История и этнология. Факты. События. Вымысел. Интересные факты о современной александрийской библиотеке

Оренбургский Государственный Университет

Ильина Л. Е., Оренбургский Государственный Университет, преподаватель, кафедра романской филологии и методики преподавания французского языка, доцент

Аннотация:

Данная статья посвящена анализу роли Александрийской библиотеки в формировании античного научного знания. На первом этапе исследования было описано создание и устройство библиотеки. На втором этапе были выведены принципы и методы Александрийской школы и её последующее влияние на научное лингвистическое знание последующих столетий.

This article is devoted to the analysis of a role of the Alexandria library in formation of scientific knowledge of antiquity. At the first investigation phase creation and the structure of library was described. At the second stage the principles and methods of the Alexandria school and its subsequent influence on scientific linguistic knowledge of the next centuries were output.

Ключевые слова:

лингвистика; александрийская библиотека; античное научное знание; библиотека; древность; античность; исторические факты; Деметрий Фалерский

linguistics; Alexandria library; scientific knowledge of antiquity; library; antiquity; history facts; Demetry Falersky

УДК: 81-119

Александрийская библиотека - самая известная из древних библиотек, построенная в Александрии - столице птолемеевского Египта. Её идеей было сохранение и передача знаний последующим поколениям, преемственности и посвящения. Поэтому не случайным является факт, что библиотеки существовали в наиболее развитых культурах древности. Известны библиотеки египетских фараонов, царей Ассирии и Вавилона. Собрания священных и культовых текстов при древних храмах или религиозно-философских общинах, подобных братству Пифагора, раньше выполняли функции библиотек.

В античные времена были очень обширные частные собрания книг, такие как библиотека Еврипида, которую он использовал при написании собственных сочинений. Более известна библиотека Аристотеля, которая была создана во многом благодаря пожертвованиям знаменитого Александра Македонского. Несмотря на этот факт, значение библиотеки многократно превышает значимость собранных Аристотелем книг. И всё же, создание Александрийской библиотеки стало возможным именно благодаря Аристотелю. Ведь последователями и учениками Аристотеля были все те, кто был причастен к созданию Александрийской библиотеки.

Последователем Аристотеля, непосредственным основателем и первым руководителем Александрийской библиотеки являлся Деметрий Фалерский и Стратон, которые были основателями Александрийского Музейона. А воспитанник Стратона Птолемей Филадельф приложил большие усилия, проявляя огромную заботу о развитии и процветании Александрийской библиотеки.

Цель исследования: изучить историю Расцвета и Падения Александрийской библиотеки.

Объект исследования: Александрийские школы.

Предмет исследования: влияние Александрийских школ на развитие научного знания Древнего мира.

Цели исследования реализуются через решение следующих задач:

  1. Изучить возникновение Александрийской библиотеки.
  2. Выявить сохранившиеся работы и документы после последнего пожара Александрийской библиотеки.

Методы исследования:

  1. Анализ научной литературы.

Создание Александрийской библиотеки тесным образом связано с Александрийским Музейоном, который был основан около 295 г. до н.э., по инициативе Деметрия Фалерского и Стратона . Деметрий так же являлся ключевой фигурой в разработке планов устройства.

К сожалению, достоверных сведений о внешнем виде и внутреннем устройстве помещений библиотеки не сохранилось. Несколько находок позволяют предположить, что рукописные свитки хранились в специальных ларях, располагающиеся рядами. На каждом свитке имелась глиняная табличка, на которой указывались автор и название .

Библиотека не располагала читальными залами, но зато имела рабочие места переписчиков свитков. Из «Письма Аристея» нам стало известно, что перед Деметрием Фалерским была поставлена задача «собрать, по возможности, все книги мира» . Он выделил направления формирования книжного фонда библиотеки: поэзия (эпическая и сочинения Гомера), трагедия и комедия (Эсхил, Софокл, Еврипид), история, право, ораторское искусство и философия.

Следует отметить, что с первых же лет существования Александрийская библиотека так же интересовалась книгами других народов, что бы обеспечить эффективное руководство многонациональным государством. Необходимость написания законодательства и установления общего уклада жизни заставляло интересоваться религией, законодательством и историей народов, проживавших на территории Египта .

В «Письме Аристея» говорится о способах формирования библиотечного фонда, главными из них оказалась скупка и переписывание книг. Согласно этому письму, книги, которые привозились на кораблях в Александрию, продавались владельцами Александрийской библиотеке или сдавались для копирования. Иногда владельцу возвращалась копия - в то время как оригинал книги оставался в библиотеке. Эта доля библиотечных книг была названа «корабельной библиотекой».

Деятельность Александрийской библиотеки способствовала развитию исследований в области языка, так как для библиотеки приобретались рукописи со всех концов мира.

