Что это - Барочный дворец или Дом-комод? Дом Трубецких: тайна старинной усадьбы Дом комод на покровке

100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Дом Апраксиных – Трубецких («дом-комод»)

Этот дом называют жемчужиной елизаветинского барокко. И, как у всякой драгоценности, у него есть свои легенды, тайны и загадки.

История началась в 1764 году, когда землю на Покровке купил подпоручик лейб-гвардии Измайловского полка граф Матвей Фёдорович Апраксин. Новый покровский землевладелец происходил из очень древнего и именитого рода, давшего России многих замечательных людей. Его отец Фёдор Матвеевич – стольник Петра, легендарный адмирал, глава Адмиралтейского приказа, строивший Азовский флот. После смерти адмирала его сыну Матвею достался большой участок в Петербурге на Фонтанке. Это знаменитый Апраксин двор.

В 1764 году Матвей Апраксин женился на фрейлине Екатерине Ивановне Гендриковой. Тогда-то и купил он просторный земельный участок на Покровке, где решил построить дом. Тот самый, который стоит и поныне.

С возведением этого дома и связана первая загадка. Дело в том, что к этому времени в моду уже вошёл классицизм. Он пришёл на смену барокко, модному во времена императрицы Елизаветы Петровны. А ко времени строительства дома и в Москве, и в Петербурге предпочтение отдавалось классицизму, столь любимому новой императрицей Екатериной II Алексеевной.

Причины столь неожиданного решения вернуться назад, к елизаветинскому барокко, называют разные. Но скорей всего Матвей Апраксин мог просто поступить своевольно, как барин, как и было принято среди многих богатых московских вельмож.

Но, как бы там ни было, а в Москве появилась архитектурная жемчужина – редчайший образец гражданского елизаветинского барокко. Лепнина, раковины, коринфские колонны, богатый декор не мог никого оставить равнодушным. Дом сразу назвали московским Зимним дворцом. Правда, в миниатюре. А затем за причудливую архитектуру и форму он получил и другое прозвище – «дом-комод».

Дом Апраксиных – Трубецких («дом-комод»)

Имя архитектора – вторая загадка дома. Легенды приписывали дом самому Варфоломею Варфоломеевичу Растрелли. Исследователи выражались более осторожно: неизвестный мастер круга Растрелли. Некоторые предлагали имя крепостного графа П.Б. Шереметева Ивана Петровича Аргунова. Ведь Иван Петрович был не только талантливым художником, но и архитектором, принимал участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино.

Затем с определенной долей уверенности стали называть Дмитрия Васильевича Ухтомского. Он был главным архитектором Москвы в период правления императрицы Елизаветы Петровны и считается одним из создателей московской архитектурной школы. И что важно – учеником Варфоломея Варфоломеевича Растрелли. Это он, главный мастер московского елизаветинского барокко, построил великолепную колокольню в Троице-Сергиевой лавре, а в Москве – церковь Никиты Мученика в Старой Басманной.

И если принять версию, что архитектором дома Апраксина был Дмитрий Васильевич Ухтомский, то понятно, что это его главное гражданское творение. Он был выстроен в соответствии с законом петровского времени – по «красной линии» улицы, с парадным фасадом, обращённым на Покровку. Возможно, и уже с овальным залом в центре. Позднее там была устроена домовая Благовещенская церковь.

При Апраксине домового храма не было. Матвей Федорович приписался к соседней Воскресенской церкви. С 1769 года имена его и домочадцев появляются в исповедной книге храма.

В 1772 году Апраксины по каким-то неясным обстоятельствам расстались с домом на Покровке. Строение приобрёл лейб-гвардии капитан-поручик князь Дмитрий Юрьевич Трубецкой.

Роскошную усадьбу Апраксиных на Покровке Дмитрий Юрьевич Трубецкой приобрёл на средства, вырученные от продажи кремлевского владения. Это владение Трубецких в центре Кремля существовало с 1612 года. Дмитрий Тимофеевич Трубецкой прославился в Смутное время. В 1611 году вместе с Прокопием Ляпуновым и Иваном Заруцким он собрал первое народное ополчение и участвовал в боях за Москву. В 1612 году вместе со вторым ополчением освобождал столицу от наёмников, за что получил титул «Спаситель Отечества». Трубецкой ратовал за созыв Земского собора и даже был претендентом на царский престол. Заняв в октябре 1612 года Московский Кремль, Дмитрий Тимофеевич Трубецкой облюбовал себе бывшие палаты Бориса Годунова и поселился в них. В своём новом владении он устроил небольшую домовую Благовещенскую церковь. Только в 1771 году по указу императрицы Екатерины II казна выкупила это последнее частное владение в Московском Кремле. На этом месте должно было возводиться здания Сената.

Дмитрий Юрьевич Трубецкой перевёз на Покровку и домовую Благовещенскую церковь. Так в особняке появился собственный храм.

