Где в Каталонии танцуют фламенко? Чем полезен танец фламенко

Темпераментное, зажигательное фламенко никого не оставит равнодушным. Ноги сами будут двигаться в такт страстной музыки, а ладони отстукивать экспрессивный ритм

Культура фламенко сформировалась в южной части Пиринейского полуострова, в основном в Андалусии. В целом, культура фламенко включает в себя музыкальное искусство. В большой степени это гитарное, вокальное искусство, танцевальное, театральное и характерный стиль одежды. Термин «фламенко» тесно связан с культурой и бытом цыган, в Андалусии в течение 150 лет он и означал именно эту народность. Есть и другие версии этого термина: в испанском языке flamenco, кроме цыган, означало еще «фламандец» и «фламинго». Возможна версия происхождения термина и от латинского flamma - огонь. Очевидно, каждая трактовка частично соответствует истине, и, собранные воедино, они создают целостный образ всей культуры фламенко.

История возникновения танца

Долгое время единственными носителями культуры фламенко считались цыгане. Они прибыли в Испанию в 15 веке из Византии, и стали впитывать в себя местные традиции музыки и танца. А в Испании сильно было влияние арабской, мавританской культуры. Так, цыгане, впитав в себя испанские, арабские, еврейские традиции, и соединив их с собственной самобытной культурой, создали такое уникальное явление как фламенко. Они жили замкнутыми, обособленными группами, и длительный период фламенко было изолированным искусством. Но в 18 веке, с прекращением гонений цыган, фламенко «вышло на свободу» и сразу же завоевало популярность.

В 20 веке фламенко обогатилось кубинскими традициями, джазовыми вариациями. Движения испанского классического танца также стали использоваться в культуре фламенко. Сейчас фламенко пользуется заслуженной популярностью: его танцуют профессионалы и любители, регулярно проводятся фестивали фламенко, существуют многочисленные школы этого вида танца.

Что такое фламенко?

В основе всех испанских танцев лежит народное искусство. Танцы в стиле фламенко часто исполняются в сопровождении кастаньет, хлопков в ладоши - пальмас, ударов в перпуссионный ящик (кахон). Нельзя представить фламенко без традиционных атрибутов - длинного платья, веера, иногда шали, которую танцовщица то оборачивает вокруг своего стана, то раскручивает. Непременным моментом танца является игра танцовщицы с подолом своего платья. Это движение напоминает о цыганском происхождении фламенко.

Мелодия испанского танца довольно часто имеет музыкальный размер 3/4, но может иметь и двудольный размер 2/4 или 4/4. Для фламенко характерны движения сападеадо - выстукивание ритма каблуками, питос - щелчки пальцами, пальмас - хлопки ладонями. Многие исполнители фламенко отказываются от кастаньет, так как они не дают возможности в полной мере проявить выразительность рук. Руки в испанском танце работают очень активно. Они придают танцу экспрессивность и грациозность. Движение флорео - поворот кисти с ее раскрытием - просто завораживает. Оно напоминает цветок, который постепенно распускается.

Виды

Под общим названием фламенко объединено много испанских танцев, среди которых аллегриас, фаррука, гарротин, буллерия и другие. Существует множество стилей фламенко, различающихся ритмическим рисунком. Наиболее известные из них:

  • Палос
  • Фанданго
  • Солеа
  • Сегирийя

Стиль кантре фламенко включает в себя и танцы, и пение, и игру на гитаре.

Искусство фламенко, являясь синтетическим, объединяющим культуру востока и запада, оказало влияние на формирование музыкальных и танцевальных стилей по всему миру. Сформировались современные виды фламенко:

  • джипси-румба
  • фламенко-поп
  • фламенко-джаз
  • фламенко-рок и другие.

Особенности фламенко

Для танца и музыки фламенко характерны импровизации. Сложный ритмический рисунок, обилие мелизмов и вариаций, делают затруднительным точную нотную запись и запись танцевальных движений. Поэтому в искусстве фламенко важная роль отводится учителю, через которого самобытная культура передается из поколения в поколение. Фламенко оказало влияние на латиноамериканскую музыку, джаз. Современные балетмейстеры и хореографы видят в искусстве фламенко большой простор для самореализации и внедрения новых идей.

Фламенко – испанский музыкальный стиль, сочетающий в себе пение (обычно в песнях мало слов), танец и музыкальное сопровождение (обычно танцуют под гитару, удары в ладоши и каблуками производятся согласно заранее определенному темпу).

Что такое фламенко.

