Музей и общественный центр им сахарова. Наиболее известные проекты музея. Наиболее известные проекты центра

Местонахождение ул.Земляной вал, д.57, стр.6
107120 г. Москва , Россия Директор Веретильный Игорь Яковлевич Проезд метро: «Курская», «Чкаловская» Телефон (495) 6234401, (495) 6234420 Билет Вход свободный www.sakharov-museum.ru

Музей и общественный центр им. А. Д. Сахарова - московский музей . Учредителем Музея и общественного центра «Мир, прогресс, права человека» имени Андрея Сахарова является «Фонд Андрея Сахарова - Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова», международная неправительственная организация, зарегистрированная в Министерстве юстиции России и существующая с 1991 г.

Миссия музея

Миссия Музея и общественного центра заключается в содействии сохранению исторической памяти о десятках миллионов жертв политических репрессий и преступлениях советского режима и упрочении в современной России ценностей открытого, демократического общества и государства, которые разделял и отстаивал Андрей Сахаров , - интеллектуальная и политическая свобода, уважение к человеческой личности, гражданская ответственность, соблюдение конституционных и обеспечение социально-экономических прав человека, информационная открытость гражданского общества и государства.

История музея

Коллекции музея

Коллекции Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова включают более 600 картин и скульптур, около 5000 фотографий, коллекции самиздата , документов ГУЛАГа и советской эпохи, персональные архивы известных правозащитников и общественных деятелей, аудиозаписи всех мероприятий Музея и центра, различные видеоматериалы и многое другое. Книжный фонд библиотеки Музея и центра включает порядка 13000 наименований. Музейные коллекции, книжный фонд, экспозиционное оборудование и прочее являются собственностью российского Фонда Сахарова.

Постоянная экспозиция

  • «Мифология и идеология СССР»;
  • «Политические репрессии в CCCP»;
  • «Путь через ГУЛАГ»;
  • «Сопротивление несвободе в СССР»;
  • «Андрей Сахаров. Личность и судьба».

Наиболее известные проекты музея

  • Ежегодная Сахаровская маевка .
  • База данных «Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы»
  • База данных «Мартиролог жертв политических репрессий»
  • Всероссийский ежегодный конкурс учителей «Урок на тему „История политический репрессий и сопротивление несвободе в СССР“», с 2002 года
  • Сахаровская стипендия по правам человека (совместно с Дэйвисовским центром российских и евразийских исследований Гарвардского университета)
  • Выставка «Рауль Валленберг : и один в поле воин» (совместно с шведским посольством).
  • Выставка

Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова создан в 1996 году. Основные направления исследовательской, общественной и выставочной деятельности - "Тоталитарное прошлое", "Жизнь и деятельность Андрея Сахарова", "Современные проблемы России". Миссия Музея и общественного центра - содействие сохранению исторической памяти о десятках миллионов жертв политических репрессий и преступлениях советского режима и содействие укреплению в современной России ценностей открытого демократического общества и государства, которые отстаивал и разделял Андрей Сахаров.

Постоянная экспозиция музея представляет историю СССР через призму политических репрессий и сопротивления общества советскому режиму. В Москве это первая открытая для широкой публики экспозиция, посвященная памяти миллионов людей, принесенных в жертву коммунистической утопии. Разделы постоянной экспозиции: Мифология и идеология СССР - парадный портрет социализма в СССР, оформленный в виде яркого красочного коллажа из фотографий, плакатов, строчек советских песен и лозунгов. Пропаганда советского образа жизни, с присущими ей мифами и идеологическими установками, главная цель которой воспитание нового типа человека строителя коммунизма. Политические репрессии в СССР на основе фотографий и документов рассказывает о репрессивной политике советского государства в период с 1917 до середины 1950-х гг.. Мифология и идеология СССР - парадный портрет социализма в СССР, оформленный в виде яркого красочного коллажа из фотографий, плакатов, строчек советских песен и лозунгов. Пропаганда советского образа жизни, с присущими ей мифами и идеологическими установками, главная цель которой воспитание нового типа человека - строителя коммунизма. Политические репрессии в СССР на основе фотографий и документов рассказывает о репрессивной политике советского государства в период с 1917 до середины 1950-х гг.

