Изваял пролетария с булыжником. Газовый баллончик для самозащиты «Оружие пролетариата» — эффективно, просто, дешево. Общая характеристика творчества

г. Москва, площадь Краснопресненская застава, метро: «Улица 1905 года».

В год 50-летия Октября начал складываться большой мемориальный комплекс, посвященный памяти первой русской революции и декабрьского вооруженного восстания 1905 года, на Красной Пресне. В сквере имени 1905 года в 1967 году был сооружен памятник «Булыжник - оружие пролетариата» в память героев восстания.

Бронзовая скульптура рабочего, выламывающего камень из булыжной мостовой, чтобы использовать его как оружие, установлена на невысокой гранитной плите, на фоне стенки, облицованной светло-серым гранитом. На стенке надпись - знаменитые слова Ленина: «Подвиг пресненских рабочих не пропал даром. Их жертвы были не напрасны».

Великолепная скульптурная композиция - отлитая из бронзы копия знаменитой работы Ивана Дмитриевича Шадра, созданной в 1925–1927 годах и хранящейся в Третьяковской галерее. Это произведение по праву может считаться не только шедевром отечественной скульптуры советского периода, но и одним из самых ярких явлений реалистического искусства XX столетия.

Динамичная композиция, в основе рисунка которой - виток раскручивающейся спирали; выразительная жесткая и очень рельефная пластика тела; экспрессивный портрет, передающий состояние душевного драматического подъема, концентрации духовной и физической энергии. Наконец, сугубо реалистическая трактовка изображения во всех его деталях служат созданию героического образа, не претендующего на глобальное обобщение, но символизирующего конкретную историческую эпоху.

Все без исключения критики отмечали высокие художественные достоинства произведения Шадра, совершенство пластического мастерства скульптора. М. В. Нестеров справедливо заметил, что автору удалось соединить в неразрывное целое «красоту духа с вечной красотой формы», как умели делать это великие мастера Возрождения.

Сложный контур бронзовой фигуры ясно и эффектно читается на фоне строгих архитектурных элементов (архитекторы М. Н. Казарновский и Л. Н. Матюшин).

Об этой скульптуре говорить можно долго.
Красная Пресня – героический район Москвы . Место близкое сердцу каждого человека, который знает, какой ценой достались русскому народу его человеческое достоинство, материальное благосостояние, социальная справедливость и конституционные права.

В декабре 1905 года взгляды миллионов глаз были сосредоточены на Красной Пресне. Чаяния миллионов человек – рабочих, инженеров, студентов, водителей общественного транспорта, служащих электростанций, всех тех, чья тяжелая жизнь толкала их на отчаянные попытки что-то изменить – были связаны с событиями происходящими тут. Красная Пресня была одним из центров Первой русской революции . Восстание было жестоко подавлено, утоплено в крови и сожжено в огне артиллерийских орудий. Но дух народной борьбы не был сломлен!

В память о тех кровавых, но славных днях на Пресне установлено множество памятников и скульптурных групп.
Одна из них – «».

Эта скульптура расположена в Парке Декабрьского восстания в Пресненском районе г. Москвы .
Автор скульптуры Иван Дмитриевич Шадр – известный, талантливый советский скульптор-монументалист.

Почему-то стало расхожим мнение, что его главной работой является «Девушка с веслом», но это не совсем так. Шадр сквозь призму своего творчества очень талантливо и в прогрессивном ключе пытался найти ответы на острые социальные вопросы, мучавшие человечество не одну тысячу лет. И это получалось у него очень убедительно. Чего стоит только его замысел «Памятник Мировому страданию», да и «Девушка с веслом» – это не просто девушка и не просто весло, но об этом надо отдельно. С учетом такого подхода к творчеству одной из главных работ Шадра вполне заслуженно можно считать именно «Булыжник – оружие пролетариата ».

