Тверская 23 театр станиславского. Как устроен «Электротеатр Станиславский. Смотреть что такое "Московский драматический театр им. К. С. Станиславского" в других словарях

Электротеатр Станиславский – один из старейших и известнейших экспериментальных театров Москвы. Расположенв самом центре столицы, на Тверской улице, в особняке 19 века. Как ясно из названия, у истоков театра стоит великий русский режиссер Константин Сергеевич Станиславский.

Слово «электротеатр» в наименовании учреждения также имеет свою историю- с 1915-го года в здании находился кинозал «Электротеатр», чрезвычайно популярный среди москвичей.

Гостей Электротеатр Станиславский заинтересует уникальным репертуаром, интересной историей, возможностью осмотреть красивейший памятник архитектуры 19 века.

История театра началась в 1935 г., когда комиссариат просвещения разрешил К. С. Станиславскому создать экспериментальную лабораторию для реализации его творческих идей. Константин Сергеевич с головой ушел в режиссерскую работу, стремясь воплотить в жизнь опыт, который он накопил за годы преподавательской деятельности. Именно в это время была разработана методика, ставшая ориентиром для актеров всего мира. Станиславский предложил артистам не играть, а жить на сцене, максимально сливаясь со своим персонажем.

Студия Станиславского быстро завоевала популярность. В преподавательской и постановочной работе маэстро помогали великие актеры З. Соколова, В. Радомысленский, М. Лилина, М. Кнебель.

К сожалению, Станиславский недолго наслаждался работой собственной экспериментальной студии: в 1938 г. Константин Сергеевич скончался. Его ученики продолжили дело мастера. К 1940 году театральной лабораторией было создано несколько оригинальных спектаклей, включая мировой шедевр – чеховские «Три сестры», выдержавшие больше 600 показов.

В годы войны многие актеры Студии Станиславского добровольцами ушли на фронт, создав там специальные театральные бригады, вносившие разнообразие в тяжелый быт бойцов. Оставшиеся актеры – в основном женщины и старики – были эвакуированы в Ташкент. В Узбекистане был впервые поставлен спектакль «День чудесных обманов», ставший золотой классикой советского театра.

В 1946 г. Студию переименовали в Оперно-драматический театр им. Станиславского. В 1948 г. отделение оперы было закрыто.

Знаковым годом в истории театра стал 1950-й: власти выделили актерской труппе особняк на Тверской улице. Студия Станиславского наконец-то обрела постоянный дом.

Пятидесятые годы стали рассветом творческого учреждения. Под руководством М. Яншина были поставлены спектакли по произведениям отечественных и иностранных драматургов. Такие постановки, как «Дни Турбиных», «Грибоедов», «Чайка» были признаны во всем мире в качестве новаторских и глубоких произведений искусства.

В 50-е годы в Московском драмтеатре им. Станиславского служили Е. Леонов, И. Козлов, Н. Веселовская, В. Анисько и другие замечательные актеры. На сцене звучала музыка И. Дунаевского и А. Шнитке.

За годы своего существования театр поставил десятки остросовременных пьес, находивших живой отклик у зрителей: это «Утиная охота», «Васса Железнова», «Взрослая дочь молодого человека», «Материнское поле», «Антигона», «Шестое июля» и многие другие.

В 90-е годы в театре Станиславского наступил творческий кризис. Худруки менялись один за другим, но вернуть былую популярность учреждению не удавалось. В 2013 г. театр возглавил известный режиссер Б. Юхананов, а учреждение было переименовано в Электротеатр Станиславский.

В 2013 г. состоялось еще одно знаковое событие: была завершена реконструкция особняка, в котором с 50-го года располагался театр. Это здание было построено в 1874 г. архитектором М. Никифоровым. Изначально дом использовался в качестве доходного: в нем располагались сдаваемые в аренду помещения. В 1913 г. владелец особняка граф А. Капнист сдал здание киномагнату А. Гехтману, открывшему в столице несколько «электротеатров». По указанию Гехтмана фасад особняка был украшен статуями львов и лепниной в стиле неоготики. Внутренние перегородки были частично разобраны и вместо жилых помещений в доме появился зал на 900 посадочных мест. С 1921 г. по 1950 г. здание занимал знаменитый Театр для детей Н. Сац.

В наше время Электротеатр Станиславский – авторитетное творческое учреждение с современным, новаторским репертуаром. В театре проходят спектакли, творческие вечера, фестивали, встречи с интересными людьми.

Электрозона

После реставрации 2013-го года в особняка Электротеатра Станиславский появилось специальное пространство – Электрозона. Здесь гости могут отдохнуть до и после спектаклей, обсудить увиденное за чашечкой кофе.

