Василий кандинский выставка. Пять главных картин с выставки василия кандинского «багатели» в гмии им. пушкина

Василий Кандинский. «Иматра», 1917 г. Из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

Куратор выставки,

заведующая отделом личных коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина Наталья Автономова рассказала Posta-Magazine о московском периоде художника, самой большой любви и музыке его жизни и творчества.

Московский период

«В этом году весь мир отмечает 150 лет со дня рождения Василия Кандинского , и предстоящая выставка в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков - одно из многочисленных юбилейных событий. Родившись в Москве, он в пятилетнем возрасте из-за болезни отца вместе с родителями переехал в Одессу. Получив юридическое образование в Московском университете, он в тридцатилетнем возрасте решает посвятить себя искусству и переезжает в Мюнхен, где поступает в частную студию живописи Антона Ашбе. Мюнхен - второй родной город Кандинского после Москвы, город прекрасной художественной школы и больших возможностей.

В 1914 году разразившаяся Первая мировая война вынуждает его вновь вернуться в Москву, где он останется вплоть до 1921-го. Московский период в творчестве Кандинского - поистине уникальное время. Особенно насыщенными были три послереволюционных года: он активно участвует в выставках, занимается педагогической работой. В этот момент он, не отказываясь от абстракции, снова возвращается к предметной живописи - создает маленькие этюды и виды из окон своего дома. В 1916 году он пишет очень интересную картину «Москва. Красная площадь», которая стала своего рода точкой отсчета его новой жизни: он встречает свою будущую вторую жену, Нину Андреевскую . Их знакомство состоялось по телефону - она позвонила ему, чтобы передать какую-то книгу или посылку, и ее голос настолько его впечатлил, что после этого разговора он написал акварельную фантазию «Одному голосу». И это не случайно - Кандинский был чрезвычайно музыкален, с музыкой у него были особые отношения. В детстве он играл на виолончели, прекрасно знал оперу, увлекался Вагнером и Скрябиным, общался с представителем Новой венской школы, революционером в музыке Арнольдом Шенбергом, которому он говорил, что тот делает в музыке то, что сам он воплощает в своих живописных произведениях.

С Ниной Андреевской Кандинский прожил тридцать лет, несмотря на солидную разницу в возрасте (на момент их встречи Нине было 23, а Кандинскому - 50). Это была удивительная пара и любовная история. Подготавливая выставку, я стала искать какие-то их письма, но ничего не обнаружила: как вспоминает Нина, они „ни на день не расставались“».

«Багатели»

«Московский период интересен еще и тем, что Кандинский возвращается к живописи на стекле - старинной традиционной технике, которая была распространена в Баварии, Чехии, Словакии и на юге России. Главными героями этих сюжетов были в основном почитаемые в народе святые. Кандинский заинтересовался этой техникой в Мюнхене, у него была целая коллекция баварских стекол, которую он собирал вместе со своей верной соратницей художницей Габриэле Мюнтер. Он сам писал композиции на стеклах, которые сейчас хранятся в собрании мюнхенской галереи Ленбаххаус.

И вот в 1917 году, когда он счастлив в новом браке, у него только родился сын, он снова обращается к подстекольной живописи. Возможно, причина в его эмоциональном состоянии, а может, он чувствовал необходимость в создании некоего интимного мира посреди голодного и холодного 1917-го. Отсюда и фольклорные, сказочные сюжеты «багателей» (от французского bagatelle, что означает «безделушка», «пустячок») . Изначально Кандинский так называл акварели, которые он писал в 1916 году в Стокгольме. Уже открыв к тому времени новые пространства в искусстве, он как бы играючи возвращается к своим старым привязанностям и темам, но уже на другом уровне и в очень свободной манере. Можно смело сказать, что это своеобразные шедевры в своем малом формате.

Также на выставке мы показываем акварели 1915-1916 годов из небольшого города Яранска, что под Вяткой, нынешним Кировым. Там в краеведческом музее около десяти лет назад совершенно неожиданно обнаружили шесть акварелей и рисунков, которые попали туда в 1920-е годы. Вообще многие вещи Кандинского московского периода оказались рассеяны по разным галереям и музеям России и бывших советских республик. Это связано с тем, что, покинув Россию в 1921 году, он оставил в Москве работы, которые впоследствии были национализированы и, в соответствии с распространенной в 1930-е годы практикой, разосланы по стране. Так, на нашей выставке мы показываем три стекла из Национального музея Азербайджана в Баку, которые долгое время были известны исследователям лишь в черно-белых фотографиях».

