Отцы и дети анализ персонажей. Анализ «Отцы и дети» Тургенев

Потому так и называется, что ценность каждого произведения, входящего в его фонд, проверена временем. Трагедии Шекспира, картины да Винчи, музыка Шнитке, скульптуры Родена - перечислять можно долго, ибо список достижений человечества, созданных за время его существования и развития, действительно длинен и насыщен. И представители русской культуры могут гордиться тем, что их великий соотечественник, Иван Сергеевич Тургенев, занимает одно из первых почетных мест среди признанных авторов мировой и

Создатель русского романа

Да, именно так. Конечно, и до Тургенева в отечественной литературе было немало талантливых романистов. «Энциклопедия русской жизни» в стихах, написанная Пушкиным, целого поколения, созданный Лермонтовым в его «Герое…», и многие другие замечательные произведения давали пищу уму и сердцу русского человека, воспитывали, развивали, объясняли, способствовали формированию духовно зрелых личностей, патриотов своей родины. Но именно Тургенев вынес русский роман на просторы мировой литературы, познакомил зарубежных читателей со своеобразием нашей культуры, быта, истории. Краткость, необыкновенная выразительность языка, напряженность сюжета, отображение важнейших социально-политических моментов в жизни общества, идейная борьба, характерная для русской действительности, глубочайший психологизм и поразительное мастерство истинного художника - таковы отличительные черты Тургенева-романиста и лучших его творений. Благодаря Ивану Сергеевичу зарубежная публика и критика узнала об этом удивительном феномене - «русская литература», «русский роман». Самым важным и любимым своим детищем у автора были «Отцы и дети». Смысл произведения отразил не только многосложность семейных, общественных, гражданских и вообще общечеловеческих отношений, но и точки зрения Тургенева по указанным вопросам.

Почему отцы и дети

Позиция автора в романе не указана напрямую. Но ее довольно легко определить, если внимательно всмотреться в композицию произведения, проанализировать язык героев, систему образов, выявить роль отдельных элементов, например пейзажа, в романе. Этим, кстати, очень интересны именно «Отцы и дети». Смысл произведения заложен уже в заглавии, а основной художественный прием противопоставления, или антитезы, прослеживается на протяжении всего романа.

Итак, почему отцы и почему дети? Потому, что семья - это маленький срез со всего общества, и в ней, как в зеркале, отражаются те сложнейшие, подчас драматические коллизии, которые сотрясают и лихорадят К моменту рождения замысла и написания самого романа жизнь, по словам критика Белинского, «разбежалась в глубину и ширину» в огромном множестве ее элементов. Это многообразие форм и позволяют нам увидеть и понять «Отцы и дети». Смысл произведения раскрывается в конфликте между поколениями, во взглядах на политику, религию, науки, искусство, общественное мироустройство и миропорядок. Не менее ярок и классовый конфликт, обострившийся на фоне жесткого противостояния социальных сил и проблем. Внимательный читатель, переходя от главы к главе, все отчетливее понимает метафоричность заглавия «Отцы и дети». Смысл произведения состоит не только в том, чтобы показать преемственность и размежевания поколений (общечеловеческий аспект), но и раскрыть противостояние устоявшихся взглядов и мнений и новых, приходящих на смену старым.

Мысль семейная

Давайте проанализируем вначале «мысль семейную» в романе. Стоит отметить, что тема семьи вообще характерна для Тургенева. Всю свою самостоятельную жизнь писатель прожил «на краю чужого гнезда», а с матерью были у него достаточно сложные отношения. Потому, наверное, так дорожил Иван Сергеевич теплом домашнего очага, гармонией взаимоотношений между старшими и младшими поколениями. Произведение «Отцы и дети» утверждает те вечные ценности, без которых, по сути, не может двигаться вперед прогресс. Показано это на примере семьи Кирсановых. Аркадий, представитель молодого и передового поколения, хоть и находится под влиянием Базарова, все равно теснейшим образом связан со своими родными. Даже по приезде в отчие края он восклицает, что здесь и воздух слаще и все дороже и ближе, чем в столице. Делая экскурс в прошлое своих героев, Тургенев рассказывает, что и Кирсанов-отец постоянно старался сблизиться с сыном, разделять его интересы, жить тем, чем живет Аркадий, знакомился с его приятелями, пытался понять новое поколение, приходящее на смену его ровесникам. Произведение «Отцы и дети», как уже говорилось, роман-антитеза. Но, хотя Базаров и является ярым противником всего прошлого, «отцов» в том числе, хотя он внешне грубоват со своими отцом и матерью и открыто высмеивает и презирает «старичков Кирсановых», ощущение родства не чуждо и ему. Таким образом, и узы священны для Тургенева. Приветствуя новое время, писатель считает, что нельзя полностью перечеркивать достижения минувших эпох, в том числе и