Раздел экспозиции "Сопротивление несвободе" представляет фотографии, документы, свидетельствующие о противостоянии режиму в послевоенный период вплоть до середины 1980-х гг., а также предметы быта, воссоздающие атмосферу повседневной жизни советского человека. В зале "Андрей Сахаров. Личность и судьба" экспонируются фотографии и документы, посвященные жизни и работе выдающегося физика и общественного деятеля, не только внесшего огромный вклад в науку, но и повлиявшего на политические и нравственные изменения в советском обществе.Временные выставки посвящены проблемам сегодняшнего дня.

Библиотека предоставляет сведения о репрессированных в СССР в 1920-50-е гг. (из Базы данных Мартиролог расстрелянных и региональных Книг памяти). Основные разделы библиотечного фонда соответствуют разделам постоянной экспозиции музея: Тоталитарное прошлое, "Условия свободы - современные проблемы России", "Жизнь и деятельность А.Д. Сахарова". Кроме того есть "Справочный фонд", в котором собраны справочники, словари и энциклопедии и имеется единственный в России комплект ежегодников Нобелевской комиссии за 1901 - 2000 годы

Стоящий перед входом в Сахаровский центр, стал своего метафорой этого странного места. Я не буду расшифровывать смыслы этой метафоры - может быть, вы найдете свои, не буду рассказывать историю центра (его официальное название - Музей и общественный центр имени А. Д. Сахарова) и копаться в подоплеке окружающих его скандалов. Просто покажу несколько связанных с ним арт-объектов и несколько экспонатов - то, что "зацепило". А еще приведу парадоксальное мнение Григория Ревзина.

Сахаровский центр открылся в 1996 году на пересечении Яузы и Садового кольца, напротив дома, где жил А.Д.Сахаров (кстати, это дом с самой большой аркой в Москве)

Первое, что видишь, когда поворачиваешь с Садового - памятник российской интеллигенции "Пронзенный Пегас"(поставлен в 2004 году).

От этого места уже хорошо виден выставочный зал центра и та самая девочка - "ржавый ангел".

Основная экспозиция и библиотека - в особнячке, который виден за выставочным залом.
Несколько фрагментов экспозиции

Бюст работы Берлина Вернувшийся из лагерей" (или что-то в этом роде).

Вынутая наугад страничка из этого ящичка

Атрибуты жизни застойных лет

Наша жизнь была полна запретов и разочарований

И что бы мы делали без анекдотов?

Честно говоря, мнение Григория Ревзина про этот музей тоже сначала напомнило мне анекдот... Стоит прочитать в оригинале, я копирую лишь фрагменты.

Евгений Асс, гуру современной архитектуры в Москве, сделал этот музей в 1996 году. Для того чтобы оценить его проект, нужно помнить, что первый магазин ИКЕА открылся в Москве только в 2000 году... Вот все, что принесла в нашу жизнь ИКЕА все это Евгений Асс нашел еще за четыре года до того, как нам это привезли из Швеции. Даже стеллажи его выглядят, как остроумная комбинация из полок "Билли", "Ивар" и "Лайва", а в целом экспозиция, скромная и чистая, кажется вариацией на тему икейского зала "аккуратный дом".
И когда ходишь по этому залу, думаешь, что это невероятно странно...
У ИКЕА главная идея в том, чтобы создать европейскую норму. Вот нормальная жизнь - честная, скромная, доброжелательная, удобная, без катаклизмов неумеренного артистического эффекта, богатства и нищеты. А здесь шкафы, а в них одни скелеты. Чудовищная мука двух поколений.
Знаете, а это ведь мечта такая была у позднесоветской интеллигенции - жить не по лжи, а как в Европе. Не то чтобы роскошно, а вот так, открыто, без двоемыслия, и чтобы на высоких, чистых стеллажах стояли любимые книги, и полки под ними не проваливались. И тогда у нас все получится, у нас будет не то чтобы совсем счастье, но уж по крайней мере - покой и воля.
Ну, вот эту мечту Евгений Асс и воплотил. И тут вылез вопрос. Ну, хорошо, стеллажи, как в ИКЕА, построить можно. А что вы туда положите? Вы, внуки посаженных, расстрелянных и измученных, дети тех, кто прятал фотокопии "Архипелага Гулаг" в пакетах от порошка "Лотос", и ждал, что КГБ, конечно, придет, но в "Лотос" не полезет? Вы правда уверены, что у нас может быть эта чистая, демократичная, несколько простоватая в отсутствие двоемыслия Европа? А может, получится какая-то химера?
Иногда люди недоумевают, почему именно музей Сахарова постоянно оказывается в центре тяжелых скандалов (даже мы за полчаса в нем оказались свидетелями мини-скандальчика - m), столкновений измученных позиций, каждая из которых - с двойным дном, с подтекстом, еще более абсурдным и травмирующим, чем мука на поверхности. Ну, а что собственно может произрасти из такого места, кроме истерики? Когда само стремление к европейской норме уже оказывается родом шизофрении.
Как утверждают все люди, вспоминающие Сахарова, он был оптимистом.

