Группа зеро. Zero Биография. Группа ZERO: нулевая точка искусства

В рамках Дней Дюссельдорфа в Москве МАММ представит выставку легендарной немецкой арт-группы Zero, оказавшей огромное влияние на послевоенное европейское искусство. В экспозицию вошли знаковые работы ее основателей: Гюнтера Юккера, Хайнца Мака и Отто Пине. Выставка пройдет с 24 сентября по 13 ноября. Вход для участников - свободный.

По окончании Второй мировой войны по всей Германии наблюдался небывалый всплеск художественной активности. Пережив ужас одной из самых страшных в истории человечества войн, художники, писатели, философы чувствовали необходимость переосмыслить трагедию, освободиться от наследия прошлого, возродить идеи модернизма и Баухауза, господствовавшие до прихода к власти нацистов.

Дюссельдорф, благодаря удачному расположению, близости к Парижу, Амстердаму, Антверпену, Брюсселю, стал одним из наиболее заметных интернациональных культурных и экономических центров послевоенной Европы.

Именно в Дюссельдорфе в 1957 году возникла группа Zero. У истоков ее основания стояли Отто Пине и Хайнц Мак, позже к ним присоединился Гюнтер Юккер. Ноль в названии группы не был символом отрицания. Он являлся точкой отсчета, точкой тишины и пустоты, в которой возникал новый, полный надежды и света мир.

К началу 60-х годов многие мировые художники и философы пришли к «нулевой отметке»: Морис Мерло-Понти рассуждал о «нулевом пространстве», Ролан Барт - о «нулевой степени письма», Ив Кляйн открыл выставку под названием «Пустота», а Джон Кейдж начал работать над музыкой тишины. В 1963 году появился манифест Отто Пине, Хайнца Мака и Гюнтера Юккера, он назывался «Zero - это тишина. Zero - это начало».

Выражением идей группы стали световые и кинетические инсталляции, объекты на стыке живописи и скульптуры, а также монохромные картины.

Участники группы находились в постоянном творческом контакте с ведущими европейскими и американскими художниками того времени: Ивом Кляйном, Лучо Фонтана, Пьеро Мандзони, Жаном Тенгли, Марком Ротко и др. Представители международного художественного сообщества вели интенсивный диалог, выражавшийся в совместных выставках и других самых разнообразных формах сотрудничества.

Творчество группы соприкасалось с абстрактным экспрессионизмом, с оп-артом, новым реализмом, ситуационизмом, лэнд-артом и даже с поп-артом.

Группа Zero, часто принимала участие в различных архитектурных проектах: им заказывали роспись стен, отделку помещений, создание осветительных приборов и инсталляций. В то же время группа проводила персональные и групповые выставки по всему миру - от Амстердама, Милана Рима, до Лондона, Нью-Йорка и Филадельфии.

Несмотря на тесную связь между художниками, каждый из них обладал неповторимой индивидуальностью и работал над собственными проектами. Хайнц Мак экспериментировал с кинетическими возможностями света. Лейтмотивом его творчества являются его световые стелы, которые он располагал в нетронутых пространствах пустынь или открытом море. Часто публика могла познакомиться с ними только с помощью видео или фотографии.

Работы Гюнтера Юккера характеризуются отсутствием цвета, главенствующую роль во многих его работах играет гвоздь, по-своему отражающий свет и темноту. Самая известная серия Юккера, «Космическое ви́дение» (1961–1981), представляет собой вращающиеся круги, в которые в геометрическом порядке забиты гвозди, превращающиеся в светоотражатели. Они функционируют иначе, чем излучающие свет стелы Мака, но создают сходный эффект.

Пине, сочетавший художественное образование с философской подготовкой, был увлечен взаимодействием искусства и науки. Его работы отмечены особым чувством цвета, выделяются характерным почерком и формой.

В то же самое время художники группы Zero и их единомышленники всегда стремились к тому, что Гюнтер Юккер называл «миром, где искусство перестает быть делом одиночек, каковым оно является до сих пор».

Контактная информация

Адрес: Москва, Остоженка, 16.