Интеллектуал авангарда и человек XIX века

«Нина Николаевна в своих воспоминаниях пишет, что после революции Татлин обратился к Кандинскому, пригласив его принять участие в строительстве новой культуры. У него появилось огромное поле деятельности: организация выставок, охрана памятников, строительство музеев, педагогическая деятельность в ГСХМ (Вторые государственные свободные художественные мастерские). И хотя он аккумулировал эти веяния времени, надо понимать, что Кандинский все же был родом из XIX века, в нем не было радикализма Родченко, с которым они и не смогли найти общий язык, хотя и были дружны. В отличие от Родченко, видевшего развитие живописи в союзе с архитектурой и дизайном, Кандинский, с его символистскими корнями, тяготел к музыке и поэзии . Вообще Василий Кандинский очень не прост для изучения - в его творчестве одинаково сильны интеллектуальная и интуитивная составляющие».

Детали от Posta-Magazine
Выставка открыта с 20 декабря по 12 февраля
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-ХХ веков.
Ул. Волхонка, 14
www.arts-museum.ru

В Русском музее открывается выставка, посвященная 150-летию со дня рождения Василия Васильевича Кандинского , художника, стоявшего у истоков абстрактного искусства. Это уже вторая в этом году выставка, приуроченная к юбилею: российские музеи, и каждый со своей «оптикой», подступаются к наследию Кандинского, пристально исследуя все его грани. Третьяковская галерея весенней выставкой искала созвучия и «противозвучия» двух знаменитых и значимых произведений художника, написанных в 1913 году: «Композиции VII» и «Композиции VI». Последняя хранится в Русском музее, кураторы которого изучают Кандинского под несколько другим углом. Их интересуют национальные истоки в искусстве теоретика беспредметности, выходца из купеческой семьи потомков сибирских каторжан.

«Импровизация 11»
1910

Поэтому для сравнения, наряду с живописными и графическими произведениями мастера, образцами авторского фарфора, на выставке будут представлены работы его знаменитых современников: Ивана Билибина, Елены Поленовой, Сергея Малютина, Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Казимира Малевича, Давида Бурлюка, Алексея Явленского, Марианны Веревкиной и др.

Судьба Кандинского, стоит напомнить, сложилась необычно: на протяжении довольно долгой жизни (1866–1944) он был гражданином трех стран: России, Германии и Франции. Прабабушка художника была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец - представителем древнего забайкальского рода Кандинских, выводящих себя из фамилии князей мансийского Кондинского княжества.

«Синий гребень»
1917

В искусство Кандинский попал не сразу. Студент юридического факультета Московского университета увлекся этнографией и совершил экспедицию по северным уездам Вологодской губернии.

В тридцать лет доцент-профессор отправился учиться живописи в Мюнхен, где вместе с художником Францем Марком создал группу экспрессионистов «Синий всадник». В 1914 году художник в Москве. После революции искренне пытается ужиться с новой властью, но абстрактное искусство названо упадочническим, а Кандинский - «приспешником буржуазии». Приняв очень своевременное предложение, сделанное немецким архитектором Вальтером Гропиусом, о преподавании в новой школе Баухауз в Веймаре, уезжает в Европу, где становится всемирно известным художником.