На сегодняшний день испанский танец фламенко очень популярен. Многие истинные ценители фламенко придумали множество разветвлений и разновидностей в его стиле.
Он был сформирован благодаря богатому историческому наследию, которому подверглась испанская земля. Арабы, византийцы, индусы и греки, цыгане и испанцы на протяжении веков чеканили стороны и образы фламенко.
История фламенко уходит в далекое прошлое – около 500 лет назад. Но особую роль сыграли цыгане. В 15 в. они прибыли на Пиренейский полуостров из Азии. Поселившись в историческом регионе Андалусия, за многие годы византийские цыгане смешались с местным населением.
Так как цыгане славятся своим умением петь и танцевать, то частичка цыганской музыки и танца смешалась с испанской, что в итоге выросло в что-то похожее на сегодняшний фламенко. Но лишь спустя 3 столетия в данный стиль была добавлена гитара, без которой сегодняшний фламенко немыслим.
Испания всегда открыта для туристов и путешественников, которые неравнодушны к музыке, танцам и пению. Эта страна может поистине дивить своим шармом и обаянием, а древний фольклор может завлечь с головой в омут страсти и безумия, ведь фламенко это не просто танец, это фольклор, смешанный с музыкой, а также чувствами танцора и его душой.

Где можно увидеть фламенко в Испании.

Испания предоставляет возможность увидеть живое выступление танца (там же вы можете попробовать все разнообразие ):

  • 2 раз в год, фестиваль носит название «Биеналь дэ Фламэнко» (вход сободный). Длится фестиваль 28 дней. История данного фестиваля насчитывает 35 лет, но он уже успел получить популярность во многих уголках Земли как самый шикарный и грандиозный фестиваль фламенко в Испании;
  • помимо фестиваля в Севилье в местных таблао (таблао – бар, в котором исполняют танец фламенко) можно ознакомиться с фламенко в любое время года. Наиболее популярные таблао: Каса Ансельма (нач. в 24-00, ежедневно, вход свободный), Лос Галос (нач. в 20-00, ежедневно, вход 35 евро с чел.), Аудиторио Альварэз Куинтэро (нач. в 19-00, ежедневно, вход 17 евро с чел.).

В других городах испанский танец фламенко также популярен и пользуется спросом у туристов и путешественников:

  • в Хересе – фестиваль «Фиеста дэ ла Булерие» проходит 1 раз в год, дату нужно уточнять на сайте города;
  • в Кадисе – можно посетить местные таблао города, и ощутить всю прелесть фламенко;
  • в Барселоне – осенний фестиваль фламенко проходит в таблао Кордобес (мин. стоимость посещения 45 евро с чел.), где выступают самые лучшие каталонские исполнители фламенко;
  • в Гранаде – в местных таблао города;
  • в – в таблао Вилла Роса (мин. стоимость — 32 евро с чел.), таблао Коррал дэ ла Морэйа (мин. стоимость — 39 евро с чел.);
  • в Кордове – в местных таблао города.

Фламенко в пещерах Гранады.

Помимо фестивалей и таблао фламенко своими корнями глубоко уходит в , где местные цыгане танцуют замбру в пещерах горы Сакромонтэ. Гранада считается родиной Замбры, так как тут зародился этот танец, в котором тесно переплетаются мотивы гитары с пением.
Испанские цыгане в Гранаде уже на протяжении 5 веков хранят секрет исполнения настоящего фламенко, который держится в тайне и передается только от родителей к детям.
При большом желании истинные ценители фламенко могут посетить Гранаду и пещеры Сакромонтэ в сентябре из любой точки земного шара, ведь сегодня любая туристическая организация предлагает широкий ассортимент путевок и приятных скидок на туристические группы.
Находясь в Испании или же в Гранаде, посещение пещер с исполнением испанского танца фламенко будет бесплатным.

А вы заете, что…

Испанский танец фламенко за свою многолетнюю историю существования оброс легендами, удивительными историями и интересными фактами. Из наиболее примечательных событий можно выделить следующие:

  • почти до конца 19 в. цыгане исполняли танец босиком;
  • послом всех цыган в ЕС является танцор Х. Кортэс;
  • гитара для фламенко сделана из кипариса;
  • удивительный звук от игры на гитаре получается благодаря коротким и сильным ударам гитариста о струны;
  • слова песни обычно исполнитель придумывает сходу, без особой подготовки и заранее спланированного контекста;
  • обычно гитарист во фламенко считается самым важным звеном и самым почитаемым среди всего коллектива танца;
  • почти 90 % гитаристов фламенко не знают нот;
  • существуют разновидности фламенко: фламенко-рок, -джаз и -поп;
  • до конца 18 века фламенко существовал только в узком кругу цыганских семейств;
  • в каждом испанском городе существует свой вид и форма фламенко;
  • самый крупный фестиваль, посвященный фламенко, проходит в Севилье;
  • в Барселоне в честь танца открыт ресторан и музей.