Кроме того, Электрозона используется для проведения выставок, перформансов, театральных постановок, концертов академической музыки, лекций, кинопоказов, съемок телепередач и так далее.

При Электротеатре работает «Школа зрителя», в которой проводятся обсуждения спектаклей, кино, литературных произведений и живописи.

Постоянный репертуар

«Зойкина квартира»

Обновленная версия спектакля по мотивам пьесы Булгакова, ставшего одной из визитных карточек Студии Станиславского.

Режиссер-постановщик О. Лукичева нашла неожиданное и смелое решение, представив классическую пьесу в жанре современной оперетты. Музыку к «Зойкиной квартире» написали В. Горлинский и К. Широков. В спектакле заняты лучшие артисты Электротеатра, происходящее на сцене вовлекает зрителей в водоворот событий эпохи НЭПа – самого интересного и необычного периода в истории СССР.

Пьесу Булгаков написал в 1925 г., в 1935 г. автор переработал ее для постановки на Западе. Этот вариант стал отправной точкой для творческого переосмысления пьесы О. Лукичевой.

«Перед заходом солнца»

Спектакль режиссера Владимира Космаческого по пьесе немецкого драматурга Г. Гауптмана.

В пьесе рассказана история пожилого мужчины, на закате жизни влюбившегося в молодую женщину и прошедшего через все круги ада ради своей любви. Спектакль стал одним из самых важных и популярных постановок Электротеатра в 21 веке. Перед глазами зрителя происходит не только частная трагедия, но и трагедия целой страны, которую фанатики ведут на заклание.

«Перед заходом солнца» заставляет задуматься об истинных ценностях, понять, насколько зыбка та грань, что отделяет цивилизацию от варварства.

«Скучная история»

Студия Станиславского всегда уделяла огромное внимание драматическому наследию А. П. Чехова. Этого курса придерживается и руководство современного Электротеатра Станиславский. Пьеса «Скучная история» режиссера В. Скворцова рассказывает нам о профессоре, разочаровавшемся в людях, в научной работе и в самом себе. Николай Степанович не видит смысла в жизни, он устремлен в прошлое, вспоминает приятные моменты детства и юности.

Главного героя «Скучной истории» блестяще воплощает на сцене Л. Зверинцев. Спектакль заставляет зрителя задуматься о жизни, предназначении человека, о счастье, любви и верности.

Электротеатр "Станиславский"

Электротеатр СТАНИСЛАВСКИЙ продолжает историю одной из важных культурных институций Москвы, деятельность которой началась сто лет назад, в 1915 году. Именно тогда бывший доходный дом превратился в «синематографический дворец» – электротеатр «Арс». Самый большой и современно оборудованный кинозал в Москве сразу стал одним из наиболее модных и оживлённых мест города. «Арс» пережил революцию, но был закрыт в первые же годы cоветской власти.

После этого здание на Тверской превратилось в известный театральный адрес на карте московской художественной жизни. С 1921 года здесь работал детский театр Н.И. Сац, а с 1937 – МТЮЗ. В 1935 году по соседству открылась Оперно-драматическая студия Константина Сергеевича Станиславского - экспериментальная лаборатория, которая должна была стать местом практического воплощения его творческой системы. В работе со студентами оперного и драматического классов Студии К. С. Станиславский надеялся подытожить весь свой педагогический опыт, опробовать пути воспитания универсального актёра и создания синтетического спектакля. В этой работе К.С. Станиславскому помогали лучшие актёры МХАТа: М. П. Лилина, О. Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин, В. И. Качалов, Л. М. Леонидов. Репертуар, над которым работали студийцы, состоял из пьес А. П. Чехова, Л. Н. Толстого и У. Шекспира.

После смерти Станиславского в 1938 году Оперно-драматическую студию возглавил его ученик - актёр, режиссёр и педагог Михаил Николаевич Кедров. В 1940 году студийцы представили зрителям свой первый большой спектакль - «Три сестры» А. П. Чехова в постановке М. Н. Кедрова. Спектакль шёл многие годы, был сыгран более 600 раз.

В 1946 году статус Студии изменился, она была преобразована в Оперно-драматический театр им. К. С. Станиславского. Всего два года спустя, в 1948-м, оперное отделение было упразднено, театр стал драматическим – а еще два года спустя переехал в помещение бывшего кинотеатра «Арс».

Периодом стабильной и успешной работы можно назвать время между 1950 и 1963 гг. Тогда театр возглавил ещё один ученик К.С. Станиславского, выдающийся актёр и педагог Михаил Михаилович Яншин. Именно в те годы сложился яркий актёрский ансамбль, в который входили актёры Евгений Урбанский, Евгений Леонов, Лилия Гриценко, Леонид Сатановский, Майя Менглет, Владимир Анисько, Юрий Гребенщиков, Елизавета Никищихина, Алефтина Константинова, Владимир Коренев и другие. «Чайку» А. П. Чехова (1954) и «Дни Турбиных» М. Булгакова (1954) в постановке Яншина театр с огромным успехом играл не один сезон.