Городская усадьба на 89 лет перешла к новым владельцам. Домом владели четыре поколения князей Трубецких.

С начала XIX века с домом на Покровке связаны имена многих выдающихся писателей и деятелей культуры. Александр Сергеевич Пушкин знал этот дом с раннего детства. У Трубецких бывал и маленький Фёдор Тютчев. Будущий известный историк Михаил Петрович Погодин преподавал дочерям Трубецкого. Дом на Покровке был связан с судьбой Льва Николаевича Толстого. Князь Дмитрий Юрьевич, первый владелец из рода Трубецких, был прадедом писателя по материнской линии.

В 1861 году юнкер лейб-гвардии конного полка князь Иван Юрьевич Трубецкой и его мать Ольга Фёдоровна продали дом на Покровке Московскому университету. В доме была открыта 4–я мужская гимназия. Эта гимназия выделялась среди казенных гимназий и даже соперничала со знаменитой 1–й мужской гимназией на Волхонке – старейшей в Москве, основанной в 1804 году. 4–я гимназия была классической гимназией высшего разряда – с двумя древними языками, латынью и греческим, что давало право после её окончания поступать в Московский университет. Она славилась великолепным преподавательским составом. Среди выпускников гимназии – Николай Жуковский, «отец русской авиации», и академик Алексей Шахматов. В этих стенах гимназист Константин Станиславский, тогда еще Алексеев, познакомился с Саввой Морозовым, будущим меценатом его театра. В гимназии на Покровке учились братья Ремизовы, в их числе будущий писатель Алексей Ремизов, чье творчество Марина Цветаева назвала «живой сокровищницей русской души и речи».

После революции гимназия была закрыта, закрыта была и домовая церковь. Дом заняли обычные коммуналки. С коммуналками соседствовали разные учреждения. С 1924 года здесь находилось общежитие студентов Московского института инженеров транспорта. Коммуналки же стали постепенно расселяться только после войны, и на втором этаже расположился Дом пионеров.

В 1960–х годах жильцы коммуналок были окончательно выселены. У дворца появился новый хозяин, Всесоюзный научно-исследовательский институт геофизики. Тогда была проведена первая реставрация памятника: его фасадам вернули первоначальный облик середины XVIII столетия. Начали восстанавливаться и интерьеры.

И удивительный дом, получивший когда-то ироническое прозвище комод, вновь стал восприниматься как подлинная жемчужина елизаветинского барокко. Ведь известно, что настоящий жемчуг погибает без человеческого тепла.

На улице Покровка в Москве находится немало интересных зданий, но один особняк выделяется среди них своей уникальностью, архитектурными особенностями и историей. Речь идет про знаменитый дом-комод, который является единственным в российской столице строением в барочно-растреллиевском стиле, более привычном для С.-Петербурга.

Строительство здания было завершено в 1766 году. К сожалению, история не сохранила имени архитектора, по некоторым данным, им является Д. Ухтомский. Очевидно, что создатель дома-комода был поклонником архитектурной школы Б. Растрелли. В облике здания четко угадываются барочные черты: обилие лепнины, декора, колонн, стремление придать строению более округлый вид.

Первым владельцем дома-комода был генерал С. Апраксин. В 1772 году он продал здание княжескому роду Трубецких. Аристократическая семья владела строением на протяжении 90 лет. В народе к фамилии князей даже добавили приставку «Комод».

Туристам стоит внимательнее присмотреться к стенам дома. Архитектурная сложность дворца поражает. С помощью системы колонн и выступов зодчему удалось добиться единой композиции: кажется, что здание состоит из одной бесконечной стены, без угловых разрывов.

Дом-комод украшен многочисленными колоннами, пилястрами, барельефами, наличниками и портиками. Строители не поскупились на лепнину: в некоторых местах стены почти полностью покрыты декором.

Внутренние интерьеры здания, к сожалению, не дошли до нас в своем первоначальном виде: обстановку уничтожил сильнейший пожар. Тем не менее, туристам будет интересно увидеть воссозданное убранство великолепных помещений дворца, разнообразие которых поражает: это обширные кабинеты, огромные бальные залы, красивые опочивальни и будуары. В центральном зале обстановка вполне может соперничать с интерьерами Зимнего дворца.

В доме-комоде гостили люди, ставшие цветом и гордостью русской культуры. Достаточно сказать, что здесь неоднократно бывал А. С. Пушкин, посещал князей Трубецких и еще один великий русский поэт – Ф.И. Тютчев.

В 1861-ом году материальные трудности вынудили княжескую семью продать свой любимый дом. Здание приобрел Московский университет, разместивший здесь 4-ю мужскую гимназию, ставшую одним из самых знаменитых учебных заведений страны. Выпускниками гимназии являются К. Станиславский, П. Виноградов, С. Морозов, А. Шахматов.

