интерес. В 3 года у ребенка обязательно должна присутствовать фразовая речь, более того, он должен уметь составить небольшой рассказ, связывая между собой несколько предложений и правильно употребляя местоимения, прилагательные, наречия, глаголы. Разговор малыша должен быть понятен не только родителям, но и посторонним людям.

Ранние признаки нарушения речи

Процесс овладения языком достаточно сложный, и случается, что он не всегда идет гладко. Когда ребенок начинает говорить, мама должна пристально следить за процессом освоения речи. Ведь по мере роста и развития могут проявляться те или иные нарушения речи. Как правило, они дают о себе знать в раннем возрасте – до трех лет, и очень важно вовремя распознать эти признаки и принять меры к их устранению. Можно заподозрить, что у ребенка имеются проблемы с речевым развитием, если:

  • гуление и лепет появились очень поздно или вовсе отсутствуют;
  • нет реакции на обращенную речь;
  • к полутора годам ребенок не произносит ни одного слова;
  • после двух лет не развита фразовая речь;
  • ребенок не реагирует на прикосновения близких и не смотрит в глаза во время разговора.

Проблемы с речью могут возникать при некоторых неврологических патологиях, а также при заболеваниях лор-органов и недоразвитии речевого аппарата. В этом случае возможны следующие симптомы:

  • когда ребенок говорит, невозможно распознать звуки и слова – речь является нечленораздельной;
  • после перехода на твердую пищу отсутствуют навыки жевания;
  • во время бодрствования рот не закрыт, язык высунут наружу, возможно повышенное слюноотделение.

Не стоит надеяться, что подобного рода проблемы разрешатся сами собой. При любых сомнениях лучше обратиться к врачу – неврологу, отоларингологу, психологу, дефектологу. Иногда может потребоваться консультация другого специалиста.

Три года считается критическим возрастом, когда дети начинают говорить предложениями достаточно связно. Если к этому времени малыш не умеет общаться с помощью фраз, может идти речь об общем недоразвитии речи. Такая ситуация требует обязательной консультации логопеда и дальнейшей коррекции. В противном случае велика вероятность того, что речь и дальше будет развиваться с большим опозданием.

Причины задержки и нарушений речевого развития

Все причины речевых нарушений можно разделить на физиологические и социальные. Первые обусловлены проблемами со здоровьем, наличием одного или нескольких заболеваний. Вторые включают в себя особенности воспитания, окружающей среды, отношений в семье. Все эти причины могут влиять на то, со скольки дети начинают говорить.

Среди физиологических факторов наиболее распространены следующие:

  • различные нарушения слуха;
  • неврологические патологии;
  • органические поражения мозга;
  • нарушения развития органов артикуляции;
  • травмы, в том числе родовые;
  • некоторые врожденные заболевания;
  • наследственность.

Если говорить о социальных факторах, то определяющим является та речевая среда, в которой ребенок обитает с момента рождения. Это понятие включает в себя не только процесс общения взрослых с малышом, но и все обстоятельства, окружающие его и способные изменить его речевое развитие в лучшую или худшую сторону. Другими словами, то, со скольки лет дети говорят, напрямую связано с их окружением.

  1. Недостаточное внимание и общение: с ребенком не разговаривают, ему уделяют мало внимания.
  2. Невостребованность речи: малыша не стимулируют к разговору, угадывая его желания по жестам.
  3. Слишком быстрая речь у взрослых членов семьи, при которой ребенок не успевает уловить суть и выделить для себя отдельные слова.
  4. Завышенные требования родителей: стремление научить разговаривать путем постоянного повторения одних и тех же слов и фраз, не создавая комфортную, эмоционально положительную для малыша атмосферу.
  5. Психологические проблемы или стрессовая ситуация в семье – развод родителей, частые ссоры, алкогольная или другая зависимость.
  6. Посторонний шум: постоянно работающий телевизор или громко звучащая музыка, особенно песенная. Слова в ней звучат неразборчиво, поэтому у ребенка не формируется умение отличать одни речевые единицы от других.
  7. Достаточно часто логопедические нарушения возникают у детей, воспитывающихся в двуязычных семьях. Когда дети говорят «мама» на одном языке, а «папа» на другом, это во многих случаях приводит к путанице и проблемам с развитием речи.

Как помочь ребенку начать говорить

Задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку в своевременном и правильном становлении речи, предотвратить отклонения в речевом развитии, а если они уже появились – попытаться преодолеть их как можно раньше.

