Конспект урока по русской литературе "нравственные уроки романа "война и мир"". Конспект урока по русской литературе "нравственные уроки романа "война и мир"" Новая тема. Слайд-лекция

Цель урока: ввести учащихся в историческую эпоху в России начала ХIХ века; погрузить в атмосферу романа А. Н. Толстого; учить добывать знания из художественного текста с целью постижения особенностей психологического портрета персонажей; закреплять навыки анализа эпизода, определять его роль в произведении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе.

Тема: «Ум и деятельность» - нравственная основа Андрея Болконского. (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир»).

Цели: 1. Обучающие: ввести учащихся в историческую эпоху в России начала ХIХ века; погрузить в атмосферу романа А. Н. Толстого; учить добывать знания из художественного текста с целью постижения особенностей психологического портрета персонажей; закреплять навыки анализа эпизода, определять его роль в произведении;

2. Развивающие: развивать умения сравнивать, сопоставлять полученные данные, вести учебный диалог, отстаивать свое суждение на основе прочитанного; развивать умения характеризовать героев через их речь и портретную деталь; найти основные приемы.

3. Воспитывающие: воспитывать уважение к чужому мнению, к художественному слову Толстого;

прививать навыки взаимопомощи в выполнении учебных задач;

Межпредметная связь: история, русский язык, информатика

Оборудование: иллюстративный материал, компьютер, проектор, высказывания о Толстом.

Тип урока : эвристическая беседа с элементами поисковой, исследовательской, проектной работы.

Методические приемы: частично - поисковый, исследовательский, эвристический, информационный, творческий проект, сопоставительный.

Формы работы : индивидуальная, групповая, коллективная.

Структура:

Эпиграф

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость». (Из письма Л. Н. Толстого от 18 октября 1857 года.)

I Организационный момент.

II Главная часть:

Слово учителя.

«Во всем мне хочется дойти до самой сути», — этими словами Б. Л. Пастернака хочу начать урок, посвященный героям романа «Война и мире» Николаю Андреевичу и Андрею Болконским. До самой сути хотел добраться Л. Н. Толстой, задумывая свою грандиозную эпопею. Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь дается в единстве, объединяющем интерес писателя и к «истории души человека», и к «истории целого народа». Потому жизнь главных героев неразрывно связана с жизнью всего народа.

Уже в самом начале романа Толстой выделяет основные проблемы века: проблему народа как основы нравственных и моральных устоев общества и, задаваясь вопросом: «Кто истинный герой?», рассуждает об общественной роли дворянства, его влиянии на жизнь общества и страны.

Путь любимых героев Толстого — это путь к народу. Это тернистый, трудный путь к познанию себя и обретения смысла жизни.

Сегодня на уроке мы обратимся к образам сына и отца Болконских с целью - проследить, как доказывает Толстой - свою мысль: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость»

III. Главная часть.

Учитель . Обратимся к тексту.

- В какой сцене впервые предстает А. Болконский?

(Впервые князя Андрея мы видим в салоне А.П.Шерер: «"В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский")

(Князь Андрей безупречен и моден. Безупречен его французский. Даже имя Кутузов он произносит с ударением на последнем слоге, как француз. Безупречны сухие черты его лица, мундир адъютанта и тихий, медленный, стариковский шаг. Завершает картину вселенская скука в глазах. Князь Андрей — светский человек. В этом смысле он подвержен всем движениям и переменам моды не только в одежде, но прежде всего в поведении, в стиле жизни.

И тихая походка, и скука во взгляде, и манера держать себя с окружающими — все выдает в нем приверженца начинающего входить в светский европейский и российский обиход дендизма. И действительно, князь Андрей чрезвычайно дистанцирован от посетителей салона. Его лицо портит гримаса, замечает Толстой. Все и вся надоело и наскучило. Все окружающее ниже и уже поэтому хуже него.)

На всех ли распространяется такое отношение князя Андрея?

(Нет, подобное отношение к миру не затрагивает людей, симпатичных ему. Он преображается, встретив Пьера. Улыбка князя Андрея становится «неожиданно доброю и приятною». А их дальнейшая беседа — разговор двух добрых товарищей, и, несмотря на то что Пьер младше Болконского, разговор равных, безмерно уважающих друг друга людей.)

Учитель.

По утверждению многих критиков, князь Андрей дан нам в романе полностью сформированным, законченным человеком, в отличие от Пьера Безухова, становления которого происходит все семь лет романной жизни.

- Согласны ли вы с этой точкой зрения?

(Толстой проводит князя через главные событие европейской и отечественной истории, через любовь и смерть. Все его испытания, все сюжетные движения сводятся к поискам и момента истины", точки или события, в которых за личиной проступает личность, за телесным — духовное и, самое важное, душевное. Князь Андрей закрыт, загадочен, непредсказуем.)

IV Задание:

Мы будем с вами работать коллективно и по группам.

Все вместе как биографы князя Андрея попытаемся проследить жизненный путь героя.

2-я группа — наблюдатели ; они определяют авторские приемы, используемые для развития образа Андрея Болконского.

V Учитель. В какой момент мы видим всю семью Болконских и встречаем старого князя?

(Отъезд кн.А. на войну)

- Что мы узнаем о князе Николае Андреевиче?

(Князь Николай Андреевич — человек незаурядный, один из тех, кто в XVIII веке строил мощную российскую государственность, приближенный Екатерины II, генерал-аншеф, занимавший видное положение именно благодаря талантам, а не стремлению сделать карьеру. Он один из тех, кто служил Отечеству и никогда не прислуживался, о чем говорит его отставка и даже ссылка при Павле)

VI Исследовательская работа: Прототипы героев в жизни.

(Князь Николай Андреевич Болконский — старый князь, по сюжету — видный деятель екатерининской эпохи. В его облике отразились черты знатного и богатого деда Толстого по матери, генерала Н. С. Волконского, гордеца, атеиста, о котором существует легенда, что он попал в немилость, отказавшись жениться на любовнице Павла, за что и был сослан сначала в далекий северный Грумант, а затем в свое имение под Тулой. Болконские — старинный княжеский род, Рюриковичи, аристократы, которым и царская фамилия — не указ, они по праву гордятся своим более древним родом и заслугами перед Отечеством.

Князь Андрей Николаевич Болконский — сын старого князя. Не имеет явно угадываемого прототипа. Автор настаивал на вымышленности героя. Среди возможных прототипов называют Н. А. Тучкова)

VII Сопоставительная таблица. (заполнение в течение урока).

Почему князь Андрей решил отправиться на войну?

С каким чувством отец отправляет Андрея на войну?

(С радостью!)

Радостью за что?

(За то, что сын исполняет долг. Службу (в высоком значении этого слова) за опального отца продолжает сын.)

- Как понимает старший Болконский службу? Что в образе этого героя раскрывает понятие службы?

(Служить, а не прислуживать. Но служить не как Ипполит, которому отец выхлопотал должность посла в Вене, и не адъютантом при каком-то, хоть и важном, но незначительном лице, как Берг, Борис Друбецкой, а при самом Кутузове. Хотя, быть адъютантом при ком бы то ни было не в традициях Болконских.)

- Как соотносятся в понимании старшего Болконского слова “адъютант” и “служба”?

(“Скверная должность!” - не скрывает своих антипатий старый князь. Адъютант по его понятиям, это лакей, делающий карьеру, а служба- риск, опасность.

Просит в письме Кутузова употреблять сына в “хороших местах”.

Что значат эти “хорошие места” для старого князя?

Не в адъютантах, а, например, на батарее Тушина.)

- Как должен служить сын по мнению отца?

(Не из милости! “Коли хорош будет”. (Кутузов).

“Николая Андреевича Болконского сын из милости служить не будет”.)

Ведь не Кутузову в итоге будет служить сын, а России! Адъютант России!

