Как устроена электрогитара или “электрогитарный ликбез”. Как работают электрогитары

Казалось бы, такой цельный инструмент как электрогитара, вместе с тем, состоит из множества компонентов, которые в совокупности своей и выдают такой приятный нашему уху звук. Бывает, конечно, и звук неприятный, но такие гитары мы не покупаем, правда, ведь?

Все компоненты электрогитары важны для формирования звука, и нет здесь ни второстепенных, ни бесполезных деталей. Уберите хотя бы одну из них, и гитара потеряет свой характер. Расскажу Вам кратко о том, из чего же состоит современная электрогитара.

Корпус электрогитары

Корпус электрогитары оказывает основное влияние на тон звучания инструмента. Для изготовления гитары применяются различные породы дерева, отличающиеся между собой и по структуре, и по плотности, и по весу. Каждая порода дерева имеет свои резонансные характеристики, и это нужно учитывать при выборе инструмента.

Типы корпусов электрогитар

В зависимости от типа корпуса, электрогитары бывают:

Цельнокорпусные — корпус из цельного дерева, без отверстий и полостей. Такие гитары распространены в рок и металл музыке. Они представлены такими марками как: Gibson Les Paul и SG, Fender Stratocaster и Telecaster, Paul Reed Smith Standard и т.д.

Полнокорпусные — чаще применяются в джазовой музыке.

Полукорпусные — корпус такой гитары имеет акустические камеры (одну и более). С такими корпусами выпускаются: Gibson ES-355, Rickenbacker, Guild, Ibanez и т.д. Наиболее часто их используют в таких стилях как джаз, фанк и кантри.

Гриф электрогитары

Так же как и корпус электрогитары, гриф электрогитары и его лицевая часть может быть изготовлен из самых разных пород дерева, что, естественно, влияет на звучание инструмента. В большинстве моделей гитар для грифа используется клен и красное дерево, а для лицевой части грифа — клен, палисандр и черное дерево. Причем, материал, из которого изготавливается грфи так же влияет на звук, как и материал корпуса гитары. Соединенные вместе, корпус и гриф и создают неповторимое звучание каждой отдельной гитары.

Гриф гитары соединяется с корпусом несколькими способами.

Привинченный гриф — крепится к корпусу с помощью шурупов. Способ удобен тем, что гриф при необходимости можно отделить от корпуса.

Вклеенный гриф — крепится к корпусу гитары с помощью клея. Такой гриф отделить от корпуса уже нельзя.

Сквозной гриф — составляет одно целое с корпусом гитары (и гриф и корпус выпиливаются из одного куска дерева).

Мензура электрогитары

Мензура — расстояние от верхнего порожка до подставки. Чем больше мензура у гитары, тем сильнее натяжение струн, а потому игра на гитаре с большой мензурой требует больше усилии, чем игра на гитаре с малой мензурой.

Лады на грифе электрогитары

На грифе электрогитары размещается от 21 до 24 ладов, Соответственно, чем больше ладов на грифе, тем больше на нем помещается нот. На практике, большинство музыкантов использует в основном 22 лада, что связано с удобством игры на последних ладах.

Так же, не менее важными составляющими электрогитары являются подставка, верхний порожек и колковый механизм.

Звукосниматели в электрогитаре

Существует два типа звукоснимателей.

Однокатушечные звукосниматели или синглы. Они больше «фонят» и дают более слабый сигнал, однако же, позволяют получить более яркий звук.

Двухкатушечные звукосниматели или хамбекеры. Они имеют более сильный сигнал и лучше выдают средние частоты.

Управление гитарной электроникой

Управление гитарной электроникой осуществляется с помощью: переключателя звукоснимателей (включает/выключает отдельные звукосниматели, а также комбинирует их), регуляторов громкости (один и более), регуляторов тембра (уменьшается уровень высоких частот на выходе звукоснимателей).

Активная электроника в электрогитаре

При создании некоторых электрогитар, производители используют активную электронику, то есть, прямо в корпусе гитары располагается предусилитель и источник питания к нему (батарейка). Предусилитель осуществляет усиление сигнала со звукоснимателей, таким образом, от гитары в усилитель подается уже усиленный сигнал, что позволяет гитаристу использовать дополнительные возможности инструмента.