В условиях многоязычия возникла Александрийская школа, которая вобрала в себя традиции греко-латинской науки и учений древности. Крупнейшими представителями этой школы были: Зенодот из Эфеса, Ликофрон, Александр Этолийский и др. Именно здесь сформировалась грамматика как отрасль филологии.

Принципы описания языка, выработанные в этой школе определяются как «система александрийской грамматики». Она вычленила в грамматике различные ветви — прообразы современной фонетики, морфологии, синтаксиса.

Александрийская школа разработала учение о языке на всех уровнях его строения, начиная с букв. Выделялись акустически и артикуляционно гласные, согласные и полугласные. Изучались также слоги и знаки препинания. Слово являлось наименьшей частью связной речи, которая обладает свойством членораздельности. Александрийский филолог Дионисий Фракийский выделил 8 частей речи: имя, глагол, причастие, член (междометие), местоимение, предлог, наречие, союз. В определении частей речи у языковедов Александрийской школы преобладали грамматические признаки в сочетании с семантическими, к примеру, Дионисий Фракийский определил: «глагол есть беспадежная часть речи, принимающая времена, лица и числа и представляющая действие или страдание».

Здесь возникла лексикографическая традиция, оказавшая влияние на словарную работу в Европе, особенно глоссарии, этимологические, диалектные и другие словари таких лексикографов как: Зенодот из Эфеса, Аристофан Византийский, Аполлодор Афинский.

Грамматическая терминология, используемая в современных учебниках грамматики и в научных сочинениях по языкознанию, по некоторой своей сути восходит к терминологии Александрийской школы .

Благодаря деятельности первых преемников Деметрия Фалерского, в библиотеке хранилось примерно 700 тыс. книг. Чуть позже, была даже создана «дочерняя» библиотека. Однако, известен случай, когда конкуренция оказалась спасительной для Александрийской библиотеки. Это был дар в 200тыс. томов из собрания Пергамской библиотеки, преподнесенный Клеопатре Марком Антонием после пожара в 47 г. до н.э. Это произошло, когда Цезарь во время Александрийской войны, приказал поджечь находящийся в гавани флот. Пламя охватило прибрежные складские помещения библиотеки. Долгое время считалось, что этот пожар уничтожил все собрание главной библиотеки.

Некоторые части собрания библиотеки существовали до 7 в. н.э. Однако, после захвата Александрии арабами в 640 г. н.э. в городе развернулась масштабная торговля свитками из собрания Музейона. Окончательный приговор библиотеке был вынесен халифом Омаром, который, сказал, что если содержание свитков согласуется с Кораном, то они не нужны, а если не согласуется, то они нежелательны. Следовательно, их следует сжечь в любом случае» .

Таким образом, можно сделать вывод, что Александрийская библиотека сыграла огромную роль в развитии античного научного знания, сборе, сохранении и распространении обобщённых данных, записей исторических фактов, а так же научных изысканий. До настоящего времени история расцвета и гибели библиотеки привлекает внимание лингвистов, филологов, историков, философов и кинематографистов.

Библиографический список:


1. Demetrius. Письмо Арестея к Филократу.- [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.demetrius-f.narod.ru/aristeas/text.html
2. Demetrius. Письмо Арестея к Филократу.- [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.demetrius-f.narod.ru/aristeas/text.html , № 298-299.
3. Demetrius. Письмо Арестея к Филократу.- [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.demetrius-f.narod.ru/aristeas/text.html , № 9.
4. Штерн М., Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Манефон./М.Штерн – [электронный ресурс].- Режим доступа: http://jhistory.nfurman.com/code/greki004.htm
5. Бокадорова Н.Ю. Лингвистический энциклопедический словарь. Александрийская школа./Н.Ю. Бокадорова – [электронный ресурс].- Режим доступа: http://tapemark.narod.ru/les/027a.html
6. Вегеря И.И., Demetrius. Александрийская библиотека./И.И. Вегеря.- [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.demetrius-f.narod.ru/alexandria/library.html

Рецензии:

13.07.2014, 11:50 Закирова Оксана Вячеславовна
Рецензия : Предпринятая в статье попытка показать влияние Александрийской библиотеки на научное античное знание представляется, на наш взгляд, не достаточно обоснованной. Требуется доработка материала.

4.08.2014, 19:06 Середа Евгения Витальевна
Рецензия : В представленной нашему вниманию статье предложен интересный историко-культурологический обзор. Это хорошая реферативная работа, отвечающая тем задачам, которые были заявлены в начале исследования. Вместе с тем научной новизны в данной работе нет и интересные наблюдения не привели к особым выводам, которые ранее не обсуждались. Ценность данной работы увеличилась бы, если бы автор свел в табличную форму (или представил в виде схем) соответствия, имеющиеся в разных источниках, или же сузил тему и рассмотрел особенности формирования библиотеки (состав авторов, тематика, принципы отбора и пр.). В данном виде статья не может быть рекомендована к публикации в научном журнале. После доработки рекомендуется ее включение в раздел "Культурология" или "История" (в зависимости от направления работы, выбранного автором для доработки). С уважением, Е.В. Середа

Традиционно считают, что Александрийская библиотека - когда-то самое большое собрание трудов таких величайших мыслителей и писателей древности, как Гомер, Платон, Сократ и многих других - погибла 2000 лет назад при пожаре и ее коллекция безвозвратно утрачена. Эта тайна древнего мира овладела воображением поэтов, историков, исследователей и ученых, которые оплакивают трагическую потерю в области знаний и литературы.

