Автопортрет. 1867
Иван Николаевич Крамской (1837-1887) - выдающийся художник второй половины XIX века, занимает одно из ведущих мест в истории русской художественной кулыуры. Рано повзрослевший, мыслящий и начитанный, он быстро приобрел авторитет среди товарищей и, естественно, стал одним из вожаков "бунта четырнадцати" в 1863 г., когда группа выпускников отказалась писать дипломные картины на заданный мифологический сюжет. После ухода бунтарей из Академии Художеств именно Крамской возглавил созданную по его инициативе Артель художников. Крамской - один из основных создателей объединения передвижников, тонкий художественный критик, страстно заинтересованный в судьбах русского искусства, он был идеологом целого поколения художников-реалистов. Он принял участие в разработке устава Товарищества и сразу сделался не только одним из самых деятельных и авторитетных членов правления, но и идеологом Товарищества, защищавшим и обосновывавшим основные позиции. От других предводителей Товарищества его выгодно отличала самостоятельность мировоззрения, редкая широта взглядов, чуткость ко всему новому в художественном процессе и нетерпимость ко всякому догматизму.
Творчество Ивана Николаевича Крамского совпало с наиболее ярким периодом в истории русского реалистического искус-ства, когда критический реализм в живописи, литературе до-стигает своего наивысшего подъема и приобретает большое значение в мировой культуре XIX века. Однако роль художни-ка в истории русского искусства не ограничивается его личным творчеством: своим даром педагога, идеолога нового направ-ления, всей своей общественной деятельностью Крамской ока-зал огромное влияние на умы своих современников.
Девушка с распущенной косой. 1873
Крамской родился в городе Острогожске Воронежской гу-бернии. Рано возникший интерес будущего художника к ис-кусству с течением времени превратился в настойчивое влече-ние к творчеству. Молодой Крамской некоторое время рабо-тает ретушером у фотографа Данилевского и в качестве по-мощника бесконечно странствует по провмнциальным горо-дам России. Наконец, попав в Петербург, он осуществляет свою мечту — поступает в Академию художеств. Однако ра-дужным надеждам приобщения к тайнам великого искусства не суждено было реализоваться, поскольку в это время главными принципами академического преподавания оставались —уже пережившие-себя идеи классицизма, совершенно не отве-чавшие новому времени. Передовые общественные круги ста-вили перед художниками задачу широкого и правдивого отца жения действительности. Появление в это время диссертации Н. Г. Чернышевского «Эстетическое отношение искусства к действительности» придало особую весомость вопросам искус-ства.
Осенью 1863 года четырнадцати академистам была пред-ложена «программа» на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Молодые художники отказались писать на эту те-му и вышли из Академии. Разрыв с Академией возглавил Крамской. Этот решительный шаг угрожал бывшим ученикам политическим недоверием со стороны государства и матери-альной нуждой и поэтому требовал огромного мужества. Воз-главив это движение, Крамской принял на себя ответствен-ность за дальнейшую судьбу русского искусства. В целях вза-имопомощи и материальной поддержки была создана Артель художников, в дальнейшем ставшая базой Товарищества пе-редвижных художественных выставок. Общественный деятель по призванию, Крамской становится одним из активнейших членов этой организации. Одной из основных целей Товари-щества стало развитие искусства демократического не только по форме организации, но и по идейному направлению. В рус-ском передвижничестве демократический реализм как явление мирового искусства достиг высоких вершин. Первая передвиж-ная выставка была открыта 21 ноября 1871 года в здании Ака-демии художеств. Весной 1872 года она была перевезена в Мо-скву, а затем в Киев. В отличие от академических, передвиж-ные выставки «передвигались» из города в город, всюду воз-буждая живой интерес к себе. Так началась деятельность этой общественной организации, которая в течение ряда десяти-летий объединяла всех передовых художников России.
Русалки. 1871
На первой передвижной выставке Крамской участвовал большой картиной «Русалки» на сюжет повести Н. В. Гоголя «Майская ночь». Здесь художника привлекла возможность передать языком живописи лунный свет, так поэтически меняющий все вокруг. Крамской писал: «Я рад, что с таким сю-жетом окончательно не сломил себе шею, и если не поймал лу-ны, все же нечто фантастическое вышло».
К следующей выставке передвижников Крамской пишет картину «Христос в пустыне» (1872), которая была задумана первой в серии (так и неосуществленной) картин на евангель-ские сюжеты. Художник писал о том, что его задачей было по-казать внутреннюю борьбу человека, погруженного в глубокие раздумья о выборе жизненного пути. Картина «Христос в пу-стыне» была воспринята современниками как символ чело-века высокого гражданского долга
Христос в пустыне. 1972
Летом 1873 года Крамской вместе с семьей поселился в Туль-ской губернии, недалеко от имения Л. Н. Толстого. Восполь-зовавшись этим соседством, Крамской пишет портрет Толсто-го. Сила и монолитность личности, ясный и энергичный ум — таким предстает писатель на этом портрете. Из целой галереи портретов Л. Н. Толстого, написанных Н. Н. Ге, И. Е. Репи-ным, Л. О. Пастернаком, портрет Крамского — один из луч-ших. В свою очередь сам художник послужил прообразом ху-дожника Михайлова в романе «Анна Каренина». Почти в то же время были созданы портреты И. И. Шишкина и Н. А. Не-красова. Портрет «Некрасов периода «Последних песен» (1877) писался в то время, когда Некрасов был уже тяжело бо-лен, поэтому сеансы длились по 10—15 минут. Самое сильное впечатление от портрета — это контраст между ясностью ума, творческим вдохновением и физической слабостью умира-ющего поэта.
