Внешность персонажа и его характер. Описание внешности литературного героя. Описание внешности парня

Прежде всего, хотелось бы сказать, что проблема описания героя довольно серьезная. Действительно, как сделать так, чтобы описание персонажа не вызвало негатива со стороны читателя? Расскажу о некоторых приемах, которыми пользуюсь не только я, но и другие фикрайтеры.

При описании героя следует учитывать несколько моментов. Внешность, одежда, характер, эмоции. Думаю, автор заявки не будет против, если я немного расширю ее и напишу не только о внешнем виде героя, но и о внутреннем "содержании", так сказать.

Первая часть посвящается основному вопросу.

Внешность
Для того, чтобы читателю было легко воспринимать описание внешности, и, в то же время, у него сложилась картинка-представление, можно воспользоваться несколькими способами.

1) Отражение в зеркале (или в воде).

Это похоже на описание от первого лица. Герой/героиня видит свое отражение, а автор описывает то, что предстает перед глазами (либо от третьего лица, либо от первого).
Элизабет подошла к зеркалу. Оно, как всегда, отразило безжалостную правду: невысокая, довольно пухлая девушка; невыразительные серые глаза; непослушные волосы пепельного оттенка, небрежно лежащие на плечах; курносый носик задирался кверху, а тонкие губы были сжаты в узкую полоску.

Вот читатель и получил первое представление о героине. Причем, заметьте, описание не перегружено ненужными деталями. Но все же они присутствуют и помогают судить о том, о чем умолчал автор. Возникает образ этакой пышечки с волосами по плечи и невыразительным лицом. Зато не Мэри Сью, что радует (не так ли?).

2) Описание от имени другого персонажа.

Здесь следует учитывать, от имени кого описывается персонаж. Если это друг, то описание должно быть довольно сухим, но ёмким. Друг не будет описывать мелкие детали, ему это ни к чему.
- Ну посмотри на себя. Ты высокий, стройный, ходишь в спортзал, блондин с голубыми глазами... Мечта любой девчонки. Так почему ты один?

Если это партнер или тот, кто надеется им стать, то описанию можно придать более романтический характер, с эпитетами и сравнениями.
Катя украдкой посмотрела на Максима. Глаза его были настолько черны, что напоминали два уголька. Темно-каштановые локоны мягко обрамляли лицо и спускались на плечи. Пухлые губы будто приглашали к поцелую. Чуть вздернутый нос придавал его лицу лукавое выражение. Но больше всего Кате нравилась небольшая родинка на левой щеке. Ей казалось, что она напоминает маленькое сердечко.

Если это человек, относящийся к персонажу негативно, то описание получится немного грубым, выражающим отношение к герою.
Ее всегда небрежно уложенные волосы сегодня выглядели особенно отвратительно. Когда она последний раз их мыла? Глаза ее, и так не особо красивые, были опухшими от слез, а нос напоминал нечто среднее между помидором и картошкой - этакая зардевшаяся картофелина. Лак на ногтях потрескался и наполовину сошел, а сами ногти были обгрызены до мяса. Не кормят ее, что ли?

3) Описание со слов.

Немного отличается от предыдущего описания. По большому счету, это еще одна разновидность, но я решила все-таки выделить это отдельным пунктом.
- Слышь, Пашка, говорят, Ленка сегодня выглядит просто отпадно. Прическу сделала, макияж наложила, ногти накладные приклеила и разукрасила...
- А надела что?
- Не знаю, сам не видел, но вроде какое-то совершенно обалденное платье.

Так в чем же отличие? А в том, что это описание "через третьи руки". Тот, кто описывает, сам персонажа не видел, только слышал, и теперь рассказывает другим, опуская ненужные (на его взгляд) детали и присочиняя что-то свое. Обычно после таких описаний у героев появляются не соответствующие действительности "формы и размеры" (грудь пятого размера, ноги от ушей, растрепанные патлы и т.д.)

4) Фотография (картина).

Похоже на описание в зеркале, но если зеркало - это как бы описание самого себя, то фотография дает более широкие возможности. По фотографии героя может описать любой.
Дэвид взял в руки фото, стоящее в рамочке на столике. "Какая она здесь красивая", - подумал он, проводя пальцами по глянцу. И правда, девушка на фото была хороша: длинные каштановые локоны слегка развевались от ветра, выразительные глаза цвета штормового моря блестели, как два алмаза, на губах блуждала счастливая улыбка. Подол белого сарафанчика задорно приподнялся, видимо, порывом ветерка, и обнажил стройные загорелые ножки.

5) Воспоминания.

Этот способ отличается от предыдущего тем, что описываемый образ уже запечатлелся в памяти. А уж каким он там запечатлелся - можно узнать из описания.
Дима в очередной раз закрыл глаза и попытался вспомнить, какой была Лиза год назад. Она ворвалась в его жизнь, как вихрь, и ее задорный смех изменил всё. Ее глубокие карие глаза лучились от счастья, затянутые - порой небрежно - в хвост недлинные волосы смешно топорщились на макушке, а губы постоянно улыбались. Она часто смеялась. Не потому что была глупа и беззаботна, нет. Просто она умела радоваться жизни, и от этого лицо ее было таким счастливым, что оставалось только завидовать.