Стоимость билетов: взрослым: 500 рублей, студентам очных отделений РФ: 250 рублей, пенсионерам и школьникам: 50 рублей, инвалидам I и II групп: бесплатно.

Для участников клуба «Российское Фото» вход бесплатный.

Часы и дни работы: 12:00 - 21:00, каждый день, кроме понедельника.

Как и любое значимое движение в искусстве, группа Zero («Ноль») возникла спонтанно. У истоков группы, образовавшейся в 1957 году и сделавшей Дюссельдорф метрополией современного искусства, стояли молодые художники – Отто Пине, Хайнц Мак, Гюнтер Юккер. Группа противопоставляла свое творчество немецкой информель, которая в те годы было всемогущим и очень влиятельным направлением в немецком послевоенном искусстве.

Группа Zero: Хайнц Мак, Отто Пине и Гюнтер Юккер, 1962 г. Фото: ©ZERO foundation.

Группа художников-авангардистов, не разрывая связи с авангардом 1920-х гг., выдвинула новые художественные принципы. Желая очистить немецкое искусство от абстракции, художники обратились к понятиям пространства и времени в космогоническом видении.

Они поставили цель найти новую почву для искусства после войны. Искусство Zero стало нулевой точкой отсчета, обновлением и перерождением.

В 1960-е годы многих западных философов и художников стала интересовать проблема восстановления модернизма после ужасного прошлого. В том числе их интересовал вопрос «нуля», «нулевой точки». Среди них были Теодор Адорно, Морис Мерло-Понти, Ролан Барт и другие. В эти годы группа Zero выпустила свой первый манифест в духе раннего авангарда, озаглавив его «Zero – это тишина. Zero – это начало». Ноль – это не символ нигилизма, отрицания всего – это точка отсчета, момент пустоты, в которой рождалось новое искусство.

Хайнц Мак. Свет и движение настенного зеркала, 1960 г.

Помимо немецкой Zero, были другие группы с подобными названиями – «Гутаи» из Японии, «Ноль» из Голландии, «Новые реалисты» из Франции, «Азимут» из Италии.

«Нулевики» поддерживали отношения с ведущими художниками того времени – Лучо Фонтаной, Ивом Кляйном, Марком Ротко, Пьеро Мандзони, которые разделяли их намерения оппонировать абстрактному экспрессионизму и другим появлениям бессознательного. Творчество группы соприкасалось с оп-артом, кинетическим искусством, ленд-артом, абстрактным экспрессионизмом.

Гюнтер Юккер. Арт-объект с гвоздями.

Художники исследовали взаимодействие человека и природы, выражали свои замыслы с помощью световых и кинетических конструкции, монохромной живописи, используя при этом технологические средства, предметы индустриальной культуры. Любимыми материалами группы стали алюминий, рассеивающий свет, гвозди, песок, веревки, стекло. Зеркало и осветительные приборы также служили основами скульптур.

Гюнтер Юккер. Космическое видение. 5 световых дисков, 1961,1981 год.

Хайнц Мак (род. 1931) изучал философию в Университете Кельна и после окончания учебы он начал исследовать проблемы света и движения. В 1950-х гг. он создавал световые рельефы и световые кинетические конструкции, сделанные из полированного металла, который отражал цвета окружающего мира. В 1958 году он обнародовал свою теорию «динамических структур» в эссе «Покой беспокойства». Чаще всего он использовал полированный алюминий, стекло, зеркала, пластик – на поверхностях этих предметов бликовал и играл свет.

Хайнц Мак. Разнообразные колонны, 1960-1969. Фото: © Собрание Фонда Зеро.

Отто Пине (1928-2014), как и Хайнц Мак был создателем группы (потом к ним присоединился Юккер). Пине так же изучал поведение света и цвета, работал с дымом и огнем. В 1957 году он изобретает сетчатую/решетчатую живопись – тип трафаретной живописи; были созданы полутоновые экраны с ритмично расставленными цветовыми точками. Этот тип постоянно развивался и модифицировался. Так, развитие этого типа осуществилась в работе «Световой балет» (1959) – свет от движущихся факелов проецировался через цветовую сетку. Это расширяло восприятие зрителем пространства. В 1959 году он создал «Дымовые картины», олицетворяя этим простые природные энергии. В его «огненных» картинах слегка сжигался слой растворителя на пигментированной бумаге – получались органические формы из сажи и остатка краски.