В наши дни идея о существовании Александрийской библиотеки, находившейся в известном интеллектуальном центре древнего мира, приобрела мистическую окраску. Неудивительно, что эта библиотека является извечной загадкой, ведь по сей день не удалось обнаружить ни остатков архитектурных памятников, ни археологических находок, которые возможно было с полной уверенностью отнести к библиотеке, что в известной степени странно, если учитывать всеобщую известность и грандиозность этой постройки.

Недостаточность материальных свидетельств породил вопрос о том, существовала ли Александрийская библиотека вообще в том виде, в котором мы ее можем себе представить.

На родине Фаросского маяка, одного из 7-и чудес древнего мира, находится средиземноморский портовый город Александрия. Который основал в 330 году до н. э., он, как и многие другие города, был назван в его честь. После смерти Александра Македонского в 323 году до н. э. империя оказалась в руках его полководцев. Один из них, Птолемей I Сотер (В переводе с греческого «сотер» - «спаситель»), в 320 году до н. э. захватил Египет, сделав Александрию столицей. С того времени Александрия, некогда маленькая рыбацкая деревушка, стала местом пребывания царей Египта из династии Птолемеев и превратилась в крупный интеллектуальный и культурный центр.


Как видно, это был величайший город древнего мира. История основания легендарной библиотеки до конца не ясна. Около 295 года до н. э. ученый и оратор Деметрий Фалерский, изгнанный афинский правитель, убедил Птолемея I Сотера основать библиотеку. Деметрий желал создать библиотеку, которая способна конкурировать с афинской, где хранились бы копии всех книг в мире. Поздней при поддержке Птолемея I Деметрий организовал строительство Храма муз, или Мусейона, от которого произошло всемирно известное слово «музей». Эта постройка представляла из себя храмовый комплекс, сконструированный по типу Ликея Аристотеля в Афинах - места, где читали интеллектуальные и философские лекции и проводили дискуссии.

Храм муз должен был стать первой частью библиотечного комплекса в Александрии. Он находился в парке, примыкавшем к царскому дворцу, на территории так называемого Брухейона, или дворцового квартала, в северо-восточном, греческом районе города. Мусейон был культовым местом почитания девяти муз. Кроме этого, он был учебным учреждением с лекториями, лабораториями, обсерваториями, ботаническими садами, зоопарком, жилыми кварталами и столовыми, а также был собственно библиотекой.

Управляющим Мусейоном Птолемей I назначил жреца. Здесь тоже работали библиотекари, ответственные за коллекции манускриптов. Во времена правления сына Птолемея I Сотера Птолемея II Филадельфа (282–246 гг. до н. э.) была заложена царская библиотека, ставшая главным хранилищем манускриптов в довершение Храма муз, основанного отцом. Пока не понятно, являлась ли царская библиотека отдельным зданием, находящимся около Мусейона, или была продолжением его. В одном исследователи сходятся: царская библиотека в действительности была частью Храма муз.

Похоже, что во времена правления Птолемея II идею о создании универсальной библиотеки воплотили в жизнь. В Мусейоне, предположительно, проживало больше 100 ученых, работа которых была заключена в том, чтобы проводить научные исследования, читать лекции, заниматься изданием, переводом, копированием и сбором не только манускриптов греческих авторов (коллекция якобы включала в себя частное собрание Аристотеля), но и трудов из Египта, Сирии и Персии, а также буддистских текстов и древнееврейских рукописей.

Согласно одной из легенд, Птолемей III был одержим идеей собрать величайшую библиотеку и потому издал указ, в котором было сказано, что все корабли, швартующиеся в порту, должны сдавать имеющиеся на борту манускрипты властям, чтобы переписчики, находящиеся на государственной службе, делали с них копии, которые и вручались законным владельцам. Что до оригиналов, то их передавали на хранение в библиотеку.

Когда говорят о максимальном количестве хранившихся в библиотеке экземпляров, более часто называется цифра в полмиллиона документов. Неясно лишь, относится эта цифра к количеству книг или свитков. Потому как для создания книги было необходимо довольно мною листов папируса, более вероятно, что говорится о количестве свитков. Но некоторые из ученых полагают, что даже 500 тыс. свитков - это очень много, и возведение здания с таким количеством хранилищ было бы очень трудоемким мероприятием, хотя возможным.