Что значит четырежды повторенное отцом слово “спасибо”?

(Спасибо сыну от отца и генерала, что светскому миру предпочел войну).

- Какая борьба происходит в душе старого князя в момент прощания? Детали?

(Борьба отца и гражданина с победой последнего.

(Пусть лучше больно, чем стыдно.

“Гордость мысли” мешает обоим обнажить всю глубину переживаний.)

Вывод: . Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну. Оба презирают выскочек, карьеристов, типа Курагина, хотя единственное исключение Болконский, видимо, делал для старого графа Безухова, принадлежащего, по всей видимости, к новой знати, к фаворитам Екатерины (прототипом его до некоторой степени был граф Безбородько). Титулы этих "новых людей" были, как и их богатство, не родовыми, а пожалованными. Дружба с Пьером, сыном старого Безухова, досталась князю Андрею, видимо, тоже по наследству от дружбы его отца с отцом Пьера.

- Докажите что Андрей Болконский безмерно уважает отца и имеет настоятельную потребность общаться с ним?

(Восхищение и понимание образованностью отца в политических делах, самообразование.

Просьба забрать к себе сына в случае его смерти.

Такого комплимента он, может быть, за всю свою жизнь не получал. Это не просто высокая оценка человеческих качеств отца, но и сыновья любовь к нему, выраженная, как и все, что делает Андрей, по-мужски сурово и сдержанно.)

При сравнении князя Андрея и его отца, однако, забывают, что характеры и того и другого даны в развитии. Князь Андрей, конечно, шагнул гораздо дальше Николая Андреевича, к которому питает неизменно уважение и которым восхищается.

Учитель. Надо еще отметить, что оба Болконских — разносторонне образованные, одаренные люди, которым близки идеи гуманизма и просветительства, гуманно относятся они и к своим крепостным, несмотря на внешнюю строгость и требовательность к себе и окружающим. Княжна Марья знала, что крестьяне ее отца были зажиточными, что нужды мужиков в первую очередь учитывались отцом, что побуждает ее в первую очередь заботиться о крестьянах при отъезде из имения ввиду нашествия неприятеля.

- Что характерно для общения детей Болконских между собой?

(Взаимоотношения. Образок, подаренный Марьей. Разговор об отце и полное понимание его позиций. В детях Болконских — высокая честность и чувство собственного достоинства (отказ княжны Марьи от брака с Анатолем. Религиозность, доброта княжны Марьи (отношения с божьими людьми, с Лизой)

- По какому порядку жила семья Болконских? Т.1. ч.1, гл.22.(четко сфорулированные правила, семья потомственных военных, свои представления о чести, достоинстве и порядочности. Ст. князь обучает Марью геометрии, в домашнем быту- степенность и порядок).

Что еще характерно для этой семьи?

Ощущение гармонии человека и природы. Естественная связь с природой княжны Марьи и старого князя.

Постижение вечности и величия природы князем Андреем (аустерлицкое небо, описание дуба на пути в Отрадное)

Разумное восприятие народных проблем: преобразования в селе Богучарове, направленные на улучшение жизни крестьян.

IX Вывод:

Нравственные основы семьи Болконских, по мнению автора, - главная составляющая. Никто из отцов в романе не говорит со своими детьми умнее и лаконичнее князя Николая Андреевича Болконского. Старший Болконский воспитывает своих детей. Болконские - семья, где воспитывают настоящих мужчин, знающих себе цену. Князь Андрей никогда не оказался бы в компании Долохова и не проиграл бы ему в карты просто, наверное, даже не взял бы их в руки.

X Учитель .

Безусловно, князь Андрей загадочен, непредсказуем. Но именно с ним связаны лучшие страницы романа.

Чего стоит самый прекрасный сон его жизни. Небо Аустерлица. Одни из лучших страниц романа. Одновременно дань байронической романтике эпохи. "Прекрасная смерть", — глядя на князя Андрея, произносит Наполеон.

В семье Ростовых, вы, наверное, заметили преобладает женское начало, в семье Болконских - мужское. И этим началам суждено пересечься. Толстой дарит своему герою встречу с прекрасной и душевно чистой девушкой.

- Когда впервые Наташа встречает князя Андрея? (После ранения под Аустерлицем Он находился в депрессии, символом которой является старый дуб, ночь в Отрадном и подслушанный разговор дали ему уверенность и надежду). Слайд 4. Т 2, часть 3, гл.1-3

- Нашли ли продолжение отношения Наташи и князя? (Первый бал Наташи Ростовой). Т.2, ч.3, гл.15.

Почему старый князь не дает согласия на брак сына с Наташей? (Здесь проявляется его самодурство, деспотизм).

Почему Наташа предает князя Анд рея? Наиболее драматичным моментом среди мирных картин романа является соблазнение Анатолем Наташи. Как это происходит, расскажите.

- Почему князь Андрей, который намного старше и опытнее Наташи не прощает ее? (Не позволяет воспитание, заложенное отцом, Андрей признается Пьеру, что хочет простить Наташу, но не может.)

Учитель. А главное, он не способен понять, как Наташа могла увлечься таким негодяем, как Анатоль.

С чьей стороны Наташа получила поддержку и взаимопонимание? (Пьер, единственный, понимает Н., потому что по-настоящему любит ее, он сам стал жертвой семьи Курагиных)

Учитель. В семьи Болконских и Ростовых то и дело вмешивается семья Курагиных. Князь Василий по-своему заботится о своих детях: дочь Элен мечтает о безуховских миллионах, и воспользовавшись наивностью Пьера, добивается своего.

В то время, как отец - Болконский проводил на войну сына и гордился этим, другой отец - князь Василий Курагин - стремился как можно дальше упрятать своего сына от войны.

- Почему князь не дал состояться браку Анатоля на своей дочери? (он знает кн. Василия и презирает его за подхалимство, разврат, ложь, столь чуждого Болконским).

- Почему старший Болконский требователен к дочери до деспотизма?

(Ключ к разгадке в словах: “А чтобы ты была похожа на наших глупых барышень, не хочу”.

Источник людских пороков - праздность и суеверие. Нужны ум и деятельность. Потому и учит Марью математике.)

- «Некрасивая - значит должна быть умной. “Кто ее из любви возьмет?”Жестоко, но это спасает Марью. Какие детали подтверждают ум и прозорливость князя?

(Анатоль и Бурьен, взгляды, жесты).

- Что важно князю в женихе для дочери?

(Чтобы он был ее достоин).

- В каких сценах с особой силой проявится чувство отцовства в старшем Болконском?

(Невозможность разлучиться с дочерью толкает его на отчаянные поступки, злобные, желчные, “…нечего уродовать себя - и так дурна”.

Сватовством Курагиных он оскорблен “за свою дочь”, потому что любит ее больше себя.)

- Какие качества демонстрирует Марья?

(Мечтает о любви, ничего дурного даже не подозревает. Ей не свойственно это. Не видит ничего странного в поведении Анатоля и Бурьен, думает, что это от любви к ней. Готова простить Бурьен за низость. Главное в Марье - “лучистые глаза”. Достоинство - основная черта ее характера.

“Призвание - быть счастливою счастьем любви и самопожертвования. Думать о чести и достоинстве дома Болконских. Духовная Марья могла родиться только в семье князя Болконских.

Отец понимает, как богат духовный мир его дочери, знает, какой красивой она могла быть в минуты душевного волнения. Поэтому так мучителен для него приезд и сватовство Курагиных, этой “подлой, бессердечной породы”.)

XI Вывод:

Учитель. Толстой считает Наташу, князя Андрея и Пьера не только главными, но и любимыми своими героями. Именно в них он вкладывает сои мысли, рассуждения, именно их он проводит через панораму быта и войны. Вы заметили, что в доме Ростовых преобладает женское начало, воплощенное в Наташе, а у Болконских - мужское. И этим противоположным началам суждено воссоединиться.

