Фома Гордеев. Иллюстрации художников Кукрыниксы. М. Горький. Повесть «Детство». Изображение внутреннего мира подростка

Б.А. Дехтерев. Иллюстрация к повести М. Горького "Детство". 1948

О бабушкином, дедушкином, зверином и о том, кого из писателей получается вообразить ребенком

21 марта 2017 Игорь Зотов

Не верится, что вы тоже были маленьким, такой вы — странный. Как будто и родились взрослым. В мыслях у вас много детского, незрелого, а — знаете вы о жизни довольно много; больше не надо, - говорил Толстой Горькому во время одной из их встреч в Крыму в 1901 году.

Будущему буревестнику революции было тогда за тридцать, Повесть "Детство" своего великого собеседника он, разумеется, уже читал, а вот своего личного "Детства" еще не написал. Горький начнет его в Италии уже всемирно знаменитым 45-летним писателем. И нет сомнений, что то был, пусть и запоздалый, но ответ Толстому - настолько непохожи две эти повести.

На эту книгу мы наткнулись случайно - в нижегородском музее Горького "Домик Каширина", в котором и начинаются описанные в повести события. Там все осталось по-прежнему, как и полтора века назад, да и пейзаж вокруг дома мало в чем изменился: неприютные и пыльные улицы и дворы. Разве что торчат кое-где современные дома да машины снуют. Тот же у забора желтый дубовый крест, который насмерть придавил самого первого приятеля маленького Алеши Пешкова - Цыганка. Конюшня, понятно, пустует, а в соседнем, тоже музейном дворе памятник юному Горькому, вдохновенному, "со взором горящим". Представить себе подобный в Ясной Поляне невозможно. Да и вообще, отчего-то сложно вообразить маленьким именно Толстого, а не Горького.


Борис Дехтерев. Иллюстрация к повести М. Горького "Детство". 1948

Значит ли это, что Лев Николаевич ошибался в своей оценке Горького? Отнюдь.

Слава Толстого-писателя началась именно с "Детства", которое он написал молодым - чуть за двадцать - человеком. Не то чтобы его воспоминания о детских годах были свежее горьковских, нет. Дело в другом: "Детство" Толстого - повесть о том, как человек становится человеком, расписанная если не по дням, то по многим этапам этого сложного процесса. Толстого интересует прежде всего внутреннее состояние души, ее диалектика. У Горького все совершенно иначе. Его повесть - это предельно реалистичное описание быта одной нижегородской семьи, быта, по жестокой оценке самого автора, "звериного", быта, которым, по его мнению, живет вся Россия.

Толстой ловит и воспроизводит малейшие шевеления души, мельчайшие свои и чужие поступки. Именно в его "Детстве" появился тот самый поток сознания, на котором построен эпохальный "Улисс" Джеймса Джойса. Горький же сознательно ничего этого не отлавливает, ему события детской жизни интересны в качестве кусочков колоссальной мозаики под названием "русская жизнь".

Толстой подметив "звериность" в себе самом, всю оставшуюся жизнь будет изживать ее изматывающим самосовершенствованием. Горький предпочтет другой путь: исправление самой жизни, а, следовательно, и жизни других людей. И если Толстой упорно будет держаться своего пути, то Горький будет метаться от крайности к крайности, от Данко к Луке, от богоискательства к оправданию ГУЛАГА и газетному воплю если враг не сдается, его уничтожают ... Других - слишком много, да и хотят они слишком разного.


Савелий Сорин. Портрет М.Горького, 1902. США Сан-Франциско Fine Arts Museum

Я не смог отказать себе в удовольствии купить эту книжку, настолько она показалась стильной - вышло это издание "Детства" еще в 1948 году в Детгизе с иллюстрациями Бориса Дехтерева, а в 1998 году к 130-летию Горького в Нижнем ее переиздали. Тем же вечером в гостинце я начал ее читать, покуда не потускнели еще картины домика Каширина и всего города.

Тем же вечером я нашел для себя одно из объяснений горьковской раздвоенности. Разумеется, истоки всего в детстве. У Горького, пусть и описавшего его четыре десятилетия спустя, можно услышать множество отголосков детских впечатлений. Через всю книгу проходят признания мальчика в любви к бабушке, а равно настороженно-любопытное отношение к дедушке, который воспитывал по-звериному - бил смертным боем. Несколько раз Горький прибегает к прямому сравнению своих родственников, а самое любопытное из них это:

Я очень рано понял, что у деда — один бог, а у бабушки — другой. [ …]

Выпрямив сутулую спину, вскинув голову, ласково глядя на круглое лицо Казанской божией матери, она (бабушка - И.З .) широко, истово крестилась и шумно, горячо шептала:

— Богородица преславная, подай милости твоея на грядущий день, матушка!