В числе работ Крамского есть целый ряд поэтических жен-ских образов, таких как «Девушка с распущенной косой» или знаменитая «Незнакомка», о которой говорили, что она про-образ Анны Карениной. Еще в 1874 году художник создал це-лую серию крестьянских типов, самый сильный по характе-ру среди них — «Полесовщик» (1874).
В 80-е годы Крамской пишет картину «Неутешное горе», которая во многом автобиографична: художник пережил смерть двоих детей. Кая и во «Вдовушке» Федотова, здесь скорбно звучит тема человеческого горя. Поразительны ли-цо и сам образ матери, потерявшей ребенка.
Эта женщина, убитая непоправимым несчастьем, существует как бы вне вре-мени, оно кажется остановившимся. С 1883 года здоровье ху-дожника ухудшилось, и последние годы Крамского были крайне трудными. Постоянные домашние заботы и рабо-та над заказами не позволяют ему закончить работу над кар-тиной «Хохот» («Христос перед народом»), замысел которой предполагал развитие темы «Христос в пустыне», тему жерт-венной судьбы человека.
25 марта 1887 года во время работы над портретом доктора Раухфуса Крамской неожиданно умирает.
Иван Крамской написал множество портретов; из них особенного упоминания заслуживают портреты С. П. Боткина, И. И. Шишкина, Григоровича, госпожи Вогау, семейства (женские портреты) Гинцбургов, мальчика еврея, А. С. Суворина, неизвестной, графа Л. Н. Толстого, графа Литке, Д. А. Толстого, Гончарова и... Они отличаются полным сходством и талантливой характеристикой лица, с которого портрет писался.
Крамской занимался также гравированием на меди крепкою водкой; в числе исполненных им офортов, лучшие - портреты императора Александра III, в бытность его наследником цесаревичем, Петра Великого и Тараса Шевченко.
Крамской не имел большого образования, всегда жалел о том и восполнял этот недостаток постоянным серьезным чтением и сообществом интеллигентных людей, вследствие чего он сам был полезным для художников собеседником (Крамской известен своей педагогической деятельностью, как преподаватель с 1862 года в рисовальной школе общества поощрения художников).
Без Ивана Николаевича Крамского невозможно представить демократическую художественную культуру второй половины ХIХ века. Он по праву был идейным лидером, совестью и мозгом передвижничества.
Трудно переоценить значение художественного и литера-турного наследия Крамского для русской культуры. Основная направленность его художественной деятельности — это глубокий интерес к познанию человека своей эпохи, изо-бражал ли его художник в облике евангельского сказания или в облике своего современника. Общественная деятельность Крамского, его творчество стали школой для целого поколе-ния русских художников.
Text="" width="420" height="315" frameborder="0" allowfullscreen="" scroling="no" webkitallowfullscreen="" mozallowfullscreen="">
Автопортрет. 1874.
Созерцатель, 1876
Некрасов в период Последних песен. 1877-1878
Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное море. 1861
Иродиада. 1884-1886
За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника. 1866-1869
Женский портрет. 1884
Женский портрет. 1867
Девочка с бельем на коромысле среди травы. 1874
Голова крестьянина. 1874
Выздоравливающая. 1885
Букет цветов. Флоксы. 1884
Актер Александр Павлович Ленский в роли Петруччио в комедии Шекспира Укрощение строптивой. 1883
Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1879
Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1876
Портрет Анатолия Ивановича Крамского, сына художника. 1882
Портрет художника Виктора Михайловича Васнецова. 1874
Портрет художника Михаила Клодта . 1872
Портрет художника К.А.Савицкого.
Портрет художника И.К. Айвазовского
Портрет художника И. Е. Репина
Портрет художника Григория Мясоедова
Портрет художника Алексея Боголюбова . 1869
Портрет философа Владимира Сергеевича Соловьёва. 1885
Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника. 1882
Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского. 1876
Портрет поэта Якова Петровича Полонского. 1875
Портрет поэта Николая Алексеевича Некрасова. 1877
Портрет поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко. 1871
Портрет писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. 1878
Портрет писателя Михаила Евграфовича Салтыкова (Н. Щедрина). 1879
Портрет писателя Льва Николаевича Толстого. 1873
Портрет писателя Ивана Александровича Гончарова. 1874
Портрет писателя Дмитрия Васильевича Григоровича. 1876
Портрет певицы Елизаветы Андреевны Лавровской, на эстраде в Дворянском собрании. 1879
Портрет Николая Ивановича Крамского, сына художника. 1882
Портрет императрицы Марии Фёдоровны
Портрет издателя и публициста Алексея Сергеевича Суворина. 1881
Портрет И.И.Шишкина. 1880
Портрет художника Ивана Шишкина . 1873
Хохот (Радуйся, царю иудейский). Конец 1870-х - 1880-е
Поэт Аполлон Николаевич Майков. 1883
Портрет художника Ф. А. Васильева. 1871
Крамской Иван Николаевич (1837-1887)
Иван Николаевич Крамской (1837 — 1887), русский художник, критик и теоретик искусства. Родился в Острогожске (Воронежская губерния) 27 мая 1837 в бедной мещанской семье.
