Жигайло Елена Михайловна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МАДОУ "ЦРР-Д/сад № 116" г.Сыктывкара
Населённый пункт:
г. Сыктывкар
Наименование материала:
Методическая разработка
Тема:
"Картотека дидактических игр по коррекции звукопроизношения"
Дата публикации:
12.05.2016
Раздел:
дошкольное образование
Картотека
дидактических игр
по коррекции
звукопроизношения
(методическая разработка)
Составил: воспитатель
Жигайло Елена Михайловна
(высшая категория)
Картотека дидактических игр по коррекции произношения
шипящих звуков
Игры подготовительного этапа
«Веселый язычок»
Цель:
развивать подвижность органов артикуляции, сформировать
необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих
звуков.
Ход:
ребенку предлагается поиграть с веселым язычком и выполнить
артикуляционные упражнения необходимые для подготовки к постановки
шипящих звуков
2. «Как Буратино за грибами ходил»
Цель:
подготовить артикуляционный аппарат к постановке шипящих
звуков.
Ход:
воспитатель объясняет ребенку, что Буратино пошел за грабами в лес.
Чтобы добраться до леса ребенку необходимо ему помочь преодолеть
разные препятствия (например, построить «мостик» через реку,
прокатиться на «лошадке», собрать «грибы» и т.д.). ребенок выполняет
точные артикуляционные движения.
2.
«Футбол»
Цель:
Ход:
дети садятся за стол напротив друг друга. На столе воспитатель
ставит «воротики». Задача детей состоит в том, чтобы загнать теннисный
мяч в ворота соперника воздушной струей, следить за тем, чтобы дети не
раздували щеки.
4. «Самый большой мыльный пузырь»
Цель:
развивать плавный, длительный, направленный выдох,
необходимый для произношения шипящих звуков.
Ход:
5. «Светофор»
Цель:
Ход:
детям раздаются сигнальные карточки зеленого и красного цвета.
Если в произносимом воспитателем ряду звуков дети слышат заданный
шипящий звук, то поднимают зеленый сигнал, если другие звуки, то
красный сигнал. Аналогично про водится игра со словами.
6. «Где звук?»
Цель:
Ход:
7. «Волшебные кубики»
Цель:
Ход:
8. «Мяч в воздухе»
Цель:
Ход:
9. «Оркестр»
Цель:
Ход:
Игры на формирование правильного произношения шипящих звуков
1. «Тишина»
Цель:
Ход:
водящий стоит у стены, а все остальные дети – у противоположной.
Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом
громком движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и
нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего,
сам становится водящим. Воспитатель следит за правильным
произношением звука Ш.
2. «Лес шумит»
Цель:
формировать правильное произношение звука Ш.
Ход:
воспитатель напоминает детям, как летом шумят зеленые листочки
деревьев. Деревья качаются и шумят: ш-ш-ш. воспитатель предлагает
поднять руки, как веточки у деревьев, как деревья, когда на них дует ветер.
3. «Гуси»
Цель:
формировать правильное произношение звука Ш.
Ход:
ребенок должен пальчиком проследить дорожки от изображения гуся
к цыпленку, котенку, мышонку и т.д., пугая их своим страшным шипением.
4. «Пчелы и медвежата»
Цель:
Ход:
дети делятся на две группы: одна группа – пчелы, другая –
медвежата. Пчелы собираются «в улей», медвежата прячутся. Услышав
сигнал «пчелы, за медом!», дети разбегаются, перелетая с цветка на
цветок. Медвежата подходят к улью. На сигнал «медведи идут» пчелы
возвращаются со звуком ж-ж-ж. при повторении игры дети меняются
ролями.
5. «Мухи в паутине»
Цель:
формировать правильное произношение звука Ж.
Ход:
часть детей изображают паутину. Они образуют круг и опускают
руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат: ж-ж-ж, влетая и вылетая
с круга. По сигналу логопеда дети, изображающие паутину берутся за
руки. Те которые не успели выбежать из круга попадают в паутину и
выбывают из игры. Воспитатель следит за правильным произношением
звука.
6. «Пчелы собирают мед»
Цель:
формировать правильное произношение звука Ж.
Ход:
одна группа детей изображает цветы. На головы им одевают веночки.
Другая группа детей – пчелы, которые собирают мед. Пчелы летаю т
вокруг цветка и жужжат. По сигналу воспитателя они летят в улей. За тем
дети меняются ролями.
7. «Поезд»
Цель:
Ход:
дети становятся друг за другом – это вагоны. Впереди стоит паровоз.
Ведущий дает свисток – поезд трогается и издает звук ч-ч-ч. Дав поезду
немного проехать ведущий поднимает желтый флажок – поезд замедляет
ход. На красный – поезд останавливается. Затем ведущий снова поднимает
флажок – машинист дает сигнал. На зеленый – поезд трогается.
8. «Воробушки»
Цель:
формировать правильное произношение звука Ч.
Ход:
дети (воробушки) сидят на стульчиках (гнездышках) и спят. На слова
логопеда: в гнезде воробушки живут и утром рано все встают дети
раскрывают слова и громко повторяют: чирик-чик-чик, чирик-чик-чик.
После этих слов дети разбегаются по комнате, а на слова воспитателя
«кошка близко» возвращаются на свои места. Игра повторяется несколько
раз.
9. «Договори словечко»
Цель:
формировать правильное произношение звука Ч.
Ход:
воспитатель начинает произносить слово, ребенок заканчивает,
произнося правильный звук Ч (кирпи…, цирка…, скрипа…., и т.д.).
Игры на закрепление правильного произношения шипящих звуков
1. «Поймай рыбку»
Цель:
автоматизация шипящих звуков в словах.
Оборудование:
металлические скрепки и небольшие предметные
картинки, коробка и удочка с магнитом.
Ход:
дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы и
называют их. Определяют место звука в слове. За правильный ответ
ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
2. «Помоги Маше»
Цель:
Ход:
воспиатель говорит «Маша шла-шла и игрушки нашла». Ребенок
помогает собрать Маше игрушки называя предметные картинки (кошка,
матрешка, машинка, неваляшка и т.д.).
3. «Одень ребятишек»
Цель:
автоматизация звука Ш в словах.
Ход:
на картинке изображены мальчик и девочка, которым нужно
подобрать предметы одежды по сезону: девочке – летнюю, а мальчику –
зимнюю. Ребенок подбирает и называет предметные картинки (шуба,
шапка, сапожки, шарфик, шорты, шляпа, шлепки и т.д.).
4. «Назови ласково»
Цель:
автоматизация звука Ш (Ч, Ж) в словах.
Ход:
воспитатель говорит:
Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
Ч (Ш) – наш самый нежный звук
Не откажемся мы от его услуг.
Воспитатель бросает детям мяч и называет слово, а ребенок бросает мяч
обратно и называет слово с уменьшительно ласкательным суффиксом
(Юля-Юлечка, Соня-Сонечка, кольцо-колечко, сердце-сердечко, петух-
петушок, солнце-солнышко, горох-горошек, пирог-пирожок, снег-снежок и
т.д.).
5. «Родители и детки»
Цель:
автоматизация звуков Ж, Ч в словах.