Возможно, Наташа и князь А. смогли бы еще воссоединиться, но война 1812 года распорядилась по - другому.

Гроза 12-ого года

Настала- кто тут нам помог?

Остервенение народа, Барклай, зима, иль русский Бог? - писал А.Пушкин.

- Через какие испытания проходят герои Т.?

(Отношения Андрея с солдатами

Патриотизм. Отношение к войнам.

Андрей сражается во время войны 1805—1807 годов, уходит в отряд Багратиона, в 1812 году уходит из штаба, командует полком (солдаты называют его «наш князь»).

Князь А. получает ранение, ставшее для него смертельным. Бородино. Полк Болконского в резерве. Уже в резерве выбита половина солдат. Чтобы сократить потери, солдатам приказано сесть. Но офицеры ходят под выстрелами. Дворянину не должно кланяться пулям. Рядом падает бомба. Глядя на ее горящий фитиль, князь ощущает нечто. Это нечто есть жизненный порыв. Биологическое начало. Желание жить. Ему кричат: "Ложитесь!" Поклониться смерти — противоречит внутреннему кодексу чести.)

XII Работа с текстом. Эпизод ранения князя Андрея.

Что происходит с Николаем Андреевичем во время войны?

(Старый Болконский сам пытается защищать свою землю. Его смерть открыла трогательные стороны его души. Он понимает свою неправоту по отношению к Марье, а слова «Погибла Россия» подчеркивают признание князя Андрея лучшим сыном Отчизны)

(Княжна Марья отказывается от покровительства французов и уезжает из Лысых Гор, которые должны захватить французы)

Друг князя Андрея Пьер, не будучи военным, не может не участвовать в Бородинском сражении.

- Наташа распоряжается отдать подводы раненым. Узнает, что среди раненых князь, ухаживает за ним. Открываются ее новые стороны: жертвенность, сочувствие .

Вывод. . Путь любимых героев Толстого — это путь к народу. Только будучи на Бородинском поле, они понимают суть жизни — быть рядом с народом, потому что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Учитель. Только в конце книги, в середине четвертого тома, Толстой приоткрывает тайну души князя Андрея, а возможно, и тайну смысла всей книги.

Это касается тех полутора страниц книги, где "князь Андрей умер. Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собою усилие, проснулся". Несомненно, главное место. Ибо с этого дня начинается пробуждение Болконского "от жизни".

По чувствованию князя Андрея, смерть высвободила в нем дремавшую прежде светлую и могучую силу, и в душе его появилась легкость, которая уже не оставляла его.

Андрей Болконский умер. Но в этом событии не осталось места трагическому. Его смерть стала "моментом истины" его жизни. С ним прощаются герои романа. Но слишком светло, спокойно и торжественно написаны эти строки. В них нет скорби. Разве что вопрос: "Где он теперь?" Смерть, например, князя Андрея Болконского принадлежит к самым потрясающим страницам всемирной литературы, но в ней нет ничего разочаровывающего и принижающего.

Почему Толстой не дал своему герою продолжения.?

Мы проследили основные моменты, связанные с жизнью князя Андрея.

(Деталь (в портрете кн. Андрея гримаса, которая портит его лицо) - прием противопоставления с посетителями салона А.П.Шерер)

(Внутренний монолог. Н., « нет, жизнь в 31 год не кончена…)

(Пейзаж Своеобразие показа природы в романе: реалистичность, точность, выразительность, поэтичность. Связь природы с героями, их переживаниями. Например, князь Андрей на поле Аустерлица, раненый, открывает для себя высокое небо (т. 1, ч. 3, гл. XVI, XIX); лунной ночью в Отрадном чувствует желание жить (т. 2, ч. 3, гл. II); две встречи с дубом на пути в Отрадное помогают понять изменения в его душе (т. 2, ч. 3, гл. I, III).

(Природа и война. Во время Аустерлица — мешает, войска не могут ориентироваться, что вызывает страшную неразбериху. Сцена дается в восприятии князя Андрея (т. 1, ч. 3, гл. XIV—XV). Накануне Бородинской битвы «было ясно, светло, росисто и весело»; после битвы «стояла теперь мгла сырости и дыма», что подчеркивает драматизм ситуации (т. 3, ч. 2, гл. XXX, XXXIX). У Толстого в военных сценах никогда не бывает радостной природы.)

Вывод. Природа показана в движении, связана с жизнью людей, их деятельностью, помогает понять психологию героев, показана в развитии, изображается реалистически. Мир, где царит единство человека и природы, гармоничен. Война — разрушение этого мира.

В чем состоит особенность языка Толстого? И как это подчеркивает индивидуальность героев, в частности князя Андрея?

XIII Особенности языка романа . В толстовском повествовании преобладают сложные синтаксические конструкции. Это отражение сложной мыслительной деятельности, сложной внутренней жизни. Для стиля писателя характерна сила и выразительность, богатство и разнообразие лексики, средств художественной изобразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения и пр.), индивидуальность языка каждого героя.)

XIV Задание.

Творческий проект. (выступление учащихся с проектами)

Учитель.

XV Какие выводы записаны вами в таблице? Сопоставительная таблица.

XVI . Подведение итогов.

Учитель. "Война и мир" завершается темой Отца и Сына, очень важной для русской литературы ("Отцы и дети"). Продолжать идеи своего отца будет другой Николай Болконский — Николенька. В "Эпилоге" ему 15 лет. Шести лет он остался без отца. Да и до шести лет мальчик не много провел времени с ним. В первое семилетие жизни Николеньки его отец участвовал в двух войнах, надолго задержался за границей из-за болезни, много сил отдал преобразовательной деятельности в комиссии Сперанского (чем был горд старый князь, наверняка огорчившийся бы, узнай он о разочаровании князя Андрея в государственной деятельности).

Мальчику снится Отец — любовь к людям, и Николенька дает клятву принести себя в жертву по повелению Отца (Отец — слово, написанное, разумеется, не случайно с большой буквы).Тем самым Толстой отводит большую роль воспитательному мужскому началу.

Семья, по мнению Толстого, - это нравственная основа всего, что есть на земле. 2008 год объявлен президентом России Годом семьи. Ребята, это решение не является случайным. Вы все - будущие мамы и папы, вам придется не раз в жизни делать выбор. И, мне кажется, русская литература - это лучший советчик и помощник в любой жизненной ситуации.

Холодный дом, и осень за окном.

Все вроде бы вокруг осиротело.

Но вот беру я с книжной полки том

«Войну и мир» великого Толстого.

Наташа, Пьер, Андрей и старый князь..

Все это в детстве моем школьном было.

Вдруг от страниц повеяло теплом,

Я поняла - любовь всему мерило.

Любовь, семья и отчий дом..

Вот то, что мне всего дороже.

Великий смысл, наполненный добром,

Несет бессмертный гений мудрого Толстого.

Манера поведения

краткое содержание других презентаций

«Герои «Преступления и наказания»» - Пульхерия Александровна Раскольникова. Лизавета. Предложенные позиции. О ком эти фразы? Как вы их понимаете?. Конкурс капитанов. Эпиграф урока. Разумихин. «Домашняя проба пера». Катерина Ивановна. «Дебаты». Софья Мармеладова. Внимательно прочти текст! О ком он?. Лужин Пётр Петрович. Мармеладов. Дуня Раскольникова. Свидригайлов Аркадий Иванович. Преступление и наказание. Алёна Ивановна.

«Жанр молитвы у Лермонтова» - Не обвиняй меня, всесильный. Варвара Александровна Бахметева. Лирический герой. Я, матерь божия, ныне с молитвою. В минуту жизни трудную. Мир земной. Ландыш серебристый. Стихотворение. Молодость. Жанр стихотворения. Ангел. Прозрачный сумрак. Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова. Пальма. Задания к стихотворению "Благодарность". Благодарность. Чудный пламень. Отношение к Богу. Благовещение. Задания к стихотворению "Молитва".