На портале Dance.Firmika.ru собрана информация о том, где можно записаться на занятия фламенко в Москве: адреса и телефоны танцевальных школ и студий танцев, цены на наиболее востребованные направления, отзывы учеников. Для большего удобства в использовании портала и поиске школы танцев мы предлагаем воспользоваться удобным фильтром по районам и станциям метро. Наглядные таблицы помогут сравнить стоимость занятий и тренировок в разных танцевальных студиях города, выбирая оптимальный по цене вариант.

Фламенко – весьма молодое танцевальное направление, зародившееся около двух веков назад. Постоянное развитие фламенко напрямую связано с использованием гитары в музыке, насыщающей ее звучание. По своей сути фламенко – это продукт впитывания и поглощения разных культур, которые гармонично сочетаются в одном танце.

Танцы фламенко – особенности и характерные отличия

Профессиональные танцоры завораживают своими движениями и энергией. Четкий ритм, яркие и выразительные элементы – в танец фламенко просто невозможно не влюбиться. К характерным особенностям направления относится отбивание ритма каблуками, при котором рождается четкий барабанный звук ударов подошвой ботинка и каблуком по полу – техника «Сапатеадо». Она требует немалых затрат энергии, поэтому долгое время ее ассоциировали с мужчинами-танцорами. Для женских движений характерна большая мягкость и плавность.

Однако фламенко танец сегодня не так ярко делится между мужчинами и женщинами. Разве что движения у танцовщиц отличаются волнообразностью и чувственностью. Мягкие линии рук, которые не ломают своей резкостью плечи или локти. Уроки фламенко в танцевальных школах учат плавности движений. Например, у женщин подвижные кисти в танце похожи на закрывающиеся и раскрывающиеся веера, завораживающие своей эффектностью. Для мужчин характерны более строгие и сдержанные движения кистей, которые больше похожи на разрезающие воздух мечи.

Уроки фламенко для начинающих помогут освоить и такие элементы, как «Питос» - прищелкивания пальцами, «Пальмас» - ритмичные хлопки при помощи скрещенных ладоней. Они часто звучат в ритме, внося в него особое очарование. Традиционное фламенко не использует дополнительные предметы, руки остаются во время движений. Несмотря на то, что кастаньеты считаются классическим элементом танца, их использовали изначально только в испанском стиле. Однако они быстро полюбились зрителям, став неотъемлемым атрибутом любого выступления.

Сложно ли научиться танцевать фламенко?

Опытный преподаватель поможет прочувствовать ритм и мелодию и научит идеально отражать их в танце. Базовые движения не такие сложные, как может показаться – на первых уроках с ними справиться не составит труда. Постепенно, по мере осваивания основных элементов, преподаватель по фламенко усложняет процесс обучения, задает более сложные движения. Совершенствование навыков и отработка техники отнимает много времени, однако конечный результат заставит замереть в восхищении даже самых придирчивых зрителей!

Обучение фламенко в Москве

В старинном доме со множеством коридоров первого этажа с трудом можно пробраться к главному месту съемок, - а именно, спальне, где главные герои танцуют свое «Фламенко». В этой комнате можно встретить всё: от столярных тисков до фортепиано. Пока сохнут глиняные куклы, камеры направлены на большую кровать, где сладко спит женщина. Дубль за дублем она делает поворот на другой бок. В соседней гостиной режиссер и оператор пристально следят за тем, что происходит в соседней комнате через мониторы.

Играет мрачная музыка, по стенам бегут тени прошлого и воздух пропитан расставанием. Приезда Левы и Шуры ожидают с минуту на минуту. Они приехали всего на час, посмотреть за ходом съемок, познакомиться с актерами, и, конечно, ответить на вопросы любопытных:

Ребята, расскажите, что это за мистическая квартира?
Лева: эта квартира художника Верещагина. В этой квартире каждый день снимаются какие-то сериалы. Она такая колоритная и фактурная, и я думаю, что в ней по ночам ходят всякие именитые привидения.
Шура: а вообще, эту квартиру выбрал режиссер, когда он послушал песню, то у него возникла идея.

