Кубизм в творчестве фернан леже. Постеры, pепродукции картин известных художников в высоком разрешении хорошем качестве, клипарт и фотографии большого размера для скачивания

У меня есть удачный и интересный пост про знаменитого
французского Тубиста (его собственный стиль-Тубизм) Фернана Леже. Я люблю его работы больше, чем классический кубизм всех периодов кубизма.
Я сам иногда не только смотрю на репродукции в этом посте, но даже читаю собственный текст. Я не писал много, чтобы вас не напугать.
Замечательный коммунист! (Замечательный не потому что коммунист.) Но если вам не подходит авангард 20 века, то не позорьте себя осуждением того, чего вы не понимаете.
Просто проходите прямо и сразу, после заслонки, направо. К МЕДВЕДЯМ ("Утро в сосновом лесу") Шишкина Иван Ивановича и Константина Аполлоновича Савицкого
и дальше к вечно-зелёному портрету русской Джоконды, Марьи Ивановны Лопухиной работы товарища Боровиковского, Владимира Лукича.

А то вдруг, возьмите и попробуйте ПРОЧУВСТВОВАТЬ, ПОЧУВСТВОВАТЬ и ПОНЯТЬ!
Фернан Леже -- замечательный.

Просто замечательный Фернан Леже и его тубизм.(1881-1955)
Лидер авангарда и тот самый художник
чью одежду донашивал Сергей Довлатов.


Женщина с кошкой. 1921

Конечно, основателями кубизма были Пикассо и Брак. Но Леже
и ещё один художник считаются вместе с Браком и Пикассо теми кто развивал и создавал кубизм.
Между прочим, интересный портрет дамы с кошкой.


Женщины в интерьере 1921, Леже, Фернан

Я набрал почти все работы, чтобы они были несложные для понимания. Парочку я объясню, чтобы появилось ощущение того, что к чему и куда.
Но насиловать себя ни в коем случае не стоит. Если не хочется узнать про кубизм,значит и не надо. Значит вам этот стиль не подходит.


Строители 1951

Между прочим я помню советские, уже послесталинские конечно,
плакаты именно о стройке, на которых было заметно влияние этой работы. Наверное не только
при Хрущёве, но ещё больше при Брежневе.
Дело в том, что Леже стал коммунистом. На год позже Пикассо. Пикассо вступил в ФКП
через два месяца после освобождения
Парижа, в октябре 1944 года. А Леже вернулся из Америки только в 1945 году.
И в этом же году стал коммунистом.
Коммунисту наверное можно было подражать. Но только в плакате. Никто особенно не
стремился вводить кубизм и последующие авангарды в СССР.


Обнажённые в лесу. (1909-1910) Nudes in the Forest

Уже в первые годы кубизма, Леже создал его собственный вид кубизма.
Начиная с этой работы "Обнажённые в лесу". Кубизм Леже назвали ТУБИЗМ, от слова труба.


Леже, Фернан; Пересечение железных дорог 1919 The railway crossing

Вот что мне нравится. Какая динамика.Конечно, может быть это мне так подходит, а не другим.
Первая Мировая Война оказала влияние на все виды искусства и литературы. И какое же это было влияние!!
Ещё в 1915 году, в Швейцарии, собравшиеся там художники и писатели, и кто хотите создали дадаизм.
Дадаизм
был и практически стал антикультурой. Так на них повлияла неслыханная по страданиям и убийствам война.
Они полностью разочаровались в цивилизации и в культуре.
Леже страшно отравился горчичным газом в германской газовой атаке в битве под Верданом.
Он выжил чудом. В 1916 году его комиссовали под чистую


Механик, 1920 Леже, Фернан; (1881—1955)

Леже пришел к другим результатам.
Он стал верить в индустриализацию, в то, что применение везде и всюду машин
и таких же достижений человека, излечит человечество от последствий ПМВ.
Начиная с этой работы, "Механик" Леже стал писать индустриальное,
малоэмоциональное человечество.


Леже, Фернан; Три женщины (1921-22)

Эти обнажённые женщины написаны как почти беспристрастные куклы.
И даже их кожу он написал как искусственную. Это стало новым искусством Леже.
Уже в 40-х он объяснил, что человек должен стать объектом живописи
и перестать быть субъектом. Это он и делал. Посмотрите. Это ещё только начало двадцатых, но тем ни менее мы видим и чувствуем
что эти женщины есть полноценная часть композиции, но уже не совсем главная.
Фигурная часть композиции Леже ещё не стала совсем, но уже становилась объектом как и детали интерьера.
И здесь совсем не имеет значения, что только сидящую даму мы видим в полном теле, а у остальных присутствуют только нужные
для Леже анатомические детали. Забудьте и не ворчите, что это не искусство.
Ответьте сами себе честно:
Когда вы смотрите вы воспринимаете их как женщин, несмотря на анатомическую недостачу?
Вообще-то это совсем просто для каждого с развитым царством ассоциаций в подсознании. Меня немало удивляет, когда дипломированные и остепенённые
не могут понять развитое искусство. А может просто не хотят, или советское образование было такой же фальшивкой как и гимназии?
Пошлить и говорить скабрезности не надо. Не подходит, проходите к Марье Ивановне Лопухиной.