В постреволюционные годы дом-комод стал многоквартирной коммуналкой, офисным центром и студенческим общежитием. В соответствии с политикой «уплотнения», в одну комнату могли заселить 10, а то и 20 человек. После войны жильцы коммуналок съехали в другие районы, а историческое здание было передано НИИ геофизических методов разведки и Дому пионеров Бауманского района, который в свое время посещала будущая поэтесса Б. Ахмадуллина.

В 1960-ом году дом был полностью отреставрирован по чертежам 18-го века. Здание является объектом культурного наследия России.

Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов размещается сегодня в двух домах Волконских и Трубецких. Первый музей декабристов в Иркутске был открыт 29 декабря 1970 года в доме, принадлежавшем по легенде семье декабриста С.П. Трубецкого (ул. Дзержинского, 64).

В 1839-1845 годах декабрист князь С.П. Трубецкой вместе с женой и детьми находился на поселении в с. Оёк Иркутской губернии. В 1845 году Трубецкие переехали на жительство в Иркутск. В городе семья декабриста проживала до 1856 года в просторном деревянном доме в Знаменском предместье. Тот дом сгорел в 1908 году. Городская легенда о том, что дом на Арсенальской (ныне ул. Дзержинского, 64) принадлежал декабристам, послужила основанием для установки на его фасаде в 1936 году мемориальной доски.

С 1940-х годов этот дом постоянно стал именоваться домом Трубецкого. В действительности сам Сергей Петрович никогда здесь не жил. По предположениям иркутских историков, дом мог быть построен Трубецкими для одной из трех дочерей. В 1960-е годы старинный дом отреставрировали по проекту архитектора Г.Г. Оранской и передали Иркутскому областному краеведческому музею. Его назвали Домом-музеем декабристов. В 1970 году здесь открылась первая выставка «Декабристы в Иркутске». На ней были представлены мемориальные вещи декабристов, собранные еще в 1920-е годы, документы, книги. Первая постоянная экспозиция «Декабристы в Восточной Сибири» была построена научными сотрудниками музея Н.С. Струк и Т.В. Налетовой при участии иркутских художников В.А. Ильина, А.М. Муравьева и Н.И. Домашенко. Молодой музей стал центром притяжения для всех, кому были дороги имена декабристов. В маленьком уютном старинном доме при свечах проходили литературно-музыкальные вечера, камерные спектакли, встречи с учеными, писателями и поэтами. Дом жил, светился, согревался теплом памяти благодарных потомков. Экспозиция пополнялась новыми мемориальными предметами. В 1985 году в мемориальном доме С.Г. Волконского на соседней улице открылся второй музей декабристов. Именно с этого времени в название дома на Дзержинского, 64, вернулось из легенды имя С.П. Трубецкого. Из музейного отдела два этих дома в 2000 году превратились в самостоятельный государственный музей. В 2005 году Дом-музей Трубецких решено было закрыть на текущий ремонт. Но 150-летний деревянный дом к тому времени угрожающе обветшал и нуждался в полной реставрации. Летом 2007 года Дом-музей Трубецких был разобран до основания, и начался долгий и кропотливый процесс реставрации. В сентябре 2011 года обновленный и похорошевший Дом-музей Трубецких вновь открылся для посетителей.



Если о принадлежности дома семье декабриста С.П. Трубецкого нет единого мнения специалистов, то о жизни семьи в Иркутске сохранилось множество документальных и материальных свидетельств. На их основе в легендарном доме середины XIX века Иркутский музей декабристов создал новую экспозицию - «Эпоху отразившая судьба» (автор И.В. Пашко). Она рассказывает о сибирской судьбе декабриста С.П. Трубецкого и его семьи. В истории жизни этого человека как в капле воды отразилась судьба целого поколения декабристов. Русский князь, лейб-гвардии полковник, участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов, он стал одним из руководителей тайных обществ, диктатором восстания на Сенатской площади, был осужден в каторжную работу навечно, провел в Сибири тридцать лет (из них одиннадцать лет в Иркутске). Любящий муж и отец, он за это время похоронил троих своих малолетних детей и горячо любимую супругу, блестяще воспитал, дал достойное образование и выдал замуж трех дочерей. Всегда открытый для своих друзей, умный, благородный, отзывчивый на чужую беду, щедрый в помощи ближним - таким помнили его современники, таким Трубецкой предстает в своем эпистолярном наследии.

Экспозиция размещается в цокольном (подклете) и первом (жилом) этажах Дома-музея. Комнаты жилого этажа закольцованы в анфиладу. Здесь воссозданы типологические интерьеры дворянского дома середины XIX века, в пространстве которых размещены мемориальные вещи семьи Трубецких и других декабристов. Историческая экспозиция полуподвала (подклета) повествует о тринадцатилетней каторге и последующем поселении декабристов в Сибири.




Знакомство с Домом-музеем начинается с приемной жилого этажа.