Этот же прием используется, когда нужно провести некую параллель между тем, что было раньше и тем, что сейчас. Помните, как у Пушкина:
Вечор, ты помнишь...
А нынче - погляди в окно...

Тот же самый прием, но в описании природы (что, по сути, не имеет никакого значения).

6) Внутренний диалог.
Это как бы спор или просто разговор с самим собой или своим внутренним голосом. Достаточно интересный прием, который при правильной подаче вызывает улыбку читателя. Ведь большинство из нас любит "поговорить с умным человеком", т.е. с собой.
"С этим что-то надо делать, - уже в который раз думала Диана, задумчиво перебирая пряди светлых волос. - Может, сделать короткую стрижку? Дэну должно понравиться. Он давно говорит, чтобы я поменяла образ. Но мне, в общем-то, нравятся длинные волосы. А, ладно, была не была, постригусь. Но этого мало. Что же делать?" Девушка оглядела себя. Пора перестать носить брюки, надо переходить на юбки и платья. Ведь они так соблазнительно колышутся вокруг лодыжек. Диана провела руками вдоль всего тела. Загорелая кожа была мягкой и бархатистой на ощупь. "Решено: делаю короткую стрижку, надеваю платье, каблуки... О, надо цвет помады сменить, - девушка коснулась пальцами губ, немного полноватых и красиво очерченных. - Говорят, в этом сезоне модно пользоваться оттенком "Майская роза". Надо будет попробовать. Мне должно пойти. Да и к серым глазам больше подходят такие неяркие оттенки...

7) Воображение и фантазия.
Этот прием применяется тогда, когда один герой понятия не имеет, как выглядит другой. И он начинает фантазировать.
"Какая она? Совсем молоденькая, как многие из поклонниц, полюбивших его после «смерти» или совсем взрослая почтенная мать семейства, с детства лелеющая свою мечту о нем?" В голове проносились образы самых разных девушек, каждая из которых могла оказаться ею... "Губы... Интересно, какие у нее губы? А цвет глаз? А вдруг она страшна, как смертный грех?" Он представил, как приглашает ее на свидание "вслепую", и когда она приходит, он видит перед собой этакую "нимфу": коренастую, с толстенькими ножками, полную, с редкими крашеными прядями и кривыми зубами... Он вздрогнул. "Нет, этого не может быть. Судьба не может так посмеяться надо мной..."

Это, на мой взгляд, основные приемы описания внешности. Теперь перейдем ко второй части.

В рамках блога «Литературная мастерская» я стараюсь уделять большое внимание тонкостям работы над главными героями, потому что именно пресловутые ГГ в поделках начинающих авторов чаще всего получаются наименее вразумительными. Косвенно этот аспект писательского мастерства уже затрагивался в нескольких статьях, в том числе и в записи «», которую я рекомендую обязательно прочитать. Полагаю, вы также всецело прониклись идеей важности грамотной прорисовки персонажей в литературном произведении. Не повредит лишний раз заметить, что яркие и колоритные герои способны вытянуть практически любой, даже самый слабейший сюжет, в то время как картонные персонажи никогда не были любимы ни читателями, ни уж тем более критиками. Сегодняшняя публикация посвящена тем нюансам работы над героями, которые по каким-то причинам не были упомянуты в предыдущих статьях. Здесь я постараюсь восполнить информационные пробелы и сформировать у вас целостную картину работы над персонажами художественных произведений.

Важные аспекты работы над персонажем

Итак, эта публикация будет оформлена в виде перечня – я представляю его как небольшую шпаргалку, задача которой — сакцентировать внимание автора на определенных моментах, важных при работе над литературными героями. Здесь вы встретите и хорошо знакомые, общеизвестные пункты и кое-что новенькое. Начинаем.

Описание внешности

Зачастую это то самое, с чего начинается представление героя. Безусловно, внешность является весомым слагаемым образа, и ее нельзя недооценивать. Удачно расставленные акценты и запоминающиеся детали внешности способны здорово активизировать читательскую фантазию, оживить образ героя. И если для главного действующего лица (в силу серьезного внимания к его мотивации и внутреннему миру) внешность порою не столь важна, то для второстепенных персонажей верно расставленные маркеры являются жизненно необходимым условием, особенно если мир произведения густо населен.

Однако хочу предостеречь вас от крайностей в описаниях внешности. Некоторые авторы настолько увлекаются портретами своих героев, что выходят за всякие разумные рамки. Я, например, считаю, что описание внешности на полстраницы – уже перебор. Хотя лет сто назад такие портретные зарисовки были очень даже в ходу у наших классиков. Но времена меняются. Современный писатель должен уметь вычленять главное: те характерные элементы, которые выделяют персонаж из толпы, идентифицируют его в массиве других образов (шаркающую походку, бурную жестикуляцию, необычную прическу или деталь одежды.) Поэтому вряд ли кого-то заинтересует цвет носков вашего героя, если, конечно, они по какой-то причине не окажутся разными, и тогда уже станут заметной деталью, его отличием от других персонажей.

В общем, в качестве резюме этого блока отмечу: главная цель описания внешности – это создание у читателя набора маркеров, благодаря которым он сможет в дальнейшем идентифицировать героя по ходу сюжета.