Во времена правления Птолемея II коллекция царской библиотеки расширилась до такой степени, что довелось создать «дочернюю библиотеку». Она находилась в храме Сераписа в египетском квартале Ракотис, что в юго-восточной части города. В те времена, когда хранителем библиотеки был греческий писатель Каллимах (305–240 гг. до н. э.), в «дочерней библиотеке» насчитывалось 42 800 свитков, при этом все это были копии, сделанные со свитков главной библиотеки.

Уже много веков не умолкают оживленные дискуссии относительно утверждения о том, что Александрийская библиотека сгорела дотла и самое полное собрание произведений древней литературы утрачено. Что же на самом деле произошло с этой потрясающей сокровищницей древних знаний и кто несет ответственность за ее уничтожение?

Первое, что следует отметить, - это то, что «величайшая трагедия древнего мира» может быть никогда не имела тех масштабов, о которых обычно говорится. Потому как библиотека исчезла бесследно, с ней явно произошло нечто ужасное. Чаще всего обвинения направляют в адрес Цезаря. Считается, что в 48 году до н. э. во время битвы за Александрию царскому дворцу, в котором находился , стал угрожать египетский флот. Чтобы обезопасить себя, он приказал поджечь египетские корабли, но огонь перекинулся на прибрежную часть города, охватив товарные склады, хранилища и ряд арсеналов.

После смерти Цезаря предположение, что именно он разрушил библиотеку, было в особенности популярным. Римский философ и драматург Сенека, ссылаясь на «Историю Рима от основания города» Ливия, писал, что в огне погибло 40 тыс. свитков. Греческий историк Плутарх указывает, что в огне погибла «великая библиотека». Римский историк Дион Кассий (165–235) упоминает уничтоженный большим пожаром склад манускриптов.

Лучано Канфора в своей книге «Исчезнувшая библиотека» так интерпретирует свидетельства древних авторов: разрушена была не сама библиотека - погибли хранившиеся на складе в порту манускрипты, ожидавшие погрузки. Из трудов великого ученого, философа-стоика Страбона, который в 20 году до н. э. работал в Александрии, становится ясно, что в это время библиотека уже не была всемирно известным центром знаний. По сути Страбон не упоминает о библиотеке вообще. Он пишет о Мусейоне как о «части помещений царских дворцов». Продолжая свой рассказ, Страбон писал: «он имеет место для прогулок, экседру и большой дом, где находится общая столовая для ученых, состоящих при Мусейоне».

Если великая библиотека была частью Мусейона, тогда ясно, почему Страбон не стал упоминать о ней отдельно. В таком случае становится очевидным один важный факт: потому как Страбон был в Мусейоне в 20 году до н. э., спустя 28 лет после «известной трагедии», значит, Цезарь не сжигал библиотеки. Существование библиотеки в 20 году до н. э., пусть даже в меньшей степени великолепной, означает, что полководец не подходит на роль ее разрушителя, а значит, надо искать другого виновника гибели этого чуда древней Александрии.

391 год — император Феодосий I, проводя политику, направленную на борьбу с язычеством, дал официальное разрешение на уничтожение Серапейона, или храма Сераписа, в Александрии. Операцией руководил александрийский патриарх Феофил. Поздней на месте храма построили христианскую церковь. Предположительно, и «дочерняя библиотека» Мусейона и царская библиотека были разрушены до основания именно в этот период.

Впрочем, как бы правдоподобно не выглядела версия о том, что манускрипты библиотеки Серапейона были уничтожены во время этой чистки, пока нет доказательств того, что царская библиотека сохранилась до конца IV века. По сей день не найдены древние источники, в которых бы были упоминания о разрушении какого бы то ни было хранилища книг в это время, хотя в XVIII веке историк Эдуард Гиббон ошибочно приписывал ее уничтожение именно патриарху Феофилу.

Последний претендент на роль преступника — халиф Омар. 640 год — после продолжительной осады Александрию захватили арабские войска во главе с полководцем Амр ибн ал-Асом. Как гласит легенда, арабы, услыхав об удивительной библиотеке, хранящей знания всего мира, с нетерпением ждали момента, когда смогут ее увидеть. Но халифа огромная коллекция книг не впечатлила. Он заявил: «Либо они опровергают Коран, являясь в этом случае еретическими, или с ним соглашаются, становясь излишними». После этого заявления манускрипты собрали вместе и использовали вместо топлива.

Свитков было до такой степени много, что ими обогревали 4 000 городских бань Александрии на протяжении б-ти месяцев. Эти невероятные события были описаны через 300 лет христианским философом Григорием Бар-Эбреем (1226–1286). Разрушили ли арабы христианскую библиотеку в Александрии или нет, определенно можно сказать только одно: к середине VII века царская библиотека прекратила существование. Этот факт очевиден, потому как об этом трагическом событии не упоминали авторы того времени, в частности христианский хронист Иоанн Никиусский (византийский монах), писатель Иоанн Мосх и иерусалимский патриарх Софроний.