Именно этой его работой восхищались такие признанные мэтры как М. В. Нестеров.
Отмечает выразительность и социальную значимость скульптуры и Долгополов И.В. в своей книге «Мастера: Новеллы о художниках» (Москва. Воениздат, 1981):

«И вдруг мне почудилось, что вечерняя тишина взорвалась от порыва яростного гнева молодого рабочего, от его ненависти, доведенной до предела. Выход один - битва! Неистово, грозно, пристально глядит в лицо смерти молодой боец. Предельно напряжены его тугие, могучие мышцы. Руки, натруженные руки с натянутыми канатами жил легли на камень... Еще миг - и огромный булыжник полетит в стан врага... Крепко, не сдвинешь, стоит на своей земле пролетарий. Ему нечего терять, кроме своих цепей... И поэтому - бой!

...Остановилась юная пара... Долго-долго смотрят в глаза молодого бойца. На его суровые, жесткие очи, в упор взирающие в лицо смерти. Не моргнув, не потупив глаз. Он глядит открыто. Честно. Зная, на что идет...

«...Недавно я был в Третьяковской галерее, видал там поразившую меня по силе таланта, страсти, мастерства... скульптуру, мною раньше не виденную. Рабочий, молодой рабочий в порыве захватившей его борьбы за дорогое ему дело, дело революции, подбирает с мостовой камни, чтобы ими проломить череп ненавистному врагу.
В этой великолепной скульптуре, так тесно связавшей талантом мастера красоту духа с вечной красотой формы - все то, чем жили великие мастера, чем дышали Микеланджело, Донателло, а у нас «старики»...
Стою зачарованный, обхожу кругом - великолепно! Спрашиваю: чья? Говорят: Ивана Митрича...
С восхищением смотрю и снова возвращаюсь, чтобы любоваться моим другом, моим дорогим, истинным художником.
Мысленно целую его, чтобы он поскорей поправился и дал такое, чтобы все любящие его возликовали, а завистливо ненавидящие обкусали себе ногти...
Спасибо, дорогой Иван Митрич, за ту радость, какую вы мне дали...»
Эти строки были написаны в марте 1941 года замечательным русским художником Михаилом Васильевичем Нестеровым, который, как никто, чувствовал истинную масштабность искусства и, как он любил говорить, «историчность» произведений живописи и скульптуры...

«Самое важное для художника,- писал Шадр,- отразить духовную сущность эпохи». И Шадр сделал это».


Что можно добавить к этим словам? Наверное, ничего! Надо просто однажды увидеть.

Рядом с парком Декабрьского восстания расположен Дом культуры им. В.И. Ленина, открытый в 1929 г., а сейчас находящийся в заброшенном состоянии, после пожара в устроенном там ночном клубе. Здание еще несет на себе черты той героической эпохи озаренной светом восходящего солнца.

Это здание - исторический памятник. Его архитектура неповторима, но состояние, в котором оно находится не волнует власти уже много лет. Хорошо, что хоть окончательно не разрушили.

Вот он прекрасный рассвет Rossa Primavera!

Глядя на эти развалины вполне можно себе представить, как все здесь дышало гордостью народа за собственные достижения. Как в праздники по этим ступеням поднимались трудящиеся фабрики радостные и счастливые.

Но закончилось, как у нас ныне водится, совершеннейшим раскрепощением низа - ночным клубом, и как следствие этого раскрепощения, катастрофой - пожаром.

Композиция «Булыжник - оружие пролетариата» - одно из наиболее известных произведений не только в отечественной, но и в мировой скульптуре. Она была создана в 1927 году известным скульптором И. Д. Шадром. Работа выполнена в классическом стиле, однако приобрела популярность за счет того, что автор наполнил традиционную форму новым, современным содержанием, отобразив в символическом образе простого рабочего пафос революционной борьбы за свободу.

Общая характеристика творчества

Шадр прославился как создатель в стиле "модерн". Многие его произведения проникнуты романтическим духом. В своей работе он использовал элементы народной архитектуры. Автор проявлял большой интерес к человеческому телу, к анатомическим деталям, что придавало его изображениям такую убедительность. Его труды имеют глубокий философский смысл: Шадр стремился показать застывшую в мертвом камне человеческую фигуру, которая старается его преодолеть и вырваться наружу. Поэтому произведения скульптора отличаются удивительной пластичностью и динамикой. Яркий пример тому - композиция «Булыжник - оружие пролетариата». Пожалуй, именно в данной работе творческие принципы художника нашли свое наибольшее воплощение. Однако помимо этой скульптуры он создал и многие другие портретные изображения и фигуры людей из простого народа: красногвардейца, сеятеля, крестьянина.

