Одесский национальный оперный театр. Одесский оперный театр. Современное состояние театра Оперы и Балета

Здание Одесского театра оперы и балета считается известнейшим архитектурным памятником Украины. Опера - один из красивейших театров в мире и настоящая жемчужина Одессы.

Часть 1.
Часть 2. Одесский Оперный театр
Часть 3.
Часть 4.
Часть 5.

Американский журнал Forbes включил его в список 11 самых интересных достопримечательностей Восточной Европы.

Одесский Оперный Театр ведет свою историю практически со времен основания Одессы. был построен в 1809 году по проекту известного французского архитектора Тома де Томона.

В 1873 году этот театр полностью сгорел, это было трагедией для города, но к счастью, человеческих жертв не было.

Руководство города понимало необходимость постройки нового театра, поэтому была создана комиссия по рассмотрению проектов нового театра под председательством Григория Маразли. После объявленного конкурса в 1880 году был выбран проект А.О.Бернардацци, который в то время занимал пост главного городского архитектора.

Тем не менее, поскольку известность архитекторов Фельнера и Гельмера была очень высока, то городская дума, пренебрегая проектом А.Бернардацци, обратилась к ним.

Могу только представить, как был расстроен Александр Осипович, но это решение оказалось судьбоносным.

Знаменитое австрийское архитектурное бюро Фельнера и Гельмера в основном специализировалось как раз на строительстве театров.

По проектам этих архитекторов были построено 48 театров во многих городах Центральной и Восточной Европы в стиле ренессанс с элементами барокко.

Проект Оперного театра для Одессы австрийцы подготовили к 1882 году.

Одним из образцов послужила возведённая четырьмя годами раньше Дрезденская Опера архитектора Готфрида Земпера, с нетрадиционной формой фойе, повторявшего изгиб зрительного зала.

Имеются также отсылки и к облику , которую строили также Фельнер и Гельмер.

Обладая абсолютно европейской внешностью, Одесская опера всегда была и театром европейского уровня.

Фундамент нового Оперного театра был заложен 16 сентября 1884 года, через 11 лет после пожара, уничтожившего первый городской театр.

«в фундамент был установлен ящик из котельной меди, посеребрённый снаружи, в который вложили следующие вещи: металлическая таблица с перечислением всех руководящих лиц города; пшеница урожая 1884 г. из с.Кошарки и бутылка вина местного производства; русские золотые и серебряные монеты; снимок герба Одессы; вид сгоревшего театра; техническая документация по новому зданию театра; записки Новороссийского университета за 1884 г.; городские газеты и пр.»

Проект Фельнера и Гельмера не был доработан в деталях, к тому же, архитекторы не приезжали в Одессу во время строительства, поэтому многое переосмыслили и дополнили одесские архитекторы Александр Бернардацци, Феликс Гонсиоровский и Юрий Дмитренко. Аллегорические композиции на фасадах выполнил скульптор Ф.Фридль.

Реализация проекта обошлась в колоссальные полтора миллиона рублей, но здание театра оснастили по последнему слову техники: впервые в Новороссийском крае были применены электрическое освещение и паровое отопление.

Работы велись подрядным способом из местных строительных материалов (в основном, популярного одесского известняка - ракушечника). Новый театр открылся 1 октября 1887 года.

Новый театр моментально стал культурным центром города, излюбленным местом богатых сословий Одессы, и, кроме того, пользовался небывалой популярностью среди артистов с мировыми именами.

Айседора Дункан, Майя Плисецкая, Анна Павлова, Николай Римский-Корсаков, Сергей Рахманинов — кого только не принимала сцена одесской Оперы! Здесь звучали голоса легендарных Энрико Карузо и Титта Руффо, Леонида Собинова и Саломеи Крушельницкой, Муслима Магомаева и Федора Шаляпина. Последний после своего первого визита в театр писал жене: «…Был в театре и пришел в дикий восторг от его красоты…». Кстати, в 1899 году в спектакле «Русалка» два выдающихся голоса — Шаляпин (бас) и Собинов (тенор) — выходили на сцену вместе, что было исключительно редким событием.