Отто Пине. Распространение солнца, 1966. Фото: © Собрание Фонда Зеро.

Гюнтер Юккер (род. 1930) учился у Отто Панкока в Дюссельдорфской Академии искусств. В 1956 году впервые начал использовать гвозди в своем творчестве. В 1960 г. он присоединился к группе Zero. Он также как его коллеги изучал поведение света, оптические явления, движение, визуальный процесс кинетического или ручного вмешательства. Гвоздь для Юккера – основной материал, художественное средство, которое по сей день остается центральным в его искусстве. С 1960-х гг. он начал забивать гвозди в разные предметы – мебель, музыкальные инструменты, предметы домашнего быта. Спустя время он сочетал тему света и гвозди, чтобы создавать иллюзию движения. Помимо этого, он использовал песок, воду, электричество. В его творчестве можно увидеть интерес к авангарду 1920-1930-х гг., к культуре и философии Дальнего и Ближнего Востока.

Гюнтер Юккер. Рояль.

Кстати, именно Юккер был первым западным авангардистом, приехавшим в 1988 в Москву (Центральный дом художника) со своей выставкой. Эта выставка вызвала у советских людей настоящий фурор.

В рамках Дней Дюссельдорфа в Москве МАММ представляет выставку легендарного международного художественного движения ZERO. В 2011 году музей впервые представил в России его итальянскую часть, в нынешнюю экспозицию вошли работы немецких основателей движения - Гюнтера Юккера, Хайнца Мака и Отто Пине.

После окончания Второй мировой войны по всей Германии наблюдался небывалый всплеск художественной активности. Пережив ужас одной из самых страшных войн в истории человечества, художники, писатели, философы чувствовали необходимость переосмыслить трагедию, освободиться от наследия прошлого, возродить идеи модернизма и Баухауза, господствовавшие до прихода к власти нацистов.

Дюссельдорф, благодаря удачному расположению - близости к Парижу, Амстердаму, Антверпену, Брюсселю, - стал одним из наиболее заметных интернациональных культурных и экономических центров послевоенной Европы.

Именно в Дюссельдорфе в 1957 году возникла группа ZERO. У ее истоков стояли Отто Пине и Хайнц Мак, позже к ним присоединился Гюнтер Юккер. Ноль в названии группы не был символом отрицания - он был точкой отсчета, точкой тишины и пустоты, в которой возникал новый мир, полный надежды и света.

К началу 60-х годов к «нулевой отметке» пришли многие мировые художники и философы: Морис Мерло-Понти рассуждал о «нулевой отметке бытия», Ролан Барт - о «нулевой степени письма», Ив Кляйн открыл выставку под названием «Пустота», а Джон Кейдж начал работать над музыкой тишины. В 1963 году появился манифест Отто Пине, Хайнца Мака и Гюнтера Юккера, он назывался «ZERO - это тишина. ZERO - это начало».

Выражением идей группы стали световые и кинетические инсталляции, объекты на стыке живописи и скульптуры, а также монохромная живопись.

Участники группы находились в постоянном творческом контакте с ведущими европейскими и американскими художниками того времени: Ивом Кляйном, Лучо Фонтаной, Пьеро Мандзони, Жаном Тенгли, Марком Ротко и др. Представители международного художественного сообщества вели интенсивный диалог, выражавшийся в совместных выставках и других, самых разнообразных формах сотрудничества.

Творчество группы соприкасалось с абстрактным экспрессионизмом, с оп-артом, новым реализмом, ситуационизмом, лэнд-артом и даже с поп-артом.

Несмотря на тесную связь между художниками ZERO, каждый из них обладал неповторимой индивидуальностью и работал над собственными проектами.