Описание

Шадр создал свою знаменитую композицию в память о событиях первой русской революции, произошедшей в 1905 году. Работа выполнена в классическом стиле, в котором автор очень хорошо разбирался, так как в свое время учился данному искусству в Риме и Париже. В основе композиции - фигура простого рабочего. «Булыжник - оружие пролетариата» представляет собой изображение человека, вырывающего камень из мостовой. Тело этого мужчины выполнено в лучших античных традициях, однако автор наполнил скульптуру революционным содержанием. Лицо модели изображает готовность к борьбе, противостоянию. Вместе с тем многие критики отметили, что автор показал отчаявшегося человека, готового на крайние меры, чтобы хоть как-то преодолеть нужду.

Восприятие

Не все сразу по достоинству оценили эту работу. Скульптуру «Булыжник - оружие пролетариата» критиковали за то, что она была выполнена в классическом стиле, от которого в рассматриваемое время предполагалось отказаться. Тем не менее современник автора Нестеров отметил, что в свой новой работе автор соединил красоту духа и формы, что было главным принципом античного искусства. Композиция была представлена в год десятилетия Октябрьской революции.

Установка

Одним из наиболее известных советских скульпторов был Шадр. «Булыжник - оружие пролетариата» - его наиболее знаменитая композиция, которая была установлена не только в столице, но и в ряде других городов. Показателен тот факт, что первоначально скульптура была сделана из гипса, но через двадцать лет ее отлили из бронзы. Она была установлена в московском парке, посвященном Декабрьскому восстанию 1905 года, рядом с Краснопресненским районом, где тогда происходили наиболее ожесточенные вооруженные столкновения. Скульптура «Булыжник - оружие пролетариата» была расположена на фоне гранитной доски с о борьбе пресненских рабочих.

Значение

Эта работа стала настоящим мировым шедевром и является, пожалуй, наиболее известным произведением художника, который к тому же придумал для нее столь выразительное название. Однако в наши дни оно получило несколько ироничное и даже саркастическое звучание, означая слишком простой и прямолинейный способ достижения цели. Тем не менее скульптура «Булыжник - оружие пролетариата», автор которой прославился целым рядом монументальных работ, стала настоящей классикой в искусстве.

"Булыжник - оружие пролетариата" давно стало крылатой фразой, но не все знают, что у этой фразы есть вполне физическое воплощение, с которого она и началась.

Так называется скульптура советского скульптора Ивана Дмитриевича Шадра, выполненная в 1927 году. Скульптура посвящена Русской революции 1905 года и изображает молодого восставшего рабочего, выламывающего из мостовой булыжник, чтобы применить его с понятной из названия целью: использовать в битве с врагами.

В 1967 году, в 50-ю годовщину Октябрьской Революции, в центре столицы была установлена бронзовая копия знаменитой скульптуры - до сих пор она стоит в парке Декабрьского восстания неподалёку от станции метро "Улица 1905 года". Гипсовый оригинал находится в Государственной Третьяковской галерее.

Рабочий, выполненный в реалистической манере, установлен на невысокой гранитной плите; позади скульптуры находится гранитная стена, на которой выложены слова Владимира Ленина: "Подвиг пресненских рабочих не пропал даром. Их жертвы были не напрасны".

Булыжник оружие пролетариата является одним из самых ярких явлений реалистического искусства XX века. В основе композиции лежит виток раскручивающейся спирали. Рельефная пластика тела пролетария передана скульптором очень выразительно и точно показывает состояние душевного подъёма, создавая героический образ, символизирующий эпоху Октябрьской революции и начала Советской власти. Напряжённость борца-пролетария роднит его с Дискоболом Мирона, а волевая устремлённость, читающаяся в чертах лица, с Давидом Микеланджело.