Новое и старое

Смысл романа «Отцы и дети» шире и глубже обозначенного выше вопроса. Да, действительно, молодое поколение, с присущим ему максимализмом, часто считает себя умнее, прогрессивнее, талантливее, более способным на значительные поступки и полезным для страны, чем те, чей век близится к закату. Увы, но по большому счету это так. И Николай Петрович, и Петр Петрович Кирсановы, люди образованные и мыслящие современно, все же во многом отстали от неудержимо летящего вперед века. Новые научные мысли, технические достижения, политические идеи им трудно понять и трудно принять в свою повседневность. Но значит ли это, что прошлое следует без остатка уничтожить, забыть, отказаться от него, «расчистить», как выражается Базаров? А что же тогда построить на новом месте, на пустом? Нигилист Евгений не может нарисовать подробную картину - видимо, и сам не знает, не представляет ее себе. И смысл романа «Отцы и дети» сам автор справедливо видел не только в том, чтобы подвергнуть критике уродства русской действительности, прогнившую систему социальных, а часто и человеческих отношений, но и доказать, что нельзя совершенно от прошлого отказываться. Человеческие цивилизации сменяли одна другую, и каждая базировалась на достижениях предыдущей.

Идеологический и эстетический замысел романа

О чем еще роман «Отцы и дети»? писалось в 3 этапа. Первый датируется 1860-1861 годами, когда создавался основной текст, формировался сюжет и образная система. Второй относится к осени 1861 - началу зимы 1862 годов. В это время писатель активно перерабатывает текст, вносит сюжетные и композиционные поправки, расширяет круг освещаемых проблем в соответствии с политическими изменениями в стране. И, наконец, в период с февраля по сентябрь 1862 года окончательные правки и первое издание в «Русском вестнике» произведения «Отцы и дети». Проблематика романа - это яркая картина подъема движения разночинцев, революционеров-демократов; показ нового, только-только рождающегося типа общественного деятеля-нигилиста, подвергающего сомнению все устои российского государства. На 238 листах убористого тургеневского почерка уместилась история жизни бунтаря Базарова, критика аморальности нигилизма, конфликт между консерваторами-либералами и революционно настроенными прогрессистами, раскрытие философских, духовных, религиозных, этических и эстетических, морально-нравственных конфликтов.

Что хотел сказать автор и что у него сказалось?

Понять, в чем смысл романа «Отцы и дети» нельзя, не раскрыв образа главного героя - нигилиста Евгения Базарова. Сам автор отмечал, что виделась ему фигура сильная, злобная, дикая и неукротимая, честная, вышедшая из народа, но обреченная на гибель, ибо время базаровых еще не пришло. Он признавался, что не знает, любит или ненавидит созданный им же образ. Ведь раскритиковать писатель стремился в первую очередь дворянство как некогда передовой, а теперь уже отживающий, консервативный класс, тормозящий экономическое и политическое развитие страны. Но Базаров выдвинулся на первый план, и именно по поводу этого героя развернулась в отечественной критике полемика. Одни считали главный персонаж злобной карикатурой, памфлетом на молодое поколение. Другие, подхватив тургеневское слово «нигилист», стали называть им всяческие бесчинства, политические беспорядки, производимые студенчеством. И имя Базарова стало синонимом одного из имен дьявола - Асмодей. Третьи, подхватив революционные идеи, возвели Евгения Васильевича в ранг своего духовного вождя. Тургенев не разделял идеи ни одних, ни вторых, ни третьих. В этом была одна из причин идейного раскола между писателем и сотрудниками «Современника».

Победа жизни над идеологией

Да, Иван Сергеевич, при всей искренней симпатии к дворянству и сострадании к Базарову, осудил и одних, и других. В романе он доказал, что жизнь сложнее и многообразнее всех идеологий, политических споров, и ее нельзя уложить ни в одно Природа, любовь, искренние привязанности, возрождающая и облагораживающая сила искусства, патриотизм одержат победу над любым «страстным, грешным, бунтующим сердцем». И по сию пору судьбы героев произведения интересуют и волнуют нас, рождают споры, побуждают стараться понять как можно глубже и учат каждого быть Человеком. А это и есть главный признак великих классических произведений.

Жарким весенним днем, 20 мая 1859 года, на крыльцо постоялого двора выходит «барин лет сорока». Это Николай Петрович Кирсанов. Он ждет сына Аркадия, окончившего университет в Петербурге и получившего звание кандидата – а это значит, что Аркадий с отличием окончил учебу и при поступлении на службу мог получить чин 10-го класса.

