Интервью Павла Санаева журналу «Караван историй. Привет студент Интервью с Павлом Санаевым

Стр. 1 из 5

По Фрейду я должен был вырасти клиническим идиотом с глубинным комплексом неполноценности. Маме, связавшей жизнь с Роланом Быковым, меня не отдавали. Дедушка считал, что у него украли дочь и, применяя кинематографический термин, говорил, что они вместе "не монтируются". Бабушка утверждала, что мама живет с "карликом-кровопийцей", который хочет забрать дедушкину машину, гараж и квартиру, а меня погубить как потенциального наследника. Самому потенциальному наследнику бабушка прочила кладбище не позднее шестнадцати лет. В книге "Похороните меня за плинтусом" есть персонаж карлик-кровопийца Дядя Толя из Сочи. Это и есть Ролан Антонович? Моя повесть не абсолютная автобиография. Это литературное произведение на основе реальных событий моего детства. Представьте себе несколько старых вязанных шапочек, которые распустили, чтобы связать из них новый свитер. Повесть написана от лица Саши Савельева, а не Паши Санаева, и было бы неверно проводить прямые параллели между жизнью нашей семьи и книгой "Похороните меня за плинтусом". Персонаж книги дядя Толя, художник из Сочи, конечно, имеет некоторое отношение к Ролану Антоновичу, и даже город, откуда он якобы перебрался в Москву, чтобы заполучить прописку, выбран не случайно. Мама действительно возила меня четырехлетнего в Сочи на съемки фильма "Автомобиль, скрипка, собака Клякса". Я мало, что помню из раннего детства, но эта поездка, совпавшая с моим днем рождения, врезалась в память. Ролан Антонович водил меня гулять в порт, и его знакомый капитан катал нас на буксире по всей акватории. Потом были парк с аттракционами, лимонад и торт с четырьмя свечками, которыя я задувал под музыку из будущего фильма: "А можно ли с экрана войти в зрительный зал?" Эти яркие воспоминания полностью отражены в повести, но реальные отношения между Роланом и бабушкой с дедушкой были может быть еще драматичнее, чем описано в книге. История этих отношений - наглядный пример того, насколько нелепыми являются любые внутрисемейные конфликты. Бабушка, осыпавшая Ролана проклятиями, обязана ему последними месяцами жизни, а дедушка, клявшийся никогда не переступать порог его дома, умирал в этом самом доме фактически у него на руках.

Почему вообще возник этот конфликт?
Моя бабушка была очень сильным и одаренным человеком, но в силу разных обстоятельств, не сумела направить свою энергию в нужное русло и превратилась в домашнего деспота. Это не исключительный случай. Таких людей тысячи, если не миллионы, причем по всему миру. Бабушка подавляла всех - и дедушку, актера Всеволода Санаева, и маму, актрису Елену Санаеву, и меня, своего единственного внука. Она тоже мечтала когда-то стать актрисой, но судьба распорядилась иначе - война, эвакуация, смерть первого ребенка, мания преследования в последние годы Сталинской эпохи. Можно было бы покорно принять роль домашней хозяйки, но бабушка, не без оснований, считала себя эмоционально и интеллектуально выше дедушки. "Учу с Севой роль, он не может и двух слов связать, а я уже все наизусть выучила!" - часто говорила она знакомым. Дедушка терпел ее деспотизм, но терпел не от слабости характера, а от доброты к ней. Еще до моего рождения друзья предлагали ему: "Брось ее! Что ты все это терпишь? Дальше хуже будет!" Дедушка сокрушенно качал головой: "Она мне двоих детей родила. Один умер в эвакуации, дочь болеет все время. Как я ее брошу, она ведь сама себя не прокормит," - и нес этот крест с библейским терпением. Крики, проклятия и манипуляция чувством вины были главным оружием бабушки. Она любила нас, но любила с такой тиранической неистовостью, что ее любовь превращалась в оружие массового поражения. Противостоять бабушке не мог никто, и встреча с Роланом стала для мамы шансом изменить соотношение сил в свою пользу. Он единственный был сильнее бабушки, и она сразу это почувствовала. Мама вышла из под ее контроля, и она не могла этого Ролану простить. К слову, не только мама стала сильнее в этом союзе, но и сам Ролан Антонович. У меня нет ни малейших сомнений: не появись в судьбе Ролана Антоновича мамы, не было бы "Чучела", не было бы того нового витка личностного развития, когда в последние пятнадцать лет из актера и режиссера он превратился в мыслителя, философа и академика педагогических наук. О последнем мало кто знает, но за работы в области исследования психологии детства Ролан Антонович был действительно произведен в академики.