С детства увлекался искусством и литературой. Рисованием занимался с детства самоучкой, потом по совету одного любителя рисования стал работать акварелью. По окончании уездного училища (1850) служил писцом, затем ретушером у фотографа, с которым кочевал по России.
В 1857 году оказался в Петербурге, работал в фотоателье А. И. Деньера. Осенью того же года поступил в Академию художеств, был учеником А. Т. Маркова. За картину “Моисей источает воду из скалы” (1863) получил Малую золотую медаль.
В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь. Возглавил протест выпускников Академии (“бунта четырнадцати”), отказавшихся писать картины (“программы”) на заданный Советом мифологический сюжет. Молодые художники подали в совет академии прошение о том, чтобы им было разрешено выбрать каждому тему для картины на соискание большой золотой медали. Академия неблагосклонно отнеслась к предложенному новшеству. Один из профессоров академии, архитектор Тон, даже так охарактеризовал попытку молодых художников: “в прежнее время вас отдали бы за это в солдаты”, вследствие чего 14 молодых художников, с Крамским во главе, отказались в 1863 году писать на заданную академией тему — “Пир в Валгалле” и вышли из академии.
Вышедшие из Академии художники объединились в Петербургскую артель. Царившей здесь атмосфере взаимопомощи, сотрудничества и глубоких духовных интересов они во многом обязаны Крамскому. В своих статьях и обширной переписке (с И. Е. Репиным , В. В. Стасовым, А. С. Сувориным и др.) отстаивал идею “тенденциозного” искусства, не только отражающего, но и нравственно преображающего косный, фальшивый мир.
В это время вполне определилось и призвание Крамского-портретиста. Тогда он чаще всего прибегал к своей излюбленной графической технике с применением белил, итальянского карандаша, работал также, используя метод так называемого “мокрого соуса”, позволявший имитировать фотографию. Техника живописи у Крамского была — тонкая законченность, которую некоторые иногда считали излишней или чрезмерной. Тем не менее Крамской писал быстро и уверенно: за несколько часов портрет получал сходство: в этом отношении замечателен портрет доктора Раухфуса, последняя предсмертная работа Крамского. Этот портрет был написан за одно утро, но остался неоконченным, так как Крамской во время работы над этой картиной умер.
«Портрет княгини Екатерины Алексеевны Васильчиковой»
Портреты, созданные в это время, были в основном заказные, выполнены ради заработка. Хорошо известны портреты художников А. И. Морозова (1868), И. И. Шишкина (1869), Г. Г. Мясоедова (1861), П. П. Чистякова (1861), Н. А. Кошелева (1866). Характер живописного портрета у Крамского тщателен по рисунку и светотеневой моделировке, но сдержан по цветовой гамме. Художественный язык соответствовал образу разночинца-демократа, который был нередким героем портретов мастера. Таковы “Автопортрет” художника (1867) и “Портрет агронома Вьюнникова” (1868). В 1863 — 1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников.
«Портрет старого крестьянина»
Однако с течением времени “Артель” стала мало-помалу отходить в своей деятельности от заявленных при ее зарождении высоких нравственных принципов, и Крамской покинул ее, увлеченный новой идеей — созданием товарищества Передвижных художественных выставок. Он принял участие в разработке устава “Товарищества” и сразу сделался не только одним из самых деятельных и авторитетных членов правления, но и идеологом Товарищества, защищавшим и обосновывавшим основные позиции. От других предводителей Товарищества его выгодно отличала самостоятельность мировоззрения, редкая широта взглядов, чуткость ко всему новому в художественном процессе и нетерпимость ко всякому догматизму.
«Портрет Софьи Ивановны Крамской»
На первой выставке Товарищества экспонировались “Портрет Ф. А. Васильева” и “Портрет М. М. Антокольского”. Через год была показана картина “Христос в пустыне”, замысел которой вынашивался несколько лет. По словам Крамского, “и у прежних художников Библия, Евангелие и мифология служили только предлогом к выражению совершенно современных им страстей и мыслей”. Сам он, подобно Ге и Поленову , в образе Христа выразил идеал человека, исполненного высоких духовных помыслов, готовящего себя к самопожертвованию. Художнику удалось здесь убедительно высказаться об очень важной для русской интеллигенции проблеме нравственного выбора, которая встает перед каждым, понимающим свою ответственность за судьбы мира, и эта довольно скромная по живописи картина вошла в историю отечественного искусства.
«Портрет императрицы Марии Федоровны»
К теме Христа художник неоднократно возвращался. Поражением закончилась работа над оригинально задуманной большой картиной “Хохот (“Радуйся, царю иудейский”)” (1877 — 1882), изображающей издевательство толпы над Иисусом Христом. Художник самоотверженно трудился над нею по десять-двенадцать часов в сутки, но так и не закончил, сам трезво оценив свое бессилие. Собирая для нее материал, Крамской побывал в Италии (1876). Выезжал он в Европу и в последующие годы.
«Букет цветов. Флоксы»
«Портрет Сони Крамской, дочери художника»
«Лесная тропинка»
Поэт Аполлон Николаевич Майков. 1883.