Роман начинается с реплики Николая Петровича: «Что, Петр, не видать еще?» - и мы сразу ощущаем тревогу, нетерпение отца в ожидании любимого сына. Петр – слуга, человек «новейшего, усовершенствованного поколения». Он снисходительно отвечает на вопросы барина, курит трубку за его спиной. Уже в этом незначительном, казалось бы, эпизоде Иван Сергеевич Тургенев затрагивает тему конфликта поколений. Молодое поколение снисходительно относится к старикам, уверенное в своем превосходстве. Это также и намёк на те изменения, которые происходят в общественной жизни. Ведь неслучайно Тургенев действие своего романа переносит на 1859 год. Для России это было неспокойное время, характеризующееся волнением в обществе, революционными движениями, крестьянскими бунтами, экономическим кризисом. Это было время в преддверии реформ по освобождению крестьян. Все слои русского общества находились в нестабильном положении, переживали тяжелое время. Старая, дворянская эпоха сталкивается с новой, революционно-демократической. Вот в такое время мы знакомимся с Николаем Петровичем Кирсановым, который «сидит, подогнувши под себя ножки и задумчиво поглядывая вокруг», в ожидании сына. Слово «ножки» как нельзя лучше передает нам отношение Тургенева: в нем чувствуется жалость, сочувствие, симпатия к герою. Познакомимся поближе с Николаем Петовичем.

Николай Петрович Кирсанов – помещик, владелец имения в двести душ или «в две тысячи десятин земли». Ему сорок четыре года, отец Николая Петровича был боевым генералом 1812 года. Николай Петрович родился на юге России, воспитывался, как и старший брат Павел, дома до 14 лет «дешевыми гувернерами» и «развязными, но подобострастными адъютантами». Мать, Агафоклея Кузьминишна, принадлежала к числу «матушек-командирш», жила в свое удовольствие, воспитанием детей особо не занималась. Николаю Петровичу как генеральскому сыну была уготована военная судьба, но случай все изменил - в тот самый день, когда пришло известие о его определении, он сломал ногу. Да и храбростью Николай, в отличие от Павла, не отличался. «Отец махнул на него рукой и пустил по штатской. Он повез его в Петербург, как только ему минул восемнадцатый год, и поместил его в университет». Брат Павел поступил в то время на службу офицером в гвардейский полк. Братья стали жить вдвоем под надзором двоюродного дяди. После отставки отца родители приехали тоже в Петербург, но, не сумев привыкнуть к столичной жизни, рано умерли. Спустя некоторое время, когда истек срок траура, Николай Петрович женился на дочери бывшего хозяина квартиры, где жил. «Супруги жили очень хорошо и тихо» в деревне. Жизнь их напоминала идиллию: музыка, чтение, цветы, охота, уединение. Сын Аркадий тихо рос. Так незаметно минуло десять лет. Но в 47 году скончалась жена Николая Петровича. Горе его подкосило, он поседел в несколько недель, думал уехать за границу рассеяться, но революция 48 года помешала: известно, что в то время Николай I наложил строгий запрет на выезд из страны. Николай Петрович вынужден был заняться хозяйственными преобразованиями. В 55 году, как когда-то его самого, он отвез сына в Петербург, в университет, прожил с ним три зимы. И вот теперь, в 1859 году, он ждал уже возвращения Аркадия – кандидата.

В рассказе о Николае Петровиче чувствуется явная симпатия Тургенева к герою. Неслучайно в одном из писем Тургенев написал: «Николай Петрович – это я…». Для Николая Петровича главное в жизни – семья, сын. Жизнь его проходит словно в отрыве от истории страны. У него нет общественных стремлений, целей. Он вообще человек не общественный, потому и военная служба ему бы не подошла. По своей жизненной позиции он пассивен, живет по течению, тихо, мирно, ограничиваясь только интересами семьи. Но такой образ жизни не вызывает в авторе и в читателе осуждения, скорее, другие чувства: сопереживание, симпатию. Мы сопереживаем ему, когда он то и дело глядит на дорогу в ожидании сына. Мы грустим с ним, когда он вспоминает об умершей жене, не дождавшейся такого счастливого дня – возвращения сына из университета. «Сын…кандидат… Аркаша… Не дождалась!» - шепнул он уныло…»

Но вот наконец «ухо его …уловило стук приближающихся колес». Несколькими словами, скупыми деталями Тургенев дает нам почувствовать радость отца: Николай Петрович «вскочил», «устремил глаза», «закричал» и «побежал», «замахал руками». С первых же слов Аркадия мы чувствуем беззаботность, свойственную юности, задор, легкость, некоторую развязность – например, в том, как Аркадий обращается к отцу: «папаша». Николай Петрович радостно встречает сына, от полноты чувств даже робеет перед ним. От этой робости и излишняя хлопотливость. Он «словно потерялся немного, словно робел».