Ролан Антонович был в семье бабушки персоной "нон-грата"?
Быков был причислен к врагам семьи очень долго. О нем ходило много слухов, которые в нашем доме раздувались. "Связался черт с младенцем!" - патетически повторял дедушка, убежденный, что Ролан "испортит маму и выбросит ее вон". Бабушка в то же время твердила, что спасает меня больного, отдавая последние силы, а мама вместо того, чтобы помогать ей, "таскается" с Роланом на съемки. В детстве я действительно много болел, но не думаю, что присутствие мамы принесло бы какую-то реальную помощь. Если бы она не "таскалась" с Роланом, то моментально оказалась бы втянутой в орбиту бабушкниной тирании из которой бы уже никогда не вырвалась. Что любопытно, проклинала бабушка Ролана только за глаза. Когда он звонил, она очень мило общалась с ним по телефону, чувствуя, что он сильнее и с ним, во-первых, не забалуешь, а во-вторых реально интересно общаться. В остальное время он всегда был "проклятым кровопийцей", и доступ в наш дом был для него закрыт. Мама могла навещать меня всего пару раз в месяц, и каждая наша встреча, которую я с нетерпением ждал, заканчивалась страшной ссорой. Забрать же меня к себе мама не могла. Даже Ролан Антонович не мог повлиять на бабушку настолько, чтобы она отдала меня, хотя, прекрасно зная подробности моей несладкой жизни, постоянно твердил: "Пашу надо забрать!" Казалось бы, зачем ему такая обуза? Чужой ребенок постоянно болеет - живет у бабушки и прекрасно! Но он внушал маме: сын должен жить с матерью, а если он болеет, мы его вылечим. Но забрать меня было так же немыслимо, как отнять что-либо у Сталина, и моя несладкая жизнь продолжалась до одиннадцати лет. Я постоянно ходил в "идиотах", мне все было запрещено, а школьные уроки были для меня настоящей экзекуцией. Бабушка считала, что тетрадь должна быть без помарок, и стояла надо мной с лезвием бритвы. Бритвой она выцарапывала ошибки, которые мне случалось делать, после чего я аккуратно исправлял их под грохот ее проклятий и писал дальше. В повести есть показательный пример, как я написал "хороша дорога прИмая". "Третий год на бритвах учишься, чтоб тебе все эти бритвы в горло всадили!" - кричала бабушка, выскребая ошибочную букву "и". Я переправил ее на "е", но оказалось, что "прЕмая" дорога тоже не годится. Желая, чтобы прямая дорога мне была только в могилу, бабушка стала скрести бумагу снова, проскребла лист насквозь и заставила меня переписывать всю тетрадь заново. Хорошо еще, я недавно ее начал.

И вы безропотно все это терпели, не пытались бороться?
Что может сделать ребенок против такой мощной личности? Я жил у бабушки с четырех лет, и даже не задумывался, что может быть как-то иначе. Лишь однажды, когда мне было лет восемь, мы с мамой сбежали. Это случилось внезапно. Мама, улучив момент, когда бабушка вышла в магазин, а дед был где-то на съемках, увезла меня к себе. Тогда они жили с Роланом Антоновичем на Пятницкой. Те дни остались в памяти как дни какого-то невероятного, свалившегося на голову, счастья! Ролан Антонович в этот период работал над фильмом "Нос" и воодушевлено рассказывал маме о своих идеях. Я помню, даже стихи написал: "Грек с Садовой улицы в кинофильме "Нос" будет бить поленом по спине до слез" - видимо какой-то грек должен был, по его замыслу, кого-то ударить. Мне подарили конструктор, который я с упоением собирал, но самое главное - мне было позволенно печатать на любимой пишущей машинке Ролана. Не знаю почему, наверное сработало предчувствие своего будущего, но пишущая машинка заворожила меня с первого взгляда. Я перестукивал на ней что-то из книжек, и это занятие казалось мне самым интересным из всех возможных. К сожалению, машинка нужна была Ролану Антоновичу для работы, и он у меня ее периодически забирал. Тогда приходилось возвращаться к конструктору. Словом, это была совсем другая жизнь, так не похожая на жизнь у бабушки, где меня пичкали лекарствами, ругали за ошибки в тетради и постоянно называли идиотом. Увы, прошло меньше месяца, и бабушка точно так же забрала меня обратно, когда дома не было мамы. Сопротивляться ей было невозможно. Влияние ее на меня было настолько сильным, что сохранялось до двадцати с лишним лет.

Похороните меня за плинтусом

Год : 2008

Страна : Россия

Режиссер : Сергей Снежкин

В ролях : Александр Дробитько, Светлана Крючкова, Алексей Петренко, Мария Шукшина, Константин Воробьёв, Валерий Кухарешин, Денис Кириллов, Роман Грибков, Анатолий Дзиваев, Лиана Жвания

Жанр : драма

Длительность : 110 мин

Описание : фильм снят по автобиографической повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Автор книги, является сыном актрисы Елены Санаевой (я ее помню в роли лисы Алисы из детского фильма про Буратино) и пасынком Романа Быкова (кота Базилио), внуком народного артиста Всеволода Санаева. Во взрослой жизни признать легальными все свои сложные чувства, связанные с детством и воспитанием, дать им выход через творчество – это, безусловно, освобождение и восстановление психического здоровья.