Хайнц Мак экспериментировал с кинетическими возможностями света, и лейтмотивом его творчества является световая стела. Он размещал эти объекты в нетронутых пространствах пустынь и в открытом море, и зачастую публика могла познакомиться с этими работами лишь благодаря фото- и видеодокументации. Для работ Гюнтера Юккера характерно отсутствие цвета, и главную роль в них играет гвоздь, по-своему преломляющий свет и темноту. Пине, сочетавший художественное образование с философской подготовкой, был увлечен взаимодействием искусства и науки.

В то же время художники группы ZERO и их единомышленники всегда стремились к тому, что Гюнтер Юккер называл «миром, где искусство перестает быть делом одиночек».

Электронный дуэт Zero 7 - это два закадычных друга Генри Биннс (Henry Binns) и Сэм Хардакер (Sam Hardaker), многолетние напарники, композиторы, продюсеры и авторы многочисленных ремиксов. Осваивая неограниченные просторы эмбиент-техно, Zero 7 буквально с первых шагов попали в обойму фаворитов как у меломанов, так и у критиков. Последние, не мудрствуя лукаво, после выхода первого же диска окрестили … Читать всё

Электронный дуэт Zero 7 - это два закадычных друга Генри Биннс (Henry Binns) и Сэм Хардакер (Sam Hardaker), многолетние напарники, композиторы, продюсеры и авторы многочисленных ремиксов. Осваивая неограниченные просторы эмбиент-техно, Zero 7 буквально с первых шагов попали в обойму фаворитов как у меломанов, так и у критиков. Последние, не мудрствуя лукаво, после выхода первого же диска окрестили Zero 7 английскими Air. Как выяснилось позднее - несколько преждевременно.

Генри Биннс и Сэм Хардакер дружили с детства, живя по соседству в одном из районов северного Лондона. Оба понимали, что их жизнь будет связана с музыкой, которая интересовала их в самых диаметральных своих проявлениях - равно привлекательными казались соул и классика, джаз и хип-хоп. Среди альбомов, которые кардинально повлияли на их представление о музыке, они называют несколько неожиданные записи: Сэм - «Planet Rock» Африка Бамбаатаа (Afrika Bambaataa), а Генри - «The Hissing Of Summer Lawns» Джони Митчелл (Joni Mitchell).

После школы оба освоили профессию инженера звукозаписи и были приняты на работу в студию Rak, которую возглавлял Микки Мост (Mickie Most). Блеснуть инженерными талантами удалось не сразу. Для начала ребятам пришлось довольствоваться обязанностями курьеров, заваривать чай для сотрудников и бегать по мелким поручениям. Но вскоре им удалось с лихвой наверстать упущенное. С 1992 года Генри Биннс и Сэм Хардакер регулярно выполняли обязанности ассистента инженера, а затем и режиссера звукозаписи. В середине 90-х они увлеклись созданием ремиксов и подготовили их предостаточно, в том числе и для звезд первой величины - Роберта Планта (Robert Plant), Pet Shop Boys, Ленни Кравица (Lenny Kravitz). Но, как правило, записи, которые проходили через их руки, не вызывали у друзей особого интереса. Первой по-настоящему увлекательной работой оказался ремикс на трек «Climbing up the Walls», представленный на классическом альбоме Radiohead 1997 года «OK Computer». Обработать эту песню музыкантам предложил Найджел Годрич (Nigel Godrich), товарищ по колледжу, работавший с Radiohead на правах продюсера. Хардакер и Биннс выложились по полной программе. И не зря - их работа привлекла внимание известного ди-джея и влиятельнго антрепренера Гилля Петерсона (Gilles Peterson) обратил на парочку самое пристальное внимание. Для начала он запустил в эфир BBC Radio 1 ремикс на «Climbing up the Walls», потом предложил музыкантам еще один трек на обработку. Это была композиция «Love Theme From Spartacus» соул-певца и композитора Терри Калье (Terry Callier). И еще одна удача на их ремиксерском поприще.