Аркадий приехал не один – с другом, Евгением Базаровым, студентом медицинского факультета. Сын знакомит отца с приятелем. И в том, как Николай Петрович «быстро обернулся» и «крепко стиснул» руку Базарова, видна его открытость гостю, готовность безоговорочно принять человека, которого любит и уважает сын. Николай Петрович гостеприимен. Базаров же не сразу подает ему «обнаженную красную руку». Он не так приветлив, как Николай Петрович. «Евгений Васильев», - так представляется Базаров. Он, думается, неслучайно выбирает просторечный вариант отчества Васильев, вместо Васильевич, тем самым противопоставляя себя, человека простого, Николаю Петровичу – барину, помещику. «Красная» рука – тоже немаловажная деталь, говорящая нам о том, что Базаров – человек труда. Во всем поведении Базарова, в том, как он говорит (лениво, спокойно), видна какая-то небрежность. Отвечает кратко, ведет себя несколько свысока («Тонкие губы чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку»). Вообще заметно, что Базаров немногословен, говорит только по делу, но вместе с тем речь его точна и образна: достаточно вспомнить, какой меткий эпитет дал он кучеру – «толстобородый». Внешность Евгения ничем примечательным не отличается: «Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Аркадий сразу предупреждает отца: «Ты с ним, пожалуйста, не церемонься. Он чудесный малый, такой простой – ты увидишь». Аркадий искренне рад возвращению домой, он взволнован, его обуревают радостные эмоции, но он словно стыдится своей «детской» радости, хочет выглядеть взрослым, ему не терпится «поскорее перевести разговор с настроения взволнованного на обыденное».

По дороге домой Аркадий узнает много нового. Отец делится с ним своими заботами о хозяйстве. Не все хорошо, оказывается, в имении. Мужики «не платят оброка», у наемных работников «настоящего старания нету», «сбрую портят», приказчика пришлось сменить и взять нового – вольного, из мещан. Есть и печальные новости: скончалась нянюшка Аркадия, Егоровна. Аркадий восторженно прерывает рассказ отца:

Какой зато здесь воздух! Как славно пахнет! Право, мне кажется, нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях! Да и небо здесь…

И вдруг сам себя обрывает на полуслове, бросив «косвенный взгляд назад». Назад – то есть на тарантас, в котором едет Базаров. Очевидно, Базарову не понравилась бы такая сентиментальность. Аркадий сдерживается перед другом, боится его осуждения. Он говорит и действует с оглядкой на Базарова. Николай Петрович отвечает: «…ты здесь родился, тебе все должно казаться здесь чем-то особенным». Но прежний восторг Аркадия сменяется прозаическим замечанием: «Ну, папаша, это все равно, где бы человек ни родился». Николай Петрович «посмотрел сбоку на сына», но ничего не ответил. Он чувствует, пока еще смутно, что в Аркадии произошли перемены.

Разговор через некоторое время возобновился. Николай Петрович, явно смущаясь, открывает сыну важное и деликатное обстоятельство. Он рассказывает об изменениях в своей жизни, о девушке… Николай Петрович переходит на французский, чтобы не поняли слуги. Он не решается даже назвать имя девушки, а Аркадий нарочито развязно спрашивает: «Фенечка?» За этой развязностью Аркадий, возможно, прячет и свое смущение, чувство неловкости. И в то же время он снисходительно улыбается отцу, не понимая, в чем отец извиняется. Аркадий чувствует в себе «тайное превосходство», осознает собственную развитость и свободу. Аркадий и Базаров – «выше всего этого» - то есть выше вопросов морали, которые мучают Николая Петровича.
Николай Петрович удивляется суждениям сына, «что-то кольнуло его в сердце». Да, Аркадий изменился, но отец деликатно и мудро смотрит на это «из-под пальцев руки».

Далее перед нами разворачивается грустный пейзаж: Николай Петрович и Аркадий проезжают через свои поля и леса (впрочем, лес пришлось продать: «деньги были нужны»). Вот что мы видим: небольшие леса, редкий и низкий кустарник, обрытые берега речки, крошечные пруды с худыми плотинами, деревеньки с низкими избенками, покривившиеся молотильные сарайчики, опустелые гумна, церкви с разоренными кладбищами, с отвалившейся штукатуркой или наклонившимися крестами. Все прилагательные раскрывают картину убогости и нищеты. А существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами вызывают чувство жалости. В описании жителей деревни и животных еще резче, выразительнее проступают приметы разорения: мужички встречались «обтерханные», коровы – «исхудалые», «словно обглоданные». От сурового, скорбного пейзажа «сердце Аркадия понемногу сжималось». Ведь это его родина, он не может остаться равнодушным при виде такой нищеты. Тургенев мастерски, в нескольких фразах обрисовал быт русской деревни пятидесятых годов девятнадцатого века. Читатель, как и Аркадий, невольно задается вопросом: «Нет, небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?»