Поступки

Чрезвычайно важный элемент, при помощи которого автор раскрывает характер героя. Близко к истине утверждение: нет поступков – нет характера . Хотя допускаю, что по отсутствию действий тоже можно судить о характере, но вопрос в том, будет ли интересно о таком герое читать? Полагаю, что нет. Таким образом, важно усвоить, что главный герой по ходу сюжета просто обязан совершать поступки – и не важно, окажутся они правильными или ошибочными, гуманными или бесчеловечными. На основании каждого из них мы сможем судить о герое: сопереживать ему, либо осуждать. Все, конечно, зависит от целей автора.

Вам может показаться, что сейчас я говорю какими-то прописными истинами, и все это уже давным-давно известно и без того понятно. Однако очень часто приходится наблюдать сюжеты, где главный герой почему-то не совершает никаких поступков. Да, он переживает приключения, на него нападают, его очень часто хотят убить, он борется, но вместе с тем не совершает поступков. Двигателем таких истории, по сути, являются внешние факторы, а не сам персонаж. Он же просто плывет по течению. Да, борется за свою несчастную жизнь. Но что в том удивительного, если всесильный автор эту жизнь ему сохранит в любом случае, как минимум до финала? Невелика честь. С таким же успехом герой мог всю книгу пролежать на диване: сам-то он никаких действий не совершает!

Таким образом, если вы хотите получить настоящего живого героя, которому хочется верить и сопереживать, он должен совершать поступки. Делать выбор, принимать решения и за свои решения отвечать. Герой должен действовать, а действия расскажут о его характера лучше любых оценок. Инициатором хотя бы части событий истории должен быть главный герой.

Мнение автора

Тонкая, чрезвычайно тонкая вещь на самом-то деле.

Обычно писатель выступает в качестве беспристрастного рассказчика. Эта роль всем привычна. Однако, рискнув привнести в повествование собственное мнение, писатель способен здорово встряхнуть сложившуюся ситуацию, какой бы обыденной и скучной она не была. Ведь кто, по сути, знает героев лучше автора, их придумавшего? Поэтому и мнение его на их счет будет чрезвычайно мощным ресурсом, и на данный момент довольно оригинальным способом раскрытия некоторых граней персонажа. Не обязательно давать какие-то длинные и многостраничные психологические характеристики, это ни к чему. Иногда достаточно одной фразы, чтобы обозначить наше отношение к поступку или поведению персонажа.

Конечно, все это должно быть продуманно, аккуратно и гармонично. Такой шаг можно заранее обыграть, указав рассказчика, к примеру, в качестве отдельного персонажа, которому уже тем более дозволено высказывать собственное мнение по любому поводу. Как видите, это довольно интересный и, главное, неизбитый прием, который при случае можно удачно использовать в своих произведениях.

Мнение других персонажей

Не открою Америки, если скажу, что определенное влияние на образ героя оказывают и мнения окружающих его персонажей. Например, если все они относятся к герою с почтением и уважением, мы понимаем, что для того есть некий весомый повод. А если окружающие пренебрегают его мнением, перебивают или просто не слушают, значит, герой не сумел добиться их доверия и уважения, либо умудрился где-то его растерять. Это тоже можно назвать важными деталями, помогающими выписать портрет персонажа.

Тут еще важно помнить, что в книге в принципе не может быть ситуации, когда все относятся к герою одинаково. Даже будь он в высшей степени гуманным и добрым, или наоборот – до омерзения жестоким и злым. Добрых будут ценить и любить, но всегда найдутся и те, кто будет завидовать, а также и третьи, кто увидят за внешними проявлениями доброты обыкновенную корысть. Со злыми и жестокими все то же самое: большинство будет бояться и сторониться их, но объявятся и подражатели, готовые идти за сильной личностью, не разбираясь в ее мотивах и намерениях. Все эти нюансы человеческих отношений нужно постараться вживить в полотно книги. Возможно, для наглядности даже потребуется нарисовать схему, обозначить на листке всех персонажей и характер отношений между ними.

Мысли героя

Не следует о них забывать. Через мысли героя проще всего раскрыть его мотивы, желания, мечты, а значит, и сам характер. Герой может размышлять, продумывать и строить планы, эмоционировать, и все это играет на руку нашему замыслу – изобразить персонажа как самого настоящего живого человека. Мысли и внутренний монолог героя – очень действенное орудие.

Также хочу обратить ваше внимание на довольно распространенный прием, когда автор вставляет мысли героя по ходу действия или диалога – зачастую с тем намерением, чтобы раскрыть смысл происходящего под другим углом. В этом случае герой может давать про себя самые неожиданные характеристики собеседнику или разворачивающимся событиям. И то, и другое, безусловно, раскрывают характер. Стоит отметить, что иногда при должном мастерстве автора подобный прием способен сделать самую скучную сцену незабываемой и искрометной. Так что рекомендую.

Речь героя

Речь персонажа тесно связана с его мыслями, однако, как мы уже отметили выше, не всегда является их явным воплощением. Тем интереснее для нас диссонанс, в котором герой говорит одно, а думает совершенно другое. В классических же случаях речь героя – это и воплощение его мыслей, и средство коммуникации с окружающим миром. Склонность к разговорам или их боязнь, речь уверенная или сбивчивая – все это яркие детали, помогающие в прорисовке характера. И, конечно же, их следует тщательно продумывать.