Выступал в Опере и Петр Чайковский. Его концерты всегда сопровождались аншлагами. Однажды после выступления актриса Мария Заньковецкая преподнесла маэстро лавровый венок с надписью «Бессмертному от смертной». В тот же вечер для Чайковского устроили шикарных банкет в Английском клубе (ныне — музей Морфлота). В письме к своему брату Модесту великий музыкант писал: «Никогда мне так не приходилось уставать от дирижирования, как в Одессе. Но зато никогда и нигде меня не возносили, не фетировали, как здесь. Если б хоть десятой доли того, что было в Одессе, я мог бы удостоиться в столицах!»

Еще одна из театральных баек касается профессионального Театра корифеев, который в конце XIX века гастролировал в Одессе. В труппу входили Иван Карпенко-Карый, Николай Садовский, Панас Саксаганский, Мария Заньковецкая. В день одной из премьер, когда разбушевалась непогода, перед входом в Оперный образовалась большая грязная лужа. А чтобы Заньковецкая смогла пройти, Садовский снял свою бобровую шубу и постелил прямо на грязь.

Кстати, легендарный Леонид Утесов пел на сцене нашей Оперы всего два раза. Первый — в 1917-м, когда в театре устроили грандиозный концерт по случаю визита Григория Котовского. А второй раз — после войны. Билеты раскупили вмиг! Народ даже принес стремянки, чтобы смотреть концерт через окна второго этажа.

В 1925 году в здании возник пожар, который уничтожил сцену и повредил зрительный зал. Спустя год театр был восстановлен, но уже через 40 лет потребовалась его полная реставрация, которая была произведена на выделенные из всесоюзного бюджета четыре миллиона рублей. Но и это помогло ненадолго - уже к середине девяностых годов двадцатого века здание пришло в катастрофическое состояние. Причина подобных проблем кроется в оседании породы, подлегающей под театром. В городе заговорили о том, что театр медленно, но верно «сползает» к морю, и вскоре мы его не увидим. К счастью, подобные слухи оказались преждевременными. В 2007 году завершилась долгосрочная реставрация, в ходе которой фундамент здания был укреплен сваями, произведена установка современных систем кондиционирования, пожарной сигнализации, электрообеспечения, произведена полная реставрация фасада и внутренних помещений.

Во время Великой Отечественной войны артисты Одесского театра не перестали выступать. Правда, в обязательном порядке приходилось включать в репертуар немецкие и румынские произведения, но оставалось место и для русской классики: «Евгения Онегина», «Бориса Годунова» и «Лебединого озера».

Зал никогда не пустовал, в том числе и из-за того, что цены на билеты были невысокими. Труппа даже выезжала на гастроли.

При отступлении в 1944 году фашисты планировали взорвать здание театра, но, к счастью, этого не произошло. Легенда гласит, что спасла театр одна из его балерин — командующий операцией офицер влюбился в нее, а та уговорила его не трогать храм искусств.

Как свидетельствует надпись на мемориальной доске, именно на балконе театра 10 апреля 1944 г. было поднято знамя освобождения города Одессы от гитлеровских захватчиков.

В 1926 году театру было присвоено звание «Академический».

С 1929 года театр назывался «Государственный оперный академический театр им.Луначарского».

31 августа 2007 года указом Президента Украины № 807/2007 Одесскому академическому театру оперы и балета присвоен статус «Национального».

Одесский Оперный Театр знаменит прежде всего своей архитектурой, а по своей планировке и по техническим данным не уступает лучшим в Европе. Само здание исполнено в стиле венского «барокко», который был основным в европейском искусстве с конца 16 и до середины 18 века.

Над фасадом возвышается скульптурная группа, изображающая одну из муз - покровительницу искусства Мельпомену.

Она сидит в колеснице, запряженной четырьмя разъяренными пантерами. Эта аллегория иллюстрирует мысль, что только сила искусства способна покорить звериную дикость.

На фронтоне портика римскими цифрами указаны несколько дат: в первой строке MDCCCLXXXIV-MDCCCLXXXVII – годы начала и окончания сооружения театра (1884-1887).

Вторая строка содержит фразу «ardebat anno», что означает «театр горел» (речь идёт о пожаре 1925 года). Затем дата MCMLXVII (1967) и слово «restitutum» («восстановление») как напоминание о реставрационных работах в театре.