Кланялась до земли, разгибала спину медленно и снова шептала все горячей и умиленнее:

— Радости источник, красавица пречистая, яблоня во цвету!..

Она почти каждое утро находила новые слова хвалы, и это всегда заставляло меня вслушиваться в молитву ее с напряженным вниманием.

— Сердечушко мое чистое, небесное! Защита моя и покров, солнышко золотое, мати господня, охрани от наваждения злого, не дай обидеть никого, и меня бы не обижали зря!

С улыбкой в темных глазах и как будто помолодевшая, она снова крестилась медленными движениями тяжелой руки.

— Исусе Христе, сыне божий, буди милостив ко мне, грешнице, Матери твоея ради...

Всегда ее молитва была акафистом, хвалою искренней и простодушной.

Борис Дехтерев. Иллюстрация к повести М. Горького "Детство". 1956. Картинная галерея, Красноармейск

А вот и дедушкин Бог:

Дед, поучая меня, тоже говорил, что бог — существо вездесущее, всеведущее, всевидящее, добрая помощь людям во всех делах, но молился он не так, как бабушка.

Утром, перед тем как встать в угол к образам, он долго умывался, потом, аккуратно одетый, тщательно причесывал рыжие волосы, оправлял бородку и, осмотрев себя в зеркало, одернув рубаху, заправив черную косынку за жилет, осторожно, точно крадучись, шел к образам. Становился он всегда на один и тот же сучок половицы, подобный лошадиному глазу, с минуту стоял молча, опустив голову, вытянув руки вдоль тела, как солдат. Потом, прямой и тонкий, внушительно говорил:

— «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!»

Мне казалось, что после этих слов в комнате наступала особенная тишина, — даже мухи жужжат осторожнее.

Он стоит, вздернув голову, брови у него приподняты, ощетинились, золотистая борода торчит горизонтально; он читает молитвы твердо, точно отвечая урок: голос его звучит внятно и требовательно.

— «Напрасно Судия приидет, и коегождо деяния обнажатся...»


Рассказывая мне о необоримой силе божией, он всегда и прежде всего подчеркивал ее жестокость: вот согрешили люди и — потоплены, еще согрешили и — сожжены, разрушены города их; вот бог наказал людей голодом и мором, и всегда он — меч над землею, бич грешникам.

— Всяк, нарушающий непослушанием законы божии, наказан будет горем и погибелью! — постукивая костями тонких пальцев по столу, внушал он.

Мне было трудно поверить в жестокость бога. Я подозревал, что дед нарочно придумывает все это, чтобы внушить мне страх не пред богом, а пред ним.

Разве не напоминает это "несдающегося врага"? Слишком рано и сразу с головой погрузился Алеша Пешков в звериный русский быт, но противоядие, которое выработалось в душе у ребенка, иной раз оборачивалось у взрослого Горького врожденной, вероятно, бабушкиной жалостливостью, но часто и благоприобретенной дедушкиной жестокостью. Сам он называл себя человеком неверующим. Оба эти и многие другие качества Горький, очень большой художник, сумел воплотить на бумаге одинаково убедительно.

Кукрыниксы. М. Горький. Шарж. 1932

Повесть я дочитал, уже вернувшись в Москву. Она многое добавила впечатлениям от путешествия в Нижний, сделало их объемными, что ли, помогла сравнить две эпохи. Звериность жизни ведь никуда не делась, просто приняла за эти полтора века иные обличья. Потребность человека в изживании собственной "звериности" - тоже. Ощущение от повести получилось, кажется, сильнее, чем в школьные годы. Но все же ощущение это скорее этнографическое, в отличие от толстовского, психологического. Споря с Толстым, Горький в одной из статей проницательно отмечал:

Оригинальнейшая черта русского человека, - в каждый данный момент он искренен. Именно эта оригинальность и является, как я думаю, источником моральной сумятицы, среди которой мы привыкли жить. Вы посмотрите: ведь, нигде не занимаются так много и упорно вопросами и спорами, заботами о личном "самосовершенствовании", как занимаются этим, очевидно бесплодным, делом у нас.