«Тест по «Войне и миру»» - Чьими глазами мы увидели совет в Филях. Лучшие черты русского национального характера. Кто противопоставлен Наполеону. Первое опубликованное произведение. Какое событие является кульминационным центром. Сколько лет Николеньке Болконскому в конце произведения. Годы жизни Л. Н. Толстого. Действие в «Войне и мире». В ком Л.Н.Толстой видит решающую силу истории. Писатель получил образование. Брак Андрея и Наташи.

«Текст научного стиля» - A) Разговорный стиль. C) Художественный. Е) Формы слов, придающие речи непринужденный характер. D) Официально-деловой. Жанры, использующие научный стиль. Е) Художественного стиля. Цель - дать представление о науке, заинтересовать читателя. B) Эмоционально окрашенная лексика, междометия. Е) Официально-делового стиля. C) Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. В дальнейшем образцом научного языка стало логическое изложение Ньютона.

«Мой любимый поэт» - Мировая слава поэта. Омар Хайям - мой любимый поэт. Рубаи. Учитель Омар Хайям. Сергей Есенин. Чужая страна. Караван мой бренчит и плетется. Поэт Исаакян. Творчество Аветика Сааковича Исаакяна. Свет и тьма. Встречай рассвет и закат. Стиль Блока. Рубайят. Величественный мавзолей. Дай коснуться, любимая, прядей густых. Сборник стихов «Песни и раны». Стихотворный размер. Герман Плисецкий. Цель всего творенья – мы.

«Краткая биография Н.В.Гоголя» - Москва. Мать. Родительский дом. Родители писателя. Имение Яновщина-Васильевка. Стол. Биография. Учеба. Николай Васильевич Гоголь. Первые произведения. Родители. Камин. Дом Гоголя. Санкт-Петербург.

Урок по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

Учитель: Дорофеева Майя Александровна,

СОШ № 1440 г. Москва


Бородинское сражение - бой славы


Цель урока: проследить изображение Бородинского сражения в романе Л.Н.Толстого, выявить идейно-художественные особенности изображения войны в романе; показать, как реализуется в этих главах любимая мысль Толстого - "мысль народная".

Оборудование : мультимедийная установка, видеофрагменты из

фильма «Война и мир», презентация, фотографии Бородинской панорамы, портреты Л.Н.Толстого, главных героев романа, героев Отечественной войны 1812 года, Кутузова и Наполеона.


Ход урока:

    Вступительное слово учителя:

На прошлом уроке по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» мы с вами говорили о том, что, несмотря на отчаянное сопротивление русских войск, французская армия все дальше и дальше продвигалась в глубь России, занимая оставленные жителями города и села.

В каком состоянии находились населенные пункты? Почему? (Местные жители сами сжигали дома, раздавали все: сено, продукты – солдатам, лишь бы это не досталось французам.

Кого из героев романа мы можем вспомнить? (Купец Ферапонтов в Смоленске, княжна Марья в имении Богучарово и др.)

Но французы подходили все ближе и ближе к Москве.

26 августа – произошло величайшее событие в истории России - Бородинское сражение! Битва при Бородине!

Нет, наверное, в нашей стране ни одного взрослого человека, который бы никогда не слышал этих слов.

Об этой битве много писали и пишут историки, подвиг героев Бородина прославляли писатели и поэты (назовите одно из самых известных произведений), музыканты, художники, сценаристы.

Свое видение этого события показал в романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой.

Наша задача на сегодняшнем уроке -

выяснить, как изобразил это событие автор романа, и ответить на вопросы:

- В чем разница войн 1805-07г. и 1812г.?

- Почему было выиграно Бородинское сражение?

- Что есть истинный патриотизм и героизм, по мнению Толстого?

- Каково значение Бородинской битвы в жизни России и в жизни героев романа?

2. Презентация «Историческая справка о Бородинском сражении».
3. Работа с планом.

Дома при подготовке к уроку вы работали с оглавлением тех частей, которые посвящены подготовке и самому Бородинскому сражению.

Сколько глав посвящены этим событиям? (21 глава).

О чем рассуждает Толстой? (о существе и ходе Бородинского сражения, стр. 139-143, о жизни, вместе с князем Андреем, о патриотизме, вместе с Пьером, о том, почему Бородино не принесло Наполеону победы, о духе русского войска и причинах победы в этом сражении).

Какие исторические личности встречаются в перечисленных главах? (Наполеон, Кутузов, Бенигсен, Вольцоген, Клаузевиц).

Какие уже знакомые нам герои Толстого проходят через Бородинское сражение? (князь Андрей, Пьер).

В 7 главах Пьер – действующее лицо. Почему день накануне битвы и частично саму битву Толстой показывает глазами Пьера, невоенного человека? (князь Андрей, Николай Ростов – искушенные военные, привыкшие к войне, к потерям. Для Пьера же все вокруг новое, необычное. Он, как неискушенный человек, принимает войну с психологической точки зрения и может наблюдать за настроением участников, а оно-то, по мнению Толстого, и является причиной исхода сражения).


4. Работа над видеофрагментом.

В 20 главе Пьер выезжает из Можайска и оказывается в гуще событий. Дома вы читали эту главу. Какую фразу солдата, встреченного Пьером, можно считать главной мыслью не только этой главы, но и других, посвященных Бородинскому сражению.

«Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва».

Как Толстой, а вслед за ним режиссер фильма Сергей Бондарчук сумели подтвердить эти слова солдата? Обратите внимание на героев эпизода, звуки, изображение эпизода. (солдаты всех родов войск, мужики, врачи, дворяне, священники; солдатские песни, звон колоколов, говор разных людей по образованию, образу жизни и т.д.; массовость – круглая земля, по которой стекаются все участники события – ЕДИНЕНИЕ ).

ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА.

Зачем Толстой описывает эпизод с иконой Смоленской богоматери? (набожность русских людей как особенность нации, святость момента, единение перед особенным событием ).

5. Работа с текстом романа + план глав.

Кто еще и когда говорит с Пьером о предстоящем сражении и настроении солдат? (князь Андрей ночью перед сражением, гл.25 стр. 157-158).

- Как объясняет кн.Андрей поражение под Аустерлицем?

Поясните слова Тимохина.

6. Работа над понятиями. Запись на доске и в тетрадях:

ПАТРИОТИЗМ

Готовность отдать жизнь

Всем народом, все вместе: солдаты, офицеры, главнокомандующий, мужики, священники, дворяне, купцы;

Без громких пустых слов, без эффектных подвигов (почти нет описания таких мнимых героев, как Жерков, который боялся пройти с сообщением главнокомандующего на передовую);

За свой дом, за свою землю, за своих родных;

За Отечество, за свободу.

Без чего не может быть патриотизма? (Без любви к Родине, к своему народу) – определение патриотизма по словарю Ожегова + повесить на доску.

Тесно связано с этим понятием другое -

ГЕРОИЗМ.

Как вы дадите определение этому понятию? Какие черты характера необходимы? (мужество, отвага, решительность и т.п.) + повесить определение героизма по словарю Ожегова.


- Почему же было выиграно Бородинское сражение? (потому что эти 2 понятия были не пустыми словами для тех, кто участвовал в сражении, а той истиной, без которой биться было недопустимо – солдаты и все остальные доказали свой патриотизм поступками и спмоотречением).

    Проверка домашнего задания – рассказы о героях Бородинского сражения по вариантам + план глав..
-Какие истинные герои битвы показаны автором романа? (батарея Раевского, полк князя Андрея).

1 вариант. Батарея Раевского (гл.31, 32).

Докажите, что солдаты геройски воевали и отдавали свои жизни за Родину (истинный героизм ).