Экспозиция приемной рассказывает о жизни будущих декабристов до 14 декабря 1825 года. Начальная и заключительная части экспозиции решены в одном пространстве с использованием интерактивного «окна в прошлое», в котором отражается жизнь декабристов до 14 декабря 1825 года и после 1856 года. Между этими двумя датами - тридцатилетняя жизнь самого С.П. Трубецкого и его товарищей по несчастью со всеми ее невзгодами и радостями.

Перед посетителем проплывают картины светской жизни дворянского общества первой четверти XIX века, Петербург, Москва и Париж. Об участии С.П. Трубецкого в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах свидетельствуют памятные медали (в копиях) «Бой при Кульме. 1813», «Бой при Малом Ярославце» и «Покорение Парижа. 1814», созданные в 1836 году по рисункам графа Ф.П. Толстого.

На стене комнаты два судьбоносных документа повествуют об участии князя С.П. Трубецкого в восстании 14 декабря 1825 года. Первый - «Манифест к русскому народу» (копия), написанный рукой С.П. Трубецкого в ночь с 13 на 14 декабря 1825 года. Он должен был быть печатно обнародован в виде листовки и распространен «среди читающих граждан Отечества». Второй - «Определение Верховного уголовного суда о государственных преступниках и Высочайший манифест». В нем под № 1 значится: «Полковник Трубецкой. Осужден навечно в каторжную работу». Копии портретов царственных особ Александра I, Николая I и великого князя Константина - знакомцев, свидетелей и участников в судьбе Сергея Трубецкого - остаются в импровизированной дворцовой комнате, а мы вслед за Трубецким и его товарищами по несчастью отправляемся «во глубину сибирских руд».

Цокольный этаж

Эта часть дома по-сибирски называлась подклетом и служила в прошлых веках для устройства кухни и отопления всего жилища. Низко нависающие потолки, бревенчатые стены и большая русская печь напоминают об условиях жизни декабристов на каторге.

Дорога в Сибирь

На стене размещена «Генеральная карта Азиатской России по новейшему разделению на губернии, области и приморские управления, с показанием путей российских мореходцев» (СПб., 1825). По ней можно проследить путь следования «государственных преступников» в Сибирь от Санкт-Петербурга до каторжных мест Забайкалья. С.П. Трубецкой был в числе восьми декабристов, которых первыми провезли этим путем летом 1826 года. На карте обозначены все населенные пункты Сибири, в которых жили декабристы с 1826 по 1856 год.

В Благодатском руднике

«Во глубине сибирских руд» С.П. Трубецкой и семь его товарищей- декабристов провели более десяти месяцев (1826-1827). Мрак подземелья и теснота каторжной тюрьмы усугублялись лязгом кандалов, которые не снимали с узников даже ночью. В ножные кандалы, подобные тем, что лежат на столе, декабристы были закованы более двух лет.


Ангелами-хранителями для каторжников стали княгини Е.И. Трубецкая и М.Н. Волконская. Они своим присутствием ободряли всех декабристов и своей любовью до самоотречения помогали им выжить в суровых условиях Благодатского рудника. Образы двух первых декабристок можно разглядеть через маленькое отверстие в «тюремной» двери. Портреты восьмерых благородных узников Благодатска в обрамлении кандальных браслетов размещены на фоне шахты свинцово-серебряного рудника.

Декабристы в Читинском остроге

Картины острожной жизни и каторжной работы были созданы самими декабристами с натуры. Большая копия акварельного рисунка декабриста Н.П. Репина «Декабристы на мельнице в Чите» (1828-1830) представляет каторжный «урок» декабристов. Крайний справа - Сергей Петрович, вращающий ручной жернов. На противоположной стене комнаты - копия рисунка того же автора «Декабристы в камере Читинского острога» (1828). Этот рисунок служит иллюстрацией быта и взаимоотношений декабристов на каторге. В Чите сложилось острожное братство декабристов, в котором каждый старался быть полезным товарищам своими знаниями, опытом, талантами, средствами к существованию, наконец. Все книги, полученные узниками из России, помечались рукой коменданта С.Р. Лепарского. Надпись на французском журнале декабриста П.В. Аврамова «Британское обозрение» (1825) гласит: «видал Лепарский». В Читинском остроге декабрист Н.А. Бестужев начал создавать портретную галерею своих товарищей и их дорогих спутниц и спасительниц. В раме старинного зеркала поочередно сменяются портреты всех одиннадцати жен декабристов, приехавших в Сибирь, и звучит стихотворение А.И. Одоевского «Княгине М.Н.Волконской» (1829). У зеркала - письмо княгини Марии (на французском языке), адресованное из Читы своей свекрови А.Н. Волконской. Подлинник этого бесценного документа хранится в фондах нашего музея.