Мне всегда казалось, что именно этот род занятий создает особенно густую и удушливую атмосферу лицемерия, лжи, ханжества. Особенно тяжелой и подавляющей эта атмосфера была в кружках "толстовцев", людей, которые чрезвычайно яростно занимались "самоугрызением" .

Очерк "Лев Толстой", написанный десять лет спустя после смерти Льва Николаевича, Горький вдруг завершил неожиданным признанием:

А я, не верующий в бога, смотрю на него почему-то очень осторожно, немножко боязливо, смотрю и думаю: "Этот человек — богоподобен!"

Отличная сохранность и ценное издание с карикатурными иллюстрациями. Карикатуры Кукрыниксов особенно ценятся коллекционерыми в отличной сохранности. Роман "Фома Гордеев" - одно из наиболее известных произведений Максима Горького. Главный герой унаследовал от отца солидное состояние и семейное дело. Он пытается достойно продолжить коммерческую деятельность и приумножить нажитый отцом капитал, но мир дельцов чужд ему. Его горячая мечтательная натура подсказывает, что счастье не измеряется количеством денег. Он пытается найти свое место в жизни, но это оказывается непросто. Фома начинает пить

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально - над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др.). Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.). Кукрыниксы известны также и как живописцы и мастера станкового рисунка. Они - авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947-1948), «Старые хозяева» (1936-1937). Ими выполнены рисунки пастелью - «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г.», «Чкалов на острове Удд» и др.

Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп.В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы)
В группе происходил поиск нового единого стиля использовавшего мастерство каждого из авторов. Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений. Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись преимущественно политической карикатурой. По воспоминаниям художника журнала «Крокодил» Германа Огородникова, с середины 60-х годов, Кукрыниксы практически не посещали журнал:

Кукрыниксы - творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903-1991), Порфирий Крылов (1902-1990) и Николай Соколов (1903-2000).

  • Переплет книги: Цельноколенкоровый
  • Вес лота, кг: 1.8
  • Год издания: 1950
  • Формат размера издания: Издание крупного формата (от 205х260мм до 240х300)
  • М.Горький
  • Библиофильские особенности издания: Выгодная инвестиция в антиквариат!
  • Роскошное издание, отличный подарок: Данная книга является особенно качественным продуктом книжного оформления. Отличный переплет, иллюстрации, заставки, бумага
  • Сохранность лота: Отличная
  • Издатель, типография: Детгиз - Государственное издательство детской литературы
  • Место издания: Москва - Ленинград
  • Инвестиционный - коллекционный рейтинг по Obook.ru: 9

Детство. 1868, 16 (28) марта - A. M. Горький (Пешков) родился в Нижнем Новгороде в семье столяра. Рано осиротев, детские годы провел в доме своего деда Каширина. С 11 лет вынужден был идти "в люди«, работал "мальчиком" при магазине, буфетным посудником на пароходе, учеником в иконописной мастерской, пекарем и т. д.

Картинка 3 из презентации «Жизнь Максима Горького» к урокам литературы на тему «Горький»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока литературы, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Жизнь Максима Горького.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 1116 КБ.

Скачать презентацию

Горький

«Повесть Детство Горький» - Разорение и нищета. С помощью каких литературных приёмов так живо описал Горький портрет бабушки? Повесть «Детство». Как восприняли ба- бушка и дед разоре- ние и нищету? Праздничный вечер в доме Кашириных. М.Горький. Танец бабушки-рас-сказ о себе,о радос-ти и горести,о любви к людям,стойкости и оптимизме.

«Жизнь Горького» - Споры в критике вызвала повесть «Исповедь» (1908), высоко оцененная А. А. Блоком. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. «Как же мы потом жить будем? Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса.

«Горький» - В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех.

«Урок Легенда о Данко» - Нужны подвиги, подвиги! Легенда о Данко. (по рассказу «Старуха Изергиль» 1894 г.). «Мечтать – не значит жить! Легенда о Данко. (По рассказу «Старуха Изергиль».). Герои живут среди нас. «Песня о Соколе». 1895 год. Урок внеклассного чтения. А. Матросов. Средства художественной выразительности: М. Горький.

«Легенда о Данко» - Охарактеризуйте внешность старухи Изергиль. Ответы на вопросы. Вступление завязка кульминация развязка заключение. Композиция легенды. Угадай произведение и героев по отрывкам из текстов. Художественные средства языка. В жизни всегда есть место подвигам. Выразительное чтение начала текста. Обобщение урока.