Автор назвал себя Сашей Савельевым, который воспитывается бабушкой, ненавидящей свою единственную дочь только за то, что та осмелилась уйти и жить собственной жизнью с «карликом-пропойцем», так называла его бабушка. Да, она очень щедра на ругательные эпитеты, видно, что актриса это не ее профессия, а ее суть. Она достает всех: мужа, дочь, зятя, но больше всего достается ее внуку, который как она говорит, «весит на ее шее тяжелой крестягой». Бабушка ничего не умеет делать в полутонах, во все уходит до крайности. Она ненавидит также сильно, как и любит. Деспотична, сила и власть ее очень велики, ни в ком не встречает отпора, все давно сдались, лишь стараются обходить острые углы отношений. Она как лавина, сметающая все на своем пути. Монстр, способный убить свей заботой. И самое страшное в воспитании такой патологической женщины не грубость, не властность, а ее любовь и неутолимая жажда в зависимом объекте. Этот фильм о любви, о такой вот изуродованной любви, от которой мороз по коже пробегает и внутри все сжимается. А жажда в зависимом объекте у бабушки настолько велика, что перекрывает плачь о маме живого, родного, любимого внука. Так калечить внука - чудовищно. Но сценарий бабушкиной драмы развернулся до конца: внук, как и дочь, бросает ее. И это не единственная драматическая линия. Внук, выросший в такой любви, во взрослой жизни будет знать, как вступать в отношения и жить с женщиной гиперопекающей, тиранящей и это будет вызывать гамму негативных чувств с привкусом детства и мечтать о другой, такой как мама. Внутренний образ женщины раздвоенный и это будет основой сложностей в женско-мужских отношениях дальнейшей жизни главного героя.

Если вернуться к другим героям фильма, то, как ни странно, самым трезвомыслящим и способным к эмпатии (сочувствию) в этой семье оказался «Карлик-пропойца». Он так описывает ситуацию «…нервная обстановка в доме, разъедающая душу ребенка, травля родной матери у него на глазах, кроме крайнего вреда всей его нравственности, ни к чему другому привести не может. Он попал в положение, когда его волей-неволей заставляют предавать собственную мать, когда он постоянно становится свидетелем чудовищных сцен…». В фильме он чудак и пропойца, но единственный, который пытается еще противостоять бабушке-тирану. Как это не парадоксально, но смерть семейного деспота не принесет облегчения, не дает надежду на счастливый конец этой истории. Жизнь длительное время в такой ситуации травмировала всех.

Фильм вызывает буру эмоций и одновременно опустошает. Надрыв, крайности в эмоциях и поведении героев изматывают. Ненавистью между родными по крови людьми и направленными друг на друга разрушительными действия пронизан весь фильм, а в центре всего этого стоит ребенок со своей душевной травмой, которая неизбежно «шрамирует» его личность.

Цитаты из фильма "Похороните меня за плинтусом"

Твоя мамочка чума бубонная, если придет, то только на твою могилку, а день рождение у тебя будет, когда я скажу.

Я буду хорошо учиться все уроки делать, не буду под кровать залезать, только разреши мне день рождение.

Когда человек врет, он боится, от страха у него сосуды сужаются, и кровь начинает гнить, пока в венах черви не заведутся, которые человека поедают, а ты и так весь гнилой внутри.

Ты помни, что больше бабушки на этом свете ты никому не нужен, только бабушка за тебя всю жизнь кровью харкает.

Успокоить меня хочешь? Потерпи чуть-чуть, еще не долго осталось.

У него один раз в год день рождение, а остальные дни в году, еде его мать шатается?

Вы же сами меня не пускаете.

И не допустим.

Я тебя достану даже на Новодевичьем кладбище, ты понял?

Предатель, да у тебя и машина черного цвета, цвета подлости. На таких машинах в 37-м людей увозили.

Успокойся, а то я тебя успокою навсегда.

У меня золотистый стафилококк, пристеночный гайморит, синусит, фронтит, тонзиллит, хронический панкреатит с рождения, почечная недостаточность и что-то еще с печенью, не помню, что.

Это потому что своими болезнями я расплачиваюсь за грехи матери-потаскухи.

Видите, ребенок, а все понимает. Бросила она его. Променяла на алкаша-мазилу, повесила мне на шею тяжелой крестягой, и вот я уже тащу 6 лет.

