Ко дню рождения композитора. Георг Филипп Телеман. Ко дню рождения композитора Телеман композитор краткая биография

Георг Филипп Телеман

Georg Philipp Telemann

Дата рождения 14.03.1681

Дата смерти

25.06.1767

Профессия:

композитор

Страна:

Германия

Каково бы ни было наше суждение о качестве этого творчества, нельзя не поразиться его феноменальной продуктивностью и удивительной живостью этого человека, который с десяти до восьмидесяти шести лет пишет музыку с неутомимым рвением и радостью.
Р. Роллан

Хотя мы сейчас навряд ли разделим мнение современников Г. Ф. Телемана, ставивших его выше И. С. Баха и не ниже Г. Ф. Генделя, он действительно был одним из наиболее ярких немецких музыкантов своего времени. Удивительна его творческая и деловая активность: композитор, о котором говорят, что он создал столько произведений, сколько Бах и Гендель вместе взятые, Телеман известен также как поэт, талантливый организатор, создавший и руководивший оркестрами в Лейпциге, Франкфурте-на-Майне, содействовавший открытию первого в Германии публичного концертного зала, основавший один из первых немецких музыкальных журналов. Это далеко не полный перечень видов деятельности, в которых он преуспел. В этом жизненном тонусе и деловой хватке Телеман - человек века Просвещения, эпохи Вольтера и Бомарше.





С ранних лет успех в его работе сопровождался преодолением препятствий. Само занятие музыкой, выбор ее своей профессией поначалу натолкнулось на сопротивление матери. Будучи в целом широко образованным человеком (он учился в Лейпцигском университете), Телеман, однако, не получил систематического музыкального образования. Но это с лихвой компенсировалось той жаждой знаний и способностью к их творческому усвоению, которыми была отмечена его жизнь вплоть до глубокой старости. Он проявлял живейшую общительность и интерес ко всему незаурядному и великому, чем славилась тогда Германия. Среди его друзей такие величины, как И. С. Бах и его сын Ф. Э. Бах (кстати, крестник Телемана), Гендель, не говоря уже о менее значительных, но крупных музыкантах. Внимание Телемана к чужим национальным стилям не ограничивалось наиболее ценимыми тогда итальянским и французским. Услышав в годы Капельмейстерства в Силезии польский фольклор, он восхитился его "варварской красотой" и написал ряд "польских" сочинений. В возрасте 80-84 лет он создал одни из лучших своих произведений, поражающие смелостью и новизной. Наверное, не было сколько-нибудь существенной области творчества того времени, мимо которой бы прошел Телеман. При этом в каждой он основательно поработал. Так, его перу принадлежат более 40 опер, 44 оратории (пассивны), свыше 20 годовых циклов духовных кантат, более 700 песен, около 600 оркестровых сюит, множество фуг и различной камерно-инструментальной музыки. К сожалению, значительная часть этого наследия сейчас утеряна.





Гендель поражался: "Телеман пишет церковную пьесу также быстро, как пишут письмо". И вместе с тем это был большой труженик, считавший, что в музыке, "этой неистощимой науке далеко не уйдешь без упорной работы". В каждом жанре он смог не только показать высокий профессионализм, но и сказать свое, порой новаторское слово. Ему удавалось умело соединять противоположности. Так, стремясь в искусстве (в разработке мелодии, гармонии), по его выражению, "дойти до самых глубин", он, однако, очень заботился и о понятности, доступности своей музыки рядовому слушателю. "Кто умеет быть полезным многим", - писал он, - "поступает лучше, чем тот, кто пишет для немногих". "Серьезный" стиль композитор соединял с "легким", трагическое с комическим, и хотя в его произведениях мы не найдем баховских высот (как отметил один из музыкантов, "он пел не для вечности"), в них много привлекательного. В частности, они запечатлели редкий комический дар композитора и его неистощимую изобретательность - особенно в изображении музыкой самых различных явлений вплоть до кваканья лягушек, передачи походки хромого или сутолоки на бирже. В творчестве Телемана переплелись черты барокко и так называемого галантного стиля с его ясностью, приятностью, трогательностью.





Хотя большую часть жизни Телеман провел в различных городах Германии (дольше других - в Гамбурге, где служил кантором и музикдиректором), его прижизненная слава далеко шагнула за пределы страны, достигнув и России. Но в дальнейшем музыка композитора на долгие годы была предана забвению. Настоящее возрождение началось, пожалуй, лишь с 60-х гг. нашего века, свидетельством чему стала неутомимая деятельность Телемановского общества в городе его детства Магдебурге.