  • Необходимое условие для развития речи – это общение. Сразу после рождения и до года объектом общения становятся члены семьи, в дальнейшем – сверстники. В результате контакта и совместных игр у ребенка появляется необходимость выразиться – это наилучшим образом стимулирует его к речевым высказываниям. Поэтому момент, когда ребенок заговорит, наступает быстрее.
  • Разговаривая с детьми, нужно соблюдать определенные правила. Во-первых, лицо взрослого должно находиться на одном уровне с лицом ребенка – это помогает хорошо рассмотреть артикуляционные движения и быстрее освоить произношение звуков. Во-вторых, речь должна быть медленной и внятной. Тогда у малыша появляется возможность вычленить в потоке речи отдельные звуки.
  • В окружении важно создать относительную тишину, особенно в то время, когда начинают говорить и общаться. У маленького ребенка абсолютно не сформировано внимание, поэтому любые посторонние звуки будут отвлекать – мешать сосредоточиться, вслушаться и вникнуть в речь, проанализировать и понять ее.
  • Нужно строго дозировать время просмотра телевизора, а лучше полностью отказаться от него. Экранная речь оказывает негативное влияние на речевое развитие – она обладает ускоренным темпом, не наполнена интонациями, не обращена конкретно к ребенку и не побуждает к словесной реакции и ответу. Такое времяпрепровождение вырабатывает непроизвольное (вынужденное) внимание, а для обучения речи требуется способность сознательно переключаться с одного объекта на другой, то есть внимание произвольное.
  • Стоит уделить время развитию мелкой моторики – она напрямую связана с умственным и речевым развитием ребенка и от нее зависит то, со скольки лет ребенок начинает говорить. Массаж и специальная гимнастика помогут повысить активность речи и помочь сформировать правильное произношение. А пальчиковые игры будут способствовать созданию благоприятного эмоционального фона между взрослым и малышом, развитию других умений – подражать кому-то, вслушиваться и понимать смысл речи.

Чтобы помочь ребенку заговорить, нужно всего лишь придерживаться этих правил, сделав их частью своего образа жизни. Выделите время в ежедневном расписании для общения с крохой, совместных игр и занятий, и непременно помните, что любовь и внимание близкого человека – самый важный развивающий трамплин.

Ребенок сначала начинает понимать язык, а уже потом говорить на нем. Как правило, первые признаки распознавания слов он обнаруживает в 8-9 месяцев, когда начинает реагировать на смысл слов обращения к нему, а не только на вашу интонацию. А вот чуть позже, в 9-10 месяцев некоторые дети могут сами произносить простые слова: мама, папа, ам-ам, ав-ав и др.

Затем разрыв между пассивным (что он понимает) и активным (что он может сказать) словарем ребенка увеличивается. Уже в год, произнося 2-4 слова, ребенок понимает до полусотни. Причем, если говорение слов к году – необязательный фактор, но начинать понимать обращенную к нему речь ребенок уже должен.

Если развитие пассивного словаря идет быстро и плавно, то активного – скачками и медленно. Сначала ребенок пополняет свой словарь медленно (1-6 слов в месяц). Иногда эта стадия может затянуться на год. Затем случается «лексический скачок» и когда усваиваются по 8-12 слов в неделю. Спустя пару месяцев происходит «лексический взрыв» - он начинает усваивать до 12 слов в день. Вскоре после этого уже практически невозможно разграничить его пассивный и активный словарный запас.

Проверить, понимает ли ваш малыш слова довольно сложно. Есть дети, которые в 9-10 месяцев могут дать мишку, если его попросят, а некоторые не дают, но на вопрос «где мишка?» находят взглядом названный предмет и могут его схватить. Понимание слов свидетельствует о том, что речевое развитие ребенка проходит нормально, даже если его переход к стадии «говорения» затягивается. Логопед начинает работать с таким «неговорящим» ребенком именно с проверки его пассивного словарного запаса, ведь именно он является основой будущей активной речи.

Первый детский словарь неоднороден. Во-первых, это нормативные слова, звуковую форму которых ребенок упрощает и адаптирует под себя. Обычно, это слова, обозначающие предметы, с которыми он взаимодействует: вода, молоко, каша, чай, мяч, кукла и т.д. По мнению как отечественных, так и зарубежных психологов, причина этого кроется в том, что языковое и интеллектуальное развитие детей взаимосвязаны, и они начинают раньше называть те предметы, с которыми сами взаимодействуют.

Во-вторых, это звукоподражательные и лепетоподобные слова «языка нянь»: ав, бай-бай, му, баба, деда, бо-бо, ням-ням и др. Они содержать легкие для произношения звуки, как правило, соединенные из двух одинаковых слогов. У них своеобразная ритмическая структура – в этих словах нет преобладающего слога, они произносятся с одинаковым ударением. Это отвечает детской способности выговариванию звуков – в их первых словах так незаметно подчеркивается один из слогов.

Опытные педагоги советуют называть заинтересовавший ребенка предмет сразу двумя словами, полным и упрощенным (ворона – кар). Так, пассивный запас пополняется двумя словами, а активный – одним, более легким в произношении. Когда ребенок будет готов произнести более сложный вариант, он с легкость это сделает, и слово из пассивного запаса перейдет в активный.

Иногда дети могут несколько месяцев одновременно пользоваться обоими вариантами. В это время родителями следует начать отказываться от «языка нянь» и полностью перейти на взрослый язык. Как правило, это происходить между 1,8 и 2,5 годами.

Первые детские слова могут не только необычно звучать, но и означать немного не то, что означают для взрослых. Все они для него сначала являются именами собственными: чашка – это именно его чашечка, мишка – именно его игрушка и т.д.

В речи детей, научившихся немного обобщать в возрасте от 1 до 2 лет, кроме нормального присутствует и ложное обобщение – расширяется сфера использования слова и создаются собственные переносные значения. Так, слово «ава» у ребенка может означать как собаку, так и других четвероногих, а «сяй» (шар) кроме шаров обобщает и все округлое, а слово «тяй» означает не только напиток, но и все, что с ним связано (чашка, чайник) и другие напитки (сок, компот). Словарь полуторагодовалого ребенка содержит расширенный словарь половины слов его активного словарного запаса.