Леже, Фернан. Развлечения.(Посвящение Луи Давиду) 1948-1949

Когда-то были в моде книжки--"Физики шутят". Здесь--"Художники шутят"


Леже, Фернан; Город 1919 The City, MoMA, Нью-Йорк

Это тоже удачная работа на мой взгляд. Теперь, когда вы знаете идею Леже,
попробуйте оценить для себя эту работу. Идея простая. Индустриализация и город.
Я когда в первый раз увидел, то услышал гудки и всякие недовольные крики в городской пробке на дороге. АГА!
Удивительное было дело.
Сейчас в первый раз рассказал. Примерно, стеснялся. Даже тормоза визжали.
Чтоб Мишка Вербицкий забыл все доказательства теоремы Торрелли и оставил голодными его талантливых деток,
если я не слышал бибиканье и визг тормозов.


Bargeman, 1918 by Fernand Leger

Эту работу я немного расскажу. То есть постараюсь объяснить. Она примерно называется--Моряк, который работает на барже.--
Посмотрите направо и вглубину налево. Вы видите дома. Леже написал баржу, на которой этот моряк проходит через Париж по реке Сене.Не бойтесь авангарда.
Вы видите как это просто. Но использован современный тому времени стиль. Поэтому мы не видим моряка на барже, а только его руки, которые заканчиваются какими-то
спец.стальными когтями.
Может быть мы видим и усатое лицо моряка. Посередине картины, чуть-чуть левее центра. Вполне возможно. То что шея предполагается и находится значительно выше не имеет значения.
В Кубизме и в Тубизме голова совсем не обязана сидеть на шее. НОРМАЛЬНО. Если художнику нужно было, то голова могла находится как раз там, откуда ноги растут.
Правда я не помню такого, но почему бы и нет, если надо?

Посмотрите налево к краю картины и как раз, примерно, посередине левого края. Баржа идёт по Сене. Вы видите? Ничего особенного, правда?


Три девушки на красном фоне. (композиция с тремя женщинами) 1927

Леже был поздний. Он начал по-настоящему учиться
только после армии. Поэтому он стал
самостоятельным художником только в 25 лет. Сначала он учился на
архитектора. В 1920-м году Леже познакомился с Корбюзье. Это стало дружбой на всю жизнь.


Леже, Фернан.Витраж

Леже был по-настоящему талант.
Он был успешный кроме живописи, ещё и в кино и в скульптуре. Ещё между войнами он сделал интерьер квартиры Нельсона Рокфеллера.
В начале 50-х его работами украсило свою штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке.


Леже, Фернан, Натюрморт с пивной кружкой. 1921 Fernand Leger, Still Life with a Beer Mug

Жена артиста Черкасова хорошо знала последнюю, русскую жену Леже. Когда стали потихоньку выпускать на пару дней за границу, она, Черкасова,
побывала в Париже и привезла (она дружила с матерью Довлатова) Довлатову кожаную куртку Леже. Она была вся замасленая и в пятнах, и даже потёртая. Довлатов собирался обидеться
на подарок. Но когда он услышал, чья была куртка, он её берёг, но тем ни менее носил везде.
Но Довлатов, как и мы, вырос в стране Советов, и он не оценил по-настоящему роли Леже в мировой живописи. Довлатов всё это, описал,
в рассказе--"Чемодан"--почитайте. Хорошо читается.


Адам и Ева. 1934 Adam and Eve.


Курильщики 1912

Довлатов очень хорошо мыслил. Он не разобрался в Леже и не оценил его правильно. Наверное, потому что ему не нужно было.
Аж дым идёт, или вы не видите? Ниже будет солдат-курвец и там уж точно дымит из трубки и вокруг него.



Сад моей матери. 1905.

Я специально вставил одну, докубистическую работу, чтобы вам было с чем сравнивать. Примерно так.
Это работа, которую Леже сделал до наступления в его душе тубизма. До начала кубизма, то есть до того что сделали Брак и Пикассо в 1907 году, было ещё два года.
Мы видим, чуть изменившийся к тому времени, и наверное всё ещё модный, стиль по имени "ПУАНТилизм". От слова ТОЧКА. Балерина стоит на ПУАНТах, на
одной точке этих тапочек. Вводная картина на самом верху страницы моего блога на ЖЖ, - три обнажённые модели художника,- есть одна из самых
классических работ в пуантилизме, созданнная основателем этого стиля, которого звали Жорж-Пьер Сёра.