- Что понял Пьер? Какое влияние оказало на него участие в битве? (объединился с народом, понял свое назначение в жизни, показывает понимание ужаса войны! )

2 вариант. Полк кн. Андрея (гл. 36).

Дополнительный вопрос из основных к уроку – всем:

- Какое влияние на него оказали события Бородинского сражения? (ранение – смерть, пришел к пониманию сострадания и любви, стр. 194 гл.37)


8. Работа над видеофрагментом + текст гл.39 + план глав.

Но не только солдаты и офицеры проявляли героизм и патриотизм. Какой эпизод показывает единство Кутузова и всей русской армии? (сцена за завтраком, гл. 35, стр. 187-188).

    Как Кутузов поддерживает дух армии?

ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА.

Не смогли дать второго сражения, наступать на следующий день, но зато что смогли сделать? Ответ на это даст нам 39 глава стр. 199.

ЧТЕНИЕ ОТРЫВКОВ ИЗ ГЛАВЫ.

НРАВСТВЕННАЯ ПОБЕДА – В ЭТОМ И ЕСТЬ ОГРОМНОЕ ЗНАЧЕНИЕ БОРОДИНСКОГО СРАЖЕНИЯ, ПО МНЕНИЮ ТОЛСТОГО.

Д/з: подготовить по вариантам рассказы с примерами из текста:

1 вариант - Кутузов на поле боя. Каким его изображает Толстой?

2 вариант - Наполеон на поле боя. Каким его изображает Толстой?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Краткое оглавление эпизодов и сцен «Войны и мира»

(том 3, часть 2).

XIX глава. Рассуждения Толстого о существе и ходе Бородинского сражения.

- Для чего было дано Бородинское сражение?

- Каким было соотношение сил?

- В каких условиях было принято Бородинское сражение?

XX глава. Пьер выезжает из Можайска.

- Какие слова солдата стали основной мыслью, лейтмотивом при описании подготовки и самого Бородинского сражения?

- Кто (рода войск, другое население) собрался для участия в Бородинском сражении?

XXI глава. Пьер с кургана в Горках наблюдает за окрестностями и пытается разобраться в позициях русских и французских войск.

XXII глава. Пьер в свите Кутузова. Случайный и незначительный разговор штабных. Реплики Кутузова о чудесном, бесподобном народе.

XXIII глава. Пьер с Бенигсеном проехали от Горок до крайнего левого фланга.

XXIY глава. Князь Андрей в Князькове. Размышления о жизни и смерти. Приезд Пьера.

XXY глава. Беседа Пьера с Андреем и офицерами его полка. Разговор Вольцогена с Клаузевицем. Вывод Пьера о скрытой теплоте…

- Как объясняет князь Андрей поражение под Аустерлицем?

- Почему он уверен в победе под Бородином?

- Поясните слова Тимохина.

- Что понял Пьер в окружающих людях? Какую теплоту?

XXYI глава. Наполеон в стоянке у Валуева. Эпизод с портретом сына. Приказ Наполеона о сражении.

XXYII глава. Наполеон готовится к бою.

XXYIII глава. Рассуждения Толстого о том, почему Бородино не принесло Наполеону победы.

XXIX глава. Наполеон перед боем. Он едет к Шевардину.

XXX глава. Пьер со штабом Кутузова на кургане в Горках. Панорама начала сражения.

XXXI глава. Пьер на батарее Раевского.

XXXII глава. Борьба за батарею Раевского. Пьер уходит с поля сражения.

Домашнее задание по гл. 31-32 для 1 варианта.

Как называли французы редут Раевского? Почему?

Докажите, что все солдаты в батарее – семья. Сколько раз повторяется это слово? Как они отнеслись к Пьеру? Почему?

Докажите, что солдаты геройски воевали и отдавали свои жизни за Родину (истинный героизм).

XXXIII глава. Наполеон на поле Бородина. Его попытки руководить ходом сражения.

XXXIY глава. Наполеон и его свита в недоумении: потери огромны, но русские не отступают.

XXXY глава. Кутузов в разгар сражения. Его умелое управление «духом войска».

Как поддерживает Кутузов дух войска?

Докажите, что Кутузов – настоящий патриот. Как относится к Кутузову Толстой? (несмотря на комическую сцену с жареной курицей).

XXXYI глава. Полк князя Андрея в резерве. Ранение князя Андрея.

Домашнее задание по гл. 36 для 2 варианта.

Докажите, что солдаты проявили особое мужество, находясь в резерве, хотя не участвовали в сражении.

Как проявил себя князь Андрей?

Опишите эпизод с раненным в голову и ногу солдатом.

XXXYII глава. Князь Андрей и Анатоль Курагин в палатке для раненых. Примирение кн. Андрея с людьми.

XXXIX глава. «Пламя сражения медленно догорало». Победа, которую одержала Россия.

Не смогла русская армия дать второго сражения, наступать на следующий день, но зато что смогли сделать?

Тема: Нравственные уроки романа «Война и мир»

Цели : на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования; создать условия для исследовательского чтения и личностной интерпретации кульминационных эпизодов в мировоззрении главных героев романа; способствовать совершенствованию навыков филологического чтения и анализа художественного текста; воспитывать интерес к духовному миру личности; способствовать воспитанию читательской культуры.

Задачи :

    проследить по тексту произведения этапы жизненного пути главных героев;

    учить делать выводы и обобщения, иллюстрируя их при помощи цитат из произведения,

Тип урока: комбинированный

Используемая технология : проблемное обучение с элементами критического мышления

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знают содержание изученных глав романа; комментируют отрывки из них, определяя проблемы, поднятые автором в романе-эпопее; характеризуют героев, выделяя и анализируя отрывки, раскрывающие их духовные искания и жизненную позицию; раскрывают авторское отношение к героям; сопоставляют героев; дают собственную оценку их поступкам и поведению, дискутируют.

Эпиграф: Высшая задача таланта - своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни.

В. О. Ключевский

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1.Слово учителя:

Притча про свечу

Наступил вечер. Один человек зажег маленькую свечку и начал подниматься с ней по ступенькам винтовой лестницы.

Куда мы идем? - спросила свечка.

Мы поднимаемся на башню, чтобы осветить путь кораблям в гавань.

Но ни один корабль не сможет увидеть моего света, - возразила свечка.

Хоть твой огонек и маленький, - ответил мужчина, - все же продолжай гореть так ярко, как только можешь, остальное же оставь на меня. Так переговариваясь, они добрались до самого верха башни и подошли к большой лампе. Мужчина зажег лампу с помощью маленькой свечки, и в скором времени большие отполированные зеркала за лампой отразили ее свет, распространяя его далеко вокруг, освещая путь кораблям. ...

Сколько их маленьких свечей, которые смогли разжечь огромный костер и указать путь сотням людей, изменили мировоззрение и даже судьбы людей. Это и А.С.Пушкин, и Н.В.Гоголь, и И.С.Тургенев, и Ф.М.Достоевский…И сегодня мы собрались, чтобы в наших сердцах зажегся свет, имя которому Л.Н.Толстой.

Когда известный русский писатель Набоков рассказывал своим студентам в Корнеле о классиках литературы XIX века, он прибегал к нехитрому приему.Он начинал свою лекцию в абсолютно темном зале. Затем зажигал одну люстру со словами: «Это Пушкин…,затем - вторую: А это Лермонтов, следом – третью: Это Гоголь. А потом, подойдя к окну, одним махом сдергивал штору – и зал заполнялся солнечным светом: « А вот это Толстой!»

И действительно, Толстой – это новый реализм, абсолютно новый взгляд на вещи, огромный поток света, внезапно хлынувший в жизнь людей,и люди увидели там то, чего в принципе и не предполагали увидеть.