«Максим Горький биография» - В 1904 - пьесы "Дачники", "Дети солнца", "Варвары". Здесь были написаны памфлеты "Мои интервью" и очерки "В Америке". А- в Петербурге; В своем творчестве Горький отражал героическую борьбу русского рабочего класса. Где родился М. Горький? В начале 1906 прибыл в Америку, где пробыл до осени.

Всего в теме 42 презентации

Л.Толстой: “Счастливая, счастливая,
невозвратимая пора детства! Как не
любить, не лелеять воспоминания о
ней? Воспоминания эти освежают,
возвышают мою душу и служат для
меня источником лучших наслаждений”.
Ф.Достоевский: “Знайте, что нет ничего
выше, и сильнее, и здоровее, и
полезнее впредь для жизни, как
хорошее какое-нибудь воспоминание,
вынесенное из детства, из
родительского дома”.

«Детство»

«Детство»

Главная тема повести говорит о
том, что в недрах старого,
отмирающего мира зарождается
новое, светлое,
жизнеутверждающее начало, и это
новое прекрасно.

1-я глава (первые впечатления Алеши от знакомства с
семьей Кашириных: бабушка, дед, вся семья, дом
деда).
2-я глава (жизнь в доме деда; будни семьи
Кашириных). Впечатления Алеши от «неумного
племени».
3-я глава (развлечения, праздники). Впечатления
Алеши от бабушки, Цыганка, Григория Ивановича.
4, 5, 7, 13-я главы. Трудное время в семье Кашириных
(пожар, разорение, нищета). Знакомство Алеши с
«улицей»…
8-я глава. Дружба Алеши с Хорошим Делом.

Иллюстрация “Дед порет
Алёшу”
В центре – на скамейке
распластанная, почти
безжизненная фигурка
мальчика, а над ним
неумолимо занесённая рука
деда с розгой, удар розги
неотвратим, слева –
окаменевшая от ужаса и
страха мать Алёши. И
никаких деталей. Светлый
рисунок обнажает страшную
действительность дома
Кашириных.

«Детство» Максима Горького –
автобиографическая повесть. В ней
описываются быт и жестокие нравы
мещанской среды, в которой вынужден расти
мальчик-полусирота. В своем детстве Алеша
сталкивается со многими людьми, и
хорошими, и плохими. Но есть среди них
человек, которому принадлежит особая роль.
Это бабушка Акулина Ивановна. Бабушка
всегда остается в центре его внимания,
являясь посредником между мальчиком и
большим миром, от нее Алеша получает
самые ценные жизненные уроки.

Бабушка – «круглая, большеголовая, с
огромными глазами и смешным рыхлым
носом…». В ее облике Алешу особенно
притягивают глаза и улыбка. Через глаза
бабушка «светилась изнутри… неугасимым,
веселым и теплым светом». А когда она
улыбалась, этот свет становился невыразимо
приятным. От других людей бабушку
отличала и манера разговаривать. «Она
говорила ласково, весело, складно… как-то
особенно выпевая слова».

Алешина бабушка – необычный, одаренный
человек. Большое влияние на формирование
характера мальчика оказали ее сказки и
истории из жизни, «тоже подобные сказке».
«Сказки она сказывает тихо,
таинственно…слушать ее невыразимо
приятно…, а про деловую жизнь семьи…она
говорила посмеиваясь, отчужденно, как-то
издали». Эти рассказы помогают Алеше не
привыкнуть к серой будничной жизни, которая
его окружает, и пробуждают в нем
уверенность, что можно жить по-другому.

Яркий характер бабушки проявляется и в том,
как она танцует. «Бабушка не плясала, а
словно рассказывала что-то». Для нее танец
не просто движение тела, а наполненное
внутренним смыслом действие. Этот танец
интересен всем.
Еще Акулина Ивановна искусная
кружевница. Плести кружева она научилась в
детстве, чтобы помочь матери зарабатывать
на жизнь. Слава о ней пошла по всему городу,
и к Акулине стали обращаться все, кому
требовалась «хорошая работа». Это искусство
пригодилось бабушке в дальнейшем, когда
дед отказался ее «кормить».

Бабушка – самый добрый человек среди
Кашириных. Ее отличает бескорыстная
любовь к миру, жалость к людям,
чуткость к чужой обиде и боли. Она всем
старается помочь, поддержать,
ухаживает за больными, лечит детей,
разбирает семейные споры и ссоры.
Точную характеристику ей дает мастер
Григорий: «Она вроде святой, хоть и
вино пьет, табак нюхает. Блаженная как
бы».