«Портрет певицы Елизаветы Андреевны Лавровской, на эстраде в Дворянском собрании»
«Портрет художника Н.А.Кошелева»
«Портрет художника Федора Александровича Васильева»
«Семья художника»
«Русский монах в созерцании»
«Хохот. «Радуйся, царю иудейский»»
«Созерцатель»
Христос в пустыне.1872
«Сомнамбула»
Русалки. (Майская ночь) 1871
«За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской»
«Крестьянин с уздечкой. Мина Моисеев»
«Императрица Мария Федоровна, супруга императора Александра III»
«Мельник»
«Лунная ночь»
«Девушка с распущенной косой»
«Женский портрет»
«Женский портрет»
«Женский портрет»
«Женский портрет»
«Девочка в глубой шали»
«Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное море»
«Портрет Николая Крамского, сына художника»
«Портрет Александра III»
Портрет Сергея Крамского, сына художника. 1883
Портрет Ольги Афанасьевны Рафтопуло. 1884
Неутешное горе. 1884
Оскорбленный еврейский мальчик. 1874
Неизвестная. 1883
Портрет Варвары Кирилловны Лемох в детстве. 1882
«Портрет художника Ильи Ефимовича Репина»
«Портрет украинского писателя и художника Тараса Григорьевича Шевченко»
«Портрет актера Василия Васильевича Самойлова»
«Портрет П.А.Валуева»
«Женский портрет»
«Автопортрет»
«Портрет художника Шишкина»
«Портрет дамы»
«Портрет астронома О.В.Струве, директора Пулковской обсерватории»
«Портрет П.И.Мельникова»
«Пасечник»
«Н.А.Кошелев. Урок музыки»
Крамской, пишущий портрет своей дочери, Софьи Ивановны Крамской, в замужестве Юнкер. 1884
Женский портрет. 1884
Актер Александр Павлович Ленский в роли Петруччио в комедии Шекспира Укрощение строптивой. 1883
Оригинал записи и комментарии на
Иван Николаевич КрамскойКартины Крамского и биография художника
Автопортрет. 1867
Иван Николаевич Крамской (1837-1887) - выдающийся художник второй половины XIX века, занимает одно из ведущих мест в истории русской художественной кулыуры. Рано повзрослевший, мыслящий и начитанный, он быстро приобрел авторитет среди товарищей и, естественно, стал одним из вожаков "бунта четырнадцати" в 1863 г., когда группа выпускников отказалась писать дипломные картины на заданный мифологический сюжет. После ухода бунтарей из Академии Художеств именно Крамской возглавил созданную по его инициативе Артель художников. Крамской - один из основных создателей объединения передвижников, тонкий художественный критик, страстно заинтересованный в судьбах русского искусства, он был идеологом целого поколения художников-реалистов. Он принял участие в разработке устава Товарищества и сразу сделался не только одним из самых деятельных и авторитетных членов правления, но и идеологом Товарищества, защищавшим и обосновывавшим основные позиции. От других предводителей Товарищества его выгодно отличала самостоятельность мировоззрения, редкая широта взглядов, чуткость ко всему новому в художественном процессе и нетерпимость ко всякому догматизму.
Биография Крамского
Творчество Ивана Николаевича Крамского совпало с наиболее ярким периодом в истории русского реалистического искус-ства, когда критический реализм в живописи, литературе до-стигает своего наивысшего подъема и приобретает большое значение в мировой культуре XIX века. Однако роль художни-ка в истории русского искусства не ограничивается его личным творчеством: своим даром педагога, идеолога нового направ-ления, всей своей общественной деятельностью Крамской ока-зал огромное влияние на умы своих современников.
Крамской родился в городе Острогожске Воронежской гу-бернии. Рано возникший интерес будущего художника к ис-кусству с течением времени превратился в настойчивое влече-ние к творчеству. Молодой Крамской некоторое время рабо-тает ретушером у фотографа Данилевского и в качестве по-мощника бесконечно странствует по провмнциальным горо-дам России. Наконец, попав в Петербург, он осуществляет свою мечту — поступает в Академию художеств. Однако ра-дужным надеждам приобщения к тайнам великого искусства не суждено было реализоваться, поскольку в это время главными принципами академического преподавания оставались —уже пережившие-себя идеи классицизма, совершенно не отве-чавшие новому времени. Передовые общественные круги ста-вили перед художниками задачу широкого и правдивого отца жения действительности. Появление в это время диссертации Н. Г. Чернышевского «Эстетическое отношение искусства к действительности» придало особую весомость вопросам искус-ства. Осенью 1863 года четырнадцати академистам была пред-ложена «программа» на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Молодые художники отказались писать на эту те-му и вышли из Академии. Разрыв с Академией возглавил Крамской. Этот решительный шаг угрожал бывшим ученикам политическим недоверием со стороны государства и матери-альной нуждой и поэтому требовал огромного мужества. Воз-главив это движение, Крамской принял на себя ответствен-ность за дальнейшую судьбу русского искусства. В целях вза-имопомощи и материальной поддержки была создана Артель художников, в дальнейшем ставшая базой Товарищества пе-редвижных художественных выставок. Общественный деятель по призванию, Крамской становится одним из активнейших членов этой организации. Одной из основных целей Товари-щества стало развитие искусства демократического не только по форме организации, но и по идейному направлению. В рус-ском передвижничестве демократический реализм как явление мирового искусства достиг высоких вершин. Первая передвиж-ная выставка была открыта 21 ноября 1871 года в здании Ака-демии художеств. Весной 1872 года она была перевезена в Мо-скву, а затем в Киев. В отличие от академических, передвиж-ные выставки «передвигались» из города в город, всюду воз-буждая живой интерес к себе. Так началась деятельность этой общественной организации, которая в течение ряда десяти-летий объединяла всех передовых художников России.