Расскажите немного о клипе.
Шура: - это второй клип нашего проекта «Нечетный воин», первым стал клип на песню «Медленная звезда», которую спела с нами Диана Арбенина. Клип на «Фламенко» - это своего рода продолжение клипа на «Медленную звезду» по настроению и по истории.
Лева: песня «Фламенко» для нас связана с личными переживаниями, которые не хотелось бы выносить на всеобщее обозрение.
Шура: клип на самом деле очень личный, и имеет больше отношения ко мне, чем к леве.

В съемках принимают участие профессиональные актеры Пономарева Ирина, Борис Токарев, которые и играют танцоров, которые протанцевали и прожили вместе всю жизнь. Пока съемочная команда занималась постановкой кадров с участием кукол Левы и Шуры, «танцоры» поделились с нами о своих впечатлениях от съемок в клипе:

Скажите, вы актеры или танцоры?
Пономарева Ирина: мы драматические актеры. Играем и в театре, и в кино.
Борис Токарев: я, в основном, в кино.

В каких сериалах вы снимались?
П.и.: «Линия защиты», «Кулагин и к», последний фильм - «Глазами волка», где я играю главную женскую роль.

Какие ваши впечатления от участия в съемках клипа?
Б.т.: замечательные! Очень хорошая команда и сюжет нам очень нравится. Единственная проблема с финалом, потому что мы с Ирой в конце танцуем несколько развязок танца «Фламенко». Вот сейчас репетируем танец.

Я вижу, вам помогает в этом инструктор по танцам.
П.и.: да, конечно! Это, я считаю, необходимо, хоть мы и сами не плохо двигаемся для драматических актеров, но здесь, конечно, очень важна отточенность движений, ведь мы играем профессиональных танцоров, и наши движения должны быть безукоризненными. Тем более, это финал клипа, и очень важно, чтобы он был ярким.

А приходилось ли вам танцевать «Фламенко» на сцене или в жизни?
П.и.: нет, не приходилось, к сожалению. Русские народные я отплясывала в ансамбле. Но сам танец мне очень нравится, но не в эстрадном варианте.
Б.т.: нет, я никогда не танцевал «Фламенко».

Что вы можете сказать о режиссере Владе Разгулине, легко ли с ним работать?
П.и.: очень милый человек, знает, что хочет.
Б.т.: четко ставит задачи. Не многословен, что хорошо. Всё конкретно и четко.

Как вы относитесь к музыке группы «Би-2», слушаете ли дома?
П.и.: так, чтобы включать дома магнитофон и слушать - такого нет, но когда я слышу - я не выключаю, потому что мне нравится эта группа. Когда я сыну сказала, что буду сниматься в клипе, он был очень удивлен и обрадован, - я поняла, что он одобрил.
Б.т.: у меня есть кассета в машине, и когда я выезжаю куда-то, то я ставлю. Я думаю, что этот клип будет их лучшим клипом, потому что песня замечательная, и она как бы идет немножко вразрез с тем, что они делали раньше. И это очень удачный эксперимент, который займет достойное место в хит-парадах.

Актеров отвлекает инструктор по танцу «Фламенко»: до следующего этапа съемок нужно отрепетировать самое сложное - танец. Тем временем камера и свет направлены на столик в спальне, на котором во множестве фактурных и ярких предметов стоят две глиняные куколки. Одна с гитарой, другая с микрофоном. Как рассказал нам режиссер клипа Влад Разгулин, через весь клип будет обозначено их ненавязчивое присутствие. Вообще, Влад не любит говорить о том, что он снимает. Правда, во время обеденного перерыва, когда вся команда отдыхала в небольшом садике во дворе дома (Лева и Шура тоже, дав несколько интервью, отправились обедать в расположившийся по соседству знаменитый ресторан «Дача»), Влад согласился ответить на пару вопросов специально для посетителей сайта Би-2:

Обычно Би-2 устраивают нечто вроде тендера перед съемками, то есть показывают разным режиссерам песню, они предлагают свои идеи, а далее группа выбирает наиболее понравившийся вариант. Скажите, на этот раз было также?
В.р.: ну, в этот раз было совсем по-другому. Я пришел с готовой идеей и сказал: или я снимаю, или нет. Им очень понравилась моя идея клипа.

Как сформировалась история ролика о двух танцорах?
В.р.: - я послушал музыку, и в голове сложилась такая история, образ. Знаете, когда музыка хорошая - все рождается очень быстро.

Почему вы заменили живых музыкантов на кукол?
В.р.: мне история ролика сама по себе кажется очень грустной, и я не нашел в ней место живым музыкантам, и мне четко пришла в голову мысль сделать глиняных кукол, и это понравилось всем.