«Два овала»
1919

«Черное пятно (I)»
1912

«Амазонка в горах»
1917 — 1918

Михаил Ларионов
«Близ лагеря»
1910-1911

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Название выставки «Василий Кандинский и Россия» не вполне убедительное. Красочность северорусского народного творчества – только один из источников вдохновения художника. Кандинский вдохновлялся также живописью импрессионистов и фовистов, музыкой Вагнера и Шенберга, поисками новой духовности Рудольфом Штайнером и новой выразительности немецкими экспрессионистами и т.д., учился у основоположника Мюнхенского сецессиона Франца фон Штука. Постичь его живопись невозможно без понимания того, что в его «внутреннем горении», напряженном творческом поиске переплавилось многое. Можно видеть в его картинах только эмоциональную красочность, идущую от фольклора, но при этом потерять их глубокий внутренний смысл. Можно пытаться искать в абстрактных фигурах исходные предметные изображения, но это все равно, что течь вспять. Можно увидеть в «Георгие Победоносце» коня, бедро и копье всадника, но важнее ощутить мажорное звучание ярких красок, символизирующих освобождение Света от власти Тьмы. Можно, наконец, вооружившись брошюрой Кандинского-теоретика «О духовном в искусстве», анализировать его работы, исходя из написанного им текста, и разложить его живопись на части. Но исполнится ли при этом его страстное желание, чтобы зритель оказался внутри картины, а не был сторонним наблюдателем? Не уверена. По какому бы одному пути не двигаться, оказываешься в тупике. Постичь живопись Кандинского – все равно, что постичь законы мироздания.
Выставка, где собраны несколько десятков работ из музеев Петербурга, Москвы, Омска, Тюмени, Владивостока, хороша тем, что дает возможность увидеть путь, по которому двигался сам художник – от конкретного впечатления к общей идее, от «импрессий» к «импровизациям» и «композициям». Видеофильм позволяет сопоставить реальный вид Мурнау, дом, где жили Кандинский и Габриэла Мюнтер, с живописными пейзажами. И те и другие вызывают схожие ощущения резкой контрастности освещенных и затененных частей. Художник усилил контрастность, введя дополнительные цветовые акценты, что не противоречит непосредственным впечатлениям. В «импровизациях» художник как музыкант соединяет разные мотивы: часть повозки, ладью, собаку, стрелков, меняет цвет, упрощает фигуры и предметы. В «Композиции VI» намек на ладью – Ноев ковчег еще можно найти. В картине, навеянной московскими впечатлениями, тройку в верхнем левом углу не смогла увидеть, как не пыталась. Кандинский соединяет различные абстрактные живописные элементы, чтобы выразить энергии и сущности мезо- и макро- масштаба: динамизм столичной жизни, разрушение старого мира и возникновение нового. Одни из картин сумеречные, другие сияющие выражают состояние духа и мира. Черные линии агрессивно вторгаются в цветовую гармонию, разрушая ее.
Кандинский казался художником вселенского масштаба. И вдруг совершенно неожиданно в живописных работах на стекле и фарфоре проявляется его изящество. Небольшие по формату картины на стекле вызывают нежные чувства. Вероятно, сказочные сюжеты с образом прекрасной дамы навеяны женитьбой 50-летнего художника на 20-летней Нине Андреевской.
Декоративный абстракционизм, уменьшенный до размеров фарфоровой чашки и блюдца, лишенный духовного пафоса, оказывается неожиданно изысканным благодаря точно выверенному соотношению цветных абстрактных элементов и белизны фарфорового круга. После выставки зашла в магазин ИФЗ посмотреть, что сейчас выпускается в абстрактном стиле. Нет, не то. Кандинский и в дизайне Кандинский.

Василий Кандинский. Синий всадник. 1903

Небольшая, по сравнению с более поздними монументальными полотнами, картина «Синий всадник» была написана Кандинским в самом начале его художественной карьеры. Можно сказать, что эта работа - одна из самых важных и знаковых не только для раннего периода творчества Кандинского, но и для всего его творческого пути.

Василий Кандинский. Пейзаж с радугой в Мурнау. 1909

16 декабря 2016 года исполнилось 150 лет со дня рождения Василия Васильевича Кандинского (1866−1944) - выдающегося художника, педагога и основоположника абстракционизма. Этой дате посвящена и особая выставка: 20 декабря 2016 года в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина открылась экспозиция, которая представила публике поистине уникальные произведения Василия Кандинского, выполненные в технике живописи на стекле, а также графические произведения 1915−1920 годов.


Василий Кандинский. Железная дорога в Мурнау. 1909

На выставке представлены работы московского периода, созданные с 1915 по 1920 годы, хранящиеся в различных музеях и частных коллекциях - серия абстрактных акварелей и около 27 так называемых «стекол».

В примитивистских сценках Кандинский возвращается к предметной тематике, к манере своих ранних символистских работ 1908−1909 годов. Художник назвал их «багателями», что в переводе с французского означает «пустячки», «мелочи»; часто это название использовалось для определения малых форм музыкальных произведений.

Василий Кандинский. День Всех Святых І. 1911

В «багателях» Кандинского можно отметить неоромантические приемы: декоративность, стилизацию, обращение к средневековым мифологическим образам. Всего в состав экспозиции включены более 50 произведений Василия Кандинского.