Узники Петровского Завода

В 1830 году декабристов для отбытия каторжных работ перевели из Читы в Петровский Завод. В одиночных сырых и темных камерах некоторым декабристам пришлось прожить девять лет. Увеличенный фрагмент тюремной камеры декабриста Н.А. Бестужева, нарисованной самим «хозяином» в 1831 году, дает представление об обстановке последнего этапа каторги декабристов. Простая мебель, скромная обстановка. Здесь царят книги, различные приборы, мольберт и кисти. На мольберте - портреты декабристов, написанные Николаем Бестужевым за все годы каторжных работ. Через «окно» тюремной камеры можно разглядеть окрестности Петровского Завода, запечатленные художниками-декабристами. В Петровском Заводе благородные узники открыли школу для местных ребятишек. Учителем в ней и хранителем декабристской библиотеки оставался до конца своих дней декабрист И.И. Горбачевский. В экспозиции на столе - деревянная кустарной работы шкатулка для шахмат И.И. Горбачевского. Ее передала в Иркутский музей декабристов П.Б.Львович - потомица ученика декабриста. В том же интерьере представлен деревянный дорожный сундучок декабриста Н.В. Басаргина.



На поселении

Летом 1839 года каторжные работы декабристов были завершены.

В числе последних покидал Петровский Завод и С.П. Трубецкой вместе со своей многочисленной семьей. За годы каторги у Трубецких родилось пятеро детей. В память о проведенных на каторге тринадцати годах декабристы увезли в разные концы Сибири альбомы, сделанные своими руками, с рисунками товарищей и своими собственными. Подобный альбом Е.И. Трубецкая отправила младшей сестре графине Зинаиде Лебцельтерн в Италию. Сохранившийся у французских потомков семьи де Винераль, этот альбом вернулся в Сибирь (в копиях) в 2001 году и представлен в экспозиции.

Поселение декабристов в разных деревнях и селах Сибири вынудило многих обзавестись собственными домами и заняться сельским хозяйством. Трубецкие построили дом в с. Оёк, завели свой огород, лошадей и коров. Хозяйство развивалось успешно благодаря радению просвещенного земледельца князя С.П. Трубецкого. О строгой регламентации жизни поселенцев свидетельствуют архивные документы о разрешениях на переписку, на перемещение по Сибири, на вступление в брак и, наконец, о поведении ссыльнопоселенцев.

Разводная

По возвращении из полуподвала посетитель знакомится с последним «иркутским» этапом жизни семьи Трубецких. Здесь у лестницы представлен комплекс документов, относящихся к несохранившемуся подлинному дому Трубецких. Его единственная фотография начала ХХ века соседствует с документами о покупке дома.



Уютный интерьер столовой наполнен мемориальными вещами семьи Трубецких. Здесь икона-пелена «Богоматерь Владимирская» золотного и лицевого шитья XVII- начала XVIII века, два стула ручной работы, шкатулка дамская (несессер) в стиле «шинуазри» французской работы первой половины XIX века, бисерная салфетка с дарственной надписью декабриста Ф.Б. Вольфа. Четыре вышитые вещи 1830-1840-х годов - покровец (воздух) на чашу со Святыми Дарами, обложка блокнота, пресс-бювар и шкатулка для писем - выполнены, по легенде, самой княгиней Е.И. Трубецкой. Тема нравственного выбора княгини Каташи, последовавшей за мужем на каторгу, получила в экспозиции документально-художественное воплощение. На стене столовой - «картина» в раме. На ней в технике коллажа представлены копии писем и портреты четы Трубецких того времени, когда они писали эти письма (1826 год). При желании картину можно «оживить», и тогда с экрана зазвучат подлинные документы.

Теплые сени

Драгоценным украшением маленькой проходной комнаты служит «Пейзаж с озерком». Картина выполнена на картоне маслом в конце 1840-х - начале 1850-х годов. Ее автор - старшая дочь Трубецких Александра. Первые уроки живописи маленькой Саше давал декабрист Н.А. Бестужев еще в годы каторги в Петровском Заводе.

Акварельный портрет трех юных княжон Трубецких представлен здесь же профессиональной копией в технике оригинала. Неизвестный художник выполнял его, предположительно, в 1845 году, когда Трубецкие переселились из Оёка в Иркутск. Об успехах в учебе Зины и Лизы можно узнать из ежемесячных ведомостей Девичьего института Восточной Сибири. Все документы на стенах теплых сеней рассказывают о судьбах трех дочерей Трубецких.


Кабинет князя

Этот раздел экспозиции посвящен личности самого князя Сергея Петровича и отражает круг его интересов и родственных связей. Одной из главных обязанностей Трубецкого в это время было воспитание и образование собственных детей. В педагогической практике декабрист применял оригинальные пособия собственной редакции по разным предметам гимназического курса, фрагменты которых представлены в экспозиции в копиях. На письменном столе можно увидеть уникальную книгу из библиотеки С.П. Трубецкого с его автографом. Это - один из томов исторического сочинения об эпохе воцарения и крушения Наполеона Бонапарта «Мемуары герцогини д"Абрантес» (Брюссель, 1834). Данный автограф - единственный в Иркутске.