Если вы купили электрогитару и тупо на неё смотрите, пытаясь сообразить, что куда подключать и где нажимать, то эта статья для вас:) Вообще, устройство электрогитары сложнее, чем акустической. Хотя бы потому, что в электрогитаре присутствует много электроники.

Поэтому новичку, прежде чем купить инструмент, следует разобраться что к чему. В данной статье вы в общих чертах ознакомитесь с устройством электрической гитары.

Устройство электрогитары: общая схема.

На первом рисунке можно рассмотреть составные части электрогитары, собственно, о каждой из них мы поговорим отдельно.

Гриф электрогитары.

Гриф электрогитары по строению может отличаться от грифа акустической гитары. Например, своей длиной или радиусом накладки. Кроме того, голова грифа может принимать различные формы, что нечасто встречается у акустических гитар. На гриф наклеивается накладка, на которой располагаются порожки, делящие гриф на лады.
Гриф испытывает достаточно большие нагрузки из-за натяжения струн, и для предотвращения его деформации внутри грифа помещают анкерный стержень (см. Настройка анкера гитары ).
Есть два варианта его установки. Например, можно купить электрогитару с анкером, установленным прямо под накладку. Но тогда велика вероятность, что со временем стержень просто напросто сорвет ее. Второй вариант - установка анкера с тыльной стороны грифа. Этот способ очень трудоемок, но дело того стоит. Бренд Fender предпочитает именно такой способ установки анкера.
Грифы электро гитар имеют разный способ крепления к корпусу. Гриф в устройстве электрогитары может быть как вклеенным, так и ввинченным с помощью болтов. Каждый вариант придаёт особое звучание электрогитаре. Самый дорогой (но и лучший по звучанию) вариант крепежа – сквозное крепление. Сквозной гриф проходит прямо внутрь корпуса и придаёт гитаре глубокий, сочный звук.

Корпус электрогитары.

Корпус электрогитары серьезно отличается от акустической. Можно купить электрогитару как с цельным, так и с полым внутри корпусом. Гитары с цельным корпусом сделаны либо из одного, либо из нескольких кусков дерева (обычно одного и того же сорта), и чем больше количество частей корпуса, тем хуже будет звук, так как резонанс угасает именно в районах склейки. Исключения составляют электрогитары, корпус которых состоит из нескольких частей, а части обычно из разных сортов. Такие гитары имеют резкий и агрессивный звук и часто используют в тяжёлой музыке.
У инструментов с полым корпусом звук отличается. Он более насыщенный, но гаснет быстро. Эти гитары покупают для игры в стиле кантри, блюз, джаз. Недостаток этих гитар, в том, что при громкой игре может возникнуть скрипящий звук. Порода и качество дерева в таких инструментах оказывают большее влияние на звук, чем в цельнокорпусных гитарах.
Что касается дизайна корпуса и формы его исполнения, то в отличие от акустических гитар, это незначительно сказывается на звуке инструмента.
В устройстве корпуса электрогитары также присутствует одно или редко несколько гнёзд для подключения шнура типа Jack (Джек). Другой конец шнура подключается к гитарной периферии.

Звукосниматели.

Звукосниматели – это датчики, которые преобразуют колебания металлических струн в электрические сигналы. Они бывают двух видов:

  • Синглы (Single) . Они обладают ярким, чистым и чётким звуком. Как правило, их используют в блюзе и джазе. Минус – собирают помехи, а плохой датчик может даже словить радио:)


Звукосниматель Single (рис.2)

  • Хамбакеры (Humbucker) . Обладают насыщенным, широким звуком. Хорошо подавляют шумы. Их обычно используют в тяжёлой музыке.


Звукосниматель Humbucker (рис.3)

Звукосниматели можно разделить еще на два вида: активные и пассивные .
Активный (рис. 4) отличаются от пассивного тем, что имеет более широкий частотный диапазон, который значительно улучшает звучание электрогитары. Но при этом повышается также и чувствительность датчика, т.е. любые огрехи вашей техники будут заметнее, чем при игре с пассивным датчиком. Стоит также отметить, что активный звукосниматель работает от 9-вольтовой батарейки. В устройстве недорогих электрогитар обычно используются пассивные звукосниматели.