Итак, сегодня мы говорим о Толстом, о его жизненной позиции и, конечно, о романе «Война и мир». Попробуйте объяснить смысл слова «нравственность». Проверим себя. В словаре Ожегова «Нравственность – это…» 2. 1.Дамы и господа, я предлагаю вам познакомиться с картиной венгерского художника Тивадара Костки Чонтвари, написанной в 1902 году.

С первого взгляда ничего странного или загадочного в этой картине нет. Единственное, что может привлечь внимание - это разное море за спиной старика, слева спокойное, а справа бурное. Видимо, это и побудило посмотреть на картину, поставив посередине зеркало. Если отразить левую сторону картины, то есть по правую руку старика, получится Бог, который сидит в лодке на фоне рая: спокойное море и мирная гора.

Если же отразить правую сторону слева от старика, то получается Дьявол, сидящий на фоне вулкана
и беснующегося в шторме моря.

Это полотно принято трактовать как символ двойственной человеческой природы: в одном человеке уживаются и светлая, и тёмная половины, добро и зло. Иногда её также называют «Бог и Дьявол», что вновь отражает её дуализм.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Соотнесите, то, что мы увидели на картине со словами Л.Н.Толстого.

«Каждый человек - алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека- не стараться светить, но стараться очищать себя». Л.Н. Толстой.

-Как вы её понимаете и согласны ли с этой мыслью или нет? Почему?

(Высказываются точки зрения о смысле слов писателя, о необходимости самовоспитания и самосовершенствования, духовного очищения каждого человека; подвести детей к таким понятиям как “самосовершенствование” и “самовоспитание”).

Как вы понимаете значения слов “самосовершенствование” и “самовоспитание” ?

Вы верно заметили, что смысл жизни Л.Н.Толстой видит в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям. Это мысль неоднократно повторяется в дневниках писателя. И самыми счастливыми годами в своей жизни писатель считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим при непрерывном самосовершенствовании и самовоспитании.

3.Все эти вопросы рассматривает Л.Н. в романе «Война и мир». «Si vis pacem, para bellum» - «Если хочешь мира, готовься к войне», - говорили древние римляне. С незапамятных времен человечество не могло обходиться без войн. Но война не только физическое насилие и гибель миллионов людей. Война – это жестокая, бескомпромиссная борьба между добром и злом в мирное время.

Беседа

На доске: Антитеза.

Составление кластера»Война и мир»

Заглавие романа образно передаёт его смысл .

«Мир» - это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди.

Мир – это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.

Мир – это весь народ, без различия сословий, одушевлённый единым чувством боли за поруганное Отечество.

Мир – это и весь свет, Вселенная; о нём говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование «царства правды».

Мир – это братство людей, независимо от национальных и классовых различий.

Мир – это жизнь.

«Война» - не только кровопролитные битвы, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда.

Война – это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчёт, разъединение. Война существует не только на войне. В обычной, постоянной жизни людей, разделённых социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения.

Где еще в романе есть антитеза?

Например: Наташа – Соня, Элен, Андрей, Пьер – Анатоль, Кутузов – Наполеон, семьи Ростовых, Болконских – семья Курагиных….

С какой целью Толстой использует антитезу?

Художественное пространство романа Толстого как бы ограничивается двумя полюсами: на одном полюсе - добро и мир, объединяющие людей, на другом - зло и вражда, разобщающие людей.

Перед вами на листе рядом с точками имена героев. Вы должны узнать героя по цитате и последовательно соединять точки.

ЦИТАТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ

Кн. Андрей Кутузов

Пьер Безухов

Кн. Марья

Наташа Ростова

Наполеон

Кн. Н.А. Болконский

Кн. Василий

Элен Курагина

Анатоль Курагин

Лиза Болконская

Ипполит

1. ««С людьми, окружавшими его, от до­чери до слуг, князь был резок и неизменно требовате­лен, и потому не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добить­ся самый жестокий человек»
(князь Николай Болконский)

2. “Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка”. (Наташа Ростова).

3. “Был он небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживлённою женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно”. (Андрей Болконский)

4. “… вошёл массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке”. (Пьер Безухов)

5. “Её хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем ещё милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток её – короткость губы и полуоткрытый рот – казались её особенною, собственно её красотой”. (Лиза Болконская)

6. «…ничего от полководца нет в том полном, рыхлом старике, в его ныряющей походке и сутулой фигуре. Но сколько в нем доброты, простодушия и мудрости» (Кутузов).

7. «Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное и худое лицо и делали его прекрасным». (Княжна Марья)

8. “Жёлтый, опухлый, тяжёлый, с мутными глазами, красным носом от непрекращающегося насморка и охриплым голосом, он сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и не поднимая глаз” (Наполеон во время Бородина).

9. «…его лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот- всё сжималось как будто в одну неопределённую и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение”. (Ипполит Курагин).

10. «Старший сын по крайней мере спокойный дурак, а этот беспокойный дурак, который стоит отцу сорок тысяч в год». (Анатоль Курагин).

11. “Она улыбалась, позволяя всем любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины и была так хороша... ”. (Элен Курагина)

12. «Князь, в придворном шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, со светлым выражением плоского лица». (Князь Василий Курагин).

* Вы соединили точки и получили абстрактную фигуру. Теперь проведите диагональ из левого нижнего угла в правый верхний. Вы видите, что все герои разделились на две группы. В чем принцип разделения? (слева герои, которых «любит» автор, а слева герои, которых он не «любит»).

Каков критерий любви автора к своим героям? (Толстой испытывает своих героев с точки зрения закона "непрерывного движения личности во времени". Герои, способные к душевному движению, к внутренним изменениям, по мысли автора, несут в себе начала "живой жизни" и мира. Герои, неподвижные, неспособные чувствовать и понимать внутренние законы жизни, оцениваются Толстым как носители начала войны, разлада. В своем романе Толстой резко противопоставляет этих персонажей)

    Путь духовных исканий героев. Работа в группах.

1 группа «Андрей Болконский»

2 группа «Пьер Безухов»

3 группа Наташа Ростова

4 группа «Семья Курагиных»

Выводы :Роман похож на человеческую жизнь: меняются поколения, герои в поисках смысла жизни оказываются в разных местах.

Главной задачей людей он считает нравственное самосовершенствование. Главные герои романа, идя по пути поиска истины, совершают ошибки, падают, вновь поднимаются и начинают все сначала. Толстой не идеализирует даже самых любимых персонажей.

Таковы Андрей и Пьер

Чем похожи судьбы А. Болконского и П. Безухова? (Это передовые люди своего времени. Они не живут пустой светской жизнью. У них есть цель, притом, цель большая. Они хотят быть полезными в своей деятельности)

Чем привлекает вас Андрей Болконский? (Он умный, понимает жизнь, разбирается в политике. А самое главное, не карьерист, не трус, не ищет «уютного местечка»)

Чем интересен вам Пьер Безухов?

Какой из героев вам ближе?

В чем смысл жизни Пьера в эпилоге романа? (Участие в тайном обществе, общественная деятельность, счастливая семейная жизнь).

В эпилоге мы видим Пьера семейным человеком. Это не случайно.

Главной мыслью в романе Толстого “Война и мир”, наряду с “мыслью народной”, была “мысль семейная”. Писатель считает, что семья – основа всего общества, и в ней находят отражения те процессы, которые происходят в обществе.

Герои показаны на фоне семейных взаимоотношений. Следуя традициям реализма, Толстой хотел сопоставить между собой различные семьи, которые были типичными для его эпохи. И вновь он использует прием антитезы, одни семьи показал в развитии, другие – застывшими.

Назовите семьи, которые описаны в романе.

Что такое идеальная семья, по Толстому? (На доске рисуем схему-кластер, заполняем её коллективно: любовь, счастье, взаимопонимание, доброта, воспитание, искренность, уважение….)