В действительности, стараться установить, каким именно огнем была уничтожена библиотека и все, что в ней хранилось, - напрасный труд. Ситуация в Александрии часто изменялась, в особенности в римский период. Город пережил пожар на кораблях, подожженных по приказу Цезаря, а также ожесточенную борьбу 270–271 гг. между войсками царицы Зенобии из Пальмиры и силами римского императора Аврелиана. Последний в итоге вернул Риму Александрию, захваченную армией королевы Зенобии, но захватчики все же успели разрушить часть города.

Квартал Брухейон, на территории которого располагался дворец с библиотекой, был фактически «сметен с лица земли». А спустя несколько лет город разграбил римский император Диоклетиан. Разрушения продолжались еще в течении нескольких веков. Смена власти и идеологии сопровождалась равнодушием к содержимому библиотеки. Таким образом, трагедия разворачивалась постепенно, на протяжении 400–500 лет.

Последним из известных хранителей легендарной библиотеки был ученый и математик Феон (335–405) - отец христианской проповедницы Гипатии, жестоко убитой толпой христиан в Александрии в 415 году. Может быть, когда-то где-нибудь в пустынях Египта найдут свитки из собрания Александрийской библиотеки. Многие археологи все еще верят в то, что здания, которые составляли легендарный центр знаний Александрии, могли сохраниться в относительно невредимом состоянии где-то в северо-восточной части города под современными зданиями.

2004 год — появились новости, касающиеся великой библиотеки. Польско-египетская команда археологов заявила о том, что во время раскопок в районе Брухейона была обнаружена часть Александрийской библиотеки. Археологи нашли 13 лекториев с возвышением в центре каждого - кафедрами. Постройки датируются поздним римским периодом (V–VI вв.), а значит, не могут быть прославленным Мусейоном, или царской библиотекой. Исследования в этом районе продолжаются.

1995 год — неподалеку от того места, где когда-то находилось прославленное книгохранилище, началось строительство большой библиотеки и культурного центра под названием «Библиотека Александрина». 2002 год, 16 октября — произошло официальное открытие этого комплекса, созданного в память об исчезнувшей Александрийской библиотеке, чтобы пусть частично возродить интеллектуальное величие, олицетворением которого был настоящий центр знаний. Будем надеяться, что пока существует новая универсальная библиотека, дух легендарной библиотеки не утрачен.

Александрийская библиотека по праву считается уникальным объектом древнего мира, но, к сожалению, утерянным. Тем не менее, с ней связано много тайн. И до сих пор остается загадкой причина ее исчезновения.

В 332 году до н.э. на берегу Средиземного моря в дельте Нила был основан город. Согласно легендам проектировал новый город сам Дейнократ Родосский по поручению великого полководца Александра Македонского. Город задумывался как центр науки. Александрия, такое название получил город, был соединен с островом Фарос, на котором находилось уникальное по тем временам сооружение – Александрийский маяк. В период своего расцвета население Александрии достигло около миллиона человек, из которых большую часть составляли ученые греческого и иудейского происхождения. Несмотря на славу Фароссого маяка (он относится к «семи чудесам света» античного мира), Александрийская библиотека затмила его славу.

Основателем этой библиотеки считают одного из ближайших сподвижников Александра Македонского Птолемея Первого (Спасителя). Птолемей после смерти Александра Македонского и распада империи великого завоевателя, стал царем Египта и основателем Династии Птолемидов. Он сумел сделать Александрию центром и столицей Египетского государства. Птолемей Первый приглашал в Александрию многих известных ученых, в том числе и Деметрия Фалерского, который был учеником Теофраста. Теофраст же учился у самого Аристотеля.

В свое время Аристотель считался самым талантливым учеником Платона. Аристотель начал собирать собственную библиотеку во время завоевательных походов Александра Македонского. После смерти Аристотеля, его библиотека, насчитывающая более сорока тысячи рукописных книг, перешла к Теофрасту.

Деметрий Фалерский обладал большим опытом управления, поскольку ранее занимал пост правителя Афин. Именно он предложил Птолемею выкупить у Теофраста библиотеку великого Аристотеля. Это собрание книг считалось, в то время, самым лучшим. Благодаря Птолемею именно библиотека Аристотеля стала основой Александрийской библиотеки. По совету Деметрия Фалерского работа Александрийской библиотеки была организована по подобию лицея Аристотеля и Академии Платона. Именно учеными Александрийской библиотеки был осуществлен перевод Пятикнижия Ветхого Завета на греческий язык. По легенде работу выполняли семьдесят лучших переводчиков, поэтому перевод получил название – Септуагинта. Птолемей активно собирал свою библиотеку 23 года. Он приложил максимум усилий, чтобы привлечь на работу в Александрийскую библиотеку одного из основателей аттийской комедии и последователя Гомера – Менандра.