Ход:
воспитатель бросает мяч детям и называет взрослое животное, а
ребенок возвращает и называет детеныша (верблюд-верблюжонок,
медведь-медвежонок, еж-ежонок, заяц-зайчонок, белка-бельчонок и т.д.).
6. «Большущие слова»
Цель:
автоматизация звука Ч в словах.
Ход:
воспитатель бросает мяч и произносит фразы, а ребенок возвращает
мяч и заканчивает фразу словом в превосходной степени:
у кошки – усы, а у тигра - ….
у птички – глаза, у дракона - ….
у гномика – дом, а у великана ….
7. «Колечко-колечко»
Цель:
закрепить правильное произношение звука Ч во фразах.
Ход:
дети встают в круг, сложив ладони лодочкой. В ладонях водящего
колечко. Обходят детей, водящий незаметно оставляет колечко из одного
из играющих, затем выкрикивает: «Колечко-колечко, выйди на крылечко».
Играющий с колечком, если его не успеют удержать выбегает из круга и
становится водящим.
Игры на дифференциацию шипящих звуков
1. «Прогулка в лес»
Цель:
дифференциация звуков Ш – Ж.
Ход:
в одном углу группы стоят дети, в другом – стульчики, это лес.
Воспитатель говорит: «Мы идем на прогулку в лес там посидим отдахнем
и послушаем, что делается в лесу». Дети идут и тихо садятся на стулья.
Воспитатель просит их изобразить, качающиеся верхушки деревьев (ш-ш-
ш), жужжат жуки (ж-ж-ж), шипят змеи и т.д.
2. «Жадный кот»
Цель:
дифференциация звуков Ш-Ж.
Ход:
выбирают водящего. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно
жадный кот, всех мышей ловлю – и в рот». Остальные дети мышки. Они
проходят мимо кота и шепчут: «тише-тише, кот все ближе». Дети дважды
произносят эти слова. С последними словами кот ловит мышей. Кто
попался коту в лапы должен произнести слова со звуками Ш – Ж.
3. «Слово заблудилось»
Цель:
дифференциация близких по звучанию звуков З – Ж (С – Ш, Ж –
Ш).
Ход:
Заблудится может каждый,
Даже очень, очень важный,
Бизнесмен или ребенок,
Белка, мышка и котенок,
Вот и слово заблудилось,
Не в том месте очутилось,
Испугалось и закрылось,
Между слов других забилось.
Ты найди его скорей,
Успокой и пожалей.
Игра проводится с картинками и без. Дети среди предметных картинок,
подобранных на определенный звук, должны найти картинку с
оппозиционным звуком. Например, шуба, шайба, санки, шарф.
4. «Мяч в кругу»
Цель:
упражнять детей в дифференциации сходных по звучанию и
смешиваемых ими звуков.
Ход:
дети стоят в кругу и бросаю мяч друг другу, одновременно называя
слова. Например, один ребенок говорит слово со звуком С, а другой со
звуком Ш, следующий – со звуком С и т.д. (аналогично играют и с
другими парами звуков).
5. «Звенит – жужжит»
Цель:
дифференциация звуков З – Ж.
Ход:
водящий выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают по
одному слову, в названии которого есть звук З или Ж. водящий,
вернувшись слушает придуманные слова и говорит: звенит, если слышит
звук З, и жужжит, если слышит звук Ж.
6. «Умей слушать»
Цель:
закреплять умение детей дифференцировать звуки.
Оборудование:
макет четырехэтажного домика, предметные картинки с
изображением животных.
Ход:
дети должны расселить зверей и птиц по квартирам: на первом этаже
– животные и птицы, в названиях которых есть С, на втором – звук Ш, на
третьем З, на четвертом Ж.
7. «Закончи словечко»
Цель:
дифференциация звуков З-Ж в словах.
Ход:
ребенок заканчивает слово, начатое воспитателем, добавляя слоги
ЗА-ЖА (коза, кожа, береза, мимоза, лужа, медуза, стража и т.д.).
8. «Замени звук»
Цель:
дифференциация звуков С-Ш.
Ход:
воспитатель называет слово, а ребенок заменяет свистящий звук на
шипящий, произносит получившееся слово (сок-шок, сутки-шутки, сайка-
шайка, сила-шило, миска-мишка и т.д.).
Игры по коррекции произношения звуков Л – ЛЬ
Игры подготовительного этапа
1. «Веселый язычок»
Цель:
2. «Фишечный диктант»
Цель:
упражнять детей в определении позиции звука в слове.
Ход:
у каждого ребенка по 8-10 фишек. Логопед произносит слова со
звуком Л в разных позициях, а ребенок раскладывает фишки по карточкам
с указанием начала, середины или конца слова. После диктанта
провидится проверка.
3. «Звуковая мозаика»
Цель:
учить выделять заданный звук в ряду других звуков.
Ход:
у каждого ребенка имеется игровое поле разделенное на 9 квадратов.
Воспитатель произносит звуки, а дети отмечают фишкой на игровом поле
звук Л. В итоге на поле получается какой либо узор (количество клеток на
игровом поле может увеличено до 16).
4. «Волшебные кубики»
Цель:
закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
Ход:
ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречаются звуки
Л-ЛЬ. Ребенок из кубиков (из разрезной азбуки) составляет слово.
5. «Мяч в воздухе»
Цель:
упражнять детей в определении первого и последнего звука в
словах.
Ход:
дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч,
называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз).
Другой ребенок ловит мяч, бросает его и говорит при этом слово,
начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и
ловят мяч по очереди. Кто ошибается - выходит из игры.
6. «Слушай и хлопай»
Цель:
выделение заданного звука на фоне слова.
Ход:
взрослый зачитывает слоги, ребенок повторяет их за взрослым. Затем
медленно и четко зачитывает слова, а ребенок хлопает в ладоши, услышав
слово, где нет заданного слога. Например, кла-кла-кла – клад, закладка,
класс, клык, кукла.
Игры для формирования правильного произношения звуков Л – ЛЬ.
1. «Пароход»
Цель:
Ход:
воспитатель предлагает детям отправится в путешествие на пароходе
и погудеть: ы-ы-ы. А потом положить язык между зубами и слегка
погудеть: л-л-л. Каждый ребенок гудит как пароход, катая зайчика,
матрешку и т. д.
2. «Самолет»
Цель:
формирование правильного произношения звука Л.
Ход:
воспитатель показывает детям рисунок самолета, который может
прятаться за облака, тогда ему не видно, а только слышно. Дети
имитируют гул самолета протяжно произнося звук Л.
3. «Пускаем кораблики»
Цель:
формирование правильного произношения звука Л.
Ход:
ребенку показывается картинка, на которой звери пускают кораблики.
Чтобы помочь доплыть кораблику до места назначения, необходимо
провести по дорожке пальцем, произнося звук Л.
4. «Веселые музыканты»
Цель:
формирование правильного произношения звука Л.
Ход:
воспитатель предлагает детям поиграть на балалайках. Дети левой
рукой как будто держат гриф, а правой ударяют по струнам и произносят
слоги, которые на карточках показывает дирижер (ла, ло, лу, ал, ол, ул).