На первой передвижной выставке Крамской участвовал большой картиной «Русалки» на сюжет повести Н. В. Гоголя «Майская ночь». Здесь художника привлекла возможность передать языком живописи лунный свет, так поэтически меняющий все вокруг. Крамской писал: «Я рад, что с таким сю-жетом окончательно не сломил себе шею, и если не поймал лу-ны, все же нечто фантастическое вышло».
К следующей выставке передвижников Крамской пишет картину «Христос в пустыне» (1872), которая была задумана первой в серии (так и неосуществленной) картин на евангель-ские сюжеты. Художник писал о том, что его задачей было по-казать внутреннюю борьбу человека, погруженного в глубокие раздумья о выборе жизненного пути. Картина «Христос в пу-стыне» была воспринята современниками как символ чело-века высокого гражданского долга.
Летом 1873 года Крамской вместе с семьей поселился в Туль-ской губернии, недалеко от имения Л. Н. Толстого. Восполь-зовавшись этим соседством, Крамской пишет портрет Толсто-го. Сила и монолитность личности, ясный и энергичный ум — таким предстает писатель на этом портрете. Из целой галереи портретов Л. Н. Толстого, написанных Н. Н. Ге, И. Е. Репи-ным, Л. О. Пастернаком, портрет Крамского — один из луч-ших. В свою очередь сам художник послужил прообразом ху-дожника Михайлова в романе «Анна Каренина». Почти в то же время были созданы портреты И. И. Шишкина и Н. А. Не-красова. Портрет «Некрасов периода «Последних песен» (1877) писался в то время, когда Некрасов был уже тяжело бо-лен, поэтому сеансы длились по 10—15 минут. Самое сильное впечатление от портрета — это контраст между ясностью ума, творческим вдохновением и физической слабостью умира-ющего поэта.
В числе работ Крамского есть целый ряд поэтических жен-ских образов, таких как «Девушка с распущенной косой» или знаменитая «Незнакомка», о которой говорили, что она про-образ Анны Карениной. Еще в 1874 году художник создал це-лую серию крестьянских типов, самый сильный по характе-ру среди них — «Полесовщик» (1874).
В 80-е годы Крамской пишет картину «Неутешное горе», которая во многом автобиографична: художник пережил смерть двоих детей. Кая и во «Вдовушке» Федотова, здесь скорбно звучит тема человеческого горя. Поразительны ли-цо и сам образ матери, потерявшей ребенка.
Эта женщина, убитая непоправимым несчастьем, существует как бы вне вре-мени, оно кажется остановившимся. С 1883 года здоровье ху-дожника ухудшилось, и последние годы Крамского были крайне трудными. Постоянные домашние заботы и рабо-та над заказами не позволяют ему закончить работу над кар-тиной «Хохот» («Христос перед народом»), замысел которой предполагал развитие темы «Христос в пустыне», тему жерт-венной судьбы человека.
25 марта 1887 года во время работы над портретом доктора Раухфуса Крамской неожиданно умирает.
Трудно переоценить значение художественного и литера-турного наследия Крамского для русской культуры. Основная идейная направленность его художественной деятельности — это глубокий интерес к познанию человека своей эпохи, изо-бражал ли его художник в облике евангельского сказания или в облике своего современника. Общественная деятельность Крамского, его творчество стали школой для целого поколе-ния русских художников.
Автопортрет. 1874.
Христос в пустыне.180 x 210 см. 1872
Русалки. 1871
Н.А. Некрасов в период Последних песен. 1877-1878
Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное море. 1861
Иродиада. 1884-1886
За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника. 1866-1869
Женский портрет. 1884
Женский портрет. 1867
Девушка с распущенной косой. 1873
Девочка с бельем на коромысле среди травы. 1874
Голова крестьянина. 1874
Выздоравливающая. 1885
Букет цветов. Флоксы. 1884
Актер Александр Павлович Ленский в роли Петруччио в комедии Шекспира Укрощение строптивой. 1883
Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1879
Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1876
Портрет Анатолия Ивановича Крамского, сына художника. 1882
Портрет Адриана Викторовича Прахова, историка искусств и художественного критика. 1879
Портрет художника Михаила Клодта . 1872
Портрет художника К.А.Савицкого.