Василий Кандинский. «Амазонка с голубыми львами» (1918). Стекло, масло. Коллекция ГРМ

Помимо произведений Василия Кандинского, в состав экспозиции вошли семь работ супруги художника, Нины Кандинской: шесть - из собрания ГМИИ и одна - из Национального музея искусств Азербайджана, которые впервые будут показаны российской публике.

Знаменитая акварель мастера «Одному голосу» (1916) была написана после первого телефонного разговора Василия Кандинского с будущей женой, Ниной Николаевной Андреевской, в мае 1916 года. В сентябре того же года Кандинский впервые встретился с ней в залах Музея имени Александра III (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина).

Василий Кандинский. Святой Георгий и дракон. 1915

Техника подстекольной живописи ставит сложные оптические и цветовые задачи - художник пишет маслом на обороте стеклянной основы, учитывая восприятие зрителем композиции «слева направо». Старинную технику «Hinterglasmalerei» Кандинский изучил и освоил в начале 1910-х годов в Баварии. «Картинки под стеклом» на протяжении столетий были практичной и доходчивой формой для изображения религиозных и исторических сюжетов, а также сценок из повседневной жизни.

Василий Кандинский. «Амазонка в горах» (1918). Стекло, масло. Коллекция ГРМ

Из девяти произведений малого формата в технике живописи на стекле и аппликации, хранящихся в собрании ГМИИ, шесть работ связаны с именем супруги Кандинского.

Ее опыты в этом жанре связаны с домашним семейным кругом, с совместными творческими занятиями. Зрители увидят первую работу Нины «Прогулка», которая, согласно оставленной Кандинским надписи на обороте, была выполнена 2 апреля 1917 года. Некоторые живописные стекла были сделаны ею по ранним рисункам мужа. Будет представлен фарфор с росписью по эскизам Василия Кандинского, созданный в 1920-х годах, а также образцы народного творчества, оказавшего большое влияние на художника: лубки, деревянные игрушки, подстекольная живопись из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина и частных коллекций.

Василий Кандинский. «Иматра». 1917. Бумага, акварель.

В 1917 году после свадьбы Василий и Нина Кандинские отправились в Финляндию, в местечко Иматра, известное своим водопадом. Под впечатлением от поездки Кандинский написал акварель «Иматра», которая также будет представлена на выставке в ГМИИ им. Пушкина.

Василий Кандинский. «Дама с цветком» (1917). Стекло, масло.
Коллекция Национального музея искусств Азербайджана

Среди участников проекта - Государственный Русский музей, Вятский художественный музей им. В.М. и А. М. Васнецовых, Яранский краеведческий музей, Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково ХVIII века», Музей Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова, Национальный музей искусств Азербайджана. Для самых любознательных посетителей поготовлено иллюстрированное издание со статьями научных сотрудников ГМИИ им. А.С. Пушкина- Наталии Автономовой и Алексея Петухова. Также в издательстве «Искусство - XXI век» готовится к выходу в свет книга Нины Кандинской «Кандинский и я» в переводе Марины Изюмской.

Василий Кандинский. Эскиз к композиции «Красное с черным» (1915)
Бумага, акварель. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых

Выставка «Багатели» Василия Кандинского» в ГМИИ им. Пушкина будет открыта для публики до 12 февраля 2017 года.

Василий Кандинский. Красочная жизнь. 1907

Премия Кандинского - названы лауреаты

Рассказывая о Кандинском и новой выставке его уникальных работ, устроенной в честь юбилея, будет уместно сообщить читателям и о победителях десятого, юбилейного конкурсного года Премии Кандинского, имена которых объявили 14 декабря 2016 года. Из 9 финалистов победителями в трех номинациях стали:

Новые лауреаты Премии Кандинского - Таус Махачева, Виктор Мизиано, Андрей Кузькин.

«Проект года» - Андрей Кузькин, за проект «Право на жизнь». «Молодой художник. Проект года» - Супер Таус (Таус Махачева), за видеодокументацию перформанса «Без названия-2», исполненного персонажем-супергероем. «Научная работа. История и теория современного искусства» - Виктор Мизиано, за альбом-монографию «Виноградов и Дубосарский», выпущенного издательством «Авангард».