Парадная комната дома отдана иркутской поселенческой колонии декабристов. В Иркутской губернии в разное время проживало более 50 декабристов. Портреты товарищей по изгнанию, обо многих из которых заботился С.П. Трубецкой, представлены на стене. В шкафах - книги конца XVIII - первой половины XIX века по истории гражданской и военной, естествознанию, философии и европейским языкам. Часть этих изданий выписывали из России и читали декабристы по всей Сибири. Две мемориальные реликвии покоятся в углах гостиной под стеклянными колпаками. Это - большая фарфоровая ваза российской фабрики Сафронова 1830-1840-х годов и изящный гипсовый бюст 1830-х годов. Первую, по преданию, подарил иркутянам перед отъездом в память о почившей супруге Екатерине Ивановне сам князь С.П. Трубецкой. Второй мемориальный предмет был извлечен в 1924 году из надгробного памятника декабристу А.З. Муравьеву. По предположениям ученых, это скульптурный портрет двенадцатилетнего сына Никиты. Бюст был заказан в паре с бюстом младшего брата Лёвушки в Петербурге после смерти обоих детей женой декабриста В.А. Муравьевой и прислан мужу в Сибирь.



Приемная

Замыкая жизненный круг декабриста С.П. Трубецкого, мы вновь возвращаемся к началу экспозиции. Здесь перед нами в том же «волшебном» окне проплывают облака над могилами тех декабристов, которые навсегда остались в Сибири, и портреты тех из них, кому удалось покинуть ее после амнистии 1856 года. На столике у зеркала - текст амнистии декабристам и фотопортрет князя Трубецкого после 30 лет, прожитых в Сибири. Напротив - фотографии могилы жены и детей и товарищей, похороненных в Иркутске.

Дворец Апраксина-Трубецких - уникальное здание в центре Москвы на Покровке, 22. Это не просто памятник архитектуры в стиле барокко, это ещё памятник самому московскому барокко середины XVIII века. Вот он и потребовал к себе особого отношения, пришлось снимать его несколько раз в попытках найти лучшее освещение и передать в фотографиях его пышные архитектурные формы - ведь это сообщение готовилось специально для сообщества Архитектурные стили .
Всё же дом Апраксина-Трубецких, более известный как Дом-комод, - это настоящий дворец в стиле редкого для Москвы растреллиевского барокко. Он был построен в 1766 году для графа Матвея Фёдоровича Апраксина (1744-1803), возможно, по случаю его брака с троюродной сестрой Петра III. Автор проекта неизвестен. Историки архитектуры приписывали его ученикам Растрелли, также называлось имя Д. В. Ухтомского. Дрругие немногочисленные особняки растреллиевского стиля в Москве были уничтожены пожаром 1812 года.

Территория усадьбы сложилась в результате приобретения графом М.Ф. Апраксиным нескольких небольших владений. На одном из них, принадлежавшем в 1760 году поручику Крюкову, по восточной границе стоял длинный каменный корпус. В 1766-1769 годах были выстроены существующий трехэтажный каменный дом и два одноэтажных флигеля вдоль боковых границ усадьбы, причем восточный, видимо, включил старый корпус владения Крюкова. Замыкающий корпус сохранил лишь сводчатый центральный проезд и крупный горизонтальный руст; боковые здания на узком заднем дворе полностью перестроены. При создании усадьбы был использован распространенный в эпоху барокко приём композиции дворцового здания с внутренним замкнутым двором, образованным боковыми флигелями и служебным корпусом в глубине участка.
Строительство завершилось в 1774-1775 годах, уже после продажи усадьбы Д.Ю. Трубецкому. Западный флигель, прежде короткий, был удлинен. Оба флигеля были надстроены вторым этажом и соединены с домом переходами, которые были расширены в период до 1803 года. В торце восточного флигеля разместилась парадная лестница. В 1783 году двор был замкнут в глубине двухэтажным корпусом с проездом в центре (в наше время этот корпус надстроен третьим этажом); первоначально на его месте предполагался другой, изогнутый в плане.


Генплан усадьбы Апраксина-Трубецких. Экспликация: 1 - Главный дом. 2 - Восточный флигель. 3 - Западный флигель. 4 - Служебный корпус

Главный дом имеет сложную планировку с овальным залом в центре. В отличие от петербургских дворцов, основу планировки этого дворца составляют криволинейные помещения разной формы и размера. Прямоугольные помещения между ними несколько заглублены, изгибы их стен непосредственно выражены в объеме здания. На угловых выступах колонны и фронтоны ориентированы диагонально, что усиливает пластическое богатство здания. Эти выступы подчеркнуты колоннами с характерным для эпохи сложным ритмом и глубокой креповкой цокольной части, антаблемента и фронтонов.