Портрет художника И.К. Айвазовского
Портрет художника И. Е. Репина
Портрет художника Григория Мясоедова
Портрет художника Алексея Боголюбова . 1869
Портрет философа Владимира Сергеевича Соловьёва. 1885
Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника. 1882
Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского. 1876
Портрет поэта Якова Петровича Полонского. 1875
Портрет поэта Николая Алексеевича Некрасова. 1877
Портрет поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко. 1871
Портрет писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. 1878
Портрет писателя Михаила Евграфовича Салтыкова (Н. Щедрина). 1879
Портрет писателя Льва Николаевича Толстого. 1873
Портрет писателя Ивана Александровича Гончарова. 1874
Портрет писателя Дмитрия Васильевича Григоровича. 1876
Портрет певицы Елизаветы Андреевны Лавровской, на эстраде в Дворянском собрании. 1879
Портрет Николая Ивановича Крамского, сына художника. 1882
Портрет императрицы Марии Фёдоровны
Портрет издателя и публициста Алексея Сергеевича Суворина. 1881
Портрет И.И.Шишкина. 1880
Портрет художника Ивана Шишкина . 1873
Хохот (Радуйся, царю иудейский). Конец 1870-х - 1880-е
Поэт Аполлон Николаевич Майков. 1883
Портрет художника Ф.А.Васильева. 1871
Автопортрет
Крамской Иван Николаевич (1837-1887), русский художник жанровой, исторической и портретной живописи. Родился в Острогожске, в небогатой мещанской семье, первоначальное обучение получил в уездном училище. Рисованием Крамской занимался с детства самоучкой, а потом, при помощи советов одного любителя рисования, стал работать акварелью. В шестнадцатилетнем возрасте поступил в ретушеры к одному харьковскому фотографу.
Мария Федоровна, урожденная принцесса Дагмара Дании, женой русского царя Александра III. 1880
Перебравшись в 1856 году в Петербург, Крамской продолжал заниматься тем же у лучших столичных фотографов. На следующий год решился поступить в Академию художеств, где вскоре оказал быстрые успехи в рисовании и живописи. Будучи учеником профессора А. Т. Маркова, Крамской получил малую серебряную за картину «Умирающий Ленский» (1860),
Роспись главного купола храма Христа Спасителя в Москве. 1863
Молитва Моисея после перехода израильтян через Чермное море 1861
большую серебряную медаль за этюд с натуры (1861) и малую золотую медаль, написанную по программе картину: «Моисей источает воду из камня». Крамскому надлежало конкурировать на получение большой золотой медали, но в это время между молодыми художниками академистами зародились и созрели сомнения в правильности академического преподавания, и они подали в совет академии прошение о том, чтобы им было разрешено выбрать каждому свою тему для картины на соискание большой золотой медали. Академия художеств отрицательно отнеслась к предложенному новшеству.
Христос в пустыне, 1872 Третьяковская галерея, Москва
Неизвестная, 1883 Третьяковская галерея, Москва
Девушка с распущенной косой, 1873 Третьяковская галерея, Москва
Александр III, 1886 Русский музей, Санкт-Петербург
Мария Федоровна 1880
Один из профессоров академии, архитектор Тон, даже так характеризовал попытку молодых художников: «в прежнее время вас отдали бы за это в солдаты». Вследствие чего 14 молодых художников, с Крамским во главе, отказались в 1863 году писать картины на заданную академией тему - «Пир в Валгалле» и вышли из академии. Сначала, для приискания средств к жизни, они образовали художественную артель, а в 1870 году некоторые из них, присоединившись к молодым московским художникам, с Мясоедовым во главе, основали товарищество передвижных выставок. Крамской сделался портретистом. В дальнейшей своей художественной деятельности, Крамской постоянно обнаруживал стремление к картинам - произведениям воображения и охотно отдавался ему, когда житейские обстоятельства то допускали. Еще в бытность свою академистом, Крамской принес большую пользу своему профессору Маркову, употребив год времени на рисование картонов для плафона в храме Спасителя (в Москве), по эскизам Маркова.
Великий Князь Михаил Павлович
К лучшим произведениям не портретной живописи Крамского относятся картины: «Майская ночь» (по Гоголю), «Дама в лунную ночь», «Неутешное горе», «Полесовщик», «Созерцатель», «Христос в пустыне» и некоторые другие. Много труда положил Крамской на сочинение картины «Иисус Христос, осмеиваемый как царь Иудейский» - картины, которую он называл «Хохот», и много надеялся на нее.
Но Крамскому не удалось обеспечить себя так, чтобы вполне отдаться этой работе, которая так и осталась далеко неоконченной.
Скульптура Христос 1883
Полесовщик 1874
Созерцатель 1876
Русалки (Майская ночь) 1871
Лунная ночь 1880
Крамской, пишущий портрет своей дочери, Софьи 1884
Семья художника
Дети в лесу 1887
Портретов Крамской написал множество; из них особенного упоминания заслуживают портреты С. П. Боткина, И. И. Шишкина, Григоровича, госпожи Вогау, семейства (женские портреты) Гинцбургов, мальчика еврея, А. С. Суворина, неизвестной, графа Л. Н. Толстого, графа Литке, Д. А. Толстого, Гончарова и многие другие. Они отличаются полным сходством и талантливой характеристикой лица, с которого портрет писался; упомянутая выше картина «Неутешное горе» есть собственно портрет, имеющий все качества и достоинства картины.
Портрет Софьи Крамской, 1869
Портрет пейзажиста Федора Васильева (1850—1873), сгоревшего от чахотки - друг художника
Портрет Льва Толстого 1873
Портрет художника Шишкина, 1873
Портрет художника Ивана Шишкина, 1880
Портрет философа Соловьева, 1885
Женский портрет 1881
Неутешное горе 1884
Но не все произведения Крамского равной силы, что художник и сам признавал без колебания; иногда он не интересовался лицом, с которого ему приходилось писать, и тогда становился только добросовестным протоколистом. Крамской понимал и пейзаж и хотя не написал ни одной картины этого жанра, но в «Майской ночи», равно как и в другой «Ночи», превосходно передал лунное освещение не только человеческих фигур, но и пейзажной обстановки.