Фернан Леже. Три Сестры

Вы смотрите и не стесняйтесь, если вам кажется, что это слишком сложно для вашего восприятия. Посмотрите ещё раз, ядрёна мама!
И вы восхититесь. Это прекрасная работа.


Fernand Leger. Строители. The Builders

Это вторая работа--"Строители". Как и та первая, она оказала заметное влияние
на советский плакат. Я бы даже сказал, что наверное эти две работы "СТРОИТЕЛИ" больше
повлияли на плакат Брежневского времени, чем Хрущёвского. Немного странновато, но пути Господни и пути товарища Суслова, неисповедимы.
Всё! Дочитывайте сами.


Солдат с трубкой.

Ладно. Я впервые помещаю подходящую сравнительную штуку к этой работе Леже, которую я усёк очень давно,
но никак не собрался сделать. Не полностью, но помещаю. Без немцев.


Отдыхающий солдат. 1911 г. Ларионов, Михаил Фёдорович (1881-1964)


Что же мы видим, когда смотрим? Мы видим трёх солдат-курвецов, написанных двумя талантами: русским и французским. Интересно что Ларионов написал эти разностилевые работы в одном и том же,
в 1911 году. Михаил Фёдорович Ларионов и в немалой степени его жена, Наталья Сергеевна Гончарова были основателями русского замечательного авангарда. Русский авангард был замечательный,
когда искусство ещё жило без идеологии, само по себе.
Ларионов с Гончаровой жили во Франции и потом в Париже с 1915 года.

Они не были белоэмигрантами. Но они уже стали ненаши(sic). И нам рассказывали, что самый цимес авангарда в живописи создал как раз товарищ Маяковский, сбоку немного упоминали Бурлюков и
автора отвратительной иконы (никаких шуток) для XVII съезда партии, съезда Победителей, Илью Машкова.
Я ничего не скажу. Я сделал своё дело. Увидел и объединил эти три интересные работы. Теперь вы сами посмотрите на все три работы и вы увидите солдата в дыму не только у Ларионова, но и у Леже.
Вы обязательно увидите. Вы видите, вы чувствуете солдата?


Печатник. Леже, Фернан(1881—1955)Fernand Leger

Одна работа Леже, была продана несколько лет назад, за больше чем 22 миллиона американских долларов.
Последняя самая большая продажа в 2008-ом году принесла за "Этюд женщины в голубом" (1912–13) (Étude pour la femme en bleu) больше
чем 39 (тридцать девять) миллионов долларов (USA).

Эти безумные цены за искусство - отвратительны. И они окончательно убивают живопись, которая уже перестала быть искусством верхнего ряда.

Леже, Фернан(1881-1955)Fernand Leger умер 17 августа 1955 года.
Он не дожил до 75 лет меньше чем 6 месяцев

Фернан Леже (4 февраля 1881 - 17 августа 1955 года).
Фернан Леже родился 4 февраля 1881 года в городке Аржантан, что в Нормандии. Его отец, Анри Арман Леже, занимался разведением домашнего скота. Он умер через несколько лет после рождения будущего художника. Мать, урожденная Мари Адель Дюнон, жила на своей ферме в Лизоре вплоть до самой смерти в 1922 году.

Фернан учился в аржантанском колледже и в церковной школе в Теншебре. Здесь но задумался о своей дальнейшей судьбе, и понял что хочет стать архитектором.
В 1897-1899 годах он учится у архитектора в Каннах. Здесь же он познает азы графики. Следующие два года он живет в Париже, где занимается, по сути, тем же самым, работает чертежником у архитектора. Его архитектурную карьеру прерывает военная служба в саперном полку в Версале. Но 1903 году он поступает в Высшую школу декоративного искусства. Его не принимают в Высшую школу изобразительных искусств, но он посещает на правах вольнослушателя курсы Жерома и Феррье, а также Академию Жюлиана. Свободное время он проводит в Лувре. Его особое внимание привлекают работы импрессионистов. Их влияние чувствуется в его ранних работах. Он был потрясен посмертной выставкой Сезанна в салоне "Независимых".
В 1908 году Леже поселяется в так зазываемом "Улье", доме с мастерскими, где нашли приют будущие гении. Здесь он знакомится с Архипенко, Лораном, Сутиным, Шагалом, Делоне. Здесь часто бывают Макс Жакоб, Аполлинер, Реналь и другимие известные люди. Некоторые из них становятся его друзьями.
В 1909 году Леже примыкает к новому направлению, кубизму. В дальнейшем сюжеты его произведений становятся все более абстрактными, хотя на позднем этапе Леже отходит от абстракционизма, по крайней мере, в своих станковых произведениях.
Значительное место в творчестве Леже занимают социальная и индустриальная темы. Помимо живописи художник занимался также керамикой, книжными иллюстрациями, дизайном одежды и ковров, работает в театре и кино.
В 1919 году Леже женится на Жанне Лой, начинает работать над своими главными картинами, и выставляет свои работы в парижской галерее Леонса Розенберга и в Антверпене. Он завязывает дружеские отношения с Ле Корбюзье, пишет полотна "Механик" и "Большой обед". С этого года на протяжении многих лет выставляется у "Независимых". Он участвует в работе над фильмом Абеля Ганса "Колесо", иллюстрирует книги, выполняет проекты декораций и костюмов к спектаклям, в общем, ведет активную творческую жизнь.