Дело всей жизни своего отца Птолемея Первого успешно продолжил его сын – Птолемей Филадельф. Он приказал, не считаясь с затратами, скупать или делать копии всех книг, имеющихся в Греции и за ее пределами. Особенно Птолемея интересовали книги из знаменитых святилищ острова Родос и Афин.

Александрийский научный центр представлял собой целый комплекс, в который входил университет, обсерватория, библиотека и ботанический сад. Точнее говоря, библиотек было две. Первая находилась рядом с царским дворцом Птолемея, а вторая — в храме Серапис. В храме Серапис хранились около 42 тысяч специальных книг, к тому же, в его фондах находилась большая часть копий книг из основной библиотеки. Считалось, что библиотека Серапис имела большое значение для установления в Римской империи христианства, поэтому имела религиозную направленность. А вот первая библиотека считалась светской. Библиотечные фонды обеих библиотек активно и постоянно пополнялись. Для этого во все концы земли направлялись представительства и корабли для закупки рукописей и книг. Египетской правящей династией был введен порядок, по которому каждый корабль, прибывший в Александрию, обязан был передать в библиотеку все имеющиеся на борту книги для копирования или продажи. Для сравнения – во времена Птолемея Филадельфа в Александрийской библиотеке находилось 400 тысяч книг, а через 200 лет их количество уже составляло 700 тысяч. Часть их этих книг были копиями, которые изготавливались многочисленными переписчиками Александрийской библиотеки. Иногда эти копии продавались, дарились или обменивались с другими коллекциями. Копии книг использовались и как учебные пособия в Александрийском университете.

Одновременно в университете обучалось около ста талантливых учеников. Преподавание осуществлялось самыми выдающимися учеными Александрии. Должность хранителя Александрийской библиотеки была очень почетной, но и налагала на исполнителя большие обязанности. В разные времена хранителями библиотеки были знаменитые ученые: Эратосфен Киренский, Аристофан Византийский, Зенодот Эфесский, Аполлоний Родосский, Клавдий Птолемей. Каждый из них внес огромный вклад в развитие мировой культуры и исторической науки и поэтому они по праву занимали столь высокую должность. Например, Зенодот Эфесский создал самую полную версию гомеровских «Одиссеи» и «Илиады». Эратосфен был основоположником географии. Именно он разработал метод построения географических карт, создал обобщенную карту мира, вычислил окружность Земли и разработал солнечный календарь, названный позже юлианским (введен в обращение по повелению Юлия Цезаря). Другой хранитель библиотека Клавдий Птолемей создал геоцентрическую систему мира.

В Александрийской библиотеке делали свои открытия самые великие ученые древности: Эвклид, Архимед, Аристарх Самосский, Теон Александрийский и другие.

В Александрийской библиотеке было собрано огромное количество письменных источников древности.

Но, как мы уже упоминали выше, еще большей загадкой является гибель библиотеки. До сих пор никто не сможет достоверно указать причину гибели книжного фонда Александрийской библиотеки. Из всех версий можно выделить три основные.

Библиотека уничтожена пожаром в 47 году до н.э. В это время территория Александрии была втянута в так называемую Александрийскую войну. К жестокому противостоянию привела династическая борьба между старшей дочерью Птолемея Двенадцатого Клеопатрой и ее малолетним братом. На сторону Клеопатры стал Юлий Цезарь, и с его помощью она получила трон Египта. Согласно имеющейся информации, Юлий Цезарь сражался на улицах Александрии с небольшим своим отрядом, им противостояли значительные силы противника. Чтобы лишить свои отряды возможности бегства с поля сражения, он приказал поджечь римские корабли, стоящие в гавани города. А на эти корабли уже было погружено значительное количество рукописей и ценностей, принадлежащих Александрийской библиотеке — их планировалось эвакуировать в Рим. С пристани огонь перекинулся на город. На помощь Цезарю прибыли римские воины из Сирии, и мятеж был подавлен. Несмотря на то, что египетской царице Клеопатре удалось привлечь на свою сторону римских военноначальников Цезаря, а затем Марка Антония, Рим не смирился с вызывающей независимостью Египта. В 31 году до н.э. египтяне потерпели сокрушительное поражение от римского флота. В результате Клеопатра и Марк Антоний покончили жизнь самоубийством, а Египет стал одной из провинций Великого Рима. Александрийская библиотека перешла в собственность Римской империи.

Надо отдать должное Марку Антонию, который сумел восстановить потерянный, в результате пожара, произошедшего по вине Цезаря, книжный фонд библиотеки. Он выкупил полностью библиотеку Пергама, в которой хранились практически все копии книг библиотека Александрии. Некоторые из этих книг стоили целые состояния. Все эти книги, в последствие, были переданы в Александрийскую библиотеку.