Лесная тропинка, 1870
Деревня-Yard-в-Франция, 1876
Техника живописи у Крамского была - тонкая законченность, которую иногда считали некоторые излишней или чрезмерной. Тем не менее Крамской писал быстро и уверенно: в несколько часов портрет получал сходство: в этом отношении замечателен портрет доктора Раухфуса, последняя предсмертная работа Крамского (Портрет написан в одно утро, но остался неоконченным, так как Крамской за этой работой умер.)
Много произведений Крамского находится в известной Третьяковской галерее в Москве (картины «Неутешное горе», «Христос в пустыне» и «Майская ночь»; портреты П. М. Третьякова, гр. Л. Н. Толстого, Д. В. Григоровича, Н. А. Некрасова, П. И. Мельникова, В. В. Самойлова, М. Е. Салтыкова и др.; рисунки: «У лукоморья дуб зеленый», портрет В. Васистова, Н. Ярошенко и другие произведения).
Портрет художника Николая Дмитриевича Дмитриева-Оренбургского, 1866
Портрет академика Рупрехта Франца Ивановича.(офорт)
Крамской занимался также гравированием на меди крепкою водкой; в числе исполненных им офортов, лучшие - портреты императора Александра III, в бытность его наследником цесаревичем, Петра Великого и Тараса Шевченко. Сделался ли бы Крамской крупным историческим живописцем - трудно сказать. Рассудочность у художника преобладала над воображением, как он сам признавался и в интимном разговоре, и в переписке, ставя И. Е. Репина выше себя по существу таланта. Вообще Крамской был очень требователен к художникам, чем нажил себе немало порицателей, но вместе с тем строго относился к себе и стремился к самоусовершенствованию. Замечания Крамского и его мнения об искусстве не имели характера лишь личного убеждения, но обыкновенно были доказательны, на сколько это вообще возможно в вопросах эстетики.
Иван Крамской, Портрет императрицы Марии Александровны. 1877 г.
Основное его требование - содержательность и национальность художественных произведений, их поэтичность; но не менее того Крамской требовал и хорошей собственно живописи. В этом отношении Крамской должен быть отмечен, и в этом можно убедиться, читая переписку художника, изданную А. Сувориным по мысли и под редакцией В. В. Стасова («Иван Николаевич Крамской, его жизнь, переписка и художественно-критические статьи». (СПб., 1888). Нельзя сказать, чтобы Крамской судил верно по первым впечатлениям, но всегда более или менее мотивировал перемену мнения. Иногда мнения его долго оставались колеблющимися, пока живописец не находил компромисса.
Иван Гончаров
Крамской не имел большого образования, всегда жалел о том и восполнял этот недостаток постоянным серьезным чтением и сообществом интеллигентных людей, вследствие чего он сам был полезным для художников собеседником (Крамской известен также своей педагогической деятельностью, как преподаватель с 1862 года в рисовальной школе общества поощрения художников).
Портрет художника И. Е. Репина - ученика Крамского
Портрет художника Ивана Николаевича Крамского работы Репина. 1882 год
Крамской Иван Николаевич в ушел из жизни за работой, у мольберта. В последний свой день, 24 марта (5 апреля по новому стилю) 1887 года, Крамской несколько часов подряд писал портрет доктора К. Раухфуса. Вдруг побледнел и, бездыханный, рухнул на мольберт. Раухфус попытался оказать ему помощь, но было уже поздно.
Могила Ивана Николаевича Крамского. Санкт-Петербург, Тихвинское кладбище, Александро-Невская лавра
Букет цветов, 1884
Без Ивана Николаевича Крамского невозможно представить демократическую художественную культуру второй половины ХIХ века. Крамской играл определяющую роль на всех этапах развития передовой русской живописи 1860-1870-х годов. Он по праву был идейным лидером, совестью и мозгом передвижничества.
Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника 1879
Портрет Анатолия Крамского, Сын, 1882
Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника, 1882
Портрет Сергея Крамского, сын художника, 1883
Оскорбленный еврейский мальчик 1874
Портрет писателя Ивана Александровича Гончарова 1874
Портрет Софьи Николаевны и Софьи Ивановны Крамских, жены и дочери художника 1875
Портрет Дмитрия Васильевича Григоровича, 1876
Портрет Павла Михайловича Третьякова, 1876
Портрет Веры Николаевны Tretjakowa, родившийся Mamontowa, 1876
Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского, 1876
Портрет поэта Николая Некрасова, 1877
Н.А. Некрасов в период "Последних песен" 1877-1878
Портрет писателя Сергея Тимофеевича Аксакова 1878
Адриана Викторовича Прахова портрет, искусствовед историк и искусствовед, 1879
Портрет певицы Елизаветы Андреевны Лавровского на сцене Дворянского собрания, 1879
Портрет писателя Михаил Евграфович Салтыков (Н. Щедрин), 1879
женский портрет 1880
Портрет доктора Сергей Петрович Боткин, 1880
Портрет С. И. Крамской. 1880
Портрет Анны фон Дервиза, 1881
Девушка с кошкой, 1882
Портрет Барбары Кирилловны Лемох в детстве, 1882
Женщина с зонтиком (в траве, Подмосковье), 1883
Портрет Ольги Афанасьевны Рафтопуло 1884
Часть 45 -
Часть 46 -
Неизвестная
Художник Иван Николаевич Крамской — выдающийся русский мастер живописи, который жил и творил во второй половине девятнадцатого века. Он не просто живописец – это один из основоположников движения художников-реалистов в русском и мировом искусстве.