На войне Леже открыл для себя "новую эстетику машинных форм". "Война обрушилась на возникший мир - мир, который тверд, ясен и точен. Нет больше пейзажа, натюрморта, портрета. Есть предмет, есть предметное изображение Среда современности - это, конечно, предмет механический, сфабрикованный, он медленно побеждает округлости женского тела, фрукты, нежные пейзажи...".

Леже создал оригинальный стиль в изображении человеческих фигур и предметов из предельно обобщенных цилиндрических, округлых форм, напоминающих машины. В этом новом воззрении все получает организованность. Художник утверждает, что "современная индустрия раскладывает, анализирует, постигает тысячи найденных сложений, отклоняет и отбрасывает все неясное и неопределенное... Человеческое тело рассматривается как вещь. Лицо, его пластическая ценность - шар, сфера без выпуклых или вогнутых элементов. Нос, глаза, рассматриваются как вещи, как вещи моделируются и также разрешаются". Человек и предмет зачастую в произведениях художника уравниваются и взаимозаменяемы. Леже любил повторять, что цвет и форма - не изобразительные средства, а "самоценности", придающие характер вещам. "Индустриальный стиль" художника был утонченным по своим цвето-пластическим качествам и оказал большое влияние на декоративное искусство. Не случайно и сам Леже "пришел" в монументально-декоративную керамику, мозаику, витраж, гобелен.

Леже получил среди друзей прозвище "тюбист" (игра слов "tube-tubiste" - труба-трубист), а известный критик Метценже писал: "Фернан Леже измеряет день и ночь, взвешивает массы, рассчитывает сопротивление. Его композиции - это живое тело, органами которого являются деревья и фигуры людей. Строгий художник, Фернан Леже увлекается этой затрагивающей биологию глубинной стороной живописи, которую предчувствовали Микеланджело и Леонардо".

Шагающий цветок Фернана Леже
Улекса фон Лу
«Надо, чтобы цвет вторгался в жизнь людей. Цвет приносит радость. Я люблю яркие краски, бурные контрасты». Фернан Леже

Поет и шагает цветок по планете,
и рады подростки и взрослые, дети,
Цветка лепестки раскрываются в крылья,
керамика в цвете - могучая сила!
Во взглядах - восторг, удивленье, улыбка,
цветок - как дельфин, аистенок и рыбка,
И цвет разливается в землю и небо,
огромный цветок - воплощенная небыль!
И каждый в нем видит мечты своей краски,
и яркость событий, и торжество сказки,
и сердце от радости чуть замирает -
шагает цветок, серость жизни стирая!

"Шагающий цветок" Фернана Леже. Керамика.Музей Гетти. Лос-Анжелес.
Шагающий цветок есть также в Сам Фернан Леже утверждал, что следует традициям французского импрессионизма, в котором его не устраивал не избыток цвета, а отсутствие конструктивной силы, которую он " пытался наращивать усилением, гипертрофией объемов и пластических форм. Уже в первых своих концептуальных произведениях Фернан Леже использовал элементы, которые впоследствии стали основой почти всех его композиций, - напоминающие детали механизмов усеченные конусы, разобщенные объемы и видоизмененные, деформированные руки с плотно сомкнутыми пальцами.