Но Аркадий молод. Жизнь и молодость берут свое. Ведь, как ни уныла картина природы, вокруг все-таки весна. «Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка», птицы весело пели, кричали, перебегая по кочкам. Аркадий глядел на все это, и сердце его понемногу смягчалось, тревога рассеивалась. Весна победила. Как ни печальна действительность, но трудно сопротивляться красоте, молодости, когда так хочется жить и радоваться жизни. «Он сбросил шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял». Аркадий полон жизни: «что за чудный день сегодня!» Николай Петрович вспоминает строки Пушкина из «Евгения Онегина». Аркадий слушает отца с изумлением и сочувствием. Для него, очевидно, это кажется странным – слушать, как отец читает стихи. Неожиданно поэтические строки прерывает Базаров: «Аркадий! – раздался из тарантаса голос Базарова, - пришли мне спичку, нечем трубку раскурить». Из поэзии в прозу – таков резкий контраст, который провел еще одну незаметную, на первый взгляд, грань между молодым поколением и поколением отцов.

Аркадий тоже закурил – и это удивило Николая Петровича, «отроду не курившего». Но Николай Петрович - настолько мягкий, тактичный человек, что не желает обидеть сына замечанием, деликатно отворачивается. Он уже с первых страниц показывает себя исключительно интеллигентным человеком, старающимся избежать конфликтов, сгладить острые углы в отношениях.

Иван Сергеевич Тургенев в феврале 1862 года публикует свой роман под названием "Отцы и дети". В нем он попытался показать читателю того времени трагический характер нараставших общественных конфликтов.

В этой статье мы проведем "Отцы и дети", выясним, какие проблемы затрагиваются в этом романе, какова авторская мысль.

Перед нами предстают хозяйственные неурядицы, разложение традиционного быта, обнищание народа, разрушение связей с землей крестьянина. Беспомощность и бестолковость всех сословий угрожает то и дело перерасти в хаос и разброд. На этом фоне разворачивается спор о том, как спасти Россию, который ведут представляющие две основные группы русской интеллигенции герои.

Семейный конфликт

Отечественная литература всегда проверяла прочность и устойчивость общества семейными отношениями, что следует отметить, проводя анализ произведения "Отцы и дети". Роман начинается с изображения конфликта в семье Кирсановых между сыном и отцом. Тургенев идет еще дальше, к столкновению политического, общественного характера.

Основные взаимоотношения персонажей раскрываются в основном с точки зрения идей. Это находит отражение и в том, как строится роман, в котором большую роль играют споры главных героев, их мучительные раздумья, страстные речи. Иван Сергеевич не превращал персонажей произведения в выразителей авторских идей. Достижение этого писателя - умение связать органически движение даже наиболее отвлеченных представлений героев с их жизненными позициями.

Отношение к современности главных героев

В анализ произведения "Отцы и дети" следует включить и отношение разных его персонажей к современности. Одним из главных критериев в определении человеческой личности для писателя было то, как она относится к окружающей жизни, текущим событиям. Первое, что бросается нам в глаза, если мы обратим внимание на "отцов" - Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых, это то, что, в сущности, они не такие старые люди, но при этом не приемлют и не понимают того, что происходит вокруг. Анализ романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" подтверждает эту мысль.

Павел Петрович считает, что усвоенные им в молодости принципы выгодно отличают его от тех, кто прислушивается к современности. Но Иван Сергеевич Тургенев показывает, что в таком упрямом желании выразить презрение к современности этот герой просто комичен. Он исполняет некую роль, со стороны выглядящую смешной.

Николай Петрович в отличие от его старшего брата не столь последователен. Он даже отмечает, что молодежь ему нравится. Но, как выясняется, он понимает в современности лишь то, что мешает его покою. Например, лес он решил продать на сруб лишь потому, что он должен был через несколько месяцев отойти к мужикам.

Положение крупной личности по отношению к современности

Иван Сергеевич считал, что любая крупная личность всегда находится в естественных отношениях к своему времени. Таким является Базаров. Несамостоятельные, мелкие люди живут в вечном ощущении разлада со своим временем. Павел Петрович Кирсанов принимает эту дисгармонию как неправоту современности, то есть отрицает сам ход времени, застывая тем самым в своем консерватизме, а люди другого типа (о них мы отдельно напишем чуть ниже) пытаются догнать его.

Ситников и Кукшина

В своем романе Тургенев вывел несколько таких образов, которые стремятся поспешать за стремительно меняющимся течением времени, что необходимо непременно отметить, проводя анализ произведения "Отцы и дети". Это Ситников и Кукшина. В них данная черта выражена однозначно и очень ярко. С ними Базаров говорит обычно пренебрежительно. С Аркадием ему труднее.