Шадру удалось соединить в неразрывное целое красоту духа с вечной красотой формы, как умели делать это великие мастера Возрождения.

Слова Ленина иллюстрируют конкретную историческую ситуацию, имевшую место в столице в декабре 1905 года. К тому времени Пресня обросла заводами и мануфактурами, став достаточно развитым промышленным и рабочим районом Москвы, благодаря чему и стала центром вооружённого восстания: в декабре крупнейшие предприятия были остановлены, на улицах стали собираться митинги и организовываться вооружённые дружины.

Яркой персоной декабрьского восстания стал Николай Павлович Шмит: молодой революционер только-только достиг совершеннолетия (в 1904 году Шмиту исполнился 21 год) и унаследовал от отца мебельную фабрику на Пресне. Став фабрикантом, он не только гуманизировал производство на унаследованной фабрике, сократив рабочий день с 11 до 9 часов и повысив заработную плату, но и стал самым активным образом снабжать рабочих оружием, организовав одну из самых подготовленных дружин. Вскоре центр города опутали баррикады, а между дружинами и полицией стали происходить столкновения, но к 15 декабря в Москву подоспели солдаты Семёновского полка из Петербурга, а за ними подтянулись и другие войска. Пресня при этом стала центром ожесточённого сопротивления: 16-17 декабря здесь прошли бои, фабрика Шмита, ставшая арсеналом и лазаретом для повстанцев, была уничтожена артиллерией, а сам Шмит арестован. К 19 декабря войскам удалось полностью подавить восстание.

По мнению Ленина, вооружённое восстание 1905 года помогло народу "переродиться", получить боевое крещение и обрести способность к борьбе с его эксплуататорами.

Так что памятник на самом деле весьма и весьма символичен.

Рецензии

В русских, а я расскажу о другом. В Риге и еще в одном городе в Словакии, не помню название (пишу только то, что сама видела) выкорчевали булыжники из мостовой (может боялись чего)и, но это только слышала, продали куда - то(видно, там что-то назревало, ну, чтобы оружие пролетариата под рукой). Потом эти города включили в список ЮНЕСКО как исторические памятники.Теперь уже плитку сняли и вернули булыжники, подозреваю, что не все те же самые, что были раньше.Это, чтобы сохранить древний облик. Киева жаль, когда вернут его древний облик. С уважением!

Если верить СМИ, то в Европе все время ходят демонстрациями, правда, то за регистрацию однополых браков, то, за повышение зарплаты, а то, против засилия мигрантов. Латышский политик Лемберг выступил против присутствия американских солдат в Латвии, говорит, если какой американский военный пустит ракету на Россию, то ей отвечать прийдется в сторону Латвии. Я в ракетах мало что смыслю, но навстречу ракетам летят тоже ракеты, автоматически, стоит ли рисковать. Лемберг прав, есть здравомыслящие и в Европе, мы же теперь Европа. А про сытую жизнь, кто-то жирует, кому - то приходится стараться на износ, чтобы остаться на плаву, а кто-то висит на социалках и много бомжующих. Тех, кому не сладко, больше. С уважением!


Так выглядел снесённый вчера памятник "Булыжник - оружие пролетариата" на киевском Подоле

28 октября на киевском Подоле снесли памятник "Булыжник - оружие пролетариата". Эта знаменитая скульптура была создана советским скульптором Иваном Шадром в 1927 году из гипса и в 1947 году отлита в бронзе. Она посвящена событиям революции 1905 года, когда рабочие выворачивали булыжник из мостовых для постройки баррикад. Художник Михаил Васильевич Нестеров (автор "Видения отроку Варфоломею") отмечал, что Шадру удалось соединить в неразрывное целое «красоту духа с вечной красотой формы», как умели делать это великие мастера Возрождения.
В Москве такая бронзовая статуя была установлена в 1967 году в Пресненском районе, в парке Декабрьского восстания. В Киеве её поставили в 1982 году - первоначально в сквере Красная Пресня, а в 2006 году перенесли на Подол. Стоит ли напоминать, что в начале декоммунизации майданные украинские власти обещали, что памятники советской эпохи, представляющие художественную ценность, сносить не будут?
И изначально памятник не планировали сносить. Но логика "декоммунизации" неумолима: перефразируя Че Гевару, реакция подобна велосипеду - если останавливается, то падает. Поэтому пришла очередь и скульптуры Шадра, а про её художественную, не говоря уж про историческую, ценность попросту "забыли".