Толстой, как мы уже говорили, отнюдь не идеализирует героев, не рисует идиллических семей. ….Граф Ростов не умеет жить по средствам и в конце концов доводит свою семью до разорения. Семья Болконских – это аскетизм старого князя, скрытность княжны Марьи, суровость, сдержанность князя Андрея. Но члены этой семьи обладают внутренним благородством и незыблемыми высокими принципами.

Показал ли в романе Толстой «идеальную» семью? (Наташа и Пьер?). (По мнению Толстого, семья Наташи и Пьера идиллическая, это народный идеал семьи, основанный на взаимном доверии и подчинении. Пьер делал только то, на что Наташа давала согласие. Наташа подчинялась малейшему желанию Пьера. Весь мир Наташи в семье, в детях, в муже. Других интересов, по мнению Толстого, у нее не должно быть.)

А вот Наташа в эпилоге (Текст том 4 эпилог часть 1 глава 10 стр.335 прочитать)

Ваше отношение к изменившейся Наташе.

Почему Наташа стала любимым идеалом Толстого?

Слово учителя: Толстому очень важно было через судьбу Наташи показать, что все ее таланты реализуются в семье. Наташа – мать сумеет воспитать в своих детях и любовь к музыке, и способность к самой искренней дружбе и любви; она научит детей самому главному в жизни таланту – таланту любить жизнь и людей, любить самозабвенно, забывая порой про себя; и учеба эта будет проходить не в форме нотаций, а в форме ежедневного общения детей с очень добрыми, честными, искренними и правдивыми людьми: матерью и отцом. И в этом – настоящее счастье семьи, потому что каждый из нас мечтает о самом добром и самом справедливом человеке рядом с собой. У Пьера эта мечта сбылась…

Какой должна быть семья в вашем представлении? (мнения детей)

Составьте семейный кодекс…Ростовых, Болконских, Курагиных. (Могут быть такие пункты: Ростовы – прекрасное гос теприимство, Болконские – строгость, требовательность, Курагины – расчёт, выгода. Знакомство с семейным кодексом.

2.Определите одним словом главный стержень каждой семьи. Например, Ростовы – любовь, Болконские – порядочность, Курагины – ложь, расчёт.

Судьба героев романа, этих Болконского, Пьера, Наташи и Николая,- только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих.

Своей концовкой «Война и мир» - открытая книга: последние слова повествования - это мечты ребенка, планы жизни, которая вся впереди♦ Читая роман, вы, конечно же, обратили внимание на то, что Л. Н. Толстой показывает процесс внутренней жизни не всех героев. чем вы можете это объяснить?

Чтоб жить честно , надо рваться , путаться , биться , ошибаться , начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться... А спокойствие - душевная подлость.». Л. Н. Толстой.

Задания для групп

«Биографы князя Андрея». Выстройте логическую цепочку этапов жизненного пути героя.

«Биографы Пьера Безухова». Выстройте логическую цепочку этапов жизненного пути героя.

2. Презентация результатов творческих работ представителями групп

3. выводы как результаты работы групп

(Формулируются коллективно с помощью учителя.)

Словарная работа

Задание. распределите основные черты, присущие двум группами героинь романа.

Тщеславие, высокомерие, любовь, милосердие, лицемерие, ненависть, ответственность, совесть, бескорыстие, патриотизм, великодушие, карьеризм, достоинство, скромность, позёрство.

6. аналитическая беседа (с опорой на текст романа)

Разделы: Литература

Класс: 10

Цели занятия:

1. Дидактические:

  • Познакомить с историей создания романа, раскрыть его жанровое своеобразие.
  • Создать условия для систематизации знаний по теме занятия и усвоения литературоведческих понятий.

2. Развивающие:

  • Способствовать развитию умения анализировать и систематизировать материалы, раскрывающие процесс работы над художественным произведением.
  • Продолжить работу над развитием монологической речи.

3. Воспитательные:

  • Содействовать повышению интереса к созданию произведений русской классической литературы.

Ожидаемый результат:

  • научиться создавать связный текст с опорой на слайды лекции, подготовленной учителем.

Межпредметные связи: история, информатика, русский язык

Средства обучения:

  • портреты писателя
  • выставка книг
  • мультимедийный комплекс

Тип занятия: слайд-лекция с элементами творческой работы

ПЛАН УРОКА

1. Организация начала урока.

2. Новая тема. Слайд-лекция.

2.1. Сообщение учителя

3. Рефлексия знаний.

4. Выставление оценок.

5. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организация начала урока.

1.1. Постановка учебной задачи.

2. Новая тема. Слайд-лекция.

Слайд № 2.

Сегодня мы приступаем к изучению необычного произведения. Вот уже более 150 лет интерес к нему не угасает во многих странах мира. Роман "Война и мир" - одно из самых патриотических произведений в русской литературе 19 века.

Из всех художественных созданий Толстого, а они все прекрасны, самое значительное, возвышенное, нравственно чистое и жизнеутверждающее - это его роман "Война и мир".

Он взял для него эпохальное событие, потрясшее в 19 веке мир, - Отечественную войну России с Наполеоном и его войсками, собранными почти со всех стран Западной Европы.

Это была самая лучшая пора его жизни. Шестидесятые годы 19 века. Он был в том возрасте, который древние греки называли "акмэ", - возраст полного созревания всех физических и духовных сил человека.

Семь лет работал он над романом как художник и как историк. Наука и искусство слились в нерасторжимое единство. Справедливо писал об этом Достоевский: "Я вывел неотразимое заключение, что писатель - художественный, кроме поэмы должен знать до мельчайшей точности (исторической и текущей) изображаемую действительность. У нас, по-моему, один только блистает этим - граф Лев Толстой".

Современники были очарованы, восхищены, и, конечно, немедленно приступили к острым и долгим спорам. Славянофилы признали в Толстом своего единомышленника. Д.И. Писарев, злой и непримиримый критик дворянства, снисходительно корил автора романа за идеализацию дворянства, за его "невольную и естественную нежность" к своим героям-дворянам.

Слайд № 3.

Запишем план нашей лекции.

  1. Время создания и историческая основа романа
  2. Смысл названия
  3. Система образов
  4. Жанровое своеобразие
  5. Проблематика романа
  6. Особенности композиции

Задание на урок. Познакомиться с содержанием слайда и составить связный рассказ, используя тезисы и схемы со слайда.

Слайд № 4. Время создания и историческая основа.

Роман был написан в 60-е годы 19 века, года начиналась новая, пореформенная эпоха русской истории. Правительство Александра II

отменило крепостное право, но не дало крестьянам земли, и они бунтовали. Вернуло из Сибири декабристов, но осудило на 20-летнюю каторгу Чернышевского. Государство было подорвано неудачами Крымской войны.

Участник сражений в Севастополе, Толстой приезжает в Петербург. В это же время из Сибири возвращаются по амнистии декабристы со своими семьями. Именно в это время у писателя возникает мысль написать роман о декабристах, но к выполнению этого замысла он приступил лишь в 1863 г.

Формирование замысла определил сам

1856 год - начало замысла. Первоначально Л.Н.Толстой задумал начать своё повествование с 1856 г., когда вслед за окончанием Крымской войны монаршая милость даровала узникам Сибири прощение, и герой "Декабристов" возвращается в своё родовое московское гнездо.

"В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию".

1825 год. Но затем Толстой решил перейти к эпохе заблуждений своего героя и начать рассказ с 1825 г. В это время его герой уже зрелый человек.

"Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя".

1812 год - война. В сюжете выпадало решающее звено - молодость героя, совпавшая с Отечественной войной 1812 г.

"Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года".

1805-1807 годы - заграничные походы русской армии.

"Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама".