Фернан Леже не стремился подражать кубистам, его занимало раскрытие сущности объемов. И если Делоне использовал полутона, Леже пробовал показывать откровенность каждого цвета и объема. "У меня краски живые, - говорил он - Я хотел добиться чистых, локальных тонов, чтобы красный был очень красным, голубой - совсем голубым". "Контрасты формы" Фернан Леже видит не только в абстракциях, но и в предметах и даже в природе. Леже считал себя последователем Сезанна, подчеркивал, что, используя "живописные контрасты цветов, линий, форм", можно "от интенсивного реализма" перейти к познавательному.
В 1924 году Леже открывает свободную художественную школу. А в 1927 году ученицей этой академии стала Надежда Ходасевич, талантливая девушка из Белоруссии, которая всю жизнь мечтала попасть в мировую столицу искусств.
В школе Леже ученикам предоставлялась полная свобода. "Не повторяйте меня, - говорил художник, - берите от меня, что хотите, и идите дальше. Вы должны сами почувствовать, когда вам крикнуть: "К черту Леже!". На Надю он сначала не обратил особого внимания. Должно быть, она казалась ему странной: молчаливая скуластая девочка, не реагировавшая на его шутки. На самом деле она их просто не понимала: ее французского едва хватало, чтобы спросить дорогу у случайного прохожего. Со временем, присмотревшись к работам Ходасевич, Леже поразился мастерству и таланту иностранной "немой" и стал уделять ей самое пристальное внимание. После войны Надя Ходасевич как будто родилась заново. Вернулся Леже, возобновилась работа в академии, ее работы выставлялись, их покупали коллекционеры. Пикассо, высоко ценивший творчество Ходасевич, время от времени приглашал ее к себе и требовал, чтобы она честно высказывалась о его последних работах.

Надя, смирившись с собственным одиночеством, не ждала от жизни никаких сюрпризов, но впереди был еще один неожиданный поворот. Овдовевший Леже сделал ей предложение. Надя ответила согласием и приложила все силы, чтобы сделать брак счастливым.

Надя была неразлучна с мужем до его последнего вздоха, служение же таланту художника продолжалось и после его смерти. Мысль о том, что картины Леже разойдутся по разным коллекциям, разлетятся по всему свету, была для нее невыносима. Преодолев множество трудностей, она открыла на юге Франции Музей Фернана Леже. Надя мечтала показать мужу свою далекую родину. В Америке Леже стал членом Французской коммунистической партии и относился к Советской России с большой симпатией. Но его поездка в СССР так и не состоялась.

Художник скончался 17 августа 1955 года в небольшом городке Жиф-сюр-Ивет в сердце Франции. После смерти Фернана Леже его вдова Надя стала наследницей не только работ, но и идей своего мужа и учителя. Она уделяла колоссальное время пропаганде его искусства. Благодаря ей в 1960 году был открыт Музей Леже в Биоте. Спустя 10 лет музей в Биоте и его коллекция были подарены французскому правительству, после чего он стал Национальным музеем. В 1963 году Надя привезла картины Леже на выставку в Москву.

Она всей душой тянулась к своей родине, любила и знала русскую культуру, часто бывала в Москве, дружила с Екатериной Фурцевой, министром культуры СССР. Благодаря этой дружбе Надя во многом определила международные культурные связи СССР в тот период. Она не только выполнила мозаичный портрет своей влиятельной подруги, но и взяла под свою опеку гардероб Фурцевой, самой элегантной дамы советской верхушки. По особому, как говорят, решению Политбюро Наде дали построить дом в Переделкино, где она хотела открыть музей Фернана Леже. Но ее мечтам не суждено было сбыться - после ее смерти дом купил Зураб Церетели.

По материалам Андрея Евпланова, частная виртуальная галерея, http://rockkent.narod.ru/Leger/fernand_leger.htm

Жозе́ф Ферна́н Анри́ Леже́ (фр. Joseph Fernand Henri Léger ; -) - французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства , член компартии .

Биография [ | ]

Фернан Леже родился 4 февраля 1881 года в нормандском городе Аржантан на севере Франции. Его отец, Анри Арман Леже, занимавшийся разведением домашнего скота, умер через несколько лет после рождения будущего художника. Мать, урождённая Мари Адель Дюнон, жила на своей ферме в Лизоре вплоть до самой смерти в 1922 году.