План первого и второго этажей

Стиль барокко, в котором строился дворец, быстро вышел из моды и через 6 лет после постройки новой резиденции Апраксин продал усадьбу князю Д.Ю. Трубецкому. С 1772 по 1861 год дом принадлежал его потомкам - младшей ветви рода Трубецких. На уроках танцев у Трубецких в детстве бывали Александр и Ольга Пушкины. Пушкин посещал дом и позже, вероятно в 1826 году, бывая в гостях у управляющего делами и имениями Трубецких Василия Корнильева.
Считается, что именно здесь, в этом доме князя И.Д. Трубецкого, состоялся сговор о свадьбе его племянницы М.Н. Волконской с графом Николаем Ильичем Толстым; в этом браке родился Лев Толстой. На лето владельцы уезжали в свою усадьбу Знаменское-Садки и сдавали дворец внаём. В 1849-50 годах в доме Трубецких квартировал Дмитрий Менделеев.
С середины XIX века в усадьбе помещалась Четвертая мужская гимназия, в которой учились создатель аэродинамики Николай Жуковский, философ Владимир Соловьев, театральный режиссёр и критик Константин Станиславский, филолог Алексей Шахматов, писатель Алексей Ремизов и политический деятель Николай Астров.

1. Бирюзовый барочный дворец виден сразу за изгибом Покровки.

2. Скромная окружающая застройка служит хорошим фоном для необычного здания.

3. Пониженные флигели придают развернутому по улице ансамблю необходимую парадность.

4. Главный дом представляет собой замечательный памятник архитектуры позднего барокко. Фасад дома состоит из изогнутых линий, чередующихся ровных участков и выпуклых плоскостей, которые скрыты под обильным декором. Динамичная ордерная композиция, рисунок деталей, богатство декора напоминают самые знаменитые дворцовые здания того времени. Однако русское барокко не знает таких объемно-пространственных решений в архитектуре жилых зданий. В эпоху классицизма необычный вид здания закрепил за ним, а затем и за его владельцем - старшим Трубецким ироническое прозвище "комод".

5. Ниши первого этажа украшает необычная для жилого дома деталь - лепные раковинам. Крупные наличники и пышная лепнина почти целиком заполняют стены.

6. Криволинейное очертание фасада в средней части еще не столь ощутимо, но полукруглые угловые объемы выглядят самодостаточно. На этих ризалитах колонны и фронтоны размещены диагонально, благодаря чему усиливается пластическое богатство всего здания в целом.

7. Барочные картуши украшены лепниной в форме уха.

8. На фасадах богатейшая лепнина - наличники сложного рисунка, гирлянды, картуши на фронтонах. Исследователь архитектуры русского барокко Б.Р. Виппер назвал такие фасады "торжественным парадом".

9. Сильным пластическим элементом является и венчающий карниз. Разорванные фронтоны над выступающими объемами фасада еще больше подчёркивают напряженную игру архитектурных форм.

11. На втором этаже картуши дополнительно снабжены маскаронами в форме детских головок.

12. Колонны нарядного коринфского ордера объединяют второй и третий этажи, указывая на расположение здесь основных помещений, парадных и жилых. Однако ордер трактован по-барочному живописно и служит средством пластического обогащения стены. Сложный ритм расстановки колонн, то одинарных, то сдвоенных, придает стене дома мощь и динамичность, усиливает эффекты света и тени.

13. Выступающие из фасада ризалиты на втором и третьем этаже переходят в колонны или колоннады, в зависимости от ширины выступающей части. Первый этаж, более простой в оформлении, отделен от двух верхних тягой.

16. С двух сторон к дому примыкают небольшие флигели, а справа еще и службы, составляя с ним единый комплекс построек.

17. Продольные фасады флигелей, более сдержанные, обработаны уже в формах раннего классицизма.

18. Из выпукло-вогнутых форм фасадов наиболее разработан выходящий во двор, но сейчас во двор попасть невозможно - все ворота закрыты.

19. Оказалось, что при вечерней подсветке вся барочная роскошь дома смотрится ещё более выпукло и выразительно. К сожалению, внутрь попасть в индивидуальном порядке оказалось невозможно. Хороших фотогафий интерьеров дома тоже не нашлось, пришлось довольствоваться результатами своей наружной съёмки.

20. Из дальнейшей истории здания известно, что во время функционирования гимназии, некоторые внутренние помещения дома были перепланированы под её нужды, как общественного учреждения. Тогда же здесь появилась чугунная лестница, сохранившая до нашего времени.
В дворцовом здании гимназия просуществовала вплоть до революции 1917 года. Домовой церковью для гимназистов служила бывшая домовая церковь Трубецких, освящённая в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, располагавшаяся на втором этаже. К юбилею 50-летия гимназии по распоряжению её директора Благовещенская церковь была обновлена, помещение храма было значительно увеличено за счёт присоединения к нему соседних комнат.

21. После Октябрьской революции гимназия была закрыта, домашняя церковь упразднена, а находившиеся в ней церковная утварь и убранство были переданы в сельский храм Коломенского уезда. Помещения дома по решению революционных властей были обращены в коммунальные квартиры и заселены рабочими и служащими.