На этом, пожалуй, все. Вы познакомились с основными элементами работы над литературными героями и теперь можете смело применять их на практике. В чем вам и желаю успеха. Подписывайтесь на обновления блога «Литературная мастерская». До скорых встреч!

1. Что является ценностями для персонажа? Деньги, дружба, власть, вера, что-то ещё? Насколько они важны для него?

2. Что для персонажа внешне красиво, а что уродливо? "Внешне" подразумевает все пять чувств, какая-то музыка может быть для него красивой, а какой-то запах - омерзительным. Красивым может быть и некий стиль вообще - например, некоторые без ума от готики.
А) Есть ли у персонажа идеал красоты, кто-то или что-то, что представляется ему совершенством, абсолютно прекрасным?
Б) Есть ли что-то, что вызывает у него омерзение?
В) Насколько для персонажа важна красота?

3. Есть ли у персонажа строгие моральные принципы?
А) Насколько они строги?
Б) Может ли он поступиться ими? Если да, то при каких обстоятельствах?
В) Есть ли для персонажа понятие табу, Греха, то есть нельзя просто потому, что нельзя?

ТЕСТ 1: Как персонаж ответил бы на вопрос "Чего ты не сделал бы ни за что?"
ТЕСТ 2: Как персонаж относится к выражению "Если нельзя, но очень хочется, то можно"?

4. Честен ли персонаж?
А) При каких обстоятельствах персонаж способен солгать? Легко ли это для него, или он будет честен до последнего?
Б) Как персонаж относится ко лжи?

5. Исповедует ли персонаж какую - либо религию/философию?
А) Почему он исповедует именно эту религию/философию?
Б) Исповедовал ли он ранее какую-либо другую религию/философию? Если да, то почему он поменял её?
В) Насколько серьёзно он относится к своей религии/философии?

6. Чего персонаж хочет от жизни - славы, достатка, любви? Как он хочет жить - тихо и сыто, странствуя в поисках приключений, роскошно и богато, один в глуши?
7. Есть ли что-то, ради чего живёт персонаж?
А) Считает ли он, что у него в жизни есть некая цель, которой он должен добиться или миссия, которую он должен выполнять?
Б) В чём смысл его жизни, что-то, без чего он не мыслит себя? В свободных странствиях, общении с друзьями, сражениях?
В) Есть ли у персонажа сокровенная мечта, самое главное желание?
ТЕСТ: Как сам персонаж ответил бы на вопрос "Для чего ты живёшь"?
8. Как персонаж относится к смерти?
А) Что такое, по мнению персонажа, смерть? Совпадает ли "официальное" мнение религии/философии, которую он исповедует с его собственным представлением?
Б) Боится ли он умереть?
В) Какие чувства у него вызывает вид мёртвого тела?
9. Легко ли испугать персонажа? Чего он боится? Есть ли у него иррациональные страхи, фобии, ночные кошмары?

10. При каких обстоятельствах персонаж побежит, спасая свою жизнь?

11. Романтичен ли персонаж или скорее циничен?

А) Склонен ли персонаж приукрашивать обстановку, "смотреть на мир через розовые очки"?
Б) Если нет, то склонен ли персонаж "срывать розовые очки" с других, деромантизировать обстановку?

12. Оптимистичен ли персонаж, реалистичен или пессимистичен?
А) Склонен ли он к нытью?
Б) Склонен ли он подбадривать окружающих?

ТЕСТ 1: Быстро! Стакан для персонажа наполовину полный, или наполовину пустой? Коньяк пахнет клопами, или клопы коньяком? У него зарплата меньше, или у соседа больше?
ТЕСТ 2: Партия находится в пещере, заваленной камнями. Завал серьёзный, собственными силами справиться вряд ли реально. Они не знают, известно ли кому-нибудь о том, где они и что с ними. Их с равной вероятностью могут спасти через час или никогда. Как будет себя вести персонаж в такой ситуации?


ОТНОШЕНИЕ ПЕРСОНАЖА К ОКРУЖАЮЩИМ

1. Важно ли для персонажа мнение окружающих о нём?
А) Склонен ли персонаж к показухе, "игре на публику"?
Б) Стремится ли персонаж нравиться окружающим?
В) Что бы он хотел, чтобы о нём думали? Кем он хочет выглядеть в глазах окружающих?
2. Общителен ли персонаж?
А) Легко ли для него сходиться с новыми знакомыми?
Б) Любит ли он находиться в компании, или предпочитает уединение?

ТЕСТ 1: Нравятся ли вашему персонажу вечеринки?
ТЕСТ 2: Как персонаж отнёсся бы к перспективе провести два дня дома в полном одиночестве?

3. Терпим ли персонаж к окружающим?
А) Может ли он терпеть, когда другие ведут себя, по его мнению, неправильно?
Б) Склонен ли он к морализаторству?

4. Делит ли персонаж людей на "своих" и "чужих"?
А) Насколько строго для персонажа проведена граница между "мы" и "они"?
Б) Как различается его поведение со "своими" и "чужими"?
В) При каких обстоятельствах "чужой" станет для персонажа "своим"? Легко ли это?
Г) Как персонаж относится к чужакам и незнакомцам?
Д) Есть ли для персонажа такое понятие, как "враги"?