Активный звукосниматель (рис.4)

Есть несколько вариантов положения звукоснимателей . Положение и количество, безусловно, имеет свое влияние на звучание. Есть три основных положения звукоснимателей:

  • У основания грифа (Нековый)
  • Посередине (Мидл)
  • У струнодержателя (Бриджевый)

Разное звучание можно получить при включении нескольких звукоснимателей и эксперементируя с их комбинациями. Для таких манипуляций есть переключатель датчиков. В основном это трёх- и пятипозиционные переключатели. Кстати, важно знать, что некоторые звукосниматели предназначены только для определенной позиции из трех основных.
Звук датчиков также меняется регуляторами громкости и тембра (тона). Их может быть разное количество на разных электрогитарах.

Бридж или машинка.

Бридж (машинку) используют для крепления струн к корпусу электрогитары. Есть два типа бриджей:

  • С системой Тремоло (рис.5) . Система тремоло дает возможность менять натяжение струн посредством рычага, тем самым можно создать эффект вибрато. Также за счет этих машинок можно менять высоту звука на полтора-два тона, что дает некое разнообразие звучанию. Если вы купите электрогитару типа Stratocaster, то можете быть уверены, что тремоло там есть.


Система тремоло Fender Система тремоло Floyd Rose
Рис. 5. Системы тремоло

  • Без системы Тремоло . Их конструкция простая, струны меняются легко, строй держится хорошо, звук более певуч. Такие машинки часто ставят на полуакустические гитары. Наблюдаются также среди фендеровских телекастеров.

Электроника электрогитары.

Электроникой напичкан корпус электрогитары. На гитаре на рис. 1 этот отсек находится с обратной стороны. Если датчики активные, то, как правило, существует специальный отсек для батарейки в 9 В.

Вот такой небольшой ликбез по строению электрогитары:) Для грамотного выбора инструмента было бы неплохо ориентироваться в устройстве электрогитары хотя бы на таком базовом уровне.

Предлагаем читателю небольшой видео обзор по теме статьи:

Электрогитара впервые появилась в XX веке и сразу же завоевала популярность благодаря необычному звуку. С помощью звукоснимателя и электрического усиления создаются разнообразные мелодии.

Каково устройство электрогитары? Она имеет три составные части: корпус, гриф и головка . На корпусе расположены: струнодержатель (бридж или машинка), различные звукосниматели и переключатель, накладка, регуляторы тембра и громкости, рычаг (тремоло), гнездо для подключения шнура, крепление ремня.

Гриф состоит из двух частей: сам гриф и накладка, на которой располагаются лады, метки, порожки. Немаловажная деталь – анкерный стержень. Его назначение – регулировать прогиб грифа.

На головке располагаются колковый механизм. Натяжение колка определяет натяжение струн. С их помощью производится настройка электрогитары. В некоторых случаях на верхнем порожке устанавливают специальные пластины, блокирующие регулировку струн (топ-лок). Тогда в бридже для микронастройки устанавливают мини-колковый механизм.

Типы корпуса

  • Цельный . Изготовленный из одного куска дерева, цельный корпус считается самым дорогим и качественным. Характеризуется извлечением чистого, яркого звука . Склеенный из нескольких кусков дерева одной породы, корпус теряет резонанс древесины, и качество звука ухудшается. Исключение – корпус, состоящий из разных пород дерева. Такая хитрость обеспечивает извлечение резкого, жесткого звука, характерного для тяжелой музыки.
  • Полый . Извлекаемый звук теплый, насыщенный, мягкий, но быстро угасает и скрипит, если игра производится на высокой громкости.

Изучая устройство электрогитары, важно обратить внимание на материал, из которого изготавливается корпус. Длительность колебания струн и траектория движения напрямую зависят от породы древесины . Вибрация звукоснимателей также определяется материалом корпуса и накладками: клен, ольха, палисандр, орех, ясень.