22. В годы гражданской войны все деревянные элементы убранства дома - декор, паркет, лестницы, перила, двери, мебель были полностью уничтожены или использованы для отопления и обогрева помещений в зимнее время.

23. Кроме коммуналок в здании также размещались, сменяя друг друга, различные учреждения и организации. С 1924 года до 1930-х годов в помещениях дворца располагалось общежитие студентов Московского института инженеров транспорта.

24. После окончания Великой Отечественной войны, коммуналки начали постепенно расселяться. На втором этаже здания расположился Дом пионеров и школьников Красногвардейского района Москвы.

25. И только в 1960-х годах, проживавшие в коммунальных квартирах жильцы были окончательно выселены, а учреждения и организации выведены, на освободившихся площадях разместился Всесоюзный научно-исследовательский институт геофизики. В это же время была проведена первая реставрация памятника - его фасадам вернули первоначальный облик середины XVIII века.

26. С 2005 года часть помещений дворца арендовал Российский фонд милосердия и здоровья (в 2009 г. охранно-арендный договор на помещения объекта культурного наследия расторгнут в связи с неисполнением его условий).

На фотографии, сделанной художником Грабарём в 1906 году, видно, что колонны дома раньше были каннелированные, т.е. с вертикальным желобками на стволе колонны.

Две акварели второй половины XIX века показывают, как тогда выглядел этот роскошный дворец. Иллюстрации позаимствованы у

На Покровке взгляд прохожего обязательно остановится на доме №21, который формирует перспективу улицы. Он напоминает царские дворцы Санкт-Петербурга, а в Москве подобных зданий сейчас нет. Своей необычной формой и вычурной отделкой он напоминает шкаф для белья и москвичи прозвали его Дом Комод . Князьям Трубецким , владевшим этим зданием почти целый век дали прозвище Трубецкие-Комод . В этом доме, по легенде, императрица Елизавета Петровна тайно обвенчалась с графом Разумовским.

История

В 1766 граф Матвей Апраксин затеял строительство. Автором проекта считают Дмитрия Васильевича Ухтомского, который подписал окончательные чертежи. Здание выстроено в стиле так называемого растреллиевского барокко, что в Москве было редкостью. Для этого стиля характерны причудливые формы, изысканная лепнина, обязательные колонны. Сегодня это единственное строение такого стиля в Москве. Немногочисленные другие особняки такого типа сгорели в пожаре 1812 году.

Москвичи окрестили это здание «комодом» из-за своеобразной формы и декора, которые действительно напоминали этот предмет мебели.

В 1799 г. Апраксин продал свою усадьбу в 1772г. одной из ветвей многочисленного семейства Трубецких, во владении которых дом оставался 90 лет. Чтобы отличать это семейство от других, им дали прозвище Трубецкие-комод.

Архитектура

Здание удивляет прихотливостью объёмов и своеобразием архитектуры. Планировка представляет собой помещения разнообразных форм и размеров. Это подчёркивается изгибами фасада. В отделке применены пилястры и колонны коринфского ордена, а лепнина и наличники практически целиком заполняют стены. По углам дома портики повёрнуты к перспективам улиц. Таким образом, стоящий на возвышенности дом, организует перспективу улицы на её изгибе.

Внутренняя планировка строения практически не сохранилась. Но известно, что все многообразные помещения располагались вокруг большого овального зала. Печи разной формы были украшены уникальными изразцами. (До середины ХХ века там ещё было печное отопление).

В этом «Комоде» бывал Александр Сергеевич Пушкин. Вместе с сестрой Ольгой он посещал там уроки танцев. И после восстания декабристов в 1826г. Пушкин навещал тут Василия Корнильева, управляющего Трубецких. Сюда же хаживал Федор Иванович Тютчев, живший неподалёку.

В 1861г. усадьба была продана Московскому университету и там была открыта 4-я Гимназия, где учились ученый Николай Жуковский, режиссёр Константин Станиславский, академики Виноградов и Шахматов, меценат Савва Морозов.

После революции в «комоде» расположились коммунальные квартиры и разнообразные учреждения. В 1924-1930г. здесь было институтское общежитие МИИТ.

После войны в здании был Дом Пионеров. Туда ходила Белла Ахмадулина, о чём написал в книге «Промельк Беллы» её муж Борис Мессерер.

В 1960г. была осуществлена первая реставрация фасадов и дом приобрёл прежний вид середины XVIII века. Сейчас в доме находятся разнообразные учреждения.

С этим домом связана одна романтическая легенда. Говорят, что именно тут, в домовой церкви сочетались морганатическим браком императрица Елизавета Петровна и граф Разумовский.

Архитектором особняка иногда называют Расстрелли. Но к нему этот дом отношения не имеет. В наше время для «комода» организовали специальную архитектурную подсветку и он заиграл новыми красками и особенно красив по вечерам.

Видео

Зарегистрированные пользователи могут принять участие в написании статьи и получить вознаграждение.