5. «Магнитофон»
Цель:
формирование правильного произношения звука Л.
Ход:
воспитатель предлагает детям послушать и точно повторить ряд
слогов, интонационно выделяя ударный слог (ла-ла-
ла
), (лу-
лу
-лу и т.д.).
Игры на закрепление правильного произношения звуков Л – ЛЬ
1. «Лягушачий концерт»
Цель:
Ход:
дети «превращаются» в лягушат, которых зовут ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ.
Воспитатель – жаба-дирижер. Указывая рукой на лягушат по очереди он
предлагает каждому лягушонку спеть свою песню, многократно повторяя
соответствующий слог.
2. «Лягушки и комары»
Цель:
автоматизация звука Л в словах.
Ход:
перед ребенком находится картинка, на которой изображено болото с
кочками. Чтобы лягушонок мог поймать комара ему необходимо
перепрыгивать с кочки на кочку. Перепрыгнуть он может, если ребенок
правильно прочитает или повторит за воспитателем слоги со звуком Л.
3. «Кладовка бабы Клавы»
Цель:
автоматизация звука Л в словах.
Ход:
воспитатель объясняет, что у бабы Клавы много старых вещей
хранится в кладовке. Ребенок должен выбрать и назвать только те
предметы, в названии которых есть звук Л (пластинки, глобус, слоники,
полотенце, флаконы и т.д.).
4. «Путешествия в сказку»
Цель:
автоматизация звука Л в словах и словосочетаниях.
Ход:
воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением
сказочных героев. Каждый ребенок выбирает себе картинку, в названии
которой есть звук Л и называет сказку (колобок, золушка, оловянный
солдатик и т. д.).
5. «Один – много»
Цель:
автоматизация звука Л в словах.
Ход:
воспитатель бросает ребенку мяч и называет слово в единственном
числе. Ребенок возвращает мяч и называет слово во множественном числе
(стол-столы, дятел-дятлы, пила-пилы и т.д.).
6. «Лесная школа»
Цель:
автоматизация звука Л в словах и предложениях.
Ход:
воспитатель предлагает детям школу для зверей. Дети должны
отобрать и назвать картинки с животными, которые будут учиться в школе,
с школьными принадлежностями, с цветами в названиях которых есть звук
Л. После чего дети должны составить рассказ о лесной школе.
7. «Неудачная рыбалка»
Цель:
автоматизация звука ЛЬ в слогах.
Ход:
воспитатель предлагает ребенку перечислить, что попалось на
крючок лягушонку вовремя рыбалки. Ребенок называет слова с
правильным звуком ЛЬ (лейка, колесо, туфля, кошелек и т.д.).
8. «Вещи, которые нас окружают»
Цель:
автоматизация звука Л в словах.
Ход:
Много есть вещей полезных,
Деревянных и железных,
Что помогут нам всегда,
Нам без них ни как нельзя.
Воспитатель называет действие, а дети образуют слова со звуком Л
(качаться-качалка, вешать-вешалка, точить-точилка, косить-косилка и т.
д.).
9. «Составь слово»
Цель:
автоматизация звука Л в словах.
Ход:
воспитатель раздает детям карточки с написанными на них слогами.
Задача детей сложить и прочитать слова (жи-лы, лы-ко, ла-ма и т.д.).
10. «Угадай, чего не стало»
Цель:
Ход:
воспитатель предлагает определить самого внимательного из детей.
перед детьми раскладываются картинки в названиях которых встречается
звук Л (ЛЬ). Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает любую
картинку. Задача детей вспомнить и назвать картинку.
11. «Посмотри и назови»
Цель:
автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.
Ход:
воспитатель предлагает рассмотреть карточку с цифрами и
подставить в пустые окошки любые картинки из предложенных. После
чего ребенок должен правильно назвать картинки, согласовывая
существительные с числительными. Например, один стол, три ландыша,
пять иголок и т.д.
12. «Подружи слова»
Цель:
автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.
Ход:
ребенок должен составить как можно больше пар из предложенных
картинок, обосновывая свой выбор. Например, ландыш и лук – это
растение; стол и шакал – слова заканчивающиеся на звук Л и т д.).
Игры на дифференциацию звуков Л (ЛЬ)
1. «Назови, какого цвета»
Цель:
Ход:
на столе три круга – желтого, зеленого, голубого цвета. Ребенок
называет, что изображено на картинке и какого цвета, и кладет картинку к
нужному кругу (желтый лимон, голубое платье, зеленый салат и т.д.).
2. «Зоопарк»
Цель:
дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход:
ребенку предлагается расставить так, чтобы за синим забором
находились животные, в названии которых есть звук Л, а за зеленым –
животные, в названии которых есть звук ЛЬ.
3. «Кто это?»
Цель:
дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход:
воспитатель называет определение, а ребенок выбирает и называет
соответствующую картинку (с хоботом – слон, с гривой – лев, с горбом –
верблюд и т.д.).
4. «Садовники»
Цель:
дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход:
детям предлагается рассадить цветы по разным клумбам. На одну
клумбу цветы, в названиях которых есть звук Л, на другую клумбу цветы в
названиях которых есть звук ЛЬ (ландыш, лютик, флокс, василек,
гладиолус, тюльпан, лилия, фиалка).
5. «Четвертый лишний»
Цель:
дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход:
воспитатель называет слова или показывает картинки среди которых
одна не походит. Дети должны назвать лишнее слово или картинку.
Например, кукла, неваляшка, лото, лопатка.
6. «Мяч в кругу»
Цель:
дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход:
дети стоят в кругу и бросаю мяч друг другу, одновременно называя
слова. Например, один ребенок говорит слово со звуком Л, а другой со
звуком ЛЬ, следующий – со звуком Л и т.д.
7. «Слово заблудилось»
Цель:
дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход:
Заблудится может каждый,
Даже очень, очень важный,
Бизнесмен или ребенок,
Белка, мышка и котенок,
Вот и слово заблудилось,
Не в том месте очутилось,
Испугалось и закрылось,
Между слов других забилось.
Ты найди его скорей,
Успокой и пожалей.
Игра проводится с картинками и без. Дети среди предметных картинок,
подобранных на определенный звук, должны найти картинку с
оппозиционным звуком (клубок, клумба, лыжник).
Игры по коррекции произношения звуков Р – РЬ
Игры подготовительного этапа
1. «Веселый язычок»
Цель:
развивать подвижность органов артикуляции, сформировать
необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих
звуков.
Ход:
2. «Футбол»
Цель:
развивать плавный, длительный, направленный выдох,
необходимый для произношения шипящих звуков.
Ход:
дети садятся за стол напротив друг друга. На столе логопед ставит
«воротики». Задача детей состоит в том, чтобы загнать теннисный мяч в
ворота соперника воздушной струей, следить за тем, чтобы дети не
раздували щеки.
3. «Самый большой мыльный пузырь»
Цель:
развивать плавный, длительный, направленный выдох,
необходимый для произношения шипящих звуков.
Ход:
детям раздаются мыльные пузыри. Задача каждого ребенка
заключается в том, чтобы надуть самый большой мыльный пузырь.