Что это за место, где проходят съемки, чья это квартира?
В.р.: - с этой квартирой я знаком. Мы здесь часто снимаем что-то, и всякий раз получается все по-разному. Квартира сама очень фактурная. Здесь есть много предметов, которые можно двигать в процессе съемок и строить кадры так, как кажется интересным.

Кто оператор клипа?
В.р.: - Марат Адельшин. Он снимал с нами клипы на песни «Зажигать» и «Невероятная история».

Кстати, о клипе на песню «Невероятная история». Я была на съемках клипа, а конечный вариант очень удивил. Многие поклонники группы говорили, что присутствие в клипе летающей тарелки не совсем им понятно.
В.р.: ну, на самом деле, мы тоже не понимаем, откуда она взялась! (смеется). Она в голову пришла нам в последний день. А почему бы и нет, пускай будет летающая тарелка - подумали мы.

А то, что получилось, вам понравилось?
В.р.: я не супер доволен, конечно, но так мало времени на такие вещи не должно быть. Клип должен сниматься два дня! Когда нужно успеть все снять в один день, то это очень сложно, как и для команды, так и для актеров. Посмотрим, что получится с «Фламенко».

Впереди у съемочной команды трудный день и еще очень много задач. Из того, что мне удалось увидеть, я сделала очень приятный для себя вывод: клип будет очень образным - через предметы и мелкие движения актеров режиссер нам расскажет трогательную историю двух любящих друг друга людей, несмотря ни на что танцующих свой яркий и неповторимый танец любви. Здесь время не властно, и цвета не играют ролей, здесь «Фламенко».

Что это — мода на экзотику, благодаря которой в плеерах наших сограждан появляются кельтские мотивы, а в меню кафетериев — японские суши? Или желание выделиться: восточным танцем живота увлекается половина знакомых, другие приятели выбирают R’n’B направление, а я вот возьму и ка-ак… И понеслась душа в рай, под дроби каблучков и кружение воланов!

Возможно… Но те, кто занимается фламенко, загадочно улыбаясь, признаются, что лучше способа выплеснуть избыток чувств не найти…

И действительно, с малых лет нас учат вести себя сдержанно: громко не смеяться, не показывать слёз, не устраивать скандалов на людях… Но ведь эмоции, распирающие нас, должны находить выход?

Конечно, легче погасить переживания, покурив за углом, а о неудачах поплакаться друзьям за чашкой кофе, сорвать злобу на родственниках и излить душу, сделав очередную запись в дневнике… Только какая польза от всего этого? Временная разрядка и… ты снова на грани стресса. Тогда как фламенко позволяет направить любые эмоции в созидательное русло. Ты можешь вытанцевать, растоптать, вскружить, изломать тоску, злость, обиду, переживания… страсть, нежность… Всё то, что мы боимся выразить в повседневной жизни, то, что скрыто за рамками приличий. «Танцуя, человек позволяет себе роскошь быть самим собой», сказал Пауло Коэльо в одной из своих книг.

Фламенко — танец, в котором можно обойтись без партнёра. Танец одиноких. Это жизнь на одном дыхании. Это импровизация, порыв чувств — соитие с музыкой, с душой… Как говорят испанцы — это танец обнажённых нервов. Если его танцуют двое — это спор мужского и женского начала. Неспроста самостоятельные, гордые женщины предпочитают фламенко. Они жаждут противостояния — противостояния себе и страстной борьбы на равных с мужчиной.

Танец огня завораживает не только экспрессивностью. Строгий, полный условностей и традиций, впитавший в себя культуру многих народов танец необычайно красив. Костюмы танцоров фламенко — байлаоров — прообразы традиционных одеяний цыган. У женщин это платье до пола, часто из разноцветного материала в горошек, украшенное оборками и воланами. Одежда танцоров-мужчин — тёмные брюки, яркий широкий пояс и белая рубашка с широкими рукавами. Иногда края рубашки завязываются спереди на поясе, а поверх надевается короткая жилетка-болеро.

При занятиях фламенко — эмоциональным, пластичным танцем — большое внимание уделяется выразительным движениям рук и кистей, головы и корпуса. Немаловажно и раскрепощение танцора. Полная отдача себя танцу. Ведь фламенко — это дыхание жизни, это взлёты и падения, это когда тебе кажется, что ты сейчас взлетишь… но ты не птица, ты только человек, и ты падаешь. Падаешь, чтобы взлететь, чтобы снова чувствовать, чтобы вновь глубоко вдохнуть чистый искренний воздух фламенко. Это глубокое и многогранное искусство.
Но… Как говорят цыгане, танец нельзя описать словами! Его можно только исполнить…