С обеих сторон от надписи портик венчают две скульптуры, олицетворяющие музыку и танец:

слева — Орфей играет на кифаре кентавру:

справа — муза танца Терпсихора обучает девочку своему искусству:

Около центрального входа на высоких постаментах установлены две скульптурные группы, олицетворяющие Комедию и Трагедию: слева - сцена из трагедии Еврипида «Ипполит», справа - эпизод из комедии Аристофана «Птицы».

Скульптурная группа «Комедия»

На фигуре изображающей трагедию, представлена Федра, оплакивающая убитого Ипполита, лежащего тут же, у её ног.

Скульптурная группа «Трагедия»

В правой руке у неё чаша, из которой она только что приняла яд, левая прижата к сердцу. Позади группы находится опечаленный ангел.

По фронтону здания справа и слева расположены бюсты

Грибоедова:

символизирующие соответственно поэзию, комедию, драму и музыку.

На балюстраде здания расположены 16 фигурок путти (младенцев-амуров), каждая из которых уникальна и не повторяет остальные.

Посетив оперный театр, вы обязательно увидите зеркало, под которым еще в 1887 году был замурован символический ключ, подаренный архитектором нового здания театра Фердинандом Фельнером городскому голове Григорию Маразли. А еще говорят, что если быстро пробежать взглядом по фигуркам всех ангелочков яруса, то можно заметить, как они танцуют.

Сторона театра, смотрящая на Английский клуб и Театральный сквер, называется английской. В сквере, между театром и клубом, расположен (больше известный как «Дети и лягушка») и безымянный . Вдоль английской стороны театра из Театрального сквера к переулку Чайковского спускается изящная , построенная

«Английская» сторона Одесского Оперного театра

А сторона, обращенная на сквер Пале-Рояль и , называется французской.

«Французская» сторона Одесского Оперного театра

Самая красивая часть здания — это зрительный зал.

Площадь сцены 500 м², арьерсцены - 200 м², ширина портала 15 м, высота - 12 метров. Полы из мраморной крошки особого рисунка для каждого этажа.

Для освещения театра впервые в Одессе было применено электричество, для чего была построена электростанция переменного тока. Впервые электрические лампочки вспыхнули в Одессе в 1887 году, в день открытия театра.

Одесский театр уникален не только своим архитектурным решением и изысканной лепкой, но и акустикой — голоса артистов одинаково хорошо слышны в любой части зала, рассчитанного, между прочим, на 1636 мест (в той же Венской опере — 1473 места). А если выбрать нужную точку на сцене, то от вибраций голоса даже начинает дребезжать люстра. «Когда пел Сергей Лемешев, — поделилась бывшая солистка театра Антонина Иванова, отдавшая Опере более 20 лет, — он определил, что если подойти ближе к краю сцены и встать прямо под рампу, голос разносится по залу лучше всего. Люстра при его выступлениях всегда дребезжала». Кстати, вес хрустальной люстры — 2,5 тонны!

В 1971 году в театре был установлен орган фирмы «Ригер-Клосс». 3 тысячи труб размещены над ложами второго яруса и при неиспользовании закрыты специальными шторами- жалюзи. Органный пульт передвижной и при необходимости устанавливается на сцене, тогда как обычно он находится за кулисами.

В 1997 году начались реставрационные работы по Одесскому оперному театру. Завершились они осенью 2007 года. Целых 10 лет!

Фундамент был укреплён именными сваями (1840 штук),каждая стоимостью 1 500 $, и выдерживающая нагрузку 30 000 т. А на оформление театра пошло примерно 7,5 кг сусального золота. Вся конструкция театра весит 54 000 тонн, а театральное здание, как и вся Одесса, стоит прямо на трещине подземных тектонических плит, которые находятся на глубине примерно полтора километра. Поскольку движение плит непрерывно, вышеупомянутые сваи движутся вместе с ними. Именно из-за этих колебаний здание театра постоянно смещается, о чем красноречиво свидетельствуют многочисленные мелкие трещины на фасаде, начавшие особенно интенсивно разрастаться в последние годы. По мнению экспертов проблему эту устранить, к сожалению, невозможно.

22 сентября 2007 года состоялось торжественное открытие полностью отреставрированного Оперного театра. Был воссоздан его первоначальный вид (с 1964 г.) как снаружи, так и изнутри.

В 2011 году студия Артемия Лебедева разработала новый логотип для одесского Оперного театра.