  • 1890-1896 Учится в аржантанском колледже и в церковной школе в Теншебре
  • 1897-1899 Учится у архитектора в Канне
  • 1900-1902 Едет в Париж ; работает чертежником у архитектора
  • 1902-1903 Находится на военной службе во 2-м саперном полку в Версале
  • 1903 Поступает в Высшую школу декоративного искусства. Получает отказ в приеме в Высшую школу изобразительных искусств; посещает вольнослушателем курсы Жерома и Феррье, а также Академию Жюлиана ; часто ходит в Лувр . В ранних работах Леже заметно влияние импрессионизма .
  • 1904-1907 Ведет тяжёлую трудовую жизнь; совместно со своим земляком Андре Маром снимает мастерскую. Работает у архитектора и ретушером у фотографа. Болезнь вынуждает провести зиму 1907 года у его друга Вьеля на Корсике , в Бельтодере, куда впоследствии неоднократно возвращается. Потрясён посмертной выставкой Сезанна в салоне «Независимых» в 1907 году
  • 1908-1909 Поселяется в «Улье », где знакомится с Архипенко , Лораном , Липшицем , позже с Сутиным , Шагалом , Делоне и их гостями: Максом Жакобом , Аполлинером , Реналем, Сандраром и другими. Некоторые из них становятся его друзьями. Принимает участие в Осеннем салоне. Знакомится с художником-примитивистом Анри Руссо - Таможенником. С г. Леже примыкает к новому направлению, кубизму . В дальнейшем сюжеты его произведений становятся всё более абстрактными, хотя на позднем этапе Леже отходит от абстракционизма, по крайней мере в своих станковых произведениях. Значительное место в творчестве Леже занимают социальная и индустриальная темы. Помимо живописи художник занимался также и керамикой, книжными иллюстрациями, дизайном одежды и ковров, работал в театре и кино.
  • 1910 Владелец художественной галереи Канвейлер , поддерживающий Пикассо и Брака , покупает несколько картин Леже, что позволяет Леже год спустя переехать на улицу Ансьенн Комеди. В Пюто знакомится с Жаком Вийоном и через него с группой «Золотое сечение»
  • 1911 Вместе с Глезом , Делоне и другими участвует в выставке «Независимых»: в зале № 41, прозванном «залом кубистов», экспонирует картину «Обнаженные в лесу». Вместе с этой группой выставляется и в Брюсселе . Участвует в Осеннем салоне картиной «Свадьба». Совместно с Андре Маром разрабатывает проект интерьера столовой и рабочего кабинета
  • 1912 Выставляет у «Независимых» картину «Курильщики» и в Осеннем салоне «Женщину в голубом». Участвует и в других общих выставках, в частности в выставке группы «Золотое сечение». Первая экспозиция в галерее Канвейлера
  • 1913 В мае в Академии Васильевой читает лекцию «Истоки живописи и её изобразительная ценность», текст которой публикуют в Париже, Берлине и Бергене. Участвует в выставке «Независимых», в «Армори Шоу » и в первой выставке Осеннего салона в Берлине. В октябре подписывает договор с Канвейлером на продажу ему своих работ. Снимает студию в доме № 86 по улице Нотр-Дам-де-Шан, которую сохраняет за собой до конца жизни
  • 1914-1916 В мае 1914 г. выступает с новой лекцией «Новые открытия в современной живописи» в академии Васильевой. 2 августа мобилизован и направлен в саперные войска. Два года находится на фронте под Аргонами и Верденом . Рисует в траншеях и в местах расквартирования. В сентябре 1916 года под Верденом, где занимался транспортировкой раненых, был отравлен газом
  • 1917 Находится на излечении в Виллепинте. Вновь начинает заниматься живописью. В конце года его увольняют с военной службы
  • 1918-1919 Напряжённо работает, делает иллюстрации для произведений Сандрара. Женится на Жанне Лой. Начинает работать над картинами «Диски», «Город», «Механические элементы». Выставляет свои работы в парижской галерее Леонса Розенберга «Эффор модерн» и в Антверпене в галерее «Селексьон»
  • 1920 При основании журнала «Эспри нуво» завязывает дружеские отношения с Ле Корбюзье . Пишет полотна «Механик» и «Большой обед». С этого года на протяжении многих лет выставляется у «Независимых»
  • 1921 Вместе с Сандраром участвует в работе над фильмом Абеля Ганса «Колесо ». Иллюстрирует книгу Андре Мальро «Бумажные луны». Знакомится с Ван Дусбургом и Мондрианом
  • 1922 Выполняет проекты декораций, костюмов и занавеса к постановке «Каток» на музыку Дариюса Мийо для Шведского балета Ральфа де Маре