Номинировалась на премию «Букер» и в начале 2003 года вышла самостоятельным изданием в серии «Современная библиотека для чтения» издательства «МК-периодика». В 2009 году повесть экранизирована Сергеем Снежкиным
Повесть о 9-летнем мальчике Саше Савельеве. Он живет у бабушки с дедушкой, потому что бабушка не доверяет воспитание ребенка своей дочери. Бабушка осуждает «беспутную» дочь, нашедшую нового мужа, бабушка считает его «бездарным художником», «карликом-кровопийцей» и «алкашом». На первый взгляд, бабушка предстает перед нами настоящим тираном, но, продвигаясь вглубь рассказа, мы понимаем, что это совсем не так…
«Меня зовут Савельев Саша. Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой. Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. Так я с четырех лет и вишу. Свою повесть я решил начать с рассказа о купании, и не сомневайтесь, что рассказ этот будет интересным. Купание у бабушки было значительной процедурой, и вы в этом сейчас убедитесь.»

Интересные факты:
Прототипами персонажей являются реальные люди:

Режиссер: Сергей Снежкин
В ролях: Александр Дробитько, Светлана Крючкова, Алексей Петренко, Мария Шукшина, Константин Воробьев

О фильме:
Фильм о 8-летнем мальчике Саше Савельеве. Он живет у бабушки, потому что та не доверяет воспитание ребенка своей дочери, у которой новый муж и которая, по мнению бабушки, беспутная. Бабуля, настоящий тиран, и мать рвут ребенка на части.

Выпущено: Россия
Продолжительность: 01:50:50

Психологический анализ

статья не закончена

Мне кажется, что данный фильм - про психопатологию обыденной жизни. Несколько лет назад прочитал одноименную книгу, очень впечатлила. Я долго откладывал анализ этого фильма на потом, потому что пугала сложность задачи о объем. Но все равно - надо когда-то начинать, и я решился. Материал со временем забывается, нельзя затягивать со статьей. Мне кажется, что автор через этот фильм и книгу обращается к нам, зрителям, и говорит - ведь сами свою жизнь превращаем в ад. Почему? Кто заставил? Как это происходит?

Павел Санаев показал нам сложную многослойную (как бутерброд) психологическая реальность советской семьи. Любовь переходит в ненависть, потому что границы Эго нарушаются. Вообще, члены семьи перешли некие границы между добром и злом. Любовь первична, но она столько впитала в себя ненависти и злобы, что и на любовь особо не похожа.Когда смотришь этот фильм, то находишь что-то из своего детства. Тогда было все так, как там показано. Все двулично, все сложно, неоднозначно. Когда присутствует клиническая составляющая, то ситуация обостряется. Читатель понимает, что речь идет о бабушке. Она - безусловный и непрерикаемый лидер в семье, жертва и пила, альфа и омега. У нее была возможность развития между + и - путем и она выбрала последний. За свою жизнь она столько навесила на себя деструктивного, превратила в ад свою жизнь и жизнь близких людей, что когда думаешь о том, как не надо жить - так вспоминаешь ее. Каждое ее появление в кадре приносит мне некоторый шок, а разум обращается к клинической психологии - прикинуть какой мог бы быть диагноз? Но в чисто психологическом плане - бабушка является жертвой, но не смирившейся со своей участью. Поэтому она ранит близких, которые не виноваты в ее выборе. Бабушка ощущает себя преданной женщиной и занимается психологическим рэкетом, собирает обиды в одну большую Обиду на всех и на жизнь. Она одинока, в Бога не верит - и разум ее не выдерживает, пускается во все тяжкие..какая ужасная судьба! У бабушки был свой талант - она была актрисой, но посвятила себя семье. Нереализованный дар проявляется в семье, вы посмотрите, послушайте монологи бабушки!! Она будто на сцене играет свою роль, даже ее проклятья напоминают что-то из Островского. Она так и не смогла простить всем, что отказалась от театра. Хотя ее никто оттуда не выгонял, но ушла сама, потому что...далее следует набор ошибочных убеждений бабушки.

Фильм начинается с похорон мышонка. То, что бабушка чувствует по поводу его смерти называется жалость к себе, это был первый минус, первая ошибка в духовном выборе бабушки. На полном серьезе она просит Сашу бросить ей горсть земли на могилу, когда ее будут хоронить. На глубинном уровне речь шла не о мышонке, а о своей жизни. Ребенка бабушка фактически сделала больным, у него постоянно находят все новые и новые ужасные заболевания. Ребенок понимает, что быть здоровым нельзя в этой семье, что только больной он интересен, о нем будут заботиться. Но, отдадим ему должное, мальчик не сломался в душе. Он мужественно противостоит бабушке, местами пытается манипулировать ею, но не сломался.