В 1963 году театр возглавил режиссёр и историк театра Борис Александрович Львов-Анохин, во многом продолживший усилия Яншина, направленные на создание сильной и разнообразной труппы, способной интересно работать и с непривычным для тогдашнего советского театра репертуаром. Успешной постановкой театра стала «Антигона» Жана Ануя, а роль Антигоны в исполнении Елизаветы Никищихиной до сих пор остаётся одним из наиболее значительных женских образов послевоенного советского театра.

В 1970-е годы театр переживал кризис, который завершился в 1977 году с приходом на должность главного режиссёра Андрея Алексеевича Попова. Как и Яншин, Попов обладал талантом педагога и «собирателя талантов» - человека, в сфере притяжения которого оказывались молодые режиссёры и актёры, за которыми сам Попов видел потенциал театра будущего. Так, вместе с ним в театр пришли его ученики: Анатолий Васильев, Борис Морозов и Иосиф Райхельгауз. Они осуществили постановки, с которыми принято связывать прорыв в творческой жизни театра им. К.С. Станиславского. А два спектакля Анатолия Васильева - «Первый вариант «Вассы Железновой»» (1978) и «Взрослая дочь молодого человека» (1979) - стали театральным явлением, повлиявшим не только на московский или даже советский, но на мировой театр.

С 1980 по 1989 гг. театр возглавлял Александр Товстоногов, - но, несмотря на по-прежнему сильный актёрский состав и несколько чрезвычайно удачных постановок по пьесам драматургов нового поколения («Экспромт-фантазия» В. Токаревой, «Порог» А. Дударева, «Ной и его сыновья» Ю. Кима, «Новоселье в старом доме» А. Кравцова, «Ул. Шолом-Алейхема д. 40» А. Ставицкого), в этот период театр начал терять динамику развития и популярность. Эпоха политических реформ совпала для театра им. К.С. Станиславского с длительным периодом неясности эстетической программы. Начиная с 1990-х гг. в театре сменилось несколько художественных руководителей: Роман Козак, Виталий Ланской, Семён Спивак, Татьяна Ахрамкова, Владимир Мирзоев, Александр Галибин и Валерий Белякович, возглавлявший коллектив до конца сезона 2012/2013.

В июле 2013 года в результате конкурса, проведённого Московским департаментом культуры художественным руководителем театра был назначен ученик Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева, режиссёр, педагог и теоретик театра Борис Юхананов. Его программа основана на двух принципиальных векторах:
I. Создание режиссерского театра и возвращение к идее синтеза художественности и общедоступности.
II. Новопроцессуальный вектор развития театра, который подразумевает активное сотрудничество с новейшими композиторами, радикальными художниками, состоявшимися как в российском, так и в мировом художественном пространстве, создание пограничных произведений, современных опер, осуществление разнообразных художественных стратегий, включающих в себя инсталляции, перформансы, иные инновационные формы.

Театр вернул в своё название понятие «электротеатр» как напоминание о столетней истории, которая начиналась с электротеатра «Арс». К тому же это понятие может быть интерпретировано и как «театр света».

На данный момент в труппе театра работают: народные артисты России Валерий Афанасьев, Владимир Коренев, заслуженные артисты России Алефтина Константинова, Людмила Лушина, Наталья Павленкова, Ольга Гезе-Станицына, Александр Пантелеев, Юрий Дуванов, Олег Бажанов, Леонид Зверинцев, Татьяна Назарова, артисты Фёдор Борисенко, Инна Головина, Валерий Горин, Максим Деричев, Владимир Долматовский, Роман Дробот, Алла Казакова, Анна Капалева, Виктор Кинах, Елена Клищевская, Дарья Колпикова, Ирина Коренева, Антон Косточкин, Анастасия Ксенофонтова, Татьяна Майст, Александр Милосердов, Маргарита Мовсесян, Елена Морозова, Дмитрий Мягкий, Диана Рахимова, Людмила Розанова, Евгений Самарин, Анна Сенина, Евгений Сергеев, Александр Синюков, Михаил Соколов, Антон Торсуков, Николай Трифилов, Татьяна Ухарова, Анастасия Фурса, Людмила Халилуллина, Дмитрий Чеботарёв.