Сегодня Архсовет Москвы рассмотрел проект голландского бюро MVRDV на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садовой-Спасской улицы. Многофункциональный общественно-деловой центр, получивший название «Московский Силуэт», станет знаковым дополнением к окружающей застройке и придаст значимости образу московского Садового кольца, отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Архбюро MVRDV стало победителем финального этапа закрытого международного архитектурного комплекса на создание концепции многофункционального комплекса с апартаментами в центре Москвы, на пересечении Садового кольца и проспекта Академика Сахарова. В финале конкуренцию им составили российское бюро «Меганом» и английская компания Simpson. Заказчиком конкурса выступила группа компаний «Основа». Генеральный проектировщик - проектное бюро АПЕКС.

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов концепцию поддержал. «Этот проект, безусловно, запомнится и войдёт в историю, если будет грамотно реализован. Убедиться в возможностях заказчика реализовать этот проект тоже важно. Мы будем его интервьюировать, что с материалами, что с бюджетом, как эти задачи будут решаться. Есть много проектов, которые на бумаге были прекрасны, но получились не так, как задумывались. Большая работа предстоит ещё», - сказал Кузнецов.

По замыслу архитектурного бюро MVRDV, новый комплекс станет знаковым дополнением к окружающей застройке и стилистически дополнит архитектурный образ города. Здание расположится в непосредственной близости к зданию Центрсоюза, спроектированного Ле Корбюзье, и зданию Наркомзема, автором которого является знаменитый конструктивист Алексей Щусев. Площадка, где будет построен комплекс, пустовала 15 лет.

«Предложенная концепция - это абстракция классических силуэтов, которые можно увидеть по всей Москве, - объясняет Якоб ван Рейс, соучредитель MVRDV, - сочетание двух значимых зданий теплых тонов, нашего проекта и здания Наркомзема, не только создает символические ворота в центр города, но и формирует комфортную среду для жителей и прекрасные рабочие пространства с доступной оживленной средой на уровне земли для досуга и отдыха».

Применение модульного принципа формирования объема и простота конструктива здания позволяют сохранить архитектурное единство комплекса при разнообразии внешней формы и типов внутренних помещений. Объем здания сформирован таким образом, чтобы отчетливо выделить входные группы.

Строение будет иметь переменную этажность с максимальной высотой 78 метров. Площадь здания в пределах внешних стен составит 38 тыс. кв.м. В комплексе будет около 300 апартаментов и 320 парковочных мест.

В стилобате здания будут располагаться общественные и коммерческие функции: магазины, кафе, художественные галереи, ресторан, фитнес-центр. Следующий четвертый этаж («небесная гостиная») представляет собой комбинацию торговыхи спортивно-развлекательных зон (ресторан, кинозал, тренажерный зал, переговорная и т.п.), предназначенных для использования жителями апартаментов и их гостями.

Внешняя терраса «небесной гостиной» дает дополнительную возможность для организации времяпровождения жителей комплекса. Все вышележащие этажи заняты апартаментами различных типов и размеров. На подземных уровнях здания запроектирован паркинг для жителей и посетителей общедоступных зон комплекса, а также супермаркет и технические помещения.