С тех пор Гилль Петерсон не отказывал начинающим композиторам и продюсерам в своей поддержке. Так, в 2000 году именно с его подачи двое друзей - уже как Zero 7 - издали дебютный ЕР, «оригинально» названный «ЕР1». Первый тираж насчитывал всего тысячу копий, но разлетелись они моментально. Вернувшись к родному ремиксерскому ремеслу, Генри Биннс и Сэм Хардакер не отказались от мысли творить самостоятельно. И в том же году подготовили второй «ЕР2», который разошелся уже гораздо более приличным тиражом. В перерыве между релизами Генри Биннс успел дебютировать как продюсер, поработав над саундом альбома Mel B «Hot», а Сэм Хардакер занялся ремиксами на треки из альбома Radiohead «Karma Police, Pt. 2».

«Нам предлагали огромное количество материала для ремиксов, - вспоминают музыканты. - Но в какой-то момент нам захотелось сделать что-то самим и посмотреть, что из этого получится. Разница была огромная. И мы понятия не имели, к чему все это приведет».

Мало-помалу Zero 7 начали набирать материал для полноформатного дебюта. Композиции рождались под влиянием очень разноплановых артистов - Куинси Джонса (Quincy Jones), Рэя Чарльза (Ray Charles), Джорджа Мартина (George Martin), Джона Барри (John Barry). Свой первый альбом «Simple Things» Zero 7 вынесли на суд публики летом 2001 года. Саунд записи лавировал между эйсид-джазом, эмбиентным техно и фанком. Инструментальные композиции на альбоме соседствовали с песнями, которые озвучили талантливые вокалисты Мозес (Mozez), Сия Фарлер (Sia Furler) и Софи Баркер (Sophie Barker). Сочетая вкрадчивый соул-вокал, бурлящие клавишные, акустическую гитару и классические струнные, авторы добились свободного и сильного звучания. Рецензенты на страницах самых разных британских изданий не скупились на похвалы. «Наш ответ Air» - только один из примеров высокой оценки.

В феврале 2002 года музыканты опубликовали сборник ремиксов из серии «Another Late Night», на котором представили свои версии работ очень разных исполнителей, в основном бразильских и французских. Представитель рэп-андеграунда Quasimoto интересовал их не меньше, чем классика Сержа Гейнсбура (Serge Gainsbourg) «Bonnie & Clyde».

Через несколько месяцев Zero 7 высадились на американском берегу, чтобы отыграть 14 шоу в разных уголках Соединенных Штатов в поддержку своего дебютного релиза. Концертная поездка стала чрезвычайно полезным опытом для участников Zero 7, которые на протяжении многих лет считали себя студийными затворниками и даже не представляли, что когда-нибудь решатся выступать вживую. На сцену вместе с ними выходила внушительная бэк-группа - 11 музыкантов и три вокалиста. Программа тура включала и шоу в рамках третьего фестиваля Coachella в Калифорнии.

К этому времени в Великобритании альбом «Simple Things» стал уже дважды золотым, разойдясь 200-тысячным тиражом (сегодня его тираж превысил 300 тысяч). А дуэт номинировался на две престижнейшие награды - Mercury Music Prize («альбом года») и Brit Award («лучший новый артист»). После концертного знакомства с американской публикой диск «Simple Things» засветился в Тор 5 электронных альбомов США. Когда летом 2002 дуэт вернулся на родину, их ждала английская часть тура с заездом на площадки летних фестивалей. Они стали настоящими звездами фестиваля Homelands 2002.

Второй студийный альбом «When It Falls» был готов в марте 2004 года. Пригласив наряду с уже знакомой Сией Фарлер двух новых вокалистов, Тину Дайко (Tina Dico) и Ивонн Джо Льюис (Yvonne John Lewis), дуэт подготовил симпатичную подборку мелодичных песен и инструментальных композиций. Zero 7 придерживались той же формулы, которая целиком оправдала себя в дебютном альбоме, хотя и сделали дополнительный акцент на элементах поп-стиля. Сами себе продюсеры, Сэм Хардакер и Генри Биннс использовали в аранжировках флейту, духовые и струнные, придавая своим трекам мягкий, теплый колорит. Лонг-плей «When It Falls» одинаково пришелся по вкусу и английским и американским меломанам. Даже без поддержки специального хит-сингла (стопроцентных хитов на альбоме не было) этот диск поднялся в Тор 3 электронного чарта США и даже отметился в Billboard 200.