Поскольку Иван Николаевич стоял у истоков критического реализма, возникла очень соблазнительная идея представить художника, как живописца-революционера, который возглавил бунт в Академии художеств, выступил против библейской живописи и, соответственно, реакционного царского строя. Всё это политиканство. И не более того. Истина, как всегда, находится где-то посередине.
Биография художника Ивана Крамского
АвтопортретХудожник Иван Крамской родился 27 мая 1837 года в Воронежской губернии, вблизи города Острогожска, в семье мещанина. С отличием окончил реальное училище, однако поступить в гимназию не смог – в 1849 году умер отец мальчика и семья жила очень скромно. После окончания реального училища Иван некоторое время подрабатывал в Городской думе. Именно в Городской думе он увлекся сначала каллиграфией, а затем и живописью.
Желание рисовать было так великого, что Иван постоянно просил у старшего брата помощи – брат мог устроить его учеником к какому-нибудь местному живописцу. Этими просьбами он досаждал старшему брату целых два года и, в результате, был определен на учебу к одному из воронежских живописцев. В иконописной мастерской Иван Николаевич трудился не долго – сбежал. Впоследствии он вспоминал, что в иконописной мастерской к живописи его не допускали, а использовали как помощника по хозяйству – принести, отнести, помыть.
Русалки
После побега молодой Крамской познакомился с М.Б. Тулиновым, который был страстным любителем живописи и зарождающейся фотографии. Некоторое время Иван Николаевич жил у Тулинова, а потом перебрался в Харьков и устроился ретушером в фотомастерскую Я.П. Данилевского. В этот период будущий художник увлекся чтением, начал изучать теорию живописи и теорию искусства.
Христос в пустыне
Крамской проработал в Харькове три года и решил поступить в Академию живописи.
Жизнь в Петербурге оказалась совсем не дешевой и заработанные в Харькове деньги быстро закончились. Крамской решил совмещать учебу в Академии и работу ретушером в фотомастерской. Совмещение оказалось успешным – молодой художник смог снять небольшую (по меркам девятнадцатого века) квартиру из трех комнат на Васильевском острове. Именно эта квартира стала местом практически ежедневного сбора студентов-однокурсников, местом жарких дискуссий и амбициозных мечтаний о будущем.
Лунная ночьОбучение Крамского в Академии проходило достаточно успешно. За работу «Смертельно раненный Ленский» в 1860 году студент Крамской получил вторую серебряную медаль, в 1861-1862 годах за картину «Молитва Моисея по переходе израильтян через Чёрное море», семь портретов, картину «Поход Олега на Царьград» и две большие копии с картин Я. Капкова и П. Петрова (картины на религиозные темы) был представлен ко второй золотой медали.
ПолесовщикВ 1862 году Крамской был принят на должность преподавателя в школу Императорского общества поощрения художеств.
Для завершения обучения в Академии следовало исполнить программу на получение Первой золотой медали. Первая золотая медаль позволяла художнику получить классный чин и государственную пенсию для командировки за границу с целью развития и изучения живописи.
ПасечникОднако, в 1863 году совет Академии выработал новые правила для студентов, желающих получить Первую золотую медаль. Условия были настолько тяжелыми (просто невыполнимыми), что 14 человек из числа выпускников под предводительством Ивана Крамского обратились в Совет с просьбой освободить их от участия в конкурсе. Именно с просьбой. Не с требованием или революционным воззванием.
Оскорбленный еврейский мальчикТак возникла легенда о «Бунте четырнадцати». Впрочем, нежелание участвовать в конкурсе стало вызовом и возмутило руководство Академии. Но было ли это бунтом?
Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное мореСтуденты были выпущены из Академии без звания классного художника, что существенно осложняло будущую жизнь молодых живописцев. И Крамской предложил создать «Петербургскую артель художников» - такое сообщество молодых живописцев с кассой взаимопомощи и обязательными отчислениями в кассу с каждой проданной работы установленного товарищами процента.
Крестьянин с уздечкой Мина МоисеевИван Николаевич с огромным желанием занимался делами артели, но сообщество очень скоро распалось – один из товарищей начал хлопотать перед Академией о выделении персонально ему пенсии для поездки за границу. Крамской возмутился, но основная масса участников артели отступника поддержала. Некрасивая получилась история. Нужно сказать, что Крамской был не только идейным вдохновителем артели, но и основным её меценатом – известно, что только в 1869 году он внес в кассу артели более 3 000 рублей. Получалось, что он содержал художников, которых считал единомышленниками, а товарищи находились в артели исключительно из-за материальной выгоды и при получении большей выгоды с легкостью из артели уходили.
За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художникаКрамской сам вышел из артели и вскоре это сообщество художников распалось.
Женский портретВ 1870 году было образовано «Товарищество передвижных художественных выставок». И одним из организаторов этого общества, как вы уже догадались, стал Иван Николаевич Крамской, который был не только создателем – он просто душу вложил в Товарищество.
Девушка с распущенной косой Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художникаУмер художник 25 марта 1887 года. Писал портрет доктора Раухфуса, вдруг замер, и упал. Прибывший врач констатировал смерть великого художника.
О работах художника я рассказывать не буду – некоторые из них я вам покажу.