Он не столь мелочен и глуп, как Ситников. Разговаривая с дядей и отцом, Аркадий разъяснил им довольно точно такое сложное понятие, как персонаж интересен уже тем, что не признает Базарова "своим братом". Отношение это сближало с ним последнего, заставляло мягче к нему относиться, снисходительнее, чем к Ситникову и Кукшиной. У Аркадия, однако, все-таки имеется желание поймать что-то в нигилизме, приблизиться как-то к нему, и он цепляется лишь за внешние признаки.

Ирония в произведении

Следует отметить важнейшее качество стиля Ивана Сергеевича, присутствующее и в романе "Отцы и дети". Анализ произведения показывает, что и в нем, как и с самого начала своей литературной деятельности, этот писатель широко использовал прием иронии.

В романе "Отцы и дети" этим качеством он наградил Базарова, который применяет его весьма разнообразно: ирония для этого героя - средство отделить себя от другого, которого он не уважает, либо служит для того, чтобы "поправить" человека, который ему еще не безразличен. Таковы его иронические приемы при общении с Аркадием.

Евгений владеет и другим видом иронии - самоиронией. Он относится иронически и к своему поведению, и к своим поступкам. Вспомним, например, сцену дуэли Павла Петровича с Базаровым. В ней он иронизирует над своим противником, но не менее зло и горько - над самим собой. Анализ сцены дуэли в "Отцы и дети" позволяет лучше понять характер Базарова. В подобные минуты обаяние этого персонажа раскрывается в полной мере. Никакой самовлюбленности, никакого самодовольства.

Нигилизм Базарова

Тургенев проводит этого юношу по кругам непростых жизненных испытаний, которые с настоящей объективностью и полнотой обнаруживают степень правоты и неправоты этого героя романа "Отцы и дети". Анализ произведения показывает, что отрицание, "полное и беспощадное", можно оправдать как единственно возможную попытку изменить мир, при этом покончив с противоречиями. Но для создателя романа бесспорно и то, что присутствующая в нигилизме логика неизбежно приводит к свободе без всяких обязательств, к поискам без веры, к действию без любви. Писатель не может найти в этом движении творческой, созидающей силы: изменения, которые для реально существующих людей предусматривает нигилист, по сути равносильны их уничтожению, как показывает проведенный писателем анализ. "Отцы и дети" раскрывает эти противоречия самой натурой представляющего это движение героя.

Переживший любовь и страдания Базаров не может уже снова быть последовательным и цельным разрушителем, непоколебимо самоуверенным, безжалостным, ломающим просто по праву сильного других людей. Но и подчинить свою жизнь самоотречению, смириться, искать утешения в чувстве долга, в искусстве, в любви к женщине этот герой также неспособен - он слишком горд, зол, необузданно свободен для этого. Смерть оказывается единственным выходом.

Заключение

Заканчивая наш анализ "Отцы и дети", отметим, что этот роман вызвал ожесточенную полемику в литературе XIX века. Тургенев верил, что его творение будет способствовать сплочению различных общественных сил, что общество прислушается к предупреждениям писателя. Но мечта о дружном и едином русского общества так и не осуществилась.

На этом закончим наш анализ по произведению "Отцы и дети". Его можно продолжить, отметив и другие моменты. Предоставим читателю возможность поразмыслить над этим романом самостоятельно.

Первые мысли о написании романа «Отцы и дети» появились у писателя во время его нахождения в Англии в 1860 году. Тургеневу пришлось провести всю ночь на железнодорожном вокзале. Именно там он познакомился с молодым врачом, с которым проговорил целую ночь. Этот разговор стал основополагающим для написания разговора главного героя романа – Базарова.

В это же время после возвращения во Францию, Тургенев начинает писать начальные главы романа. По приезду в родную страну, в летние месяцы 1861 года писатель завершает работать над романом. Весной 1862 года роман «Отцы и дети» публикуется в «Русском вестнике».

Из названия романа «Отцы и дети» сразу можно понять, что главной мыслью произведения являются семейные отношения, а точнее давно известный конфликт поколений. Разные взгляды, разные понятия жизни – все это на протяжении многих времен вызывают споры у приверженцев той или иной точки зрения. Автор при написании произведения как бы склоняет читателя выбирать, что важнее для последующего развития жизни, бездейственное созерцание происходящего или борьба за развитое современное будущее.

Напрашивается вывод о том, что произведение имеет воспитательный характер, главное понять суть, ведь у каждого есть свобода выбора, а автор лишь направляет к правильному, не навязывая при этом своего личного мнения.

Тургенев детально изображает переживания героев, их эмоции, настроение и чувства. Это придает роману психологическую окраску.

Главным героем романа «Отцы и дети» является Базаров – молодой студент медицинского университета, сын военного лекаря. Базаров приверженец естественных наук. Он немногословен, уверен в себе, не лишен иронии и самолюбия. Из 28 глав романа он отсутствует только в двух.