Следить за длительным, плавным выдохом.
4. «Светофор»
Цель:
выделять звук в ряду других звуков, на фоне слова.
Ход:
детям раздаются сигнальные карточки зеленого и красного цвета.
Если в произносимом логопедом ряду звуков дети слышат заданный
шипящий звук, то поднимают зеленый сигнал, если другие звуки, то
красный сигнал. Аналогично проводится игра со словами.
5. «Где звук?»
Цель:
учить определять место звука в слове.
Ход:
детям раздаются домики (полоски) с тремя окошками. Фишку,
обозначающую шипящий звук ребенку необходимо положить в первое
окошко, если звук первый в слове, в третье окошко, если звук последний в
слове, во второе окошко, если звук находится в середине слова.
6. «Волшебные кубики»
Цель:
закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
Ход:
ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречается
шипящий звук. Ребенок из кубиков (из разрезной азбуки) составляет
слово.
7. «Мяч в воздухе»
Цель:
упражнять детей в определении первого и последнего звука в
словах.
Ход:
дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч,
называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз).
Другой ребенок ловит мяч, бросает его и говорит при этом слово,
начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и
ловят мяч по очереди. Кто ошибается - выходит из игры.
8. «Оркестр»
Цель:
развивать длительный, плавный выдох.
Ход:
по сигналу воспитателя дети играют на игрушечный духовых
инструментах (дудочки, флейты, губные гармошки).
Игры на формирование правильного произношения звуков Р – РЬ
1. «Лошадка»
Цель:
Ход:
дети делятся на три группы. Одна группа изображает наездников, две
другие лошадок. Дети, изображающие лошадок берутся по парно за руки
и с цоканьем ездят управляемые наездником. По сигналу воспитателя
наездник останавливает лошадок, говоря: тр-тр-тр. Потом дети меняются.
2. «Самолеты»
Цель:
формирование правильного произношения звука Р.
Оборудование:
гирлянда с флажками, три флажка (красный, синий
зеленый).
Ход:
на одной стороне комнаты стоят стульчики, впереди натянута
гирлянда с флажками – это аэродром. Летчики сидят на стульчиках и
заводят моторы: д-д-д-дррр. Получив правильный звук Р, летчики
разлетаются в разных направлениях. По команде возвращаются на
аэродром. Если ребенок не сумеет перейти на звук Р, то его отправляют в
ремонт к механику (логопеду).
3. «Цветные автомобили»
Цель:
формирование правильного произношения звука Р.
Оборудование:
цветные обручи по числу играющих, несколько цветных
флажков.
Ход:
на стульях сидят дети. Они автомобили. Каждому дается обруч – это
руль. Перед водящим на столе лежат несколько флажков. Он поднимает
один из них и дети, у которых руль того же цвета бегут по комнате,
подражая звуку мотора. По сигналу дети останавливаются и возвращаются
на свои места.
4. «Будильник»
Цель:
формирование правильного произношения звука Р.
Ход:
все дети ложатся спать (садятся на стульчики). Один ребенок –
будильник. Воспитатель говорит, в котором часу детей надо разбудить, и
начинает медленно считать, когда он произносит назначенное время,
будильник начинает трещать: р-р-р.
5. «Вороны»
Цель:
формирование правильного произношения звука Р.
Ход:
воспитатель делит детей на три группы: первая группа изображает
елочку, дети становятся в круг и, опустив руки, говорят: как под елочкой
зеленой скачут, каркают вороны; вторая – вороны, которые прыгают в круг
и каркают. Первая группа детей говорит: из-за корочки подрались, во все
горло разорались. Вторая группа каркает. Первая группа: вот собаки
прибегают и вороны улетают. Третья группа детей, изображающая собак
рычит и гонится за воронами. Пойманные становятся собаки.
6. «Договори словечко»
Цель:
формирование правильного произношения звука РЬ.
Ход:
воспитатель начинает слово, а дети добавляют правильный звук РЬ
(фона…, сниги…, буква…, сло… и т.д.).
7. «У медведя во бору»
Цель:
формирование правильного произношения звука Р.
Ход:
дети делятся на две группы. Группа детей тихонько подходят «к
медведям» и говорит:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.
Группа медведей имитируют рычание и ловят детей.
Игры на закрепление правильного произношения звуков Р - РЬ
1. «Сороконожка»
Цель:
Ход:
перед ребенком кладется картинка сороконожки. Логопед говорит:
Трудно жить сороконожке,
Надевать самой сапожки.
Вот помог бы кто-нибудь
Сорок ножек ей обуть.
Поможем сороконожке обуться? «Надевай» ей на ножки ботиночки и
повторяй слоги. Ребенок проводит пальчиком от ботиночка к
раскрашенной в тои же цвет части сороконожки и повторяет слоги,
подписанные на ботинках. «Обувать» сороконожку следует с хвоста.
2. «Магазин»
Цель:
Ход:
на картинке изображен магазин, в котором морж продает предметы, в
названиях которых есть звук Р (ватрушки, груши, виноград, гранаты и
т.д.). в магазин пришел страус и сделал покупки. На второй картинке
изображен магазин после покупок страуса. Задача ребенка назвать те
предметы, которые купил страус.
3. «Африка»
Цель:
автоматизация звука Р в словах.
Ход:
перед ребенком лежит картина, на которой изображены африканские
животные. Задача ребенка разделить животных на травоядных и хищников
и правильно назвать их.
4. «Замени звук»
Цель:
автоматизация звука Р в слогах.
Ход:
воспитатель бросает мяч и называет слово, а задача ребенка заменить
первый звук на звук Р и назвать новое слово (хобот-робот, пыжик-рыжик,
нога-рога, мука-рука и т.д.).
5. «Ру-ру-ру»
Цель:
автоматизация звука Р в слогах и словах.
Ход:
воспитатель говорит: ру-ру-ру, ру-ру-ру, затеваем мы игру, руку другу
тянет друг, встанем мы в широкий круг. Каждый ребенок по очереди
называет слог ру, а рядом с ним стоящий заканчивает слово (ру-башка, ру-
ка, ру-чей и т.д.).
6. «Подбери слова»
Цель:
автоматизация звука Р в словах.
Ход:
воспитатель предлагает найти в группе как можно больше картинок
со звуком Р. после того как все картинки будут собраны логопед и дети
пробуют зарифмовать слова между собой (топор-помидор, груша-каркуша,
петрушка-ватрушка, тетрадка-кроватка и т.д.).
7. «На стройке»
Цель:
автоматизация звука Р в слогах.
Ход:
воспитатель предлагает детям помочь трем парасятам построить
прочный дом. Дети должны выбрать строительный материал и инструмент
необходимый для строительства, в названиях которых есть звук Р
(кирпичи, рубанок, топор, мастерок, отвертка и т.д.).
Игры на дифференциацию звуков Р – РЬ (Л – Р)
1. «Самолет»
Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Ход:
воспитатель объясняет, что после постройки самолета его надо
испытать. Детям предлагается завести мотор и порычать, а после набора
высоты, когда самолета не видно погудеть звуком Л. По команде дети
произносят звуки Р и Л попеременно.