Повторно библиотека Александрии пострадала при захвате Египта Зенобией Пальмирой. Римская империя вступила в борьбу с войсками Зенобии. Во время этой войны сторонники Зенобии уничтожили и разграбили часть фонда Александрийской библиотеки. Но после пленения Зенобии, опять удалось восстановить библиотеку.

Еще одно бессмысленное и жестокое разграбление библиотеки Александрии произошло в 391 году во время правления императора Феодосия Великого. Толпы христианских фанатиков, вдохновляемые епископом Феофилом, ворвались в библиотеку, уничтожая «все языческие и еретические книги». Фанатики, пытавшиеся своей выходкой, доказать главенство христианства, подожгли библиотеку. По другой версии – фонд библиотеки был ранее своевременно вывезен в Рим и на остров Родос. Это предположение подтверждает тот факт, что вскоре якобы «сгоревшие и уничтоженные» книги библиотеки Александрии стали появляться в частных библиотеках и собраниях.

Но, несмотря на погром, устроенный одержимым фанатиком Феофилом, библиотека Александрии сохранилась и продолжила свою работу.

Пережив столько трудных моментов, Александрийская библиотека погибла в результате нападения на Александрию арабского войска, возглавляемого халифом Омаром Первым. По одной из легенд, когда подручные халифа стали сжигать книги из библиотеки, служители, стоя на коленях, умоляли сжечь их, но не трогать книги. На что халиф ответил: «Если в них хранится то, что написано в Коране, они бесполезны, а если противоречат слову Аллаха – вредны».

Фонд Александрийской библиотеки подвергся беспощадному грабежу и уничтожению. Несмотря на то, что халиф стремился уничтожить любые ценности Александрии, в качестве своего военного трофея он вывез на арабский Восток часть бесценного фонда Александрийской библиотеки.

В тоже время, несмотря на такое количество теорий, считается, что все же тайна исчезновения Александрийской библиотеки остается до сих пор не разгаданной. Не исключено, что основной причиной гибели уникального научного центра Александрии стал религиозный фанатизм и большое количество безумных войн, произошедших в этом непростом регионе.

Только представьте, что где-то до сих пор хранятся бесценные раритеты Александрийской библиотеки не доступные для большинства землян. А может эти знания настолько могущественны, что их и следует пока скрывать от людей, которые не могут остановить войны постоянно, вспыхивающие в разных регионах нашей планеты?

No related links found



Александрийская библиотека была крупнейшим и самым знаменитым научным центром античности. Правители Египта из династии Птолемеев поставили перед собой амбициозную цель - собрать все книги мира и овладеть всеми знаниями. Однако бесценные рукописи погибли в огне кровавых конфликтов. Кто же уничтожил Александрийскую библиотеку?

Александрийская библиотека, созданная в III веке до н.э. Птолемеем I Сотером, служила образовательным центром для всего эллинистического мира. Здесь не только хранились книги со всего мира, но также был основан Мусейон, представлявший собой некое подобие академии наук. Сюда приглашались виднейшие ученые своего времени, они могли жить в библиотечном центре сколь угодно долго, но за это платили своими научными достижениями. Обыкновенно выбирали одного директора библиотеки из числа ученых, и он находился в должности до смерти.

В библиотеке располагались столовые, комнаты отдыха и читальни. Позже были организованы зоологический сад, медицинская лаборатория и обсерватория; инструменты и выставочные экспонаты использовались для обучения. Общее собрание насчитывало до 700 тыс. документов.
Аристарх Самосский, Эратосфен, Зенодот, все величайшие умы древности работали в библиотечном комплексе. Талантливые александрийские ученые были известны своими научными трудами по математике и астрономии. На полках хранились не только работы греческих мыслителей - Герона, Архимеда, Гиппократа и Евклида, рукописи Эсхила, Софокла, Еврипида - здесь собирали даже копии буддистских текстов и древнееврейских рукописей.

Содержание библиотеки обходилось Александрии очень дорого. Все книги существовали в единственном экземпляре, с которого потом делали списки. Основой служила не бумага, а стебли папируса или пергамент, обработанная особым образом кожа. И тем не менее, по приказу Птолемея II филадельфа сочинения приобретались по всему эллинистическому миру. Более того, капитан всякого судна, заходящего в Александрию, должен был отдавать все литературные произведения для копирования.

Александрийскую библиотеку считали священным местом наряду с религиозными храмами. И хотя посетить знаменитый комплекс мог каждый человек, перед тем как войти в здание, он должен был совершить обряд очищения. Но история безжалостна даже к таким великим сооружениям. Музей и большая часть сокровищ были уничтожены пожаром.

По одной из версий, виновником исчезновения библиотечного центра стал Юлий Цезарь. В античных источниках упоминается, что во время битвы за Александрию царскому дворцу, в котором находился Цезарь, стал угрожать египетский флот. И чтобы обезопасить себя, полководец приказал поджечь египетские корабли. Но огонь перекинулся на прибрежную часть города, охватив склады, хранилища и арсеналы. Быстро распространившись, пламя пере шло на верхнюю часть города, где и стояла библиотека.