  • 1923 Выполняет проекты декораций и костюмов для балета «Сотворение мира» на музыку Мийо по либретто Сандрара в постановке Ральфа де Маре. Работает над декорациями к фильму «Бесчеловечная» Марселя Л’Эрбье с музыкой Мийо; участвует в подготовке проекта одного из залов выставки «Независимых»
  • 1924 Ставит фильм «» (операторы Ман Рэй и Дадли Мэрфи, музыка Дж. Антейла). Совместно с Озанфаном , Мари Лорансен и Александрой Экстер открывает свободную художественную школу. Читает лекцию в Сорбонне. Вместе с Розенбергом путешествует по Италии, восхищается Равенной
  • 1925-1927 С известным трудом удаётся выставить абстрактное панно на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в павильоне Ле Корбюзье и в павильоне Мэллет-Стивенса, демонстрирующем проекты здания одного из французских посольств. Выставки: галерея Андерсона, Нью-Йорк ; Бруклинский музей; галерея «Катр Шемен», Париж; персональная ретроспективная выставка у «Независимых». Проявляет все больший интерес к предметам
  • 1928 Выставляет 100 работ и читает лекцию в галерее Флехтхейма в Берлине; выставка в галерее «Эффор модерн» в Париже
  • 1929 Вместе с Озанфаном открывает Современную академию
  • 1930 Выставки в Лондоне в галерее Лейкестера и в Париже в галерее Поля Розенберга. Знакомится с Колдером
  • 1931 Проводит лето в Австрии у своих друзей Марфи. В сентябре-декабре совершает поездку в Нью-Йорк и Чикаго . Выставки в галереях Джона Беккера и Дюран-Рюэля
  • 1932 Преподаёт в Академии «Большой хижины». Посещает Скандинавские страны . Выставка в Нью-Йорке, в галерее Валентена
  • 1933 Большая выставка в Цюрихе , в Кунстхаусе, на которой Леже присутствует лично. Вместе с Ле Корбюзье едет в Грецию на международный конгресс современной архитектуры. На обратном пути на корабле читает лекцию «Архитектура и жизнь»
  • 1934 Выставка в галерее Виньона. Лето проводит у Марфи в Антибе. В августе в Лондоне готовит декорации для фильма Г. Дж. Уэллса «Форма вещей будущего». В сентябре выставка в Стокгольме в Современной галерее. Лекция в Сорбонне «От акрополя до Эйфелевой башни»
  • 1935 На всемирной выставке в Брюсселе оформляет зал физической культуры, построенный по проекту Шарлоты Перрьян. В октябре вновь едет в соединенные Штаты, где встречается с Ле Корбюзье. Большая выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке и в Институте искусств в Чикаго
  • 1936 в «Дискуссии о реализме» подчеркивает свою духовную независимость. Выставляется в Салоне мурального искусства
  • 1937 Декорации для балета Сержа Лифаря на музыку Риети «Торжествующий Давид», поставленного в парижской Опере. Эскизы декораций для профсоюзного праздника на Зимнем велодроме и панно для Дворца открытий на Всемирной выставке в Париже, дирекция которой предварительно отклонила уже несколько проектов. В ноябре читает в Антверпене лекцию «Цвет в мире». Выставка в галерее «Артек» в Хельсинки , где знакомится с Аалто
  • 1938-1939 Лето проводит с Ле Корбюзье в Везеле; с сентября по март находится в США, где выполняет стенные росписи для апартаментов Нельсона А. Рокфеллера младшего. Читает курс из восьми лекций в Йельском университете на тему: «Цвет в архитектуре». В Париже выполняет эскизы декораций к пьесе Ж. Р. Блока «Рождение города», поставленной на сцене, устроенной на Зимнем велодроме
  • 1940-1945 Живёт в эмиграции, в США. Преподавал в Йельском университете (там же преподают Фосийон , Мийо, Моруа). Дарит «Композицию с двумя попугаями» нью-йоркскому Музею современного искусства. Летом читает курс лекций в колледже Миллиса, где организует выставку своих картин. Начинает работать над серией «Ныряльщики». Выставляется в галерее Поля Розенберга. Встречается у Пьера Матисса с другими художниками-беженцами, завязывает дружбу с отцом Р. П. Кутюрье. Делает серию рисунков для фильма Ханса Рихтера «Сны, которые можно купить за деньги». Выставки: Музей искусств Фоггра, Кембридж; галерея Валентэна и галерея Самуэля Коотца, Нью-Йорк; галерея Луи Каре, Париж. В декабре 1945 г. Возвражается во Францию. Также в 1945 г. он становится членом Французской коммунистической партии .
  • 1946-1947 - Отец Р. П. Кутюрье заказывает Леже мозаики и витражи для церкви в, которые художник заканчивает в 1949 г. Читает в Сорбонне доклад в курсе лекций «Труд и культура». Выставка в галерее Луи Каре, Париж. Лето 1947 года проводит в Нормандии.
  • 1948 - Выполняет декорации к балету «