Что немаловажно, посетить Одесский оперный театр, несмотря на дорогую роскошь интерьеров, доступно каждому. По состоянию на декабрь 2008г., цены на билеты составляют от 20 до 100 грн., если выступают не именитые артисты.

В октябре 2012 года в здании Одесского театра оперы и балета начал работать музей, экспозиция которого крайне любопытна. Здесь собраны сценические костюмы, пожелтевшие от давности лет афиши, программки и фотографии, партитуры опер с пометками артистов, личные вещи знаменитых танцоров и певцов, которым в свое время рукоплескала Одесса. Эти и другие предметы (их в коллекции музея более 300) дают возможность прикоснуться к истории и проникнуться духом театра.

Репертуар Оперного Театра достаточно обширен, но среди самых известных и удачных постановок можно назвать следующие спектакли: «Кармен», «Травиата», «Трубадур», «Риголетто», «Запорожец за Дунаем», «Чио-Чио-Сан», «Наталка-Полтавка», «Жизель», «Щелкунчик», «Спящая красавица». На этих спектаклях зал обычно полон.

Конечно же, такая достопримечательность, как Оперный театр, имеет свои легенды.

Говорят, что один европейский артист прямо во время представления зарезал на сцене свою партнершу. После этого работники театра якобы слышали шаги и плач актрисы.

Также рассказывают, что призрак известного одесского вора Япончика посещает театр. Известно, что он был поклонником искусства.

А еще, в одесском оперном театре верят, что если несколько минут смотреть на себя в шестиметровое зеркало, расположенное в конце английской лестницы, то постареешь на три года позже.

Одесса немыслима без своего оперного театра, который прославил ее на весь мир.

В каждом городе есть свой символ. Символ - это место, куда первым делом ведут туристов, символ - это объект, который изображают на открытках и магнитах, символ это место, куда приезжают фотографироваться молодожены. В Одессе, основанной и построенной европейцами, и внезапно разбогатевшей в начале девятнадцатого века, символом стал театр.

Первый одесский театр был открыт в 1810 году, но уже в 1873, к несчастью, сгорел. Но богатая и полная знатными людьми Одесса не собиралась мириться с таким положением дел - уже в 1887 году был построен новый театр, сохранившийся до наших дней.

3. Новое здание было построено по проекту известных венских архитекторов Фердинанда Фельнера и Германа Гельмера, построивших в Европе около пятидесяти театров.

4. Прототипом одесскому театру, возведенному в стиле венского барокко, послужила дрезденская опера.

5. Проект Фельнера и Гельмера не был доработан в деталях, к тому же, архитекторы не приезжали в Одессу во время строительства, поэтому многое переосмыслили и дополнили одесские архитекторы Александр Бернардацци, Феликс Гонсировский и Юрий Дмитренко.

6. Реализация проекта обошлась в колоссальные полтора миллиона рублей, но здание театра оснастили по последнему слову техники: впервые в Новороссийском крае были применены электрическое освещение и паровое отопление.

7. Сторона театра, смотрящая на английский клуб, называется английской.

8. А та сторона, которая обращена на Пале-Рояль, называется французской.

9. Первые два этажа, украшенные только колоннами тосканского ордера, создают ощущение фундаментальности и стойкости, а третий, ажурный и утонченный этаж, создает общее впечатление легкости, стройности и изящества здания.

10. «Одесский театр лучший в мире!», - так отреагировал соавтор проекта, Фердинанд Фельнер, увидев здание воочию по приезду в Одессу после окончания строительства. Я с ним абсолютно согласен.

Новый театр моментально стал культурным центром города, излюбленным местом богатых сословий Одессы, и, кроме того, пользовался небывалой популярностью среди артистов с мировыми именами. На его сцене пели Федор Шаляпин, Энрико Карузо, Титта Руффо, Луиза Тетрацини, танцевали Анна Павлова, Екатерина Гельцер и Айседора Дункан, дерижировали Чайковский, Римский-Корсаков и Рахманинов.

Но, несмотря на любовь всемирно известных артистов и горожан, судьба театра не была простой.