2. «Перетягивание каната»
Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Ход:
перед ребенком находится картина на которой нарисованы тигренок с
лягушатами перетягивающие канат. На карточках написаны слоги. Если
тигренок перетягивает канат к себе, то ребенок читает слоги со звуком Р,
если лягушки – то ребенок читает слоги со звуком Л.
3. «Договори словечко»
Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Ход:
воспитатель начинает произносить слова, а ребенок поднимает со
слогом РА или ЛА и произносит слово полностью (игла, зебра, пчела, гора
и т.д.).
4. «Садовники»
Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Ход:
детям предлагается рассадить цветы по разным клумбам. На одну
клумбу цветы в названиях, которых есть звук Л - ЛЬ, на другую клумбу
цветы в названиях которых есть звук Р - РЬ (ландыш, лютик, флокс,
василек, гладиолус, тюльпан, лилия, фиалка, нарциссы, роза, сирень,
ромашка, астра).
5. «Измени слово»
Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Ход:
воспитатель предлагает детям изменять первый звук в словах и
получать новые слова (лак-рак, ложки-рожки, лама-рама и т.д.).
6. «Закончи слово»
Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Ход:
воспитатель предлагает закончить слово. Он называет начало слова,
а ребенок поднимает карточку со слогом РЫ или ЛЫ и произносит
получившееся слово (школы, ковры, узлы, заборы и т.д.).
7. «Ловишки из круга»
Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Оборудование:
фанты у детей.
Ход:
дети стоят в круге. Ловишка, назначенный воспитателем, находится в
центре круга. Дети в круге ловят хоровод и говорят: мы веселые ребята,
любим бегать и скакать, ну попробуй нас догнать. Раз-два-три – лови. На
последнем слове дети разбегаются, а ловишка их ловит и забирает фанты.
Чтобы продолжить игру ребенок должен отработать фант (придумать
слова на звуки Р – Л).
8. «Найди себе пару»
Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Ход:
у детей в руках картинки, которые между собой образуют пары по
противопоставлениям звуков Р – Л. Воспитатель просит их подобрать
себе пару, как можно быстрее.
9. «Звериная лечебница»
Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Ход:
воспитатель предлагает вылечить животных разложив картинки с их
изображениями на две группы. В первой группе должны оказаться
животные, в названии которых есть звук Л, во второй звук Р. Придумать
историю про успешное выздоровление животных.
Цель работы: Создать благоприятные условия стимулирующие процесс коррекции звуковой стороны речи у детей с речевыми нарушениями с использованием разнообразных игр.
Одним из направлений логопедической коррекционной работы, является формирование правильного звукопроизношения. Порой не так трудно поставить ребенку звук, как автоматизировать и ввести его в речь. Как правило, ребенок сможет свободно употреблять поставленный звук только после повторения этого слова от семидесяти до девяноста раз. Но механическое многократное повторение одного и того же слова утомляет детей, не стимулирует к самостоятельному его употреблению.
Как указывает Е.Ф.Архипова, этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном по сложности лингвистическом материале до полного упрочнения навыка. Разработкой способов и этапов автоматизации звуков занимались М.Е.Хватцев, М.Ф.Фомичева, Г.В.Гуровец, С.И.Маевская и другие. И.А. Смирнова отмечает, что логопед должен формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающие стабильные результаты. И это необходимо делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка.
Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому работа по формированию произношения звуков у дошкольников должна проводиться систематически. Наблюдения за артикуляцией у детей создают основу не только для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи в ее произносительном аспекте. Наблюдения за собственной речью приводят к тому, что дети, понимая значение слова, начинают связывать его со звуками, составляющими эти слова. Отсюда начинается наблюдение за произношением слова, за чередованием гласных и согласных.
Для формирования правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, учитывая, что игра – ведущая деятельность для дошкольника. Благодаря использованию игр процесс автоматизации поставленных звуков проходит в доступной и привлекательной для детей форме. Важным в коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия является работа органов слуха и зрения, так же особое место уделяется работе двигательного анализатора (руки). Известно, что двигательный и речевой центры в коре головного мозга находятся рядом, поэтому подвижность артикуляционного аппарата обусловлена состоянием двигательной сферы. В процессе игры у детей происходит совокупная работа всех анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, что позволяет наиболее эффективно проводить коррекционную работу.
Предлагаю некоторые из использованных мною игр:
– игры с мячом “Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой”, “Разноцветные мячи”, “Звуковая цепочка” с передачей мяча, “Мяч лови и мяч бросай – сколько звуков, называй”, “Встречу слово на дороге – разобью его на слоги” Т.А.Воробьевой и О.И.Крупенчук “Мяч и речь” КАРО Санкт-Петербург 2003г
– игры с прищепками: “Собери звуковые бусы”, “Различай и называй”, “Сороки”. Эти и другие игры с прищепками вы можете найти в пособии Ю.А.Фадеевой, Г.А.Пичугиной, И.И. Жилиной “Игры с прищепками: творим и говорим” – М.:ТЦ Сфера, 2011.(Библиотека логопеда).
– подвижные игры: “Цветы и пчелки”, “Живая стрелка”, “Найди свой домик” и другие вы сможете познакомиться в статье Сотниковой В.Н. “Подвижные игры в работе с детьми ОНР” журнал “Логопед” №3/2011.
Подробнее хочу остановиться на дидактических настольных играх, основная цель которых автоматизация и дифференциация звуков; а так же развитие фонематического восприятия; формирование навыков звукового анализа и синтеза.
- “Найди звук” с помощью этой игры дети определяют наличие заданного звука в слове. Например: положить в корзинку только те продукты, в названии которых вы слышите звук А. <Рисунок 1>
- “Божья коровка” украшая крылья божьей коровки кружочками, дети закрепляют умение выделять в слове первый и последний звук. < Рисунок 2>
- “Похожие слова” игра соревновательного характера. На игровом поле слова, похожие по звучанию с картинками. Используется кубик, фишки, ребенку необходимо отыскать картинку со словом, которое звучит, похоже, и переставить на нее фишку, таким образом, ребенок может отдалиться от финиша или приблизиться. <Рисунок 3>
- “Аквариум” очень нравится детям, так как никогда не знаешь, в каком аквариуме плавает больше рыбок. Чтобы это узнать взрослый произносит 10 слов (на примере звука Ш). если звук Ш в начале слова, ребенок пускает рыбку в первый аквариум, в середине – во второй, в конце – в последний. Осталось подсчитать рыбок в каждом аквариуме. <Рисунок 4>
- “Мы со звуком Р играем” стихотворение в картинках позволяет быстро запомнить его, а так же автоматизировать звук [Р]. <Рисунок 5>
- “Рыбалов” хороша тем, что она многофункциональна. С её помощью вы можете автоматизировать поставленные звуки в словах, развивать лексико-грамматические категории, связную речь. <Рисунок 6>
- “Парные картинки” Игра яркая, красочная, карточки с картинками подобраны на каждый звук. С этой игрой, я не только автоматизирую поставленные звуки, но и упражняю детей в употреблении существительных в ед. и мн. числе; а так, же в согласовании числительных с существительными. <Рисунок 7>
- “Улитка” я использую два варианта игры. Одна плоскостная на карточках, где используются кубик и фишки, а другая на детской пирамидки, на которой необходимо найти картинки с заданным звуком. <Рисунок 8, 9>
- “Лягушка ловит комариков” в этой игре я автоматизирую и дифференцирую звуки З и ЗЬ. Если ребенок слышит слово, в котором твердый звук З, то синей фишкой закрывает больших комаров, а если мягкий ЗЬ, то зеленой маленьких комариков.<Рисунок 10>
- “Лягушка убегает от цапли”, чтобы убежать от цапли, нужно правильно определить есть в слове звук Ц или нет. Если ребенок правильно определит, то идет вперед, если нет, то возвращается назад. <Рисунок 11>
- “Где спрятался звук” что бы правильно расселить жильцов по квартирам, необходимо правильно определить заданный звук в слове. Очередной жилец ждет очереди на чердаке.<Рисунок 12>
- “Покорми клоуна” Я использую клоуна не только для развития мелкой моторики рук, но и для автоматизации необходимого звука. “Слово называй – горошинку бросай”. <Рисунок 13>
- “Дружные пингвины”
- “Баскетбол” игру использую в нескольких вариантах:
1. Взрослый произносит первое слово со звуком С. Ребенок определяет место звука в слове и помещает мяч в соответствующую клетку в первой строке (снизу), затем второе слово – мяч размещается в одной из клеток второй строки и так до тех пор, пока не попадем в корзину (лист 1).