Автор при написании произведения использует принцип противопоставления. Он сопоставляет главного героя с характером каждого персонажа. Тургенев противопоставляет Базарову не отдельных героев, а жизнь в полной ее степени, патриархальные устои, с которыми пытается бороться главный герой. Даже первое появление Базарова демонстрирует, насколько явно он отличается от окружающих его дворян. Ухоженные ногти Петра Петровича Кирсанова против красных рук молодого студента.

Сам сюжет романа «Отцы и дети» разворачивается вокруг конфликта Базарова с обществом, которое опровергает его взгляды и идеалы.

Главным моментом повествования является приезд Базарова вместе с Андреем Кирсановым – молодым дворянином в семейное имение Кирсановых, где происходит знакомство главного персонажа с отцом и дядей Андрея. При общении с другими героями происходит столкновение мнений и точек зрения, которые проверяют силу убеждений Базарова. Происходит это и во время любовных отношений главного героя с Одинцовой.

Окончанием романа «Отцы и дети» является смерть Базарова. Тем самым Тургенев хотел показать крах мыслей, высказываемых главным героем в сюжете произведения.

Роман «Отцы и дети» стал показателем того, что помимо политических разногласий и идеологий существует и другая жизнь, в которой приоритетом являются традиции, настоящие и глубокие чувства.

Анализ 2

Роман «Отцы и дети» переносит читателя во времена крепостного права. События в произведении происходят в 1859 и заканчиваются в 1869 году. И это сделано автором не случайно, так как именно в этот период происходит острый кризис крепостнического строя в России и отношения между «отцами», то есть либералами, и «детьми», то есть революционерами, обостряются с особенной силой.

В тот период возникает новый тип людей – разночинцев-демократов. И главный герой романа, Евгений Базаров, именно из этого круга. Изначально, Базаров является противопоставлением всем другим героям произведения, потому как он отличается от них, он из среды совершенно иной. С гордостью говорит Базаров о своем деде: «Мой дед землю пахал». Происхождение персонажа проявляется буквально во всем – в его взглядах, суждениях, отношениях с близкими и любимыми людьми.

В сцене самого первого появления Базарова мы понимаем, что он не такой как окружающие его дворяне. Увидев ногти Кирсанова-младшего, и сравнив их со своими красными руками, Базаров ехидно замечает, что эти ногти можно послать хоть на выставку. Николай Кирсанов, будучи человеком деликатным, делает вид, что не замечает плебейского поведения гостя, хотя такое поведение его несколько и смущает.

Между Кирсановым-старшим и Базаровым возникает острый спор. Молодой человек нарекает, что его оппонент уже давно не у дел, и песенка его, к сожалению или к счастью, давно спета. Но Павел Петрович рвет и мечет, ведь именно из-за Базарова вся жизнь Кирсанова-старшего пошла под откос. Отдав все, что имеет, княгине Р., он также лишается всего и остается у разбитого корыта. А вот младший брат, который все же осмелился пойти против воли родителей и жениться на простой девушке, абсолютно счастлив в браке и имеет любимого сына.

Перейдем к образу Базарова. Несчастлив персонаж не только из-за одиночества, но также из-за несчастной любви. Базаров бескрайне влюблен в Анну Сергеевну, но любовь его отвергнута. До роковой встречи с этой женщиной, Базаров не воспринимал любовь серьезно, для него это было чем-то на уровне физиологии, всего лишь повод к продолжению рода.

Анна Сергеевна вызывает уважение уже тем, что она не только стала собеседницей и, в каком-то роде, советчицей Базарова, она сумела заставить его взглянуть на многие обыденный для героя вещи совершенно иначе. Базаров, с негодованием и даже отвращением, начинает видеть в себе романтика.

Жизнь героя заканчивает глупо и трагично. Страдая от неразделенной любви к Одинцовой, Базаров полностью уходит в работу, и во время очередного вскрытия умершего тела крестьянина, ранит себя скальпелем и заражается тифом. Такая кончина Базарова у многих читателей вызвала шок. Но Тургенев, такой концовкой говорит нам, что время таких людей еще не настало, и лучшим, единственным выходом для героя, становится достойная смерть в родительском доме в окружении близких людей.

Вариант 3

В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» ведется размышление о вечных противоречиях нового и старого поколений. Часто так складывается, что в семье дети противоречат родителям во взглядах. Иван Сергеевич Тургенев попытался разобрать и осветить данную тему в своём романе.

Будучи в Англии в 1860 году писателю пришлось целую ночь провести на вокзале, где познакомился с молодым хирургом. Их беседа была настолько увлекательна, что просидели они так всю оставшуюся ночь. Именно эта встреча впоследствии подтолкнула Ивана Сергеевича к написанию произведения. Характер хирурга перешёл на страницы книги в виде главного героя будущего шедевра – Базарова. Антагонистом выступает некий критик Добролюбов, постоянные споры которого с писателем стали прототипом спора между Базаровым и Кирсановым. За почти два года «Отцы и дети» были написаны и напечатаны.