Соло партия с верхними частотами будет прекрасно звучать на гитаре из ясеня, ольхи, тополя, липы. Ритм будет ярко выражен на гитарах из махагони, липы, ясеня. Мощная ритм-партия будет восхитительна на гитаре из ореха, палисандра, венге, махогони.

Гриф

Существует несколько видов крепления грифа к корпусу:

  • Болты . В этом случае достаточно легко при необходимости поменять гриф, но длительность звучания нот сокращается.
  • Вклеенный . Он лучше передает вибрации, используется чаще всего.
  • Сквозной . Дека представляет собой две половины, которые крепятся к грифу. Звук продолжительный, теплый.
  • Беспяточный . Преимущество – облегчение доступа к высоким позициям.

Ширина и толщина грифа определяют стиль звучания. Те, кто предпочитают быструю жесткую музыку (легато, тэппинг), выбирают тонкие, но широкие грифы . Приверженцы классики останавливают выбор на округлых грифах. Производители нашли компромисс и предложили гриф, у которого изменяется радиус накладки. Возле деки он плоский, а ближе к головке – круглый.

Материал грифа и накладки также немаловажен. Именно накладка отражает или передает получаемые вибрации , поэтому для ее производства используется черное дерево, клен или палисандр. Клен обеспечивает яркое звучание, черное дерево – плотность и глубину, а палисандр – тепло, мягкость. Гриф изготавливается из красного дерева, клена или композитного материала. Твердое, красивое дерево не только эффектно выглядит, но и придает жесткости, чтобы держать струны.

Анкер и мензура


Анкер устанавливается двумя способами: под накладкой или с тыльной стороны грифа, ближе к колковому механизму. Второй вариант предпочтительнее и надежнее. Для регулировки используется специальный ключ.

Мензура – это расстояние от струнодержателя до верхнего порожка грифа, если струна открыта. Мензура определяет места расстановки ладов . Расстояние, равное ½ длине мензуры находится между 12 и 13 ладами. А ¼ длины – между 5 и 6 ладами. В зависимости от длины извлекается различный звук: певучий, теплый, мягкий или жесткий, резкий, агрессивный.

Звукосниматели

Роль звукоснимателей – преобразовывать струнные колебания в электрический сигнал. От качества звукоснимателя напрямую зависит качество звучания. Производятся двух видов: электромагнитные и пьезоэлектрические . Электромагнитные классифицируются на пассивные и активные, а также Single и Hambacker . Пассивные звукосниматели не нуждаются в дополнительном питании, а активные используют подпитку от батарейки. Поэтому звучание последних гораздо качественней.

Синглы (имеют одну катушку) отличаются чистым и ярким звуком, но могут фонить. Поэтому производители нашли выход: синглы, обладающие эффектом хамбкера. Они обеспечивают чистый звук без посторонних шумов, используются в джазе, блюзе. Хамбакеры (имеют две катушки) производят мощный, но неяркий звук, лишенный низких частот, при перегрузе звучат четко и агрессивно.

Пьезоэлектрические звукосниматели выпускаются в виде небольшого диска или узкой полоски, устанавливающейся под нижний порожек. Можно установить и под каждую струну, добиваясь необычных эффектов. А для устранения шумов целесообразно использовать буфер предусилителя.


Бриджи и переключатели

Бриджи выпускаются как с системой тремоло, так и без нее. Машинка (система тремоло) позволяет понижать и повышать высоту нот прямо на гитаре с помощью специального рычага, но «съедает» сустэйн . В этом случае используется система микроподстройки колков. Бриджи без тремоло имеют более плавный звук, реже расстраиваются .

Если звукосниматель располагается ближе к струнодержателю, он называется бриджевый. Ближе к грифу – нековый. Специальный переключатель позволяет бриджевый звукосниматель использовать на соло, а нековый – при игре аккордами.

Используется трех- или пятипозиционный переключатель. Позиции активизируют различные комбинации звукоснимателей: бриджевого, среднего, возле грифа.

Теперь, зная устройство электрогитары, гораздо проще начать обучение и наслаждаться качественной музыкой.

Подписывайтесь на музыкальное сообщество "Анатомия Музыки"! Бесплатные видео уроки, обучающие статьи по теории музыки, импровизации и многое другое.