В 1925 году в здании возник пожар, который уничтожил сцену и повредил зрительный зал. Спустя год театр был восстановлен, но уже через 40 лет потребовалась его полная реставрация, которая была произведена на выделенные из всесоюзного бюджета четыре миллиона рублей. Но и это помогло ненадолго - уже к середине девяностых годов двадцатого века здание пришло в катастрофическое состояние. Причина подобных проблем кроется в оседании породы, подлегающей под театром. В городе заговорили о том, что театр медленно, но верно «сползает» к морю, и вскоре мы его не увидим. К счастью, подобные слухи оказались преждевременными. В 2007 году завершилась долгосрочная реставрация, в ходе которой фундамент здания был укреплен сваями, произведена установка современных систем кондиционирования, пожарной сигнализации, электрообеспечения, произведена полная реставрация фасада и внутренних помещений.

11. Система кондиционирования воздуха.

12. Красно-зеленые устройства это плунжеры, позволяющие поднимать и опускать сцену.

13. Электрощитовые.

14. Закулисье. Справа - белый железобетонный экран, отсекающий зрительный зал от внутренних помещений. Подобный экран в театре установили после пожара 1925 года.

16. Одна из самых высоких точек театра - место над сценой.

Конечно, технические детали и закулисье скрыты от глаз театрального зрителя.

17. Зайдя в театр, он видит совсем иное.

18. Вестибюль с английской стороны театра.

20. Лестница, ведущая к ложам бельэтажа.

23. Фойе с проходами к ложам первого яруса, и лестницей, ведущей к ложам второго яруса. Именно здесь снималась сцена Марлезонского балета из фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра».

25. Фойе, повторяющее изгиб зрительного зала.

26. Гардероб в фойе одного из ярусов.

27. Конечно же, отдельного внимания заслуживает роскошно убранный зрительный зал.

28. В Одесском оперном для зрителей предусмотрены места в партере, ложах бенуара, бельэтажа, первого и второго ярусов, амфитеатре, а также на галерке.

29. Архитектура зрительного зала выдержана в стиле французского рококо.

30. Потолок зала украшают четыре медальона с картинами Франсуа Лефлера, изображающие сцены из произведений Шекспира «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка» и «Как вам это понравится».

31. А его центральное место занимает огромная хрустальная люстра.

32. Зрительный зал, так же, как и фойе, лестницы и вестибюли, украшен лепниной, орнаментами с позолотой, красным бархатом и деревом.

33. Кроме того, зал обладает уникальной акустикой - шепот, произнесенный на сцене, слышен во всех его уголках.

34. После первого визита в Одесский оперный театр великий Федор Шаляпин написал своей жене: «… Был в театре и пришёл в дикий восторг от красоты театра. Я никогда в жизни не видел ничего красивее».

36. Но как и любой другой театр, Одесский оперный по-настоящему оживает только во время спектаклей, когда зал заполняется зрителями.

37. А на сцену выходят лучшие артисты.

38. И каждый зритель получает возможность прикоснуться к искусству.

Одна из важнейших достопримечательностей и символов Одессы. Он был сооружен в 1810 году и являлся первым театром в Одессе и тогдашней Новороссии. Первое здание сгорело при пожаре в 1873, а здание, что радует одесситов сегодня было построено в 1887 году по примеру Дрезденской оперы. Архитекторы Фельнер и Гельмер соорудили здание в стиле венского барокко. Зрительный зал же выдержан в более позднем французском рококо. Наряду с восхитительным видом зала, архитекторы подарили ему невероятную акустику. Даже фраза, сказанная шепотом со сцены будет слышен в любой точке зала. В свое время Одесским Национальным Академическим театром Оперы и Балета восхищались Пушкин, Шаляпин и многие другие известные деятели искусств. История этого места крайне интересна. Здание, сгоревшее в 1873 было первым на территории Украины с электричеством и паровым отоплением. Зрительный зал был рассчитан на 8 сотен людей при том, что все население города тогда не превышало 13 тысяч.

На афишах театра в разное время можно было встретить Чайковского и Шаляпина, Римского-Корсакова и Рахманинова, Крушельницкую и Павлову. Репертуар Оперного всегда отличался большим количеством известных деятелей искусства.

Современное состояние театра Оперы и Балета

Последняя реставрация закончилась в 2007 году и здание сейчас выглядит совершенно новым, мало кто ему даст почти полтора века. Расписание театра плотное и разнообразное. Каждый житель или гость города Одесса найдет для себя что-то интересное. Купить или забронировать билет можно онлайн или по телефону. Одесский городской портал odessa1 предлагает ознакомиться с афишами, репертуаром, просмотреть расписание, кроме того у нас вы сможете узнать цены на билеты. Стоимости билетов значительно отличаются, зависимо от мероприятия, однако остаются достаточно демократичными.