5. Склонен ли персонаж к какому-либо виду шовинизма?
А) Как влияет на отношение персонажа к другому персонажу:
a. Пол?
b. Возраст?
c. Раса?
d. Внешность?
e. Одежда?
f. Социальный статус?
Б) Есть ли у персонажа какое-либо особенное отношение к представителям своей расы?
В) Как персонаж относится к представителям негуманоидных (гринскины, марсиане, кентавры, etc.) рас?
Г) Как персонаж относится к проявлениям чужого шовинизма?

ТЕСТ: Трактир. За соседнем с персонажем столиком сидит подвыпившая компания и травит анекдоты о его расе ("Вы знаете, сколько хоббитов нужно, чтобы поменять лампочку?..."). Его реакция?

6. Склонен ли персонаж прощать, или он скорее злопамятен? Есть ли вещи, которых он не прощает?
7. Мстителен ли персонаж?
А) За что персонаж склонен мстить?
Б) Насколько важна для него месть?
В) Если персонаж будет мстить, то по принципу "око за око" или по принципу "воздастся сторицей"?
Г) Как далеко может зайти персонаж в своей мести?
Д) На что он готов пойти ради выполнения мести?
Е) Если окажется, что месть требует слишком много времени, сил и средств, махнёт ли персонаж рукой или будет идти до конца?

8. Склонен ли персонаж к самопожертвованию?
А) При каких обстоятельствах он может рискнуть здоровьем или жизнью?
Б) При каких обстоятельствах он пойдёт на НЕМИНУЕМУЮ смерть?
В) При каких обстоятельствах персонаж готов пожертвовать...
1) Душой?
2) Разумом?
3) Свободой?
4) Благосостоянием?
5) Главной силой (Для мага это - возможность колдовать, для священника - божье благословление, для хакера-киберпанка - нейрошунт)?
6) Близкими?

Г) Есть ли что-то, чем персонаж не пожертвует ни при каких обстоятельствах?
ТЕСТ: Сравните две ситуации.
Первая: Бой. Персонаж видит, что в его товарища целятся из арбалета. Он может успеть прикрыть его своим телом, но ни на что другое времени нет.
Вторая: Товарища персонажа собираются вешать. Шансов освободить нет, но есть возможность поменяться с ним местами. Есть время всё обдумать.
Будет ли поведение персонажа разным в этих ситуациях?

9. Насколько свободолюбив персонаж?
А)Склонен ли он подчиняться, или напротив, тот факт, что ему приказывают вызывает у него желание сделать наоборот? Если скорее второе, то есть ли кто-то, кому он всё же готов подчиняться ("Кроме Господа я не знал царей...")?
Б) Как он относится к старшим по званию и представителям власти?
В) Как он относится к власти закона над собой?
Г) Склонен ли он пунктуально исполнять данные ему указания, или скорее сначала сделает, а потом будет разбираться?
Д) Может ли персонаж смириться с рабством?
Е) Может ли персонаж потерпеть рабство некоторое время?
Ж) Смог бы персонаж прислуживать (Например, за столом)?
З) Легко ли персонаж подчинился бы силе, или стоял бы до последнего?
И) Есть ли что-то, что заставило бы персонажа унижаться?
К) Есть ли для него понятия "Долга Службы", "Долга Чести", etc.?
Л) Есть ли для персонажа разница между подчинением тому, кто имеет над ним власть по закону и подчинением тому, кто просто сильнее?
10. Насколько властен персонаж?
А) Нравится ли персонажу приказывать другим?
Б) Как он относится к младшим по званию?
В) Как персонаж ведёт себя с подчинёнными?
Г) Мог бы персонаж стать рабовладельцем?
Д) Мог бы персонаж стать начальником?
Е) Как персонаж относится к людям с рабской психологией, готовым подчиняться?
Ж) Как он относится к непокорным, не признающим власти над собой?
11. Жесток ли персонаж?
А) Как он относится к чужим смерти и страданиям? Ужасны они для него, смотрит ли он на них хладнокровно, или радуется им?
Б) Может ли он убить? Если да, то при каких обстоятельствах? Что он при этом будет чувствовать? Станет ли это для него потрясением, удовольствием, или он отнесётся к этому с безразличием?
В) Убивал ли он раньше? Если да, то при каких обстоятельствах? Как это отразилось на нём?
Г) Способен ли персонаж пытать? Насколько жестоко? Если да, то что он при этом будет ощущать?
Д) В бою, старается ли персонаж только защищаться, обезоруживать, обездвиживать, калечить или убивать противников?

ТЕСТ 1: На персонажа бежит незнакомый ему человек, вооруженный мечом. В руках персонажа - заряженный пистолет. Он с гарантией может попасть в любую точку тела бегущего, выстрелить в воздух или убежать. Его действия? А в ситуации, когда возможности убежать нет?
ТЕСТ 2: На глазах персонажа знакомый персонажу человек (например, член его команды) собирается добить поверженного противника, не способного сопротивляться. Его реакция?
ТЕСТ 3: Знакомый персонажа собирается пытать пленника. Реакция персонажа? Попытается ли он остановить его, отвернётся, поучаствует, будет наблюдать или останется безразличен?
ТЕСТ 4: Знакомый персонажа таки применил пытки. Изменит ли это отношение вашего персонажа к нему? Каким образом?