О. Захарова

«Счастливый соперник Баха» – так называли современники Георга Филиппа Телемана. Сейчас он менее известен, чем , но при жизни композиторов сильные мира сего гораздо охотнее приглашали на выгодные должности именно Телемана. Он был известен не только в Германии, но и за ее пределами – во Франции, Испании и даже России. Сам Телеман объяснял свою успешность очень просто: «Кто умеет быть полезным многим, поступает лучше, чем тот, кто пишет для немногих». Композитор умел писать просто, но не упрощенно, в его сочинениях доступность и доходчивость музыкального материала естественно сочетается со стремлением к углубленности.

Не всем сочинениям Телемана, популярным при жизни автора, было суждено пережить века. Из созданных им опер повезло «Пимпиноне» – точнее, это была даже не опера, а одна из тех интермедий, которые принято было исполнять между актами тяжеловесных и величественных сочинений в жанре оперы-seria. В сущности, «Пимпиноне, или Неравный брак» – это адаптация итальянской интермедии на немецкой сцене. Для создания ее композитор воспользовался либретто итальянского поэта Пьетро Париати, на которое уже написал оперу Томмазо Альбинони. Для Телемана либретто было переработано Иоганном Филиппом Преториусом. Либретто написано на двух языках: речитативы – по-немецки, а большинство номеров – по-итальянски, за исключением одной арии и двух дуэтов, текст которых написал сам Преториус (в итальянском источнике их не было).

Опера «Пимпиноне», впервые прозвучавшая в 1725 г. между актами оперы Георга Фридриха Генделя «Тамерлан», предназначена для небольшого состава: струнный оркестр, два солиста – сопрано и бас, причем партии обоих в одинаковой степени сложны и виртуозны. Сюжет напоминает « » Джованни Баттиста Перголези, написанную позже: хитрая молодая служанка Веспетта сначала пытается получить работу в доме богатого холостяка Пимпиноне, а затем – выйти за него замуж, и в конечном итоге ей это удается. Поскольку источником стало итальянское либретто, в опере можно усмотреть нечто общее с итальянской комедией масок – так, Веспетта с ее изящными ариями напоминает Коломбину. Но образ заглавного героя далек от смешного похотливого старика Панталоне: он не стар, да и глупым его назвать нельзя, а богатством он гордится по праву – оно накоплено упорным трудом, а не унаследовано от знатных предков. В его ариях присутствует лирическое начало, а одна из них раскрывает внутренний мир страдающего человека. Важную роль играют в опере дуэтные номера. В одном из них, изображающем ссору персонажей, композитор использует полифонические приемы, но каноническое голосоведение здесь выглядит гротескно. В другом дуэте – тоже «конфликтном» – торжествующая служанка насмехается над рыдающим господином. Здесь партии персонажей противопоставляются: активные мелодические ходы и мелкие длительности у Веспетты, речитация на одном звуке и жалобные нисходящие интонации у Пимпиноне. Столь выразительный финал комедийного произведения кажется не особенно счастливым (милая и лукавая девушка добилась своего – но будут ли эти двое счастливы?). Таким образом, применительно к этому произведению можно говорить не только о комедии масок, но и о комедии характеров.

Опера «Пимпиноне» пользовалась успехом не один год – и неослабевающая популярность в 1737 г. побудила Телемана написать продолжение, повествующее о дальнейшей судьбе Веспетты. К сожалению, партитура не сохранилась, но судьба «Пимпиноне» оказалась более счастливой – эта опера ставится и сегодня.

Все права защищены. Копирование запрещено

Служил органистом в церкви св. Фомы (Томаскирхе). В 1704 органист в Лейпциге;

* с 1705 года — придворный капельмейстер при герцогском дворе в Зорау (ныне Жары (Жоры), Польша);
* с 1708 года — придворный капельмейстер в Эйзенахе (где встречался с И. С. Бахом, в 1714 крестил его сына — Филиппа Эммануэля);
* с 1712 — кантор и музыкальный директор (музик-директор) во Франкфурте-на-Майне;
* с 1721 — музыкальный директор (музик-директор) в Гамбурге, руководил церковными капеллами и оперным театром.