Главный герой романа Базаров – типичный представитель молодежи, который отвергает старые порядки и презирает устоявшийся порядок жизни. Ему не нравится, и он хочет бороться за своё, как он видит, светлое будущее. Павел Кирсанов же яркий представитель потомственного дворянина, видевшего старые устои как единственно правильными и возможными для данной страны.

Автор постарался не делать выбор за читателя, показывая свою точку зрения. Он аккуратно приводит доказательства правоты как одного, так и другого героя. Книга выступает лишь направляющим путеводителем по данному вопросу, маршрут и конечную точку которой читатель должен выбрать сам для себя.

Произведение выполнено в жанре романа, но далекого от привычных обычному обывателю. Это психологический роман, в котором указываются переживания с каждой из сторон. Причем автор не пишет подробно о самих переживания, он говорит лишь о конечном итоге таких переживаний.

Например, это ярко выражено в чувствах Аркадия Кирсанова. Данная личность мало склонна к тяжелым усилиям как в жизни, так и в любви. На его примере автор попытался раскрыть излишне заурядные личности людей, мало готовых к переменам и тяжело на них настроенных.

Все же основной темой является противоборствующие стороны Базарова и Кирсанова. Борьба их взглядов на жизнь ведёт к полнейшему противоречию и непониманию друг друга.

В данном романе также был описан новый тип человека – нигилиста, появившегося в середине девятнадцатого века. Данный тип отрицает общепринятые устои и манеры поведения, духовные и культурные ценности общества.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Жить по совести. Что это значит?

    Каждый человек на подсознательном уровне знает - необходимо жить по совести. Вроде все понятно правильный поступок, не правильный. Но кто обозначит границы добра и зла? Как отличить хорошее от плохого? Что вообще значит - совесть?

    Своим потрясающим талантом писать удивительные истории, способные задеть за живое, Антон Павлович Чехов поражает умы читателей. Зачастую бывшего врача волновали мысли, связанные с духовным развитием человека

Чаще всего, название произведения, является ключом к его содержанию и пониманию. Так происходит и с романом И. С. Тургенева «Отцы и дети». Всего два простых слова, но столько вместивших в себя понятия, разделившие героев на два противоположных лагеря. Такое простое название раскрывает суть романа «Отцы и дети» в сложной проблематике.

Главная проблематика романа

В своем произведении автор не только поднимает проблему столкновения двух противоположных поколений, но и пытается найти решение, указать вход из создавшегося положения. Противостояние двух лагерей можно рассматривать как борьбу между старым и новым, радикалами и либералами, между демократизмом и аристократизмом, целеустремленностью и растерянностью.

Автор считает, что настала пора перемен и в романе пытается показать. На смену старым представителям дворянского строя идут молодые и беспокойные, ищущие и борющиеся. Старый строй уже изжил себя, но новый еще не сформировался, не появился и смысл романа «Отцы и дети» ясно указывает на неспособность общества жить ни по-старому, ни по-новому. Это время, своего рода, переходное, граница эпох.

Новое общество

Представителем нового поколения является Базаров. Именно ему отводится основная роль, которая создает конфликт романа «Отцы и дети». Он представляет целую плеяду молодых людей, которые приняли за веру форму полного отрицания. Они отрицают все старое, но на смену этому старому ничего не приносят.

Очень ярко конфликтующее мировоззрение показано между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым. Прямолинейность и грубость против манер и изысканности. Образы романа «Отцы и дети» многогранны и противоречивы. Но, четко обозначенная Базаровым система его ценностей, не делает его счастливым. Он сам обозначил свое предназначение для общества: ломать старое. А вот как строить новое на разрушенном фундаменте идей и взглядов – то уже не его дело.
Рассматривается проблема эмансипации. Автор показывает это как возможную альтернативу патриархального строя. Но вот только женский образ эмансипе дан неприглядный, совершенно отличающийся от обычной тургеневской девушки. И, опять-таки, сделано это не случайно, а с четким намерением показать, что перед тем, как разрушить что-то устоявшееся, необходимо найти ему замену. Если этого не происходит, то и перемены не удаются, даже то, что однозначно предназначалось для положительного решения проблемы, может измениться в другое русло и стать резко отрицательным явлением.

Роман «Отцы и дети» актуален и сегодня, характеристика героев в нем, своеобразное тому подтверждение. Это произведение собрало в себе самое большое количество проблем, которые ставит автор перед своим поколением. Но и на сегодняшний день многие вопросы тургеневского романа не нашли ответа.

Материалы, размещенные на этой странице, помогут учащимся 10 классов при подготовке сочинения на тему «Смысл романа «Отцы и дети»».

Тест по произведению