В этой семье уважение к личности отсутствует, нарушено взаимопонимание между членами семьи, нет такта, внимания друг к другу. Как такое могло произойти? Я думаю, что бабушка сломала свою жизнь, а потом уже и жизнь близких. Она всегда жила так, будто у нее не было выбора, исходя из позиции "Я ДОЛЖНА", свои истинные желания игнорировала, зато подступали одиночество, отчаяние и жалость к себе.

О маме. Она и ее друг напоминают мне детей, выживших после ядерной катастрофы. Если бы был такой футуристический фильм, в котором дети пережили ядерную войну, потом выросли, адаптировались к миру как могли, - вот такое они оставляют впечатление. В детстве она не знала любви, вся жизнь в борьбе, но стержень света и добра в душе есть.

Рецензия на фильм Ольги Коробовой

Про то, что фильм «похороните..» реалистичный до настоящего ужаса, и граф Дракула по- сравнению с героями выглядит картонным манекеном, писать не хочется. Смотря фильм, наталкиваешься на мысль, что ад мы создаем на земле своими руками. Хочется обратить внимание на то, что у героев отсутствуют материальные проблемы – есть красивый дом, есть деньги, есть гостиная с круглым (?- не помню) столом посередине, но никто не собирается за этим столом за воскресными чаепитиями… есть пианино – никто не музицирует, есть библиотека, но книг никто не читает, хотя семья принадлежит к творческой интеллигенции, но жизни души и ума не прослеживается. Есть фарш, шкворчащие на сковородке котлеты, глава семейства в отутюженной рубашке. А жизни души нет, и любви тоже нет. Отсутствие внутренней культуры у творческой интеллигенции, причем у лучшей ее части – правильно ли мы понимаем автора? Или это просто месть за искалеченное детство?

Главная героиня, несомненно, бабушка – это ее психозом мы любуемся на протяжении всего фильма, этот ужасающий монстр, который всех пугает и калечит всем судьбу – все остальные персонажи просто ждут ее смерти, и мы понимаем, что жизнь ее членов семьи станет после ее смерти легче. Устами младенца, как говорится, … - внук над разверстой могилой сообщает, где бабушка прятала деньги. Но только лишь ее выбор искалечил ей судьбу? Да, у нее был выбор – становиться ли актрисой или уезжать в другой город и строить там семью, и не важно то, что брак ее оказался случайным – если бы не этот случай, она все равно бы сделала выбор в пользу замужества, пускай с другим человеком. А вот дальше включается ПРОГРАММА – программа добровольного самопожертвования личности женщины. Эта линия поведения представляется нам как должное, и мы думаем, что выйди она замуж не за эгоистичного человека, все сложилось бы иначе. Это привычная линия поведения русской женщины, которой вдалбливается в голову с детства идея прерогативы семейных ценностей, приводятся в пример жены декабристов на закуску – и она не смеет ослушаться. Но собственное я так просто не скрутишь бубликом – и вот уже нерастраченная за жизнь энергия этой неукротимой личности вырывается на волю пламенем злобной истерии, и всем, кому она сама себя принесла себя в жертву, достается тоже быть жертвой. Жертва и палач не могут, как известно, жить друг без друга, и в этом адском хороводе сложно разобрать – кто есть кто.

Вряд ли этот фильм будет оценен в Европе и Америке, я так думаю. То, что так ценится в русской женщине – жертвенность во имя семьи, давно отринута эмансипированными и практичными иностранками. Потому что для гармонии нужна доля разумного эгоизма – забота о развитии собственной личности, собственное достоинство. Такого человека легко и приятно любить, и свобода личного пространства среди разумных эгоистов сама собой разумеется. Есть ли в семьях разумных эгоистов духовная общность, пьют ли они по воскресеньям чай за круглым столом и обсуждают ли проблемы, и есть ли у них эти проблемы вообще, и какие - это уже совсем другая история. Вот еще мысль про плинтус - у героев нет Бога, они не мыслят про заповеди- не видят в близких образ и подобие Божие, не признают за близкими человеков и сами перестают быть людьми.. как это сочетается с разумным эгоизмом, право, не знаю, тоже тема для размышления..


Повесть, созданная П. Санаевым в 1994 году, претендует на автобиографическую. Основная суть фрагментов из детства, рассказанных второклассником Савельевым Сашей, кроется в жизненной драме трех поколений: бабушки и дедушки, родителей и самого маленького героя.

Начало, как и первая половина повествования Саши довольно смешная. Он начинает знакомство, характеризуя себя «крестягой» на шее своей бабушки, и предлагает читателю посмеяться над сценой купания, пропитанного подозрительно настойчивой заботой бабушки о здоровье внука при такой, казалось бы, пустяковой и крайне обыденной процедуре.

Далее, от одного рассказа к другому, смешное будет постепенно заменяться настороженностью, возникающей от осознавания в «веселых» моментах психического нездоровья взрослых людей и их маниакальной вражды, переходящей границы разумного.