«Вакханки», или История «полусмертного бога»

«Зевс хотел как лучше.
Для какого-нибудь несчастного полубога, нимфы или смертного эти четыре слова так часто предвосхищают катастрофу,» - написал Стивен Фрай.
И да, все, кто помнит греческую мифологию с ним согласятся. Дело в том, что Зевс Громовержец был очень влюбчив. А его законная супруга Гера – очень ревнива. В конфликтах богов часто страдают люди...
Прекрасная Семела жила в Фивах. Она была жрицей и, как сейчас сказали бы, членом правящей семьи. Поэтому, когда она заявила, что сам Зевс полюбил ее, и теперь она готовится произвести на свет плод этой любви, ей поверили. Но... не все. Вот, например, ее сестры, возможно, из зависти, заявили, что красивый чужеземец – не обязательно бог. И ревнивая Гера, приняв образ старухи, тоже выразила сомнение. Она уговорила Семелу учтроить что-то вроде проверки: пусть возлюбленный примет свой истинный облик, тогда и сама Семела будет уверена, и остальные убедятся.
Истинный образ бога опасен для смертного, слишком большая мощь в нем скрыта. А уж Зевс с его громами и молниями... Семела погибла в божественном огне. А ребенок, очень маленький, еще не способный выжить самостоятельно, остался. Зевс зашил его в свое бедро и «вынашивал»до нужного срока. (Отметим, для Зевса это был не первый случай: богиня Афина, в полном боевом облачении,появилась на свет из его головы.)
Итак, родился мальчик. Назвали Дионис (древние римляне переименовали потом в Вакха). Сын бога от смертной, но рожден самим богом... Собственно, даже дважды рожден. В итоге получился не полубог, не герой, как сводный брат Геракл, а именно бог. Фрай назвал его «полусмертным богом», хотя это очень странное определение.
Возможно, именно благодаря этой «полусмертности» Дионис по характеру ближе к людям, чем другие боги.
Дионис - бог растительности, виноградарства, виноделия (и именно этим прославился в первую очередь), производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза, а также театра. Он много странствовал и везде, где появлялся, учил людей выращивать виноград и делать вино. Везде, точнее, почти везде, Дионис устанавливал свой культ. Этот юный бог был весел и красив, возможно, даже добр к людям. Но ему сопутствовали безумие и насилие. Говорят, он и сам бывал безумен. Как бы то ни было, боги приняли младшего из олимпийцев. Но не все люди были с ними согласны...
В Фивах, на родине Семелы, нашлись смертные, которые не верили в божественность Диониса. Они не чтили память его матери, не учредили его культ. Не было храмов и жертв. И тогда Дионис поступил совсем как человек: решил отомстить.
Что было дальше, мы все знаем благодаря Еврипиду, который в V в. до н.э. написал трагедию «Вакханки». Критики считают, что это произведение стало последней пьесой золотого века афинской трагедии. Действительно, не часто минимализм действия сочетается с такой бурей страстей.
Не хочу пересказывать Еврипида полностью. Даже не призываю прочесть перед походом в театр. Думаю, краткого изложения в программке или Википедии будет достаточно для понимания развития событий.
Детали не очень важны. Спектакль, поставленный греческим режиссером Теодоросом Терзопулосом, из тех, которые нужно видеть. У него длительное «послевкусие», как у достойного дара Диониса: чем больше проходит времени, тем больше думаешь, вспоминаешь, осмысливаешь.
Вакханки или менады, безумные, находящиеся в священном трансе спутницы Диониса, толпа, обладающая собственным сознанием и волей, идут за своим прекрасным и мстительным богом. Кажется, они во всем правы, ведь богов нужно почитать, им нужно служить... Но к чему приводит такая вера? Сцена, в которой Агава, мать растерзанного вакханками Пенфея, понимает, что она собственными руками убила сына... Одна из сильнейших из виденных мною в театре.
Электротеатр «Станиславский» обладает уникальной эстетикой. Иногда складывается впечатление, что спектакль воспринимается не полько разумом и чувствами, но и на уровне физиологии, если можно так сказать. Не всем это подходит. Думаю, спектакль «Вакханки», которым театр открылся в 2014 году, может служить своеобразным тестом: если полтора часа странных звуков... отрывистых фраз... изломанных тел, двигающихся в странном, но завораживающем ритме... дыхания, которое похоже на шум прибоя и на шепот... привлекут, потянут к себе... это ваш театр!
Хочу поблагодарить Электротеатр «Станиславский» http://electrotheatre.ru/ , сообщество moskva_lublu https://moskva-lublu.livejournal.com и лично Наталью natatukan https://natatukan.livejournal.com/
Группы Электротеатра «Станиславский» театра в соцсетях Фейсбук; Инстаграм; В контакте; YouTube; Твиттер
https://www.facebook.com/stanislavskydrama?fref=ts , https://vk.com/electrotheatre , https://www.instagram.com/electrotheatre/?modal=true , https://www.youtube.com/channel/UC9Pk6baikckkWZJfwmV06sQ/videos
https://twitter.com/electrotheatre_/