В качестве основного варианта отделки архитекторы предложили тепло-красный кирпич двух видов - матовый на внешней части выступающих деталей фасада и глазурованный внутри углублений, чтобы создать игру света при различном освещении. Также были предложены розовый, белый и бежевый варианты фасадов.

«Сверху мы строим фасад, где применён градиент. Он ещё больше подчеркивает углубление в фасаде. Мне кажется, лучшим решением фасада было бы сделать здание ярко красного цвета, так как рядом находится здание ярко оранжевого цвета. Два здания будут подчеркивать друг друга, не создавая конфликта между собой. Конструктив нашего здания является очень простым и соответствует ритму нашего здания», - отметил ван Рейс.

Члены Архсовета почти единогласно высказались за более рискованный красный фасад. «Большинство поддержало красный цвет, который выглядит довольно вызывающе. Но если не делать вызывающе, получишь довольно средний объект»,- сказал Кузнецов.

Андрей Гнездилов, архитектор АБ «Остоженка», - один из немногих, кто поддержал светлый цвет отделки. «Светлое решение фасадов лучше сработает на силуэт. После 12 дня на проспекте Сахарова бывает контражурный свет, и здание рискует превратиться в темную кучу кирпича», - пояснил архитектор.

Руководитель бюро «Меганом» Юрий Григорян также высказал пожелание, чтобы авторы проекта рассмотрели возможность «отклонить» угол здания от Садового кольца. «При определенном ракурсе может получиться так, что здание перекроет вид на высотку авторства архитектора Душкина. Мне как москвичу это важно. Но в целом мне нравится проект», - сказал Григорян.

Николай Ляшенко, руководитель архитектурного бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры», подчеркнул, что для данной концепции очень важен авторский надзор и качество исполнения. «Необходимо сохранить изначальные материалы, и надо, чтобы MVRDV вели свой проект до конца» , - отметил он.

И культурный центр. Учредителем центра (ранее - Музей и общественный центр «Мир, прогресс, права человека» имени Андрея Сахарова) является «Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова», международная неправительственная организация, созданная в 1990 году по инициативе Е. Г. Боннэр , друзей и коллег академика А. Д. Сахарова .

Музей открыт для посещения 6 дней в неделю, вход - бесплатный.

Миссия Сахаровского центра

Свою миссию центр определяет как «содействие сохранению исторической памяти о десятках миллионов жертв политических репрессий и преступлениях советского режима» и «упрочении в современной России ценностей открытого, демократического общества и государства, которые разделял и отстаивал Андрей Сахаров », - «интеллектуальная и политическая свобода, уважение к человеческой личности, гражданская ответственность, соблюдение конституционных и обеспечение социально-экономических прав человека, информационная открытость гражданского общества и государства».

История

Сам Сахаровский центр отказался регистрироваться в качестве НКО-иностранного агента и был внесён в реестр принудительно. За отказ от самостоятельной регистрации Таганский суд Москвы оштрафовал организацию на 300 тысяч рублей. Минюст принял решение о «политическом» характере деятельности Сахаровского центра, поскольку в ходе публичных дискуссий и круглых столов на его площадке «высказывались негативные оценки в отношении принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также критиковалось действующее законодательство РФ» .

Коллекции музея

Коллекции Сахаровского центра включают более 600 картин и скульптур, около 5000 фотографий, коллекции самиздата , документов ГУЛАГа и советской эпохи, персональные архивы известных правозащитников и общественных деятелей, аудиозаписи всех мероприятий центра, различные видеоматериалы и многое другое. Книжный фонд библиотеки центра включает порядка 13 000 наименований. Музейные коллекции, книжный фонд, экспозиционное оборудование и прочее являются собственностью российского Фонда Сахарова.

Постоянная экспозиция

  • «Мифология и идеология СССР»;
  • «Политические репрессии в CCCP»;
  • «Путь через ГУЛАГ»;
  • «Сопротивление несвободе в СССР»;
  • «Андрей Сахаров. Личность и судьба».

Наиболее известные проекты центра

Источники финансирования

На сайте Сахаровского центра указаны следующие источники финансирования :

  • частные пожертвования