Одесский Национальный Академический театр Оперы и Балета расположен у начала улицы Ришельевской, на углу с Ланжероновской, хотя технически его адрес - переулок Чайковского 1. Обычно мероприятия начинаются в 18:30 либо 12:00, однако, все равно, стоит точно ознакомиться с расписанием. На афишах и на сайте указано точное время.

Благодаря шикарной архитектуре, выгодному местоположению и интересному расписанию, это место является одним из любимейших и популярных для жителей города, а для жителей всего мира - узнаваемым и манящим.

Опера – практически ровесник Одессы. Спустя десяток лет после основания города, знаменитый градоначальник де Ришелье задумался о постройке первого культурного заведения. Логика легендарного Дюка была проста: «театр сильно влияет на привлечение жителей, а умножение жителей есть польза города».

Здание первого театра было построено в 1804-1810 годах (архитекторы Ф. Фраполли и Том де Томон) в классическом стиле. Первыми представлениями, которые увидели зрители, были опера Фрелиха «Новое семейство» и водевиль «Утешенная вдова». Посмотреть спектакли могли одновременно полторы тысячи человек: 800 мест располагалось в ложах на трех ярусах и в партере, кроме того, площадка партера была рассчитана на 700 стоячих мест. Надо отметить, что на тот момент самой Одессе было всего лишь двадцать лет!

Одесская опера быстро стала культурным центром Украины. Чтобы исправить недостатки планировки, сооружение неоднократно укреплялось и достраивалось. Последняя грандиозная перепланировка завершилась 31 декабря 1872 года, а в следующую ночь театр сгорел. Причиной послужила утечка газа, с помощью которого освещались часы над входом.

Для одесситов это событие стало настоящим ударом. Идея постройки новой оперы долго витала в воздухе и не находила реализации: к городским властям поступило около 40 проектов здания нового театра, но ни один из них не был одобрен. Тогда муниципалитет обратился к венским архитекторам В. Фельнеру и Г. Гельнеру, которые проектировали театры по всей Европе. Строительство по их проекту длилось с 1884 по 1887 годы. Сооружение осветили электрические лампочки – это было первое электрическое освещение в Одессе! Мало того, театр был оснащен первым в стране паровым отоплением.

В начале XX века театр именовался Городским. На его подмостках выступали знаменитые оперные певцы, а также императорские и королевские труппы из разных городов.

В 1926 году было присвоено звание «академический». Он не прекращал свою работу и в Великую Отечественную войну, поднимая боевой дух мирных жителей. Здание было покрыто маскировочной сеткой, чтобы его не увидели с воздуха. В конце войны немцы планировали его взорвать, и только наступление советских войск спасло его от этой участи. Именно на балконе оперного театра 10 апреля 1944 года было поднято знамя СССР, символизирующее освобождение Одессы от немецких захватчиков.

В 1967 году в опере была проведена первая реставрация, не принесшая ожидаемых результатов. Из-за просчетов в планировке фундамента сооружение, построенное на осадочных породах, «просело». Как итог, понадобилась еще одна реставрация. В день открытия театр получил статус Национального.

Ныне его репертуар насчитывает около 50 постановок, здесь проходят эстрадные и симфонические концерты (на сцене имеется встроенный орган), работает детская балетная школа.

Что посмотреть

Одесский Оперный Театр знаменит прежде всего своей архитектурой, а по своей планировке и по техническим данным не уступает лучшим в Европе. Само здание исполнено в стиле венского «барокко», который был основным в европейском искусстве с конца 16 и до середины 18 века. Над фасадом возвышается скульптурная группа, изображающая одну из муз - покровительницу искусства Мельпомену. Она сидит в колеснице, запряженной четырьмя разъяренными пантерами. Внизу, около центрального входа, на высоких постаментах установлены две скульптурные группы, олицетворяющие Комедию и Трагедию: слева - фрагмент трагедии Еврипида «Ипполит», справа - эпизод из комедии Аристофана «Птицы». По всему фронтону здания можно видеть бюсты гениальных творцов русской литературы и искусства: Пушкина, Глинки, Грибоедова, Гоголя, которые как бы олицетворяют поэзию, музыку, драму, и комедию.