Ф ернан Леже был одним из редких мастеров прошлого века, сохранивших верность фигуративной живописи и интерес к жанровым сюжетам. Применяя к жанровой живописи словарь выразительных средств, заимствованных из художественных движений ХХ века, он сумел в этой области оставаться современным художником.

Несмотря на то что работы Леже несут большую степень обобщения и декоративной трансформации мотива, поводом для них всегда служили жизненные впечатления. Тему строительства, занимавшую его в начале 1950-х годов, «спровоцировал» случай, о котором сам художник вспоминал: «Эта идея пришла мне по пути в Шеврез. Около дороги сооружались три вышки линий высокого напряжения. На них громоздились работающие люди. Я был поражен контрастом между этими людьми, металлической архитектурой, облаками и небом».

Фернан Леже. Строители. 1951. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Языком лаконичных, четких линий и форм художник выражает ясную, но емкую мысль - человек в его отношениях с природой и техникой. Техническая революция в ХХ веке создала новую среду обитания человека, во многом нарушив его гармонические связи с природой, и индустрия постоянно присутствует в размышлениях и произведениях многих мастеров. Однако Леже находит гармоничное сочетание природного и технического в окружении человека. Яркие, активные цвета создают в целом мажорное настроение. В конечном счете творчество Леже привило вкус к новым формам и ритмам индустриальной эпохи, эстетически осмыслило мир технических преобразований.

Три женщины. 1921. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Большой парад. 1954. Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк

Масштабность, монументальный размах в сочетании с пластической ясностью и чувством декоративного, присущие искусству Леже, позволяют произведениям художника органично сочетаться с современной архитектурой, вписываться в ее пространства. Лучшее доказательство тому - гобелены по картинам Леже, украшающие многие современные интерьеры.

Фернан ЛЕЖЕ (Fernand Le"ger, 1881–1955), французский живописец, скульптор, график, керамист и декоратор, родился в семье нормандского крестьянина. Получил разностороннее художественное образование: архитектурное, дизайнерское и живописное. В юности создавал немногоцветные (почти гризайль) произведения в модной кубистической манере.

В 1914–1916 гг. Леже воевал на фронте в саперных войсках. После войны вернулся к творчеству, приближаясь в своих новых работах к абстракционизму.

В 1920 г. Леже познакомился с художником А. Озенфаном и архитектором Л. Корбюзье, создателями пуризма (от франц. pur – чистый) , которые в манифесте «После кубизма» призывали к созданию простой, функциональной живописи и архитектуры.

В это время, увлеченный проблемами синтеза искусств, Леже участвовал в разработке и реализации многих проектов в области архитектуры, оформительского искусства, дизайна, сценографии, кино («Механический балет», 1924), книжной графики.

В конце 1920-х гг. техницизм образов в творчестве Леже видоизменяется, смягчается, приближается к наивному искусству.

В 1930-е г. Леже создает крупные монументальные работы: оформление зала физической культуры на Всемирной выставке в Брюсселе (1935), живописное панно для Дворца открытий на Всемирной выставке в Париже (1937), оформление профсоюзного празднества на парижском Зимнем велодроме (1937), росписи апартаментов Рокфеллера в Нью-Йорке (1938).

В 1940–1945 гг. Леже жил и преподавал в США. Вернувшись после войны во Францию, вступил в коммунистическую партию. Композиции этого времени на темы труда и досуга рабочих благодаря наложению цветовых пятен на контурный рисунок напоминают витражи.

Фернан Леже мечтал увидеть свои работы на стенах домов и школ, и его мечта об общедоступном искусстве осуществилась. Одна за другой появились: мозаики и витражи для церкви в Плато-д’Асси (1947–1949), мозаики для крипты памятника американцам в Бастони (Бельгия, 1951), витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке (1952), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), витражи для церкви в Курфевре (1954), настенная роспись здания Газ де Франс в Альфорвилле (1955).

1881 - 1955
французский художник-экспрессионист. Родился в 1881 году во Франции, в Аржантане. Леже получил двухлетнее архитектурное образование, позднее был вольным слушателем Школы изящных искусств в Париже. Начиная с 1910, Леже - активный участник салона des Independants. Его ранние картины ("Обнаженные в лесу", "Сидящая женщина") написаны в стиле кубизма. *** Вместе с Браком и испанским художником Пабло Пикассо Леже сыграл важную роль в формировании и распространении кубизма. Участие Леже в первой мировой войне повлияло на стиль его последующих работ. В своих картинах Леже стал использовать много технократических символов, изображая свои объекты и людей в урбанистических, техногенных формах. "Город" - одна из его наиболее примечательных картин в этом плане. Работы Леже оказали немаловажное влияние на формирование неопластицизма в Нидерландах и конструктивизма в Советском Союзе. В середине ХХ века Леже имел успех и как художник декоративно- прикладного искусства, и как скульптор. Создавая мозаику, керамику и гобелены, он также использовал принципы конструктивизма. В своих последних картинах Леже использовал выделение и наложение монохромного цвета в композиции. "Большой Парад", одна из его последних картин - монументальный пример этого оригинального стиля.