Так теперь выглядит место, где стоял памятник

Комментарий "Радяньской Украины" (выделение моё): "Не подоляне вряд ли помнят, что раньше этот памятник был центром архитектурного ансамбля (причём феерического) "площадь Красная Пресня на Подоле" в Киеве. В нулевых саму площадь с клумбами, фонтанами и огромными елями полностью уничтожили, а памятник перенесли во двор девятиэтажки между детской площадкой и гаражами. Сегодня добили и его. Уничтоженный сегодня памятник находится прямо перед входом в кинотеатр Жовтень-Октябрь. Этот кинотеатр не так давно так же сожгли, и после реконструкции продолжают пытаться уничтожить административно. Та же судьба постигла расположенный в нескольких кварталах бассейн Водник. Бассейн, где раньше учили плаванию детей всех окрестных детсадов, школ и ПТУ, сегодня превращён в один из филиалов сетевого спортклуба. Так же уничтожен и речной вокзал, а речное сообщение заменено "прогулками по Днепру".
Рабочий Подол во многом остаётся таким и сейчас. Изменился сам статус человека труда. За трудящимися более не признаются человеческие потребности в общественном пространстве, культурных и спортивных объектах. По мнению современной власти, подоляне нуждаются только в наливайках и игровых автоматах. В этом солидарны все украинские режимы от Кравчука до Порошенко. Уничтожение этого памятника очень символично. Ведь эта скульптура посвящена революции 1905 года - восстанию против монархической деспотии с требованиями конституции, и самых базовых демократических прав, как свобода совести, собраний, неприкосновенности личности. А украинскому пролетарию сегодня дозволено бороться только за мифологизированный безвиз и против виртуального агрессора."

Из комментариев в Фейсбуке:
lina Dimakis: "Нерабыдло пану ноги лижет. Какой уж тут булыжник."
Ирина Курдыба: "Зря. Хороший был памятник. Булыжники - надежда и опора пролетариев."
ван Лизан: "А его за что? Он же в тему майдана. Могли бы просто его переименовать."
Евгений Голышкин: "он не в тему майдана никак)) он был против деиндустриализации, приватизации - колонизации. Майдан представлял интересы враждебного ему класса же! ;) вот и не вписался".
Вячеслав Дмитриев: "Гадостно, но последовательно..."
Алексей Иончиков: "Как интересно выходит. Именно пролетариат разбирал на булыжники пешеходную зону пид час "рэволюции гидности". Теперь они даже отрицают свою сущность. Видимо, всё же тот пролетариат мнит себя панами и по сей день."
Евгений Голышкин: "если разобраться политэкономически, да. Но пролетариат всё-таки не выступает за деиндустриализацию, приватизацию и продажу земли. Я, конечно, наверное, предвзят, но это всё-таки был дегенериат".


Открытие памятника в 1982 году

P. S. Кстати, вступлюсь немного за пролетариев Украины. Вот отрывок из интервью упоминавшегося здесь вчера майданного либерала Александра Ройтбурда о социальном составе тех, кто был на "евромайдане":
"И, когда я сидел в своей киевской квартире и прочёл в Интернете пост Мустафы Наема о том, что мы собираемся на Майдане, приходите с чаем, я пришёл туда. В первый день это было вообще такое Фейсбук-пати - все какие-то друзья, знакомые - как будто пришёл на открытие какой-то выставки, с некоторыми развиртуалились – «здравствуйте, мы вот с вами во френдах…» Там было больше тысячи человек, может, несколько тысяч… Не было ещё никаких приезжих из Западной Украины или с Полтавской области. Вышел «креативный класс», вышел средний класс, успешные люди. "