2. Перед ребенком изображение трех баскетбольных корзин, мяч “забрасываем” в одну из них, в зависимости от положения звука в слове (лист 2).
3. Если в слове звук С “бросаем” мяч в синюю корзину, если звук СЬ – в зеленую (лист 3).
4. Выложить столько мячей, сколько слогов в слове (лист 3). <Рисунок 15, 16>
- “Зашифрованные скороговорки” рекомендую вам эту игру, так как она позволяет ускорить процесс автоматизации поставленных звуков. Использовала прием мнемотехники, т.е. систему приемов, облегчающих запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.<Рисунок 17 >
- “Сундучки” дети с удовольствием играют в эту игру, с ее помощью упражняются в дифференциации звуков Ш-С. <Рисунок 18>
- “Кубикония” существует много вариантов этой игры и в этом её достоинство; по принципу исключения лишнего, решаются многие задачи коррекционного процесса. <Рисунок 19>
- “Подсолнух” необычная красочная игра, вызывает большой интерес у детей. Элемент соревнования вносит в неё азарт. Ребенок достает семечко из подсолнуха, открывает его и произносит, что там изображено, если он произнес слово правильно, то забирает семечко себе, если нет, взрослый забирает его. По окончанию игры подсчитывается результат. <Рисунок 20>
- “Цветное лото” из пробок от бутылок я использую не только для развития мелкой моторики рук, но и для автоматизации поставленных звуков и развитие связной речи. <Рисунок 21>
- “Холодильник” эта игра очень нравится детям. В ней автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки, развивается память, пространственные представления. <Рисунок 22, 23>
Варианты игры:
- Ребенку необходимо положить в холодильник только те продукты, в названии которых есть звук С (или другой).
- Взрослый просит убрать на полку выше или ниже от предыдущего и т.п.
- Когда в холодильнике окажутся все необходимые продукты, то его закрывают, а ребенок вспоминает, что там лежит.
В создании многих игр я использовала не только свои идеи, но и игры разработанные учителем-логопедом Матыкиной И.А. с её сайта ЛОГОРИНА.http://logorina.rusedu.net/, а также материалы из научно-методических журналов: “Логопед в детском саду”, “Обруч”, “Логопед” с приложением ”Библиотека логопеда”, “Конфетка”; “Дошкольная педагогика”.
Таким образом, использование игровых методов и приемов, позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, включая все анализаторы, в том числе и мелкую моторику руки. Кроме работы двигательного и речевого анализаторов, в развитие включаются и психические процессы: восприятие, память, мышление. Всё это делает коррекционную работу наиболее разнообразной, поддерживает интерес к логопедическим занятиям, помогает наиболее качественно подготовить детей к школе.
Игры и упражнения для развития звукопроизношения
С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев. Но из всего многообразия звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.
Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счет правильного произношения согласных звуков. Овладение этим навыком происходит в течение нескольких лет.
Как известно, дети дошкольного возраста больше всего на свете любят играть, поэтому для развития речи целесообразно использовать специально разработанные логопедические игры. Они развивают у детей слуховое внимание, правильное восприятие речи, учат соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-, двух-, трех-, четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. Предлагаем вам несколько таких игр.
Что звучит?
Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.
Взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыш запомнит названия предметов, ему предлагается послушать, как они звучат: поиграть на барабане, позвенеть колокольчиком, постучать по столу молоточком; затем еще раз назвать игрушки. Потом взрослый устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» - спрашивает он ребёнка. Ребёнок отвечает, и взрослый снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы ребёнок узнавал звучащий предмет, отчетливо произносил его название.
Чудеса в мешке
Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.
Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Взрослый, держа мешочек, подходит к ребёнку и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее и громко назвать. Цель: добиться, чтобы ребёнок правильно и внятно называл игрушку. Если ребенок затрудняется ответить, нужно подсказать ему.
Поедем или нет?
Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): сан- ки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.
Ребёнок по очереди вынимает из коробки картинки, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Нужно следить за тем, чтобы ребёнок правильно произносили звук с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.
Повторюшки
Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).
Взрослый предлагает ребёнку внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Нужно следить за тем, чтобы ребёнок произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых ребенок испытывает затруднения.
РАЗЛОЖИ ИГРУШКИ ПО СВОИМ МЕСТАМ
Для занятия нужны примерно такие игрушки: слон, санки, лиса, автобус, цыпленок, курица, яйцо, заяц (могут быть и другие названия со звуками с (съ) или ц, но обязательно в начале, середине и в конце слова).
После уточнения названий игрушек предложите ребенку разложить игрушки, в названии которых есть звук с (съ) (санки, автобус, лиса), отдельно от игрушек со звуком ц (цыпленок, курица, заяц).
Взрослый следит за правильностью и четкостью произнесения ребенком этих звуков. Если при отборе игрушек допускается ошибка, взрослый произносит слово, выделяя голосом звук ц, и спрашивает: «В слове заяццц какой слышишь звук, с или ц?» После уточнения можно предложить ребенку произнести еще раз слово так, чтобы в нем слышался этот звук.
Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда говорящий внятно и чисто произносит слова. Нечеткое или неправильное произношение слов может быть причиной их непонимания.
Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправдано физиологическими особенностями формирования детской речи. Но для того, чтобы создать благоприятные условия для правильного произношения всех звуков, чистого и внятного произношения слов, нужно проводить специальные игры и занятия.
Закрепление правильного произношения звуков осуществляется путем многократного произношения слов, насыщенных этими звуками.
Для закрепления правильного звукопроизношения хорошо использовать специальные песенки, стихи, потешки, в которых звучат подражание голосам животных, птиц, звукам известных ребенку предметов (молотка, часов и т.д.).