ОТНОШЕНИЕ ПЕРСОНАЖА К СЕБЕ

1. Как персонаж относится к себе?
А) Относится ли он к себе патетично или с долей самоиронии?
Б) Насколько он любит себя?
В) Бывает ли так, что персонаж ненавидит или презирает себя?
Г) Как персонаж относится к оскорблениям в свой адрес?
Д) Как персонаж относится к смеху над собой?
Е) Склонен ли персонаж жалеть себя?

ТЕСТ: В разговоре с друзьями персонаж случайно допускает смешную и глупую оговорку. Друзья радостно смеются. Его реакция? Обидится ли он, разозлится, посмеётся вместе с ними? Как изменится его реакция, если те, с кем он говорит - не друзья, а малознакомые люди?
2. Насколько персонаж доволен собой? Есть ли в его характере что-либо, что он хотел бы изменить?
3. Насколько персонаж уверен в себе? Верит ли он, что у него всё получится?

ТЕСТ: Персонаж стоит на краю широкого и широкого ущелья, через которое перекинут призрачный мост. Он знает, что "Мост выдержит только того, кто верит в себя". Его действия?
4. Легко ли на него повлиять, убедить в чём-либо? Как он реагирует на попытки оказать на него влияние?
ТЕСТ: Проповедник на улице останавливает персонажа и начинает излагать ему свою веру, убеждая вступить в неё. Его реакция?
5. Насколько персонаж контролирует себя?
А) Легко ли спровоцировать персонаж на некое действие?
Б) Легко ли привести его в состояние аффекта?
В) Легко ли персонажу, находясь в состоянии аффекта, взять себя в руки?
Г) Есть ли у персонажа "любимая мозоль", что-либо, от чего он легко теряет самообладание?
Д) Бывает ли так, что в состоянии аффекта он совершает действия, о которых потом жалеет?
Е) Существует ли что-то, являющееся для персонажа тяжелопреодолимым искушением?
6. Как персонаж развлекается и снимает стресс?
А) Есть ли у персонажа хобби, увлечения?
Б) Что ему нравится делать?
В) Чем он не любит заниматься?
Г) Есть ли у него вредные (или безвредные) привычки? Насколько он от них зависит?
Д) Что для персонажа важнее - "Я должен" или "Я хочу"?
Е) Может ли он удовлетворять свои желания в ущерб обязанностям?
Ж) Может ли он подавлять желания ради обязанностей?

Имя: Изабелла-Франсуаза де Рош-Вилльер, виконтесса де Шанти
Дата рождения: 12 июня 1611 года
Описание внешности: Невысокая блондинка с удивительно нежной светлой кожей. Глаза голубые, распахнутые, очень лучистые. Личико имеет форму правильного классического овала, тонкие гармоничные черты. В зависимости от того, как одета и накрашена, может выглядеть и бесцветной простушкой, и ослепительной красавицей. Несмотря на внешнюю утонченность, очень сильна и вынослива. Красивые кисти рук, тоненькие изящные пальчики, которые одинаково ловко владеют пером, шпагой, струнами лютни и вышивальной иглой. Если одета в мужской костюм, то производит впечатление мальчишки-подростка. Когда мадемуазель одевает привычное для дамы платье, то это впечатление пропадает напрочь, потому что фигурка приобретает весьма и весьма соблазнительные женские формы.
Основные черты характера: Она из тех, про кого говорят - огонь в ледяной упаковке. Внешне скромная, застенчивая девушка, которая при знакомстве раскрывается и оказывается очень живым, порывистым и романтичным созданием. Очень целеустремленная. Несмотря на природную мягкость, способна на решительные, даже жесткие поступки. Умеет выслушать, достаточно тонкий психолог. С женщинами учтива и вежлива, с незнакомыми мужчинами сдержанна и даже излишне строга. Совершенно не умеет кокетничать. Весьма музыкальна. Привыкла не доверять посторонним людям. Твердо знает, чего хочет, и ни за что не отступится от своих моральных принципов, главный из которых: "Служи только Богу и Франции". Богатство, светская жизнь совершенно не привлекают ее, хотя иногда втайне она мечтает о придворной жизни и веселых балах.

Биография: Единственная, поздняя и очень желанная дочка, появившаяся на свет после пяти братьев. Родилась и выросла в Ла-Рошели оплоте французского протестантизма. Получила прекрасное, хотя и несколько сумбурное воспитание. Унаследовала от родителей пылкость натуры, искренность, абсолютную честность и преданность канонам своей конфессии. Во время осады города участвовала в военных действиях наравне с мужчинами. К моменту капитуляции Ла-Рошели из всей семьи в живых остались только ее мать и старый дед - верный соратник адмирала Колиньи, переживший еще Варфоломеевскую ночь. В день, когда войска короля входят в город, с Изабеллой чуть было не происходит несчастье: на улице ее подлавливают пятеро гвардейцев его высокопреосвященства и пытаются изнасиловать. Довести дело до конца им не дает лишь вмешательство незнакомца в мушкетерской форме. Он отбивает пленницу у насильников и отводит перепуганную девушку домой. Кроме того, увидев бедственное положение домочадцев спасенной, он дает матери Изабеллы достаточно большую сумму денег, чтобы семья могла выбраться из города и иметь пропитание на первое время. Всего этого более чем достаточно для того, чтобы по уши влюбиться в своего благодетеля. А уж если спаситель молод, красив и безмерно обаятелен - тут пахнет уже роковой страстью. Односторонней, разумеется! И он об этом даже не догадывается. Когда семья устраивается жить в Кале, нежная дворяночка проявляет все свои организаторские способности и завидный талант предпринимательницы: через подставное лицо организует молочную ферму, которая поставляет первоклассные свежие продукты всей городской знати. Казалось бы, все налаживается: есть крыша над головой, положение в местном обществе, надежный источник дохода, дающий неплохие по провинциальным меркам деньги. Есть женихи. Но Изабелла, на свою беду, протестантка, и брак с католиком для нее невозможен. Кроме того, даже спустя несколько лет она не может забыть того мушкетера, которому так обязана ее семья. Весной 1630 года умирает мать девушки. Изабелла решает перебраться в Париж. Что она там будет делать, где жить - ей неведомо. Единственное, что она знает наверняка: она любой ценой должна найти этого дворянина, назвавшегося шевалье д`Эрбле, отдать ему долг... и дальше один Бог знает, что будет. Потому что ради него она готова на все. Даже на то, чтобы забыть о тех принципах, которые для нее святы.