Но самая красивая часть здания - это зрительный зал. Зал, как и внутренний интерьер Театра, соответствует лозунгу: «Золотой форме - золотое содержание».

Выполнен он в стиле Людовика 16 - «Роккоко». Все внутри создано в гармонии друг с другом: купола, колонны, арки, скульптуры, барельефы, свечи и подсвечники, много позолоты, очень красиво сочетающейся с белым, бежевым и тёплым кремовым цветом стен и потолков. На потолках росписи - сцены из известных произведений Шекспира. И как-бы возвышается над всем огромная роскошная хрустальная люстра, вес которой около 2-х с половиной тонн. Сиденья и ложи обиты тёмно-красным бархатом, зеркала в золочёных фигурных оправах. В сочетании с прекрасной музыкой это просто восторг!

Нижний этаж, партер и ложи бенуара, фойе в виде широкого, идущего полукругом коридора, перед ложами бенуара, богато украшенные лестницы.

Главный мотив орнамента - раковина в виде завитков различной формы. Рисунок орнамента нигде не повторяется.

«Зрительный зал поражает небывалой в Одессе роскошью и красотой отделки лож. Во всем зале снизу и до потолка включительно преобладают бархат, сатин, позолота. При великолепном освещении все это блещет, горит, сияет» - писал «Новороссийский телеграф».

Ведь для освещения театра была построена электростанция переменного тока, впервые электрические лампочки вспыхнули в Одессе в 1887 году, в день открытия театра.

Взгляд вошедшего в зал мягко скользит от почти суровой простоты бенуара к ложам бельэтажа, в оформлении которых уже больше «роскошности», от них - к наряженным ложам первого и второго ярусов.

Одна из главных достопримечательностей зала роскошным цветком сияет люстра, переливаясь всеми цветами радуги, сверкают сотни хрусталиков. Высота этого хрустального чуда 9 метров, диаметр 4 метра, а вес около 2,5 тонн.

Красиво оформлен и потолок зрительного зала. В основу его композиции положены четыре картины художника Лефлера в виде медальонов. На них изображены сцены из произведений Шекспира: «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка» и «Как вам это понравится».

Пожалуй, ни в одном театре нет изготовленного с таким вкусом занавеса, эскиз которого создал крупнейший театральный художник А. Головин. Занавеса было два - на первом, до реставрации, Ф. Лефлер написал картину по мотивам сказки А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Площадь сцены 500 м², арьерсцены - 200 м², ширина портала 15 м, высота - 12 метров. Полы из мраморной крошки особого рисунка для каждого этажа.

Для освещения здания впервые в Одессе было применено электричество. Уникальная акустика позволяет доносить даже шепот со сцены в любой уголок зала. Театр имеет удобное планирование, большой зал на 1590 мест и широкие фойе, механизированную сцену.

Также имеется орган, трубы которого размещены над ложами второго яруса и при неиспользовании закрыты специальными шторами-жалюзи. Органный пульт передвижной и при необходимости устанавливается на сцене, тогда как обычно он находится за кулисами.

Перед авансценой находится оркестровая яма.

В 1971 году в театре был установлен орган фирмы «Ригер-Клосс». 3 тысячи труб расположены в ложах галереи.

22 сентября 2007 года состоялось торжественное открытие полностью отреставрированного Оперного театра. Был воссоздан его первоначальный вид (с 1964 г) как снаружи, так и изнутри.

Что немаловажно, посетить Одесский оперный театр, несмотря на дорогую роскошь интерьеров, доступно каждому. По состоянию на декарь 2008 г., цены на билеты составляют от 20 до 100 грн., если выступают не именитые артисты.

Репертуар Оперного Театра достаточно обширен, но среди самых известных и удачных постановок можно назвать следующие спектакли: «Кармен», «Травиата», «Трубадур», «Риголетто», «Запорожец за Дунаем», «Чио-Чио-Сан», «Наталка-Полтавка», «Жизель», «Щелкунчик», «Спящая красавица». На этих спектаклях зал обычно полон.

Практическая информация

Кассы театра открыты ежедневно кроме понедельника с 11.00 до 19.30.

Стоимость билетов от 10 до 300 грн.

Экскурсия по театру с посещением музейной экспозиции стоит 100 грн., расписание на официальном сайте: opera.odessa.ua (рус., укр., анг.)