Причем «пограничником» непримиримости и непонимания между родителями и матерью взрослые сделали девятилетнего мальчика, вынуждая его задумываться о собственной смерти и похоронах «за плинтусом» как о единственном способе достижения покоя в стенах своего дома и возможность постоянно рядом с собой видеть маму.

Следующий рассказ Саши называется «Утро», - которое, как в плохой поговорке, «не бывает добрым»: начинается с невротического крика просыпающегося маленького повествователя и очередной истерики бабушки, на этот раз из-за разбитого чайника.

«Цемент», - о неудачном тайном походе Саши на стройку «МАДИ». Бабушка под страхом смерти запретила герою туда ходить, однако скрыть ослушание герою не получилось: убегая от погони, он едва не тонет в бетоне.

«Белый потолок»: во всем недолгом рассказе - одержимость сумасшедшей бабушки сделать своего внука, находящегося практически под домашним арестом, отличником. В ход пускались бритва, вычищающая помарки, и иезуитские бабушкины методы, например, по переписыванию заданий из рваных ею тетрадей. Не понятно, как в обстановке, состоящей сплошь из нервов и угроз мальчик мальчику удавалось хоть что-то усваивать из уроков.

«Лосося», - о бабушкиных расчётах по «задабриванию» врачей и среднего медицинского персонала, бывших частыми «гостями» в квартире из-за «болезненности» Саши.

«Парк культуры», которым герой очень остро рисует несправедливость его безрадостного, лишенного сколь либо малого удовольствия, детства.

«Железноводск», - рассказ о подрыве нервной системы бабушки падением Саши в «рассадник микробов», - туалет поезда.

Во второй части повести нарастает противостояние между бабушкой и матерью, и стремление Санаева вырваться к матери.

Заканчивается «Похороните меня за плинтусом» смертью бабушки.

Картинка или рисунок Санаев - Похороните меня за плинтусом

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Беляев Старая крепость
  • Краткое содержание Тургенев Бирюк

    В лесу героя застаёт сильнейший дождь. Охотник вдруг видит мужика – высокого и плечистого. Оказывается, что это лесник Фома, о котором наслышан герой. Леснику этому дали в народе прозвище Бирюк, что означает одиночка волк.

  • Краткое содержание Гофман Песочный человек

    В детстве мать Натаниэля укладывала его спать со словами: "Идет Песочный человек, я вижу." Не смотря на то, что она просто имела ввиду, что у него глаза сонные, как будто в них засыпан песок, Натаниэля пугало это выражение

  • Краткое содержание Бианки Первая охота

    Надоело щенку гонять кур по двору, вот и пошел он охоту ловить диких птиц и зверей. Думает щенок, что сейчас поймает кого то и домой пойдет. По пути его увидели жуки, насекомые, кузнечики, удод, ящерица, вертишейка, выпь

  • Краткое содержание Абрамов Трава-мурава

    Трава-мурава - это цикл коротеньких рассказов, написанных Ф. Абрамовым в период с 1955 по 1980 гг. Каждый из них мал по объему, но емок по содержанию. В любой из миниатюр - небольшая история из жизни сибирской деревни.

Как выглядит окружающий мир в глазах мальчика, который стал предметом семейных распрей? Ребенок испытывает одиночество, боль, а иногда и чувство вины. Все это ложится тяжелым камнем на его душе и не уходит бесследно. Таково было детство режиссера, актера и сценариста Павла Санаева. В своем первом художественном произведении он оставил о пережитом отзывы. «Похороните меня за плинтусом» - это не мемуары или воспоминания, а попытка простить близких людей за ту боль, которые они причиняли ему из любви и слабости, эгоизма и самоотверженности.

Предыстория

Павел Санаев - продолжатель актерской династии. В шестом классе он исполнил одну из главных ролей в киноленте своего отчима Ролана Быкова «Чучело». Фильм посвящен был непростым взаимоотношениям среди подростков. В этой картине мать Павла сыграла роль школьного учителя. Для начинающего актера участие в съемках фильма Ролана Быкова стало не только началом творческого пути, но и знакомством с окружающим социальным миром. До первого появления на съемочной площадке Павел испытывал острый Дело в том, что мальчик первые годы своей жизни был огражден не только от общения со сверстниками, но даже от необходимой ему материнской любви.

Как появилась книга

В старших классах Павел начал создавать некие литературные наброски. Написанное он дополнял, исправлял, и лишь спустя восемь лет было готово полноценное художественное произведение, которое получило название «Похороните меня за плинтусом».

Отзывы о книге были как положительными, так и отрицательными. Некоторые полагали, что повесть Санаева - занимательное произведение, не лишенное черного юмора. Другие видели в колоритных и весьма неприятных образах, желание автора отомстить своим родным за причиненные обиды. Третьи всем сердцем жалели мальчика, который оказался в столь невыносимых условиях.