Динамичные и объемные персонажи приковывают внимание читателей и приводят сюжет книги в действие, но правильно описать персонажа не так-то просто. Потребуется приложить известные усилия, чтобы читателя заинтересовало ваше описание. Познакомьтесь со своим персонажем и подумайте, как черты могут влиять на описание. После этого используйте самые выразительные детали, чтобы описать внешний вид персонажа.

Шаги

Познакомьтесь со своим персонажем

    Составьте список характеристик , чтобы создать объемного персонажа . Вы должны знать о нем все, поэтому не обойтись без подробного перечня характеристик. Укажите все подробности от внешних качеств до происхождения, должности, интересов, фобий, хобби и других деталей.

  1. Сделайте набросок персонажа в качестве зрительного ориентира. Попробуйте нарисовать своего персонажа с учетом всех внешних особенностей. Рядом напишите сведения вроде происхождения персонажа, интересов и других описательных подробностей.

    • Это достаточно произвольный формат создания персонажа.
    • Допускается использовать несколько техник. Иногда полезно сделать набросок внешнего вида и составить таблицу характеристик.
  2. Найдите подходящую фотографию. В некоторых случаях полезно коллекционировать фотографии людей, мест и предметов, которые вас вдохновляют. Возможно, вы захотите создать персонажа на основе знакомого вам человека или внешнего вида знаменитости. Используйте фото в качестве основы или образца.

    • Собирайте подходящие фотографии в альбомы в электронном или физическом виде.
  3. Определите уникальные особенности персонажа. У каждого персонажа есть свои особенности, по которым его не спутать с другими. Используйте такие отличительные черты, чтобы читателю было проще представить образ. Они должны доминировать над базовыми описательными признаками (к примеру, шрам на лице персонажа важнее, чем толщина губ).

    • Например, у персонажа может быть родинка в форме сердца, отсутствующий зуб или заметная хромота.
    • Благодаря таким особенностям персонаж обретает черты реального человека. Вдобавок, по ним можно быстро описать второстепенных действующих лиц.
  4. Составьте список конкретных признаков персонажа. Не обязательно использовать все признаки в произведении, но работать с готовым списком гораздо удобнее. Далее можно будет использовать лучшие описательные фразы в сюжете. Вот несколько примеров:

    • Татуировка в виде алмаза ниже линии ресниц отвлекала внимание от его зеленовато-голубых глаз.
    • В движении ее ноги раскачивались словно ходули.
    • При порывах ветра волосы окутывали ее лицо словно языки пламени.
  5. Не используйте штампы и клише. Это касается как подхода к описанию, так и выбора подходящих слов.

    • Например, распространенным штампом при знакомстве с персонажем является так называемый «метод зеркала», когда персонаж рассматривает свое отражение. Не используйте этот прием!
    • Примеры описательных клише: «кровь с молоком», «холодный как лед» или «слепой как крот».

Используйте внешние черты в описании

  1. Обдумайте возможные движения персонажа. Характер движений и действий персонажа поможет многое сказать читателю. Это важная часть описания! Используйте движения, чтобы познакомить читателя с некоторыми особенностями персонажа.

    • Например, если человек волочит ноги, он выглядит и двигается не так, как персонаж с быстрой или неторопливой походкой.
    • Возможно, он постоянно суетится или часто пишет сообщения, переминается с ноги на ногу во время беседы или ходит с опущенной головой, чтобы не привлекать внимания. Используйте такие движения.
  2. Укажите тип прически. Люди часто выбирают такую прическу, которая лучше всего подчеркивает их личность. Стрижка, цвет волос и укладка позволят читателю лучше понять персонажа.

    • Например, розовый ирокез может являться отличительной чертой бунтаря, а ровная салонная укладка покажет, что ваш персонаж скорее важная и почитаемая персона.
    • Также прическа может отражать разные грани личности. Например, главное действующее лицо может быть успешным генеральным директором с аккуратной прической средней длины, но также иметь скрытую розовую прядь или укороченную длину волос с одной стороны лица, что позволяет ей быстро превращаться из акулы бизнеса в бунтаря и сорвиголову.
  3. Отразите личность персонажа в одежде. Также люди находят самовыражение в одежде, поэтому не забывайте про такой аспект. Что читателю следует знать о персонаже, чтобы полностью понять сюжет? Также это отличный способ описывать второстепенных действующих лиц. Вот некоторые примеры:

    • Важный человек может носить деловой костюм.
    • Одежда художника может быть испачкана краской.
    • Атрибутом рок-звезды может стать кожаная куртка.
    • Персонаж второго плана может быть атлетом и носить спортивный костюм.