После смерти Цезаря мнение, что именно он виноват в разрушении культурного центра, было самым популярным. Так, греческий историк Плутарх пишет, что в огне погибла «великая библиотека». Римский историк Дион Кассий также упоминает уничтоженный большим пожаром склад манускриптов. Но одна деталь ставит под сомнение эту версию. В 20 г. до н.э. в Александрии работал философ Страбон, и он упоминает Мусейон в своих трудах, рассказывает о столовой для ученых, большом дворе, но ничего не пишет о самой библиотеке. Мусейон выступает скорее как часть царских покоев, а не как крупнейший научный центр. Историк Лучано Канфора предположил, что к тому времени библиотека утратила свое значение, а событие, нашедшее отражение в трудах ученых, действительно было - но это горели манускрипты, хранившиеся на складе в порту, тогда как основное собрание еще ие было утеряно.

Тогда становится понятным существование других версий. Согласно одной из них, гибель библиотеки относится к периоду арабского завоевания. Легенда гласит, что халиф Омар приказал уничтожить все книги. Когда ему доложили об Александрийской библиотеке, он ответил: «Если содержание всех книг из библиотеки согласуется с Кораном, тогда они не нужны и их следует уничтожить; а если не согласуется, тогда они еще более нежелательны. По логике их нужно сжечь в обоих случаях».

Но большинство современных исследователей все же сходятся на том, что окончательное уничтожение александрийского культурного центра произошло во время войны между римским императором Аврелианом и Зенобией, царицей Пальмиры. Библиотека и Мусейон были сожжены при осаде Александрии в 272-273 гг.

Сегодня библиотеку восстанавливают под патронажем ЮНЕСКО. Ее полки заполняются за счет государственных, местных компаний и частных пожертвований. Однако следует помнить, что какая бы интересная коллекция ни была со временем сформирована в наши дни, она не дотянет до масштабов старой библиотеки, существовавшей около двух тысяч лет назад.

Бытует мнение, что наши далёкие предки, в основной своей массе, были людьми невежественными и необразованными. Умных среди них насчитывалось единицы, остальные же довольствовались не тягой к знаниям, а непрестанными войнами, захватом чужих территорий, похищением женщин и бесконечными пирами с обильным возлиянием спиртных напитков и безмерным поеданием жирной и жареной пищи. Всё это не способствовало здоровью, поэтому и продолжительность жизни находилась на очень низком уровне.

Весомым доводом, напрочь опровергающим такое суждение, служит , основанная в начале III века до н. э. Её смело можно назвать величайшим кладезем человеческой мудрости, впитавшим в себя все достижения цивилизации предшествующих эпох. В её стенах хранились десятки тысяч рукописей, написанных на греческом, египетском и еврейском языках.

Всё это бесценное богатство естественно не лежало мёртвым грузом, теша самолюбие её коронованных владельцев. Оно использовалось по назначению, то есть служило источником информации для всех желающих. Любой человек, стремящийся к знаниям, мог их легко получить, зайдя под прохладные своды просторных залов, в стенах которых были устроены специальные полки. На них и хранились пергаментные свитки, а служащие библиотеки бережно передавали их многочисленным посетителям.

Среди последних были люди разного материального достатка и вероисповедования. Каждый желающий имел полное право абсолютно бесплатно ознакомиться с той информацией, которая его интересовала. Александрийская библиотека никогда не являлась средством наживы, наоборот, она содержалась на деньги царствующей династии. Разве это не служит ярким доказательством того, что наши далёкие предки ставили знания ничуть не ниже подвигов на полях сражений и иных подобных действ неугомонной человеческой натуры.

Образованный человек, в те далёкие времена, пользовался огромным уважением. К нему относились с нескрываемым почтением, а советы воспринимали как руководство к действию. Имена великих философов древности и сейчас у всех на слуху, а их суждения вызывают у современного человека неподдельный интерес. Объективности ради нужно заметить: многие из этих величайших умов могли не состояться, если бы не было Александрийской библиотеки.

Так кому же обязано человечество столь великим шедевром? В первую очередь Александру Македонскому. Участие его здесь косвенное, но если бы не было этого великого завоевателя, то не было бы и города Александрии. История, правда, напрочь исключает сослагательные наклонения, но в данном случае можно отступить от правила.

Именно по инициативе Александра Великого заложили этот город в 332 году до н. э. в дельте Нила. Назван он был в честь непобедимого полководца и положил начало множеству аналогичных Александрий в азиатских землях. Таковых, за время правления великого завоевателя, построили целых семьдесят. Все они канули в тьму веков, а первая Александрия осталась и в наши дни является одним из крупнейших городов Египта.