Несмотря на то что в книге изображены родители Елены Санаевой, то есть - родные бабушка и дедушка автора нашумевшей книги, следует помнить, что не документальным, а художественным произведением является повесть «Похороните меня за плинтусом». Отзывы о книге, как о желании писателя очернить своих родных, едва ли можно назвать объективными. Имена близких людей писатель изменил. Главного героя зову Саша Савельев. Мать - Ольгой. У отчима и вовсе нет имени. Бабушка и дедушка называют его не как иначе как карликом-кровопийцей.

Образ бабушки

Санаев написал книгу, материалом для которой послужил его собственный опыт. Образ главной героини - эксцентричной и неуравновешенной бабушки - взят из жизни, но дополнен элементами художественного вымысла. Эта женщина терроризирует восьмилетнего Сашу своей любовью и безграничной заботой, и он, наконец, приходит к выводу, что вскоре его настигнет смерть, а потому ему вдруг в голову мысль, что необходимо оставить небольшое, но четкое завещание, в котором единственным требованием будет «Похороните меня за плинтусом».

Отзывы о книге, которую написал внук, Всеволод и Лидия Санаевы не оставили, потому как ушли из жизни до того, как она была издана. Художественное произведение заканчивается смертью бабушки. В реальной жизни Лидия Санаева скончалась за несколько лет до издания книги ее внука. Сам же автор однажды признался, что никогда бы не смог издать свою повесть при ее жизни.

Лидия Санаева

Повесть начинается с главы «Купание». Читатель уже с первых строк понимает, что книга посвящена отнюдь не доброй и ласковой бабушке. Хотя заботой она своего внука совсем не обделяет. На протяжении всей повести бабушка пророчит своему внуку множество бед, желает «сгнить в тюрьме» и предсказывает скорую мучительную смерть. Проклятие и ругательства женщина произносит, не отрываясь от выполнения своего долга. Она готовит Саше диетический завтрак, устраивает ему сложные банные процедуры, пичкает таблетками. В общем, делает все, чтобы мальчик ушел из жизни не так рано, как бы она хотела…

И в книге, и в интервью автор повести утверждает, что в ней он изложил далеко не всю правду о своих ранних годах. Бабушка в действительности выбирала выражения куда более жесткие. Но предоставлять столь неприглядные подробности нет смысла. Ведь книга не о безумии, а о любви, которая убивает, калечит, наносит неизгладимую душевную рану.

Бабушка ежедневно напоминает внуку о том, что жить ему осталось совсем немного. Хотя безумно любила его. Регулярные разговоры о болезнях и смерти не могут не отразиться на восприятии окружающего мира. Саша, не смотря на свой юный возраст, начал думать о смерти как о чем-то вполне обыденном. И, безусловно, ему не приходит в голову, что поведение самого близкого человека в его жизни несколько отличается от стандартного, присущего психически здоровому человеку.

Критика

В конце девяностых годов Павлу Санаеву удалось опубликовать свое произведение в одном из литературных журналов. Лишь в 2003 году в отдельном издании появилась повесть «Похороните меня за плинтусом». Отзывы о книге были разнообразными. В детских воспоминаниях присутствует юмор и грусть. Они могут нравиться, и способны раздражаться. Но в том, что книга создана человека талантливым, вряд ли можно усомниться.

Фильм

В 2009 году была экранизирована повесть «Похороните меня за плинтусом». Отзывы о фильме Санаев оставил крайне негативные. Кинолента автору культовой книги не понравилась, прежде всего, потому, что актриса, сыгравшая главную женскую роль, не справилась с задачей. В этом, несомненно, вина режиссера. Светлана Крючкова - выдающаяся советская и российская актриса - сыграла бабушку на одной ноте. Каждый человек, который читал произведение, не мог не признать, что созданный экранный образ имеет мало общего с литературным. Сама же актриса в интервью заявила, что многие важные эпизоды были вырезаны по настоянию продюсера фильма.

На роль Лидии Санаевой изначально планировали взять ее дочь. Но после того как автор повести и сценария отказался от работы, все изменилось. На главную роль пригласили другую актрису. Впоследствии Елена Санаева признала, что ей бы было невыносимо тяжело играть собственную мать.

Всеволод Санаев

Дедушка Саши Савельева - человек мягкий и во всем уступающий своей жене. Его прототипом является Всеволод Санаев - советский актер, известный по фильмам «За нами Москва», «Возвращение Святого Луки», «Забытая мелодия для флейты» и другие.