Умение правильно произносить звуки – важнейшее условие хорошей дикции. Используя различные игры и упражнения, воспитатель учит ребенка четко произносить слова. Он просит произнести слова так, чтобы были слышны все звуки. Но сначала слова произносит взрослый в слегка замедленном темпе, дети повторяют, затем скорость произношения увеличивается; весьма эффективно и произношение слов шепотом – для этого требуется более артикуляция звуков.
ВО ДВОРЕ
Цель: Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.
Оборудование: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.
Ход: Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки.
Ку-ка-ре-ку!
Кур стерегу.
Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.
Мур-мур-мур,
Пугаю кур!
Ам-ам! Кто – там?
Кря-кря-кря!
Завтра дождь с утра!
Молока кому?
(А. Барто)
Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т.д.
ПЕСНЯ – ПЕСЕНКА
Цель: Закреплять правильное звукопроизношение. Развивать речевой слух и речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию.
Оборудование: Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.
Ход: Воспитатель сопровождает свой рассказ показом игрушек-персонажей; четко произносит звукоподражания и добивается этого от ребенка при ответах на вопросы по рассказу.
Запела девочка песенку,
Пела, пела и допела.
Теперь ты, петушок, пой!
Ку-ка-ре-ку! – пропел петушок.
Ты спой, мурка!
Мяу-мяу, - спела кошка.
Твоя очередь, уточка!
Кря-кря-кря, - затянула уточка!
А ты, Мишка?
Ряв-ряв-ряв, - зарычал медведь.
Ты, лягушка, спой
Квак-квак-квак, - проквакала лягушка.
А ты, кукла, споешь?
Ма-ма, ма-ма!
Сладкая песенка!
(Г. Гербова)
В конце рассказа ребенку задают вопросы: «Как поет кошечка? Как поет Мишка?». (Рис.6)
КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА
Цель: Развивать звукоподражание, ориентировку в пространстве.
Оборудование: Шапочки курочки и цыплят (по количеству детей)
Ход: Воспитатель изображает курочку, а дети цыплят. «Курочка» с «цыплятами» ходят по лужайки и «клюют зернышки» (стучат пальцами об пол).
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко да ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите!
(Т. Волгина)
Важно добиваться, чтобы дети подговаривали за воспитателем, отчетливо произносили звукосочетания «ко-ко-ко». (Рис.7)
ГАВ-ГАВ
Цель: Закреплять произношение звуков по подражанию.
Оборудование: Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка.
Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок с изображением животных и птиц.
«Гав! Гав!» – на заре,
«Гав! Гав!» – на дворе.
На дворе щенок бежал,
А в конюшне конь заржал.
Он сердился: «Ты чего
Спать мешаешь? И-го-го!»
И сказал теленок: «Му!»
Спать мешает он ему.
И сказал теленок: «Пи!
Ты, щенок, еще поспи!»
А козленок: «Ме!» да «Ме!»,
«Подремать не дали мне».
А щенок все «Гав!» да «Гав!»,
У него веселый нрав!
И веселый этот нрав
Называется «Гав – гав!»
(по Т. Волгиной)
Важно добиваться, чтобы дети отчетливо произносили звукосочетания, подражая голосам животных. (Рис.8)
НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ
Цель: Та же
Оборудование: Картинки с изображением уточек, гусей, индюка, голубей, курочек, петушка.
Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок.
Наши уточки с утра:
Кря-кря-кря!
Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда:
Га-га-га!
Га-га-га!
А индюк среди двора:
Бал-бал-бал!
Бал-бал-бал!
Наши гуленьки вверху:
Грру-грру-грру!
Грру-грру-грру!
Наши курочки в окно:
Ко-ко-ко!
Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
(Русская народная песня)
«Как кричит уточки?» - спрашивает воспитатель. Малыш отвечает на этот и другие вопросы обо всех птицах. Так он уточняет и закрепляет произношение звуков.
ЧАСЫ ТИКАЮТ
Цель: Развивать звукопроизношение, голосовой аппарат. Закреплять правильное произношение звуков «к», «т», «ть». Вырабатывать умеренный темп речи, умение произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.
Оборудование: Большие и маленькие часы.
Ход: Воспитатель показывает ребенку часы и говорит: «Это – часы. Когда они идут, то тикают «тик-так, тик-так». Как тикают часы? (дети отвечают). Часы бывают большие и маленькие. Большие часы тикают громко (произносит громко) «тик-так», а маленькие – тихо «тик-так». Как тикают большие часы? А как – маленькие? (дети отвечают). Большие часы, когда идут, тикают медленно (произносит в замедленном темпе) «тик-так». А маленькие – быстро (произносит в ускоренном темпе) «тик-так». Как тикают большие часы? А как – маленькие? (дети отвечают). Важно следить за правильным и четким произношением звуков «к» и «т» (ть). (Рис.9)
ЛОШАДКА
Цель: Обучение отчетливому произношению звука «и».
Оборудование: Игрушечная лошадка.
Ход: Воспитатели показывает ребенку лошадку, объясняет, что она кричит «и-и-и» и просит малыша повторить (2-3) раза. Затем воспитатель предлагает ребенку поиграть в заводных лошадок, «заводит» ребенка-«лошадку» ключиком, тот бегает по группе и произносит «и-и-и».
АВТОМОБИЛЬ
Цель: Формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), развивать умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо; ориентироваться в пространстве.
Оборудование: Картонные рули (по количеству детей), большая и маленькая машинки.
Ход: Воспитатель показывает машинки и спрашивает, как она гудят («би-и, би-и»). Затем показывает большую машину и говорит: «Большая машина гудит громко, послушай, как (произносит звукоподражание чуть громче обычного) «би-и, би-и», а маленькая гудит тихо (произносит вполголоса)«би-и, би-и». Ребенку предлагается повторить звукосочетания то громко, то тихо. Потом воспитатель предлагает детям самим покататься на машинах. Дети, изображая шоферов, бегают по группе с рулем в руках врассыпную, произнося: «би-и, би-и». (Рис.10)
БАРАБАН
Цель: Продолжать формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), обучать регулированию силы голоса.
Оборудование: Барабан.
Ход: Воспитатель показывает барабан, стучит в него, сопровождая свои действия словами: «Бам-бам-бам! Так поет барабан». Затем спрашивает у ребенка, как поет барабан. Малыш отвечает сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо. Важно добиваться, чтобы ребенок правильно и четко произносил звук «б» (бь), а звукоподражания – громко и тихо.
КАП – КАП – КАП
Оборудование: Картинка с изображением дождя.
Ход: Воспитатель показывает картинку и говорит: «Дождик пошел. Сначала закапал тихо: «кап-кап-кап» (ребенок тихо повторяет), потом застучал сильнее: «кап-кап-кап» (ребенок повторяет громче) «кап-кап-кап». Опять тихо капает дождик и перестал!». В конце игры воспитатель читает потешку:
Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять –
Мы промочим ножки.
(Русская народная песенка)
Ребенок вместе со взрослым повторяет звукоподражание «кап-кап-кап».