Телеман — издатель нотного журнала Der getreue Musicmeister (с 1728 года), основатель музыкального общества Collegium Musicum («Коллегиум музикум») при Лейпцигском университете.

Жил в одно время с И. С. Бахом и Г. Ф. Генделем; соединял полифонию с чертами «галантного стиля» XVIII века. Критически относился к контрапункту.

Написал массу сочинений как светских, так и духовных: 44 цикла пассионов (сочинения на Страсти Господни), 12 полных годовых обиходов, 44 оперы, 700 арий, 600 увертюр, 52 церковные службы и множество ораторий, также сочинял кантаты, мессы, оркестровые увертюры, сюиты, кончерти гросси, произведения для клавира, скрипки, триосонаты и пр. В своё время он пользовался большой славой; современники ставили его выше И. С. Баха. К многим своим операм и кантатам Телеман сам писал текст.

Его внук (Georg-Michael, 1748—1831) — писатель о музыке.

Литература

* Рабей В. Георг Филипп Телеман. М., 1974.

* Роллан Р. "Автобиография одной знаменитости. Телеман — счастливый соперник И. С. Баха" М.,1988

выдающийся немецкий композитор эпохи барокко, органист, капельмейстер

Биография

Георг Филипп Телеман родился в Магдебурге в семье проповедника; в три года потерял отца; музыке обучался в городской латинской школе, позже брал уроки теории музыки у К. Кальвера; играл на многих музыкальных инструментах, но систематического музыкального образования не получил. Ещё в школьные годы сочинил свою первую оперу - «Сигизмунд» (Sigismundus).

В 1701-1704 годах Телеман изучал право в Лейпцигском университете; в этот период он создал при университете студенческое общество Collegium Musicum (1702), которым в дальнейшим руководил И. С. Бах, служил органистом в одной из лейпцигских церквей, написал ряд кантат для церкви Святого Фомы; сочинял для городского театра оперы, в которых сам исполнял теноровые партии, дирижировал спектаклями.

В 1704-1708 годах Телеман служил капельмейстером при дворе графа Э. фон Промница в Зорау (ныне Жары (Жоры), Польша); в 1708-1712 годах - капельмейстером при дворе герцога Саксен-Эйзенахского, с 1712 года был кантором и музыкальным директорм во Франкфурте-на-Майне , где руководил также музыкальными собраниями общества «Фрауэнштейн».

С 1721 года Телеман жил в Гамбурге ; здесь он был городским кантором, основал Collegium musicum и музыкальный журнал «Der getreue Musikmeister» (в 1728 году), занимался организацией концертов с участием выдающихся музыкантов того времени, в том числе И. С. Баха, содействовал открытию в 1761 году первого в Германии специального концертного зала. В 1737 году Телеман совершил поездку в Париж , где его сочинения пользовались большим успехом. В 1734 году написал «Упражнения в пении, игре и генерал-басе», где нашли себе место не только элементы музыки и гармонии, но и правила морали.

В 30-х годах Телеман написал три варианта своей автобиографии: первый был опубликован И. Маттезоном в 1731 году в «Grosse Generalbassschule», второй им же в 1740 году в «Grundlage einer Ehrenpforte», третий вариант в 1732 году был использован И. Г. Вальтером при написании статьи о композиторе для музыкального словаря («Musikalisches Lexikon oder musikalische Bibliothek»).

В 1961 году в Магдебурге было основано Общество Г. Ф. Телемана (Arbeitskreis G. Ph. Telemanns), занимающееся пропагандой его творчества и изданием его сочинений.

Творчество

Георг Филипп Телеман работал во всех существовавших в то время музыкальных жанрах; он свободно владел техникой полифонического письма, но в стремлении к большей доступности пришёл к новому для того времени гомофонному письму; его музыка вбирала в себя достижения различных национальных школ, в том числе французской и польской.

Перу Телемана принадлежат 44 цикла пассионов (сочинения на Страсти Господни), из которых известны 23, более 20 годовых циклов духовных кантат, 52 церковные службы и множество ораторий. Он является автором 44 опер различных жанров, в том числе комических (сохранились лишь 7), 700 арий, около 600 оркестровых сюит (увертюр), в том числе программных, из которых сохранились 126, а также около 170 концертов для различных солирующих инструментов, ряда кончерти гросси, квартетов и других ансамблей, в том числе трио-сонат, 36 фантазий для клавира, фуг для клавира и органа и других сочинений. Ко многим своим операм и кантатам Телеман сам писал текст.