Как добраться: маршруткой № 9, 117, 137, 145, 175, 220а, 221, 223, троллейбусом № 1, 9.

Переулок Чайковского, 1

Как и в любом городе мира с насыщенным прошлым, богатой историей и впечатляющим своими масштабами градостроительным наследием различных эпох, в Одессе существует ряд знаковых, известных каждому городских архитектурных символов. Среди таких символов предметом особой гордости одесситов несомненно является здание Национального академического театра оперы и балета, ценнейшего из архитектурных памятников города и красивейшего театрального сооружения Украины.

Тип здания:

  • театр
  • общественное здание
  • зрелищное сооружение
  • классицизм , эклектика (старый театр)
  • эклектика , барокко , ренессанс , рококо (новый театр)

Архитекторы и даты строительных работ (старый театр):

  • Ж. Тома де Томон (проект), 1804
  • Ф. Фраполли , инж. В. Я. Поджио (строительство), 1804-1809
  • Ф. К. Боффо (реконструкция), 1822
  • неизвестен (реконструкция), 1831-1833
  • неизвестен (реконструкция), 1836
  • И. О. Даллаква , инж. К. А. Скаржинский (реконструкция и ремонт), 1857
  • неизвестен (реконструкция), 1873

Архитекторы и даты строительных работ (новый театр):

  • Г. Гельмер , Ф. Фельнер (Архитектурное бюро «Felner & Helmer») (конкурсный проект, утвержденный проект), нач. 1880-х г.г., 1882
  • Ф. В. Гонсиоровский , Ю. М. Дмитренко , А. О. Бернардацци (доработка проекта, строительство), 1884-1887
  • С. А. Ландесман (ремонтные работы), 1917-1919
  • А. В. Щусев (восстановление после пожара, проект), 1926
  • инж. Н. А. Давыдов (восстановление после пожара, реализация подготовленного проекта), 1926-1927
  • В. И. Кундерт (ремонтно-восстановительные работы), 1942
  • Н. А. Шаповаленко , Н. Ф. Евангелиди , инж. И. И. Корнет , инж. Р. И. Ясинский (реставрация, реконструкция, модернизация, укрепление фундамента), 1964-1967
  • Н. А. Дыховичная и инж. Э. Н. Быков (Киев, реставрационный отдел), инж. В. И. Снисаренко и Ю. А. Катруца (Киев, общестроительный отдел) (реставрация, усиление конструкций), 1996-2007

Скульпторы:

  • Ф. Фридль , Ф. Натали (эскизные, скульптурные работы)
  • Л. Стрикциус (лепные работы)
  • Ф. Этель

Художники:

  • Ф. Лефлер (росписи в интерьерах)
  • А. Котт

Дата строительства (существующее здание):

  • 1884-1887
  • памятник архитектуры и истории национального значения

Современная функция:

  • Одесский национальный академический театр оперы и балета

Второй адрес:

  • Ланжероновская, 6

Местоположение:

вулиця Ланжеронівська, 20/22, Одеса, Одеська область, Україна

Театр оперы и балета по праву можно назвать старейшим среди целого ряда культурных учреждений Одессы. Предшественник оперного, первый городской театр сооружен в 1809 году, когда городу было всего 15 лет. В прежние годы театрами города обзаводились, успев состариться или вступив в зрелые лета. Создатели нынешнего театра сочли возможным и необходимым установить по сторонам полукруглой части здания четыре бюста, один из которых - бюст А. С. Пушкина, запечатлевшего свои впечатления еще о старом одесском городском театре в произведении «Евгений Онегин», которые печатаются в числе прочего как приложение к роману в стихах.

Одесский национальный академический театр оперы и балета - первый театр в Одессе и на Украине по времени постройки и значению, известен не только своей выдающейся, не уступающей лучшим мировым театрам, архитектуре, но и богатой, насыщеной событиями, более чем двухвековой историей и связанными с ней великими именами.

Хронология

История первого городского театра

От строительства до пожара

История нового городского театра

Дореволюционный период

Период Великой Отечественной войны

Архитектура

Фасады. Часть 1

Фасады. Часть 2

Интерьеры. Зрительный зал

Интерьеры. Парадные лестницы

Интерьеры. Центральный вестибюль

Интерьеры. Фойе

Интерьеры. Дополнительные лестницы