ТУК-ТУК
Оборудование: Игрушечный молоточек.
Ход: Воспитатель показывает молоточек и предлагает послушать, как он стучит «тук-тук-тук». Ребенок имитирует постукивание: кулачком-молоточком стучит по ладошки и повторяет «тук-тук-тук». Воспитатель говорит: «Мой молоточек может стучать громко (стучит и громко произносит «тук-тук-тук»), а может и тихо (показывает)». Малыш повторяет. Далее воспитатель говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно (показывает и произносит звукоподражание «тук-тук-тук» в быстром и медленном темпе). Малыш повторяет. В конце игры можно дать ребенку постучать своим молоточком.
Похожая информация.
В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.
В играх № 1, 2 и 4 дети тренируются в четком произношении гласных звуков и выделении их из звукового ряда. Плавное, длительное пропевание гласных звуков закрепляется в играх № 3 и 5. Интересно то, что в этих играх дети соотносят длительность прокатывания мяча с длительностью пропевания гласных звуков. Все эти игры способствуют отработке плавною выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением. Умение владеть силой голоса мы закрепляем в игре № 7. В группе можно наблюдать детей с нарушением просодических компонентов речи. Эти дефекты очень разнообразны. Ребенок может говорить очень тихо, почти шепотом или иметь глухой, часто с носовым оттенком, голос.
В логопедическую группу поступают также дети с ринолалиями, после операций хейлопластики и уранопластики. Все игры с мячом, направленные на пропевание гласных звуков, полезны для этих детей. К. С. Станиславский, характеризуя звучание русского языка, образно говорил, что гласные - это река, а согласные - берега, и без них наша речь - болото. В своей повседневной работе по коррекции речи детей мы укрепляем эти «бере-га». Закрепление правильного произношения звуков и развитие фонематических процессов можно проводить в играх с мячом.
В игре № 8 дети подбирают слова на заданный звук, четко произносят эти слова. Очень любят ребята игру № 9, которая требует внимания, хорошего уровня раз-вития фонематических представлений, умения выделить звук в начале и конце слова. Весело проходит игра № 10, так как на все вопросы логопеда ребенок может давать ответы, начинающиеся только с одного и того же определенного звука. В занятие по дифференциации звуков целесообразно включить игру с мячом № 11. Эту игру можно использовать для дифференциации любых звуков (с-ш, ш-ж, р-л, з-ж и др.). У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи могут возникать трудности с делением слова на слоги, усвоением слов сложной слоговой структуры. Конечно, для решения этой проблемы мы используем традиционные приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов. Мяч в таких занятиях тоже играет свою положительную роль.
В играх №12, 16и17 дети усваивают слоговую структуру слова, закрепляют умение делить слова на слоги. В играх мы используем не только резиновые мячи, но и самодельные, сшитые из ткани. В группе и логопедическом кабинете есть набор таких мячей красного и синего цвета с вышитыми на них буквами. На каждом красном мяче вышиты четыре гласные буквы, на синем - четыре согласные. Игры с такими мячами очень разнообразны. Так, например, в игре № 6 ребенок называет гласный звук или слово, начинающееся на гласный звук (если логопед бросает ему красный мяч) и согласный (если мяч синего цвета). Разноцветные мячи используются также для анализа и синтеза слогов и слов. Так, в игре № 13 дети по заданию логопеда воспроизводят обратные слоги АП, УТ, ОК, а затем этот слог выкладывается из мячиков. В игре № 14 дети составляют из мячей слова, читают, анализируют их.
1. Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.
Взрослый: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А - У- О - У -А-А - О - У
2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.
Педагог: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А - Э - У -Ы - Э - А - У - О - А - Э - Ы-Э
3. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.
Вариант 1 . Взрослый предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А - А - А - А - А - А
Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу - в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и катая мяч педагог обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.
4. Игра «Стучалочка» Звуки я сказать хочу И по мячику стучу.
Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.
Ход игры. Дети и педагог садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О 00 000 У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ
5. Игра «Поющие мячики» По мячу сперва стучу, А потом его качу.
Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха.
Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Педагог произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается. Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А~а~а-а~а. Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длитель-ное, как и произнесение гласного звука.
6. Игра «Разноцветные мячики» Красный - гласный. Синий - нет. Что за звук? Мне дай ответ!
Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.
Ход игры.
Вариант 1 .взрослый бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный - если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно.
Вариант 2 . Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.
7. Игра «Тихо - громко» Мы катались по горам, Пели тут и пели там.
Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.
Оборудование: малые мячи.
Ход игры. Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) - уменьшается При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.
8. Игра с передачей мяча «Мяч передавай - слово называй»
Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.
Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.
9. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Ход игры. Педагог называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова - это начальный звук. Например: весна - автобус - слон - нос - сова...
10. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой»
Цель: развитие фонематических представлений, воображения.
Ход игры. Педагог бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: - Как тебя зовут? - Ира (Иван). - А фамилия? - Иванова. - Откуда ты приехала? - Из Иркутска. - Что там растет? - Инжир. - Какие птицы там водятся? - Иволги. - Какой подарок ты повезешь родным? - Ириски и игрушки.
11. Игра «Слог да слог - и будет слово, мы в игру сыграем снова»
Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.
Ход игры: педагог говорит детям: - Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са - хар, са - ни. Затем взрослый поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.
Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры. Взрослый бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши~ шины сы- сырок
12. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем - раз! И два - мы распутаем слова!»
Ход игры: Бросая мяч детям, воспитатель произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют: Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец. Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети ДОЛЖНЫ их распутать воспитатель: Дети: релтака -тарелка щепера -пещера накомта -комната супода -посуда тривина -витрина локодец -колодец
13. Игра «Звучащие игрушки» Навострите ваши ушки: Звуки скажут вам игрушки.
Цель: анализ и синтез обратных слогов и закрепление слогов слияния .
Оборудование: красные и синие мячи из ткани с вышитыми на гранях буквами, обозначающими гласные и согласные звуки.
Ход игры воспитатель вызывает двух детей: «Это звучащие игрушки, они умеют петь и говорить». Называет на ухо детям звуки, которые они должны будут спеть или произнести. «Сейчас я нажму на кнопочку и наши игрушки заговорят» (поочередно прикасается к детям). «Дети-игрушки» воспроизводят свои звуки, а остальные дети устно «прочитывают» получившийся слог. Дети определяют, какой звук они услышали первым, какой - вторым, и воспроизводят вместе со «звучащими игрушками» слог. Затем обратный слог выкладывается из мячиков с буквами и читается.
14. Игра «Мяч поймай - слово составляй» Мы поймали три мяча - Слово скажем мы сейчас.
Цель: составление трехзвуковых слов и их анализ. Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными.
Ход игры. Взрослый бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова: М - А - К Д - О - М К - О - Т Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают, анализируют его.
15. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай - сколько звуков, называй»
Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.
Ход игры. Взрослый бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество. Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ. Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА. Четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.
16. Игра «Встречу слово на дороге - разобью его на слоги»
Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры взрослый бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.
17. Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя - удлиняй»
Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления
Ход занятия: Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество СЛОГОВ.