Отец матери Саши играет важную роль в повести «Похороните меня за плинтусом». Отзывы о фильме Павла Санаева несколько отличаются от мнения зрителей и кинокритиков относительно одноименной книги. Тот, кто читал автобиографическую повесть Санаева, как правило, неодобрительно воспринимает картину Сергея Снежкина. Но дедушку главного в фильме персонажа сыграл выдающийся актер Алексей Петренко. И образ, который он создал на экране, пожалуй, не уступает литературному.

Именно с помощью этого персонажа писатель смог показать размах самодурства и безумия бабушки. Большая часть произведения посвящена изображению отношения и быта в доме, в котором проживает Саша. И если взрывам агрессии и неадекватному поведению бабушки мальчик не может препятствовать в силу своего возраста, то муж ее теоретически способен на это. Но он все больше отмалчивается, заискивает перед ней, безропотно выполняет все ее требования. И только раз, он взрывается, уходит из дома. Для того чтобы спустя несколько часов вернуться снова. Домашнюю тиранию он не способен побороть. На это не хватает сил и упорства и у матери главного героя.

Во время чтения повести, бабушка, несмотря на все свои странности, вызывает жалость. Трагедия ее заключается не только в психическом расстройстве, но и в безразличии мужа, который в молодые годы не уделял своей жене должного внимания. Она в одиночку боролась за жизнь первого ребенка. Но мальчик умер, а спустя несколько лет на свет появилась Ольга - мать Саши - девочка болезненная и упрямая. Отец все больше отсутствовал на гастролях, в творческих командировках. Он и не заметил, как жена его превратилась в пожилую истеричную женщину.

Елена Санаева

Эта актриса является прототипом Ольги - матери Саши. детям советского периода в первую очередь запомнилась по роли Лисы Алисы в фильме, в котором она сыграла сказочную роль в дуэте со своим мужем.

Образ Ольги изображен с помощью внутренних переживаний мальчика в повести «Похороните меня за плинтусом». Книга, отзывы критиков о которой нередко посвящены прекрасному художественному стилю автора, на сегодняшний день не была достойно экранизирована.

В фильме режиссера Сергея Снежкина мать Саши по непонятным причинам более напоминает депрессивную слабую даму, которая вместо того, чтобы бороться за своего сына, распивается коньяк со своим возлюбленным. После чего пара бросается в пляс. Доверия куда больше вызывает героиня Светланы Крючковой. Даже несмотря на ее истерические крики и своеобразные проклятие. она проявляет, хотя и довольно своеобразную, заботу о мальчике.

Что думает о фильме сам Павел Санаев? «Похороните меня за плинтусом», отзывы о котором встречаются крайне восторженные, был раскритикован автором повести. Изначально предполагалось, что режиссером киноленты будет сам Санаев. Но в последний момент автор произведения отказался, поскольку был не уверен, что сможет уделить на создание картины столько сил, сколько было потрачено на написание книги. Продюсерам пришлось искать другого режиссера. Им стал Сергей Снежкин, мнение которого расходилось с позицией автора сценария не только относительно актерского состава. Снежкин существенно изменил и сюжет.

В фильме по сценарию Санаева задействованы замечательные актеры. Но даже их талантливая игра не смогла спасти картину, которую автор повести назвал «чернухой». В фильме присутствуют натуралистические подробности, которые, по мнению критиков, лишние. И главное, не соблюдена главная идея Павла Санаева. Образ бабушки в фильме слишком однозначен.

Что думают об экранизации произведения Санаева исполнители главных ролей в киноленте «Похороните меня за плинтусом»? Отзывы о фильме актеров разнообразны. Исполнительница главной роли утверждает, что ее образ был существенно изменен в результате монтажа. сыгравшая мать Саши, своими впечатлениями от съемок фильма не делилась. Однако большая часть зрителей полагают, что выбор режиссера в пользу этой актрисы был не самым удачным.

Карлик-кровопийца

Этот персонаж почти не присутствует в книге, но является, все же, центральным. Именно из-за карлика-кровопийцы мать бросила своего сына. И именно из-за него больная старуха вынуждена выхаживать болезненного «гниющего» мальчика. По крайней мере, в этом с ранних лет убеждает внука бабушка-тиран. Но Саша однажды уже видел этого жуткого карлика, и не нашел в нем ничего отталкивающего.

Своему отчиму, режиссеру и актеру посвятил Павел Санаев повесть «Похороните меня за плинтусом». Отзывы критиков об этом произведении иногда, возможно, и были не благоприятные. Не пристало человеку из семьи знаменитостей выносить сор из избы. Но образ отчима, который впоследствии оказался отнюдь не жутким, автор изобразил с глубоким уважением и любовью. Мудрым, талантливым и понимающим описал его Санаев в своей первой повести. Таким же писатель изобразил своего отчима в художественном произведении о злоключениях Раздолбая. Книга «Похороните меня за плинтусом - 2», отзывы о которой были не столь бурными, все же заняла достойное место в современной литературе.