Составьте описание

  1. Определите необходимое количество описательных фраз. Не перегружайте читателей большим количеством описаний, но помогите им сформировать полноценное представление о персонаже. Учитывайте свою целевую аудиторию и жанр произведения. Это поможет сделать выбор между подробным всесторонним описанием персонажа и минимально необходимым количеством таких деталей.

    • Например, представители классических жанров обходятся без подробных описаний. Они могут сообщить столько информации, сколько необходимо, чтобы составить представление о внешнем виде персонажа. Например: «Резкий голос исходил откуда-то из косматой бороды мужчины».
    • С другой стороны, жанровые авторы часто вдаются в подробности. Например, в жанре фэнтези или научной фантастики можно встретить полное описание персонажа, который является эльфом или киборгом, а не человеком: «Половина головы была скрыта под металлической пластиной, а из-под привода челюсти виднелись провода. В правой глазнице находился обычный голубой глаз, а вот слева располагалось некое подобие фотообъектива. Длинный остроконечный нос устремлен вниз к тонким роботизированным губам».
  2. Сосредоточьтесь на отличительных чертах вместо незначительных деталей. Сообщите только те сведения, которые необходимы читателю, поскольку всех подробностей не уместить. Грамотное описание позволяет читателю узнать персонажа, а не только его внешний вид. Вот некоторые примеры:

    • «Черные корни волос резко выделялись на фоне светло-русых локонов», - читатель поймет, что персонаж красит волосы, но не всегда придерживается выбранного стиля.
    • «На нем была кофта с логотипом пиццерии, которая закрылась еще три года назад. Она висела на долговязой и тощей фигуре как на вешалке», - персонаж носит старую одежду не по размеру и не может позволить себе новые вещи.
  3. Используйте образный язык, чтобы составить увлекательное описание. Задействуйте метафоры, сравнения, гиперболы и персонификацию, чтобы читателю было проще представлять персонажей и события. Стремитесь подойти к задаче творчески, а не просто перечислить основные внешние особенности.

    • Например, вместо фразы: «У Ксении были длинные каштановые волосы и карие глаза», - лучше написать: «Лицо Ксении окутывали густые темные локоны, за которыми прятались янтарные глаза».
    • Метафоры и сравнения позволяют сопоставить, казалось бы, непохожие вещи, но при сравнении используются слова «как» или «будто», что делает сопоставление более очевидным.
    • Персонификация наделяет человеческими чертами животных и различные предметы. Например, «ее глаза прятались от его вопросов».
  4. Не используйте пурпурную прозу, которая подразумевает большое количество описаний. Таким термином называют прозаический текст, который содержит много описаний и витиеватых слов, но не привносит в сюжет ничего нового. Это расстраивает читателей, поэтому используйте описание только в том случае, если оно помогает развивать сюжет. Описывайте только самые необходимые аспекты и меньше разглагольствуйте без надобности.

    • Старайтесь использовать в описании как можно меньше слов.
    • Например, можно написать: «Она покрасила волосы в чернильный цвет, чтобы больше походить на творца». Не нужно вдаваться в чрезмерные объяснения: «Ее черные волосы оттеняли бледную кожу словно нефтяное пятно на поверхности океана. При каждом взгляде в зеркало она замечала романтического поэта, который родился в другую эпоху. Это помогало ей если не являться, то хотя бы ощущать себя творцом».
  5. Используйте синекдоху, чтобы описать персонажа одной чертой. Синекдоха - это литературный прием, который задействует один аспект или часть, чтобы описать целое (человека, место или предмет). В таком случае подробное описание не требуется. Сосредоточьтесь на одной, самой выдающейся черте. Это удобный способ быстро и убедительно охарактеризовать персонажа без лишних слов.

    • Синекдоха станет отличным выбором для второстепенных персонажей!
    • Выберите выделяющиеся черты, по которым легко опознать персонажа, вроде розового ирокеза, острого подбородка, сгорбленной спины, походки, неповторимого запаха. Такая черта может быть как положительной, так и отрицательной. Описывайте всего персонажа таким качеством.
    • Например: «Когда мимо окна проходил розовый ирокез, я понимала, что соседка уже вернулась домой».
  6. Задействуйте чувственные детали, чтобы оживить персонажа. Не используйте только физические характеристики. Взывайте ко всем пяти чувствам читателя! Конечно, можно ограничиться меньшим количеством, но используйте такой прием.

    • Опишите запах персонажа, чтобы задействовать обоняние. Например: «От Катерины Розенбаум всегда пахло свежеиспеченным печеньем».
    • Опишите грубый рубец или шелковую кожу персонажа, чтобы задействовать осязание.
    • Сравните голос персонажа со щебетом птиц или рокотом двигателя, чтобы задействовать слух.
    • Расскажите об одежде и прическе, чтобы задействовать зрение.
    • Также старайтесь задействовать чувство вкуса. Например, опишите поцелуй персонажей.