Однако автор начинает повествование с 1805 г., с его неприятной для русской армии кульминацией - Аустерлицем - "временем наших неудач и нашего срама", как заметит Толстой. По выражению Толстого, ему было совестно писать о торжестве русского оружия в борьбе с бонапартовской Францией, не описав неудач в войне 1805-1807 г.г.".

2.2. Индивидуальные ответы учащихся.

Слайд № 5. Хронология романа.

Примерный вариант ответа

В романе "Война и мир" рассказывается о борьбе России и наполеоновской Францией.

В 1-м томе описываются события 1805 г., когда Россия воевала в союзе с Австрией на её территории.

Во 2-м томе - 1806 - 1811 г.г., когда русские войска находились в Пруссии.

3-й том - 1812 г. - войска Наполеона вторглись на территорию России.

4-й том - 1812 - 1813 г.г.

3-й и 4-й тома посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 г., которую Россия вела на родной земле.

В эпилоге действие происходит в 1820 г. Так действие романа охватывает 15 лет. Действие происходит то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях Лысые Горы и Отрадное. Военные события - в Австрии и в России.

Слайд № 6. Смысл названия.

Л.Н. Толстой начал публиковать роман ещё до завершения работы над ним. В 1865 - 1866 г.г. в журнале "Русский вестник" появился вариант первого тома под заглавием "1805 год". И лишь в конце 1866 года появилось заглавие "Война и мир".

Знаете ли вы, что в 19 веке слова МИРЪ и МiРЪ в русском языке различались по значению? Вот какие значения имеют эти слова в словаре Даля:

  • Отсутствие войны, ссоры
  • Согласие, единодушие
  • Спокойствие
  • Вселенная
  • Земной шар
  • Все люди
  • Община, общество крестьян

В современном русском языке существует единое написание данного слова. Они считаются омонимами, причём каждое слово в свою очередь многозначно.

Вот как определяются значения этих слов в академическом словаре:

  • Все формы материи в земном и космическом пространстве
  • Земной шар, Земля
  • Всё живое, всё окружающее
  • Люди вообще
  • Порядок, строй жизни
  • Согласие, отсутствие разногласий
  • Отсутствие войны
  • Прекращение военных действий, мирный договор
  • Покой, благополучие

Запишем в тетради смысл слов "война", "мир" в понимание писателя.

Слайд № 7

  • Война (в толстовском повествовании) - не только военные столкновения враждующих армий, это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчёт, ложь, лицемерие, низость в человеческих отношениях
  • Мир - это жизнь народа без войны, это весь народ, без различия сословий, объединённый единым чувством боли за судьбу отечества

Индивидуальные ответы учащихся.

(по слайду составить связный ответ, учитель может восполнить недостаток в ответе своими комментариями)

Слайд № 8. Система образов

Примерный вариант ответа

В романе около 600 действующих лиц, среди них около 200 - реальные исторические деятели: Наполеон, Александр I, Кутузов, Багратион и др; показаны представители дворянства и народа

Слайд № 9. Система образов

Всех героев условно можно разделить на любимых ("люди мира" ) и нелюбимых ("люди войны" ). Кутузов, Болконские, Ростовы, Тимохин, Платон Каратаев - люди мира, т.к. ими движет жажда согласия.

Война существует не только на войне. В обычной, повседневной жизни людей, разделённых социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения. Князь Василий, его дети, граф Растопчин, Друбецкие - люди войны, т.к. ими движет чувство зависти, эгоизм, хотя многие из них не участвуют в сражениях.

Люди мира - любимые герои Толстого. Они ищут смысл жизни, ошибаются, страдают, живут сложной внутренней жизнью. Нелюбимые делают карьеру, достигают определённых успехов, но не меняются внутренне.

Слайд № 10. Жанровое своеобразие.

Уже современники Л.Н.Т. почувствовали, что "Война и мир" - книга сложного жанра. И.С. Тургенев писал, что это произведение включает в себя эпопею, исторический роман и очерк нравов. Работая над произведением, Толстой понимал, что на его страницах не сможет отразиться "вся русская жизнь того времени". Поэтому предметом изображения становиться не жизнь человека, не жизнь поколения, а "деятельность всех людей, принимавших участие в событии". Постепенно произведение становится "рассказом не о людях, не о событиях, а о жизни вообще, о течении жизни". Изменившийся замысел потребовал не только изменения названия, но и новой жанровой формы. Сам Толстой называл своё детище просто книгой, не принимая "научных" характеристик "Войны и мира".

Рассмотрим основные признаки романа и эпопеи. Напомню, в романе около 600 персонажей, их них около 200 - лица исторические.

Во время работы над произведением писателю пришлось перечитать много исторической литературы. Проделав такую огромную работу, Толстой пришёл к выводу, что почти везде события описаны "со слов разных генералов". Он фактически создал новый метод изображения исторических событий. Частный человек в представлении писателя включен в историю не только тогда, когда он непосредственно участвует в войнах, сражениях, но и всей своей частной жизнью он постоянно, порой бессознательно творит историю.

Рефлексия знаний.

Задание. Попробуйте объяснить, чем роман-эпопея отличается от романа. Продолжить фразы.

Слайд № 11, 12, 13

Эталон. От обычного романа он отличается:

  • масштабом времени и местом действия (сюжет разворачивается на протяжении 15 лет на территории России и Европы: Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино);
  • количеством действующих лиц (около 600 действующих лиц, среди них около 200 - реальные исторические деятели: Наполеон, Александр I, Кутузов, Багратион и др.);
  • представлены разные социальные слои населения России и Европы (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне)
  • большим кругом жизненных явлений (большое число сюжетных линий );
  • показом исторических событий, которые существенно влияют не только на жизнь отдельных людей, но и на жизнь целых народов и государств (правление Александра I; война Франции с Пруссией, Австрией и Россией, война 1812 г. )

Слайд № 14. Проблематика романа

Сложность и глубина содержания "Войны и мира" требовали, чтобы в этой книге переплелись компоненты многих жанров реалистической прозы.

Попытайтесь определить жанровые элементы в романе-эпопее.

Слайд № 15

Напомню, что роман-эпопея предполагает несколько аспектов изображения жизни:

  • исторический - обращение к реальным историческим событиям;
  • философский - раздумья о законах жизни, о месте человека в историческом процессе;
  • нравственный - глубокий и многоплановый показ внутреннего мира человека, поиски смысла жизни.

Задание. Опираясь на материалы слайда № 14, попытайтесь определить жанровые элементы в романе-эпопее "Война и мир".

("кликнуть" на пустом месте для появления эталона ответа)

Семейно-бытовой (в центре повествования несколько поколений, несколько семей, "семейная проблематика": любовь, помолвка, свадьба, рождение и воспитание детей и т.д.);

  • Психологический (показ взросления героев, формирование личности, анализ "диалектики души" героев (психологический анализ);
  • Философский (взгляды на исторический процесс; жизнь и смерть, война и мир, мироздание и человек; концепция непротивление злу насилием);
  • Исторический (наличие реальных исторических лиц; использование исторических документов; социальные и политические конфликты эпохи).

3. Рефлексия знаний.

Вопросы для контроля:

  1. Как в процессе работы изменялся замысел романа?
  2. Как вы понимаете смысл названия "Война и мир"?
  3. В чем заключается жанровое своеобразие "Войны и мира"? Чем книга отличается от известных романов ХIХ века?
  4. Как группируется система образов в романе-эпопее?
  5. Как вы думаете, для чего в романе-эпопее нужен эпилог?

4. Выставление оценок.

5. Домашнее задание.

У нас остался для изучения только один пункт плана: особенности композиции и сюжета. Это и будет домашним заданием, к которому мы вернёмся после прочтения всего романа. Вам предстоит, опираясь на текст всего романа, самостоятельно разобраться в том, как он построен, в его сюжетных линиях и подготовить слайд-сообщение.