За месяц до официального релиза участники Zero 7 в компании еще 15 музыкантов отправились в гастрольный тур по Великобритании. Даже самые скептически настроенные журналисты вынуждены были отдать должное их умению заводить публику. Одна из наиболее эффектных деталей их живых шоу - это четыре сменяющих друг друга вокалиста (Мозес, Тина Дайко, Софи Баркер и Сия Фарлер), плюс все действие разворачивается на фоне импрессионистских картинок, проецируемых на задник сцены.

Уже больше трех лет успешно отвоевывая место под солнцем шоу-бизнеса, музыканты так пока еще и не осознали, в чем причина их популярности: «Ничего подобного мы не ожидали. Мы понятия не имеем, как вообще это происходит». И никакой манией величия они до сих пор не обзавелись. Свой проект Генри Биннс и Сэм Хардакер характеризуют очень просто: «Zero 7 - это традиционная группа, но использующая сэмплы, и именно смешение этих двух составляющих производит нужный эффект».

Почти 60 лет назад два художника и теоретика Хайнц Мак и Отто Пине основали в Дюссельдорфе группу Zero . Вскоре к ним присоединился Гюнтер Юккер , и они в духе раннего модернизма сочинили манифест под названием Zero — это тишина. Zero — это начало. Под тишиной и началом он понимали размышление и поиск ответа на «проклятый» вопрос философа Теодора Адорно , возможен ли новый модернизм после нацистов.

Утвердительный ответ был найден в создании световых и кинетических объектов и монохромных картин. В то же время своей сделанностью произведения группы Zero оппонировали абстрактному экспрессионизму, автоматическому письму и другим проявлениям бессознательного. «Нулевиков» поддержали Ив Кляйн, Лучо Фонтана, Жан Тэнгли, Марк Ротко . Они стали пионерами ленд-арта, где, по выражению Юккера, «искусство перестает быть делом одиночек, каковым оно является до сих пор».

Хайнц Мак прославился «световыми колоннами» (некоторые — из мастерской художника — будут представлены на выставке). В начале 1960-х годов сенсацией стали его светящиеся инсталляции в пустынях и в открытом море, которые можно было увидеть только на фотографиях. Гюнтер Юккер — «человек гвоздя», сделавший гвозди своим фирменным знаком, — памятен старшей публике по огромной, на 800 произведений, выставке 1988 года в Центральном доме художника в Москве. Юккер и Фрэнсис Бэкон — первые показанные в СССР живые классики модернизма. В годы участия в Zero Юккер создал Космическое видение из пяти вращающихся дисков, в которые в геометрическом порядке вбиты гвозди-светоотражатели. Тогда гвозди настраивали на медитативное восприятие. Позже они станут знаком агрессии и разрушения.

Отто Пине, художник и философ, автор Олимпийской радуги из светящихся трубок для мюнхенской Олимпиады 1972 года, представлен инсталляцией из световых объектов Три синих светящихся приведения . На самом деле объектов четыре, но один все время находится в тени.

Как часто бывает у больших художников, объединение Zero просуществовало недолго. Группа распалась через десять лет после создания, каждый занялся своими проектами. По прошествии полувека стало ясно, как серьезно «нулевые» идеи повлияли не только на современное искусство и дизайн, но и на наше восприятия мира. Сейчас одинокий объект в пустыне или на морском берегу — привычная вещь, необходимый атрибут жизненного пространства.

Большие выставки группы Zero и их соратников состоялись в 2014 году в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке и в 2015 году в берлинском Мартин-Гропиус-Бау. Теперь очередь дошла до России, где выставка подготовлена совместно с Foundation Zero специально к Дням Дюссельдорфа в Москве.